7. 1. Диалектика как наука.: Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее

Круг вопросов философии. Предмет философии

7. 1. Диалектика как наука.:  Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее

Философия и наука

Функции философии или зачем человеку философия.

1.

Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет решать те проблемы, которые вне ее не решаемы. На данный момент Ф. не может определить сама себя в силу следующих характеристик: универсальность

предельная широта предмета;

парадоксальность.

подвергать сомнению все, что изучается;

теоретичность

В отличие от сегодняшнего времени ранее советская Ф. себя определяла как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Сейчас же Ф. можно только описать, исходя из того, что она или наука, или мировоззрение, или учение, или исследование человеческой экзистенции. Ф.

– это способность объяснять мир, проникать в сущность явлений, интерес к вечному. В древность Ф. определяли как любовь к мудрости, буквальный перевод Философии от греч. «Филио» – люблю и «софия» – мудрость.

Мудрость в соответствии с мнением Демокрита дает нам способность хорошо мыслить, делать и говорить.

Философия порождает разделение знаний на следующие группы: обыденное (оно не дает мудрости), научное (оно дает интеллект, но не мудрость) и мировоззрение (способность оценивать и решать вечные вопросы). В частности мировоззрение, сформированное на основании Ф. дает пище для размышлений о смысле жизни, об истории, о смертности души и тела и т.п.

Носителем мудрости в разных странах мог быть старец, философ-мыслитель, духовный наставник. Смысл мудрости состоит в возвышении души, достижения экстаза. Начальный смысл мудрости – возвышение над обыденными знаниями о мире. Такой смысл мудрости сохраняется сейчас в традиционной индийской Ф. и религии.

В Европе же смысл мудрости в понятии «София», которое не означает возвышение души, а означало творчество, воплощение идеи в действительность. Ф. не исчерпывает всей мудрости, она одна из частей мудрости. Иными гранями мудрости являются: теософия (мудрость бога) и этософия (нравственная, эстетическая мудрость).

Теософия – абсолютное знание, приобщение человека к знаниям бога. Этософия составляет практический аспект, нравственная мудрость, благоразумие. Ф. – теоретическое, абстрактное знание человеком мудрости, явлений мира и сущности вещей. Ф.

– вид сознания, который познает мир в его целостности и взаимодействии человека и космоса.

Ф. – вид теоретизирования, который позволяет работать над собой. Ф. – это вид мировоззрения. Ф. способна помочь человеку с обыденным сознанием формировать свое мировоззрение.

2.

В науке выделяют 3 вида мировоззрения: мифологическое

Религиозное

Философское

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Миф – беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за рамки словесных выражений. Это не история, а реальность, в которой живет человек с мифологическим сознанием. В древности миф служил практическим руководством к действию и поведению человека. Архаичные мифы складывались стихийно, не записывались и передавались устно, но самое важное – в это верили и этим жили.

В мифах присутствовали боги, которые приближали миф к религии, но на самом деле мифические боги были лишены божественных характеристик, которые им приданы сейчас. Бог не был сверхсуществом, сакральным и неприкосновенным.

Боги были не так почитаемы, как в Средние века. Отношения человека и богов были подчинены принципу оборотничества: бог мог стать человеком, спуститься на землю, а человек мог стать богом.

Человек отождествлял себя с богом, и поведение богов было похоже на поведении людей.

https://www.youtube.com/watch?v=sUHhvPOIjt8

Сюжеты мифов были самыми разнообразными, но мотивы их у всех народов мира были одинаковы: мифы посвящались решению проблем о происхождении мира, о добре и зле, о смысле жизни и вечности души.

Такой тип мировоззрения был способом познать мир, и с каждым предметом мира был связан миф, который объяснял его смысл и назначение. Материальные предметы мира наделялись душой, и человек не выделял себя из окружающего мира.

Эта синкретичность мышления и способствовала появлению мифа. Таким образом, миф – это реальность, а в реальности нет ничего сверхъестественного.

Мифосознание не дает знания в достоверной форме. Миф составляет духовные сокровища племени, образует его ценностные ориентиры. Миф также способствовали сплочению племен.

Черты мифосознания присутствуют и в сознании людей ХХ века, что выделилось в отдельное явление – РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ. ХХ век породил новые мифы, а некоторые авторы обосновывают такое мнение, что миф существовал всегда и будет существовать. Рефмифологизация – это явление утверждения мифа в современном общественном сознании.

Мифологический человек воспринимает мир целостно и не выделяет себя из него, из природы и из общества. Он не задумывается о причинно-следственных связях. Мифосознание связано прежде всего с преобладанием эмоций над разумом, а, следовательно давлением правого полушария головного мозга над левым, отвечающим за логику человеческой мысли.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познаваемо и выпадает из цепи причинно-следственных связей. Со сверхъестественным связана и философия, в частности в Ф. существуют такие понятия, как мировая идея, абсолютная идея, мировой разум и т.п.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в его особом отношении к сверхъестественному. Это особое отношение и создает религиозную веру, которая также связана с эмоциями. Религия ставит вопросы о происхождении мира, смысле жизни, устройстве Вселенной и т.п.

И дает последовательные ответы на эти вопросы в определенной системе. У религиозного мировоззрения есть свой понятийный аппарат, а также мораль, законы бытия и нормы.

Появление таких норм и заповедей – это прогресс в познании мира и определенная позиция по поводу соотношения добра и зла и их роли.

МИФ И РЕЛИГИЯ

Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жрецы. Священнослужители. Они профессионально строят религиозную идеологию и вносят ее в массовое сознание. Данные заповеди контролируют всю жизнь человека и его поведение.

Религия, в отличие от мифа, удваивает мир: есть реальность и есть что-то высшее (сверхъестественное). Есть мир сакральный и профонический.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийный аппарат. Ф. оперирует истинами относительными, но не догмами, хотя ссылки на вечные истины возможны. Догматично религиозное мировоззрение, т.к. там оперируют догматами – вечными истинами.

Ф. советского периода также была догматичной, т.к. она основывалась на диалектике.

Ф. как любой вид сознания существует на 2 уровнях: 1) систематичное теоретическое знание (производят философы-профессионалы); 2) жизненная Ф. как достояние разумного человека.

РАЗЛИЧИЯ ФИЛОСОФСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ

1) Ф. плюралистична – она существует в единстве множества школ и течений. Религия монистична – есть только догмы, которые сомнению не подвергаются. Религия оперирует вечными истинами, а Ф. – истинами относительными.

