51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Полный зачет 79

51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Гносеология — учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества.

Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам.

Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены:1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»?Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало.

Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания.

В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы:— соотношение чувственного и рационального в познании;— субординация мышления и языка.В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания:— чувственный;— рациональный;— мистический.

Два первых метода — чувственный и рациональный — предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто». В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию.Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто».

Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации. Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели.

Основные мысли древневосточной философии:— мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части;— большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией;— познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы;— познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями;— включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма;— логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.;— движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны.Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире и т. д.

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель.

Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств.

Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.Он разделил философию:— на философию истины;— философию мнения.

Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира.

Во второй части поэмы «О природе» он утверждает, что рядом с миром истины необходим мир мнения, потому что без него невозможно мышление.Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый в двух его измерениях — человеческой повседневности и умопостижения, — раздваивается:— на мнение смертных;— истину.

Согласно учению Парменида, все, что окружает человека, — условности.

Демокрит (около 460 — около 370 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту — глупостью.Демокрит предложил научный метод познания, который был основан на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.Ощущения, согласно Демокриту, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.Вселенная, как утверждал Демокрит, строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит видел объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.По мнению Демокрита, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Мышление, согласно Демокриту, является физическим процессом.Демокрит объяснял процесс познания с диалекти-ко-материалистической стороны.Согласно Демокриту, мир познается за счет чувств и разума. Но эти два познания несравнимы между собой.Демокрит разделил знание:— на темное (чувственное познание — вкус, обоняние, осязание, зрение, слух и др.);— светлое (истинное, рациональное познание — мышление, разум).Чувственное (темное) познание, по мнению Демокрита, является приблизительным, относительным, частичным. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное.Благодаря Пармениду и Демокриту, философия начала интенсивное развитие, ее главной целью стал вопрос о человеке и его месте в мире. Оптимизм в вопросах познания сменился скептицизмом.

Источник: http://e.120-bal.ru/filosofiya/24283/index.html?page=27

Гносеологическая проблематика в философии

51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

  1. Гносеология и её проблемы

Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея –обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка.

Гносеология (теория познания) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований.

Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения.

И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.

По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает решающее значение в философии на рубеже ХIХ–ХХ веков, когда она становится, с точки зрения  
Л. Шестова, «душой философии».

Эти оценки подтверждаются тем, что в центре внимания, начиная с выдающихся философов Нового времени (Бэкона, Декарта, Канта и др.), были проблемы гносеологии.

Процесс становления гносеологии как относительно самостоятельной науки начался с XVII века, завершение этого процесса произошло в ХХ веке.

Это обстоятельство обусловливает тот факт, что сам термин «теория познания» появился только в ХIХ столетии у последователей И. Канта. В настоящее время наряду с понятием «теория познания» используются также его смысловые эквиваленты: «гносеология» (во французской, итальянской, испанской литературе), эпистемология – в английской.

  1. Субъект и объект познания. Познание и практика

Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Важной чертой познавательной деятельности является её осознанность.

Познание – форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности.

Чтобы определиться с сущностью познавательной деятельности, необходимо обратиться понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. При этом субъект познания трактуется как активное начало в познавательном процессе. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии И. Канта – «вещь в себе»).

Субъектом познания может выступать отдельный человек, научно-исследовательский коллектив, в определённом смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе.

Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.

Необходимо различать объект и предмет познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук.

Но предметы познания у биологии и медицины – физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в определённой степени психические процессы, поскольку они связаны со здоровьем человека в целом.

В общественных науках человек является предметом познания как социальное существо, и каждая из этих наук изучает человека, и тем самым людей, под определённым углом зрения.

Становление субъекта познания предполагает формулирование познавательной задачи, выбор средств и методов познания.

Разработка учения о субъекте познания обусловила необходимость рассматривать познание в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики длительное время разрабатывалась вне рамок учения о познании.

Наиболее обстоятельная разработка связи познания с практикой получила развитие в марксизме.

Маркс характеризовал практику как специфически человеческую, сознательную, целеполагающую, целесообразную, материальную (чувственную, предметную) деятельность людей по изменению мира.

Итак, хотя практика – это материальная деятельность, но она является целеполагающей, в ней материальные и духовные моменты находятся в единстве. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную деятельность, но не является ведущей стороной практики. Практика материальна в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов.

Виды практики многообразны, к ним относят материальное производство, социальную практику, у которой имеется большое число её разновидностей.

