3.3. Планирование работы сети автозаправочных станций с

Сеть автозаправочных станций

3.3. Планирование работы сети автозаправочных станций с

Представляем Вашему вниманию проект «Сеть автозаправочных станций».

Бизнес-план разработан на основе фактических данных действующего предприятия.

В создании проекта принимали участие сотрудники высокой квалификации, с опытом работы в отрасли.

Бизнес-план соответствует международным и российским стандартам (UNIDO, TACIS, ЕБРР, МЭРТ РФ, Минфин, Минстрой, Минсельхоз) и достойно представит Ваш проект в российских и международных банках, а также государственных структурах всех уровней.

В случае необходимости, специалисты нашей компании в сжатые сроки внесут корректировки в финансовые расчеты и описательную часть проекта, с тем, чтобы обеспечить полное соответствие бизнес-плана Вашим параметрам.

Проект предоставляется в формате рабочих файлов, в которые можно самостоятельно или силами квалифицированных сотрудников вносить изменения: финансовой модели (на базе Excel) и файла Word (Powerpoint).

Основные параметры проекта:

Количественные показатели: Кол-во станций — 5 шт., объем продаж — 14,9 млн. куб.м. метана и пропана; 17,5 млн. литров бензина всех марок; 8,8 млн. литров дизельного топлива.

Объем инвестиций:

  • в долларах 7 746 059
  • в евро 5 775 850
  • в рублях 200 822 000

Срок окупаемости проекта, лет: 2,5

Основные параметры документа

  • Количество страниц – 116
  • Количество графиков – 37
  • Количество таблиц – 32

1 РЕЗЮМЕ

1.1 Цели и задачи проекта

Инициатор проекта: Общество с ограниченной ответственностью «ХХХХХ».

Проектом планируется строительство сети многотопливных автозаправочных станций (МАЗС) в ХХХХХ. На заправках будут продаваться бензин марок АИ-80, АИ-92, АИ-95, дизельное топливо, пропан-бутан и метан.

Для достижения поставленных целей требуется решить следующие задачи:

  • приобретение оборудования;
  • подготовка места под строительство;
  • доставка, монтаж и наладка оборудования;
  • запуск МАЗС.

1.2 Финансирование проекта

Потребность в финансовых ресурсах и структура финансирования

Потребность в финансовых ресурсах по проекту составляет 200,8 млн. рублей. Планируется, что финансирование настоящего проекта будет осуществляться полностью за счет привлеченных средств.

Условия привлечения заемных средств

Для составления настоящего бизнес-плана были приняты следующие условия привлечения денежных средств: кредит предоставляется на 31 месяц (2,59 года), на период: октябрь ХХХХ г. — апрель ХХХХ г.

, процентная ставка по кредиту составит 11% годовых. Привлечение кредита происходит поэтапно, в течение 6 месяцев (0,5 года: октябрь ХХХХ г. — март ХХХХ г.

), в соответствии с календарным планом-графиком финансирования инвестиций.

Условия погашения заемных средств

На погашение кредита планируется направлять 95% свободного денежного потока после уплаты текущих расходов, налогов и процентов по кредиту, срок выплаты тела кредита составит около 25 месяцев (2,09 года: апрель ХХХХ г. — апрель ХХХХ г.). Погашение кредита планируется с 7-го месяца проекта, траншами в среднем по 8,0 млн. рублей.

Погашение процентов по кредиту

В течение всего периода проекта начисляются и выплачиваются проценты на используемые средства. Проценты, начисленные за истекший период, выплачиваются в начале следующего периода. Сумма начисленных процентов за период пользования кредитом достигнет 29,0 млн. рублей.

1.3 Показатели проекта

Экономическая эффективность проекта была подтверждена путем расчета традиционных финансовых показателей, используемых в проектном анализе.

Горизонт расчета проекта – 120 месяцев (10 лет).

