2.8. Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса

Малый, средний и крупный бизнес: что это такое, определения, отличия

2.8. Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса

  • Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.

  • Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.

  • Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются – срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.

  • Статус не нужно подтверждать специальными средствами. Он определяется годовым оборотом, определенным количеством работников и долевым соотношением к уставному капиталу.

    Средний бизнес: определение и признаки

    Такие фирмы отличаются зоной охвата. Обычно они включают в себя целую сеть, которая способна обслуживать большую клиентскую аудиторию. Строго говоря, им даже необязательно вести свою работу на территории одного города. Сетевики могут затрагивать целый регион, но при этом не выходить на рынок соседней области. Отличительными чертами также можно назвать:

    1. Медленную адаптацию в меняющихся рыночных условиях.

    2. Ориентацию на повышение качества товара или обслуживания потребителей услуг.

    3. Штат сотрудников от 101 до 250 человек, одновременно обслуживающих предприятие.

    4. Годовой оборот не меньше 801 млн рублей и не более 2-х миллиардов.

    Что касается сфер деятельности, то такая форма предпринимательства свойственна сетевым торговым компаниям, строительным фирмам, крупным медицинским центрам. В мировой экономике именно средние организации играют самую большую роль, принося государству примерно треть всех доходов. При этом никаких налоговых послаблений или других поддерживающих мероприятий в отношении их не проводится.

    Крупный бизнес

    К большим компаниям относятся предприятия, производящие существенную часть всех товаров или услуг в своей отрасли. Их объемы заметны во всем: количестве сотрудников, числу продаж, годовом обороте. Но самое главное, они работают не в рамках одного конкретного территориального рынка, а в нескольких регионах страны или на международном уровне. Признаками таких предприятий можно считать:

    1. Большой штат работников (не меньше 251 человека).

    2. Годовой доход от 2-х миллиардов рублей.

    3. Строгое соблюдение порядка в отношении инвентаризации.

    4. Большие торговые площади.

    Самыми популярными представителями крупного субъекта можно считать таких маститых гигантов, как фирмы Apple, Bosch, Samsung, Coca Cola, BMW.

    Поскольку работать им приходится во многих странах сразу, они должны придерживаться мирового законодательства и учитывать нормы каждого конкретного рынка.

    Кроме того, в числе держателей акций фирмы могут быть не только коммерсанты, но и государство. Это дает некоторые поблажки в работе, но вместе с тем накладывает дополнительные обязательства.

    Главные плюсы

    Каждая из представленных форм предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности, чтобы представить полную картину. Превосходство малому бизнесу обеспечивают:

    1. Небольшой первоначальный капитал. Чтобы открыть компанию, достаточно найти финансовые средства, а затем постепенно увеличивать денежные вливания.

    2. Небольшие расходы на обслуживание и оплату обязательных платежей, в том числе заработной платы и налоговых отчислений.

    3. Возможность оперативно реагировать на изменения в экономике страны и адаптироваться к ним без потерь.

    4. Быстрое возмещение затраченных средств и получение прибыли. В зависимости от сферы деятельности компании, этот срок может составить от полугода до полутора лет.

    Малый бизнес в перспективе способен стать средним и крупным, а значит обеспечить наличие новых рабочих мест. При этом плавный заход на рынки позволяет молодым коммерсантам чувствовать себя комфортно.

    Что касается среднего учреждения, то его плюсами можно считать:

    1. Создание большого числа вакансий.

    2. Высокую продуктивность работы и капиталовложений.

    3. Хорошую доходность.

    4. Устойчивость в конкурентной борьбе.

    Вместе с тем, на этом этапе предприниматели сталкиваются с большим числом трудностей, но о них мы поговорим несколько позже.

    Что касается достоинств крупных фирм, то они принципиально отличаются. Для начала именно такие организации обеспечивают экономическую стабильность своей отрасли и всей страны в целом. Также они могут постоянно вносить в бизнес новые технологии и изменять общую картину коммерции.

    Минусы и риски

    Как уже говорилось ранее, любая форма предпринимательства имеет свои недостатки. Избежать их практически невозможно, так что коммерсантам остается только принять их и построить работу таким образом, чтобы не чувствовать негативных сторон. Маленьким организациям свойственны следующие несовершенства:

    1. Высокий риск неудачи, особенно если владелец фирмы не имеет опыта коммерческой деятельности.

    2. Низкий профессиональный уровень как у сотрудников, так и у руководителей, из-за чего организация не может выйти на должный уровень развития.

    3. Сложности при необходимости заключения договора кредитования.

    Если подвести главный итог, то основным минусом является неопытность и отсутствие полезных связей у руководителя. Имея хотя бы что-то одно, он может выстроить успешный бизнес без особых трудностей.

    Недостатками средних компаний можно назвать высочайший уровень конкуренции и необходимости проведения сложной организационной работы. Получение разрешительных документов, привлечение серьезных денежных средств – всего этого удается избежать маленьким фирмам, но не начинающим свой активный рост.

    Минусами большой коммерции можно назвать:

    1. Избыточную концентрацию на экономике стран, в которых ведутся дела.

    2. Узкую локализацию хозяйственных отношений.

    3. Невозможность выйти за пределы определенной компании.

    Если сравнивать, все формы предпринимательства в части достоинств и недостатков, то в более выигрышном положении все же окажется последний, поскольку его негативные стороны с лихвой покрываются огромными доходами.

    Как определить, чем отличается малый бизнес от среднего и крупного

    Разница между всеми типами ведения предпринимательской деятельности кроется в деталях. Нагляднее всего их представить в таблице.

