Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

Чрезвычайные ситуации по энциклопедии школьника: авиационный транспорт

Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Сегодня это самый скоростной, довольно популярный вид транспорта, который обеспечивает около 15% пассажирооборота России.

Самолеты, вертолеты, другие летательные аппараты перевозят ежегодно миллионы пассажиров, огромное количество грузов, выполняют специальные задания.

По оценкам специалистов, количество авиапассажиров в ближайшие 20 лет утроится.

Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, ЧС все же происходят.

Первый в мире самолет с двигателем внутреннего сгорания поднялся в воздух 17 декабря 1903 года в Америке. «Флайер-1» пилотировал О. Райт. Машина набрала высоту 3,5 метра и продержалась в воздухе 12 секунд, ее создателями были братья Райт. В этот жe день У. Райт пролетел на самолете 260 метров за 59 секунд.

Первая авиакатастрофа, в которой погибли лейтенант Т. Сельфрид и пассажир О. Райт, произошла 17 сентября 1908 года во время демонстрационного полета на самолете «Райт-1».

28 августа 1988 года во время демонстрационного полета на базе НАТО в Рамштайне (ФРГ) столкнулись в воздухе три самолета. Один из них рухнул на землю. На месте падения образовался огненный шар, который покатился по земле, травмируя и убивая людей. Погибло 70 человек, сотни получили ранения.

Самая крупная в истории авиакатастрофа произошла 27 марта 1977 года. На взлетно-посадочной полосе острова Тенерифе столкнулись два самолета «Боинг-747» с пассажирами. Погибло 583 человека.

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне во Франции упал сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Погибло 6 членов экипажа и 8 жителей пригорода французской столицы Гусенвилль.

25 июля 2000 года недалеко от места трагедии Ту-144 взорвался при взлете сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд». Погибло 113 человек.

27 июля 2002 года во время демонстрационного полета на авиасалоне во Львове (Украина) разбился истребитель СУ-27. Машина рухнула на зрителей. В катастрофе пострадало 543 человека, погибло 72, в том числе 28 детей.

2 июля 2002 года. Германия. В воздухе произошло столкновение российского пассажирского лайнера Ту-154 и немецкого грузового самолета «Боинг-757». Ту-154 выполнял чартерный рейс по доставке школьников из Уфы в Барселону. Все находившиеся на двух бортах люди погибли. Из 71 погибшего было 52 ребенка.

Самая крупная авиакатастрофа 2003 года произошла 19 февраля на юго-востоке Ирана, погибло 275 человек.

ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей.

Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.

Число жертв авиакатастроф находится в прямой зависимости от степени разрушения воздушного судна, теплового поражения, удушья при пожаре и декомпрессии, от травмирования людей, покидающих борт через высоко расположенные люки, от слаженности действий экипажа, спасателей, пассажиров. Отсутствие паники, оправданные и целенаправленные действия всех участников ЧС — это залог успеха.

Безопасность в авиации обеспечивается проведением комплекса мероприятий, в том числе:

  1. строгой регламентацией процессов проектирования, постройки, испытания и сертификации воздушных судов, авиационных двигателей и оборудования;
  2. полным перечнем технических требований безопасности и нормативов к характеристикам воздушных судов, их элементам, системам, агрегатам и оборудованию;
  3. системой технической эксплуатации воздушных судов с перечнем обязательных правил по их подготовке и обслуживанию;
  4. техническими требованиями и нормативами к аэропортам, аэродромам, воздушным трассам;
  5. правилами организации управления воздушным движением;
  6. порядком работы метеослужб, обеспечивающих авиадвижение;
  7. проведением досмотра пассажиров и багажа, осмотра воздушных судов;
  8. системой расследования и учета авиапроисшествий.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, крейсерский полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Безопасной позой в самолете является следующая: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Эту позу нужно быстро принять в случае возникновения аварийной ситуации.

Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы.

Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро, четко, умело.

В случае возникновения ЧС экипаж и бортпроводники должны успокоить пассажиров и принять все меры по снижению отрицательных последствий до минимума. Выполнение всеми пассажирами их требований обязательно.

Чтобы уменьшить степень риска возникновения ЧС на авиатранспорте, пассажирам необходимо выполнять установленные требования безопасности.

  1. Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки.
  2. Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества.
  3. Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие.
  4. Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью или болезням.
  5. Запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, при взлете посадке.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgddeti/bgddeti2_76.html

12. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.

Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская — о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену.

поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами. В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за “бесовское” дело. И все же 14 сентября 1783 г.

в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства , физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г.

в г.Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город.По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.- 23 сентября 1923 г. — в небе над г.

Брюсселем (Бельгия) из-за удара молнии сгорели три воздушных шара вместе с экипажами.- 30 января 1934 г. — на высоте 22 км у советского стратостата оборвалась герметичная гондола. Погибли 3 человека.Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями.

Дирижабли применялись для связи , снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки , судов , поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации , явились многочисленные аварии и катастрофы.- 21 февраля 1922 г.

— американский дирижабль «Рома” при взлете задел линию электропередачи и загорелся. Из 45 человек , находившихся на борту. 34 человека погибли.- 20 декабря 1923 г. — во время страшного урагана во Французской Сахаре бесследно исчез французский дирижабль «Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту.- 25 мая 1928 г.

— катастрофа во льдах Северного Ледовитого океана дирижабля “Италия” конструкции У.Нобиле. После достижения Северного полюса дирижабль на обратном пути попал в туман и обледеневший , рухнул на ледовую поверхность. Из 16 членов экипажа 10 человек (один при этом погиб) в оторвавшейся гондоле остались на льду. Шесть человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли.

Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом «Красин”.

— 4 октября 1930 г. — во Франции при низком полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль “К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам.

Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете, в крейсерском полете, при посадке.

Авиапроисшествия при взлете

— 27 марта 1977 г. — авиакатастрофа в аэропорту г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). При взлете самолет «Боинг-747” своим шасси срезал большую часть фюзеляжа другого “Боинга”, выполнявшего руление на взлетно-посадочной полосе. Немного пролетев, самолет, потеряв управление, упал в конце полосы.

Из 644 пассажиров и членов экипажа двух самолетов погибли 583 человека.- 25 мая 1979 г. — авиакатастрофа в чикагском аэропорту «0'Хэр” (США). Во время взлета пассажирского ДС-10 оборвался один из двигателей. Самолет, перевернувшись, взорвался. Погибли 270 человек, находившихся на борту, и 2 человека на земле в месте падения самолета.

