АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»: Критическому разбору многочисленных определений понятия «адаптация»

Анализ понятия «адаптация» в современной научной литературе

АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»: Критическому разбору многочисленных определений понятия «адаптация»

В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследование проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обосновано и логично может претендовать понятие «адаптация».

Прежде чем приступить к анализу различных подходов адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму.

Существует множество определений адаптации, как имеющий общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного их множества уровней – от биохимического до социального.

Термин «адаптация» появился впервые в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [18, с. 79].

В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации:

— К. К. Платонов считает, что адаптация это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию [5, с. 36];

— по мнению А. А. Налчаджяна, адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности [37, с. 21];

— в общей психологии А. В. Петровский, Р. С. Немов, одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [45, с. 21];

— психологические словари определяют адаптацию как приспособление функций организма, его органов и клеток к условиям среды [46, с. 12].

В современной научной литературе проблема адаптации рассматривается в различных направлениях: биологическом, физиологическом, педагогическом, психологическом, социологическом.

С возникновения в стране новых социальных, экономических и политических отношений особенно остро стоит проблема социальной адаптации. Встает необходимость личностного роста человека, развития его мировоззренческих позиций и изменений социально-психологических установок.

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме свидетельствует так же о многообразии взглядов в определении понятия социальная адаптация. Необходимо отметить, что социальная адаптация широкое понятие. Оно включает в себя адаптацию к микросоциуму, в том числе к условиям лицея и к вновь сформировавшемуся коллективу.

Ключевым в определении данного понятия является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность выступает, как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей и адаптируемой стороной.

В социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды [49, с. 17].

В социологическом справочнике дается следующее определение понятия социальная адаптация – это активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды [50, с. 10].

В психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой — как результат этого процесса [46, с. 11].

Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная адаптация – это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [42, с. 24].

По мнению Е. П. Никитина, Н. Е. Харламенковой социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказания социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям [20, с. 45].

Л. В. Мардахаев трактует это понятие как активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [51, с. 12].

М. А. Галагузова дает понятие социальная адаптация как процесс освоения ребенком механизма ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность в социальные отношения [14, с. 37].

Рассматривая это понятие, не следует отделять психологический аспект от социального аспекта, т.к. адаптация является комплексным феноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную.

Социально-психологическую адаптацию принято рассматривать как процесс взаимодействия личности и социальной среды. Так, А. А.

Налчаджян определяет социально-психологическую адаптацию как состояние взаимодействия личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа. Переживает состояние самоутверждения и свободного выражения творческих способностей [37, с. 21].

Механизм социальной адаптации выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активности личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при которой происходит формирование и осознание своей социальной принадлежности и роли. Существуют и такие механизмы социальной адаптации личности, как: когнитивный включающий все психические процессы, связанные с познанием – ощущение, восприятие, представление, память, мышление и т.д.; эмоциональный, включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния; поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике [3, с. 78].

В исследовании проблем социальной адаптации можно выделить три направления. Первое связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. В рамках этого направления социальная адаптация трактуется как результат, выражающийся в равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды).

процесса описывается обобщенной формулой: конфликт – тревога — защитные реакции. В рамках этого направления конфликт рассматривается как следствие несоответствия потребностей личности ограничивающим требованиям окружающей среды. Результатом конфликта является актуализация состояния личностной тревоги.

Реагируя на тревогу и нарушение внутреннего равновесия, «эго» мобилизует личностные ресурсы. Включаются защитные реакции, которые преимущественно действуют на бессознательном уровне. Важно подчеркнуть, что степень адаптированности личности при данном подходе определяется характером ее эмоционального самочувствия.

Вследствие этого выделяется два уровня адаптации: адаптированность и неадаптированность. Адаптированность при этом связывается с отсутствием у личности тревоги, неадаптированность – с ее наличием [22, с. 32].

Второе направление представлено работами, в которых целью является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося определенных необходимых личностных качеств.

В этом подходе критикуется понимание адаптации в рамках психоаналитической модели и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт – фрустрация – акты приспособления.

Причем конфликт возникает при рассогласовании реальности не с любыми потребностями личности вообще, а лишь с фундаментальными.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А.

Маслоу, критериями конструктивных реакций являются детерминации их потребностями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия и т.д. Эти реакции неосознаются и направлены на устранение неприятных переживаний из сознания, реально не решая самих проблем. По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

В рамках направления исследований социальной адаптации, связанного с гуманистической психологией, процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Критерий же здесь эмоционального самочувствия хотя и остается, но рассматривается как вспомогательный.

Выделяют два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация – с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

Третий подход в исследовании данной проблемы связан с концепциями «когнитивной психологии» личности. Формула та же: конфликт – угроза – реакции приспособления. Однако содержание иное.

Предполагается, что если в процессе информационного взаимодействия со стороны личности сталкивается с информацией противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации.

Это расхождение (когнитивный диссонанс) и переживается как состояние дискомфорта (угроза). Угроза, в свою очередь, стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса [22, с. 34].

В этом подходе выделяются два уровня адаптации: адаптация и дезадаптация. Адаптированность связывается с отсутствием переживания угрозы, дезадаптация – с выраженным эмоциональным переживанием.

Независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект этого процесса.

Адаптация – это процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон).

С социологической точки зрения адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением: согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, социальная адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом [30, с. 86].

Данный процесс протекает на трех уровнях:

-общество (макросреда) – адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-, экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

-социальная группа (микросреда) – адаптация человека или, наоборот, несовпадение интересов человека с социальной группой;

-сам индивид (внутренняя адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Адаптационные изменения представляют собой сознательные изменения, через которые проходит личность в результате перемены ситуации. Поэтому сознание является средством социальной адаптации человека. «Сознание, — пишет И. Д. Калайков, — это социоадаптированный механизм, благодаря которому человек отличается от животных предков» [39, с. 112].

