8. Методы государственного регулирования инновационных процессов.

Методы государственного регулирования инновационных процессов

8. Методы государственного регулирования инновационных процессов.

Меры государственного регулирования инноваций можно разделить на методы прямого и косвенного регулирования.

1. К методам прямого регулирования в первую очередь относится финансирование НИОКР и инновационных проектов непосредственно из бюджетных средств.

Инвестиции из государственных источников могут направляться как государственным, так и частным организациям.

В целях диверсификации инновационных вложений создаются специализированные холдинговые инновационные компании под государственным контролем.

Для повышения эффективности использования государственных ресурсов применяется конкурсный отбор участников инновационного процесса.

Этот процесс осуществляется на базе создания специальных бюджетных или смешанных фондов.

В настоящее время действуют Российский фонд технического развития, Фонд содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инвестиций и т.д.

Следующей формой непосредственного регулирования инноваций является создание необходимой юридической базы по вопросам интеллектуальной собственности, патентно-лицензионной системы, банкротства, санаций, взаимоотношений субъектов инновационного процесса.

Одним из методов прямой поддержки инновационных процессов является формирование инновационной инфраструктуры, в том числе центров распространения нововведений и консультационных центров, рынка инноваций, системы государственной экспертизы.

Важную роль играет государство в подготовке научных кадров, формировании специалистов-менеджеров по управлению инновационными проектами. В настоящее время в России создана разветвлённая система подготовки специалистов в области инновационного менеджмента.

2. Значение методов косвенного регулированияинновационных процессов определяется тем, что они требуют значительно меньше бюджетных средств по сравнению с прямым финансированием. Кроме того, методы косвенного регулирования охватывают практически всех участников инновационного процесса.

Даже с минимальными ресурсами с помощью рациональной государственной политики можно добиться существенного прогресса в инновационной области. Особенно актуальна эта проблема в России в условиях недостаточности источников финансирования инноваций.

Правильная стратегия в области создания благоприятного инновационного климата может в определённой степени минимизировать негативные последствия дефицита финансовых ресурсов для инноваций.

Наиболее широко используемыми косвенными методами государственного регулирования являются различные налоговые льготы. В Российской Федерации в настоящее время предприятиям предоставляется налоговая льгота на прибыль, направляемую на техническую реконструкцию, перевооружение, обновление производства.

От налога на добавленную стоимость освобождены обороты средств, направляемых на финансирование НИОКР из бюджетных и внебюджетных фондов, обороты по патентно-лицензионным операциям, связанные с объектами промышленной собственности, кроме посреднических операций, стоимость приборов и оборудования, ввозимых на территорию РФ для научно-исследовательских целей.

Освобождаются также от налога на имущество и на землю все научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные предприятия и учреждения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

В мировой практике используются также и другие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность, в том числе:

· «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

· льготное налогообложение дивидендов, полученных по акциям инновационных предприятий;

· льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов;

· снижение ставок налога на прибыль, направляемую на финансирование НИОКР;

· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим инновационным предприятиям;

· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

Эффективной мерой косвенного регулирования инновационной деятельности являются косвенные условия финансирования за счёт государственных кредитов или предоставление преференций частным банкам, выделяющим долгосрочные кредиты на инновационные цели.

Средством, обеспечивающим доступность предприятиям передовых технологий и современной техники, является государственная поддержка финансового лизинга. В некоторых странах государство поддерживает развитие франчайзинга, являющегося одним из способом диффузии нововведений.

Важнейшим методом косвенного регулирования инноваций является государственная поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, обладающего достаточной гибкостью для разработки и распространения нововведений.

Содействие малому и среднему предпринимательству осуществляется через поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, а также через информационное обслуживание.

За ними резервируется определённая доля расходов государственного бюджета.

Государственное регулирование международных связей в инновационной сфере должно базироваться на принципах взаимной выгоды, недопущения дискриминации, эквивалентности технологической зависимости сторон и рационального сочетания либерализации и протекционизма.