— 13 января 1982 г. — авиакатастрофа в аэропорту г. Вашингтона (США). При взлете “Боинг-737” не успел набрать необходимую скорость и высоту. В нескольких сотнях метров от аэропорта он столкнулся хвостовой частью с мостом через р. Потомак и упал в воду. Погибли 79 человек на борту и 4 человека в автомобилях на мосту.

В самолете остались живы 5 человек, находившиеся в хвостовой части.- 24 января 1988 г. — самолет Як-40 произвел взлет из аэропорта г.Нижневартовска. При подъеме у воздушного судна отказали двигатели. Так и не сумев набрать высоту, он врезался в опору ЛЭП и рухнул в 1900 м от взлетно-посадочной полосы. Из 27 пассажиров и членов экипажа погибли 23 человека.

— 20 января 1995 г. — в районе п. Емельянове Красноярского края на взлете потерял управление и упал самолет Л-410. Из 16 человек, находившихся на борту, 3 погибли.- 27 сентября 1995 г. — на Аляске (США) при взлете из-за возгорания двигателя потерпел катастрофу разведывательный самолет “Боинг-707” с системой “АВАКС” на борту.

О количестве жертв не сообщалось.-9 января 1996 г. -авиакатастрофа в аэропорту “Ндоло” г. Киншасы (Заир). При взлете потерял управление и врезался в торговые ряды овощного рынка, расположенного около аэропорта, российский грузовой самолет Ан-32. Погибло около 300 человек, сотни человек получили ожоги.

В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. В 1995 г. “выкатилось” со взлетно-посадочной полосы более десятка только российских лайнеров.

Авиапроисшествия в крейсерском полете

Потеря управления воздушным судном в крейсерском полете по самым разнообразным причинам часто приводит к катастрофическим последствиям. Так, серьезную опасность для воздушных судов представляют собой стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит порядка 4 тыс. авиационных аварий и катастроф.

Это неудивительно: известно, что при столкновении самолета, летящего со скоростью 800 км/ч, с птицей массой 2 кг, ему наносится удар величиной 3500 кгс. В 1960 г. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов. Птицы забили собой сопла реактивных двигателей авиалайнера. В этой авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа.

«Катастрофой века” иногда называют падение самолета, пилотируемого первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Они разбились 27 марта 1968 г. во время тренировочного полета. По последней версии, причиной катастрофы стало отключение сознания у членов экипажа, попавшего в зону активного влияния геофизического локального резонанса (ГЛР).В ноябре 1996 г.

в небе близ г. Дели произошло столкновение грузового казахстанского Ил-76Т и Боинга-747, принадлежащего Саудовской аравии. Погибли 375 человек.

В декабре 1996 г. потерпел катастрофу самолет ВВС Ан-12, одним из пассажиров которого был командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник С. Селезнев. Трагедия случилась через 5 минут после взлета.

Все пассажиры и 7 членов экипажа погибли. Причиной аварии стали перегруз самолета, сильная облачность и несогласованность действий экипажа.

— Март 1974 г. — в самолете, выполнявшем рейс из г. Парижа (Франция). была неплотно закрыта дверь грузового отсека. На высоте 4 км за счет декомпрессии дверь выбросило. Произошло выпучивание пола в салоне, что повредило и вывело из строя кабели управления судном. Через несколько минут самолет упал и разбился. Все 346 человек, находившиеся на его борту, погибли.

— 25 октября 1978 г. — над г. Сан-Диего (США) одномоторный самолет “Сессна-172” врезался в правое крыло “Боинга-727”. Все 138 пассажиров и членов экипажей самолетов погибли. Падающие обломки погубили еще 13 человек на земле и вызвали пожар, уничтоживший городской квартал.- 12 августа 1985 г. — вблизи г.

Иокоте (Япония) после разрушения хвостового оперения “Боинг-747” местной авиалинии потерял управление и врезался в гору. Из 524 человек, находившихся на борту, в живых остались четверо.- 9 мая 1993 г. — над г. Нижним Тагилом во время демонстрационного полета потерпел катастрофу спортивный самолет Як-52. Упав на город, он унес 18 жизней.- 3 января 1994 г. — под г.

Иркутском разбился самолет Ту-154, потерявший управление после возгорания двигателя. Погибли 125 человек.- 22 марта 1994 г.- под г. Междуреченском разбился авиалайнер, выполнявший рейс “Москва-Гонконг”. Все 75 человек, находившиеся на его борту, погибли.- 16 июня 1995 г. — вблизи населенного пункта Херпучи Хабаровского края разбился самолет Ан-2. Погибли 14 человек.

— 28 августа 1995 г. — в районе п. Истомиха Московской области во время тренировочного полета упал самолет Як-18Т. Погибли 4 человека.

— 6 декабря 1995 г. — потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты самолет Ту-154, выполнявший рейс на г. Хабаровск с о. Сахалин. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере.

Предполагаемая причина катастрофы — потеря устойчивости из-за неравномерного распределения топлива в топливных емкостях, расположенных в крыльях.

— Февраль 1996 г. — над Атлантическим океаном у берегов Доминиканской Республики потерпел катастрофу «Боинг-757”, на борту которого находились 189 пассажиров. Погибли все.
— 17 июля 1996 г. — через 15 мин после взлета из г. Атлантик-Сити (США) над Атлантическим океаном потерпел катастрофу «Боинг-747”. Погибли 230 человек.

Авиапроисшествия при посадке

— 24 июня 1975 г. — “Боинг-747” при заходе на посадку в аэропорту имени Джона Кеннеди в г. Нью-Йорке (США) попал в грозу. Сильные порывы ветра привели к вынужденной аварийной посадке до подлета к взлетно-посадочной полосе.

В результате катастрофы погибли 112 человек.
— 28 декабря 1978 г. — при заходе на посадку в аэропорту г. Портленда (США) самолет ДС-8 рухнул на землю. Причина катастрофы — нехватка топлива.

Из 189 пассажиров и членов экипажа 10 человек погибли, 23 пассажира были тяжело ранены.

-20 августа 1980 г. — в багажном отделении “L-101 1 Трайстар” вспыхнул пожар. Была совершена безаварийная вынужденная посадка в аэропорту г. Эр-Рияда (Саудовская Аравия). От повышения температуры заклинило двери и их не смогли открыть изнутри. Когда двери открыли снаружи, то приток свежего воздуха вызвал пожар по всему самолету. От токсичных газов и пламени погибли 300 человек.

— Ноябрь 1980 г. — при посадке в Сеульском аэропорту (Корея) загорелся самолет “Боинг-747”. Погибли 50 человек, несколько десятков человек было госпитализировано.- Май 1988 г. — в условиях ограниченной видимости, не видя земли, экипаж самолета Л-410 начал снижение для визуального захода на посадку. Авиалайнер врезался в склон горы вблизи бурятского населенного пункта Багдарина.

