2.6.1. Метод аналогий: Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий

Содержание
  1. Генерирование идей (методы) — Коломиец Юрий
  2. 10 лучших методов генерирования идей
  3. Мозговой штурм
  4. Как это делается?
  5. Шесть шляп мышления
  6. Ментальные карты
  7. Метод синектики
  8. Методика SCAMPER
  9. Обратный мозговой штурм
  10. Метод фокальных объектов
  11. Метод морфорлогического ящика
  12. Метод Уолта Диснея
  13. Автобус, кровать, ванна
  14. Техника квоты идей
  15. Резюме
  16. Технологии генерации идей
  17. △ Креативные методы генерации идей
  18. Метод первый: синектика
  19. Метод второй: “мозговой штурм”
  20. Метод третий:  шесть шляп
  21. Метод четвёртый: морфологический ящик
  22. Метод пятый: инверсия
  23. Метод шестой: метод фокальных объектов
  24. Метод седьмой: списки контрольных вопросов
  25. Метод аналогий
  26. 2. История
  27. 3. Суть метода
  28. 4. Основные функции метода
  29. Основополагающие принципы
  30. 6. Правила
  31. 7. Виды аналогий
  32. 1. Создать мир и перенести его характеристики в контекст решаемой проблемы
  33. 2.Совершенная и отдаленная организация
  34. 10. Преимущества
  35. 11. Недостатки

Генерирование идей (методы) — Коломиец Юрий

2.6.1. Метод аналогий:  Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий

Разработка новых идей при решении любого рода задач на протяжении многих веков жизнедеятельности человечества являлась самой сложной задачей человека.

Самым первым методом  являлся метод проб и ошибок. Его принцип понятен из названия и заключался в последовательным продвижением идеи, которая отсекалась на определённом этапе или в конечном счете принималась и являлась единственно верной.

Но у самого древнейшего метода есть один из очень существенных минусов — это низкая эффективность.

 В последствии с развитием науки и техники к данному вопросу появляются методы, на которые опираются новаторы для решения поставленной задачи то есть генерации идеи. 

Первый мeтод генерирования идeи назвал Алекс Осборн — методом Мозгового штурма. Основной принцип метода заключается в том, что собирается группа людей и предлагает разные идеи, которые участники группы в последствии пытаются развить. При этом они на «месте» проводят анализ их достоинства и недостатков.

Второй метод разработал Эдвард де Боно. Он назвал его методом «Шести шляп». Его суть основана на том, что исследователь по очередности надевает на голову шесть шляп различных цветов.

В шляпе белого цвета он четко проверяет все числовые и фактические данные, в черной он пытается найти все минусы стороны, в желтой он анализирует положительныe стороны, в зеленоватой он создает новые идеи, в красной же он позволяет дать волю эмоциям. В итоге в синей шляпе он подводит итоги проделанных работ.

Третий мeтод Чарльза Вайтинга. Он назвал его методом фокальных объектов. В нем признаки различных объектов, которые можно расписать по отдельности находятся в нашем объекте исследования.

Например, понятие «шпионажа в письме» Письмо пишется обычной ручкой, но с невидимыми чернилами, которые отображаются только под ультрафиолетом.

Ручка заполняется такими чернилами и в нее устанавливается маленькая ультрафиолетовая лампочка, которая может использоваться как фонарик.

Следующий метод основал Тони Бьюзен. И назвал его мeтодом мeнтальных карт. Он выдвинул теорию, основная идея в которой — творческий процесс очень сильно взаимодействует с памятью, и потому нуждается в развитии именно своей памяти.

Основная идея его метода заключалась в том, что он написал в центре листа одно ключевое понятие, а все связанные понятия с этим словом на ветви которые отходят от главной идеи.

Идею можно не только записывать, но и иллюстрировать такие рисунки очень помогают придумывать что-то новое с идеей, которая лучше запомнится. 

Следующий метод, автором которого является Уильям Горднон – Синектика. Горднон полагал, что первоисточник генерирования новых идей заключается в поиске аналогий, где первоначально нужно выбрать предмет исследования и создать таблицу для его аналогий.

