7. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ: Деятельность по управлению процессами включает в себя

Управление как процесс и система

7. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ:  Деятельность по управлению процессами включает в себя

Управление как процесс —это совокупность последовательных действий субъекта и объекта управления, направленных на достижение определенных результатов.

В самом общем виде управление в современной науке понимается как интегрированный процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для достижения целей организации. При этом термин «управленческий процесс» (или «процесс управления») обозначает «совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей»[1].

Классическая модель управленческого процесса, используемая в теории управления, включает несколько элементов. Главным из них является субъект управления, имеющий цель, волю к достижению этой дели и ресурсы другой ключевой элемент это объект управления, воздействие на которого позволяет субъекту достигнуть своей цели.

Актом управления выступает управленческое воздействие субъекта на объект. Последним элементом в процессе у правления является результат. Его главным свойством является соответствие цели, поставленной субъектом.

Для эффективного управления субъект должен иметь вспомогательный элемент – обратную связь, которая позволяет сравнивать результат с целью и вносить поправки в управляющие воздействия по мере приближения или удаления результата от цели[2].

Таким образом, цикл управления сводится к стандартному набору действий субъекта:

1. формирование цели;

2. формирование критериев (показателей) достижения цели;

3. выбор управленческого воздействия;

4. осуществление управляющего воздействия;

5. определение показателей изменения объекта;

6. сопоставление полученного результата (показателей) с целью.

Далее, если цель достигнута, управляющее воздействие прекращается. Если цель близка, управляющее воздействие корректируется и повторяется. Если цель по-прежнему далека и недостижима при существующих ресурсах, субъект корректирует цель управления, и цикл повторяется.

В наиболее общем виде процесс управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части:

1. административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения),

2. и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления — непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой — их принятие и выполнение.

Управление как система –это совокупностьмеханизма управления, структуры управления, субъектов управления объектов управления, функций управления, кадров управления и процесс управления.

Система управления — это форма реализации взаимодействия и развития отношений управления, выраженных, прежде всего, в законах и принципах управления, а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.

Механизм управления представляют собой динамичную структуру гибкого взаимодействия социальных субъектов, характер которой складывается и определяется социальным поведением этих субъектов.

Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях.

Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач.

С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.

Функции управления— это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование, организация, мотивацию и контроль.

Структура управления отражает состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структура управления являются двумя сторонами единого целого — организации системы социального управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления.

Структура системы управления может быть малоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться к одному из трех основных типов организационных структур — линейной, функциональной или линейно-функциональной (штабной).

При этом особенности объекта управления во многом определяют создание соответствующих систем управления.

Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское” начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократический и коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационной структуры будут функциональный, матричный, штабной.

В условиях же социальной системы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть к авторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре, которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.

Управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организации совместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда (в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой — социально-историческими условиями конкретного общества. При этом управление является деятельностью, охватывающей весь процесс общественной жизни, — политическую, экономическую и духовную сферы.

Социально-экономические системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии.

При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней.

Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

В самой системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня:

• техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

• технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

• организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

• экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

• социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Все системы взаимосвязаны и в своем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая, технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая и социальная — социально-экономическую.

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня

Источник: https://studopedia.su/10_123982_upravlenie-kak-protsess-i-sistema.html

Процесс управления

7. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ:  Деятельность по управлению процессами включает в себя
 Лекции по менеджменту — Основы менеджмента — Процесс управления

Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей.

Процесс управления решает две задачи:

  • тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления;
  • стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.

Процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.

Предметом труда в управлении являются документы управления, получивший такое название в отличии от других документов, не связанных с вообще с процессом управления. Основным носителем информации в системе управления служит в настоящее время документ. С их помощью осуществляется взаимосвязь между структурными подразделениями организации.

Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться, что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими.

Последнее, правда, в определенней степени полезно, так как порождает организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений.

Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.

Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией — от компьютеров, телефонов до авторучки и бумаги.

При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.

); средства обработки и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.

Продукт труда — это результат управленческого процесса, которым является управленческое решение. С помощью того или иного материального носителя (преимущественно документов) эти решения поступают непосредственно объекту управления.

Управленческий труд, как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Онсуществует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руководителей.

Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией.

Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».

Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.

Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными (например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления т.п.).

Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.

Управленческие работы различаются:

  • по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
  • по конкретному содержанию (исследования, планирование);
  • по периодам (стратегические, тактические, оперативные);
  • по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, поиск решения); по направленности (внутрь или во вне организации);
  • по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
  • по объектам (производство, персонал);
  • по формам и методам осуществления; по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
  • по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, и творческие);
  • по степени сложности.

Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.

Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.

Во-первых, масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

В-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

По содержанию управленческие работы бывают:

  • коммуникационными (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);
  • распорядительными и координационными (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и выдача заданий, инструктирование);
  • контрольно-оценочными (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
  • аналитико-конструктивными (изучение информации и подготовка решений);
  • информационно-техническими (с носителями информации) на которые уходит 10 — 15% рабочего времени; первично-счетными и учетными.

Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели.

Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.

