5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в.

Платон и Аристотель — «вершины» древнегреческой философии

5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в.

Яркую и содержательную страницу в истории развития знаний и представлений о человеке, общественных формах его бытия вписала философия античности Совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца 7в.до н.э. и в древнеримском рабовладельческом обществе со2 в. до н.

э.. Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур — их имена и идеи не стерлись в памяти человечества. В трудах античных философов образный стиль мышления уже соседствует со стремлением использовать строгие понятия и логически стройные умозаключения, космологические сюжеты постепенно уступают место человеческим проблемам.

Рассмотрим более обстоятельные взгляды Платона и Аристотеля на общественное устройство.

Платон (428/427-348/347 до н.э.) — древнегреческий философ идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов «софист», «парменид», «теэтет», «государство» и др..

Он пытался понять причины возникновения неравенства людей, несправедливости в организации общественной жизни. Он считал, что люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье, одежде.

Такое совместное поселение называется государством.

Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Широко использовал учения Сократа, пифагорейцев, Парменид и Гераклита.

Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и которые отождествил с бытием.

«Идеям» Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством.

Чувственный мир по Платону, порождение «идей» и «материи», занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. В центре космологии Платонова учение о «мировой душе», психологии — учение о том, что душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям.

Платон различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об истинно сущих «видах». Источником такого познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только вероятное мнение. Между «идеями» и чувственными вещами

Платон поместил математические объекты, доступны рассудочному познанию. Метод познания — «диалектика наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.», под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщение понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности.

При этом процесс нисхождения касается только «видов», но не чувственных единичных вещей.

По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде: государством правят «философы»; его охраняют «стражи», или «войны»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан — «ремесленники», то есть

которым руководят одорёные и хорошо подготовленные, высоко нравственные люди, действительно способные мудро управлять государством. Основным принципом идеального государства Платон считал Справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает самые важные задачи:

  • · защита людей
  • · обеспечение их материальными благами
  • · создания условий, для их творческой деятельности и духовного развития

Платон подразделял людей на три группы:

  • 1. мудрецы — те, у кого развито чувство справедливости, разумное начало.
  • 2. «войны и стражи» — те, кто отличается мужеством, храбростью и чувством справедливости.
  • 3. ремесленники — те, кто должен заниматься физическим трудом.

В представлениях Платона, индивидуальное должно быть полностью подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.

По словам Маркса также утопия Платона была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греч, «полиса».

Учение Платона играло видную роль в дальнейшем эволюции идеалистической философии.

Аристотель (384-322 до н.э.) — древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики Наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания. и ряда отраслей специального значения. Маркс называл его «величайшим мыслителем древности». Р. в Стагире Вост.

побережье полуострова Холкидика; образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм, однако полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, колеблясь «между идеализмом и материализмом Ленин В.И.Т.29.С.258». Основал в Афинах собственную школу.

Развивал идеи Платона, Аристотель выделил наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство поставил над всем. Аристотель не отрицал частную собственность и считал, что опорой государства должны быть средние слои общества.

Крайне бедных он относил гражданам «второй категории», очень богатых подозревал в применении «противоестественного способа» приобретения состояния.

К основным задачам государства философ относил недопущение чрезмерного роста политической власти личности, предотвращение излишнего накопление имущества гражданами, удержание в повиновении рабов.

Как и Платон, Аристотель не признавал рабов гражданами государства, утверждая, что те, кто не в состоянии отвечать за свои поступки, не могут воспитать в себе многие добродетели, те — рабы по природе и могут осуществлять лишь волю других.

В философии Аристотель различал:

  • 1. теоретическую часть-учение о бытие, его частях, причинах и началах.
  • 2. практическую — о человеческой деятельности
  • 3. поэтическую — о творчестве.

Предмет науки-общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего-индуктивное обобщение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель признавал четыре причины:

  • 1. материю, или пассивную возможность становления
  • 2. форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность
  • 3. начало движения
  • 4. цель

Вся природа рассматривается у Аристотеля в виде последовательных переходов от «материи» к форме и обратно.

Однако в материи Аристотель видел только пассивное начало, всю же активность приписывал к форме, к которой сводил начало движения и цель.

Конечным источником всякого движения у Аристотеля является бог — «неподвижный перводвигатель». Тем не менее, объективно-идеалистическое учение Аристотеля о форме во многих отношениях «объективнее и отдалённее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще материализму Ленин В.И.Т.29.С.255»

Формальная логика Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, т.к. в логических формулах Аристотель видел вместе с тем формы бытия. В учении о познании Аристотель отличал знание достоверное (Аподейктика обозначает абсолютно достоверное знание, доказуемое непререкаемым образом.

