Автомобильный транспорт: Самый массовый вид транспорта и лидер по количеству трагических

Урок 17. мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства — География — 10 класс — Российская электронная школа

Автомобильный транспорт: Самый массовый вид транспорта и лидер по количеству трагических

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Развитие мирового транспорта.
  • Виды транспорта и перспективы его развития.
  • Роль мировой транспортной системы в решении важнейших экономических задач.

Глоссарий: транспортная система, транспортные узлы, густота транспортной сети, грузооборот, пассажирооборот, «удобные флаги».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт является третьей важнейшей отраслью материального производства, и, хотя эта отрасль ничего не производит, её роль в перераспределении товаров и пассажиров трудно недооценить. Мировой транспорт включает в себя пути сообщения, транспортные средства и транспортные предприятия. В настоящее время продолжает формироваться мировая транспортная система.

В прошлом ведущая роль в экономике и в целом в обеспечении жизнедеятельности общества принадлежала гужевому и водным видам транспорта. С конца XIX века лидерство перешло к железнодорожному.

Это обеспечило возможности перевозок крупных объёмов сырья, материалов и готовых изделий и способствовало развитию многих отраслей промышленности – чёрной металлургии и машиностроения, значительно расширило рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.

С появлением автомобильного транспорта в начале XX в. начинается очередной этап промышленного развития, характерной чертой которого стало углубление внутриотраслевой специализации, широкое развитие кооперационных связей.

Возникли отрасли промышленности, производящие необходимые для автомобилестроения и дорожного строительства материалы и полуфабрикаты.

Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта значительно увеличило подвижность населения, что, в свою очередь, повлияло на ускорение процесса урбанизации.

В XX веке было освоено воздушное пространство. В странах, где развивалось авиастроение (СССР, США, Франция, Германия и др.), а также в наиболее крупных по территории государствах начала формироваться сеть авиалиний.

Трубопроводный транспорт. Активное строительство магистральных нефте- и газопроводов началось только во второй половине XX в.

Развитие электронного вида транспорта связано с внедрением в нашу жизнь современных технологий, поэтому его активное использование приходится уже на начало XXI века.

В настоящее время главными видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной и озерный), морской, воздушный и трубопроводный, соответственно, современная мировая сеть путей сообщения включает в себя автомобильные и гужевые дороги, железные дороги, водные пути (реки, каналы и водохранилища), трубопроводы и авиалинии, морские пути. Современная транспортная сеть мира превышает 40 млн. км.

Транспортная система – совокупность взаимосвязанных местных, региональных, национальных транспортных систем.

Железнодорожный транспорт отличает способность работать непрерывно: практически без остановок в течение многих суток. Это единственный транспорт, работа которого мало зависит от погоды и времени года.

Железнодорожный транспорт перевозит массовые грузы на огромные расстояния. Велика его роль и в пассажироперевозках.

Недостатками его являются очень высокая стоимость строительства железных дорог и их высокие требования к характеру рельефа.

Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще к началу ХX века. В настоящее время её протяженность составляет около 14 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах мира.

Более половины их общей длины располагается на территории всего десяти стран.

Среди них США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, ФРГ и Бразилия – видим, что, как правило, эти страны имеют большую площадь.

Важной характеристикой дорожной сети является её густота.

Густота транспортной сетиэто протяжённость дорог, приходящихся на единицу площади.Наибольшую густоту железнодорожной сети имеют Европейские страны (средний показатель – 100 км на 1000 км2 площади). В России этот показатель составляет примерно 5 км на 100 км2 площади, в странах Африки – 2,7 км на 100 км2.

Водный транспорт

Речной

Именно этот вид транспорта – один из самых древних. Задолго до того, как человек научился использовать мускульную силу животных (гужевой), он уже умел транспортировать грузы по течению рек.

Речной транспорт отличается низкой скоростью, но для перевозки крупногабаритных массовых грузов незаменим. Песок, лес, руда – вот главные товары для речного транспорта.

Наиболее развит этот транспорт в США, Китае, России и ФРГ.

Морской транспорт в мировой транспортной системе занимает особое место. Специализируясь в основном на внешнеторговых перевозках и являясь в этой области практически безальтернативным, морской транспорт – залог бесперебойного функционирования мирового хозяйства, углубления международного разделения труда.

В целом судоходство обеспечивает транспортными услугами около 80% международных экономических связей. В отличие от наземного транспорта, территориальные особенности которого определяются сетью путей сообщения, географию морского транспорта определяет сеть портов, морских каналов и проливов.

В настоящее время в наибольшей степени освоены акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Морское судоходство в Северном Ледовитом океане в силу сложной ледовой обстановки, а также относительно слабой хозяйственной освоенности северных районов Евразии и Северной Америки осуществляется в узкой прибрежной полосе.

Поэтому здесь (за исключением Норвежского и Баренцева морей) отсутствуют более или менее крупные порты.

