3.5. Особенности выживания в условиях вынужденной автономии на море

Учебнике систематизированы основные правила, нормы, закономерности и способы обеспечения безопасности жизни в условиях автономного выживания человека в природе

3.5. Особенности выживания в условиях вынужденной автономии на море

Прежде чем рассматривать рациональные меры борьбы за жизнь потерпевших кораблекрушение и определить время, в течение которого они должны быть спасены, необходимо знать причины гибели таких пострадавших. Из 200 тыс. ежегодных жертв морских катастроф около половины погибает у самых берегов, примерно 50 тыс.

человек (около четверти всех жертв кораблекрушений) оказываются непосредственно в воде и тонут тотчас же или вскоре после катастрофы в открытом море. Многие из них гибнут, очевидно, в результате переохлаждения в воде (об этом подробнее дальше) и могут быть спасены только в том случае, если помощь подоспеет до наступления холодового шока.В результате кораблекрушений около 50 тыс.

человек ежегодно погибают, уже находясь на спасательных средствах, причем задолго до того, как условия, в которых они оказываются, становятся действительно смертельными. Каковы же причины их гибели?Решающую роль играет моральный фактор: утрата мужества и разума, панический страх, чувство безнадежности.

90 % пострадавших, оказавшихся на спасательных средствах, погибают в течение первых трех дней после кораблекрушения, когда никакой речи о гибели от жажды, а тем более от голода и быть не может. Более того, во многих случаях люди гибнут, несмотря на то что у них имеются достаточные запасы воды и пищи.

Например, первые суда подошли к месту гибели «Титаника» через три часа после его столкновения с айсбергом, а в спасательных шлюпках уже было много умерших и находившихся в состоянии реактивного психоза; примечательно, что среди них не было ни одного ребенка в возрасте до 10 лет. Имеются примеры и противоположного характера.

Капитан Блей, которого взбунтовавшаяся команда высадила на шлюпку с 8–суточным запасом пищи и воды, находился в открытом море 40 суток и выжил. Во время Великой Отечественной войны защитник Севастополя моряк Черноморского флота Павел Ересько, оказавшись в шлюпке в открытом море, имея лишь одну банку консервов и употребляя для питья морскую воду, был подобран через 35 суток и остался в живых.

Отсюда следует, что при сохранении мужества и надежды на спасение вполне можно выжить, находясь на спасательных средствах в открытом море даже без пресной воды и пищи в течение длительного времени.

Известно, что вода для человека важнее пищи: без пищи можно прожить 30 суток и более, в то время как без воды смерть от обезвоживания организма наступает не более чем через 10 суток.

Следовательно, прежде всего потерпевшим кораблекрушение нужно пить. При этом можно утолять жажду дождевой водой. Однако дождей, как это часто бывает, может не быть в течение длительного времени. Поэтому мысль обращается к морской воде. Можно ли ее пить? Как уже говорилось ранее, можно, но с некоторыми оговорками.

Морская вода представляет собой 3,5 %–ный раствор солей: в одном ее литре содержится (в граммах) поваренной соли (NaCl) – 27,3, магнезии (MgCl2) – 3,4, сульфата магния (MgSO4) – 2,0, сульфата кальция (CaSC) – 1,3, хлористого кальция (САС12) – 0,6, углекислого кальция (CaCO3) – 0,1. Причем количество этих веществ, кроме поваренной соли, в морской воде такое же, как и в различных минеральных водах, и, следовательно, употребление их в таких концентрациях не опасно.

Опасность представляет большая концентрация (почти 3 %) хлористого натрия, в связи с чем при употреблении морской воды в больших количествах и увеличении его концентрации в организме возможности мальпигиевых клубочков почек превышаются и развивается нефрит, ведущий к смерти.

Если употреблять несоленую пищу, покрывая дневной рацион поваренной соли питьем морской воды, то без опасности для жизни ее можно выпивать по 800–900 мл в сутки по крайней мере в течение 5 дней и более. Если за этот срок спасение не пришло, то воду можно получать из рыбы, в которой ее содержится 60–80 %, ведь в организме рыбы вода пресная.

Соли в ней, за редким исключением, значительно меньше, чем в мясе млекопитающих. Следовательно, потерпевшим кораблекрушение надо добывать рыбу, трех килограммов которой достаточно, чтобы извлеченной из нее жидкостью полностью обеспечить потребность в воде одного человека.