Таблица 1. Финансовые и инвестиционные показатели проекта

№ Наименование показателя Значение показателя
1Горизонт расчета проекта, лет10
2Горизонт расчета проекта, мес.120
3Объем вложенного капитала в проект (LDC), тыс. рублей200 822
4Объем выручки за период проекта (SP), тыс. рублей6 008 667
5Чистый средний операц. доход в квартал (NAOR), тыс. рублей8 422
6Средний остаток денеж. средств в квартал (ADB), тыс. рублей291 898
7Чистая прибыль за период проекта, тыс. рублей752 453
8Чистый доход (остаток денежных средств (NV)), тыс. рублей752 453
9Средняя рентабельность за период проекта12,5%
10Ставка дисконтирования (DR), %8,0%
11Чистый приведенный доход (NPV), тыс. рублей443 446
12Средняя норма рентабельности инвестиций (ARR)37,5%
13Рентабельность вложенного капитала (ROI)374,7%
14Индекс прибыльности (PI)3,21
15Внутренняя норма рентабельности (IRR)63,3%
16Модифицированная вн. норма рентабельности (MIRR)255,4%
17Срок окупаемости (PBP), мес.30
18Срок окупаемости (PBP), лет2,5
19Дисконтированный срок окупаемости (DPBP), мес.33
20Дисконтированный срок окупаемости (DPBP), лет2,8

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПЕРЕЧЕНЬ РИСУНКОВ И ТАБЛИЦ

1.1 Перечень таблиц

Таблица 1. Финансовые и инвестиционные показатели проекта Таблица 2. Сеть автозаправочных станций, принадлежащих инициатору проекта Таблица 3. Инвестиционный бюджет Таблица 4. Календарный и финансовый план Таблица 5. Штатное расписание с окладами Таблица 6.

Расчет среднего объема отпуска топлива на одной МАЗС Таблица 7. Цены продажи и закупки топлива Таблица 8. Структура доходов по направлениям деятельности за период проекта Таблица 9. План продаж (ХХХХ-ХХХХ г.г.) Таблица 10. Постоянные затраты Таблица 11. Переменные затраты Таблица 12. Налоги Таблица 13.

Анализ структуры затрат (по отношению к выручке) Таблица 14. Анализ маржинальной рентабельности проекта Таблица 15. График получения и погашения кредита Таблица 16. Финансовые и инвестиционные показатели проекта Таблица 17.

Влияние изменения отдельных параметров на показатели эффективности проекта Таблица 18. Анализ чувствительности проекта

1.2 Перечень рисунков

Рисунок 1. Расположение АЗС, принадлежащих ООО «ХХХХ» Рисунок 2. Схема расположения баз слива, хранения и налива газового конденсата в железнодорожные цистерны Рисунок 3. Склад ГСМ ООО фирмы «ХХХХ» пгт. ХХХХХХ Рисунок 4. Структура населения ХХХХХХХ района Рисунок 5. Структура населения ХХХХХХХ района по сфере занятости Рисунок 6.

Доля ХХАО в добыче российского газа Рисунок 7. Доля ХХХХХХХХ района по добыче газа, нефти и газоконденсата в ХХАО Рисунок 8. Доля ХХХХХХХХ района в добыче нефти в России Рисунок 9. Доля ХХХХХХХХ района в добыче газоконденсата в России Рисунок 10. Количество месторождений в ХХХХ и ХХХХХХХХ районе Рисунок 11.

Степень освоенности месторождений Рисунок 12. Структура ВВП Рисунок 13. Структура владельцев АГНКС на 1 января ХХХХ г. Рисунок 14. Прогноз продаж КПГ, млн. куб. м. Рисунок 15. Цены на различные виды топлива, руб./ литр Рисунок 16. Количество автомобилей на 1000 человек, штук Рисунок 17.

Прогноз роста доли автомобилей на газовом оборудовании в ХХАО Рисунок 18. Структура выручки существующих станций Рисунок 19. Динамика продажи бензина в ХХХХ и ХХХХ г.г., литров Рисунок 20. Динамика продажи пропана в ХХХХ и ХХХХ г.г., куб. м. Рисунок 21. Структура инвестиционных затрат Рисунок 22.

