Актуальность темы исследования: Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной

Влияние моды в современном общественном сознании

Актуальность темы исследования: Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной

Гуманитарный Институт (ННФ)      

«Влияние моды в современном общественном сознании»     

Выполнила: Литвинова Елена

(Экономический фак.)

Проверил: Буров А. Б.         

2011 г.

.

  1. Введение…………………………………………………………………………3
  2. Мода. История моды……………………………………………………………5
  3. Влияние моды………………………………………………………………….10
  4. Великие дизайнеры и их произведения………………………………………19
  5. Вывод……………………………………………………………………………0
  6. Список используемой литературы……………………………………………0

                   

Введение.

Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только со стороны ученых, но и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни.

В научной и научно-популярной литературе, мода неоднократно выступала в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания — философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др.

В социологической науке также имеется немало работ, посвященных моде и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления, масштабы которого таковы, что, как отмечает А.Б.Гофман: «Трудно назвать такую область социально-экономической и культурной жизни, где бы ни сказывалось его влияние»1.

 Моду можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках. Сама мода – глоток свежего воздуха, от которой ждут новизны, креатива. Закрепление модных стандартов приведет к тому, что они, оставшись стандартами, перестанут быть модными, превратившись в аналог униформы.

 С другой стороны, в результате наблюдений над современной индустрией моды с вложенными в нее огромными капиталами, с разветвленной сетью организаций, выполняющих различные функции, включая не только производство в промышленных масштабах модной одежды, но и культивирование высокой моды, издание модных журналов, создание и поддержку брендов, исследования рынка и т.

д., — все чаще вызывают вопрос: а не становится ли сама мода социальным институтом? Что если наблюдаемая смена «мод» — не более чем кажимость? В отличие от моды двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, не говоря уже о шестидесятых годах XX столетия, вызывающих однозначные ассоциации с определенными и целостными образами женщин, мода последнего десятилетия производит впечатление утраты лица и беспорядочного метания от стиля к стилю. Происходящие в ней сезонные изменения, с одной стороны, чересчур радикальны (от мини к  макси, от узкого к широкому, от острого к тупому — и наоборот), но в этом и есть особенная черта: сочетать несочетаемое, одеваться обескураживающе! Быть может, такая разностильность — естественное свойство культуры рубежа тысячелетий… Вспомним, что мода рубежа XIX- XX вв. тоже удивляла современников реминисценциями к стилям прошлого.   Актуальность темы работы обусловлена:  а) важной ролью моды как одного из важных элементов человеческой культуры, служащего источником социальных инноваций и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;  б) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.   Теоретическую основу составили фундаментальные труды в области исследования социальных структур, социальных институтов и процессов, моды как социального феномена, ее историко-культурных, семиотических, экономических, социально-психологических аспектов. В их числе работы таких ученых, как: Р.Арнольд, Р. Барт, ЕЛ.Басин, К.Белл, П.Бергер, Е.С.Богардус, П.Бурдье, И.Бреннинкмейер, Т. Лукман, Р.Бернс, Г.Блумер, Ж.Бодрийяр, Ф.Бродель, М.Вебер, Т.Веблен Э.Э., Виолле-де-Люк, Ф.Дэвис, А.Б.Гофман, Е.Кац, В.М.Краснов, К.Кемпбелл, П.Коэльо, Ж.Деррида, В.Дильтей, Э.Дюркгейм, др.  

Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке, в свете изменившихся социально-экономических, моральных и эстэтических условий развития моды на современном этапе.

    

Мода. История моды.

Мода – это форма проявления культуры, это отражение действительности, проявляющееся в манере поведения, а главным образом, в одежде. Мода меняется очень часто.

Мода задает определенные правила поведения и манеры одеваться, а человек, не соблюдающий эти правила, рискует прослыть «немодным». При этом существуют правила, которые никогда не выходят из моды, например, классический стиль в одежде.

В широком смысле слова, мода – это господство определенного вкуса с некой сфере жизни. Как правило, мода непродолжительна и часто меняется, иногда возвращаясь к давно забытому.

Каменный век, несколько десятков тысяч лет назад. В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде.

Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками.

Мужчины одевались скромней женщин, у мужчин не было бретелек, они перевязывали шкуры животных через правое плечо. Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.

2900 до н. э. Шумеры в Месопотамии не носят шкуры животных на плечах. Они оборачивают их вокруг пояса наподобие юбки. Конаке из козьего или овечьего руна с длинной шерстью, а потом из ткани, имитирующей их, оставалось популярным до Средневековья.

В Вавилоне одевались в длинные шерстяные шали, часто поверх туник — рубах с короткими рукавами. Такой ансамбль заканчивался бахромой и был разноцветным, но самым любимым был красный цвет.

Мужчины завивали бороды и волосы на голове, да так, что они выглядели искусственными.

2000 до н.э Одежда разделяется: на драпировки — ткани, которые оборачивают вокруг тела и закрепляют пряжками и поясами, и сшитые вещи, скроенные по форме туловища, рук, ног. Кочующие всадники монгольских степей носят шитую одежду. Египтяне, как и все народы Средиземноморья, ходят в драпировках.

Используют главным образом льняные ткани натурального белого цвета. Египетская религия считает шерсть, ткань животного происхождения, материалом порочным. Нефертити заворачивается в хаик — большое прозрачное царское покрывало.

Её муж, фараон Эхнатон, носит, как и все мужчины-египтяне, традиционную набедренную повязку — хенти.

