2. Человек, индивид, личность: Понятие человек, являющееся наиболее общим, используется для

2. Понятия «человек», «индивид», «личность»

2. Человек, индивид, личность:  Понятие человек, являющееся наиболее общим, используется для

Следует различать понятия «человек»,«индивид», «личность».

«Человек» – это общее, родовоепонятие, оно указывает на наличие в миретакой исторически развивающейсяобщности, как человеческий род (homosapiens), которая отличаетсяприсущим только ей способомжизнедеятельности.

Понятие «индивид» указывает наотдельного, конкретного представителячеловеческого рода, с его уникальнымибиологическими, психическими и социальнымихарактеристиками.

Понятие «личность» подчеркиваетсоциальную сущность индивида, характеризуетиндивида как продукт общественногоразвития, результат включенности всистему социальных отношений посредствомобщения и активной деятельности. Этифакторы проявляются в процессесоциализации.

Социализация– этопроцесс усвоения индивидом принятых вобществе образцов поведения, социальныхнорм и ценностей, процесс формированиясоциальных качеств, знаний и умений,необходимых для успешной реализациисебя в данном обществе.

Социализация –это процесс, играющий огромную роль вжизни как отдельной личности, так иобщества. От успеха социализации зависит,насколько личность сумеет реализоватьсебя, свои способности в обществе.

Дляобщества от успеха процесса социализациизависит, сумеет ли новое поколениеперенять опыт, умения, ценности, достижениякультуры старших поколений, сохранитсяли преемственность в развитии общества.

Личность социальна по своей сущности,но индивидуальна по способу своеговыражения. Неповторимый способсуществования в обществе конкретнойличности (способность быть самим собойв рамках социальной системы) выражаетсяв понятии «индивидуальность».

Диалектическая взаимосвязь этих понятийраскрывается через категории общееединичноеособенное.Индивидуальность формируется в процесседиалектического взаимодействия:

1) общечеловеческих признаков(как природных, так и социальных),

2) особенных(в качествепредставителя определенногоконкретно-исторического этапа развитияобщества с его специфическими национальнымичертами, социально-политическимиособенностями, культурными традициями),

3) единичных(уникальных, присущихтолько данной личности особенностейтелесной организации, психическогосклада (характер, воля), социальныхкачеств. Эти особенности обусловленынаследственными чертами, неповторимымиусловиями микросреды, в которой личностьформируется – семья, друзья, учебныйили трудовой коллектив и т.п.–, а такженеповторимым индивидуальным опытом).

3. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека

Человек представляет собой единствотрех элементов: биологического,психического и социального. Биологическоевыражается в морфофизиологических,генетических явлениях, а также внервно-мозговых, биохимических и др.процессах, происходящих в организме.Биологический уровень в структуречеловеческой личности подчеркивает еесвязь с природным миром.

Подпсихическимпонимается внутренний мир человека:его сознание и бессознательные процессы,характер, темперамент, переживания,эмоции и т.д.Социальный факторпроявляется в том, что человеческиекачества формируются и проявляютсятолько в обществе, как результатсоциальных отношений.

На социальномуровне человек включен в историючеловечества, в человеческую культуру.

Ни один из этихаспектов в отдельности не раскрываетсущности человека. Человек выделяетсяиз природного мира как существо,обладающее разумом. Человеческоемышление представляет собой сложноорганизованный биопсихосоциальныйфеномен.

На биологическом уровне сознаниеявляется функцией специального органа– головного мозга. Т.е. психическаядеятельность имеет своей основойфизиологические процессы, протекающиев коре больших полушарий головногомозга.

В то же время сознание являетсяпродуктом общественного развития и внеобщества развиваться не может.

Понимание сущности человека какбиопсихосоциального единства являетсяосновным в философии. В то же времясуществуют концепции, абсолютизирующиероль биологического, психического либосоциального начала в человеке.

Биологизаторские концепции(социалдарвинизм) трактуютчеловека как преимущественноприродно-биологическое существо.

Социальные качества здесь рассматриваютсякак простое усложнение групповыхинстинктов животных как способа выживания(«в поведении человека нет ничего такого,что не встречалось уже у животных»).Подобной точки зрения придерживалсярусский мыслительПетр АлексеевичКропоткин.

Например, он считал, чтов животном мире существует «законвзаимопомощи», который в процессеэволюции трансформируется в такиеэтические принципы, как чувство долга,справедливости, сострадания, уважения.Широкое распространение назападеполучиласоциобиология(наиболееяркий представитель – американскийученый Эд.

