5. Язык, общение, сознание: Язык — это система знаков, с помощью которых люди общаются

Урок-исследование «Язык, речь и человек»

5. Язык, общение, сознание:  Язык - это система знаков, с помощью которых люди общаются

Урок-исследование «Язык, речь и человек»

5 класс

Цель: показать значение языка в жизни людей, раскрыть его основную функцию – общение; показать тесную связь понятий “язык”, “речь”, “человек”. Объяснить понятия «грамотность», «эстетика».

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, беседа, постановка проблемных вопросов

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока

Слово учителя:

Слайд №1

Тема нашего урока-исследования: “Язык, речь и человек.

От того как мы говорим, мыслим, рассуждаем, зависит уровень нашего развития, интеллекта, воспитанности, общительности, нашей грамотности.

Сегодня в нашем лицее проводится День эстетической грамотности.

Слайд 2

И я приглашаю вас в наше Исследовательское бюро, где мы с вами сможем найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Ребята, как вы понимаете слово «Грамотность»? (ответы детей)

Слайд 3

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке.

Кто из вас скажет, что такое эстетика?

Слайд 4

Эстетика — Наука о прекрасном. Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.

Как вы думаете, человек, который красив во всем: и во внешности, в манере поведения, а также умении красиво говорить может считаться грамотным человеком? (ответы детей)

Как люди понимают друг друга, что им для этого нужно? (Общение)

Какой синоним можем употребить к слову «общение»? Правильно, мы общаемся с помощью языка.

Слайд 5

Язык – это система словесного выражения мыслей, знаний, чувств, которая служит средством общения людей.

Слайд 6

На Земле насчитывается около 5 – 6 тысяч языков.
Больше всего людей говорят на китайском, хинди, английском, испанском, арабском, русском, португальском и французском.

В настоящее время насчитывается чуть более 400 языков, которые считаются исчезающими.

На 40 наиболее распространенных языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

На каком языке общаемся мы? (на русском). Почему? (ответы детей)

Слайд 7

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой

Слайд 8 (черный квадрат)
Работа с высказываниями на доске.

Мы с вами общаемся при помощи речи. А что такое речь?

Слайд 9

Речь – это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами.

Слайд 10

Назовите синоним к слову «Язык» — «Речь». Правильно.

Язык – это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.

Речь – это язык в действии, язык в работе.
Кроме разговорной речи, как мы еще можем понимать и общаться с другими людьми?

Знаете ли вы, что в мире существуют и “бессловесные” языки, в которых слова не используются, но они тоже служат для передачи мыслей, знаний, чувств? Попробуйте привести примеры таких языков.

Например, свои чувства другому человеку человек может передать с помощью:

Слайд 11

Языка цветов. Красная роза – это признание в любви, белые розы и лилии – знак чистоты, фиалка – верность, красный тюльпан – удача и т.д.

Существуют и другие “бессловесные” языки –

Слайд 12

Язык музыки.

Слайд 13

Язык танца.

Слайд 14

Язык мимики и жестов.

Слайд 15

Язык формул и программирования.

— Как вы думаете, почему чаще всего люди используют всё-таки “словесный” язык?

(Да, язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью писем, с помощью книг.)

Слайд 16

Роль языка в жизни общества огромна. Он прочно связан с человеком, так как является для людей важнейшим средством общения.

Слайд 17

Только человек обладает даром слова

И я хочу завершить наше исследование совами писателя Константина Георгиевича Паустовского:

Слайд 18

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Г. Паустовский.

Дополнительный материал для урока:

Язык, речь – это чудо из чудес, которое преподносит нам сюрпризы. Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове.

Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем (слайд № 20).

Попробуйте прочитать (текст с “абракадаброй” раздаем каждому ученику):

Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом.

Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрнаятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмецеикй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит, ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы.

А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизешежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.

Чтобы выяснить, почему так происходит, обратились к специалистам и получили разъяснение:

— При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу. Как выяснилось, мы воспринимаем логику фразы, а не каждое слово в отдельности. Мозг подтверждает правильность “догадки” по мозаике букв в слове, шаблон которого и смысл заложены в словарном запасе человека.

Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка с цитатами о русском языке. Задание: объяснить (устно) все высказывания, списать одно (на выбор):

Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой. (Л.Н.Толстой.)

Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С.Тургенев.)

…Русский язык чрезвычайно богат, глубок для выражения простых, естественных понятий… В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до 10 и более глаголов одного корня, но разных видов. (В.Г.Белинский.)

Список использованной литературы.

Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008

Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011

С.И.Львова. Русский язык. 6 кл.: Пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2002

Е.В.Любичева, Л.И.Болдырева. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития. 5-7 классы. Пособие для учителей-словесников. – СПб.: “Паритет”, 2005

А.П.Пасхалов. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004

В.Н.Пташкина. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/ авт.-сост. В.Н.Пташкина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011

Источник: https://infourok.ru/urokissledovanie-yazik-rech-i-chelovek-2513886.html

Сознание, язык, общение

5. Язык, общение, сознание:  Язык - это система знаков, с помощью которых люди общаются

Язык древен, как и сознание: «Один только человек из всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Сущность языка выявляется в его функции: служить средством общения и орудием мышления.

Речь— деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями, который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Язык — система содержательных, значимых форм: всякое слово имеет смысл.

Посредством языка мысли, эмоции людей превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.

Храня духовные ценности общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной наследственности.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух связанных процессов: выражения мыслей говорящим и восприятия, понимания мыслей слушающим (общения с помощью слова индивидуальны: читающие одно и то же вычитывают разное).

Средства выражения мыслей и чувств: музыкант — в музыкальных звуках; художник – рисунках, красках; скульптор — формах; конструктор — чертежах; математик — формулах, геометрических фигурах. Мысли и чувства выражаются в действиях человека. Мысли переводятся на словесный язык — универсальное средство знаковых систем — всеобщий интерпретатор.

Особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержание сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и языка приводит к тому, что адекватное выражение мысль получает в языке. Ясная по содержанию мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Кто ясно думает, тот ясно и говорит. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. С помощью языка, письменной речи мысли передаются в пространстве и во времени.

Что значит воспринять и понять мысль? Слушающий ощущает и воспринимает слова, а осознает то, что ими выражается — мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего.

Взаимное понимание наступает, если в мозгу слушающего возникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом соответствующего значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий.

В науке этот принцип общения назван принципом намекания, согласно которому мысль не передается в речи, а лишь возбуждается в сознании слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, где принципиально отвергается возможность полного взаимного понимания общающихся.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания.

Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа, орудие. Сознание выявляется и формируется с помощью языка. Мысли строятся в соответствии с языком и должны ему соответствовать.

Справедливо и обратное: мы организуем речь в соответствии с логикой нашей мысли. Когда мы прониклись идеей, когда ум, говорит Вольтер, хорошо овладел своей мыслью, она выходит из головы вполне вооруженной подходящими выражениями, облаченными в подходящие слова.

Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект, и передавать их.

Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, — очевидней. Язык и сознание едины.

В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление. Через сознание и практику структура языка отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли.

Речь — это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями (Фейербах).

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его нормы специфичные у каждого народа в одном объекте оттеняют разные признаки.

Стиль мышления в немецкой философии иной, чем во французской, что зависит от особенностей национальных языков.

Но зависимость мышления от языка не абсолютна как считают лингвисты: мышление детерминируется связями с действительностью, язык может лишь частично модифицировать форму, стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление, направляя движение мысли в языковые формы, вгоняя в их общие рамки изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоциональные мысли. Это общее только и возможно адекватно передать другим.

Не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души невыразимы обычным языком — нужны поэзия, музыка и весь арсенал символических средств.

Человек получает информацию не только с помощью языка, но и посредством событий внешнего мира. Дым сигнализирует, что горит костер, но дым приобретает характер знака, если люди договорились, что он будет означать «обед готов». Знак это предмет, процесс, действие, используемые для приобретения хранения преобразования передачи информации.

Знаковые системы — материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление, реализуются информационные процессы. Значение знаков – передача информации; выраженное в материальной форме знака отражение объективной действительности (понятийные, чувственные, эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьбы — сфера психики, сознания).

Исходной знаковой системой является язык.

Неязыковые знаки: знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, ископаемых животных); знаки-признаки (озноб — симптом болезни, туча — предвестник дождя); знаки-сигналы (звонок, аплодисменты); знаки-символы (двуглавый орел символ российского государства); знаки обще-ния — вся совокупность естественных и искусственных языков.

Знаки искусственных систем: кодовые системы (азбука Морзе, коды при составлении программ для компьютеров), знаки формул, схемы, система сигнализации уличного движения. Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Строение и функционирование знаковых систем изучает семиотика– наука о знаковых системах.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства, общественной практики. Употребление символики, искусственных систем, формул, создает для науки огромные преимущества.

Употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлять общение в международном масштабе.

Искусственные знаковые системы, в том числе языки-посредники, используемые в технике, являются дополнением естественных языков и существуют лишь на их основе.

Язык и вся знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все возможности речевого общения (мышление возможно на основе языка) нацелены на общение с миром. А это возможно при условии адекватного постижения сущего.

Сознание нематериально. Действительно, ни в образе предмета, ни в мысли о нем нет ни одной частицы самого предмета. Наметим контуры проблемы идеального

Источник: https://studopedia.su/6_48736_soznanie-yazik-obshchenie.html

Scicenter1
Добавить комментарий