АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (DIE ABSOLUTE IDEE): Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество теоретической и

ЛитЛайф

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (DIE ABSOLUTE IDEE):  Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество теоретической и

идея блага может поэтому найти свое дополнение единственно лишь в идее истинного.

Но идея блага совершает этот переход через самое себя. В умозаключении, в действовании, первая посылка — это непосредственное соотношение благой цели с той действительностью, которой эта цель овладевает и которую она во второй посылке направляет как внешнее средство против внешней действительности.

Для субъективного понятия благо объективно; в своем наличном бытии действительность противостоит благу как непреодолимый предел, лишь поскольку она еще имеет определение непосредственного наличного бытия, а не чего-то объективного в смысле в-себе-и-для-себя-бытия; она скорее либо зло, либо нечто безразличное, лишь определимое, имеющее свою ценность не в самом себе. Но это абстрактное бытие, противостоящее благу во второй посылке, уже снято самой практической идеей; первая посылка ее действования — это непосредственная объективность понятия, согласно которой цель сообщает себя действительности без всякого сопротивления и находится в простом, тождественном соотношении с этой действительностью. Поскольку необходимо, следовательно, лишь свести воедино мысли ее двух посылок. К тому, чтб в первой посылке непосредственно уже совершено объективным понятием, присоединяется во второй посылке прежде всего лишь полагание его через опосредствование, стало быть, для понятия. И подобно тому как в самом отношении цели вообще осуществленная цель есть, правда, опять-таки лишь средство но и наоборот, средство есть и осуществленная цель, так и в умозаключении блага вторая посылка непосредственно уже имеется в себе в первой посылке; однако этой непосредственности [здесь] недостаточно, и вторая посылка уже постулируется для первой: осуществление блага вопреки противостоящей ему другой действительности есть то опосредствование, которое по существу своему необходимо для непосредственного соотношения и осуще-ствленности блага. Ибо это есть лишь первое отрицание или инобытие понятия, такая объективность, которая была бы погруженность понятия во внешность; второе отрицание есть снятие этого инобытия, единственно блогодаря чему непосредственное осуществление цели и становится действительностью блага как для себя сущего понятия, поскольку это понятие полагается здесь тождественным с самим собой, а не с чем-то иным, и, стало быть, полагается единственно свободным. А если бы благая цель этим' все же не была осуществлена, то это было бы возвратом понятия к той позиции, на которой понятие находилось до своей деятельности, — к позиции действительности, определенной как ничтожная и все же предположенной как реальная; этот возврат становится прогрессом в дурную бесконечность и имеет свое основание единственно лишь в том, что при снятии указанной абстрактной реальности это снятие столь же непосредственно забывается, или же забывается, что эта реальность скорее уже предположена как сама по себе ничтожная, не объективная действительность. Это повторение предполагания неосуществленной цели после действительного осуществления цели определяет себя поэтому и так: субъективная установка объективного понятия воспроизводится и увековечивается, тем самым конечность блага и по его содержанию, и по его форме представляется постоянной истиной, так же как и его осуществление всегда представляется всецело лишь единичным, а не всеобщим актом. — На деле же эта определенность сняла себя в осуществлении блага, чтб еще ограничивает объективное понятие — это его собственный взгляд на себя, исчезающий от его рефлектирования по поводу того чтб такое осуществление блага в себе; этим взглядом понятие лишь само себе преграждает путь и должно ввиду этого быть направлено не на некоторую внешнюю действительность, а на само себя.

А именно, деятельность во второй посылке, производящая лишь одностороннее для-себя-бытие, вследствие чего продукт представляется чем-то субъективным и единичным, а тем самым повторяется здесь первое предполагание, — эта деятельность есть поистине в такой же мере полагание в-себе-сущего тождества объективного понятия и непосредственной действительности.

Определение этой действительности предполаганием заключается в том, что она обладает лишь реальностью явления, сама по себе ничтожна и всецело определима объективным понятием.

Так как внешняя действительность изменяется через деятельность объективного понятия и ее определение тем самым снимается, то именно этим она лишается чисто являющейся реальности, внешней определимости и ничтожности, тем самым она полагается как в себе и для себя сущая.

При этом вообще снимается указанное предполагание, а именно определение блага как чисто субъективной и по своему содержанию ограниченной цели, снимается необходимость реализовать эту цель лишь через субъективную деятельность и сама эта деятельность.

В самом результате опосредствование снимает само себя; результат есть непосредственность, которая есть не восстановление предполагания, а скорее его снятость (Aufgehobensein).

Тем самым идея в себе и для себя определенного понятия положена уже не только в деятельном субъекте, но точно так же и как непосредственная действительность, и, наоборот, эта действительность, какова она в познании, положена как истинно-сущая объективность.

Единичность субъекта, которой он был отягощен из-за своего предполагания, исчезла вместе с этим предполаганием; субъект, стало быть, выступает теперь как свободное, всеобщее тождество с самим собой, для которого объективность понятия есть в такой же мере данная, непосредственно для субъекта имеющаяся, в какой он знает себя как в себе и для себя определенное понятие. Тем самым в этом результате познание восстановлено и соединено с практической идеей; найденная в наличии действительность определена в то же время как осуществленная абсолютная цель, но не так, как в ищущем познании, только как объективный мир, лишенный субъективности понятия, а как такой объективный мир, внутреннее основание и действительное устойчивое наличие которого есть понятие. Это абсолютная идея.