Уилсон), которая пытаетсяобъяснить социальную деятельностьчеловека эволюционно-биологическимии генетическими характеристиками.

Сточки зрения социобиологии, большинствоформ человеческого поведения сложилисьв результате природной эволюции исвойственны не только человеку, но иживотным (защита места обитания, альтруизми агрессивность, следование определеннымнормам сексуального поведения,семейственность и т.д.).

Представителисоциобиологии пытаются с натуралистическихпозиций решать такие сложные социальныевопросы, как свобода и ответственностьличности, равноправие мужчин и женщин,преодоление экологического кризиса иставят задачу сохранения человека каквида с присущим ему генофондом. В то жевремя в рамках социобиологии сложилсяряд антигуманистических концепций,отстаивающих идею деления рас на «высшие»и «низшие», право бороться с проблемойперенаселения путем «естественногоотбора».

Как разновидностьбиологизаторского подхода можнорассматривать психоанализ З Фрейда(фрейдизм), абсолютизирующийпсихическое начало.З.Фрейд считал, что мотивы любыхчеловеческих действий, стимулы творческойдеятельности находятся в сферебессознательного. Роль социальныхфакторов он сводил лишь к системекультурных запретов, которые ограничиваютпроявление бессознательного.

Социологизаторские концепцииабсолютизируют роль социального началав человеке, утверждают приоритетобщественного над индивидуальным.Наиболее ярко такой подход выражен вструктурализме (Т.Парсонс) иролевой теории личности(Дж.Мид).Согласно структурализму,человек является первичным элементомразличных сфер и подсистем общества.

Сущность общества проявляется каксовокупность связей и отношений междуэтими подсистемами, а человек «растворяется»в обществе. В ролевой теории сущностьчеловека сводится к совокупностивыполняемых им социальных ролей.Социальные нормы и ценности – этосвоеобразный «сценарий», направляющийдействия индивидов.

Этот подход фиксируетвнимание на поведении человека и непозволяет раскрыть его внутренний мир.

Такие трактовки человека не учитываютдиалектического единства природного,психического и социального в человеке.

Источник: https://studfile.net/preview/4081475/page:2/

2.6. Человек, индивид, личность – SOOCIETY

2. Человек, индивид, личность:  Понятие человек, являющееся наиболее общим, используется для
Самоучитель по обществознанию — Человек

Указанные в заголовке понятия часто употребляются как синонимы. Однако между ними имеются существенные смысловые различия. Человек —это существо биологического вида homo sapiens. Индивид — это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей, чертами.

Индивидом является любой из нас. Каждый человек от рождения наделен особыми внешностью, характером, способностями и т.д. Специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных, составляют его индивидуальность.

Она предполагает не только особенности внешнего облика, но и комплекс социально значимых качеств индивида.

Каждый человек индивидуален, но не каждый индивид может стать личностью. Какими качествами должна обладать личность? С какого возраста ею становятся? На эти вопросы нет однозначного ответа. С одной точки зрения, личность — это человек, обладающий комплексом положительных характеристик. В соответствии с другой точкой зрения личность предстает как нечто особенное, взятое в социальном аспекте.

Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание — это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества.

(Важнейшим качеством личности выступает социальная активность, которую можно рассматривать в двух проявлениях.

Первое предполагает рассмотрение социальной активности как свойства личности, обусловленного ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Одни люди от природы активны, энергичны и деятельны, что становится заметным уже в раннем детстве. Другие, наоборот, пассивны и бездеятельны. Под влиянием многих социальных факторов активность может развиваться, усиливаться или ослабляться.

Второе проявление социальной активности связывают с активностью как некоторой конкретной мерой деятельности. В этом случае активность может быть выражена в конкретных показателях. Примером может служить измерение трудовой активности. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект» — человек, способный к активной социальной деятельности.

В социологии выделяются такие виды личности, как нормативная (базисная) и модальная. Нормативная (базисная) личность — это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры.

Это своего рода идеальный тип, на который ориентируется общество в воспитании молодого поколения. В любой социальной группе можно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы.

Так, в университете существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии — военнослужащий, на заводе — рабочий и т.д.

Модальная (от слова «мода») личность — это человек, приверженный тем же культурным образцам, что и большинство членов данного общества. То есть это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент времени.

