+ 59. планирование аудиторской проверки, требования и процедуры

Подготовка и планирование аудиторской проверки

+ 59. планирование аудиторской проверки, требования и процедуры

До начала проведенияаудита или оказания сопутствующих услугаудиторская организация должнаознакомиться в достаточной мере сдеятельностью экономического субъекта.

Поэтому планированиеследует рассматривать как важный иответственный этап аудиторской проверки,поскольку от качества его выполнениязависит эффективность всей последующейработы аудитора.

Планирование аудиторскойпроверки осуществляется в соответствиис правилом (стандартом) №3 «Планированиеаудита».

Оптимальная схема планированияаудита, составленная на основе российскихстандартов аудиторской деятельности,должна включать следующие стадии:

  • предварительное планирование;
  • изучение системы бухгалтерского учета;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • установление уровня существенности;
  • построение аудиторской выборки;
  • подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости отнамеченных целей аудита выполнениекаждой стадии планирования имеет рядособенностей. Рассмотрим выполнениекаждого этапа планирования, обращаяособое внимание на методы полученияаудиторских доказательств и ведениерабочей документации аудитора.

Предварительноепланированиецелесообразно начатьс бесед с представителями руководства,сотрудниками подразделений, главнымбухгалтером, руководителем службывнутреннего контроля (если данная службасуществует на проверяемом предприятии).

Беседы должны строиться таким образом,чтобы аудитор мог получить достаточночеткое представление о том, чего от негоожидает клиент, как он представляетсебе характер, объем и сроки работы ит.п.

Руководствуясь аудиторским Стандартом»Разъяснения, предоставляемыеруководством проверяемого экономическогосубъекта», аудитор должен получитьразъяснения для подтверждения допущениянепрерывности деятельности, первичнойоценки надежности систем бухгалтерскогоучета и внутреннего контроля.

Крометого, необходима информация об организациипроцесса заключения договоров и процессареализации продукции. Принимая вовнимание пожелания руководства иучитывая требования законодательствак проведению аудиторских проверок исодержанию аудиторского заключения,аудитор очерчивает круг проблем,требующих повышенного внимания в ходепроверки, и четко формулирует цели,которые должны быть достигнуты по итогамее проведения.

Основным источникоминформации на данном этапе выступаетписьменно зафиксированная учетнаяполитика предприятия, сформированнаяс учетом экономических и организационныхфакторов.

Аудитору следует осмыслитьи детально проанализировать содержаниеучетной политики клиента, степеньпроработанности в ее положенияхосновополагающих принципов ведениябухгалтерского учета.

Наиболее значимыеположения учетной политики необходимоотразить в рабочих документах аудитора,поскольку на всех последующих этапаханализ деятельности предприятия будетпроводиться с позиций адекватностипринятой учетной политике.

Этап предварительногопланирования следует завершить изучениемотчетов службы внутреннего контроля,материалов налоговых проверок и другихконтролирующих структур.

Изучение системыбухгалтерского учетана предприятиипредполагает изучение и оценку основныхпринципов организации бухгалтерскогоучета изучаемых операций и документооборота,закрепленных в положениях учетнойполитики, роли средств вычислительнойтехники в ведении учета, организационнойструктуры подразделений, ответственныхза ведение бухгалтерского учета.Целесообразно выполнить обзорнуюпроверку типичных бухгалтерских проводокпо операциям по реализации продукциии установить фактическое наличие иправильность оформления договоров,первичных документов, на основаниикоторых выполнялись записи по счетамбухгалтерского учета.

На этапе оценкисистемы внутреннего контроля аудитордолжен собрать достаточный объемаудиторских доказательств для высказываниямнения об эффективности этой системыи принять решение о том, в какой мере онв своей работе может на нее полагаться.

Таким образом, основной целью оценкисистемы внутреннего контроля являетсясоздание основы для определения времени,видов и объема аудиторских процедур.Система внутреннего контроля можетсчитаться эффективной, если онасвоевременно предупреждает о возникновениинедостоверной информации и выявляеттакую информацию.

