Анализ потребительских предпочтений Функции полезности. Кривые

10. Предпочтения потребителя и полезность. Функция полезности

Анализ потребительских предпочтений Функции полезности. Кривые

ПРЕДПОЧТЕНИЯ –один из факторов, воздействующих навыбор конкретных благ отдельнымипотребителями.

Благо в теориипотребления– любой объект потребления, доставляющийопределенное удовлетворение потребителю.

Набор благ– совокупность конкретных видов благв определенных объемах, потребляемыхв данный период.

При выборе благ сцелью их покупки потребитель исходитиз достижения наибольшей выгоды приимеющихся возможностях, котораяпредставляет собой меру удовлетворенияпотребностей индивида, т. е. полезность.Покупатель при выборе приобретаемыхблаг обладает определенными индивидуальнымипредпочтениями, но он ограничен вудовлетворении своих предпочтенийбюджетным ограничением.

Полезность –благо U(ютиль) это способ эконом благ удовлетворяющ.1 или несколько чел потребностей.

Функция полезности– этосоотношение между объемами потребляемыхблаг и уровнем полезности, достигаемымпри этом потребителем, т. е. показываетпредпочтения потребителя.

Порядковая(это последовательность для данногонабора в котором распространены группынабора) и количественнаяфункции(оценка разности в уравнении благосостояниякаждого набора. Эта функция позволяетопределить не только общую, но и предельнуюполезность блага).

ПОЛЕЗНОСТЬвыражаетмеру удовлетворения, которое получаетсубъект от потребления блага иливыполнения какого-либо действия.

Полезность имеетсвойство порядковой измеримости, когдаальтернативы могут быть ранжированы,но не имеет свойства количественнойизмеримости.

Различают общуюи предельную полезность.

Общая (совокупная)полезность (ТU)–это удовлетворение, которое получаютпотребители от потребления конкретногонабора благ.

Предельнаяполезность(MU)– это приращение степени полезностипри потреблении или использованиидополнительной единицы блага заопределенный период времени. Предельнойполезностью называют полезность, равнуюприращению, увеличению общей полезностивследствие покупки дополнительнойединицы данного блага.

MU= TU/Q

11. Бюджетное ограничение и кривые безразличия. Кривая Энгеля

Криваябезразличия показываетразличные комбинации 2-х экономическихблаг, имеющих одинаковую полезностьдля потребителя. На рис.5.1(а) показанакривая безразличия (U). По осям откладываетсяколичество блага Х и блага Y, междукоторыми делает выбор потребитель.

Множество кривыхбезразличия называется картой кривыхбезразличия (рис.5.1б). Чем правее и вышерасположена кривая безразличия, тембольше удовлетворения приносятпредставленные ею комбинации благ.Кривые безразличия имеют отрицательныйнаклон, выпуклы относительно началакоординат и никогда не пересекаютсядруг с другом. Поэтому через любую точкуможно провести лишь 1 кривую.

Зона замещения(субституции)–участок кривой безразличия, в которомвозможна эффективная замена одногоблага другим.

Накривой безразличия зона замещенияобозначена отрезком RS (рис.5.2а). Взаимнаязамена благ Х и Y имеет смысл только впределах отрезка RS. Вне отрезка заменаисключается. Два блага выступают какнезависимые друг от друга.

Бюджетноеограничение (линия цен, прямаярасходов) показывает,какие потребительские наборы можноприобрести за данную сумму денег.ЕслиI – доход потребителя, Рх – цена благаХ, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляюткупленные кол-ва благ, то уравнениебюджетного ограничения можно записатьследующим образом:

I = Рх Х + Рy Y.

При Х=0, Y= I/Рy ,т.е. весь доход потребителя расходуетсяна благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находимкол-во блага Х, которое потребительможет купить по цене Рх. Точка касаниякривой безразличия с бюджетнымограничением (точка D) означает положениеравновесия потребителя (рис.5.2б).

КривыеЭнгеля -иллюстрируют зависимость между объемомпотребления благ (C)и доходом потребителя (I)при неизменных ценах и предпочтениях.Названа в честь немецкого статистикаЭрнста Энгеля, занимавшегося анализомвлияния изменения дохода на структурупотребительских расходов.

Наоси абсцисс откладывается уровеньдохода потребителя, а на оси ординат —расходы на потребление данного блага.На графике показан примерный вид кривыхЭнгеля:

E1 —кривая для нормальных товаров;E2 —кривая для предметов роскоши;E3 —кривая для низкокачественных товаров.

12. Норма замещенияи предельная норма замещения. Оптимумпотребителя. Предельнаянорма замещения– кол-во на которое потребитель 1благадолжно увеличив (уменьш.), чтобыкомпенсировать потребителю уменьш.(ув.) потреб. другого блага на 1доп. илипред. ед.полезности.

Итак, кривыебезразличия показывают возможностизамены одного товара другим, а бюджетныелинии – то, что могут себе позволитьпотребители. Какой товарный наборвыберет потребитель?

Первый критерий– тот набор, который находится нанаиболее удаленной от начала координаткривой безразличия, чтобы получитьбольше полезности.

Второй критерий– доход и цены, т. е. потребитель не можетвыйти за пределы бюджетной линии.

Оптимум потребителя предполагает сочетание обоих критериев.

Чтобы найти оптимумпотребителя на графике, необходимобюджетную линию наложить на картубезразличия.

Оптимум потребителяхарактеризует точка касания бюджетнойлинии и кривой безразличия – точка е.Любое отклонение от нее либо снижаетуровень потребления (точки а, в), либонедоступно по средствам (точки d, c).

В точке е вариантотносительно самый дешевый и в рамкахдохода дает наибольшую полезность дляпотребителя. Таким образом, точка ехарактеризует положение равновесияпотребителя.

В точке оптимумавыполняется равенство:

Оно показывает,что соотношение, в котором потребительпри данных ценах способен замещать одинтовар другим, равно соотношению, вкотором потребитель согласен на такуюзамену без изменения уровня полезности.

13.Производствоэкономических благ. Закон убывающейпредельной производительности.Производство– это деятельность по исполнениюфакторов производства с целью достижениянаилучшего результата.

Закон убывающейпредельной производительности, как идругие законы, действует в виде общейтенденции и проявляется только принеизменности применяемой технологиии в короткий отрезок времени.

Для того чтобыпроиллюстрировать действие законаубывающей предельной производительности,следует ввести понятия:

общий продукт:производство продукта с помощью рядафакторов, один из которых являетсяпеременным, а остальные – постоянными;

средний продукт:результат деления общего продукта навеличину переменного фактора;

предельный продукт:приращение общего продукта за счетприращения переменного фактора.

Если переменныйфактор будет приращиваться непрерывнобесконечно малыми величинами, то егопроизводительность будет выражатьсяв динамике предельного продукта, и мысможем отследить ее на графике.

14. Правиламинимизации издержек и максимизацииприбыли. где: MR -предельный доход P-цена L-труд k -капитал.

При MC> MR -прирост выпуска продукции становитсянеэффективным. При MC< MR -фирма увеличивает спрос на факторыпроизводства до тех пор, пока доход отих предельного продукта не уравновеситсяс ценой каждого из применяемых факторов. 

Оптимизация объемапроизводства в условиях максимизацииприбыли А), минимизации убытков Б), ипрекращения производства В).

В условияхсовершенной конкуренции максимизацияприбыли (минимизация убытков) достигаетсяпри объеме производства, соответствующемточке равенства цены и предельныхиздержек.

Рис. показывает,как происходит выбор в условияхмаксимизации прибыли. Максимизирующаяприбыль предприятия устанавливаетобъем своего производства на уровнеQo, соответствующем точке пересечениякривых MR и MC. На рисунке она обозначенаточкой О.

Правило наименьшихиздержек -условие, согласно которому издержкиминимизируются в том случае, когдапоследний доллар , затраченный на каждыйресурс , дает одинаковую отдачу –одинаковый предельный продукт МР. Данноеправило аналогично правилу максимизацииполезности для потребителя.

Источник: https://studfile.net/preview/5841878/page:4/

Функция полезности и ее виды. Бюджетное ограничение

Анализ потребительских предпочтений Функции полезности. Кривые

Инструментами анализа потребительского поведения служат функция полезности, кривая безразличия и бюджетное ограничение. С их помощью находят равновесие потребителя — оптимальный набор товаров потребителя, находящегося в равновесии.