Классификация процедур и операций осуществляется по ряду критериев:

  1. По содержанию:
    • информационные или информационно-технические связаны с обработкой информации и ее носителей. Здесь выделяют также документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры;
    • логико-мыслительные или аналитико-конструктивные связаны с подготовкой и принятием управленческих решений;
    • организационные состоят из служебно-коммуникационных, распорядительных и координационных операций и процедур.
  2. По характеру сочетания во времени:
    • последовательные, т.е. каждая операция или процедура начинается только после окончания предыдущей;
    • параллельные, предполагающие одновременное выполнение операций и процедур;
    • параллельно-последовательные предусматривают частичное совмещение смежных операций и процедур во времени и в пространстве.
  3. По сложности:
    • простые операции и процедуры, т.е. содержащие несколько элементов и операций;
    • сложные операции (20-30 элементов) и процедур (100 и более операций).
  4. По степени повторяемости:
    • повторяющиеся, т.е. постоянно выполняемые работниками управленческого аппарата;
    • неповторяющиеся или творческие, сложные операции и процедуры.

При всем своем разнообразии и различной степени сложности управленческие процедуры носят циклический характер.

Управленческий цикл – это период обращения информации в сфере управления, который измеряется определенным для каждой процедуры временным интервалом или календарным периодом.

Источник: http://InfoManagement.ru/lekciya/Process_upravleniya

2.2. Управление как система, процесс, деятельность

7. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ:  Деятельность по управлению процессами включает в себя

Рассмотрим понятие«управление» с позиций представленийо нем как о многоаспектном феномене.

Термин «управление»относится к числу наиболее общих,уни­версальных, применяемых в самыхразнообразных сферах челове­ческойдеятельности понятий. В широком смыслеон употребляет­ся в кибернетике —общей теории управления машинами,живы­ми организмами и обществом. Внастоящем учебном пособии по­нятие«управление» используется при рассмотрениидеятельно­сти, связанной с образовательнымисистемами.

В научной литературеобращается внимание на то, что управ­лениеимеет место в системах, характеризующихсясложностью и динамичностью [85].

Постоянныеизменения педагогических сис­тем,переходы из одного состояния в другоепод влиянием внеш­них и внутреннихвоздействий носят как обратимый, так инео­братимый характер, приводят какк их сохранению и развитию, так и кразрушению этих систем.

Чтобы предотвратитьдеструктив­ные влияния различныхфакторов, необходимо сохранитьопреде­ленные качества, структурныеи функциональные характеристи­кисистемы в заданных пределах и условиях,обеспечить опти­мальный (наилучший)уровень ее функционирования и развития.Эти задачи и призвано решать управление.

Поэтомучаще всего в научной литературе управлениерассмат­ривается как функцияорганизованных систем различной природы{биологических, социальных, техническихи т.д.), обеспечивающая со­хранение ихопределенной структуры, поддержаниережима деятель­ности и реализацию ихпрограмм и целей.

В психологии подуправлением понимается:

1) организация илипроцесс целенаправленных воздействий[31];

2)  целенаправленноевоздействие субъекта на объект иизме­нение последнего в результатевоздействия [76].

Такимобразом, наиболее общим признакомвсякого управле­ния является егонацеленность на оказание результативныхвоз­действий на определенные объекты(объекты управления, управ­ляемыесистемы), с тем чтобы их изменениеосуществлялось в нужном, правильномнаправлении.

При этом- управление носитспецифический характер и обладаетспецифическими свойства­ми, которыезависят от природы управляемой системы(биологи­ческая, техническая, социальнаяи др.). Управление социальнымисистемами,вкоторых взаимодействуют люди (отмасштабов государства и общества домасштабов раз­личных сфер и отдельныхорганизаций), называется социальнымуправлением.

 Социальноеуправление — это воздействие на обще­ствос целью его упорядочения, сохранениякачественной специфики, совершенствованияи развития.

Суть социальногоуправления заключается в поддержанииста­бильности управляемого объекта,его упорядоченности, противо­стояниихаосу, обеспечении его функционированияи развития [25].

Управляемымобъектом(объектомуправления, управляемой системой) всоциальном управлении выступают группылюдей, трудовые, коллективы, организации(включая общественные), уч­реждения(в том числе и образовательные),предприятия, фирмы и т.д.

Управлениев образовании —областьсоциального управления как науки, ееотрасль.

Управлениеобразовательным учреждением являетсяодним из видов социального управленияв образовании и рассматриваетсянекоторыми исследователями какдеятельность всех субъектов, на­правленнаяна обеспечение становления, стабилизации,оптималь­ного функционирования иразвития образовательного учреждения.

Некоторые авторыконкретизируют содержание управленияобразовательным учреждением, считаяего особой деятельностью, в которой еесубъекты посредством планирования,организации, руководства и контроляобеспечивают организованность(интегрированность) совместнойдеятельности учащихся, педагогов,родителей, обслуживающего персонала иее направленность на достижениеобразовательных целей и целей развитияшколы [28].

Ряд исследователейусматривают в управлении и воспитаниисходство. Воспитание, подобно управлению,принято определять как «целенаправленноесоциальное воздействие на индивида иобщественное формирование личности»[3].

Функциональное сход­ство процессовуправления и воспитания дает основаниерассмат­ривать обучение и воспитаниев терминах управления. По мнению Б.Г.Ананьева, обучение есть основная формаруководства психи­ческим развитием[4].

Основными функциями педагога являютсяруководящая и организаторская, апредметом педагогики как на­уки овоспитании и обучении — закономерностиуправления пе­дагогическими системами[26].

Управление являетсямногоаспектным феноменом и предстаетодновременно как система, процесс идеятельность [52].

Суть системноговидения управлениясостоитв представлении любой организации каксовокупности взаимосвязанных ивзаи­модействующих между собойэлементов, которые ориентированы надостижение конкретных целей в условияхизменяющейся среды.

