Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Читать онлайн Психологическая защита страница 2. Большая и бесплатная библиотека

Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Другой читатель, читатель-психолог, профессиональный психолог должен отметить тот достойный удивления факт, что в профессиональном языке психологов уже давно укоренились такие слова, как «психологическая защита», «защитные механизмы», «психозащитные техники».

Может быть, они укоренились именно как профессионализмы, а не как строгие научные термины.

Отметят психологи и тот факт, что они, говоря на своем «птичьем» языке, понимают друг друга, когда употребляют эти слова, но одновременно читающий психолог отметит, что в научной литературе наблюдается острейший дефицит именно научной разработки этой проблематики в отечественной психологии.

В зарубежной литературе психологическая защита — достаточно знакомый и узнаваемый предмет как научного, так и инонаучного интереса. Профессиональное понимание рассматриваемого предмета предполагает анализ литературы по данной проблематике. Очень часто история вопроса — это уже начало решения вопроса.

В первом разделе (первых двух главах) мы попытаемся проследить становление научного (что отнюдь не означает — однозначного) понимания психологической защиты и арены ее проявления, так называемых экскви- зитных ситуаций. Предварительно отметим, что как научный факт феномен психологической защиты был зафиксирован и описан в психоаналитической литературе.

Однако многие методологи и историки литературы отказывают этому факту в статусе научного знания. Настороженное отношение отечественной психологии к психоанализу и определило довольно негативное отношение к его многим конструктам. Слава Богу, это отношение проявлялось в основном в литературе.

В устном взаимодействии психологи и психотерапевты уже издавна пользовались понятием психологической защиты.

Кроме всего прочего, мы надеемся, что этот раздел выполнит и свою методологическую функцию. Во-первых, изучение психологической защиты должно продемонстрировать ситуацию с тяжелым и противоречивым построением психологического знания.

Во-вторых, любое актуальное понимание психологического явления, каким Оы)то понимание ни было обстоятельным и глубоким, принципиально незавершимо, открыто для нового переосмысления и углубления, в-третьих, любые определения, даже взаимоисключающие друг друга, тем не менее в конечном счете дополняют профессиональное понимание познаваемого явления. Одно сознание, каким бы оно ни было гениальным, не может претендовать на владение конечной истиной. Истина лежит в самом явлении. Наконец, решение проблемы — это не решение загадки, которая может быть решена окончательно. Проблема, однажды решенная, возникает снова и снова.

Если наш литературный экскурс покажется некоторым читателям усложненным и скучным, то мы советуем приступить сразу же к чтению второго, основного раздела нашей книги.

Во втором разделе мы даем феноменологию психологической защиты, условия ее возникновения, проявление в поведении, роковые для развития личности последствия ее использования.

Описание и определение каждого механизма психологической защиты мы стараемся проиллюстрировать трояко: на уровне повседневных бытовых ситуаций, примерами из литературных и художественных произведений, анализами случаев из психоаналитической и психотерапевтической практики. Каждая глава завершается рекомендациями по преодолению психологической защиты.

Эти рекомендации призваны помочь ответить читателю на вопросы: Пользуюсь ли я психологической защитой? Какие защитные техники применяю чаще, какие — реже? Как проявляется моя защита? Насколько продуктивно решались конфликтные ситуации с использованием защитных механизмов? Что я могу сделать, чтобы минимизировать использование защиты? Ответы на эти и другие вопросы, возможно, потребуют определенного мужества увидеть себя по-новому, дать иную, более адекватную оценку своему поведению и, наконец, предпринять попытку измениться.

Предварительно заметим, что анализ собственного поведения на предмет наличия у себя психологической защиты часто инициирует появление защиты, защиты против такого анализа.

«Наивный» психолог при встрече с действительным научным психологическим знанием относительно своего поведения, свойств своего темперамента, характера, способностей и т. д.

придерживается своеобразной психозащиты: если это научное знание о нем совпадает с его представлением о себе, особенно когда это знание содержит положительный оттенок, то он принимает эту информацию, он доверяет ей.

Когда же научное знание не согласуется с собственными представлениями, то идет внутреннее сопротивление в принятии этого знания. Часто барьер к этому знанию способствует формированию отрицательного отношения к носителю такого знания, психологу, а затем и вообще ко всякому научному психологическому знанию, ко всей психологической науке.

