4. Полемика реализма и номинализма: Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

Спор номинализма и реализма в средневековой философии

4. Полемика реализма и номинализма:  Многие характерные особенности средневековой философии проявились в
<

Актуальность темы исследования определяется тем, что средневековая европейская философия – чрезвычайно содержательный и продолжительный этап в истории философии, связанный прежде всего с христианством и умозрительным типом философствования. Хронологически этот период охватывает IХ – XV вв. В сравнении с древней философией, она имела свою специфику:

1. Главное отличие средневекового мышления состоит в том, что движение философской мысли было пронизано проблемами религии. Философия сознательно служила ей.

В образованных кругах того времени ее называли служанкой богословия. Объяснялось это тем, что церковь в средние века монополизировала образование и науку.

Большинство ученых представляли духовенство, а монастыри превратились в очаги культуры и науки.

2. Философию средневековья характеризовал библейский традиционализм и ретроспективность. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была самым древним, самым истинным, значимым и подлинным произведением в мире.

Кроме того, это была не просто «Книга книг»» (в переводе в греческого библион означает книга), но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем самым объект веры.

Она, в отличие от языческого мировоззрения, исключала многобожие в любом варианте и утверждала идею о единой сущности мира.

3.Поскольку Библия понижалась как полный свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобрела экзегетика — искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета.

Соответственно, и вся философия была «экзегетична». В своих формах. Это означало, что очень много внимания уделялось тексту произведений, способам его толкования.

Критерием истинности теории стало соответствие духу и букве Библии.

4. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов – диалог авторитетного учителя и скромного, поддакивающего, алчущего знаний ученика.

В целом философия средневековья обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе, была по духу оптимистична.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализма и номинализма, спору между которыми и посвящен данный реферат.

Цель работы – провести анализ сущности разногласий и спора номинализма и реализма в средневековой философии.

Задачи исследования:

– дать понятие номинализма и реализма;

– рассмотреть основные положения противостояния номинализма и реализма в средневековой философии.

Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога.

Проблема универсалий–проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем–«материя и форма»). В зависимости от ее решения всех ученых делят на реалистов и номиналистов.

Реалисты–утверждали, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует как и конкретный дом).

Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Отцом схоластики считают Боэция(5 век) или Иоанна Скотта Эриугена (810 – 877) – ирландец, жил во Франции. Между божественным откровением и разумом нет противоречия. На пути рациональности он пытался доказать существование бога. Недостатки познавательных усилий мешают увидеть непротиворечивость божественных откровений. Эриугена был реалистом. Бытие он разделяет на четыре природы:

1.  Не сотворенная, но торящая–бог, как источник всех вещей: единственный несозданный творец всего, он бесформенен, невыразим и постигается лишь через бытие вещей.

2.   Сотворенная и творящая–божественные идеи, выступающие как первичные причины; идеальный мир создан богом из себя самого и существует вечно.

3.    Сотворенная и нетворящая–чувственно–воспринимаемый мир, который есть проявление идеального мира во множестве различных вещей.

4. Не сотворенная и не творящая–бог, воспринимаемый как конечная цель всех вещей.

Вторая и третья природы не имеют самостоятельного существования и не отличаются по–существу. Образование вещей Эриуген связывает с грехопадением человека, при котором происходит отпадение человека от бога. Но с течением времени наступает искупление и возвращение всех вещей к богу. Система Эриугена по-своему существу пантеистическая, была осуждена католической церковью.

Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109) – подобно Августину утверждал, что вера должна быть выше разума: следует «верить, чтобы понимать», однако вера может быть «рационально» обоснована. Христианские догматы для А.–незыблемая истина, правда, их следует рационально осмысливать, чтобы укрепить верующего человека в его вере.

«Вера ищет разума»–суть его воззрений. «Я верую в бога, но вера д. иметь оправдание в разуме»–1-й вывод из тезиса. «Верую, чтобы понимать»–2-й вывод. Он положил начало проблеме предпосылок знания (существует ли предзнание?). Божественное откровение подготавливает научное познание. А. Связал тесно теологию с философией.

Иоанн Росцелин (1050–1120)–Франция. Был крайним номиналистом, обвинен в ереси.

