9. Формы организации инновационных процессов.: Оглавление Современные формы в развитых странах.

Современные формы организации инновационной деятельности (Серпер Е.А., 2011)

9. Формы организации инновационных процессов.: Оглавление Современные формы в развитых странах.

Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции – технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу.

Предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.

Важной особенностью таких кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые «точки роста».

Основоположник концепции кластеров в теории конкуренции М.

Портер определяет кластеры как группы соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

Именно уникальная комбинация этих компаний, с особыми технологическими связями, потоками знаний и социальными взаимоотношениями, определяет региональную конкурентоспособность.

Кластер как новый инструмент структурирования экономики

Кластер выступает современной формой интеграции экономического развития, для которой характерны [2]:

− территориальная локализация и концентрация производства;

− высокая внутренняя конкуренция среди однородных участников кластера;

− отношения кооперации и сотрудничества между участниками;

− развитые вертикальные и горизонтальные связи в цепочке воспроизводства ключевого продукта или услуги.

Кластерный подход становится основным инструментом структурирования экономики. Это связано с тем, что он дает новый способ понимания конкуренции и источников достижения конкурентных преимуществ, соответствуя теории «соконкуренции».

Конструктивность и плодотворность использования данного подхода при обосновании государственной экономической и, в частности, инвестиционной политики обусловлены тем, что он более точно позволяет определить приоритеты и точки роста, оптимально сочетая как интересы территории и органов управления ею, так и бизнеса.

Кластеризация позволяет улучшить имидж региона, повысить занятость и благосостояние населения, наполнить бюджет и поддержать развитие малого бизнеса. Происходит «подтягивание» на территорию других участников рынка и инвесторов.

Формирование новых типов организационных структур

Изучение результатов зарубежных и российских исследований показывает, что существуют различные виды кластеров.

Важно отметить, что при этом используется достаточно много разнообразных принципов, по которым наблюдаемые кластеры объединяются в однородные группы.

Так, например, некоторые ученые классифицирует кластеры по уровню развития и выделяет три основные группы. Другие – в качестве классификационных критериев указывает динамику занятости и географическую значимость.

Хорошую иллюстрацию классификации дают результаты обобщения кластерных исследований, проводимых Институтом стратегии и конкуренции Гарвардской школы бизнеса.

В рамках метаизучения кластеров здесь собрана база данных о 833 кластерах из 49 стран мира, в том числе 24 развивающихся стран. Эта база основана на 375 опубликованных и неопубликованных кластер-ориентированных материалах (книгах, докладах и статьях).

Она включает 26 035 наблюдений, из которых 14 069 использовали количественные индикаторы [1].

Исследование современных тенденций в большей степени рыночного (самостоятельного и саморегулируемого) механизма организации инновационно-инвестиционной деятельности, часто выходящей за рамки отдельного предприятия, показывает формирование новых типов организационных структур, функционирующих на логистических принципах координации взаимодействия, интеграции управления и оптимизации принятия управленческих решений.

Изменения в подходах к внутрифирменному управлению, использование потенциала предпринимательства внутри предприятий с неизбежностью ведут к изменению организационных структур корпораций, возникновению новых типов структур, позволяющих более полно использовать возможности творческой самореализации работников, внутренней и внешней кооперации хозяйствующих субъектов. Но, помимо указанных причин, появлению новых оргструктур способствовали также выросшее значение фирм-потребителей в инновационных процессах (вплоть до их ведущей роли в определении характера и форм многих технико-технологических новшеств) и межотраслевой характер современного этапа НТП, способствующий взаимопроникновению материального и нематериального производства, научных дисциплин, технологий. Таким образом, в основе создания и функционирования современной фирмы лежат принципы постоянной инновационной ориентации, экономически целесообразной кооперации и специализации, технологической увязки производств и видов деятельности (НИОКР, производства, маркетинга и др.).

Шесть новых типов организаций

Главным свойством организации будущего, как показывают исследования, станет постоянное приспособление к динамичной внешней среде. Это реализуются в развивающихся в последние годы новых типах организационных структур компаний. На основе работ многих исследователей проблем организаций к настоящему времени формируются шесть новых типов организаций:

− сетевые организации, в которых подход к организации бизнес-единиц, в отличие от традиционного, предполагает отказ от иерархического построения структуры и жесткого закрепления функций за структурными элементами сетей;

− виртуальные корпорации, которые представляют собой логистическую систему, сформированную посредством использования информационной сети в рамках логистического соглашения;

− многомерные организации – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (управление производством, снабжением и сбыт);

− круговые корпорации – организации, отношения в которых построены на принципе демократичной иерархии;

− интеллектуальные организации – организации, добавленная стоимость продуктов которых возрастает за счет использования знаний и креативных подходов;

− обучающиеся организации – обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивая основное внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения.