    Отличительные черты Малый Средний Крупный
    Широта охвата Одно предприятие  Сеть фирм в городе или регионе. Сеть в разных областях страны или международная.
    Трудности получения кредита Любая сумма Большие финансы Отсутствуют 
    Способность к адаптации Легко подстраивается под изменения. Адаптируется трудно и медленно. Часто само становится инициатором внесения изменений.
    Количество работников Не более 100 человек. От 100 до 250 сотрудников. Свыше 251 человека.
    Годовой доход До 2-х миллионов рублей. До 800 миллионов рублей. До 2-х миллиардов рублей. 

    В дополнение к этому можно добавить еще одно отличие малого, среднего и крупного бизнеса. Государство всячески поддерживает небольшие фирмы и огромные компании, акционером которой является.

    При этом среднему предпринимательству буквально приходится бороться со всеми проблемами самостоятельно в условиях жесткой конкуренции.

    Выходя на этот уровень развития, нужно быть готовым к подобным трудностям.

    Основа успеха

    Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.

    Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.

    Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.

    Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.

    Нормативная регламентация

    В нашей стране любая предпринимательская деятельность регламентируется десятками законодательных и нормативно-правовых актов. Самыми важными среди них являются:

    1. ГК, поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях.

    2. Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей, которым руководствуются надзорные органы.

    3. Налоговый кодекс, как один из ключевых документов.

    4. Закон о развитии предпринимательства.

    Кроме них, необходимо следовать местным нормативным актам, работающим на той территории, где ведется бизнес. А значит крупным фирмам нередко приходится оглядываться на международные законы и правила.

    Чтобы соблюсти все нюансы, следует ввести в штатное расписание ставку юриста. Небольшим фирмам достаточно обращаться за помощью периодически, а средним и крупным нужен постоянно действующий договор.

    Оценка эффективности

    Главными показателями, по которым традиционно оценивается успешность функционирования того или иного предприятия, остаются рентабельность и доходность. Но есть и другие важные стороны, от которых зависит окончательный итог. Их можно разделить на 3 ключевые группы:

    1. Коэффициент, характеризующий насколько хорошо окупаются издержки производства и инвестиционных вложений.

    2. Параметр, выражающий общую прибыльность с продаж.

    3. Показатели, определяющие доходность капитала.

    Соотнести все коэффициенты в одну схему и вычислить реальную прибыль не так сложно, но процесс требует кропотливого труда. Если рентабельность ниже уровня, на который надеялась компания, следует внести какие-то изменения в работу.

    Рассчитывать бюджет таким образом нужно несколько раз за год: в каждом квартале, а затем и итоговым отчетом. Большие и средние предприятия, кроме того, должны вести отдельный учет по каждому из своих офисов, чтобы видеть реальные изменения и слабые места.

    Заключение

    Крупный, малый и средний бизнес имеют различия и весьма существенные. Но в то же время практически каждая предпринимательская деятельность начинается с нуля, постепенно развиваясь и расширяясь.

    Поэтому молодым коммерсантам приходится пройти все 3 формы предпринимательства. Естественно, что на своем пути они гарантировано будут сталкиваться с недостатками каждой из систем.

    При этом основной задачей станет приумножение достоинства, чтобы нивелировать негативные стороны.

    Главное в работе не забывать придерживаться установленных правил и норм, иначе не получится выйти на новые рынки и охватить большую аудиторию. Не следует и думать, что большой бизнес – гарантия успеха и долгожительства.

    Даже самые сильные компании иногда сталкиваются с такими экономическими условиями, пережить которые не получается, в то время как небольшие фирмы просто подстраиваются под новые условия и продолжают наращивать свои активы.

  • Источник: https://www.cleverence.ru/articles/biznes/malyy-sredniy-i-krupnyy-biznes-chto-eto-takoe-opredeleniya-otlichiya/

    15 бизнес-идей для социального предпринимательства

    2.8. Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса
    На англоязычном ресурсе bestsmallventure.com («Лучшее малое предприятие») опубликовано 15 лучших идей для организации социального бизнеса. По всей видимости, авторы статьи как-то связаны с Индией, поскольку в тексте фигурируют рупии – национальная валюта этой страны.

    Поэтому какая-то часть высказанных идей может показаться неактуальной для России, но, во-первых, всегда интересно и полезно знать, чем живут коллеги в других странах, во-вторых, даже странная и малоприменимая (на первый взгляд) в наших условиях идея может дать толчок для рождения новых идей и эффективных проектов.

    Итак, 15 идей, которые, по мнению авторов статьи, не только работают на социальную миссию, но и способны принести прибыль.

    1. Социальный супермаркет

    Идея состоит в том, чтобы организовать универсальный продуктовый магазин, в котором продукты продавались бы с максимальной скидкой. Такой супермаркет дал бы возможность нуждающимся снизить повседневные расходы на еду и улучшить структуру своего питания.

    2. Выучился? Отдай учебник другому!

    Многие студенты покупают необходимые учебники за свой счет. После окончания семестра эти книги, как правило, им уже не нужны. Попробуйте организовать бесплатный сбор таких учебников в различных вузах для последующей перепродажи в специальном магазине нуждающимся студентам.

    Стоимость подержанных учебников предлагается установить на таком уровне, чтобы продажи покрывали расходы по сбору книг и содержанию магазина. Кроме того, для реализации проекта вам потребуются помощники – вы можете нанять студентов, обеспечив их таким образом подработкой.

    3. Онлайн-лавка

    Еще одна любопытная идея – организовать онлайн-магазин по продаже сделанных вручную сувениров, поделок, ковриков, одежды и других вещей. Такая Интернет-платформа дала бы многим талантливым надомникам возможность наладить каналы сбыта, получать стабильный доход и осваивать роль предпринимателя.

