8.2 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом

8.2 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Основные положения организации и осуществления перевозок грузов во внутреннем сообщении определены Уставом железных дорог.

Железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В договорах перевозок устанавливаются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также другие условия.

Перевозки грузов по железным дорогам осуществляются на основании заявок грузоотправителей, подаваемых операторам перевозок (логистическим компаниям).

Заявка предоставляется в трех экземплярах с указанием объема перевозок грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой товаров.

Форма заявок устанавливается и публикуется в сборнике правил и тарифов на железнодорожном транспорте.

Перевозки грузов осуществляются грузовой (или большой) скоростью. Критерии определения скорости перевозок грузов, а также направления, но которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью, устанавливаются ОАО «РЖД». Перечень указанных направлений публикуется в сборнике правил перевозок и тарифов. Скорость перевозки выбирает и указывает грузоотправитель.

Плата за перевозку грузов взимается за кратчайшее расстояние перевозки. Определение расстояний перевозки – прерогатива МПС России. Иногда плата за перевозку может взиматься исходя из фактически пройденного расстояния. Грузоотправители могут предъявлять грузы к перевозке с объявлением их ценности. За объявленную ценность грузов взимаются сборы, указанные в тарифном руководстве.

Грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями, утвержденными соответствующими государственными органами.

О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, осуществляемую грузоотправителями, работники железнодорожных станций уведомляют грузоотправителей не позднее чем за 2 ч до их подачи. Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные внутри и снаружи очищенные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны и контейнеры.

Погрузка грузов в вагоны, контейнеры должна осуществляться исходя из технических норм их загрузки. Размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов.

Допускается перевозка грузов на открытом подвижном составе. Необходимые для погрузки и крепления материалы, средства пакетирования и иные приспособления предоставляются грузоотправителями. Установка и их снятие осуществляются грузоотправителями или грузополучателями.

При предъявлении груза к перевозке грузоотправитель должен предоставить на каждую отправку груза соответствующим образом оформленную транспортную железнодорожную накладную и другие необходимые документы (приложения 12–14).

Накладная и выданная на ее основе грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

В соответствии с договором перевозки железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию дороги назначения с соблюдением условий перевозки и выдать груз грузополучателю. Грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест. Железная дорога оставляет за собой право выборочной проверки массы груза.

Загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы железными дорогами, если грузы погружены железными дорогами, или грузоотправителями, если грузы погружены ими. В случае вскрытия вагонов или контейнеров для таможенного досмотра их опломбирование новыми запорно-пломбировочными устройствами проводят таможенные органы.

Вследствие форсмажорных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, погрузка и разгрузка грузов могут быть временно прекращены или ограничены начальником железной дороги отправления.

Начальник железной дороги устанавливает срок прекращения или ограничения погрузки.

Временное прекращение погрузки вследствие сложившихся на железных дорогах обстоятельств допускается только в исключительных случаях.

Плата за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи вносится грузоотправителем, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции.

Окончательные расчеты, связанные с перевозкой груза, производятся грузополучателями по прибытии груза на станцию назначения. При несвоевременных расчетах взимаются пени или штрафы.

Дополнительные выплаты предусмотрены также за переадресовку груза.

Сроки доставки грузов и правила расчета этих сроков утверждаются ОАО «РЖД», но грузоотправители и железные дороги могут изменить их по взаимному согласованию. Дату приема груза для перевозки и дату истечения срока доставки указывает железнодорожная станция отправления в выданной грузоотправителю квитанции о приеме груза.

Железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем за 12 ч дня, следующего за днем прибытия. Порядок и способ уведомления определяются на станции назначения.

Железная дорога может в соответствии с договором предоставить грузополучателю предварительную информацию о подходе в его адрес грузов.

Груз выдается на станции назначения грузополучателю после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей. Подтверждением выдачи груза служит подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Важными в организации и осуществлении железнодорожных перевозок во внутренних сообщениях являются также вопросы оплаты пользования вагонами и контейнерами, ответственного хранения грузов в случае их невостребованности, проверки груза при его выдаче, штрафных санкций за простой транспортных средств, проведения и оплаты очистки вагонов и условий ее осуществления.

Отдельная глава Устава железных дорог посвящена вопросам перевозок грузов в смешанном сообщении.

В частности, указано, что перевозка грузов в прямом смешанном сообщении осуществляется на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленной на весь путь следования груза.

В данном разделе Устава решаются вопросы взаимодействия железнодорожного транспорта с автомобильным и морским, вопросы передачи грузов с одного вида транспорта на другой, взаимный порядок предоставления контейнеров, порядок приема и сдачи грузов в портах и других пунктах перевалки, пломбировки вагонов и контейнеров, общих сроков доставки товаров, платы за перевозку в смешанном сообщении, взаимного учета норм работы с транспортными средствами (вагонами), взаимной имущественной ответственности за задержки и ряд других вопросов.

Железные дороги несут имущественную ответственность за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов, за неподачу вагонов или контейнеров.

Грузоотправители несут имущественную ответственность за непредъявление грузов, неиспользование вагонов и контейнеров или отказ в их использовании.

Размер имущественной ответственности зависит от многих факторов, но в любом случае рассчитывается от размера минимальной оплаты труда.

Грузоотправители освобождаются от уплаты штрафов за невыполнение принятой железной дорогой заявки на перевозку вследствие:

  • • наступления форсмажорных обстоятельств;
  • • прекращения или ограничения погрузки грузов;
  • • возникновения обстоятельств, при которых запрещено проводить операции по погрузке, выгрузке, а также аварии у грузоотправителя, в результате прекращения производственной деятельности грузоотправителя;
  • • неиспользования вагонов, поданных сверх заявки.

Железная дорога освобождается от уплаты штрафов при наступлении обстоятельств:

  • • непреодолимой силы (форсмажорных обстоятельств);
  • • прекращения или ограничения погрузки грузов;
  • • невнесения платы грузоотправителями за ранее поданные вагоны или контейнеры;
  • • задержки грузоотправителями ранее поданных вагонов или контейнеров.

Железная дорога несет имущественную ответственность за несохранность груза после принятия сто к перевозке и вплоть до выдачи его грузополучателю, если не докажет, что утрата или порча произошла не по ее вине.

При этом железная дорога обязана возместить ущерб в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза и вплоть до размера объявленной его стоимости. Груз считается утраченным, если не был выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки или по истечении 4 мес.

