2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства

Арнольд Дж. Тойнби — Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад

2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства
Здесь можно скачать бесплатно «Арнольд Дж. Тойнби — Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад» в формате 2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. — 318, [2] с., год 2011.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На В ТвиттереВ InstagramВ ОдноклассникахМы

Описание и краткое содержание «Цивилизация перед судом истории.

Мир и Запад» читать бесплатно онлайн.

В книгу вошли два близких по тематике произведения выдающегося британского ученого, философа, публициста и политолога Арнольда Джозефа Тойнби — «Цивилизация перед судом истории» и «Мир и Запад», которые посвящены главным образом вопросам столкновения цивилизаций в современную эпоху, проблеме мировой экспансии Запада и ответственности Западной цивилизации за нынешнее состояние дел на нашей планете.

Arnold J. ToynbeeCIVILIZATION ON TRIAL THE WORLD AND THE WEST

© Oxford University Press, 1948; Civilization on Trial was originally published in English in 1948 © Oxford University Press, 1953; The World and the West was originally published in English in 1953 © Издание на русском языке AST Publishers, 2011

Арнольд Дж. Тойнби

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ

МИР И ЗАПАД

АВТОР ПРИНОСИТ БЛАГОДАРНОСТЬ…

Из тринадцати очерков, включенных в данную книгу, десять были опубликованы самостоятельно, поэтому автор и издатели пользуются возможностью поблагодарить первоиздателей за их любезное согласие на переиздание этих материалов.

«Мой взгляд на историю» впервые опубликован в Англии в сборнике издательства «Контакт» «Британия между Востоком и Западом»; «Современный момент истории» — в 1947 году в журнале «Форин афферз»; «Повторяется ли история» — в 1947 году в журнале «Интернэшнл афферз» по материалам лекций, прочитанных в Гарвардском университете 7 апреля 1947 года, в Монреале, Торонто и Оттаве — в филиалах Канадского института международных отношений — в середине апреля и в Королевском институте международных отношений в Лондоне 22 мая того же года; «Цивилизация перед судом» — в 1947 г. в журнале «Атлантик мансли» на базе лекции, прочитанной в Принстонском университете 20 февраля 1947 года; очерк «Византийское наследие России», опубликованный в журнале «Горизонт» в августе 1947 года, основан на курсе из двух лекций, прочитанных в Торонтском университете для Фонда Армстронга; очерк «Столкновения между цивилизациями», опубликованный в журнале «Харперз мэгэзин» в апреле 1947 года, основан на первой из курса лекций, прочитанных в колледже Брин Моор в феврале и марте 1947 года для Фонда Мэри Флекснер; очерк «Христианство и цивилизация», опубликованный в 1947 году в сборнике «Пэндл хилл пабликейшнз», основан на мемориальной лекции памяти Берджа, прочитанной в Оксфорде 23 мая 1940 года — в переломный исторический момент, как выяснилось, не только для родины автора, но и для всего мира. Очерк «Значение истории для души», опубликованный в 1947 году в сборнике «Христианство и кризис», основан на лекции, прочитанной 19 марта 1947 года в Теологической семинарии в Нью-Йорке; «Грекоримская цивилизация» основывается на лекции, прочитанной в Оксфордском университете во время одного из летних семестров в рамках курса, организованного профессором Гилбертом Мэрреем в качестве вводного к различным предметам, изучавшимся в оксфордской школе Literae Humaniores; «Сужение Европы» — очерк основан на лекции, прочитанной в Лондоне 27 октября 1926 года на кафедре д-ра Хью Далтона в серии лекций, организованных Фабианским обществом на тему: «Сужающийся мир — трудности и перспективы»; наконец, очерк «Унификация мира и смена исторической перспективы» основан на крейтоновской лекции, прочитанной в Лондонском университете в 1947 году.

Январь 1948 года А.Дж. Тойнби

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПЕРЕД СУДОМ ИСТОРИИ

Несмотря на то что очерки, собранные в данном томе, написаны в разное время — большинство в последние полтора года, но некоторые даже двадцать лет назад, — книга тем не менее, по мнению автора, обладает единством взгляда, цели и задачи, и хочется надеяться, что это почувствует и читатель.

