Акио Морита: Акио Морита, последние пять лет занимавший должность с необычным

Содержание
  1. Акио Морита (основатель SONY) — биография, книги и секреты успеха
  2. Биография Акио Морита
  3. Книги Акио Морита
  4. Книга «Сделано в Японии»
  5. Sony — История бизнеса Акио Морита
  6. Секреты успеха Акио Морита
  7. Семья и личная жизнь
  8. Отец-разрушитель
  9. Морита Акио
  10. Акио Морита и эпоха «Сони»
  11. Акио Морита
  12. История успеха Акио Морита, основателя Sony Corporation [биография, цитаты, высказывания, фото]
  13. Итак, с чего же все началась история пути Акио Морита, сооснователя «Sony Corporation»?
  14. Отец Акио, как никто другой, разбирался в долге перед семьей – именно ему пришлось бросить свою учебу в университете и спасать семейное предприятие
  15. И кто бы мог подумать, что именно Морита впоследствии пойдет против японских традиций и откажется от семейного бизнеса?
  16. Вскоре Акио приглашают на работу в «Компанию точных инструментов Японии», возглавлял которую Масару Ибука
  17. Таким образом, 25-летний Акио Морита совместно с 38-летним Масару Ибука основывают в 1946 году Sony, названную вначале «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией»
  18. «К успеху идут по нехоженым тропам», – это кредо сооснователь Sony Corporation на 100% воплотил в жизнь
  19. Акио Морита был по-настоящему влюблен в свою работу, и требовал от других такой же увлеченности
  20. Акио Морита – лучшие цитаты и высказывания

Акио Морита (основатель SONY) — биография, книги и секреты успеха

Акио Морита: Акио Морита, последние пять лет занимавший должность с необычным

В настоящее время Япония является одной из самых прогрессивных и развитых стран, а её компании, занимающиеся производством техники, широко известны во всем мире. Одной из таких корпораций является Sony, основанная более 70-лет назад японским инженером Акио Морита.

Его биография была насыщенна различными событиями, чему могут позавидовать большинство инженеров нашей планеты. Он добился больших достижений в области инженерии, физики, экономики, литературы и дипломатии.

Многие также могли читать книгу Акио Морита «Сделано в Японии«, которую скачать в формате PDF вы можете ниже.

Биография Акио Морита

Детство

Акио Морита (Akio Morita) родился 26 января 1921 года в японском городе Нагоя. Его семья ещё с 16-го века занималась производством сакэ под маркой «Ненохемацу», благодаря чему жила в достатке. Проведя свое детство в огромном доме, Акио получал всё, что хотел.

Будучи первым ребенком в семье, он должен был стать преемником семейного бизнеса. Но уже с юношеского возраста мальчик начал проявлять интерес к физике и техническим наукам, чем сильно расстраивал отца, однако последний всё равно всячески поддерживал сына в его увлечениях.

Образование и армия

После школы Морита поступил в Осакский Университет на специальность физика. Студент сразу зарекомендовал себя как способный ученик и никогда не жалел время на приобретение дополнительных знаний. Получив в 1944 году диплом о высшем образовании, будущий основатель Сони отправился на военную службу, где также преуспел и получил офицерское звание.

Бизнес

Во время службы Акио Морито познакомился с человеком, который сыграет ключевую роль в его судьбе — Масару Ибукой. Ибука был талантливым изобретателем, который во второй половине 40-х собирался открывать собственное предприятие по изобретению техники. Морито приглянулся инженеру, и он решил пригласить его на работу.

Молодой японец согласился, и они на пару с Ибукой основали фирму под названием Тоцуко, занимающуюся разработками в сфере телекоммуникации. Википедия указывает на более точное название — Tsushin Kogyo K.K. Офис был открыт в городе Йокосуко.

В первое время в компании работало два десятка человек, а общий бюджет на разработки составлял всего лишь 200 тысяч иен, что по нынешнему курсу составляет 109 тысяч рублей.

Несмотря на то, что Ибука больше разбирался в инженерии, Морито прекрасно придумывал новые идеи. Их тандем произвел на свет огромное количество инновационной техники, которая обеспечила процветание компании.

В 1957 году «Тоцуко» была переименована в Sony и продолжила деятельность под этим именем, выпуская передовую технику.

Компания очень быстро вышла на мировой рынок и стала одной из ведущих корпораций в своей области.

Посмотрите уникальные кадры из истории Сони и его создателя:

Книги Акио Морита

Японец всегда проявлял интерес к спорту, и очень любил играть в теннис. На протяжении своей жизни Акио Морита также занимался написанием книг. В его библиографии числится несколько работ:

  1. «Япония, которая может сказать нет»
  2. «Ничего не значащие школьные достижения»

Последняя книга является довольно популярной по всему миру и была издана во многих странах на различных языках.

До 1994 года Акио находился на посту руководителя Sony, однако в ноябре у него случилось кровоизлияние в мозг, и он оставил управление компанией.

В это же время японец получил медаль основателей, ежегодно выдаваемую человеку, который добился наибольших достижений в электронике.

Спустя три года Акио Морита заболел пневмонией и умер 3 октября 1999 года в возрасте 78 лет, оставив после себя огромную империю, которую возглавил Норио Ога.

Книга «Сделано в Японии»

В 90-е годы Морита написал и выпустил книгу «Сделано в Японии», которая сразу же завоевала всемирную популярность, была переведена на несколько языков и начала продаваться по всему миру.

Книга Сделано в Японии

Данную книгу можно расценивать не столько как литературное произведение, сколько как отчет Морита о том, какую работу за последние десятилетия проделали японские компании для того, чтобы страна стала одной из самых технологично развитых.

Акио застал времена, когда японские товары во всем мире по умолчанию воспринимались как дешевая, не особо качественная продукция.

Морита, который возглавлял Sony, и другие талантливые директора всемирно известных японских компаний за последние десятилетия сумели переломить ситуацию и изменить отношение стран к своей деятельности. Именно поэтому сейчас выражение «Made in Japan» вызывает доверие и служит показателем качества.

В начале книги Акио подробно описывает, как работает японский рынок технологий, приводит конкретные цифры и таблицы, отражающие деятельность различных компаний.

Также в книге «Сделано в Японии» автор рассуждает о конкуренции, которая царит в местной индустрии. Ознакомившись с книгой, у читателя не останется вопросов о том, как устроена экономика в данной стране.

Один из разделов посвящен устройству бизнеса в Японии. Морито подробно описывает процесс создания компаний в данной стране, как они функционируют, и какие тонкости нужно знать, чтобы избежать большинства проблем.

Причем Акио рассуждает как о деятельности маленьких фирм, так и больших корпораций, подробно описывая основные аспекты их деятельности.

Скачать книгу Акио Морита «Сделано в Японии» в формате PDF или читать онлайн

Не обделил японец и свое детище — Sony. Он рассказал, как появилась компания, кто стоял у её основания, а также как были придуманы и разработаны первые проекты, принесшие будущей корпорации всемирную известность.

На своем примере Акио Морита рассказывает о пути успешного бизнесмена. Начав с описания своего детства, он продолжает повествовать о своих студенческих годах, армии, после чего подробно излагает о последующем отрезке своей жизни, когда он начал заниматься инженерией и бизнесом, управляя компанией Sony.

Также очень большой раздел книги Морита посвятил своей семье, рассказав, какое влияние оказали на него родители. Ещё с детства отец пытался привить ему ответственность и навыки руководителя, что в последствии помогло ему управлять одной из крупнейших корпораций Японии. Мать научила его чтить традиции и быть хорошим человеком.

Книга «Сделано в Японии» оказала большое влияние на современных бизнесменов. Её по праву можно считать культурным наследием Акио Морита.

Sony — История бизнеса Акио Морита

Как уже говорилось выше, совместно с Масару Ибукой, Морита в 1946 году основал фирму «Тоцуко«, которая занималась разработкой техники. Спустя три года они разработали магнитную записываемую пленку. А в 1950 году «Тоцуко» начали производство и продажу магнитофонов, которые сразу же начали пользоваться популярностью. Через семь лет фирма начала изготавливать и карманные радио.

В 1958 году «Тоцуко» меняет название на Sony и продолжает расширять свою продукцию. В 60-ом году компания изобретает первый в мире телевизор на транзисторах. Это инновационное изобретение имело колоссальный успех и обеспечило появление акций компании на Нью-Йоркской Бирже.

В 60-е и 70-е компания постоянно совершенствовала и разрабатывала новые модели телевизоров и магнитофонов, работая над улучшением изображения и качества звука. Со временем Sony плотно обосновалась на мировом рынке техники и создала себе имидж компании, производящей качественную продукцию.

Однако Морита не собирался останавливаться на достигнутом, и в следующем десятилетии его компания начала сотрудничество с Philips, результатом которого стало инновационное изобретение — компакт-диск.

