3. ВЗГЛЯДЫ НА СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ И НА РЕШЕНИЕ

Взаимодействие общества и природы

3. ВЗГЛЯДЫ НА СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ И НА РЕШЕНИЕ

Понятие «природа» связано не только с такой наукой, как география. Прежде всего, это общефилософское понятие, которое появилось ещё в античной научной литературе.

Существует несколько определений понятия «природа»:

  • в широком смысле: природа – это весь окружающий человека мир, во всём многообразии его форм и проявлений;
  • в узком смысле: природа – это весь материальный мир, за исключением общества, то есть, это естественная среда обитания человека.

Рис 1. Природа без человека

В науке есть и понятие «второй природы». Это та материальна среда, которая была создана (сформирована, преобразована) человеком, стремившимся улучшить условия своей жизни.

Таким образом, природа есть ареал обитания человека и общества. Общество, хоть и отделилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней.

В настоящее время проблемы взаимодействия общества и природы изучаются, в том числе, и на уроках обществознания в 10 классе (эта тема также представлена в ЕГЭ по предмету). В основном речь идёт противоречивом характере взаимодействий в системе «человек-общество-природа».

На протяжении тысячелетий отношения общества к природе постоянно менялось, трансформировалось под воздействием религии, философии, науки. Эти изменения можно кратко представить в виде следующей таблицы:

Исторические этапыОтношение к природе
АнтичностьОсновным принципам существования была гармония. Природа воспринималось людьми как совершенный космос, противоположный хаосу. Человек не воспринимал себя как нечто отдельное от природы.
СредневековьеС одной стороны, под влиянием христианской религии, природа воспринималась как нечто вторичное, более низкое, чем человек, наделённый божественной искрой – душой. Основным принципом существование было подчинение природы, возможность безнаказанно черпать природные ресурсы, аргументируя этот тем, что Бог создал мир для человека.С другой стороны, природа воспринималась как идеальное творение Бога. Считалось, что только через познание природы возможно познать часть замыслов Творца.
Эпоха Возрождения (Ренессанс)Возвращение к античным принципам сосуществования с природой. Отход от природы и природного считался чем-то противоестественным, негативным. Природа для человека – источник радости, наслаждений и удовольствий.
Новое времяПод воздействием научного прогресса установился новый принцип сосуществования человека и природы – полное подчинение природы и природных сил человеку. Природа стала объектом экспериментирования, считалась, что любая природная сила, костная и инертная должна быть покорена человеком и использована на благо общества.
СовременностьНачало формирования нового мировоззрения, основой которого стал принцип мирного, партнёрского сосуществования человека и природы. Природа начала восприниматься как уникальный, целостный организм, готовый для конструктивного диалога, служащий основой для жизни и деятельности человека.

Социологи выделяют три периода в истории человеческой цивилизации, характеризующие взаимоотношения человека и природы:

  • палеолит (человек не мог выжить вне природы, зависел от природных условий, ощутимого влияния на природу не оказывал);
  • неолит (в этот период человек начал активнее воздействовать на природу, преобразовывая жизненное пространство под себя: постройка городов, каналов, вырубка леса и т. д.);
  • промышленная эра (человек стал использовать максимально большое количество ресурсов, постепенно истощая природные богатства; именно в этот период появляется термин «экологический кризис» – цела совокупность глобальных проблем, которые, в своём развитии, могут привести к смерти всего живого на планете).

Рис 2. Ландшафт, изменённый человеком

К XXI веку сложилась чёткая система ценностей и моделей взаимодействия, определявшая основной принцип отношений человека и природы – партнёрство. Сейчас люди пытаются устранить ошибки прошлого.

Примеры такой работы:

  • люди борются с незаконной вырубкой лесов;
  • люди охраняют редкие виды животных;
  • люди стараются бережно расходовать воду;
  • люди снижают темпы загрязнения воздуха.

Выделение человека из мира природы знаменовало рожде­ние качественно нового материального единства, так как чело­веку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Практически сразу человек вступил в противоречие с природой, постоянно преобразовывая её «под себя». Где-то улучшения носили позитивный характер, где-то негативный, но на протяжении тысячелетий, по мере совершенствования орудий труда, воздействие человека на природу усилилось.

Природа также «реагировала» на человеческую деятельность. Например, в результате деятельности человека произошло ухудшение экологической обстановки, что в свою очередь привело к появлению различных болезней, снижению продолжительности жизни, снижению рождаемости, уменьшению количества чистой пресной воды и даже чистого воздуха.

