2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества. Структура общественного сознания

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

— духовные потребности;

— духовная деятельность и производство;

— духовные ценности;

— духовное потребление;

— духовные отношения;

— проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально.

Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает.

Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.
Общество есть материально-идеальная реальность.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность,выступает составной частью общественного бытия.

Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним.

Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из «бытия вообще» общественного бытия, а из «сознания вообще» — общественного сознания — одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни — обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность.

Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология.

Следует подчеркнуть, что идеология — это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Но об этом речь пойдет ниже.

Следующий аспект рассмотрения общественного сознания — по его носителю или субъекту. Таким образом выделяют виды общественного сознания — индивидуальное, групповое и массовое сознание.

Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания — социальная группа, носителем массового сознания — неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью.

Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого-то эстрадного певца, почитатели газеты «СПИД-инфо», постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы.

Попутно отметим, что толпа — это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличает непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы — нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная фило- софия особое внимание уделяет идеологии. Идеология — это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия.

Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений.

По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих в конечном счете экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Источник: https://studopedia.su/15_96064_duhovnaya-zhizn-obshchestva-struktura-obshchestvennogo-soznaniya.html

Реферат: Общественное сознание — главный элемент духовной сферы

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

Введение

1. Духовная реальность как составная часть

и отражение общественного бытия

2. Структура общественного сознания: его уровни,

формы и функции

3.Каково соотношение общественной психологии и идеологии

в обществе

Заключение

Список литературы

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности.

Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом.

Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального.

В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности — самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности.

Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа.

Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов.

Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание.

Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.

Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида.

Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) — «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный — «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление — ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу.

До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции

Структура общественного сознания выделяются такие уровни , как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй — идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Общественное сознание выступает в различных формах : общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

мораль — система взглядов и регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

— искусство — особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

— религия и философия — наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются обыденное сознание и теоретическое сознание, представляющие два уровня отражения действительности — познание явлений и познание сущности.

Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людей и ограничено непосредственными практическими условиями жизни людей различных общностей.

Оно охватывает и обобщает по преимуществу внешние связи и отношения общественной жизни, но, как правило, не раскрывает ее существенных сторон и не способно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности.

Этот уровень сознания, не систематизированный в целом, включает опыт народных масс и разнообразные эмпирические знания, выработанные в процессе исторического развития (народные знания в области производства, быта, медицины, фольклор и другие виды народного творчества, представления о явлениях природы, в том числе предрассудки, суеверия и т. п.).

Вместе с тем обыденное сознание создает в общественно-историческом плане предпосылку и условия возникновения теоретического сознания, а также его дополнение. Наиболее глубокие обобщения и понятия повседневного сознания переходят на высший уровень познания и становятся достоянием теории и науки.

Теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания, для которого характерно открытие сути природных и общественных явлений, их закономерных связей и отношений. Этот компонент общественного сознания существует в форме систем идей, понятий, законов и т. п. Теория, как систематизированное сознание, представлена наукой и идеологией, а идеологические системы в свою очередь могут различаться как научные и ненаучные. Кроме того, теоретическое сознание дифференцировано и имеет градации, определяемые глубиной проникновения в сущности различного порядка.

Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным.

по мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание .

Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.

Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии.

Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание — это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении.

Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.

Формы общественного сознания принято различать между собой по следующим критериям:

роли в обществе;

способу отражения;

социальному источнику.

3. Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе?

Общественная психология — частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.

Идеология — частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям.

Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.

И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе.

Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира.

Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.

Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей.

Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии.

Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы.

С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии.

Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”.

И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировало и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль.

Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество.

Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны.

Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем.

Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Заключение

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как “предстоящее” субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

Список литературы

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 439-458.

2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 390-396.

3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 701- 719.

5. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 81.

6. Философия и ценностные формы сознания. – М., 1998.

7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-181226.html

Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

уховное бытие является одним из важнейших структурных элементов общественного бытия. Связь духовной жизни с другими сферами общественного бытия порождает

их общность в сфере деятельности, ведущей к конечному результату. Прежде всего, следует отметить, что приоритетную роль здесь играют духовные потребности, иными словами, — желание людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности.

Человеку присуща потребность в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, познании окружающего мира. В литературе деятельность, направленная на удовлетворение духовных потребностей, именуется духовным производством. Такой терминологии придерживается, в частности, Л.

Н.Коган, В.И.Толстых и ряд других авторов.

Есть основания полагать, что на первоначальной стадии развития, элементарные духовные потребности не могли существовать в отрыве от потребностей материальных.