В Атлантическом океане важнейшими направлениями морского судоходства являются трассы:

  • между европейскими странами и Северной Америкой;
  • между европейскими странами и странами Южной Америки;
  • между странами Южной Америки и Северной Америки;
  • между странами Западной Африки и странами Европы и Северной Америки.

Кроме того, через акваторию Атлантики проходят транзитные пути, связывающие страны Атлантического бассейна со странами бассейнов Индийского и Тихого океанов (через Суэцкий и Панамский каналы и южное побережье Африки).

В Тихоокеанском бассейне основные морские перевозки идут по трассам, соединяющим страны Восточной и Юго-Восточной Азии с Северной Америкой, с Австралией и странами Латинской Америки; страны тихоокеанского побережья Америки.

Через Панамский канал осуществляются морские перевозки из стран Восточной Азии и стран Тихоокеанского бассейна в Атлантику.

По интенсивности морских перевозок Индийский океан заметно уступает Атлантическому и Тихому океанам.

Однако именно здесь, в зоне Персидского залива, зарождаются мощные грузопотоки нефти, которые идут в Атлантику (огибая южное побережье Африки и через Суэцкий канал) и в Восточную и Юго-Восточную Азию.

Важнейшее место в акватории Индийского океана занимают транзитные направления, соединяющие страны бассейнов Тихого и Атлантического океанов.

Все эти направления морских перевозок отличаются достаточной устойчивостью в течение многих десятилетий. В последние десятилетия ведущим регионом морских перевозок стал бассейн Тихого океана. Одновременно с этим в число ведущих морских держав вошли многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В структуре торгового флота преобладают нефтеналивные и навалочные суда, способные перевозить крупные объёмы нефтяных и массовых грузов (уголь, руда и др.). В последние десятилетия развиваются контейнерные перевозки. Крупнейшими портами мира являются Шанхай (Китай), Сингапур, Роттердам (Нидерланды), Гонконг, Антверпен (Бельгия), Иокогама, Кобе, Тиба, Нагоя (Япония).

Развитие морского торгового флота характеризует суммарный тоннаж судов. Список стран лидеров: Либерия, Панама, Япония, Греция, США.

Либерия и Панама – в одной группе с США и Японией?! Дело в том, что примерно треть судов мирового флота ходят под так называемыми «удобными» флагами.

Удобный флаг («дешёвый флаг») – режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки денежных сборов в большинстве портов мира для некоторых стран и судов, которые ходят под флагами этих стран, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.

Автомобильный транспорт

Появился в конце XIX века, но активно развивался уже в XX-м. Ему нет равных в маневренности. Это единственный транспорт, доставляющий грузы с достаточно высокой скоростью «от порога к порогу».

Автодороги, в отличие от железнодорожных магистралей, легче и дешевле построить.

Однако автотранспорт – один из самых главных загрязнителей воздуха на планете, особенно ощутимо это в крупных городах, где автомобили – чуть ли не главный вид транспорта.

На регионы-лидеры приходится 80% всего автомобильного парка и около трети всей протяженности дорожной сети. И это Северная Америка, Западная Америка, Япония.

Трубопроводный транспорт

Является специфичным грузовым видом транспорта. Грузы, перевозимые им, – газ, нефть, нефтепродукты. Это один из самых молодых видов транспорта. Наибольшая протяженность трубопроводов – в России, США, Канаде.

Воздушный транспорт

Появился в 20-годы XX века. Самый скоростной (средняя скорость 700 км/час), но и самый дорогой вид транспорта.

Поэтому воздушный вид транспорта в основном используют для перевозки пассажиров и срочных, скоропортящихся грузов. В мире более 5000 аэропортов в самых разных уголках земного шара.

Самым крупным самолетным парком и протяженностью воздушных линий обладают США, Канада, Австралия, Россия, ФРГ.

Связь

Трудно представить современное мировое хозяйство только как обмен товарами, грузами, ресурсами. Экономика сегодня не может функционировать без распространения экономической информации с помощью систем связи.

С XIX века это радио, телефонная, телеграфная связь, в настоящее время всё большее развитие получают её современные виды: оптоволоконная, космическая и их разновидности – радиотелефонная и интернет-связь. В мире стремительно растёт количество пользователей мобильных телефонов и электронной почты.

Получили распространение интернет-магазины и интернет-биржи – это позволяет резко сократить время передачи и обработки экономической и финансовой информации.

Основным показателем работы транспорта, кроме тех, что прозвучали, является грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот – это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн.

тонно-километров.

В настоящее время общий грузооборот в мире составляет 50 трлн. тонно-километров, по этому показателю лидируют страны, имеющие огромные размеры территории и внушительную материальную сферу производства. Это США, Китай, Россия.

А из всех видов современного транспорта однозначное лидерство принадлежит морскому транспорту. На его долю приходится более 61% перевозимых грузов.