Единство взгляда заключается в позиции историка, который рассматривает Вселенную и все, что в ней заключено — дух и плоть, события и человеческий опыт, — в поступательном движении сквозь пространство и время.

Общей целью, пронизывающей всю серию этих очерков, является попытка хотя бы чуть-чуть проникнуть в смысл этого таинственного и загадочного представления. Главенствующая идея здесь — известная мысль о том, что Вселенная познаваема настолько, насколько велика наша способность постичь ее как целое.

Эта мысль имеет и некоторые практические последствия для развития исторического метода познания. Доступное для понимания поле исторического исследования не может быть ограничено какими-либо национальными рамками; мы должны раздвинуть наш исторический горизонт до мышления категориями целой цивилизации.

Однако и эти более широкие рамки все же слишком узки, ибо цивилизации, как и нации, множественны, а не единичны; существуют различные цивилизации, которые соприкасаются и сталкиваются, и из этих столкновений рождаются общества иного вида: высшие религии.

И это тем не менее не предел поля исторического исследования, ибо ни одна из высших религий не может быть познана в границах лишь нашего мира. Земная история высших религий есть лишь один из аспектов жизни Царствия Небесного, в котором наш мир является лишь малой провинцией. Так история переходит в теологию. «К Нему всякий из нас возвратится».

Мой взгляд на историю является сам по себе крошечным отрезком истории; при этом в основном истории других людей, а не моей собственной, ибо жизненный труд ученого состоит в том, чтобы добавить свой кувшин воды в великую и все расширяющуюся реку познания, которую питает вода из бесчисленного множества подобных кувшинов. Для того чтобы мое индивидуальное видение истории было в какой-либо степени поучительным и действительно просвещало, оно должно быть представлено в полном объеме, включая самые его истоки, развитие, влияние социальной среды и личного окружения.

Существует множество углов зрения, под которыми человеческий разум вглядывается во Вселенную. Почему я именно историк, а не философ или физик? По той же самой причине, благодаря которой я пью чай или кофе без сахара.

Привычки эти сформировались в раннем возрасте под влиянием моей матери. Я историк, ибо моя мать была историком; в то же время я сознаю, что моя школа отличается от ее школы.

Почему же я не воспринял взгляды моей матери буквально?

Во-первых, потому, что я принадлежал к другому поколению и мои взгляды и убеждения еще не установились твердо к тому времени, когда история взяла за горло мое поколение в 1914 году; во-вторых, потому, что мое образование оказалось более консервативным, нежели у моей матери.

Моя мать принадлежала к первому в Англии поколению женщин, получивших университетское образование, и именно поэтому им преподнесли самые передовые по тому времени знания по западной истории, в которой национальная история Англии занимала главенствующее место.

Ее сын еще мальчиком был отдан в старомодную английскую частную школу и воспитывался как там, так и позднее, в Оксфорде, исключительно на греческой и латинской классике.

Для любого будущего историка, в особенности рожденного в наше время, классическое образование — это, по моему глубокому убеждению, неоценимое благо. В качестве фундамента история греко-римского мира имеет весьма заметные преимущества.

Прежде всего мы видим греко-римскую историю в перспективе и, таким образом, можем охватить ее целиком, ибо она является законченным отрезком истории в отличие от истории нашего собственного западного мира — еще не доигранной пьесы, окончания которой мы не знаем и которую не можем охватить в целом: мы лишь актеры на эпизодических ролях на этой переполненной и возбужденной сценической площадке.

Кроме того, область греко-римской истории не загромождена и не замутнена избытком информации, позволяя нам видеть за деревьями лес — благо деревья довольно решительно прорежены в переходный период между распадом греко-римского общества и возникновением нынешнего.

Более того, вполне приемлемая для исследования масса сохранившихся исторических свидетельств не перегружена официальными документами местных приходов и властей, как те, что в наше время в западном мире накапливались тонна за тонной последний десяток столетий доатомной эпохи.

Сохранившиеся материалы, по которым можно исследовать греко-римскую историю, не только удобны для обработки и изысканны по качеству, но и вполне сбалансированы по характеру материала.