Утоляя жажду одним из указанных выше способов или их комбинацией, потерпевшие кораблекрушение, несомненно, смогут предотвратить гибель от обезвоживания организма.

Но если придется находиться в море довольно долго, то необходимо утолять и голод.

Пищей должна служить рыба, в которой в достаточном количестве содержаться белки, в том числе и незаменимые аминокислоты, жиры и витамины А, D, В1,иВ2. Однако в рыбе почти полностью отсутствуют углеводороды и витамины В12 и С. Углеводороды при достаточном количестве воды образуются в самом организме человека из белков и жиров.

Длительное отсутствие в организме человека витаминов В12 хотя и вызывает анемию и вялость, но не опасно для жизни. Цинга – бич мореплавателей еще в недавние времена – может быть предупреждена употреблением в пищу планктона, в котором витамин С содержится в большом количестве.

Отсюда следует: чтобы выжить в море, потерпевшие кораблекрушение вынуждены ловить рыбу и планктон, поэтому спасательные средства кораблей должны быть обязательно снабжены элементарным снаряжением (рыболовной снастью и планктонной сетью).

Итак, физиологическая характеристика условий, в которые попадает человек, оказавшийся на спасательном средстве в открытом море, не оставляет никаких сомнений в его возможности выжить в этих условиях и должна служить основанием для преодоления отчаяния и безнадежности.

Преодолевая чувство страха, безнадежности, отчаяния и одиночества, сохраняя мужество, душевную стойкость и надежду на спасение, потерпевшие кораблекрушение в открытом море имеют возможность выжить и достичь берега, если они окажутся на спасательных средствах.

Поэтому Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море предусматривается снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и всех пассажиров.Корабли и суда оснащаются спасательными средствами коллективного и индивидуального пользования.

Основными такими средствами коллективного пользования являются спасательные шлюпки и плоты, а средствами индивидуального пользования – спасательные пояса, круги и шары.

В соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море спасательные шлюпки морских судов должны удовлетворять следующим требованиям:

♦ быть мореходными и непотопляемыми в любых условиях неограниченного района плавания; защищать людей, находящихся в шлюпке, от воздействия холода, зноя, дождя, снега и водяных брызг;♦ иметь на борту запас воды, пищи, рыболовные принадлежности, аптечку с медикаментами, химическими грелками;♦ иметь навигационные приборы, морские карты и инструменты, средства сигнализации, радиопередатчики;♦ легко приводиться в движение необученными людьми в любых погодных условиях;♦ обладать скоростью хода, позволяющей быстро отойти от тонущего или горящего судна;♦ иметь средства защиты от огня при переходе через разлившуюся на воде горящую нефть.

Достаточно надежным спасательным средством являются спасательные плоты различной вместимости, которые бывают жесткими и надувными.

В последние годы все большее предпочтение отдается надувным плотам, которые в нерабочем состоянии хранятся в пластмассовых герметичных контейнерах или парусиновых чехлах, закрепляемых на палубе корабля, а при необходимости заполняются газовой смесью (CO2 с небольшим количеством N2) из баллона, прикрепленного снаружи к днищу плота.

Требования к спасательным плотам, их оборудованию и аварийному снабжению определяются той же Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Плот должен отвечать следующим требованиям:

♦ иметь возможность быть спущенным на воду даже при наихудших погодных условиях;♦ позволять одному человеку быстро выпрямлять его, если он надувается в перевернутом состоянии;♦ обеспечивать потерпевшим хорошую защиту от холода, жары и волн;♦ быть относительно легким;♦ стоить дешевле по сравнению со спасательными лодками;♦ быть прочным при броске с высоты 18 м.По сравнению со спасательными шлюпками плоты имеют некоторые недостатки:♦ не управляются;♦ не позволяют быстро удаляться, например, от горящего судна;♦ потерпевшие часто вынуждены производить посадку в него из воды;♦ менее прочны при ударах.Спущенный на воду плот должен плавать. Его срок службы гарантируется при температуре от–30 до +66 °C в течение не менее 30 дней. Баллон с газом позволяет автоматически надувать плот в течение 20–50 с.

Спасательные средства индивидуального пользования делятся на две группы. Первую составляют средства, надеваемые заблаговременно при угрозе гибели судна или возможности падения человека в воду. К ним относятся спасательные нагрудники, пояса, жилеты и бушлаты.