1500 до н.э Драпировки из льна в мелкую складочку прохладны и прозрачны. У женщин на головах парики из волос, которые длиннее их собственных, а поверх — легкие венцы, сплетенные из золотых нитей. Танцовщицы и рабыни носят только пояса — низшему сословию доступна лишь нагота. Мужские головы чаще всего бритые; парики надевают только по праздничным дням.

Египтяне — страстные поклонники белого цвета, который не очень ценят их соседи: ливийцы, сирийцы, финикийцы, евреи — их туники и шали расшиты или раскрашены во все цвета радуги.

3500 лет назад в Греции в Эгейском море господствовали торговцы с Крита. На этом острове все было не так, как в других местах: женщины не сидели дома, а принимали участие в общественной жизни. Их костюм тоже был необычен.

Они единственные в Средиземноморье носили скроенную и сшитую одежду. Очень узкий корсаж тесно сжимал талию и приподнимал грудь, чаще всего обнаженную, над пышной юбкой с большими воланами. Внешний вид мужчин был попроще: две-три набедренные повязки, наложенные друг на друга.

Как и женщины, мужчины Крита любили завитые волосы, ленты и большие шляпы.

800 до н.э Греки носят прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнем. Женщины заворачиваются в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие, сшиты в форме труб.

Хитоны до колен служат для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застегивают пряжкой на одном плече, называется хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом. Часто мужчины и женщины носят одну и ту же одежду.

Так, опальный Фокион настолько обнищал, что не мог выйти из дома вместе с женой, потому что у них был единственный костюм на двоих.

Готы, германцы, бургундцы не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.

В Средние века простые люди одеваются довольно однообразно. Короткое платье — обычная одежда крестьян. Пастухи носят узкие штаны брэ и шапероны — колпаки, закрывающие плечи. В длинных монашеских рясах с капюшоном работают в полях. Паломники отправляются в путь в фетровых шляпах, украшенных ракушками.

1350. Крестьяне освобождаются от сеньоров. Ремесленники и торговцы в городах образуют экономические группы — цеха, гильдии. В Италии и Франции и художников и поэтов новая цель: поиски красоты.Мужчины носят короткие костюмы.

Одежду отныне подгоняют по фигуре шнуровкой. Становится необходимой фантазия — рождается мода. Церковь рассматривает такие шляпы «с рогами» как дьявольский знак. Дети кричат вслед женщинам, одетым подобным образом, «au hennin!». С тех пор слово «геннин» означает высокий женский головной убор.

1450. Франция заканчивает Столетнюю войну, Англия — начинает войну Алой и Белой Розы. В Италии — эпоха Ренессанса: дамы говорят на древней латыни, возрождается просвещение. В Тоскане прядут шелк. Для праздников создается «необычная» одежда.

Женщины носят длинный расшитый упелянд с волочащимся шлейфом, под ним облегающий котт — нижнее платье. Верх мужских шапочек обматывают шарфом, конец которого спускается на верхнюю одежду. Встречаются короткие кафтаны турецкого происхождения.

Раскрашенные по частям чулки-штаны делают ноги разноцветными.

В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.

1630. Европейские страны борются за превосходство. Испания и Италия теряют свое влияние. Законодательницей моды становится Франция.

На смену эпохе моды барокко пришла эпоха моды рококо: «интимный» костюм, то есть богато орнаментированные платья с правильными линиями и маленькими деталями.

1778. Рродился Джордж Браммел — английский денди, абсолютный законодатель мод. 1849. Появилась английская булавка, которая позднее станет модным аксессуаром. 1853. Леви Страусс создал первые джинсы.

1868. Корсет — душа дамского костюма. Для хрупких он надежная поддержка, для других — средство создания нужного силуэта.

Настоящую революцию совершает Поль Пуаре, отменив корсет. Он заставил признать платье живых и энергичных расцветок, которое подчеркивает фигуру лентой, проходящей под грудью. Вес дамского наряда уменьшился с 3 килограммов до 900 граммов.

1905. 21 января родился дизайнер Кристиан Диор.

1926. Коко Шанель впервые продемонстрировала свое маленькое чёрное платье. Оно не произвело большого эффекта на фоне модных тогда ярких красок и ждало признания до 30-х годов.

1941. Война, тяжелые годы. обувь делают на деревянной подошве, юбки стали короче. Девушкам стоит больших усилий быть модными, а для стиляг все просто: шляпа на затылке, большой обвисший пиджак и зауженные брюки.

1947.Пока еще неизвестный кутюрье Кристиан Диор совершает переворот: теперь линии будут удлиненными и расширенными. В моде узкая талия и подчеркнутые бедра.

1960. Мода на хрупкий тип женщины. На пике популярности модель Твигги и мини. В СССР в 1960-х годах популярны вязаные наушники собственного изготовления.

1988. Японцы, голландцы, итальянцы, американцы, англичане и особенно французы — модельеры повсюду.

Белокурые локоны, волосы ежиком, зеленые или черные ирокезы, куртки или большие пальто, мини-юбки или макси-платья, обувь всех цветов, плоская или на каблуке, ретро или завтрашнего дня… Можно носить все. Все, за исключением того, что носили в прошлом году.

1990. Мода на стиль унисекс, на минимализм, на «экологический стиль».

2000 г. В моду входят стразы, яркий стиль, так называемый гламур.

С 2008 г. Эпатаж набирает обороты, в моду входит все забытое старое. 

Влияние моды.