Истолковывал святую троицу как совокупность трех отдельных богов(бог един в трех лицах, значит понятие «бог» относится ко всем ипостасям, следовательно, существует три бога).

Он утверждал, что общие понятия–только имена, названия, просто «сотрясения воздуха». Реально существуют только единично чувственно воспринимаемые вещи.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) – французский философ и теолог. Происходил из богатой семьи, стал отличным полемистом (диспут появился в средние века. Христианство давало постулаты, а философы разъясняли скрытый в них смысл).

Был посредником между реалистами и номиналистами. Его концепция получила название «концептуализма». По сути был умеренным номиналистом: общие понятия не существуют, но они существуют в нашем сознании и представляют существенные признаки класса предметов.

Благодаря универсалиям возможно познание.

<

2. Спор номинализма и реализма в средневековой философии

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Для реалиста общее существует, причем для Фомы Аквинско-го трояким образом: в Боге, в вещах, в головах (т.е. мыслях) людей. Слово в таком случае обозначает общее. Позиция средневекового реалиста — это продолжение линии Платона.

Номиналист же продолжает линию софистов, которых Сократ критиковал за непонимание общего. Номиналист считает, что общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки. Тут все дело, считал Оккам, в направленности субъекта, его души на предмет познания. Такое устремление, по определению, есть интенция.

По природе души ее интенция такова, что она сказывается во многих вещах, но общего в самих вещах нет, оно приписано к душе, точнее, к голове человека. Знаменитая «бритва Оккама» не допускает преумножения сущностей без необходимости.

Если для объяснения достаточно допустить существование единичных вещей, то нет оснований еще постулировать действительность общего (реалий), псевдокопий действительных вещей.

Рассматриваемый спор можно представить в понятиях сущности и существования. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности (вот и сработала «бритва Оккама»).

В споре средневековых реалистов и номиналистов несколько особняком держались концептуалисты (Абеляр и др.). Они, как и номиналисты, считали, что общие понятия (универсалии) сами по себе не существуют.

В то же время концептуалисты обвиняли номиналистов в «сотрясении воздуха»: имелось в виду, что они считают понятия всего лишь словами, не раскрывая их подлинной природы.

Концептуалисты расценивали общие понятия как концепты — доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира.

Реализм (в средневековой философии) – учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам.

Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой.

Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как «вид». Посредством «чувственных видов» человек познает индивидуальное в вещах, посредством «сверхчувственных видов» – общее.

Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Опираясь на учение Аристотеля, а также на споры между мистиками (Августин) и учением Дунса Скотта, Фома выделил 4 уровня бытия в зависимости от того, каким образом форма, то есть творящее начало, реализуется в вещах, одушевляет их:

  1. Низшая ступень – неживая природа (минералы, камни). Здесь форма – лишь внешняя определенность вещи;

  2. Растительный мир, форма – конечная причина вещи;

  3. Животные, форма – действующая причина;

  4. Душа человека, форма существует отдельно от материи.

    Фома не противопоставляет разум воле, разум – высшая среди человеческих способностей, воля – разумная способность различать добро и зло. Человеческая душа бессмертна, это самое благородное в сотворенной Богом природе.

    Фома, в отличие от Августина, обращался не только к чувствам и интуиции, а еще к рассудку и здравому смыслу.

    Источником познания он считал не причастность к божественным идеям, но опыт, результаты которого обрабатываются разумом.

    Особое внимание к этим проблемам характеризует схоластику – тип средневековой философии, ставивший задачу рационально обосновать религиозные догмы. Средневековая схоластика считает, что всякое знание имеет два уровня:

  5. Сверхъестественное знание, получаемое через Библию;

  6. Естественное, отыскиваемое человеческим разумом.

    Фома подчеркивал, что теология, изучающая истины откровения через «Священное писание», исходит от Бога к его творениям. Философия же имеет дело с человеческим разумом и восходит к Богу от его творений, то есть своим путем ведет к познанию Бога. То есть теология и философия дополняют друг друга: даваемые теологией знания абсолютны, философией – относительны.

    Предпосылкой нравственного поведения Фома считает свободу воли. Разум может возвыситься над волей и управлять ею. Конечная цель человека – любовь к Богу и его созерцанию. Разум показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью. Однако Фома также подчеркивал значение правдивой проповеди.