Впоследствии, с развитием материального производства, которое способствовало созданию общественных условий для развития духовных потребностей, а удовлетворение последних породило нескончаемую череду новых потребностей духовного плана, — возникает духовное производство, как самостоятельная и все более значимая отрасль человеческой деятельности. Общественные условия для появления, развития и удовлетворения духовных потребностей определены характером общественного строя и его отношением к гражданскому обществу, уровнем общественного сознания, культурным уровнем и т.д. Поэтому сводить такие общественные условия только к материальным нецелесообразно.

Для производства и потребления духовных ценностей индивиду необходимо наличие свободного времени, величина которого как раз и зависит от степени развития общественных условий. Причем, духовные потребности не возникают непосредственно из материальных.

Их не следует рассматривать как причину и следствие. Хотя элементарные материальные потребности и предшествуют духовным, они не порождают их, а лишь служат условием для их появления, развития и потребления.

Духовному производству присущи свои специфические функции.

Пожалуй, наиболее значимой функцией духовного производства следует назвать деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни (экономика, политика и т.д.), и на этой основе, развитие человека. Под духовным производством следует понимать производство определенных идей.

Причем, идеи эти могут носить как прикладной (одухотворяющие процесс ежедневного совершенствования общественной жизни), так и фундаментальный характер (выводящие ту или иную сферу общественной жизни на новый уровень).

В этом плане можно рассмотреть идеи мессианства в религиозном сознании, теорию относительности в естествознании, идею разделения властей в правовом и политическом сознании. Процесс духовного производства (так же как и материального) носит непрерывный характер. Так же как в материальном производстве продукт (идея) должен дойти до потребителя.

То есть люди (потребители) должны получить знания об этих идеях — через школу, техникум, ВУЗ, культурно-просветительные учреждения, религиозные учреждения, средства массовой информации. Таким образом, можно говорить о функции производства знания. В этой связи нельзя не назвать такой функции, как производство общественного мнения.

Данная функция неразрывно связана с функцией производства и распространения знаний. Самостоятельность ей придает присутствующий в ней идеологический момент. Любой процесс распространения знаний носит идеологический характер. Поскольку его распространитель — писатель, художник, учитель и т.п.

вольно или невольно проявляет свои симпатии к тем или иным философским концепциям, политическим взглядам или религиозному мировоззрению. В некоторых случаях, а именно тогда, когда процесс специально направлен на формирование общественного мнения (выборная агитация), идеологический момент приобретает приоритетное значение.

Таким образом, духовное производство, являясь отраслью целостного общественного производства, представляет собой (наряду с материальным производством) производство отношений между людьми.

Общественное сознание следует рассматривать как необходимую составную часть исторического процесса. В то же время оно является функцией общества. Если бы не существовало сознания, невозможно было бы течение общественной жизни. Это было бы существование безликих существ без прогресса, без каких бы то ни было возможностей.

Общественное сознание представляет собой самостоятельное явление. Вместе с тем, данная самостоятельность в современной литературе рассматривается в рамках воздействия материального общественного бытия. В то же время общественное сознание реагирует на внешние импульсы и развивается по собственным внутренним законам.

Среди внутренних законов, по которым развивается общественное сознание, следует назвать:

1. Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

2. Закон об относительной самостоятельности общественного сознания;

3. Закон взаимодействия, обусловленности различных форм общественного сознания;

4. Закон сохранения преемственности в развитии;

5. Закон об обратном воздействии общественного сознания на общественное бытие.

Мы уже говорили в предыдущих лекциях об отношении общественного бытия к общественному сознанию.

Иными словами, пока общество развивается, общественное сознание не регистрирует тенденций, подталкивающих общество к развитию.

Осознание это наступает уже как осознание результата развития по восходящей или нисходящей. Вместе с тем имеются примеры опережения общественным сознанием развития общественного бытия.

Примером здесь может служить развитие теоретического (научного) и религиозного сознания.

Любая общественно-экономическая формация обладает характерным уровнем общественного сознания. Причем, каждая новая ОЭФ впитывает то, что было накоплено до нее. Великие мыслители Вольтер, Дидро, Смит и т.д.

, конечно же, испытали на себевоздействие материального бытия своего времени, но становление их как мыслителей не состоялось бы, если бы они не впитали (не опирались) гуманистическое наследие своих предшественников эпохи Возрождения.

Различные формы (философское, религиозное, нравственное, научное, правовое, политическое и т.д.) сознания оказывают влияние друг на друга.

Причем ни одну из них нельзя выделить в качестве приоритетной, если речь идет о демократическом обществе. В тоталитарных обществах все формы общественного сознания находятся под давлением какого-то господствующего политического сознания.