Можно также выделитьеще одну цель, преследуемую аудиторомпри оценке системы внутреннего контроля,- выработка конструктивных предложенийпо ее совершенствованию.

Установлениеуровня существенностивыполняетсяна стадии планирования. По сути, это -величина вероятного искажения данных,так как аудитор не может учесть всефакторы, которые в конечном итогеповлияют на решение относительносущественности в оценке результатовпри завершении проверки.

Таким образом,величина существенного в планированииможет значительно отличаться от величинысущественного при оценке результатовпроверки.

Оценка аудитором существенностидолжна учитывать интересы потребителейинформации, а также соответствоватьтребованиям правила (стандарта) №4«Существенность в аудите».

Установив допустимыйуровень существенности, аудитор можетприступать к построению аудиторскойвыборки. Аудиторская выборка можеткорректироваться в зависимости от целейаудита и от установленных аудиторомуровней рисков: риска выборки, допустимойи ожидаемой ошибки и объема генеральнойсовокупности.

Завершающей стадиейпланирования является подготовкаобщего плана и программы аудита.

Вобщем плане должны быть отражены основнаяцель и направления проверки, способпроведения аудита, установленный уровеньсущественности, параметры аудиторскогориска, определены численность иквалификация рабочей группы аудиторов,их обязанности, ответственность исоподчиненность; указаны сроки проведенияпроверки, а также дата представленияаудиторского заключения и детализированногоотчета.

Составляя программупроверки расчетов с поставщиками ипокупателями, аудитор направляет своиусилия на проверку тех участков, которыене подвергались контролю или малоконтролировались бухгалтерией.

Составляя программу,аудитор определяет, какие приемы проверкион будет использовать. Для проверкирасчетов с поставщиками и покупателямиможно использовать пересчет, сопоставление,прослеживание, сканирование, документальнуюпроверку, подтверждение (прил. 1).

Программа аудитарасчетов с поставщиками и покупателями,операций по приобретению и реализациипродукции представляет собой детальныйперечень содержания аудиторских процедурдля сбора аудиторских доказательств.

При проверкенеобходимо установить:

  • заключены ли договора поставки продукции;
  • реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;
  • соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

По выявленнымнесоответствиям определяют существенность,характер и возможные причины возникновенияотклонений.

Аудиторскиепроцедуры по существу предполагаютдетальную проверку верности отраженияв бухгалтерском учете оборотов и сальдопо счетам.

Цель общей программы аудита- собрать достаточный объем аудиторскихдоказательств, в соответствии с правилом(стандартом) №5 «Аудиторские доказательства»,для формулирования профессиональногомнения о соответствии бухгалтерскогоучета операций по приобретению иреализации продукции требованиямдействующего законодательства идостоверности во всех существенныхаспектах бухгалтерской отчетности вчасти отраженных в ней операций.

Важным шагом наэтапе планирования аудита являетсякомплектация адекватной рабочей группыв зависимости от целей проверки, объемаработы и сроков проведения аудита. Так,в случае проведения целевой проверкии при значительном объеме операцийрабочую группу аудиторов предлагаетсяразделить на отдельные подгруппы понаправлениям проверки.

Рабочая группадолжна формироваться из аудиторов,специализирующихся на проверках данныхопераций. При незначительном объемеопераций в состав рабочей группыдостаточно включить двух — трех аудиторов(специалистов в сфере торговли).

Аудиторыдолжны иметь достаточную теоретическуюподготовку в области правовых иэкономических основ операций поприобретению и реализации продукции,заключению договоров, механизма ихпроведения и бухгалтерского учета, атакже иметь практический опыт работыв торговле. В необходимых случаях квыполнению отдельных этапов аудитамогут быть привлечены эксперты.

Работаэксперта и использование предоставленныхим материалов регламентированы правилом(стандартом) аудиторской деятельности»Использование работы эксперта».

Общее руководствопроверкой, координация деятельностичленов рабочей группы и контроль засоблюдением графика использованиярабочего времени должны осуществлятьсяруководителем аудиторской проверки.При разделении рабочей группы наподгруппы по направлениям функциилокального руководства целесообразновозлагать на старших аудиторов.

