2. Философия всеединства В.С.Соловьева: Самым выдающимся русским философом, вобравшим многие идеи

Философия всеединства В.С. Соловьева

2. Философия всеединства В.С.Соловьева:  Самым выдающимся русским философом, вобравшим многие идеи

Центральной фигурой в русской философии XIX века является В.С.

Соловьев (1853 1900) – крупнейший философ, заложивший основы русской религиозной философии.

На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов.

Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство.

Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства.

По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее.

Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принципвсеединства: «Все едино в боге».

Всеединство – это единство творца и творения. Бог по Соловьеву«космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника.

Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления.

Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом.

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений.

Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе.

Импульсбог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София – мудрость.

Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» – София – связующее звено между творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос.

Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия.

Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплащение богочеловечества.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Иисус Христос открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования.

Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). Эмпирическое знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает существование абсолютного начала – Бога.Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

В отношении судьбы рус­ского народа он считал, что по своей сути это христианский, православный народ. Поэто­му он должен «вступить в совместную жизнь христианского мира» и в согласии с другими народами реализовывать совершенное и универсальное единство, называемое «богочеловечеством».

Идея «богочеловечества» как высшего достижения единства материального, идеального и божественного – это одна из главных мыслей его уче­ния Соловьева. Долг человечества, по его мнению, состоит в том, чтобы самому сделаться божественным и стать Богочеловечеством.

Развитие идей В.С. Соловьева нашло отражение в творчестве целой плеяды религиозно-философских мыслителей (Н.А.Бердяев, Л. Шестов, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Н.Лосский) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.

Богоискательство – это когда цель общественного развития состоит в осуществлении правильно понимаемого нового христианства, религиозной реформация, когда религиозные идеалы — вечная жизнь, святость, могут быть воплощены уже на земле.

Н.Бердяев (1874-1948) — выдающийся русский философ и публицист. В своей философии придерживается идей религиозногоэкзистенционализма.

Основная проблема философии, по Бердяеву, – в рассмотрении смысла существования как человека в частности, так и бытия в целом.

Смысл бытия человека – это существование с его ориен­тацией на истину, на спасение или на творчество. И именно эта человеческая способность к творчеству, по Н. Бердяеву, богоподобна.

Личность (дух), согласно Н. Бердяеву, есть единство двух природ — Божественной и человеческой, что и определяет христианство как религию Богочеловека и Богочеловечества.

Н. Бердяев исследует эволюцию христианства и гуманизма.

Христианство поста­вило вопрос о свободе как творчестве добра или зла, хотя и было воспринято как рели­гия послушания необходимости.

Впоследствии философия поставила вопрос о вере в собственные силы человека, не ограничен никакой высшей силой.

Это привело к появ­лению «ложных центров» человеческого бытия, где его природные и технические осно­вания и средства выступают в качестве целей (например, техника, государство и др.).

Бердяев говорит об отчуждении, дегуманизации человека, о возрастании его духов­ного одиночества в процессе социализации, о безмерной власти коллектива и государст­ва над личностью.

Он подчеркивает, что процесс дегуманизации человека развивается такими быстрыми темпами, что скоро его будет невозможно повернуть вспять. Философ был убежден, что в деле спасения человечества от вышеуказанных опасностей особая роль принадлежит России.

Русская нация, соблазнившаяся западными рационалистиче­скими и атеистическими, включая марксизм, учениями должна выдержать это последнее испытание гуманизма. Н.

Бердяев верил в то, что в постсоветской России будет создан иной, более справедливый, чем существующий капиталистический, строй, и она сможет помочь объединению восточного (религиозного) и западного (рационалистически-
гуманистического) начал истории.

Н.О.Лосский (1870 – 1963).Философия интуитивизма.

Мир есть органическое целое, сущность действительности составляют «субстанциальные деятели» (типа монады), напрямую связанные с Богом, который пердставляет сверхмировое начало.

Познание происходит путем научной, мистической или чувственной интуиции (в том числе и рассудок), причем в сознании присутствует сам предмет в подлиннике.

Этика и эстетика Н. Лосского формируется на основе признания царства божьего с его абсолютными ценностями.

Л. Шестов (1866 1938) – русский философ и литературовед. Творчество Шестова условно можно разделить на две части: период философии жизни и богоискательства (до 1911 г.) и религиозно-экзистенциальный.

У Шестова наблюдается свое понимание Господа, так Богу Канта, Гегеля, а также Богу христиан он проти­вопоставляет «живого Бога Библии», связываемого с абсурдом, с «ужасной тьмой».

В Биб­лии им отвергаются все законы, включая 10 заповедей Моисея и Нагорную проповедь Хри­ста. Шестов признает все рациональное.

Вера, по Л. Шестову, находится вне общего, вне разума, вне священника или церкви и даже по своей сути вне Библии.

Вера обладает сверхъестественной силой – творит чудеса, уничтожает зло. Основным противником у Л. Шестова выступает мировое зло в различных видах.