Начальный столбец заполняют данные для чего вообще предмет создан и используется, во второй записывают непрямые, например отрицательные черты признаков из первого столбца. После этого нужно сопоставить цeль, объект и косвенные аналогии. К примеру, объект- картонная коробка из-под шоколада, задача – запись заметок.

Прямая аналогия – коробка глянцевая с принятом, ее отрицание – обычная белая бумага. Результатом будет – коробка на которой можно писать заметки.

Фриц Цвикки предложил метод морфологического анализа. Суть этого анализа базируется на том, чтобы разложить на составляющие один исследуемый предмет и выбрать из данных составляющих несколько его главных характеристик, попробовать поменять их и попытаться соединить снова. И в конечном счете получить нечто новое.

Авторы следующего метода-это два ученых Брайан Эно и Питер Шмидт. В своем методе они используют колоду карт, где записывается набор команд, например «прочти новую книгу» и прочее. В процесcе генерирования новой идеи необходимо вытащить карту и попытаться следовать точным ее указаниям.

Метод расшифровки заключается в том, что берется не очень понятное выражение или устойчивое выражение на не родном языке. И когда человек ее просматривает у него в голове будут создаваться разные ассоциации с данным выражением. К примеру, человек занимался выжиганием по дереву, у него возникла ассоциация с гравировкой по металлу.

Заключительный метод ловушки для идей. В нем необходимо фиксировать абсолютно все идеи, их можно записывать на диктофон или в тетрадь и потом при удобном случае всегда возвращаться к ним.

Выше были описаны инновационные методы генерирования идеи, которые выдвигали ученые разных стран в свое время, но ими пользуются в наши дни и возможно и в будущем, в виду их универсальности, открытости и иногда простоты. Они помогают создавать инновации какими мы их видим и ощущаем.

Можно сделать вывод, что с развитием науки и научного подхода для решения данного вопроса креативность при разработке инноваций возрастает. Огромное количество открываемых каждый день и патентуемых технологий позволяет человеку совершенствоваться и пользоваться вышеперечисленными методами как для получения выгоды так и просто для облегчения собственной жизни.

Конечно во всевозможных НИИ могут пользоваться методами генерации идеи о которых простые обыватели даже и возомнить не могли, но все равно инновации должны проверяться данными классическими методами. Можно сказать, что одни методы подходят для чисто технических усовершенствований, когда как другие берут на себя большой риск за нестандартность.

И конечно отличные результаты показывает комбинирование различных методов.

Ивашкин К.

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Нам трудно увидеть обычные ситуации в новом свете. Методы, описанные в этой статье, помогут вам преодолеть эти ограничения.

Майкл Стивенс (Michael Stevens), руководитель The Industrial Society, некоммерческой организации, чья деятельность направлена на пропаганду превосходства знаний и получения их в процессе работы. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Основной трудностью при генерировании новых идей, помогающих решать проблемы, является уход от привычных способов ассоциирования информации. Эта «логика опыта» мешает нам комбинировать информацию необычными способами. Нам кажется, что трудно увидеть обычные ситуации в новом свете.

Связывание несравнимых фрагментов информации может сознательно исключаться, а идеи, которые кажутся нерелевантными, могут не «всплыть» из памяти по причине их слабой связи с ситуацией. В результате, нам не удается исследовать все возможные пути решения проблемы.

Методы, описанные в этой статье, помогают преодолеть эти ограничения.

Различные методы

Существует много различных методов, способных помочь при генерировании новых идей. Упор больше делается на количество созданных идей, чем на их качество. Это дает множество идей, которые можно применять при выработке решений, оцениваемых впоследствии.

Важным элементом при использовании почти всех этих методов является отсрочка вынесения оценки (suspension of judgement), что означает намеренный отказ от любого типа оценки. Оценка идей тормозит воображение и мешает разуму создавать нетипичные и потенциально полезные связи.

Иногда бывает легко придумывать необычные или радикальные идеи, например, когда мы знаем, что всего лишь «играем».

Однако как только мы сталкиваемся с серьезной задачей, то сразу исключаем эти идеи, осознанно или неосознанно, просто потому, что они обычно не ассоциируются с практическим решением.

