4.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Механизм реализации стратегии инновационного развития предпринимательских структур (Герасимова Е.А., 2013)

4.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Концепция стратегического управления получила широкое применение в деятельности многих предпринимательских структур (ПС) России.

Однако не всем удается достичь поставленных целей и осуществить задуманное.

Причина зачастую кроется в неумении менеджмента организации подобрать необходимый механизм реализации стратегии развития, особенно если речь идет о инновационно-ориентированных структурах.

Механизм реализации стратегии инновационного развития

Для того, чтобы предприятие было конкурентоспособным в его деятельности появляются новшества. Чтобы их эффективно внедрить, необходим механизм – инструментарий, помогающий сделать процессы эффективными.

Необходимо иметь в виду, что разработанная стратегия представляет собой стратегический план действий, основанный на прошлом опыте функционирования предпринимательской структуры и замыслов учредителей и менеджеров на будущее. Как отмечал Д.

Аакер: «Практически каждая организация находится в зависимости от принимаемых ее руководством стратегических решений» [1, 19 ].

Механизм реализации стратегии направлен на обеспечение взаимосвязи прошлого опыта компании с реальностью происходящих событий, соответственно менеджмент организации, на наш взгляд, должен обратить внимание на следующие ключевые моменты.

Прежде всего, необходимо организовать информационное обеспечение системы управления предпринимательской структуры.

Это даст возможность провести анализ и оценку соответствия ресурсов компании выбранной стратегии, обеспечит мониторинг внешней среды, а также согласованность действий всех хозяйствующих субъектов.

На основе полученной информации возможно использование следующих инструментов управления, позволяющих добиться поставленных целей.

1.Обучение персонала организации методам креативного мышления и работе в условиях инновационной среды.

Еще со времен А.Смита была разработана концепция «человека экономического».

На сегодняшний день многие ученые и практики отмечают отсутствие инновационного мышления у сотрудников современных организаций.

Под инновационным мышлением понимается умение последовательно и системно размышлять, делать выводы, опираясь на соответствующие инновационным отношениям понятия, категории и законы [ 2, 25].

Э.М. Коротков подчеркивает, что обычно в организациях активная часть персонала (предприниматели) примерно 10%, безразличные – 50%. [ 3, 521]. К сожалению, подобная картина наблюдается в большинстве российских компаний. Для инновационной организации это не приемлемо. Процент инновационно мыслящих людей, на наш взгляд, должен быть приближен хотя бы к 30%.

2. Контроль над реализацией выбранной стратегии развития ПС.

Причем по интенсивности он должен отличаться по периодам проведения. На первых этапах он должен проводится чаще, чтобы можно было понять, насколько правильно была выбрана стратегия и, используя гибкость управления, своевременно вносить корректировки и изменения в планы ПС.

3. Современные технологии прогнозирования и оценки эффективности принимаемых управленческих решений.

Инновационные организации стремятся в своей деятельности к достижению высоких результатов. Но если будет неуверенность в их достижении, невозможность прогнозировать их получение – стимул к его достижению будет очень слабый.

4.Правовая защищенность разработанных инноваций.

5. Приведение ресурсов и структуры организации в соответствие с реализуемой стратегией.

Изменение организационных регламентов, должностных инструкций должно пройти как можно быстрее.

6. Подбор оптимального состава методов управленческого воздействия.

Методы управленческого воздействия

При выборе конкретных методов управления руководитель использует информацию о текущем состоянии внешнего окружения, а также возможности развития ресурсного потенциала ПС.

Немаловажную роль играют и характеристики самого менеджера (компетенции): его профессионализм, накопленный опыт, характер, отношение к риску повлияют на выбор стиля управления (рис.1). Г.

Минцберг говорит, что «стратегии только тогда чего-то стоят, когда творческие люди заряжают их энергией» [ 2, 454].

Используемые методы по своему составу широко известны в научной литературе и практике (административные, экономические, социально-психологические). Каждая организация делает свой выбор по составу методов самостоятельно, но формируется он в определенной последовательности (рис.2).

Вначале формируется комплекс административных методов, основанный на законодательной основе Российской Федерации (обязательно выполнение для всех — условия труда, отдыха, безопасности труда, приема и увольнения на работу и т.д.). Затем формируются управленческие регламенты самой организации – локальные нормативные акты, учитывающие специфику работы конкретной организации (режим работы, должностные инструкции, положения об отделах и т.д.).

На следующем этапе разрабатывается комплекс экономических методов воздействия, включающих помимо классической заработной платы сегодня множество других способов вознаграждения персонала (премии, бонусы, участие в прибылях, акционирование и т.д.). Для удовлетворения социальных и психологических потребностей в инновационных организациях приветствуется творчество, инициатива, передача информации в неформальной среде для достижения синергетического эффекта в работе людей.

Необходимо отметить, что руководитель в своей работе ограничен обычно выбором методов воздействия на персонал (ограничения власти, ресурсов организации, времени и др.).

Но в своей работе он может компенсировать отсутствие или недостаток какого-либо метода другим в соответствие с потребностями персонала. Например, предпринимательская структура, испытывая трудности с финансовым обеспечением, прибегает к силе социального и психологического воздействия.