Как и при регулировании инновационных процессов, внутри страны используются прямые и косвенные методы. Наряду с непосредственным финансированием из бюджета международных инновационных программ государство использует налоговые и кредитные льготы, таможенные и патентно-лицензионные механизма, а также такие специфические меры, как:

· выбор приоритетных направлений сотрудничества;

· финансирование кадровых обменов;

· подключение к мировым системам научно-технической информации;

· включение в мировое технологическое пространство путём введения международных стандартов и норм;

· оказание юридических, консультационных, посреднических и других услуг участникам международного сотрудничества;

· поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;

· государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за рубежом;

· зарубежное патентование за государственный счёт;

· закупка иностранной научно-технической литературы;

· привлечение зарубежных экспертов к оценке инновационных проектов.

В настоящее время в России продолжается процесс совершенствования механизма государственного регулирования внешнеэкономического сотрудничества. Приняты законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и другие.

Введены льготы по налогам на прибыль для предприятий с иностранным капиталом, предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия.

Не облагаются подоходным налогом и налогом на прибыль гранты, полученные физическими и юридическими лицами от иностранных благотворительных организаций.

Правительством РФ принята комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из её целей – привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений.

Вложения зарубежных партнёров должны способствовать освоению невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства.

В конечном счёте, государственное регулирование международной научно-технической кооперации призвано обеспечить рациональное сочетание между протекционизмом по отношению к отечественным производителям инновационной наукоёмкой продукции и степенью либерализации международных связей в области науки и высоких технологий.

1 |

2

| 3 | 4 | 5 |

Источник: https://studall.org/all3-83453.html

1.2 Методы государственного регулирования инноваций

8. Методы государственного регулирования инновационных процессов.

Сложностьобъекта и множество аспектов регулированияобуславливают необходимость разработкигосударственной инновационной политики- комплекса целей, а также методоввоздействия государственных структурна экономику и общество в целом, связанныхс введением и повышением экономическойи социальной эффективности инновационныхпроцессов. Меры государственнойинновационной политики должны включатьстимулирование конкуренции, информатизациюобщества, стандартизацию и сертификациюпродукции и услуг.Помимоэтого, государство должно осуществлятьподдержку инновационной деятельности.

Этаподдержка может осуществляться прямымии косвенными методами. Соотношение ихопределяется экономической ситуациейв стране и избранной в связи с этимконцепцией государственного регулирования– с упором на рынок или на централизованноевоздействие. [7, с. 19]

1.Прямые методы.

Кпрямым методам относится финансированиеНИОКР и инновационных проектов избюджетных средств, защита прав участниковинновационной деятельности (созданиегосударственной патентно-лицензионнойсистемы), формирование государственнойинновационной инфраструктуры и рынкаинноваций, подготовка квалифицированныхкадров, а также моральная поддержкаинновационной деятельности (вручениевыдающимся ученым и новаторамгосударственных наград, присвоениепочетных званий и т.д.).

Существенныйэлемент прямой поддержки инновационныхпроцессов — формирование государственнойинновационной инфраструктуры. Государствоможет создавать сети центров распространениянововведений и консультационных центров,оказывающих деловые услуги инноваторам.Государство способствует формированиюрынка инноваций, и само выступает егоагентом. [14, с. 89]

Прямыеметоды государственного регулированияинновационных процессов осуществляютсяпреимущественно в двух формах:административно-ведомственной ипрограммно-целевой.

Перваяпроявляется в виде прямого дотационногофинансирования, осуществляемого всоответствии со специальными законами,принимаемыми с целью непосредственногосодействия инновациям.

Программно-целеваяформа государственного регулированияпредполагает конкретное финансированиеинновационных процессов посредствомгосударственных целевых программподдержки инноваций, в том числе и вмалых наукоемких фирмах; создаетсясистема государственных контрактов наприобретение тех или иных товаров иуслуг, фирмам предоставляются кредитныельготы для осуществления нововведенийи т. д.

Контрактноефинансирование представляет собой одиниз элементов распространенной в настоящеевремя системы контрактных отношений –договоров между заказчиками и подрядчиками(в данном случае государство выступаетв роли заказчика-потребителя НИОКР –например, в аэрокосмической области, –а фирма-исполнитель НИОКР являетсяподрядчиком). В договоре четкопредусматриваются сроки завершенияработ, конкретное разделение трудамежду исполнителями, характер материальноговознаграждения. Строго оговариваютсявзаимные обязательства и экономическиесанкции. [16, с. 98]

Особоеместо в системе прямых мер воздействиягосударства на инновационный бизнесзанимают мероприятия, стимулирующиекооперацию промышленных корпораций вобласти НИОКР и кооперацию университетовс промышленностью.