Полезные ссылки:

  • Миллиардер Джеффри Безос — биография, Amazon и личная жизнь
  • Билл Гейтс — состояние, история Microsoft, книги, кино и цитаты
  • Миллиардер Сэм Уолтон — Wal Mart, книга и правила успеха
  • Ларри Пейдж — биография , состояние, личная жизнь, цитаты
  • Сергей Брин — Биография, состояние, цитаты и личная жизнь

В середине 80-х Акио успешно провел презентацию разработанных ими видеокамер, для записи которых использовались 8-миллиметровые кассеты. С появлением дисков и данных видеокамер, компания Sony стала ведущим производителем техники на мировом рынке.

В 90-х всё большую популярность начинает набирать игровая индустрия. Морита решает попробовать свои силы и в этой сфере. В 1994 году Sony выпускает первую игровую консоль PlayStation, которая делает настоящий прорыв. Её игры были на голову выше в графическом и геймплейном плане, чем игры приставок других фирм.

В начале нового тысячелетия Sony уже выпускала различные модели радиотелефонов, ноутбуков, плееров Walkman, телевизоров и другой техники. Параллельно корпорация занималась поглощением различных компаний и открытием подразделений, занимающихся самыми разными сферами, начиная от инженерии и заканчивая страхованием.

Сейчас Sony является крупнейшей компанией, которая выпускает технику, пользующуюся огромным спросом во всем мире. Общее число сотрудников составляет примерно 125 тысяч, а годовой оборот — 35 миллиардов долларов.

Секреты успеха Акио Морита

Жизнь Акио Морита — это жизнь успешного бизнесмена, который четко знал, как достигать поставленных целей. Оценивая его деятельность, можно выделить несколько секретов его успеха:

  1. Морита никогда не боялся идти на конфликты с окружением и сопротивляться обстоятельствам, чтобы добиться нужного ему результата;
  2. Японец всегда старался пробовать свои силы в новой сфере, постоянно изобретая что-то новое;
  3. Акио вел дела компании так, чтобы никогда не тратить лишних денег, стараясь использовать капитал с максимальной пользой;
  4. Он всегда отдавался полностью работе, оттачивая все свои проекты до идеала, но при этом не забывал уделять внимание собственному умственному и физическому развитию;
  5. Умение разбираться в людях позволило японцу окружить себя коллегами, приносящими максимальную пользу.

Следуя этим принципам, Акио Морита смог воздвигнуть великую империю, которая даже после его смерти не сбавляет позиций и продолжает развиваться.

Семья и личная жизнь

Акио Морита с женой и детьми, 1963 год

Несмотря на то, что Акио Морита немалую часть времени уделял своей корпорации, он также был и хорошим семьянином. В 1951 году Морита женился на Ёсико Камеи. За время брака у супругов родилось два мальчика — Хидэо и Масао и одна девочка Наоко. Сыновья до сих пор работают в Sony и стараются развивать компанию.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter, и мы её обязательно исправим! Огромное Вам спасибо за помощь, это очень важно для нас и других читателей!

(2 5,00). Оцените пожалуйста, мы очень старались!
Загрузка…

Источник: https://FinFocus.today/akio-morita.html

Отец-разрушитель

Акио Морита: Акио Морита, последние пять лет занимавший должность с необычным

 Отец-разрушитель

       Акио Морита, последние пять лет занимавший должность с необычным названием «основатель компании Sony Corp.», скончался 3 октября в возрасте 78 лет. Выдающийся изобретатель, создатель одной из ведущих компаний бытовой радиоэлектроники, для многих японцев он до самой смерти оставался мальчишкой и выскочкой.

Человеком, который все делает не по-людски.

Выскочка        Итак, что же неправильного сделал Акио Морита в своей жизни? Ну, во-первых, триста лет представители рода Морита варили сакэ марки «Нэнохимацу», и Акио, по праву и обязанности старшего сына, должен был заниматься семейным делом. Не стал.

После атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки военнослужащий Морита, уезжая в командировку, известил начальство, что в случае окончания войны не намерен возвращаться в часть, чтобы исполнить последний приказ — коллективное самоубийство. Время показало, что он был прав, когда пошел наперекор традиции.

       За 54 года, прожитые «сверх положенного», Морита успел сделать немало. Например,— в чем он без ложной скромности признается в автобиографии,— заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до второй мировой знак «сделано в Японии» ассоциировался у потребителей лишь с плохим качеством). Создать с нуля крупнейшую корпорацию.

Изобрести ряд не известных до того товаров. Сблизить рынки Японии и Америки.        Японец по рождению и крови, в бизнесе Акио Морита больше походил на американца. У «старых японцев» после второй мировой войны было принято ругать США за «кока-кольную цивилизацию».

Японский бизнес надо было делать по-японски, в соответствии со старинными национальными традициями — такова была господствующая точка зрения.        Тем, что связано с электричеством, занимались старинные фирмы, принадлежащие к кланам-дзайбацу, например Hitachi, Toshiba (вышедшая из группы Mitsui), Mitsubishi Electric.

В XIX веке они торговали продуктами, галантереей, скобяными товарами, во второй половине ХХ-го перешли на всякую бытовую технику.        С их точки зрения даже основанные в 1912 году Sharp и в 1918 году Matsushita Electric были «молодыми». Что уж говорить про Sony, созданную в 1946 году?        

Выдумщик

       День рождения Sony (первоначально она называлась «Токио цусин кэнкусе» — Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций) — 7 мая 1946 года. Фирма с первоначальным капиталом, равным $500, была создана двумя бывшими военными инженерами — Акио Моритой и Масару Ибукой. Роли их разделились так: Морита занимается в первую очередь общим управлением, Ибука — технической стороной. Деловой тандем просуществовал около полувека.        Помещение фирмы — сгоревший в войну токийский универмаг «Сирокия». Штат — 20 человек. Профиль деятельности? Да не было никакого профиля. Морита и Ибука понимали, что надо производить и продавать какой-то товар, но никак не могли придумать, какой именно. Была идея торговать пирожками, но отцы-основатели решили, что пирожки любой сумеет испечь, а успех может принести только нечто оригинальное.        Так в единственном экземпляре был изготовлен прибор под названием электрорисоварка. Принцип ее работы был такой: на дно деревянного чана уложена электроспираль. Мокрый рис замыкает электрическую цепь, ток нагревает рис до готовности, рис подсыхает и цепь автоматически размыкается. Увы, на практике рис постоянно оказывался то недоваренным, то переваренным.        Пока шли эксперименты с рисоваркой и с электропечкой (еще одним прибором оригинальной конструкции для приготовления риса), кончился первоначальный капитал. А работникам надо было платить зарплату.        Наличные удалось достать, продавая на «черном рынке» электрогрелки. Принцип их действия был еще проще — спираль, обшитая тканью.        Затем фирма перешла к более сложным технологиям. Приставки к радиоприемнику, позволяющие принимать коротковолновые радиостанции, пользовались огромным спросом на «черном рынке». Собирать эти приборы приходилось в нелегких условиях — в здании, где была организована их сборка, протекала крыша. Паять радиодетали приходилось под зонтиком.        Первым крупным заказом стал микшерский пульт для радиостанции NHK. При доставке пульта заказчику Ибука увидел в одном из кабинетов здания NHK американский магнитофон Wilcox Gay, запись в котором производилась не на проволоку, а на магнитную ленту. Решено было сделать такой же. Ибука легко уговорил Мориту, но вопрос неожиданно уперся в третье по значению лицо в компании — главного бухгалтера.        Главный бухгалтер раньше работал на отца Мориты. В свое время друзья Акио уговаривали его отца отпустить сына из семейного бизнеса по производству сакэ в производство электробытовых товаров. Уговорили, и отец даже сделал сыну подарок — «отдал» своего главбуха. Этот самый бухгалтер, с одной стороны, был специалистом в своем деле, с другой — придерживался традиций и боялся всех технических новинок.        Проблему пришлось решать за столом переговоров, то есть в ресторане. Бухгалтера напоили, накормили и уговорили. И фирма взялась за создание катушечного магнитофона. Самая серьезная техническая проблема заключалась в изготовлении магнитной ленты. Первые образцы делались вручную: в поджаренный на сковородке оксид железа добавлялся лак, полученный состав наносился на нарезанную крафт-бумагу кисточками. Качество записи звука было отвратительным.        Первый нормальный катушечный магнитофон японского производства, получивший название G, был создан только в 1950 году. Долгое время Морита не мог продать ни одного экземпляра. «Игрушка» весом 35 кг стоила 170 тыс. иен. Средняя зарплата в Японии в то время была в 17 раз меньше.        После длительных безуспешных попыток найти хотя бы одного частного покупателя Морита сумел сбыть новый товар Верховному суду Японии, которому остро не хватало телеграфисток. Было продано 20 магнитофонов.        

