32.1. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

Железные дороги крайне негативно влияют на планетарную экосистему. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

32.1. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

02 марта 2016

К сожалению, большинство технологий, которыми пользуется сегодня человечество, оказывают в той или иной степени вредносное воздействие и ведут к деградации и вырождению планетарной экосистемы. И железные дороги здесь не являются исключением.

Железнодоро́жный тра́нспорт как вид наземного транспорта, в котором перевозка грузов и пассажиров осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям, сегодня используется по всей планете чрезвычайно широко.

Эксплуатационная длина ж/д путей в мире уже подходит к 1 млн. км и продолжает стремительно разрастаться. Железные дороги считаются одним из основных неотъемлемых признаков высокоразвитой цивилизации.

В РФ, например, на долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования.

И вполне логично, что чем больше разрастаются по планете железнодорожные магистрали, тем большее губительное и пагубное влияние они оказывают на окружающую среду.

Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными техническими показателями.

Для экологической системы, для природы железная дорога является чужеродным элементом, причём чрезвычайно агрессивным и вредоносным!

Воздействие железной дороги на экосистему проявляется прежде всего загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог. Часто железные дороги, шпалы и рельсы имеют насыпи или наоборот расположены ниже общего уровня земли.

Это создает искусственный барьер для экосистемы, разделяющий её на части. В результате растения не имеют возможности разрастаться естественным путем, животные не могут переходить с одной стороны на другую.

Не последнюю роль в этом играет сильная шумовая характеристика железной дороги.

Степень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду оценивают по уровню расходования природных ресурсов и уровню загрязняющих веществ, поступающих в природную среду регионов, где расположены предприятия ж.-д. транспорта.

Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные.

Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы.

К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т.п. В свою очередь, стационарные источники по сложности и числу технологических процессов нерав! нозначны и могут создавать загрязнения не одного, а нескольких видов.

В целом, факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам: — механическое воздействие (твердые отходы, воздействие дорожной техники на почву); — физическое (тепловое излучение, электромагнитные поля, ультра- и инфразвук, вибрация, радиация); — химическое (кислоты, щелочи, соли металлов, углеводороды, краски и растворители, пестициды); — биологическое (макро и микроорганизмы, бактерии, вирусы); нарушение ландшафтов, осушение, заболачивание. Эти факторы могут действовать на природу долговременно, в течение многих лет!

Эволюция развития человечества и создание индустриальных методов хозяйствования привели к образованию глобальной техносферы, являющейся по сути агрессивным средством уничтожения природной экосистемы, одним из элементов этой техносферы и является железнодорожный транспорт. Природная среда при функционировании элементов техносферы является источником сырьевых и энергетических ресурсов и пространства для размещения ее инфраструктуры.

Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству, ремонту и эксплуатации подвижного состава, производственного оборудования, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли. Достаточно сказать, что железнодорожный транспорт потребляет до 7% добываемого топлива, 6% электроэнергии и 4,5% леса.

Поэтому уровень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду чрезвычайно высок. Характер влияния транспорта на природу определяется составом технических факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью этих воздействий на элементы окружающей среды.

Загрязнения от объектов железнодорожного транспорта накладываются на загрязнения от хозяйственно-производственной деятельности предприятий и коммунальных служб городов. Техногенное воздействие на окружающую среду почти всегда носит комплексный (от группы различных факторов) характер.

Эти воздействия, как правило, характеризуются различными коэффициентами экологической опасности в зависимости от вида воздействия и их характера, а также объекта воздействия.

Для оценки уровня воздействия объектов железнодорожного транспорта на экологическое состояние окружающей среды используются следующие интегральные характеристики:

— абсолютные потери окружающей среды, выраженные в конкретных единицах измерения состояния биоценозов (флоры, фауны, почвы, морей); — компенсационные возможности экосистем, характеризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режимах, созданных принудительно; — опасность нарушения природного баланса, возникновение потерь и локальных экологических сдвигов, которые могут вызвать экологический риск и кризисные ситуации в окружающей среде; — уровень экологических потерь, вызванных воздействием объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду. Эти характеристики и позволяют определить экологическую безопасность в районах расположения транспортных объектов. Воздействие объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду, как уже отмечалось, обусловлено строительс! твом железных дорог и транспортной инфраструктуры, производственно-хозяйственной транспортных предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на полосах отчуждения и др. Строительство и эксплуатация железных дорог связано с загрязнением природных комплексов, выбросами в атмосферу, стоками в водоемы и отходами. Железные дороги прокладываются на сложившихся путях миграции животных, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов. Для строительства железных дорог вырубаются тысячи гектар леса!

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные.

Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твердого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа.

Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды сер, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка загрузка в тепловозы сопровождается выделением в воздушную среду пыли и газообразных веществ.

Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски.

При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, формальдегид.

Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют оксид серы, углерода, азота, альдегиды.

Источники загрязнения водных объектов:

После использования на ж/д предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий токсичны для окружающей среды. Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные сточные воды на ж/д транспорте в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Источники загрязнения территорий предприятий:

Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы.

Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс.

Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории от 2 до 50 га (локомотивные и вагонные депо-4-5 га, территории промывочных станций, железнодорожные станции, пункты подготовки пассажирских вагонов, шлакопропиточные заводы — 12 га).

Влияние выбросов железнодорожного транспорта на атмосферу, воду, почву:

Перевод железнодорожного транспорта с паровой тяги на электрическую и тепловозную, которыми в настоящее время выполняется практически вся поездная работа, вроде бы способствовал улучшению экологической обстановки: уменьшено влияние угольной пыли и вредных выбросов паровозов в атмосферу. Дальнейшая электрификация железных дорог, т.е. замена тепловозов электровозами, по распространённому мнению, позволяет исключить загрязнение воздуха отработавшими газами дизельных двигателей. Основной путь снижения выбросов токсичных веществ тепловозами заключается в уменьшении их образования в цилиндрах двигателей. Важное значение имеют обезвреживание отработавших газов, правильная эксплуатация тепловозов. Принцип действия очистных устройств основан на рециркуляции газов, применяемой для уменьшения концен! трации оксидов азота.

