2. ПОНЯТИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: Естественное и социальное окружение человека е огут быть отделены

Человек и ближайшее социальное окружение

2. ПОНЯТИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:  Естественное и социальное окружение человека е огут быть отделены

Как мы с вами уже знаем, человек – это живое, разумное, биосоциальное существо.

И как существо социальное, любого человека окружает множество самых разных людей. Среди них есть те, с которыми общаться приходится в силу обстоятельств. И те, общения с которыми всегда мало.

Есть люди, в которых чувствуется постоянная необходимость. Или потребность в регулярном, пусть и нечастом, контакте. Есть и такие, чьё общество вам нежелательно.

Но по какой-то причине они все вместе являются частью социального окружения человека.

Учёные под термином «социальное окружение» понимают, прежде всего, часть окружающего мира человека, состоящую из людей, общественных и государственных структур, организаций, с которыми человек непосредственно контактирует в повседневной жизни.

По мнению психолога Анны Кулдошиной, можно выделить шесть уровней окружения человека.

Первый уровень – семья, родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, другие родственники.

Второй уровень – друзья и все те люди, с которыми есть частые и периодические встречи, связи, общение и поддержка, совместный досуг и так далее.

Третий уровень – коллеги по работе.

Четвёртый уровень – социальные связи.

Это все ваши соседи, которых мы можем по полгода не видеть. Все ваши друзья в социальных сетях. То есть все те люди, с которыми вы не общаетесь без необходимости и без вашего согласия.

Пятый уровень – все бывшие.

Например – это все бывшие одноклассники или друзья, с которыми вы перестали по каким-либо причинам видеться и общаться.

Шестой уровень – предки.

Этот уровень окружения человека также присутствует. Ведь иногда семейные истории или традиции могут оказать существенное влияние на жизнь человека. Например, если речь идёт о профессиональных династиях.

Учёные постоянно спорят о том, какое влияние оказывает на человека его окружение и насколько оно сильное?

Существует мнение, что каждый человек рождается с заложенной в него программой и ничто извне не может повлиять на его характер и способности.

С одной стороны, это так, и историй, подтверждающих это, огромное множество. Возьмём хотя бы известного русского учёного Михаила Ломоносова, который благодаря своим природным способностям преодолел все преграды на пути к своей цели.

Но посмотрим на ситуацию с Ломоносовым немного под другим углом. Юноша хотел учиться, а несложившиеся отношения с мачехой и желание отца женить его укрепили желание Михаила уехать из дома.

То есть социальное окружение будущего светила российской науки сыграло не последнею роль в выборе его жизненного пути.

А как вы считаете, может ли на вас, как на вполне сформировавшуюся личность, оказывать влияние ваше социальное окружение?

Давайте для начала обратимся к народной мудрости, которая гласит: «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

В подтверждение этой поговорки, несколько лет назад психологом Мишель ван Деллен была проведена довольно интересная серия психологических экспериментов.

В одном из них добровольцам предложили понаблюдать за дегустаторами моркови и печенья.

Первая группа подопытных видела, как дегустатор выбрал вкусное печенье, вторая группа – то, как он выбрал сочную морковь.

Никакого другого взаимодействия между дегустаторами и добровольцами не было, только лишь наблюдение. Затем наблюдателям предложили на выбор попробовать печенье или морковь, предполагая, что большинство поступит так же, как дегустатор, и учёные не ошиблись в своих предположениях.

Во время другого эксперимента испытуемых разделили на три группы. Добровольцам из первой группы предложили описать своего лучшего друга, который обладает волевым характером.

Вторая группа должна была описать своего друга с низким уровнем самоконтроля, ну а третья – друга, который, по их мнению, не хватает звёзд с неба, а просто является активным и общительным.

В дальнейшем подопытные выполняли различные задания.

Результаты эксперимента показали, что лучше всего с выполнением заданий справилась именно первая группа подопытных, которая описывала человека с волевым характером.

Вторая группа продемонстрировала средние результаты. Ну а третья группа, соответственно, – самые худшие.

Результаты экспериментов позволили учёным сделать вывод о том, что любой контакт с людьми, будь то чисто визуальный, как в случае с дегустаторами, или мысленный, как в случае с друзьями, соответственно влияет на наше поведение.

То есть все те люди, с которыми мы общаемся, живём, работаем, ещё каким-то образом взаимодействуем – все они влияют на нашу жизнь.

Американский актёр Роберт де Ниро говорил: «Выбирайте своё окружение какими мы ни были бы уникальными, оно все равно влияет на нас».

Но наибольшее влияние на человека оказывает его ближайшее социальное окружение. И это, прежде всего, семья.

