22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

36) Налоги: сущность. Функции. Виды. Принципы налогообложения по а. Смиту. Налоговая система России

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Налоги и налоговая политика

Сущность налогов

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точ­ки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уров­ней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги.

Налоги — обя­зательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законода­тельства. Налоги выражают обязанность юридических и физи­ческих лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.

Являясь инструментом перераспределения, нало­ги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе рас­пределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налогом политика выполняет следу­ющие функции: регулирующую, стимулирующую, распредели­тельную и фискальную.

Налоговая система базируется на соответствующем законо­дательстве, которое устанавливает конкретные методы постро­ения и взимания налогов, т. е. определяет конкретные элемен­ты налогов. К элементам налогов относятся:

— субъект налога — лицо, которое по закону обязано пла­тить налог;

— носитель налога — лицо, которое фактически уплачива­ет налог;

— объект налога — доход или имущество, с которого начис­ляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т. д.);

— ставка налога — величина налоговых начислений на еди­ницу объекта налога (денежная единица доходов, единица зе­мельной площади, единица измерения товара и т. п.).

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполага­ют возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохо­да). При прогрессивной шкале налогообложения налогопла­тельщик платит не только большую абсолютную сумму дохо­да, но и большую его долю. Прогрессивные налоги — это те

налоги которые сильнее всего «давят» на лиц с большими до­ходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту аб­солютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохо­дов налогоплательщиков.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1.По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. , Прямые налоги платятся субъектами налога непосредствен­но и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подо­ходный налог с юридических и физических лиц, налог на опе­рации с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его но­ситель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются че­рез надбавку к цене и являются налогами на потребителей.

Так например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачи­ваются производителем, который включает их в цену реализа­ции. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога.

К косвенным налогам от­носятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможен­ные пошлины, монопольный налог.

2.Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые).

Общие налоги поступают в бюджет государства для финан­сирования общегосударственных мероприятий.

Специальные налоги имеют строго определенное назначе­ние, например налоги на реализацию горюче-смазочных мате­риалов поступают в дорожные фонды и предназначены для стро­ительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа по­ступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными ак­тами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добав­ленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.

К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое иму­щество граждан, налог на транспортные средства, регистраци­онный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, другие сборы.Q

Принципы налогообложения

Сколько веков существует государство, столько же веков существуют налоги и столько же государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т. е.

как организо­вать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики пла­тили налоги, а казна получала все больше доходов. Шотландс­кий экономист и философ А.

Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа нало­гообложения применимых в любой экономической системе.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равен­ству (справедливости) или неравенству в налогообложении.

2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект на­лога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ пла­тежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем спосо­бом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его.

4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возмож­но меньше сверх того, что он приносит казначейству государ­ства (в противном случае, сбор налога потребует такой большой армии чиновников, что заработная плата их может поглотить значительную долю того, что приносит налог).

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.

На основе этих принципов к настоящему времени сложи­лись следующие концепции налогообложения.

1. Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорцио­нально тем выгодам, которые они получают от государства, т. е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Однако всеобщее применение этой концепции связано с опре­деленными трудностями: практически невозможно точно опре­делить, какую личную выгоду и в каком размере получает каж­дый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т. п. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать нало­гом малоимущих, безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.

2. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от раз­мера полученного дохода.

Однако при внедрении и этой концепции на практике воз­никают определенные проблемы, связанные, прежде всего с тем, что нет строго научного подхода к измерению возмож­ности того или иного лица платить налоги. Ясно только, что средний потребитель действует всегда рационально, т. е. в пер­вую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой не­обходимости, лишь затем — на не столь важные блага.

Известно также, что при высокой ставке подоходного нало­га (выше 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения в целом, что и пытались теоретически доказать аме­риканские экономисты во главе с профессором А. Лаффером.

Графически так называемый «эффект Лаффера» отобража­ется кривой, которая показывает зависимость поступаемых в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога (рис .16.1).