На втором месте – железнодорожный (15%), на третьем – трубопроводный (12%). Далее следует автомобильный (9,5%), речной (2,6%). Самый низкий грузооборот – у воздушного транспорта.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевозок пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Измеряется в пассажиро-километрах.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Ситуация по этому показателю иная. Бесспорным лидером по этому показателю является автомобильный транспорт (более 80%) мировых пассажирских перевозок. Доля железнодорожного и воздушного – примерно по 10%, доля всех видов водного транспорта (морской, речной) вместе взятых не превышает 1%.

В территориальной структуре мировой транспортной сети выделяется три региона – Северная Америка, Западная Европа, территория СНГ.

Транспортная освоенность мира в целом очень неоднородна. В развитых странах транспортные системы характеризуются большой протяжённостью и густотой, технической оснащённостью.

Как правило, для этих стран характерны транспортные системы радиального типа, которые образуются расходящимися от крупных транспортных узлов в разные стороны лучами дорог.

Для этих стран характерно гармоничное сочетание всех видов транспорта.

В развивающихся странах дорог немного, качество и технический уровень невысок. Часто рисунок транспортной сети имеет вид дерева. По этим магистралям было удобно кратчайшим путём вывозить природные ресурсы.

Такой рисунок сложился и сохранился здесь ещё с колониальных времён.

В этих странах, как правило, большая часть перевозок приходится на один-два традиционных для страны видов транспорта, высокой остается доля речного и гужевого вида транспорта.

Транспорт и окружающая среда

Являясь важнейшим звеном в системе мирового хозяйства, транспорт оказывает резко отрицательное воздействие на окружающую среду. Каждый вид транспорта имеет специфичное влияние на природу.

Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферы, особенно в больших городах.

Но не меньше на атмосферу влияет и воздушный транспорт – влияние одного лайнера равно 8 тысячам автомобилей плюс шумовое загрязнение, которое влияет на здоровье человека не меньше, чем другие виды загрязнений среды.

Речной и морской в основном влияют на гидросферу – нефтяное загрязнение как внутренних водоёмов, так и мирового океана связывают прежде всего с работой именно этого транспорта.

Влияние железнодорожного транспорта на природу комплексно – изъятие земель под строительство, засорение прилегающих к магистралям территорий, шумовое загрязнение.

Принимая во внимание все особенности, основными перспективами развития транспорта являются:

  • совершенствование и модификация подвижного состава, в том числе и для снижения негативного влияния на окружающую среду;
  • электрификация железнодорожного вида транспорта;
  • расширение и совершенствование сети транспортных магистралей, в том числе и через «транспортное» освоение новых территорий.

Значение транспорта

Роль транспорта в мировом хозяйстве огромна. Его работа осуществляет важнейшие хозяйственные процессы, перемещая в пространстве товары, людей и информацию. Мировое хозяйство начало формироваться вместе с появлением современных видов транспорта и развивается вместе с его развитием и совершенствованием.

Разбор заданий тренировочного модуля

1. Установите соответствие между видом транспорта и его характеристикой.

Таблица 1 – Задание 1. Установите соответствие

1ТрубопроводныйАСамый скоростной вид транспорта
2ЖелезнодорожныйБНачало активного развития этого вида транспорта связано с освоением месторождений нефти и газа
3МорскойВЛидирует по грузообороту в международных перевозках
4ВоздушныйГНа сегодняшний день один из самых экологически безопасных

Ответ: 1 — Б, 2 — Г, 3 — В, 4 — А.

2. Введите с клавиатуры в пропущенную строку ответа числовое значение, полученное при решении данной задачи:

Определите грузооборот Н-ского отделения дороги, если известно, что за год это отделение перевезло 0,75 млн. т грузов на расстояние 300 км.

Решение: 750 000*300= 225 млн.т/км.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М. : Мысль, 1983. – 350 с.
  2. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В. П. Максаковский. – М. : Просвещение, 2016. – 305 с. – С. 150–158.
  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. I : Общая характеристика мира. – 4-е изд., – М. : Дрофа, 2008. – 495 с. – С. 99–101, 117–128.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Образовательный портал «Звонок на урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://zvonoknaurok.ru/publ/viktoriny/geografija/viktorina_quot_latinskaja_amerika_quot/10-1-0-58

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5442/conspect/

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт: Самый массовый вид транспорта и лидер по количеству трагических

Зародился в начале ХХ в., в конце столетия он стал одним из неотъемлемых признаков благосостояния и экономического развития.

Автомобильный транспорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя.

Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.

Достоинства автотранспорта: манёвренность и мобильность; доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»; автономность движения транспортного средства; высокая скорость доставки; широкая сфера применения по территориальному признаку, видам грузов и системам сообщения; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Недостатки автотранспорта: большая себестоимость; большая топливоэнергоёмкость и металлоемкость; низкая производительность единицы подвижного состава (130 – 150 тыс. т-км в год); наибольшая трудоёмкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); загрязнение окружающей среды.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся дорожные (специальные и транспортные (грузовые и пассажирские)) и внедорожные (колесные, гусеничные, на воздушной подушке, амфибии) автомобили. Производственный процесс автомобильного транспорта осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным.

Автотранспорту присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него.