Глава третья

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (DIE ABSOLUTE IDEE)

Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество теоретической и практической идей, каждая из которых, взятая отдельно, еще одностороння и имеет внутри себя самое идею лишь как искомое потустороннее и недостигнутую цель; поэтому каждая из них есть синтез стремления, настолько же имеет внутри себя идею, насколько и не имеет ее, переходит от одного к другому, но не сводит воедино этих двух мысленных моментов (beide Gedanken), а остается в их противоречии. Абсолютная идея как разумное понятие, которое в своей реальности лишь сливается с самим собой, в силу этой непосредственности своего объективного тождества есть, с одной стороны, возврат к жизни', но она равным образом сняла эту форму своей непосредственности и имеет внутри себя наивысшую противоположность. Понятие есть не только душа, но и свободное субъективное понятие, которое есть для себя и потому обладает личностью (Personlichkeit), — есть практическое, в себе и для себя определенное, объективное понятие, которое как лицо (Person) есть непроницаемая, неделимая (atome) субъективность, но которое точно так же есть не исключающая единичность, а всеобщность и познание для себя и в своем ином имеет предметом свою собственную объективность. Все остальное есть заблуждение, смутность, мнение, стремление, произвол и бренность; единственно лишь абсолютная идея есть бытие, непреходящая жизнь, знающая себя истина и вся истина.

Она единственный предмет и содержание философии. Так как в ней содержится любая определенность и ее сущность состоит в возвращении к себе через свое самоопределение или обособление, то она имеет разные формообразования (Gestaltungen) и задача философии заключается в том, чтобы познать ее в них.

Природа и дух суть вообще различные способы представлять ее наличное бытие; искусство и религия — ее разные способы постигать себя и сообщать себе соответствующее наличное бытие; философия имеет с искусством и религией одинаковое содержание и одинаковую цель, но она наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что ее способ наивысший, — понятие.

Поэтому она объемлет собой эти формообразования реальной и идеальной конечности, равно как и формообразования бесконечности и святости, и постигает их и самое себя в понятиях. Выведение и познание этих отдельных способов есть уже задача отдельных философских наук. Логическое в абсолютной идее может быть названо также одним из способов ее (постижения).

Но если «способ» обозначает некоторый особенный вид, некоторую определенность формы, то логическое, напротив, есть всеобщий способ, в котором все отдельные способы сняты и заключены.

Логическая идея есть сама идея в своей чистой сущности, идея как такая, которая в простом тождестве заключена в свое понятие и еще не выявлена в какой-нибудь определенности формы (in das Scheinen in einer Formbestimintheit noch nicht eingetreten ist).

Источник: https://litlife.club/books/121815/read?page=216

Geist

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (DIE ABSOLUTE IDEE):  Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество теоретической и

Geist[ноя. 2, 2006|07:47 pm]Золотая философия
philosophy_ru[khazarzar]

Гегель критиковал как материализм, так и дуализм. Свой приговор материализму он выносит недвусмысленно: «Нет ничего более неудовлетворительного, чем развитые в материалистических сочинениях объяснения многообразных отношений и связей, посредством которых должен быть порожден такой результат, как мышление» (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Том 3: Философия духа. М.

: Мысль, 1977. Стр. 50). Материализм, согласно Гегелю, представляет собой попытку опровергнуть картезианский дуализм, но забавно, что он по-прежнему действует в пределах, имеющих картезианскую основу. Материалисты либо просто отрицают существование rei cogitatae, либо же противоречиво рассуждают в каузальных отношениях между духовным и физическим, делая дух каузально зависимым от материи.

Гегель прямо признавал, что психофизическая проблема в рамках дуализма неразрешима; по его мнению, к ошибочному дуализму ведет иллюзия рефлексии. «Если душа и тело, как это утверждает рассудочное сознание, абсолютно противоположны друг другу, то между ними невозможно никакое общение. Но старая метафизика признавала это общение как бесспорный факт.

Отсюда возникал вопрос, как могло бы быть разрешено противоречие, что абсолютно самостоятельные, для себя сущие начала тем не менее находятся в единстве друг с другом. При такой постановке вопроса положительный ответ на него был невозможен» (там же, стр. 49).

Как же Гегель «разрешает» психофизическую проблему? Разумеется, диалектически: «Разобщение материального и имматериального может быть объяснено только на основе первоначального единства их обоих» (там же, стр. 49). Физическое и ментальное, согласно этой доктрине, суть не две реальности, а два аспекта одной реальности.

Гегель, в отличие от Беркли и материалистов, не ставит один из этих аспектов — физическое или ментальное — в зависимость от другого. По сути, такая доктрина близка нейтральному монизму (двухаспектной теории), однако сам Гегель подчеркивает, что его философия, как и философии Декарта и Спинозы, восходит «к единству мышления и бытия, духа и материи» и полагает это единство в Боге (там же, стр.

 49). В качестве реальности, аспектами которой выступает физическое и ментальное, у Гегеля выступает Абсолютная Идея, Дух (Geist) — «абсолютная субстанция, которая в совершенной свободе и самостоятельности своей противоположности, т. е. различных для себя сущих самосознаний, есть единство их» (Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть 1: Феноменология духа. СПб: Наука, 1999. Стр. 99).