со дня приема груза для перевозки в смешанной сообщении. Железная дорога несет имущественную ответственность также за просрочку в доставке.

Железная дорога освобождается от имущественной ответственности, в частности, если:

  • • причины порчи или потери зависели от грузовладельца;
  • • произошли по причине естественных свойств груза;
  • • недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при погрузке груза на станции отправления;
  • • перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузовладельца;
  • • утрата или недостача произошла вследствие неполноты или неправильности сведений, внесенных грузоотправителем в накладную.

Грузоотправители несут имущественную ответственность за неправильность сведений, указанных в накладной, задержку вагонов, каждый час задержки контейнеров, превышение грузоподъемности вагонов или контейнеров.

Грузовладельцы обязаны за свой счет отремонтировать вагоны и контейнеры, если их повреждение произошло по их вине. В свою очередь, железная дорога должна отремонтировать принадлежащие грузоотправителям или грузополучателям вагоны и контейнеры, если повреждение их произошло по вине железной дороги.

Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железных дорог, грузоотправителей или грузополучателей, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы (приложения 15 и 17).

Коммерческий акт составляется:

  • • при выгрузке вагонов или контейнеров в местах общего пользования (на станциях) – в день выгрузки;
  • • при выгрузке вагонов или контейнеров в местах не общего пользования – в день выгрузки или в процессе выгрузки;
  • • в пути следования – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок и подчисток.

Коммерческий акт должен содержать:

  • • точное и подробное описание состояния грузов;
  • • данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы.

В отношении скоропортящихся грузов к коммерческому акту прикладывается выписка из журнала температур.

Лица, составившие и подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством России. Коммерческий акт подписывает получатель, если он участвует в проверке, и работники железной дороги.

До предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза, обязательно предъявление железной дороге претензии. Право на предъявление претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозок, либо иска имеют:

  • • грузоотправитель или грузополучатель в случае утраты груза, недостачи, повреждения или порчи;
  • • в случае просрочки в доставке;
  • • в случае задержки выдачи груза.

К претензии должны быть приложены подтверждающие подлинные документы или заверенные копии.

Претензии к железной дороге могут быть предъявлены в течение 6 мес., претензии в отношении штрафов и пеней – в течение 45 дней.

Железная дорога обязана рассмотреть претензию и уведомить заявителя о результатах в письменной форме в течение 30 дней со дня получения претензии.

Грузоотправитель или грузополучатель может переслать свои права на предъявление претензий и исков иным юридическим или физическим лицам посредством надлежащего оформления договора поручения или доверенности.

В области организации и осуществления международных перевозок первым соглашением в области железнодорожного транспорта было Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), которое вступило в силу 1 ноября 1951 г.

В настоящее время к участникам СМГС относятся следующие страны из числа республик бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы и Азии: Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Казахстан, Китай, КНДР, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Словакия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина и Эстония.

В 1997 г. к СМГС присоединился Иран, с которым ранее у России было отдельное соглашение о железнодорожном сообщении.

СМГС состоит из восьми разделов: общие положения, заключение договора перевозки, выполнение договора перевозки, изменение договора перевозки, ответственность железных дорог, порядок подачи претензий и исков, порядок расчетов, общие постановления. СМГС содержит три приложения, касающиеся перевозок почты, опасных грузов и перевозок грузов с участием проводников.

Наряду с основным текстом СМГС в дополнение к нему страны – участницы Соглашения приняли: Единый международный транзитный тариф (ЕТТ), применяемый для исчисления платы за перевозку грузов транзитом но дорогам – участницам СМГС (впоследствии был принят также Международный транзитный тариф (МТТ)).

В СМГС был зафиксирован ряд основополагающих моментов:

  • • было определено, что грузы могут перевозить по железным дорогам двух и более стран по одному перевозочному документу международной накладной. В этом случае перевозки будут называться «прямым международным сообщением»;
  • • перевозки делятся на прямые железнодорожные, в которых участвуют только железные дороги, и прямые смешанные, в которых кроме железных дорог участвуют другие виды транспорта;
  • • прямые международные железнодорожные сообщения бывают перегрузочными, когда грузы перегружаются из вагонов одной

колеи в вагоны другой, и бесперегрузочными, когда грузы не перегружаются, а кузова вагонов переставляются на тележки другой колеи;

• прямые международные железнодорожные сообщения могут быть бесперегрузочными, если колея сопредельных стран одинакова (колею той же ширины, что и дороги России, имеют Монголия, Финляндия).

Из характера СМГС следует, что это соглашение регулирует взаимоотношения между железными дорогами разных стран его участниц, вытекающие из вопросов осуществления ими международных перевозок: когда отправитель заключает договор с одной из железных дорог стран-участниц на отправление груза и, но крайней мере, еще одна железная дорога другой страны-участницы впоследствии также участвует в данной перевозке.

Основная цель СМГС – создание единого регламента в вопросах, связанных с заключением международного договора перевозки, содержанием взаимных прав и обязанностей сторон договора, результатом его невыполнения и урегулированием претензий вследствие этого, а также правами и обязанностями лица, в пользу которого осуществлялась перевозка (т.е. получателя груза).

Обязанность соблюдать постановления СМГС относится не только к железным дорогам, его заключившим, но и к каждой железной дороге, принимающей участие в данной перевозке и участвующей в СМГС.

Положениями СМГС прямо предусматривается обязанность железных дорог перевозить грузы, включенные в план перевозок по дороге отправления и обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз. При этом нормы о порядке планирования перевозок СМГС не содержат, поскольку это сфера внутреннего законодательства стран-участниц.

Условия перевозок императивны и не могут быть изменены ни соглашениями железных дорог, ни по договоренности между участниками договора перевозки.

К предметам, которые по соглашению допускаются к транспортировке с соблюдением особых условий, относятся: железнодорожный подвижной состав, тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы, опасные грузы по особому перечню и некоторые другие.

Для тяжеловесных, негабаритных и длинномерных грузов СМГС предписывает предварительное согласование условий перевозок.

Порядок погрузки и отправления грузов определяется правилами дороги отправления. По отдельным вопросам разработаны общие для всех правила, например, требования к таре, маркировке; унифицированные нормы предусмотрены также для погрузки и крепления грузов на открытых платформах.

Согласно статьям СМГС перевозка грузов в международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях.

Перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении оформляются документом единого образца – это накладная СМГС (приложение 16).