Социальная практика – это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и т. д.

Особым видом практики является техническая деятельность, включающая в качестве её элементов конструкторскую и проектную (инженерную) деятельность людей.

Техническая деятельность направлена на преобразование созданных людьми различных устройств, с помощью которых изменяется окружающая среда. В наши дни существенно видоизменяется соотношение между различными видами практики, при этом специальный её вид – научная практика (научный эксперимент) занимает более важное место.

Рассмотрение познания в единстве с практикой позволяет объяснить, почему познание является не абсолютно самостоятельным видом деятельности, а процессом, детерминированным потребностями практики.

Именно запросы практики стимулируют познавательную деятельность.

Развиваясь под воздействием практических потребностей жизни общества, познание совершенствуется вместе с развитием общественной практики.

Практика рассматривается также как основа познания. Этим положением иллюстрируется то обстоятельство, что познание формируется на основе всей общественной деятельности людей.

Практика является также источником познания. Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается, обрабатывается, а также – оборудованием и техническими средствами.

Полученные усилиями познания данные используются на практике. Именно практика является областью применения выработанных знаний, сферой воплощения их в конкретные замыслы. Это позволяет говорить о том, что практика выступает как цель познания. Практика в процессе познания выполняет также роль критерия истины, проверяя достоверность полученных знаний.

  1. Чувственное познание и его формы 

Чувственное познание осуществляется в трёх формах: ощущение, восприятие, представление. Простейшей формой чувственного познания являются ощущение.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате непосредственного воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают информацию о форме предметов, об их цвете.

Слуховые ощущения свидетельствуют о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п.

Наконец, обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой пищи.

Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных границах. Например, зрительные ощущения отображают сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. Всё, что находится за границами этого интервала, не воспринимается человеческим глазом.

Существуют многочисленные факты, свидетельствующие об ограниченности возможностей других органов чувств человека. Однако человек способен выйти за пределы непосредственного данного в чувствах с помощью использования различных технических средств (микроскопа, телескопа и т. п.).

Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для его органов чувств, благодаря способности осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями. «…Поэтому имеющихся у человека органов чувств, – как писал Л. Фейербах, вполне достаточно для познания мира».

Первую форму чувственного познания (ощущение) характеризует наличие анализа: органы чувств фиксируют из множества факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в последующей форме чувственного познания – в восприятии.

Восприятие – это целостный, структурированный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из синтеза ощущений. Как и ощущение, восприятие является результатом непосредственного взаимодействия органов чувств с предметами внешнего мира. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений.

Но это не просто механическая их сумма. Ощущения, которые возникают благодаря различным органам чувств, в восприятии синтезируются, образуя целостный образ предмета. Если объектом восприятия является цветок, то зрительно мы получаем информацию о его форме и цвете, через обоняние – о его запахе.

Восприятие даёт информацию об объекте в его целостности.

Представление – третья форма чувственного познания. Если ощущения и восприятия возникают лишь при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с предметом, то представления осуществляются в двух фор-мах – в виде образов памяти и воображения.

Каков механизм возникновения представлений? Образ предмета в своей памяти можно воссоздать в том случае, если этому предшествовал процесс непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Иначе говоря, представления формируются на основе уже существовавших ранее ощущений и восприятий с помощью механизмов памяти. При этом чувственный образ, сформированный представлением, отличается от того образа, который существовал при непосредственном восприятии предмета.

Каковы его отличительные черты? Во-первых, в нём отображается только то, что обусловлено интересами субъекта познания. Во-вторых, этот образ включает в себя более общие черты и в этом смысле лишён красочности и индивидуальности.

Итак, представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления благодаря памяти и воспоминанию. Однако представление может существовать и как образ, созданный продуктивным воображением. Иначе говоря, представить можно и то, что в действительности не существует и никогда не существовало.

Это означает, что представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией. Примером такого рода представлений являются мифологические и сказочные образы. Вместе с тем, воображение, фантазия также необходимы в научном познании.

Здесь формирование научных представлений носит подлинно творческий характер, так как эти образы являются оригинальными продуктами научной, технической и художественной деятельности.

Представление, несмотря на более сложный механизм его возникновения по сравнению с ощущением и восприятием, является еще формой чувственного познания, так как имеет чувственно-наглядный характер.

Вместе с тем, представление является и своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

  1. Рациональное познание и его формы

Рациональное познание – это мышление человека, дающее возможность проникнуть в сущность предметов, вещей и явлений. Мышление позволяет расширить границы чувственного познания, так как закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только мышлением.