В процессе генерирования идей вы должны попытаться думать в игровой манере, намеренно откладывая вынесение оценки. Для разминки полезно выполнить упражнение для скорости, чтобы прийти в нужное состояние ума.

Упражнения для скорости

Скорость — это легкость генерирования идей. Существует много несложных игровых упражнений на воображение, помогающих повысить скорость.

Хотя такое улучшение не всегда бывает постоянным, эти упражнения очень полезны как разминка для других, более продуктивных методов генерирования идей.

При групповом решении проблем они служат для дополнительной цели — для преодоления нежелания людей высказывать вслух необычные идеи.

Упражнения для скорости обычно бывают простыми и требуют, чтобы вы записали максимально возможное число идей за короткое время, обычно за одну-две минуты.

Один из примеров: выбрать обычный объект и перечислить такое количество возможных вариантов его использования, которое вы сможете придумать за это время.

Еще один пример: взять странную ситуацию и написать все ее последствия, которые вы только можете представить, скажем, что случится, если вы как-то проснетесь утром, а все, связанное с электричеством, перестанет работать?

В этих упражнениях также проявляется гибкость мышления. Чем дальше заходят ваши идеи, тем более изобретательным становится ваше мышление. Скорость и гибкость обычно возрастают с практикой, поэтому, когда у вас есть пара минут на то, чтобы расслабиться, эти упражнения могут быть и забавными и полезными.

«Поток сознания»

Этот метод состоит в том, чтобы позволить разуму «бродить», намеренно его не направляя.

Вы называете первое, что приходит на ум в ответ на инициирующее слово, символ, идею или картинку, затем используете это как «спусковой механизм», быстро повторяя процесс снова и снова, чтобы создать поток ассоциаций.

Важно избегать подтверждения связи между последовательными идеями. Это стимулирует спонтанность и появление идей, лишь краем связанных с инициирующим словом.

«Поток сознания» вскрывает глубинные пласты памяти, помогая вам обнаруживать отдаленные отношения, подобные тем, которые выявляются при использовании мысленных карт. Для того чтобы идеи были продуктивными, их необходимо зафиксировать либо письменно, либо на диктофон, либо электронно. Это может помешать свободному течению идей и поэтому требует практики.

Обсуждение

Очень простой способ получения дополнительных идей — это обсуждение проблемы с другими людьми. У них часто бывает другой взгляд на проблему и ее значение, а также другие ценности и идеалы.

Даже если они не могут напрямую «одарить» вас какими-нибудь значительными идеями, то, что они говорят, может послужить для вас «спусковым механизмом» для запуска новых «линий» мышления.

Обсуждение вашей проблемы с другими людьми — очень важное дополнение к другим методам генерирования идей.

Фантазирование

На фантазирование смотрят косо и активно отговаривают от его использования в качестве серьезного навыка мышления; его считают причудливым, потворствующим ненужным фантазиям и непродуктивным. В действительности это — один из основных инструментов мышления для всех, кто способен хорошо решать проблемы. У этого метода есть несколько важных свойств:

  • Сам термин «фантазирование» помогает вам думать в игровой, раскованной манере.
  • Его можно использовать в свободные минуты.
  • Он включает в себя только мысли, но не действия, поэтому он не связан с риском.
  • Это «закрытый» метод, поэтому другие люди не могут вас высмеять.
  • Он часто включает в себя чувства и эмоции, добавляющие ценное измерение вашему мышлению.
  • Мыслями можно манипулировать быстро, а потенциальные препятствия — предвидеть.
  • Вознаграждение можно себе ясно представить, и оно действует как стимул.

Этот метод помогает разрабатывать планы, подготавливающие вас к поиску информации и возможностей, которые помогут вам достичь поставленных целей.

Продуктивное фантазирование необходимо направлять к конкретной цели. Этот метод часто называют «принимать желаемое за действительное». Нет никакого криминала в том, чтобы желать невозможного. Изобретатели делают это все время. Если вы установите для себя высокую планку, то можете использовать фантазирование при разработке планов достижения ваших целей.