Соответственно уровень эффективности управленческого воздействия может быть одинаковым (ЭУВ1 =ЭУВ2) при различном подборе методов управления (рис.2).

Наибольший эффект будет достигнут при информационном обеспечении системы управления, что обеспечивается через формирование различных положений по функционированию и развитию предпринимательской структуры. Например, состав разработанных документов в организации может быть таким:

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ + ПОЛОЖЕНИЕ О СТИМУЛИРОВАНИИ И ПРЕМИРОВАНИИ + КОРПОРАТИВНЫЙ КОДЕКС + ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ

На наш взгляд, немаловажным будет сочетание в работе сразу нескольких методов управления. Вот несколько примеров успешного воздействия на персонал, помогающих достичь наибольшего результата:

1. Разработчики стратегии должны найти (привлечь) себе последователей – лиц, заинтересованных в успешной реализации намеченных планов. Правильное сочетание двух факторов – профессиональная подготовка, черты характера работника должны найти соответствие с правильной системой стимулирования труда.

2.Менеджеры среднего звена должны обладать полномочиями для осуществления быстрых решений и действий, если происходят изменения в бизнес-среде. Соответственно на эти должности должны подбираться люди, умеющие быстро анализировать, рационально принимать решения и брать на себя ответственность.

3.Основное правило в эффективной системе стимулирования – это увязка критериев оценки результата деятельности (как отдельного человека, так и всей организации) с полученным вознаграждением. Необходимо создавать систему стимулирования, увязывающую результаты труда нескольких подразделений.

Вывод

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть важность усиленного внимания менеджмента предпринимательских структур на выбор эффективного механизма реализации стратегии развития, на возможность комплектования различного состава методов управленческого воздействия в зависимости от ресурсного потенциала организации и достижение синергетического эффекта на основе их взаимосвязи.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/8078

1.5. Стратегии развития инновационной сферы

4.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Опытиндустриально развитых стран, добившихсяуспехов в освоении наукоемких технологий,повышении объемов производства иэкспорта инновационной продукции(товаров, услуг), позволяет выделитьследующие формы реализации политикиразвития инновационной сферы:

стратегия«наращивания»— комплекс мероприятий долгосрочногохарактера, направленных на обеспечениепостепенного наращивания на базе высокихтехнологий выпуска новой конкурентоспособнойпродукции для  реализации в производствеи социальной сфере с использованиемсобственного научно-технического и производственно-технологическогопотенциала и с привлечением зарубежногоопыта;

стратегия«заимствования» -комплекс мероприятий, направленных наосвоение выпуска наукоемкой продукции,производившейся ранее в развитыхиндустриальных странах, с использованиемсобственного инновационного потенциаластраны.

Далее наращивается производствопродукции с развитием научно-техническогои промышленного потенциала, способногосамостоятельно проводить работы повсему инновационному циклу — от созданиядо реализации инновационной продукции;

стратегия«переноса»— комплекс организационно-экономическихмероприятий, направленных на освоениепроизводства продукции новых поколений,пользующейся спросом за рубежом, наоснове использования зарубежногонаучно-технического ипроизводственно-технологическогопотенциала в экономике страны путемзакупки лицензий на высокоэффективныеновейшие технологии. В последующем встране создается и развивается собственныйнаучно-технический и промышленныйпотенциал, обеспечивается воссозданиевсего цикла — от фундаментальныхисследований и разработок до производстваи реализации конкурентоспособнойпродукции на рынках страны и за рубежом.

Общимэлементом для каждой из указанныхстратегий является активизацияинновационной деятельности и достижениеновых экономических рубежей. Разницав стратегиях определяется соотношениемдостигаемых рубежей и исходными(финансовыми и материально-техническими)возможностями государства.

Рекомендоватьдля широкого использования стратегию«переноса» достаточно сложно из-заограниченных ресурсов, недостаткаинвестиций, неудовлетворительногосостояния национальной материально-техническойбазы производства.

Поэтому в реальномсекторе экономики может быть частичноиспользована стратегия «заимствования»,поскольку не утрачен научно-техническийпотенциал страны.

Рациональное сочетаниегосударственного сектора спредпринимательским в отдельных случаяхпозволит эффективно использоватьосновные элементы стратегии «заимствования»,активизировать инновационную деятельность,нарастить объемы производства наукоемкойконкурентоспособной продукции.

Такиеже условия и ограничения характерныдля стратегии «наращивания». Ее можноуспешно применить главным образом вотдельных отраслях промышленностиреального сектора экономики ивоенно-промышленного комплекса.

Стратегиигосударственной инновационной политикимогут строятся по-разному, применительнокак к группам отраслей реального сектораэкономики, так и к группам промышленныхпроизводств, то есть максимальноиспользовать конкурентные преимущества,учитывая при этом «слабые места».

Приоритетомв выбранной стратегии государственнойинновационной политики должны пользоватьсявысокоэффективные, достаточно быстроокупаемые инновационные проекты.

Вцелях развития инфраструктурыинновационной деятельности необходимополностью использовать ресурсы патентныхведомств в области патентно-лицензионнойдеятельности и создание единой базыданных  патентно-информационногообеспечения для планирования и разработкиинновационной стратегии, для проведениясовременного бизнес-планирования объемапродаж лицензий, экспорта запатентованнойпродукции, мониторинг мирового уровнянаучно-технических исследований.