Какправило, системный подход связан спостроением опти­мальной управляющейсистемы (системы управления).

Под систе­мойуправленияисследователи[35] понимают совокупность взаи­мосвязанныхмежду собой элементов, взаимодействиекоторых обеспечивает осуществлениеуправленческих функций и соответ­ствующихим воздействий на управляемый объект.

Построить сис­тему управления —значит выделить совокупность элементови установить характер связей междуними, которые позволяют реа­лизоватьуправленческие функции в достижениипоставленной цели.

Некоторыеисследователи обозначают управлениекакпроцесс.

Процесс управленияонирассматривают какнепрерывную последо­вательностьдействий, осуществляемых субъектомуправления, в ре­зультате которыхформируется и изменяется образуправляемого объекта, устанавливаютсяцели совместной деятельности, определя­ютсяспособы их достижения, распределяетсяработа между участ­никами деятельностии интегрируются их усилия[73].Таким обра­зом, суть процессноговидения управления заключается впред­ставлении его как непрерывнойсистемы взаимосвязанных управ­ленческихрешений.

Управление какпроцесс представляет собой технологию:

-реализации плановво времени;

— последовательнойсмены состояний управляемой системы;

— совокупностьдействий управленца для достижениярезульта­тов [491.

Главной движущейсилой этого процесса являются люди (ане планы, программы, схемы и т.д.), и преждевсего личность уп­равленца.

Управлениекак деятельностьпредполагаетналичие общих ат­рибутов (признаков)деятельности — определенных оснований,целей, средств, результатов и процесса,в котором все это взаи­модействует,субъектов и объектов. Оно состоит издействий, на­зываемых функциямиуправления.

Понятие «функция»обозначает: 1) деятельность, обязанность,работу; внешнее проявление свойствкакого-либо объекта в дан­ной системеотношений; 2) роль, которую выполняетопределен­ный социальный институтили процесс по отношению к целому(например, функции управления муниципальнойсистемой обра­зования, функцииуправления образовательным учреждением,функции управления образовательнымпроцессом на уроке и т.д.).

Функции управлениявыделяются в качестве основы построе­нияуправления образовательными системами,т.е. при построе­нии систем управления(управляющих систем) обязательнымяв­ляется выделение функциональногосостава управления. Функцио­нальныйсостав управления в образовании мыподробно рассмот­рим в главе 3.

Практика показывает,что в качестве целей управления чащевсего выступают:

— становление,создание управляемой и управляющейсистем;

— поддержание всехсвойств управляемой системы, ееупорядо­чение и стабилизация;

-обеспечениеоптимального функционирования управляющейи управляемой систем;

-развитие управляющейи управляемой систем, их перевод изсуществующего в новое, качественноболее высокое состояние.

Управление какдеятельность имеет следующие особенности:

—  принципиальнаявозможность, осуществимость управлениякак результативного влияния немыслимабез определенных усло­вий: полученияи использования информации; особыхорганиза­ционных отношений (отношенийвласти, отношений ответствен­нойзависимости, отношений, основанных научете имеющихся у субъектов управленияопределенных прав и полномочий);

-управленческаядеятельность предполагает решениезадач (про­блем);

— воздействия наобъект управления являются итогомприня­тия управленческих решений;решения принимают все люди, но толькоуправленцы делают это постоянно, к томуже их решения адресованы не только себе,но и другим людям;

-управленческаядеятельность имеет внешнюю, наблюдаемую,поведенческую и внутреннюю, идеальную,духовную сторону, которая существеннозависит от личностных качествруководите­лей;

-зависимостьуспешности решения управленческихзадач, осу­ществления управленческихдействий от наличия у участников этойдеятельности соответствующихуправленческих умений; развитиеуправления предполагает овладениеновыми умениями;

-управлениенуждается в информационных, концептуальных,инструментальных и иных ресурсах;

—  управленческаядеятельность вторична — она как бынад­страивается над другими видамидеятельности (педагогической, учебнойи т.д.), ее конечные цели и критерии оценкисвязаны не с самим управлением, а сэффективностью деятельности управ­ляемойсистемы;

— любое совершенствованиеуправленческой деятельности в образованиипредусматривает: совершенствованиеосновной дея­тельности образовательногоучреждения; совершенствование са­мойуправленческой деятельности;

— конечные результатыуправленческой деятельности достига­ютсяне самими управленцами, а работниками— членами кол­лектива (в нашем случае— педагогами);

— управленческаядеятельность подчиняется системеобъектив­ных научных закономерностей,но осуществлять ее приходится в конкретныхусловиях, что позволяет говорить обуправлении как о разновидности искусства,творчества;

— в процессеуправленческой деятельности происходитвоздей­ствие субъекта управления наобъект, взаимодействие между ними; впроцессе этого взаимодействия возникаюткак объективные от­ношения, связанныес распределением ролей, функций, так исубъективные, человеческие, межличностныеотношения;

-для управленческойдеятельности характерна цикличность— повторяемость цепочки действий,составляющих содержание функ­циональногосостава управления.

Источник: https://studfile.net/preview/1728075/page:5/

Тема1. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

7. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ:  Деятельность по управлению процессами включает в себя

1.1. Понятие «процесс»
1.2. Процессы и системные факторы
1.3. Классификация процессов
1.4. Сущность и содержание процессного подхода
1.5. Эволюция процессного подхода в организациях

1.