Визуализация

Визуализация требует размышления о проблеме с точки зрения образов и может быть полезна при решении многих типов проблем.

Например, если бы вам пришлось разработать формулу определения размера ковра для покрытия винтовой лестницы, то вы бы, вероятно, автоматически представили себе эту лестницу. И исходя из этого, вы начали бы придумывать методы проведения расчетов на основе формы ступеней.

В других ситуациях выбор мог быть оказаться не столь очевидным, но визуализация — очень мощный и гибкий способ размышления о проблемах, и это умение можно развить в себе с практикой.

Инкубация

Если вы «увязли» в проблеме, поработав над ней некоторое время, то часто продуктивным оказывается перерыв в работе над ней.

Как только вы впитываете в себя всю релевантную информацию и прекращаете работать над проблемой, то оказывается, что разум продолжает манипулировать информацией, неосознанно ища релевантные отношения и модели.

Часто новая идея или даже решение приходят на ум после этого «инкубационного» периода.

Фраза «с этим надо переспать» возникла потому, что сон — это период вынужденной инкубации. Существует много сведений о людях, просыпавшихся с новым пониманием проблемы, над которой они работали.

Говорят, что немецкий химик Кекуле обнаружил кольцевую структуру бензола после того, как увидел во сне змею, кусающую себя за хвост.

Если время позволяет, то откладывание проблемы в сторону на некоторое время может помочь вам выработать новый взгляд, если не решение.

Контрольные списки

Это — списки вопросов, стимулирующих работу мысли. Они могут подсказать, где искать определенную информацию, и подхлестнуть работу мысли.

Контрольные списки для генерирования идей действуют так: вам задается вопрос о том, каким будет результат, если вы будете манипулировать информацией определенным образом. Их можно применять к идеям или объектам, т. к. они были разработаны для различных целей.

Один из хорошо известных примеров — Контрольный список для новых идей (Check List for New Ideas), разработанный Алексом Осборном, — состоит из серии «стимулирующих» вопросов под следующими рубриками:

Использовать для других целей?Адаптировать?Модифицировать?Увеличить?Уменьшить?Заменить?Переделать?Полностью изменить?

Объединить?

К рубрике «Переделать» относятся, например, такие вопросы: «Переставить компоненты?», «Другие модели?», «Другая компоновка?», «Другая последовательность?», «Поменять местами причину и следствие?», «Изменить скорость?», «Изменить график?»

Аналогия

Одна из опасностей в решении проблем — это выбор решения для текущей проблемы на основании того, что оно оказалось эффективным для решения похожей (аналогичной) проблемы в прошлом. Однако аналогии также могут стать моделью, дающей лучшее понимание проблемы.

Ярким примером того, как аналогия может привести к инновации, является флотационный метод при производстве стекла. Занимаясь мытьем тарелок, Аластер Пилкингтон заметил, что жир плавает в воде. Улучшенный флотационный метод заключался в том, что расплавленное стекло плавало поверх слоя расплавленного олова.

Говорят также, что немецкий печатник Иоганн Гуттенберг, посетив праздник «молодого» вина, увидел аналогию между виноградным прессом и концепцией книгопечатания.

Природный мир полон аналогий, которые особенно полезны в таких областях, как машиностроение и проектирование. Вы можете искать аналогии или можете наткнуться на одну из них случайно, работая над проблемой.

Насильственные отношения

Это простой метод, при котором вы можете намеренно думать о сочетании несвязанных объектов или идей, чтобы увидеть, не даст ли это нового практического результата.

Существует много коммерческих продуктов, которые являются результатом такого сочетания, например, многофункциональный верстак, швейцарский армейский нож, «говорящие» именинные открытки.

Более сложный вариант этого метода используется при морфологическом анализе, и похожие результаты можно получить с помощью составления списков свойств (атрибутов).

Составление списков свойств

Это аналитический метод, используемый для определения способов улучшения продукта, услуги или системы. Он состоит из трех этапов:

1. Описание физических свойств или характеристик каждого компонента проблемы.

2. Описание функций каждого компонента.

3. Изучение каждого компонента по очереди, чтобы понять, приведет ли изменение его физических свойств к улучшению его функции.