Однимиз основных механизмов  национальной(государственной)  поддержкиинновационного пути развития экономикии технологического перевооруженияотраслей промышленности на основеиспользования новейших научно-техническихразработок и высоких технологий являютсягосударственныеинновационные программы,концентрирующие средства государственногобюджета страны и внебюджетных источниковкак на финансировании научных исследованийи опытно-конструкторских разработок,так и на освоении их в промышленномпроизводстве.

Приэтом государственные инновационныепрограммы можно разделить на три группы:

-программы, направленные на созданиенадежного опережающего стратегическогозадела прикладных исследований,опытно-конструкторских разработок,экспериментальных моделей, а такжерезервного массива новейших технологийи пилотных образцов инновационнойпродукции высшей степени готовности;

-программы, связанные с обеспечениемвнедрения научных разработок новогопоколения, переходом к инновационномутипу воспроизводства, преодолениемнегативных тенденций в развитииинновационной деятельности, обновлениемпроизводственного потенциала идостижением на этой основе более высокихтемпов экономического роста, необходимыхдля решения актуальных экономическихзадач;

— программы, использующие традиционныетехнологии, высоко зарекомендовавшиесебя с точки зрения надежности иобеспечивающие эффективность производства.

Государственныеинновационные программы формируютсятолько для решения крупных научно-технических,производственных, экономических исоциальных проблем, определяемых в ходеразработки долгосрочного и среднесрочногогосударственных прогнозовсоциально-экономического развитиястраны. Это позволяет теснейшим образомувязать основные цели государственныхинновационных программ с решениемключевых задач развития страны.

Базойдля этих программ должны быть приоритетыгосударственной инновационной политики,формируемые с учетом:

-приоритетных направлений развитиянауки и техники и перечня критическихтехнологий национального уровня;

-разработанных стратегий и концепцийразвития отраслей реального сектораэкономики;

-важнейших проблем развитиявысокотехнологичных отраслей реальногосектора экономики;

-наиболее эффективных результатовнаучно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, выполненныхв рамках государственных программ ;

-результатов выполнения программ врамках прикладных исследованийгосударственных научных центров.

Вкачестве государственных могут статьследующие инновационные программы:

«Ресурсосбережение»направленана обеспечение сокращения потерь иповышение эффективности использованияматериально-сырьевых и топливно-энергетическихресурсов, а также на реализацию важнейшихнаправлений государственныхнаучно-технической и инновационнойполитики в области ресурсосбережения;

«Интегрированнаятехнологическая база страны»,направлена на обеспечение технологическогопрорыва в различных отраслях промышленности;

«Новыематериалы»направлена на создание и внедрение впроизводство конкурентоспособных намировом рынке нового поколения материалов,оборудования и ресурсосберегающихтехнологий, обеспечивающих экономиюэнергетических и материальных ресурсов,охрану здоровья и улучшение экологиипроизводства, а также создание изделийновой техники с высокими потребительскимихарактеристиками;

«САLS-технологии»направлена на создание принципиальноновых компьютерных технологий и процессовразработки, производства, сбыта,модернизации и технического обслуживаниявысокотехнологичной продукции (работ,услуг) во всех отраслях экономики;

«Развитиемалого предпринимательства»направлена на обеспечение государственной поддержки развитиямалого предпринимательства, в первуюочередь, предприятий, разрабатывающихи осваивающих инновационную продукцию;

«Подготовкакадров управления в научно-производственнойи инновационной сферах»направлена на высокоэффективное кадровоеобеспечение процесса освоенияпроизводства, маркетинга, сбыта,модернизации и технического обслуживаниявысокотехнологической продукции (работ,услуг) в реальном секторе экономики;

«Информационно-маркетинговыецентры»направлена на создание условий дляпродвижения товаров и услуг на мировыерынки.

Следующимуровнем в иерархии программно-целевогометода достижения целей инновационнойполитики являются программытехнологического развития,формируемые в рамках стратегий развитияотраслей и являющиеся программами,направленными на выявление «ведущихзвеньев» или «точек экономическогороста» и ориентированными на поддержкуи развитие реального сектора экономики.Эти программы должны быть продуктовыми,обеспечивающими технологическоеразвитие тех производств, которыеспособны дать максимальный эффект длянациональной экономики в целом.

Главнойцелью программ технологического развитиябудет являться обеспечение выпускаопределенных видов (групп) конкурентоспособнойпродукции, рыночные «ниши» длякоторых достаточно хорошо известны иплатежеспособный спрос на которые ужесформировался и подтвержден рыночнойпрактикой.

Выбор объектов для программтехнологического развития долженосуществляться с учетом критериев,характеризующих рыночную эффективностьконкретных производств.

К ним относятся:существующие и прогнозируемые масштабыплатежеспособного спроса, возможностиимпортозамещения, рентабельностьпроизводства, сроки окупаемости затрат,наличие у предприятий – потенциальныхпроизводителей продукции собственныхфинансовых средств, необходимых дляпроизводства продукции в экономическицелесообразных объемах.

Усилениеконкурентных позиций отечественныхвысокотехнологичных производств засчет улучшения потребительских свойствпродукции, расширения ее ассортиментаи снижения издержек производства должнообеспечиваться достаточно весомойинновационной составляющей программтехнологического развития.