В реальности между данными типами нет жестких границ – они могут пересекаться, объединяться, сосуществовать в рамках одной организации или их группы, могут возникать комбинированные структуры, сочетающие в себе характеристики нескольких типов. Тем не менее, перечисленные выше черты организаций будущего в той или иной степени присущи всем этим структурам.

Меры регионального прямого и косвенного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности достаточно многообразны. Их анализ позволяет заключить, что полномочия региональных властей позволяют им создавать структуры двух типов.

Во-первых, государственные органы, напрямую регулирующие данную сферу деятельности – различного рода комитеты, департаменты, министерства, управления и т.п., как в рамках уже существующих органов (например, управления в рамках министерств и комитетов), так и вне них.

Примеры работы таких структур существуют уже и в зарубежной, и в российской хозяйственной практике: фактически во всех регионах Западной Европы и Северной Америки, характеризующихся высокой концентрацией научно-технического потенциала (не говоря уже о Японии, с ее опытом создания городов науки и инноваций – технополисов), в составе органов региональной власти существуют управления и департаменты, занимающиеся координацией и регулированием инновационной деятельности в рамках данного региона и на уровне межрегиональных взаимодействий. В России также создаются подобные структуры на уровне администраций и правительства республик, краев, областей и муниципальных образований.

Во-вторых, органы региональной власти могут создавать либо способствовать созданию инфраструктуры инновационной деятельности в регионе – организаций, занимающихся разработкой и экспертизой инновационных проектов, сертификацией инновационной продукции, маркетингом инноваций, исследованиями и разработками по заказам предприятий и организаций, лизингом высокотехнологичного оборудования, консультированием и аудитом знаний в компаниях, информационным обеспечением инновационной деятельности в рамках региона. Для эффективного осуществления инноваций в регионе инфраструктурным обеспечением должны быть охвачены все стадии инновационного процесса – фундаментальные и прикладные исследования, опытные разработки, серийное производство, анализ рыночного потенциала и сбыт инновационной продукции. Это позволяет обеспечить логистическую целостность инновационных процессов в масштабах региона.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/6716

Формы организации инновационной деятельности

9. Формы организации инновационных процессов.: Оглавление Современные формы в развитых странах.

Организация инновационной деятельности в России исторически, в силу объективных и субъективных причин, имеет ряд специфических особенностей. Это, в свою очередь, определяет и особенности организационных форм проведения инновационных процессов.

Мировой опыт организации инновационной деятельности свидетельствует о достаточно широком спектре разнообразных форм ее реализации.

Представленная на рис. 4.4 схема, на которой приведены различные организационные формы проведения инновационной деятельности в зависимости от двух факторов – потребности инициатора проекта в инвестициях (потребность в активах) и показателя экономической эффективности инновационного проекта (период возврата инвестиций, или срок окупаемости проекта), дает возможность оценить это многообразие.

Рис. 4.4

Малые инновационные (или венчурные) фирмы включают следующие виды организационных образований:

· фирмы, создаваемые изобретателями на собственные средства и ссуды «венчурного» капитала для промышленного освоения и коммерциализации новшеств;

· фирмы «spin-off» (отпрыски), создаваемые путем выделения научно-тех­нического коллектива из состава промышленной фирмы.

К основным факторам, обусловливающим важную роль малых инновационных организаций в области нововведений, относятся:

· мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;

· характер мотивации, обусловленный причинами как внеэкономического, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;

· узкая специализация научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;

· низкие накладные расходы (малый управленческий персонал);

· готовность к риску.

Малое инновационное предпринимательство требует развития инфраструктуры, к наиболее важным элементам которой относятся (рис. 4.5):

· инжиниринговые компании и внедренческие организации;

· технопарки и технополисы;

· венчурные фонды и их средства.

Рис. 4.5

Инжиниринговые компанииспециализируются в создании промышленных объектов; в проектировании, производстве и эксплуатации оборудования; в организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.

Они являются соединительным звеном между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством – с другой.

Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности; с деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования; с организацией производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности.

Внедренческие организации содействуют развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями; на доводке изобретений до промышленной стадии; на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.