Вторую группу составляют спасательные средства (круги, шары, спасательные концы), которые предназначаются для оказания помощи людям, неожиданно оказавшимся в воде.

Основное требование к спасательным средствам индивидуального пользования следующее: придавая человеку дополнительную плавучесть, они должны поддерживать его на воде в таком положении, чтобы он мог дышать даже в случае потери сознания. Этому требованию удовлетворяют нагрудники и жилеты, охватывающие шею.

Индивидуальные средства должны также иметь приспособления, обеспечивающие поиск человека, находящегося в воде.

Поэтому они обычно имеют желто–оранжевую окраску, создающую наибольший контраст с фоном морской воды, и на них устанавливаются светящиеся буйки или специальные огни для обеспечения поиска в темное время суток.

Большое значение для эффективного использования индивидуальных спасательных средств имеет продуманное размещение их по палубам и помещениям, чтобы люди на судне (корабле), терпящие катастрофу, могли легко их найти.

Таким образом, кораблекрушение не является фатальной неизбежностью гибели человека на море. У него достаточно средств и возможностей, чтобы выжить. Надо только обладать мужеством, волей и стремлением выйти победителем из создавшейся ситуации.

Действия терпящих кораблекрушение

Необходимо отметить, что в настоящее время под флагами более чем 130 стран мира воды Мирового океана бороздят, как было сказано ранее, около 60 тыс. крупнотоннажных судов. Около 4Д транспортных перевозок на земном шаре осуществляется по мировому океану.

Ежесуточно в морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн человек. По данным известного лондонского классификационного общества – Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350–400 судов, т. е. ежедневно – одно судно.

В результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:♦ кораблекрушение – гибель судна или его полное конструктивное разрушение;♦ авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 ч (для пассажирского – 12 ч).К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки подразделяются на две группы:♦ допущенные при проектировании и строительстве судна;♦ произошедшие в ходе его эксплуатации.В подавляющем большинстве случаев причинами катастроф и крупных аварий являются ошибки второй группы.

Известный в мире специалист по проблемам выживания в экстремальных ситуациях Яцек Палкевич утверждает, что …нельзя бросать вызов морю, как некоторые думают. Силы природы в море слишком могущественны, чтобы равняться с ними. Нужно бороться против собственной слабости и страха.

Основное правило: пока потеря судна не является неизбежной, не спешите его покидать.

Опыт показывает, что время погружения обычно дольше, чем думают.

Однако когда капитан подает сигнал «покинуть корабль», весь экипаж и пассажиры немедленно должны направиться на заранее указанное при аварийной ситуации место (табл. 3.1).

Покидая судно, необходимо:

♦ сохранять спокойствие и не создавать беспорядок;♦ помогать тому, кто находится в затруднении;♦ не расходовать бесцельно ракеты и дымовые шашки, если не существует реальных возможностей быть замеченными;♦ стараться разглядеть кого–нибудь и что–нибудь;♦ надеть теплую одежду;♦ правильно надеть спасательный жилет;♦ выпить побольше воды.

Высадка с судна:

♦ Если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, так как сухая одежда лучше защищает от холода.♦ Если вы вынуждены прыгать прямо в воду, убедитесь в том, что спасательный жилет надежно закреплен. Если он надет правильно, то позволяет прыгать с высоты 4,5 м над уровнем воды. Для прыжка следует использовать следующую технику.1) соединить колени и держать ноги слегка согнутыми;2) одной рукой закрыть нос и прикрыть рот;3) другой рукой крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем таким образом, чтобы жилет не поднялся вверх и не накрыл голову.Если коллективные спасательные средства отсутствуют, ночью необходимо привести в действие лампочку, встроенную в жилет, выдернув две пробки из батарейки; днем, когда слышится шум самолета, открыть пакет растворимого красителя (уранина); проверить действие свистка.

После высадки на плот необходимо предпринять следующие действия:

♦ помочь другим подняться на плот;♦ собрать возможные предметы на воде;♦ закрыть специальными пробками клапаны безопасности (плот);♦ проверить возможные потери;♦ открыть пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое;♦ начать лечение раненых и успокоить упавших духом;♦ как можно лучше осушить внутренности плота;♦ спустить в воду плавучий якорь, который позволит медленнее удаляться от места бедствия, сообщит спасательному средству большую стабильность при бурном море и позволит избежать брызг;♦ держать наготове сигналы, чтобы позвать на помощь.