Модальная личность отражает реальное положение человека в обществе. Например, в последнее десятилетие XX в. в России получил распространение тип торгового человека, ориентирующегося на получение прибыли.

Следует отметить, что в обществе может существовать несколько типов модальной личности в зависимости от наличия разных социальных групп.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя иногда встречаются некоторые совпадения. Отклонения от нормативного типа, если они довольно существенны, встречают противодействие общества, которое принуждает индивидов к исполнению общепринятых норм.

Кроме того, нормативная личность более постоянна, а модальная — более динамична. Со сменой условий жизнедеятельности изменяются и типы личностей.

Так, для демократического общества характерен политически активный тип личности, а для антидемократического — тип, подчиняющийся руководящим указаниям.

В условиях радикальных перемен в общественной жизни получает распространение маргинальный тип личности, т.е.

личности пограничного типа: человек, выпавший из своей прежней социальной среды и не сумевший приспособиться к изменившимся обстоятельствам, испытывает психический дискомфорт, неуверенность в будущем и стремится примкнуть к какой-либо социальной группе для стабилизации своего положения.

На формирование личности оказывают влияние многие факторы. В первую очередь это наследственность. От родителей человек получает набор индивидуальных свойств внешности, здоровья, психики и т.д.

Но на уровне наследственности человеку передаются только психофизиологические свойства. В большинстве случаев они играют второстепенную роль. В качестве основных они могут выступать тогда, когда человек существенно отличается от окружающих.

В крайних случаях это либо физические и психические патологии, либо одаренность.

Другим, более важным фактором, выступает воспитание ~ процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Воспитательное воздействие человек испытывает со стороны родителей, учителей, друзей.

Немаловажный фактор формирования личности — социальная среда, т.е. те люди, среди которых человек вращается, от которых он зависит или которые зависят от него, на которых он ориентируется или которые ориентируются на него. Выделяют макросреду (общество в целом, система образования, воспитания и т.д.

) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Личность и общество взаимодействуют друг с другом. Общество может влиять на становление личности и на ее поступки. В то же время личность способна изменять социальную среду.

Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными.

Социальные отношения — это устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения складываются между людьми, включенными в различные социальные группы. Человек не может существовать обособленно. В своей деятельности он должен учитывать интересы других людей.

Так, для достижения успехов на работе мало быть хорошим специалистом. Необходимо уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами.

Все действия людей есть производные социальных отношений, которые включают в себя два уровня: социальный уровень (взаимодействие людей посредством различных социальных групп) и психологический уровень (непосредственно межличностные отношения).

Возможна ситуация, когда несмотря на благоприятные условия процесс развития личности приостанавливается, так как сам человек не прикладывает к этому никаких усилий.

Для формирования личности необходимо стремление человека к самосовершенствованию.

В каждом человеке заложен огромный потенциал, который может раскрыться только если человек сам ставит перед собой цели и предпринимает попытки их достижения.

Не последнюю роль в становлении личности играют способности человека. Способностями называют индивидуально-психические качества человека, которые позволяют ему успешно приобретать знания, умения и навыки.

Чем шире круг интересов человека, тем проще выявить его подлинные способности.

Нередки случаи, когда родители заставляют ребенка заниматься каким-либо видом деятельности (математикой, спортом), а он имеет способности в совершенно иной сфере (например, в литературе и искусстве).

Ярко выраженная способность называется талантом. Способность и талант — врожденные качества. Но если их не развивать, они могут угаснуть. Талант нужно вовремя увидеть в человеке. Это задача родителей, школы, других общественных институтов.

Развитие же таланта во многом зависит от самого человека. Талантливого человека, постоянно развивающего свои способности и достигшего высоких результатов в своей деятельности, мы называем гением.

Все гениальные люди, оставившие свой след в истории, были личностями.

Но не только таланты и гении становятся личностями. Личность — это результат становления индивида, развития его способностей, накопления опыта.

Личность характеризуется развитым самосознанием, твердой жизненной позицией, умением принимать решения и способностью нести ответственность за свои поступки.

Она всегда имеет свою точку зрения на те или иные проблемы и в некоторых случаях может противопоставлять себя обществу. Личность отличается развитой силой воли, способностью заставить себя действовать так, как это необходимо в данной ситуации.

Становление личности происходит в ходе социализации. Социализация — это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: детство, юность, зрелость и старость. Возрастные границы этих этапов довольно размыты. Тем не менее существуют те признаки, по которым можно отличить ребенка от юноши или зрелого человека от старика.

