6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика

40 ИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИздИзд. Лениград. Гос. Ун-та, 1990. – 182 с.258.Шихаб ад-дин б. Бинт амир Хамза. Житие амира Кулала.// Мудрость

6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика

Книги по всем темамPages:     | 1 |   …   | 38 | 39 || 41 | 42 |   …   | 45 |

Подведем итоги нашего исторического обзора.

Главной тенденцией духовного развития инновационной цивилизации является движение от становления Ценности к утверждению ее в качестве Самоценности.

В связи с этим правомерно выделение следующих основных этапов в духовной истории данной цивилизации: Античность — эпоха самоценности Свободы;

Средневековье — эпоха отрицания духа Инновации, утверждение Традиции;

Возрождение — эпоха самоценности Антропоцентризма и Гуманизма; Новое время — эпоха самоценности Рациональности; ХХ век — эпоха утверждения единства всех основных инновационных ценностей, их максимальное развитие. Реализация мировоззренческих ориентиров и ценностей развития поставила вместе с тем задачу поиска и обоснования новых цивилизационных приоритетов с учетом противоречий общества и природной среды.

Анализ классических ориентиров развития инновационной цивилизации свидетельствует, что утверждение ценностей свободы, гуманизма, антропоцентризма, рационального знания, инноваций способствуют интенсификации динамики внутреннего развития этого типа общества.

Стремление человека к воплощению этих ценностей в реальность лежит в основе креативной, преобразующей, созидательной и разрушительной деятельности, вызывая новые качественные сдвиги в последовательном процессе всеобщей изменчивости общественного бытия.

Ценности, являясь смыслозначимыми целями жизнедеятельности, не только возникают под влиянием исторических условий развития, но и в свою очередь активно влияют на них.

Если ценности традиционных и гомеостатических обществ в большей степени формируются в соответствии с бытием, то ценности инновационного мира выступают «над бытием», или «перед бытием» (В. Франкл).

Гомеостатические общества в целом ориентированы настоящее, традиционные общества – на прошлое, инновационный мир устремлен в будущее.

Это объясняет своеобразие аксиологической картины человечества.

Ценности, формирующиеся из бытия, содействуют его поддержанию и консервации, ценности прошлого содействуют преобразованию внутреннего бытия для того, чтобы не зависеть от изменчивой реальности.

Ценности, выражающие стремление к будущему содействуют активному преобразованию внешнего бытия, его качественной трансформации по мере растущих запросов субъекта.

Утверждение и реализация ведущих ценностных приоритетов инновационного мира свидетельствуют о «вечной неудовлетворенности» человека цивилизации, поэтому любой этап развития общества будет оцениваться критически.

Наиболее полное воплощение ценностей в реальность оказывается переходом в их противоположность.

Поэтому современный мир во многом отказался от классических ценностей и парадигм и в чем-то оказался близким по мировоззрению традиционным культурам.

Можно сказать, что человечество не только дает свои Ответы на Вызовы бытия, но и впервые бросает бытию собственный Вызов, действуя на основании антропных и духовных ценностей. Но, являясь органической частью бытия, человечество вынужденно само и ответить на этот Вызов.

Тому, каким образом осуществляется этот диалог и насколько влиятельным может оказаться субъект ценностей будет посвящен следующий заключительный раздел нашего исследования.

Глава 6. Ценностный фактор и его роль в общественном развитии Ценность наличествует везде, где существо встречается с существом, везде, где оно становится в гущу множественности, взаимосвязи, взаимодействия существований.

Х.Р. Нибур Задачей данной главы является определение роли ценностей в бытие личности и общества, анализ влияния ценностей на жизнедеятельность, изучение ценностного фактора как одной из доминант исторического процесса, выработка ценностного метода познания индивидуального и общественного бытия.

6.1. Ценностный подход к пониманию истории а) специфика ценностного фактора Особенностью философского знания является способность взаимного перехода концептуальных учений в методологические.