Адаптация организма к социальной среде есть не только и не столько причина, сколько следствие развития сознания.

Относительно социальной среды можно утверждать, что сознание определяет уровень социальной адаптации: чем выше уровень сознания, тем выше приспособляемость человека к позитивным социальным требованиям, которые принимаются как требования к себе, к системе собственных ценностей [24, с. 95].

Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации [1, с. 57].

С точки зрения субъект-объектного подхода социальная адаптация – это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей или, как говорил Адлер, «централизация на полезной стороне жизни», что ведет к формированию чувства собственной ценности.

Особенности процесса адаптации зависят от структуры потребностей и мотивов, степени адекватности самооценки индивида. Поэтому отечественные и зарубежные исследователи (Г. С. Дудин, С. Рос, Р. Лазарус, И. А. Милославова и др.) выделяют два типа социальной адаптации: активную и пассивную:

-активный тип – характерным для него является преобладание активного воздействия индивида на группу (социальное окружение);

-пассивный тип – определяется пассивным, комфортным принятием целей и ориентации группы [35, с. 146].

Характеризуя адаптацию как психологическое и социальное явление, следует отметить, что она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, при этом наиболее интенсивно проявляется в периоды кардинальных изменений деятельности человека и его окружения [5, с. 34].

Рассматривая различные стороны процесса приспособления, исследователи выделяют различные критерии адаптированности. Ф. Б. Березин – психоэмоциональное состояние, И. К. Кряжева – деловую включенность и эмоциональное самочувствие.

Часто выбирают критерием адаптированности и состояние психического здоровья (например, Л. Г. Красковская или Ю. А. Александровский), где отсутствие невротических реакций и аффективной возбудимости является признаками адаптированности.

Критерии адаптации можно разделить на внутренние и внешние или субъективные и объективные (О. И. Зотова, И. К. Кряжева), что подчеркивает две стороны адаптации.

Единого подхода к выделению критериев на современном этапе нет. Большинство подчеркивают комплексный характер адаптационного процесса, отмечают необходимость учета нескольких критериев. Так, например, А. Н.

Жмыриков использует следующие критерии адаптированности: выходные параметры деятельности; степень интеграции личности с макро- и микросредой; степень реализации внутриличностного потенциала и эмоциональное самочувствие (отсутствие синдрома психоэмоционального напряжения) [29, с. 35].

В ходе адаптации осуществляется не только приспособление подростка к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; он входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате этого процесса формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Задача социального педагога стремиться создать условия, чтобы подросток справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупредить и не допускать проявление тяжелой адаптации.

А также необходима такая организация жизнедеятельности в новом образовательном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к новому коллективу.

Исходя из анализа различных подходов, в данном исследовании под адаптацией понимается процесс приспособления старших подростков к условиям образовательного учреждения.

Он проявляется в диалектическом единстве физиологической адаптации (приспособление организма к новым нагрузкам), психологической адаптации (формирование новых психологических установок и навыков), социальной адаптации (установление оптимального взаимодействия со средой и привыкание к новому коллективу), педагогической адаптации (приспособление к новой системе обучения).

Критериями адаптации отечественный исследователь В. Н. Литовченко выделяет:

— положение, занимаемое индивидом в группе, коллективе, его социальный статус (низкий социальный статус свидетельствует о нарушении социально-психологической адаптации);

— продуктивность и эффективность деятельности;

— эмоциональные переживания человека как субъекта деятельности (отношение к результатам своей деятельности, к самому ее процессу, к успеху или неудаче в ней);

— эмоциональные переживания человека как субъекта межличностного общения (отношение к реальному социальному статусу в группе, удовлетворенности межличностными контактами);

— адекватная самооценка;

— интеграция индивида и среды (отождествление себя с ценностями, традициями, взглядами окружающего социального слоя) [31, с. 66].

Анализ современной литературы по данной проблеме показал, что адаптация – это процесс, в результате которого человек приспособляется к новым условиям жизни. Различают адаптацию психологическую, биологическую, социально-психологическую, социальную.

Социальная адаптация, как один из видов адаптации – означает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и организациям, социальным институтам, выступающих в качестве среды жизнедеятельности.

Социальна адаптация, включает в себя адаптацию к микросоциуму, т.е. к условиям лицея и к вновь сформировавшемуся коллективу. В исследовании проблемы социальной адаптации можно выделить три направления.

Смысл адаптационного периода в образовательном учреждении состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации, более интенсивным.

Важно создать условия, чтобы подросток справлялся с трудностями привыкания к новой среде на уровне легко адаптации, это приведет к безболезненному приспособлению к новым условиям и позволит сформировать положительное отношение к новому коллективу.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что адаптация это активное приспособление к условиям социальной среды.

Исходя из анализов различных подходов, в данном исследовании под адаптацией понимается процесс приспособления старших подростков к условиям образовательного учреждения, который проявляется в единстве физиологической, психологической, социальной, педагогической адаптации.

Особенности этого процесса адаптации зависят от структуры его потребностей индивида, мотивов, степени адекватности его самооценки, адаптационных способностей (индивидуально психологические особенности личности), а также его возраста. Поэтому необходимо рассмотреть особенности процесса адаптации старших подростков.

.

Источник: https://mylektsii.ru/11-53202.html

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428

АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»: Критическому разбору многочисленных определений понятия «адаптация»
1 Попцов А.Н. 1Суровикина С.А. 2 1 Лысьвенский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Лысьва, Россия (618900, г. Лысьва, Пермский край, ул. Ленина, 2),2 Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия (644043, наб.