Мы рождаемся в определённой точке земного шара, в стране и семье с определённой культурой, бытом, устоями и правилами. В первые годы жизни единственным реальным примером для ребёнка являются его близкие люди. Маленькие дети уже с первых дней жизни начинают подражать тем, кто им нравится, копировать мимику, манеру двигаться, говорить и другие особенности поведения окружающих людей.

Именно в семье начинается процесс социализации, то есть усвоения человеком социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения того общества, к которому он принадлежит.

А родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, другие родственники относятся к так называемым первичным агентам социализации человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Это именно тот круг людей, которые оказывают самое значительное влияние на жизнь человека. Вспомните наш пример с Михаилом Ломоносовым.

Развиваясь, усваивая ценности конкретной социальной среды, человек начинает формировать, как правило, своё социальное окружение сам: заводит друзей и знакомых, создаёт семью, начинает самостоятельную трудовую деятельность.

Через своё ближнее социальное окружение человек получает дополнительные возможности для реализации потребностей. Такие дополнительные возможности в обиходе называют «связями». Согласитесь, что детям богатых и знаменитых родителей гораздо проще пробиться и занять своё место в жизни, чем детям простых обывателей.

К ближайшему социальному окружению человека можно, например, отнести друзей.

«Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – всем известная фраза, несущая в себе глубокий смысл. Или ещё: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь».

Наверное, каждому из вас родители запрещали дружить или общаться с тем или иным человеком. Психологи из университета Портсмута обнаружили, что друзья гораздо сильнее влияют на поведение и развитие человека, чем семья и родственники.

По их мнению, узы дружбы – это не пустой звук: человек скорее будет стремиться походить на друзей, чем на родителей.

Так что влияние дурной компании – не выдумка родителей, а факт.

Согласно наблюдениям учёных, обезьяны постоянно следят взглядом за другими и копируют окружающих в социальной жизни, причём делают это избирательно – здесь всё зависит от степени дружбы между ними: чем ближе друг, тем больше к нему доверия и тем чаще его копируют. Учёные считают, что это правило распространяется и на людей.

Причиной этого может быть убеждение в том, что информация, полученная от друга, вероятно, будет более уместной и полезной.

Отсутствие друзей означало для древнего человека опасность гибели, именно поэтому люди до сих пор испытывают огромную потребность в «своей команде» – людях, которые поддержат и придут на помощь в случае необходимости.

А американские учёные доказали, что как минимум три круга друзей из вашего окружения (ваши друзья – друзья ваших друзей – друзья друзей ваших друзей) влияют на вашу жизнь.

По мнению учёных, если человек из третьего круга питается нездоровой пищей, то вероятность того, что вы будете делать то же самое, составляет одиннадцать процентов, а если нездоровую пищу употребляет ваш друг, то целых тридцать шесть процентов.

Как видим, близкое социальное окружение серьёзно влияет на вашу повседневную жизнь.

Источник: https://videouroki.net/video/17-chelovek-i-blizhajshee-socialnoe-okruzhenie.html

Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия

2. ПОНЯТИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ:  Естественное и социальное окружение человека е огут быть отделены

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Как отмечает Л. В. Максимова, понятие среда является принципиально соотносительным, так как отражает субъект-объектные отношения и потому утрачивает содержание без определения того, к какому субъекту оно относится.

Среда человека выступает сложным образованием, интегрирующим множество различных компонентов, что дает возможность говорить о большом количестве сред, по отношению к которым «среда человека» выступает родовым понятием.

Разнообразие, множественность разнородных сред, составляющих единую среду человека, определяют в конечном счете многообразие ее влияния на него. По мнению Д. Ж.

Марковича, понятие среда человека в самом общем виде может быть определено как совокупность естественных и искусственных условии, в которых человек реализует себя как природное и общественное существо. Среда человека состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной.

Природный компонент среды составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредованно доступное человеку. Это прежде всего планета Земля с ее многообразными оболочками. Общественную часть среды человека составляют общество и общественные отношения, благодаря которым человек реализует себя как общественное деятельное существо.

Естественное и социальное окружение человека не могут быть отделены друг от друга. Они составляют неразрывное единство явлений природы и результатов человеческой деятельности, которые невозможно подчинить либо только естественному, либо только социальному окружению.

Эти две «действительности» окружающей среды проявляются как естественная и социальная системы, которые не существуют независимо друг от друга, а «пересекаются».

При таком подходе к окружающей среде и при понимании человека как естественно-общественного существа, который своим трудом изменяя природу поднялся над животным уровнем, окружающая среда может быть определена как совокупность естественных условий и социальных образований, при которых человек живет как естественное и общественное существо.