Экзистенциальная философия, согласно Л. Шестову, – это философия жизни вместе с философией веры или философией абсурда.

Главным приемом философии Л. Шестова является пара­докс, невиданный скепсис, ни на чем не основанное суждение. По сути, у мыслителя проявляется афористическое, по форме бессистемное философствование, проникнутое духом глубочайшего парадоксального вопрошания.

П. Флоренский (1882-1937) – русский философ, религиозный мыслитель и уче­ный. Задачу своей жизни он понимал как проложение путей к будущему цельному миро­воззрению, объединяющему веру и разум, интуицию и рассудок, богословие и филосо­фию, искусство и науку.

Рассматривая проблему антиномичности, которую мыслитель назвал одной из ос­новных характеристик бытия в его современном падшем состоянии, он утверждал, что со­ответственно антиномично и всякое действие разума.

Мир, по П. Флоренскому, как бы надтреснут, и причина этого – грех и зло. Подобная антиномичность, по мнению филосо­фа, преодолевается подвигом веры и любви.

Основной закон мира, по П. Флоренскому, есть закон возрастания энтропии или хаоса во всех его областях. Хаосу противостоит Логос. Вера определяет культ, а культ – мировоззрение, из которого вырастает культура.

Религиозный культ – это единство чувственного и рационального, духовного и те­лесного. П. Флоренский говорит о возможности творческой деятельности в любую эпоху и ее причиной считал доступную человеку духовную гармонию, существующую в чело­веческом сознании.

С. Франк (1877-1950) – русский философ. В его творчестве можно выде­лить три проблемы: человек и культура, человек и бытие, человек и Бог.

В целом же его философию можно определить как экзистенциальную онтологию, в которой он подробно исследует не только внешнюю, но и внутреннюю реальность человека, назы­ваемую С. Франком «духовной жизнью». Это, считает философ, и есть истинная основа бытия индивида.

Она проявляется в реальной человеческой жизни в связи с сильными по­трясениями в виде внезапного откровения. Эта внутренняя, духовная, сверхъестественная реальность, по С. Франку, и структурирует то, что мы называем личностью.

Сущность че­ловеческой души проявляется в связи с ее способностью духовно возвышаться над самой собой и даже над своей фактической природой.

Поиски смысла жизни — это укре­пление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие (ду­ховная жизнь) по преобразованию нашей реальной (внешней) жизни.

Русский космизм.

Говоря о творчестве таких философов как Соловьев, Бердяев, Флоренский, Булгаков нельзя не отметить такое явлении в русской философии как космизм, религиозное направление которого они представляют.

Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблема понимания и др.

Русский космизм – это мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли.

Необходимость – общая черта космистов. Отличие в ответе на вопрос: зачем? Запад: Шопенгауэр: все к худшему.

Россия: надо совершенствоваться и выходить в космос.

Ницше: все плохо, придет белокурая бестия.

Россия: все это должны совершить современные люди вместе.

Шпенглер: опять все плохо, надежда на новую культуру.

Фрейд: культура — сублимация сексуального инстинкта.

Россия: человек хороший. Существует абсолютное добро, нравственность.

Развитие в рамках высокой неземной цивилизации.

Западная философия – пессимистичный взгляд. Россия – гуманистическая, оптимистическая мысль.

Основатель космизмаН.Ф. Федоров (1826 – 1903 ). Основной труд – «Философия общего дела». В основе лежит специфическое понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек – существо вертикальное, обращен к небу, следовательно должен стать свободным.

Человек – существо родовое, должен осознавать, что он – сын человеческий. Человек – вершина эволюции, но он ущербен, т.к. смертен.

Счастьеневозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом.

Смерть – высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла — неравномерность нравственного и НТ прогресса.

Вопросы – людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Если говорить, что будем жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Кроме того, частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующих поколений.

Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Общее дело состоит в преодолении смерти и всеобщем спасении.

Задача не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать, а надо воскрешать.

Воскрешение по цепочке от отца к сыну.

Психократия – община детей для воскрешения отцов. Пороки ко времени воскрешения будут изжиты. Основа морали – ответственность человека перед предыдущими и будущими поколениями.

В истории русской философии Космизм представлен не только религиозным, но и естественнонаучным направлениями.

Философствующие естествоиспытатели: А.Чижевский (1897 – 1964) (соавтор астробиологии), В.Вернадский (ноосфера), К.Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие ракет; Земля – колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич.

Естественнонаучный космизм, зачем?

Естественнонаучное объяснение – учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки – геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский — биоритмы.

В.И. Вернадский (1863 – 1945) – создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни.

Живые существа — такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество.

Вернадский не отрицал, что живое может произойти из неживого. Но все же живое, скорее всего, существует всегда.

Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир.

Человек – участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется.

Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера – сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы.

Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой.

Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться, когда человек исчерпывает ресурсы Земли – надо использовать ресурсы космоса.