Необходимо заниматься очисткой газовоздушных смесей, образующихся при различных технологических процессах на стационарных объектах железнодорожного транспорта, от газообразных, парообразных и пылевидных токсичных веществ, чего на практике тоже зачастую не делается.

Для защиты окружающей природной среды необходимо также бороться с искрами, источниками которых являются газоотводные устройства тепловозов, а также чугунные тормозные колодки локомотивов и вагонов.

Искры могут быть причиной пожаров на территориях, примыкающих к железным дорогам.

Правда, необходимо осознавать, что электрификацией железных дорог вроде бы частично решили проблему выбросов в окружающую среду, но взамен создали другую проблему — влияние полей электрифицированных железнодорожных сетей на электромагнитное поле планеты с каждым годом всё больше возрастает, вызывает неестественные возмущения и колебания, являясь частью всей энергосистемы техносферы, вносит свой весомый вклад в искажение естественных природных электромагнитных частот.

Более того, ещё один чрезвычайно важный момент — главным элементом железнодорожных путей являются металлические рельсы, в большинстве случаев укладываемые попарно.

Поскольку Земля является естественной электромагнитной системой, генерирующей естественное электромагнитное поле, помещение в это поле металлических проводников неизбежно будет проводить к протеканию через него естественно электрического тока.

То есть, другими словами, прокладка металлических железнодорожных рельс неизбежно изменяет и искажает естественное течение продольных и поперечных планетарных токов, вызывая перетекания энергии там, где их быть не должно, что вызывает лишние возмущения и колебания эфиросферы Земли.

Вопрос этот исследован чрезвычайно мало, но можно не сомневаться, что по воздействию он вполне сопоставим с,! к примеру, влиянием на планету ракетных пусков.

Также нужно помнить, что атмосфера относится к тем природным бассейнам, которые невозможно ограничить национальными или государственными границами — воздушная масса постоянно движется и находится в пользовании всего человечества. Поэтому загрязнение атмосферы одной страной нередко причиняет вред другой стране, и к железным дорогам это относится в полной мере.

При строительстве многих объектов железнодорожного транспорта приходится снимать плодородный слой почвы, зачастую даже более 1 м, который затем складывают в бурты для последующего использования. По окончании строительства нарушенные земли должны рекультивироваться (восстанавливаться), но по факту это делается далеко не всегда.

Существенное значение в защите природных ресурсов имеют утилизация и переработка отходов железнодорожного транспорта. Причём из-за сложности и многообразия состава твердых отходов не существует универсального способа их утилизации.

В целом, современный ж/д транспорт вместе со всей сопутствующей инфраструктурой является сегодня, в числе прочих (ракетных пусков, атомных электростанций и тд), одним из главных элементов агрессивного воздействия и уничтожения естественной планетарной экосистемы, и всегда нужно помнить — чем хуже будет экосистеме, тем хуже будет и человеку, так что в конечном итоге всё упирается в один вопрос — нужен ли людям вообще такой технический прогресс, если плата за него — медленное самоуничтожение. Как тут не вспомнить мудрых славянских предков, которые всегда селились по берегам рек, используя естественные водные пути в качестве дорог. 

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/ru-an_info/post385773613

Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду

32.1. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

К факторам неблагоприятного воздействия ж.-д. транспорта на окружающую среду относят выбросы вредных веществ в атмосферу, внешние шумы железнодорожных объектов, загрязнение почвы и водоемов.

В настоящее время железнодорожный транспорт, осваивающий огромные объемы перевозок, обладает мощным производственным потенциалом и является одним из крупнейших потребителей энергетических ресурсов.

Ежегодно на тягу поездов и прочие производственные и непроизводственные нужды расходуется около 10 млрд кВт.ч электроэнергии и более 33 млн т условного топлива. Сжигание топлива осуществляется подвижным составом и стационарными установками.

Основная статья расходов составляет затраты на тягу поездов. Тепловозы, как известно, имеют дизельные двигатели. Двигатели выбрасывают в атмосферу токсичные газы, состоящие из оксида углерода (до 10%), оксида азота (до 0,8%) и углеводородов (до 3%).

Наибольшей токсичностью обладают продукты сгорания карбюраторных двигателей. В этих продуктах, кроме перечисленных ингредиентов, содержится еще свинец и незначительное количество диоксинов.

Стационарная теплоэнергетика депо, ремонтных заводов и службы гражданских сооружений расходует до 49% топлива от общего расхода топлива МПС. Однако эти службы находятся в неудовлетворительном состоянии: маломощные, с КПД на 15-20% ниже современных котлов.

Все это обуславливает повышенные выбросы вредных веществ в атмосферу, таких, как оксид углерода, альдегиды, несгоревшие углеводороды, сажа, оксиды азота и серы.

Происходит также тепловое загрязнение окружающей среды из-за повышенной температуры дымовых газов на выходе котлов с малым КПД.

Объектами санитарной охраны почвы являются баластная призма железнодорожного полотна, территория станций, промышленных объектов и поселков.

При строительстве и эксплуатации железных дорог изменяются свойства и структура почвы, что приводит к нарушению сложившегося равновесия природной среды в полосе отвода.

Кроме этого, почвы постоянно подвергаются загрязнению различными веществами, что приводит к тому, что их содержание значительно превышает соответствующие ПДК.

На предприятиях железнодорожного транспорта в процессе эксплуатации и ремонта выполняются различные технологические процессы мойки оборудования, подвижного состава и его узлов, в которых используется вода.

При этом в нее попадают в больших количествах нефтепродукты, кислоты, щелочи, моющие вещества, антисептики, фенолы, соли тяжелых металлов и много других веществ органического и неорганического происхождения, включая удобрения и ядохимикаты. Очистка таких стоков очень сложна.