Скульптуры, поэмы, философские труды могут сказать нам значительно больше, нежели тексты законов и договоров; и это рождает в душе историка, воспитанного на греко-римской истории, чувство пропорции: ибо, подобно тому как нам легче разглядеть нечто, отстоящее от нас во времени, по сравнению с тем, что окружает нас непосредственно в жизни собственного поколения, так и труды художников и писателей значительно долговечней деяний воинов и государственных мужей. Поэты и философы превосходят в этом историков, а уж пророки и святые оставляют позади всех остальных, вместе взятых. Призраки Агамемнона и Перикла являются сегодняшнему миру благодаря волшебным текстам Гомера и Фукидида; а когда Гомера и Фукидида уже не будут читать, можно смело предсказать, что и Христос, и Будда, и Сократ будут все так же свежи в памяти поколений, почти непостижимо далеких от нас.

Третьим, и, пожалуй, самым значительным, достоинством греко-римской истории является то, что ее мировоззрение скорее вселенское, нежели локальное.

Афины могли затмить Спарту, как и Рим — Самний, однако же Афины в начале своей истории послужили воспитанию всей Эллады, в то время как Рим на закате своей истории объединил весь греко-римский мир в единое государство.

Если проследить историю греко-римского мира, то доминантой в ней будет звучать единство, и, однажды услышав эту великую симфонию, я уже не боюсь быть загипнотизированным одинокой и странной мелодией локальной истории моей собственной страны, мелодией, которая в свое время завораживала меня, когда мать пересказывала ее сюжет за сюжетом мне на ночь, укладывая меня спать. Исторические пастыри и учители, воспитатели поколения моей матери, не только в Англии, но и в других западных странах, ревностно побуждали своих учеников изучать национальную историю, ведомые ошибочной уверенностью в том, что, имея непосредственное отношение к жизни их соотечественников, она более доступна для понимания, нежели история далеких стран и народов (хотя совершенно очевидно, что история Палестины времен Иисуса, как и история платоновской Греции, оказала значительно более мощное влияние на жизнь англичан Викторианской эпохи, чем история Англии времен Елизаветы или Англии времен Альфреда).

Источник: https://www.libfox.ru/432638-arnold-dzh-toynbi-tsivilizatsiya-pered-sudom-istorii-mir-i-zapad.html

Татьяна Сидорина — Философия кризиса

2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства

Сидорина Татьяна Юрьевна

Философия кризиса

Татьяна Юрьевна Сидорина

Философия кризиса

Учебное пособие

Рецензенты:

Губин В.Д., докт. филос. наук, проф., Российский государственный гуманитарный университет;

Рахманкулова Н.Ф., канд. филос. наук, доцент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Учебное пособие посвящено одному из направлений философии XX века философии кризиса. Рассматриваются основные понятия и проблематика философии кризиса, становление и развитие этого направления в философии первой половины XX столетия.

Специальные разделы посвящены анализу социокультурного кризиса в западной и русской философии, сопоставлению подходов и ракурсов рассмотрения.

В заключительной части излагаются программы преодоления социокультурного кризиса, которые в разные годы были предложены западными и русскими мыслителями.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, специалистов в области философии, культурологии, социологии, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей мировой культуры и философии.

Книга издана с участием Московского психолого-социального института

СИДОРИНА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА — доктор философских паук, профессор Государственного университета — Высшей школы экономики.

Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: философия и история мировой культуры.

Автор книг «Человечество между гибелью и процветанием» (1997), «Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей» (2001), «Парадоксы кризисного сознания» (2002) и многих статей по истории русской и мировой философии. В течение 10 лет занимается темой кризиса европейской культуры в философии XX века.

Этой теме посвящены авторский курс, который читается на философском факультете Российского государственного гуманитарного университета, научные монографии и данное учебное пособие.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ЧАСТЬ I

КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОЦЕНКЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ

ГЛАВА 1. Кризис XX века: прогнозы и предчувствия………………………12

1.1. Великий эксперимент……………………………………….. …………12

1.2. Социальный кризис, кризисное и стабилизационное сознание…………………….18

1.3. Кризис начинается с культуры: к вопросу о понятиях………………………………………………23

Понятие культуры. Культурология и философия культуры……………………………………………….23

Подходы к изучению культуры…………………………………..28

1.4. Западная Европа — культурные трансформации……….35

1.5. Первая мировая война и самосознание европейской культуры……………………………….39

ГЛАВА 2. Кризис европейской культуры…………………………….. …………..46

2.1. Освальд Шпенглер: культура и цивилизация……………..46

2.2. Георг Зиммель: конфликт современной культуры……..52

2.3. Теодор Лессинг: противоборство «духа» и «жизни»……………………………………………………55

2.4. Альфред Вебер: судьба Европы……………………………….. ….57

2.5. Йохан Хейзинга: прогрессирующее разложение культуры………………………62

2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства………………………………………………………. ……….67