Распределение воды и пищи

Пищу надо раздавать начиная со второго дня нахождения на плоту (шлюпке). Помнить о принципе, что нельзя есть, если нет питьевой воды. Избегать пить воду в первые 24 ч, чтобы организм мог привыкнуть к новой ситуации.В день надо выпивать 0,5 л воды, смачивая губы и подержав жидкость во рту прежде, чем проглотить. Пить следует маленькими глотками.

Таблица 3.1

Сводная таблица процедур по выживанию

Источник: http://rykovodstvo.ru/exspl/133447/index.html?page=14

3.5. Особенности выживания в условиях вынужденной автономии на море

Выживание в дикой природе предполагает определенную базу знаний, умений и навыков. Чем больше эта база, тем легче справиться в самых сложных ситуациях.

Но даже в условиях автономного существования необходимо иметь элементарные представления, как выжить.

В прочем, в таком случае человек себя готовит заранее, знаком с местностью, имеет определенный запас пищи (или умеет ее добывать самостоятельно) и необходимых вещей.

Экстремальное и автономное выживание

Экстремальные условия без подготовки могут привести к самому плачевному исходу, поэтому любые советы о добычи пищи, огня и пресной воды, сооружении укрытия и первой медпомощи будут не просто важными, а жизненно необходимыми.

Автономные условия же если не включают налаженный быт, то, по крайней мере, предполагают заранее выбранную местность, маршрут и умения ориентироваться.

Самыми важными проблемами, которые практически всегда соприкасаются с выживанием в экстремальных условиях, являются:

  • отсутствие питьевой воды;
  • место для ночлега;
  • добыча огня;
  • поиск пищи.

О таких трудностях надо знать и по возможности максимально подготовиться к ним. При первой же неудаче – продолжать и постараться сохранять спокойствие и психическое равновесие, которые так же важны в экстремальном выживании.

Преодоление страха, уверенность в своих силах и другие психологические моменты очень важны для человека, когда он остался один на один с природой. Даже если с собой рюкзак с полным набором жизненно необходимых вещей – это не залог безопасности и спокойствия. Автономное существование может длиться довольно большое количество времени. Запасы быстро закончатся, и придется добывать все самому.

Выживание – не важно, экстремальное или автономное, требует преодоления многих задач, препятствий, собственных страхов. И также приобретения еще множества новых практических умений, о которых в условиях цивилизации, возможно, человек даже и не подозревал.

Главные навыки выживания

Каждый, кто желает освоить эту науку, должен иметь представление об основах автономного существования. Это касается как теоретических знаний, так и практических умений. Чтобы заранее подготовиться к суровой действительности, с которой придется столкнуться в условиях дикой природы, необходимо освоить некоторые основы.

Подкованность в создании крова и нахождении пищи пригодятся каждому – и взрослым и детям. Чтобы знать, что нужно тренировать, стоит определить основные моменты.

Добыча огня и обустройство костра

Для выживания в экстремальной ситуации это умение поможет согреться, пережить любой мороз. Существует множество простых и действенных способов получения огня с помощью обычных предметов. При обучении ребенка, стоит показать ему, как пользоваться огнивом и спичками.

Разведение костра – один из базовых навыков выживания. Добывание веток, умение разжечь и сохранить пламя поможет даже в самых суровых условиях. Основной принцип открытого огня – либо он будет гореть долго, либо жарко.

Умение добыть воду

При экстремальном выживании организм быстрее теряет влагу. Именно поэтому необходимо знать, как ее искать и обрабатывать. Не стоит пить любую пресную воду, которая встретится на пути – она может содержать множество вредных бактерий.

Также стоит научиться такому способу добычи, как конденсация. Добыча питьевой воды крайне важна в любой ситуации.

Если у путешественника есть несколько целлофановых пакетов, он может обмотать веточки деревьев и кустов, а через несколько часов собрать их – они будут содержать небольшое количество жидкости.

Ориентирование

Базовым навыком выживания является умение ориентироваться на местности. Для начала стоит научиться пользоваться компасом и картой, соотносить полученные данные с реальной местностью.

Это достаточно просто. Помимо основных топографических знаков и масштабов, нужно знать, как определяются стороны горизонта по природным признакам.

Выживание в экстремальных условиях без таких умений станет гораздо сложнее.