Это в полной мере касается и аксиологии, которая проявляет себя не только как теория ценностей, но и представляет особый метод исследования и анализа бытия с позиции отнесения к ценности.

Применение этого метода не было характерным для классической рациональной философии, а также для научной философии в виде марксизма или позитивизма, что, возможно, и стало одной из причин кризиса подобных теорий в современную постнеклассическую эпоху.

Попытка стремления к безоценочным суждениям, выступающая характерной чертой научного знания, была предпринята философами для противостояния религиозному мировоззрению еще в Новое время и привела к тому, что после синтеза философии и теологии был намечен новый синтез философии и науки.

Результаты этого процесса хорошо известны, и именно они во многом предопределили дальнейшее стремление философского знания к самостоятельному существованию и развитию. Антигуманизм, антиэкологизм как следствия развития классической рациональности и безоценочного научно-философского знания стали причинами острого кризиса последнего века второго тысячелетия, что способствовало как возникновению существенных перемен в самой фундаментальной и прикладной науке, так и демаркации философии от науки в целом.

Проявлением этих перемен стало внесение антропологического, субъективного, ценностного методов в качестве важнейших в философское знание, а в ряде случаев и в науку.

В данном случае речь не идет о том, чтобы все процессы и явления изучались и оценивались с точки зрения пригодности и полезности для человека, — эта позиция оказалась в достаточной степени претворенной в жизнь и уже привела к своим последствиям.

Перемены связаны с осознанием необходимости включения нравственного, духовного знания в структуру знания рационального, научного.

Однако новой системы ориентиров для гармоничного, устойчивого, бескризисного развития пока нет, и их поиск обусловил необходимость повышения интереса к самому исследованию ценностей индивидуального и общественного бытия, поскольку именно им принадлежит роль направляющей силы в процессе становления нового качества.

В то же время теоретическое понимание и изучение ценностного фактора развития еще не имеет достаточного освещения в контексте современного философского мировоззрения.

Если само понятие ценности и ценностных ориентиров были объектом пристального внимания в европейской и отечественной философии, то дефиниция, анализ и оценка ценностного фактора в развитии еще не получили достаточно разработанной теории.

Вместе с тем применение ценностного метода или подхода к пониманию развития в целом требует решения этой теоретической проблемы с учетом всех особенностей современной эпохи, не имеющей аналогов в известном нам прошлом.

Что представляет собой современный ценностный подход в понимании бытия в целом и истории человечества в частности Ответ на этот вопрос необходимо начать с изучения ценностного фактора, утверждение ведущей роли которого и составляет в самом общем виде суть ценностного подхода.

Сложная внутренняя структура ценности, включающая в себя субъективное и объективное, материальное и духовное не позволяет однозначно отнести ценностный фактор к какой-либо отдельной группе материальных, идеальных, биологических и других движущих сил процесса изменения и развития. Многоуровневость и включение свойств различных изолированных принципов в единую синтетическую основу составляет одну из наиболее ярких особенностей ценностного фактора.

Включенность такого компонента ценности как переживание, понимаемого как предпочтение на основе субъективных особенностей личности, таких как любовь, ненависть, страдание, радость и т.д., делают ценностный фактор, в достаточной степени, относительным и обусловленным целым рядом индивидуальных и коллективных психологических, волевых, нравственных, интеллектуальных качеств и свойств.

В то же время теоретическое исследование ценностного фактора становится возможным и необходимым, в той же степени, как и возможность самопознания, выступающего в данном случае главной и определяющей предпосылкой этого процесса.

Отнесенность к субъекту, спроецированность на его восприятие, оценивание и понимание мира составляет, таким образом, следующую важнейшую особенность ценностного фактора.

В силу того, что ценности, являясь ориентиром жизнедеятельности и развития, указывают определенное направление процесса изменения, выступая тем самым своеобразным проектом будущего в настоящем, ценностный фактор позволяет понять связь отдельных циклов или эпох становления бытия, осмыслить настоящее в его связи с прошлым и контролировать будущее через направление настоящего. Тесная связь ценностного фактора с временным и историческим параметрами является в этой связи его следующей особенностью.