Расход сточных вод на предприятиях железнодорожного транспорта колеблется от 200 до 4000 м3/сутки без учета такого же количества атмосферных стоков с загрязнениями, свойственными данному предприятию.

На ремонтных заводах, в локомотивных и вагонных депо сточные воды образуются при обмывке подвижного состава, очистке узлов и деталей в моечных машинах и ванных, гальванической обработке деталей, промывке аккумуляторов, регенерации умягчительных фильтров, промывке и продувке котлов, гидравлических испытаниях различных емкостей, спуске подтоварной воды из хранилищ для нефтепродуктов, обмывке полов, смотровых канав и т. д. Вода загрязняется нефтепродуктами, минеральной и органической взвесью, щелочами, кислотами, поверхностно-активными веществами (ПАВ), солями металлов (хрома, никеля, железа, меди и др.).

Сточные воды в пунктах подготовки пассажирских вагонов образуются при наружной обмывке кузовов и ходовых частей и содержат нефтепродукты, продукты коррозии металлов, пыль, различные органические примеси, а также моющие средства, используемые при обмывке вагонов.

В пунктах подготовки грузовых вагонов, где их промывают изнутри, в сточные воды попадают остатки перевозимых грузов: цемента, мела, кирпича, минеральных удобрений, зерна, овощей, комбикормов, мяса, рыбы и др. Характерной особенностью этих сточных вод является высокое содержание взвешенных веществ и растворенных солей.

Сточные воды промывочно-пропарочных станций образуются при промывке и пропарке цистерн из-под нефти, нефтепродуктов и других наливных грузов, а также при обмывке промывочных эстакад, путей, лотков, стирке спецодежды, спуске подтоварной воды из отстойных резервуаров и пр.

Эти воды могут иметь сложный состав и содержать плавающие и эмульгированные нефтепродукты, взвешенные вещества, фенолы, тетраэтилсвинец и другие органические примеси. Цистерны промывают горячей водой, поэтому стоки обычно имеют повышенную температуру (термическое загрязнение).

На дизинфекционно-промывочных станциях (ДПС), где обрабатывают вагоны после перевозки скота, птицы, кожсырья, шерсти, костей, сточные воды загрязняются остатками навоза, соломы, перевозимых грузов, дезинфекционными средствами (хлорной известью, каустической содой и др.), а также могут иметь бактериальные загрязнения, включая возбудителей различных заболеваний. На дезинфекционно-промывочных станциях нередко обрабатывают и другие грузовые вагоны, поэтому в сточных водах может присутствовать минеральная взвесь и растворенные соли.

Сточные воды шпалопропиточных заводов образуются при отстаивании обводненного пропиточного масла, работе вакуум-насосов, охлаждении конденсаторов, сбросе конденсата из змеевиковых пароподогревателей, сбросе стоков с предцилиндровых площадок, тракционных путей, складов готовой продукции, продувке котлов, регенерации водоумягчительных фильтров, обмывке оборудования и производственных помещений. Основными загрязнителями воды являются каменноугольное и сланцевое пропиточное масла, в которых содержатся растворимые смолы, фенолы, пиридин и пр. В воду попадают содержащиеся в пропитываемой древесине органические вещества (скипидар, ацетон, органические кислоты и др.). Стоки шпалопропиточных заводов представляют наибольшую опасность для водоемов, так как содержат вещества, которые даже в малом количестве токсичны для водных организмов. Эти стоки часто имеют повышенную температуру (до 50-600С) вследствие поступления в них большого количества конденсата.

На щебеночных заводах производственные стоки образуются при мокрой очистке воздуха от пыли, промывке щебня, мокрой уборке помещений, охлаждении дробилок и др. Основным видом загрязнений воды здесь являются минеральные взвешенные вещества, в незначительных количествах в ней могут присутствовать нефтепродукты и другие примеси.

На железнодорожном транспорте имеется много небольших объектов (пункты технического осмотра, рельсосварочные поезда, ремонтные мастерские, звеносборочные базы, автобазы, склады топлива и др.), являющихся источниками сточных вод. В большинстве случаев стоки этих объектов содержат нефтепродукты и взвешенные вещества.

На многих предприятиях в канализацию поступает вода от охлаждения компрессоров, дистилляторов, электропечей, дымососов, закалочных установок и другого оборудования, вода из жидкостных нагрузочных реостатов, используемых при испытаниях тепловозов. Эти стоки являются практически чистыми и имеют лишь повышенную температуру (до 400С).

Лекция 7. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

План лекции

1. Общие положения охраны природной среды при хозяйственной деятельности.

2. Экологические принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.

3. Законы Б.Коммонера.

4. Ресурсный цикл использования природных благ человеком.

5. Экологизация технологий.

Известно, что прежде, чем начать заниматься охраной окружающей среды, нужно определиться с направлением рационального использования природных ресурсов, необходимо знать, от чего защищать природу и где происходит, непомерное, варварское расходование ресурсов.

А для этого необходимо знать, какие загрязнители и где наносят серьезный непоправимый урон окружающей среде. Эту задачу решает такая операция, а вместе с ней и наука, как мониторинг. Мониторинг в переводе с английского языка означает наблюдение.

На стадии мониторинга осуществляется наблюдение за состоянием природной среды, выявляются неблагоприятные объекты, фиксируются основные загрязнители.

На основании данных мониторинга разрабатываются инженерно-технические средства, рекомендации и технологии по защите и улучшению среды обитания. Сам мониторинг активно не вмешивается в технологические процессы.

Провозглашение приоритета экологии над экономикой, которое в настоящее время декларируется нашими политиками, означает, что охрана природной среды становится принципом любой деятельности любой хозяйственной единицы.

Этот принцип утверждает обязательность экологизации всей экономической жизни.