Все, в том числе нравственные и общечеловеческие ценности, приносится в жертву политическим целям.

Общественное бытие реализует себя посредством общественного сознания. Иными словами, бытие посредством сознания содержит в себе отражение себя самого в качестве необходимого внутреннего элемента общественной деятельности. Сознание влияет на развитие общества через деятельность людей, которые руководствуются обыденными или теоретическими взглядами.

Воздействие на бытие (причем достаточно активное) могут оказывать как прогрессивные, так и консервативные, даже реакционные идеи и взгляды. Таким образом, сознание может ускорять развитие общества, консервировать его развитие и даже обращать развитие вспять.

Своеобразное место в жизни социума занимают общественная идеология и психология, представляющие собой два уровня общественного сознания.

Общественное сознание

Под общественной психологией следует понимать систему обычаев, настроений, чувств, традиций и побуждений, характерных как для данного общества в целом, так и для больших социальных групп.

Конкретные исторические условия оказывают влияние на формирование общественной психологии.

Причем для каждой социальной группы эти условия различны, а коль скоро так, то и социально-психологические комплексы этих групп также будут различными.

Причем в любой нации, государстве имеются и общие черты, характерные для всей исторической эпохи и специфические, национальные традиции. Например, российская мечтательность и романтизм, немецкая пунктуальность, американская деловитость.

В свою очередь, общественная идеология — суть система взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных ее сторон. По сравнению с психологией это более высокий уровень общественного сознания, поскольку — это образец теоретического отражения мира.

Психология, в том числе, и общественная, формируется стихийно под воздействием жизненных обстоятельств. Идеология выступает как продукт деятельности идеологов данной группы. Отношения между общественной психологией и идеологией весьма сложные.

Психология — суть эмоциональный, чувственный уровень, а идеология — рациональный уровень общественного сознания.

Идеология использует в качестве базы определенные черты психологии данной социальной группы. В то же время идеология способствует усилению одних черт и ослаблению других черт психологического характера.

Наряду с категорией «общественное сознание» существуют понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание», «индивидуальное сознание».

Обыденное сознание характеризует уровень научности сознания, а массовое сознание дает ответ на вопрос какова степень распространенности данного сознания. Обыденное и массовое сознания совпадают по объему и содержанию.

Их можно определить как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики, и характерное для основной массы членов общества сознание.

Индивидуальное сознание — отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и его психических особенностей.

Сознание индивида содержит ряд различных слоев, взаимодействующих и противоречащих друг другу. Индивидуальное сознание может быть рассмотрено как совокупность общего, особенного и единичного в сознании личности.

Мир отражается в общественном сознании в различных образах и формах. Вполне естественно возникает вопрос — чем вызвано такое многообразие? Безусловно, сложностью окружающего нас мира, который в данном случае является объектом познания. Для всех сложных объектов характерно то, что они не могут быть познаны в единой форме.

Различные формы действительности отражаются различными формами общественного сознания, которые имеют свои специфические особенности.

Поэтому духовно-практическое освоение действительности имеет не только специфическое содержание, но ему также присущи специфические формы отражения. Формы общественного сознания отличаются также друг от друга по характеру связи с экономическим базисом общества и по своей социальной функции в жизни общества.

Следует отметить, что в историческом плане общественное сознание прошло ряд этапов. Одной из древнейших форм общественного сознания считается нравственное сознание, возникшее еще в условиях первобытнообщинного строя.

В это же время возникают и такие формы духовно-практического освоения социальной действительности, как экономическое, эстетическое, а затем религиозное сознание.

С развитием социума и возникновением различных социальных слоев появляются политическое, правовое и экономическое сознание.

Процесс этот продолжает развиваться и сегодня. Под воздействием экологического кризиса формируется экологическое сознание. Причем все эти формы общественного сознания находятся в неразрывном единстве.

Нравственное сознание — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом.

Категории моральных норм: «добро» и «зло», «счастье», «честь» и «достоинство» и т.д. В отличие от правовых, нравственные нормы поддерживаются общественным мнением. Моральные нормы распространяются и на такие отношения, которые не регулируются правом, как дружба, любовь и т.д.

В классовом обществе мораль приобретает классовый характер. Но при анализе моральных норм одинаково вредно как возводить во главу угла их классовый характер, так и игнорировать его. Нормы морали и нравственность, прежде всего, носят общечеловеческий характер.

Политическое сознание — совокупность чувств, устойчивых настроений, идей, традиций, цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Политическое сознание — результат расслоения общества на социальные группы со своими специфическими, порой абсолютно противоположными интересами. Немаловажным политическим фактором следует считать и появление многонациональных и многоконфессиональных образований со сложнейшими отношениями между народами. Недооценка этих факторов приводит к межнациональным конфликтам.

