5.6.5. Пожарная техника: В процессе ликвидации очагов пожара используют пожарную технику.

Специальная пожарная техника

5.6.5. Пожарная техника: В процессе ликвидации очагов пожара используют пожарную технику.

Возникновение пожара сопровождается выделением большого количества тепловой энергии, сгоранием органических и горючих веществ, выделением значительного числа вредных газов, в результате окисления и термического воздействия на материалы различного рода и структуры, находящихся в различных агрегатных состояниях.

В задачи современной пожарной техники входит ликвидация доступа кислорода к очагу возникновения, для чего огнетушащее вещество необходимо подавать локально, с определённой интенсивностью. Поэтому в классификацию специальной пожарной техники входит много видов средств, оборудования и автомобилей для пожаротушения.

Многофункциональность пожарных автомобилей обуславливается необходимостью выполнения нескольких задач, в число которых входят:

  • транспортировка пожарного расчета и необходимого для пожаротушения оборудования;
  • прокладка рукавных линий от гидрантов и источников водоснабжения;
  • поднятие боевого состава и необходимых для пожаротушения средств к очагу возгорания;
  • доставка запаса пенообразователя, порошка, газа для тушения пожара.

Есть несколько типов специальной пожарной техники.

Функциональные характеристики автоподъёмников

Автоподъёмник коленчатый пожарный (АКП) представляет собой пожарный автомобиль, на котором установлен механизм с коленчатой подъёмной стрелой, в конце которой расположена специальная люлька или платформа.

В его функциональные характеристики входит:

• доставка боевого расчёта и ПТВ (пожарно-технического вооружения);

• подъём боевой группы и необходимого оборудования, средств для эффективного проведения спасательных работ и тушения пожаров на высоту до 50 м.

При помощи платформы или люльки коленчатый подъёмник осуществляет подачу огнетушащих средств. Рекомендуемая температура эксплуатации колеблется в диапазоне -40…+40 0С, при скорости воздуха не более 10 м/с.

Также есть пожарный подъёмник, который оснащён телескопической стрелой.

Для тушения сложных пожаров – насосная станция!

Для того, чтобы затушить пожар в местах и зонах, где хранятся, перерабатываются или имеются легковозгорающиеся материалы, используется сложная пожарная техника, к которой относится ПНС-100 (пожарная насосная станция). Она может располагаться на шасси мощного и быстроходного автомобиля КамАЗ-43114, отдельно имеется пожарный насос, подключённый к автономно работающему двигателю. Иногда монтаж осуществляется на шасси автомобиля Урал-5557.

Отличительной особенностью насосной станции является возможность подачи воды для тушения пожара по магистральным рукавным линиям на дальние расстояния, создание резервов воды в непосредственной близости к месту возгорания. Вода может направляться как к пожарным автомобилям, так и на передвижные лафетные стволы.

ПНС-100 отлично зарекомендовала себя при тушении пожаров на нефтяных предприятиях, лесных угодьях и торфяниках, газовых и нефтяных фонтанов.

Виды и функциональные характеристики автолестниц

Пожарная автолестница (АЛ) представляет собой автомобиль, на котором смонтирована выдвижная или поворотная лестница. Этот вид техники удобен при тушении пожаров и проведении спасательных работ на верхних этажах домов, крышах и чердаках. Обычно лестница устанавливается на мощные автомобили таких марок, как ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, Iveco и другие.

В рабочее положение автолестница устанавливается механизировано, непосредственно с автомобиля. Для придания устойчивости лестница закрепляется специальными упорами.

Размеры и виды автолестниц существенно различаются как по размерам, так и по типам приведения в готовность.

1. Телескопическая лестница требует в процессе использования раздвигания на нужную длину, для чего блоки смещаются и подвергаются фиксации.

Боевой расчёт, оборудование и средства для пожаротушения доставляются в люльке или лифте.

Достоинством является возможность регулирования необходимой высоты, а к числу недостатков относится меньшая надёжность и устойчивость в сравнении с коленчатой.

2. Коленчатые лестницы выполнены из нескольких блоков и соединены между собой шарнирами. По отношению к автомобилю коленчатые автолестницы очень мобильны, они могут перемещаться в трёх измерениях. Во многих моделях коленчатых автолестниц есть люльки. Недостаток таких автолестниц – нерегулируемая длина стрелы.