Знание диких животных

Частой причиной недееспособности людей, оказавшихся в лесу, становится ранение диким животным. Нередко это оказывается змея. Здесь главный совет по выживанию – быть внимательным при прохождении лесной местности.

Также важно обучиться правилам поведения в подобных ситуациях. К примеру, в змей не стоит кидаться палками, нападая на них.

Этот специфический навык выживания представляет собой знания о поведении различных видов диких животных.

Оказание первой помощи

Наиболее частой причиной, по которой стоит научиться правилам оказания первой помощи – риск оказаться в ситуации, когда она потребуется. Это может быть травма, потеря сознания, внезапный приступ.

Основная сложность при обучении медика – выработать умение не паниковать. Если сохранять спокойствие, это может спасти жизнь не одному человеку.

Изучая основы врачебного искусства на практике, можно быстро запомнить каждое движение и уверенно действовать в случае опасности.

Создание укрытия

Если костер разведен, зверей вокруг нет, а первая помощь пострадавшим оказана, стоит задуматься о создании крова. На случай дождя сооружается шалаш из лапника и ветвей деревьев.

Также нужно знать, в каком месте можно ставить сооружение, а в каком – нецелесообразно или даже опасно.

Нужно четко представлять, какие функции должно выполнять убежище, знать основные типы укрытий и методы обустройства с минимальными усилиями.

Психологическая подготовка

Любой человек может знать тонкости нахождения пищи и разведения костра, уметь соорудить шалаш и оказать первую помощь, но в стрессовой ситуации окажется недееспособен из-за страха, отчаяния или уныния. Все действия должны выполняться на автоматизме, какими бы экстремальными ни оказались условия вокруг. Этого поможет добиться только практика в сочетании с личным примером.

Физическая подготовка

Одно из самых важных правил и навыков выживания – уметь всегда быть в форме. Нужно заранее научиться справляться с физическими нагрузками.

Для этого не нужно изнурять себя каждодневными тренировками – достаточно бегать по 30-40 минут в день легким темпом, делать по 3-5 подходов на турнике и брусьях.

Чтобы обучать ребенка здоровому образу жизни, нужно стать для него примером для подражания.

Автономные и экстремальные условия

Что касается различий в экстремальных и автономных условиях, то они весьма существенны.

Первые еще можно обозначить как пребывание в дикой природе, где нет привычных или знакомых мест и сооружений. Также экстремальное выживание иногда включает и характер внезапности (крушение самолета, авария, стихийное бедствие, природная катастрофа). Поэтому в таком случае обостряется психологический фактор поведения.

Экстремальные условия, в отличие от автономных, предполагают сооружение убежища, добычу пищи, медицинскую помощь и другие необходимые действия при помощи подручных средств и, скорее всего, без нужных инструментов.

Условия автономного существования, включая характер местности, наличие какой-либо инфраструктуры и близость населения, как правило, заранее изучены.

У выживающего имеется набор из полезных вещей, которые пригодятся для разжигания костра, готовки, сооружения жилья.

Главное, к таким обстоятельствам и среде человек готовится морально, а также изучает азы выживания в экстремальных ситуациях и запасается знаниями, чтобы при необходимости применить их на практике.

Какими бы ни были условия – экстремальными или не очень, если человеку необходимо выживать, значит, он потерял комфорт и обычную жизнь.

Нестандартные ситуации готовят людей к трудностям, которые могут застать врасплох, и времени на подготовку может не оказаться.

Лучше об этом позаботиться заранее и встретить опасность с уверенностью в своих силах и умениях, чтобы не оказаться в числе неготовых к чрезвычайной ситуации.

Источник: https://avtonomsurvival.ru/vyzhivanie/avtonomnoe_sushchestvovanie

Читать

3.5. Особенности выживания в условиях вынужденной автономии на море
sh: 1: —format=html: not found

Коллектив Авторов

Способы автономного выживания человека в природе

ОТ АВТОРОВ

Современный человек преодолел необычайно долгий эволюционный путь развития от обитателя пещер до создателя космических аппаратов. Сегодня мы умеем лечить многие заболевания, прогнозировать погоду, пользуемся всеми благами современной цивилизации.

Но можем ли мы считать себя подготовленными к автономной жизни более других обитателей дикой природы? Мы охотимся на животных ради забавы, рубим лес и загрязняем среду ради денежной наживы, не говоря о криминальных преступлениях против своих же собратьев.