Поэтому экологические требования должны относиться ко всем стадиям и звеньям хозяйственного процесса: доэксплуатационным, эксплуатационным и послеэксплуатационным (схема 8).

Схема 8

Так на чем же должны тогда развиваться основные принципы охраны и рационального использования природы? Они базируются на 4 законах экологии, которые называются законами Б. Коммонера. Первый закон: все связано со всем, то есть все в природе взаимосвязано.

Второй закон: все должно куда-то деваться, то есть все течет. Третий закон: природа знает лучше, то есть без изучения законов природы в нее вторгаться нельзя, иначе можно наделать много глупостей.

Четвертый закон: ничего не делается даром, то есть если что-то взято из природы, то это нужно компенсировать.

Это главные принципы, которые необходимо закладывать в любую, даже природоохранную технологию, тогда мы будем жить в мире с природой и может наступить такой момент, когда такая наука, как охрана окружающей среды, органически вольется в человеческую жизнь и все технологии будут экологически чистыми. Но пока охрана окружающей среды – это сфера деятельности человека, в процессе которой создается безопасная для его здоровья среда, исключающая такие явления, как нерациональная эксплуатация ресурсов, военные действия и другие негативные последствия антропогенного происхождения.

Главные задачи, решаемые в данной области, заключаются:

— в улучшении среды обитания человека;

— сохранении природы и природных ресурсов;

— управлении природными ресурсами;

— изменении отношения человека к биосфере в целом и его поведения в частности.

Но эти задачи требуют осуществления дополнительных мероприятий по поддержанию экологического равновесия: чтобы ни один из видов не исчез, и человек жил в этих условиях достаточно комфортно.

Важным понятием в процессе использования природных благ является ресурсный цикл, под которым понимается совокупность превращений и пространственных перемещений определенных веществ на всех этапах переработки природных ресурсов. В ресурсный цикл включается (см.

схему 9) выявление природного ресурса, необходимого человеку, подготовка и эксплуатация его источника, возвращение в природную среду. Более 90% извлеченных из природной среды элементов возвращается в нее в виде отходов и выбросов в более активной химической форме.

В результате происходит непрерывное повышение регионального и глобального фона по многим токсичным компонентам – об этом мы подробно говорили на прошлой лекции.

Не умея использовать природные ресурсы достаточно полно, человек вынужден в убыстряющемся темпе вовлекать в производство все новые ресурсы, создавая замкнутый круг, который необходимо разорвать.

Таким образом, охрана природы должна быть тесно связана с производством; она должна служить основой самой технологии, т.е. охрана окружающей среды является составной частью процесса производства.

Схема 9

Природные ресурсы (ПР)

Извлеченные ПР ПР, оставленные в месторождении Потери

Транспортировка

Производство Потери при транспортировке Потери

Отходы Продукция

Износ

Коррозия Потери

Потери Продукция, вышедшая из употребления

Охрана природы осуществляется активными методами, которые непосредственно связаны с изменением в технологии производства, и пассивными, которые не вносят изменение в технологию, применяются лишь нейтрализация или ограничение вредного воздействия (организация санитарно-защитных зон, водоохранных зон, заповедников, заказников).

Важнейшими принципами рационального природопользования являются:

— соответствие характера и способов использования природных ресурсов конкретным местным условиям;

— предвидение и максимально возможное предотвращение негативных последствий природопользования;

— сохранение научных и эстетических ценностей;

— соблюдение целесообразной, экономически обоснованной очередности хозяйственного использования природных ресурсов;

— комплексный характер использования природных ресурсов в отраслях народного хозяйства;

— малоотходные технологии;

— уменьшение или устранение потерь полезных ископаемых при их добыче, обогащении и переработке;

— экологизация общественного производства.

Природоохранные мероприятия можно классифицировать по двум основным направлениям:

1) мероприятия, проводимые с целью предотвращения негативных воздействий на окружающую среду (пассивные методы);

2) мероприятия, направленные на ликвидацию последствий вредных воздействий (активные методы).

К первой группе относится:

— совершенствование технологических процессов и внедрение малоотходных технологий;

— изменение состава и улучшение качества используемых ресурсов;

— комплексное использование сырья и снижение потребления ресурсов, производство которых связано с загрязнением среды;

— строительство высоких и сверхвысоких труб, выпусков сточных вод различных конструкций для оптимизации условий разбавления и др.;

— устройство санитарных охранных зон вокруг промышленных предприятий и на водных объектах, озеленение городов и поселков;

— оптимальное расположение промышленных предприятий и автотранспортных магистралей для минимизации их отрицательного воздействия;

— рациональная планировка городской застройки с учетом розы ветров и шумовых нагрузок;

— научно-исследовательские и научно-технические разработки, результаты которых делают возможным внедрение перечисленных выше мер.

Ко второй группе относится:

— установка очистных сооружений с последующей утилизацией улавливаемых отходов;

— нейтрализация выбросов, их захоронение и консервация;

— доочистка используемых ресурсов перед поступлением потребителю;

— оптимизация и экологизация промышленных производственных циклов.

Отсюда по отношению к отходам производства существует два противоположных подхода:

— разбавить, рассеять и выбросить (пассивные методы) – разбавляя выбросы и сбросы, можно добиться соблюдения нормативов, но это до конца проблему не решит;

— сконцентрировать, нейтрализовать и захоронить (активные методы) – единственный экологический путь.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 14519;

:

Источник: https://poznayka.org/s48248t1.html

Загрязнения от железной дороги

32.1. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными техническими и экологическими показателями. Для экологической системы, для природного ландшафта железная дорога является чужеродным элементом.

Чем плотнее сеть дорог, тем выше интенсивность движения по ним, тем большую озабоченность проявляет общество в отношении их воздействия на условия человеческого обитания. На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования РФ.

Такие объёмы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов, и соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако по абсолютному значению загрязнение на железнодорожном транспорте меньше чем автомобильное.