) от вероятного, относящегося к области «мнения» (Диалектика Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.). Однако через язык оба эти вида знания связаны у Аристотеля между собой. Опыт, по Аристотелю не есть последняя инстанция в проверке мнения, и высшие посылки науки непосредственно усматриваются в качестве истинных не чувствами, а умом.

Однако умозрительно постигаемые, высшие аксиомы знания не даны нашему уму от рождения и предполагают деятельность: собирание фактов, направление мысли на факты и т.д. Последняя цель науки, по Аристотелю — определение предмета, а его условие — соединение дедукции с индукцией. Т.к.

по Аристотелю нет такого понятия, которое могло бы предикатом всех других понятий и, следовательно, различные понятие не могут быть обобщены в едином общем роде, то Аристотель указал категории, т.е. высшие роды, к которым сводятся остальные роды истинно сущего.

В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, сохранившую власть над умами вплоть до появления гелиоцентрической системы Коперника. В этике Аристотель высшей добродетельной деятельностью признал созерцательную деятельность разума.

Моральный образец Аристотеля — бог, или совершеннейший философ, «мыслящие себя мышление». В учении об обществе Аристотель доказывал, будто отношения рабовладения укорены в самой природе.

Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал формы, при которых исключена возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу.

Колебания Аристотеля в философии определили двойственность его последующего влияния: материалистические тенденции его учения сыграли важную роль в развитии прогрессивных идей в философии феодального общества, эдиалистические элементы были раздуты средневековыми церковниками, сделавшими из учения Аристотеля «мертвецкую схоластику Средневековая школьная философия.».

В целом же древнегреческие мыслители отстаивали идею первенство государства перед личностью. В их трудах государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.

Источник: https://vuzlit.ru/1497200/platon_aristotel_vershiny_drevnegrecheskoy_filosofii

Систематизаторы древнегреческой философии Платон и Аристотель

5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение____________________________________________________________________

1. Раннегреческая натурфилософия______________________________________________

2. Онтологизм древнегреческой философии_______________________________________

3. Философские учения софистов и Сократа_______________________________________

4. Систематизаторы древнегреческой философии: Платон и Аристотель_______________

5. Эпикуреизм и стоицизм_____________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________

Литература__________________________________________________________________

Введение

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и, охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.

Она развивалась не изолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения.

Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока — Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Кто не знает истерии философии, в том числе и античной, тот не может по-настоящему знать и ее современного состояния.

Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости.

И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. Поскольку наша культура является дочерней по отношению к античной культуре, прежде всего философии, поэтому с нее и начнем, уделяя ей первоочередное и должное внимание.

1. Раннегреческая натурфилософия

Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греческого phisis — природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира.

И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.

Так, родоначальник греческой философии Фалес, рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала — воды. Он утверждает, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Испарения воды питают небесные огни — Солнце и другие светила, затем во время дождя вода опять возвращается и переходит в землю в виде речных отложений, в дальнейшем из земли снова появляется вода как подземные ключи, туманы, росы и т. д.

Излагая учение Фалеса о воде как начале, великий греческий философ Аристотель употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, как крайняя точка, к которой мы приходим, отвлекаясь от различных конкретных состояний материи, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния.

Одним из наиболее крупных философских учений раннегре-ческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита — «О природе». Гераклит в качестве субстанциально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь.

В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту — упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен.

Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений Огня строится космология Гераклита. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь.

«Огня смерть — воздуха рождение и воздуха смерть — воды рождение. Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха — огонь» и т. д.

Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира.

С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны, — субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы.

Эта стихия в какой-то мере приобрела значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего.

2. Онтологизм древнегреческой философии

Дальнейшим крупным шагом в развитии раннегреческой философии была философия Элейской школы Парменида, Зенона, Ксено-фана.

Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов и оперирования абстрактными понятиями.

Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий — воды, воздуха, земли, огня — к бытию как таковому. Центральное понятие их философии — бытие.

Онтология Демокрита. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое — атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются.

Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувственно воспринимаемые свойства: вкус, запах, температура и т. д.

существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека.

Космология и антропология. Как и другие «мудрецы» Демокрит попытался применять свою теорию для объяснения происхождения и развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит их к совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов.

Под влиянием этого столкновения образуется единый вихрь, в котором атомы кружатся, наталкиваются друг на друга, соединяются и разделяются. При этом подобные отходят к подобным. Имеющие одинаковый вес, вследствие большого скопления, больше не в состоянии кружиться и образуют различные соединения.

Тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, как бы пролетая к периферии. Прочие же остаются в центре и образуют некое шарообразное соединение. Из этой шарообразной массы отделяется нечто вроде «оболочки», которая в виде неба простирается над всем миром.

Более плотные и тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. По Демокриту, Вселенная бесконечна и бесконечно в ней количество миров.

Атомистическая теория Демокрита распространяется и на истолкование познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа «истечения». Согласно этому принципу, процесс познания состоит в восприятии человеком воздействия на него тел через соответствующие органы чувств.

Это воздействие проявляется в форме истечения с поверхности всех вещей копий — мельчайших и тончайших образов этих вещей. Проникая в тело человека, образы вещей соприкасаются с атомами души и вызывают у него соответствующее ощущение внешнего мира.

Демокрит не видит связи чувственного уровня познания с рациональным рассуждением, резко отделяет и противопоставляет их друг другу. Истинное познание достигается только разумом.

3. Философские учения софистов и Сократа

В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира.

Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики.

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъек-тивистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ.

Строго говоря, именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как «первонауки» к филоесофии в подлинном смысле этого слова. Ибо философия, в буквальном смысле этого слова, — это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии.

Итак, начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (480—410 гг. до н. э.), Горгий (480—380 гг. до н. э.) и другие. Слово «софист» (от греческого «софия» — мудрость), первоначально означавшее «мудрец», «искусственник», «изобретатель», со второй половины IV века до н. э. становится кличкой, означавшей особый тип философа, философа-профессионала, учителя философии.

Новый тип философа появляется в период расцвета рабовладельческой демократии, благодаря потребности в общем и политическом образовании, порожденной развитием политических и судебных учреждений, научной, философской и художественной культуры. В условиях демократии политическая образованность, опыт и мастерство в публичных выступлениях, на судах начинает цениться чрезвычайно высоко.

В соответствии с общественной потребностью появляются и учителя этого искусства. Пользуясь энциклопедическими знаниями и искусством красноречия, они опровергали казавшиеся непоколебимыми истины и обосновывали порой самые необычные воззрения.

Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто бы самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. Доказать — значило убедить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. Все, что требуется доказать в тех или иных обстоятельствах.

«Познай самого себя» — этот призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах становится у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их философских размышлений.

https://www.youtube.com/watch?v=-IQPPH2dv9I

Сократ учил, что философия — любовь к мудрости, любовь к знанию — может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей пружиной всей его деятельности.

Сократ верил, что, если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа, — совпадающие понятия.

Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Сократ называл три основных человеческих добродетели: 1) умеренность (знание как обуздывать страсть); 2) храбрость (знание как преодолевать опасности); 3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Таким образом, Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане.

Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями молодежь, не признает богов и священных обычаев, и потому был арестован. По сохранившимся свидетельствам, основной задачей обвинителей было «попугать»-Сократа, принудить его эмигрировать из Афин и тем самым прекратить свою деятельность.

Друзья Сократа подготовили все для успешного побега его из тюрьмы. Но он отказался, ибо считал, что побег может означать его отказ от своих идей, от моральных принципов, которые он исповедовал и которым учил других людей. По приговору суда Сократ выпил смертельный яд цикуту.

Тем самым, он хотел доказать, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.

4. Систематизаторы древнегреческой философии: Платон и Аристотель

Большую работу по систематизации всей предшествующей философии проделали Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В их системах философское знание той эпохи приобретает наиболее всесторонний характер. Платон и Аристотель подводят итог классическому периоду в развитии древнегреческой философии.

В философской системе Платона уже четко можно выделить все четыре составные части философского знания того времени: онтологию, космологию, гносеологию и этику. Рассмотрим же последовательно каждую из них.

Онтология. Платон, также как и элеаты, характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом.

Но в отличие от элеатов, бытие у Платона множественно. И здесь он близок Демокриту. Но, в отличие от Демокрита, это множество бытии Платон называет видами, идеями (эйдос) или сущностями.

Вид, идея, сущность часто употребляются Платоном как тождественные понятия.

Космология. С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира.

Согласно Платону, божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого.

Далее он пришел к мнению, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в Душу Космоса, а душу в тело. Таким образом, Космос, промышленном божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом (рассказывает Платон в «Ти-мее»).

Кроме мировой души Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ животных и растений. Он был убежден, что небесные тела — это видимые боги, обладающие телом и душой.

Теория познания. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере.

Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же — это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей.

Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах.

Этика.Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения — нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание.

Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной). Разумная часть — основа добродетелимужества, преодоления чувственности — это добродетель умеренности, благополучия.

Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели и справедливости.

Онтология. Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако Аристотель не отождествляет бытие с идеями.

Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность— это единичное, обладающее самостоятельностью бытие.

Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими.

Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю, присуща лишь живому существу. Душа — это проявление активности живительной силы. Ею обладаюттоль-ко растения, животное и человек.

Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ.

У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного.

Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам.

Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие аристотелевской этики — добродетель. Аристотель разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые).

Дианоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычки. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие.

5. Эпикуреизм и стоицизм

Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. В период эллинизма (IV в. до н. э. — V в. н. э.) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосредоточивается на жизни отдельного человека.

Социальная этика Платона и Аристотеля уступает место индивидуальной этике эпикурейцев и стоиков.

Если Платон и Аристотель главное средство нравственного совершенствования индивида видели в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и, прежде всего, от политической сферы. Такова, в частности, установка Эпикура (341—270 гг. до н. э.) и его последователей — эпикурейцев и стоиков: Сенеки (ок. 5 г. до н. э. — 65 г. н. э.), Эпиктета (ок. 50—140 гг.), Марка Аврелия (121—180 гг.).

Стоики призывают людей не верить сказкам о загробной, потусторонней жизни, в которой человека якобы ждут прекращение страдания и приобретение счастья.

По их представлениям, хотя душа — «долговечная пневма» — может существовать и после своего отрешения от тела, она все-таки не бессмертна. По прошествии долгого времени душа развеивается по миру.

Самое главное, чтобы человек выработал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежному и безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.

Счастье человека находится внутри него и не зависит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение души противопоставить потоку событий.

Этические идеи эпикурейцев и стоицизма оказывали огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшие к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие.

На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда — объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии.

Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека.

Заключение

После Аристотеля его философские идеи в течение следующего периода античной философии продолжили разрабатывать многочисленные его ученики. Параллельно с аристотелизмом (перипатетической школой) развертывали свою деятельность сократическая школа и представители неоплатонизма.

Значительное место в истории философии этого периода занимали, как уже отмечалось, школы эпикуреизма, стоицизма и скептицизма. И хотя после распада империи Александра Македонского Греция была завоевана Римом, древнегреческая культура, в том числе философия, стала глубоко проникать в римскую культуру, «завоевывая» ее, создавая во многом общую культуру.

Имеются основания говорить об эллинистическо-римской философии как относительно единой философии, охватывающей значительный по времени период — с конца IV до н. э. и до VI в. н. э. Виднейшими философами того времени были Эпикур, Лукреций, Сенека, Эпиктет, Плотин, Порфирий, Секст Эмпирик и др. Оцениваяв целом историю античной философии, А. С.

Богомолов писал: «Учения древних философов — милетцев и пифагорейцев, Гераклита и элеатов, атомистов и Платона, Аристотеля и стоиков, скептиков и неоплатоников — вошли в золотой фонд европейской и мировой культуры как памятники своего времени и как предвосхищения будущего…

Развиваясь и видоизменяясь соответственно времени, учения древних философов воспринимаются в последующем философском движении, «переключаясь» на решение новых, еще неведомых самим древним задач. На каждом шагу освоения философии в ее историческом развитии мы обнаруживаем античные влияния…»

В данной работе кратко были рассмотрены историю античной философии.

В заключение нужно сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, — это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых, оригинальных, мудрых идей.

Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры.

И каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы.

Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

Литература

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_08/485.htm

Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии

5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в.

Одним из величайших философ мира по праву считается Платон (427—347 до н.э.).

Платон принадлежал к очень аристократическому роду, в юности занимался поэзией и профессиональной борьбой, отсюда и его прозвище Платон, которое ему дал Сократ. Настоящее имя Платона — Аристокл — Платоном же он был прозван за свои широкие плечи и грудную клетку (от греч. «плато» — «широкий»).

Сократ поразил Платона настолько, что последний решил оставить поэзию и гимнастику ради философии. После того, как Сократа приговорили к смертной казни, — Платон испытал духовный кризис. Отныне демократия, убившая Сократа, станет для него первейшим врагом (что отразится в его сочинении «Государство»), а личность Сократа навсегда станет для него главным духовным ориентиром.

Величие Платона заключается в том, что он первый сформулировал почти все основные проблемы философии, которые продолжают волновать умы людей, и попытался дать их теоретическое решение.

Платон вошел в историю философии как человек, разработавший теорию идей. Он был первым философом, который выступил с анализом достижений предшественников. Диоген Лаэртий считал, что Платон «соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом — по Пифагору, а об общественном — по Сократу».