Отношения предпочтения описываются при помощи функции полезности. Если выполняются аксиомы о сравнимости, транзитивности и непрерывности потребительского предпочтения, тогда можно представить отношение предпочтения в виде функции, отражающей зависимость между объемами потребляемых в наборе благ и уровнем полезности, достигаемым потребителем при потреблении этого набора благ.

Функция полезности — это формальное описание целевых установок потребителя, т.е. зависимости уровня полезности от набора потребляемых благ.

Функцией полезности может служить любая функция L/(x), отвечающая следующему требованию: эта функция принимает большие значения для тех наборов благ, которые предпочтительнее с точки зрения потребителя, и одинаковые значения для равноценных наборов благ.

Выделяют аддитивную и общую функции полезности.

Аддитивная функция полезности, основанная на идее о независимости полезностей отдельных товаров и возможности измерения полезности (кардиналистский (количественный) подход):

Количественная функция полезности применяется, когда определяется расстановка и последовательность классов безразличия, и указывается, как оценивается разность в уровнях благосостояния, соответствующих каждому из таких классов.

Общая функция полезности, основана на ординалистском (порядковом) подходе:

где Х( — количество потребляемого г-го блага

Порядковая функция полезности выражает только определенную последовательность, порядок, в котором располагаются классы безразличия или группы равноценных наборов благ (например, от менее предпочтительных к более предпочтительным).

В современном анализе используется в основном порядковая функция полезности, так как порядковый анализ требует менее жестких допущений, чем количественный подход. Потребитель может просто сравнить и упорядочить различные наборы благ с точки зрения их предпочтительности.

С понятием функции полезности неразрывно связано понятие кривой безразличия. Геометрически функция полезности представляет собой способ обозначения кривых безразличия.

Кривая безразличия — линия постоянного уровня удовлетворения потребителя (постоянной полезности) от потребления различных благ.

Кривая безразличия для данного набора товаров показывает геометрическое место точек, которые находятся в отношении безразличия с этим набором. Кривая безразличия задается уравнением UM = const.

Свойства кривых безразличия

  • 1. Через каждую точку в графическом пространстве товаров можно провести одну кривую безразличия, т.е. могут быть найдены другие комбинации товаров, имеющие для потребителя такую же общую полезность.
  • 2. Если наборы х и у не являются эквивалентными, то через них проходят разные кривые безразличия.

Множество всех кривых безразличия образует карту кривых безразличия (рис. 1.1). При переходе от одной кривой безразличия к другой, более удаленной от начала координат, полезность наборов возрастает. Это свойство следует из аксиомы ненасыщаемости.

Рис. 1.1. Кривая безразличия (U) и карта кривых безразличия (U, U]t U2)

  • 3. Кривая безразличия убывает и выпукла по отношению к началу координат.
  • 4. Кривая безразличия имеют отрицательный наклон, так как уменьшение (увеличение) потребления товара X должно быть заменено (компенсировано) увеличением (уменьшением) потребления товара У для сохранения общей полезности набора товаров X и У.

Наклон кривой безразличия определяется предельной нормой замещения (MRS), показывающей объем товара У, от которого должен отказаться потребитель, чтобы увеличить потребление X на единицу при неизменном уровне полезности:

Строго говоря, MRS' иллюстрирует норму обмена, при которой потребитель колеблется, осуществлять обмен или нет. При любой норме обмена, отличной от MRS, у потребителя возникло бы желание обменять один товар на другой. Если же норма обмена равна MRS, потребитель будет оставаться в данной точке.

Приведем примеры некоторых наиболее часто применяемых функций полезности и виды их карт безразличия. При этом будем использовать для одного товара символ х, для второго товара — символу.

1. Товарный набор со стандартными предпочтениями1 [1] [2].

В качестве типичного примера рассматривается функция полезности Кобба — Дугласа:

где х,у — количества товаров; А, а, р —положительные параметры, описывающие предпочтения потребителя.

Кривые безразличия по функции полезности Кобба — Дугласа: в одном случае а = 1/2 и р = 1/2 (рис. 1.2, а), в другом — а = 1/5 и р = 4/5 (рис. 1.2, б).

Рис. 1.2. Кривые безразличия Кобба — Дугласа

2. Совершенные субституты.

Совершенные субституты — товары, являющиеся совершенно взаимозаменяемыми для потребителя. Кривые безразличия для совершенных субститутов представлены на рис. 1.3.

Функция полезности, описывающая такие предпочтения, имеет вид

где х,у — количества товаров; а,Ь — положительные параметры.

Рис. 1.3. Кривые безразличия совершенных субститутов

3. Совершенные комплементы (взаимодополняемые товары).

Эти предпочтения проявляются в совершенной взаимодополняемости благ для потребителя при заданной пропорции данной взаимодополняемости. Полезность потребляемого набора благ растет только при увеличении количества благ х и у, обеспечивающем неизменность такой пропорции.

В качестве примера можно рассмотреть случай левой и правой перчаток: потребителя заботит только число имеющихся у него пар перчаток, поэтому в качестве функции полезности выбирают число пар перчаток. Число имеющихся полных пар есть минимум числа имеющихся у потребителя правых х и левых у перчаток. Вид кривых безразличия представлен на рис. 1.4.

Функция полезности таких предпочтений записывается в виде

где х, у — количества товаров; а, b — положительные величины, обратные долям х, у в потребляемом наборе товаров.

Рис. 1.4. Кривые безразличия совершенных комплементов

4. Благо и антиблаго.

С точки зрения своих субъективных предпочтений индивид может считать вредным или неприятным для себя потребление, даже в малых количествах, какого-либо товара.

Функция полезности в ситуации «благо — антиблаго» имеет вид

U(x,y) = ax-by,

где х,у — количества товаров х (благо) и у (антиблага); а, b — параметры благ х и у соответственно.

Вид кривых безразличия представлен на рис. 1.5. Для представленной ситуации острый перец является «антиблагом», а помидоры — «благом».

Рис. 1.5. Кривые безразличия блага и антиблага

Таким образом, кривые безразличия отражают «субъективную» информацию о предпочтениях потребителя.

Для моделирования потребительского выбора необходимо также соотносить предпочтения потребителя с его бюджетными возможностями.

Бюджетное ограничение — все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на располагаемый бюджет при данных ценах этих товаров.

Бюджетное ограничение для двухпродуктовой модели потребления принимает вид

где 1 — доход (бюджет) потребителя; Ру, Ру — цены соответственно товара х и товара у.

В анализе используются также следующие допущения: цены соответствующих товаров являются известными, заданными величинами, а сами товары х,у являются переменными величинами, потребитель выбирает те значения х и у, которые доступны ему по бюджету.

Линия потребительских возможностей (бюджетная линия) — это линия, показывающая альтернативные сочетания благ, которые могут быть приобретены при данном уровне дохода и цен (рис. 1.6).

Все товарные наборы, расположенные на линии потребительских возможностей (бюджетной линии), доступны для потребителя только при условии полного расходования его денежного дохода /.

Уравнение бюджетной линии

Наклон бюджетной линии измеряется рх/рх— коэффициентом трансформации (коэффициентом преобразования благ), показывающим возможность взаимозаменяемости двух товаров определенного набора при данном уровне дохода и цен.

Рис. 1.6. Бюджетная линия и ее сдвиги

Первоначальное положение — бюджетная линия I; увеличение дохода смещает линию вправо и вверх (Г); снижение цены товарах позволяет приобретать больше данного товара (Г / Рх

Важно, что изменения в доходе и ценах вызывают сдвиг бюджетной линии.

При росте дохода потребителя его бюджетная линия сдвигается параллельно вправо вверх (соответственно при снижении дохода — влево вниз). Наклон бюджетной линии при этом не меняется.

При изменении цены на один из товаров и при неизменном доходе меняется наклон бюджетной линии.

Зная особенности потребительских предпочтений и специфику бюджетных ограничений, можно определить рациональный потребительский выбор.

Равновесие потребителя — оптимальный набор товаров потребителя, находящегося в равновесии.

На рис. 1.7 в точке Е — оптимальный выбор потребителя, точка равновесия потребителя (_xvyj, точка, в которой вкусы и предпочтения потребителя совпадают с его возможностями.