Снижение масштабов воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду объясняется следующими причинами:

  • низким удельным расходом топлива на единицу транспортной работы;
  • широким применением электрической тяги (в этом случае выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава отсутствуют);
  • меньшим отчуждением земель под железные дороги по сравнению с автодорогами.

Но несмотря на перечисленные позитивные моменты, влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.

Главной задачей проектировщиков является не преодоление противодействия слепых сил природы, как это считалось раньше, а поиск путей согласования технических решений с природными факторами. Необходимо чтобы строительство дороги не ухудшало качество среды обитания, воздействуя на неё.

Источники и виды загрязнений природной среды железнодорожным транспортом

Протяженность железных дорог составляет 158 тысяч километров. Несмотря на то, что железнодорожный транспорт оказывает наименьшее влияние, особенно по сравнению с автомобильным, его доля в загрязнении окружающей природной среды остаётся высокой.

Это происходит в результате выброса вредных веществ, как подвижного состава, так и многочисленных производственных и подсобных предприятий, обслуживающих перевозочный процесс. При этом происходит существенное загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы.

Кроме того, железнодорожный транспорт создаёт шумовое, тепловое загрязнение, наличие излучений среды обитания человека.

Источники загрязнения атмосферного воздуха

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные.

Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа.

Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия.

Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ.

Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски.

При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид в концентрации от 10до 150 мг/м3,

При обмывке подвижного состава в воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м3.

Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).

Источники загрязнения водных объектов

Вода употребляется во многих технологических процессах железнодорожного хозяйства. В целях экономии этого ценного природного ресурса разработаны нормы потребления и отведения воды.

После использования на предприятиях вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий, токсичны для окружающей природной среды.

Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов предприятия.

Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат взвешенные частицы, нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно- активные вещества (ПАВ).

Источники загрязнения территорий предприятий

Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс.

Количество загрязнений колеблется от 5до20г на 1кг грунта. Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории от2 до50 га (локомотивные и вагонные депо-4-5га, территории промывочных станций, железнодорожные станции, пункты подготовки пассажирских вагонов, шлакопропиточные заводы- 12га).

Загрязнение территорий отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды.

Источники шума и вибрации

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником шума, является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо.

Шумы технологического оборудования можно ориентировочно разделить на три категории:

  • умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75дБ;
  • шумное 75-100дБ;
  • особо шумовое с уровнем более 100дБ.

Источниками вибрации на железнодорожном транспорте являются такие технологические процессы как укладка бетонных смесей, производство крупнопанельных конструкций. А также движущиеся поезда, механические колебания, которые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты.

Природоохранная деятельность Западно-Сибирской железной дороги

На предприятиях создана действующая природоохранная структура:

  • в управлении дороги — самостоятельным отделом, дорожной и передвижной экологическими лабораториями;
  • на отделениях дороги – секторами охраны природы и производственными экологическими лабораториями;
  • на предприятиях – инженерами- экологами;

Такая структура позволяет предотвращать непроизводственные финансовые затраты за экологические правонарушения и осуществлять мониторинг окружающей природной среды. Основой мониторинга являются результаты исследования выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, почвы.

Экологические лаборатории:

  • проводят измерения и анализы в области промышленных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод;
  • выполняют расчёт рассеивания загрязняющих веществ предельно допустимых выбросов в атмосферу;
  • осуществляют инвентаризацию источников вредных выбросов.

В 2005г силами сотрудников экологических лабораторий и секторов охраны природы выполнено 224 тома предельно допустимых выбросов и инвентаризации, где произведены расчёты загрязняющих веществ в атмосфере от 2460 источников, выполнены лимиты размещения отходов для 127 структурных подразделений дороги(1002 вида отходов). Экономический эффект от расчётов составляет 4416,2 тыс. рублей.

Экологические лаборатории оснащены приборами, химическим оборудованием, оргтехникой, помещениями. Современный дизайн, уютные комнаты психологической разгрузки и приёма пищи повышают работоспособность специалистов лабораторий, улучшает их здоровье и настроение. Для успешной работы имеется методическая литература, справочная, информационная.

Способы очистки атмосферного воздуха

Выбросы в атмосферу подлежат очистке. Под очисткой понимают отделение выбросов вредных веществ. В настоящее время используют механические, физические, физико-химические методы удаления из воздуха вредных примесей. Газоочистные установки очищают от твердых, жидких примесей и аэрозолей, газообразных веществ.

Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта

Производственные сточные воды железнодорожных предприятий представляют собой сложные системы, содержащие органические и минеральные вещества, состав которых определяется характером техногенных процессов.

Очистка сточных вод предприятий железнодорожного транспорта осуществляется механическими, химическими, физико-химическими, биологическими и другими методами. Для предварительной очитки сточные воды пропускают через решетки, затем отстойники для осаждения из сточных вод примесей в песколовках, отстойниках, гидроциклонах и осветителях.

Песколовки применяют для предварительного выделения минеральных и органических загрязнений. Эффективность отстаивания достигает 60%. Для очистки сточных вод от основной массы нефтепродуктов применяются нефтеловушки. Всплывающую нефть собирают поворотными трубами, а твердый осадок удаляют через донный клапан.

Для выделения из сточных вод жидких веществ, применяется фильтрование с сетчатыми элементами. Для механической отчистки сточных вод от нефтепродуктов применяются гидроциклоны и центрифуги. Гидроциклоны применяются взамен песколовок или отстойников при недостатке площади их размещения.

Сущность биологической очистки заключаются в окислении органических загрязнителей микроорганизмами.

В локомотивном депо работают локальные очистные флотаторы, главная задача которых состоит:

  • снижение капитальных затрат на очистку сточных вод;
  • организация замкнутых систем водоснабжения;
  • вторичное использование утилизированных отходов.

Сточные воды поступают в общий канализационный колодец, а затем на очистные сооружения.