Политическое сознание — это система знаний и благодаря которым происходит осознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей.

Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно выражает материальные и политические интересы субъекта.

Политическое сознание является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом и призвано выполнять в обществе прогностическую, оценочную, регулятивную и познавательную функции.

Под правовым сознанием в философии принято понимать систему знаний и посредством которых осознается сфера права общественными субъектами.

Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии.

На исторической арене правосознание появилось как социальный заказ на необходимость регламентации общественных отношений и служило средством политической стабильности общества.

Правосознание включает в себя право как свой структурный элемент. Право выражает, прежде всего, интересы той социальной группы, которая в настоящий момент находится у власти.

Посредством права государство придает обязательный характер своим велениям, право есть система социальных норм и отношений, охраняемых государством. Право можно охарактеризовать и как регулятор общественных отношений.

Первые проявления права — неписаное право, правовой обычай появляются еще до появления классового общества.

Право выступает как юридическая форма осуществления всех цивилизационных функций государства и других политических институтов.

Право воздействует на экономику, политику и культуру и, в свою очередь, испытывает их влияние на себе.

Правосознание по своей структуре более всего тяготеет к таким формам сознания, как нравственное и политическое. В то же время каждая политическая группа имеет свое самосознание. Нравственное сознание может не совпадать с правовым.

В своей работе «Путь к очевидности» известный русский философ А.А.Ильин писал: «…

могут встречаться нецелесообразные или несправедливые законы, которые были неудачны с самого начала, или такие, которые с течением времени утратили свою жизненную полезность, но закон не отменен, он должен применяться и соблюдаться по римской формуле — «суров закон, но он закон» … тот, кто умеет блюсти «суровый» закон вплоть до его отмены, — тот предотвращает анархию и бесправие, ограждает принцип права и воспитывает правосознание своих граждан».

Сознание окружающего нас мира в форме конкретно-чувственных образов, представляет собой эстетическое сознание. Эстетическое сознание тесно взаимосвязано с искусством, но не тождественно ему.

Искусство суть деятельность по производству художественных ценностей (живопись, музыка, литература и т.п.), результатами такой деятельности следует считать художественные образы.

А эстетическая деятельность человека присуща и быту, и общественной жизни, и не ограничивается только искусством.

Искусству присущи определенные функции как познавательная, воспитательная и гедонистическая.

Познавательная функция проявляется в том, что произведения искусства, отражающие мир целостно, образно, являются источником богатой информации. Причем искусство несет информацию о таких процессах и явлениях, которые не всегда охватывает наука.

Воспитательная функция формирует в человеке способность давать оценки определенным событиям и фактам — благородство, подлость, низость. Гедонистическая функция — это функция, которая направлена на удовлетворение потребностей в развлечении, в получении удовольствия.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания. Оно направлено на уяснение смысла жизни и социально-духовной роли человека в мире.

Поиск пути спасения через общение с Абсолютом путем изучения священных текстов Библии, Корана и других источников. Способствует адаптации личности к сложным условиям современного бытия.

Оказывает воспитательное воздействие, формирует нравственную и гражданскую позицию.

Экономическое сознание — это отражение в голове людей экономической жизни в форме экономических знаний, теорий, оценки социально-экономического состоянияи деятельности, реализации материально-экономических потребностей общества в целом и отдельного человека.

В экономическом сознании отражаются, прежде всего, условия хозяйственной жизни людей, отношения определенных социальных групп к собственности, уровень благосостояния людей и материально-экономическое их положение в обществе по сравнению с другими.

Специфика экономического сознания заключается еще и в том, что оно прогнозирует и проектирует новое осмысление экономической жизни, новые подходы и методы решения экономических проблем.

От большинства других форм общественного сознания, философия или философское сознание отличается тем, что в своей структуре она не имеет психологического уровня отражения окружающего мира. Философия исследует абстракции высшего порядка — «общество», «бытие», «материя», «пространство», «время» и т.д.

Любая философская система, какой бы сложной она не была, есть суть отражения бытия.

Своеобразную характеристику давал философии Герцен в своей работе «Дилетантизм в науке»; «Положение философии в отношении к ее любовникам, не лучше положения Пенелопы без Одиссея: ее никто не охраняет — ни формулы, ни фигуры, как математику, ни частоколы, воздвигаемые специальными науками возле своих огородов.

Чрезвычайная всеобъемлемость философии дает ей вид доступности извне. Чем всеобъемлемее мысль, и чем более она держится во всеобщности, тем легче она для поверхностного разумения, потому что частности содержания не развиты в ней, и о них не подозревают».