    В отличие от Августина, который считал, что государственная власть – «разбойничая шайка», Фома считал, что государство существует лишь затем, чтобы заботиться об общем благе.

    Лучшая форма государства – монархия. Задача монарха – вести граждан к добродетели жизни. Церковь, выражающая в себе волю Бога, должна подчинить себе государственную власть.

    «Град земной» – государство должно служить церкви.

    Спор реалистов, номиналистов и концептуалистов тянется до наших дней, точка в нем так и не поставлена. Бесспорно одно: в определенном отношении были правы как первые, так и вторые, и третьи. В современной философии весьма значимыми считаются следующие представления об общих именах, понятиях и общих признаках. Имя — это языковое выражение (либо одно слово, либо сочетание слов).

    Собственное имя обозначает один предмет («этот стол»). Общее имя обозначает класс предметов той или иной природы. Общими именами являются, например, выражения «студент», «лес», «действительное число», «мысль», «чувство». Предметы данного класса (множества) составляют именно класс (множество) в силу обладания каждым из этих предметов общим признаком (свойством или отношением).

    Использование одного и того же общего имени «студент» для обозначения многих людей правомерно постольку, поскольку все они обладают общим свойством — учатся после окончания школы в техникуме, институте или другом учебном заведении. Понятие отличается от общего имени, ибо оно есть форма мысли, форма обобщения, своеобразная интерпретация общих признаков, а не просто их констатация.

    Понятие раскрывает смысл общего имени. Так, рассуждая о понятии «студент», мы не удовлетворяемся констатацией того, что тот или иной человек учится в учебном заведении, а начинаем интерпретировать: быть студентом означает любить учиться, стремиться к совершенству в таких-то и таких-то областях. Обычно для определения понятия используют теории.

    Итак, общие признаки предметов обозначаются общими именами, а содержание тех и других интерпретируется в понятиях. Реалисты абсолютизировали общие признаки; номиналисты концентрировали свое внимание на общих именах, отказав в существовании общим признакам; концептуалисты фактически занимались преимущественно понятиями.

    Все вместе делали общее дело, над проблемными аспектами которого продолжают работать современные философы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    «Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире.

    Универсалии, по мнению реалистов, существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

    Поэтому ясно, что для реалистов, например, для Ансельма Кентерберийского (1033 – 1109), познание возможно лишь с помощью разума, так как лишь разум способен постигать общее.

    Противоположное направление носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «номен», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия – только имена.

    Они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.

    Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех.

    А поскольку все люди суть живые существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.

    Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок. 1050 – ок.1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее –только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

    В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было «чистого» материализма и «чистого» идеализма.

    Номинализм был идеализмом, но содержал материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира.

    Он подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового «естествознания».

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

    2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

    3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994.

    4. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

    5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М.., 2002.

    6. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

<

Источник: http://bukvi.ru/obshestvo/filosofia/spor-nominalizma-i-realizma-v-srednevekovoj-filosofii.html

4. Полемика реализма и номинализма

4. Полемика реализма и номинализма:  Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

Многиехарактерные особенности средневековойфилософии проявились в происходившейна протяжении нескольких веков борьбереализма и номинализма. Реализм в егосредневековом понимании не имеет ничегообщего с современным значением этоготермина.

Под реализмом подразумевалосьучение, согласно которому подлиннойреальностью обладают только общиепонятия, или универсалии, а не единичныепредметы, существующие в эмпирическоммире (на латинском языке, которымпользовались представители схоластики,эта мысль выражалась в формуле: universaliasunt realia).

Нетрудно видеть, что средневековыйреализм сближается с платонизмом, длякоторого тоже реальным бытием обладаютвечные и самотождественные идеи, а непреходящие и изменчивые чувственныевещи. Согласно средневековым реалистам,универсалии существуют до вещей (anterem), представляя собой мысли, идеи вбожественном разуме.

И только благодаряэтому человеческий разум в состояниипознавать сущность вещей, ибо этасущность и есть не что иное, как всеобщеепонятие. Ясно, что для реалистов, напримердля Ансельма Кентерберийского (1033-1109),познание возможно лишь с помощью разума,ибо лишь разум способен постигать общее.