Третий раздел — это попытка выведения общих закономерностей в появлении и развитии психологической защиты. Опять же он, как нам кажется, представит интерес скорее для профессионалов.

Дорогой читатель, излишнее знание, в том числе и о самом себе, иногда вредно. Это — одно из утверждений обыденного знания. Если Вы придерживаетесь такой установки, то мы советуем — отложите нашу книгу в сторону. И мы согласимся с Вами, что излишнее знание обременительно, «во многой мудрости много печали» [Еккл. I, 18].

Книгу эту можно читать и с негативной установкой: с желанием покритиковать ее авторов. И хотя мы не убеждены, что в споре рождаются истины, мы все же постараемся быть открытыми для критики и с благодарностью примем все замечания и пожелания.

1. Эксквизитные ситуации

Культура делает нас похожими друг на друга. Благодаря культуре устанавливается связь времен, поколений и пространств. По своей культурно-родовой сущности я равен современнику в любой части света (связь пространств) и человеку из прошлого и будущего (связь времен и пространств). Живя в культуре, мы живем в одних измерениях.

Но культура делает нас и разными. Она рвет пространство и время. Мое Я ни на кого и ни на что не похоже. Бытие человека — всегда проживание в культуре; оно осуществляется каждый раз в конкретной, актуальной, социальной, исторической ситуации, которая, с одной стороны, есть дискретный, отдельный отрезок бытия, с другой стороны, она невычленяема в моей культурной непрерывности и неизбывности.

В этом отношении ситуация (и культура) всегда проблематична, «в ней есть всегда как бы пустые, незаполненные места (Leerstellungen), через которые «проглядывает» нечто выходящее за ее пределы и связывающее ее со всем существующим» [49, с.362]. Выход за пределы конкретной ситуации есть выход за пределы самого себя.

Позволим продолжить Рубинштейна: «Я непрерывно взрываю, изменяю ситуацию, в которой я нахожусь, а вместе с тем непрерывно выхожу за пределы самого себя.

Этот выход за пределы самого себя не есть отрицание моей сущности… это ее становление и вместе с тем реализация моей сущности; не отрицание самого себя и становление, но становление и реализация. Отрицается только мое наличное бытие, моя завершенность, конечность» |49, с.3441.

Макс Шелер считает, что приход в этот мир чснжека предполагает реализацию его как некоего за- mi.iiи, именно поэтому человек есть «существо, превос- мшишгг гимо себя и мир» [64, с.60]. В этом смысле бытие и и ни к,1 мемфншчно, именно отсюда способность челом. Iа к ф. шепендированию, к когнитивным и эмоци- oii.in.hi.

imныходям iaпределы наличия бытия, «по ту сторону добра и зла» (Ф.Ницше). Когда «придется лететь», «естественного закона» и «человеческой совести» будет недостаточно (Льюис К.С. — Цит. по: 53, с. 105).

Но в любой миг бытия, в любой ситуации есть возможность для трансцендирования, есть возможность восстановить связь времен и пространств.

Логика жизни «требует от мимолетного человека, чтобы он жил так, как если бы его поступки предназначались для бесконечного исторического ряда. Она (логика жизни. — Э.К.

) настаивает на неотменяемых связях общего бытия, любви и творчества, жалости и вины» [17, с. 154].

О том же говорит М.М.Бахтин: «Есть простое правило, по которому проверяется истинность жизни — спроси себя, сможет ли сохранить свою силу то, что ты чувствуешь и думаешь сейчас, если вдруг узнаешь, что вот-вот должна прийти смерть? Станешь ли ты продолжать то, чем занимаешься в этот момент? Всегда спрашивай себя об этом.

Я назову это измерением мерою смерти» [11, с. 129]. Но, это, так сказать, полеты философского сознания. Психологам при всей необходимости философских взлетов приходится работать в других измерениях.

Они к проблеме конечности — трансцендентности ситуации жизни сделают уточнение: особую значимость для снятия культурной «конечности», укорененности личности в ситуации представляют собой не все ситуации, а только те, где заострено некое противоречие, и это противоречие представлено личности как соответствующее, отнюдь не легкое переживание.

