ЧАЯНОВ Александр Васильевич: ЧАЯНОВ Александр Васильевич (29 января 1888 — 3 октября 1939) —

Александр Васильевич Чаянов

ЧАЯНОВ Александр Васильевич:  ЧАЯНОВ Александр Васильевич (29 января 1888 — 3 октября 1939) —

К 130-летию со дня рождения
Александра Васильевича Чаянова

(29.01.1888 – 3.10.1937) «Он погиб дважды, в первый раз — когда умер,  и во второй раз — когда имя его и труды его  предали забвению.Не знаю, какая из двух смертей для ученогострашнее…»

                                                       Теодор Шанин

Александр Васильевич Чаянов — один из основателей организационно-производственной школы экономистов-аграрников, крупный организатор кооперативного движения, писатель, искусствовед. Его называют одним из последних энциклопедистов экономической науки. Родился в Москве 29 января 1888 г. в обеспеченной и интеллигентной семье предпринимателя. В 1906 г. поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Тимирязевская С.-Х. Академия) и блестяще окончил академию в 1910 г., имея 18 публикаций и опыт исследовательской работы. С 1919 г. работал в Народном комиссариате земледелия, занимаясь разработкой плана восстановления сельского хозяйства, с 1922 по 1928 гг. возглавлял крупный научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономики.В декабре 1929 состоялась знаменитая конференция аграрников-марксистов. С речью выступил И. В. Сталин, который отметил отставание работы на идеологическом фронте от задач классовой борьбы, подверг резкой критике, так называемые мелкобуржуазные теории в аграрном вопросе, и произнес: «Непонятно только, почему антинаучные теории «советских» экономистов типа Чаяновых должны иметь свободное хождение в нашей печати». За свои взгляды, идущие вразрез с курсом партии, Чаянов был репрессирован и 3 октября 1937 г. расстрелян. Через три месяца ему исполнилось бы только 50 лет.

«Жизнь Александра Чаянова была погашена в 1937 году и ровно полвека оставалась во мраке неведения – такого густого, как будто жизни этой не было вовсе, как будто не была она даже еле мерцающей полоской – прерывистой и робкой.

А ведь на самом — то деле, если вновь сравнить этого человека со звездой, можно сказать, что свет его угасшей жизни всё ещё идет к нам, как идут из дальних галактик лучи давно погасших светил» — пишет В. Н.

Балязин в книге «Профессор Александр Чаянов», освещая биографию, научное и творческое наследие замечательного учёного.

65.9(2)32Б21445718-КХБалязин В. Н. Профессор Александр Чаянов / В. Н. Балязин. — Москва: Агропромиздат, 1990. — 304 с., 8 л. ил.

В одной из своих работ Александр Васильевич Чаянов писал: «Почти всегда так бывает, что… у крупных ученых…

получаются открытия, которые через много лет, иногда десятилетия, превращаются в мощные факторы, влияющие на дальнейшее развитие хозяйственной и общественной жизни». Эти слова оказались пророческими и для научного наследия самого ученого.

Его вклад в развитие экономики и организации сельского хозяйства, в теорию и практику развития кооперативного движения, экономгеографию, экономический анализ, статистические исследования бесспорно актуален в настоящее время, когда происходит реформирование экономики, возникают новые формы организации труда.

Его научные достижения в области сельского хозяйства способны найти применение в современных условиях. Библиографический список работ Чаянова насчитывает более 200 наименований. Его основные труды «Организация крестьянского хозяйства» (1925 г.), «Краткий курс кооперации» (1925 г.

), «Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации» (1927 г.) сохраняют актуальность и сегодня. На протяжении всего творческого пути А. В. Чаянов исследовал две основные темы: теорию трудового крестьянского хозяйства и принципы, формы, методы деятельности кооперации.

Он отмечает гибкость и большую приспособляемость кооперативных форм к местным условиям, изменяющейся рыночной конъюнктуре: «Кооперация… является наилучшим аппаратом, там, где в каждом отдельном случае надо гибко приспосабливаться к местным условиям и учитывать мельчайшие особенности каждого местечка и каждого месяца работы».

65.9(2)321.8Ч-32311148M-КХЧаянов А. В. Краткий курс кооперации /А. В. Чаянов. — Москва, Московский рабочий, 1990. — 78 с.

«Крестьянский вопрос» всегда был предметом ожесточенных споров российских ученых и публицистов. А. В.

Чаянов прогнозировал невозможность развития российской деревни по американскому фермерскому пути. Его блестящим достижением стала разработка методов нахождения «естественного оптимума развития трудового крестьянского хозяйства».

Он доказывал, что всякое трудовое хозяйство имеет естественный предел производства продукции, который определяется соразмерностью напряжения годового труда со степенью удовлетворения хозяйствующей семьи.

Сверх того, что необходимо для удовлетворения текущих нужд, крестьянская семья работать не будет, ибо интересы прибыли не становятся для нее преобладающими.

65.9(2)32Ч-32445634-КХЧаянов А. В. Крестьянское хозяйство : избранные труды / А. В. Чаянов ; ред. А. А. Никонов; Ин-т экономики АН СССР ; вступ. ст. Н. К. Фигуровской, А. И. Глаголева. – Москва : Экономика, 1989. – 491 с. – (Экономическое наследие).

Именно поэтому нужна была особая кооперативная система.

Понимая преимущества крупного сельскохозяйственного производства, он выдвинул идею «интегральной» сельскохозяйственной кооперации.
Александр Васильевич считал, что для России оптимальным будет сочетание отдельного семейного крестьянского хозяйства с крупными кооперативными организациями.

Собственно биологический процесс выращивания растений и животных, по его мнению, должен оставаться за семейным производством, а вот все остальные технологические процессы, в том числе и экономические, должны стать делом кооперативных организаций. Имелось в виду переработка продукции, ее реализация, кредитование, научное обслуживание и так далее. «…

Кооперация крестьянская, по нашему мнению, представляет собой весьма совершенный вариант крестьянского хозяйства, позволяющий мелкому производителю, не разрушая своей индивидуальности, выделить из своего организационного плана те элементы, в которых крупная форма производства имеет несомненные преимущества над мелкой, и организовать совместно с соседями на степень этой крупной формы производства, часто используя наёмный труд.»

65.9(2)32Ч-32468002-КХЧаянов, А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации / А. В. Чаянов ; вступ. ст. В. В. Кабанова ; коммент. А. И. Глаголева, Л. А. Овчинцевой ; АН СССР, Ин-т экономики – Москва : Наука, 1991. — 456 с. — (ПЭМ: Памятники экономической мысли).