Ловкач

       Кустарные рисоварки и жаренная на сковородке магнитофонная лента — это был начальный этап развития фирмы Мориты и Ибуки. Первым серьезным товаром стал транзистор. Как и во многих других случаях, идею сформулировал Акио Морита — миниатюрный радиоприемник, способный обеспечить хорошее качество звука и при этом помещающийся в нагрудный карман мужской рубашки.        В 1953 году у американской компании Western Electric был куплен за $25 тыс. патент на устройство под названием транзистор. Хозяева патента были очень рады, поскольку не представляли себе, где можно применять этот самый транзистор, и предлагали устанавливать его в слуховые аппараты.        Именно в своих еще не разработанных карманных радиоприемниках Морита и Ибука решили ставить транзистор. Позднее, с коммерческим успехом маленького радио, слово «транзистор» закрепилось за самим приемником.        Первый транзисторный приемник поступил в продажу в 1955 году. Он был очень большим и ни в какой карман не помещался. Через два года на рынок был выпущен приемник поменьше. «Это был самый маленький в мире приемник, но он был все же больше обычного кармана мужской рубашки,— вспоминал позднее Морита.— Мы заказали рубашки для наших коммивояжеров с несколько увеличенными карманами, достаточно большими, чтобы опустить туда приемник».        Пока размеры приемника подгонялись под размер карманов, фирма Мориты и Ибуки сменила название. После долгого изучения словарей Акио Морита обнаружил латинское слово «сонус» — «звук». Одновременно оно напоминало английское сленговое sonny (паренек, сынок). Вот только на родном японском «сон-ни» означало «потерять деньги», а потому для названия никак не годилось. Выкинув одно «n», Морита получил «сони» (sony). Слово звучало красиво, ничего не значило и так и осталось в названии фирмы.        Впоследствии Британское Королевское общество искусств отметило вклад Акио Морита в развитие английского языка — за слова sony и walkman. Правда, слово walkman изобрел не Морита. Он придумал лишь сам портативный плейер. Но это уже другая история.        

Счастливчик

       Существует несколько легенд о том, как в голову Акиа Мориты пришла идея портативного магнитофона с наушниками. Но достоверно известно лишь то, что в компании Sony эта идея долго никому не нравилась. Отдел сбыта пытался убедить шефа, что подобный товар не купит никто. Шеф взял всю ответственность на себя. Правда, когда нужно было дать рекламным агентствам название модели, Мориты в офисе не случилось. Кто-то из его подчиненных, явно испытывавший проблемы с английским, предложил слово walkman (в буквальном переводе с английского — «гуляй-человек»).        Вернувшись, Морита приказал поменять название. Но было поздно — реклама запущена, магнитофоны с надписью Walkman изготовлены. С первого же дня (то есть с лета 1979 года) товар стал пользоваться бешеным успехом.        Странное словечко настолько прижилось, что, когда была выпущена партия плейеров с грамотным названием Roundabout, покупатели в США и Великобритании не хотели их приобретать и требовали в магазинах Walkman.        В список товаров, впервые выпущенных именно компанией Sony, можно включить также первый бытовой видеомагнитофон и первый компакт-диск (разработан совместно с Philips).        

Патриарх

       Про некоторых людей принято говорить, что с их смертью кончается эпоха. Акио Морита вполне заслуживает подобного высказывания.        Несмотря на громкую должность «основателя», с 1994 года Морита и Sony Corp. фактически существовали самостоятельно. Трудно отрицать огромные заслуги Мориты в судьбе Sony Corp., но транзисторы и плейеры, видеомагнитофоны и компакт-диски — давно уже не высокотехнологичный товар, а самый что ни на есть обычный.        Перемены в секторе бытовой радиоэлектроники последних лет настолько значительны, что в них легче ориентироваться бизнесменам новой формации. Цифровые способы обработки информации, мультимедиа, всепроникающая компьютеризация, конвергенция между компьютерным бизнесом и торговлей бытовой радиоэлектроникой — все это приметы нового времени. И уже от другого поколения инженеров и менеджеров зависит, чью судьбу повторит вышедшая на рынок очередная новинка — рисоварки или плейера Walkman.        

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ, ИГОРЬ ПИЧУГИН

       

———————————————————

       СПЕРВА МОРИТА СОБИРАЛСЯ ТОРГОВАТЬ ПИРОЖКАМИ, НО ПОТОМ РЕШИЛ, ЧТО УСПЕХ МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ТОЛЬКО НЕЧТО ОРИГИНАЛЬНОЕ        В КОМПАНИИ SONY ИДЕЯ ПОРТАТИВНОГО МАГНИТОФОНА С НАУШНИКАМИ ДОЛГО НИКОМУ НЕ НРАВИЛАСЬ. ОТДЕЛ СБЫТА ПЫТАЛСЯ УБЕДИТЬ МОРИТУ, ЧТО ПОДОБНЫЙ ТОВАР НИКТО НЕ КУПИТ. И ОШИБСЯ

———————————————————

       

Корпоративный дух

       

Страна заходящего солнца

       В сущности, современные японские корпорации вроде Sony начали формироваться более ста лет назад, в «эпоху Мэйдзи» (1869-1912 гг.). Власть в стране захватила группа молодых самураев, которые сформировали олигархию. Они и назначили себя руководителями первых крупных промышленных предприятий (как тогда говорили, владелец японской фирмы является «самураем по происхождению и бизнесменом по призванию»). Уже тогда Япония начала бить рекорды по темпам экономического роста. Секрет был прост: промышленные предприятия могли привлекать из деревень сколько угодно рабочей силы. Дисциплинированные крестьяне на всю жизнь становились работниками корпорации, исполняли ее гимн, самоотверженно трудились и не требовали высокой зарплаты (потому что в корпорации все равно получали раза в три больше, чем могли бы заработать где-нибудь еще).        До 70-х годов нашего века ничего не менялось. Правительство ставило перед корпорациями задачи по завоеванию западных рынков и наращиванию производства — и те их успешно выполняли. И хотя руководителями корпораций уже были не обязательно самураи, работники продолжали свято выполнять их указания, работая без выходных и благословляя судьбу.        Однако в последние 20 лет японские промышленные гиганты начали испытывать все большие трудности. Деревень в Японии почти не осталось. Новую дисциплинированную и неприхотливую рабочую силу взять неоткуда. Стала рушиться система «пожизненного найма», при которой работники чрезвычайно редко по доброй воле уходили из фирмы (а фирма увольняла их еще реже), зная наперед, какую зарплату они будут получать через 20 лет. Владельцы фирм просто не могут сегодня платить большие деньги старым работникам исключительно за стаж, потому что нет прежнего притока молодых, готовых брать на себя всю работу в фирме практически бесплатно. Японцы почувствовали вкус к высокому уровню потребления и предпочитают работать в небольших фирмах, занимающихся финансовыми услугами,— а не петь гимн Sony. Один из недавних опросов выпускников университетов США и Японии показал, что молодые американцы ставят на первое место такие ценности, как «патриотизм» и «трудолюбие», а японцы — «личное процветание».        В общем, престарелые руководители японских промышленных гигантов сейчас уходят из жизни вместе со своими корпорациями. В последний раз проявляя корпоративный дух        

Подписи

       Акио Морита. Основатель компании Sony. Он убедил весь мир в том, что японское значит отличное        В бытовую радиотехнику Морита привнес типичную для Японии любовь к миниатюрному. Его фирма выпускала то самые маленькие радиоприемники, то самые маленькие магнитофоны. То — самые маленькие цветные телевизоры        Первый транзисторный радиоприемник Sony легко умещался в нагрудный карман мужской рубашки (правда, если это была рубашка с большими карманами, специально изготовленная для коммивояжеров фирмы)        Первый японский катушечный магнитофон G весил 35 кг, а цена его была равна 17 средним зарплатам        Первый плейер Walkman — модель TPS-L2. В июне 1999 года ему исполнилось 20 лет

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/23445

Морита Акио

Акио Морита: Акио Морита, последние пять лет занимавший должность с необычным

Акио Морита до самой смерти оставался мальчишкой, выскочкой и нарушителем корпоративных традиций 

Акио Морита, последние пять лет перед смертью занимавший должность с необычным названием «основатель компании Sony Corp.», скончался 3 октября 1999 года в возрасте 78 лет. Выдающийся изобретатель, создатель одной из ведущих компаний бытовой радиоэлектроники, для многих японцев он до самой смерти оставался мальчишкой, выскочкой и нарушителем корпоративных традиций.

Морита успел сделать немало. Например,- в чем он без ложной скромности признается в автобиографии,- заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до второй мировой знак «сделано в Японии» ассоциировался у потребителей лишь с плохим качеством). Создать с нуля крупнейшую корпорацию. Изобрести ряд неизвестных до того товаров. Сблизить рынки Японии и Америки.

Японец по рождению и крови, в бизнесе Акио Морита больше походил на американца. Человек недюжинной энергии, Морита умудрялся совмещать работу на руководящей должности в одном из флагманов японской индустрии с активной жизнью.

В 40 лет он начал заниматься гольфом, в 50 — теннисом, в 60 — водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. Своим вниманием он не обошел и политику.