Может возникнуть вопрос: причем тут ситуация? Речь в книге идет о психологической защите, неких психологических механизмах регуляции.

И вот сразу же мы представляем тезис, который мы будем разворачивать и доказывать на протяжении всей книги и который может послужить нам предварительным, очень приблизительным определением психологической защиты: психологическая защита — не нормальный, а особый, необычный способ разрешения ситуации и психологической регуляции поведения в ситуациях затруднения, в ситуациях некой невозможности. Психологическая защита инициируется такими исключительными, эксквизитными ситуациями. Одно из значений английского слова exquisite- «острый, сильный, исключительный».

Прежде чем говорить об эксквизитных ситуациях, хотелось бы понять, что такое собственно ситуация.

Источник: https://dom-knig.com/read_230960-2

Каждый человек неповторим

Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

Познаем себя и мир, играя

Игра «Листок»

Порядок проведения игры

Шаг первый. Ведущий игры (учитель), предлагая учащимся вытянуть кружки (они трех цветов), делит класс в соответствии с их цветом на три группы, каждая из которых садится вокруг сдвинутых столов и выбирает лидера.

Шаг второй. Для создания настроя на совместные действия в каждой группе проводится мини-игра «Доброе слово».

Описание игры: начинает ее лидер, который, наклонившись к соседу и дотронувшись до его плеча, тихо, чтобы другим не было слышно, шепчет ему: «Я желаю тебе… (далее следует доброе слово)».

Эти действия лидера по очереди повторяют все сидящие в кругу, при этом начало предложения сохраняется, но доброе слово каждый придумывает свое.

Игра заканчивается тогда, когда доброе слово услышит в свой адрес лидер — круг замкнется.

Шаг третий. Каждая группа получает от ведущего лист растения (листья должны быть похожи, но и иметь различия).

Задание каждой группе: пуская лист по кругу, рассмотреть его, при этом каждый должен сказать о нем несколько слов, не повторяя того, что уже было сказано (это могут быть слова о самом листе или слова-ассоциации, воспоминания).

Шаг четвертый. Ведущий предлагает лидерам групп отдать листья ему.

Шаг пятый. Ведущий просит подойти к учительскому столу по два человека от каждой группы (лидера и его помощника). На столе листья, с которыми работали группы, лежат вперемешку с другими листьями. Задание: найти свой листок.

Шаг шестой. Каждой группе предлагается рассказать об отличительных особенностях своего листочка.

Шаг седьмой. Заключительное слово ведущего.

Он благодарит участников игры за проявленное умение всматриваться в природу и подчеркивает, что если даже листья растений так непохожи друг на друга, то как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди! Наличие различий — это нормально. Это закон природы. Поэтому не правы те, кто, видя детей, непохожих на себя по внешности, взглядам, манере поведения, начинают смеяться над ними, а иногда и обижают их.

Различия между людьми — это закон природы.

Подведем итоги.

Во время игры ее участники не только рассматривали предложенный им листок и находили его особенности, но и, слушая друг друга, когда листок передавался из рук в руки внутри группы, невольно убеждались в различиях между собой. Каждый сумел увидеть в листочке что-то свое и рассказать об этом.

Так, прикосновение к листку, как посланцу природы, помогло сделать в конце игры важный вывод.

Человек как личность и индивидуальность

Каждый из нас неповторим. Что же это значит? То, что на всей Земле, среди более чем шести с половиной миллиардов человек, не встретишь точно такого же мальчика или такую же девочку, как вы.

Ведь даже близнецы не полностью копируют друг друга, более того: на одном дереве не найдешь двух абсолютно одинаковых листьев, как не увидишь и двух повторяющихся снежинок.

А уж снежинок-то куда больше, чем людей! Тем не менее все они только похожи друг на друга.

Люди, в общем-то, тоже похожи между собой: у всех есть ноги, руки, голова, все люди однажды рождаются и через какое-то время умирают, а в течение жизни радуются, печалятся, влюбляются, ненавидят, ошибаются, размышляют над ошибками — этот список можно было бы продолжать очень и очень долго.

Тем не менее все люди разные, все они неповторимы. Да, не только вы отличаетесь от других, но и все остальные люди на планете также различаются между собой.