    4. Честное микрофинансирование

    Конечно, финансовые рынки России и зарубежныхстран во многом отличаются, и само словосочетание «микрозаймы» в нашей стране стяжало, увы, сомнительную репутацию. Однако у предпринимтеля на ниве финансов всегда есть выбор: быть ли добросовестным и социально ответственным кредитором.

    Суть идеи – в том, чтобы организовать специальную Интернет-платформу, через которую любой желающий мог бы одалживать (под небольшой процент) деньги для предпринимательских стартапов. Нечто вроде краудфандинговой платформы – только в меньшем масштабе.

    Вы как держатель ресурса могли бы брать небольшую комиссию для его поддержания.

    5. Социальная кулинария

    Если вы любите и умеете готовить, то этот бизнес – для вас. Попробуйте организовать нечто вроде общественной столовой или кафе, в которой могли бы питаться нуждающиеся или бездомные люди. Снизить издержки можно за счет участия волонтеров и нулевой арендной платы (если вам удастся найти такое помещение).

    6. Печи, которые не коптят

    В развивающихся странах, где готовят преимущественно на открытом огне, большинство домохозяек из-за постоянно вдыхаемого дыма страдает теми или иными сердечно-легочными заболеваниями.

    Идея (надо сказать, уже реализованная в ряде стран) состоит в том, чтобы наладить производство недорогих, но безопасных и эффективных (с точки зрения КПД) дровяных печей.

    Людям с нормальным достатком их можно продавать по обычной цене, субсидируя за счет получаемой прибыли более низкие социальные цены для нуждающихся. От себя добавим, что в России на открытом огне готовят чаще всего шашлыки и проблема, конечно же, не стоит так остро.

    Но! В странах Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) многие действительно готовят еду на простых уличных печках. Поэтому идея вполне применима у наших ближайших соседей.

    7. Инновационные информационные носители

    В ряде развивающихся стран все еще актуальна проблема неграмотности, в связи с чем очень сложно доносить до широких слоев населения важную информацию (например, о борьбе с инфекциями, по основам гигиены и т.д.).

    Как вариант – организовать производство (и продажу по низким ценам), скажем, детских одеял, на которых – в доступной форме, в виде рисунков нанесены инструкции по правильному уходу за детьми или другая важная информация. Наверняка, эту идею можно как-то приспособить и в России.

    Например, выпускать футболки с какими-то полезными рекомендациями для подростков.

    8. Альтернативная энергия

    Во многих странах электроэнергия – дорога и недоступна бедным слоям населения.

    Как насчет того, чтобы наладить альтернативное производство электроэнергии по низким ценам? Например, из навоза, отходов сельскохозяйственного производства и других био-разлагаемых материалов.

    Производимым таким образом электричеством можно было бы снабжать, например, больницы и школы. То есть речь идет об альтернативной энергетике в небольших масштабах.

    9. Социальные гаджеты

    Авторы статьи предлагают разработать и производить «дружелюбные пользователю» электронные гаджеты, как написано в оригинале, из «безконфликтных» материалов.

    Очевидно, речь идет о материалах, произведенных без ущерба для окружающей среды и без эксплуатации дешевого (полу-рабского) труда людей из развивающихся стран. К тому же, авторы предлагают установить на них цены ниже рыночных.

    Для России идея – довольно смелая, но почему бы не попробовать?

    10. Индустрия красоты на благо социума

    Вот это, по мнению авторов статьи, дословно — «крутая» идея. Заключается она в том, чтобы убедить производителей косметики поставлять вам продукцию по оптовым ценам, а вы будете ее продавать через Интернет-магазин, направляя прибыль на решение каких-то социальных проблем. Кстати, у нас уже действуют проекты, связаные с социальной косметикой. 

    11. Цифровой рынок

    Создайте виртуальный онлайн-рынок, на котором продавцы могут покупать продукты и товары напрямую у производителей, избегая посреднических цепочек, которые «накручивают» конечную цену. Идея – в том, чтобы обеспечить доступ рядовых покупателей к жизненно важным продуктам и товарам по оптимальным, социальным ценам.

    12. Доступный спорт

    Идея – в том, чтобы найти (либо производить самим) недорогое спортивное оборудование – как альтернативу дорогостоящему членству в фитнес-клубах. Это помогло бы многим людям приобщиться к здоровому образу жизни.

    13. Образовательная туристическая компания

    Авторы статьи предлагают создать нечто вроде виртуального просветительского клуба путешественников, в котором люди смогли бы делиться своими впечатлениями и рекомендациями по посещению других регионов и стран и организации путешествий. При этом членство в таком клубе может быть платным (за символическую цену).

    На наш взгляд, для Рунета идея несколько запоздавшая, поскольку в сети немало абсолютно бесплатных аналогичных сайтов. Но, возможно, в Индии (откуда, предположительно, происходят авторы данной статьи) ощущается недостаток информации о других регионах страны. Кстати, в каком-то смысле это актуально и для России, ведь свою страну, будем честны, мы знаем не очень.

    Поэтому, может быть, эта идея поможет придумать что-то похожее для русскоязычного Интернета.

    14. Микро-пожертвования или «легкая» благотворительность

    Вот – та идея, где авторы статьи выдали свое индийское происхождение. Они предлагают уговорить производителей и продавцов автоматически направлять на благотворительные цели определенную часть своего дохода. Например, если пекарня продала продукцию на 500 рупий, то 50 рупий идут на решение социальных проблем.