В соавторстве с нынешним губернатором Токио Синтаро Исихарой Морита написал книгу «Япония, могущая сказать «нет», которая стала поводом для крупного скандала между официальными Токио и Вашингтоном. В этой книге Морита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х «склонной к расслабленности и злоупотреблениям».

В Японии Морита считался бунтарем. Он, как и Соичиро Хонда, нарушал устоявшиеся веками традиции. Но тем не менее Морита — яркий пример именно восточного бизнесмена.

Японцы очень терпеливо относятся к потерям в начале деятельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды.

Одна из аксиом Мориты гласила: «Доля рынка важнее, чем немедленная прибыль… Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция является ключевым фактором развития промышленности и технологии».

Про некоторых людей принято говорить, что с их смертью кончается эпоха. Акио Морита вполне заслуживает подобного высказывания.

Sony не только находилась среди тех, кто создавал новую японскую экономику. Она сама была ее порождением. В отличие от многих других компаний, начавших быстро завоевывать европейский и американский рынки, она не имела довоенной истории, не уходила корнями в традиционный японский бизнес.

Sony использовала уникальные возможности, открывшиеся для Японии в 50-60-х гг., но в то же время сама широко заимствовала экономическую культуру Америки и Европы. Возможно, именно поэтому она уверенно проходила через все кризисы второй половины ХХ века и даже признавалась в США самой уважаемой компанией среди всех представителей национального и зарубежного бизнеса.

Акио Морита и эпоха «Сони»

Акио Морита родился 26 января 1921 года в Нагое, в семье почтенных винокуров. Его предки зарабатывали на жизнь тем, что делали сакэ — рисовую водку; поэтому и родители Акио Мориты рассчитывали со временем передать ему семейное дело.

Акио был старшим сыном, а в тогдашней Японии почти все дети торговцев и предпринимателей шли по стопам отцов. Однако Акио не желал изучать древнее мастерство и варить сакэ, как это делали все его родственники до пятнадцатого колена включительно. На дворе был XX век, и мальчика интересовали математика и физика.

Как ни странно, отец одобрил решение сына и разрешил ему следовать своим путем.

Окончив школу, Акио поступил на физико-технический факультет Императорского университета в Осаке. Молодого физика отличали острый ум, живое воображение и легкость в общении. В 1944 году Акио Морита получил диплом.

Затем его призвали на военную службу — он попал в морскую пехоту и даже получил офицерское звание. А через несколько месяцев ему пришло приглашение на работу в городок Йокосуко, в авиационные исследовательские лаборатории «Компании точных инструментов Японии».

Директор компании Масару Ибука был весьма заинтересован в талантливых молодых ученых и, просматривая списки выпускников Университета, обратил внимание на Акио Мориту.

Сотрудничество с Моритой оказалось для него очень плодотворным: молодой физик уступал Ибуке в опытности, зато был щедр на идеи. Дела «Компании точных инструментов»  шли в гору.

Между тем Страна восходящего солнца проигрывала в войне. Позже Морита так напишет об этом в своей автобиографии: «В Токио функционировала лишь десятая часть всех дорог. Только 60 автобусов и несколько автомобилей и грузовиков оставались на ходу. Большинство из них пришлось перевести на другое топливо — дрова и древесный уголь, потому что бензин давным-давно кончился.

В городе свирепствовали болезни; количество больных туберкулезом среди населения достигло 22%. В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих препаратов. Полки магазинов были пусты, в продаже оставались только совершенно ненужные вещи, вроде смычков для скрипок или теннисных ракеток».

Американские «летающие крепости» B-29 сбрасывали на Токио зажигательные бомбы. Во время одного из авианалетов сгорел целый район города — Дзи-югаока. 2 сентября 1945 года на борту авианосца «Миссури» был подписан договор о безоговорочной капитуляции Японии. В Токио вошли американские оккупационные войска.

Оборонные заводы были закрыты, многие компании, сотрудничавшие с правительством, разорились. Предприятие Масару Ибуки постигла та же участь. Все его сотрудники оказались на улице.

Акио Морита некоторое время зарабатывал на жизнь тем, что читал лекции в Токийском технологическом институте, но вскоре оккупационное правительство запретило бывшим офицерам преподавать в государственных учебных заведениях, и Морита был вынужден уволиться. Ибука устроился в маленькую мастерскую по ремонту электрооборудования.

Собственно история корпорации Sony началась 7 мая 1946 года в Токио, на втором этаже полуразрушенного в ходе бомбардировки магазина готовой одежды. Однажды Масару Ибука и Акио Морита встретились на улице. Денег у Мориты не было, но было присутствие духа. Бывшие коллеги решили начать все сначала и основать собственное дело.

Они скинулись (причем Морите пришлось занять часть денег у своего отца, который по прежнему успешно торговал сакэ — во время войны сакэ выдавали только по специальным карточкам людям, уходившим на фронт) и открыли фирму с уставным капиталом в 84500 йен (375 долларов по тогдашнему курсу).

В компании, которая получила гордое название «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» («Токийская телекоммуникационная инженерная компания»), работало всего-навсего 20 человек — инженеры, работавшие некогда в «Компании точных инструментов».

Поначалу красивое название было всего лишь вывеской — о высоких технологиях и телекоммуникационных системах в «Токио Цусин Когио» и речи не было: бывшие оборонщики производили жаровни для риса, вольтметры и электрогрелки. В 1949 году Ибука запатентовал магнитную ленту для записи звука.

Для ее изготовления использовали… ватман, который нарезали узкими длинными полосами и вручную покрывали особым составом. Затем компания выпустила магнитофон G-Type — громоздкое и несовершенное творение, которое, тем не менее, послужило прообразом всех современных стереосистем.

Успех пришел, когда Ибука и Морита купили у американской компании Western Electric лицензию на производство транзисторов. В мае 1954 года фирма выпустила первый японский транзистор, а чуть позже Ибука и Морита изобрели первый портативный радиоприемник TR-2 (TR-1 назывался малопопулярный американский транзисторный радиоприемник).

Так в активе компании появилась собственная торговая марка. В то время как американцы рассматривали возможность применения транзисторов в военной промышленности, Ибука конструировал невинное бытовое радио.

В 1971 году в интервью американскому еженедельнику Time, Акио Морита заметил: «Я знал тогда — мы сумеем прорваться на рынок США, но для этого нам придется сделать что-то такое, чего еще никто не делал».

Транзисторные радиоприемники пользовались необыкновенным спросом, и Ибука разработал еще две новинки с применением транзистора — телевизор с 8-дюймовым экраном и бытовой видеомагнитофон.

В 1956 году Акио Морита пригласил в «Токио Цусин Когио» Рэйону (Лео) Эсаки, выпускника физико-математического факультета Университета Васеда.

Эсаки, будущий лауреат Нобелевской премии в области физики, изучал квантовые свойства материи и изобрел так называемый «диод Эсаки». Едва познакомившись с юношей, Морита понял: перед ним — один из самых интересных и нестандартно мыслящих людей, которых он встречал.

Морита не ошибся. Сейчас Рэйона Эсаки входит в число крупнейших ученых-физиков мира. Приход такого специалиста дал компании возможность обогнать всех своих конкурентов. Компания выходила на американский рынок.

https://www.youtube.com/watch?v=73iJ5z04P04

В 1958 году «Токио Цусин Когио Кабусики Кайса» сменила название на Sony. Морита давно говорил: чтобы утвердиться на мировом рынке, нужно другое название — простое, короткое, легкое для произношения, запоминающееся.

А вместо иероглифов можно использовать интернациональную латиницу. В каком-то словаре Ибука и Морита нашли латинское слово «sonus» — «звук». Слегка модернизировав его, они придумали компании новое название – Sony.

В 1963 году Sony представила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Она оказалась первой японской компанией, попавшей в списки NYSE. Чтобы добиться более прочного положения на американском рынке, Акио Морита переехал в Соединенные Штаты и вскоре перевез туда всю свою семью.

Обосновавшись в Нью-Йорке на фешенебельной Пятой Авеню, Морита временно стал американцем. Таким образом он стремился понять специфику американского бизнеса, особенности рынка, традиции и характер американцев. Общительный и остроумный японец легко завязал знакомства в деловых кругах Нью-Йорка.

Он понял, чего не хватает его компании — открытости. Традиционная замкнутость, непроницаемость японской культуры снижала эффективность его управленческих решений.

Новый взгляд на западный бизнес, взгляд изнутри, позволил Морите соединить в своей политике опыт Востока и Запада, японскую вдумчивость, централизованность и европейскую открытость.

В 1968 году в лабораториях Sony был сделан первый цветной телевизор Trinitron, затем открылись торговые представительства и предприятия в США, Великобритании, Германии. Строились фабрики и заводы — в Сан-Диего, Бридженде, росло количество служащих и сотрудников (сейчас на предприятиях Sony трудится 173 тысячи человек).

Морита был настоящим трудоголиком и требовал такой же самоотдачи от своих сотрудников.

При этом круг его интересов не ограничивался делами корпорации: Морита любил живопись и музыку, особенно Бетховена, занимался спортом и внимательно следил за успехами знаменитых теннисистов.