1 Социально-экономическая система может существовать и эффективно функционировать лишь при условии внутренней организованности, которая предполагает реальное соединение множества составляющих ее структурных элементов в организационное целое. Для того чтобы целое было действительно целым, необходима целенаправленная деятельность. Словарь русского языка С.И.

Ожегова деятельность трактует как занятие, труд, работу каких-нибудь органов. Современный экономический словарь деятельность ассоциирует с предпринимательством: предпринимательская деятельность, т.е. инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода [12, с.83]. Предпринимательская деятельность включает в себя и определение сферы деятельности фирмы.

У диверсифицированных фирм определение сферы деятельности более широкое, чем у компаний, занимающихся каким-либо одним видом деятельности.

Понятие «деятельность» при моделировании экономических систем очень часто заменяется понятием «процесс».

Наиболее простые математические модели экономической системы – это укрупненные модели функционального типа, реализующие метод «черного ящика». В максимально обобщенном виде сверхсложная экономическая система представляется очень простой схемой «черного ящика» с основными частями «Вход», «Процесс» и «Выход» (рис.1.1).

Рис. 1.1. Модель экономической системы.

На основе представленной модели можно дать концептуальное определение процесса. «Процесс – это образующая систему и имеющая функцию достижения цели последовательность поведения» [1, с.74]. Это определение Р.Акоффа вводит в определение процесса понятие «система», «функция», «цель», «поведение».

Если система по одному из определений представляет собой «целостный комплекс взаимодействующих элементов вместе с их свойствами и отношениями», то образующая ее последовательность поведения ничто иное как переход системы из одного состояния в другое, посредством осуществления ряда процессов, необходимых для достижения цели, которой она добивается по завершению процесса или его цикла. Наглядно эти процессы можно представить следующей графической схемой (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Последовательное соединение процессов.

При этом «выход» одного процесса является непосредственным «входом» в последующий процесс. Для достижения поставленной цели процессы могут осуществляться не только последовательно, но и параллельно. Возможны и смешанные схемы соединения процессов (рис.1.3).

Организационные схемы процессов, изображенные на рис.1.3, можно квалифицировать как сеть процессов. Сеть процессов – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. При использовании данного определения сети процессов не важно, сколько процессов выделено, например, на предприятии. Важно, что вся деятельность, без исключения, рассматривается в виде процессов.

Рис.1.3. Параллельное (а) и смешанное (б) соединения процессов.

В реальной действительности сложная система может иметь, очевидно, огромное количество всевозможных входов и выходов. Система характеризуется также множеством различных внутренних состояний. Если все эти состояния зафиксированы в некоторый момент времени t, то состояние системы описывают:

— вектор состояний входов Xt = (x1, x2,….,xm)t;

— вектор состояний выходов Yt = (y1, y2,….,yn)t;

— вектор внутренних состояний St = (s1, s2,….,sk)t;

При этом функция системы проявляется в ее поведении и характеризуется вектором Yt состояний выходов. В системах первого типа (более простых) между вектором входных величин X и вектором выходных величин Y имеет место зависимость:

Yt = F (Xt). (1)

Следовательно, задание вектора входных величин полностью определяет вектор выходных величин.

В системах второго типа (более сложных), к которым можно отнести большинство современных технических систем и практически все биологические и экономические системы, имеют место две ступени функциональных связей.

Одна из них описывает зависимость внутреннего состояния системы S от вектора входных величин X, другая – зависимость вектора выходных величин Y от множества внутренних параметров системы (вектора состояний S) и вектора входных величин X, т.е.

имеет место зависимость:

Yt = F (Xt,, St ) (2)

Эта функция может быть непрерывной или дискретной, детерминированной или статистической. Знание такой зависимости дает практически достаточные сведения для суждения о системе. Поскольку кибернетическая система является целенаправленной, значит, среди всех возможных состояний выходов существуют менее предпочтительные, более предпочтительные, наконец, наиболее предпочтительные.

Соотношение (2) позволяет судить, при каких состояниях входов и внутренних состояниях системы достигаются наиболее предпочтительные состояния ее выходов, т.е. реализуется целевая функция системы. Это говорит о возможности применения допустимых методов воздействия на входы и внутренние состояния процесса для достижения желаемого выхода.

Соответственно модель процесса принимает следующий вид (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Модель процесса с управлением.

Этой модели соответствует определение процесса в МС ИСО 9001:2005: «Виды деятельности, использующие ресурсы и управляемые в определенном порядке, позволяющем преобразовать «входы» в «выходы», могут быть рассмотрены как процессы».

Присутствие в определении категории «управление» ассоциируется с воздействием на входы и внутренние состояния процесса и означает иное концептуальное обеспечение.

Наиболее адекватной для описания модели процесса с управлением является концепция кибернетической модели системы управления, в которой, кроме управляемого процесса, осуществляется и процесс управления. Более подробно эта модель будет рассмотрена в главе 2.

Еще одна группа определений процесса базируется на рыночной концепции, ориентируя организационные процессы на потребителя: процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей [2, с.25]. идея, по мысли Б.Андерсона, заключается в том, что любой организационный процесс имеет потребителя, внутреннего или внешнего. Внутренними клиентами процесса являются подразделения организации, использующие результаты внутренних процессов. Внешними клиентами организации являются в первую очередь потребители ее продуктов или услуг, а также собственники, персонал, поставщики и общество.

Концептуальной посылкой МС ИСО 9000:2005 является необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности. При этом речь идет о бизнес-процессах, под которыми принято понимать те совокупности видов деятельности, которые создают ценности для потребителя.

