5.1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы

Фгос до «рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников»

5.1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы

Анна Бочарникова
Фгос до «рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников»

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. (слайд №1)

ФГОС ДО «направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. » (см. п. 1.

6 ФГОС ДО). «Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. » (см. п. 2.

6 ФГОС ДО).

В настоящее время здоровью детей уделяется большое внимание, так как в детстве происходит развитие и становление личности человека, все, что приобретено ребенком в детстве, в том числе и здоровье, сохраняется потом на всю жизнь. Привычка быть здоровым, поддерживать свое здоровье является важным компонентом жизнедеятельности человека. (слайд №2)

Проблемы со здоровьем наблюдаются уже в дошкольном возрасте, а к началу учебы в школе они увеличиваются. Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста важно для дальнейшей продуктивной учебы детей в школе.

Укрепление здоровья посредством физического воспитания решает так же большую социальную проблему. Во-первых, формирование правильных двигательных умений сохранит жизнь детей, а потом и взрослых, во-вторых – занятия спортом отвлечет детей от улицы и неблагоприятных влияний.

Гармонизация психической стороны личности ребенка посредством физической культуры так же благотворно влияет на подрастающее поколение.

В связи с этим сегодня становятся актуальным воспитательное оздоровительное направление в работе в ДОУ, направленные на сохранение и укрепление здоровья молодого поколения, развивающие физические и психические качества детей.

Работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно — волевых качеств. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий: (слайд №3)

1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.

2. Правильная организация прогулок.

3. Соблюдение сезонности одежды.

4. Облегченная одежда в детском саду

5. Гимнастика после сна.

6. Закаливающие процедуры.

7. Полоскание рта лечебными настоями трав прохладной водой.

8. Летом ходьба босиком по спортивной площадке.

9. Витаминотерапия.

10. Фитотерапия.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и в повседневной жизни детей, в разнообразных формах организации двигательной деятельности.

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребёнком на основе личностно — ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Главной целью дошкольного образовательного учреждения должно стать формирование здоровья детей, а, следовательно, необходимо формировать здоровьеукрепляющее пространство в ДОУ. (слайд №4)

Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье. Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье.

Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада. Другой аспект соблюдения режима — это рациональное построение занятий, их соотношение со свободной деятельностью детей.

(слайд №5)

Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности.

Но физкультурные занятия предусмотренные программой не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности.

(слайд №6) Такими формами являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе, особенно в течение круглого года.

Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) проводятся на участке группы или спортивной площадке.

В холодное время года при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики на открытом воздухе важно обеспечить четкую правильную их организацию и методику.

Организационно физкультурные занятия лучше проводить перед или в конце прогулки, увеличивая время пребывания детей на свежем воздухе.

В ненастные, дождливые дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах. (слайд №7)

Основная задача утренней гимнастики – укрепление и оздоровление организма ребенка. Движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все психологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки. (слайд №8)

Прогулка. Подвижные игры. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

(слайд №9) Прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

(слайд №10)

При проведении занятий, применяются физкультминутки, направленные на сохранение и укрепление здоровья малышей. Комплекс физических минуток, проводимых во время занятий, носит игровой и творческий характер, включает в себя: элементы дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику, упражнения для спины, шеи, рук, ног.

Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами. (слайд №11)

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.

Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Необходимо следить, чтобы группа постоянно проветривалась, занятия гимнастикой и подвижными играми должны проходить при открытых форточках.

Непременный элемент закаливания — длительное пребывание на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, зимой, осенью — не менее 3–4 часов. В качестве основных средств закаливания рекомендуется использовать естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет — при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2. Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.

3. Постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора.

4. Систематичность закаливания — оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.

5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Первым требованием для проведения закаливания детей в дошкольном учреждении является создание гигиенических условий жизни детей. Это, прежде всего, обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. (слайд №12)

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Для этого на участках детских садов можно создать «Тропу здоровья».

Начинать эту работу надо в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком с 2 — 3 минут до 10 — 12 минут и при более низких температурах воздуха до +22 — 20 град. C. Затем дети продолжают ходить босиком в помещении.

Для детей 5 — 7 лет можно рекомендовать проведение сначала в носках, а потом и босиком утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром). (слайд №13)

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста:. (слайд №14)

1. Пальчиковая гимнастика.