А еще Морита писал книжки, из которых самой популярной стала его автобиография «Сделано в Японии: Акио Морита и Sony» (New York, 1988).

В начале 1960-х, с появлением рок-н-ролла, молодежь стала больше слушать музыку. И хотя отдел новых технологий принципиально не хотел выпускать магнитофон без записывающей функции, Морита настоял на своем. Так появился портативный плейер Walkman, бестселлер конца 1970-х.

Сочетание Sony Walkman показалось менеджерам не очень удачным, и они придумали несколько вариантов названия для Европы и Америки: Freestyle для шведов, Stowaway для Великобритании и Soundabout для Соединенных Штатов. Однако уровень продаж сразу упал — торговая марка перестала узнаваться, и Морита опять унифицировал название.

Правильность его решения была сразу подтверждена новым ростом прибыли.

В 1982 году Sony Corporation выпустила на рынок первый компакт-диск. В конце 1980-х Sony вошла в мир шоу-бизнеса и киноиндустрии: в январе 1988 года корпорация приобрела студию звукозаписи CBS Records Inc., позже преобразованную в Sony Music Entertainment. Позже купила киностудию Columbia Pictures, одну из самых крупных киностудий Америки.

Акио Морита был деловым человеком, гениальным менеджером. Он занимался продвижением новых изобретений на рынке. Ему было уже за тридцать, когда он начал учить английский, и вскоре он уже мог свободно вести переговоры с западными партнерами.

Недавний физик-теоретик, Морита разбирался в бизнесе не хуже дипломированных специалистов по менеджменту и маркетингу, демонстрируя деловую хватку и природное чутье. Людей, подобных Акио Морите, на Западе называют «visionary».

У этого слова много значений, среди которых «мечтатель, фантазер, мистик, провидец».

В истории компании было немало случаев, нередко почти анекдотических, когда Морита благодаря интуиции и здравому смыслу находил выход из, казалось бы, совершенно безвыходных положений и сполна использовал неожиданно открывавшиеся возможности.

Среди прочих принципов Акио Мориты был и такой: «Прежде всего мы стремимся создать достойные условия работы талантливым специалистам, которые хотят выполнить свой долг перед обществом.

Если нам удастся объединить наших сотрудников в единое целое, то все вместе мы добьемся блестящих результатов, несмотря на несовершенство технических средств и нехватку рабочей силы».

Очевидно, что это удалось.

Практически с самого начала своего существования корпоративная политика Sony удачно сочетала чисто японские черты — продуманность, централизованность, требовательность к себе и партнерам, настойчивость и неформальный подход к делу — с традициями западноевропейского бизнеса — открытостью, свободной внутренней структурой, системой бонусов и поощрением инициативы. И классическая система «зайбатсу» (семейные японские бизнес-гиганты) в сочетании с предприимчивым протестантским духом дала свои плоды.

Источники:

http://www.peoples.ru

http://www.top-manager.ru

Источник: http://www.classs.ru/persons/tp_business/morita/

Акио Морита

Акио Морита: Акио Морита, последние пять лет занимавший должность с необычным

Акио Морита родился в январе 1921 года в пригороде Нагои в семье, на протяжении 15 поколений занимавшейся производством сакэ.

Его пристрастие к электрическим устройствам и западной классической музыке зародилось, когда семейство Морита обзавелось редкой по тем временам вещицей — электрическим фонографом.

Судьба юноши была решена, и наперекор воле отца Акио пренебрег семейным бизнесом и отправился поступать в Императорский университет Осаки, который окончил в 1944 году с дипломом физика.

Морита успел сделать немало. Например,- в чем он без ложной скромности признается в автобиографии,- заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до второй мировой знак «сделано в Японии» ассоциировался у потребителей лишь с плохим качеством). Создать с нуля крупнейшую корпорацию. Изобрести ряд неизвестных до того товаров. Сблизить рынки Японии и Америки.

Японец по рождению и крови, в бизнесе Акио Морита больше походил на американца. У «старых японцев» после второй мировой войны было принято ругать США за «кока-кольную цивилизацию». Японский бизнес надо было делать по-японски, в соответствии со старинными национальными традициями — такова была господствующая точка зрения.

Тем, что связано с электричеством, занимались старинные фирмы, принадлежащие к кланам-дзайбацу, например Hitachi, Toshiba (вышедшая из группы Mitsui), Mitsubishi Electric.

В XIX веке они торговали продуктами, галантереей, скобяными товарами, во второй половине ХХ-го перешли на всякую бытовую технику.

С их точки зрения даже основанные в 1912 году Sharp и в 1918 году Matsushita Electric были «молодыми». Что уж говорить про Sony, созданную в 1946 году?

День рождения Sony (первоначально она называлась «Токио цусин кэнкусе» — Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций) — 7 мая 1946 года.

фирма с первоначальным капиталом, равным $500, была создана двумя бывшими военными инженерами — Акио Моритой и Масару Ибукой.

Роли их разделились так: Морита занимается в первую очередь общим управлением, Ибука — технической стороной. Деловой тандем просуществовал около полувека.

Помещение фирмы — сгоревший в войну токийский универмаг «Сирокия». Штат — 20 человек. Профиль деятельности? Да не было никакого профиля.

Морита и Ибука понимали, что надо производить и продавать какой-то товар, но никак не могли придумать, какой именно.

Была идея торговать пирожками, но отцы-основатели решили, что пирожки любой сумеет испечь, а успех может принести только нечто оригинальное.

Так в единственном экземпляре был изготовлен прибор под названием электрорисоварка. Принцип ее работы был такой: на дно деревянного чана уложена электроспираль. Мокрый рис замыкает электрическую цепь, ток нагревает рис до готовности, рис подсыхает и цепь автоматически размыкается.

Увы, на практике рис постоянно оказывался то недоваренным, то переваренным. Пока шли эксперименты с рисоваркой и с электропечкой (еще одним прибором оригинальной конструкции для приготовления риса), кончился первоначальный капитал. А работникам надо было платить зарплату. Наличные удалось достать, продавая на «черном рынке» электрогрелки.

Принцип их действия был еще проще — спираль, обшитая тканью.

Затем фирма перешла к более сложным технологиям. Приставки к радиоприемнику, позволяющие принимать коротковолновые радиостанции, пользовались огромным спросом на «черном рынке». Собирать эти приборы приходилось в нелегких условиях — в здании, где была организована их сборка, протекала крыша. Паять радиодетали приходилось под зонтиком.

Первым крупным заказом стал микшерский пульт для радиостанции NHK. При доставке пульта заказчику Ибука увидел в одном из кабинетов здания NHK американский магнитофон Wilcox Gay, запись в котором производилась не на проволоку, а на магнитную ленту.

Решено было сделать такой же. Ибука легко уговорил Мориту, но вопрос неожиданно уперся в третье по значению лицо в компании — главного бухгалтера. Главный бухгалтер раньше работал на отца Мориты.

В свое время друзья Акио уговаривали его отца отпустить сына из семейного бизнеса по производству сакэ в производство электробытовых товаров. Уговорили, и отец даже сделал сыну подарок — «отдал» своего главбуха.

Этот самый бухгалтер, с одной стороны, был специалистом в своем деле, с другой — придерживался традиций и боялся всех технических новинок.

Проблему пришлось решать за столом переговоров, то есть в ресторане. Бухгалтера напоили, накормили и уговорили. И фирма взялась за создание катушечного магнитофона. Самая серьезная техническая проблема заключалась в изготовлении магнитной ленты.

Ленточный магнитофон был в диковинку даже в США. Из единственной книги, посвященной этому вопросу, инженеры узнали, что лента представляет собой пластиковую основу, на которую нанесен магнитный материал.

В качестве магнитного материала был выбран железный порошок, но тут возник вопрос: как закрепить его на пленке?

На помощь пришел … рис. Рисовый отвар размельчался и наносился на ленту, после чего она посыпалась порошком. Правда, единственным звуком, воспроизводимым этим материалом, был резкий шум.

Следующие образцы тоже делались вручную: в поджаренный на сковородке оксид железа добавлялся лак, полученный состав наносился на ленту кисточками. Качество записи звука было отвратительным. Нужно было искать другой материал с магнитными свойствами.

Таким материалом оказался оксолат железа. Но найти этот реактив в послевоенной Японии было практически невозможно. Морита действовал как всегда быстро.

Со своим помощником он объездил весь город, наткнувшись наконец на единственный магазин, где продавался желанный реактив. С двумя банками порошка они вернулись на фирму для проведения дальнейших экспериментов.

Первый нормальный катушечный магнитофон японского производства, получивший название G, был создан только в 1950 году. Долгое время Морита не мог продать ни одного экземпляра. «Игрушка» весом 35 кг стоила 170 тыс. иен. Средняя зарплата в Японии в то время была в 17 раз меньше.

После длительных безуспешных попыток найти хотя бы одного частного покупателя Морита сумел сбыть новый товар Верховному суду Японии, которому остро не хватало стенографисток. Представители фирмы убедили чиновников, что магнитофон сможет заменить стенографиста.