Находившиеся в самолете 15 пассажиров и 2 члена экипажа' погибли.- 16 марта 1995 г. — при заходе на посадку в аэропорту п.Оссора Камчатской области упал на сопку самолет Ан-2. Погибли 9 человек.- 25 октября 1995 г. — в уфимском аэропорту “Максимовка” недолетел до взлетно-посадочной полосы 300 м и упал на землю самолет Ан-32. В результате катастрофы погибли 13 человек.

— 12 декабря 1995 г. — разбились три российских истребителя Су-27, возвращавшиеся с международного авиасалона в Малайзии. В сложных метеоусловиях 6 российских самолетов с первого захода не смогли совершить посадку на аэродроме авиабазы Камрань (Вьетнам) для дозаправки. При развороте для захода на повторную посадку Ил-76, “ведущий”, прямиком привел 3 истребителя в склон горы.

Четыре летчика погибли.Наряду с самолетами, в авиационных ЧС оказываются и вертолеты:- 18 января 1978 г. в аэропорту г. Ньюарка (США) из-за поломки потерпел катастрофу вертолет. Из 18 человек, находившихся на его борту, 3 человека погибли, 10 человек были тяжело ранены.- 2 марта 1981 г.

— вблизи оазиса Сива (Египет) вертолет с министром обороны Арабской Республики Египет и десятью генералами на борту попал в зону пыльной бури. Из-за плохой видимости он врезался в осветительную вышку, упал и взорвался. Все находившиеся на его борту люди погибли.- 10 мая 1994 г. — частный вертолет зацепился за ЛЭП и рухнул на одну из самых оживленных магистралей в пригороде г.

Лос-Анджелеса ( США). Два человека погибли, трое были ранены.- 30 октября 1994 г. — в Амурской области пропал вертолет Ми-2 с восемью пассажирами и 60 кг золотой руды на борту. Разбившаяся машина была обнаружена случайно только через год. Вертолет потерпел крушение из-за перегрузки. Поисковые работы затянулись в связи с тем, что пилот самопроизвольно изменил маршрут полета.

Все люди, находившиеся на борту Ми-2, погибли.-10 марта 1995 г. — в окрестностях п.Павловка Ульяновской области в условиях ограниченной видимости столкнулся с землей вертолет Ми-2. Погибли 3 человека.- 24 сентября 1995 г. — в Карское море рухнул вертолет Ми-8 Диксонского авиапредприятия. Погибли 15 человек.- 15 октября 1995 г.-на о. Большевик потерпел катастрофу вертолет Ми-26.

Погибли 8 человек.

— 10 мая 1996 г. — в США во время военных учений столкнулись в воздухе, загорелись и рухнули на землю 2 боевых вертолета. Погибли 16 человек.

Покорив воздушное пространство, человек полетел в космос. Для этого были созданы принципиально новые летательные аппараты — космические корабли.

Несмотря на их повышенную надежность, без катастроф не обошлось и здесь:- история помнит трагедию 30 июня 1971 г. с космическим кораблем “Союз-11” и гибель летчиков-космонавтов Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова и В.И.Пацаева.

— через несколько минут после взлета 27 января 1986 г. взорвался американский космический корабль «Челленджер”. Семь членов экипажа погибли.

03.05.2013 15:45

Источник: http://www.obzh.ru/learn/uchebnik-spasatelya-professionalnoe-obuchenie-spasatelej-mchs/12-chrezvychajnye-situacii-na-aviacionnom-transporte.html

Авиационные аварии и катастрофы: виды и причины

Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

Самолет позволяет быстро преодолевать огромные расстояния. Ежегодно во всем мире им пользуются более сотни млн. человек. Надежность и безопасность авиации улучшается постоянно.

Внедряются современные защиты при аварии на воздушном транспорте, включающие системы досмотра пассажиров и багажа в аэропортах, осмотр судна перед вылетом, тесное взаимодействие с метеослужбами, наличие и соблюдение четкого регламента при управлении самолетом.

Несмотря на то, что обеспечению безопасности полета в авиации уделяется первоочередное значение, аварии различной степени тяжести продолжают происходить. Что может вызвать авиационную катастрофу, есть ли шанс выжить в ней и какие действия пассажиров при аварии на воздушном транспорте будут способствовать этому, рассмотрим в данной статье.

Причины происшествий и их виды

В зависимости то того насколько серьезно пострадало воздушное судно и есть ли человеческие жертвы выделяются аварии, поломки самолета и катастрофы.

Наиболее незначительным по последствиям происшествием считается поломка. Как правило, повреждения самолета незначительные и подлежит ремонту, а здоровью членам экипажа и пассажирам не нанесено никакого вреда. Аварией называется происшествие, в котором нет гибели людей, но достаточно сильно пострадало судно и оно не подлежит восстановлению.

Самые значительные разрушительные последствия имеет авиакатастрофа. Обязательным признаком является гибель пассажиров, а также членов экипажа. Учитывается также смерть людей, наступившая в результате полученных травм в течение месяца после катастрофы. Разрушение судна часто сопровождается возгоранием, декомпенсацией и взрывом.

Чрезвычайные ситуации в воздухе имеют ряд отягчающих особенностей по сравнению с другими транспортными происшествиями.

Это передвижение самолета на значительной высоте, высокая скорость полета, нахождение большого скопления людей в закрытом пространстве, отсутствие возможности эффективного оказания помощи другими службами в момент крушения, быстротечность развития происшествия. Именно ими объясняется такие разрушительные последствия авиакатастроф.

Группы причин аварий

Все причины аварий воздушного транспорта делятся на следующие группы:

  • Человеческий фактор (ошибки экипажа или диспетчерской службы, плохое самочувствие или усталость пилотов). В последнее время стала актуальна причина – ослепление пилотов с земли световыми указками, фонарями.
  • Технические: отказ, неисправность или поломка бортовой техники, плохое качество топлива.
  • Плохие погодные условия (туман, ливень, резкое похолодание, высокая влажность воздуха)
  • Террористический акт: захват судна, взрыв, саботаж.

По статистике более 50% всех катастроф воздушного транспорта имеют своей причиной человеческий фактор. На технические неисправности относят около 30%, остальные связывают с неблагоприятным воздействием природной среды и иными причинами.

Что делать при пожаре в салоне самолета

Действия при пожаре в самолете

Токсичный дым, заполняющий салон в случае возгорания представляет большую опасность для человека, чем сам огонь. Обязательно следует позаботиться о защите рта и носа. Дышите только через влажную ткань (любой платок, шарф, шапка, воротник). При эвакуации передвигайтесь к аварийному выходу, пригнувшись к полу или ползком. Внизу скопления дыма минимально.