Свою оценку философии в работе «Опыт философии и общения» дает также Н.А.Бердяев: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и, притом, с самых разнообразных сторон.

Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению сама возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности.

Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия, и ей враждебна наука».

Но, тем не менее, философия необходима миру, т.к. вооружает человека разумом, а науку — методологией.

Экологическое сознание — это форма общественного сознания, в которой отражаются взаимоотношения социума с природой и оценка общественной деятельности по его регулированию.

Таким образом, предмет экологического сознания — это отношение к природе человека и общества, экологическое сознание отражает действительный мир в форме таких понятий, как «экологическая обстановка», «экологический баланс», «экологический кризис», «зона экологического бедствия» и другие.

Экологическое сознание вырабатывает ценности и нормы и выполняет познавательную, воспитательную и практическую регулирующую функции.

Критерием развитости экологического сознания является понимание человеком себя как частицы природного мира и на этой почве бережное, гуманное отношение к природе.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под духовной культурой?

2. Какое место занимает в структуре духовной культуры общественное сознание?

3. Какова структура общественного сознания и на основе каких показателей она структурируется?

4. Раскройте особенности каждой из форм общественного сознания.

5. Чем объясняется возрастание роли духовного фактора в развитии общества?

Литература

1. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.:1987.

2. УледовА.К. Духовная жизнь общества. М: 1990.

3. Общественное сознание и его формы. М., 1996.

Глава III

Источник: https://cyberpedia.su/9xacf5.html

Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. Общественное и индивидуальное сознание. Общественная психология и общественная идеология

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания.

Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций.

Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание. Это система знаний и посредством которых общество осознает сферу политики.

Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп.

Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2. Правовое сознание. Это система знаний и посредством которых обществом осознается сфера права.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп.

Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с таким, как нравственное.

Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ:

1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественно-научные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a29362.html

Духовная жизнь общества. Общественное сознание

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Духовнаяжизнь общества. Общественное сознание.

1.Основные формы духовной жизни общества.

2.Общественное сознание и его формы.

1вопрос

Основнымиформами духовной жизни общества принятосчитать мораль, право, религию, науку,искусство.

Мораль— это сфера существования нравственныхнорм человека, включающая два аспекта:правила и нормы поведения людей испособность человека оценивать своинамерения и поступки. Нормы моралирегулируют лишь сознательное, волевоеповедение: поступки душевнобольных, атакже маленьких детей не подлежатнравственной оценке.

Нравственноеповедение закрепляется в обычаях итрадициях (устойчивом, повторяющемсяиз поколения в поколении поведении).Мораль и правосходныв том, что предлагают систему правилповедения, но имеются и существенныеотличия.

Моральные нормы распространяютсяна такие отношения людей, которые нерегулируются правом: дружба, любовь,верность. Исполнение права обеспечиваетсямерами принуждения с помощью специальногоаппарата правосудия, мораль не имеетспециального учреждения, котороепринуждало бы к соблюдению моральныхнорм.

Моральное регулирование осуществляетобщество: силой убеждения, примера,общественного мнения, традиции,нравственного авторитета отдельныхлиц.

Структуранравственного сознания включает в себянравственные чувства, категории морали,ценностные ориентации.

Косновным нравственным чувствам относятся:долг, совесть, стыд, честь, счастье.

Фундаментальныекатегории морали: добро и зло, смыслжизни, свобода воли.

Вэтических системах древности былосформулировано так называемое «золотоеправило нравственности» — чего в другомне любишь, того сам не делай. Еще однимраспространенным принципом нравственностибыла идея «золотой середины». Чтобыдостичь счастья, нужно избегать крайностейв поступках, соблюдать меру.

Впоследующей истории этики можно выделитьдва распространенных варианта: на первоеместо выдвигаются интересы отдельногоиндивида (эгоизм)или общие интересы (альтруизм).

Первыйвариант представляет собой: гедонизм(наслаждения,удовольствия); эвдемонизм(счастье); утилитаризм(поступок правильный, если он приноситпользу).

Воснове альтруизма — сострадание к другимлюдям, бескорыстное служение людям,готовность к самоотречению во имя благаи счастья людей. Этот принцип нашелвыражение в христианской морали -«возлюби ближнего своего, как самогосебя».

Основнымиэлементами духовной жизни обществаявляются:

Духовнаядеятельность — это деятельность сознания,в процессе которой возникают мысли ичувства, образы и представления очеловеке, материальном и духовном мире.

Врезультате духовной деятельностивозникают духовные ценности, например,моральные и религиозные устои, научныетеории, художественные произведения.