    Заменяем рупии на рубли и делаем! Фактически, речь идет о некой «десятине» на торговые операции. Насколько бизнес готов к столь крупным пожертвованиям – вопрос, но в предложении, безусловно, есть здравая идея.

    Заключается она в том, чтобы договориться с коммерческими предприятиями не о разовых (пусть и крупных) пожертвованиях, а о том, что они будут отчислять на оговоренные цели какую-то (пусть и малую) часть от любого дохода.

    Смысл подобного партнерства в том, что вы получаете от каждого бизнеса пусть и малый, но постоянный денежный ручеек, соединив которые, вы можете обеспечить постоянное и предсказуемое финансирование некоего благотворительного или социального проекта. Впрочем, данная идея, скорее, относится к сфере благотворительности. Но пусть будет.

    15. Организуем торговое предприятие как средство борьбы с безработицей

    Данная идея предназначена для создания новых рабочих мест. Приобретите какие-то социально значимые продукты питания или товары по оптовым ценам и наймите людей, которым нужна работа, чтобы они продавали эти товары.

    То есть организуйте торговые цепочки, но не затем, чтобы заработать самому, а для того, чтобы обеспечить работой и доходом нуждающихся.

    В продолжение темы читайте статью о первых шагах в создании социального предприятия

    http://nb-forum.ru/useful/advices/15-ydei-sp

    Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb37526a7b1ae00aa5ed46b/5c1c9db276ee8500aa461a4c

    Малый бизнес как особая форма предпринимательства: сущность, критерии, роль и значение

    2.8. Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса

    Малый бизнес зародился около 50 веков назад в восточной части Средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание.

    Но теперь малый бизнес все больше признается, как созидательная сила экономики, находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения.

    И что особенно важно, деятельность малого бизнеса инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения поступают от малых, нежели от крупных предприятий.

    Мы не можем заглянуть в будущее, но можем сказать, что уже сейчас малый бизнес стимулирует прогресс в экономике. Однако, маловероятно, что крах малых предприятий замедлится. Пример процветающих малых предприятий будет привлекать все большее число и неподготовленных, и подготовленных людей.

    Малый бизнес не поддается простому определению. Обычно мы применяем этот термин к так называемым «семейным лавочкам», например соседним магазинам и ресторанам, а термин крупный бизнес — к таким гигантам, как например «Минский тракторный завод».

    Малый бизнес (предпринимательство) — это инициативная деятельность малых предпринимательских структур различных организационно-правовых форм и физических лиц в соответствии с установленными критериями, направленная на получение хозяйственного результата и на его основе прибыли, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

    Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный класс мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны и принадлежат к основной массе населения, одновременно являясь и непосредственными производителями, и потребителями широкого спектра товаров и услуг [16, с.80]. Сектор малых предприятий образует самую разветвленную сеть производителей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

    По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого и среднего предпринимательства в различных странах составляют от 33% до 66% национального продукта. Кроме того, сектор малых предприятий более динамично создает новые рабочие места. [16, с. 81-82].

    Основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

    Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

    В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

    Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

    Основными целями создания предприятий малого бизнеса, являются:

    1) активизация структурных изменений в экономике;

    2) ликвидация дефицита, увеличение ассортимента продукции, насыщение рынка пользующимися спросом товарами;

    3) торможение формирования монополий;

    4) создание здоровой конкуренции;

    5) снижение уровня безработицы, трудоустройство работников;

    6) значительные налоговые отчисления в местные и государственные бюджеты;

    7) развитие сёл, небольших городов;

    8) возрождение художественных промыслов.

    Малые предприятия — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

    Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования и быстрое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры; непосредственная взаимосвязь с потребителем; узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовывать свои идеи, проявить свои способности; способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков — все эти черты малых предприятий являются их достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, и в то же время недостатками, сдерживающими их развитие. Например, с одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспособляемым, а с другой — зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).

    Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

    Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников.

    Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

    Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

    Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и отдельные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.

    Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев.

    Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально.

    Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливает меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.

    Если государство заинтересовано в стабильном развитии малого бизнеса, то оно осуществляет поддержку малого предпринимательства. Главные направления государственной поддержки малого бизнеса:

    1) создание развитой инфраструктуры государственной поддержки;

    2) формирование льготных условий пользования государственными финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами;

    3) поощрение введения и использования в своей деятельности научно-технических разработок и новейших технологий;

    4) формирование упрощенного порядка регистрации субъектов малого бизнеса, содействие в решении вопросов, связанных с патентованием и лицензированием их деятельности, сертификацией их продукции, предоставление государственной статистической отчетности;

    5) развитие внешнеэкономических связей, поощрение работы с зарубежными партнерами;

    6) создание благоприятных условий и мотивации для подготовки и повышения квалификации кадров.

    Также к важным недостаткам в деятельности малого предпринимательства можно отнести «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности, в первую очередь малых предприятий.

    Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обязательным условием выживания.

    Малые предприятия «уводят в тень» такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, сумма платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемых в отчетности, а также показатели, связанные с необходимостью преодоления налоговой системы. Причем доля теневого оборота тем выше, чем меньше размер хозяйствующего субъекта.

    Однако, самый большой недостаток малых фирм — их малая величина. Вступление в конкурентную борьбу с крупными фирмами для малого бизнеса подобно смерти.

    Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то что же в этом случае необходимо сделать малым предприятиям? Имеют ли они тогда рыночные перспективы? Безусловно.

    За счет чего? Прежде всего за счет их главного преимущества — гибкости, т.е. способности оперативно перестраивать свою производственную программу.

    Существует четыре основных вида стратегии малых фирм. Их направленность — сведение до минимума остроты конкуренции с крупными фирмами и использование наилучшим образом их гибкости.