К.Э.Циолковский (1857 – 1935). Познание законов природы. Основные идеи: неизбежен выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения.

Необходимо освоение других миров в Солнечной системе и т.д.

Фантазирует об автотрофном питании в космосе. Человеку необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). О теории относительности не знает.

Космос безграничен, звезд много, планет много – должна быть жизнь.

Считает, что жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

Н.А. Умов (1846 – 1915). Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец развития). О человеческой смерти. Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития природы. Вечность и уникальность жизни.

Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека. Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие через культуру – внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою биологическую необходимость – необходимо устранить смерть.

Вирусы и одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает из-за влияния извне.

Смерть как результат сбоя в генетическом механизме. С 21 года начинается старение.

Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном уровне (или это болезнь, или сбой). Проблема нервных клеток. Мозг используется не на сто процентов (биология – возможно, что это не так). Еще неизвестно, отчего происходит сбой. Можно продлить жизнь. Биотехнологии.

Жизнь и смерть – космические проблемы. Соприкасаются с нравственно-этическими проблемами. Погоня за наслаждениями.

Источник: https://studopedia.su/14_126666_filosofiya-vseedinstva-vs-soloveva.html

Русская философия всеединства. Философия В.С. Соловьева

2. Философия всеединства В.С.Соловьева:  Самым выдающимся русским философом, вобравшим многие идеи

Всеединство — философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопро­никновения и раздельности составляющих его элемен­тов, их тождественности друг другу и целому при со­хранении их качественности и специфичности.

Всеединство бы­ло представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выраже­ние проблема всеединства нашла в русской философии, где, на­чиная с B.C.

Соловьева, сложилось самобытное на­правление. К философии всеединства могут быть от­несены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H.

Трубецкого, Лосева и др.

В качестве идейного предшественника русской фи­лософии всеединства необходимо рассматривать учение о собор­ности славянофилов.

Следует при этом учитывать, что хотя категория всеединство по преимуществу онтологическая, но в силу глубины и богатства содержания она включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные аспекты.

Наиболее разра­ботанной является софиологическая концепция всеединства, ба­зовый вариант которой предложен В.С. Соловьевым.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Работы: «Чтения о Богочеловечестве», «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора» и др.

Крупнейший русский мыслитель, поэт, публицист, литературный критик, наша национальная гордость. Им была создана одна из первых и наиболее влиятельных философских систем. Родился в семье крупнейшего русского историка – С.М. Соловьева. Двоюродным прадедом Соловьева с материнской стороны был Г. Сковорода.

Окончил историко-философский факультет Московского университета. В 27 лет защитил докторскую диссертацию. Преподавал в МГУ и Петербургском университетах. Но преподавательская деятельность В.Соловьева закончилась в марте 1881 г. после того как он в лекции призвал помиловать убийц Александра II. Умер в 48 лет.

Соловьев – создатель оригинальной русской идеалистической системы философии и заложил основы русской школы религиозной мысли. Основные идеи философии Соловьева:

1) идея всеединства (единства и целостности всего сущего) занимает центральное место в учении Соловьева. Всеединство – это категория, показывающая единство трех миров: природного, человеческого и божественного.

В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий, космический принцип. Эта идея многоаспектна и многогранна.

В онтологическом аспекте всеединство выступает как единство бога, человека и космоса («все едино в Боге») и означает единство и согласованность всех частей Вселенной. Идеал всеединства воплощен в Боге. Он есть абсолютное всеединство, «все во всем» (философия пантеизма).

Мировой процесс это процесс согласования и объединения всех частей Вселенной, восхождение к их единству, бесконечный процесс совершенствования. Основные ступени такого восхождения: минеральное, растительное, животное, царство природно-человеческое, и, наконец, царство духовно-человеческое, являющееся царством божьим, представляющим собой единение мира с богом.

2) учение о мировой душе. Мир, который был создан творцом не застыл, он динамичен, постоянно развивается, т.к. несет в себе активное творческое начало – мировую душу.

Соловьев признавал существование активного энергетического начала всех изменений в мире. Это особое одухотворенная энергия, которая выступает субъектом всех изменений в мире.

Эта идея возникает на личном мистическом опыте, несколько раз в жизни у него были видения Софии – Премудрости Божьей и Вечной женственности.

3) концепция «цельного знания». Через нее реализуется гносеологический аспект всеединства. Оно представляет собой единство трех разновидностей (или уровней) знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и интуитивного (религиозного). Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явления.

Рациональное – особенности самого мышления. Однако истина не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Она постигается через интуицию. Она-то и составляет «настоящую, первичную форму цельного знания». Истинное знание есть синтез, единство трех уровней познания, что дает основание для единства науки, религии и философии.

Этот синтез он называет теософией.

4) понимание человека как божьего сотворца всеединства, участником бесконечного процесса совершенствования мира. Представляя собой цельный и отдельный организм, человек является субъектом не только исторического, но и космического процесса.