Формы рационального познания (мышления) – понятие, суждение и умозаключение.

Понятие является исходной формой рационального познания. Понятие – такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Образование понятия – сложный процесс, включающий в себя несколько мыслительных операций: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Сравнение позволяет мысленно сопоставить один предмет с другим, выявить признаки сходства и различия между ними. Обобщение даёт возможность на основе тех или иных общих признаков мысленно объединять однородные предметы. Абстрагирование – операция, позволяющая пренебречь несущественными, второстепенными свойствами предметов и явлений во имя существенных свойств.

Все эти логические приемы тесно связаны между собой, так как участвуют в едином процессе образования понятия. Вырабатывая, например, понятие «дерево», люди, с одной стороны, отвлекаются от несущественных для этого понятия признаков, таких как форма листьев, их цвет и т. п., а с другой стороны, выделяют те общие и существенные признаки, которые определяют содержание этого понятия.

Этими свойствами, в частности, являются наличие ствола и кроны. Итак, дерево – это растение, имеющее ствол и крону.

Понятия выявляют не только содержание предметов, но также их свойства и отношения между ними. Примером понятий, выражающих свойства предметов, являются понятия «большой», «маленький», «красивый», «безобразный», «сильный», «слабый» и т. п.

Образование новых понятий – свидетельство того, что познание сопровождает человечество на всех его этапах. Особенно это заметно в связи с возникновением новых понятий в сфере науки. Выявление новых свойств объектов познания, а также отношений между ними приводит к появлению новых научных понятий. Любая наука характеризуется наличием своего особого понятийного аппарата.

В понятийный аппарат философии, например, входят такие понятия, как «бытие», «материя» и др. К понятийному аппарату химии относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.

В основе социально-экономических наук лежат понятия «общество», «производство», «потребление» и целый ряд других понятий, отражающих экономическую жизнь и социально-экономическое развитие общества.

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/gnoseologicheskaya-problematika-v-filosofii/236389.1848150.s1.html

_Жаворонкова А.С., Шпаргалка по философии. 1. предмет философии

51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Подборка по базе: Проблемы веры и разума в средневековой философии.rtf.

Гносеология — учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества.

Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены:1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»?Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения.

Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало.Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания.

В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы:— соотношение чувственного и рационального в познании;— субординация мышления и языка.В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания:— чувственный;— рациональный;— мистический.Два первых метода — чувственный и рациональный — предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто».

В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию.

Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто». Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации.

Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели.

Основные мысли древневосточной философии:— мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части;— большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией;— познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы;— познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями;

— включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма;

— логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.;— движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны.

Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире и т. д.

Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель.

Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств.

Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.Он разделил философию:— на философию истины;— философию мнения.

Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.

Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира. Во второй части поэмы «О природе» он утверждает, что рядом с миром истины необходим мир мнения, потому что без него невозможно мышление.

Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый в двух его измерениях — человеческой повседневности и умопостижения, — раздваивается:— на мнение смертных;— истину.Согласно учению Парменида, все, что окружает человека, — условности.

Демокрит (около 460 — около 370 гг. до н. э.

) — древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту — глупостью.

Демокрит предложил научный метод познания, который был основан на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.Ощущения, согласно Демокриту, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.

Вселенная, как утверждал Демокрит, строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит видел объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.

По мнению Демокрита, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Мышление, согласно Демокриту, является физическим процессом.

Демокрит объяснял процесс познания с диалекти-ко-материалистической стороны.Согласно Демокриту, мир познается за счет чувств и разума. Но эти два познания несравнимы между собой.Демокрит разделил знание:— на темное (чувственное познание — вкус, обоняние, осязание, зрение, слух и др.);— светлое (истинное, рациональное познание — мышление, разум).Чувственное (темное) познание, по мнению Демокрита, является приблизительным, относительным, частичным. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное.Благодаря Пармениду и Демокриту, философия начала интенсивное развитие, ее главной целью стал вопрос о человеке и его месте в мире. Оптимизм в вопросах познания сменился скептицизмом.1   …   22   23   24   25   26   27   28   29   …   44

Источник: http://newrefs.ru/1-predmet-filosofii/index26.html

Жаворонкова Александра. Шпаргалка по философии

51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Страница:

  • >

   Интуитивное познание делится:   – на чувствительное (интуиция – мгновенное чувство);   – рациональное (интеллектуальная интуиция);   – эйдетическое (зрительная интуиция).