2) любая религия есть система замкнутая, тогда как Ф. – система открытая, т.е. всякое философское течение существует как часть единого исторического процесса.

3) Религия полностью контролирует, регламентирует поведение человека. Ф. только может направлять человека в том или ином направлении, она лишь оказывает влияние на самосознание.

4) религия серьезна и лишена игрового момента; Ф. или некоторые ее течения присутствует игра.

3.

Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен знать?

3) На что я смею надеяться?

4) Что такое человек?

Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:

Конечен или бесконечен мир?

Что такое истина?

Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?

Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

Что есть человек и какового его место в универсуме?

Есть ли направления в развитии Вселенной?

Есть ли у Вселенной конец?

Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?

Какова природа человеческого разума?

Что есть добро и зло?

Есть ли границы в познании?

Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.

Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.

Группы проблем в Ф.:

§ Онтологические (учение о бытии)

§ Гносеология (учение о познании)

§ Антропология (Учение о человеке)

§ Аксиология (наука о ценностях)

§ Праксиология (учение о практике)

В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.

Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично- материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.

Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления – материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям.

Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.

); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума.

А также в ХХ веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.

ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма

Одно и наиболее важное – это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические – т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»

Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.

Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.

Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.

На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:

1) субстанциональная сторона – ставит вопрос об основе мира

2) познавательная сторона – вопрос о онтологии;

3) смыслосодержащая сторона – вопрос о смысле человеческой жизни

4) методологическая сторона – вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.

ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.

Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В ХХ в. Ф. часто обслуживала политические идеи, н-р, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.

Также к ХХ в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только:

ü Онтология

ü Гносеология

ü Праксиология

ü Аксиология

ü Философская антропология

ü Этика, эстетика

ü Философские вопросы естественных наук.

4.

Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определения науки.

Неопозитивизм (науковедение) разрабатывает критерии отнесения знаний к научным или ненаучным:

1. Верификационный критерий означает, что наука стремится все свои положения подтвердить фактами и проверить опытами.

2. Фальсификационный критерий означает, что эмпирические утверждения науки могут быть проверены и опровергнуты.

Оба данных критерия сейчас к Ф. не применимы.

3. Парадигмальный критерий, т.е. особое свойство науки – создавать фундаментальные теории. Ф. никогда господствующей парадигмы не имела.

4. Методологичность состоит в том, что добывают новые знания при помощи определенных методов: наблюдение и эксперимент, методы математики и статистики. Ф. себя методами не ограничивает.

5. Способ решения проблем: в науке есть круг открытых общезначимых проблем, которые значимы для любого ученого. В Ф. такого нет: нет одного решения на одну и ту же проблему и нет равнозначных для любого философа проблем.

6. Развитие науки отличается от развития Ф. В науке есть прогресс и движение в сторону объективной истины, в Философии же прогресса нет и быть не может: новая концепция не обесценивает старую, философские идеи живут, пока ими кто-то интересуется.

7. Научное знание безлично и интерсубъективно, философия же всегда носит авторский характер. Единства в философии быть не может, т.к. все люди никогда не будут думать одинаково.

ОБЩЕЕ У НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

1. Теоретичность.

2. Как в философии, так и в науки есть популярно изложенные варианты теорий (беллетристика).

5.

Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф.

Однако почти всегда есть ситуации, когда традиционная жизнь не дает ответов и есть потребность в решении этих ситуаций. Путями решения могут быть: 1) обращение к религии; 2) ответ в стереотипах; 3) обращение к Ф.

Последний вариант решения использует только человек с развитым самосознанием, у которого присутствует «Я – концепция».

Обычно философствование человека начинается с вопросов о добре и зле и их взаимодействии, а также основной проблемой является человек и мир и их взаимоотношения. Решение последней проблемы в философии происходит через теоретические средства.

Философское отношение человека к миру состоит в способности человека включаться в мир и уходить из мира.

Уход из реальности, как правило, происходит при неудовлетворенности реальным миром, когда человек строит собственный мир, где решены все проблемы и в построении этого мира, как раз и помогает философия.

Философия – это уникальный феномен культуры и как любое уникальное явление требует больших затрат энергии. Именно поэтому в СССР не было бурного развития философии: отсутствовала свобода и сам строй тормозил развитие данного предмета. С 1917 г.

была ясная программа развития мира и стояла четкая цель, а в данных условиях не может быть различия мнений и появления течений, что свойственно для философии. Философия возникает только там, где есть сомнение в исходных ценностях отношения человека к миру, где есть проблема цели, смысла жизни и т.п.

соответственно, философия – вид мировоззренческого сознания и ориентирует на космос и выявление отношений человека к миру, а не общества к человеку и космосу. Следовательно, философия общественной наукой не является.

КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ

1. Понятие «бытие» в истории философии.

Источник: https://studopedia.org/6-34955.html

7. 1. Диалектика как наука.: Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее

7. 1. Диалектика как наука.:  Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее
Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее отличие от других типов мировоззрения, основные этапы развития философии, учение о бытии, материи и ее атрибутах, о соотношении материи и сознания.

Теперь нам предстоит основательно разобраться в очередных узловых проблемах философии: развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются ? Каковы источник развития, его механизм и главная направленность?

На эти и ряд других вопросов пытается дать ответ диалектика важнейшая составляющая диалектико-материалистической философии, к изучению которой мы приступаем.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.

д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

Термин «диалектика» в школе Сократа-Платона означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.

Итак, что же такое диалектика? Диалектика — это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная — это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей.

Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

В средние века, когда философия почти на тысячу лет превратилась в служанку богословия, активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались.

И только в эпоху Возрождения, в учениях Н. Коперника, Д. Бруно и Г. Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом.

Однако в наиболее полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников.

Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики.

Собственно говоря, диалектика Гегеля — это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

По Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей.

Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

К. Маркс не сразу пришел к материалистической диалектике, хотя размышления о диалектике есть в его ранних работах, в подготовительных тетрадях к докторской диссертации. Разработка принципов, категорий и законов диалектики шла наряду с освоением рационального содержания и критикой идеалистической диалектики Гегеля. В чем же различие диалектики Гегеля и диалектики Маркса?

«Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, — писал Маркс, — ибо я — материалист, а Гегель — идеалист.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от ее мистической формы, а это как раз и отличает от нее мой метод». (Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32. С. 448. ). Поэтому, по мнению К.

Маркса, задача заключалась в том, чтобы перевернуть диалектику Гегеля с головы на ноги и вскрыть под мистической оболочкой ее рациональное зерно.