    1) Стратегия копирования («ложный гриб»). Какой-нибудь оригинальный продукт, произведенный крупным предприятием может стать объектом подделки, а копия, созданная малой фирмой, продается, как правило, по ценам ниже, чем оригинал.

    Малые фирмы действительно могут снижать цены, поскольку все расходы на научно-исследовательские разработки по данному продукту несут не они, а крупные фирмы, выпускающие оригинал.

    Впервые практика копирования была применена в фармацевтике, далее захватила электронику.

    2) Стратегия оптимального размера («Премудрый пескарь»).

    Девизом этой стратегии является «Не высовывайся!», эта стратегия находит свое применение в тех отраслях, где крупное производство неэффективно, оптимальным является малое предприятие (например, бензоколонки в стороне от оживленных автомагистралей, парикмахерские, небольшие кафе и т.д.) Прибыль здесь невелика по масштабам крупных фирм, высоки расходы на заработную плату. Возможности роста фирмы, придерживающейся этой стратегии, ограничены.

    3) Стратегия участия в продукте крупной фирмы («Жалящая пчела»). Многие крупные фирмы стремятся производить свое сложное изделие от начала и до конца самостоятельное.

    Но часто крупной фирме выгоднее отказаться от собственного неэффективного производства и закупать аналогичную продукцию у малой фирмы. Важно, что для малой фирмы отдельный мелкий элемент — это конечный продукт, а не промежуточный, как для мелкого подразделения крупной фирмы.

    Однако малая фирма, избравшая подобную стратегию, может оказаться в полной зависимости от крупной. Избежать данной ситуации можно с помощью тактики ограничения доли оборота, приходящегося на одного крупного клиента.

    Суть данной тактики в том, что мелкая фирма стремится поставить нескольким крупным компаниям товары таким образом, чтобы доля каждой из них в общем объеме продаж фирмы не превышала определенных объемов (например, не более 20%).

    4) Стратегия использования преимуществ крупной фирмы («Хамелеон»).

    Примером служит франчайзинг — это система договорных отношений между крупной и мелкой фирмой, согласно которой крупная фирма обязуется снабжать мелкую фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса, предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях, сдает в аренду свое оборудование, малая фирма обязуется иметь деловее контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес «по правилам» этой крупной фирмы и перечислять определенную договором долю от суммы продаж в пользу крупной фирмы. Чаще франчайзинг используется в сфере розничной торговли, ресторанах быстрого обслуживания (например, «Макдональдс», «Кока-кола», «Адидас»).

    Как следует из самого определения, «малый бизнес»- это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

    Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

    В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

    1) численность персонала;

    2) размер уставного капитала;

    3) величина активов;

    4) объем оборота (прибыли, дохода).

    А также среди качественных критериев, относящих предприятие к малому бизнесу, используются следующие:

    1) предприятие владеет небольшой долей рынка;

    2) управление предприятием осуществляет лично его владелец;

    3) предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной компании [15, с.12].

    По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.

    Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, Европейская комиссия рекомендует относить к малым предприятиям те, которые не превышают следующих показателей:

    1) количество занятых работников до 50 чел;

    2) годовой оборот менее 7 млн. евро;

    3) сумма баланса менее 5 млн. евро.

    Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

    Малый бизнес выполняет следующие функции:

    Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность;

    Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться;

    В-третьих, малый бизнес способен создавать атмосферу конкуренции;

    В-четвертых, (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

    Кроме того, можно также отметить ряд особенностей, присущих малому бизнесу:

    1) все работники включаются в единую небольшую команду, связанную единством целей;

    2) в деятельности одного работника сливаются функции управления и труда;

    3) активно применяется взаимозаменяемость;

    4) высокая заинтересованность работников в постоянном повышении квалификации и производительности своего труда;

    5) интенсивность использования ресурсов и времени очень велика;

    6) использование нововведений, прогрессивных методик очень велика.

    Успех малого бизнеса в области нововведений и прогрессивных методик можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

    Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство.

    Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.

    Малые предприятия (МП) классифицируют в зависимости от отношений собственности:

    1) частное МП (учредитель — частное лицо или семья);

    2) коллективное МП (учредитель — коллектив собственников);

    3) государственное МП (учредитель — государственное предприятие или государственный орган);

    4) смешанное МП (учредители: государственное предприятие или государственный орган и частное лицо или семья);

    5) совместное МП (учредители: национальное предприятие, частное лицо или семья, зарубежное предприятие, лицо или семья);

    6) иностранное (учредитель: иностранное предприятие, частное лицо или семья).

    Но следует отметить ,что малые предприятия классифицируются не только по принадлежности к той или иной отрасли, но и по своим возможностям и характеру деятельности.

    По своим возможностям малые предприятия можно условно разделить на два вида:

    1) не имеющие потенциала для роста (такие предприятия занимают свою небольшую нишу, например, охватывают небольшой по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);

    2) быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий [2, с.7].

    По характеру деятельности малые предприятия можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [3, с.108-109].

    Можно точно сказать, что имеется правовая основа для развития малого бизнеса. Организация малого предприятия проходит ряд этапов:

    1) предварительный маркетинг (поиск бизнес-идей);

    2) выбор бизнес-идеи под создание предприятия;

    3) основной маркетинг (целевое исследование рынка в рамках выбранной бизнес-идеи и определение параметров бизнес-проекта);

    4) выбор учредителей, организационно-правовой формы и формы собственности;

    5) разработка технико-экономического обоснования создания предприятия;

    6) разработка учредительских документов;

    7) регистрация;

    8) открытие расчетного счета в банке;

    9) разработка, согласование с районным управлением внутренних дел, изготовление печатей;

    10) получение лицензии (если требует выбранный вид деятельности);

    11) получение разрешающих документов в санитарно-эпидемиологической службе (если вид деятельности может нанести вред природе и людям).