Поэтому многие районы природы, где еще не ступала нога человека, более чисты, красивы и, главное, безопасны для выживания по сравнению с жилыми кварталами многих городов мира. Это главное, что должен знать человек, который оказался не по своей воле в дикой природе.

Лес, горы, степи, тундра, пустыня – это места обитания многих живых организмов, здесь можно найти и воду, и пищу, и кров, и лекарства. Избежать нападения хищников также вполне по силам каждому, если знать основные правила и законы жизни в дикой природе. Соблюдение этих правил и законов обеспечит вашу безопасность.

Главные проблемы выживания человека в природе сегодня заключаются в нем самом. Слабая физическая подготовка, чрезмерная раздражительность, страх и паника, наличие неврозов, хронические заболевания и зависимость от комфортных условий жизни делают человека незащищенным и неготовым к выживанию в автономных условиях.

Большинство жителей развитых стран мира привыкло передвигаться в автомобилях, питаться в системе общепита, покупать одежду в магазинах, подшивать ее в ателье, строить жилье, нанимая рабочих, а с любым заболеванием обращаться в медицинское учреждение.

Такие умения, как разводить огонь, готовить пищу на костре, охотиться, спать в палатке, вести активный образ жизни без средств, обеспечивающих комфорт, и всегда иметь под рукой носимый аварийный запас (НАЗ) – многим кажутся фантастическими.

На самом деле эти умения и навыки сегодня актуальны практически для каждого человека, который собирается в отпуск на роскошном океанском лайнере, совершает авиаперелеты, отправляется в лес за грибами или в поход.

Данное учебное пособие посвящено аварийному выживанию человека в дикой природе, то есть ее изучению, взаимодействию с ней, воспитанию любви и уважения к ней, что и будет являться основным и самым значимым фактором выживания.

Глава 1

ОСНОВЫ АВАРИЙНОГО ВЫЖИВАНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ

1.1. Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия

Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах.

Где тот порог, за которым изменения функций органов и систем становятся необратимыми? Каким лимитом времени могут располагать люди, оказавшиеся в тех или иных экстремальных условиях? Как лучше защитить человека от неблагоприятного воздействия многочисленных и разнообразных факторов природной среды?

Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени.

Однако человек, не привыкший к этим условиям, попавший в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в дикой природе, чем ее постоянные обитатели.

Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Важное значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания.

Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира.

Они обусловливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, особенности строительства убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, возможность передвижения по местности и т. д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания.

Основой выживания человека является его убежденность в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:

♦ потери ориентира;

♦ лишения транспортного средства;

♦ потери человека, знающего местность;

♦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:

♦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

♦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

♦ неумение ориентироваться на местности;

♦ невнимательность;

♦ излишняя самоуверенность.

В любом случае человек должен знать факторы выживания в дикой природе.

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе

Факторы выживания – это причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы выживания

Практика показала, что из общего количества людей, попавших в экстремальную ситуацию, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25 % – невротическую реакцию. Самообладание сохраняют не более 10 %. Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

Какие реакции человека, попавшего в экстремальные условия, – негативные или позитивные – возьмут верх, зависит от следующих факторов.

Физическое состояние человека, то есть отсутствие или наличие у него хронических заболеваний, аллергических реакций, ранений, травм, кровотечений. Важны возраст и пол человека, так как наиболее тяжело автономное выживание переносят люди преклонного возраста и дети дошкольного возраста, а также беременные женщины.

Психологическое состояние человека. К благоприятным психологическим факторам относятся умение самостоятельно принимать решения, независимость и стрессоустойчивость, чувство юмора и способность к импровизации. Важно умение справляться с болью, одиночеством, апатией и чувством бессилия, преодолевать голод, холод и жажду, а также справляться с другими стрессорами выживания.

Обученность действиям в автономных условиях – основополагающий фактор выживания. От степени профессиональной подготовки зависит многое. Большой удачей для группы, попавшей в автономные условия, являются члены экипажа, профессиональные военные, врачи, спасатели. Шансы выжить у такой группы существенно увеличиваются.

Однако эта ситуация может сформировать и определенные проблемы. Наиболее подготовленные члены группы сразу становятся формальными лидерами, но в зависимости от специфики их профессии они обучены действовать, имея в руках необходимое оборудование, работать в команде таких же профессионалов, как и они сами.

В условиях аварийной ситуации оборудования и специального снаряжения обычно не бывает, профессионал может оказаться в одиночестве, от принятых им решений зависит жизнь десятков людей, пребывающих в смятении и не готовых действовать в экстремальных ситуациях.

