42. Платность природопользования-: включает плату за ПР, за загрязнение ОПС и за другие виды

Платность природопользования. Понятие и виды платежей: плата за пользование природными ресурсами

42. Платность природопользования-:  включает плату за ПР, за загрязнение ОПС и за другие виды

Понятие «платность природопользования» означает взимание установленных в законодательном порядке платежей за пользование природными ресурсами, включая изъятие природных ресурсов (добыча полезных ископаемых, рыболовство) и пользование природными ресурсами без их изъятия из окружающей среды (использование сельскохозяйственных угодий, лечебно-оздоровительных территорий), а также взимание платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в ОПС, размещение твердых отходов и другие виды негативного воздействия, если указанные действия не квалифицируются как правонарушения.

Одной из составляющих платности природопользования — плата за природные ресурсы. Ее правовой базой служат законы «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах» и др.

Взимание платы за природные ресурсы, загрязнение окружающей среды, включая платежи за сверхлимитное загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов, не освобождает от выполнения мероприятий по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, и выполнению мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Большая часть средств, взимаемых в рамках системы платного природопользования, — платежи за загрязнение окружающей среды и часть платы за природные ресурсы — в соответствии с действующим законодательством направляется в государственные экологические фонды и фонды по сохранению и воспроизводству конкретных видов

природных ресурсов.

Правовое регулирование системы платежей за пользование природными ресурсами устанавливает не только методы определения размеров платы, но и механизмы взимания и использования.

В законе об ООПС плата за природные ресурсы подразделяется на 2 основных виды — плату за право пользования и плату за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

В первом виде реализуется право собственника на получение определенной части прибыли за предоставление в пользование субъектами хозяйственной деятельности природных ресурсов, включая отдельные природные объекты и целые природные комплексы.

Размеры платы не должны зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Второй составляющей платы за природные ресурсы является плата не их охрану и воспроизводство. Этот вид платы должен компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов и воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Нормативы платы на охрану и воспроизводство водных и биологических ресурсов, восстановление нарушенных земель до настоящего времени не выделены из общих нормативов платежей за пользование природными ресурсами. Это связано с тем, что министерства и ведомства, которые представлены полномочия по управлению этими видами, не разрабатывают подзаконных актов.

Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов должны отчисляться во внебюджетные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством создаются по решению Правительства РФ.

Статья 20. Платность использования природных ресурсов

1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.

2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

–за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

–за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:

–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;

–выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

4.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальньк органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.

5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.

6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Закон РФ от II октября 1991 г. М 1738-1 «О плате за землю»

(с изменениями 14 февраля, 16 июля 1992 г., 14 мая 1993 г., 9 августа 1994 г., 22 августа 1995 г.)

Основные положения

Статья 1. Использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Статья 2. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Статья 3. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Ставки земельного налога за земли всех категорий основного целевого назначения в районах проживания малочисленных народов Севера, а также за земли, используемые в качестве оленьих пастбищ в других регионах Российской Федерации, устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов

Российской Федерации, а средства, поступающие в счет уплаты налога за эти земли, не централизуются в федеральный бюджет.

Виды платежей: плата за пользование природными ресурсами в России взимается с природопользо-вателей независимо от того, являются ли они активными природопользователями или пассивными, так как плата за землю взимается в виде налога с организаций, юридических и физических лиц, также с хозяйствующих субъектов.

Источник: https://cyberpedia.su/12xe39a.html

Определение платежей за загрязнение окружающей природной среды

42. Платность природопользования-:  включает плату за ПР, за загрязнение ОПС и за другие виды

Платность природопользования была введена в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1992 году на основании Постановления Правительства РФ № 632 (1992), которое утвердило «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия».

В настоящее время взимание платежей за загрязнение окружающей природной среды осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ № 344 от 12июня 2003 года «О нормативах платы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Порядок взимания платы распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ.

Экологические платежи — представляют собой систему платы за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду; взимаются в соответствии с природоохранным законодательством; основаны на принципе « загрязнитель платит»; относятся к неналоговым доходам бюджета.

