7. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия.

Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности (Белякова Г.Я., Чайран Ю.А., 2014)

7. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия.

В современном мирев условиях резкого изменения бизнес-среды, окружающей предприятия, ижесточайшей конкурентной борьбы единственным условием выживания предприятийстановится их инновационное развитие.

Только активностьпринесет плоды

Понимая значимостьинноваций, органы государственной власти реализуют основные направления политикиРоссийской Федерации в области развития инновационной системы, разрабатываютстратегии дальнейшего развития.

В частности, вдекабре 2011 г. Правительством России был принят один из основополагающихдокументов – Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационныйпуть развития.

Помимо этого вКонцепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерациина период до 2020 г.

постулируется, что страна не только останется мировымлидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создастконкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий.

Будут ли достигнутысформулированные в Концепции цели, зависит от инновационной активностипредприятий всех отраслей в условиях сложной и нестабильной внешней среды [6].

По уровнюинновационной активности российская экономика заметно уступает не тольковедущим индустриальным странам (Германия – 79,9%, Япония – 69%, Канада – 65%,Китай – 33%, США – 22%), но и большинству государств Центральной и ВосточнойЕвропы, где этот показатель находится в интервале 30–50 %. Для России  в 2010г. он составил всего 9,5% [3].

Необходимо учесть,что инновационно-активные предприятия в России существенно отличаются отзарубежных, работающих в условиях высокой конкуренции на насыщенномкачественной продукцией рынке.

Россия заметно отстает от стандартов качества,существующих в развитых странах.

Зачастую новая продукция отечественныхпредприятий является новой лишь на российском рынке и не являетсяконкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует значительныхзатрат и усилий.

В связи с этим дляповышения инновационной активности предприятий, а также для достижениянамеченных показателей инновационного развития экономики России необходимосовершенствовать меры стимулирования инновационной активности организаций.

Особенноактуальной задачей при этом является формирование благоприятного инновационногоклимата для постоянного и целенаправленного осуществления научной инаучно-технической деятельности, внедрения полученных результатов вхозяйственную практику.

Для того чтобыопределить, как сформировать благоприятный инновационный климат, необходимопровести анализ и систематизацию факторов, влияющих на инновационное развитие.

В ходеисследования факторы были сгруппированы и выделены в следующих аспектах (см. рис.):

Рис. Факторы, влияющие на инновационноеразвитие предприятий

Высокаямарка обновления

Факторами,определяющими инновационное развитие, согласно научно-технологическому иобразовательному аспекту, могут являться:

1. Значительныйнаучно-образовательный потенциал, представленный:

а) сетьюакадемических институтов и национальными исследовательскими университетами,проводящими фундаментальные исследования и прикладные разработки в интересахучастников инновационной деятельности;

б)наличиемвысшего, среднего профессионального образования с широким наборомспециальностей и учебных заведений;

в) наличиемвысокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации,развитой системы непрерывного образования, программ переподготовки и повышенияквалификации;

г) наличием ввузах высококвалифицированного педагогического персонала;

д)развитой научной инфраструктурой вузов (мощная научно-исследовательская база:кафедры, учебно-научные базы, институты, научные центры, лаборатории, центрыколлективного пользования, исследовательские центры;

е) малымиинновационными предприятиями при вузах в целях применения (внедрения)результатов интеллектуальной деятельности;

ж) инновационнымпотенциалом вузов: наличием патентов и результатов, способных к правовойохране, публикаций результатов исследований в ведущих российских и зарубежныхнаучных журналах, научной периодике, индексируемой Web of Science, Scopus иРИНЦ;

з) уровнемразвития системы образования, соответствующим мировым и федеральнымгосударственным образовательным стандартам.

2. Взаимодействиеобразовательных учреждений высшего, среднего специального образования с:

а)профильными предприятиями;

б) ведущимиотечественными и зарубежными вузами с целью проведения совместных исследованийи экспериментов, международных и российских форумов, научно-техническихвыставок, ярмарок, сотрудничества по программам академической мобильности длястудентов и преподавателей, научных стажировок аспирантов, молодых ученых инаучных работников, по проведению симпозиумов и конференций, изданию научныхмонографий и журналов, учебников и учебных пособий, выполнению научных проектовпри поддержке отечественных, зарубежных и международных фондов и программ;

в) со школами врамках проведенияпрофориентационной работы с учащимися для привлеченияих для обучения по специальностям отрасли и с преподавателями с целью усилитьобщий потенциал среды молодых ученых через повышение квалификации.