Теорию крестьянского хозяйства Чаянова, перспективность её дальнейшего развития в связи с кооперативной концепцией можно отнести к числу научных находок. В 1918 – 1926 годах А. В. Чаянов написал пять повестей под псевдонимом «Московский ботаник Х».

В этих авантюрно-плутовских произведениях писатель создавал дьявольские сюжеты со сложным переплетением фантастического и материального миров.

Сами же названия повестей характеризуют всю причудливость прозы Чаянова: «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М» (1918), «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» (1921), «Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека» (1922), «Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина» (1924), «Юлия, или Встречи под Новодевичьем» (1926).

84Р6Ч-32303139M-КХЧаянов А. В. Романтические повести / А. В. Чаянов. – Москва : Правда, 1989. — 63 с. — (Библиотека «Огонек». №28).

Для прозы А.В. Чаянова характерно сочетание реализма и фантастики.

Исторический фон повестей его необычайно точен: это относится к топографии Москвы, к названиям церквей и общественных зданий, к реальности маршрутов блужданий фантастических героев повестей по столице и к именам исторических личностей того времени: артистов, профессоров, вельмож и трактирщиков.

Про большинство описанных Чаяновым мест, как в России, так и за границей, известно, что он там бывал, жил, так что в основе описаний лежат личные впечатления. И в этом исторически достоверном мире развертываются фантастические события. Мистические повести А. В.

Чаянова, созданные в эстетике неоромантизма, можно рассматривать как «литературную атмосферу ностальгии об уходящем мире» — сказал литературовед и культуролог В. А. Луков.

84P6Ч-32435635-КХЧаянов А. В. Венецианское зеркало : повести / А. В. Чаянов ; сост., вступ. ст. и примеч. В. Б. Муравьева. — Москва : Современник, 1989. — 236 с. — (Из наследия)

16 июля 1987 года Военная коллегия Верховного суда СССР полностью сняла с Александра Васильевича Чаянова и еще четырнадцати известных ученых–аграрников обвинения в принадлежности к так называемой «Трудовой крестьянской партии», якобы ставившей целью свержение Советской власти, связанной с руководителями контрреволюционных организаций. Возвращение Чаянова- это не просто реабилитация его имени. Это и возвращение в жизнь его идей.

63.3(2)6Р36297258M-КХГавричкин В. Александр Чаянов – гражданин и ученый / В. Гавричкин // Реабилитирован посмертно : сборник : выпуск 2. – Москва: Юридическая литература, 1988. – С. 326 — 339. – (Возвращение к правде).

«Его мышление, представляющее некий уникальный сплав науки с этикой и эстетикой, делало его великим человеком.

Есть законы, по которым возникает жизнь. Есть законы её развития и её смерти. Однако, к счастью для нас, история, может быть, в единственном случае оказалась мудрее природы. История иногда демонстрирует нам ещё и закон Возрождения. Чаянов воскрес по закону Возрождения и вернулся в свою страну, чтобы отныне остаться в ней навсегда.

..» — отметил профессор, президент Московской высшей школы социальных и экономических наук Теодор Шанин.
Александр Васильевич Чаянов – классик аграрно-экономической науки, а идеи классиков актуальны всегда, но именно сегодня они наиболее востребованы как в нашей стране, так и за рубежом.

В России сельское хозяйство вошло в число национальных приоритетов страны на долгосрочную перспективу. А это значит, что чаяновское наследие остается актуальным, и не только в части теории семейного крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации, но и аграрной эволюции и экономической теории вообще.

Статьи из периодических изданий.
Косников С. Н. Вклад А. В. Чаянова в развитие аграрной экономической теории / С. Н. Косников, Е. М. Заводова // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – Т. 3 №1. – С. 61-68.

Лукиных М. И. Теория крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации / М. И.

Лукиных // Теория и практика мировой науки. — 2017. – №1. – С. 31-34.

Михаленко Н.В. Мистические повести А. В. Чаянова в контексте романтической традиции / Н. В. Михаленко // Парадигма : философско-культурологический альманах. – 2016. — №24. – С. 110-120.

Мясоедов Б. А. Александр Васильевич Чаянов. Бессмертные идеи великого ученого / Б. А. Мясоедов // Мир новой экономики. – 2015. -№1. – С. 83-95.

Потапова Д. П. Поэтика авантюрно- плутовской повести А. В. Чаянова «Венедиктов, или достопамятные события жизни моей» / Д. П. Потапова // Actualscience. — 2017. – Т.3 №» 3. — С. 43-44.

Соболев А. В. Александр Васильевич Чаянов : смена вех / А. В. Соболев // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2015. — № 6. – С. 3-9.

Петриков А. В. Учение профессора Чаянова и современные проблемы российского села : доклад на V Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников 21 ноября 2013 года / А. В. Петриков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2014. — № 5. – С. 18-21.

Источник: http://lounb.ru/virtual/aleksandr-vasilevich-chayanov

Чаянов Александр Васильевич

ЧАЯНОВ Александр Васильевич:  ЧАЯНОВ Александр Васильевич (29 января 1888 — 3 октября 1939) —

российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина моральная экономика.

28 сентября 1987 года в конференц-зале ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина) английский профессор Теодор Шанин выступил с лекцией «А.В. Чаянов в мировой экономической науке».

Многие из собравшихся впервые услышали имя Чаянова, за полтора месяца до этого прочитав в газете «Московские новости» материалы «круглого стола», собранного журналистом Львом Воскресенским с участием докторов наук Н.К. Фигуровской, В.Л. Данилова и М.О.

Чудаковой, где рассказывалось о реабилитации 15 учёных-аграрников, репрессированных в самом начале тридцатых годов по обвинению в подготовке антисоветских заговоров и кулацких мятежей. По именам двух главных обвиняемых «преступная организация» получила тогда название «кулацко-эсеровской группы Кондратьева – Чаянова».

Более чем через полвека, 16 июля 1987 года, по протесту Генерального прокурора СССР А.М. Рекунова, Верховный суд нашей страны прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления.

Александра Васильевича Чаянова нельзя оценить и понять без знания всего того, чем он интересовался и жил.

Нельзя говорить о Чаянове только как экономисте-аграрнике, как нельзя говорить о профессоре химии Бородине, оставляя в стороне Бородина-композитора, или, постигая Леонардо да Винчи, сузить необозримый диапазон его дарования до скульптуры и живописи, не касаясь его занятий механикой, оптикой, анатомией. Как и всякий другой человек, Чаянов может быть понят, если к нему подойти как к целостной личности.

Он родился в Москве 17(29) января 1888 года. Его отец, Василий Иванович Чаянов, происходил из крестьян Владимирской губернии. В пореформенную пору мальчиком пришёл Василий Чаянов в Иваново-Вознесенск и начал работать на ткацкой фабрике. Со временем он стал пайщиком, затем компаньоном хозяина, а потом завёл и собственное дело.