Все виды пожарных лестниц приводятся в движение как вручную, так и при помощи гидропривода (непосредственно управляемого от системы электроснабжения автомобиля).

Как быстро обеспечить подачу воды к месту пожара?

Для ускоренной подачи воды с достаточной степенью напора к месту возгорания используются специальное насосное оборудование – пожарная мотопомпа, которая представляет собой пожарную машину, оборудованную пожарным комплектом и насосным агрегатом. Мотопомпы выпускаются двух видов – переносные и прицепные.

Особенностью мотопомпы, которая используется для тушения пожара, должна быть высокая мощность и сильная напорная струя. Поэтому лучше использовать мотопомпы от проверенных и надёжных производителей. в настоящее время наиболее известными являются мотопомпы, оснащённые двигателями от японских марок Mitsubishi и Honda.

Следует уделить внимание и высоте, на которую мотопомпа может поднять воду. Она значительно варьирует в разных моделях. Напор воды также зависит от производительности насоса, поэтому в технических характеристиках необходимо оценить количество воды, которое насос перекачивает за одну минуту. Это должен быть достаточно высокий показатель.

Ассортимент специальной пожарной техники достаточно широк, поэтому возможности её использования позволяют боевому расчёту эффективно тушить пожары, как на больших площадях, так и в случаях относительно небольших локальных возгораний, в дальнейшем мы продолжим знакомить вас с различными образцами пожарной техники.

Источник: http://pojarunet.ru/spetsialnaya-pozharnaya-tekhnika

6.8. Пожарная безопасность и средства тушения пожаров

5.6.5. Пожарная техника: В процессе ликвидации очагов пожара используют пожарную технику.

Пожарная безопасность.

Пожарная безопасность— это состоя­ние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.

Пожар это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб (в этом определении не отражена опасность, которую представляют пожары для людей).

Горение— это химическая реакция окисления, сопровождаю­щаяся выделением большого количества тепла и свечением. Разли­чают несколько видов горения: вспышка, возгорание, воспламе­нение, самовозгорание, самовоспламенение, взрыв.

Среднее число погибших при пожарах на 100 ООО человек в 2000 г.

В 1999 г. в России при пожарах погибло 14 000 человек, а в 2000 г. — 16 200 человек.

Среднее число погибших при пожарах на 1000 пожаров в 2000 г.

Пожары наносят народному хозяйству большой ущерб. Основ­ными причинами пожаров являются неумелое обращение с огнем на открытых площадках, курение в пожароопасных местах, неис­правность электросети, неправильное хранение легковоспламеня­ющихся материалов, загромождение цехов и территории и т.п.

Австрия0,5
Швеция1
США2
Россия12
Австрия3
Швеция и США5
Россия53

Пожарная профилактика основывается на исключении усло­вий, необходимых для горения, и использовании принципов обес­печения безопасности.

При обеспечении пожарной безопасности решаются четыре задачи:

·   предотвращение пожаров и загорании;

·   локализация возникших пожаров;

·   защита людей и материальных ценностей;

·   тушение пожаров.

Предотвращение образования источников зажигания достига­ется следующими мероприятиями:

·   соответствующие исполнение, применение и режим экс­плуатации машин и механизмов;

·   устройство молниезащиты зданий и сооружений;

·   ликвидация условий для самовозгорания;

·   регламентация допустимой температуры и энергии искрово­го разряда и др.

·   Пожарная защита реализуется следующими мероприятиями:

·   применение негорючих и трудногорючих веществ и материалов;

·   ограничение количества горючих веществ;

·   ограничение распространения пожара;

·   применение средств пожаротушения;

·   регламентация пределов огнестойкости;

·   создание условий для эвакуации людей, а также примене­ние противодымной защиты;

·   применение пожарной сигнализации и др. Процесс горения прекращается, если:

·   очаг горения изолируется от воздуха;

·   концентрация кислорода снижается до предельного значе­ния (для большинства веществ — до 12…15%);

·   горящие вещества охлаждаются ниже температур самовос­пламенения, воспламенения;

·   осуществляется интенсивное ингибирование (торможение скорости химической реакции в пламени).

Вещества, которые способствуют созданию перечисленных выше условий, называются огнетушащими.