Противоположноенаправление было связано с подчеркиваниемприоритета воли над разумом и носилоназвание номинализма. Термин «номинализм»происходит от латинского слова «nomen»,что значит «имя».

Согласнономиналистам, общие понятия — толькоимена; они не обладают никакимсамостоятельным существованием вне ипомимо единичных вещей и образуютсянашим умом путем абстрагированияпризнаков, общих для целого рядаэмпирических вещей и явлений.

Так,например, мы получаем понятие «человек»,когда отвлекаемся от индивидуальныхособенностей отдельных людей и оставляемтолько то, что является общим для нихвсех. А поскольку все люди суть живые иодушевленные существа, обладающиеразумом, то, стало быть, в понятие человекавходят именно эти признаки: человекесть живое существо, наделенное разумом.

Таким образом, согласно учениюноминалистов, универсалии существуютне до, а после вещей (post rem). Крайниеноминалисты, к которым принадлежал,например, французский философ и теологИоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120), дажедоказывали, что общие понятия суть неболее чем звуки человеческого голоса;реально лишь единичное, а общее — толькоиллюзия, не существующая даже вчеловеческом уме.

Спорноминалистов и реалистов возник в связис проблемой единичного и общего, какона ставилась еще Аристотелем, различавшимпервичные и вторичные сущности изатруднявшимся в определениионтологического статуса тех и других.

5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики

Однимиз наиболее выдающихся представителейзрелой схоластики был монах доминиканскогоордена Фома Аквинский (1225/ 1226-1274), ученикзнаменитого средневекового теолога,философа и естествоиспытателя АльбертаВеликого (ок. 1193-1280).

Как и его учитель,Фома пытался обосновать основныепринципы христианской теологии, опираясьна учение Аристотеля. При этом последнеебыло преобразовано им таким образом,чтобы оно не вступало в противоречие сдогматами творения мира из ничего и сучением о богочеловечестве ИисусаХриста.

Как и у Августина и Боэция, уФомы высшее начало есть само бытие. Подбытием Фома разумеет христианскогоБога, сотворившего мир, как о томповествуется в Ветхом Завете. Различаябытие (существование) и сущность, Фоматем не менее не противопоставляет их,а вслед за Аристотелем подчеркивает ихобщий корень.

Сущности, как субстанции,обладают, согласно Фоме, самостоятельнымбытием, в отличие от акциденций (свойств,качеств), которые существуют толькоблагодаря субстанциям. Отсюда выводитсяразличение так называемых субстанциальныхи акцидентальных форм.

Субстанциальнаяформа сообщает всякой вещи простоебытие, а потому при ее появлении мыговорим, что нечто возникло, а при ееисчезновении — что нечто разрушилось.Акцидентальная же форма — источникопределенных качеств, а не бытия вещей.

Различая вслед за Аристотелем актуальноеи потенциальное состояния, Фомарассматривает бытие как первое изактуальных состояний. Во всякой вещи,считает Фома, столько бытия, сколько вней актуальности. Соответственно онвыделяет четыре уровня бытийности вещейв зависимости от степени их актуальности,выражающейся в том, каким образом форма,то есть актуальное начало, реализуетсяв вещах.

Нанизшей ступени бытия форма, согласноФоме, составляет лишь внешнюю определенностьвещи (causa formalis); сюда относятся неорганическиестихии и минералы.

На следующей ступениформа предстает как конечная причина(causa finalis) вещи, которой поэтому присущацелесообразность, названная Аристотелем»растительной душой», как быформирующей тело изнутри, — таковырастения.

Третий уровень — животные,здесь форма есть действующая причина(causa efficiens), поэтому сущее имеет в себене только цель, но и начало деятельности,движения. На всех трех ступенях формапо-разному привходит в материю, организуяи одушевляя ее.

Наконец, на четвертойступени форма предстает уже не какорганизующий принцип материи, а самапо себе, независимо от материи (forma perse, forma separata). Это дух, или ум, разумнаядуша, высшее из сотворенных сущих. Небудучи связана с материей, человеческаяразумная душа не погибает со смертьютела. Поэтому разумная душа носит у Фомыимя «самосущего».

