5.2. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости

4.4 Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер) в.А. Борисова

5.2. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости

При изучениипричин, определяющих состояние и динамикууровня рождаемости, демографы издавнастремились разграничить факторыструктуры и факторы поведения людей исемей в их совокупном влиянии на уровеньрождаемости. Все они, так или иначе,базируются на концепции естественнойрождаемости, предложенной в 1961 г.французским демографом Л.

Анри.Естественнаярождаемость— это такая рождаемость, уровень которойобусловлен лишь физиологическими иструктурными факторами, т.е. состояниемплодовитости и структурой населенияпо полу, возрасту и брачному состояния,при полном отсутствии намеренногоограничения рождаемости.

Естественнаярождаемость существует вполне реальнов любом населении (независимо отраспространенности мер внутрисемейногоограничения плодовитости) в виденекоторого социально-биологическогопотенциала, который реализуется лишьчастично в зависимости отсоциально-экономических, культурных,психологических и других факторов,оказывающих влияние на формирование иудовлетворение потребности людей вчисле детей.

Конечно, в современныхнаселениях с широким распространениемпрактики внутрисемейного ограничениячисла детей в семье уровень естественнойрождаемости может быть определен толькогипотетически.

Тем не менее, измерениетакого гипотетического уровнясоциально-биологического потенциалапредставляется важным и даже необходимымименно для того, чтобы, сравниваяфактический уровень рождаемости с егопотенциалом, конкретным для каждогореального населения, иметь представлениео масштабах распространенности срединаселения методов намеренноговнутрисемейного ограничения плодовитости,о роли поведенческого фактора рождаемости[2].

Суть модели ГМЕРзаключается в том, что имеется стандарт,определяющий минимум естественнойрождаемости, т.е. такой уровень, нижекоторого она не может опуститься безвлияния каких-либо обстоятельствнегативного свойства (табл. 4.5) [3].

Таблица 4.5 —Минимальные возрастные коэффициентыбрачной естественной рождаемостипринятые в модели ГМЕР за стандарт, ‰.

Возрастные группы
20—2425—2930—3435—3940—4445—49
40037734927915531

Возрастная группа15—19 лет в таблице 4.4 отсутствует. Делов том, что в этой возрастной группеоднолетние повозрастные коэффициентырождаемости увеличиваются очень резкопо мере взросления женщин и вступленияих в брак.

Поэтому средняя величинапоказателя для пятилетнего возрастногоинтервала является слишком неустойчивойвеличиной, не пригодной для включенияв модель. Подобный же неустойчивыйхарактер рождаемости характерен и длявозрастных групп старше 50 лет.

В этойсвязи всю рождаемость в крайних возрастныхгруппах женщин объединяют в поправочномкоэффициенте, который вводится крассчитанному гипотетическому числуродившихся в условия естественнойрождаемости (1,06).

Для расчета общегокоэффициента ГМЕР достаточно располагатьданными о распределении замужних женщинпо пятилетним возрастным группам.

Длярасчета общего коэффициента ГМЕРдостаточно перемножить численностизамужних женщин по пятилетним возрастнымгруппам на соответствующие минимальныеповозрастные коэффициенты естественнойбрачной рождаемости из таблицы 4.4 искорректировать полученную сумму напоправочный индекс 1,06.

В итоге общеегипотетическое число родившихся остаетсялишь разделить на соответствующую емусреднюю численность населения и получитьобщий коэффициент ГМЕР:

,(4.21)

где — общий коэффициент ГМЕР;

—численностьзамужних женщин возраста ;

—повозрастныекоэффициенты минимальной брачнойестественной рождаемости, используемыев качестве стандарта;

—средняя численностьнаселения.

Таким образом,общий коэффициент ГМЕР одним числомхарактеризует брачно-возрастнуюструктуру населения с точки зрениясоциально биологического потенциаларождаемости.

С этой точки зренияувеличение или уменьшение величиныкоэффициента ГМЕР свидетельствуетсоответственно об улучшении или ухудшениибрачно-возрастной структуры.

Отношениеже фактического общего коэффициентарождаемости к коэффициенту ГМЕР длятого же населения позволяет получитьприближенное представление о степениреализации потенциала рождаемости:

,(4.22)

где — потенциал рождаемости,

—общий коэффициентрождаемости,

—общий коэффициентГМЕР

Пример расчетаиндекса ГМЕР для России за 2002 г. представленв табл. 4.6.

Таблица 4.6 — Расчетобщего коэффициента ГМЕР в России за2002 г.