46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

   Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

   Познание делит мир на две части:   – на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);   – на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

   Субъект познания– глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

   Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое.   Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.   Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

   Но чаще всего под субъектомпознания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

   Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

   Объект познания– это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

   Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания,становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.   Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.   Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.   В современной гносеологии различается объект и предмет познания:   – объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;   – предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.   В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность.

   Объективизм– направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.

   Субъективизм– учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.
   Наука логикидиалектика.Диалектика – это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.   В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.

   Объективной диалектикойназывается диалектика природы и материальных общественных отношений.

   Субъективной диалектикойназывается диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.
   Система диалектической философии:
   Главные законы диалектики:   – закон перехода количества в качество и обратно;   – закон взаимного проникновения противоположностей;

   – закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:

   – принцип развития через противоречия;

   – принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:

   – сущность и явление;   – единичное, особенное, всеобщее;   – форма и содержание;   – причина и следствие;   – необходимость и случайность;   – возможность и действительность.   Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.   Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития.   Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса.   Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:   – первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;   – второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:   – прикладную логику – охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;   – чистую логику – охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.   Современная логика распадается на множество направлений:   – метафизическая логика (гегельянство);   – психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);   – теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);   – семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);   – предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);   – неосхоластическая логика;   – феноменологическая логика;   – логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.

   Логикаявляется общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа.

   Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.
   Знание– объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.
   Познание– обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.   Познание бывает:

   – чувственное(выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);

   – логическое(выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика– это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
   Практика– это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.   Важнейшие формы практики:

   – материальное производство(преобразование природы, естественного бытия людей);

   – социальное действие(преобразование общественного бытия);
   – научный эксперимент(активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).
   Основные функции практики в процессе познания:   – практика – основа познания, его движущая сила;   – практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;   – практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;   – практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:   – указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;   – изменяет окружающие вещи;   – выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.

   Понятие опыта имеет разное значение: опыт(эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт– мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.

   Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.    Чувственное познание– это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.
   Эмпирическое познание– это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.   Эмпирическое познание – это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

   Исходным в чувственном познании является ощущение –простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

   Ощущения имеют широкий спектр модальности:   – зрительные;   – слуховые;   – вибрационные;   – кожно-осязательные;   – температурные;   – болевые;   – мышечно-суставные;   – ощущения равновесия и ускорения;   – обонятельные;   – вкусовые;   – общеорганические.   Объективная основа восприятия образа как целостного – это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.

   Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

   Память, представления и воображение.Ощущения и восприятия – это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти.Никакое познание немыслимо без феномена памяти.   Память очень важна в познании, она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение.

   Представления –это образы предметов, воздействовавших когда-то на органы чувств человека и потом восстанавливающихся по сохранившимся в мозгу связям.

   В процессе представления сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Представление является промежуточным звеном между восприятием и теоретическим мышлением.   Воображение – это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно.   Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, – это наблюдение и эксперимент.

   Наблюдение– это преднамеренное, планомерное восприятие, которое осуществляется, для того чтобы выявить существенные свойства и отношения объекта познания.

   Экспериментомназывается метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, которые отвечают целям исследования.
   Научный факт.Установление фактов – это необходимое условие научного исследования.
   Факт –это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.   Факты приобретают научную ценность при условии, что есть теория, их истолковывающая, есть метод их классификации, они осмыслены в связи с другими фактами.    Методологиейназывается учение о методах познания и преобразования действительности.
   Методомназывается система регулятивных принципов преобразующей, практической, познавательной, теоретической деятельности.
   Методикойназываются конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Методика основана на методологических принципах и производна от них.   Метод находится в неразрывной связи с теорией, что находит свое выражение в методологической роли научных законов. Решение многих конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность которых – универсальность.   К таким методам относятся: законы и категории диалектики; наблюдение и эксперимент; сравнение; анализ и синтез; индукция и дедукция и др.   Философские методы – это приемы исследования объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития, по-особому проявляющихся в зависимости от специфики объекта. При этом каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во «взаимной дополнительности» отдельных методов, что обусловлено, кроме всего прочего, тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.

   Сравнительно-исторический метод –это установление различия и сходства предметов.