В отличие от нее,чувственные души животных не являютсясамосущими, а потому они и не имеютспецифических для разумной души действий,осуществляемых только самой душой,отдельно от тела — мышления и воления;все действия животных, как и многиедействия человека (кроме мышления иакта воли), осуществляются с помощьютела.

Поэтому души животных погибаютвместе с телом, тогда как человеческаядуша — бессмертна, она есть самоеблагородное в сотворенной природе.Следуя Аристотелю, Фома рассматриваетразум как высшую среди человеческихспособностей, усматривая и в самой волепрежде всего ее разумное определение,каковым он считает способность различатьдобро и зло. Как и Аристотель, Фома видитв воле практический разум, то есть разум,направленный на действие, а не напознание, руководящий нашими поступками,нашим жизненным поведением, а нетеоретической установкой, не созерцанием.

Вмире Фомы сущими оказываются в конечномсчете индивиды. Этот своеобразныйперсонализм составляет специфику кактомистской онтологии, так и средневековогоестествознания, предмет которого -действие индивидуальных «скрытыхсущностей» — «деятелей», душ,духов, сил.

Начиная с Бога, который естьчистый акт бытия, и кончая малейшей изсотворенных сущностей, каждое сущееобладает относительной самостоятельностью,которая уменьшается по мере движениявниз, то есть по мере убывания бытиясуществ, располагающихся на иерархическойлестнице.

УчениеФомы (томизм) пользовалось большимвлиянием в средние века, римская церковьофициально признала его. Это учениевозрождается и в XX веке под названиемнеотомизма — одного из наиболеезначительных течений католическойфилософии на Западе.

Источник: https://studfile.net/preview/7388819/page:3/

Полемика номинализма и реализма в средневековой философии

4. Полемика реализма и номинализма:  Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии) — учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уильям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Бритва Оккама — принцип, лаконично сформулированный, как: «Не должно множить сущее без необходимости».

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам.

Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах.

Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи — чувственной и умопостигаемой.

Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” — общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса:

  • 1. Есть ли вещь?
  • 2. Что она такое?
  • 3. Какова она?
  • 4. Почему (для чего) она есть?

Смысл мышления средних веков теоцентричен, в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: — творения — откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство).

Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире.

Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона).

Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее.

Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием.

Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно — идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции.

Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

Номинализм и реализм в средневековой философии. Номинализм и реализм (от лат. nomen — имя, realis — действительный) — противоборствующие направления средневековой схоластической философии.

Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме.

Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования.

Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Page 3

В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство.

С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа.

В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.

Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого.

Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.

Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:

  • 1) Идею «человека как центра всего»;
  • 2) Идею линейности истории;
  • 3) Представление о Боге как Личности и Творце.

Основные проблемы средневековой философии

  • 1. Мир сотворен Богом или существует от века.
  • 2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.
  • 3. Каковы место человека в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.
  • 4. Как сочетаются свобода воли человека и Божественная необходимость.
  • 5. Что есть общее, единоличное и отдельное в учении о триединстве.
  • 6. Если Бог — истина, добро и красота, откуда зло, и почему Бог его терпит.
  • 7. Соотношение истин откровения в Библии и истин человеческого разума.

Специфика средневекового философствования.

  • 1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия — книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет — объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея — единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире — исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.
  • 2. Экзегетика — искусство толкования Завета: Библия — полный свод законов бытия — критерий истинности. Текст Писания — начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).
  • 3. Дидактизм — назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма — трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество — энциклопедичность, виртуозное знание Святого Писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.

Общий дух — оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин — мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.

Page 4

Одной из важнейших проблем, оживлённо обсуждавшейся в средневековой философии, была проблема универсалий. Под термином «универсалии» (от лат. universalis — общий) имелись в виду общие понятия, то есть те понятия, которые охватывают некий класс объектов.

Проблема универсалий подразумевала вопрос об онтологическом (бытийственном) статусе общих понятий и мыслительных конструктов.