На вопрос «А что будет, если пленка помнется?» Морита не моргнув глазом ответил: «Ее нужно просто распрямить и разгладить». Вопрос о покупке 20 магнитофонов был решен положительно.

«Тип G» был слишком громоздким и тяжелым аппаратом, и, кроме того, зарядка пленки требовала большого искусства. Морита понимал, что потребителю нужна вещь, которая не вызовет проблем в обращении. Инженеры засели за работу, и к марту 1951 года появилась модель для домашнего пользования — «тип Н».

Она была втрое легче своего предшественника (весила «всего» 13 кг) и имела ручку для переноски. Кроме того, впервые над внешним видом магнитофона потрудился технический дизайнер. Таким образом, Sony вышла на новый, потенциально огромный рынок бытовой техники. За «типом Н» последовал усовершенствованный «тип Р».

Колеса японской индустрии бытовой аудиотехники завертелись в новом ритме.

Кустарные рисоварки и жаренная на сковородке магнитофонная лента — это был начальный этап развития фирмы Мориты и Ибуки. Первым серьезным товаром стал транзистор.

Как и во многих других случаях, идею сформулировал Акио Морита — миниатюрный радиоприемник, способный обеспечить хорошее качество звука и при этом помещающийся в нагрудный карман мужской рубашки. В 1953 году у американской компании Western Electric был куплен за $25 тыс.

патент на устройство под названием транзистор. Хозяева патента были очень рады, поскольку не представляли себе, где можно применять этот самый транзистор, и предлагали устанавливать его в слуховые аппараты.

Именно в своих еще не разработанных карманных радиоприемниках Морита и Ибука решили ставить транзистор. Позднее, с коммерческим успехом маленького радио, слово «транзистор» закрепилось за самим приемником.

Первый транзисторный приемник поступил в продажу в 1955 году. Он был очень большим и ни в какой карман не помещался. Через два года на рынок был выпущен приемник поменьше.

«Это был самый маленький в мире приемник, но он был все же больше обычного кармана мужской рубашки,- вспоминал позднее Морита.

— Мы заказали рубашки для наших коммивояжеров с несколько увеличенными карманами, достаточно большими, чтобы опустить туда приемник».

Пока размеры приемника подгонялись под размер карманов, фирма Мориты и Ибуки сменила название. После долгого изучения словарей Акио Морита обнаружил латинское слово «сонус» — «звук».

Одновременно оно напоминало английское сленговое sonny (паренек, сынок). Вот только на родном японском «сон-ни» означало «потерять деньги», а потому для названия никак не годилось. Выкинув одно «n», Морита получил «сони» (sony).

Слово звучало красиво, ничего не значило и так и осталось в названии фирмы.

Впоследствии Британское Королевское общество искусств отметило вклад Акио Морита в развитие английского языка — за слова sony и walkman. Правда, слово walkman изобрел не Морита. Он придумал лишь сам портативный плейер.

Существует несколько легенд о том, как в голову Акиа Мориты пришла идея портативного магнитофона с наушниками. Но достоверно известно лишь то, что в компании Sony эта идея долго никому не нравилась. Отдел сбыта пытался убедить шефа, что подобный товар не купит никто.

Шеф взял всю ответственность на себя. По словам самого Мориты, он дал команду инженерам разрабатывать новинку при полном отсутствии маркетинговых исследований.

В своей книге «Сделано в Японии» Морита написал: «Мы не верим в рыночные исследования того, что еще не известно публике, поэтому незачем их проводить».

Правда, когда нужно было дать рекламным агентствам название модели, Мориты в офисе не случилось. Кто-то из его подчиненных, явно испытывавший проблемы с английским, предложил слово walkman (в буквальном переводе с английского — «гуляй-человек»). Вернувшись, Морита приказал поменять название.

Но было поздно — реклама запущена, магнитофоны с надписью Walkman изготовлены. С первого же дня (то есть с лета 1979 года) товар стал пользоваться бешеным успехом.

Странное словечко настолько прижилось, что, когда была выпущена партия плейеров с грамотным названием Roundabout, покупатели в США и Великобритании не хотели их приобретать и требовали в магазинах Walkman.

В список товаров, впервые выпущенных именно компанией Sony, можно включить также первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый бытовой видеомагнитофон (1964 г.) и первый компакт-диск (разработан совместно с Philips). Сегодня капитал Sony оценивается в 416 млрд. иен, в компании работают 21 тыс. человек.

Человек недюжинной энергии, Морита умудрялся совмещать работу на руководящей должности в одном из флагманов японской индустрии с активной жизнью. В 40 лет он начал заниматься гольфом, в 50 — теннисом, в 60 — водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом.

Своим вниманием он не обошел и политику. В соавторстве с нынешним губернатором Токио Синтаро Исихарой Морита написал книгу «Япония, могущая сказать «нет», которая стала поводом для крупного скандала между официальными Токио и Вашингтоном.

В этой книге Морита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х «склонной к расслабленности и злоупотреблениям».

В Японии Морита считался бунтарем. Он, как и Соичиро Хонда, нарушал устоявшиеся веками традиции. Но тем не менее Морита — яркий пример именно восточного бизнесмена.

Японцы очень терпеливо относятся к потерям в начале деятельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды. Одна из аксиом Мориты гласила: «Доля рынка важнее, чем немедленная прибыль…

Несмотря на некоторые отрицательные аспекты, конкуренция является ключевым фактором развития промышленности и технологии».

Про некоторых людей принято говорить, что с их смертью кончается эпоха. Акио Морита вполне заслуживает подобного высказывания.

Несмотря на громкую должность «основателя», с 1994 года Морита и Sony Corp. фактически существовали самостоятельно. Перемены в секторе бытовой радиоэлектроники последних лет настолько значительны, что в них легче ориентироваться бизнесменам новой формации.

Цифровые способы обработки информации, мультимедиа, всепроникающая компьютеризация, конвергенция между компьютерным бизнесом и торговлей бытовой радиоэлектроникой — все это приметы нового времени.

И уже от другого поколения инженеров и менеджеров зависит, чью судьбу повторит вышедшая на рынок очередная новинка — рисоварки или плейера Walkman

Источник: https://websiteaboutbusiness.com/velikie-predprinimateli/akio-morita.html

История успеха Акио Морита, основателя Sony Corporation [биография, цитаты, высказывания, фото]

Акио Морита: Акио Морита, последние пять лет занимавший должность с необычным

С брендом «Sony» в современной жизни мы сталкиваемся повсюду. Трудно найти человека, который никогда не слышал об этой транснациональной корпорации, выпускающей телевизоры, фото- и видеокамеры, магнитолы, смартфоны, игровые приставки PlayStation и многие другие высокотехнологические товары в области электроники.

Сегодня речь пойдет о человеке, который добился известности торговой марки «Sony» во всем мире. Герой нашей статьи – японский предприниматель Акио Морита, сооснователь этой компании.

Этот человек, увы, уже ушедший из жизни, ознаменовал собой целую эпоху развития японской индустрии. Он был не только великолепным менеджером, но также и выдающимся физиком, прирожденным дипломатом, писателем, Вице-президентом японской федерации экономических организаций, членом Группы экономических отношений Японии и США, и пр.

Его заслуги были оценены еще при жизни – Акио Морита стал первым в истории японцем, получившим Медаль Альберта от Британского Королевского Общества Искусств (1982); был награжден Национальным Орденом Почетного легиона (1984) (престижной французской организацией, основанной еще в 1802 г. Наполеоном); получил Орден Священного Сокровища первой степени за исключительные услуги перед государством (1991); был посвящен в рыцари королевой Елизаветой II (1992).

Но, пожалуй, самая существенная награда для Акио Морита заключалась в том, что благодаря его деятельности словосочетание «Сделано в Японии» стало восприниматься покупателями всего мира как гарантия высочайшего качества.

К тому же японскому бизнесмену удалось сблизить рынки страны Восходящего Солнца и США.

Основной центр по изучению общественного мнения в Америке (Центр Харриса), выдал интригующие результаты соцопроса – по убеждению жителей США, среди торговых брендов лидирует «Sony», оттеснив с 1-го места такие компании, как «General Electric» и «Coca-Cola». Результаты соцопроса Акио Морита прокомментировал так: «Я знал, что в конце концов «Sony» станет американской маркой».

И этого смог достичь человек, который, впервые приехав в США, был угнетен и подавлен масштабами этой страны! По словам Акио, ему казалось просто невозможным продавать там продукцию Sony.

В этом как раз и заключается секрет успеха Акио Морита – в умении ставить перед собой большие цели, добиваться их и всегда верить в себя.

Итак, с чего же все началась история пути Акио Морита, сооснователя «Sony Corporation»?

Акио Морита появился на свет 26 января 1921г. в городе Нагоя.