Девушкам следует снять туфли на высоком каблуке и капроновые колготки. Колготки относятся к быстровоспламеняющимся вещам. Они могут загореться от любой искры. Туфли в случае падения или бега также способны стать причиной получения серьезных травм. Более того случайно в задымленном салоне вы можете травмировать другого пассажира при передвижении ползком.

Взрыв

На открытые участки тела лучше накинуть любую одежду, плед или покрывало. Это убережет от сильных термических ожогов. Как действовать при получении ожога Вы можете посмотреть в нашем видео: «Действия при ожогах».

Если к выходу трудно пробраться из-за скопления народа или завала вещами, то пробирайтесь по креслам, предварительно опуская их спинки. Руки должны быть свободны не берите с собой сумки.

Действуйте согласно указаниям бортпроводников.

В случае аварии используются все имеющиеся выходы, включая запасные. Их легко можно обнаружить по специальной маркировке. Для удобства все надписи на них подсвечиваются при любом освещении. Рядом с аварийным люком находится подробная и доступная инструкция по вскрытию замка.

Покинув салон самолета, не стойте рядом. Пожар может спровоцировать взрыв. В этом случае вы можете пострадать от сильной взрывной волны и разлетающихся обломков. Оптимальным вариантом будет – отойти подальше или лечь на землю, защитив голову руками.

Как не пострадать при жесткой посадке

Действия пассажиров в случае аварии при взлете или посадке самолета

Такие посадки характеризуются внезапностью, поэтому следует обращать внимание на такие признаки, как снижение высоты, появление дыма и/или запах гари, остановка работы двигателей.

При сообщении о незапланированном снижении следует из карманов убрать все острые, режущие или огнеопасные предметы (ключи, зажигалка, пилка для ногтей). Избавьтесь от туфель на высоком каблуке, снимите стягивающие предметы одежды (галстук, ремень, очки).

Примите наиболее безопасную позу: наклонитесь вперед, опуская голову как можно ниже, руками обхватите ноги или обопритесь ими об спинку соседнего кресла для опоры.

Ноги чуть выпрямите вперед, но не засовывайте их под впереди стоящее кресло. В момент посадки напрягите все мышцы и постарайтесь не вылететь из кресла.

Вставать со своего места и покидать салон можно только после соответствующего указания бортпроводника или другого члена экипажа.

Не пренебрегайте правилом подгона ремня безопасности по вашему телосложению перед взлетом и посадкой. Он должен быть закреплен в районе бедер. При посадке осмотритесь. Над вами не должно быть тяжелого или крупного багажа.

Если эвакуация происходит при помощи надувного трапа, то подойдя к люку нужно прыгать на него и скатываться. Многие из-за страха останавливаются, садятся и только потом съезжают, так очень сильно замедляется спасение людей.

Что делать при декомпрессии в салоне

Действия при аварии на воздушном транспорте, связанной с разряжением воздуха в салоне в результате разгерметизации фюзеляжа воздушного судна заключаются в быстром надевании кислородной маски, даже без соответствующей команды от экипажа.

Главной ошибкой является желание помочь сначала близким или что-то сказать. Воздух из легких при декомпрессии выходит быстро, и замедлить процесс вы не в состоянии. Если вы промедлите с маской, то через пару минут потеряете сознание. Правильным будет без лишних движений и разговоров одеть маску, а затем помогать близким.

Обязательно пристегните ремни безопасности. Помните, что при разряжении воздуха возможно появление звона в ушах, а также может временно ухудшиться зрение.

Правила поведения на воздушном транспорте

Что делать при вынужденной посадке на воду

Что делать при аварийной посаде на воду

Аварии с приземлением на водную поверхность случаются очень редко, так как совершить плавную посадку без дополнительных разрушений способны далеко не все пилоты. Даже без повреждений самолет на плаву способен находиться не более 40 минут.

В этом случае эвакуироваться из тонущего воздушного транспорта нужно быстро.

Правила спасения при посадке самолета на воду предусматривают следующие действия:

  • Выполнять указания экипажа
  • Надеть на себя теплую одежду или взять с собой
  • Воспользуйтесь спасательным жилетом.
  • Одевайте его, карманами вперед.
  • Надувать жилет в салоне запрещается. Это усложнит эвакуацию.
  • Оказавшись в воде, дерните чеку для автоматического надувания жилета.
  • Желательно всем выжившим держаться вместе, так вас быстрее обнаружат, и вы сможете дольше сохранить тепло.

Будьте внимательны, перед полетом над водной поверхностью бортпроводница всегда проводит инструктаж по правильному пользованию жилетом.

Как себя вести в зоне турбулентности

Часто во время полета лайнер может попасть в воздушную яму, в результате чего на борту возникает тряска и сильная вибрация. Такая ситуация называется турбулентностью. Следует пристегнуть ремень безопасности и точно следовать указаниям членов экипажа. Не вставайте с места – это может привести к травмированию.

И самое главное, пилоты в случае возникновения внештатной ситуации до последнего пытаются избежать катастрофы, поэтому паниковать, кричать, вставать с кресла и бегать по салону категорически запрещается. Этим вы только будете отвлекать экипаж, чем только ухудшите и без того опасную ситуацию на борту.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/aviatsionnyie-avarii-vidyi-prichinyi-i-poryadok-deystviy/

1.4.19. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.

В 2001 г. в России произошло 27 авиационных происшествия, в т.ч. 10 катастроф. Погибло 218 человек. Особо тяжелой явилась катастрофа самолета Ту-154 под Иркутском, в которой погибло 145 человек.

За последние 10 лет самолеты в России стали падать в два разачаще. Насущной проблемой настоящего времени являются ЧС с вертолетами и легкими самолетами. Они стали падать чаще в 3-4 раза (без учета катастроф военных вертолетов).

Самым безопасным широкофюзеляжным самолетом в мире является отечественный Ил-86. За 20 лет службы с этими самолетами в небе не произошло ни одной катастрофы.

Более 80% авиакатастроф происходят по причине «человеческого фактора», 15% — результат поломки техники.

В России насчитывается 2718 воздушных судов, годных к полетам.

Основными причинами ЧС являются: «человеческий фактор», старение авиапарка, медленное его обновление, недостаток самолетов нового поколения.

ЧС на авиационном транспорте подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.

Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская — о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену, поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами.

В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за «бесовское» дело.

Динамика ЧС на авиационном транспорте России

И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства, физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами.

Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город. Это была одна из первых авиационных катастроф в мире.

По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.

Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями.

Дирижабли применялись для связи, снабжения труднодоступных, удаленных районов разведки, конвоирования судов, поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе.

Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.

На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам. Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете, в крейсерском полете, при посадке.

Распределение ЧС на авиационном транспорте
(по данным английского журнала «Экономист» за 2001 г.)

ЭтапДоля, в %
Разбег18
Взлет11
Набор высоты7
Полет (крейсерский)5
Снижение3
Заход на посадку12
Посадка и приземление41
Прочее3

Покорив воздушное пространство, человек устремился в космос. Для этого были созданы принципиально новые летательные аппараты — космические корабли. Несмотря на их повышенную надежность, без катастроф не обошлось и здесь: история помнит трагедию 30 июня 1971 г. с космическим кораблем «Союз-11» и гибель летчиков-космонавтов Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева.

Через несколько минут после взлета 27 января 1986 г. взорвался американский космический корабль «Челленджер». Семь членов экипажа погибли.

1921 г. Во время испытательного полета на борту британского дирижабля R-38 произошел взрыв и пожар. Летательный аппарат рухнул на землю. Погибло 44 человека, в том числе 16 американских экспертов.

1933 г. В результате попадания молнии загорелся и потерпел крушение 240-метровый дирижабль американских военно-морских сил «Акрон». Из 77 членов экипажа спастись удалось четверым.

1934 г. Советский стратостат с тремя пилотами впервые поднялся на высоту 22 000 м. Все члены экипажа погибли.

1935 г. Во время показательных выступлений разбился самый большой пассажирский самолет в мире того времени «Максим Горький». На борту находились конструкторы самолета и их семьи. Погибло 47 человек. Основной причиной катастрофы стало столкновение двух самолетов.

1937 г. Загорелся и упал на землю самый большой в мире дирижабль «Гиндербург». Он принадлежал Германии. Погибло 35 человек. Эта катастрофа положила конец коммерческим рейсам дирижаблей.

1956 г. Во время грозы в воздухе столкнулись два американских пассажирских авиалайнера. Погибло 128 человек.

1968 г. Во время тренировочного полета на самолете погиб первый космонавт планеты Ю. Гагарин. Вместе с ним погиб летчик-испытатель В. Серегин.

1970 г. При заходе на посадку в аэропорту города Воронежа произошла внезапная разгерметизация салона самолёта Ил-18. Лайнер упал на землю. Погибло 127 человек.

1974 г. При взлёте взорвался турецкий авиалайнер. Погибло 346 человек.

1977 г. В аэропорту города Лос-Родеос (США) столкнулись два «Боинга» с пассажирами. Погибло 583 человека. Это самая страшная катастрофа в истории авиации.

1979г. В воздухе столкнулись два советских Ту-134. Погибло 179 человек.

1985 г. Произошла страшная авиакатастрофа. Разбился самолет компании «ДЖАЛ». Погибло 520 человек.

1991 г. В Таиланде при взлете взорвался австрийский авиалайнер. Погибло 223 человека.

1994 г. В районе города Иркутска разбился российский авиалайнер Ту-154. Погибло 154 человека.

1994 г. Разбился самолет Ту-154 китайской авиакомпании. Причина трагедии — ошибки наземных служб и пилотов. Погибло 160 человек.

1998 г. В Атлантический океан в результате технической неполадки упал самолет МД-11. Погибло 229 человек.

2000 г. Во время взлета взорвался сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд». Погибло 113 человек.

2001 г. При заходе на посадку разбился российский Ту-154. Погибло 143 человека.

2001 г. Италия. При взлете потерпел катастрофу шведский МД-80, столкнувшись с легким самолетом. Погибло более 120 человек.

2001 г. США. Потерпел катастрофу американский А-300. Погибло 260 человек. На земле разрушено более 10 домов.

2001 г. Над Черным морем потерпел катастрофу российский Ту-154. Погибло 78 человек.

2002 г. Украина. Львов. Во время авиашоу упал на зрителей самолет Су-27. Погибло 84 человека.

2002 г. В ночь с 1 на 2 июля столкновение в небе над Германией Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» и немецкого грузового В-757. Погибло 70 человек, в том числе 45 детей.

2002 г. Чечня. Разбился вертолет Ми-26. Погибло 119 человек.

2002 г. Хабаровский край. Разбился самолет Ан-28. Погибло 16 человек.

Источник: http://tepka.ru/spasateli/25.html

Аварии на воздушном транспорте

Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Минздрава РФ

Кафедра Медицины катастроф

Доклад

Аварии на воздушном транспорте

Выполнил: студент

Группа: ОЛД-114

Парманов К.Ю.

Проверил: преподаватель

Царян Эдуард Викторович

Екатеринбург, 2013

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна

авария воздушный транспорт пассажир

· продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придётся воспользоваться надувным спасательным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолёт;

· при каждом взлёте и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

· знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолёта; если всё указывает на то, что авария неизбежна, займите нужную позу;

· знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рёва (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода.

Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

При пожаре в самолёте следует помнить, что на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности смоченные водой.

Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымлённость меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.

После приземления и остановки самолёта немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымлённость. После выхода из самолёта удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками — возможен взрыв.

Вынужденная посадка самолёта на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолёт может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж повреждён, это время значительно меньше.

Самолёты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателя находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении, которое всегда неожиданно, времени на подготовку практически не бывает. В одном случае самолёт может коснуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом — может развалиться на части и быстро затонуть.

Поэтому при приводнении необходимо действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы, т.е. надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в спасательный плот.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 минуту летом и 3 минуты зимой.

Если приводнение произошло в холодное время года, нужно взять на плот больше теплых вещей. Не следует забывать о запасе воды и пищи. В комплекте плота есть аварийный запас, которого может оказаться недостаточно, если плавание будет длительным.

Командование всеми пассажирами на воде принимает на себя командир экипажа воздушного судна.

Используя вёсла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолёта. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Анализ катастрофических ситуаций на самолетах выявил два типа поведения пассажиров — паника и апатия. Чаще всего встречается оцепенение. Это следует помнить для предупреждения у себя подобной реакции. Трезвое спокойствие — одно из главных условий выживания в любой катастрофе.

fСписок литературы

Размещено на Allbest.ru

  • Особенности транспортных катастроф. Аварии на автомобильном, железнодорожном, авиационном и водном транспорте. Обеспечение личной безопасности при движении в общественном транспорте. Правила поведения при авариях. Действия при неизбежности столкновения.контрольная работа [20,8 K], добавлен 08.06.2014

Источник: https://revolution.allbest.ru/life/00273288_0.html

Чрезвычайные ситуации на транспорте

Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

Одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, в том числе и России, осуществляющей перевозки грузов и пассажиров, является транспорт. Его основные виды — автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный и трубопроводный.