Тухачевского, 14) В статье рассматриваются проблемы обучения студентов первого курса в условиях филиала техниче-ского вуза. Необходимым условием получения качественного профессионального образования является раз-работка и внедрение методической системы, способствующей успешной учебной адаптации первокурсников.

В статье рассмотрены связи между понятиями адаптация, адаптируемость, адаптивность и адаптиро-ванность. Приведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы по внедрению методической системы учебной адаптации студентов первого курса. Приведены результаты статистической обработки данных, полученных в педагогическом эксперименте.

Показана необходимость и возможность периоди-ческого педагогического мониторинга учебной адаптации по четырем критериям: уровень мотивации к учению; степень сформированности общих учебных умений; степень сформированности знаний и уме-ний по физике; стадия и уровень сформированности естественнонаучного мышления. диагностика адаптации первокурсников 1. Варламова И.А.

Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2006. — 22 с.
2. Грибов В.Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Тюмень, 1999. — 23 с.
3. Карасова И.С.

Адаптивная направленность процесса обучения физике как фактор формирования компетентности будущего учителя // Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей физики : материалы 41-й Зональной научно-практической конференции, 16-17 ноября 2010 г. — Омск : Полиграфический центр КАН, 2010. — С. 36-38.
4. Кудинова И.Н.

Профессиональная и социально-психологическая адаптация первокурсников к вузовскому образу жизни // Социалистический образ жизни и коммунистическое воспитание студентов : материалы III научно-практической конференции. — Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1982. — С. 70-75.
5. Лежнева М.С.

Игра как средство развития мотивационной готовности будущих специалистов в области компьютерных технологий к межпрофессиональному взаимодействию // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 5. — URL: www.science-education.ru/99-4854 (дата обращения: 16.12.2011).
6. Попцов А.Н.

Методическая система учебной адаптации первокурсников в процессе обучения физике в условиях филиала технического вуза // Мир науки, культуры, образования (Научный журнал, рекомендованный ВАК РФ). — № 4 (23), август 2010. — С. 164-165.
7. Суровикина С.А.

Теория деятельностного развития естественно-научного мышления учащихся в процессе обучения физике: теоретический и практический аспекты : монография. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006. — 238 с.
8. Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла // Физика. Первое сентября. — 2006. — № 16. — С. 3-4.

Адаптация студентов в филиалах технических вузов, расположенных в малых городах России — это многоплановый психолого-педагогический процесс, который является одним из этапов социальной адаптации личности и включает в себя ряд отдельных адаптационных процессов, в том числе учебную адаптацию.

Успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе — залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Процесс адаптации изучается на стыке различных наук и носит междисциплинарный характер. Рассмотрение проблемы учебной адаптации в техническом вузе осложняется наличием разнообразных определений и трактовок понятия «адаптация».

В словарях и энциклопедиях приводятся следующие определения: адаптация (лат. аdapto — приспособляю)процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Адаптацией иногда называют и результат такого процесса наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды.

Адаптация в психологии исследуется на разных уровнях: на психофизиологическом — как приспособление (П.К. Анохин, Ф.Б. Березин, В.П. Казначеев и др.

), на социально-психологическом — как перестройка взаимодействия человека с меняющейся социальной средой (В.Г. Асеев, Г.А. Балл, А.А. Налчаджан и др.

), на профессиональном — как перестройка профессиональной деятельности в соответствии с новыми условиями (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.).

В своих исследованиях А.Н. Жмыриков понимает адаптацию как «процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и среды, реализации внутриличностного потенциала в конкретной жизнедеятельности при благоприятном эмоциональном самочувствии».

Вместо понятия «адаптация» часто используют понятие «приспособление», но еще в 1980-1983 гг. в своих работах А.Г.

 Мороз дает определение понятию «приспособление» — «усвоение требований конкретной ситуации», а «адаптация» — «стабильное решение хорошо организованных способов решения преодоления проблем». В своих исследованиях И.С.

 Карасова обращает внимание на то, что понятия «адаптация», «приспособление» и «привыкание» хотя и связаны, но не тождественны, так как адаптация связана с законами и правилами взаимной адаптации и законами трансформации [3].

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, под адаптацией мы понимаем процесс взаимодействия среды и личности, обеспечивающий устойчивое и целенаправленное реагирование на изменяющиеся условия внешней среды для реализации самооценки и притязаний.

Механизм адаптации может быть представлен следующим образом: изменение внешней среды требует ориентировки в новых условиях. Формируя некоторую программу поведения и деятельности, человек пробует себя, свои способности и возможности, таким образом, идет процесс адаптации (В.И. Аксенова).

Мы согласны с выводами В.Н.

Грибова, который отмечает, что «адаптация студента — это не только приспособление личности к относительно стабильным или постоянно изменяющимся условиям вузовского образования, но и более сложный, хотя и реже встречающийся процесс активного приспосабливания личностью внешней среды к своим индивидуальным интересам, склонностям, качествам» [2]. В этом случае можно говорить о существовании обратной связи между личностью и средой. Как известно из законов кибернетики, обратная связь делает сложную систему, которой является человек, более устойчивой и целенаправленной.

В жизни каждый человек не раз является участником процесса адаптации. В контексте нашего исследования нас интересует адаптация студентов первого курса.

«Адаптация первокурсников это, прежде всего, адаптация к образу жизни студенчества, т.е. совокупности наиболее типичных форм жизнедеятельности.

Основное содержание деятельности студентов составляет учеба, участие в общественно-политической практике, интенсивное общение и т.п.», — полагает в своей работе И.Н. Кудинова [4].

На наш взгляд, первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа является важной предпосылкой для дальнейших достижений студента.

Отсюда возникает необходимость комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период.

Адаптация студентов к обучению в вузе представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов. В свою очередь, адаптационный процесс связан с решением целого спектра различных проблем.