Из Иваново-Вознесенска В.И. Чаянов переехал в Москву. Здесь он женился на Елене Константиновне Клепиковой, происходившей из мещан города Вятки. Мать будущего учёного окончила Петровскую земледельческую и лесную академию в первой группе женщин, туда принятых. То, что она была агрономом, не могло не сыграть роли в выборе жизненного пути её сына.

В 1899 году 11-летний Саша Чаянов поступает в лучшее реальное училище Москвы на Мясницкой улице 59. Реальные училища в отличие от гимназий давали естественно-математическое образование.

В их старших классах преподавались прикладные предметы механико-технологического и химико-технологического циклов, а также основы коммерции.

Ни латыни, ни древнегреческого языка в программе не было, но были языки немецкий и французский.

Жили тогда Чаяновы в Малом Харитоньевском переулке, где всё напоминало о далёкой старине. В домах, расположенных поблизости, бывали Пушкин, Гоголь, Щепкин, Веневитинов.

По преданию в старом юсуповском саду, в одном из флигелей, в самом начале XIX века жили Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины. Именно сюда «к Харитонью в переулок» приезжала Татьяна Ларина и слышала звон колоколов.

Звоны колоколов слышит и юный Чаянов. Эта музыка увлекает его, и он начинает её изучать.

(В 1920 году Чаянов напишет книгу «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». В фантастической Москве 1984 года он предложит читателю «музыкальную программу, исполняемую на кремлёвских колоколах в сотрудничестве других московских церквей».

Вот как опишет он начало этого концерта: «Через минуту густой удар полиелейного колокола загудел и пронёсся над Москвой. Ему в октаву отозвались Кадаши, Никола Большой крест, Зачатьевский монастырь – и ростовский перезвон охватил всю Москву.

Медные звуки, падающие с высоты на головы стихшей толпы, были подобны взмахам крыл какой-то неведомой птицы. Стихия ростовских звонов, окончив свой круг, постепенно вознеслась куда-то к облакам, а кремлёвские колокола начали строгие гаммы рахманиновской литургии».

) Именно в юности Чаянов на всю жизнь заболел историей Москвы и в конце концов стал одним из крупнейших её историков.

В 1906 году Чаянов окончит училище и поступит в Московский сельскохозяйственный институт, как с 1894 года станет официально называться бывшая Петровская земледельческая и лесная академия, открытая 21 ноября 1865 года.

(В 1925 году директор Научно-исследовательского института сельскохозяйственной экономии при Тимирязевской сельскохозяйственной академии и её профессор А. В. Чаянов напишет книгу «Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем» – своеобразный путеводитель по ТСХА, где причудливо переплетаются история и современность.)

В институте его жизненной страстью становится наука. Но, человек в высшей степени общественный, он занимается ею как делом, преображающим жизнь людей. Такое понимание общественной роли науки проистекало у молодого Чаянова из представлений, почерпнутых прежде всего в студенческо-преподавательской среде.

Двадцатилетним студентом 3 курса Чаянов пишет свою первую научную работу. Его интересует кооперация в сельском хозяйстве Италии.

Он говорит об экономическом возрождении Италии и связывает его прежде всего с кооперированием сельского хозяйства, когда тысячи бедных маленьких хозяйств сливались в различные союзы и на началах самодеятельности создали мощную экономическую организацию кредита, закупок, сбыта, организовали производственную кооперацию, поддержали дело агрономической помощи крестьянам. Чаянов призывал русских крестьян следовать примеру итальянцев, создавая у себя в деревнях различные кооперативы.

Вскоре появилась и вторая работа Чаянова «Общественные мероприятия по скотоводству в Бельгии», написанная после того, как он, студент выпускного курса, в течение двух месяцев работал в этой стране. В ней он снова поставил вопросы, тесно связанные с отечественной практикой, в частности о сохранении лучших пород животных.

В 1910 году Чаянов оканчивает институт, и его оставляют на два года при кафедре аспирантом. Он едет во Францию, Германию, Англию, Италию и Швейцарию.

Возвратившись, он продолжает пропагандировать всё то полезное, о чём узнал, но прежде всего его занимают внутренние проблемы отечественного сельского хозяйства.

Молодой учёный начинает изучать это хозяйство как большой и сложный механизм в его многообразных экономико-производственных связях с окружающей природной и народнохозяйственной средой, а также как некую клеточку социального организма.

В 1912 году в Москве вышла первая часть книги Чаянова «Очерки по теории трудового хозяйства», где выдвигалось положение, впоследствии получившее развитие во многих трудах Чаянова, из-за которого его стали подвергать ожесточённой критике.

Он написал тогда, что «всякое трудовое хозяйство имеет естественный предел своей продукции, который определяется соразмерностью годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи».

Этот постулат, уже тогда подкреплённый цифровым и фактическим материалом, он сделал в дальнейшем одним из главных вопросов своей научной и общественной деятельности. Через год вышел и второй выпуск «Очерков», посвящённый основам сложения потребительского бюджета.

Чаянов постоянно занимается и проблемами русского льна, который после ржи и пшеницы занимал в сельском хозяйстве страны едва ли не самое важное место, исследует экономическую и земледельческую стороны мелиорации.

Учёный совет Московского сельскохозяйственного института, отдавая должное необычайному трудолюбию и разносторонности Чаянова, присвоил ему в 1913 году звание доцента. Ему было тогда 25 лет.

К 1913 году три четверти России жило и работало в деревнях, в 20 миллионах дворах.

Во время Первой мировой войны (1914–1918) Чаянов занимается работой по организации хлебозаготовок и продовольственного дела. История продовольственного вопроса в это время отражена в лекциях, прочитанных им в апреле 1917 года на курсах по подготовке культпросветчиков при Московском совете студенческих депутатов.

Здесь высказан также ряд интересных соображений и принципиальных оценок. Так, Чаянов замечает: «В настоящее время мы стоим перед долгими годами тяжёлой и ответственной творческой работы строительства новой России.

В области политического строительства и строительства гражданского почти всё находится в нашей власти, власти человеческих законов. Не то мы видим в области жизни экономической.

Здесь, помимо наших человеческих законов, перед нами стоят законы экономической жизни, законы, которых изменить мы не в силах и к которым должны приспособить наши человеческие законы, чтобы равнодействующую экономической жизни приспособить к нашему идеалу».