Более подробно анализ противоположности диалектики Гегеля диалектике Маркса будет осуществлен в процессе рассмотрения законов и категорий диалектики. Здесь же следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Что такое метод?

В общем плане метод познавательной деятельности — это способ достижения определенных результатов в познании мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями.

Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования — субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода.

Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.

Единство мира предполагает существование всеобщих приемов и способов познания, всеобщих методов. Таким всеобщим методом и является диалектика. Если диалектику как науку, как общую теорию развития мы используем для объяснения каких-то явлений, то для получения новых знаний мы используем ее как метод познавательной деятельности.

Однако в истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой альтернативный метод — метафизический.

Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным своей основе, а предметы и явления в нем — вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям.

С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое, для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга, существуют вне связей и отношений между собой.

Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении и развитии, метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя, в частности, к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях, метафизика — во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей.

считая их внутренне непротиворечивыми, и в конечном счете зачастую приходит к идее первотолчка.

Следует сказать, что метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, поскольку был связан с определенной, начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т. е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные, данные вне связи с другими.

Это соответствовало эпохе, когда естествознание занималось, главным образом, накоплением фактических данных, их эмпирическим описанием и классификацией. Но разложение вещей на отдельные части, классы правомерно только в ограниченных пределах, когда необходимо вычленить отдельный предмет из общей связи явлений, разделить целое на части.

Это необходимый и оправданный исследовательский прием, но за ним должен следовать другой — выявление связей и отношений, общих закономерностей и противоречий, от чего метафизика уже отказывается, неправомерно останавливаясь на полпути.

Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Метафизика нередко проявляется в виде преувеличения момента устойчивости, покоя, что приводит к оправданию застоя, к догматизму. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания конкретности истины, т. е.

зависимости от условий, времени и места. Положения, бывшие истинными для своего времени и обстоятельств, догматик превращает в неизменные догмы, будто бы годные на все времена и для всех народов.

В итоге догматизм ведет к застою в научной мысли и общественной деятельности.

С другой стороны, абсолютизация изменчивости, движения, отрицание всякого, в том числе и относительного покоя ведут к релятивизму.

Ярким примером релятивизма может служить высказывание древнегреческого философа Кратиля, который говорил, что нельзя не только дважды, но и один раз ступить в одну и ту же реку.

Этот философ преувеличивал изменчивость вещей, за которой терялись их относительная устойчивость, постоянство, равновесие.

Говоря о диалектике, мы определили ее прежде всего как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики — всеобщая связь и развитие. Поэтому следующий важный вопрос, который следует рассмотреть, это сущность принципов диалектики.

Источник: https://knigi.news/uchebniki-filosof/dialektika-kak-nauka-52702.html

Философия Экзамен

7. 1. Диалектика как наука.:  Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее

23.Проблема человека в современной западной философии: психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг,Э. Фромм); экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А Камю, Ж.П. Сартр, Э. Фромм).

Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире.Экзистенциализм как направление философии начал зарож­даться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в.

приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Способствовали следующие причины:нравственные, экономические и политические кризисы, охва­тывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку; опасность гибели человечества; усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку;распространение фашистских и иных тоталитарных режи­мов, полностью подавляющих человеческую личность;бессилие человека перед природой и перед техногенным об­ществом.Проблемы:уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;проблема отчуждения человека;проблема одиночества, заброшенности человека;проблема бессмысленности жизни;проблема внутреннего выбора;проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.

Сьорен Кьеркегор.

Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, духом, пределами и механизмами по­знания — и почти не уделяет внимания человеку?Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к че­ловеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».Философом были выделены понятия:неподлинное существование — полная подчиненность челове­ка обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;подлинное существование — выход из состояния подавленно­сти обществом, сознательный выбор, нахождения себя, пре­вращение в хозяина своей судьбы.Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхож­дении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую;этическую; религиозную.На эстетической стадии жизнь человека определяется внеш­ним миром. Человек «плывет по течению» и стремится только к удовольствию.На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.На религиозной стадии человек глубоко осознает свое при­звание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятстви­ем на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несет свой крест» (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.Карл Ясперс— немецкий философ — был од­ним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. (в книге «Психология мировоззрений», вышедшей в 1919 году — после окончания первой мировой войны).Согласно Ясперсу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью — «как все». При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его даль­нейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и стано­вится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пони­манию некого высшего абсолюта.Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобо­ждает энергию, осознает себя через так называемые «шифры» трансцедентального:эротику, секс;единство себя с собственным внутренним миром; свободу; смерть — конечность бытия.Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартрапроблема выбора.Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие».»Для-себя-бытие» — высшая реальность для человека, приори­тетность для него, прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие» — различные взаимоотношения с дру­гими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отно­шение к нему «другого».Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», осно­вание активности — свобода.Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном, а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти). Такой вид решения Сартрименует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.Вся жизнь — цепочка различных «маленьких жизней», отрез­ков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это тоже выбор).Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, — мое»).Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Альбер Камюсделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бес­смысленна.Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя­ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима­ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека — абсурд (в переводе — не имеющая оснований).Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее ка­завшееся важным для человека, — увлечения, карьера, богат­ство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире, а в самом сущест­вовании человека.Мартин Хайдеггерзанимался разработкой са­мих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.Экзистенция, по Хайдеггеру, — бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи­лософом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из:»бытия с другими»; «бытия самого себя».»Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его пол­ную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».

«Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других.Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только вэтом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окру­жающем мире — главная проблема и забота человека.

Психоанализ — направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Зигмунд Фрейд.

Два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты.Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализованное в реальной действительности.Фрейдом выделяются две схемы психики:топографическая;динамическая.При топографическом подходе бессознательное представляет­ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.При динамической схеме психика представляется как сово­купность трех слоев — Оно, Я, Сверх-Я.«Оно» — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.»Я» — сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.»Сверх-Я» — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.»Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удается сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Фрейд сравнивает «Я» со всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь («Оно») — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также «Сверх-Я» — нормы и запреты — часто подчиняет «Я».Таким образом, «Я» человека (по Фрейду — «несчастное че­ловеческое Я»)испытывает мощное давление с трех сторон:бессознательного — «Оно»;внешнегомира;норм, запретов — «Сверх-Я»;и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные).Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру»желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и куль­турного творчества.Согласно первой психологической системе в основе бессозна­тельного лежит «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:в сексуальных действиях;в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализовантрояко:»выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;вытеснен в бессознательное;подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация по­давленной энергии и преобразование ее в культуру.Ритуал — коллективноебессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество — религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.По мере развития цивилизации человеческие страсти подав­ляются все больше и больше. Это приводит:к массовым психозам, всенародной депрессии;к необходимости конструирования более сложных, изощрен­ных ритуалов.В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.Объединение людей в массу, идентификация с лидером спо­собствует укоренению в «бессознательном» толпы иллюзии са­моценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лиде­ру), безопасности.Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич­ность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

Карл Густав Юнг(1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.Архетипы — универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Цель философии — помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действитель­ность.