График финансирования инвестиционных затрат, тыс. рублей Рисунок 23. График финансирования инвестиционных затрат, тыс. рублей Рисунок 24. Выход на планируемые объемы продажи метана Рисунок 25. Выход на планируемые объемы продажи метана Рисунок 26. Объемы продажи метана с учетом фактора сезонности Рисунок 27.

Динамика выручки от реализации и прямых затрат, тыс. рублей Рисунок 28. Структура выручки Рисунок 29. Структура постоянных затрат (к общему объему постоянных затрат) Рисунок 30. Структура переменных затрат (к общему объему переменных затрат) Рисунок 31. Структура налоговых выплат (за период проекта) Рисунок 32.

Соотношение постоянных и переменных затрат Рисунок 33. Структура распределения выручки от реализации на затраты и прибыль Рисунок 34. Точка безубыточности без учета налоговой составляющей, тыс. рублей Рисунок 35. Точка безубыточности с учетом налоговой составляющей, тыс. рублей Рисунок 36. Точка безубыточности проекта в целом, тыс.

рублей Рисунок 37. Денежные потоки по привлечению и выплате кредитных средств, рублей Рисунок 38. Начисление и погашение процентов, рублей Рисунок 39. Денежные потоки по проекту, тыс. рублей

Рисунок 40. Окупаемость проекта, тыс. рублей

Источник: http://www.bis-plans.ru/shop_182_r.html

Как устроена работа на автозаправочной станции

3.3. Планирование работы сети автозаправочных станций с

Большинству автомобилистов, равно как и читателям Дзена, наверняка всегда было интересно заглянуть «за кулисы» современной АЗС. И получить ответы на наиболее интересующие вопросы – как работается на АЗС, какие условия труда и, конечно же, узнать, как заправляют саму заправку.

Сказано – сделано. Я решил устроиться на обычную городскую автозаправку и рассказать Вам о том, как устроена работа на автозаправочной станции.

Мне всегда было интересно знать, что же там такого делают операторы на кассе, распределяя бензин по нужным колонкам. Знакомьтесь – Людмила и Мария, мои коллеги на сегодняшний день. Эти симпатичные девушки в униформе расскажут читателям блога о том, как работает автозаправочная станция.

Как заправляется автомобиль видел каждый, а вот что происходит за кассой – мало кто знает. Меня вот пустили посмотреть, я же теперь там работаю.

Внутреннее устройство заправки напоминает современный супермаркет.

Говоришь девушке, к примеру, «мне полный бак «Дизеля ЭКТО» на вторую колонку и капучино», она выбирает на экране монитора нужную колонку и вид топлива, указывает литраж и идет готовить свежий кофе.

Отличие от супермаркета лишь в том, что оператор АЗС должен быть предельно собранным и аккуратным. Здесь ошибаться нельзя – можно налить не то и не тому.

В течение рабочей смены, а работают здесь по 12 часов, оператор обеспечивает бесперебойный отпуск нефтепродуктов потребителю, поддерживает порядок в помещениях и на территории АЗС, а также принимает поступающее моторное топливо. Особой сложности в работе оператора АЗС вроде бы и нет.

Главное улыбаться и вежливо приветствовать водителей – «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер».

Вся процедура кассового обслуживания потребителей на АЗС прописана в специальных инструкциях (скриптах).

Поскольку заправка считается местом повышенной опасности, даже на стажировке, поблажки мне не делались. Не знаю, что сложнее мне давалось – корпоративные инструкции или пожарная безопасность. В целом на инструктаж ушло около сорока минут. Расписавшись в журнале по технике безопасности, я приступил к работе.

Заказывает товар, поддерживает порядок в помещениях, принимает топливозаправщики. Прошли те времена, когда на заправочной станции можно было только заправить свою машину.

В обязанности оператора входят не только прием денежных средств и отпуск топлива, но и обустройство магазина.

На современных автозаправках имеются туалеты, насосы для подкачки шин, пылесосы, здесь можно попить вкусный горячий кофе, а также купить моторное масло или долить «незамерзайку».