И дело тут не только во внешности: современная пластическая хирургия способна изменить природную внешность человека до такой степени, что он станет буквально копией другого. И если специально задаться этой целью, внешние различия можно устранить.

Совпасть могут и возраст, и группа крови, и состояние здоровья: конечно, это крайне маловероятно, но все же возможно. Несмотря на все это, внешне абсолютно одинаковые люди останутся неповторимыми, все равно это будут два разных человека.

В чем же заключается это странное качество — неповторимость?

Не правда ли, обидно, когда вам говорят: «Ты такой же (такая же), как все»? Иногда мы сами пренебрежительно отзываемся о ком-то подобным образом.

В данном случае, говоря о человеке, что он «как все», мы приравниваем его к чему-то абстрактному, как бы делаем частью толпы.

Тот, кто «как все», на самом деле «никакой»: ведь толпа не обладает какими-либо особенностями, ее основное качество — безликость.

Безликий — «без лица», без личности. Да, именно личность и делает человека неповторимым, она выделяет его из толпы, в которой никто не хотел бы находиться, потому что человеческая толпа недалеко ушла от стада животных: все разнообразие внешних качеств тонет в общей внутренней безликости. И никому не будут интересны твои ухоженные волосы или модные ботинки, если внутри у тебя пусто.

Но если разобраться, что же такое личность? Слово «личность» (от лат. persona) имеет свою историю. Первоначально оно означало маску, в которой выступал актер античного театра, а позднее стало обозначать самого актера.

Со временем значение слова существенно изменилось: сегодня оно характеризует человека в обществе с развитыми социальными связями и сформировавшимися ролями.

У этого сложного понятия есть множество схожих определений, одно из которых звучит так:

Из словаря

Личность — это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупность социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Ключевыми словами в этом определении являются «сознательная деятельность» и «общественная жизнь»: чтобы быть личностью, человек должен действовать по своей воле, осознавать свои поступки, а не руководствоваться голыми инстинктами, как животное. Кроме того, эта деятельность должна происходить в обществе, то есть среди таких же сознательно действующих людей. Именно во взаимодействии с другими личностями человек проявляет свою собственную.

Вот как характеризует понятие «личность» ученый-социолог В.Слободчиков: «Личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Личность — это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории».

Именно в обществе, под влиянием конкретной культуры, в процессе воспитания и обучения формируется человеческая личность. Поэтому не всякий человек является личностью.

Человек — это лишь биологическое определение, которое характеризует нас в качестве особи конкретного биологического вида.

Личностью в полном смысле этого слова мы становимся только в обществе, когда приобретаем социально значимые качества.

Но у слова «личность» есть и более узкое значение, которым мы чаще всего пользуемся в повседневной жизни, характеризуя личность как сильную или слабую, яркую, открытую и т.д.

В данном случае под личностью мы подразумеваем характер — индивидуальное сочетание качеств человека, проявляющееся в типичных способах поведения.

Как уже говорилось, общественное значение, социальную роль личность имеет только в обществе, поэтому она всегда представляет определенную историческую эпоху и, как следствие, несет в себе набор общих для данной эпохи, для конкретного человеческого общества качеств — типических черт. Но даже типические черты каждая личность всегда реализует по-своему, индивидуально, потому что каждая человеческая личность неповторима.

Из словаря

Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Каждый человек может стать индивидуальностью и полноценно, в меру отпущенных ему возможностей, прожить свою жизнь, найти способ совершенного существования в этом несовершенном мире, если:

полюбит себя, осознает свою уникальность, обратится к своему внутреннему миру, научится ценить себя, самосовершенствоваться, поверит в свои силы, воспитает волю и характер;

найдет «свою» профессиональную деятельность, сумеет сделать ее творчеством и из ремесленника станет мастером, знатоком тонкостей своего дела;

найдет свое место среди людей и свою миссию в обществе;

откроет себе миры других людей через искусство общения и общение с искусством.

Понятие личности очень многогранно и включает в себя такие значения, как упомянутый уже характер, темперамент, способности, ценности, установки, ориентиры, навыки и многое другое. Способности и характер — это то, что прежде всего приходит на ум, когда надо дать кому-то оценку, охарактеризовать в качестве личности.

