2. Четыре стихии: Основных стихий сущего Эмпедокл насчитывает четыре: огонь, воздух,

Содержание
  1. 4 стихии. Свойства и сила четырех стихий
  2. Характеристика 4 стихий
  3. Стихия Огня
  4. Стихия Воздуха
  5. Стихия Воды
  6. Стихия Земли
  7. 4 стихии в астрологии
  8. Стихия Огня (Овен, Лев, Стрелец)
  9. Стихия Земли (Телец, Дева, Козерог)
  10. Стихия Воды (Рак, Скорпион, Рыба)
  11. Стихия Воздуха (Близнецы, Весы, Водолей)
  12. В чем загадка четырех стихий?
  13. Четыре стихии в структуре планеты
  14. Три основных агрегатных состояния
  15. 4 стихии: природа, философия, соответствия
  16. 4 стихии в структуре планеты
  17. 4 стихии в модели мироздания
  18. 4 стихии в психологии
  19. Взаимодействие стихий
  20. Стихии в других концепциях
  21. Четыре стихии Эмпедокла • Библиотека
  22. ОПЫТ 1. Любит ли лист бумаги бокал с водой?
  23. ОПЫТ 2. Почему спичка ненавидит мыло?
  24. Объяснение опыта 1 «любит ли лист бумаги бокал с водой?»
  25. Объяснение опыта 2 «почему спичка ненавидит мыло?»
  26. ОПЫТ 3. Как из воды сделать воздух?
  27. Объяснение опыта 3 «как из воды сделать воздух?»
  28. ОПЫТ 4. Почему поют бокалы?
  29. Объяснение опыта 4 «почему поют бокалы?»
  30. ОПЫТ 5. Почему вилки не падают?
  31. Объяснение опыта 5 «почему вилки не падают?»
  32. ОПЫТ 6. Как шарик оказывается в бокале?
  33. Эмпедокл и 
  34. Идеи, дающие здоровье, любовь и богатство
  35. tetrada

4 стихии. Свойства и сила четырех стихий

2. Четыре стихии: Основных стихий сущего Эмпедокл насчитывает четыре: огонь, воздух,

Согласно античной и средневековой натурфилософии, физический мир состоит из четырех элементов, таких как: Вода, Земля, Огонь и Воздух. Их сочетание дает все многообразие вещей и предметов, нас окружающих. Все эти элементы природы имеют свою энергетику и силу, которая необходима для изменения физического и астрального пространства.

Аспекты этих четырех стихий имеются и в нашей душе, энергетически ее питают, все время оказывают влияние на формирование нашего характера и могут быть причиной большего или меньшего нашего жизненного успеха. Найдя присутствие этих стихий в себе, поняв правильные пути их использования, вы получаете возможность управления своими силами и силами всей природы.

Теорию четырех стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, поздней концепция четырех стихий развивалась такими великими философами, как Платон и Аристотель.

Характеристика 4 стихий

У каждой стихии имеются только ей присущие свойства.

Стихия Огня

• Характеристика: подвижность, живость, внутренняя энергия, воодушевление, стремление к власти, жажда преобразований, творческое горение, внезапность, яркость.

Стихия Воздуха

• Характеристика: изменчивость, информация, общение, активное проникающее начало. Ему свойственно многословие, легкость, независимость.

Стихия Воды

• Характеристика: пассивна, впечатлительна, легко внушаема, восприимчива и пластична. Но она – основная магическая сила, ей свойственна отрешенность от всего реального и земного, внутренняя изменчивость и чистота.

Стихия Земли

• Характеристика: незыблемость, строгость, чувство ответственности, сосредоточенность, рационализм. Она – основа всего стабильного и неизменного.

Согласно современной науке, этим 4 стихиям можно приблизительно сопоставить 4 агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное и плазменное соответственно.

4 стихии в астрологии

Когда говорится о различных знаках зодиака, упоминается, что один, к примеру, огненный, а другой – водный. Но что это может означать?

Принадлежность к одной из стихий определяет качество, присущие тому или иному знаку зодиака. Какие же качества у каждой из стихий?

Стихия Огня (Овен, Лев, Стрелец)

Постоянно употребляя хлорированную воду, люди на треть ускоряют процесс собственного старения…

Представителей этих знаков отличает твердость убеждений и некоторая горячность, высокая активность и большой творческий потенциал. Для них важно быть лучше других, важно быть первыми.

Их нельзя обвинять в нехватке инициативности, но, разумно распределить свои усилия во времени они не могут. Для того, чтобы не «сгореть», огненным знакам необходима помощь своих более серьезных товарищей.

К примеру, представителей стихии Земли.

Стихия Земли (Телец, Дева, Козерог)

Эта стихия рождает людей здравомыслящих и рассудительных, дорожащих тем, что имеют. Они умеют завоевывать, но не так, как «огненные люди» — пылко и стремительно, а не спеша, рассудительно. То, что они посчитали своим, уже не отдадут. Они интересуются карьерой и материальными ценностями. Не станут размениваться на сиюминутные удовольствия, кропотливо и честно строят свою жизнь.

Недостатком можно назвать некоторую несгибаемость и упрямство, неумение рассматривать другие точки зрения, недостаток эмоциональности и легкости. За последним приходится обращаться к представителям водной стихии.

Стихия Воды (Рак, Скорпион, Рыба)

Наделяет человека мягкостью, изменчивостью и глубокой эмоциональностью. Все, что вам хочется узнать о любви, можете спросить у водных знаков. Милосердие и самопожертвование для них не просто слова.

Самое важное для стихии Воды – потребность любить и быть любимыми. Основным устремлением таких людей часто становится семья, рождение и воспитание детей.

Творчество тоже необходимо для водных знаков, благодаря ему они могут выражать всю глубину своей души.

Негативные стороны – пристрастие к измененным состояниям (спиртное, наркотики) и невозможность абстрагироваться от сильных захватывающих эмоций. За последним надо обратиться к представителям воздушной стихии.

Стихия Воздуха (Близнецы, Весы, Водолей)

Наделены легкостью, развитой интуицией, живым мышлением и высокой контактностью. Самый общительный человек — «воздушный». Про таких людей говорят, что они мыслят широко и свободно, своими мыслями могут изменять обстановку вокруг и весь мир. Они настоящие мечтатели, именно с их идей все и начинается.

Многих расстраивает их непостоянство и неуловимость: «воздушные» люди вряд ли задержатся там, где им уже неинтересно. Также представители стихии Воздуха не обременены ответственностью и часто рассеяны. Рядом с воздушными людьми должны быть те, кто удержит их на земле и сможет придать верное направление.

В чем загадка четырех стихий?

Для дыхания Земли характерны ритмичность и глубина, как и для дыхания животного…

Посмотрим на это с точки зрения рассматриваемой теории.

Как было написано выше, находящиеся в природе вещества как правило встречаются в одном из трех основных агрегатных состояний: газообразном, жидком или твердом.

Каждое состояние отличается от другого характером движения материальных частиц относительно друг друга. Пространственные соотношения атомов и междуатомных сил характеризуют правильность, закономерность и симметрию внутреннего строения вещества.

То есть различие в строении этих веществ характеризуется разной внутренней молекулярной структурой.

Рассмотрим каждое из перечисленных веществ с этой точки зрения.

Четыре стихии в структуре планеты

Если проводить аналогию со структурой Земли, то четыре стихии будут располагаться последовательно от самых грубых до самых тонких.

Литосфера представляет из себя твердую оболочку планеты и ей соответствует стихия земли. Гидросфера являет собой водяные массы, и соответствует стихии воды. Атмосфера – газовая оболочка небесного тела, что относится к стихии воздуха. Магнитосфера – сформирована потоком заряженных частиц и имеет непосредственное отношение к электричеству, относится к стихии огня.

• Земля – литосфера;• Вода – гидросфера;• Воздух – атмосфера;

• Огонь – магнитосфера.

Три основных агрегатных состояния

• Газы – между молекулами газов существуют промежутки, наблюдается их беспорядочное движение. При этом происходят минимально допустимые контакты атомов, принадлежащих различным молекулам. Значит, отличительная особенность газов состоит в том, что между молекулами газов существуют лишь линейные связи.

• Жидкости – это не простейшая смесь молекул, они представляют из себя сложную структуру, потому подвижность молекул воды во много раз меньше подвижности молекул газа. Подвижность молекул воды объясняется тем, что водородные связи, связывающие соседние молекулы, слабы. Они имеют слоистую структуру, с несколькими вариантами расположения молекул в слоях.