3. Кнормативно-правовому аспекту относится наличие актуальнойнормативно-правовой базы, способствующей:

а) развитиюинновационной деятельности: закон об инновационной деятельности, стратегииразвития отраслей, целевые программы развития инновационной деятельности,программы инновационного развития предприятий и др.;

б) содействиюпатентной и лицензионной деятельности, улучшению ситуации с управлениеминтеллектуальной собственностью в организациях и предприятиях;

в) формированию иразвитию эффективных механизмов государственно-частного партнерства иустранению административных барьеров, реализации программ, направленных насоздание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

4.К организационному аспекту можно отнести следующие факторы:

а)внедрение современных методов управления производством и процессами напредприятиях и организациях;

б) использованиемодели аутсорсинга;

в) формированиекорпоративных механизмов и структур, способствующих созданию и внедрениюинноваций.

5. Врамках институционального аспектаможно выделить следующие факторы:

а)функционирование институтов развития;

б)развитая образовательная, научно-техническая и инновационная инфраструктура;

в)развитая жилищная, социальная, инженерная, транспортная, энергетическаяинфраструктура территории предприятий и организаций, объектов инновационнойинфраструктуры.

6.Производственный аспект объединяет следующие факторы:

а)развитая система менеджмента качества;

б)производственно-технологическая база предприятий и организаций, соответствующаясовременным требованиям по производительности, надежности, способностифункционировать в информационной среде на отраслевом уровне и обеспечивающаяэффективный контроль качества производимой продукции;

в) развитаяпромышленная инфраструктура предприятий: научные лаборатории; конструкторскиеподразделения, испытательные комплексы и др.;

г)состояние основных фондов и уровень их износа;

д) обеспеченностьпредприятий необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимымиприродными ресурсами, территориями и возможностями энергетики для дальнейшегоразвития предприятий в рамках участия их в объектах инновационнойинфраструктуры;

е)динамика объемов производства;

ж)общее число рабочих мест на предприятии;

з)стимулирование диверсификации производства предприятий;

и) реализацияпрограмм технического перевооружения и модернизации производства, программосвоения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий), программ освоенияи внедрения новых технологий на производстве, в том числе программ повышенияэкологичности производства.

7. Васпект кооперации и сотрудничества могут входить такие факторы, как:

а)сотрудничество предприятий определенной отрасли с ведущими профильными высшимии средними  учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями;

б) участие вузов ипромышленных предприятий в деятельности технологических платформ, создаваемых иподдерживаемых на федеральном уровне;

в) кооперацияпредприятий и научно-образовательных учреждений с российскими и зарубежнымипартнерами, с научными и образовательными организациями, институтами развития иорганизациями инновационной инфраструктуры, финансовыми институтами, скомпаниями малого и среднего бизнеса.

8. Ккадровому и социальному аспекту можно отнести следующие факторы:

а)обеспеченность предприятий работниками с разным уровнем образования иквалификацией;

б)численность населения;

в) численностьзанятых на предприятиях отрасли (основные производственные рабочие,вспомогательные рабочие, руководители, специалисты и служащие);

г) организованнаясистема соцзащиты и доступа работников предприятий и организаций ко всемнеобходимым социальным услугам;

д)обеспечение безопасных и здоровых условий труда (экологичность процессапроизводства и утилизации отходов, состояние общественной безопасности);

е)развитая система подготовки и повышения квалификации кадров;

ж) обеспечениеэффективной системы мотивации и стимулирования труда работников, механизмовстимулирования креативности студентов, аспирантов, сотрудников предприятий иорганизаций, в том числе участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах,соревнованиях;

з) разныйвозрастной состав работников предприятий и организаций, проведение работы поомоложению кадрового состава, закреплению и снижению оттока молодыхспециалистов.