Вторая из этих формкооперации вызвана осознанием объективнойнеобходимости, с одной стороны, доведенияпередовых научных идей до стадии ихкоммерческой реализации, с другой –создания условий для заинтересованностипромышленности в финансированииакадемических исследований.

В этомнаправлении государственной инновационнойполитики отчетливо проявляется ееперспективная направленность,заинтересованность в научной новизнепромышленных инноваций, что нередкоявляется вторичным при реализацииинтересов у промышленных компаний,решающих в первую очередь производственныеи коммерческие задачи.

Созданиеконсорциумов, инженерных центров,научных и технологических парков идругих перспективных формирований,успешно реализующих сложные инновационныеидеи, – наглядный пример эффективностигосударственной поддержки таких идей,благодаря которой различные организациине только осознают необходимостьсовместной реализации инновационногоцикла, но и реально ощущают преимуществасовместной работы. [2, с. 98]

Государственнаяподдержка создания таких организационныхформирований осуществляется в развитыхпромышленных странах преимущественнов виде специальных программ различныхправительственных ведомств.

2.Косвенные методы.

Значениекосвенных методов государственнойподдержки инноваций определяется преждевсего тем, что опосредованное стимулированиетребует значительно меньших бюджетныхзатрат, чем прямое финансирование, чтоособенно актуально для современнойРоссии.

Косвенные методы, используемыев государственной инновационнойполитике, нацелены, с одной стороны, настимулирование самих инновационныхпроцессов, а с другой – на созданиеблагоприятного общехозяйственного исоциально-политического климата дляноваторской деятельности.

Средимер косвенного регулирования, преждевсего, следует выделить различныеналоговые льготы, включая уменьшениеНДС, налога с продаж, льготноеналогообложение дивидендов, льготноеналогообложение прибыли и так далее.

Косвенная поддержка инновационнойдеятельности может также осуществлятьсяза счет государственной поддержкифинансового лизинга (ассигнованиесредств для выкупа машин и оборудованияу производителя с последующей ихпередачей юридическим и физическимлицам во временное пользование заустановленную плату) и франчайзинга(право на создание инновационныхпредприятий, предоставляемое наопределенный период и зафиксированноев договоре). Весьма действенной меройявляется государственное страхованиевенчурного предпринимательства, котороепозволяет создать необходимуюинвестиционную базу для поддержкималого и среднего инновационногобизнеса.

Обобщаявсе многообразие таких методовгосударственной инновационной политики,их можно свести к следующим основным:

  • либерализация налогового и амортизационного законодательства. Так, предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности регулируется уровнем налогообложения прибыли. Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли;
  • законодательные нормы, которые весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это позволяет изобретателю получать плату за пользование его изобретением, что в конечном счете, положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы – важного фактора стимулирования инновационной активности;
  • создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, производство, сбыт. [2, с. 154]

Источник: https://studfile.net/preview/3611359/page:3/

Методы государственного регулирования в инновационной сфере

8. Методы государственного регулирования инновационных процессов.

Сатторкулов О. Т., Тошбоев Б. Б. Методы государственного регулирования в инновационной сфере // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 360-361. — URL https://moluch.ru/archive/147/41097/ (дата обращения: 04.02.2020).



Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах.

Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.

Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений — договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения.

Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью.

Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой — создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны [1, с. 2].

В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.

Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны. К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы.

Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно‑технического задела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно‑технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно‑технических организаций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам — потенциальным потребителям.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации, а с другой стороны — интеграции заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий для внедрения достижений науки и техники в экономику страны. [2, с. 102].

В нашей стране сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом:

1) высший государственный;

2) средний государственный, отраслевой;

3) государственный региональный;

4) нижний государственный, институциональный. По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

а. организационную структуру управления — конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;

б. систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;

в. механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

г. систему подбора и расстановки кадров.

Их задачами являются выбор и оценка приоритетных направлений инновационного развития, методическое руководство разработкой региональных научно-технических программ, создание условий (экономических, организационных) для развития фундаментальных и поисковых исследований, содействие формированию политики международного научно-технического сотрудничества и др.

Они осуществляют координацию работ, выполняемых в рамках инновационной политики, участвуют в разработке инновационной политики, определении перспективных направлений исследований и проектно-конструкторских разработок, распределении ресурсов (финансовых и др.) на их выполнение, распространении и использовании результатов инновационных разработок.