С одной стороны, Платон вернулся к достижениям досократиков, ибо объявил первоначалом мира идею, или эйдос. С другой стороны, он преодолел стихийный натурализм досократиков и связал понятие «идея» с сознанием человека (здесь он выступает как последователь Сократа).

Рассмотрим сущность философской системы Платона.

Онтология Платона. Платон считал, что мир разделяется на два мира: мир идей и мир вещей. Мир идей наполнен идеями всех вещей нашего бытия. Идея Платона — это логическая сущность каждой вещи в целом и одновременно единично. Идея первична по отношению к вещи. Она является совершенством, идеалом.

Например: каждая ручка является лишь ситуативным отражением совершенной идеи некоей идеальной ручки, которая служит прообразом и заключает в себе все многообразие ручек.

То, что одна ручка синяя, другая перьевая, третья золотая, четвертая с колпачком — это все лишь явления, проявления одной общей идеи сверхручки, идеальной ручки.

Диалог Платона «Пир» проясняет понятие идеи в том смысле, что показывает возможность восхождения от материального мира к идеальному. В «Пире» Платон толкует идею вещи как бесконечный «предел ее становления», т.е. бесконечная реализация в вещах их идей.

Этот переход от вещи к идее он рассматривает на примере любовного стремления, которое является бесконечным и максимально напряженным состоянием души.

Например, в познании идеи прекрасного, наивысшего и совершеннейшего, необходимо восходить от прекрасного тела к прекрасной душе, а от нее — к наукам и, в конечном итоге, к пределу всех наук, к идее прекрасного самого по себе, которая уже не подвержена никаким изменениям, но существует вечно и неизменно.

Таким образом, идея выступает образцом каждой вещи, идеальным образцом. Однако между вещью и идеей существует и еще одно принципиальное различие: если вещь временна, преходяща, то идея вечна. Высшей идей, самой совершенной и определяющей существование всего по Платону является Благо.

Что такое Благо? Это Единое, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, трансцендентно, следо­вательно, недоступно разуму.

О нем самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего только на то, чем оно не является.

Для объ­яснения многообразия чувственногомира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи.

Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна («апейрон»), как бы только возмож­ность, потенция, а не действительность.

Эту позицию Платона перенял у него впоследствии Аристотель.

Гносеология Платона.Теория познания Платона также связана с понятием идеи. Платон верил в бессмертие души и в их переселение. После смерти душа человека возносится в мир идей, которые она и созерцает.

Таким образом, находясь в мире идей душа наслаждается знанием о всех вещах мира. В очередной раз, вселяясь в тело, душа утрачивает связь с миром идей, забывает их. Поэтому процесс познания заключается в воспоминании, припоминании идей — анамнезис.

Наиболее полно гносеология Платона представлена в диалоге «Государство».

В пещере сидят пленники, прикованные цепью и не имеющие возможности выйти наружу. Через небольшое отверстие в пещеру проникает свет, и люди видят на стенах тени.

И так как ничего, кроме этих теней, они видеть не в состоянии, им кажется, будто это и есть подлинные вещи. В действительности же это только отражение того, что делается за пределами пещеры.

Такой пещерой, темницей, Платон считал и существование человеческой души, заключенной в теле.

Чувственный мир по Платону несет ошибочное, искаженное знание. Только с помощью разума, отвлекшись от чувств, можно придти к истине.

Свою теорию припоминания Платон подтверждает в диалоге «Менон», где незнакомый с геометрией мальчик-раб «вспоминает» начала геометрии, с которыми он уже давно познакомился в мире идей. Однако Платон в области гносеологии не отрицает и теорию отражения.

Он говорит о находящейся в душе «восковой дощечке» или «сердце души», на которую и воздействуют все ощущения и впечатления, и у кого воск в меру податлив, у того более обостренное восприятие и лучшая память.

Космология Платона. Платон понимал Космос как живое существо, одаренное умом и созданное благим демиургом в подражание вечному умопостигаемому образцу. Мир идей, переходя в свое инобытие, порождает душу, а затем и космическое тело.

Для Платона, также как и для всей античной мысли, единственным конкретным и абсолютным бытием был именно чувственно воспринимаемый космос. Здесь чистые идеи овеществляются, ниспадая в материю, а логика превращается в рационально сконструированную мифологию.

Наиболее полно космология Платона отражен в диалоге «Тимей», который дает систематизированное описание философии Платона. Как же произошло рождение мира? Некий Демиург, Божественный творец решил привести в порядок Хаос, ибо порядок — это хорошо, благо.