Нужно было определить, существуют ли они наравне с единичными вещами в реальности? По сути, дискуссия велась по вопросу о том, предшествуют ли универсалии и вообще любые идеальные конструкты материальным объектам, или они являются лишь абстракцией, порождённой деятельностью сознания человека, то есть вторичны по отношению к материальным объектам. В споре номиналистов и реалистов мы имеем определяемую историческими условиями средневековья форму противостояния по решению основного вопроса философии, хотя и выраженную в казалось бы одном из частных вопросов гносеологии.

https://www.youtube.com/watch?v=GLrfjxhZ5Ak

Реалисты (res (лат.) — вещь) считали, что понятия существуют наряду с вещами.

По сути, они являлись продолжателями крайней объективно идеалистической линии Платона в философии, согласно которому идеи существуют наравне с вещами материального мира.

Понятия, по мнению реалистов, не только существуют в реальности, но и порождают сами вещи. Реалистами были такие столпы схоластики как Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский.

Так, Фома считал, что универсалии могут существовать в троякой форме:

  • 1. до вещей (в уме Бога). Это идеи, по которым Бог создавал мир и конкретные объекты. Здесь в воззрениях Фомы прослеживается влияние Платона.
  • 2. в вещах (как их сущность, форма). В этом можно увидеть близость к основным положениям философии Аристотеля.
  • 3. после вещей (в мысли человека). Этот вид универсалий образуется в уме человека в результате познания сущности вещей. Выделяют два направления внутри средневекового реализма:
  • 1. Крайний реализм;
  • 2. Умеренный реализм.

Сторонники крайнего реализма считали универсалии существующими независимо от бытия вещей, а умеренные реалисты, исходя от позиции не Платона, а Аристотеля, полагали, что универсалии могут существовать лишь в единичных вещах.

Ближе к материализму в решении вопросов гносеологии стояли номиналисты (nomen (лат.) — имя), утверждавшие, что понятия не существуют наравне с вещами, что они не более чем имена, названия, являющиеся результатом познавательной деятельности человека.

Таким образом, номиналисты признавали, что существуют лишь отдельные вещи.

Основателем последовательного номинализма считается Росцелин (1050 — 1120), объявивший, что все понятия не более чем простое сотрясение воздуха языком и отрицавший бытие общего в целом.

Однако знаменитый французский философ Пьер Абеляр (1079 — 1142) сформулировал теорию умеренного номинализма, которую стали называть концептуализмом (conceptus (лат) — понятие).

Согласно Абеляру, в объективном мире нет ничего общего, но общее существует в сознании человека, то есть обладает субъективной реальностью, являясь продуктом его познавательной деятельности. Номиналистами были также мыслители позднего средневековья Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1285 — 1349).

После некоторых колебаний католическая церковь признала реализм своей официальной доктриной и подвергла номиналистов преследованиям, обвиняя его теоретиков в ереси.

Рассматриваемый спор между номиналистами и реалистами можно представить в понятиях сущность и существование. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности.

Спор номиналистов и реалистов замечателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредотачивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному. Такой ход мышления существенно стимулировал дальнейшее развитие философии.

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности. Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме.

Общими являются не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие.

Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.

Источник: https://studwood.ru/972055/filosofiya/polemika_nominalizma_realizma_srednevekovoy_filosofii

Полемика реализма и номинализма — проФилософию.ру

4. Полемика реализма и номинализма:  Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке, которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt realia).

Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи.

Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что значит «имя».

Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.

Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех.

А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem).

Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее — только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Номинализм и реализм (от лат. nomen – имя, realis – действительный) – противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей.

Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей.

Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам.

Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”.

Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” – общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности.

У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2.

Что она такое? 3. Какова она?

4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.

е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: – творения – откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей.

Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики.

Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона).

Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей.

(человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму.

Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Номинализм и реализм – это то, что противостоит друг другу. Разница между ними велика. Понимание и того и другого дает возможность взглянуть на привычные вещи несколько иначе.

Спор о том, какая теория правильная, является вековым. В нем принимали участие многие ведущие философы. Каждый выражал свое мнение, опираясь на труды более ранних мыслителей.

Реализм и номинализм являются противоборствующими направлениями средневековой схоластической философии. Сторонники номинализма пытались доказать, что существуют только единичные вещи, а сторонники реализма были убеждены, что все существует в божественном уме.