9. Маркетинговыйаспект объединяет факторы:

а)востребованность продукции внутренним и зарубежным рынком;

б)объем государственного заказа;

в)емкость рынка;

г)доля предприятий отрасли на соответствующем сегменте рынка;

д)уровень конкурентоспособности предприятия отрасли, уровень конкуренции нарынках и темпы роста рынков.

10. Экономическийи финансовый аспект объединяет следующие факторы:

а) финансоваяподдержка инновационного развития, оказанная из федерального и региональногобюджета городскими, краевыми администрациями, фондами поддержки научнойдеятельности, фондами содействия развитию малых форм предприятий;

б) устойчивоефинансовое состояние предприятий;

в) состояниеинвестиционного климата;

г) уровеньразвития частно-государственного партнерства;

д) развитиелизинга малых и средних предприятий.

11.К информационному аспекту можно отнести следующие факторы:

а) особый режимобмена информацией и защиты передаваемых сведений при участии в международнойнаучно-технической кооперации;

б)внедрение информационных технологий в управление производством;

в)обеспечение доступности информации о деятельности объектов инновационнойинфраструктуры;

г) использованиесовременных информационных технологий в деятельности предприятий.

Выводы

1. Проведеннаясистематизация позволяет выделить совокупность факторов, влияющих наинновационное развитие.

2.Выявленные факторы оказывают значительное воздействие на предприятия испособствуют деятельности или замедляют ее, в том числе и инновационную.

3.В дальнейшем для построения эффективной методики инновационного развитияпредприятий необходимо выделить ключевые действующие факторы, способствующиеинновационному прорыву, учитывая региональные и отраслевые особенности, чтодаст возможность строить эффективную стратегию роста инновационной активностина основе анализа и устранения «узких мест».

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/5208

Факторы, влияющие на инновационную активность

7. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия.

ВнешниеВнутренние
Рыночные (спрос, конкуренция)Технологические (научно-технический прогресс)Государственные (инновационная политика)Научно-технический потенциал (научный задел, н/т персонал, оборудование и т.п.)ПроизводствоМаркетингФинансыМенеджмент

Существую дваподхода к оценке роли этих факторов

  • ИННОВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СПРОСА
  • ТЕОРИЯ СМЕНЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ

ИННОВАЦИОННАЯТЕОРИЯ СПРОСА — определяющим в развитииинновационных процессов являетсярыночный спрос.

Действительно,такие факторы, как совокупные рыночныеспрос и предложение, уровень цен и, можетбыть главное — конкуренция, оказываютсущественное влияние на направления иинтенсивность развития инновационнойдеятельности. Исследования в Японии -70 % от общего числа идей, удачно воплощенныхв товарах, являлось результатомисследования рыночного спроса. В США -75 % новых товаров стимулированы рынком.

Теорияопирается на действующие потребностии существующие рынки, но не дает ответана вопрос о направлениях развитиянауки и техники.

ТЕОРИЯ СМЕНЫТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УКЛАДОВ — учет факторовцикличности

Основана наидеях И.Кондратьева о циклическихколебаниях экономической активности.

Долговременныециклические тренды (Кондратьевскиециклы в экономике)

Экономическаяактивность

Депрессия Возрождение Процветание Рецессия

55лет

Время

Инновации в экономическом развитии

Фаза Возрождение— большое число базовых (радикальных)технологических инноваций. Осуществляютпреимущественно малые фирмы, молодые,гибкие. В результате образуется кластерыинноваций, которые способствуютэкономическому росту.

В середине70-х годов — базовые (радикальные) инновацииимеют тенденцию к кластированию(группированию в определенном временноминтервале). Им предшествуют серииоткрытий в науке.

Рост ипроцветание— снижение издержек,накопление производственного потенциала,удовлетворение спроса. Переход от рынкапроизводителей к рынку потребителей.Технологически новая продукциястандартизируется (большая информированностьпотребителей, отсутствие радикальныхизменений. На рынке все чаще встречаютсялишь модификации новой продукции -псевдоинновации).

Спроспоследовательно удовлетворяется.Промышленность становится менеепривлекательной для инвестиций, деньгиначинают вращаться на рынке капитала- Стагфляция.