Дух есть реальность в целом, а в абсолютном знании, т. е. в знании Духа себя же в качестве Духа (там же, стр. 434), имеется «единство мышления и бытия» (там же, стр. 430). Под этим Гегель имеет в виду то, что изначально нет разницы между знанием духовной реальности того, чем она является, и ее бытием в качестве таковой.

Реальность есть самосознание, и по мере того, как оно приходит к знанию о том, что оно есть, оно и становится тем же. Сознание и то, что существует, понятые в абсолюте, — тождественные. В этом и заключается идеализм Гегеля и его философия тождества.

Таким образом, Гегель «разрешает» психофизическую проблему путем «снятия» противоположения между физическим и ментальным: они суть не реальности, а диалектические аспекты одной и той же духовной реальности. А поскольку эти аспекты не взаимодействуют друг с другом, а представляют различным образом одну и ту же реальность, то и вопрос о взаимодействии физического и ментального не имеет смысла. Противоречие «снимается» путем его узаконивания в рамках онтологии.

Comments:
From:predat2006-11-02 10:26 pm(Link)

Так где же Гегель пишет, что бытие есть самосознание АИ?

(без темы) — predat Развернуть(без темы) — khazarzar Развернуть(без темы) — predat Развернуть

From:predat2006-11-02 10:51 pm(Link)

Только одно. Нельзя утверждать, что бытие есть самосознание АИ. Своё Самосознание АИ исторически достигает только в мыслящем субъекте.

From:khazarzar2006-11-03 04:10 am(Link)

?? «Своё Самосознание…»А АИ, она не мыслит? Попробуйте вывести что-то другое.

From:predat2006-11-02 11:02 pm(Link)

И не всякое субъективное самосознание есть самосознание АИ.

From:khazarzar2006-11-03 04:13 am(Link)

А речь идет о самосознании АИ, которая есть совокупность и единство всех самосознаний. В абсолютном знании (= в знании Духа себя же в качестве Духа), имеется единство мышления и бытия.

From:predat2006-11-02 11:07 pm(Link)

По существу есть возражение. Гегель говорит о реальности как категории сферы бытия, здесь ещё далеко до самосознания — сферы сущности. Гегель говоря о реальности также определяет её как «что-то отрицательное» но опять нигде не пишет, что реальность есть самосознание.

From:khazarzar2006-11-03 04:19 am(Link)

Шопенгауэр, да и многие другие вывели то же, что и я. А отрицательное оно, положительное… — в диалектике нет разницы.По Гегелю, Я есть мыслящая душа. Сококупность всех Я и есть АИ. Мыслить АИ, кроме себя, не о чем. АИ есть бытие и (само)сознание в их единстве.Остаюсь при своем мнении (да и мнении других философов).(Parent) (Thread) (Развернуть)(без темы) — predat Развернуть

From:predat2006-11-03 10:36 am(Link)

§ 235Истина блага, таким образом, положена как единство теоретической и практической идеи, единство, означаю¬щее, что благо достигнуто в себе и для себя, что объектив¬ный мир есть в себе и для себя идея и вместе с тем вечно полагает себя как цель и получает свою действительность благодаря деятельности. Эта жизнь, возвратившаяся к себе из различенности (der Differenz) и конечности познания и ставшая благодаря деятельности понятия тождествен¬ной с ним, есть спекулятивная, или абсолютная, идея.с. Абсолютная идея§ 236Идея как единство субъективной и объективной идеи есть понятие идеи, для которого идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий собой все определения. Это единство есть, следовательно, абсолютная и полная исти¬на, мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая себя в качестве мыслящей, логической идеи.Прибавление. Абсолютная идея есть прежде всего единство практической и теоретической идеи и, следова¬тельно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи позна¬ния. В познании перед нами выступала идея в форме раз¬личия, и процесс познания, как мы узнали, представляет собой преодоление этого различия и восстановление вы¬шеуказанного единства, которое как таковое и в своей непосредственности есть ближайшим образом идея жизни. Недостаток жизни состоит в тон, что она пока есть только в себе сущая идея; познание, напротив, есть столь же односторонне лишь для себя сущая идея. Единство и истина их обоих есть в себе п для себя сущая, следова¬тельно, абсолютная идея. До сих пор мы имели своим предметом идею в ее развитии, в ее прохождении через различные ступени; теперь же идея сама для себя пред¬метна. Это — — νόησις νοήαίως;72, которое уже Аристотель называл высшей формой идеи.§ 237Абсолютная идея есть для себя, потому что в ней нет ни перехода, ни предпосылок и вообще никакой опреде¬ленности, которые не были бы текучи и прозрачны; она есть чистая форма понятия, которая созерцает свое содержание как самое себя. Она есть свое собственное…..419

From:predat2006-11-03 04:20 pm(Link)