    Вместе с тем начинать малый бизнес приходится с нуля и в условиях действия ряда неблагоприятных факторов.

    Во-первых, экономическое положение в стране, и прежде всего дефицит госбюджета, не позволяет государству широко финансировать программу развития предприятий малого бизнеса.

    Во-вторых, нехватка оборудования в стране и значительный рост цен на новую технику не позволяют малому предприятию вести производственный процесс на высоком технологическом уровне.

    В-третьих, отсутствует инфраструктура рынка, и в первую очередь система страхования промышленных рисков и кредитов, что особенно важно для предприятий малого бизнеса по причине преимущественно инновационного характера их деятельности.

    В-четвертых, ощущается острая нехватка предпринимателей-специалистов, обладающих опытом предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений.

    Ускоряет темпы создания и развития малых предприятий широкое использование лизинга, т. е. сдачи в аренду производственных помещений и оборудования. Для целей лизинга можно использовать как новое оборудование, так и бывшее в эксплуатации.

    Использование лизинга позволит предприятиям малого бизнеса уменьшить потребность в кредитах, а следовательно, выплаты процентов за пользование ими, снизить стоимость амортизации и таким образом снизить себестоимость продукции и увеличить прибыль от ее реализации.

    Таким образом, в данном разделе я постаралась отразить понятие, основные черты, сущность и тяжёлый процесс становления малого бизнеса, что очень актуально в настоящий период для развития как стран с переходной экономикой, так и стран с рыночной экономикой.

    Источник: https://studbooks.net/1951723/ekonomika/malyy_biznes_osobaya_forma_predprinimatelstva_suschnost_kriterii_rol_znachenie

    Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны

    2.8. Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса

    Ключевые слова:малый и средний бизнес; вклад малого бизнеса; уровень развития бизнеса.

    Цель: проанализировать значение и вклад малого и среднего бизнеса в экономике страны.

    Методы: статистический анализ, абстрактно-логический.

    Результаты: на основе проведенного анализ, показан современный вклад российского бизнеса в экономику страны. Выявлены слабые стороны и предложен комплекс решений для устранения проблем в развитии малого и среднего бизнеса в стране.

    Научная новизна: на основе проведенного анализа сделан вывод, что вклад малого и среднего бизнеса в России не соответствует масштабам страны. Выявлены факторы сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.

    Практическая значимость: предложены комплексные меры для решения проблем, влияющих на уровень развития малого и среднего бизнеса.

    Введение

    Актуальность исследования обусловлена тем, что во многих странах субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) играют важную экономическую и социальную роль в развитии экономики в целом. От уровня развития малого бизнеса зависят многие показатели, такие как уровень конкуренции, внедрение новых технологий, эффективность производства и т. д.

    Цель данной статьи — определить роль малого и среднего бизнеса в экономике страны.

    Результаты исследования

    В первую очередь, мы хотим обратить внимание на основные критерии и черты предпринимательства.

    Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия. Критерии субъектов малого предпринимательства регламентируются Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основные критерии субъектов МСП представлены на рисунке 1 [1].

    Рис. 1. Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Источник: Составлено автором.

    По мнению к. э.н. Лановой О. Г. малый бизнес — это, прежде всего — создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов.

    Наконец, развитие малого предпринимательства — это рост числа людей, самостоятельно обеспечивающих достойный уровень жизни для себя и своих семей [2]. На наш взгляд, Лановая О. Г.

    раскрывает понятие малого бизнеса не только с социальной точки зрения, но и с экономической, позволяя определить значение малого бизнеса для экономики страны в целом.

    Характерными чертами малого предпринимательства является взаимосвязь понятий «выживаемости» и «неустойчивости». Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимого для сдвигов в экономике страны.

    В чертах малого и среднего бизнеса прослеживается тот факт, что они проигрывают по своим конкурентным преимуществам более крупному бизнесу. Так, в настоящее время крупные предприятия, которые опережают по показателям субъектов МСП, чувствуют себя комфортнее и увереннее на рынке. Этому есть логическое объяснение.

    По мнению Ж. Ж. Ламбена [3], чье мнение разделяет и профессор С. Г.

     Демченко, устойчивое конкурентное преимущество получают фирмы, осуществляющие «постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов» [4]. Соглашаясь с данным выводом, добавим, что на вышеперечисленный сбор и анализ информации, требуется выделение дополнительных денежных средств, которые для субъектов МСП не всегда подъемны, особенно в современных условиях, когда особенно остро стоит вопрос о финансовом состоянии малого предпринимательства. Таким образом, крупные предприятия, обладая большей финансовой устойчивостью, обеспечивают себе сильные конкурентные преимущества.

    По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт России находится на уровне 17–20 %, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза, США и Японии [5]. От уровня развития малого бизнеса зависит степень развития экономики государства. Так, достаточно взглянуть на таблицу 1, где приведены основные показатели МСП.

    Таблица 1

    Показатели малого и среднего бизнеса*

    ПоказателиРоссийская ФедерацияСтраны — члены ЕС
    Вклад малого бизнеса в ВВП страны, %17–20 %50–70 %
    Численность занятых в малом и среднем бизнесе, от числа всех занятых во всех предприятиях27 %67,4 %
    Доля малого и среднего бизнеса в общем числе всех предприятий, %97,2 %99,8 %

    *Источник: составлено с использованием [5, 10, 13].

