5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ: Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к

Связь философии с мифологией

5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ:  Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Философия(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология —система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Философия и мифология

Философия и мифология — две различные формы общественного сознания — два типа мировоззрения.

Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский — к логико-рассудочному, понятийному.

Отличительные черты мифа:

1) неспособность отделения человека от природы;

2) мышление неотъемлемо от эмоций;

3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;

4) природные формы очеловечиваются;

5) фрагменты космоса одушевляются;

6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слови, существа и имени, пространственных и временных отношений;

7) слабо развит анализ причинности;

8) происхождение или творение объясняет происходящее;

9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;

10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;

11) миф синкретичен — в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и все это нерасторжимо соединено. Гея — женщина +порождающее начало + земля; Афина — персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.

12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает рефлексию — носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;

13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.

https://www.youtube.com/watch?v=r-qU4uTrb-0

Так что миф — многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического сознания не знает, что он — носитель этого сознания.

Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.

Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 1604 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-59882.html

Читать

5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ:  Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к
sh: 1: —format=html: not found

Александра Сергеевна Жаворонкова

Шпаргалка по философии

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

– учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

– о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

– учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

– теорию познания;

– проблемы теории познания и творчества;

– этику;

– эстетику;

– теорию культуры;

– свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

– мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

– методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

– прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

– критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

– аксиологическая функция (от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

– социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал – это мечта:

– о совершенном обществе, в котором все честно;

– гармонически развитой личности;

– разумных межличностных отношениях;

– нравственном;

– прекрасном;

– реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

– духовное ядро личности;

– основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем.

Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Источник: https://files.litmir.me/br/?b=120665&p=2

5. Связь философии с мифологией и религией

5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ:  Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к

Философия (отгреч. phileo – люблю, sophia – мудрость) –любовь к мудрости. Философская мысльзарождалась в лоне мифологии как первойформы общественного сознания. В своемизначальном содержании философияпрактически совпадает срелигиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология– система преданий, сказаний, легенд,при помощи воображения объясняющаяпротекание и происхождение природныхи социальных процессов. Мифология всвоем возникновении была наивнойфилософией и наукой.

Миф –образная вариация художественногоэпоса с явно выраженным тяготением кгероико-фантасти-ческому воспроизведениюявлений действительности, сопровождаемомуконкретно-чувственной персонификациейпсихических состояний человека.

Структурамифа:

– познавательныйкомпонент – миропонимание: происхождениесущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительныйкомпонент – принципы жизнедействия:ценности, установки, инструкции,директивы, идеалы;

– практическийкомпонент – миродействие: социальноевзаимодействие, межиндивидное общение,обмен деятельностью, самоутверждение,культовые и ритуально-мистические акты,символические обряды, заклинания ит. п.

Вмифологии впервые в истории человечестваставится ряд философских вопросов:

– каквозник мир;

– какон развивается;

– чтотакое жизнь;

– чтотакое смерть и др.

Мифологияявляла собой попытку объяснения явленийприроды и жизни людей, взаимоотношениеземного и космического начал.

Мифология– начальная форма мировоззрения, онавыражала: наивные формы объясненияприродных и социальных явлений;нравственное и эстетическое отношениек миру.

Мифологическоемировоззрение – система взглядовна объективный мир и на место в немчеловека, которая основана не натеоретических доводах и рассуждениях,а на художественно-эмоциональномпереживании мира, на общественныхиллюзиях, рожденных неадекватнымвосприятием большими группами людей(нациями, классами) социальных процессови своей роли в них.

Близкок мифологическому религиозноемировоззрение, оно также апеллируетк фантазии и чувствам, но при этом несмешивает сакральное и земное.

Религия –мироощущение и мировоззрение, а такжесоответствующее поведение, определяемоеверой в существование Бога, божества;чувство зависимости, связанности идолженствования по отношению к тайнойсиле, дающей опору и достойной поклонения.База живой религиозности – мифологическоеми-родействие и миропонимание.

ПоКанту, религия – это закон, живущийв нас, это мораль, обращенная к познаниюБога.

Верадается Богом человеку:

– черезвоспитание в условиях религиознойсемьи;

– обучениев школе;

– опытжизни;

– силуразума, постигающего Бога через проявлениеего творений.