§ 235 Die Wahrheit des Guten ist damit gesetzt, als die Einheit der theoretischen und praktischen Idee, daß das Gute an und für sich erreicht, — die objektive Welt so an und für sich die Idee ist, wie sie zugleich ewig als Zweck sich setzt und durch Tötigkeit ihre Wirklichkeit hervorbringt. — Dieses aus der Differenz und Endlichkeit des Erkennens zu sich zurückgekommene und durch die Tötigkeit des Begriffs mit ihm identisch gewordene Leben ist die[Íåìåöêàÿ êëàññè÷åñêàÿ ôèëîñîôèÿ: Enzyklopödie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, Ñ. 355. Ôèëîñîôèÿ îò àíòè÷íîñòè äî ñîâðåìåííîñòè, Ñ. 35341 (ñð. Hegel-W Bd. 10, Ñ. 387-388)]c. Die absolute § 236 Die Idee als Einheit der subjektiven und der objektiven Idee ist der Begriff der Idee, dem die Idee als solche der Gegenstand, dem das Objekt sie ist; — ein Objekt, in welches alle Bestimmungen zusammengegangen sind. Diese Einheit ist hiermit die absolute und alle Wahrheit, die sich selbst denkende Idee, und zwar hier als denkende, als logische Idee.§ 237 Für sich ist die absolute Idee, weil kein Übergehen noch Voraussetzen und überhaupt keine Bestimmtheit, welche nicht flüssig und durchsichtig wöre, in ihr ist, die reine Form des Begriffs, die ihren Inhalt als sich selbst anschaut. Sie ist sich Inhalt, insofern sie das ideelle Unterscheiden ihrer selbst von sich und das eine der Unterschiedenen die Identitöt mit sich ist, in der aber die Totalitöt der Form als das System der Inhaltsbestimmungen enthalten ist. Dieser Inhalt ist das System des Logischen. Als Form bleibt hier der Idee nichts als die Methode dieses Inhalts, — das bestimmte Wissen von der Wöhrung ihrer Momente.[Íåìåöêàÿ êëàññè÷åñêàÿ ôèëîñîôèÿ: Enzyklopödie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, Ñ. 357 è äàëåå.Ôèëîñîôèÿ îò àíòè÷íîñòè äî ñîâðåìåííîñòè, Ñ. 35343 (ñð. Hegel-W Bd. 10, Ñ. 388 Ñëîâàðü)]

From:predat2006-11-03 10:50 am(Link)

Проблема в том, что понятие у Гегеля мыслит само себя, но это не только самосознание субъекта. Самосознание субъекта есть субъективная форма понятия. То есть мыслить себя не всегда обладать самосознанием.

From:khazarzar2006-11-03 11:39 am(Link)

У вас что, Абсолют — такой же субъект, как и мы?..В Абсолюте нет разделения на субъективное и не-субъективное. Абсолют мыслит себя, ибо Он есть всё.Гегель сам говорит, что он взял в основу учение Парменида о Абсолюте.(Parent) (Thread) (Развернуть)(без темы) — predat Развернуть(без темы) — khazarzar Развернуть(без темы) — darkhon Развернуть(без темы) — khazarzar Развернуть

From:predat2006-11-03 11:04 am(Link)

-По Гегелю, Я есть мыслящая душа. ** Я **1.' : внедрение души в свою телесность не является абсолютным, т.е. таким , которое полностью снимало бы различие души и тела. : Поскольку душа достигает чувства этой ограниченности своей силы, она рефлектирует в себя и выбрасывает из себя телесность как нечто ей чуждое. Через эту рефлексию в самое себя дух завершает свое освобождение от формы бытия, дает себе форму сущности и становится ' я '. Однако для действительности 'я ' требуется больше, чем только непосредственная, природная субъективность души, ибо 'я ' есть такое всеобщее, такое простое, которое в действительности существует только тогда, когда оно уже стало для-себя-бытием простого в простом, отношением всеобщего ко всеобщему. Само к себе относящееся всеобщее не существует нигде, кроме как в 'я '. Гегель ЭФН т.3 стр. 216-217Я то, что теряет форму Бытия (природного)Я пример сущности как таковой.Я есть единственная форма в которой всеобщее отнесено ко всеобщему.

From:khazarzar2006-11-03 02:28 pm(Link)

«Но об этой моей действительности, об этом моем мире я имею знание — поскольку я есть только чувствующая душа».Оговорился, надо _чувствующая_.Впрочем, мы зафиксировали, что Я человека не рассматриваем.

From:predat2006-11-03 12:10 pm(Link)

. «Подлинную сущность мира составляет в себе и для себя сущее понятие, и мир, таким образом сам есть идея.»

Можно, конечно, из этой даже цитаты вывести что у Гегеля мысль о мире и мир одно и тоже, но зачем тогда сущность. Ведь если есть сущность, то бытие нечто иное нежели она. Всё равно предполагается ещё что-то (материя, вещь в себе, инобытие, первотолчок).

Источник: https://philosophy-ru.livejournal.com/2820.html

Абсолютная идея

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (DIE ABSOLUTE IDEE):  Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество теоретической и

основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум, то есть смысл «творца всех вещей».

Источник: Тематический философский словарь

нем. die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля.

В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2) аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ей способности к самосозиданию и саморазвитию; 3) «самосознание»: абсолютная идея как сознающая себя «тотальность». В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.

Выступая как систематизированная тотальность, обладающая лишь «чистым» логическим бытием, абсолютная идея должна еще стать для-себя-сущей целостностью, осуществить себя в сфере природы и духа.