Использование пальчиковой гимнастики предполагает выполнение следующих правил: такие игры должны использоваться систематически и ежедневно; во время любого режимного момента — главное ребенку должно быть интересно; длительность упражнений зависит от эмоционального отклика детей, нельзя заставлять делать их насильно. Такую работу можно проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна — по 2 -3 минуты.

2. Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание — необходимое условие полноценного физического развития. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос.

Правильное носовое дыхание — условие здоровья ребенка, профилактическое средство против респираторных заболеваний.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила: дышать с удовольствием, концентрировать внимание на дыхательном упражнении, дышать медленно, дышать носом.

3. Динамические паузы. Систематическое применение двигательных игр — разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия.

В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться. Продолжительность разминки регулируется в зависимости от возраста.

Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой.

В детском саду используются физкультминутки под стихотворные тексты, надо помнить: содержание текста должно сочетаться с темой занятия, стихи с четким ритмом, под них легче выполнять движения; текст произносится взрослым, чтобы у ребенка не сбилось дыхание.

4. Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Ее основная цель — профилактика нарушения зрения. Предлагается следующее упражнение для усиления мышц глаз и зрения: Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

5. Гимнастика пробуждения. Одной из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое.

Поэтому с детьми необходимо проводить специальные упражнения, позволяющие им перейти к бодрому состоянию после сна.

Гимнастика должна включать в себя: звуковое или ое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.

6. Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с помощью различных приспособлений: массажных шариков, шестигранных карандашей, сосновых и ольховых шишек, грецких орехов, массажных щеток. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают ее регулирующую и координирующую функции.

7. Музыкотерапия – воздействие музыки на организм человека с терапевтическими целями. В дошкольном возрасте восприятие отдельных музыкальных произведений и звуков природы способствует достижению седативного или возбуждающего эффекта в зависимости от цели педагога.

8. Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Песок и теплая вода обладают релаксирующим действием. (слайд №15)

Технологии оздоровления детей с ОВЗ:

9. Биоэнергопластика – синхронные ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.

Отмечаются положительные изменения в виде улучшения работоспособности, внимания, памяти, мышления, речи.

10. Психогимнастика – комплекс специально подобранных этюдов, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.

Вызывание у ребенка здоровьесоздающих эмоций (интереса, радости, спокойствия, удивления, сочувствия) улучшает психическое здоровье детей.

Психогимнастика способствует преодолению страха, тревожности, агрессивности, дети учатся сопереживать.

11. Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление. Движения способствуют развитию физиологических систем растущего организма.

12. Расслабляющие упражнения – коррекционный прием, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с заиканием, неврозами, высокой тревожностью.

13. Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Энергия цвета оказывает положительное воздействие на психику ребенка, может создавать определенный эмоциональный фон, обладает стимулирующим, расслабляющим, успокаивающим эффектом. (слайд №16, №17)

Результатом работы по сохранению и укреплению здоровья детей являются показатели: уменьшение доли часто болеющих детей, уменьшение количества дней по болезни ОРВИ, уменьшение числа дней, пропущенных в среднем одним ребенком по болезни. (слайд №18)

Список литературы

1. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях составлены Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям и Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР — ст. н. с., канд. м. н. Юрко Г. П., мл. н. с. Ивановой О. Г.

2. Алексеева Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики / Л. М. Алексеева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 208 с. ISBN: 5-2220-6438-7.

3. Веселова Л. И. Физкультурные развлечения [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 5 2008.

4. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Л. С. Фурмина; М: Просвещение 1983.

5. Ширяева И. Закаливание детей [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 6 2001.

6. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми [Текст] // Ребенок в детском саду М: № 12 2001.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-po-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovja-doshkolnikov.html

Рекомендации по сохранению здоровья в жаркую погоду

5.1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что в ряде регионов Российской Федерации установилась аномально жаркая погода, при которой температура воздуха превышает средние многолетние значения для данного периода года.

При этом, повышенная температура, как на открытой местности, так и в помещениях может негативно отражаться на состоянии здоровья людей, в первую очередь пожилых и детей.

Все это может приводить к обострению хронических заболеваний, а в ряде случаев к перегреву организма и резкому ухудшению здоровья.