В качестве простого примера можно привести отвертку. Существуют усовершенствованные «навороты» для отвертки, включая индикатор электрического тока, многочисленные сменные насадки, магнитные лезвия и храповики.

Составление списков свойств также применимо для поиска альтернативных областей, в которых можно использовать продукт или услугу; в этих случаях нужно найти применение их отдельным свойствам. Например, свойства оптических волокон позволили задействовать их в столь различных сферах, как телекоммуникации, медицина и создание выставочного и рекламного освещения.

Составление списков свойств используется и при стоимостно-функциональном анализе. Это связано с рассмотрением стоимости каждого компонента единого целого в отношении к функциям, которые он выполняет.

Компоненты, являющиеся непропорционально дорогими по отношению к их функциям, могут быть исключены, или могут быть найдены пути снижения их стоимости. Цель — увеличение отношения стоимости к затратам.

Также возможно применение этого метода в аналитических системах при поиске областей потенциальных улучшений. Например, можно проанализировать свойства отходов для поиска путей их использования в качестве сырья для изготовления другого или нового продукта. В идеале при этом будут использоваться элементы существующей производственной системы.

Источник: https://www.sites.google.com/site/kolomiecurij/generirovanie-idej-metody

10 лучших методов генерирования идей

2.6.1. Метод аналогий:  Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность.

За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи.

Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Мозговой штурм

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:

  1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
  2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
  • принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
  • идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
  1. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

Метод морфорлогического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными.

Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу.

Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

Резюме

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные.

Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix».

Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B9/

Технологии генерации идей

2.6.1. Метод аналогий:  Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий

Самый простой и самый популярный метод поиска и генерации идей — метод мозгового штурма (Brainstorm). Для того, чтобы организовать мозговой штурм, необходимо выбрать команду участников, состоящую из различных по своей образовательной и профессиональной подготовке людей, и назначить модератора — человека, который будет вести мозговой штурм.

Базовые принципы брейншторма:

  • Наличие четкой проблемы.
  • Разбиение сложных проблем на более мелкие.
  • Наличие модератора.
  • Неформальная обстановка.
  • Четкое фиксирование всех идей, которые высказывают участники.

Главное правило мозгового штурма — не критиковать идеи, которые выдвигаются участниками штурма. Процесс брейншторма можно разбить на пять этапов:

  1. Разогрев — неформальное общение между участниками (шутки, истории и т.д.).
  2. Генерация идей — все начинают предлагать свои идеи. На этом этапе идеи не критикуются. Споры и обсуждения запрещены. Все идеи записываются.
  3. Оценка — идеи оцениваются на предмет релевантности и реалистичности.
  4. Анализ — проработка процесса реализации идеи.
  5. Синтез — формирование результата мозгового штурма.

роль принадлежит модератору. Он должен строго следить за временем и за правилами ведения мозгового штурма. Формирование результата происходит по-разному, самое простое – это череда аний и обсуждений, с вычеркиванием одних идей и конкретизацией других.

Это очень увлекательное занятие, которое дает результат не только на этапе генерации идей, но и на последующих фазах развития стартапа.

Мозговой штурм можно использовать, когда есть команда, с которой можно что-то придумать, а в команде есть люди, способные сообща, вместе, придумывать решения любой проблемы.

Рассмотрим ещё один метод генерации идей — метод аналогий. Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий поставленной задаче. Этот метод является методом ассоциативного мышления.

В противоположность мозговому штурму целью здесь является не количество идей или альтернатив для них, а генерация небольшого числа альтернатив (возможно даже единственной альтернативы), разрешающих данную проблему.

Суть метода состоит в следующем:

Формируется группа из 5-7 человек, обладающих следующими качествами:

  • гибкость мышления (другими словами, выбирайте тех, кто быстро соображает и умеет перестраиваться от одной темы к другой);
  • практический опыт и знания в данной предметной области (не стоит спрашивать гуманитария про технические проблемы в веб-разработке, и наоборот);
  • коммуникабельность (выбирайте тех, кто не будет молча сидеть в углу и не отрывать глаз от своего гаджета, кто сможет увлеченно вместе со всеми искать решение).