Ориентированныена выпуск конкретной  продукциипрограммы технологического развитияв то же время должны носить межотраслевойхарактер.

В их рамках должно предусматриватьсярешение всего комплекса проблемсопряженных отраслей, связанных собеспечением необходимого качествасырья, материалов, технологическогооборудования, продукции и масштабов еевыпуска на всех стадиях процесса (отформирования требований к научнымразработкам до серийного выпускапродукции).

Максимизация межотраслевогоэффекта, которая отражается в увеличенииобъемов производства продукции и услуг,а также в увеличении числа рабочих меств смежных отраслях реального сектораэкономики, является важнейшим критериемпри выборе программ технологическогоразвития.

Основнаячасть инвестиционных ресурсов, требуемыхдля реализации программ технологическогоразвития, должна обеспечиватьсяпривлекаемыми к участию в них организациямии предпринимательскими структурами изсобственных средств или кредитныхисточников.

Участие государства вреализации программ технологическогоразвития сводится к координации работи обеспечению (в основном в форме гарантийи возвратного финансирования) техэтапов, которые либо сопряжены сповышенным коммерческим риском, либопо другим причинам не могут бытьпрофинансированы в необходимых объемахпредпринимательскими структурами. Этоотносится, прежде всего, кнаучно-исследовательским,проектно-конструкторским и технологическимразработкам, сертификации продукции итехнологий, охране интеллектуальнойсобственности и в исключительных случаях- к осуществлению мероприятий, требующихконцентрации значительных средств.

Сучетом того, что в научно-техническойи инновационной сферах существуетдостаточное количество разработок,готовых к освоению в производстве,программный метод вывода экономики наинновационный путь развития долженсочетаться с реализацией отдельныхинновационных проектов высокой степеникоммерциализации.

Наибольшийэффект такие инновационные проектымогут дать в некапиталоемких отрасляхэкономики с быстрым оборотом капитала,высокой бюджетной эффективностью ибыстрой сменяемостью продукции. Очагоминновационного оживления могут быть,в первую очередь, производствапотребительского сектора экономики:пищевая, легкая и медицинскаяпромышленность, лесной комплекс, выпускбытовой техники.

Бюджетныесредства на завершение «задельных»научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ для ихреализации в производстве должнывыделяться с учетом следующих факторов:

-конкурсной оценки бизнес-планабыстрореализуемых инновационныхпроектов;

-подтверждения конкретным предприятием(производителем продукции) достаточныхобъемов вкладываемых собственныхсредств;

-цены и объемов выпускаемой продукции(в увязке с обоснованными потребностямирынка — результатами маркетинговыхисследований);

-сумм всех налоговых отчислений отреализации инновационной продукциипри сроках ее окупаемости, не превышающих1,5–2 года.

Приэтом должен обеспечиваться контрольза налоговыми поступлениями от реализацииинновационной продукции, осваиваемойпо этим проектам.

Вслучае отсутствия собственных оборотныхсредств на реализацию научной разработкипредприятия должны иметь возможностьполучения заемных средств на возвратныхи льготных условиях.

Такимобразом, взвешенное сочетаниегосударственных инновационных программ,программ технологического развития, атакже отдельных инновационных проектовсоздаст условия для насыщенияконкурентоспособной продукцией наиболееемких и стабильных секторов внутреннегои внешнего рынков страны на основеиспользования потенциала высокотехнологичныхпроизводств.

Источник: https://studfile.net/preview/5882132/page:4/

Механизмы реализации стратегии инновационного развития РФ

4.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 22Следующая ⇒

Формирование в России модели инновационной экономики актуализирует проблему разработки методологии построения механизма реализации стратегии инновационного развития на региональном уровне.

Как показали проведённые исследования, в настоящее время практически все регионы имеют стратегические документы социально-экономического развития. В то же время инновационным аспектам в региональных документах уделяется недостаточное внимание.

При этом наименее проработанным в большинстве документов является механизм реализации.

В результате систематизации представленных подходов под инновационной стратегией развития региона мы будем понимать комплекс долгосрочных целей, обусловленных объективными потребностями регионального развития, а также приоритетные направления инновационного развития региона и механизмы, обеспечивающие достижение целей. При разработке стратегии инновационного развития необходимо основываться на следующих принципах:

 идентификация текущего состояния инновационной сферы и потенциала инновационного развития;

 необходимость достижения крупных целей, связанных с развитием инновационных секторов экономики;

 достаточно протяжённый временной горизонт их реализации;

 введение в действие организационных, ресурсных, инновационных факторов, обеспечивающих выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

 наличие детально проработанного плана реализации целей, возможности их корректирования в случае изменения факторов внешней среды и целевых установок;

 наличие научной методологии разработки и реализации стратегии.