Возрастная группаМинимальныеповозрастныекоэффициентыбрачнойрождаемости,принятыеза стандарт ,на 1000 женщинЧисленность замужних женщин , тыс. чел.Гипотетическое числородившихся ,тыс. чел. на 1000 жителей
20—244001770708000
25—293772591976807
30—343492546888554
35—392792698752742
40—441553392525760
45—4931316998239
Всего3950102
1,06*3950102==4187108,1

Число родившихсяпри гипотезе естественной рождаемостив России в 2002 г. составило бы 4187 тыс. чел.Численность населения по даннымВсероссийской переписи населения 2002г. составляла 145200 тыс. чел. Соответственнообщий коэффициент ГМЕР равен 30,6‰ ().

В этом примеревеличину коэффициента ГМЕР следуеттрактовать следующим образом.

В условияхестественной рождаемости, если бы она,конечно, была в России, при фактическойбрачно-возрастной структуре населения,какой она была на момент переписи 2002 г.

общий коэффициент рождаемости составилбы как минимум 30,6‰. Потенциал реализацииГМЕР составил в 2002 г. 31,2% (фактическийобщий коэффициент рождаемости составлял9,6‰).

Вместе с темнеобходимо подчеркнуть, что ГМЕР нельзярассматривать буквально, как такойпотенциал рождаемости, который будтобы можно реализовать полностью. Это, побольшому счету, невозможно. Кроме того,в этом нет необходимости.

Значение ГМЕРзаключается в том, что он показываетреальное состояние брачно-возрастнойструктуры и ее роль как фактора уровнярождаемости, и соответственно соотношенияструктурных и поведенческих факторовв их совокупном влиянии на показателирождаемости.

Он также показываетвозможность повышения рождаемости засчет активизации демографическойполитики и стимулирования населения кповышению рождаемости.

Источник: https://studfile.net/preview/3651834/page:4/

Гипотетический минимум естественной рождаемости

5.2. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости

Кумулятивные коэффициенты рождаемости к определенному возрасту

Для реальных поколений рассчитывают те же показатели, что и для календарных периодов, за исключением общего коэффициента рождаемости.

Таким образом, все, что было сказано выше о коэффициентах рождаемости для гипотетического поколения, применимо с некоторыми модификациями и к коэффициентам для поколения реального. Модификации эти касаются как численности родившихся (т. е.

числителя), так и знаменателя, относительно которого рассчитываются эти коэффициенты (т. е. численности женщин).

Наиболее существенное отличие расчета показателей для условного и реального поколений заключается в том, что в первом случае коэффициенты рассчитываются относительно среднегодовой численности, а во втором — относительно численности населения, достигшего точного значения того или иного возраста. Иначе говоря, во втором случае мы имеем дело с вероятностями.

Для реальных поколений наиболее часто рассчитывают кумулятивные коэффициенты рождаемости к определенному возрасту.

Они говорят, какое в среднем число рождений имело место в поколении (брачной когорте) к тому или иному возрасту (обычно в расчете на 1 человека, на 100 или на 1000 человек).

Среди кумулятивных показателей наибольшее значение имеет коэффициент суммарной (исчерпанной) рождаемости когорты. Он представляет собой среднее число рождений на 1 женщину реального поколения к возрасту 50 лет, т. е. к концу репродуктивного периода.

Динамика данного показателя наиболее точно характеризует изменения рождаемости на протяжении длительных периодов времени, от поколения к поколению. Достоинством коэффициента суммарной (исчерпанной) рождаемости когорты является также его независимость от колебаний факторов демографической структуры.

Российский демограф В.А. Борисов, разрабатывая свой вариант нормативного подхода, исходил из того, что использовать рождаемость гуттеритов в качестве стандарта естественной рождаемости методологически неправильно из-за уникальности этого субнаселения.

По его мнению, таким стандартом может быть только стандарт, разработанный на основе математической модели репродуктивного процесса, так как только в этом случае можно «использовать массовые фактические данные». По мнению В.А.

Борисова, более правильно определять не максимум, а минимум естественной рождаемости, чтобы быть уверенным, что уровень естественной брачной рождаемости не опустится ниже этого минимума в нормальных санитарных условиях.

Поэтому в упомянутой математической модели надо брать такие значения ее параметров, которые находились бы в пределах санитарной нормы и были бы в ее пределах наименее благоприятными.

Исходя из этих предпосылок, В.А. Борисов производит расчет показателя брачной рождаемости для возраста 20- 24 года. В результате он получил значение повозрастного коэффициента рождаемости для этого возраста, равное 400‰. Для более старших возрастов он отступил от моделирования репродуктивного процесса, применив, подобно Л.

Анри, усреднение показателей повозрастной рождаемости для 8 реальных населений, у которых величина ASFR20-24 достоверно превышает 400‰, нормализацию ASFR для более старших возрастов относительно возраста 20-24 года, а также преобразование модельного значения ASFR20-24 в повозрастные показатели рождаемости с помощью этих коэффициентов нормализации.