Диалектическая триада (логическая идея—природа—дух) предстает как внутренняя характеристика самой абсолютной идеи, которая «обретает» себя в противопоставлении себя «иному» и последующем «снятии» этого противопоставления в завершенном единстве с собою.

Логическая идея, природа и дух—ступени диалектического опосредования абсолютной идеи. Абсолютная идея у Гегеля—это закон бытия не только логического, но и реального, онтологический принцип действительности.

Быкова

Источник: Новая философская энциклопедия

понятие идеалистич. философии о сверхъестеств. и ничем не обусловленном духовном начале, доприродной сущности, «божественной» мысли, безличном разуме, порождающем реальный материальный мир – природу, человека, общество, а также человеч. мышление. Понятие «А. и.» содержится в ряде систем объективного идеализма, гл. обр. у Гегеля (Соч., т. 5, М., 1937, с. 636–45 и след.

; т. 6, 1939, с. 296–319; т. 1, 1929, с. 339–44). В совр. бурж. философии понятие «А. и.» выражает теологич. тенденции реакц. мысли – неогегельянства (Р. Кронер, От Канта до Гегеля – R. Kroner, Von Kant bis Hegel, Bd 1–2, 1921–24, и др.), абсолютного идеализма (Ф. Брэдли, Явление и действительность – F. Н. Bradley, Appearance and Reality, 1893). А. и. не имеет собств.

содержания, а представляет собой возведенное в абсолют, оторванное от человека и обожествленное человеч. мышление. Даже у Гегеля, давшего наиболее развернутое учение об А. и., она, по словам Энгельса, «абсолютная лишь постольку, поскольку он абсолютно ничего не способен сказать о ней» («Людвиг Фейербах…», 1955, с. 9). Понятие «А. и.» противоречит данным естеств.

и обществ. наук и отвергается диалектич. материализмом. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 146–47, 152–58, 209; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 79–87, 314–16; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 25–26, 38, 159–160, 174–80, 224; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 73–231. Б.

Раббот. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно). А. и. своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последоват.

движения от Абстрактно-общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием, причем каждая ступень процесса представляет собой полагание определенности, ее раскол на противоречащие смысловые полюса и «снятие» противоречия в общности более высокого типа. Первым этапом раскрытия А. и. является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности.

Разворачивая свое содержание от первой категории (бытие) до последней (А. и.), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т. е. живой истиной, осуществленной в системе несливающихся, но органически соединенных смыслов. А. и. как завершение логики — это единство идеи жизни (практич. идеи) и идеи познания (теоретнч. идеи), данное в форме понятия, постигающего себя.

Гегель считает, что в этом смысле А. и. тождественна аристотелевскому учению о нусе (уме), мыслящем самого себя. Второй этап самодвижения А. и.- природа, т. е. «отпустившая» себя в инобытие, растворившаяся в чужом А. и. Раскрывая содержание в «ином», к-рое положено ею самой, А. и. по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой.

Дух — третья и последняя стадия раскрытия А. и.- проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончат, соединение единичного со всеобщим и воплощая полноту А. и.

Источник: Советский философский словарь

основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А.И. — это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития.

Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному. Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, т.е.

обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется переход к более высоким ступеням развития. На первом этапе А.И. предстает в виде логической А.И., как «идеи-в-себе», лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А.И.

— это природа, или идея в ее «инобытии», «самоотпустившая» себя в чужое, положенное, правда, ею же самой, чтобы затем «извести из себя это иное» и снова «втянуть его в себя», став субъективностью, духом. Познав себя в форме природы и найдя себя в ней в форме человеческого сознания, А.И. вновь приходит к себе, чтобы стать тем, что она есть. Т.о.

, она превращается в абсолютный дух, «идею-в-себе-и-для-себя» — завершающее звено, реализующее саморазвитие А.И., выступающей на этом этапе предметом гегелевской философии духа. Соблюдая не только букву, но и дух гегелевского учения, следует заметить, что А.И., по Гегелю, не существует оторванно от природы и конечного духа, до них или раньше их.

Строго говоря, абсолютное не есть первоначально, или прежде, только логическая идея, потом — природа и, наконец, познавший самое себя дух; здесь нет места чисто временному прохождению абсолютным одной ступени за другой.

Сам Гегель полагал, в частности, что абсолютное одновременно существует в различных формах, ни одна из которых не выражает всю его суть целиком, являясь лишь отдельными моментами, сторонами последнего. Рассматриваемый Гегелем в заключительной части его системы абсолютный дух представляет собой поэтому единство всех своих моментов.

В этом смысле взятые отдельно в их самостоятельности, эти моменты есть лишь абстракции, являющие собой историю абсолютного в одном из его измерений. Было бы точнее, т.о., говорить не о «переходе» абсолютной логической идеи к природе, а от нее к духу (это, по Гегелю, мнимый переход), а лишь о переходе логики к философии природы и философии духа.

Источник: История Философии: Энциклопедия

основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А.И. — это еще и предмет всей системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития.

Самораскрытие ее содержания проходит в виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному. Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую и соединяющую, т.е.

обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется переход к более высоким ступеням развития. На первом этапе А.И. предстает в виде логической А.И., как «идеи-в-себе», лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А.И.