К огнетушащим веществам относятся вода, водные растворы, водяной пар, пена, углекислота, инертные газы, сжатый воздух, порошки, песок, земля и т.д.

Инженерно-технические работники и рабочие должны знать правила ведения огневых работ, а также они должны знать, где располагаются:

·   особо пожароопасные участки, места для курения;

·   пожарная сигнализация и телефоны пожарной части;

·   средства тушения пожара и правила пользования ими;

·   места хранения отходов, ветоши и мусора.

Чем быстрее пожарная команда получит извещение о месте пожара и его масштабах, тем больше возможность своевременной ликвидации пожара.

Сигнализации и связь может быть:

·   электрической (разбить стекло и нажать на кнопку);

·   автоматической (тепловые и фотоэлектрические);

·   телефонной (указать место возникновения пожара, сообщить, что горит, а также свою фамилию).

Причины пожаров:

·   небрежное хранение воспламеняющихся материалов;

·   искрение электрического оборудования и электроустановок, короткое замыкание;

·   небрежное обращение с огнем.

При возникновении пожара работники должны:

·   вызвать пожарную команду;

·   сообщить руководству о пожаре;

·   принять меры по спасению людей, имущества и тушению пожара.

Необходимо оценить обстановку, свои возможности и принять правильное решение.

Средства тушения пожаров. К первичным средствам пожароту­шения относятся все виды переносных и передвижных огнетуши­телей, оборудование пожарных кранов, ящики с порошковыми составами (песок, перлит и т.д.), а также огнестойкие ткани (ас­бестовое полотно, кошма, войлок и т.д.), пожарный щит. Для раз­мещения первичных средств пожаротушения образуют инвентар­ный пожарный щит.

Огнетушители бывают углекислотные, хладоновые, порошковые.

Углекислотные огнетушители (ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-10) (рис. 6.5) предназначены для тушения воз­гораний различных веществ и ма­териалов, электроустановок, ка­белей и проводов, находящихся под напряжением 1000 В.

Для приведения их в действие нужно сорвать пломбу, выдернуть чеку, повернуть рычаг на себя, направить струю заряда на огонь.

Углекислотный огнетушитель нужно держать в рукавицах, что­бы исключить обморожение рук.

Рис. 6.5. Ручной углекислотный огне­тушитель ОУ-5 (ОУ-8):

1 — баллон; 2 — поворотный раструб; 3 — запорная головка; 4 — сифонная трубка; 5 — крюк; 6 — чека; 7 — ручка; 8 — хомут; 9 — упор

Рис. 6.6. Хладоновый огнетушитель ОУБ-3А (ОУБ-7А):

1 — пусковой рычаг; 2 — запорная голов­ка; 3 — рукоятка; 4 — крепление; 5 — баллон; 6 — кронштейн; 7— распили­вающее устройство; 8 — предохрани­тельный колпак

Хладоновые огнетушители(рис. 6.6) предназначены для туше­ния возгораний горючих жидкостей и тушения электроустановок, находящихся под напряжением до 400 В.

Запрещается применять хладоновые огнетушители для тушения щелочных металлов.

Рис. 6.7. Ручной порошковый огне­тушитель ОП-5:

1 — пистолет; 2 — рычаг; 3 — рукав; 4 — пломба; 5 — сифонная труба; 6 — бал­лончик; 7 — игла; 8 — корпус; 9 — чека

Порошковые огнетушители(рис. 6.7) предназначены для туше­ния возгорания твердых, жидких и газообразных веществ, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 В.

Для приведения их в действие нужно выдернуть клин или чеку, нажать на рычаг, направить струю порошка на огонь.

Контрольные вопросы

1. Что такое охрана труда и какие мероприятия она в себя включает?

2. Что такое опасный и вредный производственные факторы?

3. Перечислите права и обязанности работника в области охраны труда?

4. Каковы основные причины несчастных случаев при работе грузо­подъемных кранов и механизмов?

5. Каков порядок расследования несчастного случая?

6. Каков порядок оказания первой доврачебной помощи при пораже­нии электрическим током?

7. Каков порядок оказания доврачебной помощи при ранении?

8. Каков порядок оказания доврачебной помощи при ожогах?