2.7. Эдмунд Гуссерль: кризис европейского человечества………………………………………………………. ………..72

2.8. Питирим Сорокин: трагедия чувственной культуры………………………………………………………….. …………..77

2.9. Альберт Швейцер: кризис мировоззрения — кризис культуры……………………………………….83

2.10. Артур Онеггер: индустрия музыки……………………………. 91

2.11. Макс Вебер: конфликт современной науки…………….102

ГЛАВА 3. Антропологический кризис……………………………….. ……………108

3.1. Карл Ясперс: духовная ситуация времени…………………110

3.2. Хосе Ортега-и-Гассет: «омассовление» общества………………………………………………………….. …………113

3.3. Карл Манхейм: социальная диспропорциональность……………….. …………………………..123

3.4. Романо Гвардини: конец человека Нового времени…………………………………………………………… ………….130

3.5. Мартин Бубер: антропологический анализ кризиса…………………………………………………………… ………….136

3.6. Эмманюэль Мунье: кризис героического индивидуализма…………………………………………………….. …..139

Кризис буржуазно-индивидуалистической цивилизации……………………………………………………….. ……..142

3.7. Эрнст Юнгер: «сон разума рождает чудовищ»…………149

3.8. Пауль Тиллих: чувство тревоги как симптом кризиса……………………………………164

ГЛАВА 4. Кризис общества — кризис власти………………………………….170

4.1. Карл Поппер: кризис либерализма и опасность тоталитарного соблазна……………………………………………..175

4.2. Фридрих А. Хайек: либерализм и концепция расширенного порядка…………………………183

4.3. Идеи консервативной революции в западноевропейской философии……………………190

4.4. Эрнст Юнгер: тотальная мобилизация………………………194

4.5. Эмманюэль Мунье: фашистские цивилизации…………203

ГЛАВА 5. Горизонты технократии………………………………….. ……………….213

5.1. Техника: от механизма к технологии…………………………21 3

5.2. Генезис «технократической концепции» и ее влияние на кризисное сознание XX в…………..215

5.3. Критика «технократической концепции» в западной философии……………………………………221

Льюис Мамфорд: техника и развитие человечества………………………………………………………. ………222

Мировосприятие человека и техническая реальность………………………………………………..226

5.4. Социальные последствия технологической экспансии и их оценка в философской и социологической литературе……………………………… ….237

ЧАСТЬ II

ПРОБЛЕМА КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ГЛАВА 1. Эсхатология и утопия в русской философской мысли конца XIX-начала XX вв………………………………………246

1.1. Эсхатологизм русской философской мысли…………….248

1.2. Владимир Соловьев: теократическая утопия…………….256

1.3. Николай Федоров: критика цивилизации и культуры……………………………..260

1.4. Закат европейской культуры: прогнозы русских мыслителей…………………….268

Николай Данилевский: философия истории и культуры…………………………………….270

Константин Леонтьев: кризис европейской культуры……………………………….275

ГЛАВА 2. Кризис европейской культуры в оценке русских философов XX в………………………………………………………………..2 80

А. Россия в контексте кризиса европейской культуры.. 280

2.1. Россия в начале века: обострение кризисного сознания………………………………………………………….. …………280

2.2. Николай Бердяев: сумерки Европы — начало культурного преображения……………….282

Конец ренессансной эпохи……………………………………….2 83

Источник: https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/51617-tatyana-sidorina-filosofiya-krizisa.html

2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства

2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства

Историк, языковед, культуролог,путешественник Арнольд Тойнби — авторвсемирно известного двенадцатитомноготруда «Исследование истории»(1934-1961). В этой работе ученый на основесистематизации огромного фактическогоматериала излагает собственную системуфилософии истории вслед за Шпенглером,пытаясь уяснить смысл историческогопроцесса.