— это природа, или идея в ее «инобытии», «самоотпустившая» себя в чужое, положенное, правда, ею же самой, чтобы затем «извести из себя это иное» и снова «втянуть его в себя», став субъективностью, духом. Познав себя в форме природы и найдя себя в ней в форме человеческого сознания, А.И. вновь приходит к себе, чтобы стать тем, что она есть. Т.о.

она превращается в абсолютный дух, «идею-в-себе-и-для-себя» — завершающее звено, реализующее саморазвитие А.И., выступающей на этом этапе предметом гегелевской философии духа. Соблюдая не только букву, но и дух гегелевского учения, следует заметить, что А.И., абсолютное не существует оторвано от природы и конечного духа, до них или раньше их.

Строго говоря, абсолютное не есть первоначально, или прежде, только логическая идея, потом — природа и, наконец, познавший самое себя дух; здесь нет места чисто временному прохождению абсолютным одной ступени за другой.

Сам Гегель полагал, в частности, что абсолютное одновременно существует в различных формах, ни одна из которых не выражает всю его суть целиком, являясь лишь отдельными моментами, сторонами последнего. Рассматриваемый Гегелем в заключительной части его системы абсолютный дух представляет собой поэтому единство всех своих моментов.

В этом смысле взятые отдельно в их самостоятельности, эти моменты есть лишь абстракции, являющие собой историю абсолютного в одном из его измерений. Было бы точнее, т.о. говорить не о «переходе» абсолютной логической идеи к природе, а от нее к духу (это, по Гегелю, мнимый переход), а лишь о переходе логики к философии природы и философии духа.

Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

Источник: https://terme.ru/termin/absolyutnaja-ideja.html

10. Немецкая философия. — Преподаватель Александр Юрьевич Мамкин

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (DIE ABSOLUTE IDEE):  Абсолютная идея есть, как оказалось, тождество теоретической и

Получила широкое распространение в Германии под влиянием идей эпохиПросвещения XVIII века (особенно французского), открытий в области естественныхнаук, общественно-политических и экономических процессов, протекавших как вГермании, так и на европейском континенте. Наиболее яркими представителяминемецкой классической философии являются:

— Иммануил Кант (1724-1804)

— Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

— Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854)

— Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831)

— Людвиг Фейербах (1804-1872)

Среди проблем, которые были объектами их пристального внимания, выделяют:

1.                 Гносеологию (проблемы познания). Все они придавалибольшое значение рациональному познанию.

Только Гегель абсолютизировал рольразума, а Кант, Фейербах и другие предпочтение отдавали опыту и ощущениям.

Вотношении к цели познания  они находилисьна идеалистических позициях, указывая, например, в качестве таковой: достижениеАбсолютного (И.Кант); достижение Абсолютной идеи (Г.Гегель).

2.                 Диалектику (проблемы развития в природе, обществе ив мышлении). Понимание необходимости разностороннего подхода к ним в силу ихмногообразия, противоречивости привело к новому этапу в понимании диалектикикак универсальной теории развития. Наибольший вклад в этом направлении сделалГ.Гегель, открывший законы диалектики.

3.                 Проблему свободы. Философы рассуждали вокруг границпроявления свободы личности, соотношения свободы и необходимости.

4.                 Проблему морали. Осмысление их принципов, например, Л.Фейербахупозволило высказать предположение о путях достижения каждым человеком своегосчастья.

5.                 Отношение к религии. В основной массеведущие представители немецкой классической философии находились под влияниемхристианских традиций, связывая их с представлениями о Боге как источнике всегосущего (Фихте) или как об одной из основополагающих идей, лежащих в основеАбсолютной идеи (Кант).

Это обстоятельство подтверждает идеалистическуюнаправленность классической немецкой философии. Особое место занимал в отношениирелигии Л.

Фейербах, выступавший с позиций ее активной критики, считал Богаабстракцией, существующей лишь в головах людей; но в то же время агитировал за новую религию как средствоформирования человеческой морали.

2.                 Иммануил Кант (1724-1804)

Кант является основоположником немецкой классической философии. К наиболеевыдающимся достижениям его научного творчества относят исследование процессапознания, которое, по его мнению, должно предшествовать решению проблем бытия,морали, религии.

Предметом философии он делает ни бытие в целом, ни объекты познания, апознающего субъекта. В субъекте он различает два уровня: эмпирический (опытный)и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К первому уровню онотносит природу, ко второму — человека.

Философ считает, что человек познаетлишь явление, а сущность (вещь в себе) для него непознаваема.Все, что находится за пределами опыта (умопостигаемый мир),  может быть достигнуто только с помощьюразума. Разум оперирует идеями, т.е. представлениями о цели, к которойстремится наше познание.

Стремясь к абсолютному знанию, разум выходит запределы опыта, но средства разума – понятия и категории – действуют только впределах опыта. Поэтому разум (рассудок) впадает в иллюзии, запутывается впротиворечиях. Это теоретический разум.

А практический разум, движущей силойкоторого является не мышление, а воля руководит поступками человека.

В качестве условий (процесса) познания он выделял опыт, человеческуючувственность и рассудок (разум). Целью познания Кант называл стремление кобретению Абсолютного знания – разум в виде целого ряда идей.

Кант противопоставляет субъекту (человеку) объект(внешний мир). Таким образом, Кант провел разделение на мир природы и мир человека, вкоторых действуют свои возможности и законы.