В настоящее время для автомобильного транспорта характерны: повышение производительности путём увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъёмности и грузовместимости (необходимо для промышленности). Существует необходимость снижения трудоёмкости транспортного процесса, в т.ч. путем создания специализированных автомобилей (самосвалов).

Расширению сферы применения автотранспорта по перевозке грузов способствуют современные технологии типа контейнерной. Перевозка на значительные расстояния эффективна в международном сообщении, которое ускоряет доставку экспортно-импортных грузов. Автотранспорт является также наиболее массовым видом транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния.

В современной России автотранспорт играет достаточно скромную роль в перевозках. Суровые климатические условия вызывают большие, чем в развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта.

Но это лишь частичное объяснение. Даже в обжитых, экономически развитых регионах России развитие автотранспорта не соответствует мировым стандартам.

До сих пор главным «камнем преткновения» на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.

В России общая протяжённость автодорог составляла более 1 млн. км, включая дороги с твердым покрытием (по данным 2010 г.), по сравнению с 2000 г их длина возросла на 12%. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляла 786 тыс. км.

Причём в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10-е место в мире. В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов.

Его грузооборот в том же году составил 216 млрд. т-км.

По средней плотности автодорог Россия уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км². По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в РФ составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей.

Важнейшей автомобильной трассой является широтная цепь автодорог Беларусь – Урал – Байкал – Амур – Уссури. Проектируется строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Также огромное значение в развитии автомобильных дорог сыграют транспортные коридоры №2 и №9.

В России происходит активный рост автомобилизации населения. Если в 2000 году число легковых автомобилей составляло 20 млн., то к 2010 году их число выросло до 34 млн. В 2008 году в стране было продано 2,9 млн. легковых автомобилей (5-е место в мире).

Среднегодовой темп роста российского автомобильного рынка в 1998 – 2008 годах составлял 13 %. Количество официально зарегистрированных в стране автомобилей на 2010 год достигло 40 млн., из них грузовых 5,4 млн.

Уровень автомобилизации в России составил в 2009 году 270 автомобилей на 1000 жителей (при этом в Москве – 350 автомобилей, во Владивостоке – 500).

Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Таким образом, средние расстояния перевозки составляют немногим более 20 км. Велик объём работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы.

В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют около полумиллиона хозяйствующих субъектов. Они являются владельцами 5,4 млн. транспортных средств. 44% грузовых автомобилей (2,9 млн.

) находятся в индивидуальной собственности физических лиц. Примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики. Лишь немногим более 60 тыс.

(12%) грузовых автомобилей – в отраслевых автотранспортных предприятиях.

Следствием такой ситуации является негативный эффект низкого масштаба производства.

Это – ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и кустарные технологии основных транспортных процессов, снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.

Средний возраст российского автопарка на начало 2012 года составил чуть менее 12 лет. Самый старый автопарк сосредоточен на Дальнем Востоке. На Камчатке средний возраст эксплуатируемых легковых автомобилей составляет 19,5 лет.

Также старый автопарк в Калининградской области – 18,5 лет. Основное наполнение парка на Дальнем Востоке и в Калининграде шло не за счёт продажи новых автомобилей, а за счёт ввоза подержанных иномарок, поэтому парки старше.

Самый молодой автопарк в Татарстане, где средний возраст легковушек 8,1 лет. На втором месте Пермский край – 8,6 лет, на третьем – Удмуртия – чуть более 9 лет. Автопарки Татарстана и Поволжья моложе, так как жители этих регионов активнее меняют российские автомобили на новые. Парк в Поволжье, например, на 2/3 состоит из отечественных автомобилей.

Москва оказалась на 4 месте, но средний возраст московского автопарка (9,1 года) вполне соответствует европейскому уровню. Санкт-Петербург занимает 14 место – там средний возраст автопарка 10,4 года. Средний возраст парков Москвы и Санкт-Петербурга снижается, потому что жители больше покупают новых иномарок.

В пассажирском сообщении в России велика роль автобусов. Они лидируют во внутригородских перевозках пассажиров. Общая протяжённость автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км.

Проблемами данного вида общественного транспорта являются: низкое качество автобусов, низкий уровня безопасности у малых перевозчиков.

Большой долей «чёрных» перевозчиков обусловлены высокие показатели износа парка коммерческого транспорта.

В крупнейших городах России налажено троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса, к городским электрическим видам транспорта принадлежит трамвай. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий составляет 7,6 тыс. км.

Трамвай получил существенное развитие в крупных городах. «Самый трамвайный» город России – Санкт-Петербург, где впервые в нашей стране, в 1907 г., появился этот вид транспорта.

И в настоящее время город располагает самой протяженной трамвайной сетью в мире, более половины которой находится в аварийном состоянии.