Постепенно, учёные пришли к выводу о том, что между обществом и природой существует неразрывная, сильна связь, существуют некие взаимоотношении, которые могут быть представлены в двух формах:

  • гармоничные (когда человек и природа сосуществуют мирно, не причиняя вреда друг другу);
  • конфликтные (когда человек, агрессивно воздействуя на природу, получает «ответ» в виде ухудшения качества своей жизни).

Естественно, когда речь идёт о взаимодействиях общества и природы, то

  • со стороны общества действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели;
  • со стороны природы действуют слепые, стихийные, бессознательные силы, некоторым из которых человечеству до сих пор нечего противопоставить (цунами, землетрясения, извержения вулканов).

Когда речь идёт о взаимодействии человека и природы, общества и природы, основной упор делается на экологическое взаимодействие. Человек пытается решить уже возникшие экологические проблемы и не допустить появления новых.

Рис 3. Экологические проблемы: загрязнение окружающей среды

Природа – сложная система, имеющая свои определенные характеристики, свою структуру и существующая отдельно от общества. На протяжении тысячелетий отношения человека к природе менялось, но взаимодействие не прекращалось никогда.

Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволя­ют им сосуществовать как двуединое явление земной действи­тельности.

В этой тесной взаимосвязи природы и общества за­ключается основа единства мира.

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 310.

Будь в числе первых на доске почета

  • Латинская АмерикаТест
  • Население Латинской Америки
  • МегаполисТест

Источник: https://obrazovaka.ru/geografiya/vzaimodeystvie-obshchestva-i-prirody.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество. 1.2. Взаимодействие общества и природы

3. ВЗГЛЯДЫ НА СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ И НА РЕШЕНИЕ

  • Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.
  • Взаимодействие природы и общества:

— позитивное

-негативное.

  • Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.

Сущность понятия «природа» в широком и узком смыслах.

Природа в широком смысле – это вся Вселенная.

Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.

Выделяют:

Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.

Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру

(материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.

Взаимодействие природы общества.

Позитивное воздействие.

ПРИРОДА.

  • Является средой, где живёт человек.
  • Природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.)
  • Источник  средств производства (металл, уголь, нефть и т.д.)
  • Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается (теория «вызова-ответа» Тойнби).

ОБЩЕСТВО.

  • Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы.
  • Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
  • Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.
  • Охрана животного и растительного мира («Красная книга»).

Негативное воздействие

ПРИРОДА.

  • Способность природно-географических условий не только ускорять, но и замедлять темпы общественного развития.
  • Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.).
  • Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха).

ОБЩЕСТВО.

  • Возникновение глобальной экологической проблемы.
  • Истощение недр
  • Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами.
  • Уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов.
  • Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Экологическая проблема как одна из основных глобальных проблем в современном мире.

Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества.

Она возникла в результате безжалостного отношения к природе, загрязнения её во всех четырёх сферах (вода, воздух, земля, космос).

Пути решения экологической проблемы.

  • Оптимизация использования природных ресурсов в производстве.
  • Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников.
  • Достижение экологической безопасности для жизни человечества.
  • Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений.
  • Бережное отношение к природе каждого гражданина Земли.

Примерные задания по теме на ОГЭ.

Задание 1.

Какой при­мер иллюстрирует вли­я­ние природных фак­то­ров на жизнь общества?

1) разрушения, вызванные наводнением

2) осушение болот под стро­и­тель­ство автодороги

3) загрязнение воз­ду­ха выхлопными газами

4) изучение эко­ло­гии школьниками

Задание 2

Что относится к экологическим проблемам?

1) проблема международного терроризма

2) распространение алкоголизма среди подростков

3) перенаселенность стран Азии и Африки

4) загрязнение воздуха промышленными отходами

Задание 3.

Человек влияет на природу

1) положительно

2) не влияет на природу

3) и положительно, и отрицательно

4) отрицательно

Задание 4.

В от­ли­чие от природы, общество

1) обусловлено де­я­тель­но­стью человека

2) находится в по­сто­ян­ном развитии

3) состоит из вза­и­мо­свя­зан­ных элементов

4) является ча­стью ма­те­ри­аль­но­го мира

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-4/

Лекция 17. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

3. ВЗГЛЯДЫ НА СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ И НА РЕШЕНИЕ

Взаимосвязь общества и природы предельно очевидна. Общественная разумная жизнь появляется во Вселенной, на планете Земля. Общество живет в природе и за счет природы.