В наиболее распространенной упаковке продольные оси молекул направлены приблизительно под прямым углом к плоскости слоя. Каждая молекула может двигаться в 2-х измерениях, оставаясь в слое. Потому слои могут без помех скользить друг относительно друга.

• Твердое состояние вещества характеризуется в основном определенным порядком расположения молекул, атомов и ионов, из которых состоят твердые тела и которые образуют кристаллическую решетку. Молекулы, из которых построен кристалл, расположены не хаотически, а в строго определенном порядке.

Потому для твердого состояния вещества характерна стабильность формы, отсутствие перемещения отдельных частиц, хотя и происходят колебания около положения равновесия.

Как видно, характер движения молекул в газах, жидкостях и твердых телах различен. При этом в газах наблюдаются линейные связи между атомами и молекулами, в жидкостях – плоскостные связи, а в твердых телах – объемные.

Но ведь это полностью соответствует рассматриваемой теории связанных пространств, согласно которой первое пространство образовано одной осью развития, т.е.

линейными связями, второе – двумя перпендикулярными осями развития, образующими плоскость, а значит слоистость, третье пространство образовано тремя перпендикулярными осями развития, образующими объем, т.е. пространственную решетку.

Где же при этом начальная точка развития? Согласно перечню четырех стихий – это точка огня. В действительности, огонь не имеет определенной структуры.

Отсюда следует, что стихии огня, воздуха, воды и твердого тела являются разными проявлениями одного процесса развития материи, с постоянным усложнением структуры в указанном порядке.

Становятся понятными слова Платона о том, что указанные стихии, являющиеся разными проявлениями первичной материи, способны к взаимопревращениям.

Это происходит потому, что каждый элемент (стихия) являются стадиями одного процесса, где точка – это огонь, воздух – первый этап развития, вода – второй этап развития и твердое вещество – третий этап развития! Потому располагаться они должны именно в этом порядке: Огонь, Воздух, Вода и Земля. А объединяет 4 стихии теория связанных пространств!

ред. shtorm777.ru

Источник: https://shtorm777.ru/4-stixii-svojstva-i-sila-chetyrex-stixij.html

4 стихии: природа, философия, соответствия

2. Четыре стихии: Основных стихий сущего Эмпедокл насчитывает четыре: огонь, воздух,

В основе большинства эзотерических и духовных учений лежит знание о четырех стихиях.  4 стихии, соответствуют четырем сторонам света, четырем сезонам природы, четырем периодам жизни… Фактически, это деление представляет собой четыре основополагающий принципа, на которых зиждется все мироздание.

Аристотель утверждал, что 4 стихии – есть ни что иное, как 4 фундаментальных состояния материи. Другими словами, каждая стихия – это набор качеств.

Качества четырех стихий:

  • Огонь – теплый и сухой;
  • Воздух – теплый и влажный;
  • Земля – холодная и сухая;
  • Вода – холодная и влажная.

При этом, если изменить одно из фундаментальных качеств исходной стихии, она превратится в другую стихию, в зависимости от характера изменений. Легче и нагляднее всего такие преобразования происходят со стихией воды. При разогревании вода превращается в пар – стихию воздуха. А при кристаллизации та же вода превращается в лед – стихию земли.

4 стихии, очевидно, будут по-разному взаимодействовать друг с другом. Некоторые при столкновении будут вступать в конфликт. Например, огонь и вода – две противоположности. При контакте они аннигилируют: вода тушит огонь, а сама превращается в пар. Некоторые стихии при  встрече, наоборот, дополняют друг друга. Например, вода питает землю, а воздух питает огонь.

4 стихии в структуре планеты

Если провести аналогию со структурой нашей планеты, то 4 стихии будут располагаться последовательно от самых грубых до самых тонких.

Литосфера представляет собой твердую оболочку планеты и соответствует стихии земли. Гидросфера являет собой водяные массы, и соответствует стихии воды. Атмосфера – это газовая оболочка небесного тела, что соответствует стихии воздуха. И наконец, магнитосфера, сформированная потоком заряженных частиц и имеющая непосредственное отношение к электричеству, конечно же, соответствует стихии огня.

  • Земля – литосфера;
  • Вода – гидросфера;
  • Воздух – атмосфера;
  • Огонь – магнитосфера.

4 стихии в модели мироздания

В эзотерических системах четыре стихии располагаются  по закону иерархии. На кабалистическом Древе Сефирот мир разделен на 4 уровня, каждому из которых соответствует одна из стихий.

Божественный мир — Ацилут — огонь

Высший и самый тонкий уровень мироздания называется Ацилут или Божественный мир. Ацилут – это стихия огня. Огонь в мире Ацилут представлен божественной искрой — молнией, послужившей началом творения.

Духовный мир — Бриа — воздух

Следующий уровень – Бриа или мир Творения. Согласно каббалистической традиции этому миру соответствует стихия воздуха. Его так же называют миром Престолов или миром Архангелов. А на Древе Жизни он представляет собой власть.

Астральный мир — Иецира — вода

Третий уровень Древа – Иецира или мир Ангелов, соответствующий стихии воды. Иецира – суть астральный мир, где во взаимодействии чувств и интеллекта рождаются мыслеобразы и мыслеформы. Это мир подсознания, мир снов и фантазий.

Материальный мир — Малкут — земля

И последний, самый плотный мир – Малкут или мир Материализации. Ему соответствует стихия земли. К этому уровню относится все, что имеет проявленную физическую форму. Это мир природы, и к нему относится все материальное.

4 стихии в психологии

Магия стихий, как и любая эзотерическая практика, основана на принципе аналогии. Хорошо зная качества огня, воздуха, воды и земли любое явление мира можно соотнести с одним из этих элементов мироздания. Многим известный пример из психологии – деление на четыре типа темперамента:

Холерик — стихия огня

Подобно огню, холерик вспыльчивый, он может быть обжигающим и взрывоопасным. Его поступки порой импульсивны и неконтролируемы, словно разбушевавшийся пожар. Холерик может быстро перейти на крик или бросится в драку.

Всего лишь минуту назад он был спокоен, как вдруг пламя эмоций уже охватило его. В то же время люди огня – это идейщики и энтузиасты. Направив свою пламенную силу в нужное русло, они с легкостью добиваются своего.

Меланхолик — стихия воды

Настроение меланхолика нестабильно, ведь вода не имеет формы. Одно из качеств воды – глубина. Так и меланхолик склонен уходить вглубь себя, в свои чувства и переживания. Вода – это связь с подсознанием, проницательность и чувствительность. Люди воды гибкие и мягкие.

Но, как нам известно, вода способна обточить даже самый острый камень. Если люди огня берут своей пробивной энергией, то люди воды идут к своей цели плавно, постепенно и незаметно для окружающих. Хотя, порой, вода может из тихого ручья превратиться в стремительный поток горной реки, сносящий все на своем пути.

И тогда этот поток уже ничего не сможет остановить.

Сангвиник — стихия воздуха

Подобно воздуху, сангвиник активен и подвижен. Качество воздуха — легкость. И потому сангвиник часто бывает легкомысленным и беззаботным. Еще одна характеристика воздуха – это взаимодействие. Ведь все что происходит, происходит в пространстве, наполненном воздухом и посредством воздуха. Люди же, склонные к коммуникациям и общению, конечно, будут иметь тесную связь со стихией воздуха.

Флегматик — стихия земли

Люди, представляющие стихию земли наиболее приземленные и рациональные. Материя инертна и неподвижна. И флегматики представляют именно эту стихию. Земные представители обычно очень сдержаны. И, порой кажется, что они не испытывают никаких эмоций. Естественно, что для такого типа личности в приоритете будет материальная сторона жизни: имущество, достаток, стабильность.

Взаимодействие стихий

Наиболее гармоничными для взаимодействия, как отмечалось выше, являются пары: огонь и воздух; земля и вода. Противоположными и конфликтными являются союзы воды и огня; воздуха и земли.

  • огонь + воздух = гармония;
  • земля + вода = гармония;
  • огонь + вода = дисгармония;
  • земля + воздух = дисгармония.

Встреча стихий в социальной среде подобны их взаимодействиям в мире природы. Без воздуха, содержащего кислород, огонь гаснет. И напротив, ветер позволяет огню набрать дополнительную силу. Идеи людей огня легко получают дальнейшую реализацию с помощью людей воздуха, стихийная функция которых – активное действие.