В отличие от других движущих сил ценностный фактор указывает не на природу источников изменения, а на направление изменения, движение по которому осуществляется с помощью материальных и идеальных, биологических и социальных импульсов. При этом взаимосвязи ценностного и других факторов могут быть различны.

Так, с одной стороны, он может быть обусловлен географическим или экономическим фактором, а с другой, позволяет понять ориентир движения, осуществляемого под влиянием этих факторов.

Но в чем же тогда собственный потенциал и сила ценностного фактора Именно ценности становятся той причиной ради которой потенциальные разнородные силы и факторы проявляются вместе, многократно усиливая друг друга.

В стремлении к утверждению или воплощению ценности происходит сосредоточение, в процессе которого все слабые и сильные импульсы и факторы начинают работать в одном направлении. Монотонный физический труд, добыча пищи, спортивная тренировка, выполнение логической задачи — любая деятельность оказывается многократно ускоренной и качественно усиленной, если оказывается связанной с ценностным (смысло-значимым и наполненным субъективным переживанием) стимулом.

Утверждение ключевого значения ценностного фактора, таким образом, не отвергает роли иных движущих сил в процессе развития, оно, скорее, предполагает их присутствие и проявление как необходимых потенций.

Но именно ценностям отводится ведущее значение в понимании причин качественных сдвигов, когда внешнее обусловленное соединяется с внутренним субъективным.

Таким образом, ценностный фактор это источник, соединяющий в себе эмоциональные, волевые, нравственные, интеллектуальные и мистические способности человека или совокупности индивидов, выражающий субъективно-значимое стремление к осуществлению определенной цели.

Аккумулирование различного рода духовных и физических способностей в едином направлении многократно усиливает возможности каждой из них в отдельности. Поэтому деятельность, осуществляемая в направлении к ценности качественно отлична от «ценностнонейтрального» поведения.

Субъект обладает ценностным отношением как потенцией к изменению и совершенствованию бытия, также как бытие обладает различными качествами, открытыми индивиду. Если изменение происходит случайно, автоматически, без направляющей цели, оно стремиться к хаосу. Если имеет место внутренняя мотивация и осуществляется неслучайный выбор среди равных возможностей, неизбежно влияние ценностного фактора.

В истории человечества в различные эпохи развития с большей или меньшей силой проявлялись то одни, то другие движущие силы. Абсолютизация какой-либо из них была характерной чертой всей классической социальной философии, но современный период постнеклассического мировоззрения внес свои коррективы.

Наиболее успешным оказывается применение многофакторного подхода к анализу исторического процесса, который исходит из признания роли различных движущих сил, усиливающихся или ослабевающих в различных эпохах.

Ценностный фактор в этом контексте может играть как вспомогательную, так и ведущую роль, не умаляя значения биологического, социального или экономического детерминизма.

От эпохи к эпохе роль ценностного фактора в наибольшей степени проявлялась в кризисные, критические, пограничные периоды развития, когда фактор значимости и переживания становился выше, чем в периоды созидательного количественного накопления.

Современная же эпоха отмечена многомерным кризисом, в том числе и в отношении ценностных ориентиров прошлого. Поэтому ценностный фактор становится одной из главных движущих сил и его недооценка в этом качестве способна привести как к самым пессимистическим прогнозам, так и иллюзорно необоснованным надеждам. Ценностный фактор показывает меру, в которой окружающий мир обусловлен человеком, меру субъективиации бытия.

б) ценности как ориентир развития Говоря о ценностном факторе в истории, нам неизбежно придется решить вопрос, почему ценности есть не результат развития материального бытия, а его направляющая сила.

Для этого необходимо подчеркнуть, что ценностное понимание истории состоит в том, что она представляется знанием о человеке как самоопределяющемся существе. Что это означает Начнем с того, что вспомним о господствовавшем на протяжении всей истории однофакторном подходе к пониманию исторической реальности.