При транзитном сообщении за транспортировку по железным дорогам страны отправления и страны назначения плата взимается также по отдельным внутренним тарифам для этих дорог, а для транзитных дорог третьих стран – по специальным транзитным тарифам.

Исчисляется же плата но кратчайшему расстоянию между теми пограничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. По перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные станции по более короткому пути, и тогда плата исчисляется по фактическому маршруту.

Важно отметить, что провозные платежи и штрафы при транспортировке по дорогам страны отправления и страны назначения исчисляются в местной валюте.

За перевалку грузов в вагон для колеи другой ширины или перестановку колесных пар вагонов на пограничных станциях взимаются дополнительные сборы.

Если эти операции производит дорога назначения, такие сборы определяются по ее внутреннему тарифу, а в остальных случаях – по ставкам транзитных тарифов.

Чтобы организации внешнеэкономического комплекса имели информацию о движении своих товаров, на пограничных станциях выписывают и отправляют в их адрес экспортные и импортные извещения.

Экспортное извещение информирует об отправлении экспортного груза за границу; импортное извещение служит свидетельством об отправке поступившего груза получателю.

Подготовкой и рассылкой этих документов занимаются транспорто-экспедиторские конторы железнодорожных станций.

Источник: https://studme.org/1880041322487/logistika/organizatsiya_perevozok_gruzov_zheleznodorozhnym_transportom

Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

8.2 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Отношения между железнодорожным транспортом, грузоотправи­телями и грузополучателями регулируются Транспортным уста­вом железных дорог РФ, правилами грузовых перевозок, заключен­ными договорами.

При крупных станциях организуются транспортно-экспедицион­ные конторы, выполняющие операцию по обслуживанию грузоотпра­вителей и грузополучателей (ТЭКи). В некоторых крупных городах транспортно-экспедиционное обслуживание организуется автотранс­портными предприятиями.

Транспортно-экспедиционные конторы по договорам с грузоотправителями и грузополучателями берут на себя доставку подготовленных к отправке грузов со станции на склады по­лучателя, контейнеров — к местам разгрузки и погрузки, оформление всей транспортной документации, а также информируют грузополу­чателей о прибывших в их адрес грузах.

Железнодорожные перевозки классифицируют но нескольким при­знакам.

По особенностям планирования их делят на местные — в преде­лах одной железной дороги, прямые — если груз перевозят по несколь­ким железным дорогам, смешанные — если в них участвуют другие виды транспорта.

Различают железнодорожные перевозки и по скорости. Товары могут быть отправлены грузовой (малой), большой И пассажир­ской скоростью. Большинство перевозок осуществляется грузовой ско­ростью в обычных вагонах товарных поездов.

Скоропортящиеся товары отправляют преимущественно большой скоростью в специальных поездах. Небольшие партии товарок перевозят в багажных вагонах пассажирских поездов пассажирской скоростью.

Наиболее низкие железнодорожные тарифы на перевозку грузовой (малой) скоростью, более высокие — большой скоростью и самые вы­сокие — пассажирской.

По размеру отправок различают мелкие отправки, контейнерные, повагоипые и маршрутные (группа вагонов или целый железнодорож­ный состав).

Мелкой отправкой считается перевозка товаров в таре массой до 10 т. Тарифы на мелкие отправки выше иоиагоипых.

При перевозке товаров в контейнерах взимается специальный сбор, поэто­му здесь тарифы несколько выше иовагоппых, по ниже тарифов на мелкие отправки.

До передачи груза железной дороге заполнен мыс железнодорожные накладные сдают в товарную кассу станции дли указания дня завоза и

13.2. Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом________ 327

номера кладовой, в которую должен быть доставлен груз. Это необ­ходимо для комплектации вагонцой партии из отправок различных грузоотправителей.

Вагоны, заполненные товарами, отправляемые в адрес нескольких грузополучателей, носят название сборных. Такие вагоны отправляют как в адрес нескольких грузополучателей, находящихся в зоне обслу­живания одной станции, так и в адрес грузополучателей, находящих­ся в зоне обслуживания 2-3-х станций одной железной дороги.

Отгрузка товаров вагонными партиями ведется как с прирельсово­го склада грузоотправителя, так и с погрузочной платформы железно­дорожной станции. Размер партии должен соответствовать полной вместимости подаваемого вагона.

За неполное использование емкости вагона станция имеет право взимать штраф. Работники складов перед погрузкой должны проверить исправность поданного вагона, его при­годность по санитарному состоянию к перевозке товаров.

Загрузка поданного вагона должна быть закончена в течение време­ни, установленного для данного груза и типа вагона. Загруженный ва­гон запирают проволочной закруткой и пломбируют, после чего сдают весовщику товарной станции и одновременно оформляют железнодо­рожную накладную.

Персональная ответственность за неудовлетворительное использо­вание вагонов возлагается на руководителей торговых организаций. С виновных лиц взыскивают убытки, вызван тле сверхнормативными простоями вагонов.

Железная дорога отвечает за сохранность грузов в пути следования .как по количеству, так и по качеству, а также за сроки доставки. При недостаче или порче груза по вине железной дороги она несет ответ­ственность в полном размере причиненного ущерба.

Срок доставки груза по железной дороге определяется из расчета суточного прохождения груза: малой скоростью при маршрутной от­правке — 550 км, повагонной и контейнерной — '.УМ) км, мелкой — 180 км; большой скоростью в поездах с машинным охлаждением — 660 км.

К расчетному по километражу сроку доставки добавляю! по 2 дня на переработку грузов на станциях отправления и назначения. Расчет-срока доставки начинается с 24 ч дня приемки груза к перевозке, указанного в накладной. За его просрочку железная дорога уплачи­вает пени.

Для перевозки товаров железнодорожным транспортом использу­ются крытые товарные вагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны и цистерны.

Глава 13. Транспортно-экспедиционные операции

Вагоны и платформы бывают двухосными и четырехосными. Пер­вые — грузоподъемностью 20 т, вторые — 50, 60 и 62 т. В настоящее время двухосные вагоны не выпускаются, их заменили четырехосны­ми. Оставшиеся в эксплуатации двухосные вагоны используют лишь для местных перевозок.

Для перевозки нескоропортящихся продовольственных товаров ис­пользуют крытые четырехосные вагоны, а товаров в контейнерах — двухосные и четырехосные железнодорожные платформы. Масса и габариты железнодорожных контейнеров кратны грузоподъемности и размерам железнодорожных вагонов.