На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:

— ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;

— ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «те­невую экономику»);

— при всех остальных значениях г налогоплательщики бу­дут платить налоги, а государство их получать;

г в точке А: при определенном значении гадостигается максимум поступлений налогов в бюджет, а гасчитается опти-мальным уровнем ставки налога, Тамаксимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с г , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при гд > га, Тд< Т , поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и пред­принимательской деятельности.

Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точ­ке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимально­го (О в краткосрочный период приведет к временному сокра­щению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде — к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

Разработчики современной российской системы налогооб­ложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один-два источника — с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверси­фикация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?

Во-первых, что наибольшая доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приходит­ся на налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на при­быль юридических лиц, в то время как, например, в Австрии, Великобритании, Германии, США, Японии лидирующее поло­жение в структуре доходов государственного бюджета занима­ет подоходный налог с физических лиц, во Франции — соот­ветственно НДС и подоходный налог с физических лиц.

Во-вторых, сравним сами ставки налогов. Подоходный на­лог с юридических лиц (корпоративный налог) взимается по следующим ставкам: в большинстве стран (Дания, Италия, Испания, Франция, США и др.) основная ставка налога состав­ляет 34% , в Великобритании — 35% , Бельгии — 50% (ставка налога на нераспределенную прибыль).

В России ставка налога на прибыль предприятий меняется в зависимости от сферы деятельности. Фирмы и организации, занимающиеся производственной деятельностью, платят, на­чиная с 2000 г., в федеральный бюджет налог на прибыль по ставке 20%. В регионах органы государственной власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога на прибыль, за-

числяемого в свои бюджеты, но не более 22% для предприятий и организаций и не более 30% для банков и страховых органи­заций (всего — 35—42%).

В-третьих, если по размерам ставок налогов российские на­логи приближены к общемировым, то по количеству самих на­логов Россия «опережает» многие страны. (В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов.

) Такое количество налогов не всегда соответствует реальной эко­номической ситуации. Кроме того, растут расходы по их сбо­ру, появляются условия для уклонения от уплаты налогов. С учетом того, что далеко не все население России является за­конопослушными гражданами, это приводит к росту недоимок по платежам в бюджет.

Налоговая система России нуждалась в коренном улучшении. В связи с этим, по Указу Президента РФ на протяжении нескольких лет шла и продолжается работа по изменению бюджетного законодательства. Министерство фи­нансов РФ ввело в действие Налоговый кодекс — свод единых правил по налогообложению. С 1 января 1999 г.

вступила в дей­ствие первая часть Налогового кодекса, где изложено законо­дательство о налогах и сборах, система налогов и сборов в РФ, определены налогоплательщики и плательщики сборов, пред­ставительство в налоговых правоотношениях, налоговые орга­ны РФ, их права и обязанности, органы налоговой полиции и их полномочия и т. д. В 2001 г. принята вторая часть Кодекса, где утверждены налоговые ставки, льготы и пр.

Источник: https://studfile.net/preview/1200385/page:22/

сущность, функции и принципы налогов

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯСУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налог–это обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного веденияили оперативного управления денежныхсредств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или)муниципальных образований (п.1 ст.8 НКРФ).

Основнымиотличительнымипризнакаминалога:

  • Обязательность.
  • Индивидуальная безвозмездность. Означает, что лицо, уплатившее налог, от государства взамен не получает никаких благ;
  • Уплата в денежной форме.
  • Финансовое обеспечение деятельности государства, как основная цель взимания налога. Налоги являются основными источниками доходов бюджетов разных уровней;

Элементаминалогообложения являются:налогоплательщики, объект налогообложения,налоговая база, налоговая ставка, порядокисчисления налога, порядок и срокиуплаты налога.

Функцииналогов, выражая их социально-экономическуюсущность, позволяют понять налог, еговзаимосвязь с другими экономическимикатегориями.

Выделяютследующие функции налогов:

Фискальнаяфункция позволяетформироватьдоходную часть бюджета и внебюджетныхфондов РФ.

Имеяфинансовые ресурсы, государство можетвыполнять свои основные задачи – вобласти экономики, внутренней и внешнейполитики, социальной защиты населенияи т.д.

Воздействуетна процесс производства. В то же времярегулирование производства, направленноена ускорение темпов экономическогороста повышает доходы определенныхгрупп населения.