Механизмы реализации стратегии рекомендуется представлять в следующем виде:

 экономическая политика органов исполнительной власти Российской Федерации;

 энергетическая политика органов исполнительной власти Российской Федерации;

 бюджетная политика Российской Федерации;

 механизм частно-государственного партнерства;

 целевые программы;

Законодательное обеспечение инновационной деятельности
Долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и программирование инновационного развития
Приоритетное финансирование и стимулирование реализации стратегических инновационных приоритетов, страхование рисков
Формирование национальной инновационной системы, ориентированной на технологический прорыв
Оргструктуры, информация и кадры для инноваций
Инновационное партнерство предпринимателей, государства, творческих личностей и гражданского общества

Рис. 4. Основные элементы механизма реализации стратегии инновационного развития

Механизм реализации стратегии инновационного развития регионов, предложенный в трудах Даванкова А. Ю., Маркиной Ю. В. [1, С. 31–34], включает следующие этапы: 1. Сбор и анализ информации об уровне инновационной активности в регионе. 2.

Анализ спроса на новые информационные технологии, современные мате- риалы, продукты, услуги и доведение результатов анализа до структур, занятых в сфере научно-технических исследований и разработок. 3.

Определение стратегических целей и приоритетов инновационного развития на основе долгосрочного прогноза научно-технологического и социально- экономического развития региона с учётом российских и мировых тенденций. 4. Реализация избранных инновационных приоритетов.

Осуществляется в виде региональных программ и важнейших инновационных проектов государственного значения. 5. Контроль реализации инновационных программ и важнейших инновационных проектов.

Мониторинг позволит оперативно вносить возможные изменения и уточнения, необходимость в которых может возникнуть в ходе реализации программ. Поэтому осуществление такого контроля — важный этап в реализации региональной стратегии инновационного развития. 6. Оценка результатов реализации избранных инновационных приоритетов.

Таким образом, рассмотренные механизмы реализации региональной стратегии инновационного развития регионов и стратегии развития страны позволяют проследить взаимосвязь и последовательность работ по формированию и реализации инновационных приоритетов.

Многообразие теоретических и практических подходов к реализации стратегий инновационных развитий регионов и страны говорит о том, что механизмы реализации могут упрощаться, уточняться, корректироваться, дополняться в зависимости от масштабов и сложности решаемых задач.

В целом, формирование эффективного механизма реализации стратегии инновационного развития страны и регионов позволит реализовать цели государства по переведению экономики страны на инновационный путь развития.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Date: 2016-05-17; view: 343; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/11-42559.html

Инновационная политика: проблемы и механизмы реализации приоритетных направлений стратегии инновационного развития Украины и России

4.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Инновационнаяполитика:проблемыимеханизмыреализацииприоритетныхнаправленийстратегииинновационногоразвитияУкраиныиРоссии

fЭволюция человеческой цивилизации в XXI веке убедительно подтверждает тот факт, что главным фактором устойчивого экономического развития страны являются научно-технические инновации, или коммерческое применение новых, более производительных технологий, которые существенно изменяют объемы и качество производства и потребления. Главным блоком экономической политики всех развитых государств является инновационная политика, содействие деятельности предпринимателей инноваторов, которые определяют способность национальной экономики к инновационному развитию, эффективному использованию новейших технологий.

На сегодняшний день стало очевидным, что успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть государство, предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного самоуправления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инноваций.

Особое значение инновационный процесс приобретает для переходных экономик. А именно таковой является экономика Украины.

Рыночные отношения, которые внедряются, резко высвечивают наследие административно-командной системы — затратное, неэффективное хозяйствование, что в условиях жесткой международной конкуренции и установления уравновешенных цен, ставит большинство существующих предприятий перед угрозой банкротства.

Для Украины и России как государств с переходной экономикой только применение достижений науки в области инноваций, может определять путь социально-экономических преобразований. Инновационные механизмы экономического развития должны использовать имеющийся научно-технический потенциал и базироваться на соответствующей инфраструктуре.

Активизация инновационной деятельности требует новых форм и методов внедрения достижений науки и техники, прежде всего за счет расширения инновационного рынка.

Недостатками развития инновационного рынка являются: нерыночный характер формирования цен; бессистемность в определении непосредственных заказчиков и потребителей выполненных разработок; отсутствие аукционных торгов инновационных разработок; отсутствие инновационных бирж и эффективной рекламы; дефицит маркетинговых исследований; низкий удельный вес затрат на инновационную деятельность в капиталовложениях; отсутствие негосударственных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций как на Украине, так и в России.

Рассмотрим основные причины, препятствующие формированию инновационной модели развития на Украине:

1. Недостаточность финансовых ресурсов для проведения научных исследований и внедрения инновационных разработок. Фактически доля бюджетных расходов на науку в процентах к ВВП остается значительно ниже законодательно закрепленного уровня (1,7 — 2,5 % ВВП).

При недостаточности средств бюджета система национального регулирования развития инновационной сферы противостоит привлечению внебюджетных средств, исключает возможность формирования специальных фондов финансирования инноваций и, как следствие, тормозит инновационное развитие Украины;

2. Отсутствие эффективной правовой базы для осуществления инновационной деятельности. По подсчетам специалистов, на Украине действует 14 законодательных актов, около 50 нормативно-правовых правительственных актов, более 100 ведомственных документов, регламентирующих инновационную деятельность.

Но при таком многообразии законодательных и нормативно-правовых актов их эффективность остается низкой. Это объясняется неточностью формулировки и трактовки базовых теоретических понятий в инновационной сфере; несовершенством отдельных статей и пунктов, отсутствием механизма контроля за исполнением законов.