Общество и человек – феномены природного мира, только особым образом организованные. Так что нет абсолютного разрыва между природой и обществом.

Более того, проблемы сохранения общества, цивилизации разрешимы в тесном взаимодействии с Природой.

Во всех исторических процессах, начиная от первобытных людей и кончая жизнью современного человечества, природные и социальные факторы постоянно соприкасались и взаимодействовали. Безусловно, переход от природы к социуму есть качественный скачок в существовании единой субстанции.

Это переход от неосознанной природы к природе, наделенной осознающим разумом. Но в качестве общественного и разумного существа человек не утрачивает своей естественно-физической связи со Вселенной.

Взаимодействие человека как «сгустка сил природы» и самой природы происходит в процессе физико-биологической жизнедеятельности человеческого организма, в ходе общественного труда и духовно-мыслительной деятельности.

Отношение общества, человека к природе носит общественный характер, т. е. это отношение дано в форме производства и воспроизводства общественной жизни, действительной жизни людей.

Сама природа функционирует здесь в той мере, в какой человек является общественным существом, как проявление его человеческой, общественной сущности. Вне культуры нет отношения человека к природе.

Только в рамках культуры могли возникнуть такие сложные мировоззренческие проблемы, как соотношение природы и общества, тела и духа, микрокосма и макрокосма.

Исходными пунктами анализа взаимодействия природы и общества являются географическая среда, труд как процесс целесообразного взаимодействия человека на природу и природопользование как целенаправленное использование сил и объектов природы для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Географическая среда – земная природа, включенная в сферу человеческой деятельности и составляющая необходимое условие жизнедеятельности общества. Термин «географическая среда» был введен в социальную философию и географию Э. Реклю и Л.М. Мечниковым, часто является синонимом понятия «биосфера».

Разнообразие географической среды влияет на общественное разделение труда (земледелие, скотоводство и др.), на развитие различных отраслей производства (в зависимости от доступных источников энергии, полезных ископаемых и т. д.

), на темпы развития общества (например, использование Англией морских коммуникаций) и даже на социально-психологические черты и характер народа (естественные просторы России – на характер русских, а экстремальные природные условия Японии – на черты японской нации).

В XIX–XX веках понятие географической среды в какой-то мере адекватно отражало суть взаимодействия общества и природы.

Но с выходом человека в Космос и учетом зависимости земной жизни космических сил можно говорить о широкой природной среде общества, о комплексном взаимодействии, коэволюции природы и общества.

Человечество, как и каждый человеческий организм, существует в системе Природы. Наша жизнь в значительной мере, чем мы это думали, зависит от явлений и процессов космической жизни.

Обратимся к историческим типам взаимодействия общества и природы. Первый – это присваивающий тип, основанный на присвоении даров природы, в рамках присваивающего хозяйства. Второй – тип производственный, основанный на аграрной экономике, индустриальном производстве. Третий – тип разумно-управленческий, экологический, он же – современный.

Существование современного общества, мировой цивилизации возможно лишь в рамках строго заданных нагрузок на природу, допустимых мерах эксплуатации природных комплексов.

Если в прошлом главным был вопрос о состоянии земельных ресурсов, то теперь поле антропогенных нагрузок охватывает водные ресурсы, воздушную среду, леса, почвы, животный мир, озоновый слой Земли, Мировой океан, климат. Давление человеческой цивилизации на природные системы Земли возросло колоссально.

Новый тип взаимодействия общества и природы возник в связи с угрозой экологических катастроф. Отсюда – размах природоохранительной, экологической деятельности и управления взаимоотношений с природой в разумных пределах.

Социальная философия призвана дать оценку мировоззренческих и научных концепций взаимосвязи природы и общества. Проанализируем некоторые из них.

Русский космизм. Русский космизм (Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, современные российские ученые – В.П. Казначеев. Е.А. Спирин и др.) можно определить как универсальное мировоззрение, выражающее единство Космоса, социальной жизни и человеческого разума.

Развитие русского космизма стимулировалось философией всеединства Вл. Соловьева. Человеческая жизнь и разум (в этом их смысл!) должны принимать положительное участие в становлении Универсума, социального и природного мира. В своей философии «общего дела» Н.Ф.

Федоров пытался сочетать естественнонаучный натурализм (веру в безграничную силу науки, способность человека регулировать силы природы) с христианским учением о Спасении и Воскресении мертвых.