Для перевозки скоропортящихся товаров используют изотерми­ческие вагоны и главным образом вагоны-рефрижераторы. Вагоны, охлаждаемые льдом и льдосоляными смесями, заменяют четырехос­ными вагонами с машинным охлаждением и электрическим отопле­нием.

Эти вагоны позволяют обеспечивать нужный температурный режим для различных товаров в любое время года. Вагоны-рефриже­раторы с машинным охлаждением комплектуют в секции (от 3 до 20 вагонов).

Для вагонных отправок используют и отдельные, так на­зываемые автономные рефрижераторные вагоны.

Маршрутные по­езда из 20 вагонов с механическим охлаждением и электрическим отоплением обеспечивают температуру от -10 до 6 «С; из 18 вагонов — от -15 до 12 °С; из 5 или 3-х — от -20 до 14 «С. При отправке вагон­ной партии в автономном рефрижераторном вагоне обеспечивается темггература от -20 до 12 °С.

Для перевозки живой рыбы используют специальные четырехос­ные вагоны, оборудованные двумя баками, вмещающими 8 т живой рыбы; растительного масла — цистерны, молока — изотермические цистерны емкостью 26 т. Перевозка молока в цистернах обходится в несколько раз дешевле, чем в вагонах-ледниках.

Прогрессивным является контейнерный способ перевозки. Универ­сальный контейнер представляет по существу часть вагона, которую снимают с платформы и автотранспортом доставляют к меч там раз­грузки и погрузки. При перевозке в контейнерах товары могуч быть отгружены без внешней тары.

В эксплуатации находятся универсальные контейнеры массой брутто 3, 5, 10, 24 и 30 т. /[ля перевозки товаров используются глав­ным образом три первых типа контейнера. Наибольшее распростране­ние получили контейнеры массой 3 т.

Применение контейнеров значительно расширяет возможность транзитных отгрузок, поскольку партия товаров в контейнере массой

13.3. Организация перевозок товаров автомобильным транспортом_____ 329

брутто 3 т может быть отправлена товарополучателям, для которых транзитная отгрузка партиями в вагонах невозможна.

При подаче заявок на вагоны грузоотправители подают и заявку на контейнеры. Отправка товаров в контейнерах ведется аналогично от­правке вагонными партиями: груз должен быть подготовлен, провере­но состояние контейнера, который после загрузки также пломбируют.

В контейнер с товарами вкладывают спецификацию, в которой пере­числяют погруженные товары. Поданный под догрузку или разгрузку контейнер, если его не сгружают с автомашины, должен быть загру­жен или разгружен за 20 мин.

При массовой отправке товаров в кон­тейнерах более удобной является организация специальных обмен­ных пунктов. Такие пункты могут быть организованы при складах, отгружающих свыше 500 контейнеров в квартал.

Эти склады оснаща­ют механизмами для снятия контейнера с автомашины и погрузки на нее (тельфер, автокран, автопогрузчик). В этом случае на складе по­стоянно находится запас порожних контейнеров, в которые в течение дня в удобное для себя время работники склада загружают товары.

О прибытии груза станция назначения сообщает грузополучателю до 12 часов следующего дня. Прибывший груз хранится на станции бесплатно в течение суток, после чего с грузополучателя взимается сбор в соответствии с Тарифным руководством.

Если при приемке груза обнаруживается недостача или поврежде­ние груза, по требованию грузополучателя станция назначения обяза­на в 3-дневный срок выдать ему коммерческий акт.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на специальных бланках. В нем подробно описывается состояние груза, тары, причины порчи или повреждения груза и т. д. Акт подписывается представителем железной дороги и грузополучателем.

Если груз был скоропортящимся, то к коммерческому акту прикладывается выписка из журнала темпера­тур или контрольные сведения о системе охлаждения. Порядок предъяв­ления исков к железной дороге, сроки рассмотрения претензий установ­лены Транспортным уставом железных дорог РФ и конкретизированы приказом Министра путей сообщения РФ № 25 Цот 27 сентября 2000 г.

«Об утверждении правил предъявления и рассмотрения претензий, свя­занных с перевозкой грузов на железнодорожном транспорте».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_86919_organizatsiya-perevozok-tovarov-zheleznodorozhnim-transportom.html

Документы

8.2 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее — Устав) и определяют порядок осуществления перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.

1.2. К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования.

Перечни скоропортящихся грузов (далее — грузы) и предельные сроки их перевозки в специализированных изотермических вагонах (рефрижераторные, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны и цистерны-термосы), крытых вагонах в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящим Правилам.

Под периодами года в настоящих Правилах принимаются периоды, установленные на основании климатических данных по регионам страны.

1.3. Грузы перевозятся в специализированных изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, молочные цистерны и изотермические вагоны-цистерны), крытых вагонах, рефрижераторных и универсальных контейнерах.

Все транспортные средства, используемые для перевозок пищевых продуктов, согласно статье 19 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150) должны иметь санитарные паспорта, оформленные в установленном порядке.

Порядок освидетельствования транспортных средств и выдачи санитарных паспортов определяют органы Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте совместно с перевозчиком.

В соответствии со статьей 22 Устава расходы перевозчика, связанные с освидетельствованием транспортных средств и выдачей санитарных паспортов на транспортные средства, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

Санитарные паспорта в отношении транспортных средств, не принадлежащих перевозчику, получает собственник или арендатор данных транспортных средств.

1.4. Перевозка грузов на особых условиях, устанавливаемых в соответствии со статьей 8 Устава, осуществляется в следующих случаях:

  • для грузов, не указанных в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящим Правилам;
  • импортных грузов, следующих из российских портов, назначением на железнодорожные станции Российской Федерации;
  • при несоответствии тары, упаковки и состояния груза требованиям нормативно-технической документации или при применении новых видов тары и упаковки;
  • при перевозке на срок выше предельного срока перевозки, установленного настоящими Правилами;
  • использование подвижного состава, в котором не предусмотрена перевозка грузов настоящими Правилами;
  • при проведении опытных перевозок грузов;
  • и в иных случаях, не предусмотренных настоящими Правилами.

При перевозке импортных грузов через российские пограничные, передаточные станции с перегрузом их на этих станциях могут устанавливаться особые условия перевозки по соглашению между перевозчиком и грузополучателем. Допускается заключение указанных договоров с транспортно-экспедиционными организациями, уполномоченными грузоотправителями или грузополучателями.