Поэтому законодательство, действующее в сфере инновационной деятельности, является несовершенным для обеспечения инновационного развития экономики, носит декларативный характер;

3. Медленное развитие современного рынка инновационной продукции на Украине. Уровень развития рынка инноваций определяется восприятием экономики инноваций. Оно отображается степенью способности и желание создавать инновационную продукцию и использовать ее в практике хозяйствования.

Развитие рынка инновационной продукции на Украине сдерживается низким инновационным спросом со стороны промышленности, что объясняется нехваткой собственных средств для внедрения инноваций, высокой стоимостью нововведений, экономическими рисками и длительными сроками окупаемости.

Согласно статистическим данным, разработку и освоение инноваций осуществляет только около 8 % промышленных предприятий Украины Статистические данные разработку и освоение инноваций. — http://www.ukrstat.gov.ua.. Так, в 2010 г. инновационной деятельностью в промышленности занимались 958 предприятий, в 2009 г. — 1120, а в 2008 г.

— 1506.

По видам промышленности более активно осуществляют нововведения предприятия по производству кокса и продуктов нефтепереработки (31,3 % количества предприятий отрасли), машиностроение (18,6 %), химической и нефтехимической промышленности (17,8 %), металлургии и обработки металла (11,9 %), менее активно — легкая промышленность (6,5 %), по производству древесины и изделий из дерева (4,6 %) , по добыче неэнергетических материалов (4,5 %), по добыче энергетических материалов (2,2 %) , производство электроэнергии, газа и воды (1,9 %) Тютюнник Ф.П. Украина: итоги социально-экономического развития и взгляд в будущее // Финансы Украины. 2010. — № 10. — С. 4-7.. Как показывает практика развитых стран, чтобы увеличить спрос предприятий на инновационную продукцию, необходимо эффективное стимулирование наукоемкого производства со стороны государства. Поскольку на Украине отсутствуют стимулы при одновременном растущем финансировании инноваций со стороны иностранных заказчиков, отечественная научно-техническая продукция реализуется иностранным заказчикам на начальных этапах инновационного развития;

4. Отсутствие действенных механизмов определенных государственных приоритетных направлений развития науки и технологий, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку.

Следствием этого становится недофинансирование исследований.

Так в целом в 2010 году основным источником финансирования инноваций были собственные средства предприятий, доля которых в общем объеме финансирования инновационных работ составила 75,1 %;

5. Низкая информационная прозрачность инновационной сферы, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового продукта, а также сведений для частных инвесторов и кредитных организаций об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью.

Причины, препятствующие формированию инновационной модели развития в России следующие:

1. Низкий уровень развития технологий. Российская экономика во второй половине XX века развивалась преимущественно за счет экстенсивных факторов — эксплуатации сырьевой базы и технологий низкого уровня.

Высокому уровню фундаментальной науки сопутствовало недостаточное развитие ее прикладных аспектов, при этом внедрение новых научных разработок было связано со значительными трудностями.

Это послужило одной из причин образования разрыва между Россией и промышленно развитыми государствами в технологическом плане;

2. Минимальная поддержка международной конкурентоспособности отечественных производителей.

Стоит отметить, что если бы политика российского руководства в 90-е годы прошлого века в большей степени была ориентирована на обеспечение положительной динамики национальных конкурентных преимуществ, то ситуация с международной конкурентоспособностью страны и отечественного бизнеса в начале XXI века была бы принципиально иной, чем в настоящее время. В указанный же период поддержка международной конкурентоспособности отечественных производителей была минимальной. Ситуация складывалась таким образом, что длительное время Россию, по сути, заставляли специализироваться на более низких технологических стадиях производства, и это давало развитым странам с рыночной экономикой возможность удешевлять промежуточное потребление и тем самым повышать конкурентоспособность собственной готовой продукции;

3. Разбалансированность национальной инновационной системы. Ее главные элементы — научно-техническая сфера, предприятия, инновационная инфраструктура — функционируют изолированно друг от друга.

При этом стратегия реального сектора не ориентирована на использование результатов отечественных исследований и разработок, а уровень инновационной активности в промышленности крайне низкий — 9,7 % в 2009 г., что в несколько раз ниже, чем в развитых странах (в Греции — 27% , во Франции — 46 % , в Германии — 66 %)Архипова М.

Статистический анализ основных тенденций создания и использования передовых технологий // Вопросы статистики. 2007. — № 7. — С. 67-72.;

4. Несоразмерность развития звеньев национальной инновационной системы.

Несоразмерность развития звеньев национальной инновационной системы является следствием того, что сильным базовым факторам конкурентоспособности (природные, трудовые, интеллектуальные ресурсы) противостоят слабые инфраструктурные факторы (финансовая система, корпоративное и государственное управление, технологическая инфраструктура, организация рынка). В этой связи важно не допустить ослабления базовых факторов (особенно трудовых и интеллектуальных) и принять действенные меры по укреплению перечисленных инфраструктурных факторов;

5. Еще одну серьезную проблему представляет недооценка фундаментальной науки как базового компонента развития национальной инновационной системы.

Дело в том, что современная научно-исследовательская база России находится в весьма затруднительном положении. Критической точкой падения в данной сфере стал 1999 г., когда за период 1992-1998 гг.

удельный вес предприятий и организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений, сократился в 3,4 раза.