Источник: https://studfile.net/preview/397774/page:3/

Тема 4. Планирование аудиторской проверки

+ 59. планирование аудиторской проверки, требования и процедуры

  1. Планирование аудита.

  2. Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь существенности и аудиторского риска.

  3. Аудиторский риск. Виды риска.

  4. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

Вопрос 1. Планирование аудита

Планированиеаудиторской деятельности регулируетсяфедеральным правилом (стандартом) № 3«Планирование аудита».

Планированиеаудита – один из важнейших этаповаудиторской проверки, на которомвырабатывается оптимальная стратегияи тактика проведения аудита с учетоминдивидуальных особенностей каждогоаудируемого лица.

От того, как аудиторспланировал проведение проверки, зависитрациональность использования трудоресурсоваудиторской организации, минимизациязатрат и времени проведения аудита,риск необнаружения существенных ошибокв финансовой (бухгалтерской) отчетностиклиента.

Аудиторскаяорганизация и индивидуальный аудиторобязаны планировать свою работу так,чтобы проверка была проведена эффективно.Планирование аудита предполагаетразработку общей стратегии и детальногоподхода к ожидаемому характеру, срокампроведения и объему аудиторских процедур.

Планированиеаудитором своей работы способствуеттому, чтобы важным областям аудита былоуделено необходимое внимание. Планированиепозволяет эффективно распределятьработу между членами группы специалистов,участвующих в аудиторской проверке, атакже координировать такую работу.

Времянеобходимое для планирования зависитот масштабов деятельности аудируемоголица, сложности аудита, опыта работыаудитора с данным лицом, а также знанияособенностей его деятельности.

Аудиторвправе обсуждать отдельные разделыобщего плана аудита и определенныеаудиторские процедуры с работниками,а также с членами совета директоров ичленами ревизионной комиссии аудируемоголица для повышения эффективности аудитаи координации аудиторских процедур сработой персонала аудируемого лица.При этом аудитор несет ответственностьза правильную и полную разработку общегоплана и программы аудита.

Основнымидокументами, составляемыми припланировании аудиторской проверки,являются: рабочий документ по изучениюэкономической деятельности клиента,письмо о проведении аудита, договор напроведение аудита, общий план и общаяпрограмма аудита.

Встаром правиле (стандарте) аудиторскойдеятельности (от 23.09.2002 N 696) были перечисленыиспользуемые при планировании аудитаосновные принципы: комплексность,непрерывность, оптимальность, однако,в редакции от 2004 г. данные принципы невыделяются.

Принципкомплексности предполагает обеспечениевзаимосвязи и согласованности всехэтапов планирования – от предварительногоэтапа до завершающих процедур.

Принципнепрерывности выражается в установлениигруппе аудиторов сопряженных заданийи увязке этапов планирования по сроками смежным хозяйствующим субъектам(структурным подразделениям, филиалам,представительствам).

Принципоптимальности позволяет обеспечитьвариантность планирования в целяхвыбора оптимального варианта общегоплана и программы аудита. Опыт аудиторскихпроверок подтверждает действенностьэтих принципов и необходимость ихсоблюдения при планировании аудита.

Припланировании аудита выделяют 3 этапа:

  1. предварительное планирование;

  2. составление общего плана аудиторской проверки;

  3. разработка программы аудита.

Наэтапе предварительного планированияаудитор должен встретиться с клиентоми выяснить, с какой целью он намеренпроводить аудиторскую проверку и какиерезультаты ожидает получить послезавершения аудита.

В процессе переговороваудитор получает согласие клиента напредоставление информации, необходимойдля понимания его экономическойдеятельности, оказывающей существенноевлияние на составление финансовойотчетности.

Аудитору необходиморазработать документ, который долженлечь в основу определения объемоваудиторских работ, трудозатрат и ихстоимостной оценки, содержащий максимуминформации об экономической деятельностиклиента.