Замкнутые системы на железнодорожном транспорте решают вопросы рационального использования водных ресурсов и защиты окружающей среды и водоёмов от загрязнения. Внедрения технологических процессов повторного и обратного использования воды позволяет сократить ее расход на 20%. Кроме того, качество воды в оборотных системах ниже, чем при сбросе в водоемы.

Утилизация отходов

Утилизация (от лат. utilis- полезный) — употребление отходов с пользой. Этот процесс представляет собой совокупность технологических операций, в результате которых из отходов производится один или несколько видов продукций или используется для получения тепла и энергии.

На железнодорожном транспорте значительная часть образующихся отходов содержит нефтепродукты. Они могут быть горючие и негорючие, жидкие, пастообразные, твердые.

Наиболее эффективным является процесс пиролиза. В этом случае получается около 50% порошкообразного продукта, практически не содержащего нефтепродукты.

Выход газообразных продуктов достигает 10%, что позволяет использовать их в качестве топлива, твердый конденсат так же используется в качестве топлива. Наибольшим удельным весом среди производственных отходов обладает шлаки, зола.

Шлаковые отходы являются ценным сырьем для промышленного и дорожного строительства.

Кустовой шлак используют как наполнитель бетона, искусственных заполнителей, добавки в производстве кирпича.

Защита от шума и вибраций

Работники железнодорожного транспорта при выполнении служебных обязанностей постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который помимо вредного действия маскирует информационные звуковые сигналы.

Это затрудняет восприятие подаваемых подвижным составом сигналов и сообщений диспетчера и повышает опасность производственного процесса. Поэтому снижение шума является одной из задач охраны труда и окружающей среды.

Источником шума на локомотиве является система «колесо — рельс», вентиляторы, система охлаждения, компрессор. Самым эффективным средством борьбы является применение глушителей. Для этих целей используют огнестойкие и звукопоглащающ0ие материалы.

При распространении шума на территории города следует предусматривать специальные градостроительные меры: в зоне примыкающей к железной дороге следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом — гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения, далее учреждения бытового обследования, площадки в зоне, удаленной от железной дороги располагаются больницы, места отдыха.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/zheleznoj-dorogi.html

Экологические проблемы железнодорожного транспорта

32.1. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

АННОТАЦИЯ

Аннотация: Данный проект направлен на исследование проблемы воздействия железнодорожного транспорта на природу. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее, перед железнодорожным транспортом серьёзно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………..

Введение

Шесть тысяч поездов. Шесть тысяч длинных поездов. Бегут по рельсам каждый день От городов до городов,

Минуя сотни деревень

….

Джанни Родари.

С каждым днем мы все острей ощущаем понимание необходимости проведения срочных мероприятий по сохранению того богатства, которое изначально было дано нам природой. Воздух, вода, земля сегодня уже не справляются с гигантскими нагрузками, ежеминутно реализуемыми нашими современниками.

Железнодорожный транспорт, к сожалению, вносит определенный негативный вклад в экологию, являясь источником неблагоприятных химических, физических и биологических факторов.

Несмотря на то что отрицательное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду значительно меньше, чем других видов транспорта, тем не менее оно весьма ощутимо и требует профилактической работы .

ГлаваI.Из глубины веков.

История железнодорожного сообщения собственно в Дагестане берет свое начало в последней четверти XIX века. В апреле 1885 года император России Александр III утвердил решение Комитета министров начать строительство Владикавказско-Петровской железной дороги протяженностью 250 верст.

Работы по строительству железнодорожной линии до Порт-Петровска завершились в конце 1893 года, а в середине 1899 года она дошла до Баку. В пределах Дагестанской области на железнодорожной линии было сооружено десять станций, в том числе Темиргое, Петровск Кавказский, Манас, Каягент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи и другие, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания.

В начале ХХ века была проведена железнодорожная линия, соединяющая Темир-Хан-Шуру с Порт-Петровском.1

1 января 1894 года  введена в эксплуатацию линия Беслан – Петровск протяженностью 250 верст, в 1900 году – Порт-Петровск – Дербент — 181 верста.2

Основные виды грузов, перевозимых железнодорожным транспортом  по территории Республики Дагестан: нефтепродукты, лес,  зерно. Ежегодно в пригородном пассажирском сообщении на территории республики перевозится около 600 тысяч человек3

В детстве у каждого мальчика есть мечта- иметь паровозик. И я не являюсь исключением. Деская игра паровозик или поезд с железной дорогой собирает всю семью вместе. Масса удовольствия и радости в семейном кругу.

Став постарше я уже могу самостоятельно ездить на пригородной электричке, мечтая при этом объездить весь мир.

Если сравнить железнодорожный транспорт с другими видами транспорта, то он является наиболее безопасным. Безопасность не только с точки зрения безопасности людей, но и с экологической точки.

Железнодорожный транспорт — вид транспорта ,где перевозка грузов и пассажиров осуществляется по рельсовым путям.

Деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую природную среду.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

1Г.М. МАГОМЕДШЕРИФОВ. ДЕРБЕНТ-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ НА РУБЕЖАХ ВЕКОВ.МАХАЧКАЛА 2003.

2ТАМ ЖЕ.

3 ТАМ ЖЕ

. Но по сравнению с автомобильным,морским или же авиационным, неблагоприятное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду намного меньше

В первую очередь это связано с тем, что железные дороги — наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее, перед железнодорожным транспортом серьёзно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Глава II.Источники загрязнения.

Главной особенностью влияния железнодорожного транспорта на окружающую природную среду является круглосуточная работа подвижного состава(грузовые и пассажирские составы) и производственных объектов, обеспечивающих перевозочный процесс(локомотивное депо, мастерские).ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Негативное влияние железнодорожного транспорта проявляется, главным образом, через загрязнение водных источников, почвы и растительности вредными веществами, через шум и вибрацию.