Далее группа, выработав определенные навыки совместной работы (достичь этого можно решением простых задач или применив игровые форматы, как в методе мозгового штурма), проводит обсуждение как любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе беседы, так и проблемы, подлежащей решению. Перебираются в первую очередь четыре известных вида аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая.

Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подобны (похожи или приближены) друг другу. Например, застёжка-липучка и репейник, т.е. происходит прямое сравнение свойств объекта.

Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или человека, который попал в трудную ситуацию, выходом из которой может быть …

Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.

Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления или придумать некий символ. Например, мороженое — сладкий лед.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес — проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи.

Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею.

То есть если Вы мысленно проследите, как решится проблема с помощью фантастического персонажа или фантастического устройства, Вы сможете увидеть и реальные способы решения.

Чтобы реализовать идею, нужно:

  1. Быть уверенным, что в Вашей идее заключена польза для потребителя.
  2. Вы должны будете придумать, протестировать и реализовать рабочую бизнес – модель для превращения этой идеи в бизнес.
  3. Вы должны быть уверены, что за продукт или услугу, которую Вы собираетесь вывести на рынок, кто-то согласится заплатить, причем именно ту цену, которая обеспечит прибыль Вашему бизнесу (а не только окупит затраты).
  4. Вы сможете собрать команду и руководить ею до стадии создания действующего прототипа (или кто-то из Ваших друзей соберет команду и пригласит Вас в нее).
  5. Вы привлечете первых клиентов и тем самым докажете инвестору, что в Вас можно и нужно вложить деньги.

Так какие же идеи можно превратить в хороший бизнес — проект?

Хорошие идеи для проекта имеют три общих черты:

  • в идее есть то, что нужно вам самим;
  • вы можете сами её реализовать или можете собрать команду, которая сможет её реализовать;
  • как ни странно, оочень немногим кажется, что эта идея достойна реализации.

Отдельно мы отметим ещё один очень важный для идеи фактор – возможность масштабирования.

Хороший потенциал масштабирования – это значит, что бизнес, основанный на этой идее, можно увеличить, например, в 10 раз, потратив на это всего в 2 раза больше ресурсов.

Как правило, это свойственно именно идеям технологического бизнеса, где возможности интернета помогают быстро продвинуть продукт на различные рынки.

Этого мало. Главный критерий отбора любой бизнес-идеи — это готовность потребителей платить. Есть такое выражение: «проать рублем». Для бизнес-идеи оно наиболее актуально.

В первую очередь нужно понять, готов ли кто-то заплатить за ваш потенциальный продукт? Сколько таких людей существует (десять человек или миллионы)? Покрывает ли количество этих людей затраты на маркетинг, производство и операционную деятельность? Если ответы на эти вопросы положительные, то такую идею стоит реализовывать.

Для создания удачного стартапа главное — убедиться, что проблема действительно существует. Проверить это можно следующим образом:

  1. Коротко и внятно опишите предполагаемый продукт с точки зрения того, какую проблему потребителя он решает.
  2. Определите, кому он может быть интересен (определите целевую аудиторию, или несколько групп целевой аудитории).
  3. Попробуйте протестировать Вашу идею – узнайте, что про нее думают потребители. Протестировать можно по-разному, например, когда Вы составите короткое устное описание, сделаете презентацию PowerPoint или любым другим способом, Вы можете:
    • провести опрос в социальной сети;
    • попробовать найти экспертов в этой области и узнать их мнение;
    • сделать одностраничный сайт в сети Интернет (landing page), и посмотреть, как Ваши потенциальные потребители реагируют на то, что Вы предлагаете (иногда стоит сделать несколько разных landing page, чтобы определить предпочтения своей аудитории более точно);
    • используйте любой другой вариант, который позволит собрать качественную обратную связь.

Если людям нравится потенциальный продукт (Вы его еще не создали, но уже грамотно описали и поэтому знаете реакцию на него потенциальных покупателей), то смело беритесь за разработку.

Если вам предлагают что-то изменить в вашей идее – прислушайтесь. Возможно, именно эти советы помогут вам лучше понять проблему потребителя, а значит – сделать продукт более полезным.