   Сравнение – необходимый прием познания, но он лишь тогда играет важную роль в практической деятельности человека и в научном исследовании, когда сравниваются действительно однородные или близкие по своей сущности вещи.   Сравнительно-исторический метод позволяет выявить генетическое родство:   – тех или иных животных;   – определенных языков;   – народов;   – некоторых религиозных верований;   – художественных методов;   – закономерностей развития общественных формаций и др.

   Анализ и синтез. Анализомназывается мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Синтезомназывается мысленное объединение в единое целое элементов, расчлененных анализом.

   Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстрагирование– это выделение с помощью мысли:   – какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами;   – какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств;   – какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.   Абстрагирование – это необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще.   Важной частью научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования.

   Идеализация –образование с помощью мысли абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.

   Обобщение– мысленный процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
   Процесс ограничения– мысленный переход от более общего к менее общему.   Способность человека к абстракции и обобщению имеет большое значение в познавательной деятельности, в общем прогрессе материальной и духовной культуры человечества.    Гносеология– учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества.   Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены:   1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»?   Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало.   Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания.   В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы:   – соотношение чувственного и рационального в познании;   – субординация мышления и языка.   В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания:   – чувственный;   – рациональный;   – мистический.   Два первых метода – чувственный и рациональный – предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто». В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию.   Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто». Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации. Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели.   Основные мысли древневосточной философии:   – мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части;   – большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией;   – познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы;   – познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями;   – включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма;   – логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.;   – движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны.   Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире и т. д.    Парменид(конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель.   Парменид написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине, открывающей ему истину.   С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.   Он разделил философию:   – на философию истины;   – философию мнения.   Парменид назвал разум критерием истины, а в чувствах же, по его мнению, точности нет: не стоит доверять чувственным восприятиям, лучше разумом исследовать высказанные доказательства.   Но при этом Парменид не отказывается от чувственного мира. Во второй части поэмы «О природе» он утверждает, что рядом с миром истины необходим мир мнения, потому что без него невозможно мышление.   Один и тот же мир, по мнению Парменида, взятый в двух его измерениях – человеческой повседневности и умопостижения, – раздваивается:   – на мнение смертных;   – истину.   Согласно учению Парменида, все, что окружает человека, – условности.

   Демокрит(около 460 – около 370 гг. до н. э.) – древнегреческий философ-плюралист, основатель атомизма. Демокрит превосходил многих философов своего времени богатством знаний, остротой и логической правильностью своего учения.

   Согласно Демокриту, весь мир состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы падают. Демокрит называл атомами не только физические частицы, но и единицы ума, а пустоту – глупостью.   Демокрит предложил научный метод познания, который был основан на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала.   Ощущения, согласно Демокриту, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания.   Вселенная, как утверждал Демокрит, строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит видел объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий.   По мнению Демокрита, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мечущихся атомов; обладая внутренней энергичностью, она является причиной движения живых существ. Мышление, согласно Демокриту, является физическим процессом.   Демокрит объяснял процесс познания с диалекти-ко-материалистической стороны.   Согласно Демокриту, мир познается за счет чувств и разума. Но эти два познания несравнимы между собой.   Демокрит разделил знание:   – на темное (чувственное познание – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух и др.);   – светлое (истинное, рациональное познание – мышление, разум).   Чувственное (темное) познание, по мнению Демокрита, является приблизительным, относительным, частичным. Мыслительный процесс, рациональное познание выступает дополнением к чувственному, когда человек силой мысли может проникнуть за мир видимый, постичь всеобщее и закономерное.   Благодаря Пармениду и Демокриту, философия начала интенсивное развитие, ее главной целью стал вопрос о человеке и его месте в мире. Оптимизм в вопросах познания сменился скептицизмом.    Платон(427–347 гг. до н. э.) – величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются.   Платон любил философию: все философствование этого мыслителя – выражение его жизни, а его жизнь – выражение его философии.   Основная идея Платона: чувственное восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность.   По мнению Платона, космос – это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности.   По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится:   – на видимый мир изменчивых предметов;   – невидимый мир идей.

   Идеяявляется центральной категорией в философии Платона. Идея вещи – это нечто идеальное. Идея является смыслом и сущностью вещи.

   Высшей идеей называется идея абсолютного добра, мировой разум, ей подобает название разума и Божества.   В платоновском учении о познании недооценивается роль чувственной ступени познания. Философ полагал, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

  • >

Источник: http://TheLib.ru/books/zhavoronkova_aleksandra/shpargalka_po_filosofii-read-7.html

Scicenter1
Добавить комментарий