Характер занимает центральное место в структуре личности, так как он определяет индивидуальность и своеобразие человека, он формируется раньше всего и сохраняется всю жизнь, изменяясь постепенно. Характер формируется под влиянием трех условий: наследственности, воздействия других людей (общественной среды, окружения) и самовоспитания.

Самовоспитание, то есть работа над собой, является очень важным фактором в процессе формирования личности.

Способности и талант

Из словаря

Способности — это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

Кто-то быстрее всех решает задачки по математике, кому-то удается надолго задерживать дыхание и плавать под водой, кто-то рисует красивые картины, пишет трогательные стихи или хорошо поет. Способностей существует великое множество, их можно по-разному классифицировать.

Например, на общие (от них зависит успех в разных видах деятельности) и специальные, определяющие успехи в специфических видах деятельности: математику не нужен музыкальный слух, как художнику — способность далеко бегать, но всем пригодится развитая память или способность быстро соображать.

Все мы знаем, что способности можно развивать, «выращивать» — совсем как растения. Но если к яблоне попытаться привить, к примеру, росток кактуса, то усилия будут потрачены впустую. Ученые-ботаники, возможно, с этим не согласятся: мол, современная наука творит почти что чудеса.

К сожалению, не все, кто берется за воспитание детей, понимают, что нельзя развить в подопечном сразу все способности: на это попросту не хватит времени.

Есть и другая причина, по которой разные способности у разных людей развиваются по-разному: каждый хоть раз говорил «мне это не дано» или «ему это дано от природы». Эта степень изначальной, врожденной «данности» той или иной способности называется задатком.

Если у человека с рождения есть склонность к рисованию, то он с большей вероятностью станет знаменитым художником, чем тот человек, у которого нужного задатка нет.

Как к яблоньке трудно привить кактус или собрать с нее урожай помидоров, так и человеку сложно развить в себе способность без какой-либо основы для нее.

Но как яблоня без должного ухода не будет давать не то что помидоры, даже яблоки (хотя могла бы), так и способность без должной заботы о ней может не дать о себе знать до конца жизни. Нередко случается, что человек только в глубокой старости обнаруживает в себе поэта или архитектора, начинает творить… А способности были в нем всегда, просто «дремали»: не было времени на то, чтобы углядеть внутри себя самого скрытый росток, вынуть его на свет, укрепить, обработать.

У вас тоже есть свои способности, возможно, их еще только предстоит найти.

Бесталанных людей не бывает! Если у вас не получается что-то одно, обязательно получится другое — дефицит одной способности восполняется за счет других: не музыка, так спорт, не спорт, так поэзия, танцы или наука.

Нужно суметь найти свой собственный росток и превратить его в большое и крепкое дерево. А свои собственные усилия и методика обучения ваших преподавателей — это специальные инструменты, которые помогают дереву быстрее вырасти и окрепнуть.

Да, бесталанных людей нет. Но зато есть те, кому сравнительно проще дается развитие собственных способностей, у них от природы больше задатков — таких людей называют одаренными. Характеристика «одаренность» относится к человеку, способному ко многим видам деятельности. Уровень и степень одаренности характеризуют понятиями «талант» и «гений».

Талант — это выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, а гениальность — это высший уровень развития способностей и талантов.

Гении всегда творят нечто абсолютно новое, делают невероятные открытия, находят ранее не изведанные пути творчества. Но, к сожалению, гении часто остаются непризнанными при жизни, так как опережают свою историческую эпоху.

Талантливый и уж тем более гениальный человек с большей вероятностью найдет в себе скрытые способности, но их также надо развивать.

Кто знает, скольких гениев лишился мир лишь потому, что они в силу разных причин не смогли заниматься любимым делом. Например, отец великого композитора, основоположника русской классической музыки М.

Глинки был против увлечений сына: тот хотел всецело посвятить себя музыке, но профессия музыканта в начале ХIХ века считалась немыслимой в дворянском кругу, и, уступая желанию отца, Глинка был определен помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения.

К счастью, такая работа не помешала ему осуществить свою мечту и раскрыть талант.

А ведь нередко случается, что под воздействием внешней среды — не только родителей, но и друзей, окружения — приходится переступать через себя, делать что-то, что вам делать совсем не хотелось бы.