Как влияет на нашу жизнь мода? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но понятно точно, что дизайн и мода стремяться охватить все аспекты окружающей человека среды. Для того, чтобы понять какое-то явление в настоящем, необходимо проследить его историю. Чувство прекрасного свойственно человечеству испокон веков.

Едва человек осознал себя человеком, он начал украшать свое тело и одежду, орудия труда и окружающее его пространство (пещеру, хижину, дом и очаг). Сегодня трудно сказать, чем руководствовался древний человек при оценке «красиво-некрасиво». Понятие красоты у него, наверное,  вначале было неразрывно от понятия «полезно».

И хотя впоследствии человек окружил себя поистине красивыми, но зачастую бесполезными вещицами, суть сочетания «красиво-полезно» потаённо осталась и по-прежнему отражает некую гармонию вещей и явлений с учетом достижений человеческого разума.

Но почему мы так хотим окружить себя именно красивыми дорогими вещами, создать неповторимый интерьер своего дома, носить дизайнерскую одежду, выпущенную в одном экземпляре? Наверное, нам важно чувствовать себя комфортно во всем, что нас окружает, в тоже время быть не похожими друг на друга, иметь свой собственный стиль.

  Мы уверенны, что от правильно выбранного дизайна, например квартиры, жизнь станет более стильной, современной и счастливой. Выходит, что мы сами хотим  оказаться под влиянием современного дизайна окружающего нас мира.

Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам, речи, так называемым модным «знакам». Часто мода выступает в роли регулятора человеческого общения, входит в массовою привычку и охраняется силой общественного мнения.

В детстве нас родители учат, чтобы мы не делали как все, чтобы были самостоятельными. Но совершенно другая манера поведения нам свойственна, когда мы взрослеем: мы либо находим себе идеал и подражаем ему во всем, либо следуем массовым тенденциям поведения, боясь пойти против общества, боясь быть изгнанными. Интересное явление.

Так  как каждый человек в разной степени пытается следовать постоянно меняющимся тенденциям моды и дизайна, мода с течением небольшого периода времени оказывает влияние на самого человека, причем не только на внешность, но и на мышление. К примеру, с появлением показов модной одежды образуются новые эталоны красоты.

Динайнеры-модельеры  конца 80-х начала 90-годов предпочитают высоких стройных девушек с большими, широко поставленными, желательно светлыми, миндалевидной формы глазами, с большими чувственными губами, либо маленькими и пухлыми, с длинными прямыми волосами, с параметрами 90-60-90 (меньше можно, больше нежелательно). Вкусы мужчин соответственно меняются.

Женщины в свою очередь стремятся соответствовать стандартам. Таким образом, средний вес молодой девушки за последние 25 лет уменьшился на 10-15 кг., не говоря уже о других частях тела, которые стало возможно изменить при помощи оказываемых услуг салонов красоты и  по средствам пластической хирургии. Выходит, что дизайнеры могут влиять своей деятельностью на человека. Какой они нам образ нарисуют, так мы и будем выглядеть? Ну не сразу, конечно, пока наше сознание привыкнет и перестроится… По-моему, дизайн и мода – такое же влияние на толпу как и религия… Восприимчивость к моде и характер следования ей во многом зависят от самого человека, от его самостоятельности, уровня сознания, культуры, нравственного и эстетического развития.

Источник: https://www.stud24.ru/culture/vliyanie-mody-v-sovremennom-obshhestvennom/74089-234673-page1.html

Мода как социальный феномен

Актуальность темы исследования: Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной

Мода как социальный феномен

А.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург

Современный мир живет в эпоху постиндустриального, информационного общества. Влияние процесса глобализации на мировое сообщество начинает усиливаться[1]. Одним из аспектов глобализации является мода.

Актуальность исследования моды как феномена заключается в том, что явление это многогранное и противоречивое, оно связано с культурными, экономическими и социальными процессами общества. Следовательно, изучив место моды в современности и отношение к ней, можно лучше понять характер современного общества.

Мода является зеркалом эпохи, отражает настроение людей, политическую ситуацию и степень развития производства.

Проблемой моды занимаются уже на протяжении многих столетий, начиная от эпохи античности и заканчивая нашим временем.

Степень разработанности данной проблемы менялась в ходе истории, от маленьких упоминаний (Платон, Аристотель) и более подробных размышлений (Смит, Кант) до отдельных работ, посвященных моде (Г. Зиммель, Р. Барт, Ж.

Бодрийяр). Также данную проблему исследовали Л. В. Орлова, Л. В. Петров, Т. Б. Веблен, А. Б. Гофман.

Мода представляет собой явление очень сложное и многогранное. Понимание моды и её значение в жизни людей эволюционировало с течением времени. Возрастание роли данного феномена является одной из главных особенностей современности.

Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое мода? Существует множество определений моды, вот одно из них: кратковременная  форма стандартного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. Французский кутюрье П.

Карден говорил о моде так: «Мода — это способ самовыражения. Модная одежда — это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте» [2, с. 10].

Долгое время мода казалась недостаточным предметом изучения. Античные философы считали её незначительным, неявным аспектом жизни человека. Философы обвиняли ее в сокрытии личности, в уязвлении самолюбия, считали, что она позволяет лишь «казаться», а не «быть».

Хотя исследователи признают, что в Древнем Риме мода уже имела вес и оказывала влияние на сферы жизни людей, была показателем статуса и власти. Но в античности влияние моды было скорее неосознанным. В Средневековье костюм становится важной частью формирования светского человека.