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) — английскийисторик, дипломат. Родился в Лондоне.Изучал историю и классические языки вВинчестере и Баллиол-колледже (Оксфорд).В 1911 г. девять

67

месяцев путешествовал по Греции и Криту.С 1912 по 1915 г. был доцентом истории вОксфорде. В 1915-1919 гг. работал в Министерствеиностранных дел, издал «Синюю книгу»под руководством лорда Брейса; принималучастие в парижской мирной конференции.В 1922 г. предпринял новое путешествиечерез Грецию и Турцию в Японию и обратночерез Сибирь.

По возвращении сталпрофессором византийского и новогреческогоязыков и литературы и профессоромвсеобщей истории в Лондонском университете.В 1939-1943 гг. — директор заграничного архиваи службы печати в Королевском институтемеждународных отношений в Лондоне, в1943-1946 гг. — директор архивного отделаМинистерства иностранных дел. [ХюбшерА.

Мыслители нашего времени. М., 1962. С.62.]

Блестяще образованный, выросший ивоспитанный в атмосфере незыблемыхавторитетов, молодой историк Тойнбииспытал влияние поздних работ А. Бергсона,вызвавших острое переживание ненадежности,переменчивости всего происходящего вмире. В далеких путешествиях Тойнбивидел следы исчезнувших культур.

В самыйканун Первой мировой войны он не хотелеще признать действительным и для Европытот тезис, что культуры смертны, каклюди, но к концу войны картина изменилась.

Трагический опыт Первой мировой войныповлиял на все творчество Тойнби, котороепронизывает ощущение возможной гибеливсех завоеваний разума, составляющихбогатство западной цивилизации.

Исследователи творчества Тойнбисообщают, что, когда ему исполнилось 33года, он набросал на половинке листкаконцертной программы план всего трудасвоей жизни.

Когда же этот огромный трудбыл завершен, автор объяснил его замысели характер следующим сравнением:»Восходящие на гору карабкаются отуступа к уступу на отвесную стену скалыто быстрее, то медленнее, легко или струдом; иные, исчерпав силы, остаютсяпозади, другие сохраняют бодрость ичувствуют в себе жажду достигнуть новогоуспеха, а немногие уже начали восхождениена следующий, еще невидимый нам уступ.Так ведут себя и все отдельные культуры.Они выступили в путь в древнейшиевремена: нет пранарода, нет первогозерна, из которого они развились, всеони сперва в равной мере призваны былиначать

68

культурное восхождение. И различиемежду ними состоит лишь в том, как ониответили на этот призыв. Всегда передними крутая скала — тот фон, на которомразыгрывается драма: степь или деревенскийлес, океан или заболоченная дельта,вражеские нападения или жестокоегосподство.

И все же драма всякий разразвивается по-разному. На призыв можетотозваться творящая сила, — и сама этасила становится потом новым призывомвперед, и тогда культурный рост получаетвсе новые силы, несущие все дальше этоттворческий порыв.

Но иногда призывбывает таким отягощающим, такимобязывающим, что история замедляетсяи колеблется: быть может, призыв превышаетналичные силы, и тогда отвечающая нанего культура останется в своем исходномсостоянии; быть может, призыв недостаточносилен, тогда ответ последует с промедлением,вялостью, как в дремоте…

Историю всех культур пронизывают призывыи ответы, вечно сменяясь как удар иотзвук» [72].

Итак, одна из фундаментальных установокТойнби — культурологический плюрализм,иначе — убеждение в многообразии формсоциальной организации человечества.Каждая из них, по Тойнби, имеет своеобразнуюсистему ценностей, вокруг которыхскладывается жизнь людей — от самыхгрубых ее проявлений до высочайшихвзлетов творческого воображения [73].

72 См.: Хюбшер А. Арнольд Дж. Тойнби //Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М.,1962. С. 60-61.

73 До А. Тойнби аналогичные выводы былисделаны русским философом Н.Я. Данилевскими О. Шпешлером

История человечества предстает у Тойнбив виде совокупности дискретных единицсоциальной организации, которые онназывает «цивилизациями». Онуподобляет их биологическим видам,имеющим свойственную только им средуобитания («ареал»).