Графически также очевидно, что потребитель находится в равновесии в точке касания бюджетной линии с кривой безразличия, где угол наклона бюджетной линии равен углу наклона кривой безразличия. Это означает, что соблюдается правило равенства предельной нормы замещения коэффициенту трансформации:

Преобразуя данное соотношение, получим равенство предельных

MUX миу

полезностей ценам на соответствующие товары:-=-. Данное

ЛГ Ру

соотношение также означает, что в точке равновесия потребителя каждая денежная единица, потраченная на приобретение товара, приносит одинаковую предельную полезность.

Рис. 1.7. Оптимум потребителя

Для определения оптимального выбора иногда используется правило долей. Если функция полезности имеет вид U(x,y) = х°уь, а располагаемый доход потребителя представлен соотношением рхх + руу = I, то оптимальный объем потребляемых товаров можно определить по формуле:

Источник: http://studme.org/127230/ekonomika/funktsiya_poleznosti_vidy_byudzhetnoe_ogranichenie

Потребительские предпочтения и функция полезности

Анализ потребительских предпочтений Функции полезности. Кривые

Рыночный механизм современной экономики предполагает активную роль в обмене потребителя, осуществление «суверенитета потребителя», т.е. способности воздействия на производителя путем свободного выбора товара на рынке.

Свобода выбора очень важна и ее ограничение может привести к тому, что потребитель не сможет проать своими деньгами на рынке в пользу производства конкретных товаров и услуг, поэтому подобные решения вместо него будут приниматься административным путем.

В конечном счете экономика обанкротится, и в ней возникнет кризис.

Конечно, свобода выбора может быть искажена из-за недостоверной информации о товарах в результате недобросовестной рекламы, следования моде за большинством покупателей на рынке (эффект присоединения к большинству) или, наоборот, стремления выделиться из общей среды (эффект сноба) и, наконец, настойчивой демонстрации престижного потребления (эффект Веблена).

Свобода выбора не всегда приводит и к удовлетворению объективной физиологической потребности человека в товарах. Ряд из них может быть просто вреден: сигареты, алкоголь, наркотики и т.д.

Однако всегда в основе потребительского выбора лежит желание покупателя удовлетворить ту или иную потребность. Экономическая теория исходит из того, что люди в своем потребительском поведении ведут себя разумно.

Это — гипотетическое предположение, которое подтверждается опытом поколений людей, но не может быть проверено: люди в своем выборе ориентируются на индивидуальную систему предпочтений, которые невозможно оценить со стороны. Гипотеза о рациональности потребителя означает, что он стремится максимально эффективно распорядиться имеющимися у него средствами.

Абстрактного, идеального человека, соответствующего данной гипотезе, в экономической науке принято называть «экономическим человеком» (от лат. homo economicus).

Анализ потребительского поведения (в математической интерпретации — функции полезности) невозможен без знания того критерия, который потребитель использует в своем свободном выборе товара. Нам известно, что ценность товара потребитель определяет по его полезности.

Именно она выступает своеобразным количественным измерителем полученного удовольствия, наслаждения и даже счастья от обладания товаром. Причем в процессе потребления эта полезность снижается.

Отметим, что теория убывающей предельной полезности, рассмотренная ранее, опирается на экономические законы, открытые немецким статистиком Г. Госсеном (1810-1859).

Первый закон Г. Госсена (закон убывающей предельной полезности) гласит: в одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает; при повторном потреблении полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с первоначальным потреблением.

Второй закон Г. Госсена (правило максимизации полезности) можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности от некоторого количества благ, нужно каждое из них потребить в таком количестве, при котором предельная полезность каждого из них будет равна одной и той же величине.

Исходя из положений второго закона Г. Госсена выше рассматривалось правило максимизации полезности:

MUx / Рх = MUm / Рm = MUn / Рn

При анализе функции потребления выбор покупателя изучается с позиций порядкового подхода (ординалистическое направление в теории предельной полезности), так как этот подход при сохранении общей теоретической базы с количественным подходом (кардиналистическое направление) основан на менее жестких предпосылках, позволяющих соизмерять не отдельные полезности, а целые группы, наборы последних.

Здравый смысл подсказывает человеку те принципы, исходя из которых он высказывает безразличие или предпочтение к отдельным наборам товаров. В экономической теории эти принципы определяются как аксиомы поведения потребителя:

Аксиома рациональности потребления предполагает интуитивное стремление людей приблизиться к самому эффективному способу удовлетворения своих желаний, т.е. к homo economicus — экономическому человеку.

Аксиома полной упорядоченности предполагает в человеке способность сравнивать наборы благ и на этой основе делать один из трех содержательных выводов:

— набор А предпочтительнее набора В (А כ В);

— набор В предпочтительнее набора А (А с В);

— набор А равнозначен набору В, т.е. потребитель безразличен в своем выборе (А ~ В).

Аксиома транзитивности создает возможность человеку соотнести между собой предпочтение в потреблении: если набор А предпочтительнее набора В (А כ В), а тот, в свою очередь, предпочтительнее набора C (D כ C), то набор А однозначно предпочтительнее набора С (А כ С).

Аксиома ненасыщенности формализует интуитивное представление человека о том, что «больше — лучше, чем меньше». Поэтому если в наборе А содержится не меньшее количество благ, товаров, чем в наборе В, и при этом одного из них в наборе А больше, чем в В, то потребитель всегда выберет набор А (А כ В).

Рассмотренные аксиомы позволяют представить поведение потребителя на рынке как предсказуемое и последовательное, а, следовательно, и формализовать его с помощью математических и графических методов. Идея графического представления системы предпочтений потребителя принадлежит английскому экономисту Ф. Эджуорту, который в 1881 г. предложил применять для этой цели кривые безразличия.

Кривая безразличия — геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью потребителя.

Построение кривой безразличия осуществляется путем ее единения на графике точек, характеризующих наборы, имеющие одинаковую, равную полезность для потребителя.

Каждая точка на кривой представляет собой отличную от других комбинацию двух товаров.

Кривая U отражает такое положение потребителя, при котором он не знает, на каком наборе ему остановиться: все они для него одинаково желательны и ему безразлична конкретная комбинация двух товаров.

Если для потребителя будет меняться уровень полезности наборов товаров, то это также можно будет выразить с помощью кривых безразличия.

Такой график подобен контурной карте, на которой один уровень U означает ровную поверхность, а переход с него на другой означает понижение либо повышение местности.

Поэтому совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия.

С помощью карты безразличия удается графически оценить шкалу предпочтений потребителя: переходя с более низкой на более высокую кривую безразличия, он достигает все более высокого уровня удовлетворения потребностей.

Среди общей массы кривых безразличия принято брать за стандарт те кривые, для которых характерны следующие свойства:

• нисходящий характер кривой. Наклон кривой безразличия определяет пропорцию, в которой соотносятся товары в наборе. Она носит обратный характер. Следовательно, для сохранения одного и того же уровня полезности увеличение потребления одного товара обязательно должно быть компенсировано сокращением другого.

Доказательство данного утверждения можно построить как на математической основе — кривые, выражающие обратную связь между переменными, всегда носят нисходящий характер, так и от противного: возрастающий характер кривой безразличия невозможен в силу нарушения при этом аксиом ненасыщения и транзитивности;

• расположение кривой характеризует относительную полезности товаров. Все варианты кривых, лежащих выше и правее базовой кривой, соответствуют более высокому уровню полезности, поскольку потребитель может получить больше обоих товаров на более высокой кривой. Аналогично все кривые, лежащие ниже и левее базовой кривой, имеют меньший уровень полезности;

• кривые безразличия не пересекаются. Каждой из кривых соответствует конкретный уровень полезности, поэтому их пересечение означало бы, что либо у одного набора существует два различных уровня полезности, либо у двух наборов с различной полезностью есть еще общая полезность. Эти предположения противоречат аксиомам потребительского поведения, поэтому являются бессодержательными;

• кривые безразличия имеют вогнутый вид. Любая из кривых характеризует полезность набора товаров, а в соответствии с действующим в экономике законом убывающей предельной полезности, чем большим количеством товара располагает потребитель, тем меньшим количеством другого товара он готов пожертвовать. Именно этим определяется наклон кривой безразличия на графике и его вогнутость.

В целом построение кривых и сведение их воедино на карте безразличия позволяет получить существенную информацию о системе приоритетов покупателя, причем без абсолютного количественного измерения полезности.

11.2. Норма замещения и бюджетное ограничение

Форма кривых безразличия отражает желание потребителя изменить пропорцию товаров в наборе. При этом существуют исключения из общего правила вогнутости кривых безразличия. Они возникают в случаях полной взаимозаменяемости и жесткой взаимодополняемости товаров.