В зависимости от возраста различают и этапы социализации. Период детства и юности составляет начальную социализацию, период зрелости и старости — продолженную.

На человека в процессе социализации оказывают влияние родители, школа, друзья (на стадии начальной социализации), а затем институт, армия, работа, государство (на стадии продолженной социализации).

Не последнюю роль в социализации играет воспитание — привитие человеку распространенных в обществе ценностей и идеалов. Воспитание, как отмечалось выше, представляет собой процесс целенаправленного воздействия на человека для формирования у него определенных качеств. Но существует и другая сторона воспитания, а именно, стихийное усвоение правил поведения.

В первом случае воспитание осуществляют родители, школа, вуз. Во втором — ребенок воспринимает образцы поведения, подражая родителям, старшим товарищам, кумирам кино, эстрады, спорта. Целенаправленное воспитание всегда связано с задачей сформировать у ребенка совокупность положительных качеств. Стихийно же усваиваться могут и отрицательные образцы поведения.

В воспитании целенаправленное и стихийное могут соответствовать друг другу, а могут и вступать в конфликт, например, когда родители постоянно говорят ребенку о вреде курения, а сами курят. Поэтому процесс воспитания предполагает ответственность и самоконтроль со стороны родителей.

Но воспитание не заканчивается со взрослением человека. Процесс усвоения норм поведения продолжается всю жизнь. Меняется только его направленность. Если в детстве человека воспитывали окружающие, то с возрастом он сам воздействует на себя, заставляя совершать те или иные поступки. Такой процесс называется самовоспитанием.

Самовоспитание — свойство развитой личности. Оно требует наличия силы воли и стремления к более высоким результатам.

Неудовлетворенность достигнутым положением, приложение усилий к продвижению вперед, состояние постоянного поиска — признаки, свидетельствующие о статусе личности.

Общество, состоящее из ярких личностей, развивается более динамично и быстрее движется по пути социального прогресса.

Вопросы и задания

1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Что такое социальная активность? Каковы ее проявления?

3. Охарактеризуйте понятия нормативной и модальной личности. В чем проявляется их соотношение? Приведите примеры.

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Какую роль в развитии личности играют способности и талант?

6. Что такое социализация? Каковы ее этапы? Какие факторы влияют на процесс социализации?

7. Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем со стоит взаимосвязь целенаправленного и стихийного воспитания?

8. Какое значение имеет самовоспитание? Занимаетесь ли вы само воспитанием?

9. Прочитайте высказывание Г.В.Плеханова.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Какие черты великого человека он выделяет?

Источник: https://soociety.ru/samouchitel-po-obshhestvoznaniju/2-6-chelovek-individ-lichnost.html

Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

2. Человек, индивид, личность:  Понятие человек, являющееся наиболее общим, используется для

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям.

Проблема личности является центральной в современной психологии, и это не случайно, важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

Личность — основная загадка человеческого мира, его тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

Обратимся к категориальному ряду, в который вписано понятие «личность». Это понятия «человек» — «индивид» — «субъект» — «индивидуальность» (рис. 1).

Рисунок 1 — Система личностных понятий

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человек является самым широким, это основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

— особое строение организма;

— способность к трудовой деятельности;

— наличие сознания.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим (природным) и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен.

Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид — приматы; классификационная категоризация — Homo sapiens.

Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечество (человеческий род, человеческий мир) — особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности.

социально-психологическая характеристика этого способа жизнедеятельности — механизм «САМО…»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т.д.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

— целостность психофизической организации организма;

— устойчивость по отношению к окружающей действительности;

— активность.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином…

Индивид — это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно.

Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически.

Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти.

Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.

Личность — это социальная сущность человека. Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека…

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность — одна из сторон личности, поэтому определить понятие «индивидуальность» сложнее, т.к. помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека.

С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания.

Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида) (рис. 2).

Рисунок 2 — Человек — Индивид — Индивидуальность — Личность

личность акцентуация характер

Гражданин О. был арестован по подозрению в изнасиловании гражданки Ш. в степи на трассе «Красноярск-Абакан». О. категорически отрицал свою причастность к убийству и изнасилованию Ш.

 Он заявил, что в тот день безвыездно находился в городе. При личном обыске у О. изъяли флакон с уксусной кислотой. О. пояснил, что захватил с собой уксусную кислоту для самоубийства. Находясь в СИЗО О.

совершил попытку самоубийства.