Таким документом может статьанкета с набором вопросов и тестов,заполняемая клиентом или аудитором припроведении предварительной экспертизысостояния дел и документов предполагаемогоклиента, в зависимости от установленногов аудиторской организации порядка.Изучение экономической деятельностиклиента на этапе предварительногопланирования позволяет аудиторуопределить добросовестность иплатежеспособность клиента и тем самымснижает предпринимательский рискаудитора.

Аудитордолжен ознакомиться с финансово-хозяйственнойдеятельностью экономического субъектаи иметь информацию о внутренних и внешнихфакторах, влияющих на хозяйственнуюдеятельность экономического субъекта,а также должен ознакомиться:

  • организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
  • видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
  • структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);
  • технологическими особенностями производства продукции;
  • уровнем рентабельности;
  • основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
  • порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • существованием дочерних и зависимых организаций;
  • организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
  • принципами формирования оплаты труда персонала.

Источникамиинформации об организации деятельностисубъекта для аудитора могут быть:

  • устав экономического субъекта;
  • документы о регистрации экономического субъекта;
  • протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
  • документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
  • бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность;
  • документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
  • контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  • внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции;
  • материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов и др.

Аудиторунеобходимо составить и документальнооформить общий план аудита, описав внем предполагаемые объем и порядокпроведения аудиторской проверки. Приэтом аудитор несет ответственность заправильную и полную разработку общегоплана и программы аудита.

Общий план аудита должен быть достаточноподробным для того, чтобы служитьруководством при разработке программыаудита.

Вместе с тем форма и содержаниеобщего плана аудита могут меняться взависимости от масштабов и спецификидеятельности аудируемого лица, сложностипроверки и конкретных методик, применяемыхаудитором.

Приразработке общего плана аудита аудиторунеобходимо принимать во внимание:

а)деятельность аудируемого лица, в томчисле:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
  • общий уровень компетентности руководства;

б)системы бухгалтерского учета и внутреннегоконтроля, в том числе:

  • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в)риск и существенность, в том числе:

  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
  • установление уровней существенности для аудита;
  • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
  • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г)характер, временные рамки и объемпроцедур, в том числе:

  • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
  • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д)координацию и направление работы,текущий контроль и проверку выполненнойработы, в том числе:

  • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • привлечение экспертов;
  • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
  • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е)прочие аспекты, в том числе:

  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
  • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
  • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудиторунеобходимо составить и документальнооформить программу аудита, определяющуюхарактер, временные рамки и объемзапланированных аудиторских процедур,необходимых для осуществления общегоплана аудита.

Программа аудита являетсянабором инструкций для аудитора,выполняющего проверку, а также средствомконтроля и проверки надлежащеговыполнения работы.

В программу аудитатакже могут быть включены проверяемыепредпосылки подготовки финансовой(бухгалтерской) отчетности по каждойиз областей аудита и время, запланированноена различные области или процедурыаудита.

Впроцессе подготовки программы аудитааудитор обязан принимать во вниманиеполученные им оценки неотъемлемогориска и риска средств контроля, а такжетребуемый уровень уверенности, которыйдолжен быть обеспечен при процедурахпроверки по существу, временные рамкитестов средств контроля и процедурпроверки по существу, координацию любойпомощи, которую предполагается получитьот аудируемого лица, а также привлечениедругих аудиторов или экспертов.

Общийплан аудита и программа аудита должныпо мере необходимости уточняться ипересматриваться в ходе аудита.

Планирование аудитором своей работыосуществляется непрерывно на протяжениивсего времени выполнения аудиторскогозадания в связи с меняющимисяобстоятельствами или неожиданнымирезультатами, полученными в ходевыполнения аудиторских процедур. Причинывнесения значительных изменений в общийплан и программу аудита должны бытьдокументально зафиксированы.

Послесоставления программы и общего планааудита, определяющих объемы проводимыхработ, формируется и утверждается составгруппы, осуществляющей проверку. Междуисполнителями распределяются изакрепляются разделы бухгалтерскогоучета и бухгалтерской отчетности,подлежащие проверке, назначаетсяруководитель группы, отвечающий запроведение и результаты аудита.