Понятие «мода» тогда понималось как сочетание разнообразных одежд, а в Средние века излишества в нарядах понималось как явление греховное и осуждаемое. В позднее Средневековье стремлению к единству заметно ослабевает и мода начинает постепенно вторгаться в жизнь человека, прежде всего в придворную.

Более основательное распространение моды пришлось на эпоху Возрождения в связи с развитием капитализма. Европа переживала экономическое развитие, в результате чего возникла потребность в относительно быстрых преобразованиях в области культуры. Именно тогда люди начали понимать, что модификация в одежде подчинена определенной логике.

Но тогда моду использовали лишь для выделения сословного статуса, реальной силой она начала обладать лишь в XVIII веке, когда и стала более интересна ученым и исследователям.

Кант определял моду как «непостоянный образ жизни». В своем сочинении «О вкусе, отвечающем моде», он дал одно из первых определений моды. Человеку свойственно сравнивать себя с людьми более влиятельными и авторитетными и подражать им. Закон этого подражания и есть мода. Относя моду к тщеславию, он считал, что всё же лучше следовать ей, чем не следовать.

Подобным образом высказывался о моде А. Смит в своем произведении «Теория нравственных чувств». По его мнению, моду можно определить как склонность восхищаться богатыми и великими, и, как следствие, им подражать. Люди думают, что, копируя их, они сами станут богатыми и великими. Именно подражание является одним из главных факторов следования моде.

В процессе общения люди оказывают друг на друга влияние. Одна из его форм — взаимная передача особенностей своего выразительного облика и поведения (речь, одежда, мимика, манеры и т. п.), трансляция внешних форм культуры, осуществляемые на базе психологического механизма подражания, внушения и массового «психического заражения».

Мода возникает как определенный тип поведения и стиля жизни человека, хотя следование ей начинается, как правило, с восприятия и подражания вещам, предметам, манерам.

Выступая в роли регулятора человеческого общения, мода является своеобразным дополнением к традициям и обычаям, неофициально узаконивается властью массовой привычки и охраняется силой общественного мнения. «Как общественное явление, мода тесно связана с образом жизни, с социально-экономическими и культурными условиями.

Мода может содействовать укреплению чувства общности и взаимного уважения людей, для которых соблюдение общественных условностей, норм хорошего вкуса и выработанного поколениями опыта общежития есть не формальная обязанность, а выражение внутренней потребности»[3, с. 51]. В основе подражания лежит имитационный рефлекс.

Более ши­роким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Иденти­фикация — внутренний социально-психологический механизм общения, со­здающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознатель­ного обособления.

Посредством моды проявляется уподобление человека чле­нам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к обще­принятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствую­щих в обществе ценностей.

Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера оде­ваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к обще­принятой моде стало присуще молодому поколению.

После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявля­ющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. — зути в США и зазу во Фран­ции; в 1950-е гг. — битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада — рокеры, «моды» (модернисты), хиппи; в 1970-е гг.

— хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. — панки, «новые романтики», рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. — «гранж». Антимода ча­сто превращается в массовую моду или по меньшей мере оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950—1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господ­ствующих порядков, — битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтер­нативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, кото­рый осваивает современная мода.

Говоря о моде на субкультуры, можно заметить, что не всегда она выступает здесь как положительный феномен. Люди, а в особенности подростки, в силу восприимчивости и неустойчивости психики, в погоне за этой модой зачастую «теряют голову» .

Проблема в том, что иногда суть той или иной субкультуры неправильно трактуется индивидами, что ведет к её искажению. В связи с этим субкультура может вступить в противоречие с господствующей культурой в обществе, и тут уже имеет место быть контркультура[4].

Это может приводить к разладу в социуме, и феномен моды тут будет нести в себе больше отрицательный, нежели положительный смысл.

Придерживаясь теории Зиммеля, можно сказать, что мода может удовлетворять потребности в социальной опоре. Он утверждал, что, следуя за модой, низшие слои пытаются соответствовать высшим, и таким образом мода может «просачиваться сверху вниз» [5]. Когда же это происходит, высшие классы сразу отказываются от своей моды.

Если для высших классов многих поколений мода была драматическим самовыражением, попыткой выразить в форме одежды или в стилях мебели видение собственной бытовой судьбы, то для низших классов она стала знаком участия во всех сторонах общественной жизни. Целесообразно будет сказать, что Зиммель видел моду как выражение имущественного неравенства.

Также Зиммель проводил грань между модой и одеждой. Мода проявляет себя во всех сферах общества, а одежда является лишь одной из этих сфер. Манеры, речь, поведение, парфюмерия, интерьер и многое другое тоже подвержены моде. Зиммель утверждал, что помимо удовлетворения потребности в социальной опоре, мода также удовлетворяет потребность в различии.

Важная особенность моды в том, что ей всегда следует не вся группа, а лишь ее часть, оставшаяся же часть находится только к на пути к ней. В отличии от Зиммеля, Т. Веблен в своей концепции демонстративного поведения рассматривал именно одежду. Он утверждал, что люди всех классов, затрачивая средства на одежду, делают это ради респектабельного внешнего вида.

Ведь основной функцией модной одежды является свидетельство финансового благополучия, и следовательно, уважения в глазах общества[6].

Р. Барт в произведении «Система моды» утверждал, что мода может манипулировать любыми желаниями, придавая им смысл.