В результате этой многоступенчатой процедуры В.А. Борисов получил свой стандарт естественной рождаемости, названный им «гипотетическим минимумом естественной рождаемости», или ГМЕР. По мнению В.А. Борисова, повозрастная рождаемость не может быть ниже этих значений, если отсутствуют какие-либо экстремальные обстоятельства.

Относительно внебрачной рождаемости и в возрастах моложе 20 лет и старше 49 лет, В.А. Борисов полагал, что «наиболее верным представляется оставить фактическое число неизменным (т. е. считать, что число родившихся вне брака и у матерей моложе 20 лет и старше 49 лет в условиях естественной рождаемости было бы таким же, каким оно и есть фактически)».

Затем, используя показатели повозрастной рождаемости стандарта и фактические данные о возрастной структуре женщин репродуктивного возраста, рассчитываются ожидаемые значения абсолютного числа рождений и общего коэффициента рождаемости, которые сопоставляются с фактическими. Разница между ожидаемыми и фактическими значениями характеризует степень реализации ГМЕР, масштабы распространенности среди населения намеренного ограничения рождаемости, роль поведенческой компоненты рождаемости и вклад репродуктивного поведения в ее уровень.

ü Коэффициент ГМЕР одним числом характеризует брачно-возрастную структуру населения с точки зрения социально-биологического потенциала рождаемости. Увеличение или уменьшение величины коэффициента ГМЕР свидетельствует соответственно об улучшении или ухудшении брачно-возрастной структуры населения.

Отношение же фактического общего коэффициента рождаемости к коэффициенту ГМЕР того же населения (а лучше, точнее: отношение фактического числа родившихся к гипотетическому) позволяет получить приближенное, но достаточно близкое к реальности представление о степени реализации потенциала рождаемости.

На графике 5.2 приведены кривые, характеризующие повозрастную рождаемость гуттеритов, стандарт ГМЕР В.А. Борисова и фактическую рождаемость населения России в 1998 г.

Используя коэффициенты ГМЕР, можно с помощью специальных индексов количественно оценить вклад в изменения рождаемости как поведенческих (степень реализации ГМЕР, т. е.

распространенность внутрисемейного ограничения рождаемости), так и структурных (возрастного и брачного состава) компонентов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_75730_gipoteticheskiy-minimum-estestvennoy-rozhdaemosti.html

Борисов В. Демография электронная библиотека социологии

5.2. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости

Ваш о книге

Введение
Тема 1. Предмет, задачи и методы демографии 1.1. Краткая история становления демографии 1.2. Предмет демографии 1.3. Задачи демографии 1.4. Методы исследования в демографии

1.5. Специализация внутри демографии

Тема 2.  Источники информации о населении и демографических процессах 2.1. Переписи населения 2.2. Текущий статистический учет событий естественного движения населения 2.3. Текущие регистры (списки, картотеки) населения

2.4. Выборочные и специальные обследования

Тема З. Численность и структура населения 3.1. Численность населения 3.2. Структура населения по полу 3.3. Возрастная структура населения 3.4. Брачная структура населения 3.5 Семейная структура населения

3.6. Семья и домохозяйство

Тема 4. Общие коэффициенты естественного движения населения
Тема 5. Рождаемость и репродуктивное поведение 5.2. Возрастные коэффициенты рождаемости 5.3. Рождаемость и плодовитость 5.4. Графическое изображение возрастных коэффициентов рождаемости 5.5. Брачная и внебрачная рождаемость 5.6. Суммарный коэффициент рождаемости 5.7. Критическое значение итогового числа рожденных детей, соответствующее границе простого воспроизводства населения, в расчете на одну брачную пару (в среднем) 5.8. Демографическая типология семей по числу рожденных детей 5.9. Учет уровня смертности при оценке величины суммарного коэффициента рождаемости 5.10. Динамика уровня рождаемости в мире 5.11. Динамика уровня рождаемости в России, СССР и снова в России 5.12. Анализ динамики суммарных коэффициентов рождаемости, дифференцированных по очередности рождения детей у матери 5.13. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР) 5.14. Краткая история исследований факторов рождаемости 5.15. Изучение репродуктивного поведения 5.16. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения 5.17. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости 5.18. Исторические причины развития массовой малодетности семей 5.19. Демографические и социальные последствия длительного сохранения массовой малодетности российского общества