Поработав за кассой и обслужив двадцать клиентов, занялся расстановкой товара на прилавке. Да, этим тоже занимается оператор АЗС.

– Не женская это работа, – думал я, неся коробку с товаром.

Так незаметно пролетела целая смена, но осталось закончить еще одну интересную и ответственную часть работы оператора АЗС – приехал бензовоз, привез топливо.

Заправить автомобиль может каждый, а вот сможете ли вы заправить заправку?

С первого раза, скорее всего, нет, потому что дело это не простое и требует специальных знаний и инструкций.

Профессиональная деятельность оператора сопряжена с использованием технически сложного и небезопасного оборудования, что требует специальных знаний.

Так что на многие процедуры при приеме топлива я просто смотрел. А делала всю работу «королева бензоколонки» старший оператор Александра.

Александра работает старшим оператором около шести лет. Специально для читателей Дзена она показала мастер-класс «Как заправить заправку».

Как это происходит, мало, кто из вас видел, т.к. топливо заливают чаще всего ночью – ведь для этой процедуры необходимо заправку закрыть. Ночью поток автомобилей меньше, а значит, вероятность, что кто-то захочет заправиться и не сможет, тоже меньше.

Так что и в этом смысле всё продумано – всё, как говорится, для клиента.

– Повесь табличку на вон ту колонку, – командует Александра. Я беру табличку с надписью «Прием топлива» и вешаю его на пистолет. Готово.

Следующая процедура – проверить, сколько горючего осталось в резервуарах. Обращали внимание на небольшие люки в земле – это своеобразный склад, только там не овощи, а разные марки топлива.

Александра показала, как узнать, сколько топлива осталось в резервуаре. Раньше это делали с помощью длинной алюминиевой линейки (правильно она называется метрошток), сейчас же это делают с помощью автоматизированных приборов. Емкость, куда бензин сливают, также подвергается контролю.

Дальше необходимо проверить пломбы, которые ставятся на заводе перед тем, как выпустить бензовоз, а потом взять бензин на пробу. Для этого нужно забраться на цистерну, убедиться в сохранности фирменной пломбы, набрать в металлический цилиндр около литра топлива и на тросе спустить, не расплескав, вниз. Пломбы проверяются, прежде всего, для контроля водителя.

Цистерна бензовоза разделена на части и в каждой – свой бензин. Из каждой части берутся пробы топлива, которые переливаются в прозрачную емкость.

Бензиновые пробы нужны для контроля и хранятся они 3 дня.

Если вдруг у кого-нибудь из потребителей возникнут претензии к качеству бензина или дизельного топлива, всегда можно проверить партию в лабораторных условиях.

При приёмке проверяем визуально – чистый ли, прозрачный ли. В тот вечер, собственно как и всегда, было все нормально.

Водитель бензовоза вытащил шланг, закрутил его и в подземное хранилище пошло свежее топливо.

Дело сделано, заправка заправлена.

А я отправляюсь домой с мыслями о том, что за такой лёгкой с виду профессией – целая наука.

И девочки, которые с улыбкой отпускают нам топливо, на самом деле – настоящие мастера, они не только знают массу информации о своей компании и безопасности, о нефтепродуктах, химии и физике, но и обязаны с лёгкостью и позитивом принимать все наши претензии, плохое настроение, отвечая только добрым словом.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a25502b256d5c7f3fc413ce/5a391178fd96b12f4256fe10

Бизнес план автозаправочной станции с расчетами

3.3. Планирование работы сети автозаправочных станций с

Для оформления бизнеса автозаправочной станции в соответствии с правовыми и нормативными требованиями законов РФ, следует реализовать два процесса для получения документов, разрешающих коммерческую эксплуатацию.

Первый момент связан с регистрацией АЗС, как бизнеса. Наиболее оптимальным вариантом для небольшой АЗС, является регистрация ее как ИП. Этот формат правовой регистрации уже достаточно четко отработан в налоговых инспекциях.