Так, в определении М. Хаммера, бизнес-процесс – это организованный комплекс взаимосвязанных действий, которые в совокупности дают ценный для клиента результат [14, с.80].

Это определение выделяет и рассматривает процессы как совокупность действий, добавляющих ценность для клиента. М. Портер назвал их видами деятельности, создающими ценность [15, с.109].

Ценность, создаваемая компанией, измеряется той стоимостью, которую покупатели готовы заплатить за ее товары или услуги и, следовательно, может быть определена только конечным потребителем.

Изложенное выше позволяет говорить о том, что бизнес-процессы – это прежде всего новый образ делового мышления. Для него характерны следующие черты.

Во-первых, бизнес-процессы телеологичны (от греческого слова telos – «цель» или «миссия»). Сначала определяется стратегия, формируется видение будущего компании, а затем выстраиваются процессы таким образом, чтобы каждый из них был ориентирован на достижение конкретной цели. Лишь после этого формируется оргструктура предприятия, обеспечивающая эффективность выполнения бизнес-процессов.

Во-вторых, процессы ориентированы на клиента. Концепция бизнес-процессов требует, чтобы компания рассматривала себя и свою работу прежде всего глазами клиента. Говоря словами П. Друкера, смотря изнутри, трудно выяснить, что заставляет покупателя платить. Необходимо посмотреть на бизнес снаружи.

Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой сфере, – это потребитель.

Только опрашивая потребителя, наблюдая за ним, пытаясь понять его поведение, можно выяснить, кто он, чем занимается, по каким критерия выбирает товар, как использует то, что покупает, чего ожидает, что ценит и т.д.

В-третьих, бизнес-процессы целостны. Цепочка ценности компании представляет собой систему взаимосвязанных видов деятельности – сеть процессов. Главное – свести отдельные действия воедино, обеспечивая достижение синергического эффекта и в конечном итоге – создать потребителя, т.е. привлечь независимого внешнего субъекта, способного выбирать и готового заплатить за товар.

В-четвертых, процессуальное мышление строится на убеждении, что успех в бизнесе зависит от тщательно продуманных действий. В процессуальной организации весь персонал понимает не только то, что он делает, но и зачем.

Процессно-ориентированные компании стараются превратить успех в каждодневную норму путем введения высокоэффективных схем работы. Именно безошибочно спроектированный и исполненный бизнес-процесс, утверждает М.

Хаммер, приносит в результате желаемый успех у клиентов.

1.2. Процессы и системные факторы

Все результаты бизнеса достигаются за счет процессов. Их эффективность, действенность и гибкость в достижении целей зависит от широкого круга факторов, образующих систему компании. Т.Конти дал им название «системные факторы» [9, с.42].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_74585_tema-protsess-kak-ob-ekt-upravleniya.html

Какие этапы процесс управления включает в себя? Основы процессов управления

7. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ:  Деятельность по управлению процессами включает в себя

Актуальность вопроса об этапах процесса руководства связана с тем, что он красной нитью проходит через всю деятельность организации. Эффективность управленческих процессов можно сравнить с часами. Отлаженный и четкий механизм приведет к планируемому результату. Вместе с тем хорошей системе менеджмента свойственна гибкость – способность приспосабливаться к новым условиям.

Сущность управления

Под управлением подразумевается руководство объектом (предприятием, ресурсом) или субъектом (человеком). Менеджмент как процесс является совокупностью различных видов деятельности, координации, поддержания порядка, необходимых для успешной работы предприятия, достижения целей и развития.

Процесс управления включает в себя решение тактической и стратегической задачи:

  • задача, связанная с тактикой, требует поддержания гармонии, целостности и результативности элементов управляемого объекта;
  • стратегия подразумевает развитие, усовершенствование и позитивное изменение состояния.

Характеристика процессов управления

Процесс управления является непрерывным и цикличным. Он состоит из управленческого труда, предмета, средств и конечного продукта. Управление любым объектом связано с периодической повторяемостью отдельных этапов работы. Это могут быть фазы сбора и анализа данных, выработки управленческого решения, организации его выполнения.

Технология процесса управления совершенствуется вместе с развитием организации. Если руководитель запаздывает, принимая решения, то управленческий процесс становится хаотичным, инерционным.

Замкнутая последовательность управленческих действий, повторяющихся для достижения целей, называется циклом менеджмента. Началом цикла становится выявление проблемы, итогом – достижение рабочего результата. Периодичность управленческих процессов помогает найти общие для организаций разного профиля закономерности и принципы.

Принципы менеджмента

Основы процессов управления выражены через фундаментальные принципы. Они объективны и согласованы с законами менеджмента. Список общих принципов менеджмента, который можно найти в учебниках, не маленький. Среди них выделяют:

  • целенаправленность;
  • обратную связь;
  • преобразование информации;
  • оптимальность;
  • перспективность.

Формирование и деятельность системы менеджмента опирается на несколько других принципов.

Разделение трудаФункции менеджмента отделяются друг от друга и становятся основой для структуры управления. Появляются отделы, бригады, выполняющие разные, но единые виды работ.
Объединение функцийСочетание операций в управленческих функциях. Взаимосвязь функций управляющих органов с внутренней структурой.
Центризм и независимостьПроцесс управления и организационная структура остаются централизованными и независимыми от внешней среды.
Подчинение в системе управленияИнформационный поток по ступеням связывает высшее, среднее и низовое управленческое звено.