Указанная система сформировалась для выполнения двух важнейших функций:

• для стимулирования предприятий сокращать уровни негативного воздействия;

• для аккумулирования денежных средств, предназначенных на ликвидацию негативных экологических последствий производства.

· В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей природной среды представляют собой особый вид налогообложения, при котором облагаемой величиной является масса загрязнений, попадающая в окружающую среду, независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Внося платежи за загрязнение окружающей природной среды, предприятие участвует в финансировании природоохранной деятельности на данной территории, но отнюдь не получает амнистию по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб. Согласно ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.) внесение платежей за загрязнение не освобождает от возмещения причиненного вреда.

Предусматривается взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

— размещение отходов;

— другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т. п.); Установлены два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Плата за загрязнение окружающей средыпо выбросам или сбросам, не превышающим установленных предельных нормативов или согласованных лимитов, начисляется, исходя из ставок платежей, основанных на соответствующих базовых нормативах.

Плата за сверхлимитное загрязнениеопределяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов или сбросов над согласованным лимитом и на пятикратный коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов вся масса загрязнений засчитывается как сверхлимитная.

Определение платы (П) за загрязнение осуществляется по следующей формуле:

П = СнiМнi + Cлi(Млi — Мнi) + 5 Cлi(Мфi — Млi), где

Снi, Cлi — дифференцированные ставки платы за выбросы, сбросы (размещение) i-ro загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива и лимита, руб/т;

Мнi, Млi, Мфiмассы выброса, сброса (размещения) i-ro загрязняющего вещества (отхода) соответственно в пределах установленных норматива (ПДС, ПДВ) и лимита (ВСВ, ВСС), фактические, т.

Все три компонента формулы рассчитываются,если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ превышаютих значения в пределах установленных лимитов.

Плата рассчитываетсяпо двум компонентам формулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ находятся в пределах нормативных и ниже (равны) лимитных значений.

Расчет ведется по одной компонентеформулы, если фактические массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ ниже (равны) их значениям в пределах установленных нормативов.

►Платежи за предельно допустимыевыбросы и сбросы, размещениеотходов, уровни других вредных воздействий относятся на себестоимостьпроизводства продукции (работ, услуг). Платежи за их превышение— производятся за счет прибыли,остающейся в распоряжении природопользователей.

Если указанные платежи, определенные расчетом в соответствии с указанным порядком, равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то комитетами охраны природы, органами санитарно-эпидемиологиче­ского надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности данного предприятия, учреждения или организации.

· Экологические платежи распределяются следующим образом:

• 19%- в доход Федерального бюджета, в том числе: 9%- на целевой экологический счет Федерального казначейства РФ;

• 81% — в доходы бюджетов субъектов РФ на целевые экологические счета территориальных органов Федерального казначейства РФ в субъектах РФ.

· Экологические платежи используются:

• 10% — на содержание подведомственных МПР России территориальных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды субъектов РФ;

• 9% — на кредитование и субсидирование организаций для осуществления ими природоохранных мероприятий и создания природоохранных объектов федерального значения;

• 81% — на кредитование и субсидирование организаций для осуществления ими природоохранных мероприятий и создания природоохранных объектов регионального и местного значения в субъектах РФ.

· Базовые нормативы платыза выбросы, сбросы загрязняющих веществ рассчитывались с учетом токсичных свойств каждого конкретного вещества через показатель его относительной опасности, являющийся величиной, обратной предельно допустимой концентрации вещества в элементе окружающей среды. В настоящее время имеются базовые нормативы платы за единицу массы (руб./т) по 210 наиболее распространенным веществам, загрязняющим атмосферный воздух, и 142 ингредиентам, сбрасываемым в водные объекты.

Базовые нормативы платы установлены для выбросов, сбросов загрязняющих веществ на двух уровнях:в границах предельно допустимых нормативов и временно согласованных нормативов (лимитов). Соотношение между указанными уровнями составляет 1:5.По видам загрязняющих вредных веществ величины базовых нормативов платы колеблются в широком диапазоне.