В 1918 году, выступая на 3 Всероссийском съезде «Лиги аграрных реформ» с докладом «Природа крестьянского хозяйства и земельный режим», Чаянов отмечает: «Кладя крестьянское хозяйство в основу будущего народнохозяйственного строя в России, мы должны учитывать, что оно по самой природе своей отлично от хозяйства, капиталистически организованного, в рамках которого мы привыкли обычно разрешать экономические проблемы. Хозяйство крестьянское есть прежде всего хозяйство семейное, весь строй которого определяется размером и составом хозяйствующей семьи, соотношением её потребительских запросов и её рабочих рук». Это положение, направленное на защиту некапиталистического крестьянского хозяйства, впоследствии объявили основной теоретической установкой так называемой «антимарксистской неонароднической школы», которая исходила из того, что, работая на своей земле и не эксплуатируя чужого труда, крестьянин оказывается в таком положении, когда категории заработной платы, прибавочной стоимости и рентных отношений как бы размываются и классическая политэкономия уже не может дать традиционные ответы на новые, не рассматривающиеся ею обстоятельства и ситуации.

Чаянов не был большевиком, но он был социалистом, демократом по убеждениям и аналитиком по складу ума. Самым значительным трудом, над которым он работал в годы гражданской войны (1918 – 1920), стала книга «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации». Здесь он обобщил всё, что писал и говорил ранее о кооперации. 

Рассматривая сельское хозяйство как конгломерат самых разнообразных хозяйственных форм и образований, Чаянов признавал, что самыми распространёнными из них являются две формы: капиталистическая и противостоящая ей семейно-трудовая.

Внешне капиталистическое хозяйство значительно более крупное, а семейно-трудовое более мелкое. Но если капиталистическое хозяйство строится на наёмном труде, то семейно-трудовое – на совершенно иной основе, ему «свойственны иные мотивы хозяйственной деятельности и даже иное понимание выгодности.

Закономерным шагом развития последних должно стать объединение этих некапиталистических семейных трудовых коллективов в некапиталистические же кооперативы. (Социалистическую подоплёку кооперации Чаянов понимал в значительной мере в духе русских социалистов-утопистов.

Он преклонялся перед одним из основателей утопического социализма Робертом Оуэном, о «возвышенном» учении которого писал так: «Он говорил, что люди дружными, общими усилиями должны помогать друг другу жить и, основывая особые общества, совместно устраивать свою хозяйственную жизнь».

Эта идея казалась Чаянову пригодной для любого времени и для любого общества, ибо была общечеловеческой, а общечеловеческое он ставил выше классового.)

«Многие полагают, – писал Чаянов, – что существующее частичное кооперирование хозяйств есть только переходная фаза и что со временем все процессы сельскохозяйственного производства будут кооперированы в «интегральную» земледельческую артель, своего рода земледельческую коммуну. Но крестьянское хозяйство должно кооперировать и коллективизировать те отрасли, в которых крупная форма производства имеет свои преимущества, и оставлять в индивидуальном семейном хозяйстве всё то, что лучше организуется в мелком предприятии. Трудовая коммуна всегда будет слабее трудового кооперированного хозяйства, так как по своей природе она принуждена организовывать в крупных формах не только те отрасли хозяйства, которые её выгодно так организовывать, но также и те, в которых мелкое производство технически всегда более совершенно». 

С 1918 года Чаянов стал одним из самых молодых профессоров  Московского сельскохозяйственного института и в этом качестве высказал немало ценных мыслей о задачах и методике работы высших учебных заведений.

До 1920 года Чаянов занимал руководящие посты в кооперации, а с 1920 года – в Народном комиссариате земледелия. В 1921 – 1923 гг., оставаясь членом коллегии наркомзема, был представителем наркомзема в Госплане. Занимая ответственные посты, Чаянов стал известен самым высоким должностным лицам СССР.

Отдавая ему должное как высококвалифицированному специалисту, некоторые руководители в политическом отношении считали его честным буржуазным спецом или, в лучшем случае, сочувствующим попутчиком.

Многогранный, неоднозначный человек не вписывался в схему, упрощённо делившую всех людей лишь на друзей и врагов.

В 1918 – 1921 гг. Чаянов занимается также литературой и историей. Он пишет «Историю Миюсской площади», фантастическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», романтические повести «История парикмахерской куклы, или последняя любовь московского архитектора М.

», «Венедиктов, или достопамятные события жизни моей», трагедию «Обманщики», по которой был поставлен спектакль в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Он становится активным членом общества «Старая Москва», где работает вместе с В.А. Гиляровским, братьями А.А. и Ю.А. Бахрушиными, П.В.

Сытиным, а также одним из учредителей московского Русского общества друзей книги.

К 1925 г., в период новой экономической политики советского государства, группа Чаянова, тогда профессора экономического факультета Тимирязевской сельскохозяйственной академии, как с 1923 г.

стал называться Московский сельскохозяйственный институт, провела работу по установлению оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий, определила количественный эффект землеустройства, разработала методы безденежного учёта хозяйства и нерыночных продуктов, а также таксацию вообще всех работ в сельском хозяйстве.

В.И. Ленин перед смертью (1924) написал две статьи, посвящённые кооперации (известно, что в его библиотеке были книги Чаянова). После этого слово «кооперация» стало самым популярным в обиходе.

В связи с этим Чаянов в своей переизданной работе «Краткий курс кооперации» замечает: «Когда в наши дни говорят о будущем деревни, то чаще всего возлагают свои надежды на кооперацию… Однако это вовсе не означает, что многие отчётливо понимают сущность кооперации, её основные идеи и организационные принципы».

Чаянов разъясняет свою мысль на конкретных примерах и говорит о том, что будущее сельского хозяйства за кооперацией.

«Это будущее заставляет нас видеть в нашей работе… будущий грандиозный социально-экономический переворот, превращающий распылённое стихийное крестьянское хозяйство в стройное хозяйственное целое, в новую систему организации земледелия, и вполне согласиться с мыслью предсмертной статьи Ленина о том, что развитие кооперации совпадает с развитием социализма».

Летом 1924 года Чаянов заканчивает работу над главным трудом своей жизни «Организация крестьянского хозяйства». (Автор считал эту работу итогом своих более чем десятилетних изысканий, впервые сведённых вместе в книге «Учение о крестьянском хозяйстве», изданной на немецком языке в Берлине в 1923 году.

) Едва появившись, работа Чаянова сразу же вызвала целый шквал замечаний и критических обзоров. Теоретические положения этой работы привели в конце концов к гибели как идеи, высказанной в книге, так и физическому устранению самого автора.

Однако в то время он ещё не ждал такого оборота событий и наряду с кабинетной академической деятельностью много времени проводил в поле, на фермах, во дворах и избах крестьян. 

Чаянов открывает для себя ещё одну стезю. Вместе с известным журналистом А.Г. Баргиным пишет киносценарий, по которому на киностудии «Межрабпомфильм» молодой режиссёр Л.Л.