Существующая в настоящее время система управления экологической безопасностью на железнодорожном транспорте не отвечает современным требованиям. 
Влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо.

Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды(при  сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа), водной среды и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.

ПРИЛОЖЕНИЕ2.

Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах.

Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах.

Самоочищающая способность природной среды снижается из за уничтожения и истощения природных комплексов. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы.

К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т.п.

В свою очередь, стационарные источники по сложности и числу технологических процессов неравнозначны и могут создавать загрязнения не одного, а нескольких видов.4

Глава III.Прогулка по локомотивному депо.

Для того, что бы узнать подробнее источники загрязнения в нашем городе я посетил Дербентский железнодорожный вокзал, депо, мастерские, мойку и котельную. С помощью работников железной дороги я составил таблицу.ПРИЛОЖЕНИЕ. Источники загрязнения атмосферы, воды, почвы на железнодорожном транспорте и их характеристика.

Участок мойки подвижного состава.

Мытьем наружных поверхностей локомотивов занимаются женщины –мойщицы. Моют локомотивы водой с разбавленными химическими реагентами. Вода сливается тут же в несанкционированные стоки, оттуда вода в канализационные стоки и прямо в море. Многие считают, что это капля. Но таких капель становится только много.

Женщины-мойщицы при мытье локомотивов не защищают себя от вредных газов и ядовитых паров. Работая без специальных масок они наносят вред своему здоровью. Вдыхают они пыль, щелочи, нефтепродукты, кислоты.Вода употребляется во многих технологических процессах. железнодорожного хозяйства.

После использования вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий токсичны для окружающей среды.

Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов.

————————————————————————————————

4. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ

Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Техническое обслуживание и диагностика.

Техобслуживание заключается в замене комплектующих, смазке деталей. Зайдя в отдел технического обслуживания, мне сразу бросился в нос характрный запах пыли.

Работники отдела также не использовали маски при работе с комплектующими. Я напомнил им, что необходимо таже одевать перчатки, но они ответили мне шутками.

Продуктами переработки является оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, пыль.

Стоянка и место отстоя подвижного состава

Перемещение подвижного состава и оборудованная площадка открытого или закрытого хранения

Проходя между локомативами сразу бросается в глаза земля, почерневшая от различных примесей. Складывается такое впечатление как будто земля выжжена на несколько десятков сантиметров.

Источники загрязнения территорий предприятий.

Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Загрязнение территорий отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды

Склад горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Получение, хранение, выдача горюче-смазочных материалов.

К сожалению в склад меня не пустили. Не узнал я также куда девается переработанные масла и мазут. Мастер почемуто не захотел ответить на интерисующие меня вопросы

Пары и жидкие разливы топлива и масел

Котельная. Выполняющая функцию теплоснабжения.

Находясь на территории локомотивного депо у меня сложилось такое впечатления буд то я нахожусь на Камчатке. Из под земли то тут то там поднимаются горячий пар. Зола, сажа, пыль, оксид углерода, углеводородыпары горячего пара.

Глава IV.Шуми вибрация при движении поездов

Шум от поездов вызывает негативные последствия, выражающиеся прежде всего в нарушении сна, ощущении болезненного состояния, в изменении поведения. Нарушение сна может иметь различные формы: удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение качества сна. Мгновенные прерывания сна учащаются с увеличением частоты и силы звука.

Шум железной дороги заглушает человеческий голос, он мешает при просмотре и прослушивании теле- и радиопередач. Как показали результаты анкетирования(ПРИЛОЖЕНИЕ), шум поездов в большей степени препятствует восприятию речи, чем шум от автомобильного движения.

Это объясняется, прежде всего, продолжительностью шумового эффекта, вызываемого движением поезда. Шум может стать причиной стрессового состояния, характеризующегося повышением активности центральной и вегетативной нервной систем.

О приближении пассажирского и тем более грузового поезда известно задолго до его появления — по шуму, знакомому всем перестуку колес, железному лязгу. Через города и поселки, по берегам тихих рек, заповедным местам днем и ночью идут составы.

И это отнюдь не благотворно воздействует на людей, животный мир природы и даже на ее растительный наряд.

Основным источником шума вагонов являются удары колес на стыках и неровностях рельсов, а также трение поверхности катания и гребня колеса о головку рельса.

Глава V.Влияние человека

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м3 сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды.

Кроме того, очистка путей от мусора связана со значительными материальными издержками.

Решить проблему можно использованием в пассажирских вагонах аккумулирующих ёмкостей для сборов стоков и мусора или установкой в них специальных очистных сооружений.5

Пластиковые и стеклянные бутылки, сигаретные пачки и другие отходы летят с окон. Территория вдоль железнодорожных путей больше похожа на свалку. Мусор выбрасывают пассажиры из окон проезжающих поездов. Пакеты по пути через железную дорогу к морю оставляют местные жители и туристы. При этом все признаются — жить хочется в чистоте.

Целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и прочие бытовые отходы густо покрывают железнодорожное полотно и землю рядом. Следы местных жителей, приумножают свалки в полосе отчуждения. Чтобы привести свою территорию в порядок железнодорожники устраивают санитарные дни.ПРИЛОЖЕНИЕ.
Железная дорога рельсами не заканчивается.

Несколько десятков метров в обе стороны — полоса отчуждения. Под землей проходят кабели, на земле опоры с контактной подвеской. В этом хозяйстве чистоту поддерживают сами железнодорожники.
«Люди не думают об эстетическом виде из окна поезда. Приходят к окну и бросают просто на дорогу», — рассказывает проводник- кассир электрички.

Не меньше проблем приносят проводники, которые избавляются от мусора в пути.

А порой габаритные предметы, которые оказываются на рельсах, не просто портят внешний вид дороги, но представляют настоящую опасность. Работники отделения дороги время от времени вместе отправляются в путь по железнодорожной ветке. Смотрят, как растут мусорные горы на полосе отчуждения и на прилегающей.