Учитывая, что кризисность адаптационного периода первокурсников связана с большим количеством отчислений студентов из-за академической задолженности, мы особую роль отводим учебной адаптации.

В своих исследованиях К.Г. Тротт под профессиональной (учебной) адаптацией понимает «вид социальной адаптации, связанной с установлением оптимальных отношений между личностью и требованиями конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональную адаптацию можно характеризовать с позиции формирования нового жизненного стереотипа личности, обусловленного вхождением ее в новый коллектив, усвоением коллективных трудовых норм и ценностей, осмыслением значимости традиций коллектива, преодолением противоречий между результатами труда и профессиональной подготовленности». В своих исследованиях адаптации студентов младших курсов к профессиональному образованию в техническом вузе И.А. Варламова считает «профессиональную адаптацию как один из видов социальной адаптации — процесс творческого приспособления личности к условиям, содержанию и требованиям профессионального труда» [1].

На наш взгляд, стоит отделить профессиональную адаптацию от учебной. Проблема учебной адаптации должна быть решена в течение первого, максимум — второго курса, а профессиональная адаптация происходит в течение всего срока обучения.

Под учебной адаптацией студентов мы понимаем часть профессиональной адаптации, в процессе которой студенты — первокурсники приобретают обобщённые учебные умения для успешного обучения и принятия решения получить профессиональную квалификацию, а также как процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с условиями вузовской среды. В этом определении мы используем понятие «обобщённые учебные умения», которое было введено А.В. Усовой [8], т.к. оно является ключевым в современных условиях в связи с введением ФГОС и акцентирует внимание на содержательно-операционном аспекте процесса адаптации студентов первого курса в процессе обучения физике.

У адаптации можно выделить три взаимосвязанные стороны — адаптивность, адаптируемость и адаптированность личности, социальной группы и социальной среды. Адаптивность — способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.

Под адаптивностью личности мы понимаем способность студентов первого курса адаптироваться к учебному процессу в условиях вуза. Адаптируемость — изменение поведения с целью повышения эффективности работы, в свете новой информации, изменения ситуации и окружения.

Адаптируемость студентов первого курса — изменение отношения к учебному процессу и приобретение учебных знаний, навыков и умений в новых для них условиях с целью повышения эффективности обучения.

Адаптированность социально-психическую можно охарактеризовать как «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же — это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности (А.А. Налчаджян).

Продолжительность адаптации измеряется временем, исчисляемым от начала учебных занятий студента до его полного освоения в вузе. Естественно, длительность адаптации варьирует применительно к каждому конкретному студенту, однако можно говорить о продолжительности процесса адаптации студентов безотносительно к его индивидуальному протеканию.

Учебная адаптация непосредственно зависит от организации условий учебного процесса. Она протекает при взаимодействии студента и преподавателя и имеет свое инструментальное выражение в учебной деятельности. Учитывая точки зрения В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н.

Леонтьева и Д.Б.

Эльконина о структуре учебной деятельности, можно сказать, что в компонентный состав внешней структуры учебной деятельности входят: учебная мотивация, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта; учебная цель; учебная проблема, задача, которая принимается обучаемым; решение учебной задачи посредством учебных действий и операций; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждый компонент выполняет определенную функцию, и отсутствие любого приводит к замедлению адаптации первокурсников.

Например, М.С. Лежнева делает акцент на развитие мотивационной готовности к межпрофессиональному взаимодействию при реализации принципа адаптивности, который «реализуется через личностную значимость отбираемого для занятия материала, т.е.

материал изучаемых дисциплин должен касаться тех проблем, которые волнуют студентов в настоящее время, рождать вопросы к себе, затрагивать эмоциональную сферу.

При этом содержание образования должно опираться на предшествующий субъектный опыт обучаемого и предусматривать возможности его преобразования» [5].

Нами разработана методическая система учебной адаптации студентов первого курса в процессе обучения физике в условиях филиала политехнического университета [6].

Для системного отражения динамики развития базовых показателей (количественных характеристик) адаптации первокурсников к учебному процессу мы предлагаем использовать мониторинговую карту, представленную в таблице 1.

Таблица 1 Мониторинговая карта исследования адаптации

ПоказателиДиагностический инструментарийМетоды сбора информацииПериодич-ность, срокиФорма представления
УровеньадаптированностиАнкетаАнкетированиеНачало и конец первого курсаТаблицаигистограмма
Уровень мотивации к учениюОпросник(А.А. Реан, В.А. Якунин), наблюдениеОпрос, наблюдение, беседаВ начале 1,в конце 1 и 2,в начале 3 семестровКарта наблюдения, таблицаи диаграмма
Степень сформированности общих учебных уменийСистемадидактическихзаданийНаблюдение, пооперационный анализТаблицаидиаграмма
Степень сформированности знаний и умений по физикеТест по физикеТестирование, поэлементный и пооперационный анализТаблицаидиаграмма
Стадия сформированности естественно-научного мышления (ЕНМ)Критериально-ориентированный тест ЕНМ(Г.А. Берулава,А.В. Усова)ТестированиеТаблицаидиаграмма

Для объективного анализа и оценки уровня учебной адаптации студентов первого курса в процессе обучения физике мы исследуем следующе критерии: 1) уровень мотивации к учению; 2) степень сформированности общих учебных умений; 3) степень сформированности знаний и умений по физике; 4) стадию и уровень сформированности естественно-научного мышления. Результаты общего уровня учебной адаптации, рассчитанные по этим критериям, приведены в таблице 2.

Таблица 2 —Сравнительные данные уровней учебной адаптации студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группы

СрезГруппаПроцент студентов, %
высокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
НулевойКГ44354
ЭГ24850
ПервыйКГ65935
ЭГ97022
ВторойКГ155728
ЭГ266311
ТретийКГ355015
ЭГ65304

Необходимо отметить важность использования критериально-ориентированного теста естественно-научного мышления, по которому можно судить не только о сформированности этого мышления, но и, как показала С.А. Суровикина, о наличии обобщённых умений.