Приформировании аудиторской группыопределяется численность и квалификацияаудиторов, привлекаемых к проверке,проверяется их независимость по отношениюк аудируемому лицу.

Руководитель проверкидоводит до сведения всех членоваудиторской группы возложенные на нихобязанности и знакомит их сфинансово-хозяйственной деятельностьюклиента, общим планом и программойаудита.

Общийплан и программа проведения аудитаподписываются руководителем аудиторскойпроверки и подлежат утверждениюруководителем аудиторской организации.

Источник: https://studfile.net/preview/3538448/

Программа аудита — Audit-it.ru

+ 59. планирование аудиторской проверки, требования и процедуры

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Завершающим этапом процесса планирования аудиторской проверки является составление программы аудита. Программа аудиторской проверки представляет собой конкретный перечень действий аудитора с указанием проверяемых областей бухгалтерского, налогового учета, сроков и исполнителей.

Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации составленного общего плана аудита.

Программа аудиторской проверки является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторских процедур

В процессе подготовки аудиторской программы аудитор должен принимать во внимание оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля (п.11 стандарта №3 «Планирование аудита»).

Важно!

Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента.

Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения суще­ственных ошибок.

При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов.

При этом общий план аудита и, соответственно, программа аудиторской проверки могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе проведения аудита.

Планирование аудитором объема и характера работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в процессе выполнения аудиторских процедур (наличие нехарактерных отклонений показателей финансовой отчетности клиента). Причины, по которым аудитором была скорректирована программа аудита, должны быть документально зафиксированы.

При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:

  • деятельность аудируемой компании (общие экономические факторы и условия в отрасли, в которой осуществляет деятельность аудируемая компания, общий уровень компетентности руководства);
  • системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика и ее изменения, влияние принятых новых правил в части бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов деятельности аудируемой компании);
  • планы использования в процессе аудита тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

Программа тестов средств контроля — это перечень действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Подобные тесты необходимы для выявления существенных недостатков средств контроля аудируемой компании.

  • риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита, установление уровней существенности для аудита;
  • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей));
  • характер, временные рамки и объем процедур (относительная важность различных разделов учета для проведения аудита, влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей, существование подразделения внутреннего аудита и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);
  • координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских компаний к аудиту филиалов, подразделений, дочерних компаний клиента, привлечение экспертов);
  • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с клиентом;
  • обстоятельства, требующие особого внимания (например, существование аффилированных лиц);
  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг клиенту;
  • форму и сроки подготовки заключений и иных клиенту и условиями конкретного аудиторского задания.

Программа аудиторской проверки должна быть документально оформлена, каждая задача проверки обозначена номером или кодом.

Обязательный аудит

Образец программы на проведение аудиторской проверки

Программа аудиторской проверки подразделяется по соответствующим разделам бухгалтерского учета. В программе аудита указывается наименование задачи и раскрывается последовательность ее решения. В соответствующем столбце программы приводится ссылка на номер рабочего документа, в котором раскрывается информация по данной тематике.

Фрагмент программы аудиторской проверки (по одному разделу) представлен ниже:

п/пНаименование раздела или статьи отчетностиКод статей формы отчетностиТематика раскрываемой информацииПроцедуры получения аудиторских доказательствНомер рабочего документа
1Аудит учредительных документов компанииСтатья 1310 бухгалтерского баланса-основные положения Устава компании и сведения об учредителе;-наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы;-наличие филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений;-вывод о соответствии Устава действующему законодательству.-устав компании;-учредительный договор;-свидетельство о государственной регистрации;-протоколы собраний учредителей;-проспекты эмиссии ценных бумаг;-акты оценки имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал;-журналы-ордера и ведомости по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 83 «Добавочный капитал», 82 «Резервный капитал», главная книга;-бухгалтерская отчетность.РД 1/2РД 2/2РД 3/2

По каждому разделу программы аудиторской проверки аудитор фиксирует выводы в рабочих документах.

Важно!

На основе приведенной информации по каждому разделу аудиторской проверки аудитором составляется расчет влияния выявленных в процессе аудита отклонений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента.