Во избежание указанных последствий рекомендуется соблюдение ряда простых, но эффективных профилактических мер.

Предлагаются следующие рекомендации, в том числе для всего населения, для детей в период летнего отдыха и лиц, работающих в условиях высокой температуры.

Памятка для населения по профилактике перегрева

1. Ограничить пребывание на улице, снизить физические нагрузки.

2. При нахождении в помещении необходимо обеспечить их проветривание – приоткрыть форточки, окна, по возможности дополнительно включить вентиляторы (напольные, настольные) или кондиционеры.

3. При выходе на улицу рекомендуется одевать легкую одежду из натуральных тканей светлой расцветки, желательно чтобы ворот одежды был не тугим, на улице обязательно пользоваться головным убором (летняя шляпа, панама, платок и т.п.), солнцезащитными очками, зонтиками.

4. В целях профилактики обезвоживания организма рекомендуется употреблять большое количество жидкости: чая, минеральной воды, морса, молочно-кислых напитков, отваров из сухофруктов, витаминизированных напитков, избегая употребления газированных напитков и жидкостей с повышенным содержанием сахара, энергетических и алкогольных напитков.

5. Для поддержания иммунитета рекомендуется употребление фруктов и овощей, тщательно вымытых перед употреблением водой гарантированного качества .

6. В течении дня рекомендуется по возможности принять душ с прохладной водой.

7. Поездки на личном и общественном транспорте следует ограничить или планировать их в утреннее или вечернее время, когда жара спадает.

8. При посещении магазинов, кинотеатров и других объектов массового посещения, необходимо отдавать предпочтение тем из них, где обеспечивается кондиционирование воздуха.

Памятка при организации детского отдыха

1. Рекомендуется сократить продолжительность пребывания детей на открытом солнце, сместить время экскурсий и походов на утренние или вечерние часы, с увеличением количества остановок на отдых.

2. Купание детей проводить только в местах, отведенных и оборудованных для этих целей, с соблюдением правил организации купания.

3. Предусмотреть снижение количества мероприятий, связанных с усиленной физической нагрузкой (спортивные игры и состязания).

4. Дети должны быть обеспечены достаточным количеством питьевой воды гарантированного качества (прежде всего бутилированной), в том числе в период их перевозки к местам отдыха и проведения экскурсий.

5. Для обеспечения водно-питьевого режима в оздоровительных учреждениях рекомендуется в качестве третьего блюда предусматривать выдачу соков, морсов, бутилированной воды.

6. При организации питания детей предусмотреть снижение количества копченых, жареных, жирных и скоропортящихся продуктов питания.

7. Необходимо строго соблюдать гигиенические и технологические требования приготовления блюд и хранения пищи.

8. Следует обратить внимание на одежду ребёнка, обеспечив его панамкой или другим легким головным убором, майками, шортами (лучше из натуральных тканей, например хлопка), несколькими комплектами белья, босоножками, желательно обеспечить ребенка зонтиком и солнцезащитными очками.

9. При посещении детей в оздоровительных учреждениях не рекомендуется привозить продукты домашнего приготовления, скоропортящиеся колбасные изделия, пирожные, консервы, сладкие газированные напитки, чипсы. Рекомендуется отдавать предпочтение бутилированной воде (питьевой, столовой, минеральной) и сокам.

10. Родителям, дети которых плохо переносят жаркую погоду, следует предупредить об этом персонал летнего оздоровительного лагеря.

Памятка для работающих в условиях высокой температуры воздуха

1. Для профилактики перегревания организма (гипертермии) необходимо организовать рациональный режим работы.

При температуре наружного воздуха 35-370С продолжительность периодов непрерывной работы должна составлять 15-20 минут с последующей продолжительность отдыха не менее 10-12 минут.

При этом допустимая суммарная продолжительность термической нагрузки за рабочую смену не должна превышать 4-5 часов, для лиц использующих специальную одежду для защиты от теплового излучения и 1,5-2 часа для лиц без специальной одежды.

2. Не рекомендуется проведение работ на открытом воздухе, при температуре свыше 370С, перенося эти работы на утреннее или вечернее время. Работа при температуре наружного воздуха более 370С по показателям микроклимата относится к опасным (экстремальным).