Историческийпроцесс в его концепции привязываетсяк географическим условиям, которыеиграют существенную роль в созданиинеповторимого облика каждой цивилизации.В терминах А.

Бергсона Тойнби описываетосновные фазы исторического существованияцивилизации: «возникновение» и»рост»

69

относятся на счет энергии «жизненногопорыва»; «надлом», «упадок»и «разложение» связаны с «истощениемжизненных сил». Однако не всемцивилизациям суждено пройти весь путьот начала и до конца, некоторые из нихпогибают, не успев расцвести, иныеостанавливаются в развитии и застываютв монотонном прозябании.

Признание уникальности жизненного путикаждой цивилизации заставляет Тойнбиперейти к анализу собственно историческихфакторов процесса. К ним он относитпрежде всего «закон вызова и ответа».

Само возникновение цивилизации, так жекак и ее дальнейший прогресс, определяются,по Тойнби, способностью людей датьадекватный «ответ» на «вызов»исторической ситуации, в которую входятне только человеческие, но и все природныефакторы.

Если нужный ответ не найден, всоциальном организме возникают аномалии,которые, накапливаясь, приводят к»надлому», а затем и к дальнейшемуупадку.

Выработка адекватной реакциина изменение ситуации есть социальнаяфункция «творческого меньшинства»,которое выдвигает новые идеи исамоотверженно проводит их в жизнь,увлекая за собой остальных. В периодначала и тем более расцвета цивилизациивласть сосредоточена в руках людей,обладающих дарованиями и заслугами,моральным авторитетом в обществе [74].

74 См.: Киссель М.А. Тойнби // Современнаязападная философия: Словарь. М., 2000. С.410-411.

С течением времени происходит постепенноеухудшение состава правящей элиты, онапревращается в замкнутую самовоспроизводящуюсякасту.

На сцену истории выходит»господствующее меньшинство»,опирающееся уже не на дарования, а наматериальные инструменты власти ипрежде всего на силу оружия. В этихусловиях растет осознание несправедливостисоциального строя и происходит «расколв духе».

Творческие люди мысленнообращаются к «другой правде»,механически исполняя повседневныеобязанности. На противоположномсоциальном полюсе скапливается»внутренний пролетариат» —

70

слои людей, ведущих паразитическоесуществование и не способных ни к труду,ни к защите отечества, но в любой моментготовых к возмущению, коль скоро небудут удовлетворены их примитивныетребования.

Границам цивилизации начинает угрожать»внешний пролетариат» — народы, неуспевшие еще сделать решающего скачка,отделяющего первобытное общество отцивилизации.

Строй, подточенныйвнутренними противоречиями, обычнорушится под напором варварской силы.

Однако роковой предопределенности втаком развитии событий нет; гибельцивилизации, по Тойнби, можно отсрочитьпосредством рациональной политикиправящего класса.

Оценивая состояние «цивилизациизападного христианства», Тойнбиделает вывод о наличии в ней симптомовкризиса. Однако он считает, что естьнадежда избежать печального конца или,по крайней мере, отдалить его. Спасениеможет прийти от «единения в духе»путем приобщения к вселенской религиина основе экуменических идей.

С еготочки зрения, образование мировыхрелигий — это высший продукт историческогоразвития, воплощающий культурнуюпреемственность и духовное единствовопреки самодовлеющей замкнутостиотдельных цивилизаций. В результатеТойнби в конечных выводах своегоисследования восстанавливает, хотя ив ослабленной форме, идею единствамировой истории.

Мировая цивилизацияоказывается не предпосылкой, а результатомисторического процесса. Одной из сторонсовременной истории является проникновениезападной науки, технологии и основанногона них индустриализма во все остальныесообщества.

Положительно оценивая этипроцессы, Тойнби отмечает и их негативныестороны, например, экологические иполитические проблемы [75].

75 См.: Там же.

71

Источник: https://studfile.net/preview/430247/page:15/

Арнольд Тойнби о западной цивилизации

2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства

Когда встречаются две и более цивилизаций более мощная цивилизация скорее всего использует преимущества своего превосходства и делает это весьма агрессивно до тех пор, пока сохраняется восходящая траектория ее развития. Представители такой цивилизации, вторгаясь в чужой социум, зачастую склонны считать себя богоизбранными людьми, не такими, как все остальные, бессознательно третируя своих собратьев как неполноценных и низших.