  1. Контрольная функция позволяет:

  • следить за своевременностью и полнотой исполнения налогоплательщиками своих обязательств;
  • оценить эффективность налоговой системы;
  • определить задачи и пути реформирования налоговой системы;

3. Распределительная

Распределительнаяфункция позволяетгосударству распределять и перераспределятьполученные средства в соответствии сосвоими целями и задачами.

Черезбюджет и внебюджетные фонды государствоперераспределяет финансовые ресурсыиз производственной сферы в социальную.

  1. Регулирующая означает, что налоги, активно участвуют в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Регулирующаяфункция даетвозможность государству управлятьэкономическими процессами внутристраны, решать различные задачи налоговойполитики посредством налоговыхмеханизмов. Так, применяя те или иныеналоговые ставки, систему льгот, отсрочеки рассрочек в уплате налогов и т.п.государство может:

  • осуществлять контроль соотношения денежной и товарной массы;
  • регулировать инвестиционную и инновационную активность предпринимателей, создавая тем самым условия для развития как перспективных отраслей экономики, так и для поддержки низкорентабельных, но общественно значимых – образования, здравоохранения и др.;
  • выравнивать региональные и местные уровни развития путем перераспределения бюджетных средств, предоставления регионам различного рода налоговых льгот и освобождений;
  • воздействовать на механизм антикризисного регулирования и т.п.

Принципыналогообложения-

АдамуСмиту.

а)принцип справедливости (равная обязанностьграждан платить налоги соразмерно своимдоходам)

б)принцип определенности (что сумма,способ и время платежа должны бытьзаранее известны налогоплательщику)

в)принцип удобства (налог должен взиматьсяв такое время и таким способом, которыепредставляют наибольшие удобства дляналогоплательщика)

г)принцип экономии (издержки по взиманиюналога должны значительно меньше, чемсами налоговые платежи)

1)принцип справедливости

2)принцип соразмерности; (соотношениинаполняемости бюджета и неблагоприятныхдля налогоплательщика последствийналогообложения. Кривая Лаффера: высокиеналоги влекут снижения доходов госбюджета.)

3)принцип максимального учета интересови возможностей налогоплательщика ( б ив совместели)

4)принцип экономичности (эффективности).

Видыналогов поспособу взимания

  • прямые налоги;
  • косвенные налоги.

Видыналогов в зависимости оторгана, который их устанавливает

  • федеральные налоги (устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ);
  • региональные налоги (устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъекта РФ);
  • местные налоги (устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления).
Федеральные налоги и сборыРегиональные налогиМестные налоги
  1. налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. налог на доходы физических лиц
  4. налог на прибыль организаций
  5. налог на добычу полезных ископаемых
  6. водный налог
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов государственная пошлина
  • налог на имущество организаций
  • налог на игорный бизнес
  • транспортный налог
  1. земельный налог
  2. налог на имущество физических лиц

Видыналогов по целевой направленностивведения налога

  • Общие налоги. Предназначены для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);
  • Целевые (специальные) налоги и отчисления. Предназначены для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира…).

Видыналогов посубъекту-налогоплательщику

  • налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц);
  • налоги, взимаемые с юридических лиц (НДС, налог на прибыль и др.);
  • смежные налоги – налоги, взимаемые с физических и юридических лиц(например, земельный налог, транспортный налог

Видыналогов по уровню бюджета, в которыйзачисляется налоговый платеж

  • закрепленные налоги. Уплачивают непосредственно и целиком в бюджеты разных уровней или внебюджетные фонды.
  • регулирующие налоги. Уплачивают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций: 2%-в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов РФ).

Поспособу отражения в бухгалтерском учетеи финансово-экономической целесообразности

  1. Включаемые в себестоимость продукции (например, транспортный налог);

  2. Включаемые в цену товаров ,работ, услуг (например, НДС, акцизы);

  3. Удерживаемые из доходов работника (например, НДФЛ);

  4. Относимые на финансовые результаты до уплаты налога на прибыль (например, налог на имущество, налог на прибыль).