Оболенский ставит фильм с остродетективным сюжетом «Альбидум 0604» – так назывался особый засухоустойчивый и необычайно плодоносный сорт пшеницы. Продолжаются и беллетристические увлечения Чаянова.

В 1928 году выходит в свет его последняя романтическая повесть «Юлия, или встречи под Новодевичьем».

Состоявшийся в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Путь деревни был предопределён ¬– она должна была стать колхозной. Эта установка противоречила теории Чаянова.

(Чаянов считал кооперацию основой социально-экономического развития деревни. Масштабы кооперации зависят от состояния технической базы и преобразования этой базы.

В сферу кооперирования вовлекаются прежде всего те функции, которые становится невыгодно выполнять в отдельном крестьянском хозяйстве.

Эти функции должна выполнять не «горизонтальная»: артели, коммуны, товарищества, – а «вертикальная» концентрация крестьянских хозяйств на кооперативной основе: выделение функции снабжения, сбыта и переработки продукции. Участие крестьян в кооперации выводит их на внешние рынки и, в конечном итоге, в орбиту мирового хозяйства.)

Чаянов не был кабинетным затворником. Он знал жизнь и понимал, что его теории уже выходят из разряда научных дискуссий и трактуются как подрывная антисоветская деятельность.

12 декабря 1929 года в «Сельскохозяйственной газете» было опубликовано письмо Чаянова, где он признавал свои исторические прогнозы ошибочными, а теорию классовой кооперации и защиту индивидуального сектора сельского хозяйства «грубой и реакционной ошибкой». Однако это его покаяние не было принято во внимание.

В стране царила атмосфера подозрительности, доносов и шпиономании. На открывшейся через неделю после публикации письма Чаянова конференции аграрников-марксистов «ошибкам» Чаянова и злокозненным заблуждениям его школы отводилось много места.

XVI съезд партии дал установку на «форсирование темпов создания материально-технической базы социализма, на ликвидацию всех капиталистических элементов в стране». 21 июля 1930 года Чаянова арестовали. Открытого суда над ним не было. Сначала он некоторое время сидел в тюрьме, где работал над двумя книгами: о внутрихозяйственном транспорте и об истории гравюры, а затем был сослан в Казахстан.

Чаянов приехал в Алма-Ату в первой половине 1932 года, а в 1933 – 1935 годах работал в Казахском сельскохозяйственном институте им. Л. И. Мирзояна. Как и в Москве, он не только преподавал, но и занимался приобщением студентов к искусству.

Поставил на сцене институтского клуба 11 пьес и организовал издание «Ежегодника СХИ».  Кроме занятий в институте, Чаянов работал старшим экономистом-аналитиком Наркомата земледелия в балансовой группе планово-финансового отдела. В 1935 – 1936 гг.

работал в выставкоме по подготовке к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 28 июня 1935 г. срок ссылки Чаянова был продлён ещё на три года. В конце 1936 г. он был арестован ещё раз, но вскоре выпущен. Е. Д.

Эйгинсон, бывший студент Казахского сельскохозяйственного института, случайно встретил Александра Васильевича неподалёку от тюрьмы. Он оброс бородой, был одет в рваную телогрейку, подошвы его ботинок были обмотаны проволокой. 16 марта 1937 г. Чаянов был арестован в последний раз.

3 октября 1937 года Особое совещание при НКВД СССР вынесло ему смертный приговор. Он был расстрелян в тот же день.

Из книги А.В. Чаянова «Возможное будущее сельского хозяйста»:

«Усовершенствования в области путей сообщения, радиосвязи и, по крайней мере, удесятерение количества людского населения нашей планеты заставят просто-напросто превратить всю её площадь в сплошные города-сады, прерываемые обширными, в несколько десятков километров, полянами цветов и растений, преследующих цель быть освежителями атмосферы, или же плодовыми садами, приносящими те фрукты, ароматность которых и вкус, по всем вероятиям, никогда не могут быть воссозданы химическим способом производства. Эстетические же соображения заставят покрыть остальную площадь нашей земли садами, где место теперешних полей злаков и культур льна и подсолнуха займут роскошные клумбы фиалок, роз и не виданных нами до сих пор, но совершенно изумительных цветов будущего. Можно сказать, что из всех наших культурных растений наилучшей будущностью и вечностью обладает, несомненно, красная роза, с её одуряющим, свежим, сладостным запахом – ей, и именно ей, должны будут уступить место все теперешние наши культурные растения, вытесняемые стальной машиной, изготовляющей из воздуха хлеб и ткани будущего».

Источник:

Балязин В. Возвращение: К биографии учёного-экономиста А.В. Чаянова: к 100-летию со дня рождения. Октябрь – 1988 – № 1 – с. 146 – 171.

Балязин В. Профессор Александр Чаянов. М.: Агропромиздат, 1990.

Источник: https://runivers.ru/personals/author103354/

Александр Чаянов

ЧАЯНОВ Александр Васильевич:  ЧАЯНОВ Александр Васильевич (29 января 1888 — 3 октября 1939) —

Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888, Москва — 3 октября 1937) — российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

Чаянов был сыном купца Василия Ивановича Чаянова и Елены Константиновны Клепиковой (из мещан). Он прошёл хорошую первоначальную домашнюю подготовку, рано обнаружив интерес к естественным наукам.

В 1906 году, после окончания реального училища, Чаянов стал студентом Московского сельскохозяйственного института.

В 1908 году он совершил поездку в Италию, по итогам которой опубликовал свою первую научную работу о кооперации сельского хозяйства в Италии.

В 1911 году А.В. Чаянов получил диплом учёного-агронома 1-й степени.

В 1912 году отправился в длительную заграничную командировку (Англия, Франция, Германия, Швейцария, Италия) «для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии», одновременно работал над «Очерками по теории трудового хозяйства» (М., 1912-13). В 1912 году вышла его первая художественная книга – сборник стихов «Лялина книжка».

В 1915 вышел в свет «Краткий курс кооперации» (М.), в котором А.В. Чаянов знакомил читателей с историей кооперативного движения в России и за рубежом, раскрывал сущность организации кредитных товариществ, потребительских обществ и производственных кооперативов.

Под воздействием первой российской революции Чаянов стал убеждённым социалистом, но не принадлежал ни к каким партиям.

Он принял Февральскую и, после колебаний, Октябрьскую революцию, став в 1918 году доктором наук, профессором Петровской сельскохозяйственной академии.

Главным направлением деятельности Чаянова стала разработка аграрной реформы. Обоснование программы Чаянова содержит его брошюра «Что такое аграрный вопрос?» (М., 1917).