С этим вполне можно согласиться, ведь иногда тенденции моды люди осознанно выдают за свои собственные вкусы и желания, не признавая, что просто не хотят «отставать» от масс. Ж.

Бадрийяр утверждал, что в силу модных тенденций человек приобретает не столько необходимое ему, сколько престижное и на данном этапе жизни актуальное.

Как любой социальный феномен, мода выполняет ряд социально-значимых функций. Есть несколько подходов к их выделению, из основных функций можно выделить следующие:

ü  регулятивная функция. Заключается в том, что мода вносит в жизнедеятельность новые образцы и нормы поведения, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой, делая выбор человека легче и помогая приспособиться к окружающей действительности;

ü  инновационная — мода, не боясь экспериментировать, вносит новшества в одежде, поведении и культуре, выделяет более совершенные по сравнению с предыдущими образы;

ü  социальная — мода приобщает человека к социальному и культурному наследию и способствует воспроизводству определенной социальной системы;

ü  психологическая — мода удовлетворяет психологические потребности человека, стремление к выделению из массы или же наоборот приобщения к ней, способствует самовыражению;

ü  престижная — мода может подчеркивать социальный статус, демонстрировать либо высокий социальный статус, либо создавать иллюзию на него;

ü  экономическая. Заключается во влиянии моды на производство, потребление, поведение человека в экономической сфере, на формирование определенной структуры потребностей;

ü  эстетическая — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распространения и изменения эстетических оценок в обществе;

ü  коммуникативная — мода выступает средством общения. Она может сообщать окружающим о статусе человека, о его принадлежности к какому-либо классу или этносу.

Следует помнить, что мода связана со всеми сферами общества. Мода является частью культуры, а особенно тесна связь между модой и искусством.

Деятели искусства творят, поддаваясь моде, выдвигая на передний план, прежде всего, производство и сбыт в рамках подхода к моде как части культуры. А искусство, в свою очередь, является источником идей для моды.

Также мода связана с экономикой, она влияет на производство, и может выражать статус личности. Современная жизнь становится более коммерческой, и потому мода стала индустрией, т. е. производством предметов и их последующей реализацией.

Также широкое распространение в моде получили реклама и пиар технологии. Мода является мощным двигателем экономики, создает потребности общества и условия для их реализации, увеличивает спрос и тем самым способствует производству.

Главным в связи моды и политики является феномен власти. Мода отражает статусное различие, а соответствие и наличие власти, которое закрепляется в одежде. Признаками власти в различных культурах выступали определенные цвета, фактуры, фасоны, ткани и тому подобное.

Конечно, в современное время контраст во внешности между властными структурами и людьми, не имеющих власти, минимален. Иногда мода в политике может играть формы протеста или же наоборот, патриотизма. Например, в качестве проявлений патриотизма выступает отказ от заграничных вещей или брендов в одежде, наличие яркой детали своей страны или народа.

Таким образом, мода как социальное явление не существует сама по себе, она тесно связана со всеми общественными проявлениями.

Исследуя моду, следует обратить внимание на противоречивость данного феномена. С одной стороны, следуя моде, люди стараются подчеркнуть свою индивидуальность. Каждый человек, подбирая модные образы и детали, хочет верить в свою уникальность и неповторимость, думая, что вещь определенного вида будет только у него.

А с другой стороны, люди стремятся идентифицировать себя с другими членами социума. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением быть независимым от нее, не подражать другим, а отличаться от них.

Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые вари­анты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. Американский социолог Дж. К.

Гелбрейт утверждал, что обладание модными стандартами связано с определенной психической реакцией. Будучи «в тренде», индивид чувствует себя более современным, уверенным, защищенным, успешным, привлекательным, что способствует улучшению его настроения, пищеварения и физического самочувствия.

В противном случае он будет ощущать себя ущемленным, находящимся за пределами нормы.

Другое противоречие явления моды заключается в том, что она, с одной стороны, демонстрирует социальное неравенство в обществе, являясь социальным регулятором (не у всех социальных групп есть материальные ресурсы для приобретения модных образцов, поэтому все имеют разные возможности для участия в моде), а с другой, мода сглаживает статусные различия, способствуя демократизации общества. Модные бренды становятся общедоступными, их можно приобрести в местах, открытых для масс.

Мода является скрытым манипулятором людей, зачастую она подталкивает человека для приобретения той или иной вещи не потому, что она действительно его интересует, а потому, что она пользуется актуальностью на данный момент. Мода сама диктует нормы, образцы и правила поведения.

Она вторгается в сознание человека, заставляя его думать о том, что именно его собственные желания, а не сигналы моды, побуждают его на совершение тех или иных действий.

Но тем ни менее, как уже было сказано ранее, мода оказывает больше положительное, чем отрицательное явление на человека.

В современном мире мода полностью проникает в жизнь людей и сознание людей. Нередко можно встретить выражения «сейчас это модно», «по моде»,« модный»и тому подобное. Иногда эти фразы мы произносим на автомате, не думая, что на самом деле подразумевается под ними.

Мода отражает два аспекта современности: а) постоянное изменение, которое создается рекламой и поддерживается средствами массовой информации; б) выбор и стиль одежды, мебели или других товаров, дающих индивидам возможность каким-то образом повлиять на окружающую их среду и выразить своё собственное «Я» и социальную принадлежность. Компонентами современной моды являются модные стандарты и объекты. По мнению А. Гофмана, модные стандарты — это разновидность культурных образцов, то есть некие способы, правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических элементов. Этими средствами является все существующие в культуре формы фиксации, хранения и передачи информации: одежда, танцы, печатный текст и т. д. Модные стандарты чаще всего реализуются посредством разных объектов, как материальных, так и нематериальных ( символических, духовных, знаковых и т. п.). Модные объекты — любые объекты, оказывающиеся в «моде» [7, с. 11].