Человек не ничтожная песчинка, теряющаяся в мире, а необходимая частица мировой гармонии, истинного всеединства. Он вносит свой вклад в достижение гармонии, утверждая красоту везде: в собственной душе, в человеческих взаимоотношениях, в окружающей природе.

Смысл существования человека состоит в выполнении своего вселенского предназначения – в служению Добру, установлению нравственного порядка. Истинным (положительным) мыслитель считал такое всеединство, в котором «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех».

Ложное же единство подавляет все, входящие в него компоненты.

5) идея «богочеловечества». В социально-философском учении Соловьева главная идея – раскрытие механизма сближения бога, мира и человечества. Он раскрывает этот механизм в концепции «богочеловечества». Следует различать понятия «богочеловек» и «богочеловечество».

Богочеловек – это реальный идеал, образ Иисусу Христа. Богочеловечество – это высшая цель и смысл всего исторического процесса. Первый шаг к нему — это христианское обращение.

Второе условие продвижения к богочеловечеству – образование теократии: союза христианской церкви и монархического государства во вселенском масштабе.

Соловьев заявляет об особой роли России в истории, в мировом универсуме. Он видит действие трех сил на трех главных этапах развития мировой истории: начальном, промежуточном и финальном. Первый этап представлен, прежде всего, восточным миром, а также языческой античностью.

Второй – западной цивилизацией с ее господством отвлеченных начал. Они находятся между собой в состоянии непрерывного противоборства. Примирить эти крайности и помочь человечеству обрести цельность может третья сила – Россия. Символ культуры Востока, по Соловьеву, является «бесчеловечный бог», а Запада – «безбожный человек».

России предстоит задача синтеза, решение универсальной задачи «всеединства».

6) нравственное учение Соловьева._Принцип «всеединства» реализуется в этическом учении Соловьева через идею этического синтеза, который включает в себя три компонента:

а) жалость, сострадание. Но для построения нравственности этого мало. Можно сострадать другим людям, но быть безнравственным воровать, развратничать, и т.п.;

б) стыд – важнейший первоэлемент морали. «Стыжусь, следовательно, существую» – таков нравственный принцип Соловьева. Долой стыд, долой человечность, полагал Соловьев;

в) благоговение. Быть нравственным, значит благоговеть перед добром, быть обеспокоенным перед его судьбой. Самоуспокоенный человек погиб для морали. «Спокойная совесть – изобретение дьявола».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_28471_russkaya-filosofiya-vseedinstva-filosofiya-vs-soloveva.html

Философия всеединства В. С. Соловьева

2. Философия всеединства В.С.Соловьева:  Самым выдающимся русским философом, вобравшим многие идеи

Определение 1

Всеединство – это внутреннее органическое единство бытия, рассматриваемого как универсум.

Философия всеединства сформировалась в последней четверти XIX века. Датой ее возникновения считают 1874 год, когда Владимир Сергеевич Соловьев опубликовал свою магистерскую диссертацию «Кризис западной философии.

Против позитивизма». Соловьеву характерен исключительный дар синтеза, пророческое предчувствие наступления новой эпохи в философии.

Он сумел выстроить систему, которая охватила все основные сферы человеческого познания и бытия.

В философии Соловьёва идея всеединства, в соответствии с которой все содержится во всем, стала фундаментальной, на ее основании объединяются в единую систему все разделы философского учения.

Соловьёв разрабатывал философию всеединства в качестве учения о жизни и бытии, включающем всю человеческую и космическую сферу как нерушимая и всеединая целостность.

Вклад В. С. Соловьёва не только в русскую, но и в мировую философскую мысль определен тем, что именно им была разработана целостная концепция всеединства. На основании принципа всеединства он стремился:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • преодолеть дуализм духа и материи, а также увидеть взаимопроникновение субстанций и полное их тождество в онтологии;
  • воссоздать цельное знание в гносеологии;
  • утвердить единую мораль в этике;
  • обосновать необходимость слияние христианской церкви с образованием Вселенской церкви;
  • представить единство и целостность человечества при воссоединении с Богом в истории.

Учение о всеединстве бытия

Замечание 1

Фундаментальное основание онтологии всеединства – триада категорий: сущее, бытие и сущность.

Бытие Соловьёв понимает как способ существования сущего, его проявление в различных формах. Сущее безусловно и вечно. Бытие является приходящим и относительным. Первое – это Бог, второе – материальный мир.

Между ними должна быть установлена взаимосвязь сущности и явления, и Соловьев в разработанной философии всеединства устранял непреодолимую грань, которая была положена христианским богословием между Богом и миром, а также утверждал пантеистический взгляд на мир.

Одно из центральных понятий онтологии Соловьёва – это понятие Софии, Премудрости Божией, выступающей как своеобразная идеальная матрица. Она является Душой мира, связывающей Бога с материальным миром, сообщая жизнь всему бытию.