Так, если у обучающихся сформированы системные физические знания, метапредметные знания (знания о планах обобщенного характера изучения структурных элементов физических знаний, о структуре определения понятий через род и вид, о плане деятельности по выполнению эксперимента, алгоритмах решения разных типов физических задач), обобщенные экспериментальные умения и обобщенные умения решать физические задачи, то их мышление развито до теоретического уровня [7].

Для отражения результативной стороны процесса адаптации мы проводим анкету адаптированности к учебной деятельности в конце и в начале первого курса. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 Сравнительные данные уровней адаптированности к учебной деятельности студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп

СрезГруппаПроцент студентов, %
высокий уровеньсредний уровеньнизкий уровень
Начало 1 курсаКГ87022
ЭГ116623
Начало 2 курсаКГ28648
ЭГ56413

Высокий уровень адаптированности к учебной деятельности показывает, что студент легко осваивает учебные предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.

Средний уровень — студент в основном осваивает учебные предметы, в срок выполняет учебные задания, но бывает удовлетворен любой положительной оценкой; может обратиться за помощью к преподавателю, может проявить свою индивидуальность и способности на занятиях, но активности не проявляет.

Низкий уровень — студент с трудом осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может задать вопрос преподавателю.

По многим изучаемым предметам он нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою индивидуальность и способности на учебных занятиях.

Данные, приведенные в таблицах 2 и 3, были проверены при помощи методов математической статистики c использованием критерия Пирсона χ2 и подтвердили необходимость оценки уровня учебной адаптации по четырем критериям и доказали недостаточность проведения только анкетирования адаптированности к учебной деятельности. В результате проведенного эксперимента по применению методической системы учебной адаптации студентов первого курса в условиях филиала технического вуза мы получили данные, которые подтверждают эффективность ее применения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: на учебную адаптацию студентов первого курса влияют индивидуальная адаптивность и адаптируемость.

Для объективного анализа и оценки уровня учебной адаптации студентов первого курса в процессе обучения физике недостаточно проведения анкетирования адаптированности, а необходим систематический педагогический мониторинг по критериям: уровень мотивации к учению; степень сформированности общих учебных умений; степень сформированности знаний и умений по физике; стадия и уровень сформированности естественно-научного мышления. Применение методической системы учебной адаптации в процессе обучения физике способствует адаптированности первокурсников.

Рецензенты:

  • Шефер О.Р., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения физике ФГОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск.
  • Яворук О.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики и ОТД, ФГОУ ВПО «Угорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск.

Библиографическая ссылка

Попцов А.Н., Суровикина С.А. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ» И ЕЕ ДИАГНОСТИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ ФИЛИАЛА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5682 (дата обращения: 04.02.2020).

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5682

Понятие «адаптация» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»: Критическому разбору многочисленных определений понятия «адаптация»

«Адаптация» — междисциплинарное понятие.

Понятие адаптации — одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек—среда» [19].

Термин «адаптация» от лат. adaptare — приспособлять — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условия.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей.

Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации.

Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи.

Социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре.

В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида [25].

В российской литературе встречается следующее определение социальной адаптации (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный) — 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса [17]. С.С.

Степанов предлагает несколько иное толкование данному понятию. Адаптация социальная — активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться с середины 60-х годов прошлого века, однако при этом сам этот термин понимался различными авторами неодинаково. Н. Никитиной социальная адаптация трактуется как «интеграция личности в сложившуюся систему социальных отношений» [24, С. 54; 25].

Такое определение, по нашему мнению, не учитывает специфических особенностей социального взаимодействия, в котором обе стороны (социальная среда и человек) обоюдно активны. Так, по Ж.

Пиаже, процесс социальной адаптации выступает как «единство процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды), т.е. как двусторонний процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды» [44, С. 437].

В работе И.А.

Милославовой также отмечается объективно-субъективный характер адаптации (приспособление и приспосабливание) и указывается, что благодаря социальной адаптации «человек усваивает необходимые для жизнедеятельности стандарты, стереотипы, с помощью которых активно приспосабливается к повторяющимся обстоятельствам жизни» [21, С.132]. По мнению Т.Н. Вершининой, если «социальная среда активна по отношению к субъекту, то в адаптации превалирует приспособление; если же во взаимодействии доминирует субъект, то адаптация носит характер активной деятельности» [9, С. 262]. С.Д. Артемов определяет социальную адаптацию как «процесс приспособления личности к существующим общественным отношениям, нормам, образцам, традициям общества, в котором живет и действует человек» [1, С. 135-136].

По мнению М.Р. Битяновой, адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Следовательно, адаптированный ребенок — это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде [3, С. 3].

Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению [38, С. 46; 47, С. 13]. Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие:

1. С поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность.

2. Особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в школе [38, С. 46].

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М.Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень адаптации — ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает объяснения и указания учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средней уровень адаптации — ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но только когда занят чем-то интересным для него, поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации — ученик отрицательно или индиферентно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль, сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, пассивен, близких друзей не имеет.

Следует выделить условия, обуславливающие высокий уровень адаптации: полная семья, высокий уровень образования отца и матери, правильные методы воспитания в семье, отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма родителей, положительный стиль отношения учителя к детям, функциональная готовность к обучению в школе, благоприятный статус ребенка до поступления в первый класс, удовлетворенность в общении со взрослыми, адекватное осознание своего положения в группе сверстников. Влияние неблагоприятных условий на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников, низкий уровень образования отца и матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма родителей, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, отрицательный стиль отношения учителя к детям, неполная семья [17; 33, С. 48-62].