Классификация транспорта

НАЗЕМНЫЙ

Безрельсовый Рельсовый
автомобили; троллейбусы; мотоциклы; мотороллеры; мопеды; велосипеды; краны; тракторы; экскаваторы; упряжки; телеги; сани; снегоходы; болотоходы; вездеходы; самокаты; коляски. железнодорожный; трамваи; дрезины; вагонетки; монорельсовый.

ВОДНЫЙ

морской речной подводный
теплоходы; катера; танкеры; сухогрузы; паромы; баржи; буксиры; контейнеровозы; лихтеровозы; сейнеры; ледоколы; парусный; гребной; плоты; катамараны; на воздушной подушке. теплоходы; катера; танкеры; сухогрузы; паромы; баржи; буксиры; контейнеровозы; лихтеровозы; сейнеры; ледоколы; парусный; гребной; плоты; катамараны; на воздушной подушке. подводные лодки; батискафы;батисферы.

ВОЗДУШНЫЙ

— самолеты; — вертолеты; — гидропланы; — планеры; — дельтапланы; дирижабли; воздушные шары.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ

— метро; — эскалаторы; — лифты; — подъемники; — канатные дороги; — транспортеры; трубопроводы; — транспорт войск и спецформирований.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.

Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.

Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская — о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену.

поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами. В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за “бесовское” дело. И все же 14 сентября 1783 г.

в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства , физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в г.

Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город.

По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.

— 23 сентября 1923 г. — в небе над г.Брюсселем (Бельгия) из-за удара молнии сгорели три воздушных шара вместе с экипажами.

— 30 января 1934 г. — на высоте 22 км у советского стратостата оборвалась герметичная гондола. Погибли 3 человека.

Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями.

Дирижабли применялись для связи , снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки , судов , поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе.

Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.

— 21 февраля 1922 г. — американский дирижабль «Рома” при взлете задел линию электропередачи и загорелся. Из 45 человек , находившихся на борту. 34 человека погибли.

— 20 декабря 1923 г. — во время страшного урагана во Французской Сахаре бесследно исчез французский дирижабль «Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту.

— 25 мая 1928 г. — катастрофа во льдах Северного Ледовитого океана дирижабля “Италия” конструкции У.Нобиле. После достижения Северного полюса дирижабль на обратном пути попал в туман и обледеневший , рухнул на ледовую поверхность.

Из 16 членов экипажа 10 человек (один при этом погиб) в оторвавшейся гондоле остались на льду. Шесть человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли.

Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом «Красин”.

— 4 октября 1930 г. — во Франции при низком полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль “К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

— 6 мая 1937 г. — катастрофа с дирижаблем «Гинденбург” — гордостью нацистской Германии. Перелетев через Атлантику, он начал причаливание в г. Ньюарке (США).

От атмосферного электричества вспыхнул пожар, и дирижабль огненным шаром упал на поле аэропорта. Из 36 пассажиров 13 человек либо погибли на поле, либо умерли в госпитале.

Из 61 члена экипажа погибли или умерли от ран и ожогов 22 человека, погиб и техник аэродромной службы.

На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам.

Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете, в крейсерском полете, при посадке.

Авиапроисшествия при взлете:

— 27 марта 1977 г. — авиакатастрофа в аэропорту г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). При взлете самолет «Боинг-747” своим шасси срезал большую часть фюзеляжа другого “Боинга”, выполнявшего руление на взлетно-посадочной полосе. Немного пролетев, самолет, потеряв управление, упал в конце полосы. Из 644 пассажиров и членов экипажа двух самолетов погибли 583 человека.

— 25 мая 1979 г. — авиакатастрофа в чикагском аэропорту «0'Хэр” (США). Во время взлета пассажирского ДС-10 оборвался один из двигателей. Самолет, перевернувшись, взорвался. Погибли 270 человек, находившихся на борту, и 2 человека на земле в месте падения самолета.

— 13 января 1982 г. — авиакатастрофа в аэропорту г. Вашингтона (США). При взлете “Боинг-737” не успел набрать необходимую скорость и высоту. В нескольких сотнях метров от аэропорта он столкнулся хвостовой частью с мостом через р. Потомак и упал в воду. Погибли 79 человек на борту и 4 человека в автомобилях на мосту. В самолете остались живы 5 человек, находившиеся в хвостовой части.

— 24 января 1988 г. — самолет Як-40 произвел взлет из аэропорта г.Нижневартовска. При подъеме у воздушного судна отказали двигатели. Так и не сумев набрать высоту, он врезался в опору ЛЭП и рухнул в 1900 м от взлетно-посадочной полосы. Из 27 пассажиров и членов экипажа погибли 23 человека.

— 20 января 1995 г. — в районе п. Емельянове Красноярского края на взлете потерял управление и упал самолет Л-410. Из 16 человек, находившихся на борту, 3 погибли.

— 27 сентября 1995 г. — на Аляске (США) при взлете из-за возгорания двигателя потерпел катастрофу разведывательный самолет “Боинг-707” с системой “АВАКС” на борту. О количестве жертв не сообщалось.

-9 января 1996 г. -авиакатастрофа в аэропорту “Ндоло” г. Киншасы (Заир). При взлете потерял управление и врезался в торговые ряды овощного рынка, расположенного около аэропорта, российский грузовой самолет Ан-32. Погибло около 300 человек, сотни человек получили ожоги.

В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. В 1995 г. “выкатилось” со взлетно-посадочной полосы более десятка только российских лайнеров.

Авиапроисшествия в крейсерском полете

Потеря управления воздушным судном в крейсерском полете по самым разнообразным причинам часто приводит к катастрофическим последствиям. Так, серьезную опасность для воздушных судов представляют собой стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит порядка 4 тыс. авиационных аварий и катастроф.

Это неудивительно: известно, что при столкновении самолета, летящего со скоростью 800 км/ч, с птицей массой 2 кг, ему наносится удар величиной 3500 кгс. В 1960 г. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов. Птицы забили собой сопла реактивных двигателей авиалайнера.

В этой авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа.

«Катастрофой века” иногда называют падение самолета, пилотируемого первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Они разбились 27 марта 1968 г. во время тренировочного полета. По последней версии, причиной катастрофы стало отключение сознания у членов экипажа, попавшего в зону активного влияния геофизического локального резонанса (ГЛР).

Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 226; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-60669.html

Глава 1. ЧС на авиационном транспорте

Авиационный транспорт: Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи

   
    Глава 1. Общие сведения

Глава 2. Профессиональное
   обучение спасателей МЧС

Глава 3. Организация и проведение
   поисково-спасательных работ (ПСР)

Глава 4. Оказание первой
  медицинской помощи пострадавшим

Глава 5. Охрана труда при ликвидации
  последствий чрезвычайных ситуаций

   Литература

понятие катастрофы, аварии, поломки
из истории воздухоплавания
авиационные ЧС по группам
авиапроисшествия при взлете
авиапроисшествия в крейсерском полете
авиапроисшествия при посадке

   Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.
Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

       Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

       Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.

       Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

       Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская — о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену. поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами. В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за “бесовское” дело. И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства , физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в г.Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город.        По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв. — 23 сентября 1923 г. — в небе над г.Брюсселем (Бельгия) из-за удара молнии сгорели три воздушных шара вместе с экипажами. — 30 января 1934 г. — на высоте 22 км у советского стратостата оборвалась герметичная гондола. Погибли 3 человека.         Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями. Дирижабли применялись для связи , снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки , судов , поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации , явились многочисленные аварии и катастрофы. — 21 февраля 1922 г. — американский дирижабль «Рома” при взлете задел линию электропередачи и загорелся. Из 45 человек , находившихся на борту. 34 человека погибли. — 20 декабря 1923 г. — во время страшного урагана во Французской Сахаре бесследно исчез французский дирижабль «Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту. — 25 мая 1928 г. — катастрофа во льдах Северного Ледовитого океана дирижабля “Италия” конструкции У.Нобиле. После достижения Северного полюса дирижабль на обратном пути попал в туман и обледеневший , рухнул на ледовую поверхность. Из 16 членов экипажа 10 человек (один при этом погиб) в оторвавшейся гондоле остались на льду. Шесть человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли. Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом «Красин”.

— 4 октября 1930 г. — во Франции при низком полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль “К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

6 мая 1937 г. — катастрофа с дирижаблем «Гинденбург” -гордостью нацистской Германии. Перелетев через Атлантику, он начал причаливание в г. Ньюарке (США).

От атмосферного электричества вспыхнул пожар, и дирижабль огненным шаром упал на поле аэропорта. Из 36 пассажиров 13 человек либо погибли на поле, либо умерли в госпитале.

Из 61 члена экипажа погибли или умерли от ран и ожогов 22 человека, погиб и техник аэродромной службы.

        На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам.
      

    Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете, в крейсерском полете, при посадке.

    Авиапроисшествия при взлете — 27 марта 1977 г. — авиакатастрофа в аэропорту г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). При взлете самолет «Боинг-747” своим шасси срезал большую часть фюзеляжа другого “Боинга”, выполнявшего руление на взлетно-посадочной полосе. Немного пролетев, самолет, потеряв управление, упал в конце полосы. Из 644 пассажиров и членов экипажа двух самолетов погибли 583 человека. — 25 мая 1979 г. — авиакатастрофа в чикагском аэропорту «0'Хэр” (США). Во время взлета пассажирского ДС-10 оборвался один из двигателей. Самолет, перевернувшись, взорвался. Погибли 270 человек, находившихся на борту, и 2 человека на земле в месте падения самолета. — 13 января 1982 г. — авиакатастрофа в аэропорту г. Вашингтона (США). При взлете “Боинг-737” не успел набрать необходимую скорость и высоту. В нескольких сотнях метров от аэропорта он столкнулся хвостовой частью с мостом через р. Потомак и упал в воду. Погибли 79 человек на борту и 4 человека в автомобилях на мосту. В самолете остались живы 5 человек, находившиеся в хвостовой части. — 24 января 1988 г. — самолет Як-40 произвел взлет из аэропорта г.Нижневартовска. При подъеме у воздушного судна отказали двигатели. Так и не сумев набрать высоту, он врезался в опору ЛЭП и рухнул в 1900 м от взлетно-посадочной полосы. Из 27 пассажиров и членов экипажа погибли 23 человека. — 20 января 1995 г. — в районе п. Емельянове Красноярского края на взлете потерял управление и упал самолет Л-410. Из 16 человек, находившихся на борту, 3 погибли. — 27 сентября 1995 г. — на Аляске (США) при взлете из-за возгорания двигателя потерпел катастрофу разведывательный самолет “Боинг-707” с системой “АВАКС” на борту. О количестве жертв не сообщалось. -9 января 1996 г. -авиакатастрофа в аэропорту “Ндоло” г. Киншасы (Заир). При взлете потерял управление и врезался в торговые ряды овощного рынка, расположенного около аэропорта, российский грузовой самолет Ан-32. Погибло около 300 человек, сотни человек получили ожоги.

       В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. В 1995 г. “выкатилось” со взлетно-посадочной полосы более десятка только российских лайнеров.

    Авиапроисшествия в крейсерском полете

       Потеря управления воздушным судном в крейсерском полете по самым разнообразным причинам часто приводит к катастрофическим последствиям. Так, серьезную опасность для воздушных судов представляют собой стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит порядка 4 тыс. авиационных аварий и катастроф.

Это неудивительно: известно, что при столкновении самолета, летящего со скоростью 800 км/ч, с птицей массой 2 кг, ему наносится удар величиной 3500 кгс. В 1960 г. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов. Птицы забили собой сопла реактивных двигателей авиалайнера.

В этой авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа.        «Катастрофой века” иногда называют падение самолета, пилотируемого первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Они разбились 27 марта 1968 г. во время тренировочного полета.

По последней версии, причиной катастрофы стало отключение сознания у членов экипажа, попавшего в зону активного влияния геофизического локального резонанса (ГЛР).

В ноябре 1996 г. в небе близ г. Дели произошло столкновение грузового казахстанского Ил-76Т и Боинга-747, принадлежащего Саудовской аравии. Погибли 375 человек.
      