Полная взаимозаменяемость товаров (совершенные субституты) — свойство свободной обмениваемости товаров друг на друга, выражающееся в выглаживании вогнутой кривой безразличия в прямую линию.

Подобное положение возникает в том случае, когда потребитель воспринимает два товара в наборе как один. В качестве примера может служить покупюрный состав денег — 50 и 100 рублей.

Жесткая взаимодополняемость товаров (совершенные комплементы) — свойство тесно связанных между собой в потреблении товаров, выражающееся в трансформации выгнутой кривой безразличия в две прямые линии, перпендикулярные друг другу.

Данная ситуация возникает в том случае, когда потребитель не видит смысла оценивать полезность одного товара без другого. Примером этого может служить полезность пары перчаток. Потребителя интересуют только парные наборы. При этом полезность набора из четырех правых и двух левых перчаток также как четырех левых и двух правых ничем не отличается от двух полных пар.

Рассмотренные исключения из общего правила вогнутости кривых безразличия позволяют поставить вопрос о причинах и степени их крутизны. По существу наклон любой из кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой. Для измерения этой пропорции используют специальный показатель — предельную норму замещения.

Предельная норма замещения — это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара.

Предельную норму замещения можно выразить в математической форме MRS = — Δу/Δх.

Данный показатель имеет отрицательное значение, так как характеризует снижающуюся пропорцию замещения в пределах одной кривой безразличия и, соответственно, ее убывающий наклон.

Убывающая предельная норма замещения в данном случае свидетельствует о действии в сфере потребительских предпочтений общеэкономического закона убывающей предельной полезности: MRS = MUу / MUx.

Кривых безразличия недостаточно для проведения полного анализа потребительского выбора: в условиях рынка необходимо учитывать возможности покупателя — его доход и состояние рыночной конъюнктуры, цены. С этой целью в экономической теории используется понятие линии бюджетного ограничения (бюджетной линии).

Бюджетная линия — черта покупательной способности потребителя, ограничивающая комбинацию товаров, которые могут быть приобретены на рынке при данном уровне денежного дохода.

Бюджетная линия строится путем отложения на осях графика попеременно максимального количества товара, который можно приобрести при условии полного расхода имеющегося дохода.

Тогда в треугольнике ОАВ будут находиться все доступные варианты потребления товаров А и В, а на отрезке АВ — те из них, которые имеют одинаковую общую стоимость и предполагают полное использование финансовых средств покупателя.

Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, так как увеличение объема покупки одного товара возможно лишь при сокращении другого. Она показывает компромиссы, на которые идет покупатель в потреблении, а наклон бюджетной линии представляет собой отношение цен товаров в наборе. Бюджетная линия неизменна, если не меняются цены и доход, в противном случае складываются следующие ситуации:

• доход возрастает, цены неизменны. С ростом дохода покупатель имеет возможность приобрести большее количество обоих товаров, входящих в набор. При этом ему становятся доступными некоторые сочетания товаров, лежащие за внешними пределами бюджетной линии АВ. В результате бюджетная линия на рисунке сдвигается пропорционально вправо и вверх (А1В1): отношение цен при этом остается прежним.

С экономической точки зрения данная ситуация означает рост покупательной способности потребителя и успешность его хозяйственной деятельности;

• доход снижается, цены неизменны.

Снижение дохода при неизменных ценах приводит к падению покупательной способности потребителя и выражается в том, что ранее доступные ему комбинации товаров в наборе становятся недосягаемыми, выходят за рамки сместившейся влево и вниз бюджетной линии А2В2. Данная ситуация является важным сигналом потребителю о необходимости его активизации в экономической сфере деятельности;

• доход неизменен, цены возрастают. При росте цен на оба товара, входящих в набор без изменения соотношения между ними (наклон бюджетной линии остается прежним), ситуация становится равнозначной снижению дохода при неизменных ценах, с той лишь разницей, что с экономической точки зрения здесь в действие вступает фактор инфляции.

При росте цены на один из товаров и неизменности цены на другой либо непропорциональном росте цен на оба товара соотношение между ценами товаров изменяется, и это приводит к изменению наклона бюджетной линии на графике. Предположим, например, что цена товара А не изменилась, а товара В выросла в полтора раза.

Тогда увеличение цены товара В приводит к повороту бюджетной линии вовнутрь треугольника ОАВ по часовой стрелке, делая для потребителя недоступным поле выбора наборов, очерченное треугольником В1АВ.

У новой бюджетной линии АВ1 со старой есть только одна единственная общая точка — точка А, в которой у покупателя не изменились возможности потребления;

• доход неизменен, цены снижаются. Равномерное, без изменения соотношения между товарами снижение цен приводит к эффекту, равнозначному росту дохода при неизменных ценах, а непропорциональное — к повороту бюджетной линии вовне до положения АВ2, что также свидетельствует о росте покупательной способности потребителя;

• доход возрастает, цены растут (и наоборот). При пропорциональном изменении дохода и цен положение бюджетной линии не изменяется.

Графические методы построения кривых безразличия и бюджетной линии позволяют определить тот оптимальный размер набора товаров, который потребитель выбирает из всего многообразия доступных ему вариантов.

11.3. Оптимальный выбор потребителя

Потребитель всегда стремится достичь наилучшей комбинации товаров в наборе, а она, как известно, находится на самой высокой кривой безразличия.

Но потребителю при этом приходится учитывать свои финансовые возможности, которые имеют бюджетное ограничение. Поэтому для того, чтобы найти наилучший из возможных вариантов, необходимо наложить на карту безразличия бюджетную линию.

Выбор потребителя будет оптимальным, если при этом будут соблюдены следующие два условия:

— оптимальная комбинация должна находиться на бюджетной линии, так как слева расположена область решений, при которых доход не расходуется полностью, а справа — наборы, находящиеся за пределами бюджетной линии;

— оптимальная комбинация товара должна обеспечивать максимизацию полезности для потребителя, т. е. находится на кривой безразличия как можно дальше удаленной от начала координат.

На графике отражен алгоритм поиска оптимального набора товаров потребителем.

Потребитель предпочел бы приобрести набор, принадлежащий кривой безразличия U3, например, набор М, но ему это недоступно в силу бюджетного ограничения. Он может позволить себе выбрать наборы А или В на кривой безразличия U1, но они не удовлетворяют условию максимизации полезности.

Только набор, соответствующий точке Е на кривой U2, отвечает двум условиям одновременно. Именно в этой точке соприкасается кривая безразличия с бюджетной линией, т.е. достигается равновесие потребителя, когда он уже не стремится переходить на более высокую кривую безразличия и улучшать соотношение товаров в наборе.

Эта точка носит название оптимума потребителя.

Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия, как известно, определяется предельной нормой замещения MRS, а наклон бюджетной линии — соотношением цен товаров, входящих в набор. Следовательно, условием равновесия потребителя является равенство

MRS = Рв / Ра.

Конъюнктура рынка находится в непрерывном движении, поэтому равновесие потребителя, определяемое точкой оптимальности, также меняется в результате колебания его дохода и рыночных цен. Известно, что рост или снижение дохода приводит к сдвигу бюджетной линии.

Предположим, что доход потребителя вырос.

Тогда новые финансовые возможности позволяют потребителю переместиться на новую, более высокую бюджетную линию А1В1, на которой он отыскивает точку нового оптимума Е1; если же у потребителя доход снижается, то бюджетная линия опускается вниз до А2В2, а равновесие перемещается в точку Е2.

Выявленная реакция потребителя на изменение дохода имеет два исключения: рост дохода не всегда приводит к увеличению потребления, а его снижение — к сокращению потребления. Связано это с тем, что потребительские предпочтения не ограничиваются количеством, а включают и качественные параметры: степень необходимости, престижность и т.д.

Если спрос на товар возрастает по мере увеличения дохода, то такие товары принято называть нормальными. Подобных товаров на рынке большинство и именно на них ориентируются в своем стандартном поведении потребители.

Если же динамика спроса на товар и дохода потребителя имеет обратную зависимость, то такие товары принято называть низшими. По мере увеличения дохода потребитель от них отказывается, заменяя на более ценные.

При этом следует учитывать, что для одного потребителя товар может быть нормальным, а для другого — низшим. Кроме того, один и тот же товар в некоторых ситуациях увеличения дохода может превратиться для потребителя из нормального в низший.