9. Как правильно оказывать доврачебную помощь при переломах, вы­вихах и растяжении связок?

10. Каковы основные причины пожаров и меры их предотвращения?

11. Какие существуют средства пожаротушения и как ими пользоваться?

Источник: https://kran-info.ru/b/book/7/page/7-glava-6-ohrana-truda/52-6-8-pozharnaya-bezopasnost-i-sredstva-tusheniya-pozharov

Утверждаю

Главный военный эксперт

генерал-полковник

П.В.ПЛАТ

27 февраля 2013 г. N 2-4-87-2-18

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОЖАРОВ

1. Общие положения

1.1. Изучение пожаров является одним из основных условий совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее — тушение пожаров), совершенствования уровня готовности подразделений пожарной охраны и профессиональной подготовки их личного состава.

1.2. Изучение пожара включает в себя:

исследование пожара;

составление карточки действий пожарного подразделения по тушению пожара или описания пожара;

разбор пожара.

1.3. Исследованию подлежит каждый пожар, подлежащий статистическому учету, независимо от количества работавших при тушении сил и средств и величины нанесенного ущерба.

1.4. Исследование пожаров поручается наиболее подготовленным должностным лицам территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) и подразделений пожарной охраны.

1.5. При необходимости к изучению (исследованию) пожаров могут привлекаться специалисты научно-исследовательских и образовательных учреждений МЧС России.

1.6. Ответственность за своевременность, полноту и объективность изучения пожаров несут руководители территориальных органов МЧС России и подразделений пожарной охраны, силами которых проводилось изучение пожаров.

2. Исследование пожара

2.1. Исследование пожара начинается с момента возникновения пожара. Первый и последующие РТП, а также иные должностные лица, участвующие в тушении пожара, должны принимать меры постольку, поскольку это возможно, к сохранению и своевременному изъятию вещественных доказательств, получению сведений от очевидцев возникновения пожара и т.д.

2.2. Исследование пожара имеет цель:

установить место и причину возникновения пожара;

изучить процесс развития пожара, причины и условия, способствовавшие распространению опасных факторов пожара, особенности поведения конструктивных элементов здания (сооружения) и производственного оборудования, а также различных веществ и материалов в условиях пожара;

проанализировать причины, приведшие к гибели и травмированию людей, причинению материального ущерба;

оценить эффективность работы систем обнаружения и оповещения о пожаре, дымоудаления, а также установок пожаротушения;

оценку действий подразделений, участвовавших в тушении пожара, эффективности использования пожарной и аварийно-спасательной техники.

2.3. Работа по исследованию пожара осуществляется путем:

получения информации от лиц, обнаруживших пожар и сообщивших о нем в пожарную охрану, а также от участников тушения пожара;

изучения радио- и телефонных переговоров участников тушения пожаров и дежурно-диспетчерских служб сил и средств, задействованных в тушении пожаров;

детального осмотра места пожара с проведением необходимых замеров, фотосъемок, составлением планов-схем;

изучения на чертежах (схемах) и в реальной обстановке строительных конструкций, состояния путей эвакуации в пострадавшем от огня здании (сооружении), технологического процесса производства, состояния противопожарного водоснабжения, стационарных средств тушения, сигнализации, средств связи, подъездов и проездов, проведение аналитических и экспериментальных исследований.

3. Карточка действий пожарного подразделения

по тушению пожара

3.1. Карточка действий пожарного подразделения по тушению пожара (далее — карточка) составляется по итогам исследования пожара, убыток от которого составил менее 3420 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ), в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно:

на пожаре имели место случаи гибели людей (от 1 до 4 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

на пожаре имели место случаи травмирования людей (от 1 до 9 человек), в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

3.2. По решению начальника пожарного подразделения или начальника органа управления подразделениями пожарной охраны, карточки могут составляться на пожары, имеющие практический интерес для изучения и не соответствующие критериям, указанным в п. 3.1 настоящих методических рекомендаций.

3.3. Карточка составляется в срок не более 5 суток с момента ликвидации пожара, в срок не более 10 суток с момента составления изучается с личным составом всех подразделений пожарной охраны, привлекавшихся к тушению пожара.

3.4. Оформление и заполнение карточки осуществляется в соответствии с формой, указанной в приложении N 1. Ответы на поставленные в карточке вопросы должны быть достоверными, краткими и исчерпывающими.