3. Для защиты от чрезмерного теплового излучения необходимо использовать специальную одежду или одежду из плотных сортов ткани. Рекомендуется допускать к такой работе лиц не моложе 25 и не старше 40 лет.

4. В целях профилактики обезвоживания организма рекомендуется правильно организовать и соблюдать питьевой режим. Питьевая вода должна быть в достаточном количестве и в доступной близости. Рекомендуемая температура питьевой воды, напитков, чая — 12-15ºС.

Для оптимального водообеспечения рекомендуется также возмещать потерю солей и микроэлементов, выделяемых из организма с потом, предусмотрев выдачу подсоленой воды, минеральной щелочной воды, молочно-кислых напитков (обезжиренное молоко, молочная сыворотка), соков, витаминизированных напитков, кислородно-белковых коктейлей.

5. Рекомендуется, по возможности, употребление фруктов и овощей, тщательно вымытых перед употреблением питьевой водой.

Источник: https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=6784

Простые рекомендации для сохранения здоровья:

5.1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы

ДЛЯ СЕБЯ КОУЧИНГ ДЛЯ БИЗНЕСА

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр

Ни для кого не секрет, что главная защита организма — это иммунитет, и сила его зависит от вашего образа жизни. Если беречь себя от всего на свете, не выходить на улицу, потому что прохладно, не выезжать на природу, потому что слишком душно и не купаться в водоёме, потому что страшно, можно начать болеть и чахнуть, сидя дома в четырёх стенах.

Здоровье вашего организма сохраняется благодаря иммунитету, который встречает болезнь и принимает весь удар на себя. Жить полноценной жизнью и не бояться всего вокруг (особенно простого сквозняка) можно только укрепляя свой иммунитет!

Если рассмотреть альтернативный вариант, в котором человек, наоборот, слишком надеется на силы своего организма, пренебрегает отдыхом и не думает о последствиях, мы всё равно придём к выводу о том, что укреплять иммунитет нужно, и никакие отговорки не принимаются!

Иммунитет человека на 50% зависит от наследственности, остальные 50% полностью зависят от образа жизни, в частности, от:

  • Питания;
  • Физической активности;
  • Режима сна.

Если хотя бы один из этих пунктов не учитывается человеком, иммунитет стремительно ослабевает. Для восстановления иммунитета и его дальнейшего укрепления есть несколько верных способов:

1. Нормализовать питание.

И снова мы вернулись к питанию. Как ни крути, а основа остаётся основой во всех вопросах! Именно в правильном питании таится секрет крепкого иммунитета. И это не просто слова.

В вашем питании обязательно должны присутствовать такие продукты, как кефир, гречневая и овсяная крупа, молочные продукты, разнообразные фрукты, свежие овощи и обязательно морепродукты.

Из пряностей и трав отдайте предпочтение куркуме, корице, имбирю, барбарису, базилику.

А если хотите восполнить запас витаминов, следующий список специально для вас! Наиболее значимыми для иммунной системы являются витамины A, B5, C, D, F, PP:

  • Витамин А: рыбий жир, печень куриная, печень говяжья, печень трески. Растительная пища: морковь, брокколи, сладкий картофель батат.
  • Витамин В5: печень, почки, сердце, яичный желток, молочные продукты, рыба. Бобовые культуры (фасоль, горох, чечевица, бобы), орехи (арахис, фундук), листовые овощи (шпинат, салат, лук), чеснок, гречневая и овсяная крупы.
  • Витамин С: шиповник, сладкий перец, цитрусовые, облепиха, киви, яблоки.
  • Витамин D: говяжья печень, печень трески, палтуса, океанические сорта рыбы (сельдь, скумбрия, макрель, тунец), говядина, яичные желтки, растительное масло (особенно кукурузное, подсолнечное, оливковое), цельное молоко, йогурт, зерновой хлеб, грибы, петрушка.
  • Витамин F: орехи: грецкие, арахис, миндаль, фундук. Растительное масло: подсолнечное, оливковое, кунжутное. Морская рыба: макрель, сельдь, лосось. Фрукты и ягоды: авокадо, чернослив, чёрная смородина, черника. Рыбий жир.
  • Витамин PP: говяжья печень, свинина, сыр, рыба, молоко, яйца, почки, белое мясо курицы. В растительных источниках больше в: брокколи, моркови, картофеле, помидорах, бобовых, арахисе, финиках, продуктах из злаков, кукурузной муке и проростках пшеницы. Травы: щавель, шалфей, корень лопуха, люцерна, плоды шиповника, красный клевер, кайенский перец, песчанка, листья малины, ромашка, мята перечная, женьшень, хвощ, хмель, очанка, семя фенхеля, крапива, петрушка, овёс, одуванчик.