Наконец, среди низших особо выделяются товары Гиффена, потребление которых, несмотря на снижение дохода, не уменьшается.

Изменение цен, так же как и доход, оказывает влияние на равновесие потребителя. При изменении цены только на один товар в оптимальном наборе бюджетное ограничение сдвигается вправо при увеличении и влево — при снижении. Это ведет к изменению наклона бюджетной линии.

Переход потребителя при изменении цен с одного оптимума на другой может быть разложен на два эффекта — эффект дохода и эффект замещения, которые впервые исследовал в начале XX в. российский экономист и математик Е. Слуцкий.

Эффект замещения отражает движение потребителя из прежнего оптимума Е до точки С. Обе точки приемлемы для потребителя и различаются только количественным соотношением товаров внутри набора, что находит выражение в различных предельных нормах замещения.

При этом уровень дохода потребителя не меняется, так как точки Е и С принадлежат одной кривой безразличия U.

По существу этот эффект сродни действиям бизнесмена, когда при относительном росте цены он замещает подорожавший фактор другим, чем обеспечивает сохранение объема производства при наименьших издержках.

Эффект дохода проявляется в переходе потребителя от точки С до точки Е1. Несмотря на то что точки С и Е1 принадлежат разным кривым безразличия, у них одинаковые предельные нормы замещения (MRS), т.е.

наклоны кривых в этих точках совпадают, это и обеспечивает переход с одного уровня потребления на другой.

Понятно, что для того, чтобы этот переход состоялся, необходимо изменение уровня дохода потребителя до бюджетного ограничения А1В.

В действительности точку С потребитель никогда не фиксирует и на ней не останавливается, но ее гипотетическая фиксация на кривой безразличия позволяет экономической теории разделить влияние изменения цен на равновесное положение потребителя в части эффектов замещения и дохода.

Эффекты замещения и дохода применимы к решению различных задач, в частности при анализе фактора «труд» и определения его цены было учтено конкретное действие этих эффектов. Используются они, например, и при анализе динамики процентной ставки, социальной политики государства в макроэкономическом разделе экономической теории.

В реальной жизни покупатель на рынке не строит кривых безразличия и бюджетных ограничений, не совмещает их на одной плоскости графика и не вычисляет оптимальную точку потребления. Все свои действия он осуществляет на основе рационального поведения. Именно это рациональное поведение и объясняет теория потребительского выбора.

Ее выводы, как уже было сказано, делают поведение покупателя на рынке предсказуемым и целесообразным. Разработанная в течение 75 лет теория потребительского поведения (с середины XIX по первую треть XX в.

) позволяет оценить действия потребителя не только на сложившихся рынках, но и на находящихся в стадии становления, что чрезвычайно актуально для российских условий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_200072_potrebitelskie-predpochteniya-i-funktsiya-poleznosti.html

Теория полезности и анализ потребительских предпочтений

Анализ потребительских предпочтений Функции полезности. Кривые

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры экономической безопасности

подполковник милиции

А.А. Вишневский

«__» __________________ 20__ г.

Регистрационный № ____

Фондовая лекция

по дисциплине «Микроэкономика»

Тема № 3 «Теория потребительского выбора»

для курсантов 2курса дневного обучения

факультета милиции

Минск 2011

Коховец Анатолий Яковлевич, старший преподаватель кафедры экономической безопасности учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

Рецензент: Авраменко Алексей Иванович, профессор кафедры экономической безопасности учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», кандидат экономических наук, доцент.

Рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры экономической безопасности. Протокол №___ от «____» _______________ 20____г.

Структура плана лекции

I. Тема: Теория потребительского выбора.

II. Цели лекции:

1. Дать характеристику теории полезности и факторам, определяющим границу потребительского выбора, оценить благосостояние потребителя и определить практические аспекты при принятии управленческих решений.

2. Раскрыть значение изучаемых проблем для повышения профессионализма сотрудников МВД, формировать экономическое мировоззрение.

III. План лекции.

Введение – 3 мин.

1-й вопрос. Теория полезности и анализ потребительских предпочтений – мин.

2-й вопрос. Граница потребительского выбора и определяющие ее факторы – мин.

3-й вопрос. Формирование индивидуального и рыночного спроса – мин.

4-й вопрос. Оценка благосостояния потребителя мин.

Подведение итогов, ответы на вопросы курсантов – 3 мин.

IV. Учебная литература.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на республик. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 40 с.

2. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. — Минск, 2006.

Основная:

3. Бобкова, И.Н. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.А. Мельника. − Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2001. − 263 с.

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с.

5. Экономическая теория: учебн. пособие: в 2 ч. / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 261 с.

6. Экономическая теория: Учеб. пособие / А.И. Авраменко, И.Н. Бобкова, В.П. Кунцевич и др. ; под ред. А.И. Авраменко. — 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2004. − 352 с.

7. Экономическая теория: Практикум / А.И. Авраменко, Ю.Р. Тихонов, А.Я. Коховец; под ред. А.И. Авраменко. – Минск: ФУАинформ, 2008. – 480 с.

Дополнительная:

8. Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2009. – 848 с.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. — М.: ИНФРА — М, 2000.

10. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С.А. Константинов [и др.]; под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 369 с.

11. Микро- и макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др. ]; под ред. М.И. Плотницкого. — Минск, 2004. — 185 с.

12. Микроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 272 с.

13. Микроэкономика. Практикум: учеб. пособие / И.В. Новикова, Т.В. Максименко-Новохрост, В.А. Коврей [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 163 с.

14. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 784 с.

15. Мясникович, М.В. Республика Беларусь на пути к новой экономике / М.В. Мясникович. – Минск: Беларус. навука, 2009. – 292 с.

16. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2001. – 560 с.

17. Основы экономической теории: учебник / В.Л. Клюня [и др.]; под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. – 3-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 238 с.

18. Тарануха, Юрий Васильевич. Микроэкономика: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю.В. Тарануха; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. — 608 с.

19. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 2-е изд. – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1152 с.

20. Экономическая теория: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Минск: Выш. шк., 2008. – 352 с.

V.Учебно-методическое обеспечение: презентация.

VI. Методика чтения лекции.

Лекция – информация.

Введение

Осознание принципов функционирования рынка базируется на понимании поведения его участников. В той части рыночного механизма, которая представлена спросом, центральной фигурой является потребитель. Поэтому анализ поведения потребителя выступает исходной базой исследования спроса. В этой связи мы должны будем дать ответ на следующие вопросы:

Что лежит в основе потребительского поведения?

Чем руководствуется потребитель при осуществлении выбора?

С какими ограничениями сталкивается потребитель и каково их влия­ние?

На основании чего принимается решение в условиях альтернативного выбора?

Каков механизм связи между поведением потребителей и формирова­нием спроса?

Теория полезности и анализ потребительских предпочтений

Теория полезности и анализ потребительских предпочтений.

Потребитель — это субъект, обособленно принимающий решение о распределении своего бюджета на покупку потребительских благ. В теории потребительского выбора не проводится разграничения между понятиями «покупатель» и «потребитель» и они используются как синонимы.

Исходя из такой посылки в качестве потребителей выделяются: 1) домашние хозяйства,которые могут быть представлены как отдельными индивидами, так и семьями, 2) ассоциированные потребители,идентифицирующие себя как группа индивидов, принимающих совместное решение относительно поку­пок, и 3) государство.

Анализируя поведение потребителя, теория исходит из того, что его мо­тивация основывается на утилитаристской концепции потребления, в соот­ветствии с которой потребление благ приносит потребителю определенную полезность, находящую свое выражение в получаемом потребителем удо­вольствии.

Полезность— это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени.

Концепция полезности, применяемая для анализа экономического пове­дения потребителей, опирается на следующие фундаментальные предполо­жения:

во-первых, полезность выражает субъективную оценку ценности блага.Одно и то же благо может иметь разную, а то и диаметрально противоположную, оценку полезности у разных потребителей;

во-вторых, опираясь на принцип рационального поведения, теория исходит из предположения о том, что каждый отдельный потребитель стремится к максимизации полезности,что является руководящим пси­хологическим принципом его поведения;

в-третьих, учитывая, что принятие решений осуществляется в условиях альтернативного выбора, теория исходит из допущения о том, что полезности разных благ сопоставимы;

в-четвертых, предполагается, что потребители способны проводить сопоставление полезности разных благ.