Осуществление принципов способствует эффективному объединению управленческих функций, укреплению связей на всех уровнях управленческих органов.

Управленческие функции

Профессиональную деятельность менеджеров поэтапно отражают управленческие функции.

Группировка функцийПроцесс управления включает в себя виды деятельности
Общие (универсальные) функцииПланирование, осуществление прогнозов, координация, организация, контроль, учетная функция и другие. Способствуют развитию, совершенствованию и взаимосвязи управленческих процессов.
Специальные функцииАдминистрирование, управление персоналом, мотивация. Как инструменты для общих функций, они помогают организовать продуктивную деятельность.
Вспомогательные функцииОбслуживание управленческих процессов для успешного функционирования всех уровней управления.

По характеру деятельности выделяют функции, применяемые в различных сферах, связанные с производством, хозяйственной частью, экономикой, технологией.

Анри Файоль поделил функции управления промышленной организацией на 6 групп: административная, коммерческая, производственная, бухгалтерская, страховая и учетная деятельность.

Этапы процесса управления

Каждое управленческое действие и решение сопровождается единством информации, целей, социума и других аспектов. Сущность менеджмента отражает управленческий цикл, который может быть представлен как совокупность этапов.

Процесс управления включает этапы, которые непрерывно чередуются.

Выявление проблемыПрогнозЦелеполаганиеУправленческое решение
Анализ ситуации, постановка «диагноза» проблемыОпределение вероятного варианта развития событийВыработка целей и задач, стратегии по их достижениюПроцесс выработки и принятия оптимального решения

Кроме вышеперечисленных этапов, к процессу управления относят действия по реализации управленческого решения.

ПланированиеСоздание системы мероприятий для достижения цели
ОрганизацияМобилизация сотрудников для выполнения задач, распределение ролей
МотивацияСтимулирование или побуждение исполнителей к работе
Контроль и учетНаблюдение, координация и обработка результатов
РегулированиеОбеспечение связей между сотрудниками

7 этапов процесса управления персоналом

Управленческие задачи в сфере человеческих ресурсов разнообразны. Процесс управления персоналом состоит из семи этапов.

  • Планирование кадрового обеспечения всех функций предприятия.
  • Привлечение персонала, формирование кадрового резерва, отбор и наем.
  • Трудовая мотивация. Создание материальной (заработная плата, премии) и нематериальной системы мотивации для формирования стабильного коллектива.
  • Система адаптации и профориентации сотрудников. В результате каждый должен быстро войти в работу, знать корпоративные цели, понимать суть и требования к своей деятельности.
  • Оценка сотрудников и труда. Оценка знаний, умений, навыков для эффективной работы. Система оценки труда каждого и информирование коллектива в целом.
  • Перемещение, планирование карьеры, ротация кадров.
  • Подготовка кадров на смену руководителям. Повышение квалификации управленческих работников.

Эффективный процесс управления персоналом невозможен без развития и повышения профессионального потенциала трудящихся. Этот фактор становится решающим в производстве и производительности труда.

Управление проектами

Процессы управления проектами представляют собой совокупность функций и определенных видов деятельности.

Целеполагание и прогнозПланированиеУправление и распределение ресурсовМотивация и контроль исполнителейОперативное и текущее управление

Весь проект и каждого исполнителя можно оценить, используя ряд показателей. Это объем, период и качество проведенных работ в соответствии со сроками, объем вложенных ресурсов (материальных, финансовых), кадровый состав проектной группы, предполагаемый уровень риска.

Процессы управления проектами связаны с решением следующих задач:

  • формулирование целей проекта;
  • поиск и выбор вариантов решений по выполнению проекта;
  • создание структуры (команда исполнителей, ресурсы, сроки и бюджет);
  • связь с внешней средой;
  • руководство командой исполнителей и координация хода работ.

Управление информацией

Информация представляет собой совокупность знаний, сведений о каком-либо событии, факте, явлении или процессе. В управлении производством информация становится необходимым средством связи, коммуникации между сотрудниками.

Большое значение информации в системе управления связано с ее универсальностью. Она является не только предметом и продуктом управленческого труда, но и совокупностью данных о состоянии системы управления, внутренней и внешней среды.

Процессы управления информацией представляют собой этапы сбора, передачи, преобразования, обработки и применения информации. В качестве отдельных процессов выделяют хранение и уничтожение информационной базы.

Управление рисками

Управление рисками на любой фирме является не разовым мероприятием, а постоянной необходимостью. Риск-менеджмент стал этапом управления бизнесом, без которого невозможно получение прибыли, достижение целей. Процесс управления рисками включает в себя пять этапов направленных действий.

Анализ рынкаАльтернативные методы управления рискомВыбор методов управленияОсуществление мер по управлению рискомНаблюдение и совершенствование системы оценки риска

В практической деятельности данные процессы не всегда выполняются в данной очередности или могут осуществляться одновременно.

Общая картина должна быть дополнена обратной связью для каждого из этапов, означающей возвращение при необходимости на пройденный этап. Итоговый этап связан с выводами и конечной оценкой. Итоги необходимо использовать при работе над оценкой и минимизацией рисков в будущем.

Управление технологией производства

Системы управления технологическими процессами зависят от организационной структуры, которая представлена на современных предприятиях в трех вариантах.