Он был первым сыном в благородном семействе, которое на протяжении 15 поколений занималось производством сакэ. Это был не просто семейный бизнес. История сакэ, традиционного напитка, получаемого путем сбраживания риса, интересна сама по себе.

Производство сакэ насчитывает почти две тысяч лет и вначале его делали только в императорском дворе и синтоистских храмах.

В те времена рис пережёвывали и сплёвывали в ёмкости, где уже происходила ферментация (брожение) риса.

Технологии производства с той поры шагнули далеко вперед, но неизменным осталось восприятие сакэ не только как напитка, но и как символа японской культуры.

Занятие таким уважаемым делом позволяло семье Морита занимать почетное положение в обществе. Семейный бизнес Морита распространялся также на производство пасты «мисо» и соевого соуса.

Детство Акио поэтому было сытым и обеспеченным.

Финансовые возможности семьи позволяли жить в огромном доме с теннисным кортом, на одной из самых красивых и престижных улиц города, в народе именуемой «улицей богачей». Соседями Морита было семейство Тойеда, остальные, не столь нам известные, были столь же благополучные.

Свое привилегированное положение Акио осознавал с детства. Но кроме прав положение старшего сына накладывало и определенные обязательства – именно первенец должен был унаследовать семейное дело по производству сакэ.

Отец Акио, как никто другой, разбирался в долге перед семьей – именно ему пришлось бросить свою учебу в университете и спасать семейное предприятие

Финансовые проблемы начались из-за того, что дед и прадед Акио Морита были большими эстетами и коллекционировали предметы искусства, не утруждаясь заботами о деле.

Отец Акио поставил на ноги почти обанкротившееся семейное предприятие. Своему сыну он также старался привить понятие долга перед семьей, и, хоть был очень добр с Акио, с ранних лет учил его нести груз ответственности будущего наследника.

Все летние каникулы Акио проводил в конторе отца – свободное время мальчишки с детства занимало «дело, дело и еще раз дело». А если подрастающему Акио взбредало в голову поспорить с папой по поводу своих обязанностей, ему требовалось изложить свои претензии логично и аргументировано – даже в спорах Морита-старший воспитывал своего отпрыска.

Когда я изучаю биографии известных личностей, то это один из самых интересных моментов, о которых мне нравится узнавать, а именно то, как складывалось детство будущих гениев современного бизнеса, как их воспитывали и т.д.

Многие из них работали с самого раннего детства. А если и не работали, то родители приучали их с юных лет правильно обращаться с финансами, разбираться в инвестировании, в том как функционирует бизнес.

Например, Уоррен Баффет получил свой первый инвестиционный опыт в 11 лет, а с 13 лет работал разносчиком почты. Карлос Слим Элу, самый богатый человек с 2010 по 2012 годы, получил свой первый инвестиционный опыт в 12 лет.

Билл Гейтс создал свою первую компьютерную игру в 13 лет. В семье Ричарда Брэнсона, когда был маленьким, часто за ужином обсуждали бизнес.

Из наших соотечественников я сразу же вспоминаю про Евгения Чичваркина, который свои первые деньги заработал еще в школе, перепродавая своим одноклассникам сигареты.

Многие родители считают, что это плохо заставлять детей работать с юных лет. Но я считаю, что это неотъемлемая часть развития успешной личности. Безусловно, во всем нужно придерживаться меры и не стоит заставлять ребенка работать с раннего утра и до позднего вечера, все таки детство оно на то и детство, чтобы оставить о себе приятные воспоминания беззаботства и безответственности.

Кстати, если у вас есть ребенок и вы хотите приучить его к труду, то вот вам 20 вариантов работы для детей, они подкинут вам идеи, чем озадачить своего ребенка. Но давайте вернемся к герою сегодняшней статьи.

Всегда напоминая Акио, что он хозяин с самого рождения, его предостерегали думать, что если он главный, то может командовать всеми вокруг. «Прежде чем принимать решения и просить других что-то сделать, вначале надо самому хорошо разобраться в деле», – так учила его семья.

И кто бы мог подумать, что именно Морита впоследствии пойдет против японских традиций и откажется от семейного бизнеса?

Мать Акио была домохозяйкой, но по воспоминаниям сына, для японской хранительницы очага она была очень уверенной женщиной, способной воспринимать новое.

Именно мать выделила Акио отдельную комнату со столом и верстаком, чтобы десятилетний пацан смог мастерить. Также, чтобы Акио не спал на татами под стеганым одеялом, как остальные члены семьи, она купила ему кровать. Может, кому-нибудь эти поступки покажутся мелочью, но для консервативного устоя японской семьи их можно смело назвать сменой традиций.

Ведь даже в средней школе, где учился Морита, дисциплина была очень строгой. Школьникам зимой запрещалось носить в классах дополнительную одежду, при том, что батарей в помещениях вообще не было.

В школьные годы мальчик увлекался физикой и математикой. Подогрел интерес Акио к точным наукам и технике фонограф, купленный отцом за баснословные деньги.

Новый проигрыватель фирмы «Виктор» стоил почти половину японского автомобиля – если машину можно было купить за 1500 иен, то фонограф обошелся в 600.

Морита начал скупать книги и журналы по электронике и уделял новому хобби столько времени, что его чуть было не выгнали со школы за неуспеваемость!

Впрочем, Акио понимал, что для дальнейшей работы с электроникой ему требуется серьезное образование.

Он заявил, что после средней школы будет поступать в Восьмую высшую школу на отделение естественных наук.

Семья и преподаватели скептично восприняли его решение – знаний юноши явно не хватало для сдачи таких экзаменов. Но последующий год Акио упорно занимался и сумел поступить в высшую школу.

После нее в выборе университета ему помог профессор Хаттори, один из его любимых учителей. Тот, видя успехи Акио в физике, направил его на встречу с профессором Асада из Осакского университета, выдающимся ученым в области прикладной физики. Асада и Морита быстро нашли общий язык, из-за чего Акио и предпочел университет в Осако.

Морита поступает на физико-технический факультет, сильно разочаровав отца – тот предполагал, что его первенец выберет экономику. В то время Япония уже воевала, и лаборатории профессора Асады проводили научные изыскания для ВМС. На третьем курсе все студенты факультета Акио перешли в подчинение к военным.

В 1944 году Акио получает диплом, а в начале 1945 назначается в Управление авиационной техники в Йокосуке. Благодаря покровительству профессора Асада, Морита получает должность военно-морского инженера.

В составе межотраслевой группы ученых военный инженер занимался усовершенствованием оружия с тепловой головкой самонаведения и ночными прицелами.

Там же он знакомится с Масару Ибука, ставшим впоследствии сооснователем Sony Corporation.

Новость о бомбардировке Хиросимы застала Акио за обедом. Отрывочной информации для молодого физика оказалось достаточно – он прекрасно понял, какого рода бомба была сброшена на японский город.

Индустриальная мощь США поразила его. Именно тогда Морита осознал, что его Родине потребуются все ресурсы, чтобы иметь достойное будущее, и в становлении нового мира Акио Морита жаждал играть не последнюю роль.

Вскоре Акио приглашают на работу в «Компанию точных инструментов Японии», возглавлял которую Масару Ибука

«Две пары сандалий сразу не наденешь», – говорят в Японии, и Морита просит отца освободить его от ведения семейного дела по производству сакэ. Неожиданно Морита-старший поступает вразрез со своими консервативными убеждениями и дает «добро» на новую деятельность сына, отпуская его в Йокосуко.

Однако вскоре «Компания точных инструментов Японии» закрывается, поскольку военные более не дают им заказы; все сотрудники оказываются не у дел.

Финансовое благополучие семейства Морита пошатнулось – почти всю землю они сдавали в аренду, а в результате земельной реформы вообще потеряли большую часть собственности. Мать училась вести хозяйство без горничных, а отец – ездить на велосипеде взамен машины с водителем.

Не смотря на это, семья предоставляет старшему сыну небольшую ссуду на развитие собственной компании. И это при том, что первенец отказался наследовать дело отца, к тому же весьма смутно представлял, чем будет заниматься вновь созданная фирма. Все-таки, Акио повезло с родственниками!

Таким образом, 25-летний Акио Морита совместно с 38-летним Масару Ибука основывают в 1946 году Sony, названную вначале «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией»

Масару и Акио становятся не только партнерами по бизнесу, но и хорошими друзьями. В этом деловом дуэте двое физиков смогли раскрыть все свои таланты. Роли коллеги поделили: Морита по большей части занимался управлением, а Ибука – техникой. Акио считал, что именно взаимопонимание и атмосфера свободного обсуждения стали причинами успеха корпорации.

Кстати, а вы в курсе что Масару Ибука впоследствии написал книгу-бестселлер “После трех уже поздно”.

Книга посвящена раннему развитию детей, заслуживает самого пристального внимания, я ее сам уже прочитал и могу смело сказать, что книга стоящая.

Сам Ибука впоследствии стал в Японии признанным экспертом в области раннего развития детей. Он очень много инвестировал в научные разработки в этой области, на основе которых и написал данную книгу

Специализации у компании вначале не было, но разработчики задались целью создать что-то принципиально новое.