Подводя итог, можно сказать, что основными проблемами автомобильного транспорта России являются низкая эффективность организации информационно-логистических цепочек, распределения грузов, загрузки транспорта и большая доля «чёрных» частных перевозчиков на рынке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_87389_avtomobilniy-transport.html

География мирового транспорта — мировое хозяйство

Автомобильный транспорт: Самый массовый вид транспорта и лидер по количеству трагических

Одна из ведущих отраслей мирового хозяйства — это транспорт (от лат. transport — переношу, перемещаю, перевожу). Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество.

Продукция транспорта — это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Масштабы транспортных операций представляют показатели соответственно грузооборота и пассажирооборота.

Грузооборот — экономический показатель объема работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

Пассажирооборот — показатель объема перевозки пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта и измеряется в пассажиро-километрах.

Сеть транспортных коммуникаций характеризуется протяженностью железнодорожных путей сообщения, нефтепроводов и нефтепродуктов и автомобильных дорог общего пользования, в том числе с твердым покрытием.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Общая длина транспортной сети мира, без морских трасс, составляет около 50 млн. км.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показателей — длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем грузообороте).

Таблица 36

Протяженность транспортной сети мира (в тыс. км)

Железные дорогиАвтомобильные дорогиВнутренние водные путиТрубопроводыВоздушные пути
120024 00055017008500

Густота транспортной сети — характеристика транспортной сети определенной территории; отношение общей длины транспортной сети к площади этой территории. Густота транспортной сети измеряется в км/км2 или км/тыс. км2 территории. Густота транспортной сети может рассчитываться для одного вида транспорта.

Так, например, густота железнодорожных путей составляет: в Австрии — около 70 км путей на 1000 км2 территории, в Германии — более 95, Венгрии — более 85, а в Бельгии 115 км путей на 1000 км2 территории, а Чешской Республике — 120! Для сравнения: в России этот показатель — составляет 5 км; в Канаде — 5,8 км; в США — 24 км на 1000 км2 территории.

В структуре мирового грузооборота лидирует морской транспорт (62% грузооборота).

В мировом пассажирообороте лидером является автомобильный транспорт.

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большего диаметра.

Повышается качество транспортной сети — дублируются транспортные коммуникации мирового значения: прокладываются нефтепроводы, автомагистрали параллельно каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.). Формируются контейнерные системы перевозок грузов (в контейнерах в настоящее время перевозится около 40% основных грузов). Трансконтинентальные контейнерные мосты представляют собой комбинацию морского транспорта с маршрутами железнодорожных составов и автопоездов — контейнеровозами (Транссибирский, Япония — восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, в России — два транспортных коридора: Берлин—Варшава—Минск—Москва—Нижний Новгород, Хельсинки—Санкт-Петербург—Москва—Киев—Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Между отдельными регионами и странами в развитии транспортной сети существуют большие различия.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.

Региональные транспортные системы имеют свои особенности. Можно говорить о транспортных системах Северной Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Южной, Восточной и Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии и т. д.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта, а также система Зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения. Единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети) занимает первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира — в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы находятся на стадии формирования. Там еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты довольно слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

Гужевой транспорт — вид транспорта, использующий в качестве тяги силу животных (лошадей, волов, верблюдов, оленей, собак и др.).

Основные виды современного транспорта — сухопутный, водный и воздушный.

Важнейшими видами сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) — 16% и по пассажирообороту (после автомобильного) — 11%. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн.

км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния.

Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.

По протяженности сети железных дорог (эксплуатационная длина железнодорожных путей, в тыс.

км) ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (194,7), Россия (87,2), Китай (71,6), Индия, (63,5), Канада (49,4), а также Германия (45,5), Австралия (41,6), Аргентина (34,5), Франция (32,7), Бразилия (31,5). На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира.

Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют, например Афганистан, Чад, Нигер.

В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных странах (Россия, Китай и др.).

По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 115 км на 1 тыс. км2), в то же время густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. км2.

Европейские страны также опережают всех по уровню электрификации железных дорог. Лидерами по этому показателю являются Швейцария (электрифицировано 100% железных дорог), Великобритания (78%), Швеция (77,7%), Нидерланды (73,1%), Италия (70,7%), Австрия (61%). В России этот показатель составляет чуть больше половины.

По длине электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия, затем идут Германия, Франция, Италия, Польша, Индия, Китай.

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом до 3/4 протяженности дорог мира приходится на западноевропейскую колею.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту — Япония (395 млрд. пассажиро-км), КНР — 354, Индия — 320, Россия — 192, Германия — 60 млрд. пассажиро-км.

В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (со скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единые транспортные системы.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния.

По протяженности автомобильные дороги занимают первое место в мировой транспортной сети (70% общей длины всех путей сообщения). Длина таких дорог особенно велика в США (6,5 млн. км), Индии (3,3), Бразилии (1,7), Японии (1,2), Китае (1,8). В первую десятку стран мира по этому показателю входят Германия, Италия, Франция, Великобритания, Россия, Канада, Испания.

Густота автодорог в мире составляет 180 км на 1000 км2 территории. По этому показателю лидируют страны Европы (Италия, Венгрия, Австрия, Великобритания и др.). В Азии он наиболее высок в Сингапуре.