В декабре 1996 г. потерпел катастрофу самолет ВВС Ан-12, одним из пассажиров которого был командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник С. Селезнев. Трагедия случилась через 5 минут после взлета. Все пассажиры и 7 членов экипажа погибли. Причиной аварии стали перегруз самолета, сильная облачность и несогласованность действий экипажа. — Март 1974 г. — в самолете, выполнявшем рейс из г. Парижа (Франция). была неплотно закрыта дверь грузового отсека. На высоте 4 км за счет декомпрессии дверь выбросило. Произошло выпучивание пола в салоне, что повредило и вывело из строя кабели управления судном. Через несколько минут самолет упал и разбился. Все 346 человек, находившиеся на его борту, погибли.
— 25 октября 1978 г. — над г. Сан-Диего (США) одномоторный самолет “Сессна-172” врезался в правое крыло “Боинга-727”. Все 138 пассажиров и членов экипажей самолетов погибли. Падающие обломки погубили еще 13 человек на земле и вызвали пожар, уничтоживший городской квартал.
— 12 августа 1985 г. — вблизи г.Иокоте (Япония) после разрушения хвостового оперения “Боинг-747” местной авиалинии потерял управление и врезался в гору. Из 524 человек, находившихся на борту, в живых остались четверо.
— 9 мая 1993 г. — над г. Нижним Тагилом во время демонстрационного полета потерпел катастрофу спортивный самолет Як-52. Упав на город, он унес 18 жизней.
— 3 января 1994 г. — под г. Иркутском разбился самолет Ту-154, потерявший управление после возгорания двигателя. Погибли 125 человек. — 22 марта 1994 г.- под г. Междуреченском разбился авиалайнер, выполнявший рейс “Москва-Гонконг”. Все 75 человек, находившиеся на его борту, погибли. — 16 июня 1995 г. — вблизи населенного пункта Херпучи Хабаровского края разбился самолет Ан-2. Погибли 14 человек. — 28 августа 1995 г. — в районе п. Истомиха Московской области во время тренировочного полета упал самолет Як-18Т. Погибли 4 человека.

— 6 декабря 1995 г. — потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты

самолет Ту-154, выполнявший рейс на г. Хабаровск с о. Сахалин. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере. Предполагаемая причина катастрофы — потеря устойчивости из-за неравномерного распределения топлива в топливных емкостях, расположенных в крыльях. — Февраль 1996 г. — над Атлантическим океаном у берегов Доминиканской Республики потерпел катастрофу «Боинг-757”, на борту которого находились 189 пассажиров. Погибли все.

— 17 июля 1996 г. — через 15 мин после взлета из г. Атлантик-Сити (США) над Атлантическим океаном потерпел катастрофу «Боинг-747”. Погибли 230 человек.

   Авиапроисшествия при посадке

— 24 июня 1975 г. — “Боинг-747” при заходе на посадку в аэропорту имени Джона Кеннеди в г. Нью-Йорке (США) попал в грозу. Сильные порывы ветра привели к вынужденной аварийной посадке до подлета к взлетно-посадочной полосе. В результате катастрофы погибли 112 человек. — 28 декабря 1978 г. — при заходе на посадку в аэропорту г.

Портленда (США) самолет ДС-8 рухнул на землю. Причина катастрофы — нехватка топлива. Из 189 пассажиров и членов экипажа 10 человек погибли, 23 пассажира были тяжело ранены. -20 августа 1980 г. — в багажном отделении “L-101 1 Трайстар” вспыхнул пожар. Была совершена безаварийная вынужденная посадка в аэропорту г. Эр-Рияда (Саудовская Аравия).

От повышения температуры заклинило двери и их не смогли открыть изнутри. Когда двери открыли снаружи, то приток свежего воздуха вызвал пожар по всему самолету. От токсичных газов и пламени погибли 300 человек. — Ноябрь 1980 г. — при посадке в Сеульском аэропорту (Корея) загорелся самолет “Боинг-747”.

Погибли 50 человек, несколько десятков человек было госпитализировано. — Май 1988 г. — в условиях ограниченной видимости, не видя земли, экипаж самолета Л-410 начал снижение для визуального захода на посадку. Авиалайнер врезался в склон горы вблизи бурятского населенного пункта Багдарина. Находившиеся в самолете 15 пассажиров и 2 члена экипажа' погибли.

— 16 марта 1995 г. — при заходе на посадку в аэропорту п.Оссора Камчатской области упал на сопку самолет Ан-2. Погибли 9 человек. — 25 октября 1995 г. — в уфимском аэропорту “Максимовка” недолетел до взлетно-посадочной полосы 300 м и упал на землю самолет Ан-32. В результате катастрофы погибли 13 человек. — 12 декабря 1995 г.

— разбились три российских истребителя Су-27, возвращавшиеся с международного авиасалона в Малайзии. В сложных метеоусловиях 6 российских самолетов с первого захода не смогли совершить посадку на аэродроме авиабазы Камрань (Вьетнам) для дозаправки. При развороте для захода на повторную посадку Ил-76, “ведущий”, прямиком привел 3 истребителя в склон горы.

Четыре летчика погибли.        Наряду с самолетами, в авиационных ЧС оказываются и вертолеты: — 18 января 1978 г. в аэропорту г. Ньюарка (США) из-за поломки потерпел катастрофу вертолет. Из 18 человек, находившихся на его борту, 3 человека погибли, 10 человек были тяжело ранены. — 2 марта 1981 г.

— вблизи оазиса Сива (Египет) вертолет с министром обороны Арабской Республики Египет и десятью генералами на борту попал в зону пыльной бури. Из-за плохой видимости он врезался в осветительную вышку, упал и взорвался. Все находившиеся на его борту люди погибли. — 10 мая 1994 г.

— частный вертолет зацепился за ЛЭП и рухнул на одну из самых оживленных магистралей в пригороде г. Лос-Анджелеса ( США). Два человека погибли, трое были ранены. — 30 октября 1994 г. — в Амурской области пропал вертолет Ми-2 с восемью пассажирами и 60 кг золотой руды на борту. Разбившаяся машина была обнаружена случайно только через год.

Вертолет потерпел крушение из-за перегрузки. Поисковые работы затянулись в связи с тем, что пилот самопроизвольно изменил маршрут полета. Все люди, находившиеся на борту Ми-2, погибли. -10 марта 1995 г. — в окрестностях п.Павловка Ульяновской области в условиях ограниченной видимости столкнулся с землей вертолет Ми-2. Погибли 3 человека. — 24 сентября 1995 г.

— в Карское море рухнул вертолет Ми-8 Диксонского авиапредприятия. Погибли 15 человек. — 15 октября 1995 г.-на о. Большевик потерпел катастрофу вертолет Ми-26. Погибли 8 человек.

— 10 мая 1996 г. — в США во время военных учений столкнулись в воздухе, загорелись и рухнули на землю 2 боевых вертолета. Погибли 16 человек.

       Покорив воздушное пространство, человек полетел в космос. Для этого были созданы принципиально новые летательные аппараты — космические корабли.

Несмотря на их повышенную надежность, без катастроф не обошлось и здесь: —  история помнит трагедию 30 июня 1971 г. с космическим кораблем “Союз-11” и гибель летчиков-космонавтов Г.Т.Добровольского, В.Н.Волкова и В.И.Пацаева.

— через несколько минут после взлета 27 января 1986 г. взорвался американский космический корабль «Челленджер”. Семь членов экипажа погибли.

Источник: http://www.gimsyaroslavl.narod.ru/Rescuer/Rescuers_Guidebook/ch149_aviacrash.htm

Scicenter1
Добавить комментарий