3.5. К карточке прилагаются планы-схемы расстановки сил и средств на момент прибытия первого подразделения пожарной охраны и на момент локализации пожара.

4. Описание пожара

4.1. Общие требования к составлению описания пожара

4.1.1 Описание пожара (далее — описание) составляется на пожар, подлежащий статистическому учету, в случае его соответствия одному или нескольким из следующих критериев, а именно:

к тушению пожара привлекались силы и средства по повышенным номерам (рангам) вызова;

убыток от пожара составил 3420 МРОТ и более;

на пожаре погибло 5 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны;

на пожаре травмировано 10 и более человек, в том числе сотрудников (работников) пожарной охраны.

4.1.2. Пожары, подпадающие под критерии, указанные в п. 4.1.1 настоящих методических рекомендаций (крупные пожары), изучаются руководителями и сотрудниками территориальных органов МЧС России.

4.1.3. По решению МЧС России или руководителя территориального органа МЧС России описание может составляться на любой пожар, исследование которого представляет практический или научный интерес.

4.1.4. Описание составляется в срок не более 30 суток с момента ликвидации пожара, подписывается лицами, исследовавшими пожар, и утверждается руководителем территориального органа МЧС России.

4.1.5. Описание изучается с начальствующим составом территориальных органов МЧС России и личным составом подразделений пожарной охраны в срок не позднее 90 суток с момента составления.

4.1.6. Описание составляется в необходимом количестве экземпляров, печатный и электронный экземпляры описания высылаются в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и в МЧС России (через Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны).

4.1.7. Описание состоит из текстовой части и приложений.

4.2. Требования к составлению текстовой части

описания пожара

4.2.1. При составлении текстовой части описания необходимо:

включать сведения о событиях, предшествующих пожару и произошедших в ходе тушения пожара, только после тщательной проверки их достоверности;

давать детальный анализ действий всех подразделений пожарной охраны и их руководителей, участвующих в тушении пожара, участников тушения пожара, а также условий, которые привели к развитию пожара до крупных размеров;

подробно освещать применение новых способов, методов и средств тушения, интенсивность подачи огнетушащих средств, поведение конструкций и др.;

отражать оперативно-тактическую характеристику организации (объекта);

выводы и предложения составлять таким образом, чтобы руководство органов управления пожарной охраны могло разработать мероприятия, обеспечивающие улучшение профилактической работы и организацию тушения пожаров;

таблицу основных показателей сосредоточения сил и средств развития и тушения пожаров, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и суммарного расхода огнетушащих средств составлять после тщательного анализа и проверки цифровых данных.

4.2.2. В текстовой части описания должны быть отражены следующие сведения:

4.2.2.1. Общие данные:

адрес, наименование и принадлежность организации (объекта), на котором произошел пожар, дата его постройки, реконструкции;

назначение здания (сооружения, помещения), характер производственного процесса на момент возникновения пожара;

категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности, количество находившихся в нем людей, основное оборудование;

вещества и материалы, обращающиеся (хранящиеся) в данном производстве, их характеристика, количество и величина пожарной нагрузки на момент возникновения пожара;

характеристика и условия проводимых работ (мероприятий), которые могли явиться причиной возникновения пожара;

наличие признаков аварийных режимов работы аппаратов и оборудования на момент возникновения пожара.

4.2.2.2. Строительные и конструктивные особенности здания (сооружения, помещения), имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара:

этажность, общая высота, размеры в плане, поэтажная планировка, наличие подвалов, чердака и технического этажа, их планировка, что в них находилось;

материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок; подвальных, междуэтажных и чердачных перекрытий; внутренних и наружных лестниц; ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли; противопожарных зон (отсеков), стен и дверей;

наличие и состояние путей эвакуации, наружных и незадымляемых лестниц; системы отопления, освещения, вентиляции, их наличие, конструктивные особенности и техническое состояние;

наличие шахт, проемов, коммуникаций, подпольного пространства и других отверстий, связывающих этажи и помещения, их число, размеры в плане, влияние на ход развития и тушения пожара;

расстояние до соседних зданий (сооружений, установок), степень огнестойкости последних, влияние на ход развития и тушения пожара;

другие данные строительно-конструктивного характера, имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасению людей, проведению работ по тушению пожара.