Исходя из доминирования того или иного фактора (движущей силы), история представлялась логической и строгой схемой, исключающей парадоксы.

Так, развитие общества объясняли обусловленностью природными инстинктами – потребностью в пище, жилье, материальных благах (марксизм), потребностью в удовольствие (З. Фрейд), проявлением естественной борьбы за власть (Ф. Ницше), влиянием космических и природных процессов, вызывающих те или иные общественные изменения (Л. Гумилев, А.

Чижевский) или объясняли их игрой слепой стихийной силы (А. Шопенгауэр). В каждом из случаев история выглядит объяснимой, ясной и похожей на задачу, ответ которой уже известен, необходимо лишь подобрать переменные.

Но если посмотреть на живых людей, их интересы и поступки, то можно заметить, что при действии на них одинаковых факторов природного, экономического или социального характера, они по-разному «отвечают» на внешние обстоятельства. В одних и тех же географических условиях, при одном и том же экономическом развитии, в условиях определенной солнечной активности и т.

д. люди выбирают различные ценности и ориентиры жизнедеятельности. Даже находясь в состоянии неудовлетворенности материальными условиями, одни выбирают путь аскезы, другие – стремятся изменить существующее положение в рамках существующей традиции, третьи – становятся бунтарями или преступниками.

Разбираясь в причинах этого, мы начинаем указывать на различия в их воспитании, влиянии семьи, учителей, друзей, степень их религиозности, внушаемости и т.д. Тем самым мы ищем ответы в индивидуальности самого человека, уникальности его генетических и приобретенных способностей. То есть «Ответом» всегда оказывается личность, глубинное «Я» человека.

Но что представляет собой «Я» кроме умозрительной абстракции, предложенной философской рефлексией Если мы попытаемся увидеть свою уникальность и обозначить контуры «Я», необходимо абстрагироваться от всего, что выступает по отношению к нему внешним того, что делает всех индивидов одинаковыми.

Прежде всего, это причина нашей внутренней несвободы – биологическая природа, со всем многообразием потребностей и влечений. Во-вторых, это то, что вызывает внутреннюю цензуру «Я» со стороны общества, ориентируя его на следование предлагаемым нормам и стереотипа поведения.

Если, помимо реализации природной программы и «социального заказа», в человеке остается нечто еще, связанное со сферой его собственного, не обусловленного средой выбора, то это и есть его экзистенциальный контур «Я».

Эта сфера, вместе с тем, не должна быть обусловлена и более сложными духовными актами, преследующими «первичные» природно-социальные цели, связанные со стремлением к вечной потусторонней жизни или достижением знания и информации ради обладания большим количеством власти.

По сути, убрав в человеке, влияние всех внешних факторов, мы можем увидеть только tabula rasa – чистую доску, где нет никакой «самости», нет «Я». В большинстве случаев, вероятно, это будет наиболее реальным результатом.

Однако, помимо витально ориентированных субъектов и субъектов, стремящихся к включенности в социум, существует некий экзистенциальный тип субъекта, ориентированный на внутренние цели, не выводимые и порой противостоящие биологическим и социальным потребностям. Это не означает, что индивидуальность «Я» присутствует только у особенных, духовно развитых индивидов, способных стать независимыми от внешних условий, хотя некоторые мыслители приходили именно к таким выводам. По нашему мнению, осознание пустоты «Я» может быть не только выводом о его невозможности, но основанием для его обретения. То, что одному дается без усилий, у другого требует множество времени и труда. Pages:     | 1 |   …   | 38 | 39 || 41 | 42 |   …   | 45 | Книги по всем темам

Источник: http://knigi.dissers.ru/books/istoriya/5529-40.php

Ценностный подход в истории

6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика

Поскольку объектом истор-го исследования выступает прошлое чел-го общества, то научное его изучение будет обязательно включать в себя опред-е отношение ученого к предмету исследования. В ист-ф-й практике историк пользуется понятиями (либеральный, демократ-й и пр.), с помощью которых он высказывает свои оценки изучаемых явлений. ЦП п.с. своеобразный способ познания.