В 1919 году А.В. Чаянов возглавил НИИ сельскохозяйственной экономики, вошёл в число членов коллегии Наркомзема. Одновременно он продолжал преподавательскую работу в МСХИ, университете им. А.Л. Шанявского, начатую ещё в 1912 году.

Весной 1921 года, в переломный момент перехода к нэпу, А.В. Чаянов работал в комиссии по продналогу при Наркомземе. Комиссия разработала и приняла 31 марта «Основные принципы построения продналога».

1922 год внёс много перемен в жизнь А.В. Чаянова. На базе семинария по сельскохозяйственной экономии и политике был создан Научно-исследовательский институт под тем же названием. Его директором стал Чаянов.

Произошли изменения в личной жизни: он женился на Ольге Эммануиловне Гуревич. В 1922 году Чаянов с женой отправились за границу и провели там полтора года.

За рубежом, в мае 1923 года, родился их первенец — сын Никита.

Помимо научной деятельности в области сельского хозяйства и художественного творчества, А.В. Чаянов занимался топографией древней Москвы, был членом общества «Старая Москва», куда входили учёные, художники, театральные работники, писатели. Он коллекционировал иконы и гравюры, сам занимался гравировкой по дереву и написал ряд работ по истории искусства («Старая западная гравюра», 1926).

В 1920-х годах Чаяновым были созданы труды по теории семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации, проводились обследования крестьянских хозяйств в различных регионах страны.

Роковую роль для А.В. Чаянова и его соратников сыграла дискуссия 1927 года о дифференциации крестьянства. С развёртыванием сталинской «революции сверху» в 1928-29 гг. нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова.

Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвиняли в «защите интересов кулачества», «протаскивании буржуазных аграрных теорий». А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева и других обвиняли в стремлении увековечить индивидуальное хозяйство. В 1928 году последовали «оргвыводы»: А.В.

Чаянов покинул пост директора основанного им института сельскохозяйственной экономии, а сам институт был преобразован в НИИ крупного социалистического хозяйства, членом коллегий которого Чаянов был всё же оставлен.

В конце декабря 1929 года состоялась знаменитая конференция аграрников-марксистов. С речью выступил И.В. Сталин, который отметил отставание работы на идеологическом фронте от задач классовой борьбы, подверг резкой критике так называемые мелкобуржуазные теории в аграрном вопросе.

21 июня 1930 года Чаянов был арестован, ему было предъявлено обвинение в принадлежности к мифической «Трудовой крестьянской партии», о которой он не имел ни малейшего представления. Затевался новый громкий судебный процесс, который, однако, не состоялся. А.В. Чаянов отсидел четыре года в тюрьме и был сослан в Алма-Ату.

В 1937 году Чаянову было предъявлено новое нелепое обвинение. 3 октября 1937 года Особым совещанием при НКВД СССР он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в этот же день.

Взгляды Чаянова и его школы были объявлены антимарксистскими; в вину учёному вменялись желание сохранения индивидуального крестьянского хозяйства, недооценка роли пролетариата и защита интересов кулачества.

Жена, просидевшая в лагерях с небольшими перерывами 18 лет, умерла в 1983 году, так и не добившись реабилитации мужа. А.В. Чаянов был реабилитирован Верховным судом СССР 16 июля 1987 года.

Фантастическое в творчестве автора.

Вышедшая из под пера Чаянова фантастика укладывается в недолгий промежуток 1920-х годов и представлена разножанровыми произведениями, — от утопии до литературных стилизаций из богатой в русской литературе традиции «страшных» и мистических повестей. В 1920 году А.В.

Чаянов написал первое прозаическое художественной произведение – утопическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». А в период с 1921 по 1928 год – ещё четыре фантастические повести, которым критика дала название «русской гофманиады».

Первой из них стала повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей», изданная в Москве в 1921 году под псевдонимом «Ботаник Х.», которым подписаны и все последующие повести. В заграничной командировке А.В.

Чаянов написал новую фантастическую повесть «Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека» и издал её в Берлине в 1923 году. В 1924 году вышла в свет его четвёртая повесть — «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина».

В повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» дана привлекательная картина мечты советских «дезурбанистов», отстаивавших курс на преимущественное развитие в СССР системы малых населённых мест.

Герой, современник автора, внезапно оказывается в утопическом будущем 1984 года, где реализована эта мечта. Согласно взглядам дезурбанистов, старые — исторически сложившиеся — города должны были стать музеями ушедшего бытового уклада. Такой и предстаёт в «аграрной утопии» Чаянова Москва.

Впрочем, эта утопия способна эффективно защищаться, — в её распоряжении, ни много ни мало, — климатическое оружие.

В повести «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» опередил М. Булгакова в описании московской дьяволиады, где, по странному совпадению, один из героев именуется Булгаковым, а главный «злодей» свободно распоряжается людскими душами, выигранными в карты у демонов.

Повесть «Венецианское зеркало» рассказывает о таинственном зеркальном двойнике, злобном отражении, попытавшемся заменить в реальной жизни своего хозяина.

«Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина» — удивительная фантасмагория, в которой переплетаются реалистические и фантастические элементы: девушка постепенно превращается в рыбу под воздействием проклятия, но её спасает эликсир, хранившийся в могиле некоего святого; герой с трудом ускользает от таинственных иллюминатов, которые вовсе даже не люди, и отправляется на поиски давно потерянной фамильной драгоценности. Повесть «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» рассказывает о таинственно появляющейся и пропадающей на глазах у людей незнакомке, которую герой решает во что бы то ни стало отыскать.

Источник: https://fantlab.ru/autor4687

Чаянов — 130 лет российскому крестьяноведу, экономисту и утописту

ЧАЯНОВ Александр Васильевич:  ЧАЯНОВ Александр Васильевич (29 января 1888 — 3 октября 1939) —
?

Category: 130 лет назад родился Александр Васильевич Чаянов (17[29] января 1888, Москва — 3 октября 1937, Алма-Ата) — российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения, писатель-фантаст и утопист, автор концепции трудового крестьянского хозяйства и моральной экономики.

Он является ярким представителем поколения русской интеллигенции начала 20 века. Александр Васильевич Чаянов родился в 1888 году в обеспеченной и культурной купеческой семье. Отец — из крестьян Владимирской губернии, мальчиком работал на ткацкой фабрике Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело.

Как видим, социальные лифты в Российской Империи работали исправно. Мать происходила из мещан г. Вятки.Окончив частное реальное училище К. П.

Воскресенского, в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт (скорее всего под влиянием родственников: его мать была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию, её выпускником был и двоюродный брат Александра — известный опытник Сократ Константинович Чаянов).