  • Централизованный способ управления предполагает сосредоточение функций в отделах. На производстве фактически присутствует только линейное руководство. Поэтому централизация применима только на небольшом производстве.
  • Децентрализация — структура процесса управления связана с передачей цехам всех функций. Цеха становятся частично независимыми подразделениями.
  • Сочетание централизации и децентрализованной системы используют большинство производственных предприятий. Оперативные вопросы решаются в цехах или бюро, а методика управления и контроль качества остаются за управленческими отделами. Цеха имеют собственные управленческие аппараты и ведут весь технологический процесс.

Управление финансами

Система управления финансами должна присутствовать даже на небольшой фирме и состоять не только из бухгалтерии. Процесс управления включает в себя пять направлений финансовой работы.

Контроль бизнес-процессовПомогает выявлять возможные потери денежных средств
Создание финансового отделаФинансовая структура и выделение финотделов — это четкое распределение ответственности, эффективный контроль денежных потоков.
Контроль перемещения денег и товаровОсуществляется с помощью финансового плана денежных потоков.
Внедрение управленческого учетаВнедряется после разработки показателей для оценки состояния финансов, эффективности отделов.
Бюджетное управлениеПроцесс управления включает в себя планирование бюджета на основе аналитической информации финотделов.

Главной целью управленческого анализа является обеспечение руководства информацией для принятия обоснованных решений. К нему относят три направления анализа:

  • ретроспективный (исследует информацию о прошлых событиях);
  • оперативный (анализ текущей ситуации);
  • перспективный (краткосрочный и стратегический анализ возможной ситуации в будущем).

Совершенствование системы управления

Процесс совершенствования управленческой системы проводится на основе анализа данных управленческого, бухгалтерского учета. Для оценки ее эффективности необходимо рассчитать ряд коэффициентов: управляемость, уровень автоматизации труда, экономичность труда, экономическую эффективность управления, результативность управления, производительность труда.

Совершенствование управленческой системы – это неизбежный процесс для успешной организации. На этом этапе процесс управления включает в себя, например:

1) аудит управленческой системы;

2) проверку соблюдения законодательства, международных стандартов, рекомендаций Банка РФ;

3) разработку мер по совершенствованию управленческой системы и актуализацию внутренней документации;

4) сотрудничество совета директоров с акционерами и формирование предложений.

Современное состояние общества и экономики способствует переосмыслению менеджмента и профессионализма управляющего. Для руководителя становится актуальной активная работа на развитие персонала, главного ресурса предприятия. Успешный управленец умеет смотреть в будущее, проявлять гибкость в принятии решений при полной непредсказуемости внешней среды.

Источник: https://FB.ru/article/159691/kakie-etapyi-protsess-upravleniya-vklyuchaet-v-sebya-osnovyi-protsessov-upravleniya

Управленческий процесс: понятие, стадии и основные элементы

7. ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ:  Деятельность по управлению процессами включает в себя

Элементы управленческого процесса

Процесс управления включает следующие элементы: управляющую систему (субъект управления), управляемую систему (объект управления), управляющее воздействие в форме управленческого решения, конечный результат, общую цель и обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Управление как единый процесс, обеспечивающий согласованность совместного процесса труда, осуществляется в разных формах, через разные функции управления.

Они представляют собой форму достижения связи и единства совместного процесса труда и реализуются через определенные виды деятельности. Выделение в управлении отдельных функций — объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им.

Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Прямое управляющее воздействие на объект управления представляет собой взаимодействие трех функций: планирования, организации и мотивации. Обратную связь осуществляет функция контроля. Это основные функции управления, они имеют место на любом, даже небольшом предприятии. Кроме основных, существуют специфические или конкретные функции управления.

Их набор и содержание, зависят от специфики управляемого объекта. Эти функции связаны с управлением конкретной сферой, областью организации. К ним относятся: управление основным производством, управление вспомогательным производством, управление человеческими ресурсами, управление финансами, управление маркетингом, управление нововведениями и др.

Стадии управленческого процесса.

1-й этап. Диагноз — сбор и обработка информации, анализ, уяснение и оценка обстановки.

Решение проблемы требует наличия управленческой информации. Это множество сообщений, необходимых для осуществления процесса управления.

Требования к информации: полнота, объективность, достоверность, оперативность, непрерывность поступления.

Информация поступает из вышестоящего звена управления или может собираться самостоятельно. В первом случае информация обязательно уясняется, во втором случае необходимо применение научных методов сбора.

Для самостоятельного сбора информации используются различные социологические методы.

Таким образом, 1-й этап создает исходную основу для дальнейших управленческих действий.

2-й этап. Прогнозирование. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и сроках существования.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Это специальные исследования на основе научных методик, преимущественно с количественными оценками и с указанием тенденций, характера и определенных сроков изменения объекта управления.

Прогнозирование имеет два аспекта: предсказательный, подразумевающий описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего, и предуказательный, предусматривающий собственно решение этих проблем. Следовательно, прогноз — не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.

Основные принципы прогнозирования: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность.

Прогнозирование имеет смысл лишь тогда, когда его результаты (прогнозы) учитываются при подготовке соответствующих решений. Даже самые достоверные прогнозы останутся лишь на уровне идей, если субъект принятия решения по каким-либо причинам не использует их в своей деятельности.

3-й этап. Решение. Принятие решений — одна из фундаментальных задач управленческой деятельности, и именно в этой точке управленческого цикла весьма часто начинаются неприятности. В научной литературе управленческое решение представлено в двух аспектах — широком и узком.

В широком аспекте управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

В узком смысле слова под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Управленческое решение — это процесс подготовки и выбора из некоторой совокупности одного или нескольких взаимосвязанных методов воздействия на объект управления в целях его изменения или стабилизации.