Если все вокруг говорят, что идея того не стоит (даже ваши друзья и родственники), то вам стоит её кардинально преобразовать или найти другую идею. Очень часто отверженные идеи становятся таковыми из-за того, что и потребители, и рынки к ним просто не готовы и через пару лет ваша идея станет реальностью.

Либо Вы просто плохо объяснили, как именно сможете заработать на этой идее. Пробуйте еще – находите другие варианты, вносите изменения в описание и в выбор целевой аудитории – и только когда все случаи испробованы – сохраните все ваши наработки в отдельной папке.

Забудьте об этом на время, займитесь чем-то другим, а к старой идее вернитесь еще несколько раз – возможно, Вы посмотрите на нее другими глазами.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3467/709/lecture/21813?page=2

△ Креативные методы генерации идей

2.6.1. Метод аналогий:  Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий

Креативность мышления

В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии.  В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения.

Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже.

Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу.

И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей.

Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Синектика

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему.

Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово.

Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы.

  Например, к слову “ручка” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям.

Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть?“, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали?“, “Как можно улучшить мою эффективность?“, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой?“. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями.

Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться.

В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации“, “хранилище ненаписанных книг“.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты.

От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений.

Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Мозговой штурм

Стивен Джонсон — Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах.

Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них.

Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей.

Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале.

С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Шесть шляп

Технологии креативности — стимул для творчества

Метод третий:  шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению.

Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим.

Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

Морфологический ящик

В. Довгань: 'Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)'

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели.

В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов.

Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Инверсия

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить?.

Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д.

Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод фокальных объектов

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний.

Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо.

  Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Списки контрольных вопросов

Фильм Алгоритм изобретения , Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.

Источник: https://www.13min.ru/drugoe/kreativnye-metody-generacii-idej/

Метод аналогий

2.6.1. Метод аналогий:  Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий

1. Авторы. У. Гордон (1961), Э. де Боно (1970)

2. История

Аналогию как эффективный прием творческого решения проблем начал использовать У. Гордон в своей системе «Синектика».

В книге «Синектика: развитие творческого воображения» (1961) были предложены 4 вида аналогий: прямая, символическая, личностная и фантастическая, применение которых способствовало раскрытию новых свойств объектов и служило источником новых, неожиданных идей и решений. Как самостоятельный, «Метод аналогий» был впервые описан Эдвардом де Боно в его книге «Латеральное мышление» (1970).

3. Суть метода

В «Методе аналогий» поиск новых идей и решений осуществляется в разнообразных сферах реальности и различных видах человеческой деятельности. Метод аналогии основан на выявлении подобия между совершенствуемым объектом или насущной проблемой и объектами или системами из других областей.

При рассмотрении и анализе выбранных социальных, биологических и природных объектов выделяются их признаки, функции, способы решения проблем, которые в последствии переносятся на первоначальный объект.

Приписывание совершенствуемому объекту новых, неожиданных признаков служит источником оригинальных и неординарных решений.

Данный метод представляет собой реализацию прямой аналогии из «Синектики» У. Гордона, понимаемой как поиск, основанный на сравнении совершенствуемого объекта со схожими по содержанию, форме, функциям в других областях.

Прямая аналогия предполагает рассмотрение творческих методов, применяемых в других сферах деятельности при решении аналогичных задач.

Кроме этого в «Синектике» применялись:

Личная аналогия, построенная на эмпатии и отождествлении себя с объектом и вживании в его образ и переживании проблемы изнутри.

Символическая аналогия, представляющая описание объектов через абстрактные образы, путем использования символов и метафор.
Фантастическая аналогия, ориентирующаяся на решение проблем волшебным образом и помогающая находить продуктивные идеи в фантастической литературе, сказках и мифах.

4. Основные функции метода

1. Метод аналогий — один из самых универсальных и в то же время простых эвристических приемов поиска новых идей и оригинальных решений творческих задач.
2. Метод служит эффективным способом активизации творческого мышления и воображения, техникой устранения психологической инерции, преодоления мыслительных барьеров и стереотипов.