В 2000-2004 гг. доля промышленных предприятий, использующих новые объекты интеллектуальной собственности, не превышала 3%. Вместе с этим, по данным ЦЭМИ РАН, с 1998 г. по 2003 г. доля средств, выделяемых в России на содержание и развитие науки, в общем объеме ВВП возросла на 75% и составила 1,28 %.

Однако, несмотря на это, Россия не достигает показателей ведущих стран мира (в странах ЕС — в среднем 1,8 % , в США — 2,8 % , в Японии — 2,9 % , в Израиле — более 4%) Правительство уложится в инновации под 3 % // Коммерсантъ. — М., 2006. — № 146. — С. 7.. С наступлением 2004 г.

ситуация еще более ухудшилась: данный показатель снижался с каждым годом и в 2006 г. составил лишь 1,08 %.

Решение указанных проблем требует активизации инновационной деятельности, направленной на обеспечение развития базовых отраслей экономики страны посредством эффективной государственной политики наших государств.

С этой целью на Украине был разработан Проект «Стратегии инновационного развития Украины на 2010-2020 гг.

в условиях глобализационных вызовов» с учетом ключевых положений, заложенных в проекте «Стратегии инновационного развития Украины на 2009-2018 годы и на период до 2039 года» Проект «Стратегии инновационного развития Украины на 2010-2020 годы в условиях глобализационных вызовов.» — http://kno.rada.gov.

ua/komosviti/doccatalog/document?id=48722.. Эта Стратегия представляет собой комплексную модель инновационного развития Украины на основе четко определенных стратегических приоритетов и ключевых мероприятий. цель Стратегии имеет конкретное количественное определение: обеспечить в срок (до 2020 г.

) повышение влияния инноваций на экономический рост Украины в 1,5-2 раза по сравнению с настоящим. Основная цель Стратегии это формирование нового типа инновационной системы, обеспечивающей конкурентоспособность отечественной экономики на основе использования отечественного научного потенциала и технологий.

Стратегические задачи стратегии:

— Воспроизводство научно-технологического потенциала;

— Стимулирование технологического развития экономики;

— Формирование и поддержка развития инновационного предпринимательской среды;

— Формирование и развитие многоуровневой инновационной инфраструктуры;

— Формирование и реализация региональной инновационной политики.

Приоритетные направления:

— Создание условий для развития и эффективного использования научно-технологического потенциала;

— Оптимизация и повышение эффективности деятельности государственного сектора науки;

— Проблемы действующего финансового обеспечения инновационного процесса на Украине и пути их решения;

— Стимулирование технологического развития экономики;

— Развитие инновационной инфраструктуры;

— Создание системы многоуровневого образования в инновационной сфере;

— Создание системы управления в сфере инновационной деятельности;

— Меры по усилению взаимодействия составляющих национальной инновационной системы Украины;

— Обеспечение эффективного использования и защиты прав интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности;

— Формирование и реализация региональной инновационной политики.

В России, согласно пакету документов, входящих в «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.

» одним из основных мероприятий государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетах направления развития науки, технологий и техники является стимулирование малого научно-технического и инновационного предпринимательства, в том числе стимулирование венчурного инвестирования Стратегия 2020: стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г. — http://strategy2020.rian.ru..

В первую очередь Стратегия рассчитана на дальнейшее развитие имеющегося в России инновационного потенциала.

Особым объектом науки федерального значения в РФ являются Государственные научные центры. Статус государственных научных центров предоставляется Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры.

Одним из важнейших вопросов, возникающих при рассмотрении источников финансирования инновационной деятельности, является принцип распределения инвестиций между центром и регионами.

Для инвестиционного процесса в экономике России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления имеет исключительное значение.

Именно в регионах реализуется большинство инновационных программ, но не все из них в состоянии самостоятельно покрыть расходы, связанные с инновационной деятельностью.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множество источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от вложений.

Механизмы реализации приоритетных направлений Стратегии инновационного развития Украины и России.

1. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технологического потенциала. Государственное регулирование воспроизводственных процессов в научно-технической сфере должно осуществляться путем:

— Формирования нормативно-правовой базы, создания необходимых условий для развития науки;

— Обеспечения охраны прав на объекты научной и интеллектуальной собственности;

— Прямых бюджетных ассигнований (на уровне 3-4 % от ВВП) на разработку и реализацию научных бизнес проектов и экономических программ и процессов развития регионов и экономики страны в целом;

— Предоставления льготных кредитов, налоговых и таможенных льгот субъектам научной деятельности и предприятиям, создающим объекты новой техники, при условии, что прибыль от названной деятельности будет в основном реинвестирована в создание и развитие инновационной инфраструктуры.

2. Оптимизация и повышение эффективности деятельности государственного сектора науки. Реформа государственного сектора науки в сочетании с поддержкой новых организационных форм, соответствующих рыночным условиям хозяйствования должна заключаться в некотором сокращении этого сектора, в концентрации ресурсов на поддержке ограниченного числа эффективных научно-исследовательских организаций.

3. Проблемы действующего финансового обеспечения инновационного процесса на Украине и пути их решения. Необходимым условием реализации Стратегии является совершенствование финансовой модели инновационной деятельности.