При перевозке грузов на особых условиях грузоотправитель делает отметку в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) в соответствии с правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

1.5. Если при рассмотрении возможности перевозки грузов на особых условиях заданные грузоотправителем температурный режим или какие-либо другие условия перевозки не могут быть обеспечены имеющимися транспортными средствами, то перевозчик имеет право отказать в приеме заявки на перевозку грузов.

1.6. Периоды года (далее — периоды), с учетом которых в зависимости от климатической зоны нахождения груза в пути следования определяется способ перевозки грузов, указаны в приложении 6 к настоящим Правилам.

С учетом конкретных погодных условий сроки начала и окончания периодов, указанные в приложении 6 к настоящим Правилам, могут временно изменяться перевозчиком, в том числе по обращению грузоотправителей.

При выборе способа перевозки груза грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, срок транспортабельности груза, а также наиболее неблагоприятный период в разных климатических зонах нахождения его в пути следования с учетом обеспечения сохранности и качества груза.

1.7. Предъявляемые к перевозке грузы должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами (стандартами, техническими условиями и иными документами), удостоверяющими качественное состояние груза, тары и упаковки.

Грузы перевозятся железнодорожным транспортом в следующих видах транспортной тары: закрытых деревянных, дощатых и картонных ящиках, а также ящиках-лотках, бочках, мешках, сетках, бидонах, флягах, барабанах, специализированных стоечных поддонах.

Указанная тара должна быть исправной, прочной, чистой, без следов течи, обеспечивать возможность погрузки, выгрузки и штабелирования груза механизированным способом.

Охлажденное, остывшее, замороженное и подмороженное мясо (туши, полутуши, четвертины) допускается перевозить без упаковки.

Для проверки соответствия состояния груза, тары или упаковки требованиям нормативных документов грузоотправитель предъявляет документы (стандарты, технические условия или иные документы), удостоверяющие качественное состояние груза, тары или упаковки. При несоответствии груза, тары или упаковки нормативным документам или не предъявлении этих документов перевозчик вправе отказать в перевозке груза.

1.8. Перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования могут выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке грузов, состояние тары или упаковки и соответствие их нормативным документам.

Проверку производят в процессе предъявления груза к перевозке. Температуру замороженных, мороженых, подмороженных, остывших и охлажденных грузов измеряют в момент погрузки в вагон. Вскрытие отдельных мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, а также пломбирование вагонов и контейнеров запорно-пломбировочными устройствами обеспечивает грузоотправитель.

Перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не проверяется соответствие груза по товарной сортности при его предъявлении к перевозке.

Перевозчиком и владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования также не проверяется качество груза в герметической упаковке (банки, бутылки, бочки и другая герметическая упаковка) при предъявлении к перевозке и выдаче.

1.9. При предъявлении грузов к перевозке вместе с накладной грузоотправитель представляет перевозчику соответствующий документ о качестве груза, датированный днем погрузки в вагон, контейнер. В документе о качестве груза должно быть указано точное наименование, качественное состояние, срок транспортабельности груза в сутках и температура груза перед погрузкой, а также для:

  • груза охлажденного и мороженого — температура продукта при погрузке в вагон;
  • мяса охлажденного и остывшего всех видов, птицы битой — дата убоя животных и птицы;
  • дрожжей хлебопекарных прессованных — дата выработки, стойкость, подъемная сила, влажность и кислотность;
  • плодово-ягодных культур — помологический сорт (для винограда — ампологический сорт), дата сбора;
  • овощных культур — ботанический сорт, дата сбора;
  • маргарина, жиров хлебопекарных, кулинарных и кондитерских брусковых — показатель твердости;
  • грузов, перевозимых в рефрижераторных вагонах — пределы допускаемых изменений температуры в соответствии с нормативными документами.

Грузоотправитель к накладной дополнительно прикладывает:

  •  при перевозке плодов семечковых, косточковых, цитрусовых, бананов, ягод, овощей, бахчевых культур и картофеля (далее — плодоовощи) — документ о содержании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов;
  • при перевозке пищевых продуктов и сырья животного происхождения — ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору;
  • при отгрузке плодоовощей, растений живых, семенного и посадочного материала из зон, объявленных под карантином, а также при экспортно-импортных перевозках таких грузов — фитосанитарный (карантинный) сертификат в соответствии с правилами перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов.

На оборотной стороне накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель указывает наименование, номер и дату выдачи прилагаемых документов.

1.10. При перевозке грузов в рефрижераторной секции грузоотправитель должен представить накладную и другие сопроводительные документы на каждый грузовой вагон.

В верхней части накладной («Место для особых отметок и штемпелей») грузоотправителем проставляется штемпель «СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ» и дату истечения срока доставки.

1.11. Перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в документе о качестве, и предельный срок перевозки менее срока доставки, установленного в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

Груз также не принимается к перевозке по истечении срока хранения или если суммарная продолжительность хранения от даты изготовления до погрузки и срока доставки превышает срок хранения, установленный нормативными документами.

1.12. Завоз грузоотправителем грузов для погрузки в местах общего пользования разрешается только на основании принятой заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом в согласованный день погрузки.

Замороженные, мороженые, подмороженные, остывшие и охлажденные грузы в летний и переходный периоды, а также грузы, боящиеся подморозки в зимний период, должны доставляться на место погрузки защищенными от воздействия температуры наружного воздуха.

1.13. Перевозка в одном вагоне, контейнере грузов разных наименований допускается только в отношении не выделяющих и не воспринимающих запахи грузов, имеющих одинаковые условия их перевозки и способ обслуживания.

В этом случае срок доставки таких грузов не должен превышать предельного срока перевозки, установленного для наименее стойкого груза.

1.14. Переадресовка грузов при условии соблюдения предельных сроков перевозки допускается:

  • на станциях первоначального назначения — с оформлением нового перевозочного документа, за исключением перевозки грузов, следующих по перевозочным документам прямого международного сообщения, с приложением к нему вновь составленного документа о качестве груза;
  • в пути следования, за исключением перевозки грузов, следующих по перевозочным документам прямого международного сообщения, — по первоначальным перевозочным документам без предоставления нового документа о качестве груза при условии, если груз может быть доставлен на новую станцию назначения до истечения срока его транспортабельности, указанного в документе о качестве;
  • импортных и экспортных грузов, перевозимых по перевозочным документам соответствующего международного сообщения, — по первоначальным перевозочным документам и документе о качестве груза, если срок транспортабельности груза, указанный в нем или выписке из акта экспертизы, заканчивается после срока его доставки на станцию нового назначения.