Свою первую научную работу, посвященную процессам кооперации в сельском хозяйстве Италии, Чаянов публикует во время учебы на третьем курсе. Вторая научная работа Чаянова «Общественные мероприятия по скотоводству в Бельгии» была написана на выпускном курсе после двух месяцев работы в этой стране. Дипломную работу выполнил под руководством А. Ф. Фортунатова.

Его однокурсником и другом был Николай Вавилов, который позже вспоминал о годах учёбы: Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу.

Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя.В 1911 году, получив диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов был оставлен в институте для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии. В 1912 году был направлен в научную командировку: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию.

Вернувшись, преподавал в родном институте и Народном университете Шанявского. Преподавательскую и исследовательскую деятельность сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. Являлся одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов — Льноцентра) России.

В 1912 году в Москве была опубликована первая часть его книги «Очерки по теории трудового хозяйства». В ней он выдвинул положение «всякое трудовое хозяйство имеет предел своей продукции, который определяется соразмерностью годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи».В 1913 году он стал доцентом, в 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт-профессора.

В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была разработка теории крестьянского хозяйства.Чаянов был активным участником Февральской революции. Если бы он знал, чем это всё кончится… На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда — высшего органа управления кооперативным движением.

Видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции. Автор радикальной аграрной программы. Член Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразований, член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель).

В 1917 году кандидат в члены Учредительного собрания по Владимирскому избирательному округу (список № 7 от кооперативов Владимирской губернии), но избран не был.С 1918 года был профессором Петровской сельскохозяйственной академии.В 1919 году возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1921—1923 годы — член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1926 году Чаянов был обвинён в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. С началом коллективизации в 1928—1929 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвинили в защите интересов кулачества и протаскивании буржуазных аграрных теорий. На Конференции аграрников-марксистов (20-29 дек. 1929) т. н. чаяновщина была объявлена «агентурой империализма», находящейся в связи с правым уклоном в ВКП(б); выступивший на ней И. В. Сталин обрушился на «антинаучные теории «советских» экономистов типа Чаянова».

Взгляды Чаянова и его школы были объявлены антимарксистскими; в вину учёному вменялись желание сохранения индивидуального крестьянского хозяйства, недооценка роли пролетариата и защита интересов кулачества.А ведь Чаянов в политических партиях не состоял…В июле 1930 года Чаянов вместе с другими крупнейшими экономистами был арестован по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева — Чаянова», входившую в опять-таки сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в намерении организовать кулацкие восстания. Чаянов о мифической «Трудовой крестьянской партии» не имел ни малейшего представления. Затевался новый громкий судебный процесс, который, однако, не состоялся. Допросы Чаянова вели начальник секретного отдела ОГПУ Я.С. Агранов и начальник 3-го отделения СО ОГПУ А.С. Славатинский.26 января 1932 г. Чаянов был осужден коллегией ОГПУ при Совнаркоме СССР на 5 лет тюремного заключения, четыре из которых провел в тюрьмах (следственном изоляторе ОГПУ, Бутырской и Ярославской). Последний год заключения был заменен ссылкой в Алма-Ату, где Чаянов работал в Сельскохозяйственном институте, НИИ сельскохозяйственной экономики и Наркомате земледелия Казахстана. В 1935 г. ссылка была продлена на 3 года. В марте 1937 г. А.В. Чаянов был вновь арестован НКВД. 3 октября 1937 года Особым совещанием при НКВД СССР он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в этот же день в Алма-Ате.Парадокс в том, что Советская власть расстреляла ярого противника капиталистического пути развития сельского хозяйства. Во всех своих трудах А.В. Чаянов подчеркивал неприемлемость наемного труда в сельском хозяйстве, выступал против эксплуатации крестьянина со стороны крупного капитала. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сек­тора Чаянов усматривал в массовом распространении кооперации, при которой от семейно-трудового хозяйства постепенно отпочковывались бы и переходили в ведение крупных кооперативных товариществ опе­рации по переработке, хранению, сбыту крестьянской продукции, за­купке и обслуживанию техники, заготовке минеральных удобрений, семян, племенная, селекционная работа, кредитное дело, словом, все те операции, где крупное хозяйство имеет явный перевес над мелким. По мнению ученого, это помогло бы сочетать преимущества самостоя­тельного хозяйства отдельной семьи с теми плюсами, которые несет с собой обобществленное производство и обмен. Но все эти идеи коммунистам оказались не нужны, Чаянова уничтожили по надуманному обвинению.Жена, просидевшая в лагерях с небольшими перерывами 18 лет, умерла в 1983 году, так и не добившись реабилитации мужа. А.В. Чаянов был реабилитирован Верховным судом СССР 16 июля 1987 года. Военная коллегия Верховного суда СССР установила 16 июля 1987 г., что

«…Чаянов А.В и другие лица привлечены к уголовной ответственности, признаны виновными во внесудебном порядке и осуждены за особо опасные государственные преступления необоснованно. Участниками антисоветской организации они не были и вредительской деятельностью не занимались. Выводы о виновности Кондратьева Н. Д., Чаянова А. В.

, Макарова Н. П. и других основаны лишь на их показаниях на предварительном следствии. Между тем эти показания в силу их противоречивости и несоответствия иным фактическим обстоятельствам дела не могут быть положены в основу вывода о виновности осужденных в антисоветской вредительской деятельности.

В протесте Генерального Прокурора СССР приведены убедительные данные, свидетельствующие о том, что признание осужденными своей вины получено в результате незаконных методов ведения следствия.

Агранов, Радзивиловский, Славатинский и другие лица, причастные к рассмотрению данного дела, впоследствии сами были осуждены за незаконные методы ведения следствия по этому и другим уголовным делам».

и определила отменить Постановление Коллегии ОГПУ СССР от 26 января 1932 г. и прекратить уголовное дело за отсутствием в действиях состава преступления, тем самым юридически реабилитировав учёного.Первая жена — Елена Васильевна Чаянова, дочь статистика В. Н. Григорьева.

Они обвенчались в 1912 году, название изданного Чаяновым в этом же году сборника стихов «Лёлина книжка» связано с ней. Елена в 1920 году ушла к художнику Алексею Александровичу Рыбникову (1887−1949), оставив фамилию Чаянова.Вторая жена — Ольга Эммануиловна Чаянова (в девичестве Гуревич, 1897—1983), театровед, дочь публициста и редактора Э. Л.

Гуревича (1866—1952), сестра физика Л. Э. Гуревича (1904—1990). Дважды необоснованно репрессирована в 1937 и 1948 гг. Сыновья: Никита Александрович Чаянов (1923—1942) и Василий Александрович Чаянов (1925—2005).Ученый написал множество работ. Нужно отметить, что только за время обучения в институте он опубликовал 17 статей.