Он также считал, что одушевленное лучше неодушевленного и потому все наделил душами (человека, животное, растение, планета и т.д.). Таким образом, Космос по Платону — это одушевленное и наделенное умом бытие.

Этика Платона. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей (чувственной).

Платоновская этика ориентирована на самосовершенствова­ние личности, на создание совершенного общества — государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индиви­дуальным, личным. Поэтому этика Платона органически сочетается с концепцией государства.

В соответствии с тремя частями души, Платон делит людей на три типа.

1) Философы — носители такой добродетели как мудрость. Они должный разумно управлять государством.

2) Воины — их добродетель му­жество. Они должны защищать государст­во от внешних и внутренних врагов. Наиболее из разумных воинов могут впоследствии занять место мудреца.

3) Остальные граждане — их добродетель — благоразумие. Они должны выполнять свои производственные функции.

В идеальном государстве Платона фактически нет места искусству, а если оно и есть, то должно служить на пользу государству (например, поэзия вредна, из музыки достойны существования боевые марши и т.д.). В государстве Платона нет места родственным связям — родив, женщины отдают своих младенцев в общий дом воспитания.

Государство Платона — утопия, но в свете событий, потрясших мир в ХХ столетии, его можно назвать антиутопией, фашистским государством. Идея такого «идеального» государства родилась у Платона в условиях кризиса греческого полиса, развития имперского типа государства, его неприятия демократического строя.

Критический обзор и обобщающий итог всей предшествовавшей греческой философии дал один из величайших умов в истории человечества, энциклопедист Аристотель (384—322 до н. э.).

Аристотель родился в городе Стагира, отсюда и его частое именование — Стагирит. В 367 г. Аристотель приезжает в Афины обучаться у Платона в Академии, где он пробыл 20 лет, вплоть до смерти Платона (347 г.). С 342/343 по 340 гг. до н.э.

Аристотель был воспитателем и учителем Александра Македонского. В Афинах Аристотель открыл собственную школу — Ликей (неподалеку был храм Аполлона Ликейского).

А так как он беседовал, прогуливаясь по аллеям сада, впоследствии его учеников стали называть «перипатетиками» («прогуливающимися»).

Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области ис­следований, и установить различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

Теоретические: метафизика — изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего; физика — изучает состояние тел и определенные «материи»; математика — абстрактные свойства реальных вещей.

Практические: этика — наука о норме поведения людей; эко­номика; политика.

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов: по­этика — теория стихосложения; риторика — теория ораторского ис­кусства и искусства ремесла.

Считается, что Аристотель написал более 160 сочинений, наиболее известные из которых можно распределить по следующим сферам:

1. Учения о природе — «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении».

2. Логика — «Органон», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях».

3. Естественно-научные изыскания — «Метеорологика», «История животных».

4. Этика — «Никомахова этика» и «Большая этика».

5. Искусство — «Поэтика».

6. Типы государственного устройства — «Политике».

7. Исторические исследования — «История Афин» (не сохранилось).

8. Собственно философские изыскания — «Метафизика» (конспекты лекций философа, сделанные его слушателями).

Аристотель рассматривает Бытие всецело как предмет мысли, он понимает его не как природу («физис»), а как нечто стоящее над природой («метафизика»). Но для того, чтобы создать свою философскую систему, Аристотель провел критическое осмысление философского наследия.

Онтология Аристотеля. Если Платон вводит в Философию понятия «вещь» и «идея», разграничивая их тем самым, то Аристотель пытается преодолеть разрыв между умопостигаемой идеей и чувственно существующей вещью.

По мнению Аристотеля, Платон не разъяснил, каким образом бестелесные идеи могут быть причиной движения или какого-либо изменения. Для Аристотеля является невозможным, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть», т.е.

непонятно, как существует отдельно вещь, а отдельно ее сущность.

Аристотель вводит понятие «сущность». Что такое сущность? Сущность — это единичное, обладаю­щее самостоятельностью бытие.

Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» и представляет собойто, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими. Сущность дробится Аристотелем на «материю» и «форму».

Таким образом, каждая вещь есть одновременно и материя и ее форма, идея. Следовательно, каждая сущность, во-первых, способна к существованию, а во-вторых, мыслима.

Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный материал, потенция (возможность) вещей. Актуальное состояние материи дает форма, которая позволяет возможности осуществиться.

Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы.Форма, согласно Аристотелю, — это активное начало, начало жизни и деятельности.

Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму — Перводвигатель, кото­рый служит источником жизни и движения всего Космоса.