Вода, не имеющая постоянной формы, обретает ее во взаимодействии с материей. Если воду налить в кувшин, она примет форму кувшина. Потому земля, твердая и лишенная гибкости, легко находит общий язык с гибкой и мягкой водой.

Люди воды, склонные пребывает в иллюзиях своих внутренних миров, во взаимодействии с землей обретают недостающую им трезвость. А их изменчивая водная натура обретает четкие материальные границы.

С другой стороны, вода еще и чувственно подпитывает землю, превращая сухую материю в плодородную почву.

Стоит ли говорить о том, что человек земли, склонный раскладывать все по полочкам, никогда не поймет воздушную и непредсказуемую личность «с ветром в голове». Ну и конечно, эмоциональная ранимость водной стихии не сможет найти гармонии во взаимодействии с грубым, обжигающим пламенем огня.

Конечно, в личности редко проявлена только одна стихия. И как правило, люди сочетают в себе качества двух и более элементов. Потому и модель взаимоотношений стихий на практике гораздо более сложная, чем система из четырех переменных.

Стихии в других концепциях

Традиции разных частей мира могут отличаться. Например, китайская система Усин выделяет пять элементов природы: дерево, земля, вода, огонь и металл.

Индуизм также предлагает разделение на пять стихий: огонь, вода, земля, воздух и эфир. Эфир в индуизме – это общая стихия, и он являет собою дух, который присутствует в каждой из вышеперечисленных сил.

В некоторых источниках можно так же встретить стихию жизни и стихию смерти. Хотя, жизнь и смерть — являются, скорее, не стихиями, а философским принципом полярности мироздания.

 Елена Захарченко

Источник: https://taynoe.com/4-stihii/

Четыре стихии Эмпедокла • Библиотека

2. Четыре стихии: Основных стихий сущего Эмпедокл насчитывает четыре: огонь, воздух,

Памяти Константина Богданова

Эмпедокл — древнегреческий философ, врач и жрец, живший на острове Сицилия 2500 лет тому назад.Эмпедокл считал, что всё сущее состоит из четырёх первоначальных стихий: земли, воздуха, огня и воды. Две противоборствующие силы — любовь и ненависть, или же симпатия и антипатия, — воздействуют на эти стихии, объединяя и разъединяя их в бесконечном количестве разнообразных форм (цит. по энциклопедии «Древний мир» в 2 кн. Кн. 2. Л-Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004).В наше время рассуждения Эмпедокла иногда вызывают смех, ведь всем известно, что предметы состоят из атомов и молекул. А бесконечное разнообразие природы, о котором говорил Эмпедокл, вызвано многочисленными химическими реакциями между молекулами и атомами.Да и причём здесь любовь и ненависть, симпатия и антипатия? Как может, например, лист бумаги любить бокал с водой или спичка ненавидеть мыло?Чтобы ответить на эти вопросы, поставим простые опыты, ведь, как сказал знаменитый Леонардо да Винчи, единственным критерием истины является опыт.

ОПЫТ 1. Любит ли лист бумаги бокал с водой?

Вырежем из плотной бумаги квадрат со стороной 15 см. Лучше всего для этих целей подойдёт обложка настенного календаря. Возьмём бокал с обычной водопроводной водой, накроем бумажным квадратом и аккуратно перевернём, плотно прижимая лист к бокалу.

Когда бокал окажется перевёрнутым и движение воды в нём прекратится, перестанем держать лист и отведём руку в сторону. Если мы всё сделаем верно, то лист бумаги не оторвётся от бокала с водой и как бы притянется к нему (см. рисунок ниже). Неужели Эмпедокл был прав, и лист бумаги влюбился в бокал с водой? Почему это происходит?

ОПЫТ 2. Почему спичка ненавидит мыло?

Возьмём большую ёмкость (лоток для приготовления заливных блюд и студня, глубокую сковороду или кастрюлю диаметром не менее 30 см, ведро или даже ванну). Ополоснём её, чтобы удалить остатки мыльного раствора, и заполним холодной водопроводной водой.

Затем возьмём спичку, опустим на секунду её головку в любой шампунь, а потом аккуратно положим эту спичку на поверхность воды и отпустим. Мы увидим, что спичка быстро уплывает от «мыльного места», где она коснулась воды головкой (см. рисунок ниже).

Спичка как будто ненавидит мыльный раствор, если пользоваться терминологией Эмпедокла, и стремится к чистой воде. Почему?

опытов 1 и 2, выполненных под руководством автора, можно найти на сайте «Квантика».

Чтобы объяснить опыты 1 и 2, нам надо сначала узнать, что такое одна из стихий Эмпедокла — воздух. Всем известно, что без воздуха человек жить не может — нашему организму необходим кислород, содержащийся в воздухе. Обнаружить присутствие воздуха можно довольно легко. Для этого достаточно взять в руки лист бумаги — взмахнув им, как веером, мы сразу почувствуем на лице дуновения движущегося воздуха.Толщина слоя воздуха над поверхностью Земли — около 100 километров. Эту воздушную оболочку Земли называют атмосферой. И хотя воздух почти в 1000 раз легче воды, атмосфера давит на все участки поверхности нашего тела с довольно заметной силой — на каждый квадратный сантиметр действует сила, равная весу килограммовой гири. Это давление и называют атмосферным.Толщина атмосферы над горами меньше, чем над морем, и поэтому воздух высоко в горах не так сильно сжат, а значит, и атмосферное давление воздуха в горах меньше. Например, на вершине Эльбруса атмосферное давление в два раза меньше, чем в Сочи.Атмосферное давление изменяется не только при подъёме в горы, но и при изменении температуры и влажности воздуха. И если в Москве атмосферное давление становится ниже, чем в Туле, то более сжатый воздух из Тулы начинает двигаться в сторону Москвы, то есть дует южный ветер. Поэтому измерение атмосферного давления помогает делать прогноз погоды.Знаменитый французский учёный Блез Паскаль первым доказал существование атмосферного давления и продемонстрировал его уменьшение при подъёме в гору. Кроме того, Паскаль сконструировал первую механическую вычислительную машину, которую сейчас называют арифмометром. Именем Паскаля названа единица измерения давления (1 Паскаль = 1Н/м2) и один из языков программирования.

Объяснение опыта 1 «любит ли лист бумаги бокал с водой?»

Когда мы переворачиваем бокал с водой, накрытый листом бумаги, обычно из него успевает вылиться несколько капель, а иногда и струйка воды. Кроме того, лист чуть-чуть выгибается вниз под тяжестью воды.

Всё это приводит к тому, что воздуху в перевёрнутом бокале достаётся больше места, чем было раньше. Поэтому в перевёрнутом бокале давление воздуха над водой, то есть под дном бокала, меньше атмосферного (см.

рисунок слева внизу).

В результате снизу на лист бумаги действует большая сила, чем сверху, и он как бы прилипает к перевёрнутому стакану.

Чтобы убедиться в правильности этого объяснения, проведём аналогичный опыт, но со стаканом, в дне которого сделана маленькая дырочка (см. рисунок справа). Нальём в стакан воды.

Затем закроем указательным пальцем дырочку, положим на стакан лист бумаги и перевернём их вместе.

Как и в предыдущем опыте, лист бумаги удерживается стаканом, но стоит нам приподнять указательный палец и уравнять давление воздуха в стакане с атмосферным, как сразу же вода выливается из стакана.

Таким образом, мы доказали, что причиной прилипания листа к бокалу с водой является меньшее давление воздуха внутри него. Другими словами, одна из стихий Эмпедокла (воздух) менее плотная внутри бокала, чем снаружи, а любовь здесь ни при чём.

Объяснение опыта 2 «почему спичка ненавидит мыло?»

Молекулы жидкостей и твёрдых предметов притягиваются друг к другу. Иначе все жидкости и твёрдые тела рассыпались бы на отдельные молекулы и превратились бы в газ.

Молекулы воды очень сильно притягиваются между собой, а молекулы мыльного раствора — гораздо меньше. Поэтому, когда на поверхности воды оказывается капелька мыльного раствора, мыльным молекулам не удаётся проникнуть между молекулами воды, и они расползаются по всей поверхности воды и образуют тонкую плёнку.

На верхнем рисунке схематически показана спичка, головка которой покрыта мыльным раствором, а пунктиром обведено мыльное пятно вокруг неё.