Главной его работой считается книга «Очерки по теории трудового хозяйства». В 1989 году были опубликованы в одном томе избранные труды ученого. Кроме научных статей и книг Чаянов писал также художественные произведения.

Вышедшая из под пера Чаянова фантастика укладывается в недолгий промежуток 20-х годов и представлена разножанровыми произведениями, — от утопии до литературных стилизаций из богатой в русской литературе традиции «страшных» и мистических повестей. В 1920 году А.В.

Чаянов написал первое прозаическое художественной произведение – утопическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». А в период с 1921 по 1928 год – ещё четыре фантастические повести, которым критика дала название «русской гофманиады».

Первой из них стала повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей», изданная в Москве в 1921 году под псевдонимом «Ботаник Х.», которым подписаны и все последующие повести. В заграничной командировке А.В. Чаянов написал новую фантастическую повесть «Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека» и издал её в Берлине в 1923 году.

В 1924 году вышла в свет его четвёртая повесть — «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина».В повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» дана привлекательная картина мечты советских «дезурбанистов», отстаивавших курс на преимущественное развитие в СССР системы малых населённых мест.

Герой, современник автора, внезапно оказывается в утопическом будущем 1984 года, где реализована эта мечта. Согласно взглядам дезурбанистов, старые — исторически сложившиеся — города должны были стать музеями ушедшего бытового уклада. Такой и предстаёт в «аграрной утопии» Чаянова Москва.

Впрочем, эта утопия способна эффективно защищаться, — в её распоряжении, ни много ни мало, — климатическое оружие.В повести «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» опередил М.

Булгакова в описании московской дьяволиады, где, по странному совпадению, один из героев именуется Булгаковым, а главный «злодей» свободно распоряжается людскими душами, выигранными в карты у демонов. Повесть «Венецианское зеркало» рассказывает о таинственном зеркальном двойнике, злобном отражении, попытавшемся заменить в реальной жизни своего хозяина.

«Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина» — удивительная фантасмагория, в которой переплетаются реалистические и фантастические элементы: девушка постепенно превращается в рыбу под воздействием проклятия, но её спасает эликсир, хранившийся в могиле некоего святого; герой с трудом ускользает от таинственных иллюминатов, которые вовсе даже не люди, и отправляется на поиски давно потерянной фамильной драгоценности. Повесть «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» рассказывает о таинственно появляющейся и пропадающей на глазах у людей незнакомке, которую герой решает во что бы то ни стало отыскать… Изданные книги А. В. Чаянова были запрещены цензурой и включены в списки и сводные каталоги Главлита СССР, они не подлежали распространению, их изымали из библиотек. Но уничтожены оказались не все, поскольку часть была выпущена под псевдонимами: «Иван Кремнев» и «Ботаник Х». Если первый псевдоним был раскрыт, то второй, под которым Чаянов выпустил в 1918—1928 годы пять «романтических» повестей, уберёг их от уничтожения.
антисоветское, история, наука, репрессии

  • 80 лет тому назад, 2 февраля 1940 года в Москве по сфабрикованному обвинению Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян режиссер…
  • 75 лет назад, 30 января 1945 года, был потоплен «Вильгельм Густлофф» (Wilhelm Gustloff) — германский пассажирский лайнер, с 1940…
  • 75 лет назад был потоплен «Вильгельм Густлофф» (Wilhelm Gustloff) — германский пассажирский лайнер, с 1940 — плавающий…

Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/3369092.html

29 января 1888 года родился Александр Васильевич Чаянов . Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

ЧАЯНОВ Александр Васильевич:  ЧАЯНОВ Александр Васильевич (29 января 1888 — 3 октября 1939) —

  Александр Васильевич Чаянов — российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

Александр Чаянов родился в обеспеченной и культурной купеческой семье. Отец — из крестьян Владимирской губернии, мальчиком работал на ткацкой фабрике Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан города Вятки.

Окончив частное реальное училище К. П. Воскресенского, в 1906 году А. В. Чаянов поступил в Московский сельскохозяйственный институт (скорее всего под влиянием родственников: его мать была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию, её выпускником был и двоюродный брат Александра — известный опытник Сократ Константинович Чаянов).

Дипломную работу выполнил под руководством А. Ф. Фортунатова.

Его однокурсником и другом был Николай Вавилов, который позже вспоминал о годах учёбы:

Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу. Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя.

В 1911 году, получив диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов был оставлен в институте для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии. В 1912 году был направлен в научную командировку: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию.

Вернувшись, преподавал в родном институте и Народном университете Шанявского. Преподавательскую и исследовательскую деятельность сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. Являлся одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов — Льноцентра) России.

В 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт-профессора. В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была разработка теории крестьянского хозяйства.

Активный участник Февральской революции. На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда — высшего органа управления кооперативным движением.

Александр Васильевич Чаянов -видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции, автор радикальной аграрной программы; член Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразований; член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель). В 1917 кандидат в члены Учредительного собрания по Владимирскому избирательному округу (список № 7 от кооперативов Владимирской губернии), но избран не был.

С 1918 года Александр Васильевич Чаяновбыл профессором Петровской сельскохозяйственной академии.

В 1919 он возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1921—1923 годы Чаянов член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1926 году Александр Чаянов был обвинён в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. С началом коллективизации в 1928—1929 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова.

Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвинили в защите интересов кулачества и протаскивании буржуазных аграрных теорий. На Конференции аграрников-марксистов (20-29 дек. 1929) т. н.

чаяновщина была объявлена «агентурой империализма», находящейся в связи с правым уклоном в ВКП(б); выступивший на ней И. В. Сталин обрушился на «антинаучные теории «советских» экономистов типа Чаянова».

В июле 1930 года Чаянов вместе с другими крупнейшими экономистами был арестован по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева — Чаянова», входившую в опять-таки сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в намерении организовать кулацкие восстания.

Допросы Чаянова вели начальник секретного отдела ОГПУ Я. С. Агранов и начальник 3-го отделения СО ОГПУ А. С. Славатинский. 26 января 1932 г.

Чаянов был осужден коллегией ОГПУ при Совнаркоме СССР на 5 лет тюремного заключения, четыре из которых провел в тюрьмах (следственном изоляторе ОГПУ, Бутырской и Ярославской).

Последний год заключения был заменен ссылкой в Алма-Ату, где Чаянов работал в Сельскохозяйственном институте, НИИ сельскохозяйственной экономики и Наркомате земледелия Казахстана. В 1935 ссылка была продлена на 3 года. В марте 1937 А. В. Чаянов был вновь арестован НКВД, а 3 октября 1937 г. расстрелян в Алма-Ате.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post448629197/

Scicenter1
Добавить комментарий