При правильном заполнении заявления и предоставлении паспорта учредителя, весь процесс займет не более 3 рабочих дней и будет стоить не более 10 000 руб.

(открытие счета, изготовление и регистрация печати, постановка на учет во внебюджетных фондах).

Второй момент связан с оформлением АЗС, как промышленного объекта, причем имеющего высшую категорию пожарной опасности при эксплуатации. Для того чтобы начать строительство, ввод в действие и дальнейшую эксплуатацию, необходимо оформление следующих документов (в общем порядке последовательности работы с ними):

  • Заключение договора аренды с собственником земельного участка (на 49 лет).
  • Получение разрешения или землеотвод на строительство объекта повышенной опасности от местных властей (городских или районных отделов архитектуры).
  • Получение разрешения на строительство и открытие АЗС с санкции местного органа исполнительной власти (мэрия города или муниципальный комитет, городская дума).
  • Получение одобрения на проектную документацию АЗС от местных подразделений Ростехнадзора.
  • Получить разрешение в СЭС на торговлю топливом;
  • В региональном отделении Минтопэнерго получить лицензию для реализации и хранения ГСМ;
  • Получить разрешение в местной пожарной службе МЧС на хранение топлива (нужно оборудовать станцию всеми противопожарными средствами);
  • Заключить договор с компанией по вывозу мусора с территории АЗС;
  • Заключение соглашения с муниципальной компанией на проведение дератизации;
  • Иметь на каждую партию топлива от поставщиков соответствующие сертификаты качества.

Кроме этого должна быть пройдена сертификация всего оборудования АЗС на соответствие требованиям технической эксплуатации и соблюдения правил пожарной безопасности.

Это касается не только топливного распределительного оборудования, но и компьютеров АЗС.

Даже мебель, используемая персоналом АЗС, должна пройти антистатическую обработку, о чем должен быть получен соответствующий сертификат от компаний, имеющих лицензию от МЧС на проведение подобного рода работ.

Как показывает российская практика, для оформления всех разрешительных документов, начиная со строительства АЗС до окончательного ввода ее в эксплуатацию, понадобится примерно 3-4 месяца усиленной работы с ведомствами и прочими официальными инстанциями. При этом сумма финансовых средств, затраченных на проведение всей процедуры оформления, может находиться в диапазоне от 200 до 500 тысяч рублей на одну только АЗС.

Для практической реализации проекта АЗС в данном бизнес-плане рассматривается следующий вариант выбора места размещения, постройки помещения и закупки оборудования.

Выбор места постройки. Для того чтобы обеспечить необходимую рентабельность АЗС ее местом расположения выбран земельный участок, находящийся на границе города и пригородной зоны, в непосредственной близости от двух спальных районов и на трассе ведущей в промышленную зону. Площадь земельного участка составляет 900 кв. м.

, что достаточно для одновременного обслуживания 4 автомашин. Заправка производится 4 топливными колонками с разными сортами топлива. Также на участке размещается павильон АЗС с операторской службой, помещением для противопожарного оборудования, резервуары хранения топлива.

Предусмотрено размещение эстакады для осмотра автомобилей клиентами автозаправки.

Помещение. Для размещения операторов, оборудования служебных помещений, а также с учетом перспективы открытия небольшой торговой точки, предполагается строительство помещения АЗС площадью 65 кв. м. Для строительства будет использована блочная каркасная конструкция павильонного типа, а также крытая эстакада, рассчитанная на обслуживание 4 автомобилей одновременно.

Оборудование. Для оснащения АЗС необходимым топливным, контрольным и противопожарным оборудованием, используются стандартные комплекты непосредственно от производителей и их официальных поставщиков.

Перечень оборудования выглядит следующим образом:

1. 4 металлические емкости с нержавеющим покрытием для хранения 4 сортов топлива емкостью 30 куб. м каждая.

2. Резервуар аварийного хранения топлива — 20 куб. м

3. Пожарный резервуар емкостью 10 куб. м.