В процессе научного познания ученый прибегает к двум осн-м способам освоения объекта исследования: научно-познават-му (логическому) и ценност-но-ориентац-му. 1 — в естествознании, 2 хар-н для соц-х наук.

Научно-познават-й – целью- открытие законов функционирования объекта, подведение разл-х явлений под общие понятия. ЦП сущ-т объективно и основывается на необходимости получения двух типов информации об объекте: научной и ценностной . От оценочной деят-ти историка зависят результаты исследования.

Проблема ЦП — на руб. XIX и XX вв. Инициатором — баденская школа неокантианцев в Германии.Оперируя с категорией ценности, Г. Риккерт пытался осмыслить весь комплекс методолог-х проблем истории.

Неокантианцы заявляли, что сущ-т опред-е общепризнанные достижения культуры, которые составляют безусловные ценности для чел-го бытия. -ценности религии, гос-ва, права, нравственности, искусства, науки.

В позитивистской ист-фии -не увидели в ценности объективного содержания и отрицали это понятие как препятствующее историку постигнуть объективную истину. Рум-й теоретик Ксенополь призывал историков «воздерживаться от всякой оценки и строго ограничиваться установлением фактов сообразно действ-ти, с указанием их причин» .

Неоднозначные суждения о месте ЦП —современной науке. Неообъективисты — ценностные суждения определяют специфику истор-го познания.

противоположны подходы в марксистской философско- истор-й лит-ре. (Поршнев, Козлов, болг-е фил. Стефанов,Качаунов и др.

), защищая принцип партийности, утверждали, что с введением категории ценности в историограф-ю практику вносится элемент субъективизма и неправомерно вообще ставить вопрос о специфике истор-го познания.

(Гулыга, Ковальченко, Могильницкий) настаивали на сущ-и в истории аксиолог-х суждений, но не ви дели самост-го значения ЦП, подчиняя его «принципу партийности» в науке.

М/у тем категория ценности реально функционирует в историограф-й практике. Коршунов, Рамазанов, Шаповалов.По своей природе ценности объективны. Они представляют из себя опред-е явления действит-ти, имеющие положит-е значение для личности, соц-й группы либо общества в целом.

Они многообразны и могут выступать как в матер-й, так и дух-й форме. В соци-м познании ведущая роль отводится ценностям полит-м, правовым, нравственным, эстетическим и др., т.е. отражающим специфич-ю культурную деяте-ть чел-ва.

они выступают как продукт практической деят-ти человека в разл-х ее формах.

Нельзя не учитывать того обстоятельства, что значимое в истории не всегда составляет ценность или, напротив, может выступать как препятствие на пути реализации культурных ценностей. = поступок Герострата, поджегшего храм Артемиды в Эфесе.

Важнейшая гносеологическая функция оценочных суждений в истор-й науке заключается в том, что посредством их объект познания — прошлое — рассматривается как явление значимое для современной деят-ти. неизбежны предпочтения в выборе предмета изучения, увлечения опред-ми истор-ми личностями, фактами и т.д.

Огромное значение ЦП имеет при отборе истор-х фактов.значение факта определяется его местом в причинно-следственном ряду, его ролью в выведении закона истор-го развития либо в образовании общего понятия.

Так или иначе, научный и ценностный подходы тесно взаимосвязаны и дополняют один другого, давая исследователю возможность избегать субъективизма в отборе фактов. Т. О., ЦП позволяет дополнить установленную связь фактов в эволюц-м процессе их значимостью для чел-ва.

С ЦП связана реализация некоторых соц-х функций истории, — соци-й памяти, воспит-й и .политико-идеоло-г-й. Оценка соц-но значимой деят-ти историка опред-ся тем, как он способствует формированию важнейших ценностных ориентаций субъекта в окружающем мире и т.д.

Системный подход

Он ориентирует исследователя на раскрытие целостности сложного объекта, на выявление многообразных типов связей объекта изучения, сведение их в единую картину, раскрытие внутренних механизмов функционирования объекта. Категория «система» включает в себя такие понятия, как «элемент», «связь».Системный подход характеризуется целостностью и комплексностью.