4.2.2.3. Состояние электросетей, электроустановок и газового хозяйства:

соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок;

правильность прокладки кабельных линий, монтажа электропроводок и электрических сетей, их техническое состояние;

наличие, вид и состояние молниезащитных устройств;

наличие, вид и состояние устройств защиты от статического электричества;

соответствие кабельных линий, электропроводок, электрических сетей, электроустановок нормативным требованиям пожарной безопасности;

наличие и состояние газового хозяйства, его соответствие требованиям норм пожарной безопасности;

наличие других установок и оборудования, оказавших влияние на ход развития и тушения пожара.

4.2.2.4. Состояние противопожарного водоснабжения:

наличие и вид противопожарного водоснабжения;

пожарные водоемы, их емкость, наличие подъездов, пирсов и устройств для забора воды из них;

водопровод, его вид (внутренний или наружный, кольцевой или тупиковый), диаметр;

ближайшие водоисточники, возможность их использования для целей пожаротушения, расстояние от них до места пожара;

состояние гидрантов и подъездов к ним до пожара, дата их последней проверки на водоотдачу;

давление в водопроводе и порядок его повышения при пожаре, практическая водоотдача водопроводных сетей (дата и результаты последней проверки);

наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов, эффективность их применения;

соответствие противопожарного водоснабжения нормативным требованиям пожарной безопасности.

4.2.2.5. Средства обнаружения, тушения, дымоудаления и оповещения о пожаре:

наличие, вид и состояние установок обнаружения и извещения о пожаре, тушения пожаров, средств оповещения людей о пожаре, их роль в своевременном извещении о пожаре;

наличие, вид и состояние систем дымоудаления, их работа в условиях пожара;

наличие первичных средств пожаротушения, их применение при пожаре.

4.2.2.6. Характеристика подразделений пожарной охраны:

сведения о подразделениях пожарной охраны, дислоцированных в населенном пункте (сельском районе);

существующий порядок организации работы подразделений пожарной охраны и их органов управления;

численность личного состава и укомплектованность дежурных караулов (смен) пожарных подразделений;

количество и вид основной и специальной пожарной техники, состоящей на вооружении пожарных подразделений, ее укомплектованность и исправность;

средства индивидуальной защиты органов дыхания, состоящие на вооружении пожарных подразделений;

вид пожарной охраны, охраняющей организацию (объект), населенный пункт, расстояние до места пожара;

состояние готовности пожарных подразделений к выполнению задач по предназначению, осуществление контроля за организацией службы;

сосредоточение сил и средств на месте пожара в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по автоматическому номеру вызова;

общая численность сил и средств, привлекаемых на тушение пожара в организации (объекте) по максимальному номеру вызова;

наличие плана или карточки тушения пожара на организацию (объект), соответствие указанных в них данных реальной обстановке, периодичность их корректировки, степень использования и роль этих документов во время тушения пожара;

другие виды подразделений, выполняющих задачи по тушению пожаров, численность дежурных смен, их техническая оснащенность и качество несения службы;

случаи возникновения пожаров в организации (объекте) ранее, их причины и принимавшиеся по ним меры.

4.2.2.7. Ход тушения, руководство тушением пожара (все процессы, изменения и события, происходящие на пожаре, должны строго фиксироваться во времени):

дата, время возникновения, обнаружения пожара;

условия обнаружения пожара, способ и время сообщения о пожаре в пожарную охрану, организация встречи подразделений пожарной охраны;

действия лиц, обнаруживших пожар, а также принятые ими меры по спасению людей, имущества и тушению пожара, эффективность этих мер;

действия дежурных диспетчеров (радиотелефонистов) задействованных дежурно-диспетчерских служб, четкость их работы по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с Расписанием выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, Планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ и инструкциями (соглашениями) о взаимодействии;

время прибытия первого пожарного подразделения, обстановка сложившаяся на пожаре к этому моменту (угроза людям, опасность взрыва, обрушения, отравления аварийно-химическими опасными веществами, площадь пожара, характер и особенности его развития);