4. Топливные раздаточные колонки с электронными датчиками расхода топлива

5. Автоматизированная система управления АЗС, интегрированная с карточными платежными системами, POS терминалом оплаты и периферийным компьютерным оборудованием.

В качестве готовых технологических решений можно использовать стандартные программные комплексы для АЗС от производителей (брендов) — SCADA TRACE, «Ай Ти Ойл», S&B, Smart Oil, SetOil.

6. Противопожарное оборудование. В его комплект входят огнетушители (порошковые, углекислотные, пенные), песок, ведра, лопаты, ломы, а также система пожарной сигнализации и стационарная система водяного тушения.

7. Система охраны и видеонаблюдения.

Источник: https://www.beboss.ru/bplans/150-biznes-plan-azs

Интеллектуальная система планирования перевозок сети автозаправочных станций — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

3.3. Планирование работы сети автозаправочных станций с
1 Аксенов К.А. 1Смолий Е.Ф. 1Скворцов А.А. 1Аксенова О.П. 1Сафрыгина Е.М. 1Волкова А.В. 1 1 ФГАОУ ВПО “Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.

Ельцина” В статье описывается разработка гибридной системы поддержки принятия решений, предназначенной для планирования поставок топлива по сети авто заправочных станций, основанной на имитационном, мультиагентном и экспертном моделировании. Статья фокусируется на описании различных методов, используемых в системе поддержки принятия решений BPsim.DSS.

Был разработан прототип интеллектуальной системы планирования на основе BPsim.DSS. Данная система концентрируется на задачах управления и автоматизации отделов логистики. Система реализует следующие функции: прогнозирование объема продаж на будущий день, поиск эффективного плана развоза топлива, планирование рейсов для каждого бензовоза.

В имитационной модели BPsim.MAS рассчитывается прогноз объема продаж топлива. Планирование реализуется на основе интеллектуальной подсистемы в BPsim.MSN на основе визуальной машины логического вывода (посредством диаграмм UML) и скриптов языка Transact-SQL.

Результаты тестирования подтверждают эффективность данных решений – объем продаж топлива может быть увеличен без дополнительных инвестиций за счет более эффективного использования парка бензовозов. сети автозаправочных станцийимитационное моделирование 1. Аксенов К.А., Шолина И.И., Сафрыгина Е.М.

Разработка и применение объектно-ориентированной системы моделирования и принятия решений для мультиагентных процессов преобразования ресурсов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Информатика. Телекоммуникации. Управление. — 2009. — № 80. — C. 87-97.
2. Аксенов К.А. Теория и практика средств поддержки принятия решений : монография.

— Germany, Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. — 341 с.
3. Аксенов К.А. Динамическое моделирование мультиагентных процессов преобразования ресурсов / К.А. Аксенов, Н.В. Гончарова. — Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 311 с.
4. Аксенов К.А.

Исследование и разработка средств имитационного моделирования дискретных процессов преобразования ресурсов : дис. … канд. техн. наук: 05.13.18 / ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». — Екатеринбург, 2003. — 188 с.
5. Aksyonov K., Bykov E., Dorosinskiy L., Smoliy E. and Aksyonova O. (2011).

Decision Support Multi-Agent Simulation Algorithms with Resource Conversion Processes Apparatus Application, Multi-Agent Systems — Modeling, Interactions, Simulations and Case Studies, Faisal Alkhateeb, Eslam Al Maghayreh and Iyad Abu Doush (Ed.), ISBN: 978-953-307-176-3. InTech. Available from: http://www.intechopen.

com/articles/show/title/decision-support-based-on-multi-agent-simulation-algorithms-with-resource-conversion-processes-appar%20pp.%20301-326.
6. Aksyonov K., Bykov E., Dorosinskiy L., Smoliy E., Aksyonova O., Antonova A. and Spitsina I. (2011). Decision Support Systems Application to Business Processes at Enterprises in Russia, Efficient Decision Support Systems — Practice and Challenges in Multidisciplinary Domains, Chiang Jao (Ed.), ISBN: 978-953-307-441-2. InTech. Available from: http://www.intechopen.com/articles/show/title/decision-support-systems-application-to-business-processes-at-enterprises-in-russia pp. 83-108.