Видыналогов посрокам уплаты

  • срочные налоги. Уплачиваются в сроки, установленные нормативными актами (например, государственная пошлина);
  • периодично-календарные налоги. Уплачиваются периодически и в установленные в законодательстве сроки( например, НДФЛ уплачивается ежемесячно, налог на прибыль уплачивается ежемесячно или ежеквартально и т.д.).

Источник: https://studfile.net/preview/3535477/

Налоги: сущность, функции, виды, принципы налогообложения

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

Для того чтобы государство могло существовать и выполнять свои функции, ему необходимы денежные средства. Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

НАЛОГИ – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц на основе действующего законодательства и поступающие в бюджеты различных уровней.

Налоги выражают обязательность экономических субъектов участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов, их платят все лица потребляющие, производимые государством общественные блага.

Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Функции налогов не остаются неизменными, они расширяются по мере расширения социально-экономических и политических функций, выполняемых государством. Обычно выделяют две функции налогов — фискальную и регулирующую.

ФИСКАЛЬНАЯ заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей.

Первоначально, пока государство практически не вмешивалось в экономическую и социальную жизнь страны, роль фискальных полномочий налогов сводилась к созданию экономической базы лишь для содержания государственного аппарата, армии, полиции и т.п.

В дальнейшем, с усложнением жизнедеятельности общества и возникновением необходимости государственного регулирования экономики и социальной сферы, налоги становятся инструментом перераспределения национального дохода.

Круг задач, решаемых с помощью фискальной функции, расширяется,главной из нихстановится сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического и научно-технического развития страны, отдельных регионов и отраслей.

РЕГУЛИРУЮЩАЯсостоит в осуществлении косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне (то есть в стимулировании или сдерживании посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или предпринимательской активности всех макроэкономических субъектов).

Совокупность взимаемых государством налогов, сборов и обязательных платежей образует НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ. Она предполагает определенную правовую базу, то есть свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов.

Функционирование налоговой системы предполагает четкое определение ее элементов:

СУБЪЕКТ НАЛОГА (налогоплательщик) – лицо (юридическое или физическое), на которое законом возложена обязанность платить налог.

Поскольку через механизм цен налоговое бремя может быть переложено на другое лицо, специально выделяется понятие «НОСИТЕЛЬ НАЛОГА», то есть лицо, которое фактически уплачивает налог.

Например, налог на добавленную стоимость или акцизный сбор включается в цену товара, поэтому фактическим носителем налога (плательщиком) является не продавец, а покупатель товара.

ОБЪЕКТ НАЛОГА – доход или имущество, с которого начисляется налог. Например, зарплата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.п.

ИСТОЧНИК НАЛОГА – абсолютная величина дохода, из которого уплачивается налог.

СТАВКА НАЛОГА (норма налогообложения) – величина налога на единицу обложения. (Например, на денежную единицу прибыли или заработной платы, на 1 га площади земельного участка и т.п.).

В практике хозяйствования применяются твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налога.

ТВЕРДЫЕ СТАВКИ устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера доходов. Например, в настоящее время в Украине применяется фиксированный подоходный налог для частных предпринимателей.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СТАВКИ – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Например, налог на прибыль установлен в Украине в размере 30%.

ПРОГРЕССИВНЫЕ СТАВКИ – ставка налога повышается по мере возрастания дохода.

Например, в прошлые годы на Украине ставка подоходного налога с граждан дифференцирована следующим образом: при доходе от 17 до 85 гривен ставка налога 10%, от 86 до 170 – 6,80 грн. + 15% от суммы, превышающей 85 грн.

; в интервале от 171 до 1020 грн. – 19,5 грн. + 20% от суммы, превышающей 170 грн.; далее ставка налога растет вплоть до 40; от суммы, превышающей 1700 грн. Такая прогрессия называется сложной.

РЕГРЕССИВНЫЕ СТАВКИ — ставка налога снижается по мере роста доходов.

Понятно, что при прогрессивной системе налогообложения налоги наиболее сильно давят на лиц с большими доходами. При регрессивной – наоборот.

ВИДЫ НАЛОГОВ.

Налоги можно группировать по ряду признаков:

1.По характеру налогового изъятия налоги можно разделить на два вида – прямые и косвенные.