В таких условиях специалист должен быть не просто спасателем, врачом, но и лучшим специалистом в данной области, иметь опыт действий в подобных ситуациях, обладать навыками управления в условиях кризиса.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112425&p=24

Факторы выживания в условиях автономного существования

3.5. Особенности выживания в условиях вынужденной автономии на море

Чтобы уцелеть в дикой природе, необходимо иметь базу определённых навыков, много знать и уметь. С таким багажом будет легче пережить экстремальные ситуации.

При этом нужно иметь представление о навыках выживания в автономных условиях. Отправляясь на прогулку в лес, следует брать с собой тёплые вещи, запас пищи, воды и жизненно необходимые предметы.

Без тщательной подготовки исход активного отдыха может быть плачевным.

Добыча огня и воды

Умение добывать огонь, разводить и поддерживать костёр будет незаменимым в любое время года. Зимой простейший очаг позволит пережить мороз, а летом — просто согреться, если ночь выдалась холодной. Кроме того, костёр нужен, чтобы готовить пищу, потому что всё найденное или добытое на природе для еды необходимо подвергать термической обработке.

Огонь следует разводить при помощи спичек или огнива. Этому стоит обучить даже детей. Костёр обустраивается по такому принципу: либо он горит жарко, либо долго. В первом случае можно быстро согреться и просушить вещи, во втором — приготовить еду, вскипятить воду.

Добыча воды в автономных условиях осуществляется с помощью целлофановых пакетов. Отправляясь в лес, нужно взять с собой несколько штук. Важно: организм быстрее расходует влагу, когда человек попадает в экстремальные условия, поэтому начинать собирать воду нужно раньше, чем закончатся её запасы.

Нельзя пить любую пресную жидкость, которую удастся обнаружить, так как в ней могут присутствовать опасные бактерии. Если есть сомнения в чистоте воды, желательно прокипятить её на костре.

С помощью целлофана воду собирают так:

  • выбирают веточку с листьями;
  • надевают на неё кулёк;
  • плотно завязывают край или обматывают его ниткой;
  • через несколько часов, когда внутри появятся капельки влаги, снимают конструкцию и сливают жидкость;
  • выбирают другую веточку и повторяют процедуру.

Ориентирование на местности

Выживание в автономных условиях требует умения находить дорогу, а значит, ориентироваться на местности. Главные инструменты:

  • компас;
  • карта;
  • природные признаки.

Карта не просто должна быть при себе — необходимо научиться её читать. Есть множество топографических знаков, у каждого из которых своё значение. Такие знания очень помогут, когда человек окажется вдали от цивилизации.

Базовый навык — умение определять стороны света. Также важно научиться находить точку стояния — место, где находится человек в данный момент. Имея карту, следует соотнести её со сторонами света. Для этого находят крупные линейные ориентиры, включая такие:

  • границы леса;
  • протяжённые участки рельефа (холмы, равнины, овраги);
  • реки;
  • ручьи;
  • дороги;
  • просеки.

Если при себе нет карты, стороны горизонта придётся определять по окружающим предметам или небесным светилам.

Отработать навыки стоит заранее, применяя разные упражнения. Одно из наиболее эффективных — продолжительное азимутальное движение в заданном направлении.

Повадки зверей

Знание повадок диких животных — важнейший фактор выживания в условиях автономного существования. Проходя через лесную местность, стоит быть предельно внимательным.

Поведение различных животных отличается, и описать все нюансы кратко не представляется возможным. Например, о змеях стоит знать, что при встрече с ними нельзя нападать или бросать предметы.

Лучше отойти в сторону и дождаться, пока пресмыкающееся уползёт.

Без причины животное не нападает. Спровоцировать его могут громкие звуки, но только если идут один или два человека. При перемещении по лесу группой, напротив, нужно шуметь и переговариваться как можно громче. Тогда звери будут обходить компанию стороной.

Обнаружив детёнышей, нельзя подходить к ним, трогать и даже фотографировать. Если поблизости есть мать, заигрывания с потомством могут закончиться плачевно. Лучше обойти детёнышей стороной, причём как можно дальше.