Входе духовной деятельности духовныеценности распространяются и потребляются(воспринимаются, усваиваются людьми) всоответствии с их духовными потребностями.

Индивидуальноесознание человека — восприятие имотдельных сторон бытия, это духовный«микрокосмос» индивида, в нем представленоне только общее, но и свое интересы, уголзрения, эмоции.

Сущностьрелигиозногосознания — иллюзорное удвоение мира:признание наряду с реальным природными социальным бытием иного, потустороннегомира. Главным признаком религиозногосознания является вера в сверхъестественное.

Вотличие от просто веры в сверхъестественное,религия является общественным институтом.Религия играет одну из основных ролейв создании «жизненного мира человека».

Она может выполнять созидательную,организующую роль в обществе, ноисторически религии не всегда справлялисьс этими задачами: вместо духовностинасаждали фанатизм и ритуализм, вместообъединения — разъединяли и даже разжигаливойны, вместо психологического успокоенияпорождали комплексы и суеверия.

Традиционноепредставление об абсолютной«противоположности» науки и религиипровоцировалось прежде всегоидеологическими мотивами, а именнодуховным деспотизмом церкви, с однойстороны, и специфическими для европейскойтрадиции претензиями науки на созданиевсеобъемлющего мировоззрения (сциентизм)— с другой.

Во всяком случае, сегоднясреди серьезных специалистов преобладаетмнение о том, что компетенция религиозногосознания должна быть ограниченаэкзистенциальной проблематикой, а наукалишена своих абсолютистскихмировоззренческих претензий; соответственноправомерно говорить о взаимнойдополняемости религиозной веры инаучного знания, лишь совместноудовлетворяющих одинаково объективныепотребности миллионов и миллионов людейна данной стадии развития человечества.

2вопрос

Общественноесознание — совокупность чувств, настроений,идей, теорий, художественных и религиозныхобразов, различных взглядов, отражающихвсё разнообразие бытия.

Носителемобщественного сознания является весьнарод или какая-либо отдельная группалюдей в его составе, например, класс илиэтническая общность.

Чем больше разница междувосприятием действительности со стороныразличных групп в данном обществе, тембольше вырастает угроза нестабильности.

Формы общественногосознания:

Экономическоесознаниестановится стимулом практическойдеятельности по созданию продуктов иуслуг, необходимых для жизни людей.

Нравственноесознаниеориентирует на поступки, поведение,способствующие

достижениюобщественного порядка, сочетанию личныхи общественных интересов

Экологическоесознаниеспособствует сохранению природы.

Демографическоесознаниевлияет на динамику народонаселения.

Эстетическоесознаниестимулирует деятельность по созданиюхудожественных ценностей, обогащениюдуховного мира людей.

Религиозноесознаниеспособствует преодолению страха,страданий из-за зависимости людей отстихийных сил природы и неизвестных имобщественных влияний.

Политическоесознаниесоциальной группы направляет ее политикуна завоевание или сохранение власти сцелью осуществления ее интересов.

Правовоесознание ведетк практической деятельности по созданиюи сохранению порядка, законов государствав интересах господствующих групп.

Историческоесознаниеспособствует сохранению социальногонаследия.

Формысознания производны от общественногопроизводства. Они — мыслительные продуктыопределенной общественной связи людей.Формы сознания представляют собойотражение и проявление практики масси являются содержанием и продуктом ихдеятельности.

Обыденноесознание— это как бы первичная форма пониманиямира, оно возникает у людей в процессеих повседневной жизни и деятельности,в повседневном общении. Теоретическиезнанияоб обществе представляют собой высшийуровень общественного сознания.

Втеоретическом сознании общественнаяжизнь, явления общественной жизни нетолько описываются, но и объясняются(раскрываются их законы, причины,противоречия).

Вобществе, состоящем из различныхсоциальных групп, теоретическое сознаниеимеет идеологическую окраску.Идеология— совокупность идей, теорий, отражающихи оценивающих явления общественнойжизни с позиций той или иной социальнойгруппы.

Идеология включает в себяпредставления об идеалах общества, остратегии и тактике в достижении идеалов.Пока существуют социальные группы сосвоими различными интересами, будетсуществовать идеология. Идеологиясоздается сознательно теоретическиподготовленными и преданнымипредставителями социальных групп, ихидеологами.

Они специально изучаютобщество, создают концепции общественногоразвития.

Особоеместо в общественном сознании занимаетмассовоесознание(его еще иногда называют «психологиейтолпы»).

Масса, «толпа» характеризуетсярядом специфических качеств: у людей,объединенных в «толпу», теряетсянезависимость суждений, резко возрастаетчувство своей силы, падает сознаниеиндивидуальной ответственности, растетвнушаемость, они легко поддаются влиянию«вожаков».