Поскольку влияние моды на человека очень узконаправленное и «концентрированно», перед исследователями встает немаловажный вопрос о том, в какой позиции по отношению к моде в обществе ощущает себя человек.

С целью получить ответ на этот вопрос, были изучены результаты социологического опроса на Интернет-сайте www. socopros. ru (Центр изучения общественного мнения русскоязычной части пользователей Интернета)[8].

Референтной группой в данном случае выступили 487 анонимных пользователей сети Интернет. В ходе исследования были заданы следующие вопросы:

1.  Зависимы ли Вы от моды?

2.  Равнодушны ли Вы к моде?

3.  Следите ли Вы за модой?

4.  Считаете ли Вы моду негативным явлением?

Таким образом, в ходе исследования были получены следующие результаты:

1.  Зависимы от моды 13,9% опрошенных респондентов;

2.  Равнодушны к моде 28,1% опрошенных;

3.  Следят за модой 47,3% опрошенных;

4.  Негативно относятся к моде 10,7% опрошенных.

Из результатов следует, что преобладающая часть опрошенных следит за модой, но, как она считает, не зависит от неё. Негативно относится к моде наименьшая доля респондентов.

Таким образом, влияние моды как особого социального феномена очень велико. Явление моды присутствует во всех сферах человеческой жизни, диктует образцы и стандарты. Мода может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на человека, и каждый из нас, так или иначе, этому влиянию подвержен. Но следовать моде или нет — остаётся личным выбором каждого человека.

Список литературы

1.  Хаджаров, М. Х. Глобализация социальной сферы: культурные проблемы в трансформирующемся мире / М. Х. Хаджаров // Вестник оренбургского государственного университета. — 2010. — №7. — С. 93-99. ISSN: 1814-6457.

2.  Орлова, Л. В. Азбука моды / Л. В. Орлова. — Москва: Просвещение, 1988. — 176 с.

3.  Петров, Л. В. Мода как общественное явление / Л. В. Петров. — Москва: Слово, 2003. — 142 с.

4.  Хаджаров, М. Х. Глобальные социокультурные процессы и духовная безопасность России / М. Х Хаджаров // Вестник оренбургского государственного университета. — 2015. — №3. — С 72-83. ISSN: 1814-6457.

5.  Зиммель, Г. Мода/ Г. Зиммель // Зиммель, Г. Избранное: в 2-х т. — Москва: Просвещение , 1996. — С. 31-37.ISBN 5-7357-0175-4.

6.  Веблен, Т. Б. Теория праздного класса / Т. Б. Веблен. — Москва: Прогресс, 1984. — 295 с.

7.  Гофман, А. Б. Мода и люди: Новая теория модного времени / А. Б. Гофман. — Москва: Наука, 1994. — 160 с.

8.  СОЦОПРОС. RU [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sotsopros. ru/.

Источник: https://pandia.ru/text/80/277/59011.php

Мода как социокультурный феномен

Актуальность темы исследования: Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной

Введение

Мода (от лат. modus- мера, правило, образ) есть одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения. Мода — явление целостное. универсальное, имеющее место в различных областях жизнедеятельности человека. Она проявляется в экономическом поведении индивида, в его эстетических предпочтениях, в коллективных психических процессах.1

История возникновения моды стара. Ее становление идет еще с древности. С того момента, когда человек начал применять одежду как средство защиты от  неблагоприятных климатических условий. Но через некоторое время он начал осознавать и эстетическое значение одежды. Одежда стала средством выражения творческих способностей человека.

Не менее интересна тема прихода моды в Россию, что связано с политикой Петра I, становление моды в 20 веке.

Данная работа посвящена описанию моды как социокультурного феномена.

Актуальность темы исследования. Мода является одним из наиболее широко известных феноменов на сегодняшний день. Все люди сталкиваются с ней каждый день.

Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое объяснение.  Я попытаюсь объяснить все на теоретическом уровне. Эта проблема не утратила своего значения и на сегодняшний день.

Целью данной работы является изучение моды как социокультурного феномена.

Мною была предпринята попытка решить следующие задачи:

1. Исследовать моду как феномен культуры.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания об истории моды.

3. Рассмотреть сущность и специфику понятия моды.

4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Обзор литературы по теме выявил ряд работ, представляющих собой авторитетные исследования влияний на историю моды в ХХ веке. Мною были использованы следующие авторы: Гусейнов Г.М. «Композиция костюма», где наиболее точно описана структура и определение моды как социокультурного феномена, Володин В.А «Мода и стиль», статья Панютиной А, где подробно описана история становления моды.

Основная часть

Глава I. История возникновения моды

1.1. Появление моды

Мода — понятие объемное. Модный человек — это некий образ, состоящий из различных элементов, соответствующих текущим модным веянием.

Тут важно гармонично объединить одежду (причем с учетом ткани, цвета, рисунка), прическу, дополнительные аксессуары и многое другое.

В наше время понятие моды дополняется и такими, казалось бы, не имеющими отношения к моде вещами, как образ жизни, уровень культуры, даже манерой говорить.