Сразу после погружения головки спички в воду мыльные молекулы устремляются во все стороны, пытаясь увеличить площадь мыльного пятна. Вдоль спички эти молекулы двигаются слева направо, увлекая с собой спичку.

Следовательно, увеличение мыльного пятна на поверхности воды является причиной движения спички. Ненависть, о которой говорил Эмпедокл, мы обнаружить не смогли.

Очевидно, что если взять другую спичку, окунуть её в мыльный раствор и положить в уже «мыльную» воду, эта спичка будет лежать без движения. Попробуйте убедиться в этом сами.

ОПЫТ 3. Как из воды сделать воздух?

Этот опыт лучше проводить в присутствии взрослых. Налейте в пластиковый пакет чуть-чуть (30 мл) воды, выдавите из него воздух и герметично завяжите сверху. Затем положите пакет в микроволновую печь и включите её. Через несколько секунд пакет начнёт расширяться, и приблизительно через минуту он раздуется так, что займёт почти весь объём микроволновки.

Соблюдайте меры предосторожности, так как пакет может быть довольно горячим. Ответьте на два вопроса:
1. Откуда появился воздух в герметичном пакете?
2. Что будет с герметичным пакетом в работающей микроволновке, если в него не наливать воды?

этого эксперимента, а также объяснение опыта 1 («Любит ли лист бумаги бокал с водой?») можно найти на сайте «Квантика».

В опыте 3 «Как из воды сделать воздух?» одна из стихий Эмпедокла (вода) порождала другую его стихию (воздух). Из опыта следовало, что вода и воздух чем-то похожи, если переходят друг в друга при нагреве и охлаждении. Если вы не догадались, почему раздувался герметичный пакет с водой при нагреве в микроволновке, то вот объяснение.

Объяснение опыта 3 «как из воды сделать воздух?»

При нагреве воды скорость её молекул увеличивается, и некоторые молекулы, находящиеся на поверхности воды, разрывают связи с соседними молекулами и улетают, становясь водяным паром. Этот процесс называют испарением.

Чем выше температура воды, тем больше плотность и давление пара над её поверхностью. Таким образом, герметичный пакет с водой при нагреве в микроволновке раздувался из-за того, что внутри него образовывался водяной пар.

Вот откуда в герметичном пакете появился воздух.

Если в герметичный пакет не наливать воды, поместить в микроволновку и включить её, то пакет раздуваться не будет. Через минуту он только слегка нагреется.

Воздух над Землёй, то есть её атмосфера, тоже содержит водяные пары, так как с поверхности луж, озёр, рек, морей и океанов непрерывно происходит испарение воды. Водяные пары легче воздуха, и поэтому они поднимаются высоко над землёй, а ветер может переносить их на большие расстояния.

Когда температура водяного пара уменьшается, его молекулы опять притягиваются друг к другу, образуя мельчайшие капельки воды, или туман. Этот процесс называют конденсацией. Облака над нами — это тоже скопление мельчайших капелек воды или снежинок, если наверху очень холодно. Из облаков падают крупные капли или снег.

Так вода возвращается в озёра, реки, моря и океаны и, как говорят, происходит круговорот воды в природе (см. рисунок справа).

Английский учёный Джон Дальтон (1766–1844) первым доказал, что воздух — это смесь газов и водяные пары являются частью атмосферы. Дальтон впервые вычислил количество воды, падающей на Англию вместе с дождём и выпадающей вместе с росой, и сравнил его с количеством воды, испаряющейся и уносимой реками. Эти величины оказались почти равны, откуда следует, что вся вода вокруг участвует в круговороте и никаких источников воды глубоко под землёй, о которых рассуждали древние учёные, нет.Дж. Дальтон первым определил массу атомов двадцати элементов (водорода, азота, углерода и других). Поэтому именем Дальтона названа единица измерения массы атомов (1 Дальтон = 1/12 массы атома углерода).

ОПЫТ 4. Почему поют бокалы?

Этот опыт лучше сделать в присутствии взрослых. Для опыта потребуется два одинаковых бокала. Заполните один из них водой наполовину, а второй оставьте пустым. Левой рукой прижмите ножку (подставку) пустого бокала к поверхности стола.

Затем смочите водой указательный палец правой руки и медленно проведите им по верхнему краю пустого бокала, постепенно увеличивая давление пальца на край. При достаточном давлении эти круговые движения пальца приведут к возникновению звука. Затем сделайте то же с бокалом, наполовину заполненным водой.

Вы услышите, что бокал с водой издаёт более низкий звук.

Ответьте на два вопроса:
1. Почему бокал начинает петь?
2. Почему высота звука поющего бокала уменьшается, если в бокал налить воды?

этого эксперимента можно найти на сайте «Квантика».

Английский учёный Роберт Гук (1635–1703) в 1660 году открыл закон, связывающий силу и деформацию, которую она вызывает в твёрдом теле. Закон, который сейчас называют законом Гука, утверждает, что упругая деформация тела прямо пропорциональна величине приложенной силы. На латыни Гук записал этот закон следующим образом: «Ut tensio, sic uis», что дословно означает «Какова сила, таково и удлинение». В те времена учёные, объявляя о своих открытиях, иногда шифровали их, так как боялись, что эти открытия кто-нибудь присвоит. Поступил так и Гук. Из латинской формулировки своего закона он сделал анаграмму — переставил буквы в алфавитном порядке. В результате получилось следующее: «ceiiinosssttuu». Эту анаграмму он и опубликовал в 1676 году, а в 1678 году расшифровал.Среди многочисленных открытий и изобретений, принадлежащих Гуку, упомянем его самое главное техническое изобретение — карманные часы с небывало высокой для того времени точностью хода. Они отставали или спешили меньше чем на минуту в день. Чтобы обеспечить такую высокую точность, Гук включил в конструкцию часов анкерный механизм (рис. 1) и спиральную пружину (рис. 2). До изобретения Гука часы надо было подводить ежедневно, так как они могли убежать или отстать за это время больше чем на 15 минут. К концу XIX века пружинные часы Гука были усовершенствованы и их точность возросла ещё в 10 раз, что позволяло морякам точнее фиксировать момент наступления полдня и определять долготу своего положения в открытом море с точностью до 0,5 градуса.

В опыте 4 «Почему поют бокалы?» стеклянный бокал начинал звучать, когда по его краю проводили влажным пальцем. Известно, что стекло производят из речного песка, который вместе с другими породами (гранит, мрамор, известняк и др.

) является частью земной коры. Таким образом, почти все твёрдые тела можно считать «земной» стихией Эмпедокла, и все они могут стать источниками звука.

А теперь ответим на вопрос, почему соприкосновение твёрдых тел приводит к возникновению звука.

Объяснение опыта 4 «почему поют бокалы?»

Чтобы понять, почему поют бокалы, для начала надо понять, что такое звук. Это тема для отдельной статьи, но нам сейчас достаточно того, что звук — это колебания воздуха.

Часто воздух колеблется потому, что свои колебания ему передают твердые тела. Например, когда человек говорит, его голос раздается потому, что у него в горле колеблются ые связки. При игре на гитаре звук получается от того, что колеблются струны — для этого музыкант дёргает их или ударяет по ним пальцами.

Немного иначе получается звук при игре на скрипке. Когда музыкант ведёт по струне смычком, струна за счёт трения оттягивается на некоторое расстояние.

Сила упругости стремится вернуть её обратно; как только эта сила превысит силу трения, струна «срывается» со смычка, совершая колебание, а смычок снова «захватывает» её, и всё повторяется — в итоге струна колеблется, и мы слышим звук.

С поющим бокалом всё устроено почти так же, как со скрипкой: если вести пальцем по краю бокала, мелкие неровности кожи то цепляются за стекло, то срываются, заставляя стекло колебаться.

Разница со скрипичной струной в том, что эти колебания — микроскопические, глазом их не увидеть (хотя можно почувствовать пальцем). Впрочем, если в бокал налита вода, то, «играя» на бокале, можно заметить возникающие на поверхности воды волны.

Значит, стекло бокала действительно колеблется: колебания бокала передаются воде и становятся видимыми.

Для того, чтобы опыт удался, важно, чтобы стекло и палец не были жирными (ведь тут работает сила трения); палец надо смочить водой для лучшего сцепления (смычок для аналогичной цели натирают канифолью).

Но почему же бокал с водой звучит ниже, чем бокал без воды? Точное объяснение непросто, но примерно это явление можно объяснить так. Более низкими нам кажутся те звуки, при которых воздух колеблется медленнее.