  Задачи логистики

Основой планирования перевозок являются расписания и графики перевозок, составленные на основе систематизации заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков.

Расписания и графики должны обеспечить: удовлетворение потребностей наибольшего числа заказчиков перевозок; минимизацию затрат времени на перевозку; регулярность перевозок; максимизацию объема продаж нефтепродуктов сети АЗС; эффективность использования транспортных средств; взаимосвязь с графиками и расписаниями других видов транспортных средств (например, железнодорожный транспорт, осуществляющий доставку топлива на нефтебазы); минимизацию порожних пробегов транспортных средств.

Обзор существующих методов в сфере планирования и управления перевозками

Организация системы перевозок является сложной задачей, которая фактически сводится к долгосрочному и краткосрочному планированию (в частности, составлению расписаний) перевозок, а также оперативному управлению транспортными средствами.

Адекватными математическими моделями большинства задач оптимального планирования перевозок могут служить соответствующие задачи линейного программирования транспортного типа, для решения которых в настоящее время имеются универсальные методы — в первую очередь симплекс-метод и его варианты, учитывающие специфику задач такого типа (различные усложненные и видоизмененные постановки транспортной задачи). Но линейные методы позволяют решить задачу составления расписания лишь частично, а именно: распределить заказы, поступающие от АЗС, по поставщикам, в то время как задачи распределения заказов по бензовозам и определение последовательности их выполнения и временных рамок требуют иных методов решения.

Единственным способом решения задач составления расписаний является применение интеллектуальной системы планирования на основе эффективных имитационных моделей.

Такие модели позволяют «проиграть» различные схемы управления парком с учётом текущей ситуации (состояния и дислокации транспортных средств, остатков топлива на нефтебазах и АЗС), проанализировать различные варианты развития событий и выбрать наиболее эффективное решение на заданный момент времени.

Постановка задачи на разработку интеллектуальной системы

Общая задача планирования развоза топлива по сети АЗС заключается в определении плана развоза топлива до начала рабочей смены множества структур вида , где Mi — маршрут i-й перевозки, Бi — бензовоз, осуществляющий i-ю перевозку, Тi — сроки начала и окончания выполнения i-й перевозки, эффективных по критерию суммарных расходов на i-ю перевозку , где Ci1 — стоимость перевозки топлива по маршруту Mi;  Ci2 — величина упущенной прибыли во время дозаправки емкости АЗС топливом; Ci3 — расходы топлива бензовоза Бi и другие расходы при осуществлении i-й перевозки.

Методология решения задачи рационального построения транспортно-распределительной системы предприятия базируется на использовании элементов теории линейного программирования, теории составления расписаний, аппарата имитационного, мультиагентного и экспертного моделирования.

Для решения задачи составления эффективного плана перевозок транспортно-распределительной системы предлагается метод последовательного улучшения исходной схемы перевозок, который основан на теории линейного программирования, а также имитационной модели работы бензовозов.

Метод состоит из следующих этапов.

  1. Генерация информационных структур, соответствующих заказам от АЗС, на основании информации о текущем состоянии емкостей.
  2. Определение для каждого заказа поставщика (нефтебазы) и маршрута поставки.
  3. Закрепление за каждым заказом бензовоза и определение сроков исполнения.
  4. Ручная корректировка плана-графика экспертом.
  5. Проверка и корректировка плана-графика на мультиагентной имитационной модели [1-4].

Первый этап заключается в генерации заказов на основе информации о текущих остатках топлива в емкостях АЗС. Этапы 1-3 программно реализованы в фреймовой экспертной подсистеме [3], машина логического вывода которой использует в своей основе конструктор диаграмм поиска решений [5; 6] (рис. 1), построенных на основе диаграмм последовательности языка UML.

Рис. 1. Диаграмма поиска решения.

На втором этапе осуществляется выбор поставщиков для заказов. При помощи модифицированного транспортного алгоритма производится подбор поставщика нефтепродуктов для каждого заказа.