2. Закаливание.

Этот процесс очень увлекателен! Тот, кто уже испробовал закаливание, могут подтвердить, что простуды в течение года им больше не страшны! Закалённые люди действительно не болеют ОРЗ, ОРВИ и гриппом!

В чём же волшебство этого метода? Всё просто — тренируется терморегуляция организма. При резкой смене условий окружающей среды закалённый организм приспосабливается в считанные минуты, приводит в норму температуру внутренних органов без существенных затрат энергии. Укрепляются сосуды и капилляры, а это бесценно для профилактики, к примеру, варикозного расширения вен.

Сам процесс закаливания вовсе не обязывает вас становиться «моржом» и нырять в прорубь в лютый мороз. Закаливаться можно дома, начав с обычного контрастного душа! Чередуйте тёплую воду с холодной, кричите, топайте ногами, хлопайте в ладоши — это всё ваши эмоции, именно через позитив происходит оздоровление!

3. Отказ от вредных привычек.

Самое банальное и самое сложное. Все мы знаем, что алкоголь, сигареты и т.д. несут вред. Но далеко не все могут сказать твердое «Нет!» пагубным привычкам. Я не буду заниматься нравоучениями. Каждый вправе сам выбирать, что делать со своим здоровьем. Скажу лишь одно — просто сделайте хотя бы одну попытку освободиться от власти табака и алкоголя.

Большинство людей в ответ на вопрос: «Почему вы ведёте неправильный образ жизни?» отвечают: «Я свободен! Хочу — пью, хочу — курю. Это моя жизнь и моя свобода действий!»

А знаете, это совсем не свобода! Это рабство в своих желаниях и слабостях! Свобода — полный самостоятельный контроль своей жизни. Если ты свободен, попробуй не пить алкоголь, не курить, соблюдать режим, и ты увидишь, насколько ты порабощен своими вредными привычками. Они диктуют тебе свои правила и свой режим! Если твои желания не контролируются, то именно они тобой и повелевают.

4. Активный образ жизни.

Свою физическую активность можно повышать, не внося существенных изменений в свой график:

  • вместо лифта проходи 3-5 этажей (а, может, тебе под силу и 10!) пешком;
  • выходи на 1 остановку раньше и иди пешком до работы (дома, магазина);
  • почаще пересаживайся из машины на велосипед и проезжай по привычному маршруту без пробок;
  • не ищи судорожно местечко в общественном транспорте, опережая пожилых женщин с тележками, а спокойно езжай стоя;
  • во время прогулок не сиди на лавочках, а несколько раз пройдись по парку или скверу;
  • захвати на прогулку набор для бадминтона или фрисби;
  • не стой, а иди по эскалатору в метро и вниз, и вверх. Это и экономия времени, и отличная зарядка!

В моих рекомендациях нет совершенно ничего сложного, всё это вам под силу!

Желаю здоровья!

Источник: http://sedoy.info/health-monitoring-level2

Первая помощь в условиях дикой природы

5.1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы

Первая помощь в условиях дикой природы
Бесценный опыт и советы Эльдара Фазлагича, члена Горной спасательной службы и гида с многолетним стажем

Каждый день мы с вдохновением читаем в средствах массовой информации о жизни различных общественных деятелей – политиках, актерах, певцах и т.д.

Но, к сожалению, зачастую мы забываем о «простых» скромных людях, которые способны нас вдохновить и научить многим интересным вещам. Если вы встречаете таких людей, то вам несказанно повезло! Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с одним из таких людей.

Его любовь к горам и альпинизму просто поражает, но речь скорее пойдет о его «одержимости» в оказании первой медицинской помощи.