Первая реакцияпроизводителей — сокращение затрат наисследования и разработки. Наблюдаетсярост безработицы. Государство осуществляетжесткий контроль за денежным обращением.Развивается инфляция.

Единственныйпуть — это стимулировать развитие новыхинноваций.

[]

  1. Венчурные инновационные фирмы

  2. Крупные промышленные корпорации и объединения

  3. Фирмы “спин-офф” (отпочковавшиеся фирмы)

  4. Кооперативные формы проведения инновационной деятельности

  5. Индивидуальные научные коллективы (фирмы)

  6. Группы фирм, реализующих проекты национального масштаба

[]

  • венчурные фирмы, создаваемые изобретателями на собственные средства и ссуды т.н. “венчурного” капитала для промышленного освоения и коммерциализации новшеств
  • фирмы “спин-офф” (отпрыски) — создаваемые путем выделения научно-технического коллектива из состава промышленного предприятия.

Факторы,обуславливающих важную роль малыхинновационных организаций в областинововведений:

  • мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;
  • характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;
  • узкая специализацияих научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;
  • низкие накладные расходы(малый управленческий персонал);
  • готовность к риску.

Начальнаястадия

Как правило, их продукт находится науровне идей, макетного или опытногообразца. Их оборот определяетсяполучаемыми ими из государственных илинегосударственных источников средствамина НИОКР.

Часто в этих организацияходин-два штатных сотрудника, остальныесотрудники привлекаются на конкретныйзаказ. Их затраты – в основном зарплата.Никаких отношений по собственности сее обладателем они не имеют, хотяорганизации уже реализуют свою продукциюна отечественном или зарубежном рынке.

Для них характерно то, что значительнаячасть оборота образуется за счет объемапродаж проекта или предоставляемыхуслуг.

Так как такой оборот недостаточендля самообеспечения, то организация«подзарабатывает» на коммерции, на«отверточных технологиях», пользуетсяплощадями и оборудованием «материнскойструктуры». Однако она уже заключаетдоговоры о совместной деятельности,оплачивает коммунальные расходы.

Необходимостьразвития инфраструктуры малогоинновационного предпринимательства:

[]

Источник: https://studfile.net/preview/919016/page:16/

Факторы, влияющие на инновационную деятельность

7. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия.

Группа факторов Факторы, препятствующие инновационной деятельности Факторы, способствующие инновационной деятельности
Экономические, технологические Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно-технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование интересов текущего производства Наличие резерва финансовых и материально-технических средств, прогрессивных технологий, необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
Политические, правовые Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства Законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность, государственная поддержка инноваций
Социально-психологические, культурные Сопротивления переменам, которые могут вызвать такие последствия как изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, организация новой работы, реорганизация устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения и сложившихся традиций, боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда. Нормальный психологический климат в трудовом коллективе
Организационно-управленческие Устоявшаяся организационная структура компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов Гибкость оргструктуры, демократичный стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самостоятельная организация работы, допущение корректировок, децентрализация, автономия, формирования целевых рабочих групп.

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

— концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития.

— концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций.

— концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций.

Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий.

Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).

Основные стадии жизненного цикла нового продукта:

1) разработка нового продукта;

2) выход на рынок;

3) развитие рынка;

4) стабилизация рынка;

5) уменьшение рынка;

6) подъем рынка;

7) падение рынка.

Жизненный цикл нового продукта (операции) показан на рис. 1.

Рис. 1. Жизненный цикл нового продукта (операции)

На стадии разработки нового продукта (см. рис.1: разработка товара, подготовка производства)производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок (см. рис.1: выведение) показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка (см. рис. 1: рост) связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка(см. рис. 1: зрелость) означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка(см. рис.1: упадок)- это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка.

Стадия подъема рынкаявляется продолжением предыдущей стадии.

Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю или продавцу увеличить объем продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в последнюю стадию — стадию падения рынка.

Стадия падения рынка — это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

  1. разработка новой операции и ее оформление в виде документа;
  2. реализация операции;
  3. стабилизация рынка;
  4. падение рынка.