Увидев медведя, нельзя убегать, падать или поворачиваться к нему спиной. Нужно потихоньку пятиться задом и одновременно звать на помощь. Рекомендуется поднять над головой куртку или другую одежду, чтобы казаться выше — это может отпугнуть зверя. Не стоит лезть на дерево, потому что зверь заберётся следом, и тогда уже не удастся спастись.

При встрече с волком тоже нельзя поворачиваться спиной и пытаться убежать. Также не следует смотреть зверю в глаза — он воспримет это как вызов. Можно залезть на ближайшее дерево и дождаться, пока волк уйдёт.

Ещё одно опасное животное, которое встречается в лесах — дикий кабан. Он очень осторожен, хорошо слышит и старается уйти подальше от человека.

Здоровые самцы не представляют опасность, а вот раненых кабанов и самок с детёнышами стоит остерегаться. Убежать от кабана не получится, единственный выход — взобраться на дерево.

Зверь не будет дожидаться и уйдёт. Чтобы отпугнуть его, можно бросать предметы, которые есть в карманах, или ветки.

Оказание помощи и сооружение укрытия

В автономных условиях нередко возникают ситуации, когда человеку требуется первая помощь. Неприятность может произойти даже со здоровым туристом, а тот, кто болен, подвергается повышенному риску. Происшествия, когда нужно оказывать первую помощь:

  • ушиб;
  • растяжение;
  • перелом;
  • вывих;
  • потеря сознания;
  • сердечный приступ;
  • ожог;
  • обморожение;
  • тепловой удар;
  • укус животного или насекомого.

Во время обучения навыкам оказания первой помощи упор делается на отработку движений и привычку действовать хладнокровно. Если человек растеряется, толку будет мало.

Для каждого случая есть набор действий, которые нужно выполнить в определённой последовательности. Кроме того, важно знать, какие медикаменты или подручные средства можно использовать в критической ситуации.

Тогда в случае травмы, приступа или другого происшествия путешественник сможет спасти спутника или себя.

Когда еда и вода добыты, костёр разведён, а первая помощь оказана, стоит приступать к обустройству места для ночлега. Надёжное укрытие можно изготовить из толстых сучьев, веток и лапника.

Есть несколько типов шалашей, выполняющих разные функции, так что важно сразу определиться с конструкцией. Имеет значение и то, где будет располагаться шалаш.

Места, где его лучше не ставить:

  • под скалой;
  • в ложбине со следами воды;
  • на продуваемом со всех сторон участке;
  • на звериной тропе.

Лучше выбрать такой тип шалаша, который можно возвести с минимальными усилиями. Ветки и лапник на крыше укладывают так, чтобы дождевые капли стекали не внутрь, а на края. Пол в укрытии устилают листьями или лапником.

Психологическая и физическая подготовка

Психологическая подготовка — ещё один важный фактор выживания и автономного существования. Она заключается в том, что человек учится доводить действия до автоматизма.

Это нужно, чтобы в любой ситуации руки и мозг действовали слаженно.

Не стоит недооценивать важность таких мероприятий: нередко даже опытные туристы теряются, оказавшись в непривычной ситуации, а всё потому, что не могут применять навыки, которыми обладают.

Важно: тренировки бывают эффективнее, когда они проводятся под руководством инструктора, который подаёт правильный пример.

Физическая подготовка предполагает разнообразные нагрузки. Они должны быть регулярными и не чрезмерными, но достаточными для того, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Если в семье есть дети, заниматься нужно вместе. Тогда у младших членов семьи с ранних лет выработаются полезные привычки. Базовые упражнения:

  • бег;
  • отжимание;
  • подтягивания.

От автономных условий экстремальные отличает фактор внезапности. В первом случае человек более подготовлен. Он заранее изучает обстановку, в которой предстоит оказаться, готовится к походу, берёт набор необходимых вещей, запас воды и продовольствия. Присутствует и моральная подготовка.

Экстремальные условия похожи на автономные, но главное отличие в том, что человек не подготовлен к ситуации морально. Так, попасть в сложную обстановку можно в результате авиакатастрофы, стихийного бедствия, аварии. Кроме того, можно просто сбиться с пути и заблудиться.

В обоих случаях отсутствие привычного комфорта требует умения приспосабливаться к обстановке. Шансы на выживание наиболее высоки у тех, кто готов к трудностям морально, теоретически и практически. Уверенность в себе поможет в нужный момент, не дав растеряться.

Источник: https://hendmeid24.ru/interesnoe/faktory-vyzhivaniya

Scicenter1
Добавить комментарий