Определите тип акцентуации характера?

Чтобы правильно определить тип акцентуации характера гражданина О., арестованного по подозрению в изнасиловании, данных представленных в задаче недостаточно. Оттолкнемся от факта попытки самоубийства.

Сначала выясним, что такое «акцентуации».

Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.

Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность», отечественный психолог А.Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера».

Согласно А.Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных;

скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа не обнаруживаются до тех пор, пока личность не попадает в экстремальные условия, в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах (в благополучных обстоятельствах это может быть вполне милый человек).

Установлено, что суициды чаще совершаются лицами, в анамнезе которых выявляются определенные признаки предрасположенности к суицидальному реагированию.

А.Е. Личко также отмечает, что наличие акцентуированных типов характера, наряду с повышенным уровнем личностной и ситуативной тревожности, обусловливают склонность к самоубийству и определяют высокую опасность суицидальных попыток.

Такие люди особенно чувствительные, ранимые, берущие вину за происходящее на себя, зависимые от мнения окружающих, отличающиеся низкой самооценкой, неуверенные в себе, в своих возможностях.

Проблемы у людей такого типа вызывают обостренное чувство вины и отчаяния, мысли о собственной никчемности и бесполезности.

Рассматривая склонность к суицидальному поведению при разных типах акцентуаций характера, предположим, что задержанный О. — молодой человек, и наиболее возможно, что у него имеет место тип акцентуированного характера — эмоционально-лабильный.

черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными.

Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач.

Порицания, осуждения и т.д. глубоко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние; неприятности, утраты, несчастья лабильные переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.

При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди.

Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей.

Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.

С большой долей вероятности, и в соответствии с условиями нашей ситуации, у О. имеется склонность к суицидному поведению аффективного типа.

Суицидальное поведение непосредственно связано с психологическим кризисом, который вызывается депривацией и фрустрацией важнейших потребностей.

Психологическая боль является общим признаком тяжелых кризисных состояний.

Непереносимость душевной боли приводит к стремлению прекратить ее любым путем и суицид может казаться человеку, находящемуся в кризисном состоянии, единственным способом избавления и разрешения всех проблем.

Мотивом действий может служить не столько желание умереть, сколько сделать с собой что-то из-за невозможности переживать данное событие. Люди этого типа ищут эмоциональные связи и поддержку у друзей и близких. Эмоциональное отвержение, потеря поддержки значимых людей, например, родителей, толкает эмоционально-лабильного типа к суицидным попыткам.

О. категорически отрицал свою причастность к убийству и изнасилованию Ш., заявляя что в тот день безвыездно находился дома; возможно, что так оно и было. Находясь дома, О. глубоко переживал какую-то свою личную проблему, которая и привела его к мысли о самоубийстве.

Причиной попытки самоубийства могли быть неприятности институте или на работе, неудачи в отношениях с любимым человеком и тому подобное — все это обостряет чувство собственной неполноценности, незащищенности, безвыходности ситуации.

Поскольку при личном обыске у О. нашли флакон с уксусной кислотой, которую по его словам, он захватил с собой для самоубийства, можно предположить, что он направлялся в степь для совершения акта самоубийства, но не успел, т.к. был задержан.

Находясь в СИЗО, О. все же совершил попытку самоубийства.

Стрессовые ситуации, вызывающие острые реакции, провоцируют разные типы суицидального поведения. В нашем случае попытка самоубийства, скорее всего — это аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении обычно имеется компонент демонстративности, т.е. на самом деле попытка самоубийства — это желание привлечь внимание к себе, к своей беде, или попытка оказать давление на окружающих.

Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адресат: в нашем случае — это СИЗО, т.е. правоохранительным органам. Думается, что попытка самоубийства О. обусловлена не желанием умереть, а скорее намерением обратить на себя внимание, вызвать чувство жалости, сочувствия, а также возмездие за несправедливое обвинение.

Page 3

Перейти к загрузке файла

1. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. — 84 с.

2. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнёв. — Самара: СГУ, 2000. — 48 с.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков / А.Е. Личко. — Л.: Медицина, 1983. — 207 с.

4. Савельев А.В. Акцентуации характера как фактор суицидальной опасности в подростковом и юношеском возрасте / А.В. Савельев. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. — С. 25-27.

 

Источник: https://studbooks.net/1685429/psihologiya/ponyatiya_individ_individualnost_lichnost

Scicenter1
Добавить комментарий