Архетипы имеют различия в своих сочетаниях. Человек рождается с определенной структурой мозга, которая складывалась от поколения к поколению, поэтому нет врожденных представлений, но есть предрасположенность, проявляющаяся в определенных ситуациях.

Эрлих Фроммпоставил проблему противоречи­вости человеческого существования.

Фромм выделяет основные противоречия челове­ческого существования:патриархат и матриархат;гуманистическое и авторитарное сознание;власть и подчинение;стремление к обладанию и просто жизнь;личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);»свобода от» и «свобода для» — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, — помочь человеку решитьэти противоречия. Главный способ их решения — культивирова­ние всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.

24.Философия познания и науки: позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах), неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн), постпозитивизм (Т. Кун, М. Полани, К. Поппер), феноменология (Э. Гуссерль), герменевтика (Ф.Д.Э. Шлейермахер, Г.Г. Гадамер).

19-20 век – концепция неоконтианства, неопозитивизма, критического позитивизма, философии научного познания. Наука как социальный институт развивается динамично и продолжает диффундироваться из-за углубления сферы исследования. Позитивизм – идея положительного знания. Предлагает освободиться от философских абстракций.

Позитивное тождественно данному, точто поддается эмпирической и логико-математической проверке. Огюст Конт, Г. Спенсер и Эрлих Мах объясняли природу на основе религии. Природные явления сводятся сверхъестественным факторами сущностной причиной. Возникает научная картина мира. Позитивизм борется с метафизическим знанием (ненаучным). Наука не объясняет действительность.

А описывает ее (почему). Философия как позитивная дисциплина должна стать философией науки. Конкретные науки должны выявить частные случаи. Философия должна познавать общие закономерности. Систематизировать научное знание. Возникает эмпириокритицизм – критика опыта. Поддерживают позицию положительного, опытного знания, критику метафизических подходов. Субстанция, причинность.

Материальное, идеальное не претендует на построение структуры познания. Неопозитивизм – 20 годы 20 века. Критика метафизики (неясность определений, усложнение языка, оперирование понятиями – чистый разум). Нужно освободить от этих понятий. Логический позитивизм – не наука, а особый вид позитивирования.

Высказывание по расселу: метафизические, эмпирические, логико-математические. Критерии верификации: принцип верификации (веритас – истинность), тогда они имеют смысл – атомарные высказывания. Молекулярные не связаны с истинным высказыванием.Пост позитивизм – позиция критического рационализма. Т. Кун и Поппер.

Нельзя оценивать отдельные высказывания, нужно оценивать всю действительность – науку в целом. Эмпирический уровень связан с теоретическим. В теме науки присутствуют философские концепции, связанные с наукой. Наука требует к себе различных подходов (историко-научного, методологического, психологического, логического). Принцип фальсификации.

Должна быть опровержимость любого суждения, относящегося к науке. Знание не может просто накапливаться. Оно может дополнять, развивать друг друга.Томас Кун: в науке нет собрания идей, теорий. Есть объект – человек ученый, связанный с ученым советом.

Социальные институты науки опираются на единый стиль мышления и признание фундаментальных теорий познания – парадигма – дисциплинарная матрица. Она подчиняется правилам, состоит из упорядоченных элементов различного рода. Дисциплинарная матрица – символ обобщения признается всеми; метафизическое, общелогическое представление модели; общие ценности высказываний.

Они должны быть просты и логичны, с увеличеной степенью вероятности; на образцы можно ссылаться. Происходит смена парадигм. Нормальная наука, накопление материала, совершенствование методик. Позитивная эулистика – учение о том, каким путем надо идти. Жесткое ядро – постоянные суждения. Внутренняя история науки базируется на совокупности идей.Внешнее – форма организации идей.

Свои идеи Эдмунд Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931).

Феноменология буквально означает учение о феноменах. Феномен — это структура сознания. Но в нем же дан и объект, так что в феномене субъект и объект слились воедино. Конечно, это слияние не надо понимать буквально.

Гуссерль ничуть не сомневается в том, что телесный мир существует сам по себе и в случае, например, природных явлений, независимо от сознания человека. По Гуссерлю, сознание всегда направлено на объект, оно интенциально (латинский термин «интенцио» означает стремление).

Но сознание не только направлено на объект, оно еще имеет дело с его смыслом, смысл объекта явлен сознанию. Сознание — это временной поток, внутренне организованный и независимый от объекта Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода.

Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е.

после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей». Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. По мнению Гуссерля, кризис науки и философии обусловлен тем, что удовлетворявшие всех ученых, ранее существовавшие критерии научности перестали действовать. Прежние нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

Фундаментальная проблема герменевтики — как правильно понимать какой-нибудь текст — превратилась в центральную проблему методологии исторических и филологических наук. Двойственность понимания — понимание языка и понимание говорящего, т.е. полярность индивидуального всеобщего, которое, кроме всего прочего, подлежит грамматической и технической интерпретации.

Шлейермахер утверждал, что понимание всегда проблематично. Проблема понимания постоянно присутствует в общественно-исторической жизни человека. Проблематич­ность понимания и универсализация герменевтики — вот тот поворот, который совершил Шлейермахер. Шлейермахер в качестве главной задачи называл обоснование и разработку герменевтики как общей теории понимания.

Источник: https://studfile.net/preview/4309969/

Вопрос. 1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия

7. 1. Диалектика как наука.:  Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее

(1)

1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии,философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество.

2.В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

сущность бытия;

• происхождение бытия;

• материя (субстанция), ее формы;

• сознание, его происхождение и природа;

• взаимоотношение материи и сознания;

• бессознательное;

• человек, его сущность и существование;

• душа, духовный мир человека;

• общество;

• общество и человек;

• природа;

• природа и общество;

• духовная сфера жизни общества;

• материально-экономическая сфера жизни общества;

• социальная сфера общества;

• общественно-экономические формации, цивилизации;

• перспективы человека, общества;

• экология, проблемы выживания;

• особенности познания;

• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;

• ограниченность и безграничность познания;

• движение;

• философские категории;

• диалектика и ее законы;

• иные вопросы.