Технопарки (научные парки)организационное и территориальное объеди­нение крупных учебных и научных центров, создаваемых на базе крупного университета и включающие исследовательские и малые производственные фирмы, деятельность которых направлена на реализацию инноваций. К достоинствам подобных организационных образований для инновационной фирмы следует отнести свободный или льготный доступ к информационным и материально-техническим ресурсам (библиотеки, компьютеры, базы данных, научное оборудование, помещения), возможность привлечения квалифицированного персонала образовательного учреждения (преподавателей, иссле­дователей, инженеров, аспирантов и студентов) для проведения научных исследований и разработок. Для образовательного учреждения – это возможность использования научных результатов в учебном процессе.

Технополисы – крупные производственные формирования по ком­плексному развитию определенных научно-технических направлений. Яркими примерами являются Силиконовая долина (США) – центр развития электронной промышленности или Зеленоград (Подмосковье) отечественный центр электронной промышленности.

Венчурный (рисковый) бизнес представлен двумя основными видами хозяйствующих субъектов (рис. 4.6):

· венчурными (малыми инновационными) фирмами;

· финансовыми учреждениями, предоставляющими инновационным фирмам капитал (венчурное финансирование).

Специфика венчурного финансирования состоит в предоставлении финансовых средств на безвозвратной и беспроцентной основе.

Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора.

По существу, финансовое учреждение (фонд) становится совладельцем венчурной фирмы-новатора, а предостав­ленные им средства – взносом в уставный фонд фирмы.

Величина прибыли инвестора определяется как разность между курсовой стоимостью принадлежащей рисковому инвестору доли акций фирмы-нова­тора и суммой вложенных им в проект средств.

Рис. 4.6

Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность.

Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что, примерно, в три раза выше, чем в целом по экономике США.

Кроме того, в последние годы в США был принят ряд законов, основная цель которых – стимулирование инновационной деятельности мелких предприятий и фирм, занимающихся разработкой новых технологий.

Не умаляя важности мелкого инновационного предпринимательства в развитии инновационных процессов, необходимо отметить, что до 80% всех прикладных научных исследований и ОКР (по размеру финансовых средств, направляемых на их проведение) ведется в крупных промышленных корпорациях. К достоинствам подобной формы освоения новой наукоемкой продукции и технологии следует отнести:

— значительные материальные и финансовые ресурсы, которыми располагают крупные компании;

— возможность проведения многоцелевых исследований и интеграции различных подходов для решения основной задачи;

— относительно слабую зависимость подразделений от успеха или от неудачи отдельного нововведения;

— преимущества консолидации ресурсов крупной корпорации на решающей (самой капиталоемкой) стадии инновационного процесса.

Научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИКОР) в крупной корпорации проводят научно-исследовательские подразделения (лаборатории), которые могут быть централизованными либо входить в состав отдельных дивизионов крупной корпорации.

Бюджет на финансирование таких подразделений может формироваться следующими методами:

— межфирменными сравнениями, т.е. объем финансирования на НИОКР выделяется не менее, чем это делает ведущий конкурент;

— установлением доли затрат на НИОКР от оборота корпорации (например, прибыльные корпорации США тратят на НИОКР до 5% от оборота);

— планированием от базового уровня, т.е. поддержанием затрат на НИОКР на уровне предшествующего периода с определенной корректировкой.

Представленная на рис. 4.7 схема дает наглядное представленное о последовательности этапов формирования портфеля заказов на проведение НИОКР на уровне крупной инновационной фирмы.

Рис. 4.7

Источником идей инновационного проекта могут выступать как внешняя среда (результаты исследования рынка), так и внутренняя среда (результаты научных исследований, проводимых фирмой, ее научно-технический задел).

При этом все проекты, претендующие на включение в портфель заказов, можно подразделить на заказные (финансируемые внешними заказчиками и проводимые в их интересах), стратегические (тематика которых соответствует корпоративной стратегии развития) и инициативные (предлагаемые для реализации отдельными исследователями или научными группами). Из представленных отбираются результативные, которые подлежат финансированию и разработке, и бесперспективные (на данный момент), которые откладываются, но могут включаться в портфель заказов в будущем. При этом состав результативных проектов должен, с одной стороны, удовлетворять определенным критериям (стратегическая важность, прибыльность и др.), а с другой – быть обеспечен необходимыми ресурсами. По мере разработки проектов происходит пересмотр и анализ портфеля НИОКР. При этом переходящие проекты, т. е. не законченные в течение отчетного (как правило, годового) периода, включаются в портфель заказов будущего планового периода.

Законченные проекты анализируются с точки зрения их рыночных перспектив и при положительной оценке подлежат промышленному освоению.