А теперь давайте представим себе пружинный маятник — пружинку с прикреплённым к ней грузиком. На видео, размещенном на сайте «Квантика», показаны колебания пружинного маятника, который можно сделать из пластмассовой пружины-слинки и мандарина.

Из опыта видно, что пружина с мандарином колеблется гораздо реже, чем без него. Действительно, чем больше груз, тем больше времени требуется пружине, чтобы вернуть его в исходное положение.

Примерно то же происходит и с бокалом: заполнив бокал водой, мы увеличиваем массу, которая колеблется, и поэтому частота колебаний уменьшается, как у пружины, когда к ней прикрепили мандарин.

ОПЫТ 5. Почему вилки не падают?

Возьмите две вилки, соедините их, а в промежуток между ними воткните деревянную зубочистку.

Затем разместите эту конструкцию на стеклянном бокале (или высоком стакане) так, чтобы она касалась края бокала только зубочисткой (см. рисунок справа).

При этом постарайтесь, чтобы конструкция не падала, а висела на краю устойчиво. То, что это действительно можно сделать, показано на видео на сайте «Квантика».

А теперь ответьте на два вопроса:
1. Почему конструкция из двух вилок и зубочистки такая устойчивая?
2. Где находится центр тяжести этой конструкции?

Знаменитый древнегреческий учёный Архимед (ок. 287–212 до н. э.) жил в городе Сиракузы (о. Сицилия), который находится в сотне километров от города Акрагас (сейчас Агридженто), где двумя веками раньше жил Эмпедокл, разделивший мир на четыре стихии. Архимед очень любил геометрию, и это помогло ему открыть несколько законов физики, один из которых назван его именем.Закон Архимеда гласит: на тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа). Впервые мир узнал о законе Архимеда из книги римского архитектора Витрувия, жившего в I веке до нашей эры и спроектировавшего во времена Юлия Цезаря римский акведук. По мнению Витрувия, Архимед открыл свой закон, принимая ванну, и сразу после этого он выскочил из дома нагим и стал кричать «Эврика!», что в переводе с греческого означает «Нашёл!».Не менее знаменитый закон, открытый Архимедом, — это «правило рычага». О том, каким необычным образом Архимед хотел использовать «правило рычага», поведал нам древнегреческий писатель Плутарх (45–127): «Архимед как-то раз написал царю Гиерону, с которым был в дружбе и родстве, что данною силою можно сдвинуть любой данный груз; как сообщают, увлечённый убедительностью собственных доказательств, он добавил сгоряча, что будь в его распоряжении другая Земля, на которую можно было бы встать, он сдвинул бы с места нашу». Короче, «дайте мне точку опоры, и я переверну мир».Архимед первым ввёл понятие «центра тяжести» тела и нашёл положение центра тяжести для плоских тел, имеющих форму треугольника и параллелограмма. Тем, кто забыл, напомним, что центр тяжести тела — это точка, к которой, можно считать, приложена сила тяжести (сила его притяжения к Земле).Если тело повесить на гвоздь, вбитый в стену, то после нескольких колебаний тело станет неподвижным, а его центр тяжести окажется под точкой подвеса, то есть на вертикальной прямой, идущей вниз от точки подвеса. Используя это свойство центра тяжести, найдём его положение для фигуры, изображённой на рисунке (см. также видео на сайте «Квантика»). Сначала подвесим тело за точку А и, когда оно успокоится, проведём через точку А красную прямую вертикально вниз (как на рисунке справа). Затем сделаем то же самое, подвесив тело за точку В, и проведём синюю прямую (как на рисунке справа). Видно, что прямые пересеклись в точке С, которая и является центром тяжести этой фигуры. Во многих случаях центр тяжести тела может находиться вне этого тела. на сайте «Квантика» показывает, что центр тяжести двух вилок, соединённых между собой, находится между ними.

Объяснение опыта 5 «почему вилки не падают?»

Опыт 5 «Почему вилки не падают?» демонстрирует, что конструкция из двух вилок, скреплённых зубочисткой, оказывается очень устойчивой, если её разместить на краю бокала.

Причиной устойчивости является то, что центр тяжести конструкции находится под точкой её опоры (см. слева рисунок с центром тяжести, отмеченным голубой точкой, и точкой опоры, отмеченной красным). Убедиться в справедливости такого объяснения поможет ещё один опыт (см.

видео на сайте «Квантика»). Возьмём небольшой отрезок трубки, например корпус фломастера.

Если торец трубки перпендикулярен её оси, то можно поставить трубку вертикально на горизонтальный стол так, чтобы она не упала. В этом случае центр тяжести трубки будет находиться выше точки опоры, и трубку легко будет вывести из положения равновесия и опрокинуть.

Теперь возьмём трубку за нить, привязанную к её торцу, и убедимся в том, что в этом случае равновесие будет устойчивым, ведь после отклонения трубки от вертикального положения она снова возвращается к нему после нескольких колебаний. В этом случае центр тяжести трубки находится под точкой её подвеса.

ОПЫТ 6. Как шарик оказывается в бокале?

Возьмём шарик для настольного тенниса, бокал и разместим их так, как показано, на столе. Возможно ли положить шарик в бокал, не прикасаясь к шарику руками и другими частями тела? Толкать шарик к краю стола, а потом ловить его бокалом тоже запрещается. То, что это действительно можно сделать, показано на видео на сайте «Квантика».

А теперь ответьте на два вопроса:
1. Какая сила затягивает и удерживает шарик в бокале?
2. Можно ли сделать этот опыт с бокалом, расширяющимся кверху?

Художник Артём Костюкевич

См. также:
Научно-популярная лекция Константина Богданова «Физика внутри нас», 13 декабря 2007 года, Москва, ФИАН.

Источник: https://elementy.ru/lib/432676

Эмпедокл и 

2. Четыре стихии: Основных стихий сущего Эмпедокл насчитывает четыре: огонь, воздух,

Эмпедокл из Акраганта. Годы жизни: 490 до н.э.- 430 до н.э..

Этот человек жил свыше 2000 лет назад. Это довольно много для того, чтобы мир всё ещё упоминал о его мыслях и идеях.

И тут есть, над чем задуматься! Много ли мы знаем известных людей, мысли и дела которых были популярны 50–70 лет назад?

Он был древнегреческим философом, врачом, государственным деятелем, жрецом.

Что же такого ценного предложил миру Эмпедокл, что это имеет такую большую значимость в наше время?

Эмпедокл «раскрыл» людям тайну всего мироустройства. Конечно, это именно та тема, которая будет интересна всегда. Но если то, что было представлено Эмпедоклом 2000 лет назад, актуально и сейчас, то, несомненно, это то, что имеет ценность.

Эмпедокл предложил считать все четыре стихии (землю, воду, воздух и огонь) первичными элементами материи. Все вещества состоят из этих четырёх элементов, смешанных в разной пропорции: реальная земля содержит воду, реальный огонь содержит землю и воздух и т.д.. Все предметы нашего мира состоят из разного соотношения и разных пропорций четырёх элементов.

В живом организме кости отличаются от мышечной ткани тем, что в них больше земли (твёрдости) и меньше воды (текучести).

Центральная идея Эмпедокла это Любовь и Вражда, которые формируют мир из четырёх стихий-первоэлементов: земли, воды, воздуха и огня.

Любовь соединяет, Вражда разъединяет. Идея Эмпедокла заключается в разъяснении того, как именно совместное действие Любви и Вражды сформировало мир вещей и куда направлена дальнейшая эволюция. Эмпедокл представляет себе первоначальный хаос как однородную смесь четырёх элементов.

Эта первоматерия совершает интенсивное вихревое движение, в котором более тяжёлые элементы (земля и вода) остаются в центре, а более лёгкие (воздух и огонь) поднимаются к периферии, где формируется небо. Небо состоит из огня-эфира, который собственно и есть огонь в наиболее чистом виде.

Земной физический огонь — это смесь огня как такового и других элементов, которыми он питается. Поэтому земной огонь дымит и обжигает.

Мир начинает формироваться благодаря действию Вражды (разделяющей силы) путём выделения элементов из первоначальной однородной смеси. Так появляются земля-материк, вода рек и океанов и воздух.

Затем благодаря действию Любви путём синтеза тех же четырёх элементов образуются живые существа. В человеке присутствует твёрдая компонента (земля), жидкая (вода), дыхание (воздух) и тепло (огонь).