Прорывом можно считать разработку в 1949 г. магнитной записываемой пленки, за которой через год последовала продажа первого магнитофона в Японии.

Следующим шагом стала покупка патента на транзистор, и ради этой сделки Морита поехал в Нью-Йорк. Акио решил во чтобы то ни стало сблизить японские и американские рынки, поскольку рынок США был очень привлекательным в плане сбыта продукции.

Для продвижения японской компании на Западе, Морита озадачился сменой названия – трудновыговариваемое имя компании «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорацией» по его инициативе меняют на «Sony».

Британское Королевское общество искусств впоследствии отметит его роль в развитии английского языка и наградит медалью за новые слова «sony» и «walkman».

«Walkman»-ом назывался первый портативный кассетный аудиоплейер Sony. Он умещался в кармане и в комплекте с наушниками позволял наслаждаться любимой музыкой, не мешая при этом окружающим.

И хотя не Акио Морита изобрел это чудо техники, именно он настоял на разработке аудиоплейера, не смотря на пессимистические прогнозы отдела сбыта и отсутствие маркетинговых исследований.

«К успеху идут по нехоженым тропам», – это кредо сооснователь Sony Corporation на 100% воплотил в жизнь

Акио Морита вообще был большим новатором. При управлении своим предприятием он нарушал многие испокон веков сложившиеся традиции.

Нанимая сотрудников на работу, Морита отталкивался не от их успеваемости в университете или связей, как делали другие японские руководители, а от результатов конкурсного собеседования.

Свою позицию Морита впоследствии опишет в книге «Ничего не значащие школьные достижения».

«Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство», – был убежден Морита.

Подход японского бизнесмена к управлению кадрами заслуживает отдельного рассмотрения. Он всегда утверждал, что самое главное в руководстве компанией – не обвинить кого-то в ошибке, а поскорее узнать, что же вызвало ошибку и исправить ее. При этом своих менеджеров Акио учил не боятся совершать ошибки, но и не повторять одни и те же дважды.

Акио Морита был по-настоящему влюблен в свою работу, и требовал от других такой же увлеченности

Он добивался того, чтобы все работники предприятия были счастливы, работая на благо общего дела. Ведь для менеджера-японца компания – это не пассивный объект, а живой организм, который надо бережно растить.

Морита хотел знать всех сотрудников компании, ведь здоровые отношения со служащими и семейное чувство в рамках корпорации являются залогом процветания.

В выступлениях перед старшеклассниками, планирующими наняться в Sony, Морита подчеркивал, что поскольку жизнь не суждено прожить дважды, он не хотел бы, чтобы «через 30 лет, когда вы покинете нашу компанию, вы сожалели, что провели здесь все эти годы. И хотя мы взяли вас на работу, мы, администрация, не можем сделать других людей счастливыми. Счастье должны создать вы сами».

Сравните речь Акио с выступлением перед старшеклассниками Стива Джобса – разница в жизненных ценностях Востока и Запада очевидна.

Немалую роль в успехе компании сыграл пожизненный найм работников, который Акио Морита почитал за благо. В Японии нанятые пожизненно менеджеры были заинтересованы заботиться о товарах компании, которые она будет выпускать через 5 или 15 лет.

В этом плане меня очень удивляет менталитет японцев, как владельцев компаний, так и самих сотрудников. Брать сотрудника пожизненно?! А если он будет плохо работать? Или наоборот, устраиваться пожизненно на какое-то одно предприятие? А если у меня не будет карьерного роста или возникнут другие, более интересные предложения?

Уверен, что и у вас бы возникали подобные мысли, если бы вам предложили пожизненную работу. Мне бы сложно было найти ответ на этот вопрос, но японцы же его находили? В этом и заключается загадка восточного менталитета, который я бы с интересом познал…

Тем временем, дело Акио набирает обороты, более половины продукции Sony идет за границу. Морита решает основать компанию под названием «Sony Corporation of America», и вскоре начинаются его нескончаемые перелеты между Нью-Йорком и Токио.

Для нового демонстрационного зала в Нью-Йорке японскому предпринимателю приглянулась Пятая авеню, одна из самых респектабельных и дорогих улиц в Манхэттене с филиалами таких магазинов, как «Tiffany», «Prada», «Hugo Boss» и др.

К слову сказать, данная улица впечатлила не только японского бизнесмена, но также и американского строительного магната Дональда Трампа, построившего там свой небоскреб «Trump Tower».

В 1962 году на открытие демонстрационного салона Морита привез в США свою жену, Йосико Камэи. Там же он и сообщил, что планирует всей семьей переехать в Нью-Йорк. Что оставалось сделать супруге? Конечно, согласиться, ведь по словам Акио, жена знала его очень хорошо и не сильно удивилась.

Это был очень рискованный шаг – везти супругу и троих детей (сыновей Хидэо, Масао и дочь Наоко), совершенно не знающих язык, в чужую страну, где и сам Акио был иностранцем…

Один лишь 8-летний Масао считал переезд простой задачей – малыш наивно думал, что в Америке все говорят по-японски, ведь западные мультики и фильмы дублировались, и их главные герои свободно объяснялись на японском.

В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии», Морита рассказывает, сколь многому пришлось научиться и ему, и детям. Он понял, что японцы на Земле находятся в меньшинстве, и именно им надо уметь приспосабливаться к миру, а не наоборот.

В лице своей жены Акио Морита встретил достойного партнера – она не только сумела приспособиться, но и стала помогать мужу укреплять деловые отношения.

Еще одна положительная черта нашего героя – умение быть благодарным. Он всегда отмечал заслуги и коллег, и родственников.

Вот так он отзывался о своей жене: «В США жизнь во многом отличалась от жизни в Японии, но я знал, что она добьется успеха… она наделена исключительным даром приноравливаться к новым людям и обладает способностями к неофициальной дипломатии… это тем более достойно восхищения, что Йосико никогда не проявляла большого интереса к другим странам и не испытывала особого желания путешествовать».

Морита стремился понять специфику «бизнеса по-американски». Этот взгляд «изнутри» помог Акио совместить опыт Востока и Запада и найти золотую середину.

Он разгадал, чего не доставало японскому бизнесу – открытости. Дружелюбный и дипломатичный японец быстро стал своим в деловых кругах Запада. В 1990 году отец-основатель Sony Corporation попал в перечень «25 самых обаятельных людей года» по версии журнала «Fortune».

Этапы развития Sony Corporation достойны отдельной статьи. Отмечу, что в 1962 г. Sony Corporation выпускает первый телевизор на жидких кристаллах, в 64-м – выходит на рынок с видеомагнитофоном.

  • В 1964г. Морита возвращается в Японию в связи со смертью отца.
  • В 1971г. Акио Морита становится президентом Sony Corporation.
  • В 76-м  году – председателем совета директоров.
  • В 1982 г. на должности президента его сменил Норио Ога.

В начале 1990-х Акио Морита в соавторстве с писателем и политиком Синтаро Исихарой, ставшим впоследствии губернатором Токио, выпускает книгу «Япония, которая может сказать нет», в которой сравнивает методы ведения бизнеса в Японии и в Америке.

Этот неутомимый бизнесмен был не только способным инженером и управленцем, но и спортсменом. Будучи активным человеком, Морита совмещал свою работу с любовью к спорту.

И в преклонном возрасте он играл в гольф, когда ему исполнилось 60 – впервые стал на лыжи, увлекался теннисом и водными лыжами.

Упражнения придавали ему уверенность в своих силах, а поддерживать это чувство Морита считал исключительно важным делом.

(нажмите на картинку для ее увеличения)

Если честно, то я восхищаюсь такими людьми. Посмотрите на большинство наших сограждан? Что делают они в 60-летнем возрасте? Да что там в 60-летнем? В 30-летнем возрасте большинство россиян даже и не думают о спорте и здоровом образе жизни.

При этом Морита не ограничивался делами корпорации и спортом – он также увлекался живописью и музыкой, особенно Бетховеном, и любил бывать в Европе из-за ее великолепных музыкантов.

В ноябре 1994 года Морита уходит с поста главы Sony, после кровоизлияния в мозг во время игры в теннис. 3 октября 1999г. Акио Морита умер от пневмонии в возрасте 78 лет.

С его уходом мир потерял выдающегося и неординарного человека, внесшего большой вклад, как на своем предприятии, так и в масштабах всей страны. Но дело его жизни продолжает жить – благодаря его усилиям, остальной мир понимает, что надпись «сделано в Японии» – означает качество товаров и их надежность.

Акио Морита – лучшие цитаты и высказывания

В заключение хочу познакомить вас с тем, как мыслил этот выдающийся бизнесмен. Иногда такие короткие цитаты очень емко отражают внутреннее состояние, мышление и философию человека:

, пожалуйста, выделите фрагмент текста мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

data-full-width-responsive=»false»>

Источник: https://myrouble.ru/istoriya-uspexa-akio-morita/

Scicenter1
Добавить комментарий