В мировом транспортном парке автомобильный парк занимает первое место. Общее количестве автомобилей в мире превышает 650 млн. Около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы и Японии.

Главный показатель уровня автомобилизации той или иной страны — количество легковых автомобилей, приходящееся в среднем на 1000 жителей. Первое место в мире по этому показателю занимают США (более 600 автомобилей).

Во многих странах Западной Европы, в Канаде, Австралии, Японии на 1000 жителей приходится от 300 до 500 автомашин, в России — примерно 100, а в Китае с его огромным населением — всего 3.

В большинстве развивающихся стран, особенно африканских, этот показатель также очень низок.

В США также самый высокий грузооборот автомобильного транспорта.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, Зарубежной Европе, Северной Америке) автомагистрали образуют единые транспортные системы, как государственные, так и международные.

Трубопроводный транспорт служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX века.

В настоящее время страна лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. В Северной Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления.

В Западной Европе трубопроводы проложены от морских портов к промышленным центрам. В России нефте- и газопровод проведены из районов Западной Сибири и Поволжья в европейскую часть страны и далее в Восточную и Западную Европу.

Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены именно в России («Дружба», «Союз», «Сияние Севера»). Трубопроводы получили широкое распространение и в странах Ближнего и Среднего Востока.

По объему работы трубопроводного транспорта Россия превосходит другие страны (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Себестоимость транспортировки по трубопроводам значительно ниже, чем, например, по железной дороге. Кроме того, этот вид транспорта обеспечивает стабильность перевозок, меньше загрязняет окружающую среду.

Водный транспорт — это морской и внутренний водный транспорт.

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем (от франц. cabortage) в пределах своей страны.

Большой каботаж — это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток — Новороссийск, Новороссийск — Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного и того же моря (Новороссийск — Туапсе).

По грузообороту (29 трлн. т/км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая, поэтому наиболее эффективно использовать морской транспорт при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн. брутто-регистровых тонн (бр.-рег. т). До энергетического кризиса середины 70-х гг.

половину этого тоннажа составляли танкеры, но затем их доля заметно уменьшилась, тогда как доля сухогрузов возросла.

Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но примерно 2/3 их общего тоннажа приходится на страны первой десятки.

Самые большие флоты имеют Панама, Либерия, Греция, Кипр, Багамские Острова (государство в Вест-Индии), Норвегия, Япония, Мальта, Китай, США.

Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских Островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти осуществляются из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов также и на побережье Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя — Япония, Шанхай — КНР, Пусан — Республика Корея, Сидней — Австралия, Ванкувер — Канада и др.), а также Индийского океана (Карачи — Пакистан, Мумбаи и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.). Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура — Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн. т грузов, всего немногим более 30.

Существенные изменения произошли с 1950 г. по настоящее время в составе государств — лидеров по грузообороту морских портов. Если в 1950 г.

среди ведущих преобладали государства Западной Европы, то в настоящее время их потеснили страны Азии (Республика Корея, Индонезия, Сингапур, Китай). Мощный рывок в грузообороте морских портов совершила Австралия.

Стабильна роль в морском грузообороте таких морских держав, как США, Япония, Нидерланды, Великобритания.

В большинстве своем крупнейшие порты мира принадлежат к числу универсальных.

Крупнейшие универсальные морские порты Европы — это Роттердам, Марсель, Антверпен, Лондон, Гамбург, Гавр, Генуя; Азии: Кобе, Токио, Тиба, Кавасаки, Иокогама, Нагоя, Осака, Куре, Китакюсю, Шанхай, Гонконг, Гаосюн, Сингапур; Африки: Александрия; Америки: Нью-Йорк, Новый Орлеан, Филадельфия, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Хьюстон, Ванкувер.

Крупнейшие специализированные порты: Харк — нефть, Рас-Таннура — нефть, Мина-Эль-Ахмади — нефть, Ричардс- Бей — уголь, Тампа — фосфориты, Тампико — нефть, Валдиз — нефть, Тубаран — железная руда.

Морские порты выполняют большие задачи в международных экономических связях. Через них проходят главные потоки самых массовых внешнеторговых грузов, особенно топлива и руд, а их бесперебойное поступление обеспечивает нормальную работу таких отраслей промышленности, как энергетика, металлургия, нефтепереработка, химия.

Внутренний водный транспорт. Для многих стран мира, кроме морского, большое значение имеет и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и другие внутренние водоемы.

Развитие и география внутреннего водного транспорта во многом определяются природными условиями страны. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе сеть транспортных водных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке — Миссисипи с ее притоками, реки Св.

Лаврентия, Маккензи и др.; в Латинской Америке — Амазонка и Парана; в Африке — Конго, Нигер, Нил; в Австралии — Муррей с притоком Дарлинг.

Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — это прежде всего Береговой канал (США), Великий канал (Китай).

Почти половина общей протяженности судоходных рек и каналов мира приходится на Россию, Китай, США и Бразилию.