Хотя значимость каждого из названных предположений чрезвычайно важ­на, ключевую роль в процессе потребительского выбора играет способность потребителя сопоставлять полезности разных благ. Такая способность выра­жается в потребительских предпочтениях, которые применяются в качестве инструмента соизмерения полезности благ.

Потребительские предпочтения — это сформировавшиеся в процессе предшествующего поведения критерии, субъективные оценки потребителем полезности благ, последовательно применяемые им при выборе между благами.

Реализация имеющихся у потребителя предпочтений всегда осуществляется им в рамках неких бюджетных ограничений, которые опреде­ляются величиной денежного дохода потребителя и ценами благ.

Эко­номическое содержание этой проблемы сводится к тому, что при выявленных предпочтениях и ценах благ потребителю необходимо так распределить свой ограниченный доход, чтобы получить максимальную полезность.

Потребительский выбор — это принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и коли­чество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность.

Приведенная трактовка потребительского выбора опирается на предполо­жение о суверенитете потребителя, которое является одним из основных допущений при анализе поведения потребителей.

Суверенитет потребителя выра­жает независимость потребителей в отношении осуществляемого ими выбора и указывает на то, что объем и структура спроса отдельно взятого потребителя не зависят от структуры и объемов спроса других потребителей.

Суверенитет потребителя — это власть потребителей над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителей и реализуется ими посредством независимо осуществляемого потребительского выбора.

В микроэкономической теории существуют два подхода: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский) анализ полезности.

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности подразумевает возможность количественного измерения полезности, извлекаемой потребителем при потреблении блага. В качестве теоретической меры полез­ности, получаемой от потребления блага, была взята условная единица — ютиль (от англ. utility — полезность).

Это не означает отрицания субъективной при­роды полезности, но допускает способность потребителя определять величину полученной им при потреблении данного количества блага полезности — 10 или 20 ютилей.

Обладая способностью количественного выражения полезности потребляемых благ, мы могли бы установить и зависимость между объемом потребленных благ и величиной полученной от этого общей полезности в виде функции полезности.

Функция полезности — функция, выражающая величину полученной потребителем общей полезности в зависимости от количества потребленных им в данный период времени благ.

Аналитически функция полезности выражалась бы при этом как

U = f(X, Y, ….., Z), (1)

где Uсовокупная полезность; f — форма функциональной зависимости; X, Y, ….., Z — объемы потребляемых видов благ.

В рамках такого подхода представляется возможным измерить не только уровень общей полезности, но и разность в величинах полезности, получаемой потребителем от потребления разных благ.

Это позволило бы проследить харак­тер изменений в величине общей полезности при разных объемах потребления блага.

Так как по мере потребления блага происходит насыщение потребителя в этом благе, будет обоснованно предположить, что каждая дополнительная единица блага будет приносить потребителю все меньшее удовлетворение (рис. 1).

.

Рис. 1. Кривая общей полезности

Сле­довательно, принимая решение о покупке, потребитель будет руководствоваться не полезностью блага как таковой, а той дополнительной величиной полезнос­ти, которую принесет ему последующая (дополнительная) единица блага, что полностью отвечало бы принципу максимизации, основанному на предельном анализе. Полезность, полученная потребителем от последней (предельной) в потоке потребления единицы блага в данный период времени, получила назва­ние предельной полезности.

Самым же существенным в трактовке предельной полезности является то, что, хотя получаемая потребителем общая полезность растет по мере увеличения потребления блага, при фиксированном потребительском наборе увеличе­ние потребления одного из благ сопровождается снижением предельной полез­ности каждой последующей единицы блага, потребление которого возрастает. Проявляясь при потреблении блага в форме закономерности, эта зависимость получила название закона убывающей предельной полезности, называемого еще первым законом Госсена.


Рис. 2. Кривая предельной полезности

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) говорит о том, что при фиксированном потребительском наборе с увеличением потребления одного из входящих в такой набор благ предельная полезность каждой следующей потребляемой единицы этого блага убывает, а общая полезность при этом возрастает убывающими темпами.

Действие закона убывающей предельной полезности не всегда проявляет­ся в том виде, как это представлено выше. Иногда потребление дополнитель­ной единицы блага сопровождается ростом не только общей, но и предельной полезности. Но и в этом случае действие закона убывающей предельной полезности не отменяется.

Пример: в жаркую погоду второй глоток прохладительного напитка может принести потребителю большее удовлетворение, чем первый, а третий — большее, чем второй. И все же с уверенностью можно утверждать, что вторая двухлитровая бутылка пепси-колы не принесет ему большего удовлетворения в сравнении с первой.

Общий вывод, который следует из сказанного, сводится к тому, что принятие решений в условиях альтернативного выбора осуществляет­ся потребителем под влиянием действия закона убывающей предельной полезности.

С учетом этого обстоятельства расходование потребителем дохода на покупку благ представляет собой своеобразный обмен пре­дельной полезности денежных единиц на предельную полезность благ.

Поскольку стоящая перед потребителем задача заключается в максимизации общей полезности при данном доходе, то ее решение будет достигнуто тогда, когда предельная полезность денежных единиц будет одинаковой вне зави­симости от того, на покупку какого из благ каждая из них истрачена.

Другими словами, при фиксированном бюджете потребителю следует распределить его так, чтобы каждая денежная единица принесла потребителю одинаковую предельную полезность. Это означает, что максимальная полезность от покупки достигается потребителем тогда, когда имеет место равен­ство отношений между предельными полезностями (MU) и ценами (Р) покупаемых благ:

MU (X) / Px = MU (Y) / Py = … (2)

Данное равенство называют вторым законом Госсена.Этот закон гласит, что при оптимальном распределении ограниченного дохода уровень полезности, получаемый потребителем от рас­ходования последней денежной единицы, одинаков для всех покупаемых благ вне зависимости от того, на покупку какого из благ она будет истрачена.

Теоретическая ценность выводов, сделанных на основании количествен­ного подхода к анализу полезности, заключается в том, что они позволяют интерпретировать поведение потребителя и обосновать выраженную в законе спроса обратную зависимость между ценой и величиной спроса.

Ведь действие закона убывающей предельной полезности указывает на то, что по мере насы­щения потребности в данном благе склонность потребителя платить за каждую последующую единицу блага будет уменьшаться.

Поэтому для каждого после­дующего единичного увеличения спроса потребуется пропорционально боль­шее снижение цены, что выразится в отрицательном наклоне кривой спроса.

С другой стороны, нацеленный на максимизацию полезности потребитель, в соответствии с эквимаржинальным принципом, всегда будет стремиться к под­держанию равенства для отношений предельных полезностей и цен благ. Когда цена какого-то блага повышается, указанное равенство нарушается.

Чтобы его восстановить, у потребителя имеется единственная возможность — повышение предельной полезности этого блага, что возможно только путем сокращения его потребления. Следовательно, при прочих равных условиях любое повышение пены блага будет сопровождаться сокращением спроса на него.

И все же решения главной проблемы, связанной с количественным изме­рением полезности, кардиналистская концепция полезности не дала. Более того, была доказана принципиальная невозможность создания измерителя полезности. В результате кардиналистский подход был вытеснен ординалистской концепцией полезности.

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности опирается на постулат о том, что потребитель неспособен дать количественную оценку полезности, но вполне может ранжировать полезность в порядке предпочтительности в соответствии со своими субъективными оценками.

Здесь понятие полезность— это не более чем порядок предпочтения.

При ординалистском подходе к анализу поведения потребителя для характеристики уровня полезности используются не отдельные блага, а наборы (сочетания) благ. При этом анализ опирается на ряд допущений, которые известны как аксиомы потребительского выбора.Назовем важнейшие из них.

Аксиома полной упорядоченности устанавливает, что потребитель обла­дает способностью сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы благ в соответствии со своими предпочтениями, а упорядоченность наборов выражается в предпочтительности или безразличии.

Аксиома транзитивности предполагает установление такого порядка предпочтений, которому присуща четкая согласованность в предпочтениях потребителя.

Аксиома о ненасыщении устанавливает такой порядок предпочтений, при котором последовательность предпочтений обусловлена действием принципа «чем больше — тем лучше». Это означает, что при заданных качестве и структуре благ в наборах большей полезностью для потребителя обладает тот набор, который имеет количественное превосходство хотя бы по одной ассортиментной позиции.