Религиозно-мистические мотивы единства Бога и человека, общества и природы переплетались с превознесением науки и техники и их роли в спасении человечества. П.А. Флоренский прямо подчеркивает, что единое смысловое целоевоплощается и в природе, и обществе. Космос, материя пронизаны духом и жизнью.

«Вся природа оживлена, вся жива в целом и частях. Все связано тайными узами между собой, все души вместе друг с другом». П.А. Флоренский приходит к мысли об особой части вещества (на современном языке мы бы сказали «информация»), вовлеченном в круговорот культуры или, точнее, в круговорот духа.

Ноосферная теория В.И. Вернадского (1863–1945).Ученый обратил внимание на усиление антропогенного влияния на биосферу (оно связано с организованным трудом, познанием, техникой, разумом).

Человечество становится геологическим фактором Планеты. Над биосферой и социосферой надстраивается сфера разума («ноосфера»).

«Ноосфера» – это высокоорганизованная, управляемая социальная жизнь в ее связях с природой, Космосом.

Христокосмическая концепция П. Тейяра де Шардена (1381–1955).Ноосферные идеи развивал ученый-антрополог и теолог Тейяр де Шарден в своих книгах «Божественная среда» (1927) и «Феномен человека» (1948).

С возникновением человека, общества наряду с биосферой появляется ноосфера с ее феноменами – мыслью, духом, личностью, единством индивидуальностей и т. д. Подобно слиянию одноклеточных животных в организме, произойдет духовное объединение человечества в некоей Сверхжизни и Сверхчеловечестве.

Развитие науки, техники, социальных систем ведет к этой высшей духовной точке. Все Мировое Единое движется к Духу. На пути этой духовной эволюции сглаживаются противоречил между природой и обществом.

Космо-социальные идеи К.Э. Циолковского и А.И. Чижевского (1897–1964).Современное человечество так или иначе выйдет в Космос, социальная жизнь должна сообразоваться с законами Космоса, «космической этикой». С неиссякаемым энтузиазмом К.Э.

Циолковский набрасывает общие принципы социальной и космической жизни. Л.И. Чижевский также стремится раскрыть взаимосвязь космических и исторических процессов. В своих работах «Астрономия, физиология и история» (1921) .

«Физические факторы исторического процесса» (1924), «Земное эхо солнечных бурь» он стремился доказать зависимость человеческой истории от астрофизических факторов. Политическая власть должна знать состояние солнца в любой момент.

Крупные общественные события и движения совпадают с происхождением больших солнечных пятен. Успокоилась природа Солнца и Земли – успокоились народы. Частота преступлений и эпидемий на земле зависит от циклов солнечной активности.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.Она изложена в трудах ученого «Этногенез и биосфера Земли» (1990), «Этносфера», «История людей и история природы» (1993) и др. доминанта жизни движения этноса (народа) – биоэнергетическая.

Она определяет совершаемую этносами работу – миграцию, природопользование, военную, экономическую и др. деятельность, словом, волны социальной жизни. Волны социальной активности, «разогрева» этноса обуславливаются пассионарными толчками, имеющими космическое происхождение (жесткое излучение из Космоса).

Для понимания сущности и социодинамики этноса важно понятие пассионарности (активность, стремление к цели, сверхнапряжению, жертвенности). Люди-пассионарии вроде А. Невского, Сергия Радонежского и др., увлекают остальную массу этноса. История любого этноса складывается по схеме: толчок – подъем – перегрев – упадок – затухание.

Длительность жизни этноса – 1200 лет; этот срок является постоянным. Никакими земными причинами социодинамику жизни этноса Гумилев не объясняет. Многими эта концепция воспринята как раскрытие загадки взаимоотношений биологического, космического и социального.

Однако нетрудно заметить, что эта концепция ищет причины социальных процессов и катаклизмов вне общества. Если в результате революций и войн массовых движений гибнет цивилизация, великолепная природа, культура и приносятся колоссальные человеческие жертвы, то это от людей не зависит.

Действует мол Космический фактор! Но несмотря на космическое воздействие, обеспечивающее те или иные формы пассионарной энергии, инициаторами социальных процессов являются люди, социальные группы, сами народы с их жизненными потребностями.

Совокупность концепций единства природы и общества должна повлиять на осмысление современной экологической ситуации, на поиск путей выхода из нее. Взаимодействие общества и природы на современном этапе можно трактовать как экологический кризис – катастрофическое нарушение равновесия в системе «общество–природа», дальнейшее обострение противоречий между обществом и природой.