Некоторые исследователи находят признаки появления моды еще в период палеолита, когда об одежде еще и слыхом не слыхивали, зато зародились первые признаки искусства. Древние люди украшали себя рисунками, позже — татуировками, бусами и ожерельями и дерева, перьев, ракушек и т.д. Появление пояса расценивается, как появление моды на аксессуары.

10-8 века до нашей эры отмечены появлением моды на прически в древнем Египте. А еще через 5 тысячелетий в Шумерах появилась первая кроенная одежда для женщин. Чем не появление моды?

Однако, историки моды утверждают, что для того чтобы говорить о существование моды в определенном периоде, нужно чтобы в наличие были регулярные перемены, возникновение новых правил и, конечно, люди которые бы эти правила придумывали, а именно — кутюрье. Ничего подобного, разумеется, в те времена не было.1

В средние века можно было проследить некоторые различия в одежде и прическах разных народов. Но они, разумеется, объяснялись не модными тенденциями, а влиянием культуры и традиций, удобством, в конце концов. Ведь совершенно не логично предполагать, что можно встретить одинаковую одежду у индейских племен, живущих на экваторе и представителей северных народов, укутывающих тело в шкуры.

Так какой же период можно назвать временем появления моды? Исследователи считают, что это, скорее всего 14 век, время, когда во Франции появились более и менее крупные производства тканей. В это же время европейцы всерьез увлеклись сменой фасонов одежды, благо тому способствовали появившиеся еще 2 века назад выточки и складки, навыки конструирования и моделирования одежды, отрезной лиф.

Уже давно и прочно вошли в обиход украшения, производятся бархат и легкие воздушные ткани, изобретено множество красителей, одежда расшивается бусинами и цветными нитями. Однако, особого распространения модные тенденции не имеют, в некоторых странах даже отказываются носить одежду, модную в других, из-за неудобства или не соответствия традициям.

В 15 веке появляется мода в Италии. Здесь не только шьют одежду разных фасонов, но и дополняют образ модными прическами, красят волосы и губы в популярный цвет, таким образом, создавая определенный стиль.

К 17 веку моду опять задает Франция, фасоны платьев и прически королевского двора оказывают влияние на модников Европы.

Конец 17 века отмечен появлением моды в России, однако, ее шествование нельзя назвать триумфальным. Почти сразу царским указом она была попросту запрещена: россиянам не разрешалось носить иноземные платья и перенимать чужие обычаи.

Но с приходом к власти Петра I все снова меняется. Любитель всего немецкого, Петр Алексеевич, буквально насаждает гражданам модные тенденции того времени, в основном, разумеется, принятые в милой его сердцу Германии. Император издает свой указ, где содержится перечень всего, что можно и должно носить гражданам империи.1

Модные журналы, которые впервые появились в 17 веке, можно сказать, официально засвидетельствовали появление моды. Первым изданием стал журнал «Зе Лейдиз Мэгэзин», выпущенный в 1770 году в Лондоне. Затем подобный «глянец» появился во Франции, других городах Европы.

А в 1779 модный журнал появился и в России.1 Однако дотошные исследователи все же утверждают, что и этот период нельзя назвать «модным». Дело в том, что одежду шьют портные, придумывают ее в основном сами заказчики.

То есть, нет никого, кто бы занимался именно разработкой новых фасонов, стилей и так далее, проще говоря, пресловутого кутюрье.

Нет модных дефиле и прочих атрибутов моды. Вместо этого — картинки в модных журналах, да еще несколько особо продвинутых владельцев магазинов догадываются выставлять около магазинов куклы (прообраз манекенов), одетые в те или иные одежды.

И только в 20-е годы 19 века, наконец, возникает профессия художника, который придумывает одежду. Это случилось в Англии, когда швейная промышленность там достигла внушительных масштабов, и появилась нужда в подобном специалисте. Именно 1820 год и можно с полной уверенностью назвать годом появления моды, чтобы не вызвать нареканий у современных историков моды.

С этого момента мода «обрела» все свои капризы в полной мере: она постоянно менялась, завораживала и шокировала, требовала фантазии и немалых затрат.

Она охватила не только богатых и праздных, но также опустилась в низы, в среду простого люда. Также мода, наконец, перешла из рук мужчин в руки женщин.

До этого момента основные усилия были направлены на создание модной одежды для мужчин, женская мода держалась на втором плане.

Сегодня за развитием моды и ее новыми веяниями простому человеку практически невозможно уследить. Кроме повседневной одежды и нарядов «от кутюр», которые, по крайней мере, можно носить, создаются коллекции, пригодные лишь для показов.

1.2. Как мода пришла в Россию.

До петровских реформ и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя.

Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземского образца».

Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.

Петр I заставил страну жить в другом темпе; ее новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Петр I открыл дорогу моде, в частности, немецкой.

В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб.1

 Однако это была ломка, и она, с одной стороны, отразила те перемены, которые происходили в обществе, а с другой — во многом способствовала этим переменам, затрагивающим все сферы жизни людей. Любопытные свидетельства этой ломки мы находим в памфлете М. М.

Щербатова «О повреждении нравов в России», который был написан в или 1786 или 1787 году, но впервые опубликован лишь А. И. Герценом и Н. П. Огаревым в Вольной русской типографии в 1858 году.