Кривая безразличия — это линия, показывающая альтернативные потребительские наборы, которые приносят одинаковую полезность потребителю и потому рассматриваются им в качестве равноценных (рис. 3).

Рис. 3. Карта кривых безразличия

Карта кривых безразличия— это семейство упорядоченных кривых безразличия, которое графически описывает индивидуальные предпочтения потребителя и процесс роста полезности для индивида по мере увеличения потребления им двух благ.

Свойства, которыми обладают кривые безразличия,позволяют более глубоко понять особенности поведения потребителя.

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон,что вытекает из аксиомы о ненасыщении.

2. Каждая более высоко расположенная кривая безразличия от­ражает более высокий уровень общей полезности), что отвечает требованиям аксиом упорядоченности и транзитивности.

3. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в пространстве потребительского множества.

4. Кривые безразличия никогда не пересе­каются,ибо в противном случае это означало бы нарушение аксиомы транзитивности.

5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это означает, что наклон кривой безразличия уменьшается по мере увеличения потреб­ления потребителем одного из входящих в набор благ. Это чрезвычайно важная характеристика, так как она отражает принцип замены одного блага другим в потреблении.

Двигаясь по кривой безразличия, потреби­тель может обеспечить себе одинаковый уровень полезности при разных количественных комбинациях благ. Увеличение в наборе количества одного блага неизменно должно сопровождаться сокращением другого входящего в данный набор блага. Попросту говоря, ради увели­чения в потреблении одного блага мы должны пожертвовать некоторым количеством другого блага.

Изменения в наклоне кривой безразличия как раз и будут отражать изменения в готовности потребителя пожертвовать некоторым количеством одного блага ради приобретения некоторого ко­личества другого блага. Действие самого принципа замены универсально и не зависит от специфики предпочтений потребителя.

Однако соотноше­ния, в которых осуществляется замена одного блага другим, для разных потребителей могут быть разными, а их количественная определенность выразится в предельной норме замены.

Предельная норма замены — это величина, показывающая то предельное количество входящего в потребительский набор блага, от которого потребитель готов отказаться ради единичного увеличения другого блага, сохранив при этом прежний уровень общей полезности.

Просмотров 1598 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/2-42291.html

Анализ потребительских предпочтений и определение функции спроса на продукцию корпорации

Анализ потребительских предпочтений Функции полезности. Кривые

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Запишем выражение функции полезности:, гдеСтепенная функция полезности применяется для описания предпочтения потребителя, который не удовлетворен при отсутствии полезного вклада хотя бы одного блага. Коэффициенты степенной функции полезности b1 и b2 характеризуют относительный вклад товаров в совокупную полезность потребителя. Значения Q01 и Q02 показывают количества товаров, при которых потребитель ощущает неудовлетворенность, выражают так называемые «уровни бедности».Подставим имеющиеся данные и получим функцию полезности в следующем виде:Таким образом, видно, что объем блага фирмы А, соответствующий полной неудовлетворенности потребителя, составляет Q01 = 20. Объем блага фирмы В, соответствующий полной неудовлетворенности потребителя, составляет Q02 = 10. Также можно сказать, что 25% потребителей нуждаются в благе А и 75% потребителей нуждаются в благе В.

Анализ функции полезности

Зависимость полезности от объема потребления блага при фиксированных объемах потребления других благ называется кривой полезности.Функция полезности представляет собой зависимость между количественно выраженной удовлетворенностью потребителя использованными благами (товарами) и объемами потребления этих благ.Зависимость полезности от объема потребления блага xi при фиксированных объемах потребления других благ называется кривой полезности U(xi).Построим графики кривых полезностей для фирмы А и В, если функция полезности выглядит следующим образом:
Таблица 13 — Расчет вспомогательных данных для построения кривых полезности

QAQBUAUB
1467,95930,44795,24491,49
1787,16650,75040,084895,39
2024,47232,45201,375213,61
2223,97749,05326,235490,87
2402,48225,75430,955742,63

Рисунок 25 — График кривой полезности при фиксированном объеме товара В

Рисунок 26 — График кривой полезности при фиксированном объеме товара А

На основании полученных графиков можно сделать вывод, что кривые полезности возрастают, а их темпы роста замедляются с увеличением потребления товара.

Кривые безразличия — это изолинии функции полезности (кривые постоянной полезности), основным условием которых является неизменность величины полезности во всех точках кривой:

Построим кривые безразличия для различных уровней полезности. Для этого найдем уравнение кривой безразличия. Основное условие, которому отвечают кривые безразличия — неизменность величины полезности во всех точках кривой:

Возьмем следующие значения уровней полезности: U1 = 4795,2; U3 = 5201,4; U5 = 5430,95

Таблица 14 — Расчет данных для построения кривых безразличия

QaQb,U1Qb,U3Qb,U5
1467,97157,647976,088448,3
1787,16698,397464,257906,12
2024,46423,297157,647581,34
2223,96223,626935,117345,62
2402,46064,396757,657157,64

Задачей потребительского выбора является нахождение такого набора потребляемых благ (х1; х2), при котором максимизируется совокупная полезность, вместе с тем, расход не должен превышать доход, т.е. должно выполняться бюджетное ограничение:

Решим задачу потребительского выбора, при заданных значениях ограничения бюджета и ценах услуг, установленных фирмами исходя из их средних издержек в 5-й год, увеличенных на уровень рентабельности фирм.

Рассчитаем значения цены на услуги фирм А и В:

Подставляя исходные и полученные данные, получим следующий вид задачи потребительского выбора:

Графически задача выбора потребителя может быть решена путем построения бюджетной линии и кривой безразличия, таким образом, чтобы построенная кривая безразличия касалась бюджетной линии. Соответствующая этой кривой безразличия полезность U будет максимально возможной полезностью при данном доходе I, а сочетание хА и хВ — искомый набор благ.

Qb = ( I — p1*Qa)/p2

Таблица 17 — Расчет данных для построения бюджетной линии

QaQb
1879,9698334,260
2879,9697721,276
3879,9697108,293
4879,9696495,309
5879,9695882,325

Источник: https://studwood.ru/1849057/matematika_himiya_fizika/analiz_potrebitelskih_predpochteniy_opredelenie_funktsii_sprosa_produktsiyu_korporatsii

Потребительские предпочтения

Анализ потребительских предпочтений Функции полезности. Кривые

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Потребительские предпочтения

предпочтение потребитель энгель расход

fКривыебезразличия

Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью простого сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтения. Так в противоположность кардиналистскому был выдвинут ординалистский (порядковый) подход.

Наибольший вклад в разработку ординалистской полезности внесли итальянский экономист, В.Парето, русский экономист и математик Е.Е.Слуцкий (1915 г.), английские экономисты Р.Алллен и Дж. Хикс (1934 г.).

Предпочтение потребителя касается всех благ. Для простоты рассмотрим лишь два блага X и Y. Тогда любая из возможных комбинаций благ может быть представлена в виде точки на графике.

Например, комбинация А, содержащая x1 блага X и y1 блага Y.

Рис.

Допустим, что благо X — пепси-кола, благо Y — гамбургер и потребителю все равно сесть ли 3 гамбургера и запить бутылкой пепси-колы (точка А) или съесть один гамбургер и выпить три бутылки пепси-колы (точка Б) и т.д. То есть, для потребителя безразлично какой из этих наборов А, Б и т.д. выбрать, но эти наборы должны быть одинаково полезны.

Соединим все точки, характеризующие наборы благ А, Б и т.д., имеющие некоторый определенный уровень полезности и назовем полученную линию равной полезности кривой безразличия.

Кривая безразличия (кривая равной полезности)

Рис.

Проделав эту операцию со всеми возможными наборами благ, получим карту безразличия.

Карта безразличия (шкала предпочтений потребителя)

Рис.

Карта безразличия — множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Карта безразличия — это графическое изображение шкалы предпочтений потребителя.

Основная идея графического представления системы предпочтений (функции полезности) потребителя с помощью кривых безразличия впервые была применена английским экономистом Ф.Эджуортом в 1881 году.

Зоназамещения,нормазамены,предельнаянормазамещения

Зона замещения (субституции) участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим. За пределами этой зоны замена исключается и два блага выступают как независимые друг от друга.

Зона замещения (субституции)

Рис.

Введем понятие нормы замены. Норма замены (rate of substitution RS) блага Y благом X называется то количество блага Y, которое потребитель согласен уступить «в обмен» на увеличение на одну единицу блага X, так, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным.