Переадресовка грузов не допускается:

  • если срок транспортабельности груза, указанный в документе о качестве, истек или истекает ранее срока доставки груза на новую станцию назначения;
  • при перевозке грузов на особых условиях, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
  • отдельных вагонов с грузом с отцепкой из состава рефрижераторной секции.

1.15.

Переадресовка грузов, подконтрольных органам Государственного ветеринарного надзора или органам Государственной Инспекции по карантину растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, производится согласно правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов, подконтрольных Госветнадзору, и правилам перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов соответственно.

1.16. Переадресовка грузов после истечения срока доставки может быть разрешена только после проверки состояния и качества груза с выдачей нового документа о качестве груза.

1.17. Скорость перевозки грузов определяется и указывается в накладной грузоотправителем.

При этом грузы в специализированных изотермических вагонах и рефрижераторных контейнерах перевозятся только большой скоростью.

1.18. При составлении коммерческого акта о порче грузов, перевозимых в рефрижераторных вагонах, рефрижераторных контейнерах с поддержанием температурного режима, к коммерческому акту прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме в пути следования, заверенная подписью руководителя обслуживающей бригады.

1.19. Перечень грузов, подлежащих сопровождению и охране в пути следования, устанавливается в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей.

При перевозке в зимний и переходный периоды одиночными вагонами грузов с отоплением перевозчик предоставляет крытые вагоны без дополнительного оборудования. Печи и печное оборудование предоставляются грузоотправителем, а устанавливаются грузоотправителем или перевозчиком по договору.

Перевозка с отоплением в зимний период грузов в сопровождении проводника грузоотправителя, грузополучателя производится при температуре наружного воздуха не ниже минус 25 град. С на всем пути следования и на дальность перевозки не более 5000 км.

Перевозка грузов вместе с проводником в одном вагоне допускается во все периоды года.

1.20. Промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) независимо от принадлежности после выгрузки грузов обеспечивается перевозчиком за счет грузополучателей, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Промывка, ветеринарно-санитарная обработка специализированных изотермических вагонов (цистерны-термосы, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны), а также рефрижераторных и универсальных контейнеров независимо от принадлежности производится грузополучателем, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Перечень грузов, после перевозки которых производится промывка крытых вагонов, приведен в приложении 12 к настоящим Правилам.

После выгрузки грузов специализированные изотермические вагоны (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) подлежат промывке во всех случаях, кроме случаев, когда на станции назначения после выгрузки всех видов консервов, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, соков, пива, вина, шампанского, минеральной воды, эти же вагоны могут быть использованы в порядке сдвоенных операций под погрузку вышеперечисленных грузов после определения новым грузоотправителем пригодности вагонов для перевозки.

Перечень грузов, после перевозки которых производится ветеринарно-санитарная обработка специализированных изотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) и крытых вагонов, приведен в приложении 13 к настоящим Правилам.

Промывка, ветеринарно-санитарная обработка в случаях осуществления перевозчиком производится за счет грузополучателя по фактическим затратам.

Обеззараживание транспортных средств и грузов производится грузополучателями или соответствующими органами государственного надзора.

1.21. На вагоны и рефрижераторные контейнеры после выгрузки грузов, в том числе подлежащие промывке, ветеринарно-санитарной обработке, должны быть наложены в установленном порядке:

1.21.1. грузополучателем (или перевозчиком за счет грузополучателя):

  • запорно-пломбировочные устройства (далее — ЗПУ) во всех случаях после выгрузки специализированных изотермических вагонов и рефрижераторных контейнеров;
  • ЗПУ — при отправлении крытых вагонов на ветеринарно-санитарную обработку (далее — ветсанобработка) по второй и третьей категориям в соответствии с ветеринарным назначением, выданным органами Госветнадзора;
  • закрутка установленного типа — при отправлении крытых вагонов на ветсанобработку по первой категории, а также на крытые вагоны, не требующие промывки и направляемые по регулировочным заданиям.

1.21.2. перевозчиком:

  • закрутка установленного типа — при отправлении крытых вагонов после проведения промывки и всех видов ветсанобработки;
  • ЗПУ — после проведения промывки и ветсанобработки рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов, а также при направлении рефрижераторных вагонов под погрузку и их возврат на иностранные железные дороги.

1.22. На вагоны, прошедшие ветеринарно-санитарную обработку, органами Госветнадзора выдается перевозчику удостоверение установленной формы.

После ветеринарно-санитарной обработки рефрижераторных секций или АРВ-Э руководителю обслуживающей бригады выдается копия указанного документа, которая служит основанием для погрузки в них грузов, в том числе подконтрольных органам Госветнадзора.

Источник: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru%3FSTRUCTURE_ID%3D704%26layer_id%3D5104%26id%3D2574

Организация железнодорожных перевозок — Ида Тен

8.2 Организация перевозок товаров железнодорожным транспортом

Железнодорожные перевозки — надежный способ доставки груза (продукции, товара) до места назначения, поэтому в общей структуре перевозок они занимают значительное место.

При выполнении перевозки грузов железные дороги вступают в определенные отношения с грузовладельцами.

Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для железных дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами.

Основным документом, устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог и тех организаций и лиц, которые пользуются ими.служит Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который имеет силу закона.

В процедуре железнодорожных перевозок можно выделить несколько этапов:

  • планирование перевозки грузов;
  • операции приема железной дорогой груза к перевозке;
  • выдача груза получателю.

Каждый из этих этапов имеет определенный порядок и требует от сторон участниц перевозки четкого соблюдения соответствующих правил.

Перевозка грузов железнодорожным транспортом организуется на договорных основах. Как правило, между железной дорогой и грузоотправителем заключается договор об организации перевозок грузов.

В договорах об организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.

Однако перевозка может осуществляться по отдельным заказам без заключения договора на условиях, согласованных железной дорогой и отправителем.

С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспорта документы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму: при перевозках в прямом сообщении — это заявка (заказ), договор об организации перевозок грузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка, недельный календарный план.

При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителя и перевозчика важную роль играет заявка.

Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие разовую перевозку.

Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менее чем за 10 суток до начала перевозок грузов, а на перевозку грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении, — не менее чем за 15 дней до начала перевозки грузов.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.

Основной задачей планирования грузовых    перевозок является установление предстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок  зависят   объем   работы  подвижного  состава,  эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент.

Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разных типов и размеры поставки нового подвижного состава.

Правильно составленный план перевозок является важнейшим условием высокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются, по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава, плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-технического обеспечения и т.д.

Наряду с грузооборотом и отправлением грузов система показателей плана перевозок должна включать данные, необходимые для расчета всех остальных разделов плана железнодорожного транспорта.

Функцию планирования перевозок осуществляет ОАО «РЖД».

Планирование перевозок и предъявление грузов к перевозке осуществляет грузоотправитель. Его правом является предъявить груз к перевозке, как в собственных вагонах, так и в вагонах ОАО «РЖД» либо других собственников.

Выбор грузоотправителя зависит от условий, которые предлагает любой из собственников вагонов.

Если грузоотправителя устраивает цена и качество обслуживания конкретного оператора, это является основным фактором в выборе партнера, на который не может повлиять ОАО «РЖД».

Предусмотрены следующие показатели плана перевозок грузов по железным дорогам:

  • грузооборот в тарифных тонно-километрах;
  • отправление грузов в тоннах по установленной номенклатуре; среднесуточная погрузка в вагонах;
  • средняя статическая нагрузка на физический вагон;
  • тонно-километры эксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозок грузов;
  •  прием и сдача грузов в целом по дороге и по каждому стыковому пункту с соседней дорогой в тоннах с выделением основных грузов;
  •  распределение грузооборота в тонно-километрах и перевозок грузов в тоннах по видам сообщений (ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение).
  • В месячных планах помимо перечисленных показателей предусматривают перевозку грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами.

Перевозки распределяются по видам сообщений:

  • местное — перевозки между станциями внутри дороги (местное сообщение на рассматриваемой дороге равно нулю);
  • вывоз — отправление грузов на другие дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);
  • ввоз — прибытие грузов с других дорог (определяется как разность прибытия и местного сообщения);
  • транзит — перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дорог.

Перевозки пассажиров планируются как в целом, так и по видам сообщений.

Для каждого вида пассажирских перевозок характерны свои закономерности развития. На рост объема пригородных перевозок могут оказывать влияние увеличение частоты движения поездов или открытие остановочных пунктов, изменение режима труда и отдыха населения, расширение пригородной зоны.

https://www.youtube.com/watch?v=3nCjt0ssJyk

Изменение платежеспособного спроса населения, уровень конкурентоспособности других видов транспорта, состояние промышленности, сельского хозяйства в экономических районах страны, развитие транспортной сети и другие факторы могут резко изменить потоки пассажиров в дальнем следовании. Поэтому при разработке годового плана дальние перевозки пассажиров и их неравномерность необходимо рассматривать особо, анализируя их по отдельным районам и важнейшим железнодорожным направлениям.

При планировании пассажирских перевозок учитывают возможное изменение доходов населения, тарифов у конкурентов, состояние санаторно- курортной базы в стране, последствие реализуемых мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.

Годовой план пассажирских перевозок составляется по сети в целом и по железным дорогам. В плане определяются следующие показатели: число отправленных пассажиров, число перевезенных пассажиров, пассажирооборот и средняя дальность поездки. Показатели рассчитываются как в целом, так и по видам сообщений.

При прогнозировании объемов пассажирских перевозок учитывается динамика основных макроэкономических показателей социально- экономического развития страны: численности населения, реальных доходов, уровня промышленного производства, инфляционных процессов и др.

В зависимости от поставленной цели прогнозы пассажирских перевозок могут разрабатываться на различные периоды. В практике принято разрабатывать среднесрочные прогнозы (на 5-7 лет) и на более длительную перспективу (10 и более лет).

Прогнозирование пассажирских перевозок, особенно на длительный период, значительно сложнее, чем текущее планирование.

По истечении длительного времени увеличивается и изменяется структура сети путей сообщения, видоизменяется экономика страны. Иной характер приобретают потребности населения в передвижении.

В связи с этим возможности широкого использования отчетных данных при прогнозировании снижается.

Для определения показателей прогноза пассажирских перевозок используют различные методы, базирующиеся на выявлении общих закономерностей изменения пассажирских перевозок в стране.

При разработке краткосрочных и среднесрочных прогнозов находит применение, в частности, метод экстраполяции, когда в результате анализа перевозок за прошлые годы темпы их изменения в прогнозируемом периоде устанавливаются с некоторой корректировкой, отражающей влияние разных факторов.

Однако этот метод не обеспечивает необходимой точности прогнозирования из-за недостаточной изученности закономерностей изменения показателей в зависимости от факторов, оказывающих на них влияние. Поэтому наряду с методом экстраполяции применяют и другие методы прогнозирования: метод экспертных аналогии и другие.

Практика разработки прогнозов на длительный период основывается в основном на изучении изменения численности населения в перспективе и изменения его транспортной подвижности с учетом тенденций распределения пассажиропотоков по видам транспорта.

Анализ различных методов, применяемых при прогнозировании перевозок на длительный период, показывает, что прогнозирование объема перевозок и пассажирооборота по транспортной подвижности населения обеспечивает наиболее высокую точность получения этих показателей.

Широкое применение вычислительной техники в пассажирском комплексе позволяет эффективно использовать при текущем планировании оперативную отчетность, составляемую автоматизированной системой

«Экспресс». Она учитывает число проданных билетов в поезда и вагоны разной категории по направлениям перевозок, что имеет важное значение для определения густоты пассажиропотоков на линиях, ведет учет пассажиров, перевозимых бесплатно, выдает и другую информацию, необходимую для выявления спроса на разные условия перевозки.

С проведением структурной реформы прежний порядок планирования перевозок грузов внешней торговли существенно изменился. Снизилась степень централизации плановой работы.

Главную роль в планировании стали играть не транспортные министерства, а внешнеторговые организации и непосредственные перевозчики — железные дороги, судоходные компании, авиакомпании, порты, автотранспортные предприятия.

Перемещение основной плановой работы из центра на места в меньшей степени коснулось железнодорожного транспорта, что объясняется его производствено- технологическими особенностями. Внешнеторговые железнодорожные перевозки по территории России лишь в редких случаях выполняются какой-то одной дорогой.

Чаще в процессе перевозок участвуют несколько дорог, причем не только российских.

Многим предприятиям транспорта, включая совместные, внешнеторговым объединениям, фирмам и организациям предоставлено право прямого выхода на внешние рынки.