Ряд авторов (Ковалева Л.М., Ю.А. Александровский и др.) выделяют пять подгрупп детей, у которых по-разному протекает процесс адаптации.

Подгруппа I — «Норма». На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:

· хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;

· успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;

· не жалуются на ухудшение состояния здоровья — психического и соматического;

· не проявляют асоциальных форм поведения.

Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом происходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность.

Подгруппа II — «Группа риска» (возможно возникновение школьной дезадаптации), требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения.

Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личностного плана, у учащегося возрастает уровень тревожности и напряженности как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношений.

Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.

Подгруппа Ш — «Неустойчивая школьная дезадаптация». Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.

Подгруппа IV — «Устойчивая школьная дезадаптация».

Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак — асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т.д.

В самой общей форме, отклоняющееся поведение школьника — всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения.

Подгруппа V — «Патологические нарушения». Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания.

К таким проявлениям патологических состояний можно отнести: психические (задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства) или соматические (наличие стойких физических недугов: нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т.д.) [2].

Источник: https://studbooks.net/505111/psihologiya/ponyatie_adaptatsiya_trudah_otechestvennyh_zarubezhnyh_issledovateley

Междисциплинарный подход к анализу понятия социальная адаптация

АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «АДАПТАЦИЯ»: Критическому разбору многочисленных определений понятия «адаптация»

В статье рассмотрена история возникновения понятия социальной адаптации. Авторами исследовано развитие представлений о социальной адаптации в разных науках. Проведен анализ различных подходов к изучению понятия адаптация. Проанализированы понятия механизма и процесса адаптации.

Понятие адаптации является междисциплинарной, интегративной категорией, применяющейся в биологии, физиологии, антропологии, географии, философии, экономике, культурологии, юриспруденции, лингвистике, кибернетике, психологии, социологии и других науках. Впервые термин «адаптация» был введен немецким физиологом Г.

Аубертом в 1865 году, в переводе с латинского «adaptatio» — приспособляю. В конце XIX века представители органической школы (Г. Спенсер, П. Лилиенфельд, А. Шеффле и др.) начали использовать понятие «адаптация» в социальных науках.

Проводя аналогию между обществом и организмом, они рассматривали общество как продукт особой, свойственной только человеку адаптации к окружающей среде.

Понятие «социальная адаптация» было введено в научный оборот американскими социологами У. Томасом и Ф. Знанецки в начале XX века.

Многочисленные определения этого понятия, предлагаемые учеными, не привели пока к принятию единого толкования, без чего термин имеет субъективную основу, что затрудняет оперирование им.

Хотя понятие «социальная адаптация» кажется довольно простым и очевидным, оно часто бывает наполнено различным содержанием. Причина этого кроется в сложном характере понятия, которое в одно и то же время отображает и процесс приспособления субъекта к нормам общества, и результат этого процесса.

Большое влияние на исследование социальной адаптации оказали работы Э. Дюркгейма. Она определила понятие социальной адаптации как внутреннее соответствие индивида существующим в обществе моральным нормам, а также ввел понятие аномии как общего состояния дезорганизации, возникающей при резких общественных изменениях.

Адаптацию с точки зрения рациональности рассматривали М. Вебер, П. Линдсей и Д. Норманн. Согласно рациональному подходу, социальная адаптация входит в потребностно-мотивационную сферу личности. По мнению М. Вебера, критерием адаптации является рациональность и эффективность в достижении цели.

Изучив вариативность моделей поведения человека, он доказал, что способ достижения цели побуждает человека к активным действиям. Поэтому не социальные нормы формируют адаптацию человека, а человек в процессе собственной адаптации оценивает, видоизменяет, развивает социальные нормы. Таким образом, адаптация является одним из механизмов социального прогресса.

Вебер в отличие от Дюркгейма противопоставлял личные интересы общественным.

Весомый вклад в раскрытие понятия социальной адаптации внесли Ф. Знанецкий и У. Томас. Рассматривая социальную адаптацию через усвоение личностного социального опыта, они показали, что процесс адаптации всегда социален.

Процесс приспособления индивида к социальному окружению, определение им ситуации всегда связано в той или иной мере и форме с нормативными (ценностными) предписаниями группы.

Если собственные установки индивида не совпадают с групповыми ценностями, то это порождает социальные девиации в обществе.

В теории Т. Парсонса адаптация является функцией поддержания равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролю над нею. Адаптация при этом может рассматриваться как результирующее состояние стратифицированного общества под влиянием и воздействием комплекса социальных факторов. Т.

Парсонс рассматривает социальную адаптацию как двусторонний процесс, результат активности субъекта и социальной среды. Он считал, что рационализм как главный критерий адаптации ведет к нестабильности, провоцирует социальные конфликты. По мнению Т.

Парсонса, общественный прогресс — это взаимный компромисс, интеграция, а адаптация — это равновесие и стабилизация, общественное спокойствие, полезное и для индивида, и для социума. Р. Мертон критически оценил данный взгляд на адаптацию, т.к. считал, что с точки зрения диалектики развития общество не является равновесным.

Он утверждал, что адаптация человека индивидуально-типична. С точки зрения Р. Мертона, адаптация — это и следование нормам, и отказ от них, это и рациональное поведение, способствующее достижению индивидуальных целей, и иррациональное поведение, препятствующее достижению цели, это и сотрудничество с социумом, и бунт против него.

По его мнению, адаптация выступает как процесс, противоположный социальному прогрессу, им полностью игнорируется роль личности в процессе адаптации.

Г. Спенсер в своей «теории равновесия» понимает адаптацию как устойчивое уравновешивание организма (личности) со средой (обществом), в результате чего происходит усложнение общественного устройства.