Так, базовые нормативы платы за выброс (сброс) загрязняющего вещества в пределах допустимых нормативов составляют:

♦ от 0,2 до 2 049 801 руб. за 1 т выброса в атмосферный воздух соответственно метилена хлористого и бенз(а)пирена;

♦ от 1,2 до 2 754 809 120 руб. за 1 т сброс в подземные иповерхностные водные объекты соответственно кальция (Ca2+) и фенитротиона.

Для передвижных источников загрязнения дополнительно применяется еще два вида базовых нормативов платы:

в зависимости от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин, сжиженный газ, керосин) и его состава (марки);

♦ в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (автомобили, тепловозы) и сжигаемого топлива.

за размещение отходов установлен один уровень базового норматива платы (в пределах лимита, руб./т).

Базовые нормативы платы за загрязнение, установленные на федеральном уровне, не учитывают региональные особенности, связанные с неодинаковыми экологическими и экономическими условиями.

Эти особенности учитываются коэффициентами экологической ситуации и значимости состояния атмосферного воздуха и почвы территорий экономических районов РФ, водных объектов по бассейнам (участкам) основных рек.

Указанные нормативы составляют:

♦ для атмосферного воздуха от 1,0 до 2,0 соответственно в Дальневосточном и Уральском экономических районах (Центральный — 1,9);

♦ для почвы от 1,0 до 2,0 соответственно в Дальневосточном и Центрально-Черноземном экономических районах (Центральный — 1,6);

♦ для водных объектов от 1,0-1,43 до 1,15-2,9 соответственно по бассейнам рек Лены и Кубани (Брянская область — 1,3).

Коэффициенты экологической ситуации и значимости применяются к базовым нормативам платы для установления ее дифференцированных ставок, которые используются при расчетах платы за загрязнение для конкретного природопользователя.

Кроме того, базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) ежегодно корректируются с помощью коэффициента индексации.

Таблица 1. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязнивших веществ стационарными источниками

Наименование загрязняющих веществ Нормативы платы за выброс в атмосферный воздух 1 тонны загрязняющих веществ, руб.
в пределах установленных допустимых нормативов выбросов в пределах установленных лимитов выбросов
1. Азота оксид 2. Аммиак 3. Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) 4. Кислота азотная 5. Метан 6. Нитробензол 7. Пыль цементных производств 8. Сажа 9. Тетраэтилсвинец 10. Сероводород 11. Углерода оксид 13,7 0,05 1,2 68,5 0,2

Таблица 2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления

Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Единица измерения Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов
1. Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) тонна 1739,2
2. Отходы II класса опасности (высокоопасные) тонна 745,4
3. Отходы III класса опасности (умеренно опасные) тонна
4. Отходы IV класса опасности (малоопасные) тонна 248,4
5. Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности тонна 0,4
перерабатывающей промышленности куб.метр

Задание:

· Автотранспортное предприятие имеет лимит размещения отходов на 4 квартал 2008 года (объем образования отходов) на ртутьсодержащие лампы (1 класс опасности) — 3,5 кг, опилки древесные с промасленной ветошью (3 класс опасности) — 189 кг; чермет (4 класс опасности) — 14,5 т; шины с металлическим кордом (4 класс опасности) — 2,75 т. Фактически образовалось отходов за отчетный период: ртутьсодержащие лампы — 2,8 кг; опилки древесные с промасленной ветошью — 160 кг, чермет — 4,1 т; шины с металлическим кордом — 2,25 т. Вычислить размер квартального платежа за загрязнение окружающей природной среды.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Промышленное предприятие имеет норматив выбросов (лимит выбросов) в атмосферный воздух загрязняющих веществ на 2009 год: азота оксид 10 т (15), аммиак 1 т (1,5), бенз(а)пирен 50 кг (55), кислота азотная 1,5 т (4,0), метан 20 т (35), нитробензол 0,5 т (0,7), пыль цементных производств 2,4 т (3,0), сажа 4,5 т (6,0), тетраэтилсвинец 100 кг (115), сероводород 5,1 т (8), углерода оксид 30 т (40). Фактически было выброшено за отчетный период: азота оксид 11 т, аммиак 0,8 т, бенз(а)пирен 60 кг, кислота азотная 5,5 т, метан 40 т, нитробензол 0,6 т, пыль цементных производств 2,1 т, сажа 2,1 т, тетраэтилсвинец 120 кг, сероводород 10,6 т, углерода оксид 45 т. Вычислить размер платежа за загрязнение окружающей природной среды.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Эколого-экономические механизмы природоохранной деятельности.