Норма замены уменьшается при движении вдоль кривой безразличия: с увеличением количества блага X и, соответственно, c уменьшением блага Y потребитель все более ценит уменьшающееся его количество.

Рис.

fПредельная норма замены — предельная норма замещения (marginal rate of substitution MRS)

Иными словами, рост количества товара X приводит к уменьшению его предельной полезности. Предельная норма замещения равна тангенсу угла наклона кривой. Она выполняет в ординалистской теории полезности те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской теории.

Свойства кривой безразличия:

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

2. Кривые безразличия не могут пересекаться.

3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ.

4. Кривая безразличия, как правило, выпукла к началу координат.

Строго говоря, четвертое свойство может иногда не выполняться. Рассмотрим два следующих примера.

Бюджетноеограничение(бюджетнаялиния)

Рис.

fКривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются такие важнейшие факторы, как цены товаров и доход потребителя.

Кривые безразличия показывают возможность замены одного блага другим, но не определяют какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.

Эту информацию дает бюджетное ограничение (линия бюджетного ограничения — бюджетная линия).

Бюджетная линия показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег при определенном уровне цен.

Допустим:

M — доход потребителя;

PX — цена товара X;

PY — цена товара Y;

x — количество товара X;

y — количество товара Y.

Тогда уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

PX x + PY y = M

При x = 0 весь бюджет расходуется на товар Y:

y = M/PY.

При y=0 : x= M/PX.

Рис.

Любая точка на бюджетной линии АБ характеризует возможные комбинации потребительских наборов, доступных потребителю исходя из его доходов при определенном уровне цен. Множество доступных потребителю товарных наборов находится внутри области 0АБ. Наклон бюджетной линии к оси абцисс характеризуется отрицательным соотношением цен — PX / PY .

Рис.

Рис.

Уменьшение цены на товар Х означает:

1. Относительное снижение цены товара X по сравнению с товаром Y, Вследствие этого покупатель будет замещать относительно подорожавший товар Y на относительно подешевевший товар X.

2. Повышение реального дохода потербителя (при неизменном денежном доходе).

Если до снижения цены потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены товара X потребитель может приобрести данных набор товаров (бывший ранее оптимальным), затратив меньшую сумму денег.

Таким образом, в распоряжении потребителя останется некоторая сумма денег, которую он может истратить на приобретение как товара X, так и товара Y.

Оптимумпотребителя

Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией соответствует положению равновесия потребителя (в ординалистской теории полезности).

Следовательно, в точке потребительского оптимума Е предельная норма замещения равна соотношению цен:

MRS = PX/PY

Рис.

Увеличение денежного дохода потребителя означает смещение бюджетной прямой вправо вверх — рост реального дохода потребителя. Аналогичный эффект будет достигнут при снижении цен обеих продуктов.

С ростом реального дохода потребителя бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, В4.

Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его реального дохода. Эта кривая названа Дж.

Хиксом кривая «доход — потребление». В американской литературе она носит название кривой уровня жизни.

Рис.

fЕсли кривая «доход — потребление» выходит из начала координат под углом 45 , это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление продукта Х и Y.

Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

Уже в XIX веке было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление нормальных (вторичных) благ увеличивается быстрее, чем низших благ (благ первой необходимости).

Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896).

Кривые Энгеля в современной интерпретации могут быть представлены в следующем виде.

Прежде всего происходит насыщение товарами первой необходимости, затем, промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее — высококачественными товарами и услугами.

Рис.

fРассмотрим случай, когда неизменным будет величина дохода потребителя, а переменной — цена одного из благ, например, Х.

Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Рх1>Рх2>Рх3>Рх4. На графике это соответствует сдвигу бюджетного ограничения последовательно из точки Х1 в точки Х2, Х3, Х4.

Соединив точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями получим кривую, которая в экономической теории носит название кривой «цена — потребление».

Рис.

Эффектдоходаиэффектзамещения

Реакция потребителя на изменение цен неоднозначна. Вернемся к рассмотрению влияния снижения цены товара на равновесие потребителя.

Уменьшение цены на товар Х означает:

Относительное снижение цены товара X по сравнению с товаром Y, Вследствие этого покупатель будет замещать относительно подорожавший товар Y на относительно подешевевший товар X.

Повышение реального дохода потребителя (при неизменном денежном доходе).

Если до снижения цены потребитель выбирал некоторый оптимальный набор товаров А, то после снижения цены товара X потребитель может приобрести данных набор товаров (бывший ранее оптимальным), затратив меньшую сумму денег.

Таким образом, в распоряжении потребителя останется некоторая сумма денег, которую он может истратить на приобретение как товара X, так и товара Y.

Таким образом, общий эффект изменения объема спроса под влиянием изменения цены этого товара экономистами принято делить на две составные части: эффект замены и эффект дохода.

Эффект замены (эффект замещения) — изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ.

Эффект дохода — изменение объема спроса, вызванное изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров.

Идея разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода впервые была изложена в статье российского экономиста — математика Е.Е.Слуцкого (1915 г.). Внимание общественности к работе Е.Е.Слуцкого в 1936 г. привлекли английские экономисты — создатели теории потребительского спроса Р.Аллен и Дж. Хикс.

Рассмотрим модель такого разложения по Дж. Хиксу.

Предположим, что мы имеем карту безразличия потребителя, которая представлена двумя линиями безразличия I и I1. Пусть потребитель покупает два товара, X и Y. Доход потребителя составляет М единиц. Цены товаров, PX и PY. Соответствующая этим условиям бюджетная линия АВ имеет точку касания Е с кривой безразличия I. Следовательно, точка Е является точкой потребительского оптимума.

Допустим цена товара X снизилась с PX до PX1. В этом случае бюджетная линия переместится по оси X из точки B в точку B1. Новая бюджетная линия имеет точку касания Е1 с кривой безразличия I1. Это и есть новый оптимум потребителя.

Таким образом. При первоначальной цене потребитель покупает x единиц товара X. При новой цене — x1 единиц товара X.

Общим эффектом изменения цены является увеличение объема спроса на x1- x единиц товара.

Эффект замены и эффект дохода

Рис.

fДля того, чтобы определить величину эффекта замены проведем новую бюджетную линию А'В' касательную к кривой безразличия I и параллельно бюджетной линии АВ.

Параллельные бюджетные линии характеризуют одинаковое соотношение цен товаров.

Реальный доход потребителя остается неизменным, если потребитель находится на одной и той же кривой безразличия.

Точка касания бюджетной линии А'В' к кривой безразличия I — точка воображаемого потребительского оптимума Е'. Она характеризуется тем же уровнем реального дохода потребителя, что и первоначальная точка потребительского оптимума Е.

Изменение объема спроса потребителя на товар X при переходе от точки Е к точке Е' вызвано исключительно изменением цен товаров. Следовательно, x'-x увеличение объема спроса на товар X является эффектом замены.

Рассмотрим переход от точки воображаемого потребительского оптимума Е' к точке нового оптимума Е1. Оба эти оптимума характеризуются одинаковым соотношением цен товаров. Следовательно, изменение объема спроса на товар X происходит исключительно за счет увеличения реального дохода. Увеличение объема спроса x1-x' является эффектом дохода.

Некачественныеблага.ПарадоксГиффена

Для нормальных товаров всегда выполняется закон спроса: при снижении цены товара объем спроса на этот товар увеличивается, а при повышении цены — уменьшается.

Для низших благ закон спроса также во многих случаях выполняется. Однако низшие блага могут быть теоретически товарами Гиффена, для которых при снижении цены объем спроса уменьшается, а при повышении цены — увеличивается. То есть, для товаров Гиффена закон спроса не выполняется.

Схема.

Излишекпотребителя

В соответствии с теорией предельной полезности рыночная цена товара равна его предельной полезности, выраженной в денежной форме. А значит на каждой единице товара, предшествующей последней единице, покупатель получает некоторую выгоду. Закон убывающей полезности (первый закон Госсена).

Выигрыш потребителя при покупке, обусловленной превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название излишка потребителя.

На графике излишек потребителя — это область, ограниченная сверху кривой спроса, а снизу линией цены.

Рис.

Излишек потребителя — весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Излишек потребителя как средство экономического анализа впервые применил Ж. Дюпюи, позднее А.Маршалл и почти через пол века новый подход к его измерению предложил Дж. Хикс.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/economy/00258630_0.html

Scicenter1
Добавить комментарий