Бытие как фундаментальная категория философии.: Бытие — наиболее фундаментальная категория философии.Учение о бытии

Бытие как фундаментальная философская категория

Бытие как фундаментальная категория философии.:  Бытие - наиболее фундаментальная категория философии.Учение о бытии

Философияистолковывает изучаемые явления припомощи особой системы понятий и категорий.Понятие «бытие» — исходный пунктфилософского категорийного анализа.

Это предельно широкое понятие, объединяющееосновные идеи о существовании мира: 1)мир есть, сущест­вует как беспредельнаяи непреходящая целостность; 2) при­родноеи духовное, индивиды и общество равносуществуют, хотя и в различных формах;их существование — предпо­сылкаединства мира; 3) в силу объективнойлогики сущест­вования и развития миробразует совокупную реальность,действительность, предзаданную сознаниюи действию кон­кретных индивидов ипоколений людей. То есть, бытие это все,что существует в любой форме.

Основныеформы бытия:

1)бытие вещей, процессов: а) бытие вещей,процессов, состояний природы, бытиеприроды как целого; б) бытие вещей ипроцессов, произведенных человеком;

2)бытие человека в мире вещей и специфическичелове­ческое бытие;

3)бытие духовного (идеального) —индивидуализирован­ного иобъективированного духовного;

4)бытие социальное — бытие отдельногочеловека в об­ществе и бытие общества.

Осмыслениебытия является предпосылкой дляпонима­ния единства мира

Бытие—философскаякатегория,отражающая мно­гообразие мира во всехего проявлениях.Бытие — этореаль­ная жизнь природы, обществаи человекав бесконечном разнообразии их проявлений.

Оно включает не только реаль­носуществующие природные и созданныечеловекомпред­меты, явления,процессы, но и сознаниечеловека(мысли, чувства, настроения), а такжерезультаты его духовной деятельности— теории, идеи,идеалы, ценностии представ­ления о них и т. д.

Понятиебытия подчеркивает единство мира,взаимо­связь, взаимодействие,взаимопереход его материальногои духовногоначал.

Так, созданию любой машины,меха­низма предшествуют цель, идея,план, проект, а мысли, чувства, настроениячеловека,выражающие его неудовлет­воренностьусловиями жизни, побуждают его кпрактическим действиям по преобразованиюобщества в интересах жи­вущих в немлюдей.

Постиндустриальныйтип обществаначинает складываться в пос­ледниедесятилетия XX в. в США, Японии, ряде странЗападной Ев­ропы.

Главным звеном всистеме общественного производстваздесь становится труд, направленный наполучение, обработку и хранениеинформации.

Для постиндустриальногообщества характерно целенаправленноеусо­вершенствование техники на основеразвития фундаментальных наук.

В рамкахпостиндустриального типа общественнойорганизации ко­ренным образом меняетсяосновной принцип общественной жизни —впервые взаменотношений человека с природой на первоеместо выходят отношения между людьми.Это означает, что теперь от харак­тераи качества межчеловеческих отношенийзависят отношения с природой, а ненаоборот, как это было в доиндустриальнуюи индус­триальную эпохи.

Близка теориипостиндустриального общества получившаяизвес­тность концепциямериканскогосоциолога О. Тоффлера.

Тоффлер полагает,что в настоящее время человечество,прежде всего в лице развитых стран,вступило в эпоху третьей технологическойволны (две предыдущие пришлись на XIX —первую половину XX в.).

Третьятехнологическая волнасвязана с широким использованиемавтоматики, электроники и компьютернойтехники. Она предоставля­ет возможностьв значительной мере отказаться отконвейерного и вообще массового,стандартизированного производства иперейти к производству современныхпродуктов в индивидуальном исполнении,учитывающем потребности и заказконкретного потребителя.

В обществе,вступившем в третью волну, резковозрас­тает значение образования,повышается статус широко образованных,и культурных людей.

Будущеечеловека и общества – это поприщереализации тех возможностей, которыеуже существуют в современном мире, атакже тех, которые со временем появятся.Высокие технологии конца века (электроника,информатика, космос) выводят производствона новый уровень, принципиально отличныйот предшествующей истории.

В обществе,контуры которого только-только намечаются,новое и совершенно особое место будутзанимать информация и знания. Такоеобщество в широком смысле чаще всегоназывают информационным. Еще недавноинформацию понимали как передачусообщения, как некий содержательныйсгусток любого знания.

В последнее времяв связи с «компьютерной» революциейинформация стала обозначать отраженноеразнообразие, устранение неопределенности,вероятность выбора.