В общем случае управленческое решение должно отвечать ряду требований:

иметь ясную цель; быть всесторонне обоснованным; быть своевременным; быть оптимальным, при котором достигается выполнение поставленных задач в заданные сроки при наименьших затратах;

иметь адресата и сроки выполнения; быть конкретным (отвечать на вопросы, как действовать, где и когда);

быть согласованным с ранее принятыми решениями, не противоречить им; быть правомочным; быть реально осуществимым; быть четко сформулированным управленцем, усвоенным исполнителем;

быть экономичным.

4-й этап. Планирование. На базе результатов прогноза и решения руководителя проводится планирование и формируется план деятельности.

Планирование заключается в установлении определенной последовательности и способов выполнения войсками каждой из задач, распределении усилий войск и материальных средств по задачам и направлениям действий, установлении порядка взаимодействия и всех видов обеспечения, позволяющих реализовать решение и достигнуть поставленной цели.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются:

  • — прогнозы развития организации в будущем;
  • — промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями;
  • — механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов;
  • — стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

При планировании необходимо учитывать его принципы:

единство; непрерывность; гибкость; координация и интеграция; обоснованность; скрытность (в условиях боевой обстановки).

Виды планирования

Перспективное планирование осуществляется на год, полугодие, квартал.

Текущее планирование включает в себя создание планов на месяц, а также на выполнение различных конкретных задач (периодическое и оперативное планирование).

К оперативному планированию относится создание планов, направленных на выполнение внезапно возникающих задач.

Значительную роль играет личное планирование. В личных планах находят отражение прежде всего те мероприятия, в подготовке и проведении которых руководитель принимает непосредственное участие.

5-й этап. Организация состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений, а также порядка и условий работы всех элементов и звеньев системы.

Этапы планирования и организации тесно связаны между собой.

В некотором смысле планирование и организация объединяются: планирование готовит почву для того, чтобы реализовать цели, стоящие перед частью (подразделением), а организация как функция управления создает рабочий процесс, главным компонентом которого выступают люди. Таким образом, планирование и организация как бы материализуют управление, делают его фактом социальной действительности.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.

Поскольку функция организации состоит в объединении усилий всего персонала, задача заключается в определении миссии, роли, ответственности каждого из них. Процесс организации структурирует деятельность на основе определения функций исполнителей и формирует подразделения, исходя из управленческих целей, задач и возможностей персонала.

6-й этап. Часто мотивацию отождествляют со стимулированием. Эти понятие очень близки по содержанию, но не стоит их смешивать.

Стимулирование предполагает внешнее (моральное, физическое, материальное) воздействие на людей с целью непосредственного влияния на результаты труда, активизацию деятельности работников.

Мотивация — более широкое понятие, которое можно рассматривать как психологический процесс, создающий побуждение, направленное на достижение определенной цели.

Стимулированием называется целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов.

Цель стимулирования — побудить персонал работать не вообще, а делать лучше (больше) то, что обусловлено служебными отношениями.

Методы стимулирования можно разделить на две группы: моральные и материальные. В качестве критерия здесь выступает вид потребностей, на степень удовлетворения которых воздействует стимулирующая функция.

Моральное стимулировании включает в себя два класса методов: коллективные и индивидуальные.

Посредством коллективных методов активируется деятельность персонала, стимулируются их координация, кооперация и взаимопомощь в ходе решения общеколлективных задач.

К ним относятся: критика и самокритика, организация общественного мнения, разделение ролей, сближение официальной и неофициальной структур коллектива и др.

Методы, направленные на стимулирование личности работника, в свою очередь, включают в себя предъявление требований, оценку и побуждение к самооценке, обмен мнениями, советы, предложения, рекомендации и др.

Материальное стимулирование регулирует поведение на основе использования денежных выплат и материальных санкций (премирование, лишение премий, материальная ответственность), а также награждения ценными подарками.

Наряду с моральным и материальным можно выделить организационное стимулирование (например, временем).

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.

Теории мотивации можно разделить на две группы:

содержательные теории мотивации, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности и потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (это теории А. Маслоу, Ф. Герцберга и др.).

процессуальные теории мотивации базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (это теория ожидания В. Врума).

Среди видов мотивации важное значение имеет профессиональная мотивация.

7-й этап. Контроль является одним из основных этапов управления. Без контроля большинство видов деятельности неэффективно.

Контроль представляет собой конструктивную систематическую деятельность руководителя, направленную на приближение фактического исполнения к запланированному результату. Он включает деятельность по формированию стандартов управления, проверке и оценке исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Задачи контроля: изучает положение дел в организации; отслеживает тенденции ее развития; выявляет нарушения и ошибки; является основой корректирующих действий; ориентирует, на что нужно обращать внимание.

Главный смысл контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в повышении эффективности управленческого процесса. Предназначением контроля является предупреждение возможных отклонений, а не их ликвидация.

Требования к организации контроля: личное участие руководителя; направленность на предотвращение ошибок; гибкость; своевременность; экономичность; индивидуализированность.

Регулирование может быть осуществлено тремя путями: во-первых, реагированием на ожидаемые изменения управленческой ситуации; во-вторых, реагированием на поступившие изменения; в-третьих, реагированием на ошибки, допущенные в управлении.

Источник: https://studwood.ru/1226701/pravo/upravlencheskiy_protsess_ponyatie_stadii_osnovnye_elementy

Scicenter1
Добавить комментарий