Речь идет о комплексе мер по внедрению конкурсных принципов финансирования исследований, внедрению новых форм финансовой поддержки инновационного бизнеса, постепенного формирования системы налогового стимулирования инноваций.

В плоскости финансового обеспечения инновационного развития стоят следующие задачи:

— Реформирование системы базового бюджетного и программно-целевого финансирования науки;

— Институционализация государственных и негосударственных фондов поддержки науки и инноваций;

— Налаживание государственно-частного партнерства в научной и инновационной сферах;

— Реализация комплекса инструментов экономического стимулирования инновационных процессов в хозяйстве страны.

4. Стимулирование технологического развития экономики.

С целью усиления взаимодействия составляющих национальной инновационной системы необходимо ввести в состав Государственного бюджета Украины и России «Бюджет инновационного развития», за счет которого предусмотреть расходы для отдельных бюджетных программ, в частности «Финансирование государственного заказа на инновационную продукцию», «Финансовая поддержка инфраструктуры инновационной деятельности».

Следует принять во внимание, что важным механизмом обеспечения результативности процесса исследования и разработки и внедрения конкурентоспособных разработок в рамках соответствующих инновационных проектов для отечественных субъектов научно-технической деятельности должно стать введение льготного налогообложения приоритетных видов инновационной деятельности.

5. Развитие инновационной инфраструктуры. Выбор организационной формы интеграции науки, образования и производства в направлении активизации инновационного процесса и выработки механизмов взаимосвязи, составляющих национальной инновационной системы является самостоятельным действием каждого субъекта хозяйствования в рамках действующего законодательства.

6. Создание системы многоуровневого образования в инновационной сфере. Объективная потребность инновационного развития, становления экономики знаний требует разработки новой концепции подготовки кадров, в основу которой должны быть положены следующие принципы:

1) развитие и самореализация личности;

2) постоянная направленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и поиск путей и методов их практической реализации в инновации;

3) ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов — системных менеджеров инновационной деятельности;

4) рассмотрение обучения и подготовки кадров не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для расцвета предприятий, отраслей и регионов;

5) обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса, созданию наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала для ускоренного широкомасштабного внедрения в практику инновационных разработок;

6) создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированных в систему производства инновационной продукции;

7) сотрудничество университетов и других вузов с передовыми предприятиями, реализующими инновационные проекты, и их совместная деятельность в сфере разработки учебных программ, издание учебников и монографий по инновационным технологиям, в деле подготовки специалистов высокой квалификации по всем специальностям и перспективным научно-инновационным направлениям.

7. Создание системы управления в сфере инновационной деятельности. Совершенствование государственного управления в сфере научной и научно-технической деятельности требует:

во-первых, систематизации государственных управленческих функций в этой области в соответствии с мировой практикой на примере экономически развитых стран;

во-вторых, адекватного перераспределения соответствующих функций между органами исполнительной власти;

в-третьих, реализации наработанных ранее норм законодательства, по которым приостановлено действие.

Речь идет, прежде всего, о нормах законодательства, направленных на стимулирование инновационной деятельности предприятий.

Чтобы снять возражения налоговых органов по налоговому стимулированию инновационной активности, необходимо ввести в системе ГНА администрирования налогов и льгот субъектов инновационной деятельности.

8. Меры по усилению взаимодействия составляющих национальной инновационной системы.

9. Обеспечение эффективного использования и защиты прав интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.

10. Формирование и реализация региональной инновационной политики. Региональная инновационная политика является неотъемлемой составляющей государственной инновационной и научно-технической политики.

Учитывая особенности того или иного региона, она определяет, с одной стороны, отношение государства к его инновационным и научно-техническим проблемам, а с другой — участвует в решении социально-экономических и научно-технологических проблем государства.

Разработка инновационной политики региона предполагает определение цели и направления ее развития на ближайшую и дальнейшую перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей этого региона и обеспечения их соответствующими ресурсами.

Решение комплекса проблем, возникающих при внедрении инновационной модели развития региона, является основой формирования современного типа инновационной политики проблемного региона.

Итак, одна из предпосылок успешного внедрения инвестиционной модели развития национальной экономики — это эффективная государственная инновационная политика, целью которой является создание социально-экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, обеспечение внедрения современных экологически чистых, безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, производства и реализации новых видов конкурентоспособной продукции.

инновационный политика рынок

fВыводы

На современном этапе инновационная деятельность Украины и России характеризуется снижением активности, дефицитом финансовых ресурсов, падением платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию, вызванного значительными недостатками при разработке и выполнения государственных целевых программ.

Инновационная политика должна быть сбалансированной и направленной на гармоничное дополнение внутренних инвестиций внешними, где определяющим фактором будут национальные интересы государства, его инновационное развитие.

«Стратегия инновационного развития Украины на 2010-2020 гг. в условиях глобализационных вызовов» позволит повысить конкурентоспособность национальной экономики, реализовать приоритетные задачи развития науки и техники.

«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» в первую очередь рассчитана на дальнейшее развитие имеющегося в России инновационного потенциала.

Инновационная деятельность должна базироваться на эффективном использовании финансового, интеллектуального и промышленного потенциала государства и регионов, способствовать коммерциализации знаний и технологий.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/political/00965418_0.html

Scicenter1
Добавить комментарий