Окружающая среда состоит из двух взаимосвязанных частей: природной и общественной. Природный компонент в широком смысле включает в себя пространство, прямо или косвенно доступное человеку, то есть планету Земля и окружающее космическое пространство. В более узком смысле — это часть биосферы, где человек может жить, независимо от того, идет ли речь «о дикой природе или о природе, которая является результатом творчества людей». Общественный компонент — общество, точнее, социальные процессы и образования, через которые и с помощью которых человек окружает себя как общественное, деятельное существо. Природной средой обозначают ту часть среды, которую человек существенно не изменял или вообще не изменял. Искусственной средой обозначают ту среду, которую человек существенно изменил и все больше меняет.

В качестве элементов природной среды (в узком ее понимании) Д.Ж.Маркович рассматривает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы.

Атмосферой называют газовую, воздушную оболочку, окружающую земной шар и связанную с ним силой тяжести. Кроме газов в атмосфере присутствуют также различные аэрозоли и водяной пар. Гидросфера представляет собой водную оболочку Земли, включающую в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды.

Подавляющая часть вод гидросферы приходится на Мировой океан (94%), затем следуют подземные воды (4%) и ледники (1,7%). Вода выступает в роли универсального растворителя, так как взаимодействует со всеми веществами, не вступая с ними в химические реакции. Вода играла и продолжает играть существенную роль в становлении и сохранении жизни на Земле.

Первые организмы появились в водоемах, и лишь значительно позднее началось расселение живых существ по поверхности суши. Обращает на себя внимание также тот факт, что практически все функционирующие живые системы состоят в основном из воды в жидкой фазе: в растениях содержится до 85-95% воды, в организме человека — 57-66%.

Литосфера (или земная кора) — это верхняя твердая каменная оболочка Земли, ограниченная сверху атмосферой и гидросферой, а снизу — поверхностью субстрата мантии, устанавливаемой по сейсмическим данным. Она составляет 1,5% от общего объема планеты и 0,8% от ее массы. Общая мощность литосферы — 35-45 км на материках и 5-7 км в океанах.

Породы, слагающие земную кору, подразделяют на изверженные, метаморфические и осадочные. Изверженные породы образуются в результате застывания расплавленной вулканической лавы. Метаморфические породы возникают вследствие нагрева или сжатия ранее образовавшихся пород. Растения, животные и микроорганизмы составляют живую природную среду человека.

Растения являются автотрофными (потребляющими органические вещества, полученными путем преобразования из неорганических) живыми организмами, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих обычно из целлюлозы. Они, как правило, не способны к активному передвижению.

Растения являются основными поставщиками кислорода в атмосферу и потребителями углекислого газа .Царство растений включает более 350 тыс. научно описанных видов. Животные представляют собой группу гетеротрофных (питающихся готовыми органическими веществами) живых существ, как правило, способных к активному передвижению.

Животные участвуют в круговороте органических веществ и газов, активно усваивая кислород атмосферы и выводя в нее в качестве одного из продуктов жизнедеятельности углекислый газ. Животные широко используются человеком как «рабочая сила», а также как поставщики пищевого сырья и готовых продуктов питания.

По имеющимся данным, общее число видов животных достигает 15-20 млн. Микроорганизмы — это мельчайшие, преимущественно одноклеточные живые существа различной систематической принадлежности (представляющие как растительное, так и животное царства), видимые только в микроскоп.

К ним относятся бактерии, микоплазмы, микроскопические грибы, водоросли, простейшие и вирусы. Микроорганизмы играют большую роль в круговороте веществ в природе. Л. В. Максимова на основе анализа обширной литературы (статей, сборников, монографий, специальных, энциклопедических и толковых словарей) составила обобщенную модель среды человека

В приведенной схеме особого внимания заслуживает компонент, обозначенный Л. В. Максимовой как «жизненная среда».

Этот тип среды, включая ее разновидности (социально-бытовую, производственную и рекреационную среды), становится сегодня объектом пристального интереса многих исследователей, прежде всего специалистов в области антропоэкологии и социальной экологии.

Более подробно он рассмотрен и проанализирован в главе 6 настоящего пособия.

Изучение отношений человека с окружающей средой привело к возникновению представлений о свойствах или состояниях среды, выражающих восприятие среды человеком, оценку качества среды с точки зрения потребностей человека. Специальные антропоэкологические методики позволяют определять степень соответствия среды потребностям человека, оценивать ее качество и на этой основе выявлять ее свойства.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/13-18062.html

Scicenter1
Добавить комментарий