3. Основными методами философии(путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

• диалектика;

• метафизика;

• догматизм;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижение, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии,и философскими методамиявляются:

• материализм;

• идеализм;

• эмпиризм;

• рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте ичувственных ощущениях».)

Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

(2)

  1. Пространство и времяаприорные формы чувственности

Чтобы разрешить этот каверзный вопрос, Кант пересматривает прежнее представление о человеческой чувственности, согласно которому чувственность лишь доставляет нам многообразие ощущений, в то время как принцип единства исходит из понятий разума.

Многообразие ощущений, говорит Кант, действительно дает нам чувственное восприятие; ощущение — это содержание, материя чувственности. Но помимо того, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые эти ощущения с самого начала как бы «укладываются», с помощью которых они как бы упорядочиваются. Эти формы — пространство и время.

Пространство — это априорная форма внешнего чувства (или внешнего созерцания), тогда как время — априорная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания).

Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются только на форму чувственности, а не на чувственный материал.

А таковы, по Канту, именно суждения математики, которая конструирует свой предмет, опираясь либо на чистое созерцание пространства (геометрия), либо на чистое созерцание времени (арифметика). Это не значит, конечно, что тем самым математика не нуждается в понятиях рассудка.

Но одними только понятиями, без обращения к интуиции, то есть созерцанию пространства и времени, она не может обойтись.

Таким образом, рассмотрение пространства и времени не как форм бытия вещей самих по себе, а как априорных форм чувственности познающего субъекта позволяет Канту дать обоснование объективной значимости идеальных конструкций — прежде всего конструкций математики. Тем самым и дается ответ на вопрос, как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения.

  1. Рассудок и проблема объективности познания

Нечто неизвестное — вещь, воздействуя на чувственность человека, порождает многообразие ощущений, которые упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания — пространства и времени; располагаясь как бы рядом друг с другом в пространстве и времени, ощущения составляют предмет восприятия.

Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер; для того чтобы оно превратилось в опыт, то есть в нечто общезначимое и в этом смысле объективное, необходимо участие другой познавательной способности, а именно мышления, оперирующего понятиями. Эту способность Кант именует рассудком.

Кант определяет рассудок как деятельность, отличая ее тем самым от восприимчивости, пассивности, характерной для чувственности. Однако при этом деятельность рассудка формальна, она нуждается в некотором содержании, которое как раз и поставляется чувственностью.

Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала (организованного на уровне восприятия с помощью априорных форм созерцания) под единство понятия.

Отвечая на вопрос, как индивидуальное восприятие становится общезначимым, всеобщим опытом, Кант утверждает: этот переход осуществляет рассудок с помощью категорий.

Именно то обстоятельство, что рассудок сам конструирует предмет сообразно априорным формам мышления — категориям, — снимает, по Канту, вопрос о том, почему предметы согласуются с нашим знанием о них.

Мы можем познать только то, что сами создали, — эта формула лежит в основе теории познания Канта, поставившего деятельность трансцендентального субъекта на место субстанции прежнего рационализма.

Однако, отвергнув субстанциализм прежней философии, Кант оказался перед вопросом: что именно служит последним основанием единства, без которого рассудок не мог бы осуществлять свою функцию объединения многообразного? Такое высшее единство Кант может искать только в субъекте.

И он усматривает его в том всегда тождественном себе акте, который сопровождает все наши представления и впервые делает их возможными: акте самосознания, выражающемся в формуле: «Я мыслю».

Этот акт Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (самосознания) и считает его источником всякого единства. Категории представляют собой, по Канту, как бы частные формы (спецификации) этого высшего единства.

И в то же время Кант не считает рассудок высшей познавательной способностью: ему недостает цели, то есть движущего стимула, который давал бы направление его деятельности.

Существует ли среди наших познавательных способностей такая, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели? Согласно Канту, такая способность существует, и называется она разумом.

Рассудок, по Канту, всегда переходит от одного обусловленного к другому обусловленному, не имея возможности закончить этот ряд некоторым последним — безусловным, ибо в мире опыта нет ничего безусловного.

В то же время человеку свойственно стремление обрести абсолютное знание, то есть, говоря словами Канта, получить абсолютно безусловное, из которого, как из некой первопричины, вытекал бы весь ряд явлений и объяснялась бы сразу вся их совокупность.

Такого рода безусловное предлагает нам разум в виде идей. Когда мы ищем последний безусловный источник всех явлений внутреннего чувства, мы, говорит Кант, получаем идею души, которую традиционная метафизика рассматривала как субстанцию, наделенную бессмертием и свободной волей.

Стремясь подняться к последнему безусловному всех явлений внешнего мира, мы приходим к идее мира, космоса в целом. И, наконец, желая постигнуть абсолютное начало всех явлений вообще — как психических, так и физических, — наш разум восходит к идее Бога.

Идеи у Канта — это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задаче, которую оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулятивную функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности, но не более того.

Отказав человеку в возможности познавать предметы, не данные ему в опыте, Кант тем самым подверг критике идеализм Платона и всех тех, кто вслед за Платоном разделял убеждение в возможности внеопытного познания вещей самих по себе.

Таким образом, достижение последнего безусловного — это задача, к которой стремится разум. Но тут возникает неразрешимое противоречие. Чтобы у рассудка был стимул к деятельности, он, побуждаемый разумом, стремится к абсолютному знанию; но эта цель всегда остается недостижимой для него.

А поэтому, стремясь к этой цели, рассудок выходит за пределы опыта; между тем лишь в данных пределах его категории имеют законное применение.

Выходя за пределы опыта, рассудок впадает в иллюзию, в заблуждение, предполагая, что с помощью категорий он в состоянии познавать внеопытные вещи сами по себе.

Эта иллюзия, согласно Канту, характерна для всей предшествующей философии. Доказать, что идеям разума, побуждающим рассудок выйти за пределы опыта, не может соответствовать реальный предмет, Кант пытается с помощью обнаружения противоречивого характера этого мнимого предмета.

Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений, характеризующих свойства мира. Так, тезис о том, что мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени, так же доказуем, как и противоположный тезис, согласно которому мир бесконечен в пространстве и безначален во времени.

Обнаружение такого противоречия (антиномии), согласно Канту, свидетельствует о том, что предмет, которому приписываются эти взаимоисключающие определения, непознаваем. Диалектическое противоречие, по Канту, свидетельствует о неправомерном применении нашей познавательной способности.