Изучаемая система рассматривается не со стороны ее отдельных аспектов и свойств, а как целостная качественная определенность. В современной научной литературе системность рассматривается как познавательный конструкт, не имеющий естественной природы и задающий специфический способ организации знаний и мышления.

Системность здесь определяется не столько свойствами самих изучаемых объектов, сколько целенаправленной деятельностью познающего субъекта. Системный подход ориентирует исторические исследования на выявление недостаточности старых традиционных предметов изучения и постановку новых задач.

Он позволяет выстраивать новые предметы изучения, задавая их типологические и структурные характеристики. Данный подход выявляет более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем научном знании.

С его помощью осуществляется поиск конкретных механизмов целостности изучаемого объекта и обнаружение разнообразной типологии его связей. На базе этого подхода разработан специальный историко-системный метод, получивший широкое распространение в практике исторических исследований.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/2019.html

1. Специфика ценностного отношения к миру

6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика

Дляустановления своеобразия ценностногоотношения к миру по сравнению сонтологической и гносеологическойустановками сознания — полезно обратитьсяк конкретному примеру. Предположим,мы созерцаем в летний полдень березу,растущую на берегу Волги.

Если мызадаемся вопросами о причинах возникновения березы, о соотношениислучайного и необходимого в ее бытии,о ее конструктивных функциях в рамкахокружающего ландшафта, то в данномслучае наше видение березы будет онтологическим.

Мы оказываемся здесьцентрированными на закономерностяхсуществования березы как таковой.

Еслиже мы интересуемся проблемами типа: “Акаково соотношение чувственного ирационального в нашем постиженииберезы?” или “А доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой посебе?”, то в этом случае наш ракурсисследования предмета будеттеоретико-познавательным.

Но глядя на березу, я могу отнестись к нейсовсем по другому. Береза на берегуВолги может выступить для меня символомРоссии – воплощением ее воли, необъятнойшири и нравственнойчистоты.Впрочем,я могу отнестись к той же березе и сугубоэстетически,просто наслаждаясь сочнойзеленью ее кроны на фоне синевы волжскихвод и полдневных, залитых солнцем, небес.

Однако при виде березы я могу занять икуда как более прозаическую, сугубоутилитарнуюпозицию,подсчитывая, например, сколько дров назиму можно заготовить, если эту березуспилить и поколоть.

Наконец, березаможет быть оценена мной и с той точкизрения, что из ее веток могут получиться отличные веники для бани и даже испытатьпри соответствующей яркости воображенияцелую гамму приятных телесно-эмоциональныхпереживаний.

Всеэти четыре типа отношений к березе будутносить именно ценностный характер, гдепроблемы ее собственного бытия и нашегоее познания не будут иметь принципиального значения. Береза здесь важна не самапо себе, а в еесо-отнесенности с нашими внутреннимипотребностями, интересами и чаяниями;она встраивается здесь в наш человеческиймир, занимая в нем определенное место.

Спецификаценностного отношения по сравнению сонтологическими и гносеологическимракурсом в том и состоит, что в отличиеот онтологического вопроса “чтопо самому своему существу представляютсобой данный предмет или явление?” игносеологического вопроса “какмы их познаем?”, оно подразумеваетответы на вопросы “вчем смыслсуществования данных вещей и явленийи насколько они важны (или не важны) длянашего человеческого существования вмире?”.

Ценностноеотношение к миру можно уподобить свету, высвечивающему перед человеком жизненную дорогу и во многом определяющему характер его движения по ней. Можносказать и несколько иначе:ценностное отношение определяет базовую конфигурацию жизненного мира человека– динамический порядок его тяготенийи отталкиваний, симпатий и антипатий,любви и ненависти.

Именноценностное измерение отличает человеческоебытие от животного. Животное всегдаприспосабливается к миру и живет всоответствии спрошлой целесообразностью.В его генотипе закодированы органы ичерты поведения, необходимые длявыживания в соответствующих условияхприродной среды.