Высшее проявление Божественной Премудрости – идеально совершенный человек, явившийся в облике Иисуса Христа. Иисус соединяет в себе божественное с человеческим, положив начало Богочеловечеству как источнику возрождения мира на путях воссоединения с Богом.

Философ разработал концепцию цельного знания, предполагающую осуществление универсального синтеза научного, философского и религиозного знания.

В данной концепции подробно была проработана мысль о единстве познавательной и этической деятельности – истины и добра.

Только высоконравственная личность познающего субъекта – гарант истинности добытых им знаний, так как, чтобы познавать, человек должен обладать не только логическим инструментарием, но и определенной жизненной позицией.

Проект вселенской теократии

Соловьев понимал под историческим процессом ход становления Вселенской Церкви, которая объединяла всех людей в Богочеловечество. На пути формирования Царства Божьего на Земле, люди должны действовать не одиночно, а совместно, составив единое общество, выстраиваемое на принципах справедливости.

Идеальным обществом такого рода Соловьев В.С. считал свободную теократию, при которой нравственная власть была бы отдана церкви, возглавляемой первосвященником, силой обладал царь, а правом живого совета с Богом обладали пророки.

Свободная теократия в представлениях Соловьева являлась вселенской теократией, которая должна быть воссоздана посредством объединения католической и православной церквей. Их воссоединение могло произойти только под покровительством Рима. Мощная государственность во главе с царем, обладающим единоличной властью была актуализирована в России.

Соловьев продвигал идею о вечном союзе Римского Пап и Русского царя, то есть союз носителей двух величайших даров – священства и царства. Но, несмотря на массу усилий, он не смог добиться никаких результатов.

Историческое призвание России и русская идея

Принцип всеединства Соловьев применял, когда разрабатывал так называемую «русскую идею». Под русской идеей Соловьёв понимал историческую миссию России, которая заключается в выяснении предназначения русского народа и смысла его исторического бытия.

В соответствии с идеями Соловьева, в судьбе русского народа главное определяется тем, что это христианский народ, поэтому национальная его идея должна заключаться в стремлении проникнуть в общую жизнь христианского народа.

Соловьёв считал, что России необходимо пойти по пути христианского самопожертвования для блага других народов и самоотречения, то есть отказа от собственной самобытности и подчинения чужим идеям.

Отказ от национального эгоизма в первую очередь предполагает отказ от православия и присоединение ко всем христианским церквям.

Соловьёв в дискуссии с Ф.М. Достоевским говорил, что высшая цель России заключается не в смене Европы на исторической арене, а в служении возрождению самой Европы, то есть своего рода выполнение жертвенной миссии.

Он считал, что Россия не привнесла ничего нового ни в научный, ни в философский мир, а русская литература катится в пропасть.

Такая низкая оценка литературы касалась крупнейших российских писателей – Достоевского, Толстого и др.

Соловьёв в своих религиозно-философских построениях наглядно продемонстрировал болезнь современного времени – изобретение отвлеченных схем, которые далеки от реальной жизни, а также возникающее желание переделать на их основании всю текущую жизнь.

Концепция любого деятеля обладает сильными и слабыми сторонами, которые тончайшим образом переплетены друг с другом. Последователи Соловьева смогли выделить позитивное ядро всех его идей и выстроить на его базисе целое философское направление.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/filosofiya_vseedinstva_v_s_soloveva/

Философия всеединства В.С.Соловьева

2. Философия всеединства В.С.Соловьева:  Самым выдающимся русским философом, вобравшим многие идеи

           Федеральное агентство по образованию

   Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

                                          Кафедра: Философии   

     Курсовая работа 

     на тему: «Философия всеединства В.С. Соловьёва»      

Выполнил: Студент

группы 1-ЭС-II

Мажитов Владимир А.

     Преподаватель: Зайко А.В.      

     Санкт-Петербург

     2010г

     Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………………3

3. Учение о всеединстве…………………………………………………………..8

4. Учение о «Вселенской теократии»…………………………………………..10

5. Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева……………………….11

6. Образ Софии в философии Владимира Соловьева…………………………13

7. Идея «богочеловеческого»……………………………………………………15

8. «Русская идея»…………………………………………………………………17                     

1. Введение

     Соловьев (1853—1900)- крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство.

Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

     Центральная идея его философии — идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т. к.

низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее.

Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге».

     Всеединство — это единство творца и творения. Бог по Соловьеву — «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире». Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника.

Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир.

Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений.

Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе.

Импульс — бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир — это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» — София — связующее звено между творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия.

Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. И Христос открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования.

Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.

     В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного).

В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала — Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное — особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима. 

     2. Личность и особенности творчества Владимира Соловьева

     Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.

     На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у славянофилов.

     Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными.

Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой и свободой действия.

Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.

     Владимир Сергеевич Соловьев — философ, поэт, публицист, критик — родился в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной «Истории России с древнейших времен», 16 января 1853 года.

Духовно-творческая обстановка семьи способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Владимир Соловьев овладел несколькими иностранными языками.