Что делает возможным существование отдельной вещи, определяет ее своеобразие? Для того чтобы пояснить свою позицию, Аристотель разработал учение о четырех причинах:

1. Каждая вещь есть материя.

2. Каждая вещь есть материя оформленная.

3. Каждое материальное оформление вещи есть действие.

4. Каждое действие должно быть соотнесено с целью, причиной.

Поясним это на примере. Представим себе любой предмет, например, кувшин. Его существование невозможно без глины (материи), из которой он может быть вылеплен. Но сама по себе глина не есть кувшин.

Чтобы стать им, она должна быть соединена с формой, структурой, определяющей качественную определенность вещи. Кроме формы (идеи кувшина), необходим гончар, т.е. активное деятельное начало. Его Аристотель называет действующей, или инструментальной причиной.

И, наконец, должна быть четвертая причина, цель ради достижения которой создается вещь.

Таким образом, Аристотель рассматривает процесс становление вещи, или — энтелехия. Понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер (телеология — целенаправление). Телеологизм Аристотеля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе.

Указав, что дви­жение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двига­тель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя.

«Первый двига­тель» для своей деятельности не нуждается в существовании дру­гих тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энерги­ей, первый двигатель не обладает материей, он есть чистая форма — цель.

Учение Аристотеля о душе. Аристотеля можно считать родоначальником психологии, так как душа человека становится объектом мысли философа. Душа присуща живому существу, а значит растению, животному и человеку.

Но у каждого из них души разные, а именно — у растения «растительная» («питающая» и «ощущающая»), у животного — «животная» (желающая, движущаяся и стремящаяся), у человека — «разумная» (мыслящая).

Высшей способностью души, таким образом, становится разум.

В основу всего познания (гносеология) Аристотель полагает ощущение: «существо, не имеющее ощущений, — говорит он, — ничему не научится и ничего не поймет».

Этика Аристотеля. Аристотель называет человека существом общественным и считает государство первичным по отношению к нему. Он признает рабство («раб — некая неодушевленная собственность») и считает войны справедливыми. Понятие справедливости у него становится одним из центральных, ибо выступает регулятором социальных отношений. Справедливость всегда относится к кому-либо

Он выделяет три вида благ: внешние, физические и духовные. И хотя он говорит, что для счастливой жизни необходимо наличие всех этих видов, приоритет он отдает именно духовным, внутренним благам.

Внешние блага он рассматривает как орудия для какой-либо определенной цели, в силу чего они имеют предел. Духовное же благо не имеет ограничений.

Душа, утверждает Аристотель, «является более ценной, нежели собственность и тело».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_174740_platon-i-aristotel--sistematizatori-drevnegrecheskoy-filosofii.html

Философия Аристотеля: кратко и понятно

5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в.

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского.

Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу.

Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями.

Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам.

Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья.

Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях.

Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/aristotel.html

Платон и Аристотель; наивысшее развитие греческой философии

5. Платон и Аристотель: наивысшее развитие греческой философии (IV в.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Платон

Платон (427-347 до н.э.) – великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он — предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и религии.

Платон был влюблен; в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь — выражением его филосо­фии. Он не только философ, но и блестящий мастер художествен­ного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармонический лад.

По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам философию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г. Гегель).

Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит: «Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое с человеческим». Космос — это своего рода художественное произведе­ние. Он прекрасён,~6н — цельность единичностей.

Космос живёт, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а уп­равляется он силами, образующими общие закономерности. Кос­мос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили тогда), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте.

По Платону, мир по природе двойст­вен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исче­зают, а идея дерева остается неизменной.

Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

Идея центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи.

По греч. «идея» означает «то, что видно», но не просто глазом, а «умным глазом».

Для объяснения своего понимания идей Платон приводит как символ знаме­нитую легенду о пещере. В ней сидят прикованные узники. Свет огня освещает вход в пещеру. Перед ней какие-то существа носят на длинных палках чучела зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят ни этих существ, ни манекенов.

Они не могут повернуть головы, и лишь тени, рожденные в мерца­ющем свете огня, скользят перед их глазами. Узники не знают другого мира, кроме мира теней. Если кому-нибудь из этих узников посчастливится в дальней­шем освободиться от оков и заглянуть в мир действительных явлений, он будет несказанно поражен его богатством и разнообразием.

И если в дальнейшем ему придется снова быть в этой пещере, он будет жить в мечтах о реальном красочном мире.

В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они об­ладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — веч­ные образцы, парадигмы (от греч. paradigma — образец), по кото­рым из бесформенной и текучей материи организуется все мно­жество реальных вещей.

Платон трактовал идеи как некие бо­жественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними суще­ствуют отношения координации и подчинения.

Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в христиан­стве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах.

Существенной составляющей мировоззрения Платона яв­ляется вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устой­чивости общественного миропорядка.

По Платону, распростране­ние «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу «все дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому наказанию «нечестивцев».

Напомню одну мысль А.Ф. Лосева: Платон — восторженный поэт, влюбленный в свое царство идей, противоречил здесь Пла­тону — строгому философу, понимавшему зависимость идеи и вещи, их взаимную нерасторжимость. Платон был настолько умен, что понимал невозможность полного отделения небесного царства идей от самых обыкновенных земных вещей.

Ведь теория идей и возникла у него только на путях осознания того, что такое вещи и что возможно их познавание. Греческая мысль до Платона не знала понятия «идеальное» в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Он припи­сал идеям изначально отдельное от чувственного мира, самостоя­тельное бытие.

А это, в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Идея души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа чело­века до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей».

Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба.

Таким образом, Душа, по Плато­ну, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разум­ная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувствен­ная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; пре­одоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, ко­торое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна.

«Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Гармоничное соче­тание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

О познании и диалектике. В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики.

Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова «диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит — спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать.

В общем диалектика — это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Это имело огромное значение для последующего развития логики.

Признав со своими предшественниками, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению, Платон отличал знание от субъективно­го ощущения.

Связь, вносимая нами в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. Известно, что общие понятия явля­ются результатом особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не приложимы к .

отдельным вещам. Общие определения в виде понятий относятся не к инди­видуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к опреде­ленным множествам предметов.

По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.

Ранняя греческая мысль в качестве философ­ских категорий рассматривала стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем категории приобретают вид обобщенных, отвлечен­ных понятий. Так они выглядят и поныне. Первая система из пяти основных категорий предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие.

Мы видим здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество, различие). Платон трактовал категории как последовательно вытекающие друг из друга.

Воззрения на общество и государство. Свои взгляды на проис­хождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребнос­ти в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы об­щества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала.

«Идеальное государство» является сообществом земле­дельцев, ремесленников, производящих все необходимое для под­держания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справед­ливое управление государством.

Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному уп­равлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане.

А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добро­совестно выполнять свою работу, и им не место в органах государ­ственного управления. Охранять государство должны стражи по­рядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от дру­гих граждан, питаться за общим столом.

«Идеальное государст­во», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования

Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Плато­на о государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть социально-философских взглядов гениального мыслителя.

Платон выделял:

а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) — аристократия, в том числе аристократическая республика и арис­тократическая монархия;

б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания — наихудшая форма государствен­ного устройства, а демократия была для него объектом острой кри­тики. Худшие формы государства — результат «порчи» идеально­го государства. Тимократия (тоже худшее) — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристокра­тической монархии.

Этические взгляды. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление ?i пове­денческих актах людей, в жизни общества.

Нравственное миросо­зерцание мыслителя развивалось от «наивного эвдемонизма»1 (Протагор) — оно согласуется со взглядами Сократа: «благо» как единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, доброго и приятного. Затем Платон переходит к идее абсолютной морали (диалог «Горгий»).

Именно во имя этих идей Платон обличает весь нравственный строй афинского общества, осудившего себя в смер­ти Сократа. Идеал абсолютной объективной правды противопо­ставляется чувственным влечениям человека: доброе противопо­лагается приятному.

Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира, полностью обнаженного от плоти, где эта правда живет и раскры­вается во всей своей истинной полноте.

В таких диалогах, как «Горгий», «Теэтет», «Федон», «Республика», этика Платона по­лучает аскетическую ориентацию: она требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувст­венных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее

1 Эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство) — этический прин­цип, согласно которому счастье и блаженство — высшая цель человеческой жизни.

благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало ''выть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувствен­ном мире. Ведь душа, как уже говорилось, получила свое начало не в земном, а в высшем мире.

И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чув­ственный мир несовершенен — он полон беспорядка.

Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым («Теэтет»); в том, чтобы освободить душу от всего телес­ного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным («Федон»). Именно таким путем душа может восстать из своего падения в пучину чувствен­ного мира и вернуться к исходному, обнаженному состоянию1.

Этой тенденцией не исчерпывается этическое учение Платона; наряду с ней излагается примиряющая эвдемоническая позиция, которая позднее все более сказывается в его диалогах (например, «Филеб» и «Законы»), хотя она проявляется и раньше: в самой чувственности Платон высвечивает эрос, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 815. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/3-29650.html

Scicenter1
Добавить комментарий