По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

Внутренний водный транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Воздушный транспорт играет важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, Германии. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов.

Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн. пассажиров в год) расположены в США, Великобритании, Японии, Франции, Германии. Эти же страны вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих (по пассажирообороту) воздушных держав мира.

Крупнейшие аэропорты мира: Международный аэропорт «Хартсфилд-Джексон» (Атланта, США), Чикагский международный аэропорт О'Хара (США), Международный аэропорт Хитроу (Лондон, Великобритания), Международный аэропорт Токио-Ханеда (Токио, Япония), Международный аэропорт Лос-Анджелеса (США).

Задания к разделу 4.7

1. Какой из регионов мира лидирует по густоте транспортной сети в мире?

1) Западная Европа

2) Северная Америка

3) Северная Африка

4) Южная Азия

2. Установите соответствие между морским портом и страной его размещения.

МОРСКОЙ ПОРТ СТРАНА

1) Нагоя А) Китай

2) Роттердам Б) Нидерланды

3) Шанхай В) Япония

Г) Канада

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

3. Установите соответствие между морским портом и грузом, на транспортировке которого он специализируется.

ПОРТ ГРУЗ

1) Тубаран (Бразилия) А) нефть

2) Ричардс-Бей (ЮАР) Б) каменный уголь

3) Рас-Таннура В) медная руда

(Саудовская Аравия) Г) железная руда

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

Источник: https://compendium.su/geographic/ege/27.html

География мирового транспорта. урок. География 10 Класс

Автомобильный транспорт: Самый массовый вид транспорта и лидер по количеству трагических

Тема: География отраслей мирового хозяйства

Урок: География мирового транспорта

Транспорт является третьей составной частью материального производства после промышленности и сельского хозяйства. Транспорт оказывает огромное влияние на мировое хозяйство, географическое разделение труда, размещение отраслей производства, международную интеграцию.

Мировая транспортная система – совокупность всей транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систем управления в совокупности. Мировая транспортная система сформировалась в XX веке.

Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн км: протяженность автомобильных дорог – 24 млн км, железнодорожных путей – 1,25 млн км, трубопроводов – 1,9 млн км, воздушных путей – 9,5 млн км, речных – 0,55 млн км.

 Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78% общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74% мирового грузооборота.

В эпоху НТР увеличились скорости транспорта, возросли показатели грузоподъемности, комфорта и пр.

Виды транспорта по географическим сферам применения:

1.     Сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, гужевой, пр.).

2.     Водный (морской, речной).

3.     Воздушный (авиационный, вертолетный, канатный).

Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт – самый распространенный вид транспорта, он моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Преимущества автомобильного транспорта – маневренность, гибкость, скорость.

 Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

По пассажирообороту автомобильный транспорт занимает первое место.

Страны-лидеры по протяженности автомобильных дорог: США, Индия, Бразилия, Китай, Япония, Франция, Канада, Италия.

Автомобилизация населения стран мира

(по данным аналитического агентства Автостат)

Место

Страна

Авто/1000 чел.

Год

1

 Монако

908

2011

2

 США

802

2011

3

 Лихтенштейн

796

2008

4

 Исландия

746

2011

5

 Люксембург

739

2011

6

 Австралия

730

2011

7

 Новая Зеландия

718

2011

8

 Катар

724

2007

9

 Бруней

696

2007

10

 Италия

690

2010

Рис. 1. Карта уровня автомобилизации

Страны-лидеры по общему количеству автомобилей: США, Япония, Германия, Франция, Италия. В настоящее время наибольшими темпами растет автомобильный парк Китая, Бразилии, России.

В настоящее время проектируются и строятся новые автомобильные магистрали, в том числе соединяющие между собой различные регионы и страны.

Железнодорожный транспорт. Железные дороги начали появляться в начале XIX века в Великобритании, Бельгии и Франции. В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозке пассажиров и грузов.

Страны-лидеры по протяженности железнодорожных путей: США, Канада, Россия, Китай, Индия, Франция, Германия, Австралия.

Страны-лидеры по доле электрифицированных железных дорог: Швейцария, Франция, Бельгия, Россия.

Рекорды скорости на рельсах

 — Тайвань: Тайбэй – Гаосюн, Тайваньская высокоскоростная железная дорога (THSR) – до 300 км/ч.

 — Китай: Ухань – Гуанчжоу – до 350 км/ч.

 — Япония: Токио – Осака – до 276 км/ч (план Токио – Нагоя – до 500 км/ч).

 — Южная Корея: Сеул – Тэджон (Daejon) – до 430 км/ч.

 — Франция: Париж – Страсбург – до 350 км/ч.

 — Германия: Франкфурт/М. (аэропорт) – Кельн, Мюнхен – Нюрнберг – до 320 км/ч.

 — Италия: Рим – Неаполь – до 300 км/ч.

 — Испания: Мадрид – Барселона – до 350 км/ч.

 — Великобритания – Бельгия: Лондон – Брюссель – до 300 км/ч.