Впоследствии он свободно владел тремя древними (греческим, латинским, древнееврейским) и четырьмя современными языками (английским, французским, немецким, польским). О стремительности интеллектуального роста и способностях Вл.

Соловьева говорит и тот факт, что в 16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких сложных для понимания философов, как Ф. Шеллинг и Г. Гегель.

     Закончив с золотой медалью 5-ю московскую гимназию, Соловьев поступает в Московский университет, на физико-математический факультет. Однако Соловьев скоро обнаруживает, что естественно-математические науки не увлекают его, поэтому он переводится на историко-филологический факультет.

Среди его преподавателей на этом факультете оказались такие замечательные профессора, как П.Д. Юркевич и А.М. Иванцов-Платонов. Первый был известным философом, второй — историком и знатоком религиозных вопросов. В это время Соловьев глубоко изучает произведения известных отечественных и европейских мыслителей. В 1873 г.

он заканчивает университет. В течение года Соловьев работает над магистерской диссертацией, которую защищает в 1874 г. в Петербурге, предварительно сдав здесь же необходимые для защиты экзамены по истории, философии, логике, метафизике, психологии, этике и древним языкам.

Магистерская диссертация на тему «Кризис западной философии (против позитивистов)»1 была защищена в 1874 г.

     Для изучения древней и средневековой философии по древним рукописям Соловьев отправляется в Лондон, где работает в библиотеке Британского музея. Из Лондона он неожиданно совершает кратковременную поездку в Египет, в Каир. Отсюда он идет пешком в пустыню, где проводит около двух суток.

Причины столь странного поведения Соловьев объяснил впоследствии в стихотворении «Три свидания». В нем говорится о «свиданиях» с Софией — Божественной Мудростью, вечной женственностью. Именно София, открывшаяся поэту и философу в видении, повелела ему идти в пустыню. Понятие Софии занимает важное место в философии Соловьева. В 1880 г.

в Петербургском университете Соловьев защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». Затем он приступает к преподавательской деятельности сначала в Московском, а впоследствии в Петербургском университете. Однако эта деятельность оказалась непродолжительной. Академическая карьера Соловьева прервалась в 1881 г.

после его публичного призыва к царю сохранить жизнь народовольцам, организаторам убийства Александра II. С тех пор он больше никогда не возвращался к преподавательской деятельности.

Справедливости ради следует заметить, что, как по свидетельствам современников, так и согласно мнению большинства исследователей, Соловьев не считал преподавание своей главной задачей. Он чувствовал в себе призвание публициста, теоретика, пророка.

     Творческое наследие Соловьева огромно и еще не оценено по достоинству.

Помимо уже названных диссертационных работ, которые были изданы в виде отдельных книг, его перу принадлежит большое число философских произведений: «Философские начала цельного знания» (1878), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881), «Исторические дела философии» (1880), «Духовные основы жизни» (1882-1884).

В последние годы жизни философ развивал систему религиозной этики («Оправдание добра», 1897 г.), разрабатывал проблемы теории познания («Теоретическая философия», 1897-1899 гг.) и истории философии («Жизненная драма Платона» и др.), переводил сочинения Платона, подводя итог собственных историософских исканий («Три разговора»).      

     3. Учение о всеединстве 

     В философии термином “онтология” обозначается учение о бытии, а “гносеология” — учение о познании. В философии Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие и познание неразделимы и опираются на единую основу.

     Идея всеединства является центральной в философии Соловьева, поэтому всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась для него столь значительной по многим причинам, одна из них — обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н.

Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”2.

В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

     «Все существует во всем» — такова самая общая формулировка принципа всеединства. Отталкиваясь от нее, Соловьев развивает целостную концепцию. Прежде всего, для него ясно, что данную формулировку не следует понимать буквально — все существует во всем лишь как тенденция, как закон.

Всеединство — это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное всеединство — это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство — это Бог, а мир — всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею.

Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части. В.

Зеньковский писал по этому поводу: «Для Соловьева, как и вообще для метафизики всеединства, мир единосущен Богу, начиная с Плотина вплоть до Николая Кузанского, а позже Шеллинга, идея «всеединства неуклонно ведет к этому утверждению единосущия Бога и мира»3.

     Абсолютное, или божественное, всеединство есть абсолютная «единораздельная цельность бытия»4. Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира.

Это единство многообразного или цветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным.

Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность.

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/filosofiya-vseedinstva-vssoloveva/6310.59067.s1.html

Философия всеединства Соловьева

2. Философия всеединства В.С.Соловьева:  Самым выдающимся русским философом, вобравшим многие идеи

Направление всеединства в философии возникло в конце XIX века. Принято считать, что дата ее возникновения – 1874 год, в котором защитил и опубликовал свою диссертацию Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900), тема которой значилась следующим образом: «Кризис западной философии. Против позитивизма».