Основными причинами экологического кризиса являются следующие процессы: машинизация и химизация отраслей народного хозяйства, безудержное потребление ресурсов природы, глобальная автомобилизация, преобладание в производстве экологически грязных технологий и т. д.

Крупномасштабные загрязнения природной среды приводят к «парниковому эффекту», «озоновым дырам» и другим опасным явлениям для жизни человечества.

Определенный выход из экологического кризиса указали ученые Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.) своей концепцией «пределов роста».Современная технико-экономическая экспансия общества на природу не может, по мнению ученых, быть беспредельной. Природные ресурсы не успевают восстанавливаться.

Нужно перейти от общества экспансии к экологическому обществу (сохраняющему природу). В этой связи упор ставится на возобновляющиеся источники энергии, утилизацию отходов в экономической деятельности, создание безотходного производства, использование «чистых энергий природы» (Солнца, водной и ветряной энергии).

По мнению этих ученых, научно-техническое взаимодействие общества и природы должно быть предельно окультивировано. Проблема взаимосвязи природы и общества является чисто культурной проблемой.

Культура – это и современное философское мышление, мировоззрение, новое экологическое сознание, этические основы жизни народов и мирового сообщества.

Выход из экологического кризиса – возвращение «назад к природе», но на современном уровне, т. е. на основе энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, демилитаризации общества и роста экологической культуры и культуры общества в целом.

Современный человек должен осознать, что его социальная, материальная и духовная жизнь всесторонне зависят от сохранности природы в самом широком смысле этого слова.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности философского подхода к изучению природы?

2. Дайте определение понятия географической среды?

3. Каковы исторические типы взаимодействия общества и природы?

4. Какие имеются философские и научные теории взаимосвязи природы и общества?

5. Что такое «ноосфера»?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_91244_lektsiya--filosofskiy-analiz-vzaimosvyazi-obshchestva-i-prirodi.html

Соотношение общества и природы

3. ВЗГЛЯДЫ НА СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ И НА РЕШЕНИЕ

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее.

Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Научное разграничение указанных понятий позволяет правильно понять двуединую – природно—социальную, биосоциальную основу человека и общества, не допуская как игнорирования природных начал в человеке и обществе, так и отрицания ведущей, решающей роли социального в этом единстве.

Исторический опыт свидетельствует о том, что всякие попытки строить социально—экономические проекты без учета и тем более вопреки естественным, природным потребностям людей и общества неизменно заканчивались неудачей. С другой стороны, попытки механистического перенесения на общество законов природы приводили к не менее негативным последствиям на практике.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе.

Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.


54. Источники и субъекты исторического процесса

Исторический процесс –этовременная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное воздействие на жизнь людей: а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной реальности, тесно связанный с другими ее элементами.

Поэтому все исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние на последующее развитие общества; б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного общества и является результатом деятельности субъектов исторического процесса.

Субъект исторического процесса — это индивиды и их общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные объединения, отдельные исторические личности.

1.) народные массы –это социальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом исторического процесса.

2.) социальные группы они могут выделяться по различным признакам — возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д. Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в историческом процессе, являются классы, сословия и нации.

Каждая из социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы, которые они пытаются отстаивать в историческом процессе и для защиты которых создают общественные объединения.

3.) общественнымиобъединениями называются добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности, которых ученые называют историческими деятелями. Прежде всего таковыми традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и т. д.).

Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства.

Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим личностям.

55.Сущность общественного прогресса и его критерии.

Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, рода «человек», характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Общественный прогресс — это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество — сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма

важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем вЮжной Кореи, а их качество ниже.

Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития.

Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ.

Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Третья группа авторов предлагает взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе.

Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.

Однако «ахиллесова пята» этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, — нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

56. Постиндустриальное общество: его сущность и основные характеристики

Приблизительно в последней четверти 20в человечество в лице индустриально развитых стран Запада и Востока начало переход к постиндустриальному обществу, а рассвет относится на 21 век.

Постиндустриальное общество— это общество, в экономике которого, в результате научно технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Основные характеристики:

1. производство автоматизировано и компьютезировано;

2. сильное гражданское общество;

3. особая роль принадлежит науке и образованию;

4. основной продукт производства – услуги

5. основной факт производства – знания

6. творческое начало

7. профессионализм, квалифицированность, социальная мобильность;

8. информационность.

Источник: https://studopedia.org/7-18885.html

Scicenter1
Добавить комментарий