Прямые налоги – взимаются непосредственно с дохода или имущества \собственности\ налогоплательщика, так что он воспринимает их как недополученный доход. В этом случае объект и источник налога совпадают. Например, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог – может взиматься прогрессивно, то есть тем больше, чем выше доход, и по единой ставке. Он может уплачиваться со всего дохода – это единый налог. И по составным элементам: зарплата; проценты, полученные по вкладам в банке; доход от ценных бумаг; от оказания платных услуг; от сдачи квартиры в аренду и др. Такое налогообложение называется щедулярным.

Налог на прибыль устанавливается, как правило, в % ставках, размер которых зависит от проводимой в стране политики. \США – 34%, Англия – 35%, германия – 56%, в некоторых странах используются налоговые льготы – освобождаются от налога или облагаются по пониженным ставкам малые предприятия, НИОКР, благотворительная деятельность и др.\

Косвенные налоги изымаются иным способом – посредством введения государственных надбавок к ценам на товары, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Продавец выступает лишь как «сборщик» налогов, а фактический плательщик \носитель налога\ — покупатель.

К косвенным налогам, применяемым на Украине, можно отнести — налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные пошлины на экспорт и импорт, налог на землю, налог на наследство и дарение и др.

особенность этих налогов состоит в том, что они не связаны непосредственно с доходами налогоплательщика и взимаются независимо от результатов его деятельности (прибыли или убытков). В данном случае объект налогообложения и его источник не совпадают.

Например, налог на землю – объектом является земельная площадь в абсолютном выражении, а источником – текущий доход собственника земли.

То есть, если прямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы.

2.По уровням управления: государственные (федеральные) и местные.

3.По субъектам налогообложения: налоги с юридических и физических лиц.

4.По целевому назначению:общие и специальные.

5.По объектам налогообложения налоги на товары и услуги, на доходы, на недвижимость и имущество и т.п.

6.По характеру налоговых ставокпропорциональные, прогрессивные, фиксированные.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Если проанализировать практику построения налоговых систем в ряде стран Западной Европы и познакомиться с научными разработками ученых-экономистов от Мирабо и Адама Смита \ «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)\ до сегодняшнего дня, то основные принципы построения налоговой системы государства можно сформулировать так:

1.ВСЕОБЩНОСТЬ – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы и пользующихся «общественными благами» производимыми в данной стране.

2.ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – принудительность налога, неизбежность его выплаты.

3.РАВНОМЕРНОСТЬ \равнонапряженность, платежеспособность, социальная справедливость\ — относительная налоговая нагрузка должна быть примерно равной для субъектов с разными уровнями доходов.

То есть налоговые ставки и налоговые льготы должны устанавливаться таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

4.ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил, четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течение длительного периода времени (это касается в первую очередь перечня взимаемых налогов и уровня налоговых ставок).

5.ПРОСТОТА И УДОБСТВО – условия налогообложения должны быть простыми и понятными плательщику; налоги следует взыскивать в удобное для плательщика время и благоприятными для него методами, при этом должна учитываться дешевизна взыскания налогов.

6.НЕОТЯГОЩЕННОСТЬ, то есть УМЕРЕННОСТЬ обложения каждым налогом и всей их совокупностью. Часто умеренность трактуется как относительно невысокий уровень налоговых ставок – разумный предел.

Однако какой уровень считать умеренным? Для предпринимателя умеренность налогообложения обеспечивается до тех пор, пока сохраняется заинтересованность в бизнесе – в расширение производства и другой экономической деятельности.

Для физических лиц – пока не приводит к снижению их жизненного уровня. Следовательно, умеренность лучше трактовать как сбалансированность, то есть сумма уплаченных налогов не должна быть намного выше стоимости полученных от государства благ и услуг.

Отсюда вытекает, что даже налоговую ставку в 10% человек может воспринимать как чрезмерно высокую, все зависит от того, что дает ему государство.

7.ОБЪЕКТОМ НАЛОГА должен быть доход, а не его источник и не размер расходов.