2. Платность природопользования, виды экологических платежей.

3. Базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды.

4. Распределение экологических платежей и их дальнейшее использование.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. А.Н. Голицин. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природно среды: учеб. для СПО. М.:Оникс, 2010.

2. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский Экология для студентов вузов, Ростов- на- Дону, 2007.

3. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский Экология для студентов вузов, Ростов- на- Дону, 2008.

4. В. И. Коробкин, Л. В. Передельский Экология и охрана окружающее среды: учеб. для вузов. М.: КноРус, 2013.

5. А. С. Степановских, Биологическая экология, М., Юнити-Дана, 2009.

6. Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. Промышленная экология: учеб. для бакалавров. М.: Юрат, 2013.

Дополнительная:

1. Акимова Т.А. , Хаскин В.В. Экология: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Акимова Т.А. , Хаскин В.В., Трифонова Т.А. Экология человека: учеб. для вузов. М.: Экономика, 2008.

3. Дрё Ф. Экология. М.: Атомиздат, 1976.

4. Маринченко А.В. Экология: учеб. пособие для вузов. М.: Дашков и К, 2010.

5. Зайцев В.А. Промышленная экология. М.: КолосС, 2010.

6. Ручин А.Б. Экология популяции и сообществ: учеб. для вузов. М.: Академия, 2006.

7. Лиходед В.М. Экология: учеб. пособие для СПО. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

10. Одум Ю. Экология. В 2 т. Т. 1,2. М.: Мир, 1986.

17. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2000.

.

ЗАНЯТИЕ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ И ИХ ДЕЙСТВИЕ………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ 2.АДАПТАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЗАНЯТИЕ 3.ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕ СЕЗОННОГО РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ
ЗАНЯТИЕ 4. природныЕ популяциИ……………………………..
ЗАНЯТИЕ 5. ЭКОСИСТЕМА. ЕЁ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И СВОЙСТВА………………………………………………………………
ЗАНЯТИЕ 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЭКОСИСТЕМ…
ЗАНЯТИЕ 7.КРУГОВОРОТ БИОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В АГРОЦЕНОЗАХ
ЗАНЯТИЕ 8.ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЭКОСИСТЕМЫ, ТЕРРИТОРИИ, ПОПУЛЯЦИИ И ОСОБИ ПО КОМПЛЕКСУ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
ЗАНЯТИЕ 9.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СУКЦЕССИИ
ЗАНЯТИЕ 10. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………….
ЗАНЯТИЕ 11. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………..
ЗАНЯТИЕ 12.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗАНЯТИЕ 13. ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ……………………………………………………..
ЗАНЯТИЕ 14.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА АНТРОПОГЕННЫХ ЗАГРЗНЕНИ, ПОПАДАЮЩИХ В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА
ЗАНЯТИЕ 15. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ. ВОЗДЕЙСТВИЕ СБРОСОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД…………
ЗАНЯТИЕ 16.ОХРАНА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОЧВ
ЗАНЯТИЕ 17.ЭКОНОМИЧЕСКИ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..

Учебное издание

Мамеева Виктория Евгеньевна

Силаев Андрей Леонидович

Экология

Редактор Лебедева Е.М.

_____________________________________________________________

Подписано к печати 8.12.2013 г. Формат 60 х 84 1/16.

Бумага офсетная. Усл. п. л. 11,04. Тираж 100 экз. Изд. № 1524.

_____________________________________________________________

Издательство Брянской государственной сельскохозяйственной академии

243365, Брянская обл. Выгоничский район, с. Кокино, Брянская ГСХА

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_342279_opredelenie-platezhey-za-zagryaznenie-okruzhayushchey-prirodnoy-sredi.html

Scicenter1
Добавить комментарий