Диалектика характеризуется, таким образом, отрицательно: диалектическая иллюзия имеет место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются конструировать не мир опыта, а мир вещей самих по себе.

  1. Явление и «вещь в себе», природа и свобода

Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, Кант проводит водораздел между миром явлений и непознаваемым миром «вещей в себе» (то есть вещей, как они существуют сами по себе).

В мире явлений царит необходимость, все здесь обусловлено другим и объясняется через другое. Тут нет места субстанциям в их традиционном понимании, то есть тому, что существует само через себя, как некоторая цель сама по себе.

Мир опыта в целом только относителен, он существует благодаря отнесению к трансцендентальному субъекту. Между «вещами в себе» и явлениями сохраняется отношение причины и следствия: без «вещей в себе» не может быть и явлений.

Кант не в состоянии тут избавиться от противоречия: он применяет незаконно одну из категорий рассудка — причинность — по отношению к «вещам в себе».

Мир «вещей в себе», или, иначе говоря, умопостигаемый мир, мог бы быть доступен лишь разуму, ибо он полностью закрыт для чувственности. Но разуму теоретическому, то есть науке, по Канту, он недоступен. Однако это не значит, что мир этот вообще никак не свидетельствует о себе человеку: он, по Канту, открывается практическому разуму, или разумной воле.

Практическим разум здесь называется потому, что его функция — руководить поступками человека, то есть устанавливать принципы нравственного действия. Воля позволяет человеку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), а потому Кант и называет ее разумом практическим.

Существо, способное действовать в соответствии со всеобщими, а не только эгоистическими целями, есть свободное существо.

Свобода, по Канту, есть независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Если в мире эмпирическом, природном всякое явление обусловлено предшествующим как своей причиной, то в мире свободы разумное существо может «начинать ряд», исходя из понятия разума, вовсе не будучи обусловленным природной необходимостью.

Кант называет человеческую волю автономной (самозаконной). Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами — будь то природная необходимость или даже божественная воля, — а тем законом, который она сама ставит над собой, признавая его высшим, то есть исключительно внутренним законом разума.

Итак, человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в котором он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчиняет себя закону разума, то есть нравственному закону.

Принцип мира природного гласит: никакое явление не может быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в чем-то другом (другом явлении). Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого.

Именно потому, что оно есть цель, оно и может выступать в качестве свободно действующей причины, то есть свободной воли. Умопостигаемый мир Кант, таким образом, мыслит как совокупность «разумных существ как вещей самих по себе», как мир целевых причин, самосущих автономных монад.

Человек как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее, есть, по Канту, вещь сама по себе.

«Знание» умопостигаемого мира, открывающегося практическому разуму, — это, по Канту, особого рода знание-призыв, знание-требование, обращенное к нам и определяющее наши поступки.

Оно сводится высшего нравственного закона, категорического императива, гласящего: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это значит: не превращай другое разумное существо только в средство для реализации своих частных целей.

«Во всем сотворенном, — пишет Кант, — все, что угодно и для чего угодно, может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе».

Хотя Кант первоначально был близок к Просвещению, однако в итоге его учение оказалось критикой просветительской концепции разума.

Отличительной чертой Просвещения было убеждение в безграничных возможностях познания, а соответственно и общественного прогресса, поскольку последний мыслился как продукт развития науки.

Отвергнув притязания науки на познание вещей самих по себе, указав человеческому рассудку его пределы, Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место вере.

Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога, рациональное доказательство существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась, таким образом, отделенной от научного познания и поставленной выше него.

2 вопрос.

В философии средних веков выделяются два основных этапа её становления – патристика и схоластика. Период патристики охватывает IV-VIII вв., а схоластики – VI-XV вв. Что же подразумевается под такими терминами, как патристика и схоластика? Чем они отличаются? Провести четкую грань между ними достаточно сложно.

Патристика – это система философских и теоретических воззрений мыслителей религии, «отцов» церкви. В переводе с латинского языка, «pater» – «отец». Это направление христианской философии, основной целью которого является утверждение, обоснование и подтверждение силы веры.

Период патристики разделяется на два основных направления: греческое и римское. У каждого из них есть свои черты и время развития. Наиболее характерным для патристики является разработка догматики христианства и философии, на развитие которой влияли идеи Платона.

Средневековая патристика освещает такие проблемы: отношение разума и веры, сущность Бога, свобода человека и т.д. В Средневековье начинают создавать разнообразные школы и университеты. Последние имели четыре факультета: философский, теологический, медицинский и юридический.

Главную роль в их формировании играли представители богословия. Именно вокруг университетов сконцентрировалась схоластика.

Схоластика – это философское направление средних веков, которое синтезировало христианское богословие и логику Аристотеля. Главной задачей данного направления было оправдание веры посредством разума. Другими словами, рациональное обоснование веры в Бога и христианское учение. Схоластика была предназначена для обучения основным догмам и принципам христианства.

Эти догмы находят свои истоки в патристике. Патристика и схоластика – два учения, которые дополняли и укореняли друг друга. Они основывались на одних значениях, принципах, одной символике. Как утверждают философы, схоластика продолжается в патристике. В то же время, новое направление философии было связано с платонизмом и учением Аристотеля.

Одной из центральных фигур схоластики был Фома Аквинский. Он выступал против распространенного в богословии положения о противопоставлении природы и духа. По словам Фомы, изучать человека надо целиком – в единстве тела и души.Обращаясь к первоисточникам, можно говорить о том, что человек является ступенькой в лестнице мироздания. Его нельзя разделить на тело и душу.

Его надо воспринимать как одно целое и творение Бога. Патристика и схоластика одинаково говорят о том, что человек самостоятельно выбирает тот или иной жизненный путь, в пользу света или тьмы. Человек должен сам выбрать добро, отрекаясь от всего злого и дьявольского. Философские взгляды патристики и схоластики являются важной частью общей философии.

Эти направления освещают идеи христианства в средневековой Европе. Этот период истории ознаменован установлением связи между философией, патристикой и схоластикой.

14 билет.

1.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_172464_vopros.html

������� ��������� � � �������� ������ (��������) / �����.��

7. 1. Диалектика как наука.:  Ранее мы рассмотрели круг вопросов, которые изучает философия, ее

�������, ���������, ������� � �������� ������ ���������.                 ���� 1.��������� ��� ������������� �������������.2.�������, ������ � ������� ���������.3.�������� ������ ��������� � �������� ����������� ���������.                 1. ��������� ��� ������������� �������������. ������������� — ��������� ������ �� ��� � ����� �������� � ���.