Полагая возможностьразвития общества как «информационного»,мы тем самым утверждаем, что центртяжести в техносфере и вообще во всейискусственной среде человеческогобытия перемещается с «энергетических»и «вещественных» аспектов на«информационные». Чем выше уровеньтехнологии, информатизации общества,тем выше должна быть и степень развитиясамого человека.

Соответственноразвивающаяся новая цивилизация и новаягуманистическая культура, исходящаяиз того, что человек – «самоцель», высшаяцель общественного развития. Будущеечеловеческой жизни зависит прежде всегоот того, каков интеллектуальный багажлюдей и каков их духовный и нравственныйоблик.

Отечественные исследователитакже отмечают, что общество должнобыть не только информационным, но иэкологическим. Выдвижение впостиндустриальном обществе на первыйплан информационных проблем, не решаетвсех противоречий взаимосвязи«общество-природа». Настоящий глобальныйкризис требует поворота общества всторону решения коэволюционных задач,то есть достижения сбалансированногоотношения человечества к природнойсреде.

Источник: https://studfile.net/preview/351557/page:21/

Вопрос 17. Бытие как философская категория. Основные формы бытия и взаимосвязь

Бытие как фундаментальная категория философии.:  Бытие - наиболее фундаментальная категория философии.Учение о бытии

Бытие — филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.

большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека.

а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*.

б) объективно-существующее духовное — то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бы­тии, называется онтологией.

Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утвержда­ет единственное начало бытия – материальное или идеальное.

Дуали­стическая позиция связана с признанием равноправного существова­ния двух начал: материального и духовного.

В рамках плюралистиче­ского подхода признается существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы прежде всего указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме (материальной или идеальной).

Конкретная же расшифровка бытия зависит от той или иной целостной философской системы. Поэтому бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.

), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель), благо(Платон), Бог(Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф.

Энгельс) и т. д. Каждая из этих интерпретаций отражает выявление либо идеального (духовного), либо материального основания всего сущего.

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий. В результате возникают новые интерпретации этого понятия, способы его обоснования и аппликации на разные сферы культуры: например, иллюзорное бытие в интернет-сети, своеобразное бытие-небытие.

Небытие – это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто, форма проявления небытия – ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.

Что является изначальным – бытие или небытие?: «есть или не есть»? – спрашивает Парменид (VI–V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования. Подобный вопрос обнаруживают и у других мыслителей, например, у Г. Лейбница, Ф.

Шеллинга и М.

Хайдеггера: почему есть бытие, а не ничто? Все другие философские вопросы, включая и так называемый “основной вопрос философии” (в диалектическом материализме – это вопрос об отношении мышления к бытию), приобретают смысл после решения вышеозначенной философской проблемы, выступая по отношению к ней вторичными.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, этот факт позволил сегодня говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытияифилософиинебытия.

Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего».

Вторая признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.

Существует несколько другая классификация форм бытия: Основные формы бытия и их взаимосвязь. Бытие материальное и идеальное. Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текста и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества. «,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: Dzmitry_Kautur»,»date_published»:»2020-02-05T01:23:00.000Z»,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://kautur.blogspot.com/2008/06/17.html»,»domain»:»kautur.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð‘ытие — филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в …»,»word_count»:674,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: http://kautur.blogspot.com/2008/06/17.html

Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека

Бытие как фундаментальная категория философии.:  Бытие - наиболее фундаментальная категория философии.Учение о бытии

Определение 1

Бытие – это философская категория, обозначающая все сущее и существующее, в противоположность полной пустоте не-бытию.

Проблема бытия является фундаментальной для всей философии. С попытки осмысления бытия, определения его сущности, а также места человека в нем началась философская мысль как на западе, так и на востоке.

Определение бытия остается важной и принципиальной задачей на протяжении всей истории философии не исключая и современность, поскольку внутренний посыл любых философских размышлений исходит из вопроса о самоопределении, о попытке понять человека, его природу, сущность, назначение и место в мире, а это невозможно без определения самого мира, во всем многообразии его форм и проявлений, охватывающих как сферы материального, нематериального, а также сверхъестественного, которое представлялось древним философам, не менее реальным чем все прочее. И также как стремление человека проникнуть в глубины собственной сущности никогда не сможет быть удовлетворено, так и определение бытия, понимание мира никогда не достигнет своего предела, но будет изменяться от эпохи к эпохе в соответствии с изменениями в самом человеке.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Античные философы понимали бытие как совокупность всего существующего.