Наименее бесчеловечный характер имеет поведение той агрессивной цивилизации, в культуре которой доминирует религия. В таком случае представители агрессивной цивилизации склонны считать своих слабейших партнеров религиозно ничтожными, различая себя и своих противников как «агнцев и козлищ».

Однако ничтожество последних может быть — и довольно скоро — преодолено обращением их в «истинную» веру; цель эта представала, как правило, не теоретической, а скорее практической.

Как известно, в исламе признавалась за иудаизмом и христианством роль двух утренних звезд перед восходом солнца истинной веры.

Гораздо хуже подход к слабейшим партнерам, воспринимаемым как ничтожным в культурном отнесении. Такой подход — свойство цивилизаций с преобладанием светской культуры.

В истории образцом его служит противопоставление эллинов «варварам» или полное отмежевание «культурного» Китая от «бескультурного» внешнего мира.

В истории западноевропейского общества культурная агрессия находила выражение в противопоставлении своей Цивилизации «варварам» и «дикарям» по всему миру. В колониальных империях это выражалось в унизительном для подданных патернализме и отказе им в гражданских правах.

«Дикарь», стремившийся быть принятым в западном обществе, не мог ограничиться прохождением ценза образования и «хороших манер». Он обязан был признать превосходство западной культуры и примитивность, ничтожество своей собственной, однако и это не избавляло его от статуса слуги западных хозяев.

Империализму свойственно в ходе территориальных захватов рассматривать местное население как «туземцев». В данный термин вкладывался унизительный смысл, хотя оформилось это не сразу. Под ним подразумевается полная политическая и экономическая несостоятельность местных жителей.

От подобного отношения к иноземцам как туземцам только один шаг до признания их человеческой ничтожности вне всяких качественных оценок. Их неполноценность объявлялась пропастью, которую невозможно и немыслимо преодолеть. Запад руководствовался здесь иллюзорной идеей своего культурного превосходства над незападными обществами. Расовые и культурные аргументы дополняли друг друга.

Западный расизм несет историческую ответственность за физическое уничтожение многих миллионов «недочеловеков».

* – Арно́льд Джо́зеф То́йнби (англ. ArnoldJosephToynbee; 14 апреля 1889 года, Лондон — 22 октября 1975 года) — выдающийся британский историк,философ истории, культуролог и социолог.

Один из разработчиков цивилизационной теории, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Исследователь процессов Глобализации, критик концепции евроцентризма. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Тойнби служил в Британском Форин-офисе, занимался изучением ближневосточных конфликтов. В начале Первой мировой войны собирал (вместе сДжеймсом Брайсом) материалы о преступлениях германских агрессоров в Бельгии.

В 1915 году Брайс и Тойнби подготовили «Синюю книгу» по Османской империи, обобщившую множество достоверных свидетельств совершённыхмладотурками массовых убийств армян (см. геноцид армян) и ассирийцев (см. геноцид ассирийцев)[1].

В 1919—1924 годах преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений(англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого состоял в 1929—1955 гг.

Особое место в работах Тойнби занимала Россия.Основным вызовом, определившим развитие русской православной цивилизации, Тойнби считает непрерывное внешнее давление. Впервые оно началось со стороны кочевых народов в 1237 г. походом хана Батыя. Ответ заключался в изменении образа жизни и обновлении социальной организации.

Это позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить лицо ландшафта и в конечном итоге изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, а стойбища — в оседлые деревни.

В следующий раз страшное давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было основание Петербурга Петром Первым и создание русского флота на Балтийском море[11].

Утвердившийся в России Коммунизм Тойнби рассматривал как «контрудар», отбивающий назад то, что Запад навязал России в XVIII веке. Здесь – общая точка с идеологиями «евразийства», «сменовеховства» и национал-большевизма.

Экспансия коммунистических идей явилась, по Тойнби, лишь одним из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами».

Свидетель гибели викторианской Англии, двух мировых войн и распада колониальной системы, Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю Вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

Источник: https://golbis.com/pin/arnold-toynbi-o-zapadnoy-tsivilizatsii/

Scicenter1
Добавить комментарий