Для реализации крупномасштабных инновационных проектов, требующих значительных инвестиций, могут создаваться временные организационные образования, действующие на кооперативной основе и объединяющие ресурсы нескольких крупных фирм. На практике часто используются следующие формы научно-технического партнерства:

· Консорциум как временное договорное объединение инновационных фирм, банков, промышленных компаний для осуществления конкретных коммерческих (в том числе и инновационных) проектов. Важнейшие задачи консорциума – поиск и реализация крупных инновационных проектов, связанных с развитием производства, средств технологического оснащения и других видов продукции.

· Стратегический альянс (Strategic Alliance)как соглашение о кооперации двух или более фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний. Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.

· Сетевые союзы как форма кооперации группы независимых компаний, связанных между собой общими целями. Новые технологии привели к росту сложности продукции, а также ее обслуживания, проектирования и производства.

Производство большинства продуктов сегодня основано, как правило, на использовании нескольких технологий, и редкий бизнес полагается на собственные сырьевые ресурсы и рынок. Аккумулирование всех ценных качеств «под одной крышей» очень сложно и отчасти нежелательно, так как преимущества специализации чаще всего реализуются на компонентном, а не на системном уровне.

Компании работают эффективно, когда специализируются на одном компоненте и при этом образуют связи с другими предприятиями, для того чтобы управлять системно-уровневой независимостью.

4.4. Стратегия промышленных фирм
в сфере исследований и разработок

Стратегический менеджмент (Strategic Management)как концепция управления современными организациями сформировался в начале 80-х гг. ХХ в.

, что определялось потребностью в интеграции отдельных диверсифицированных частей предприятия (стратегических хозяйственных единиц), в усилении внимания к вопросам реализации стратегии (Strategy Implementa­tion), ценности и культуры предприятия, роли управленческих кадров в стратегическом управлении.

В соответствии с этой концепцией деловая стратегия фирмы (на рис. 4.8 приведена последовательность ее разработки) является основой для установления тактических целей и задач, которые должны решать те или иные функциональные подразделения фирмы в установленное время.

Если стратегические цели фирмы могут носить качественный характер, то тактические (текущие) цели и задачи имеют конкретный характер и определяют количественные задания, устанавливаемые для функциональных служб фирмы.

Одной из важнейших функциональных стратегий является стратегия в сфере научных исследований и разработок (инновационная стратегия).

В зависимости от условий микро- и макросреды фирма может выбрать один из двух основных видов инновационной стратегии:

· пассивную (адаптационную, оборонительную), направленную на защиту и удержание своих рыночных позиций;

· активную (творческую, наступательную), ориентированную на развитие инновационной активности и расширение своего присутствия на рынке.

В общем виде сущность пассивной стратегии сводится к проведению частичных непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы и рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности (псевдоинновации). Выделяются следующие разновидности пассивной стратегии:

— защитная;

— инновационной имитации;

— выжидания;

— реагирования на запросы потребителей.

Рис. 4.8

Защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам и направленных либо на создание на рынке условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо на переориентацию собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций. Основным фактором успешности защитной стратегии считается время. Все предполагаемые мероприятия обычно проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому организация должна иметь определенный научно-технический задел и устойчивое положение, чтобы достичь ожидаемого результата.

Стратегия инновационной имитации ориентирована на стремление копирования новшеств конкурентов, получивших признание рынком (потребителями).

Стратегия эффективна для фирм, имеющих необходимые производственную и ресурсную базы, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Фирмы, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют.

Вместе с тем вероятность получения высокой прибыли также снижается, поскольку издержки производства таких продуктов по сравнению с издержками разработчика более высокие, доля рынка относительно невелика,
а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне естественное недоверие, стремясь получить продукт с высокими качественными характеристиками, гарантированными фирменными торговыми марками авторитетных производителей. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка.

Стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Стратегия используется различными по размеру фирмами.

Так, крупные производители ожидают результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой по размерам фирмой-инно­ватором, чтобы в случае его успеха оттеснить эту фирму. Небольшие фирмы также могут выбрать данную стратегию, если у них имеется достаточная производственно-сбытовая база, но есть проблемы с НИОКР.

Поэтому они рассматривают выжидание как наиболее реальную возможность проникновения на интересующий их рынок.

Стратегия реагирования на запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Данная стратегия характерна для небольших по размеру инновационных фирм, выполняющих индивидуальные заказы крупных компаний.

Особенность таких заказов (проектов) состоит в том, что работы, связанные с реализацией проекта охватывают главным образом этапы промышленной разработки и сбыта новшества, а весь объем НИОКР выполняется инновационной фирмой.