    Из таблицы видно, что самое высокое значение имеет доля МСП в общем числе всех предприятий.

    Именно данный показатель характеризует динамику развития МСП, но в тоже время не всегда отражает реальную ситуацию, которая характеризует положение предпринимательской активности, так как фактически большая часть зарегистрированных предприятий не осуществляет реальную деятельность.

    В этой связи становится понятным, что рост числа зарегистрированных предприятий не связан с развитием сектора МСП. Все это в совокупности находит прямое отражение и на показателях вклада в ВВП страны и численности занятых в малом и среднем бизнесе.

    Получается, что основной вклад в экономику страны, по крайней мере, в России, вносит в настоящее время крупный бизнес. Об этом свидетельствуют и данные, которые приводит Президент ассоциации российских банков Г.

    Тосунян по словам которого, позитивная динамика по корпоративным кредитам его «не успокаивает», поскольку здесь 60 % — это крупный бизнес, а не малый и средний, на котором, как убежден банкир, и должна держаться экономика нашей страны.

    А МСП при этом «прячется» в потребкредитовании, с помощью которого развивают бизнес немало предпринимателей [6].

    По мнению известного банкира, на рост и развитие сегмента МСП способствует, доля кредитов, направленная в данный сегмент. Однако, это не единственно сдерживающее условие. Согласно материалу Всемирного банка приведенного в докладе об экономике России [7] диверсификация российской экономики не возможна без выживания новых предприятий.

    Как показывают результаты анализа, одной из причин недостаточного уровня диверсификации российской экономики может быть то, что относительно небольшие сектора в меньшей степени, чем крупные отрасли, способны справляться с периодами спада.

    Низкий уровень выживания новых компаний может объясняться тем, что новые предприятия сталкиваются с трудными условиями ведения бизнеса и жесткой неконкурентной средой.

    Эти результаты подчеркивают важность экономической политики, направленной на улучшение перспектив для появления новых предприятий, повышение эффективности распределения производственных факторов и усиление конкуренции на пути к более диверсифицированной экономике.

    Следует сделать вывод, что на развитие МСП влияние оказывают множество факторов.

    Малый и средний бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие страны, именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства — создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего бизнеса [8]. Развитие малого и среднего бизнеса объявлено в России одним из приоритетных направлений государственной политики. Практически сразу после избрания на пост Президента Российской Федерации Дмитрий Медведев стал уделять этому вопросу пристальное внимание. Уже в мае 2008 года был подписан указ, нацеленный на снятие ограничений для предпринимательской деятельности, а малый бизнес назван «способом возрождения России» [9].

    Субъекты Российской Федерации в настоящее время уделяют особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства.

    Так, в Республике Татарстан традиционно разрабатываются программные действия и новые подходы к развитию малого и среднего бизнеса [10].

    Состояние малого и среднего предпринимательства и основные направления его дальнейшего развития обсуждается на уровне руководства Республики и вызывает огромный интерес у общества.

    Малый и средний бизнес, являясь очень гибкой формой хозяйствования, быстро реагирующей на происходящие изменения на рынке, способен активно генерировать новые точки финансово-экономического роста, оказывая действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики.

    Теория точек, введенная в практику французским экономистом Ф.

    Перру, не утратила своей актуальности и в современных экономических условиях, и применительно к малым формам хозяйствования позволяет их рассматривать в качестве инструментов моделирования экономического роста российской экономики [11].

    По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения.

    Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 28 июня 2007 г.

    № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов российской Федерации» [12], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт [11, с.364].

    К сожалению, на современном этапе в Российской Федерации уровень развития малого и среднего бизнеса, который своими налогами приносит в бюджет все больше доходов, не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании валового внутреннего продукта.

    Превратить малый и средний бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса способно расширение этого сектора экономики.

    Малый бизнес занимает определенное и достаточно важное место в экономиках стран с рыночной ориентацией, участвуя в решении серьезных экономических, социальных и иных задач.

    Выводы

    В целом учитывая важность развития малого и среднего бизнеса, в частности, в обеспечении занятости населения, увеличении регионального валового внутреннего продукта и роста налоговой базы, сегодняшнее состояние и необходимость создания более благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса требуют комплексного решения и следующих задач:

    —          усиление роли местных органов власти в координации деятельности всех структур поддержки малого и среднего бизнеса;

    —          большая активация процессов разработки, принятия и реализации региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса;

    —          обеспечение малого и среднего бизнеса финансовой поддержкой, адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам;

    —          активное совершенствование действующего законодательства по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса;

    —          усиление информационно-консультативной поддержки малого и среднего бизнеса на всех уровнях российской власти.

    В период высокой турбулентности, нестабильности внешней среды, отразились на объемах и динамике развития предпринимательского сектора в стране.

    Но все же, в такой тяжелый период, малый бизнес удержал позиции и показал неплохие результаты по сравнению с другими сегментами рынка.

    Наряду с этим, эксперты отмечают гибкость и быструю адаптацию малого бизнеса, что позволяет ему быстрее остальных восстановиться.

    Динамическое развитие предпринимательского сектора для стабилизации экономики страны очень важно.

    Если субъектам МСП будет уделено должное внимание, если и дальше укреплять взаимоотношения государства с малым бизнесом, то мы сможем не только укрепить нашу экономику, но и выйти на новый уровень развития и построить новую модель экономики, которая позволит быть нашей стране более конкурентоспособной.