Противоположностью бытия выступала пустота, ничто, которое рассматривалось у некоторых философов как вполне существующее явление, другие же отрицали его принципиальную возможность.

Так, например, Демокрит рассматривает бытие как совокупность атомов, движущихся в пустоте, а Парменид напротив, отрицает само существование пустоты, весь мир для него един, и кроме бытия нет вообще ничего.

Средневековые схоласты ассоциировали бытие с богом. Бог и все божественное являлось бытием, все же не принадлежащее богу и противное ему попадало в категорию небытия.

В Новое время под бытием стало пониматься лишь то что существует сейчас, как в материальном, так и идеальном плане, в то время как несуществующее или же отмершее стало составлять небытие, связанное с бытием диалектической связью противоречия-отрицания.

Хайдеггер рассматривал бытие как восстающий из ничто способ понимания сущего и существующего, своеобразный путь по которому проходит человек или общество.

Для Сартра бытие не более чем тождество человека самого с собой, которое в конечном счете не более чем пустота.

Таким образом, несмотря на определенную очевидность понятия бытия, его смысловое значение может сильно варьироваться в зависимости от точки зрения философа и его попытки определения сущности и места личности в этом бытии.

Субстанциональный подход. Идеализм и материализм

Одним из способов определения бытия является выявление его природы. В качестве таковой принято признавать субстанцию.

Определение 2

Субстанция – это независимое и самозарождающееся первоначало, к которому можно свести все многообразие бытия.

Под субстанцией понимается некое фундаментальное понятие, которое лежит в основе всего бытия, всех его проявлений и форм, задает им одну, сродственную природу, благодаря которой все эти формы могут существовать вместе.

Вопрос о субстанции появился в тот момент, когда мыслители осознали ограниченность мифорелигиозного подхода к пониманию мира и подвергли его критическому пересмотру.

Именно тогда на место богов потребовалось нечто иное, что позволило бы объяснить, как возникновение, так и природу бытия.

Уже в древнегреческой философии формируются два альтернативных подхода к пониманию природы субстанции:

  • материалистический,
  • идеалистический.

Материалистический подход предполагает, что в основе бытия лежит материя. Представления о материи в течением времени сильно изменялись. У натурфилософов в качестве материи выступают стихии – вода, воздух, огонь.

У Демокрита – атомы, как мельчайшие и неделимые частицы. Философы Нового времени понимают материю как вещество, имеющее атомарное строение и подчиняющееся законам механики. Наконец, современное понимание материи сформулировано В.И.

Ленином и включает в себя все проявления реальности, которые доступны для фиксации человеку и при этом существуют независимо от него.

Таким образом, материя включает в себя не только вещество, но и энергию (которые способны взаимопревращаться друг в друга), а также любые другие неизвестные на данный момент, но принципиально существующие формы реальности.

Идеалистический взгляд исходит из первичности идеального, духовного по отношению к материальному в бытие. Именно идеальное бытие воспринимается в качестве реальности, в то время как видимое материальное бытие трактуется в качестве его отражения. Первые идеалистические концепции были предложены Пифагором ставившем в центре бытия число, и Платоном с его представлениями и мире идей.

В темные века идеалистической субстанцией считался бог. В Новое время понимание бога меняется, он начинает сливаться с природой (пантеизм Спинозы), или выступать высшей идеальной субстанцией среди многих прочих (монадология Лейбница).

В качестве идеальной субстанции рассматривается и Разум, а в период критики классической философии его место занимает Воля (Мировая Воля у Шопенгауэра, Воля к власти у Ницше).

Формы бытия

Бытие охватывает всю реальность во всех ее проявлениях, а потому имеет множество форм:

  • бытие вещей,
  • бытие человека,
  • бытие социального.

Бытие вещей или материальных тел охватывает природу, т.е. ту часть бытия которая существует независимо от человека, параллельно с человеком и продолжит свое существование если человечества в какой-то момент не станет. При этом бытие вещей подразделяется на естественную природу и искусственную. Особенностью последней выступает то, что человек создал ее предметы или явления.

Рассматривая бытие человека можно отметить, что с одной стороны он существует как природная вещь в мире вещей, т.е.

удовлетворяет свои естественные потребности необходимые для физического существования, а также существует специфическим, лишь одному человеку присущим образом – социально.

Социальное существования своим продуктом имеет вторую природу человечества – культуру со всем многообразием ее материальных и нематериальных объектов, идей, понятий, теорий, когда создаются и накапливаются человечеством.