Если эта прошлаябиологическая целесообразность перестаетсоответствовать внешней среде, то наступает гибель отдельной особи, а впредельном случае – гибель всего вида.

Даже у человекообразных обезьян — высшихпредставителей отряда приматов -наступает кризис адаптивного поведения,если задачи, поставляемые внешнейсредой, серьезно расходятся с историческиотобранными стереотипами и схемами поведения.

Конечно,животное стремится к вкусной пище, ктелесному комфорту и к позитивнымэмоциям (удовольствиям от игры, охотничьегоазарта и т.д.), проявляя зачатки ценностногоотношения к миру. Живя с человеком, оноспособно даже на демонстрацию некоторыхсоциальных чувств типа верности,жертвенности и т.д.

Но говорить оценностном отношении к миру в собственномсмысле слова нельзя. Здесь еще нетникакой свободы и никакого сознательногоценностного выбора, сколь бы поразительносложным и гибким ни было поведениеживотных. Они не могут целенаправленноизменить ни ценностных основанийсобственного бытия, ни условий внешнейсреды.

Животное не властно ни над своимпрошлым, ни над своим будущим. Оно живетв основном настоящими инстинктами ипотребностями.

Сущностьюже свободного ценностного бытия какраз является отрицание прошлойцелесообразности1,ибо человек имеет облик homosapiensдо той поры, покуда способен активноизменять как собственную жизнь, так ивнешние условия существования.

С этихпозиций не только неверен, но и глубокопорочен тезис, что задача воспитания –научить человека гибко адаптироватьсяк изменяющимся условиям социальнойсреды и что он должен-де научиться быстроменять социальные роли.

Таким путемможно воспитать лишь социальногоконформиста и приспособленца, не имеющихтвердой системы ценностей. В качествепредельного случая возможнадуховная смертьсвободной человеческой личности дажеи припродолжающейся биологической жизни.

Этот печальный финал наступает в тотмомент, когда личность полностьюутрачивает способность к духовномутворчеству, к критической оценке ипереоценке своих взглядов, привычеки ценностей.

Такимобразом, можно в самом общем виде выделитьследующие черты ценностного отношенияк миру:

— оноявляется исключительно многообразным;

— отличаетсяот онтологического и гносеологическогоракурсов понимания мира своей ярковыраженной практической направленностью;

— этовсегда свободноечеловеческоеотношение к бытию, отличное от биологическии исторически фундированной системыпредпочтений и отторжений у животного.

Источник: https://studfile.net/preview/1810297/page:137/

Скачать Баева Л.В

6.1. Ценностный подход к пониманию истории а)              специфика

Подробности Категория: Аксиология Создано: 2010-12-18 balum 3935

Название: Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории
Автор: Баева Л.В.

Астрахань: Изд-во АГУ, 2004.- 278 с.
PDF 1,3 мб Качество: ТЕКСТ РАСПОЗНАН

Язык: РУССКИЙ

В монографии исследуются проблемы становления и развития ценностей, анализируются ценностные приоритеты различных типов общества с позиции компаративного метода и экзистенциального подхода, раскрывается сущность ценностного фактора в природно-социальном развитии.

Работа обращена к специалистам в области социальной философии, к преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных специальностей, а также ко всем читателям, интересующимся проблемами философии, истории, культуры.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1.  Историко-аксиологический анализ феномена ценностей . 9 

1.1. Аксиологические идеи в контексте восточных традиций . 9 1.2. Аксиологические идеи в античности . 12 1.3. Развитие аксиологических идей (в эпохи средневековья, Возрождения, Просвещения) 14 1.4.

Аксиологические теории в немецкой классической философии . . 19 1.5. Формирование аксиологии как самостоятельной части философии (Г. Лотце, Баденская школа) 22 1.6. Развитие аксиологии в XX веке . 28 1.7. Аксиологическая традиция в России 50 1.8.