действия первого и последующих РТП по оценке сложившейся обстановки, разведке пожара, выбору решающего направления тушения пожара, вызову дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и других участников тушения пожара, расстановке и сил и средств пожаротушения, осуществлению перегруппировки сил и средств в ходе тушения пожара (ее цели и необходимость проведения);

проведение спасательных и эвакуационных мероприятий, принцип выбора огнетушащих средств и способов их подачи для тушения пожара, использование специальной и вспомогательной техники, сбор сведений о пожаре и др.;

соответствие действий оперативного штаба пожаротушения руководящим документам МЧС России;

взаимодействие РТП и оперативного штаба пожаротушения со службами жизнеобеспечения организации (объекта), населенного пункта (района), привлечение к тушению пожара населения и т.д.;

правильность и эффективность использования сил и средств, участвующих в тушении пожара;

проявление смелости, отваги и самоотверженности при тушении пожара, спасании людей, материальных ценностей и имущества от огня сотрудниками (работниками) пожарной охраны, иными лицами;

меры по спасению людей, животных, оборудования и имущества, обстоятельства гибели людей и животных;

обстоятельства гибели и травмирования людей (животных);

сведения о применении новых приемов и способов спасания людей и тушения пожара, их эффективность;

численность участвовавшего в тушении пожара личного состава подразделений пожарной охраны и количество используемой ими техники, других участников тушения пожара. Реализация тактических возможностей сил и средств подразделений пожарной охраны.

4.2.2.8. Обстоятельства, способствовавшие развитию пожара:

позднее обнаружение пожара и несвоевременное сообщение о нем в пожарную охрану;

отсутствие водоисточников, недостаток воды и других огнетушащих средств;

неудовлетворительное противопожарное состояние организации (объекта) на момент возникновения пожара (по выявленным недостаткам);

несвоевременное прибытие подразделений пожарной охраны (поздний сбор и выезд по тревоге, незнание района выезда, маршрута следования и организации (объекта), плохое состояние дорог (дорожного покрытия) и загруженность их транспортом, неисправность пожарной техники, а также ее отсутствие в месте дислокации с объяснением причин отсутствия);

недостаточное количество основной и специальной пожарной автотехники, ее использование не на полную мощность, неудовлетворительное техническое состояние пожарной автотехники, ее не укомплектованность пожарно-техническим вооружением и оборудованием;

ошибки первого и последующего РТП, оперативного штаба в организации тушения пожара, управлении силами и средствами;

влияние метеорологических условий (высокие или низкие температуры, ветер, его направление и скорость и т.д.) и степень их воздействия на исход тушения пожара;

наличие легковоспламеняющихся, горючих, взрывопожароопасных, ядовитых и радиоактивных веществ;

отсутствие документов предварительного планирования действий по тушению пожаров или их не использование подразделениями пожарной охраны (администрацией, сотрудниками (работниками) организации (объекта));

невыполнение должностными лицами пожарной охраны (администрации организации (объекта)) требований нормативных правовых актов по организации тушения пожаров;

отсутствие или удаленность расположения подразделений пожарной охраны;

малочисленность подразделений пожарной охраны.

4.2.2.9. Последствия пожара:

сведения о людях, пострадавших на пожаре (гибель и травматизм) и погибших животных;

количество и площадь сгоревшего, поврежденного или испорченного огнем и дымом имущества, строений и т.д.;

количество (площадь) разрушенных, вскрытых и разобранных конструкций здания (сооружения) во время пожара;

степень повреждения здания (сооружения, транспортного средства) и возможность его последующего восстановления;

ущерб от пожара в целом и отдельно по зданиям (сооружениям), машинам и оборудованию, инвентарю, товарно-материальным ценностям, сырью и готовой продукции;

степень влияния происшедшего пожара на дальнейший процесс производства (работу организации, (объекта)) и выпуск продукции;

сведения о спасенных людях и животных, сохраненных зданиях и сооружениях, машинах, оборудовании, инвентаре, сырье, готовой продукции и других материальных ценностях;

причина пожара (если установлена или предполагаемая) и предполагаемые виновные лица;

сведения о погибших на пожаре (Ф.И.О., возраст).

4.2.2.10. Принятые меры по пожару:

возбуждение уголовного дела, его номер, по какой статье, кто привлекается к ответственности или проходит по делу в качестве подозреваемого;

наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Источник: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-izucheniiu-pozharov-utv-mchs-rossii-27022013/

Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

5.6.5. Пожарная техника: В процессе ликвидации очагов пожара используют пожарную технику.