3.                 Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) и Фридрих ВильгельмЙозеф Шеллинг (1775-1854)

 Немецкая философия после Кантаразрабатывалась И. Г. Фихте (1762—1814) и Ф. Шеллингом (1775—1854).

Они стреми­лись преодолеть кантовское противопоставление явленийи вещей, обосновав это в определенном едином принципе — в абсолютном»Я» у Фихте и в абсолютном тождестве бытия и мышления уШеллинга.

Кроме того, Шеллинг провел тонкий анализ категорийдиалектики, в частности свободы и необхо­димости, тождества единого и многого идр., послужив пред­течей гегелевской диалектики. Натурфилософские идеи Шел­лингаоказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскуюфилософию.

4.                 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831)

В основе философской системы Гегеля лежит учение о тождестве субъектаи объекта, мышления и бытия, в отличие от Канта.

Гегель считает, чтоблагодаря своему мышлению человек определяет тождественность (одинаковость,общность) субъекта и объекта. Эту общность Гегель называет «идеей»(как Платон) — разум, субстанция, сущность и первооснова всех вещей.

По Гегелю,философия – это постижение мира в идеях. Идеи существуют в мире, а согласноКанту, идеи существуют в сознании.

В определении метода познания Гегель был диалектиком. В диалектике Гегелялежит утверждение, что процесс всякого развития протекал по схеме: утверждениеили полагание (тезис) – отрицание этого утверждения (антитезис)– отрицание отрицания или снятие противоположностей (синтез).

 Аристотель в античностисформировал законы формальной логики, где логические противоречия– это заблуждения.

Гегель сформировал законы диалектическойлогики, где логика – это переход от одних противоречий к другим. Болееправ оказался Аристотель, правильная логика должна избегать противоречий.

НоГегель был прав в том, что в жизни человека проблемы не заканчиваютсяокончательным решением.

Объективный идеализм Гегеля заключался в утверждении, что источник всякогоразвития в природе, обществе, человеческом мышлении заключен в саморазвитиипонятия, а значит, имеет логическое духовное происхождение.

Законы диалектики Гегеля:
Закон единства и борьбы противоположностей. Заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма и лето, горячее и холодное и т.д.).Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

 Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных ха-рактеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметра предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не может меняться бесконечно.

Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений):

Закон отрицания.

 Заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само

Сущность философии Гегеля заключается в том, что логика, и диалектика, лежат в основе его метода и философской системы.

1.                 Явилась преемницей многих философских традиций, начиная с античности

2.                 Впитала в себя достижения научной мысли Нового времени

3.                 Оказала сильное воздействие на развитие философской мысли следующихстолетий, послужив методологической основой таких ее школ, как марксизм,неокантианство, неогегельянство и т.д. 

https://infourok.ru/kurs_lekciy__po_discipline__osnovy_filosofii-460761.htm

Вопросы и задания 

1. Составьте три своих вопроса и (ответа на них) по изученной теме 
2. Выпишите встреченные термины и выпишите из словаря их определение

3. Объясните значение следующих терминов: «вещь-в-себе», диалектика, идеализм, тезис, антитезис, синтез

4. Объясните, какое влияние оказала на развитие европейской мысли немецкая философия

5. Перечислите основные законы диалектики

6. Приведите из жизни, литературы или истории примеры проявления законов диалектики.

*Почему Кант разделял «Вещи-для-нас» и «Ввещи-в-себе»?
*Что, на ваш взгляд, объединяет немецких классических философов?
* Как вы считаете, что можно назвать главным вкладом немецкой философии в развитие европейской философии?

Дополнительный материал

Афоризмы Иммануил Кант 1724-1804 немецкий философ

Карточки философов

 Иммануил Кант ( 1724, Кёнигсберг, Пруссия- 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Под попечением доктора теологии Ф. А.

Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на десять лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка).

Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

 

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента — на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кант,_Иммануил

 Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 — 1872) — немецкий философ-материалист, атеист, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон Фейербаха. В период его академической деятельности лекции Фейербаха слушал студент Карл Маркс, в самый поздний период жизни Фейербах сам встал на сторону марксизма. Историками философии иногда называется «оптимистичным аналогом» Фридриха Ницше. Изучал богословие в Хайдельберге у гегельянца Карла Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушал самого Гегеля в Берлине. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. С 1828 года читал лекции в Эрлангене; с 1836 года жил около Байройта, потом в Нюрнберге на горе Рехенберг.Умер в бедности. Похоронен в Нюрнберге. В настоящее время на месте его жилища разбит парк Рехенберг, установлена массивная глыба в его честь, а также распланирована «Философская тропа» с таблицами, содержащими некоторые из его сентенций. Первым значительным произведением Фейербаха была «История новой философии от Бэкона до Спинозы» (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Фейербаха — вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть — характеристика философии Пьера Бейля (1838). В первых двух исследованиях Фейербах придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им, как и в раннем его анонимном произведении «Мысли о смерти и бессмертии» (1830).