    Литература:

    Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5778/

    Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса

    2.8. Значение предпринимательской идеи для среднего и малого бизнеса

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

    Важным компонентом процесса управления предприятием или субъектом бизнеса представляется предпринимательская идея. В контексте исследуемой в работе проблемы ответим на вопрос:

    • Каково значение предпринимательской идеи именно для хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса?

    Во-первых, Предпринимательская идея, что достаточно очевидно, должна рассматриваться при внутрифирменном уп­равлении субъектом бизнеса исключительно на начальных эта­пах процесса.

    Другое дело, что всегда возможен в связи с необ­ходимостью применения уточняющих или корректирующих процедур возврат к идее «вновь и вновь», что придает всему процессу качество цикличного развития.

    Следует сказать, что возврат к этапу формирования предпринимательской идеи в своей основе имеет те же предпосылки, которые определяют и возвратность (цикличность) самого процесса управления.

    Итак, возникая в начале пути, идея оказывает постоянное влияние на весь дальнейший процесс управления, на все его даль­нейшие этапы. Поэтому ошибочность предпринимательской идеи (или ее «порочность») будет впоследствии проявляться в опреде­ленных трудностях при управлении субъектом бизнеса.

    Качество же управления (высокое — низкое) может в свою очередь, пре­одолевая эти трудности, изменять до определенного предела для конкретного бизнеса последствия этой ошибочности. Так, низкое качество управления усугубит ситуацию, усилит негативные тен­денции, привнесенные ошибочной идеей.

    Высокое же качество управления увеличит шансы бизнеса на успех.

    Следует сказать, что сочетания заведомо удачной или ка­чественной предпринимательской идеи с управлением, имею­щим высокий или низкий уровень качества, будут давать биз­несу соответственно высокие или низкие шансы на его успех.

    Во-вторых, Можно выделить для предпринимательской идеи, рассматриваемой в рамках отдельного субъекта бизнеса, некоторые характерные свойства:

    ♦ предпринимательская идея формируется (или прини­мается) всегда самим субъектом бизнеса, а не привно­сится организационно извне (навязывается или пред­писывается);

    ♦ предпринимательская идея, можно считать, представ­ляет собой специфический фактор воздействия управ­ляющей подсистемы на управляемую подсистему субъек­та бизнеса (предприятия).

    ♦ вследствие этого воздействия предпринимательская идея стимулирует у субъекта бизнеса процесс формирова­
    ния адекватной реакции на влияние на него извне ры­ночной конъюнктуры.

    Таким образом, если рыночная конъюнктура представля­ет собой внешний фактор воздействия на организацию или субъект бизнеса, то предпринимательская идея становится уп­равляющим фактором воздействия (рис. 11).

    Субъект бизнеса

    (предприятие)

    Очевидно, что все эти факторы и свойства приобретают го­раздо большую остроту и динамичность для субъектов среднего и малого бизнеса, как для структур с гораздо более развитым пред­принимательским началом (чем организационным) во внутрифир­менном управлении.

    Чем больше оснований считать конкретный бизнес малым, а не средним, или средним, а не крупным, тем боль­шее значение при управлении этим бизнесом (во внутрифирмен­ном управлении) приобретает понятие предпринимательской идеи, в отличие от других компонентов управления.

    Иными словами, структуры среднего и малого бизнеса постоянно демонстрируют большую восприимчивость к предпринимательской идее.

    /

    ВНЕШНИЙ ФАКТОР -«=-

    ВОЗДЕЙСТВИЯ Рыночная

    Конъюнктура

    РЕАКЦИЯ — S*-

    СУБЪЕКТА БИЗНЕСА

    V___________ J

    УПРАВЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ

    Рис. 11. Взаимодействие субъекта бизнеса с рыночной конъюнктурой

    Известно, что в переходные периоды, а также в периоды кризисных явлений в экономике возрастает роль предприни­мательского начала в управлении субъектом бизнеса или во внутрифирменном управлении предприятием среднего и ма­лого бизнеса.

    Очевидно, что предпринимательский компонент в управлении в большей степени, чем организационный, домини­рует в процессе адекватного реагирования на разного рода воз­
    Действия рыночной конъюнктуры на субъект бизнеса.

    Если од­ним из основных элементов предпринимательского начала в управлении бизнесом является понятие предпринимательской идеи, то в переходные и кризисные периоды в экономике сле­дует ожидать и заметного возрастания роли предприниматель­ской идеи в процессе управления бизнесом.

    Действительно, именно в такие временные периоды возрастает потребность в скорейшем и в качественном решении различных управлен­ческих задач, постоянно возникающих у большинства субъек­тов бизнеса. Очевидно, что одним из условий разрешения этой проблемы будет являться стремление каждого отдельного субъекта бизнеса обеспечить в своей работе возможность гене­рирования предпринимательских идей.

    Изготовление печатей и штампов, рассмотрим как бизнес и как услугу в отдельности. Печати и штампы представляют собой некое клише (резинку) с определенными данными на оттиске бумаги, документа. Изготовление происходит на …

    Домашняя пивоварня открывает широкие возможности для приготовления разных сортов пива. Для создания данного материала мы обратились к специалистам компании «Номас» (производитель пивоваренного оборудования). Они рассказали нам о главных составляющих в …

    Флаер — мощный рекламный рычаг для продвижения малого бизнеса  Использование печатной рекламной продукции дает возможность оперативно привлечь клиентов и увеличить продажи. Наиболее оптимальным видом полиграфии является флаер. Это самый распространенный …

    Источник: https://msd.com.ua/predprinimatelskaya-ideya-srednego-i-malogo-biznesa/znachenie-predprinimatelskoj-idei-dlya-srednego-i-malogo-biznesa/

    Scicenter1
    Добавить комментарий