Грандиозность идеи и широта замысла, сформулированная в учении, разработанного автором, не имеет аналогов русском философском направлении. Соловьев владел талантом к синтезу информации, совместно с пророческими предчувствиями скорого появления нового этапа в развитии философии, что способствовало созданию целостной структуры, в которую вошли все сферы жизнедеятельности человека. 

Философия В. С. Соловьева опирается на идею всеединства, исходя из которой, все находится во всем – и это стало той необходимой основой для объединения всех философских направлений в единую структуру.

Концепция о всеединстве Соловьева разработана с позиции учения о бытие и жизни, в которую входит вся человеческая и вся космическая сфера, как элементы общей и непоколебимой целостной системы.

В. С. Соловьевым, был внесен значительный вклад как в русскую, так и в мировую философскую базу, который содержит в себе информацию о всеединстве. В основу теории о всеединстве, в различных направлениях заложены: 

  1. онтология – преодоление дуализма материй и духа, видение взаимопроникновения тел, совместно с их полным отождествлением.
  2. гносеология – воссоздание цельных знаний.
  3. этика – утверждение единой для всех абсолютной морали.
  4. религия – обоснование необходимости в объединении всех христианских церквей для создания единой Вселенской церкви.
  5. история – представление о единстве и целостности всего человеческого общества в стремлении воссоединиться с Богом. 

Концепция всеединства бытия

Базовым положением в теории всеединства являются три категории: бытие, сущее и сущность. Бытие, согласно Соловьеву, это то, благодаря чему существует сущее, совместно с его проявлением в разных видах. Сущее является безусловным и вечным; бытие является переходящим и относительным.

Сущее отражает Божественность, а бытие – мир материальных вещей. Они взаимосвязаны благодаря сущности и явлениям, а Соловьевым в его теории устраняется та граница, которая отражала христианские формы богословия мира с Богом, совместно с утверждением пантеистического взгляда на вещи. 

В качестве одного из определяющих паттернов онтологии автора выступают такие лица, как: София, Премудрость Божия, являющаяся первообразом, либо идеальным планом мира. София является божественным замыслом касательно мира и его своеобразной идеальной матрицей. Это составляет Душу мира, связывающую Бога с материальным миром, давая при этом жизнь всему сущему.

Высшее проявление Премудрости Бога выражено в идеально совершенном человеке, который имеет облик Иисуса Христа.

Именно он соединяет в себе и человеческие и божественные качества, а также заложил истоки Богочеловечества, как источника возрождающегося мира в пути к воссоединению с Богом.

Онтологические принципы, которые заложены в основу философских идей мыслителя, имеют неразрывную связь с его гносеологическими учениями. Основу единства гносеологии и онтологии Соловьева составляют идеи взаимосвязи Доброты, Красоты и Истины.

Философом была разработана концепция целостного знания, которая должна способствовать осуществлению универсального синтеза в научном, философском и религиозном знании.

Является ли данный синтез символом их равнозначности? Не является, поскольку основу «цельного знания» составляет исключительно вера.

Философом определены критерии разделения в средствах познания, исходя из объектов познания: знания об окружающем мире составляют науку, знания о мире идей – философию, однако знания о Боге (Абсолюте) – исключительно веру. 

«Целостные знания», которые воссоздают идеи всеединства, должны быть направлены на разработку универсальных теорий, в которой формулируются базовые идеи о мировом единстве.

Концепция целостных знаний постулирует мысли о согласованности познавательных и этических форм активности (Добра и Истины).

Исключительно высоконравственные характеристики личности у субъекта познания выступают свидетельством верности в полученных им знаниях, так как для реализации познания человек должен обладать как логическим инструментарием, так и жизненной позицией. 

Концепция теократии вселенной

Согласно позиции Соловьева, исторические процессы являются становлением Вселенской Церкви, которая объединяет человечество в Богочеловеческие общности. По дороге в Царство Божие, действия людей на земле должны реализовываться не по отдельности, а сообща, формируя единую общность, которое выстраивается исходя из принципа честности.

Идеалами данных общностей Соловьев описывал свободные формы теократии, в которых нравственные формы власти находятся в руках церквей, главой которой выступает первосвященник, силовые полномочия есть у царя, а права спрашивать совета у Бога – у пророков. Свободная теократия, по Соловьеву, это формы вселенской теократии, которые необходимо создавать через объединение православных и католических церквей.

Данное объединение, согласно мысли автора, необходимо реализовывать под Римским руководством.

Говоря о проявлениях государственности, ее мощные выражения, при которых главенствует монарх – царь, хорошо реализована на российской территории.

Соловьевым выдвигались идеи о вечном союзе Папы Римского с Русским царем – союзе самых значимых представителей в двух величайших дарах: Царстве и Священстве.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/russkaja-filosofskaja-kultura/filosofija-v-s-soloveva/

Философио.Ру

2. Философия всеединства В.С.Соловьева:  Самым выдающимся русским философом, вобравшим многие идеи

Творчество Владимира Соловьёва (1853-1900) многогранно, однако именно философия выступает краеугольным камнем его мировоззрения. У него есть работы по богословию, истории церкви; ему не был чужд талант литератора; он писал много статей и памфлетов на злобу дня.