Большую работу по формированию инновационной политики и управлению инновационным процессом проводят такие специальные органы, как академия наук РУ, комитеты (по науке и инновациям, по техническому регулированию и метрологии и др.) и пр.

Наиболее устойчивым, консервативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая, т. е. типы организации и их внутренняя структура, сектора науки, методы выполнения инновационных работ. Инновационный механизм существовал до перехода к рыночным отношениям, и организационный его механизм практически сохранился.

Организационный механизм инноваций формировался в течение десятилетий на основе нормативно — правовых актов того времени (законов, постановлений, положений и др.) и в целом себя оправдал. Поэтому нет необходимости в кардинальном изменении юридической основы организационного механизма инноваций.

Ведь такое изменение приведет к значительным изменениям статуса многих типов организаций и как следствие — к нарушению их пропорций, связей и режима функционирования.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача .// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Турсунходжаев М. Развитие национальной инновационной системы как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики Узбекистана. // материалы VII Форума экономистов. Тошк.: ИПМИ, 2015.

Основные термины(генерируются автоматически): инновационный процесс, государственное регулирование, инновационная политика, создание условий, государственная инновационная политика, инновационный механизм, контрактное финансирование, государственное регулирование инноваций, организационный механизм инноваций, привлечение инвестиций.

Ключевые слова: государственноерегулирование, инновации, инновационныйпроцесс.

При определении понятия «государственноерегулированиеинновационныхпроцессов» мы будем придерживаться мнения Д. И. Кокурина.

Ключевые слова:государственная поддержка, инновационная деятельность. Инновации зависят от знаний, навыков и креативности людей на работе, но государство играет важную роль в создании наилучших условий для инноваций

Государственнаяинновационнаяполитика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационныхпроцессов.

«Государственнаяинновационнаяполитика — это составная часть социально-экономической государственнойполитики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции…

Инновационныйпроцесс — это не только сложный, но и взаимосвязанный процесссозданияинноваций с использованием совокупности системы знаний, научной и маркетинговой деятельности; совокупности средств труда…

Ключевые слова: теория инновационного развития, инновация, инновационныепроцессы. В современных условиях ключевым фактором экономического роста и развития страны, повышения уровня ее конкурентоспособности и независимости являются инновации.

инновационнаяполитика, инновационная стратегия, внутренний рынок, государственнаяинновационнаяполитика, инновационная деятельность, моральный износ, инновационнаяполитика Узбекистана, созданиеусловий

Ключевые слова: инновации, малые инновационные предприятия. Первые попытки создания малых инновационных предприятий при вузах были

Агарков, С.А., Кузнецова, Е.С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственнаяинновационнаяполитика.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственная поддержка инновационной деятельности, развитие инновационной деятельности. Одним из главных курсов государственнойинновационнойполитики

Источник: https://moluch.ru/archive/147/41097/

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов

8. Методы государственного регулирования инновационных процессов.

Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах:

1) административно-ведомственной;

2) программно-целевой.

Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон «О технологических нововведениях», предусматривающий меры стимулирования промышленных инноваций:

· создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти;

· оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;

· поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники.

Примером дотационного государственного финансирования служит открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На его организацию местными и федеральными властями было выделено 17 млн.долл.. Основная задача – разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и иных средств автоматизации производства.

Из 133 млрд. долл., расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась – 49,3%.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное их финансирование посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в т.ч.

и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д.

Контрактное финансирование реализуется когда государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком.

В договоре предусматриваются сроки завершения работ, разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции.

В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.

Особое место в системе «прямых» мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований.

В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным для промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.

Часто, рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой неопределенностью в отношении будущей нормы прибыли.

Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, – наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы. Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд — ННФ).

В настоящее время ННФ осуществляет 4 программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США.

Первая из них – «Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры» – реализуется с 1973 г.

Она предусматривает создание кооперативных университетско-промышленных центров на базе разработки и реализации исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г.

в США насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации.

Возникли «Центры инженерных исследований», основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.

Вторая программа направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.

Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.

Четвертая программа содействует развитию фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_66758_pryamie-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-innovatsionnih-protsessov.html

Scicenter1
Добавить комментарий