На территории страны и за рубежом появились многочисленные транспортно-экспедиционные и другие фирмы, принявшие на себя часть функций, связанных с планированием внешнеторговых перевозок, включая транзитные.

Изменилась не только организация планирования, но и его содержание.

Спрос на рынке транспортных услуг используется как база планирования, конечно, с учетом предложения, требований грузовладельцев к качеству транспортного обслуживания и конкуренции между различными транспортными предприятиями. При этом не утрачивает своего значения рациональное сочетание методов государственного регулирования с действием рыночных механизмов.

Изменился и общий подход к организации и планированию внешнеторговых перевозок. К этому виду транспортной деятельности стали относить перевозки между странами СНГ. В результате внешнеторговые перевозки в настоящее время состоят как бы из двух частей: перевозок между Россией и странами дальнего зарубежья и перевозки между Россией и странами ближнего зарубежья.

Годовые планы перевозок разрабатываются на основе перспективных по отдельным дорогам и по сети в целом. Эти планы устанавливают объем грузооборота в тонно-километрах с распределением по кварталам; отправление за год в тоннах общее и с выделением важнейших массовых грузов.

Квартальные планы перевозок составляют на основе годовых планов с учетом условий работы в различные периоды года (сезонные перевозки).

Основной вид планирования в современных условиях — месячное планирование. Оно касается только перевозок экспортных грузов с участием железнодорожного транспорта, как в прямом международном железнодорожном сообщении, так и для перевозок в международном сообщении через морские и речные порты России.

Поставщики-грузоотправители не позднее чем за 20 дней до начала планируемого месяца предоставляют в управления железных дорог развернутые планы перевозок экспортных грузов. В этих планах указываются род и количество грузов в тоннах и вагонах, пограничные станции железных дорог, через которые направляются эти грузы и страны назначения.

Управления железных дорог на основании развернутых планов перевозок грузов, предоставленных поставщиками-грузоотправителями по принятой номенклатуре, составляют на планируемый месяц проект плана перевозок этих грузов в целом по дороге, через пограничные станции, морские и речные порты и представляют его в ОАО « РЖД» не позднее чем за 17 дней до планируемого месяца.

На основе данных, предоставленных управлениям железных дорог, составляет на планируемый месяц проект плана перевозок экспортных грузов по сети железных дорог — по родам грузов, по установленной номенклатуре, в тоннах и вагонах в среднем за сутки, по странам назначения отдельно через пограничные станции железных дорог и морские порты — и не позднее, чем за

14 дней до начала планируемого месяца, направляет его заинтересованным организациям, а также иностранным железным дорогам для согласования количества экспортных грузов по отдельным пунктам передачи и родам грузов.

В случае, если объемы перевозок экспортных грузов на планируемый месяц превышают технические возможности отдельных морских портов, или в случае затруднений с пропусками грузов через пограничные передаточные станции Минтранс России и ОАО «РЖД» принимают решения о направлении отдельных грузов для перевалки через другие морские порты или пограничные передаточные станции, а в исключительных случаях, когда указанные морские порты или             пограничные передаточные станции не в состоянии принять полностью направляемые им грузы, — об уменьшении завоза экспортных грузов в морские порты или на пограничные передаточные станции на планируемый месяц по грузоотправителям.

Нормы выгрузки экспортных грузов в морских портах устанавливаются на каждый месяц в вагонах и тоннах в среднем в сутки исходя из утвержденных месячных планов погрузки грузов с учетом наличия вагонов, ожидающих разгрузки на припортовых отделениях железных дорог, и вагонов с грузами, дополнительно принятыми к перевозке.

Экспортные грузы, предусмотренные планом перевозок и отгруженные в течение планового месяца, а также грузы, отгруженные по дополнительно согласованным заданиям, беспрепятственно принимаются портами от железных дорог независимо от времени прибытия их в порт выгрузки.

Поставщики-грузоотправители и железные дороги обеспечивают по возможности равномерную в течении месяца отгрузку массовых экспортных грузов ( угля, кокса, руды, нефти и нефтепродуктов, лесных и других грузов) с учетом сроков поставки товаров, указанных в контрактах.

Важной составной частью программы оптимизации эксплуатационной работы железных дорог России, является установление параметров надежного и экономичного функционирования системы организации работы локомотивов как существенного фактора улучшения экономических показателей работы РЖД и повышения качества перевозок. В настоящее время эксплуатационные издержки отрасли, связанные с обслуживанием поездов локомотивами и локомотивными бригадами, а также содержанием устройств локомотивного хозяйства, достигают 29 % общих издержек.

Стоимость локомотивного парка составляет около 12 % стоимости основных фондов ОАО «РЖД».

Для решения проблемы рационализации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте за счет оптимизации функционирования системы управления эксплуатацией локомотивов необходимо надежное оперативное планирование работы локомотивов грузового движения в рамках составляемых сменно- суточных и текущих планов поездной работы подразделений ОАО «РЖД» на основе создания современной динамической модели.

Традиционная технология оперативного планирования работы локомотивов грузового движения, как правило, предусматривает разработку окончательного плана-задания на ближайшие три (четыре) часа, составляемого без необходимой увязки с текущим и сменно-суточным планом, а также без увязки с планом подвода локомотивов на текущие ремонты и техническое обслуживание, при реализации которого достигаются наилучшие условия использования тяговых средств.

Потери можно значительно сократить при внедрении последовательного сквозного взаимоувязанного выполнения расчетов по составлению плана прикрепления локомотивов к составам поездов на любой период оперативного планирования (на три (четыре) часа, на период текущего планирования и на сутки) за счет комплексного подхода к решению задачи оперативного планирования работы локомотивов грузового движения. Эти расчеты должны основываться на формировании единой модели дороги и интегрированной базы данных при использовании локальных вычислительных сетей.

Таким образом, железнодорожный транспорт– это тот вид транспорта, который наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днём и ночью независимо от времени года и атмосферных условий , имеет высокую провозную и пропускную способности.

Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в международных и во внутренних сообщениях.

Поэтому, чтобы соответствовать эффективности использования железных дорог, обеспечению сохранности перевозимых грузов, безопасность движения поездов должна быть на предельно высоком уровне, что может быть достигнуто правильным и четким планированием работы всего железнодорожного транспорта.

Статья на тему организация железнодорожных перевозок

Источник: https://idaten.ru/law/civil-law/organizacia-jeleznodorojnih-perevozok

Scicenter1
Добавить комментарий