Хотелось бы сразу представить вам, дорогой читатель, этого интересного и образованного человека – Эльдара Фазлагича (Eldar Fazlagić). Сейчас ему 35 лет, но с самого своего рождения в городе Сараево его притягивало все, что связано с горами – альпинизм, походы по горным тропам, экстремальные поездки на горных велосипедах и лыжах.

Увлечения мальчика привели его к достижению своих целей.

Сегодня Эльдар – член Горной спасательной службы, имеет сертификацию в области вертолетных спасательных операций, а также является гидом в туристическом агентстве, специализированном на горных велопробегах.

Но, пожалуй, самое важное и необходимое, чем он сможет с нами поделиться – важнейшие советы по оказанию первой помощи в условиях дикой природы и рассказать о том, как подготовиться к походу в горы на примере Боснии и Герцеговины.

По стопам отца — в мир оказания экстренной первой помощи

С самого детства перед Эльдаром был пример родного отца. Мальчик с восхищением и гордостью наблюдал за тем, как его отец готовился направиться в горы, чтобы спасти жизни раненых альпинистов. В глубине души он с нетерпением ждал момента, когда отец разрешит ему отправиться с ним.

Для Эльдара его отец – кумир и эталон для подражания. Отец Эльдара был одним из ключевых членов Горной спасательной службы на протяжении долгих лет. Он успешно участвовал во многих горных спасательных операциях и помогал вместе со своим сыном многим любителям экстремального спорта.

В конечном итоге, уже сам Эльдар в 18 лет стал членом Горной спасательной службы, специализируясь на вертолетных спасательных операциях. Несмотря на то, что Эльдар всегда осторожен и серьезно относится к своей работе, он вполне забавный и интересный парень.

С ним точно скучать не придется!

За его плечами множество успешных спасательных операций в горах Боснии и Герцеговины. Самой запоминающейся, по словам Эльдара, была операция по спасению мальчика, которого потеряли в районе горы Трескавица.

Ситуация усугублялась тем, что вокруг него могли находиться минные поля времен гражданской войны и развала Югославии. К большому счастью, благодаря усилиям Эльдара, мальчик был найден и спасен через пару часов.

Как подготовиться к походу и чем оснастить свою аптечку первой медицинской помощи?

Во время разговора с Эльдаром мы старались извлечь максимум полезной информации о том, как свести риски получения травмы на ноль, как лучше подготовиться к походу в условия дикой горной местности и какие самые распространенные ошибки, совершаемые путешественниками-экстремалами.

Основные факторы, способствующие выживанию в труднопроходимой местности, это достаточная физическая подготовка, нужное оборудование, запасы питьевой воды и пищи. Многие туристы ошибочно отправляются в горные походы, не изучив местность. Если подходить к вопросу запасов провизии и необходимого оборудования не с должным вниманием, то риск получить травму или повреждение достаточно велик.

Помните, что лучше запастись большим количеством воды, а не минимально необходимым. Особенно это касается походов в жаркий летний период.

Еще один важное действие, которое может спасти вам жизнь, рассказать кому-то из близких себе людей — куда вы ходите отправиться, по какому маршруту и когда планируете вернуться. При своевременном начале ваших поисков, в случае необходимости, вы можете выжить, не допустив обморожения, обезвоживания или перегрева организма.

Самой распространенной травмой для туристов, предпочитающих походы в горы, является повреждение голеностопного сустава, вызванное неправильным подбором обуви. Также твердая обувь с высоким берцем и подходящая одежда позволят избежать проникновения змеиного яда. Во время похода существует большой риск не разглядеть змею и допустить змеиный укус.

Если вы являетесь заядлым походником-хайкером, велосипедистом, бегуном по горным тропам или просто любителем активного отдыха, то вы не должны посещать дикую горную местность без усвоения базовых навыков оказания первой помощи при травмах, повреждениях или болезнях. Также вы должны учитывать тот факт, что в походе или восхождении могут возникнуть различные чрезвычайные ситуации, к которым вы должны быть готовы.

Если вы представляете себе аптечку в общепринятом понимании этого понятия, то вы сильно заблуждаетесь. Говоря об «аптечке Эльдара» слово «общепринятый» вообще не подходит.

Он реально одержим идеей помочь людям, и у него существует несколько видов аптечек в зависимости от того находитесь вы в городе, горах или путешествуете.