Социальное бытие – это сам процесс существования и воспроизводства общества.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/bytie_kak_fundamentalnaya_kategoriya_filosofii_ee_smysl_i_specifika_formy_bytiya_mira_i_cheloveka/

Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия

Бытие как фундаментальная категория философии.:  Бытие - наиболее фундаментальная категория философии.Учение о бытии
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 23Следующая ⇒

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия.

В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что:

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.

Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет.

Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”. Значительное внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими.

“То бытие, — спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное? Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее само по себе, т.е.

бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не принимает?” И отвечает: “Они должны быть неизменны и одинаковы…

” Истинное бытие противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления. Чувственно воспринимаемые вещи есть ничто другое, как подобие, тень, всего-навсего отражающие совершенные образы — идеи.

Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, “питается разумом и чистым знанием” всегда, когда это ей подобает. “Поэтому она, когда видит сущее хотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины и блаженствует, пока небесный свод, описав круг, не перенесет ее опять на то же место.

В своем круговом движении она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинном бытии”.

В диалоге “Парменид” Платон более детально высказывается по поводу земного, производного бытия, которым у него выступает реальный, чувственно воспринимаемый мир. В нем, в отличие от истинного, можно сказать, небесного бытия, существует единое и многое, возникновение и гибель, развитие и покой.

Сущность этого мира, его динамика характеризуются постоянным конфликтом небесного бытия и земного небытия, идеи и материи. В этом мире нет ничего вечного, неизменного, т.к. все подвержено возникновению, изменению и гибели. Существенный вклад в развитие учения о бытии вносит Аристотель.

Основу всякого бытия, по Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается идентификации.

Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое дает Аристотель: “это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле является началом… существует некоторая сущность вечная, неподвижная и отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима…, но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное (внешнему) воздействию и не доступное изменению”.

Хотя первая материя входит составной частью во всякое бытие, тем не менее ее нельзя отождествлять с бытием или же считать одним из элементов реального бытия.

И все же кое-какую определенность первая материя имеет, поскольку она включает в себя четыре элемента — огонь, воздух, воду и землю, которые путем различных комбинаций выступают своеобразным посредником между первой материей, непостижимой с помощью чувств, и реально существующим миром, который воспринимается и познается человеком.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку.

По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы. Французский мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки бытия.

Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует.

А поэтому умозаключение, выраженное словами “Я мыслю, следовательно, существую” является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я.

Одновременно с этим Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом становится протяженность. Таким образом, движение и протяженность будут убедительными характеристиками материальности мира.

Следовательно, бытие у Декарта представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной. С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли (1685-1753).

Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи — это лишь “комплексы наших ощущений”, которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, т.е. вещи, идеи объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль.

И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер. С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма Карл Маркс (1818 — 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895 гг.).

Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марксизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания.

Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую.

Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие. Под общественным бытием они понимают совокупность материальной и духовной деятельности людей, т.е. “производство самой материальной жизни”. В последующие годы, включая и XX столетие, принципиальных “прорывов” в толковании бытия практически не произошло.

В качестве примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX в. МартиномХайдеггером (1883 — 1976 гг.). Как философ-экзистенциалист Хайдеггер дает различные характеристики и толкования бытия, иной раз противоречивые и опровергающие ранее высказанные.

Хотя немецкий мыслитель занимался этой проблемой практически всю свою жизнь, тем не менее у него нет академического определения бытия, а только дается характеристика, описание, выделение каких-то важных сторон, что, впрочем, соответствует экзистенциалистскому рассмотрению проблемы.

Так, согласно Хайдеггеру: “Бытие — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, “бытие”, вглядываясь в эту вещь, “время”, сохраним осмотрительность.

Будем говорить не: бытие есть, время есть, но: бытие имеет место и время имеет место”. И далее: “Бытие никак не вещь, соответственно оно не нечто временное, тем не менее в качестве присутствования оно все равно определяется временем.

Время никак не вещь, соответственно оно не нечто сущее, но остается в своем протекании постоянным, само не будучи ничем временным наподобие существующего во времени.

Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое — бытие — нельзя рассматривать как временное, ни второе — время — как сущее”. Исходя из сказанного, по-видимому, не стоит удивляться тому, что на завершающем этапе своей деятельности Хайдеггер приходит к выводу о невозможности рационально познать бытие.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x1bb4.html

Scicenter1
Добавить комментарий