Сын известного русского историка Сергея Соловьёва, он с раннего возраста был погружен в интеллектуальную атмосферу того времени. И уже к 17-летию обнаружил в себе несомненный философский талант. Соловьёва считают первым систематиком в русской философии.

Его можно идентифицировать как славянофила, ибо он довел до логического завершения те идеи, которые были высказаны Киреевским и Хомяковым. Соловьёва уже при жизни называли «Русским Платоном», «Пушкиным русской философии» и другими лестными эпитетами.

Основные философские труды Владимира Соловьёва

«Кризис западной философии (против позитивистов)» 1874; «Философские начала цельного знания» (1877); «Критика отвлечённых начал» (1877-1880); «Чтения о Богочеловечестве» (1977-1881); «Три речи в память Достоевского» (1881-1883); «Религиозные основы жизни» (1884); «Великий спор и христианская политика» (1883); «Россия и Вселенская церковь» (1889); «Смысл любви» (1894); «Оправдание добра» (1895); «Первое начало теоретической философии» (1899); «Три разговора» (1900).

Главное в философии Владимира Соловьёва

Уже в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)», защищённой в 1874 году, Владимир Соловьёв заявил о своей философской позиции.

Главное в ней — идея Всеединства, конкретизирующий высказанную ещё ранними славянофилами мысль о том, что действительность есть «живое целое», которое может быть познано только целостным духом.

По утверждению Соловьёва, философская жизнь Запада, доведя до крайности рациональное познание, сама убедилась в односторонности и недостаточности разума для познания жизни.

С другой стороны, те же самые истины, которые на Западе сформулированы рациональной наукой и философией, на Востоке разрабатывало, в форме веры и мистического созерцания, Православие. Поэтому Соловьёв выступил с программой универсального синтеза науки, философии и религии. Этот синтез, по его убеждению, обеспечит «цельное знание» жизни. Предметом «цельного знания» выступает «Истинно-Сущее», «Абсолют». Сущностью Абсолюта является Всеединство.

Учение Владимира Соловьёва о Всеединстве

Понятие Всеединства является центральным в учении Владимира Соловьёва, и это обстоятельство является поводом для того, чтобы его философию называли «философией Всеединства». Отвлечённое знание — эмпиризм, реализм, позитивизм — не может привести к истинному познанию. Истина, по убеждению Соловьёва, это то, что Есть. Но есть Всё.

И если истина есть Всё, то любой частный предмет, любой фрагмент, в своей отдельности не может претендовать на истину, ибо он не может существовать отдельно от остальных вещей и явлений. Всё есть истина только в своём единстве или как Единое. Полное определение истины, по Соловьёву, таково: «Это сущее, единое, всё».

В отличие от понятия «всеединства», встречающегося в западной философии начиная с античности, у Соловьёва оно не является только онтологическим, то есть не характеризует только бытие, но относится и к познанию и к этике и к социологии. Всеединство — это свободное объединение в Абсолюте всех элементов бытия.

Абсолют хотя и является единым, но в то же время заключает в себе всё. У Соловьёва есть Первый Абсолют (Бог) и Второй Абсолют (Космос). Они соотносительны, но не тождественны: Первый Абсолют представляет законченную сущность, а Космос находится в стадии становления.

Первый Абсолют может быть познан непосредственно, то есть в мистическом созерцании, а Второй Абсолют — с помощью философской науки и философии, ибо он есть разнообразие вещей и процессов.

Внутренняя диалектика Первого Абсолюта ведёт к возникновению отдельных объектов, но чтобы мир не превратился в разобщённое и рассогласованное бытие, Соловьёв вводит деятельность Мировой души, Софии и Богочеловечества, которые выступают посредниками между множеством реально существующих предметов природы и Первым Абсолютом.

Выступая в качестве онтологического принципа, Всеединство имеет свою специфику в различных видах бытия. В нравственной области Всеединство есть абсолютное благо, в познании — абсолютная истина, в области материального бытия — абсолютная красота. То есть, цельное знание есть единство истины, добра и красоты.

Учение Владимира Соловьёва о Богочеловечестве

Учение о Богочеловечестве, представленное в «Чтениях о Богочеловечестве», было использовано Соловьёвым для истолкования человеческой истории. Человек рассматривается как соединение Бога с материальной природой.

Задача человека — в подчинении природного божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путём отрицания в себе эгоистической воли. Сам по себе человек ничто, он становится человеком только в единстве с Богом.

В Боге для человека открывается Всеединство, абсолютная полнота бытия, которую человек не может обрести в себе. История есть процесс Боговоплощения.

Источник: https://www.filosofio.ru/russkaya-filosofiya/filosofiya-vladimira-soloveva.html

Scicenter1
Добавить комментарий