� ������� ������������ ���������� ��� ��������  ����� �������������:1. ���������2. �������3. ��������� ��������� � ����� ������������� ��������, ������������� �������� ��������, �������  ��������� � ���� ��� ��������������, ��� � �������������� ���������� ���������� ����������������.

������� � ����� �������������, ���������� �� ����  � ������� ��������������,  ������������������  ���, �������  ������ �� ����� �������� � ���������� ���.��������� �������� ��������� ��������:1. ������������.2. �����.3. �������. ����������� ������������� ���������� �� ������������ � ��������������� ���, ��� ���:1. �������� �� ������ (� �� ���� ���� �������);2.

����������� (����� ����� ������������ ����� �� ���� ����);3. ������� (����� ���������� �������� � �������);4.      ��������� �� ������ ������� � ���������.

��������� — ������, ������-�������������  ��� �������������,  ��� ����� � ���� � �����, �� ����� ��������� � ��������������� ��� ����� � ��������������� ����������������, �������� � �������������������� ������������ ����������������� �������, �������������� ����������� ����������� ������� � �������. �������������, ��������� ������������ ����� ������������� � �������� ����������������� �������.

����� ����, ������� �������������� ������� ����, ��� ������� �����������.����� �������, ���������  ������������ ����� ������ ������� � ��� �������������, ������������ ���������������, ������������, ������� � ������������� ��������������. ��������� ��� ������������� ������ ��� �������� ������ ����� ��������: 1.

������������� — ����������� �������������, � ������ �������� ����� ���������� ����������� ����, ������� ������� ����� ����������, ������������ ������������� ������� ��� � �������. 2.����������� — ��� ������������ �������������, � ������ �������� ����� ���������� ����� ������ ����� ���������� ������������, ������������������ ����-����.3.

��������������� — ��� ������������ �������������, � ������ �������� ����� �������� ��������. ������� ������� ��������� �� ���� ���� ���� ����������� � ���, ��� ���������  �������� ������������� �������� �������������, ���������� ���������� ����� ����������� ������������� ������.                   2. �������, ������ � ������� ���������.

��������� ����� ���������� ���� ��������, ������� ��� �������. ����� ��������� �������� ��������� — ������������ ������ ���������� ������ �������� �������:1. ��������� (������ � �����).2. ����������� (������ � ��������).3. �������.4. ��������. ��������� �������� ��������� (������, ����������, � ������� �������� �������������� ����������� ������������)  ��������:1. ����������.2. ����������.3.

���������.4. ���������.5. ���������.6. ������������. 1.���������� � ����� ������������ ������������, ��� ������� ����, ������� ��������������� �����, ����������, ��������������� � ������ �� ���������� ������������, ���������, ��������, ������ � ���������, �������� � ������ ������������������. 2.

���������� � �����, ��������������� ����������, ��� ������� ������� ���������������:�) �����������, ��� ���� �� ���� (� �� � ����� ������ �� �����������������).�) �������� (������������ ���� ���������� ���������, ������������, ��������).�) ���������� (������� ����� ���������� ������, �� ��������� �������� �������������, �� ���������� �� ��������). 3.

��������� � ���������� ����������� ���� ����� ������ ���� � ��� � �������� �������� ���������, ������������, ������� ����� � ������� ���������� ��������. ������ �����  ��� ������ ������������� ������������� ���������. 4.

��������� � �����, ���������� �� ������������ ����������  ������������, �� �������  ������� ����������� ������ ������, �������, ���������, � ���������� �������� ����������� �������������, �� ������ ��������������, ��������� ������������ ������. 5.

   ���������- �����, ���������� �� ��������� �� ������, �� ������� � ����������� �������� ��� �������� ������� (��������), ����� �������, ��������� ��������, �� ������ �� ������  ���� ����� ���� �������� ��� ������������ ������ �����. 6. ������������ — ����� ����������� ��������� � ������������ ������ �������. ������ ������������� � �������� ���������.

������������ � ������������� � ���������, � ������������ �������� ��������:  1. �����������.2. ��������.3. ��������.4. �����������. 1. ��� ������������������ ������ ���������������� �������������� ��� ������� ������������, ������� � ��� ��������� ����������, � ��������- �� �����- ���� ���������� �������.2.

���� ���������������� ������������ ������- ��������� � �������� ����������� � ������������ ���� ����, � ������� � ��� ����������� �� ����, �� �����������.3. ��������- ����� � ����������� � ��������, �������� �������� � ������ ��������������� ��������, ������ ����� ����, ���������� ��������������� � ���������� ������������ ��������.4.

����������� � ����������� ����� � ����������� � ���������, � ���� �������� ��������. ��������� ����������� ������ ����� ���� ���������� ������ � ������� ������ (�� ���� �������� �� ������ ������) ��� ������� ����� � ��������. ������� ��������� � �������� ����������� ���������� ���������, ����� ������� ����������� �� ����, ������, ����������. ������� �������� ������� ���������:1.

�����������������.2. ����������������.3. ����������������.4. �����������.5. ���������������.6. ����������.7. �������������-������������.8. ���������������. 1. ����������������� ������� ������������ ������������ ����������� ������� ����, ������������� �� ��� ����������, ����� �������� � ���, ��������� �������������� � ���������� �����..2.

  ���������������� ������� ����������� � ���, ��� ��������� ������������ �������� ������ �������� ���������� ����������������.3. ���������������� � ���� ��  ���������������� ������� ��������� � ����� ����� ���������� � ����������� �������� ���������� ���������������� (�� ���� �������� ��������)4.

���� ����������� ������� � ���������� �������� ���������� ��� � ������������ ������, ������ �� ����� �����, �������� , ��������� ������������.5. ���������������  ������� ��������� (� �������� � ���������� axios � ������) — ����������� � ������ �����, ������� ����������� ���� � ����� ������ ��������� ��������� � ��������-������������, ���������, ����������, �������������� � ��.

���� ��������������� ������� � ���� ������, ����� ������� ���������� ��� ������, ������ � �������� � ����������� ���������� � ��������.6. ���������� ������� � ��������� ��������, ������� ��� �������������, ��������, ����������� ���������, ��� ���������, ��������, �������� ����; ������� ������������, ������� ���� �� ���������� ��� ���������, ����������������� ��������.7.

�������������-������������ ������� ��������� ������� � ���, ����� �������������� ��������������� ������ � ��������, ��������� �� �������� � ��������.8.