Интересно, что еще Платонписал, что охлос («толпа») — это особоеживотное, а демагог («вожак») — дрессировщик,умеющий им управлять. В толпе необретается, а теряется свобода.

Вформировании массового сознания особуюроль играют механизмы заражения иподражания. Известно, что убеждениячеловека основаны на знании и понимании.Человек без убеждений легко поддаетсяманипулированию его сознанием. Известнотакже, что чем ниже уровень развитияличности, тем выше подражательность,конформизм.

Всоставе обыденного сознания выделяютобщественнуюпсихологию— совокупность чувств, настроений,привычек, склонностей, направленийволи, переживаний, мыслей, возникающихна основе социальной группы, в которуювходит индивид.

Характерныечерты общественной психологии: онасинкретична (сочетает противоречивыевзгляды), охватывает главным образомэмоциональную и волевую сферу, вплетенав практическую сферу деятельностисоциальных групп, формируется в основномстихийно.

Но в случае желания господствующихслоев общества привить массам своюпсихологию, свои социальные чувства,чтобы массы оценивали события не спозиции своих интересов, а с позицийгосподствующих слоев, применяетсяцеленаправленное формированиеобщественного сознания, в т. ч.

сиспользованием безнравственных приемов.

Внастоящее время развитие средствмассовой информации оказывается всеболее сильным фактором формированияобщественного сознания. СМИ формируютстандарты мышления, поведения, спроспотребителей и т.д.

Наформирование общественного сознаниявлияет ряд факторов:

-географическая среда, в которой живетсоциальная общность;

-уровень материальной жизни и характерпотребления;

-формы общественной жизни;

-историческое прошлое и т.д.

Еслииметь в виду уровни общественногосознания в целом, то обыденное сознаниевыступает духовным стимулом практическойдеятельности людей, направленной наудовлетворение их повседневных, ближайшихпотребностей труда, деятельности попроизводству и потреблению материальныхи духовных благ, поступков, исполнениярелигиозных обрядов. А идеология являетсядуховным стимулом практическойдеятельности социальных групп,направленной на осуществление ихкоренных экономических, социальных,политических и духовных интересов.

Вопросыдля самоконтроля:

1.Назовитеформы общественного сознания и дайтеим краткую характеристику.

2.Чемразличаются обыденное и теоретическоесознание?

3.Назовитехарактерные черты массового сознания(«психологии толпы»).

4.Какиефакторы влияют на формирование и развитиеобщественного сознания?

5.Чем больше разница между восприятиемдействительности со стороны различныхгрупп в данном обществе, тем большевырастает угроза нестабильности.Прокомментируйте это утверждение.

Источник: https://works.doklad.ru/view/PDKX39d8tfY.html

Духовная жизнь общества и общественное сознание

2.5 Общественное сознание и духовная жизнь общества

Формы общественного сознания:

1)Политическое — совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц.групп.

2)Право — совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль — совокупность норм поведения,не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)

4)Художественное — духовная деятельность людей в сфере культурной жизни,которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5)Религиозное — религиозные верования в духовной жизни общества.

6)Наука — научные представления

Сознание специфическое свойство высокоорганизованной материи.

С этой позиции оно предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процесс эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационность (физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Сознание индивида и общественное сознание образуют противоречивое единство. Сознание индивида формируется в многообразных общественных отношениях, в его деятельности, в непосредственных усилиях самой личности. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысления своих поступков и отношения к другим людям. Уникален духовный мир и сознание личности. Но каждый человек тысячами различных нитей связан с социальными общностями разного уровня. Тем самым индивидуальное сознание содержит в себе не только сугубо личностное и частное восприятие действительности, но и испытывает общее с другими людьми отношение к ней. Вместе с тем, хотя общественное сознание и не обнаруживается вне сознания отдельных индивидов, оно вовсе не исчерпывается им.

В групповом (общественном) сознании возникает новое качество отражения.

Ныне наряду с категорией «общественное сознание» все более широко используется понятие «духовная жизнь общества». Представляется оправ­данным его применение для обозначения духовного производства и его обусловленности материальным производством, духовных потребностей и их связей с материальными потребностями, духовного общения.

Отсюда очевидно, что духовная жизнь общества есть единство идеального и мате­риального. Так, духовное общение — это не только эмоционально-чувст­венное сопереживание, но деятельность по обмену, распространению зна­ний (образование), идеалов (воспитание), информации, по приобщению к духовным ценностям.