Души также состоят из тех же четырёх стихий, причём люди с разным характером имеют разный состав компонент.

Идеи, дающие здоровье, любовь и богатство

Идеи Эмпедокла оказались настолько удачными и долгоживущими, что они использовались наукой вплоть до Нового Времени. Даже сейчас мы продолжаем анализировать личности и характер окружающих, рассуждая о том, в ком из них преобладает Воздух или Земля, а в ком Вода или Огонь.

Данные знания успешно применяются в психологии, астрологии, таро и целительстве. На основе этих знаний люди открыли в себе возможность видеть внутренние психические, энергетические и духовные процессы, с помощью которых можно управлять своей жизнью и состоянием. Благодаря стихиям природы, можно приходить к балансу и равновесию, возвращаться к здоровью, гармонии и богатству.

Сама по себе концепция составленности материи из ограниченного набора первичных элементов остаётся базой современной науки о веществе, как химии, так и ядерной физики. Кроме того Эмпедокл впервые разделил «живые стихии» на пассивную часть (материя) и активную (силы).

Объяснение движения мира через воздействие внешних сил на пассивную материю было важным открытием Эмпедокла, на котором, по сути, базируется вся классическая механика. В ней фигурируют материальные точки или тела, приводимые в движение силовыми полями или точечными силами. Вместе с этим Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей.

Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.

Взгляды Эмпедокла характеризуют с новой стороны восприятие древними огня. Качества, приписываемые огню, проявляются, у Эмпедокла в сопоставлении с другими элементами-стихиями.

Огонь — наиболее лёгкий из четырёх элементов. Он образует наиболее тонкую материю, из которой состоят боги и демоны. Таким образом, подтверждается, что огненная природа духовного является общим местом древней физики.

Обязательно стоит отметить важную мысль, что огонь-первоэлемент у Эмпедокла не тождествен природному огню, а представляет собой огонь в наиболее чистой форме, как небесное по своей природе начало движения, тепла, света и жизни.

И ещё одна важная идея Эмпедокла это оригинальная теория восприятия, которая построена на простом принципе: подобное воспринимается подобным. Так как свет является проявлением огня, то для восприятия света в глазу должен быть огонь.

Огонь, по Эмпедоклу, находится в центре глаза и окружён землёй и воздухом, которые распознают себе подобные элементы в видимом мире. При всей наивности такой концепции, с точки зрения современной науки, в реальности Эмпедокл был совершенно прав.

Ведь если видеть процессы, происходящие в органах человека на уровне энергии, то такой подход будет иметь под собой весьма логичное основание.

Например, в китайских системах оздоровления внутренние органы человека делятся на мужские и женские, как янские и иньские. И это в наше время можно измерить электронными приборами.

Такие известные выражения как «пламенный взор» и «огонь в глазах» занимают важное место в нашем языке и системе образов, в частности неоднократно используется в Библии. И это далеко не случайное совпадение, которое говорит о реальном положении вещей, которые не видны обычному взору.

Особое внимание в своём учении Эмпедокл обращает на Любовь. Любовь выступает животворным началом: она созидает мир, и формирует живые существа. Любовь руководит мудрым и возводит его к высшим ступеням бытия.

Эмпедокл был пацифистом и противником насилия, что было необычно в эпоху восхищения подвигами героев и военной доблестью. В учении Эмпедокла сильно выражена религиозно-мистическая компонента. Он верил в переселение душ.

Самого себя он считал инкарнацией павшего бога, который искупал прошлые грехи в новых рождениях.

При этом он сам был последней ступенью в череде воплощений перед окончательным высвобождением «своего» бога и его приобщением к сонму бессмертных.

Близость к божественному финалу наделяла Эмпедокла магической силой: его жизнеописание сообщает, что он повелевал ветром и дождями и даже воскрешал умерших.

Неизвестно, насколько всё действительно так и было в жизни этого выдающегося человека. Однако вполне возможно, что если человек смог настолько глубоко и полно выразить суть нашего мироустройства, то, скорей всего, он мог и обладать такими же выдающимися сверхвозможностями.

И если человек способен видеть то, из чего состоит наш мир, и как он устроен, то этот человек может управлять процессами, влияющими не только на его жизнь, но и на жизнь других людей.

Подобное видение позволяет находиться в гармонии с целым миром и в балансе между частями этого мира — стихиями. Стихии земли, воды, огня и воздуха пронизывают всю нашу жизнь от мыслей до поступков и от молекул до земного шара. Стихии выражаются в темпераменте, характере и манере поведения. А соотношение и баланс стихий влияет на то, что происходит с человеком.

Взаимодействуя со стихиями, мы взаимодействуем с силами, которые управляют целым миром. Мы это делаем случайно, если не находимся в осознанности. Но мы это делаем и специально, когда осознаём свои мысли, чувства и действия.

Взаимодействуя со стихиями, мы соединяемся с природой и силой, которая есть в нас изначально. Так мы приходим к балансу стихий, равновесию и гармонии внутри себя. А это в свою очередь создаёт гармоничные отношения со всем миром и жизнью, в которой мы чувствуем достаток, радость и любовь.

Через баланс стихий мы приходим к счастью.

В нас скрыты великие знания, умения, таланты и способности. И в наших силах помочь не только себе проявить эти возможности, но и сделать это для других людей.

Творческих вам Движений.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/empedokl_i_balans_stihiy/

tetrada

2. Четыре стихии: Основных стихий сущего Эмпедокл насчитывает четыре: огонь, воздух,

ТЕТРАДА
 

Четыре стихии в древнегреческой философии

В начале любого курса по истории античной философии можно прочитать, что первые философы выбирали в качестве первоначала (архе) космоса одну из четырех традиционных стихий: Фалес — воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, а Эмпедокл — все четыре стихии вместе.

В дальнейшем философия перешла к другим первоначалам, однако ни один философ вплоть до Нового времени не усомнился в том, что существуют четыре стихии:огонь, вода, воздух, земля. Обращает на себя внимание удивительная устойчивость представления о четырех стихиях. Так, Гегель в «Философии природы» еще всерьез их рассматривает.

Таким образом, предфилософское представление о четырех стихиях оставалось не обсуждаемой априорной предпосылкой размышления об устройстве мира с древнейших времен до весьма недавнего времени.

Представление о четырех стихиях восходит, по-видимому, к мифологии, а точнее к протофилософской рационализации космогонических мифов и мифологической космографии.

Тезис об авторстве Эмпедокла по отношению к четырем стихиям весьма сомнителен.

Однако, после Эмпедокла существование четырех стихий :огня, воздуха, воды и земли, никогда не подвергалось сомнению и служило априорной необсуждаемой предпосылкой всякого рассуждения о природе.

В самом деле, мы видим как последующие философы
выводят четверку стихий из основных
постулатов своей философии.

 Так Демокрит объясняет различие между четырьмя стихиями величиной и формой атомов, уделяя особое внимание огню как состоящему из самых мелких шарообразных атомов — атомы огня, как самые подвижные могут выполнять роль субстрата души.

Для Анаксагора четыре стихии — это скопление разнокачественных семян.Особую важность для него имеют огонь (эфир) и воздух, как самые большие по величине.

Платон предлагает в «Тимее» учение о том, что четыре стихии состоят из правильных тел, которые , кроме земли, переходят друг в друга, распадаясь на плоские треугольники.

Наконец, Аристотель разрабатывает качественную теорию стихий, которая просуществовала непоколебленной все средневековье. Он помещает четыре стихии на второй этаж своей иерархии структурных уровней сущего и дает развернутую теорию их качественного состава, взаимопереходов друг в друга и положения в космосе.

Пожалуй невозможно найти такого утверждения, которое не было бы оспорено тем или другим философом. Только представление о четырех стихиях представляет собой видимое исключение. В процессе развития философии четыре стихии постепенно лишались онтологического статуса и в конце концов были сведены к чисто физической модели, имеющей вроде бы частный характер.

 Четыре стихии интересны как сами по себе, так и потому, что глубокая разработка этого структурного архетипа дает возможность развить более глубокую дифференцированную конструкцию, могущую служить метатеорией древнегреческой философии.

Наш замысел состоит в использовании четырех стихий как ключа к естественной классификации древнегреческих философских систем. По нашему мнению, четыре стихии имеют имплицитное онтологическое содержание.

Здесь за наглядным представлением скрыты основополагающие метафизические категории: бытие,субстанция, движение и др., которые оказались полностью развернутыми лишь в процессе развития всей греческой философии.