На стадии разработки новой операции и оформления ее в виде документаосуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции.

Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации.

Стадия стабилизации рынкапоказывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

При рассмотрении жизненного цикла новой операции следует учитывать три момента.

1. Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.

  1. Операции реализуются в двух направлениях:
  • внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;
  • на рынке, путем продажи операции другим хозяйствующим субъектам.

Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.

3. Операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов.

http://www.technopark.by/business/202.html

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_244453_stadii-innovatsionnogo-protsessa.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-49912.html

Инновационная активность предприятия

7. Факторы, влияющие на инновационную активность предприятия.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Управление строительством»

Курсовой проект

по дисциплине:

 «Управление инновационной деятельностью»

на тему:

«Инновационная активность организации»

Выполнила

студентка группы 3131б

Пыринова А.Е.

               Руководитель асс. Аверина Т.А.

Работа защищена «___» _________ 2012 г

с оценкой ________ (подпись)________.

Воронеж 2012

Введение…………………………………………………………………..………3

  1. Теоретические основы инновационной активности предприятия ……………………………………………………………………………………….4
    1. Инновационная активность: сущность и содержание………………4
    1. Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятия………………………………………………7
    2. Оценка инновационной активности предприятий…………………13
  1. Практическая часть…………………………….…………………………16
    1. Дерево целей………………………………………………………..16
    2. Классификация рынков…………………………………………….17
    3. Классификация спроса……………………………………………..18
    4. Характеристика работ необходимых для реализации инновации………………………………………………………………….19
    5. Эффект от реализации продукции…………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………………24

Введение

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы «внедрения» результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая относительно аналогичных показателей в других странах.

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Инновационная активность напрямую зависит от возможности этого предприятия конкурировать на российском и мировом рынке. Чем выше активность, тем более успешно предприятие в своёй деятельности, следовательно предприятие более конкурентоспособно.

Данный курсовой проект на тему «Инновационная активность предприятия написан с целью рассмотрения вопросов, связанных с инновационной активностью предприятий в России и их конкурентных преимуществах и недостатках. А именно: определение и содержание понятий «инновационная активность» и «конкурентные преимущества», факторы влияющие на инновационную активность, методические основы управления конкурентными преимуществами.

Структура данной работы состоит из введения, двух (включая практическую часть) глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. Теоретические основы инновационной активности предприятия
  2. Инновационная активность: сущность и содержание

Инновационная активность — самостоятельная категория. С ее помощью оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность характеризуется содержанием и составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии. Этим признаком один вид деятельности отличается от другого. Например, действия по исполнению функций маркетинга и производства будут различны.

Активность деятельности коммерческой организации — это такая ее характеристика, которая должна показать связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами, так как инновационная деятельность может дать либо положительный, либо отрицательный результат.

Почему при одних и тех же планах, стратегиях, целях, потенциале у разных руководителей, разных организаций разные результаты? Это объясняется разной активностью.

Именно различия в инновационной активности объясняют неоднозначные инновационные результаты при одинаковых исходных посылках.

Какие при этом черты инновационной деятельности должен отражать признак «инновационная активность»? Это две составляющие:

Во-первых, инновационная деятельность должна носить стратегический характер, причем как в долгосрочной перспективе, так и стратегической даже в реальном масштабе времени (поскольку резко увеличилась нестабильность внешней среды).

Во-вторых, инновационная деятельность должна носить тактический характер, то есть она должна быть рациональна как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность инновационная деятельность.

В стратегическом плане инновационная активность определяется следующими пятью показателями:

  1. качеством инновационной стратегии конкуренции;
  2. уровнем мобилизации инновационного потенциала;
  3. уровнем привлеченных капиталовложений — инвестиций;
  4. уровнем методов и культуры, используемых при проведении инновационных изменений;
  5. обоснованностью реализуемого уровня инновационной активности.

В тактическом плане инновационная активность выражается двумя показателями:

  1. соответствием реакции фирмы характеру конкурентной стратегической ситуации;
  2. скоростью (темпом) действий и проведения стратегических инновационных изменений.