Речь идет не об общепринятых запретах или предписаниях: даже если не хочется, нужно ходить в школу и делать уроки, а грубить или драться недопустимо (конечно, если вы хотите, чтобы вас считали воспитанным человеком).

Просто если вам что-то запрещают или, наоборот, заставляют чем-то заниматься, отнюдь не значит, что это угрожает вашей личности. Напротив, социальные нормы защищают вашу личность и личности других людей.

Но бывают совсем иные ситуации. Мы имеем в виду случаи, когда в своем окружении человек становится белой вороной.

Кто такие белые вороны?

Всем известно словосочетание «белая ворона», но как много значений оно в себе несет! Практически в каждом классе найдется хотя бы один такой человек — существо, отличное от всех остальных. И отличаться оно может в любую сторону: быть ярким лидером, неким романтическим идеалом или же, наоборот, «затюканным», гонимым и несчастным.

В любом случае белая ворона выделяется из общей стаи.

Причиной тому может быть множество вещей: особенности воспитания, вследствие которых ребенок не хочет или не умеет общаться с посторонними людьми, психическая или физическая ущербность, сознательное желание противопоставить себя окружению, национальные или конфессиональные (религиозные) различия. Как результат — белая ворона держится особняком, окружающие относятся к ней по-разному, но главное — считают «другой», «не такой, как мы», и не принимают в общество «нормальных людей».

В течение жизни каждый из нас может неожиданно для себя стать белой вороной. Для этого совсем необязательно иметь проблемы с психикой, революционные взгляды на мир и так далее.

Человеку достаточно прийти в новый коллектив, где его никто не знает и он никого не знает, например, перейти в новую школу или на занятия в спортивную секцию, где раньше никогда не был.

Некоторое время он точно будет белой вороной. А дальше возможны варианты.

Либо человек адаптируется, подстроится под новое окружение, либо уйдет из коллектива, который его не смог принять, либо так и останется в качестве белой вороны.

Можно выделить два подвида белой вороны:

1. Человек, оказавшийся в незнакомой ситуации, где приняты правила поведения, отличные от тех, к которым он привык. Таким может оказаться каждый из нас.

2. Человек, выбивающийся из правил поведения того сообщества, к которому он формально принадлежит, и не приемлющий эти правила как противоречащие его убеждениям. Это истинная белая ворона, именно у таких людей и возникают серьезные проблемы в общении.

Мы уже говорили о безликости толпы. К сожалению, часто в детских коллективах наблюдается тенденция к обезличиванию.

Быть «как все» ведь куда безопаснее! Когда ты ничем не отличаешься от других, ничем не выделяешься, ты — лишь маленькая частичка человеческого стада, в котором все мыслят одинаково, любят и ненавидят одно и то же, одинаково оценивают происходящее вокруг. И стадо коллективно презирает тех, кто в него почему-то не вошел.

Но кто ты? Самостоятельная личность, индивидуальность, живущая в человеческом обществе, или просто член серого стада? Конечно, никто не захочет признать себя частью толпы, но, с другой стороны, каждый ли наберется смелости стать белой вороной, выделиться из общей массы? Ведь это может повлечь за собой неприятные последствия: зависть, насмешки, непонимание, презрение, даже ненависть окружающих. Как ты поступишь, если появится что-то, что нравится тебе, но не нравится твоим друзьям? Этим может стать что угодно — убеждения, интересы, музыка, стиль одежды, вид спорта. Откажешься ли ты от своих увлечений, узнав, что это «не круто», не модно, что это «для психов» или «для неудачников»? Перестанешь ли общаться с интересным и близким тебе человеком лишь потому, что в классе его считают странным или придурковатым и это общение рискует повредить твоей репутации? Найдешь ли в себе силы высказать свое мнение, если оно противоречит взглядам большинства одноклассников, не боясь быть осмеянным или осужденным?

Нередко белыми воронами становятся самые умные и одаренные ребята: те, кто отличается от остальных способностями или просто хорошо учится. Таким завидуют, называют «ботаниками», дразнят…

Некоторые не выдерживают такого отношения к себе и сознательно начинают хуже учиться, прогуливать занятия, материться, грубить учителям, курить, употреблять алкоголь, а иногда и принимать наркотики — в зависимости от принятых стандартов поведения той компании, в которую белая ворона хочет влиться.

Обращаемся к каждому из вас.