 

 Тетрада качеств

В первоначальном представлении четыре стихии были неотделимы от качеств, их характеризующих.

Каждая стихия рассматривалась как носительница одного из осязательных качеств: огонь теплый (Т),  воздуххолодный (Х), вода влажная (В), земля сухая (С).

Такую однокачественную модель стихий можно предположить у Анаксимандра, также и Аристотель в ряде сочинений  использует ее, несмотря на то, что в трактате «О возникновении и уничтожении» им разработана двухкачественная модель.

За осязаемой физичностью качеств скрываются возможности иных интерпретаций.  Для полного понимания структуры четырех качеств на них следует посмотреть с точки зрения фундаментальной для мифологической космогонии оппозиции мужское — женское и вскрыть метафизические понятия, имплицитно содержащиеся в качественных противоположностях ТХСВ.

Тетрада качеств представляет собой развертывание фундаментальной оппозиции между Мужским( функциональным, +, ЯН)  и Женским ( структурным, —, ИНЬ)
принципами.

Члены оппозиции понимаются при этом как результат поляризации нейтрального члена (N), что обеспечивает их равновесие (первая дихотомия).

 

 Четверка качеств ТХСВ — это результат отображения той же фундаментальной оппозиции в каждом из своих членов (вторая дихотомия). Равновесие в этом случае достигается только на уровне всей четверки, каждая же пара качеств Т—Х или С—В, взятая отдельно, неравновесны в том смысле, что в этих парах доминирует один из членов, Тепло(Т) над Холодом(Х) , а Влажность(В)  над Сухостью(С).  

 Если имеется базовая система из  k  элементов, то полное  число  связей между ними, включая рефлексивные,  т.е. замыкаемые на себя, насчитывает  k*k  элементов, которые учитывают все взаимодействия. Таким образом, базовая система из  k  элементов отображается в каждом из своих элементов.

 Вторая дихотомия, дающая  4 = 2*2  элемента, дает полное рефлексивное завершение двоичному делению. т.к. позволяет отобразить исходную оппозицию в каждом из ее членов. В результате внутри каждого из членов (мужского и женского) образуется  видение самого себя и противоположного члена.

 Так Мужское видит себя как активность , а Женское воспринимает лишь как пассивность. В совокупности эта пара дает чисто функциональный взгляд на развитие — активное ДВИЖЕТ пассивное.

 Напротив, Женское видит себя как потенциальность , а Мужское воспринимает лишь как актуальность. Эта пара в совокупности дает чисто структурный взгляд на развитие — потенциальное РОЖДАЕТ актуальное.  

  Тетрада стихий

 Аристотель в трактате «О возникновении и уничтожении» дал описание двухкачественной модели стихий. Он считал, что «наряду с материей существуют две [перво]причины: деятельная и страдательная. Деятельную причину надо при этом принимать как источник движения, а страдательную — как вид, [который принимает матеория]…

Деятельное воздействует благодаря двум способностям, а то, что испытывает воздействие, испытывает его в двух состояниях. Итак, действие осуществляется благодаря теплому и холодному, а состояние [определяется] отсутствием или присутствием того или другого» [Аристотель, Метеорологика].

      В соответствии с этой моделью каждой стихии присущи два качества, одно из пары тепло —  холод, а другое —  из пары сухость —  влажность, как это показано на рис.

                                                   Воздух

                                       Т                                    Х

                    Огонь       _______________________    Вода

                                      С                                     В

                                                   Земля

 Рис. 1        Двухкачественная модель.

 Каждое качество сильнее связано с одной из стихий —  огонь скорее теплый, чем сухой,  и  т.д. по часовой стрелке. Здесь качество, расположенное на рис. 1   по ходу часовой стрелки, сильнее связано со стихией, чем предшествующее ей.

При взаимном превращении стихий более легко теряется слабое качество, в результате чего при движении по часовой стрелке образуется цикл взаимных превращений стихий в наиболее естественной последовательности. Этот порядок стихий назовем циклическим. Он характеризуется еще дополнительной особенностью —  наличием критической точки. Начинается он в огне и заканчивается в земле.

Переход земля —  огонь наиболее жесткий из взаимопереходов стихий.
  Четыре стихии естественно разделяются на две пары, определяемые как типовой принадлежностью, так и направлением движения к естественному месту, связанному с положением в космосе.
 Огонь и воздух —  янские, светлые, легкие.

Их естественное место — верх, периферия(левитация )
  Вода и земля —  иньские, женские, тяжелые. Их естественное место —  низ, центр (гравитация).
  Эта же концепция была принята в Китае. Ян —  ци поднимается к небу, а инь —  ци опускается на землю.


  В циклическом режиме возникают две особых точки —  при переходе от воздуха к воде и от земли к огню. Первая из них (от воздуха к воде) наиболее равновесная. Вторая,  противоположная ей (от земли к огню) характеризуется неустойчивостью, определяемой завершением одного цикла и началом следующего.
 При построении элементов из качеств, представленных на рис.

  1    , значимо, что тепло и влажность —  чистые качества и они доминируют над смешанными качествами (холод и сухость). Ян видит себя теплым, инь —  влажным ( на уровне рефлексий ), тогда как остальные представляют результат видения другого начала.
 На уровне четырех качеств здесь возникает фундаментальная оппозиция.

Холод и сухость могут рассматриваться как отрицание первичных —  тепла и влажности ( холод как нетепло, а сухость как невлажность).
  Огонь и вода являются представителями фундаментальной оппозиции, а воздух —  медиатор, т.к. несет в себе и холод, и тепло, отсюда его подвижность, амбивалентность. Земля при этом —  никакая ( не сухая и не влажная ).

Модель границы

Взаимодействия более сильные внутри, по сравнению с взаимодействиями наружу, формируют границу системы. Граница между системой и средой образует зону контакта. Можно априорно утверждать наличие четырех потоков на границе.

Граница представляет собой промежуточную зону, в которой идет процесс принципиально отличный от процессов снаружи и внутри. Естественное положение границы является принципиальным для обеспечения жизнеспособности и устойчивости системы.


  Граница обладает двумя противоположными свойствами: частично она должна работать как полупроницаемая мембрана , которая пропускает только вполне определенные потоки. В случае непроницаемости —  это стенка, а если она пропускает все, то это не граница.


  Здесь возникает четыре типа потоков: изнутри наружу и наоборот, каждый из которых делится на два —  проникающий и возвращаемый назад от границы. Схема потоков  приведена на рис. 2

 

 Рис. 2    Схема работы границы.

 В этом случае четыре потока формируют циклический процесс организации взаимодействия между внешним и внутренним. Здесь происходит установление равновесия посредством отображения потоков  и их взаимодействия.


 На кибернетическом языке здесь происходит моделирование отображения среды в системе и наоборот —  процесса создания среды за границей.
  Модель четырех потоков в границе определяет отношение между внешним и внутренним, включая их рефлексии, и является изоморфной модели четырех стихий.

Если соотнести внешнее с верхом ( периферией ), внутреннее с низом ( центром ), как с двумя положениями, а четыре потока —  с четырьмя стихиями, то получим результат, схематически представленный на рис.

    
 Таким образом, получим интерпретацию «подлунного мира» как промежуточной зоны с бурной динамикой, в которой происходит согласование процессов, идущих в космосе и на земле( вверху — подвижный космос, внизу  — жесткая часть ниже земли) .


 Теперь рассмотрим психологическую интерпретацию модели границы.
  Из параллелизма микро—  и макрокосма ( главный пункт модели аналогии ) естественно проинтерпретировать так осмысленную границу как основу классификации психо-физиологических типов.

                                                     Верх

                                   _______Внешнее_________

                                                    Воздух
                                      Т                                В
                      Огонь ————————————  Вода
                                      С                                Х
                                                    Земля
                                   ________________________
                                                  Внутреннее

                                                        Низ

 Рис. 3.     Сопоставление моделей границы и четырех стихий.

 Существуют две основных модели, используемые для классификации типов людей. В основе одной из них находятся показатели, отражающие состояние физического тела. Человек при этом уподобляется неодушевленной вещи, т.к. при этом исключаются из рассмотрения его внутренний мир, сознание, субъективные характеристики и свойства.

Остается только внешняя сторона, которая может быть представлена измеримой системой показателей состояния организма. Суть этого подхода метко характеризовал А.К.Толстой: «Все, чего им не взвесить, не смерити, все,  кричат они, надо похерити».
 В противоположность этому —  субъект, Я —  трансцендентная личность.