А средствами духовного общения выступают речь, мимика, межличностные переживания чувств, письменность, средства мас­совой информации.

Что касается всех продуктов духовного производства, то их содержание составляют определенные абстрактно-логические, чувст­венно-эмоциональные образы, которые включаются в те или иные духов­ные образования, формы общественного сознания.

Развитие духовной жизни, общественного сознания, как и других сфер жизнедеятельности общества на всех его исторических ступенях, прежде всего подчиняется действию всеобщих, существенных, необходимых, повторяющихся связей и отношений, которые имеют объективный характер т.е. общесоциологическим законам.

Это закон обусловленности способа производства материальной жизни социального, политического и духовного процессов жизни, закон взаимодействия общественного бытия и общественного сознания и др. Действуют также социологические закономерности, присущие непосредственно сфере духовной жизни общества, общественному сознанию.

Это закон преемственности в развитии духовной жизни, закон относительной самостоятельности общественного сознания и др.

Общественная психология складывается как массовое сознание людей в основном стихийно под непосредственным влиянием условий их бытия. Общественная психология составляет основу, исходный пункт для тео­ретического сознания, представляющего собой упорядоченную и обобщен­ную систему знаний, идей.

В отличие от обыденного сознания оно фор­мируется не стихийно, а представляет собой продукт специализированного духовного производства, результат деятельности особых, профессионально специализированных групп людей. Теоретическое сознание целенаправлено в глубь, в суть явлений и процессов социальных отношений, обществен­ного бытия, природной среды.

Основные составные теоретического, систематизированного сознания — это наука и идеология.

Идеология представляет собой теоретическую си­стему идей, принципов, ценностных установок, которые выражают интере­сы вполне определенных общностей людей. Отсюда следуют три важные особенности идеологии.

Во-первых, в социально дифференцированном об­ществе нет единой идеологии, как правило, есть господствующая идеология и есть оппозиционные идеологии. Во-вторых, всякая идеология возникает и существует с целью сохранить существующий или создать новый обще­ственный строй с его ценностями.

В-третьих, каждая идеология пытается выдать свою систему заинтересованного видения действительности и свои ценности за всеобщие в качестве единственно истинных и справедливых.

Противоречивым является соотношение идеологии с наукой.

Современная эпоха с новой силой свидетельствует, что особенно в усло­виях радикального обновления общества возрастает потребность в идеоло­гии, которая, выражая коренные интересы прогрессивных социальных сил, давала бы адекватное отражение исторической действительности и выпол­няла оценочно-регулятивную функцию относительно утверждения при­оритета общечеловеческих ценностей.

Если обыденное сознание человека синкретично отражает в живой це­лостности многогранность его индивидуального и социального бытия, то на теоретическом уровне духовные явления дифференцируются в виде специ­фических форм общественного сознания.

Общественное сознание и его основные формы не есть нечто раз и на­всегда данное, застывшее и неизменное: они отражают общество в его развитии.

Чем же объясняется дифференциация и движение форм общественного сознания? Прежде всего богатством форм и процессов самого общественного бытия, качественным отличием каждой новой ступени исторического раз­вития.

Каждая из основных форм общ. сознания имеет свои отличи­тельные особенности. Можно выделить некоторые общие критерии их раз­личия по объекту, предмету отражения (правосознание и

философия и т.д.), по форме отражения (искусство и наука и др), по содержанию (рели­гиозное и философско-научное сознание и т.д.), по своей социальной фун­кции, месту и роли в жизнедеятельности общества.

Возникнув как особый продукт материального и духовного производства, формы общественного сознания, отражая общественное бытие, приоб­ретают относительную самостоятельность, что проявляется в следующем. Прежде всего они находятся в сложных взаимосвязях и взаимопроникнове­ниях между собой.

Каждая из форм общественного сознания развивается, опираясь на тот духовный, мыслительный материал, который уже в этой форме сознания был произведен ранее, стал своего рода субъективной ре­альностью, т.е. здесь имеет место диалектическое снятие, включающее преемственность.

Об относительно'»' самостоятельности форм сознания сви­детельствует их обратное активное воздействие на все процессы жизни общества и образ жизни людей.

В формах общественного сознания в той или иной степени наличествуют все уровни сознания — обыденного и теоретического, общественной психо­логии и идеологии. Специфическое содержа те.

каждой из форм обществен­ного сознания раскрывают конкретные гуманитарные дисциплины — политология, правоведение, этика, эстетика, религиоведение, науковеде-ние и др.

В своей совокупности мораль, искусство, философия и другие формы общественного сознания составляют духовную основу человеческой культуры.



Источник: https://infopedia.su/1x84c3.html

Scicenter1
Добавить комментарий