Фирмы, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, так как основной объем затрат приходится на заключительные этапы инновационного цикла, в которых фирма непосредственно не участвует.

Подобной стратегии могут придерживаться и научно-исследовательские подразделения крупных корпораций, имеющие определенную хозяйственную самостоятельность, быстро реагирующие на конкретные производственные потребности и способные в короткие сроки адаптировать свою научно-техническую деятельность в соответствии с содержанием предлагаемых корпоративных заказов (внутренний венчур).

В составе активных инновационных стратегий выделяют следующие виды:

— стратегия, ориентированная на активные НИОКР;

— стратегия, ориентированная на маркетинг;

— стратегия слияний и поглощений.

Инновационные фирмы, реализующую стратегию активных НИОКР, рассматривают проводимые ими научные исследования и разработки как основное конкурентное преимущество.

За счет этого они способны создавать принципиально новые наукоемкие продукты, технологии или материалы.

После рыночной апробации новшества фирмы, реализующие такую стратегию, как правило, не наращивают производство новшества, а продают лицензию на ее производство другим производственным компаниям, имеющим достаточные производственные мощности.

Фирмы, ориентированные в своей инновационной стратегии на маркетинг, акцентируют свое внимание на исследовании привлекательных рынков, анализе требований потенциальных покупателей к товару. При этом, маркетинговые исследования являются источником идей создания новшеств. Успешность стратегии напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности организации.

Стратегия слияния и поглощения является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития крупной фирмы, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки. Результатом данной стратегии является создание новых производств, крупных подразделений на базе поглощения мелких инновационных фирм, или слияния мелкой инновационной фирмы с крупной промышленной корпорацией, обладающей достаточным производственным потенциалом для промышленного освоения новшества.

Конкретный тип инновационной стратегии в отношении новой продукции зависит от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические возможности и конкурентная позиция фирмы.

Технологические возможности определяются внутренними и внешними характеристиками инновационной деятельности.

К внутренним относится имеющийся в фирме научно-технических потенциал (кадры, оборудование, научные заделы и т. п.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_52540_formi-organizatsii-innovatsionnoy-deyatelnosti.html

Формы инновационного процесса

9. Формы организации инновационных процессов.: Оглавление Современные формы в развитых странах.

Основные понятия инновационного менеджмента: новация, инновация, инновационная деятельность.

Ø Шумпетер практикует инновацию как новую, научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Ø Английский исследователь Двис определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея принимает экономическое содержание.

Ø Никсон определяет инновацию как совокупность технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и обородувания.

Анализируя различные определения можно констатировать, что специфическим содержанием инновации является изменение, а главной функцией инновационной деятельности так же является изменение.

В 1911 году Шумпетер выделял 5 типичных изменений:

ü Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

ü Внедрение продукции с новыми свойствами

ü Использование нового сырья

ü Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения

ü Появление новых рынков сбыта

В 30-е годы Шумпетер ввел термин «инновация», практикуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В 91г м/у народное сообщество приняло документ, который наз. «Рук-во Осло». В соответствии с ним инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности в виде нового и усовершенствованного продукта, технологического процесса внедренных на рынок и использованных в практической деятельности.

Непременными свойствами инноваций являются:

ü Научно-техническая новизна;

ü Производственная применимость (возможность использования в производстве и востребованность рынком);

ü Коммерческая реализуемость;

Коммерческий аспект следует рассматривать с двух позиций: с позиции материализации и с позиции коммерциализации.

Материализация предполагает разработку новых технически совершенных видов промышленной продукции, средств и предметов труда, технологии, организации производства.

Коммерциализация – превращение их в источник дохода.

Формы инновационного процесса.

Распределение нововведений, как и их создание явл. составной частью инновационного процесса. Выделяют 3 логистические формы:

1.Простой внутриорганизационный – создание и использование новшеств происходит внутри одной организации, в этом случае инновация не выступает в качестве товара.

2.Простая межорганизационная форма. Создатель новшества и потребитель новшества – это две разные организации. Новшество выступает как предмет купли-продажи, и при этой форме функции создателя новшества отделены от функции потребителя новшества.

3.Расширенный инновационный процесс. Проявляется в создании новых производителей нововведений. Здесь нарушается монополия производителя.

Распространение инноваций – это информационный процесс, форма, объем этого процесса зависит от мощности инф-ых каналов и способности хозяйствующих субъектов к их использованию.

Диффузия нововведений – процесс, при котором нововведение передается по коммуникационным каналам между производителями и потребителями, во времени. Диффузия – распространение уже однажды основанных и использованных инноваций в новых условиях.