Основополагающие принципы

1. Принцип единства мира, единства природы и ее законов.2. Принцип всеобщей связи. «Все связано со всем».3. Принцип подобия, изоморфизма и универсальности законов строения и развития мира.

На данном принципе основана бионика, наука о применении в технических системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, решением инженерных задач на основе явлений, происходящих в живых системах.

Данный принцип лежит в основе теории подобия, используемой в моделировании объектов.

Аналогия представляет собой сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, отношениях, функциях или способах разрешения проблем. Она основывается на предположении, что если некоторые признаки двух объектов подобны, то должны быть подобны и их остальные признаки.

Аналогия является также средством установления связи между отдаленными областями и тем самым сближения их. В то же время она выступает как это универсальный механизм и прием, который в той или иной форме присутствует на всех уровнях взаимодействия с миром и лежит в основе мышления, воображения, интуиции и творчества.

Аналогия делает незнакомое – знакомым, что ведет к более глубокому пониманию объекта, а также позволяет решить проблему известным способом, эффективным в других областях. В то же время она делает знакомое незнакомым, что открывает возможность взглянуть на проблему с неожиданной стороны.

Аналогия выходит за рамки операции мышления и основывается на принципе «как если бы», пробуждающем творческое воображение и свободную фантазию.

6. Правила

1. С одной стороны, в качестве выбора аналогий преимуществом обладают хорошо изученные, развитые и совершенные объекты и системы. Перенос их структур, функций и методов решаемых проблем способствует нахождению сильных решений.2.

С другой стороны, именно отдаленные, странные и неявные аналогии являются источником наиболее сильных и неожиданных творческих решений.

3.

Эффективность метода повышается, когда выбранные аналогии и порождаемые ими идеи и решения концентрируются вокруг сознательной или предугадываемой идеальной цели.

7. Виды аналогий

Аналогии, как и ассоциации, могут быть свободными и направленными. Если свободные аналогии выбираются посредством спонтанного потока воображения или случайно, то направленные определяются: по отдельным критериям: субстрату, форме, структуре, функциям, отношениям, признакам; по проявлениям: как живые и неодушевленные; по степени реальности как существующие и фантастические и т.д.

1. Четко сформулировать проблему.1. Задать вопрос «На что похоже?». Выбирать объекты можно как свободно, так и направленно: На что похоже по структуре, функции, форме, цели, виду активности. На какую организацию, личность, литературный персонаж похож объект?2.

Составить список объектов, видов деятельности, процессов, персон и ситуаций.3. Выбрать одну из аналогий и описать ее в деталях.4. Перенести выделенные признаки на проблему, записать все новые идеи и догадки.5. Выбрать лучшие идеи и доработать их. и трансформировать их в решения проблемы.

6.

Оценить степень применения решений

1. Создать мир и перенести его характеристики в контекст решаемой проблемы

1. Определить ключевую концепцию, в виде цели или желания.2. Создать мир предельно отдаленный от мира проблемы.— исследовать все ассоциации и образы, связанные с отдаленным миром

3. Внести все полученные образы в мир проблемы и развить их в более реалистические идеи и планы

2.Совершенная и отдаленная организация

1. Выбрать цель, желание возможного решения проблемы.
Уменьшить текучесть кадров в период …2. Выбрать ключевое слово

Уменьшить текучесть

3. Выбрать отдаленную область

Голливуд

4. Забыть о проблеме и генерировать ассоциации, связанные с данной областью

Оскар, агенты, звезды, мотивация

5. Ввести их в мир проблемы

6. Трансформировать, перевести на язык мира проблемы

10. Преимущества

1. Универсальность и эффективность метода, доступность, простота выполнения.
2. Эффективный способ преодоления инерции мышления, средство активизации воображения и творчества.

11. Недостатки

Успешность метода напрямую зависит от степени эрудиции и уровня развития воображения участников.

Метод аналогий  тесно связан с методами ассоциаций, бисоциаций,  метафор.

Навигация по теме

(Visited 402 times, 1 visits today)

Источник: https://geniusrevive.com/metod-analogij/

Scicenter1
Добавить комментарий