Информация приводится в аудиторском отчете и является отправной точкой для формирования аудиторского заключения (объективного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании).

Статья актуальна на 04.07.2016

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/882865.html

CATBACK.RU

+ 59. планирование аудиторской проверки, требования и процедуры

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма–обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование аудита – самостоятельный и обязательный этап аудита, заключающийся в определении стратегии и тактики аудита, объема аудиторской проверки, разработке аудиторской программы и конкретных аудиторских процедур.

Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам:

  • это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента;
  • поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит;
  • позволит избежать недоразумений с клиентом.

Задачами планирования аудита являются:

  • установление этапов и сроков работы с клиентом;
  • определение затрат;
  • рациональное использование рабочего времени специалиста;
  • подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом;
  • определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения;
  • распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности;
  • создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом;
  • обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования.

Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности планирования; непрерывности планирования; оптимальности планирования.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. Настоящее федеральное правило аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает, что и аудиторская организация, и аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что:

  • оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
  • планирование позволяет организовать внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ. При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и составление общего плана аудита;
  • подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

К этапу предварительного планирования аудита арендных отношений можно отнести:

• сбор информации о специфике и условиях бизнеса экономического субъекта (в том числе о его аффилированных лицах);

• анализ финансового состояния экономического субъекта и предварительное определение применимости допущения о непрерывности его деятельности;

• знакомство с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

• предварительную оценку аудиторского риска;

• предварительную оценку трудозатрат на проведение аудита и формирование аудиторской группы;

• определение задач и общей стратегии проверки.

Цель предварительного планирования — оценка возможности проведения аудита и принятие решения о предполагаемых масштабах и продолжительности проверки. Условно этот этап можно разделить на две стадии: до принятия решения о проведении аудита и подписания договора с клиентом и после подписания договора.

По итогам данного этапа может быть принято решение о невозможности проведения аудита, если определенный на стадии предварительного планирования объем проверки не соответствует возможностям аудиторской фирмы либо руководство организации не предоставляет необходимые для проверки документы.

На этапе предварительного планирования аудитору необходимо проводить аналитические процедуры с элементами анализа финансового состояния экономического субъекта, направленные на определение объема предстоящей проверки и выявление областей учета, требующих повышенного внимания аудитора. Кроме того, с помощью аналитических процедур аудитор определяет вероятность банкротства организации и применимость допущения о непрерывности деятельности.

В процессе предварительного планирования наибольшее распространение получили следующие процедуры финансового анализа:

• проверка показателей бухгалтерской отчетности на наличие арифметических ошибок;

• вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, который состоит в определении доли укрупненных статей в общем итоге (валюте баланса) и в итоге соответствующего раздела баланса;

• горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности, который заключается в расчете абсолютных и относительных отклонений значений статей отчетности для оценки отклонений показателей в динамике и определения существенности этих отклонений;

• расчет основных финансовых коэффициентов и оценка их в динамике;

• сравнение показателей отчетности экономического субъекта с данными по соответствующей отрасли;

• сопоставление данных отчетности с прогнозными (плановыми) показателями.

На стадии предварительного планирования весьма важно оценить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, так как их состояние считается одним из главных факторов, влияющих на возможность проведения аудита и объем трудозатрат.

Далее, аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы удита.

При разработке общего плана аудита предприятия аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе: • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; • общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

• влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

• привлечение экспертов;

• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

• возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

• форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

На базе общего плана аудита в аудиторских фирмах разрабатывают программу аудита, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены в установленном порядке.

Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н.А. Богданова, М.А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.
Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.

Все теоретические статьи

Источник: http://www.catback.ru/articles/theory/audit/planirovanie.htm

3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

+ 59. планирование аудиторской проверки, требования и процедуры

Т.А. Фролова
Аудит: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

3.1. Подготовка аудиторской проверки и планирование аудита

Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс, к тому же она ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.

От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», утв.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002г. №696. Согласно п.

3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия. Перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемаязадача оптимизации, т. е. задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.

Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку.