Свободарелигиозных убеждений – одно изнеотъемлемых прав человека. Поэтомунужно с терпимостью относиться кпредставителям других религий, атеистам,которые пребывают в неверии: ведь невериев Бога – это тоже вера, но с отрицательнымзнаком.

Религия ближе к философии, чеммифология. Им присущи: взгляд в вечность,поиск высших целей, ценностное восприятиежизни.

Но религия – сознание массовое,а философия – сознание теоретическое,религия не требует доказательства, афилософия – всегда работа мысли.

СТРУКТУРАФИЛОСОФИИ

Онтология –это раздел ф., рассматривающий основныепринципы бытия,определяющие устройство мира,

Гносеология –это раздел ф., изучающий сознание и познание (общиепринципы, формы и методы познания).К гносеологическим проблемамфилософии относятся вопросы – познаваемли мир, достижима ли истина?.

Логика наукао формах правильного мышления, позволяющихвысказывать истинные суждения.

Философскаяантропология –это раздел ф., занимающийся исследованиемпроблем человека,человеческого существования.К антропологическим проблемамотносятся вопросы антропосоциогенеза,сущности и существования человека

Этика –это раздел ф., изучающий проблемы добра и зла;философское учение о нравственности иморали.

Мораль –философское понятие, служащее дляобобщенного выражения сферы высшихценностей и долженствования

Аксиология –это философское учение о ценностях, обих происхождении и сущности, об их местев реальности,

Эстетика  учениео прекрасном и безобразном;эстетика формулирует категориипрекрасного, возвышенного, трагического,комического.

Социальнаяфилософия  естьтеория общественной жизни;

Философияисторииосновнаяпроблема – проблема смысла истории, еепредназначение;

Эсхатология -это философское учение о конечныхсудьбах мираи человека.

ОСНОВНЫЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1. Натурфилософия -область философского знания, стремящаясярационально постичь целостность природы иее первоначала, осмыслить природу какобщее, предельное понятие. Первый периодантичной философии называетсянатурфилософским, потому что главнаяфилос.

проблема того периода – это поискпервоначала. Так, первый философ ФалесМилетский считал, что все из воды.Виднейшим представителем натурфилософииявляется Ф. Шеллинг.

Согласно Шеллингу,натурфилософия является прикладнойтеоретической философией, а природаесть абсолютное – первопричина всегосущего.

2. Идеализм –направление в философии, теоретическомядром которого является сведение сущегок идеальному (Богу, Высшему сознанию,Абсолюту и т.п.). Основателем идеализмасчитается Платон

3. Материализм –все в этом мире материально, сведениесущего к материи, Материализм какфилософское направление признаетпервичность природы, материи и вторичностьсознания. Термин «материализм» былвведен Г. Лейбницем в 1702 г.

Однако первыепопытки объяснения мира в материалистическомдухе были сделаны еще в древнегреческойфилософии Фалесом, Демокритом, Эпикуром.Классические образцы материалистическихучений проявляются в XVI–XVIII вв. В трудахФ. Бэкона, Т. Гоббса, П. Гольбаха, К.Гельвеция и др. сформированы основныеположения метафизического и механистическогоматериализма. В 1840-х гг. К.

Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципыдиалектического материализма, которыйв XX в. становится лидирующим направлением.

4. Пантеизм -Бог и природа отождествляются.

5. Гилозоизм (hilo– материя, zoe – жизнь) Все вещи и весьмир в целом понимаются как живыеорганизмы.

6. Монизм -Философское учение, объясняющеесуществование всего, что есть в мире,как следствие видоизменений ОДНОЙпервоначальной субстанции. — Спиноза

7. Дуализм -Материя и дух – две независимыедруг от друга субстанции. — Декарт

8. Плюрализм –Учение о множественности субстанций. Лейбниц говорило монадах –множестве духовных субстанций. Врамках китайской философиисуществует представление о том, что мирвозник в результате взаимодействия пяти первоначал(У-син), такая позиция относитсяк плюрализму.

ОСНОВНЫЕГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1.Эмпиризм –философское учение, согласно которомувсе знания происходят из опыта. ОсновательФренсис Бэкон. Новое время

2.Сенсуализм –направление в эмпиризме, согласнокоторому все знания из ощущений; сознаниеноворожденного – белая бумага.Представитель Джон Локк. Новое время

3.Рационализм – философскоеучение, утверждающее первичную рольразума в познании. Разум – высшийкритерий истинности суждений.

Основатель классического(догматического) рационализма –Рене Декарт (Новое время). Не надо ставитьразуму никаких границ. С помощью разумамы можем построить единственно вернуюкартины мира.

Основатель критическогорационализма –Карл Поппер (20 век). Наши знания толькогипотезы (фаллибилизм).Разум, опыт, интуиция важны в познании,но ничто из этого не обладает абсолютнымавторитетом.

4.Иррационализм –философское учение, отрицающее рольразума в познании и выдвигающее напервый план иные виды человеческихспособностей – инстинкт, интуицию,непосредственное созерцание, озарение

Основнымположением иррационализма являетсятезис о непознаваемости мира с помощьюлогики, понятийного мышления, науки.Яркие представители иррационализма –волюнтаризм Артур Шопенгауэр, ФридрихНицше (19 век), прагматизм и др.

Агностицизм– мир не вполне познаваем. Мы можемвполне познать только феномены (явления,вещи для нас). Вещи сами по себе – ноумены– мы о них можем только догадываться.Наиболее значимые ноумены, по Канту, -Бог, бессмертная душа и свобода воли. Вних мы можем верить или не верить, нолучше выбрать веру. Кант поставил крестна метафизике как науке. Метафизика –предмет веры, а не науки.

Источник: https://studfile.net/preview/6444921/page:3/

Связь философии с мифологией и религией

5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ:  Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к

Философия(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология —система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф — образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

познавательный компонент — миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение,оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога,божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком.

Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

Язык —это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

Язык — символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка — это слова и предложения, а также составленные из них тексты.

В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:

— первая — философия имени(вещь — сущность (идея) — имя (слово), слово именует вещь и сущность);

— вторая — философия предиката (предикат — языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката — это философия высказываний, обладающих функцией истинности);

— третья — философия ценностных установок(предполагает ценностные установки личности).

Язык обладает:

обозначающей функцией — слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;

коммуникативной функцией — предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;

общественной природой — это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык — это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме — индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.

Метаязыкомназывается язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком.

Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод — это интерпретация.

Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Язык философии —это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.

Философия языка —исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает:историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:

— возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

— стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

— служить средством общения;

— служить орудием мышления.

Логику языка образует его грамматика, смысл языка — его семантика, а практическое значение языка — прагматика.

В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственныеязыки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.

Формализованные языки —это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философияявляется учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

— является ли философия наукой;

— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философиинельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

— на первоначальные позиции ученого;

— его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знаниеВненаучное знание можно разделить:

— на заблуждения,связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

отношение философии и паранауки,некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество.

Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм.

Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

эмпирический уровень исследования —направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

теоретический уровень исследования —сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

— нравы и обычаи;

— язык и письменность;

— характер одежды, поселений, работы;

— постановка воспитания;

— экономика;

— военное дело;

— политическое и государственное устройство;

— наука;

— техника;

— искусство;

— религия;

— все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).

В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:

— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией.

Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого.

С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества.

Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

духовнойкультуры (мифологии, религии, искусства, философии);

социальнойкультуры (нравственной, правовой, политической);

технологическойкультуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру.Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия — одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.

Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей.

Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение.

Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия.

С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия.

В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:

— конечен или бесконечен мир;

— существует ли абсолютное, окончательное знание;

— в чем человеческое счастье;

— какова природа зла.

К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:

— какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;

— как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;

— как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;

— как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;

С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.

Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.

Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения:

— для лучшей ориентации в своей специальности;

— для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.

Предметом философских размышлений всегда были:

— природный и общественный мир;

— человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.

Своеобразие философии сказалось в характере мышления — философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии:

— обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;

— открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;

— прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Просмотров 912

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-44535.html

Scicenter1
Добавить комментарий