Классификация основных подходов к пониманию ценности . 59

Глава 2. Экзистенциальная сущность ценности . . 64

2.1. Ценность как субъективный феномен . . 64 2.2. Ценность и информация . 68 2.3. Ценность и экзистенция . 69 2.4. Оценивание как субъективация . 72

Глава 3. Ценностные основания бытия 75

3.1. «Ценностное основание» как онтологическое понятие . 76 3.2. Ценность существования . 81 а) что есть существование? 81 б) существование или смерть? . 83 б) мир как субъект ценности существования . 85 3.3. Время и его ценность . 89 а) взаимопринадлежность времени и существования . 90 б) время как негативная ценность . 91 в) время как условие смысла существования . 93 3.4. Развитие как ценность бытия . 94 а) развитие как синтез . 95 б) развитие как реализация 96 в) единство существования, времени и развития . 99 3.5. Информация и ее аксиологический смысл 100 а) современные представления об информации 100 б) информация как выражение уникальности 103 в) информация в информационном обществе . 103 3.6. Сознание: ценностно-онтологический анализ 107 а) феномен сознания в мироздании . 107 б) сознание как подлинное существование 110 в) бремя человеческого сознания . 111 г) общие итоги раздела . 115

Глава 4. Ценности общественного бытия . 116

4.1. Классификация форм общественного бытия . . 116 а) цивилизация и ее альтернатива . 117 б) традиционный и инновационный типы цивилизации . 119 4. 2. Гармония как ценность взаимодействия человека, социума и природы . 124 а) понятие гармонии в ценностно-экзистенциальном контексте . . 125 б) гармония как реальность 126 в) гармония как источник бытия . 130 г) гармония как совершенный итог бытия . 135 д) гармония как красота мира 138 е) гармония как всеединство . 141 ж) краткие выводы . . 144 4.3. Традиция как ценность существования социума . . 145 а) объективные условия формирования ценности традиции . 146 б) традиция как значимая информация . 148 в) традиция как всеобщий закон 151 г) традиция как основа духовного бытия 155 д) традиция как источник отрицания . 158 4.4. Свобода как ценность цивилизации . . 161 а) свобода как ценность западного мировоззрения . . 161 б) свободы и несвободы человека цивилизации . . 165 5.5. Гуманизм и антропоцентризм как ценностные приоритеты инновационной цивилизации 171 а) формирование ценности человека . . 171 б) достоинства и опасность антропоцентризма . 173 в) гуманизм и его аксиологический анализ  176 4.5. Рациональность как ценность . 179 а) отношение к рациональному мышлению в различных культурах . 179 б) переоценка ценности рациональности . 187 в) краткие выводы . 190

Глава 5.  Экзистенциально-аксиологический анализ истории мировоззрения инновационной цивилизации . 196

5. 1. Античная Греция 197 5.2. Античный Рим 204 5.3. Эллинизм 207 5.5. Эпоха gentes 207 5.6. Средневековье 209 5.7. Эпоха Возрождения . 215 5.8. Новое время («Дух капитализма») 217 5.9. Россия: особенности мировоззренческих ориентиров и ценностей 220 5.10. Особенности современной духовной ситуации . 225

Глава 6. Ценностный фактор и его роль в общественном развитии . 238

6.1. Ценностный подход к пониманию истории 238 а) специфика ценностного фактора 238 б) ценности как ориентир развития 241 в) экзистенциальная сущность ценностного фактора 243 г) ценностный метод в познании . 244 д) субъективность ценностного метода: недостаток или достоинство? 247 4.2. Возможности применения ценностного метода . 250 а) ценностный метод в формационном и цивилизационном контекстах 251 б) ценности и смысл истории 253 в) ценностный метод в социологии . 256

г) ценностный метод и философская антропология . 259

Заключение . 264

Литература и источники: 266

Источник: https://Platona.net/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/baeva_l_v_cennosti_izmenjajushhegosja_mira_ehkzistencialnaja_aksiologija_istorii/70-1-0-1471

Scicenter1
Добавить комментарий