ДИФФУЗИЯ НОВОВВЕДЕНИЯ – это процесс кумулятивного (накопительного) увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих новшеств вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночной позиции. С учетом этого и строится классификация инноваций.

1)В зависимости от технологических параметров:

1.1. Продуктовые инновации – вкл. применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих и получение принципиально новых продуктов.

1.2.Процессные инновации – новые методы орг. пр-ва, новые технологии. Процессные инновации м.б. связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

2) Классификация инноваций по типу новизны для рынка

1.1это новые для отрасли в мире

1.2новые для отрасли в стране

1.3новые для данного предприятия или группы предприятий.

3) По месту в операционной системе

3.1Инновации на входе предприятий (новое сырье, новые материалы, машины, оборудование, информация)

3.2Инновации на выходе предприятия (новые изделия, услуги, технологии и др.)

3.3Инновации системной структуры предприятия. ( в управленческой деятельности, в производственной, в технологической деятельности)

4) В зависимости от глубины вносимых изменений.

1.1.Радикальные инновации (изменения) – принципиальные, базовые, очень глубокие.

1.2.Улучшающие – не столь глубокие в целом.

1.3.Частные изменения (модификационные изменения) – частные, которые касаются опред. аспектов деят-ти.

4. Состав и содержание сферы инновационной деятельности

Сфера инновационной деятельности общества, любой организации состоит из 4 элементов:

1.Новшество и рынок новшеств

2.Нововведение и рынок нововведений

3.Рынок инвестиций

4.Инновационная инфраструктура

1)Новшество – новые обычаи, новый порядок, изобретения, т.е. это предмет интеллектуальной деятельности, выступающий в форме интеллектуальной собственности. Аналогом термина «новшество» является «новация», субъект, осуществляющий это действие – «новатор». Представлено на этом рынке новшеств –научно-технические знания.

2)Нововведение – материализованное новшество, доведенное до этапа коммерциализации (т.е. использование новшества с целью получения прибыли). Синонимом нововведения является инновация. Субъектами этого рынка выступают имитаторы. В качестве товара предлагается (продукт, технология) товар в виде конечного продукта.

3)Создание, распространение, диффузия новшеств требует как минимум два вида ресурса: ресурс времени и ресурс инвестиций. Следовательно, без рынка инвестиций инновационная деятельность не может быть осуществлена. Субъекты – различные финансовые структуры (банки, венчурные фирмы, инновационные структуры, пенсионные или иные фонды).

4)В состав инновационной инфраструктуры входит:

— правовая база в виде законов, подзаконный характер (постановления правительства).

— финансовые институты, инвестиционные, инновационные структуры (технополисты, технопарки, венчурные фирмы, инновационные компании, консалтинговые [консультации по экономике и планированию], инжиниринговые [консультирование инженеров]).

— образовательные учреждения (сквозная система образования).

— организационные структуры инновационного предпринимательства (научные организации, научно-исследовательские академии наук, конструкторские бюро).

Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности.

Формы государственной поддержки научной деятельности:

1.Прямое бюджетное финансирование

2.Льготное налогообложение прибыли, получаемой орг. от реализации научных разработок. Если нет, то

3.Освобождение от уплаты налогов на собственность и землю относящихся к научным орг..

4.Освобаждение от импортных таможенных пошлин на ввозимое имущество научных орг., необх. для проведения научных разработок.

https://www.youtube.com/watch?v=TGhibmGnIhw

Формы государственной поддержки инновационная деятельность:

1.Прямое финансирование

2.Предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд.

3.Создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами

4.Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей

5.Отсрочка уплаты патентных пошлин для ресурсосберегающих изобретений

6.Право на ускоренную амортизацию оборудования

7.Создание сети наукоградов, технополисов, технопарков.

Смешанная.

Смешанная стратегия.

Предполагает использование 1) и 2) стратегии одновременно.

Для гос. сектора экономики используется стратегия активного вмешательства, а для частного сектора – стратегия децентрализованного регулирования. Примером такой стратегии является Швеция.

ДИ ДИ

3.Ток (срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования)

Равен такому периоду времени, за который накопленная сумма дисконтирования чистой прибыли и амортизации будет равна величине дисконтированных инвестиций.

Ток

∑ ∙ (ЧПi + Аi) ∙ αi = ДИ,где

i=1

ЧПi , Аi –чистая прибыль и амортизация i – го периода.

Срок окупаемости характеризует:

— период возмещения инвестиций

— период повышенного финансового риска для инвесторов.