8.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ – все налоги должны иметь целевое назначение, то есть конкретный вид затрат в бюджете, куда они будут направлены. Обезличенный налог обусловливает возможность его непродуктивного использования правительством.

9.ПРОЗРАЧНОСТЬ – граждане, плательщики налогов, должны быть проинформированы правительством, куда использована каждая копейка уплаченных ими налогов.

10.Новые налоги вводятся только для осуществления соответствующих программ, а не для ликвидации бюджетного дефицита, возникшего в результате не рационального расходования средств.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

Необходимость соблюдения этих принципов для построения рациональной налоговой системы очевидна. Однако на практике они реализуются не всегда. Формирование налоговой системы происходит на стыке взаимодействия рыночных механизмов и механизмов административно-распорядительных \командных\.

Поэтому, с одной стороны, установление и взимание налогов есть прерогатива власти, а с другой стороны, формирование перечня налогов и установление уровня налогового бремени на организации и население диктуется условиями рынка и уровнем развития экономики.

Выше отмечалось, что налоги во всяком обществе имеют обязательный характер, тем не менее, одностороннее рассмотрение налогового инструментария в качестве прямой производной властных, административных полномочий государства явно недостаточно.

Недопонимание или не понимание требований рынка, а также администрирование, то есть подмена объективных требований развития экономики субъективными интересами правительственных чиновников приводит к деформации налоговых систем. В результате исчезают или изменяются стимулы для экономической деятельности, растет теневая экономика, увеличивается процент населения уклоняющегося от уплаты налогов и др.

Между уровнем налогообложения (ставками налога) и доходами бюджета существует тесная зависимость, на которую обратил внимание американский экономист Артур Лафферт. (В начале 80-х годов ХХ века его выводы послужили основой налоговой политики президента США Р.Рейгана).

Согласно рассуждениям А.Лафферта снижение налоговых ставок оказывает троякое воздействие на экономику:

а).увеличиваются поступления в бюджет за счет расширения объемов производства и увеличения налоговой базы;

б).труд и капитал будут перетекать из сфер высокого налогооблажения в сферы с низким, повышая общую эффективность экономики;

в).сократиться число уклоняющихся от уплаты налогов.

Чрезмерное повышение налоговых ставок наоборот, снижает стимулы к инвестициям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в госбюджет.

Рис.1. Кривая Лафферта

T

T – ставки налогообложения

Y – доход бюджета (общая сумма налоговых

поступлений)

T1 – оптимальная ставка налога

T1 M

Y

0 Y1

Исходя из этих соображений, естественно предположить, что существует значение налоговой ставки T1, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины Y1.

Однако, теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается, но практика показывает, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, превышающие 35-40% его величины, нецелесообразны с позиций поддержания интереса предприятий к наращиванию производства.

Существует мнение, что налоговые ставки до 10% являются стимулирующими \свободные экономические зоны\, от10 до 30% — развивающими; от 30 до 40% — поддерживающими; от 40 до 60% — сдерживающими; свыше 60% — разрушающими.

Предыдущая1234567891011Следующая

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/9x89e5.html

Сущность, функции и виды налогов, принципы налогообложения

22. Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти.

Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов.

Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.

1.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними».

Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

3. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику3.

4. Поощрительная функция налогов.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.

)4. Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение — в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.

Принципы налогообложения

— Справедливости — Все субъекты должны ставиться в равные усло­вия.

— разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использование разнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один — два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

— универсализация налогообложения, обеспечивающая, во — первых, одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствен­ной деятельности, не зависящие от видов собственности, организационно — правовых форм хозяйствования и так далее, а, во — вторых, одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полу­ченного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики;

— однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде- ленный законом период;

— научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научный подход исключает как механический перенос на нашу страну ставок нало­гообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальный подход к их установлению

— дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретитель­ную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

— стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действую­щих в течении довольно длительного периода и простота исчисления пла­тежа;

— использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том чис­ле гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны уста­навливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;

— четкое разделение налогов по уровням государственного управле­ния: федеральные ( центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_98401_sushchnost-funktsii-i-vidi-nalogov-printsipi-nalogooblozheniya.html

Scicenter1
Добавить комментарий