5.20. Социальная и демографическая политики: взаимосвязь и различия целей

Тема 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни, самосохранительное поведение 6.1. Возрастные коэффициенты смертности 6.2. Коэффициент младенческой смертности 6.3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности 6.4. Методы стандартизации коэффициентов 6.5. Вероятностные таблицы смертности (чаще называемые просто таблицами смертности) 6.6. Расчет кратких таблиц смертности 6.7. Уровень средней ожидаемой продолжительности жизни 6.8. Средняя интервальная продолжительность предстоящей жизни 6.9. Показатели смертности по причинам смерти 6.10. Социальный прогресс и изменение структуры уровня смертности по причинам смерти 6.11. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни

6.12. Самосохранительное поведение

Тема 7. Естественный рост и воспроизводство населения 7.1. Общий коэффициент естественного прироста 7.2. Показатели воспроизводства населения

7.3. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения

Тема 8. Демографическое прогнозирование 8.1. Прогнозирование общей численности населения 8.2. Прогнозирование половозрастной структуры населения 8.3. Разработка гипотез о вероятных изменениях демографических тенденций в прогнозном периоде

Заключение

Рекомендуемая литература
Приложение (Программа курса «Демография»)

>

Памяти выдающихся ученых и выдающихся людей
Бориса Цезаревича Урланиса и Михаила Яковлевича Сонина посвящаю этот труд.

Введение

Демография — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства наших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению.

Расширяется преподавание демографии на социологических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов (правда, по-прежнему в стране нет ни одного учебного заведения, готовящего специалистов-демографов). Демографические проблемы теперь все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий.

К сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов на этих весьма важных заседаниях не всегда достаточно высок. Между тем сегодня назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного.

В первой половине 90-х годов наша страна вступила в стадию, без преувеличения можно сказать, демографической катастрофы.

Эта катастрофа выражается прежде всего в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому мы сегодня на втором месте в мире после США), в относительно низкой продолжительности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992 г.

население России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами. За прошедшие с 1992 г. шесть лет оно сократилось почти на 2 млн. человек, или на 1,3%, что может показаться небольшой цифрой. Однако при этом надо учесть, что убыль населения в некоторой мере компенсировалась миграционным притоком населения из-за рубежа. За счет же естественной убыли, т.е.

превышения числа умерших над числом родившихся, страна уменьшилась за указанный период на самом деле на 4,2 млн. человек. Это не полный перечень демографических проблем нашей страны, но, думается, и названных цифр достаточно, чтобы оценить характер ситуации. Необходимы какие-то меры для исправления положения, какие-то программы…

Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разрабатывать? На что они должны быть нацелены? До сих пор во всех странах, имеющих сходную с нашей демографическую ситуацию и пытающихся как-то ее исправить, применяются в основном меры материальной поддержки семей с помощью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует история, эффективность этих мер невелика.

Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий. Для этого необходима специальная семейная политика, широкомасштабные программы культурного, а не только экономического порядка.

Для разработки же подобных программ необходимы усилия многих ученых, представителей различных наук, в первую очередь гуманитарных (но не только их). Одним демографам такая работа не под силу. В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих.

В свою очередь, и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей».

Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих (или противоположных) колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и т. п. Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям.

Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услуги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п.

В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics).

Эта ветвь демографии изучает состав потенциальных потребителей и тенденции изменения этого состава, а также влияние демографических изменений на состояние потребительского рынка.

Таким образом, некоторый уровень демографической образованности становится сегодня необходимым любому человеку, каким бы родом деятельности он ни занимался, в такой же степени, как и знакомство с другими гуманитарными предметами. Способствовать такому образованию и призвано настоящее пособие.

Хотя учебник ориентирован в первую очередь на студентов гуманитарных факультетов, он может оказаться полезным и всем интересующимся демографическими аспектами нашей жизни. Цель его — ознакомить читателя с основными понятиями, показателями и методами анализа демографических процессов, научить видеть действительное состояние и направление демографических тенденций в стране и в мире, научить понимать демографические проблемы своей страны, оценивать их остроту и вероятные перспективы и возможные социальные последствия. В соответствии с такой адресностью учебника главное внимание в нем уделяется методам анализа статистических показателей, а не способам их конструирования, методам анализа демографической информации, а не способам ее сбора. Вместе с тем, поскольку статистика является фундаментом демографических знаний, без изучения элементарных понятий и методов демографической статистики в настоящем учебнике не обойтись.

Остается добавить, что никакой учебник не может заменить чтение научной литературы. В нашей стране появилось немало интересных, живо написанных, дискуссионных книг и журнальных статей, посвященных демографии, ознакомление с которыми может значительно облегчить понимание материалов учебника, а иногда и заменить его. В конце книги приводится список подобной литературы.

Москва NOTA BENE

2001

ББК 60.7
Б 82

Борисов В. А.

Б 82 Демография — М.: Издательский дом NOTABENE, 1999, 2001. — 272 с.

Источник: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/boris/index.php

Scicenter1
Добавить комментарий