Если вам не нравятся убеждения, принятые в вашем коллективе, вам они кажутся неправильными, несправедливыми или попросту глупыми, зачем подстраиваться под них? Каждый человек — это индивидуальность! И лишая себя своей неординарности, вы только делаете хуже себе.

Нельзя стать счастливым, ломая себя в угоду толпе; если без этого невозможно общение с друзьями, подумайте, а действительно ли они друзья вам, раз не хотят принимать таким, какой вы есть — во всей полноте вашей уникальности? Может быть, это просто «не те» люди, «не ваша стая» и нужно не стараться «не высовываться», а оглядеться вокруг? И на самом деле вы не просто белая ворона, а «гадкий утенок», который живет среди уток, потому что не знает о том, что он лебедь и просто не нашел еще свою стаю?

Сказочного гадкого утенка ведь тоже дразнили, шпыняли, прогоняли, и вы помните, чем это кончилось. Почему остальные птицы его клевали? Из подсознательного страха, что он может как-то изменить комфортный для них мирок птичника, начинающийся и заканчивающийся у кормушки. Лебедю тесно на загаженном птичьем дворе, и однажды он должен вырваться за его пределы.

Не надо бояться своей неординарности, непохожести на других, пусть лучше боятся те, кто не привык к чему-то яркому и нестандартному. Будьте собой! Это значит — не будьте кем-то другим, не будьте «как все». Каждый человек неповторим, и нужно гордиться своей уникальностью. Не дайте сделать из прекрасного лебедя серую утку, не дайте себя заклевать.

Но помните, что вы живете в обществе — не в стаде, а именно в обществе, где каждый человек — свободная личность, со своими убеждениями, ценностями, симпатиями, со своей жизненной позицией. И чужая индивидуальность заслуживает ровно такого же уважения, как и ваша.

Если однажды все люди на Земле поймут, что «другой» не хуже только потому, что он иначе мыслит, одевается или верит в другого Бога, что каждый человек неповторим и уникален и нет, да и не может быть единого стандарта, станет возможным избавиться от множества проблем! Вздохнут свободно не только белые вороны — исчезнет большинство межличностных конфликтов, в том числе на почве религиозной, национальной и этнической розни.

Наталия ЭЛИАСБЕРГ, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург

Источник: http://www.ug.ru/archive/17412

От индивида к личности

Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?

В рассуждениях о человеке в философии часто употребляются понятия индивид, индивидуальность, личность, раскрывающие разные стороны природы человека.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) – это любой представитель человеческого рода. Когда говорят об индивиде, имеют в виду самые общие характеристики человека и отвлека­ются от его особенностей.

Таким обезличенным представителем массы человек может выступать, например, в масштабных со­циологических подсчетах, экономических теориях, рассуждени­ях о биологических особенностях человеческого организма и т.д.

Таким же образом любая самостоятельность подавляется при тоталитарных режимах, провозглашающих единые для всех правила, а также в массовом об­ществе, где идеология успеха и реклама формируют безличных производителей и потребителей: здесь способности и даже собственное имя легко заменяются «никами», пинкодами карт (или тюремными номерами — для наруша­ющих общие правила).

Для обозначения особых, неповторимых свойств человека используется понятие «индивидуальность». Индивидуальность —неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого. Индивидуальностью мы также можем назвать любого человека, выделяющегося из общей массы за счет каких-либо особых качеств.

Люди отличаются друг от друга уже на биологическом уров­не. Например, невозможно найти двух человек с одинаковыми отпечатками пальцев.

Каждый человек обладает особым соче­танием генов, обусловливающих определенные особенности его физического (например, телосложение) и даже психиче­ского склада.

Воспитание, жизненный опыт, специфика деятельности все это также налагает свой отпечаток на наследуемые особен­ности, формируя в итоге самобытную и неповторимую инди­видуальность каждого человека.

Личность — это индивид, рассматриваемый в аспекте его со­циальных качеств. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество».

Личность — социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе.

Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях.

В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют личность.

Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств, характеристик индивида. Ребенок рождается как индивид; личностью он становится в процессе социализации.

В детской игре он примеряет на себя различные социальные роли (члена семьи, представителя профессии). По­степенно он усваивает основные модели отношений в обществе.