Штрафы  местных жителей мало пугают.
«На сегодняшний день выгоднее заплатить штраф, чем заплатить за вывоз мусора. Так стоит увеличить штрафы? — Да, наверно». Железнодорожники говорят, свои рабочие места грязными не оставят. Но их профессия — не бороться с потоком мусора, а двигать транспортные потоки.

Расстояние между рельсами, измеряемое между внутренними гранями головок рельсов, называют шириной колеи.ПРИЛОЖЕНИЕ. В России принята ширина колеи 1520 мм.

Если подсчитать 3 железнодорожные колеи то приблизитетельно выходит 4560 мм плюс расстояние между рельсами получается около 6000 мм. Это то, что приводит кнарушению развития целых сообществ и видов.

Кроме того это приводит и к эстетическому виду (нарушение ландшафтов, осушение, заболачивание). Этот фактор может действовать на природу долговременно и приводит к печальным последствиям.

К экологическим проблемам можно отнести также и груз, завозимый в республику по железной работе из соседних стран. Возросшие объемы импорта продукции растительного происхождения из стран ближнего и дальнего зарубежья создают предпосылки для заноса на территорию Дагестана и России особо опасных карантинных организмов.

Рефрижераторы, используемые для перевозок скоропортящейся продукции, оборудованы холодильными установками, которые используют энергию автономного дизеля.

При вынужденных простоях в ожидании разгрузки холодильная установка приводится в действие дизелем, который за 1 ч работы сжигает 23 кг дизельного топлива.

Чтобы поддерживать заданную температуру, дизель должен работать 10 ч в сутки, потребляя топливо и загрязняя атмосферу.

В холодильном оборудовании рефрижераторного подвижного состава используются вещества, разрушающие озон (фреон и другие хлор- фосфор содержащие углеводороды), которые в случае утечки оказывают воздействие на природный баланс озона в стратосфере. Каждая холодильная машина (их две на вагон) заправлена 35 кг фреона. В силу изношенности оборудования герметичность холодильных машин нарушается, и газ вытекает из системы охлаждения.

ГЛАВА VI. Роль зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды вблизи железной дороги

Самым надежным и эффективным средством защиты почвы, растительности и животного мира от загрязнений и шума, производимых объектами железнодорожного транспорта, являются защитные лесонасаждения.

Вдоль железных дорог и в санитарно-защитных зонах других объектов железнодорожного транспорта сажают деревья и кустарник для защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, обвалов, оползней. Зеленые насаждения располагают не ближе 15 метров от полотна железной дороги.

Они защищают прилегающие населенные пункты и среду обитания животных от шума и тепловых излучений, поглощают основную долю вредных веществ от выбросов двигателей внутреннего сгорания тепловозов, рассеиваемых сыпучих грузов. К большоиу сожелению я не увидел таких лесополос вдоль маршрута Дербент-Махачкала.

Заключение

Проблема развития высокоскоростного экологически чистого наземного транспорта носит общенациональный характер.

Ее решение позволило бы существенно улучшить ситуацию с организацией перевозок пассажиров на основных направлениях сети железных дорог, обеспечить увеличение пассажирооборота, сократить потребность в подвижном составе и в результате поднять престиж отечественных железных дорог и государства в международном аспекте

Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами.  Охрана природы — задача нашего века, проблема, ставшая социальной.

  Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным,  но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися  затруднениями.

Выводы.

  1. Решить проблему мусора, бросаемого из окна можно если использовать в пассажирских вагонах аккумулирующих емкости для сбора стоков и мусора. установкой в них специальных очистных сооружений, что на современном этапе маловероятно.

  2. Установкой в них специальных очистных сооружений, что на современном этапе маловероятно.

  3. Отказа от применения озоноразрушающих веществ в отечественном холодильном оборудовании.

  4. Можно поучаствовать в экологической охране.

Литература.


1. Газета «Гудок» Главное печатное издание ОАО «Российские железные дороги»

2. Журнал «Железные дороги мира», 2014

3. Журнал «Экономика железных дорог»

4. История железнодорожного транспорта России. Спб.,1994.

5. Магомедшерифов М.Г.,Дербент.железнодорожный узел на рубеже веков.махачкала,2003

6. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ

7. РудзитисГ.Е .учебник химии 10-11 классы.

8. Савотиков Ю.Ф.Справочник по вредителям, болезням растений и сорнякам, имеющим карантинное значение для территории Российской Федерации.Нижний Новгород,199

ПРИЛОЖЕНИЕ1. ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ3

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ГДЕТО РЯДОМ.

СУББОТНИК НА ВОКЗАЛЕ

ПРИГОРОД ДЕРБЕНТА

МУСОРНАЯ РАЗВИЛКА.

ВИД С ОКНА. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.

БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ.

РАЗМЕТКА ШИРИНЫ КОЛЕИ. РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ.

ПРОКЛАДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА.

МОЙКА ЦИСТЕРНЫ.

ТАБЛИЦА. Источники загрязнения атмосферы, воды, почвы на железнодорожном транспорте и их характеристика.

Название зоны и участка работ

Производственный процесс

Выделяющиеся вредные вещества

Участок мойки подвижного состава

Мойка наружных поверхностей

Пыль, щелочи, СПАВ, нефтепродукты, кислоты, фенолы

Техническое обслуживание и диагностика

Замена комплектующих, смазка

Оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, пыль,

Отделение топливной аппаратуры

Регулировка и ремонт топливной аппаратуры

Бензин, керосин, дизельное топливо, ацетон, бензол

Склад горюче-смазоч-ных материалов (ГСМ)

Получение, хранение, выдача ГСМ

Пары и жидкие разливы топлива и масел

Котельная

Теплоснабжение

Зола, сажа, пыль, оксид углерода

МОНИТОРИНГ ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ К ШУМУ ОТ ПОЕЗДА.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=91894

Scicenter1
Добавить комментарий