Крайние номиналисты утверждали, что общие понятия являются результатом абстрагирования, которое связано с мышлением, крайние реалисты же утверждали, что общие понятия являются универсалиями, которые существуют независимо от нас – они были еще до появления вещей.

Номинализм и реализм в средневековой философии сильно отличались друг от друга, находились в состоянии противоречия.

Дискуссии, которые возникали между сторонами, приводили к появлению и выработке определенной логики, которая в значительной мере повлияла на развитие схоластики.

Также номинализм и реализм, а точнее споры, связанные с ними, привели к развитию научной строгости, повлияли на теорию множеств. Полемика номинализма и реализма длилась несколько веков.

Реализм средних веков является учением, в котором утверждается, что реальностью обладают только универсалии (то есть общие понятия). При этом сами вещи являются временными, единичными и постоянно меняются. Понятия являются первопричиной вещей – они зародились из божественного разума.

В номинализме же делается акцент на том, что воля преобладает над разумом. В божественном разуме нет никаких понятий. Воля Бога была направлена на сотворение именно вещей, понятия же являются творением познающих душ.

Фома Аквинский пытался преодолеть обе крайности. В ответ номиналистам он говорил, что понятия, появившиеся по воле божественного разума, являются прообразами тех понятий, которые мы имеем сейчас. Реалистам же он доказывал, что те понятия, которые образуются в разуме человека, являются вторичными к основной сущности вещей.

Фома Аквинский утверждал, что познание основано на том, что на человека действуют сразу две стороны – умопостигаемая, а также чувственная. Речь о том, что объекты ведут своеобразное двойное существование: внутри сознания человека, а также вне его. Чувственные виды дают людям возможность понимать индивидуальное в вещах. Философское познание вещей возвышает человека, приближает его к Богу.

Номинализм и реализм чуть позже стали рассматриваться несколько иначе. При помощи познания вещей мыслители пытались ответить на вопросы, связанные с существованием вещей, его причинами, основами, а также смыслом. Многие считали, что именно через вещи можно постичь реальность.

Реализм как направление схоластики является учением, в котором утверждается, что подлинная реальность связана только с универсалиями, а единичные предметы не имеют с ней ничего общего.

Место существования таких предметов – эмпирический мир. О реальном бытие можно говорить только по отношению к вещам, обладающим постоянством, которые являются вечными.

Универсалии – мысли, произошедшие из божественного разума.

В номинализме существование общих понятий не допускалось. Универсалии – это то, что появилось позже вещей. Общие понятия являются только именами, которые вообще не могут обладать самостоятельным существованием.

Номинализм и реализм – это спор о том, как взаимодействует сделочное и общее. Конечно же, в реализме много от идеализма, а в номинализме – от материализма.

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке, которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt realia).

Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи.

Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин “номинализм” происходит от латинского слова “nomen”, что значит “имя”.

Согласно номиналистам, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.

Так, например, мы получаем понятие “человек”, когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех.

А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem).

Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050 – ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/ 1226-1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок. 1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.

При этом последнее было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само бытие. Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете.

Различая бытие (существование) и сущность, Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Сущности, как субстанции, обладают, согласно Фоме, самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение так называемых субстанциальных и акцидентальных форм.

Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении – что нечто разрушилось. Акцидентальная же форма – источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний.

Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от степени их актуальности, выражающейся в том, каким образом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.

На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы.

На следующей ступени форма предстает как конечная причина (causa finalis) вещи, которой поэтому присуща целесообразность, названная Аристотелем “растительной душой”, как бы формирующей тело изнутри, – таковы растения.

Третий уровень – животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения.

На всех трех ступенях форма по-разному привходит в материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих.

Не будучи связана с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы имя “самосущего”.

В отличие от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела – мышления и воления; все действия животных, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела.

Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая душа – бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной природе.

Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, усматривая и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло.

Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.

В мире Фомы сущими оказываются в конечном счете индивиды. Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого – действие индивидуальных “скрытых сущностей” – “деятелей”, душ, духов, сил.

Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.

Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.

Источники:

  • studopedia.ru
  • studopedia.ru
  • .ru
  • studbooks.net

Источник: https://profilosofiy.ru/drugoe/polemika-realizma-i-nominalizma/

Scicenter1
Добавить комментарий