Как процесс социализации или приспособления к исполнению определенной социальной роли рассматривает социальную адаптацию Э. Гидденс. Тем самым Э. Гидденс подчеркивает ролевую характеристику процесса адаптации.

С позиции развития личности рассматривают адаптацию личности представители гуманистической психологии К. Роджерс и А. Маслоу. К. Роджерс считал, что каждый человек способен к личностному самосовершенствованию и стремится к этому. Согласно «Я-концепции» К.

Роджерса, степень удовлетворенности человека жизнью и самим собой зависит от того, насколько согласуется между собой его «реальное Я» и «идеальное Я». Он считает адаптацию важнейшим условием исполнения самоактуализации. А. Маслоу внес большой вклад в формирование теории адаптации личности.

По Маслоу, развитие личности есть реализация основных потребностей.

Он разместил потребности человека в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности, на втором уровне находятся потребности в стабильности и защите, выше располагаются потребности в любви и принадлежности к определенной группе (то есть социальные потребности).

На четвертой ступеньке располагаются потребности в уважении, а наиболее высокую ступеньку занимают потребности самовыражения, самореализации. При этом следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени реализованы. Полная адаптация, по теории Маслоу, это реализованная потребность в самореализации.

Согласно точке зрения Р. Линтона одним из важнейших условий выживания, приспособления индивида к новой среде является способность общества предоставлять ему безболезненные выходы из сложившейся ситуации; если общество дезориентирует и подавляет личность в одних направлениях, то оно должно дать ей возможность компенсировать утраченное в других направлениях.

П.С. Кузнецову, удалось успешно систематизировать и классифицировать существующие в зарубежной и отечественной науке подходы к изучению понятия «социальная адаптация»:

  • гомеостатический подход;
  • адаптация как приспособление;
  • адаптация как включение в социальную среду;
  • рациональный подход;
  • адаптация как удовлетворение потребностей субъекта адаптации;
  • адаптация как развитие субъекта адаптации;
  • взаимодействующий подход.

Гомеостатический подход. Под адаптацией как гомеостазом понимается состояние равновесия (баланса, соответствия) между индивидом и окружающей его средой, как внешней, так и внутренней. Понятие равновесия является универсальным для множества наук.

Гомеостатический подход исторически сформировался раньше остальных и поэтому наиболее распространен.

Гомеостаз организма — это слаженное уравновешенное функционирование составляющих его органов и систем, являющееся обязательным условием его жизнеспособности.

Подобным же образом существование человека в обществе является гармоничным лишь при наличии определенной системы социальных связей, взаимоотношений. По разнообразным обстоятельствам иногда эти связи нарушаются. Фактор, который выводит из равновесного состояния, рассматривается как независящая от субъекта ситуация.

Функционирование личности в обществе и ее взаимодействие с окружением осложняется. Принцип адаптации выступает в форме требования к ликвидации конфликтности во взаимоотношениях со средой, нахождению равновесия. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды.

Поведение сводится к реакции воссоздания потерянного равновесия.

У гомеостатического подхода есть недостатки – он не в состоянии объяснить все возможные варианты адаптации, а также естество самой социальной адаптации как социально-исторического процесса.

Этот подход к пониманию социальной адаптации широко применяют в своих трудах Т. Парсонс, Р. Пиаже.

Адаптация как приспособление. Согласно этому подходу целью социальной адаптации является приспособление личности или группы к меняющейся среде, в которой она существует и от которой зависит ее жизнедеятельность. Данный подход к изучению социальной адаптации характерен для Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

Адаптация как включение в социальную среду. В данном случае адаптация представляется как процесс вживания, вхождения индивида в некоторую целостную систему отношений и связей.

Практически имеет место ситуация попадания человека в новые условия: смена места работы или учебы, места жительства, рода занятий, семейного положения и т.д.

Социальная среда с точки зрения этого подхода является динамичным образованием, и поэтому, включения личности происходят непрерывно.

Рациональный подход. Понимание адаптации как рациональности (М. Вебер) значительным образом отличается от предыдущих подходов. В данном случае в качестве основы социальной адаптации предполагается не соответствие личности социальной среде, а целерациональность личности, ее поведения, деятельности.

Конечный итог и назначение адаптации – достижение личностью своих поставленных целей, а показатель успешности социальной адаптации – совокупная величина приложенных для этого усилий. Чем проще и скорее достигаются цели, тем выше, лучше, полнее и успешнее адаптация.

Стремясь реализовать свои потребности, человек приспосабливается к социуму, осваивая социальные институты и усваивая институционализированные способы действий. Если же среда не содействует, а тем более мешает достижению личностных целей, — адаптация к ней не наступает.

Если социальные нормы сходятся с интересами человека – он следует им, если нет – отвергает. Критерием адаптации является рациональность, эффективность в достижении целей.

Адаптация как удовлетворение потребностей субъекта адаптации. Удовлетворенность человека социальной адаптацией интерпретируется как функция соответствия окружающей среды потребностям человека, с одной стороны, и как состояние, определенное референтной группой с другой. Целью, стимулирующей человека заняться собственной адаптацией, является получение удовольствия.

Адаптация как развитие субъекта адаптации. Определение социальной адаптации как развития заимствовано из биологических наук. В биологии адаптация уже давно понимается как развитие, имеется даже специфический термин, связывающий понятия адаптации и развития, — «адаптациогенез».

Развитие личности (социума) выступает как один из косвенных факторов социальной адаптации, который важно учитывать наравне с другими. Следовательно, адаптация и развитие – два различных процесса, каждый из которых осуществляется самостоятельно.

Развитие субъекта является главным критерием, итогом, целью социальной адаптации как в социальном, так и в персональном отношении.