Каждый раз список нужных медикаментов и препаратов обновляется, тем самым модернизируя аптечку и делая ее подходящей для больших случаев. «Человеческая жизнь на первом месте» — именно таким девизом руководствуется боснийский спасатель.

Даже, несмотря на все свои заслуги, этот парень продолжал нас удивлять своей скромностью.

Казалось бы, что за долгие годы он уже разбирается в любом вопросе, что касается альпинизма или путешествия по горам, но он все равно делал упор на то, что любой гид или спасатель должен постоянно совершенствоваться. Поразительно такое слышать от человека, который изучил каждый метр гор Боснии и Герцеговины!

Список предметов и препаратов, которые вы обязательно должны иметь при себе:

  • Сумка для хранения вещей и препаратов
  • Инструкции по оказанию первой помощи в различных ситуациях
  • Стерильные перчатки
  • Бинты четырех разных видов (1 эластичный и 3 неэластичных)
  • Стерильные марлевые подушки (5 шт.)
  • Стерильный марлевый платок (1 шт.)
  • Клейкая лента
  • Спиртовые салфетки
  • Ножницы
  • Пинцет
  • Булавки
  • Алюминиевая фольга
  • Влажные салфетки
  • Туалетная бумага
  • Ватные палочки
  • Светодиодный жезл
  • Бальзам для губ
  • Обезболивающий крем (индивидуально для вашего организма)
  • Противовоспалительный крем (индивидуально для вашего организма)
  • Болеутоляющие таблетки (индивидуально для вашего организма)
  • Карточка для удаления клещей

Оригинальная статья — Wilderness First Aid

Источник: https://lastday.club/pervaya-pomoshh-v-usloviyah-dikoj-prirody/

Читать

5.1. Рекомендации по сохранению здоровья в условиях дикой природы
sh: 1: —format=html: not found

Коллектив Авторов

Способы автономного выживания человека в природе

ОТ АВТОРОВ

Современный человек преодолел необычайно долгий эволюционный путь развития от обитателя пещер до создателя космических аппаратов. Сегодня мы умеем лечить многие заболевания, прогнозировать погоду, пользуемся всеми благами современной цивилизации.

Но можем ли мы считать себя подготовленными к автономной жизни более других обитателей дикой природы? Мы охотимся на животных ради забавы, рубим лес и загрязняем среду ради денежной наживы, не говоря о криминальных преступлениях против своих же собратьев.

Поэтому многие районы природы, где еще не ступала нога человека, более чисты, красивы и, главное, безопасны для выживания по сравнению с жилыми кварталами многих городов мира. Это главное, что должен знать человек, который оказался не по своей воле в дикой природе.

Лес, горы, степи, тундра, пустыня – это места обитания многих живых организмов, здесь можно найти и воду, и пищу, и кров, и лекарства. Избежать нападения хищников также вполне по силам каждому, если знать основные правила и законы жизни в дикой природе. Соблюдение этих правил и законов обеспечит вашу безопасность.

Главные проблемы выживания человека в природе сегодня заключаются в нем самом. Слабая физическая подготовка, чрезмерная раздражительность, страх и паника, наличие неврозов, хронические заболевания и зависимость от комфортных условий жизни делают человека незащищенным и неготовым к выживанию в автономных условиях.

Большинство жителей развитых стран мира привыкло передвигаться в автомобилях, питаться в системе общепита, покупать одежду в магазинах, подшивать ее в ателье, строить жилье, нанимая рабочих, а с любым заболеванием обращаться в медицинское учреждение.

Такие умения, как разводить огонь, готовить пищу на костре, охотиться, спать в палатке, вести активный образ жизни без средств, обеспечивающих комфорт, и всегда иметь под рукой носимый аварийный запас (НАЗ) – многим кажутся фантастическими.

На самом деле эти умения и навыки сегодня актуальны практически для каждого человека, который собирается в отпуск на роскошном океанском лайнере, совершает авиаперелеты, отправляется в лес за грибами или в поход.

Данное учебное пособие посвящено аварийному выживанию человека в дикой природе, то есть ее изучению, взаимодействию с ней, воспитанию любви и уважения к ней, что и будет являться основным и самым значимым фактором выживания.