Википедия

 Фридрих Э́нгельс (1820 —1895) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг и единомышленник Карла Маркса и соавтор его трудов.В 1848 году он совместно с Карлом Марксом написал «Манифест коммунистической партии». Помимо этой работы, он сам и в соавторстве (в основном с Марксом) написал ряд других трудов, а позже финансово поддерживал Маркса, пока тот вёл исследования и писал «Капитал». После смерти Маркса Энгельс редактировал второй и третий тома. Кроме того, Энгельс организовал заметки Маркса по теориям прибавочной стоимости, которые в 1905 году издал Карл Каутский как «четвёртый том» «Капитала». Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) 28 ноября 1820 года в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс (1796—1860), был сторонником пиетизма.Мать Энгельса, Элизабет Энгельс, урождённая ван Хаар (1801-1878), вышла из среды интеллигенции. Это была женщина с чутким и добрым сердцем, живая, весёлая, с сильно развитым чувством юмора и любовью к литературе и искусству. Большое влияние на Энгельса оказал и его дед по матери Герхард Бернхард ван Хаар, филолог, в своё время — ректор гимназии в Хамме. У Фридриха было восемь братьев и сестёр, из которых он более всего был привязан к сестре Марии.

Википедия

 Карл Теодор Ясперс ( 23 февраля 1883  — 26 февраля 1969) — немецкийфилософ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма.

 Википедия

 Рихард Авенариус (19 ноября 1843 — 18 августа 1896, Цюрих) — швейцарский философ, профессор философии в Цюрихе (с1877).

Основатель нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом описании эмпирически данного. Учение Авенариуса о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Объективной истине Авенариус противопоставляет биологическую ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Его целью была разработка философии как строгой науки подобно природоведческим дисциплинам.
Философия Авенариуса была подвергнута резкой критике Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Она (философия) оказала серьёзное влияние на физиков XX века, например, об этом свидетельствует Эрвин Шрёдингер.Википедия

Глоссарий

Диалектика(греч. dialegomai — веду беседу,рассуждаю)- 1. способность вести спор посредством вопросов и ответов. 2.

Учение онаиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которыхвидится в единстве и борьбе противоположностей. 3. Законы развития мирового Духа для Гегеля.

Стоики определяли диалектикукак «науку правильно беседовать мотносительно суждений в вопросах иответах» и как «науку об истинном, ложном и нейтральном», овечном становлении и о взаимном превращении элементов и т.п.

Самтермин «диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначенияплодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновенияпротивоборствующих мнений через вопросы и ответы.

http://samopoznanie.ru/schools/dialektika/

Мораль(от лат.

moralitas, moralis, mores —традиция, народный обычай, позднее — нрав, характер, нравы) — понятие,посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяютсяобычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности идолженствование, через которые человек проявляет себя как разумное,сознательное и свободное создание (существо). Как и понятие «этика», понятие«М». формулируется в филос. размышлении с целью обобщения тех сторончеловеческой жизни, которые обозначились понятиями «благо (добро) и зло»,«добродетель и порок», «справедливость и своенравность», «правильное инеправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения»,«достоинство» и т.д. В наиболее общем, но тем не менее специальном значениипредставления о М. формируются в процессе осмысления, во-первых, правильногоповедения, нравственности, должного характера («морального облика»), отличныхот тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых,условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным(внутренним) долженствованием, или пределов свободы в условиях из внезадаваемой организационной и (или) нормативной упорядоченности. Наряду с этим ив специальной обще философской литературе, и в публицистике, и в обычной речипод «М.» нередко понимается вообще любая принятая (где-либо) система норминдивидуального поведения.

Философскийэнциклопедический словарь

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/760/%D0%9C%D0%9E%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC

 Критическое мышление(англ. criticalthinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событийс формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованныеоценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты кситуациям и проблемам https://ru.wikipedia.org/wiki/Критическое_мышление

Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или длялюбой разновидности существующего); в структуре философского знания выступаетпредметом онтологии (см.

Онтология); в теории познания рассматривается какбазисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. http://www.e-reading.club/chapter.

php/149350/213/Gricanov_-_Noveiishiii_filosofskiii_slovar%27.html

Абсолютная идеямнем.die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля.

В содержании еговыделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютнаясубстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание; 2)аспект активности, деятельности как проявление имманентно присущей ейспособности к самосозиданию и саморазвитию; 3) «самосознание»: абсолютная идеякак сознающая себя «тотальность». В стремлении к полному самопознанию и самореализацииабсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего.

Выступаякак систематизированная тотальность, обладающая лишь «чистым» логическимбытием, абсолютная идея должна еще стать для-себя-сущей целостностью,осуществить себя в сфере природы и духа.

Диалектическая триада (логическаяидея—природа—дух) предстает как внутренняя характеристика самой абсолютнойидеи, которая «обретает» себя в противопоставлении себя «иному» и последующем«снятии» этого противопоставления в завершенном единстве с собою.

Логическаяидея, природа и дух—ступени диалектического опосредования абсолютной идеи.Абсолютная идея у Гегеля—это закон бытия не только логического, но и реального,онтологический принцип действительности.

 Философский энциклопедический словарь

http://terme.ru/termin/absolyutnaja-ideja.html

Поиск определений –СмолинА. Афанасьев Р.

Фильмотека. Этика Канта 


Немецкая классическая философия. Elena Pavlova Лекция по философии к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/2015mamkin/home/ogse-01-osnovy-filosofii/10

Scicenter1
Добавить комментарий