Подходы, рассмотренные выше, можно четко разделить на две различные по содержанию группы: либо первична среда (гомеостаз, приспособление, включение), либо первична личность (рациональность, удовлетворенность, развитие).

Подобное разделение отвечает разработанным в классической социологии двум основным подходам к пониманию субъект-объектных отношений: структурный или объективисткий («холистическая» перспектива) и деятельностный или субъективистский («индивидуалистическая» перспектива).

Первый анализирует социальное действие как простое воспроизводство структурированных контекстов повседневности. Социальным объектам приписывается свое собственное функционирование, независимое и принудительное по отношению к индивиду. Социальная среда представляется самостоятельной реальностью, обеспечивающей человеку социальную адаптацию.

Согласно подходам к пониманию социальной адаптации как к гомеостазу, приспособлению и включению, главную, первичную функцию выполняет социальная среда, относительно которой и оценивается положение личности.

Личность выступает объектом адаптации: изменения социальной среды определяют необходимость и конкретные направления и параметры адаптации, а сама адаптация становится ответной реакцией (активной или пассивной) на дестабилизирующее воздействие.

Согласно деятельностному подходу на первый план выдвигается субъект действия и соответственно момент производства (конструирования) социальной реальности. Социальные объекты выступают как следствия целенаправленного, осмысленного поведения человека.

Последователи данного подхода объясняют процесс адаптации особенностями человека, которые обусловливают специфику процесса адаптации. Понимание адаптации как рациональности, удовлетворенности, развития интерпретирует социальную среду как материал для удовлетворения потребностей человека.

Таким образом, социальная адаптация понимается либо как выполнение человеком требований среды, либо как удовлетворение потребностей и достижение целей человека.

Недостаток объективизма содержится в отрыве от первичного (чувственного) опыта и вещности объективных отношений; недостаток субъективизма – в неспособности каузального объяснения явлений социального мира.

Взаимодействующий подход соединяет эти два различных процесса: с одной стороны взаимодействия – запросы общества, выраженные в нормах, ценностях, с другой – цели и потребности личности, осуществление которых возможно только в обществе.

Такое соединение стремится преодолеть проблему приоритета той или иной стороны, добиться единства и преодолеть пропасть субъектно-объектных воззрений на мир. Во взаимодействующем подходе социальная адаптация осмысливается как взаимодействие личности (группы) и социума.

Социальная адаптация в этом подходе представляется как взаимное согласование требований и ожиданий личности и социальной среды.

На наш взгляд, взаимодействующий подход наиболее полно раскрывает сущность социальной адаптации, т.к. в нем выражается двуединая природа человеческой деятельности, которая, оставаясь адаптивной, становится и преобразующей.

Таким образом, исходя из проведенного анализа научных подходов, социальная адаптация, на наш взгляд, представляет собой процесс взаимодействия, взаимного влияния и взаимного приспособления адаптанта и адаптирующей среды, в результате которого происходит их развитие, устанавливается состояние равновесия и удовлетворяются потребности адаптанта.

Механизм адаптации включает: разновидности и формы адаптации; ее этапы, стадии, уровни; предпосылки, источники, стимулы и др. По мнению Н.А. Свиридова, главное в этом механизме – способы и средства воздействия на процесс и результаты адаптации, используемые как взаимодействующими сторонами процесса адаптации, ее субъектами, так и социальными институтами общества управляющими функциями.

Процессы адаптации отличаются динамичностью, сложностью, разнообразием конкретных, изменяющихся проявлений и характеристик.

Процесс адаптации происходит путем смены одного качественного этапа последующим. При смене этапов наблюдаются изменения в качественных и количественных характеристиках и показателях адаптации.

Изменяется сам характер взаимодействия адаптанта с адаптирующей средой, появляются новые элементы, реорганизуются связи и отношения, модифицируются роли, цели, стратегии и способы адаптации.

Становятся иными потребности и интересы адаптантов, мотивы их деятельности, меняется активность, инициатива и ответственность личности. В процессе адаптации совершается приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей системой норм и ценностей.

По мере адаптации человека к адаптирующей среде изменяется его социально-экономическое поведение, представляющее собой систему взаимосвязанных деяний, которые осуществляются человеком с целью удовлетворения собственных потребностей.

Социальный механизм адаптации характеризуется регулирующей и мобилизационной функциями, которые проявляются в социализации, создании и преобразовании взаимосвязей и взаимообусловленности между адаптивным сознанием и адаптивным поведением.

Адаптивное сознание содержит потребности, мотивы, стимулы, интересы, факторы, побуждающие человека к действию. Когда возникают противоречия между оценкой собственных способностей, ожиданиями и возможностями их осуществления возникает чувство неудовлетворенности, неприспособленности к изменившимся жизненным условиям. Новые социально-экономические условия жизни требуют не только приспособления к ним, но и развития самой личности в соответствии с тенденциями в развитии общества.

По нашему мнению, процесс социальной адаптации включает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих и психологических адаптационных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации.

Процесс социальной адаптации рассматривается в трех структурных уровнях: общество (макросреда); социальная группа (микросреда); сам индивидуум (внутриличностная адаптация). На уровне общества процесс социальной адаптации личности выделяется в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества.

Изучение процесса адаптации на уровне социальной группы помогает вычленить причины, нестыковку интересов индивидуума с социальной группой. Для внутриличностной адаптации характерно стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Неумение адаптировать себя к изменениям социальной среды приводит к конфликтным ситуациям, разрушению ценностных ориентаций или может привести к конформистской позиции.

Таким образом, механизм социальной адаптации, на наш взгляд, это система всех составляющих ее элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих в процессе социальных отношений, оказывающих взаимное влияние друг на друга с целью достижения положительного результата в условиях изменяющейся социальной среды.

Источник: https://novainfo.ru/article/11428

Scicenter1
Добавить комментарий