Классификация основывается на самополагании, на духовном уровне реализаций человека.Здесь делается попытка освобождения от внешнего ( феноменология, интроспекция ), что формирует сдвиг границы во внешнюю сферу.
 Таким образом, человека ищут либо во внешней среде, либо во внутреннем мире ( тело и душа, психика и физика ).


 Фактически два этих полярных подхода отражают два направления в изучении характеристик живых систем —  механицизм и витализм.

Суть механицизма Б.Рассел определил так; “Нет причин считать, что живая материя подчиняется иным законам, чем те, которые управляют неживой материей, и есть достаточные основания полагать, что все поведение живой материи удастся теоретически объяснить средствами физики и химии”. Основоположником механицизма был Р.

Декарт, который предложил рассматривать сердце, как насос, и предъявил первую математическую модель работы сердца. В развитие этой идеи легкие стали рассматривать как меха, почки — как фильтры. Результатом стали аппараты искусственных сердца, легких, почек. Всем основным органам и системам поставили в соответствие их физико -химические аналоги.

Те органы и системы, для которых таких аналогов не нашлось ( их оказалось свыше 90 ), были объявлены рудиментарными, т.е. ненужными организму остатками, которые не успела выбросить эволюция. Отсюда появилась идея ускорения эволюции путем удаления таких органов.

Однако оказалось, что на ушной раковине, которая является таким рудиментом, представлена практически вся информация о состоянии организма и через нее реализуемы эффективные воздействия на пораженные функциональные системы .

Витализм исходит из того, что все живое не объяснимо полностью физико-химическими факторами. Э.Шредингер писал; “Живая материя, хотя она и отклоняется от установленных к настоящему времени физических законов, вероятно подчиняются другим, еще не открытым физическим законам, которые, когда они будут открыты, составят такую же неотъемлемую часть физики, как и первые” .

Поляризация рассмотренных подходов к изучению живых организмов четко характеризовал И.В.Гете в “Фаусте”;

“Живой предмет желая изучить,

Чтоб ясное о нем познанье получить,

Ученый прежде душу изгоняет,

затем предмет на части расчленяет

И видит их, да жаль, духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась” [ ].

    [Существует понимание Я как центральной точки, достичь которой можно лишь отбросив все остальное, представляющееся в виде чего-то вроде сферических оболочек. На таком подходе базируется, например, йога. ]

Предложим третью возможность —  интерпретацию человека как границы между внешним объективным миром и внутренним субъективным. Наше сознание преимущественно находится в этой области. Наши связи уходят как во внешние, так и во внутренние структуры.

Речь в данном случае идет о размыкании внутреннего мира, достаточно глубокие слои которого выходят за индивидуальные рамки, переходя на уровень архетипов, переходя настолько глубоко, что находятся как бы и не внутри.

Внешний и внутренний мир могут быть равнообъемными, тогда как на сознательном уровне нам доступна только промежуточная зона, доступен фрагмент внешнего мира и фрагмент внутреннего мира. Дальше от этой зоны все уходит из сферы сознательного восприятия.

Сознание не случайно находится на этой границе, где реализуется взаимоотображение двух миров —  внутреннего и внешнего.
 На некотором уровне вверх и вниз от такой индивидуальной границы реализуется общечеловеческое единство через архетипические структуры.

В связи с этим люди представляют собой систему границ —  посредников между внутренним и внешним. Внутренний мир является таким же, как и внешний, что делает, на определенном уровне развития, границу между мирами преодолимой, за счет чего возможно достижение принципиального единства субъективного внутреннего мира с объективным внешним миром.

При этом внутреннее объективизируется, а внешнее субъективизируется, за счет чего принципиально возможно существование окончательного  единства. Будем исходить из этого, как из предпосылки для дальнейших исследований.
 Таким образом, люди являются точками взаимодействия единого самого с собой, природа касается себя через разумных существ.


 Потоки в границе могут быть интерпретированы на языке психологии прошлого века, когда существовали тесные связи психологии с философией. Психологией в то время выделялись категории типа воли, разума и т.д.
 Потоки в границе могут быть проинтерпретированы как психические силы, как это показано на рис. 4.

     Чистым качествам ( теплу и влажности ) поставим в соответствие действие на внешнюю среду и восприятие внешней среды. Тогда смешанным качествам будут соответствовать мышление как внутреннее действие и чувства как внутреннее восприятие. Восприятие идет за счет воздействия снаружи, тогда как состояние внутренней среды отражается через чувство.

Эмоциональная реакция возникает не как непосредственный результат влияния внешнего мира, а как реакция на модель внешнего мира, которую мы выстроили внутри себя.
  Воля интегрирует эмоциональные импульсы в определенное действие, тогда как разум интегрирует восприятие и производит мысль.

Интуиция преобразует чувства в мышление, а инстинкт интегрирует восприятие в действие, минуя внутренний мир.
 Проверим адекватность этой модели на гиппократовской теории четырех гуморов ( кровь, слизь, желчь желтая, желчь черная ) и четырех темпераментов. Каждый гумор соответствует одной из четырех стихий, что видно по их качественному составу. Тип темперамента человек получает за счет превалирования одного из гуморов, т.е. одной из стихий. Психологические силы, приведенные на рис. 4     ( воля, разум, интуиция, инстинкт ) соответствуют темпераментам ( рис. 5   ).

 Рис.  4    Схема взаимодействий «психических сил» в модели границы    

                                                  ( Дитя )
                                              Сангвиник
                                                  Воздух
                                                  Кровь
                                            Весна
                        Т                                                              В
 (Юноша )                                                                    ( Старик )
           Холерик                                                                           Флегматик
               Огонь                                                                          Вода
               Желчь                                                                          Слизь
               Лето                                                                              Зима
                         С                                                              Х
                                                   Земля
                                              Меланхолик
                                             Черная желчь
                                                  Осень
                                                   ( Муж )

 Рис.   5   Гуморальная модель человека и четыре темперамента по Гиппократу.
 

 Типологизация по доминирующему потоку простирается далеко за рамки психологии. Используемый здесь методический прием,  состоящий в выделении в равновесной структуре доминирующего элемента, является единственным способом построения правильной классификации, т.к.

только в этом случае удается выделить действительно существенные признаки, определить главенствующие потоки в работоспособной системе. Такой подход позволяет перейти и к системе более дифференцированных классификаций путем расчленения характеристик каждого из потоков по той же схеме.


  Приведем забавный негативный пример, которым является классификация  типов высшей нервной деятельности по И.П.Павлову(рис. 6 ).

Павлов обосновал структуру своей типологии физиологическими подтверждениями. .

                                                           Сила                      Слабость
                                                                                                     Меланхолик
                                      Подвижный       Инертный
                                                                           Флегматик
                Устойчивый                    Неустойчивый                           Убывание качества
                Сангвиник                        Холерик

 Рис.  6.     Классификация четырех темпераментов по И.П.Павлову.

 Он использовал три пары признаков (сила -слабость; подвижность — инертность; устойчивость — неустойчивость) и получил по наименованиям гиппократовские темпераменты. Однако при этом осталось неясным, как признаки согласованы со свойствами системы.

Сила и слабость как признаки оказались неуравновешенными, в результате чего слабость как отсутствие силы прекращает влияние других факторов. Из-за несимметрии признаков классификационное дерево проращивается в одну сторону, а вторая ветвь — засыхает. В результате такой научной деятельности оказалось, что, чем ближе к внешнему — тем лучше, т.е.

сангвиник оказывается единственным позитивным типом. Такой вывод замечательно согласовывался с идеей советского человека: сильного, общественно активного и устойчивого морально. В российской школе и сейчас «правильным ребенком» считается сангвиник, а все остальные типы частенько рассматриваются как нуждающиеся в коррекции.

 Итак, число 4  является первым, на котором реализуются две изоморфных группы, т.к. это первое непростое число. На 4 реализуется первая нециклическая группа. 4 описывает пропорцию — равенство двух отношений — аналогию между двумя отношениями, т.е. здесь впервые открываются большие структурные возможности.

4 является ячейкой, которая содержит в себе алгебру — систему отображений, преобразований, которых еще нет на 3, но они есть на 6, тем более на 8.

Теперь посмотрим, как на четверке реализуются основные понятия теории систем.

Источник: https://hermenes.com/Homepage/tetrada%20new.htm

Scicenter1
Добавить комментарий