Автор памфлета пишет, что в прежние, любимые им допетровские времена только самые парадные царские одежды были богаты и великолепны: «злато, жемчуг и каменья повсюду блистали»; они «столь редко употреблялись и столь крепки были, что их за носильные одежды и почитать не должно; но были они яко какие коронные сосуды», украшения их «быв сделаны из золотых блях, жемчугу и каменей из роду в род переходили». Даже царь и царица «пять или — шесть, а много до десяти платьев когда имел… то уже довольно считалось, да и те нашивали до износу». Бояре и чиновники тоже не знали о перемене мод, «но что деды нашивали, то внучата, непочитаясь староманерными носили и употребляли».

Принято считать, что в истории костюма шла драматическая — а временами и комическая — борьба между двумя началами: утилитарной целью, которой служила одежда — скрывать наготу, защищать от холода, и ее эстетической функцией — украшать.

Традиционная народная одежда, не подвластная моде, сочетала в себе оба эти начала. Она была красивой — по понятиям не одного поколения людей, удобной — по их представлениям об удобстве. И потому она была стабильной.

Так что наблюдение точное.

Но вот наступили петровские времена. И повелел царь «бороды брить, отменил старинныя, русския одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кавтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафорки и самары, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать».

Это было вызвано, по мнению автора, тем, что люди стали иначе жить и общаться, женщинам, прежде не покидавшим своего дома, было приказано появляться в собраниях, и одеваться требовалось по моде. Сейчас далеко не каждый сможет вразумительно объяснить, как выглядела, к примеру, телогрея, привычная в стародавние времена одежда.

Но для женщин петровских времен и прическа «фонтанж», как называет ее Щербатов, тоже нуждалась в пояснениях. Мода приносила свои термины, составляла свой словарь — она всегда нуждалась в переводчике. Как, впрочем, и теперь. Немецкий костюм — вполне объективно — был удобнее для деятельности человека.

Возможно, и вся новая мода тогда провозглашалась как самая практичная, как единственно отвечающая духу времени, времени преобразований и строительства.1

Впрочем, Щербатов подмечает не без иронии, что мода потребовала жертв: на сооружение «фонтанжа» требовалось трое суток, и бедные женщины «должны были до дня выезда сидя спать, чтобы убору не испортить».

Одежды становились все более изысканными и дорогими, хотя сам Петр «кроме простых кавтанов и мундиров никогда богатых не нашивал». «И беднейший человек ныне того носить нестанет», — заключает Щербатов уже с позиций своего времени.

Правда, он тут же объясняет, что Петр «имел себе в предмете, чтобы великолепием и роскошью подданных побудить торговлю, фабрики и ремеслы». Уже тогда, с первых своих шагов, мода была  катализатором развития промышленности, которую нынче называем «легкой».

Хотя одновременно автор памфлета отмечает и то, что мода вызвала стремление к роскоши: «моды хотя долго продолжались, однако оне были, и по достатку своему оные уже их чаще, нежели при прежних обычаях делали».

Все это звучит весьма современно. И в наши дни, когда мода стала меняться с головокружительной скоростью, она так же способствует повышенному интересу к вещам, придавая им престиж, которого они вряд ли заслуживают.

Отмечает автор и другое любопытное обстоятельство: едва возникла мода, как сразу же появились сословные ограничения. То, что было дозволено императрице, не разрешалось никому другому. Только она одна могла «убирать алмазами обе стороны головы», все прочие — только левую.

«Запрещено стало носить горностаевые меха с хвостиками, которые одна она носила». Уже в те времена понимали престижность модной одежды, и те, кто обладал властью, не позволял тиражировать свои туалеты.

Роскошь двора, увлеченного модой, стала «из меры выходить», и уже императрица Анна издает указ, запрещающий ношение золота и серебра на платье, «а токмо позволено было старое доносить, которыя платья и были запечатаваны».1

Но процесс продолжался, несмотря на запреты. Мода расточительна — она и была такой с момента своего появления. Во времена Елизаветы «подражание роскошнейшим народам возрастало и человек делался почтителен по мере великолепности его житья и уборов».

Роскошь в одеждах превзошла все пределы, «часто гардероб составлял, почти равный капитал с прочим достатком, какого придворнаго или щеголя, а и у умеренных людей онаго всегда великое число было».

«Да можно-ли было сему иначе быть, — продолжает Щербатов, — когда сам Государь прилагал все свое тщание, к украшению своей особы, когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по два и по три на день…» И добавляет о «Государе» — Елизавете: «…

Стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платьев после нее осталось». «Стыжусь сказать» — но мы-то знаем, что около 8 тысяч платьев! Мода и тогда могла кружить головы… Главные черты нового для описываемого времени явления — моды — можно заметить здесь без особого труда.

И в этом отношении она мало изменилась за более чем три прошедших с тех пор столетия. Мы без труда узнаем в ней характерные черты — и те, что делают ее привлекательной, и те, что кажутся нам нелепыми и смешными иногда только потому, что нас увлекает нечто совсем другое (но ведь и оно может показаться нелепым и смешным уже нашим внукам).

С первых шагов мода способствовала развитию промышленности. Отражала свое время и образ жизни людей своей эпохи. Влияла на нравы, на поведение, хотя при этом оставалась как бы в стороне — люди сами попадали в ее сети, и притом не без восторга и радости. Она заставляла людей больше думать о внешней красоте, престижности и забывать о других, духовных, ценностях, что Щербатов назвал «повреждением нравов». И это, разумеется, только часть «вины» и «заслуг», которые, как считают, несет мода. 1

Источник: https://www.referat911.ru/Kulturologiya/moda-kak-sociokulturnyj-fenomen/136702-2088185-place1.html

Scicenter1
Добавить комментарий