Глава 1

ОСНОВЫ АВАРИЙНОГО ВЫЖИВАНИЯ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ

1.1. Аварийные ситуации в природе, меры предупреждения и первоочередные действия

Знание основ выживания обязательно для каждого человека. Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде.

Возможности человеческого организма, как и всего живого, ограниченны и находятся в весьма узких пределах.

Где тот порог, за которым изменения функций органов и систем становятся необратимыми? Каким лимитом времени могут располагать люди, оказавшиеся в тех или иных экстремальных условиях? Как лучше защитить человека от неблагоприятного воздействия многочисленных и разнообразных факторов природной среды?

Опыт свидетельствует, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени.

Однако человек, не привыкший к этим условиям, попавший в них впервые, оказывается в значительно меньшей степени приспособленным к жизни в дикой природе, чем ее постоянные обитатели.

Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем строже должны выполняться правила поведения, тем выше цена, которой оплачивается каждая ошибка.

Важное значение для жизнеспособности человека имеют природная среда, ее физико–географические условия. Активно воздействуя на организм человека, она увеличивает или сокращает сроки автономного существования, способствует или препятствует успеху выживания.

Арктика и тропики, горы и пустыни, тайга и океан – каждая из этих природных зон характеризуется своими особенностями климата, рельефа, растительного и животного мира.

Они обусловливают специфику жизнедеятельности человека: режим поведения, способы добывания воды и пищи, особенности строительства убежищ, характер заболеваний и меры их предупреждения, возможность передвижения по местности и т. д.

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовки, выносливости. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выживать. Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания.

Основой выживания человека является его убежденность в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.

Вынужденное автономное выживание человека может происходить в случаях:

♦ потери ориентира;

♦ лишения транспортного средства;

♦ потери человека, знающего местность;

♦ стихийного бедствия. Причинами этих случаев могут быть:

♦ стихийные бедствия, неблагоприятные погодные условия;

♦ аварийная ситуация на транспорте (кораблекрушение, авиакатастрофа);

♦ неумение ориентироваться на местности;

♦ невнимательность;

♦ излишняя самоуверенность.

В любом случае человек должен знать факторы выживания в дикой природе.

1.2. Факторы выживания человека в дикой природе

Факторы выживания – это причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы выживания

Практика показала, что из общего количества людей, попавших в экстремальную ситуацию, до 75 % испытывают чувство подавленности, до 25 % – невротическую реакцию. Самообладание сохраняют не более 10 %. Постепенно в течение определенного времени люди либо адаптируются, либо их состояние ухудшается.

Какие реакции человека, попавшего в экстремальные условия, – негативные или позитивные – возьмут верх, зависит от следующих факторов.

Физическое состояние человека, то есть отсутствие или наличие у него хронических заболеваний, аллергических реакций, ранений, травм, кровотечений. Важны возраст и пол человека, так как наиболее тяжело автономное выживание переносят люди преклонного возраста и дети дошкольного возраста, а также беременные женщины.

Психологическое состояние человека. К благоприятным психологическим факторам относятся умение самостоятельно принимать решения, независимость и стрессоустойчивость, чувство юмора и способность к импровизации. Важно умение справляться с болью, одиночеством, апатией и чувством бессилия, преодолевать голод, холод и жажду, а также справляться с другими стрессорами выживания.

Обученность действиям в автономных условиях – основополагающий фактор выживания. От степени профессиональной подготовки зависит многое. Большой удачей для группы, попавшей в автономные условия, являются члены экипажа, профессиональные военные, врачи, спасатели. Шансы выжить у такой группы существенно увеличиваются.

Однако эта ситуация может сформировать и определенные проблемы. Наиболее подготовленные члены группы сразу становятся формальными лидерами, но в зависимости от специфики их профессии они обучены действовать, имея в руках необходимое оборудование, работать в команде таких же профессионалов, как и они сами.

В условиях аварийной ситуации оборудования и специального снаряжения обычно не бывает, профессионал может оказаться в одиночестве, от принятых им решений зависит жизнь десятков людей, пребывающих в смятении и не готовых действовать в экстремальных ситуациях.

В таких условиях специалист должен быть не просто спасателем, врачом, но и лучшим специалистом в данной области, иметь опыт действий в подобных ситуациях, обладать навыками управления в условиях кризиса.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112425&p=36

Scicenter1
Добавить комментарий