Третий этап предусматривает разработку расписания перевозок для каждого бензовоза. На данном этапе для каждого заказа определяется бензовоз и время выполнения таким образом, чтобы минимизировать расходы на перевозку и объемы упущенной прибыли.

Четвертый этап решает задачу проверки плана-графика экспертом на его выполнимость, корректность и реализуемость, а также разрешение сложных ситуаций распределения заказов по бензовозам в ручном режиме.

На пятом этапе проводится уточнение плана-графика в результате его проигрывания в ходе имитационного эксперимента.

Таким образом, предложенный метод совмещенного распределения заказов по поставщикам и бензовозам позволяет комплексно решать задачу построения плана развоза.

Метод также обеспечивает возможность выбора наиболее приемлемых в текущей ситуации вариантов назначения бензовозов в зависимости от их состояния, а также построение изменений схемы поставок в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Программная реализация и применение интеллектуальной системы планирования

Система поддержки принятия решений реализована на базе программного комплекса BPsim.DSS [1; 2], предназначенного для моделирования организационно-технических систем. Архитектура программного комплекса BPsim.DSS построена на принципах трехуровневой иерархической архитектуры InterRaP [1]. Общая схема взаимодействия модулей интеллектуальной системы представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема взаимодействия модулей интеллектуальной системы планирования.

В настоящий момент интеллектуальная система планирования находится в стадии разработки. Готовую интеллектуальную систему планируется внедрить в отдел логистики екатеринбургской компании по обеспечению нефтепродуктами. Сеть данного предприятия состоит из 24 АЗС. Основные параметры модели:

1) количество узлов (блоков модели) всего 179 (в том числе 59 операций и 120 интеллектуальных агентов). Общее количество правил агентов 941;

2) количество ресурсов 703. Количество динамических заявок: бензовозов — 12, заявок на развоз (при имитации в течение «суток») — 22.

Для повышения быстродействия моделей, включающих в себя интеллектуальных агентов, было введено разделение на 2 вида правил продукционной базы знаний: 1) правила «глобального условия» и 2) «обычные» правила.

Если в интеллектуальных агентах присутствуют оба вида правил, то в первую очередь проверяются правила «глобального условия», и в случае выполнения одного из данных правил начинается просмотр базы знаний, содержащей обычные правила интеллектуальных агентов.

Если в базе знаний определенного интеллектуального агента отсутствуют правила «глобального условия», то поиск происходит по всей базе знаний, содержащей «обычные» правила.

Был проведен эксперимент по оценке скорости работы алгоритма с моделью, усовершенствованной правилами «глобального условия» и старым алгоритмом. Результаты представлены на рис. 2. В результате разделения типов правил и совершенствования алгоритма добились ускорения работы модели в среднем в 5 раз.

Перед началом планирования специалист по логистике задает основные параметры задачи (рис. 3).

Рис. 3. Форма параметров задачи планирования.

Входными данными задачи являются остатки топлива на АЗС и состояние парка бензовозов. После завершения работы алгоритма планирования пользователь может скорректировать план.

В дальнейшем план экспортируется в модуль имитационного моделирования и корректируется по результатам имитационного эксперимента.

В имитационной модели по каждой емкости АЗС отслеживаются остатки и динамика потребления топлива.

Заключение

Задача планирования поставок сети АЗС и ее программная реализация решена с использованием гибридного подхода в результате применения метода линейного программирования (модифицированный транспортный алгоритм), эвристического алгоритма планирования и имитационного мультиагентного моделирования.

Работа выполнена в рамках государственного контракта 02.740.11.0512.

Рецензенты

  • Поршнев С.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой Автоматики и информационных технологий, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.
  • Доросинский Л.Г., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой Информационных технологий, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Аксенов К.А., Смолий Е.Ф., Скворцов А.А., Аксенова О.П., Сафрыгина Е.М., Волкова А.В. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК СЕТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6279 (дата обращения: 04.02.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6279

Scicenter1
Добавить комментарий