В качестве «целевой функции» могут быть выбраны, например, трудозатраты (тогда задача оптимизации сводится к отысканию условий, обеспечивающих минимум трудозатрат при приемлемом риске), либо аудиторский риск (обеспечение минимума риска при приемлемых трудозатратах), либо какой-нибудь другой критерий, в том числе комбинированный. Вопрос выбора такого критерия (или критериев) – предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта.

Стандарт №3 «Планирование аудита» содержит минимальные требования к планированию аудита. В нем не установлен четкий порядок планирования аудиторской проверки, не указаны принципы, соблюдаемые в процессе планирования аудита, не перечислены этапы планирования.

Для осуществления качественной подготовки аудиторской проверки и оптимального решения задач, стоящих перед аудиторами на этапе планирования, аудиторским организациям необходимо разработать свой внутрифирменный стандарт «Планирование аудита» и определить в нем порядок действий аудитора: от момента получения заявки на проведение аудиторской проверки до выдачи аудиторского заключения.

Планирование аудита – это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего эту цель достигнуть, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.

При планировании аудита можно использовать следующие основные принципы:

1)       комплексность. Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования – от предварительного этапа до завершающих процедур;

2)       непрерывность. Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам);

3)        оптимальность. Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.

Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующиезадачи:

—                                    сбор информации о потенциальном клиенте, в частностио его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии;

—                                    оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;

—                                    выявление учетных областей с повышенным внутренним риском (областей, в которых сосредоточены «ключевые по риску» документы);

—                                    формирование стратегии проведения проверки, оценка трудозатрат, сроков, стоимости.

Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются: рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента, письмо о проведении аудита, договор на проведение аудита, общий план и общая программа аудита.

Результаты процесса планирования оформляются в двух документах:плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.

Сложившаяся практика выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:

1) предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование);

2) оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение   договора);

3) оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

4) оценка составляющих аудиторского риска;

5) оценка уровня существенности (допустимой ошибки);

6) выявление значимых для аудита областей учета (областей с повышенным внутренним риском);                        

7) формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);           

8) документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).                       

В ходе первогоэтапа  (предварительного изучения экономического субъекта) аудитор оценивает возможность проведения аудита, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Предполагается, что информация, полученная аудитором в ходе этапа предварительного планирования, позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость).

Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются подготовительными к проведению собственно проверки.

На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита.

В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности.

Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента.

Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка.

Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки.

По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита.

При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.

После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие на проведение аудита.

Письмо-обязательство содержит условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта. В письме-обязательстве должны быть приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит.

В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита.

Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.

Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования.

Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности).

После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.

Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.

Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки.

Аудитор рассчитывает уровень существенности (предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности) и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.

Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа:

1.      Общее знакомство с системой внутреннего контроля.

2.      Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля.

3.      Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета.

В том случае, если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская организация примет решение о том, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций:

¨      высокая;

¨      средняя;

¨      низкая.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности, чем три вышеупомянутые.

Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом,  определенные аудиторские процедуры могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

·         общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

·         особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

·         общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

— учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

— влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

— планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

—          ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;

—          установление уровней существенности для аудита;

—          возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

—          выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

—          относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

—          влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

—          существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

— привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;

— привлечение экспертов;

— количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

— количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

—          возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;

—          обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

—          особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

—          срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

—          форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:

▪      учредительные и другие общие документы предприятия (устав, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, штатное расписание и др.);

▪      учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета и в целях налогообложения);

▪      основные средства;  нематериальные активы;  производственные запасы;

▪      расчеты по оплате труда;  затраты на производство;

▪      готовая продукция, товары и реализация;

▪      денежные средства;  расчеты;

▪      финансовые результаты и использование прибыли;

▪      капитал и резервы;  кредиты и финансирование;

▪      учет по забалансовым счетам;   бухгалтерская отчетность.

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита.

Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Она служит подробной инструкцией  ассистентам аудитора и одновременно – средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок.

Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита.

В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Источник: http://www.aup.ru/books/m201/3_1.htm

Scicenter1
Добавить комментарий