��������������� ������� ����������� � ���, ����� �� ��������� ��������� ����������� ������ �� ���������� ���� � ��������, ����������� �������� ��������������� ��������� ��������, ������� �������, ��������, �������������� ���������, ��������, ������� � ��������.             3.�������� ������ ��������� � �������� ����������� ���������.

            �������� � ��������� ����������� ��������� ������ �� ��������� �������� � �����, � ����� � �������� (��������).            ������� � �������� (���) � ��� ����������� � � �� �� ����� ��������������� �������������� �����. � ����� � ���� ���������� ��� ������� ��������� ������� ��������� � �������������� � ����������������. 1.

�������������� (��������) ������� ��������� ������� ��������� ����������� � ���������� � ������� ��������: ��� �������� � ������� ��� ��������?2.

���� ���������������� (��������������) ������� ��������� �������: ��������� ��� ����������� �� ���, ��� �������� � �������� ��������?� ����������� �� �������������� � ���������������� ������ � ���������  ���������� �������� ����������� � �������������� ����������� � ��������, � �����  �������� �  �����������.

            ����������� (��� ���������� ������ ���������) � ����������� � ���������, ���������� �������� �������. ��� � ����������  ������� � �������� ��������� �������� �������.�������������:1. ������� ������� ����������2. ������� ���������� ���������� �� �������� (�� ���� ���������� ���������� �� �������� ������� � �� ����, ������ � ��� ���-���� ��� ���)3.

������� �������� ��������������� ����������� � �� ��������� � ����� ������������� �� � ���, ����� ����� ����;4. ������� ���������� � ����������� �� ����� ���������� �������.5. �������� (���) ���� �������� (�����) �������������������� ������� �������� ���� ���� (�������).6. �������� �� �������� ��������������� �����������, ������������ ������ � ��������.7.

�������� ������������ �������� (������). � ������������������� ����������� ������������ ����� ��������, ���  ��������, �������� ��������� ����� (�����, �����������, ���������); ������; �����, ����; �������; ����� � ���� ����������� ������������; ������; ������������; ����; �������;�����.

                �������� (������ �������) � ����������� � ���������, ���������� �������� � ��������� ������� � �������� ��������� ������� �������� (����, ���).� ��������� ���������� ��� ��������������� �����������:1. ����������� �������� (������, �������, ������ � ��.)2. ������������ �������� (������, ��). ����������� ������������ ��������� ��������� ������.

�������� ������ ������������ ���������:1. ������� ���������� ������ ����.2. ���� ��������.3. ��� ���������� ���������������� ������� �� ���� ���� � ���� �����.4. ���� ���� (�������) ���������� ���������� � ������� ������ (������������ ������� � �.�.).5. ���� ����� — ������������ ��� �� ����� ���������������� ������������� � �������� ����������� ����� ����.6.

������� ���� � �������������� ������� ���� � ���������� ���� ������ ���-������.7. ��������� ���� (���� ����) ���������� ���������� ���������� �� ������ ��������. � ����������������� ����������� ����������, ������������ ��������� (������, ��, ����� � ��.) �������, ���:1. ��� ���������� ������ � �������� ���������� �������� (��������).2. ���� ���������� � ������ ��������.3.

������ (����) ������������ ����� ����� ���������� ������ � ������ �������� ����� ����������� ��������.4. ��� �������� ���������� �������� �� �������, �� ���� (����) �� ����������. ������ � ��������� (��������������) �������� ������������� ��������� — ������������� � ���������� � ���������� ������������� (�������������) ������� — ������� �  �����. ������� ��� ����������� ����������� ��� ������� ��������. ���� �������� ����������� � ���, ��� ���������� ��� ����������� ���������� � ������������ (���������� ��������� ����������) � �������� (���������� ��������� ��������).����� � ����������� � ���������, ���������� �������� (��������������� ����������� ������������ 18 ����) ���������� ������� ����, �������, �� �� ������, �������� �������� ���, ��� �� ��������� � ��� ���������� �������� � �� ������ �� ����� � �������� �����. ����������������(��������������) �������  ��������� ������� ��������� ������������:1. ���������� (������������).����������� ��������� �������� �.�����.��������� �������, ��� � ������ �������� ����� ������ ���� ���� � ����������� �������� (���� ������ � ������ ( � ������), ���� �� �� ���� �� ����� � ����� � ����������� ����������.2. �������������. ���������������� ������������ (�� ���. ratio � �����) ��������� �.������. �������� ����  ������������ � ���, ��� �������� (�����������) ������ ����� ���� �������� ������ ��������������� �� ������ � �� ������� �� ������������ �����. � �������� ������� ����������� ���������� �������������  (�����, ����������). �������� ��������������� ��� ��������, �� ����� ���������� ������, � �������������, ������� �� ����� ������ �������. � ���������������� �������� ��������� ������� ��������� ������� ������� ����������� � ������������.������������� ����������� (��� �������, ������������) �������, ���:1. ��� ���������.2. ����������� �������� �������������. ��������������� ����� ������ �������������� ��������� (��� �������, ���������):1. ��� �����������.2. ����������� �������� ���������� ��������������� ������������� ������������� ������. � ��������� �����, �������� �� ������������ ������� ���������, �������� ������ ��������� ���������� �� ����� �� � ��������������, �� � ���������������� ������� � ���������� �������� �������� (�������������) ����������� ���������. �� ������������ �������� �������� ��� ��� ��� ���������� ������ �������������� ������������ � ���������, ������, �������������� ������� ��� �� ���� ����� ����� �������������������

�������� �����   07.07.2014 17:50   •  ������� � ���������

��������, ������� ��������.��� ��������� ��� ����������������� �������, ��� � ������� � �������� ����(���� ���������������) �� ������� ������� � ���������������. ��� � ���������, ������, �� ������ ������ �����. ����������, ����������� ��� ���������, ��������� � ������� ������ � ������ �����������. � ����� � ����������, �� ���� ��������������� � �����������. � ���� ��������, � ������� � ������� ����� ������������ ������ � �������� ��������������� ������������, ��� ��-�� ������ ���������� ����� �������� ����������� ����� ������������� ������� ����� ��� ������ ������������ ���������. � ������ ��������� �������� ����� ������, ����� ��� ������ �� ����� ��������.� ���������, ��

��������   07.07.2014 21:20  ������� � ���������

Источник: https://www.proza.ru/2014/06/21/81

Scicenter1
Добавить комментарий