В этом смысле личность есть «общество в миниатюре».

Однако ролевая трактовка личности не раскрывает глубин­ного, сущностного ее характера. В европейской философии (в отличие от восточной) понятие личности не сводится только к ее ролям, здесь также подчеркивается ее самобытная, само­стоятельная, целостная природа. Когда о человеке говорят «это — настоящая личность», имеют в виду внутреннее богат­ство его духовного мира.

К примеру, Фридрих Ницше считал, что путь к настоящему человеку — это путь философа, художника или святого. Философ созерцает окружающий мир и размышляет о его общих законах. Его цель — истина, а ору­дие — мудрость. В древние времена именно мудрость определя­ла пути развития человечества, а мудрецы почитались как по­сланцы богов.

Художник — человек эмоциональный, тонко чувствующий время и вечную ценность искусства. Гениальный художник может изменить общество и предвосхитить будущее. Святой — человек, посвятивший себя борьбе с несчастьем других.

Милосердие — основа его жизни, а ее смысл точно вы­ражен в словах известного врача Федора Петровича Гааза (1780-1853): «Торопитесь делать добро».

«Настоящие люди», по мнению Ницше, настолько же ото­шли от «обычного человека из серой массы», насколько сам че­ловек отошел от обезьяны. При всем этом ницшеанскую типо­логию личностей не следует рассматривать только в профессиональном смысле.

«Философ» — это не только Сократ или Кант, но и каждый самостоятельно мыслящий человек; «ху­дожник» — не только Леонардо да Винчи или Лев Толстой, но и любой виртуоз в своем деле; наконец, «святой» — не только Альберт Швейцер или мать Тереза, но и всякий, отка­завшийся от эгоизма ради любви к ближнему.

Каковы основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе?

· К самому себе. Человек един, но не однороден, не одномерен. Че­ловек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объеди­нено каждой конкретной личностью.

· К другим. Человеческий мозг с первых часов жизни формируется под влиянием человеческого окружения. Не общаясь с другими людьми, человеком стать нельзя.

· К обществу. Человек есть соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

· К культуре. Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

· К природе. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

Почему все люди разные? Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я»

Даже в одной семье дети вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях. Что делает всех людей разны­ми, неповторимыми и уникальными?

Первое: особенности психического склада — темперамент, ско­рость психических реакций, сообразительность — все это дается чело­веку по наследству.

Второе: у каждого свой опыт детства и свои воспоминания о детстве, каждому по-своему открывал­ся мир, каждый по-своему пережил свои детские страхи, неудачи или радости.

Третье: особенности индивидуальной биографии — каждый живет своей жизнью, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, со­вершенно не похоже на жизнь других людей.

Четвертое: противоречивость жизненных ролей. У каждого чело­века в жизни одновременно несколько ролей. Например, студент нашего колледжа, ко­гда он разговаривает с преподавателями, особенно с директором, — это один человек, внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием.

Но стоит ему выйти во двор, где его ждут друзья, он становится совершенно другим. Третьим человеком он становится, возвращаясь домой и разговаривая с родителями. Это не значит, что он каждый раз притворяется: у человека много ролей.

Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют единый уникальный комплекс личности..

Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым и уникальным. И эта уникальность выражается в по­нятии «Я».

«Я» у человека появляется с трех-четырех лет, когда он на­чинает понимать, что есть Я, а есть другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К десяти — двенадцати годам складывается образ «Я», т.е.

образ самого себя, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя.

Можно сказать, что у человека два «Я» — внешнее и внутреннее. Внешнее «Я» знакомится с людьми, учится в школе, набирается знаний, делает какие-то дела и совершает поступки. Внешнее «Я» — это совокуп­ность знаний, правил действия, поведения, приемов мышления.

Внутреннее «Я» — это интимное, скрытое ядро личности: все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви, все те наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то, о чем нельзя рас­сказать другому, передать в виде слов или знаков.

Рене Декарт говорил, что «тот, кто сможет все рассказать о себе, тот опишет всю Вселен­ную». Но попробуй, расскажи! Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония — это рассказ художника о себе.

Внутреннее «Я» и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

Источник: https://studopedia.su/14_171128_ot-individa-k-lichnosti.html

Scicenter1
Добавить комментарий