В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»1, от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2, от 22 августа 1995 г.

№ 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»3, подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г.

№ 8684, пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г.

№ 7941*, подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 3852*, приказываю:

——————————

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1, ст. 2, № 33, ст. 3413; 2002, № 1, ст. 2, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2005, № 14, ст. 1212, № 19, ст.

 1752; 2006, № 6, ст. 636, № 44, ст. 4537, № 50, ст. 5279, № 52, ст. 5498; 2007, № 18, ст. 2117, № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3593; 2009, № 11, ст. 1261, № 29, ст. 3635, № 45, ст. 5265, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4004, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 54, № 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, № 46, ст.

 6407, № 49, ст. 7023; 2012, № 53, ст. 7608; 2013, № 7, ст. 610, № 27, ст. 3477; 2014, № 11, ст. 1092; 2015, № 1, ст. 88, № 10, ст. 1407, № 18, ст. 2621, № 27, ст. 3951, № 29, ст. 4359, ст. 4360, № 48, ст. 6723; 2016, № 1, ст. 68, № 15, ст. 2066, № 22, ст. 3089, № 26, ст. 3887; 2017, № 22, ст. 3069, № 27, ст.

 3938, № 31, ст. 4765.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284, № 52, ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418; 2009, № 1, ст. 17, № 19, ст. 2274, № 48, ст. 5717; 2010, № 21, ст. 2529, № 31, ст.

 4192; 2011, № 1, ст. 24, ст. 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610, № 27, ст. 3450, ст. 3477, № 52, ст. 6969; 2014, № 30, ст. 4272, № 42, ст. 5615; 2015, № 10, ст. 1408, № 18, ст. 2622, № 48, ст. 6723; 2016, № 1, ст. 68, № 7, ст. 919, № 26, ст. 3887.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3503; 2000, № 32, ст. 3341, № 33, ст. 3348, № 46, ст. 4537; 2003, № 46, ст. 4435; 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377, № 49, ст. 4840; 2005, № 1, ст. 15, № 19, ст. 1752; 2008, № 18, ст. 1938; 2009, № 19, ст. 2274, № 48, ст. 5717; 2012, № 41, ст. 5525; 2013, № 27, ст. 3477; 2017, № 30, ст. 4447.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882; 2005, № 43, ст. 4376; 2008, № 17, ст. 1814, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2009, № 22, ст. 2697, № 51, ст. 6285; 2010, № 19, ст. 2301, № 20, ст. 2435, № 51, ст. 6903; 2011, № 1, ст. 193, ст.

 194, № 2, ст. 267, № 40, ст. 5532; 2012, № 2, ст. 243, № 6, ст. 643, № 19, ст. 2329, № 47, ст. 6455; 2013, № 26, ст. 3314, № 52, ст. 7137; 2014, № 11, ст. 1131, № 27, ст. 3754; 2015, № 4, ст. 641, № 11, ст. 1588; 2016, № 1, ст. 211, № 31, ст. 4987, № 39, ст.

 5626; 2017, № 13, ст. 1913.

1* Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2, ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256; 2008, № 47, ст. 5481; 2009, № 12, ст. 1429; № 29, ст. 3688; 2010, № 37, ст. 4675; № 38, ст. 4825; 2011, № 7, ст.

 979, 981; № 14, ст. 1950; 2012, № 17, ст. 2009; № 37, ст. 5002; № 44, ст. 6026; № 46, ст. 6339; 2013, № 24, ст. 2999; № 30, ст. 4114; 2015, № 16, ст. 2389; 2016, № 43, ст. 6042; № 49, ст. 6929; 2017, № 6, ст. 928, № 21, ст. 3024.

2* Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 26, ст. 2649; 2010, № 1, ст. 116; 2011, № 26, ст. 3807; 2013, № 23, ст. 2910; 2014, № 21, ст. 2694; 2015, № 1, ст. 262; 2016, № 27, ст. 4500.

——————————

1. Утвердить прилагаемый Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный № 20970).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 февраля 2018 г.

Регистрационный № 50100

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71746130/

Scicenter1
Добавить комментарий