 элементов признака «инновационная активность»:

1. Качество инновационной стратегии конкуренции. Соответствие стратегии миссии-предназначению и миссии-ориентации, внешней среде, потенциалу, целям, другим стратегиям фирмы.

2. Уровень мобилизации инновационного потенциала. Проявленная руководством способность привлечения требуемого потенциала, способность привлечь не только очевидную и известную часть, но также скрытую (латентную) часть потенциала, то есть способность проявить высшую компетенцию при мобилизации инновационного потенциала.

3. Уровень привлеченных капиталовложений — инвестиций. Проявленная руководством способность привлечения инвестиций требуемых по объему и приемлемых по источникам.

4. Методы, культура, ориентиры, используемые при проведении инновационных изменений.

 Главное — это применение в инновационной деятельности концепций и методов, направленных на получение реальных конкурентных преимуществ.

Например, в инновационных процессах распространен метод «параллельного проектирования». В маркетинге инноваций таким методом или такой концепцией на сегодняшний момент является концепция «фокусирование на клиентах».

5. Обоснованность реализуемого уровня инновационной активности. Тот или иной уровень стратегической и тактической активности должен соответствовать состоянию внешней среды и состоянию организации. Резкое необоснованное усиление активности может превратить организацию в так называемого “мертвого героя”, а неадекватная пассивность обрекает ее стать неудачником.

6. Соответствие реакции предприятия характеру конкурентной стратегической ситуации. Инновационная ситуация определяется состоянием объекта (предлагаемого новшества) и состоянием среды. Известны три типа поведения или реакций на стратегическую ситуацию:

  • реактивное поведение, когда ситуация уже воспринимается даже недостаточно компетентными руководителями и только затем организация приступает к ее решению;
  • активное поведение, когда ситуация распознается профессионально компетентным руководством и после этого разрабатывается и реализуется стратегия;
  • планово-прогнозное поведение, при котором реализуется метод управления по «слабым сигналам».
  1. Скорость (темп) разработки и реализации инновационной стратегии. Имеется в виду интенсивность действий по созданию и продвижению новшеств, проведению стратегических инновационных изменений.
  • Классификация факторов, влияющих на инновационную активность предприятия
  • Инновационный процесс выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

    К объективным факторам следует отнести те факторы внешней среды, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

      • закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
      • закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
      • законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
      • закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
      • закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы «цикла».

    Субъективную природу имеют те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений, среди которых следует выделить:

    — инновационную политику государства как важнейшую составляющую государственной экономической политики;

    —      денежно-кредитную политику организаций, выступающих в роли инвесторов. Реализация инновационных проектов часто связана с использованием заемных средств, что требует учета высокой степени риска подобных инвестиций;

    — стратегии конкурирующих фирм. Значение этого фактора определяется возможностью других хозяйствующих субъектов влиять на структуру рынка, интенсивность конкурентной борьбы, корректировать получение необходимых материальных ресурсов;

    —    поведение потребителей, от которого во многом зависит наличие спроса на появляющиеся в результате развития инновационных отношений новшества. Учет этого фактора для предприятия, осуществляющего инновационную деятельность, предполагает дополнительные усилия по формированию будущего потребительского спроса на новый продукт, услугу, технологию и т.д.

    При этом объективные и субъективные факторы координируются между собой, взаимопроникают и образуют систему мотивации для формирования инновационной стратегии.

    Факторы инновационной активности можно подразделить также на глобальные, определяемые макроэкономикой и обществом в целом и локальные, определяемые на микроуровне предприятий.

    К глобальным факторам можно отнести политическую ситуацию внутри страны и на международном уровне, конкуренцию на внешнем рынке, взаимоотношения с властями, налоговую политику.

    Инновационный потенциал предприятия представляется как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов.

    Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность: внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии и внешние, способствующие расширению границ инновационной деятельности.

    К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

    —  использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного процесса: от открытия и разработки до коммерциализации;

    —  коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;

    — лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

    Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_74/innovacionnaya-aktivnost-predpriyatiya/84566.1518467.page1.html

    Scicenter1
    Добавить комментарий