4.ВНД (внутренняя норма доходности)

Численно равна норме дисконтирования Ерасч. при которой ЧДД= 0.

ВНД характеризует предельную норму доходности инвестиций.

Экон. условием в осуществимости проекта является след.:

ВНД > Е ,еслиЧДД > 0 ,тоВНД > Е

Способы расчета величины ВНД:

— методом подбора величины Е

— с использованием фин. калькуляторов, в которых имеется встроенная функция IRR

— с использованием компьютера, Excel → фин. вычисления → встроенная функция ВНДОХ (ВСД).

Рассчитывается при принятии решений величина запаса фин. устойчивости (ЗФУ)

ЗФУ = ВНД – Е

Для фин. устойчивых проектов находящихся вне зоны фин. риск ЗФУ > Р где

Р –поправки на риск.

При оценке инвестиционных проектов рассматриваются 3 поправки на риск:

Р1Страновой риск

политические

экономические риски.

Т.е. возможность изменения политической системы, курса, налогового законодательства. Это системные риски т.е. неустранимые инвестором. По данным всемирного банка для России величина странового риска установлена 9,5 % в год из 10 возможных.

Р2Риск невыполнения договорных обязательств участниками проекта, их возможное банкротство.- риск необязательности участников. Рекомендуется устанавливать не более 5 % в год. Этот риск может изменить сам инвестор.

Р3Риск неполучения доходов предусмотренных проектом.

Министерство экон. РФ рекомендует след. значения Р3:

— низкий риск 3 — 5 % (инвестиции в надежную технику и апробированную технологию)

— средний риск 8 – 10 % (инвестиции в новые для п/п технологии и технику)

— высокий риск 18 – 20 % (инвестиции в инновационные проекты) Может управлять сам инвестор.

Величина Р при оценке коммерч. эффект. Р = Р1 + Р2 + Р3

12. Международная инновационная деятельность: цели, задачи, содержание.

Факторы политизации международ. научно – техн. среды:

1.развитие международ. научнотехнич. и инновац. связей непосредственно затрагивает общенац. интересы как внутри страны так и на международной арене.

2.Многие научно – технич., соц – е, экологич. проблемы человечества носят глобальный характер и их решение требует объединения инновац. усилий различных стран.

3.Мировые инновац. процессы тесно связаны миграцией интеллект. потенциала, т.к. интеллект. ресурсы превращаются в доминирующий элемент национального богатства.

4.Междунород. инновац. механизмы обладают гораздо более сложной структурой по сравнению с внутренней.

5.Включение в международ. научно – технич. сотрудничество во все большей степени обеспечивает нац. безопасность во внешних аспектах, включая военные, укрепление отношений с традиционными и приобретение новых государственных союзников.

Принципы:

· Взаимная выгода

· Недопущение дискриминации (игнорирование интересов какого-либо субъекта международ. гражданского права)

· Эквивалентная технологическая зависимость сторон

· Рациональное сочетание либерализации и протекционизма (все участники имеют одинаковые права на одном и том же рынке – это позиция либерализации; а когда отечеств. имеют одни права, а зарубежн. другие – это позиция протекционизма)

Методы:

1.Прямые методы – это методы прямого воздействия. При этом гос-во может инициировать и непосредственно финансировать из бюджета средств двусторонние и многосторонние международ. инновац. программы и проекты, деятельность международ. исслед. и научных организац. центров, создавать специализированные фонды т т.д..

Эти отношения выстраиваются на юридической базе, законодат. проработке как госуд. учреждения, так и на основе международ. соглашений, договоров.

2.Косвенные методы:

— общеэкономические (налоговые, кредитные льготы участникам сотрудничества)

— специфические (таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международ. кредитно – лицензионные механизмы)

Основные понятия инновационного менеджмента: новация, инновация, инновационная деятельность.

Ø Шумпетер практикует инновацию как новую, научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Ø Английский исследователь Двис определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея принимает экономическое содержание.

Ø Никсон определяет инновацию как совокупность технических производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и обородувания.

Анализируя различные определения можно констатировать, что специфическим содержанием инновации является изменение, а главной функцией инновационной деятельности так же является изменение.

В 1911 году Шумпетер выделял 5 типичных изменений:

ü Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

ü Внедрение продукции с новыми свойствами

ü Использование нового сырья

ü Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения

ü Появление новых рынков сбыта

В 30-е годы Шумпетер ввел термин «инновация», практикуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В 91г м/у народное сообщество приняло документ, который наз. «Рук-во Осло». В соответствии с ним инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности в виде нового и усовершенствованного продукта, технологического процесса внедренных на рынок и использованных в практической деятельности.