Рис. 2. Скоростной поезд «Сапсан»

В XXI веке планируется создание нескольких трансконтинентальных железных дорог, например: Стамбул – Ташкент – Пекин, Сингапур – Бангкок – Пекин, Пекин – Якутск, Ванкувер – Сан-Франциско.

Трубопроводный транспорт получил свое развитие благодаря увеличению экспорта нефти и газа. Самый длинный трубопровод – нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» длиной 4700 км.

Страны-лидеры по протяженности трубопроводного транспорта: США, Россия, Канада.

Водный транспорт: морской и внутренний водный. Этот вид транспорта считается дешевым, перевозит в основном грузы, например, на морской вид транспорта приходится 80% всех внешних перевозок.

Грузовместимость – общий объем помещений (трюмов) судна, предназначенных для размещения груза.

Грузоподъемность – масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства.

Страны-лидеры по тоннажу флота: Панама, Либерия, Багамские Острова, Греция, Сингапур, Мальта, Кипр, Китай. Это связано с простотой регистрации судна в этих странах.

Всего в мире более 2500 морских портов. Крупнейшие порты мира: Шанхай, Сингапур, Гонконг, Пусан, Шэньчжэнь, Дубай, Роттердам.

Рис. 3. Порт Шанхая

Крупнейшие судоходные реки мира: Миссисипи, Янцзы, Волга, Амазонка, Рейн, Дунай, Меконг, Ганг и др.

Страны-лидеры по развитию внутреннего водного транспорта: США, Канада, Россия, Франция, Нидерланды, Германия, Бельгия.

Воздушный транспорт – самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта – пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. 

Страны-лидеры по количеству перевезенных пассажиров воздушными видами транспорта: США, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Франция, Россия.

Крупнейшие аэропорты мира по пассажирообороту
(по данным aci.aero, guardian.co.uk)

Место

Страна

Аэропорт

Местоположение

Пассажирооборот тыс. пассажиров

1.

Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон, Атланта

Атланта

92 366

2.

Международный аэропорт Пекин Столичный

Пекин

77 404

3.

Лондонский аэропорт Хитроу

Лондон

69 434

4.

Международный аэропорт О'Хара

Чикаго

66 561

5.

Международный аэропорт Токио

Токио

62 263

6.

Международный аэропорт Лос-Анджелеса

Лос-Анджелес

61 848

7.

Международный аэропорт имени Шарля де Голля

Париж

60 971

8.

Международный аэропорт Даллас-Форт Уорт

Даллас

57 806

9.

Аэропорт Франкфурт

Франкфурт-на-Майне

56 436

10.

Международный аэропорт Гонконга

Гонконг

53 314

Крупнейшие авиакомпании мира
(по даннымWATS Scheduled Passengers Carried)

Место

Авиакомпания

2010 (тыс. человек)

1

 Delta Air Lines

162 614

2

 United Airlines

145 550

3

 Southwest Airlines

130 948

4

 American Airlines

105 163

5

 Lufthansa

90 173

6

 China Southern Airlines

76 500

7

 Ryanair

72 719

8

 Air France-KLM

70 750

9

 China Eastern Airlines

64 877

10

 US Airways

51 016

Транспорт – один из основных потребителей энергии и один из главных источников выбросов двуокиси углерода, парникового газа, усиливающего глобальное потепление.

Причина этого – сжигание огромных объемов ископаемых видов топлива (в основном нефтепродуктов, таких как бензин, керосин и дизельное топливо) в двигателях внутреннего сгорания наземных, воздушных и водных транспортных средств.

Примерно четверть всех выбросов двуокиси углерода, вызванных сжиганием энергетического топлива, производит транспорт.

Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твердыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства (до 50% площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли.

Домашнее задание

Тема 5, П. 3

1.     Какое значение играет транспорт в современном мире?

2.     Почему от уровня развития транспорта зависит развитие и функциональность других отраслей хозяйства?

Список литературы

Основная

1.     География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2.     Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

2.     Троицкая Н. А. Единая транспортная система: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

5.     Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. – М.: Интеллект-Центр, 2013. – 80 с.

6.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

7.     Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. – М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: Астрель, АСТ, 2001. – 284 с.

8.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

9.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

10.   Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии / И.А. Родионова. – М.: Московский Лицей, 1996. – 48 с.

11.   Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 250 с.

12.   Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

13.   География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

14.   Тематические тесты для подготовки  к итоговой аттестации и ЕГЭ. География. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 160 с.

15.   ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

16.   ЕГЭ 2009. География: Тренировочные задания / В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с.

17.   ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

18.   ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

3.  Ege.yandex.ru (Источник).

4.  Википедия (Источник). 

5.  Министерство транспорта Российской Федерации (Источник). 

6.  United Continental Holdings (Источник). 

7.  Википедия (Источник). 

8.  Автостат (Источник). 

Источник: https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/bgeografiya-otraslej-mirovogo-hozyajstvab/geografiya-mirovogo-transporta

Scicenter1
Добавить комментарий