Непременными свойствами инноваций являются:

ü Научно-техническая новизна;

ü Производственная применимость (возможность использования в производстве и востребованность рынком);

ü Коммерческая реализуемость;

Коммерческий аспект следует рассматривать с двух позиций: с позиции материализации и с позиции коммерциализации.

Материализация предполагает разработку новых технически совершенных видов промышленной продукции, средств и предметов труда, технологии, организации производства.

Коммерциализация – превращение их в источник дохода.

Формы инновационного процесса.

Распределение нововведений, как и их создание явл. составной частью инновационного процесса. Выделяют 3 логистические формы:

1.Простой внутриорганизационный – создание и использование новшеств происходит внутри одной организации, в этом случае инновация не выступает в качестве товара.

2.Простая межорганизационная форма. Создатель новшества и потребитель новшества – это две разные организации. Новшество выступает как предмет купли-продажи, и при этой форме функции создателя новшества отделены от функции потребителя новшества.

3.Расширенный инновационный процесс. Проявляется в создании новых производителей нововведений. Здесь нарушается монополия производителя.

Распространение инноваций – это информационный процесс, форма, объем этого процесса зависит от мощности инф-ых каналов и способности хозяйствующих субъектов к их использованию.

Диффузия нововведений – процесс, при котором нововведение передается по коммуникационным каналам между производителями и потребителями, во времени. Диффузия – распространение уже однажды основанных и использованных инноваций в новых условиях.

ДИФФУЗИЯ НОВОВВЕДЕНИЯ – это процесс кумулятивного (накопительного) увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих новшеств вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночной позиции. С учетом этого и строится классификация инноваций.

1)В зависимости от технологических параметров:

1.1. Продуктовые инновации – вкл. применение новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих и получение принципиально новых продуктов.

1.2.Процессные инновации – новые методы орг. пр-ва, новые технологии. Процессные инновации м.б. связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

2) Классификация инноваций по типу новизны для рынка

1.1это новые для отрасли в мире

1.2новые для отрасли в стране

1.3новые для данного предприятия или группы предприятий.

3) По месту в операционной системе

3.1Инновации на входе предприятий (новое сырье, новые материалы, машины, оборудование, информация)

3.2Инновации на выходе предприятия (новые изделия, услуги, технологии и др.)

3.3Инновации системной структуры предприятия. ( в управленческой деятельности, в производственной, в технологической деятельности)

4) В зависимости от глубины вносимых изменений.

1.1.Радикальные инновации (изменения) – принципиальные, базовые, очень глубокие.

1.2.Улучшающие – не столь глубокие в целом.

1.3.Частные изменения (модификационные изменения) – частные, которые касаются опред. аспектов деят-ти.

4. Состав и содержание сферы инновационной деятельности

Сфера инновационной деятельности общества, любой организации состоит из 4 элементов:

1.Новшество и рынок новшеств

2.Нововведение и рынок нововведений

3.Рынок инвестиций

4.Инновационная инфраструктура

1)Новшество – новые обычаи, новый порядок, изобретения, т.е. это предмет интеллектуальной деятельности, выступающий в форме интеллектуальной собственности. Аналогом термина «новшество» является «новация», субъект, осуществляющий это действие – «новатор». Представлено на этом рынке новшеств –научно-технические знания.

2)Нововведение – материализованное новшество, доведенное до этапа коммерциализации (т.е. использование новшества с целью получения прибыли). Синонимом нововведения является инновация. Субъектами этого рынка выступают имитаторы. В качестве товара предлагается (продукт, технология) товар в виде конечного продукта.

3)Создание, распространение, диффузия новшеств требует как минимум два вида ресурса: ресурс времени и ресурс инвестиций. Следовательно, без рынка инвестиций инновационная деятельность не может быть осуществлена. Субъекты – различные финансовые структуры (банки, венчурные фирмы, инновационные структуры, пенсионные или иные фонды).

4)В состав инновационной инфраструктуры входит:

— правовая база в виде законов, подзаконный характер (постановления правительства).

— финансовые институты, инвестиционные, инновационные структуры (технополисты, технопарки, венчурные фирмы, инновационные компании, консалтинговые [консультации по экономике и планированию], инжиниринговые [консультирование инженеров]).

— образовательные учреждения (сквозная система образования).

— организационные структуры инновационного предпринимательства (научные организации, научно-исследовательские академии наук, конструкторские бюро).



Источник: https://infopedia.su/5xe0f.html

Scicenter1
Добавить комментарий