ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Статья Экологическое воспитание и обучение в начальных классах

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

МОУ «СОШ п.Белоглинный»

Чеботарева Лариса Николаевна

Экологическое образование и воспитание в начальной школе

Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас без преувеличения можно сказать, что большинство людей на планете лишены всяких экологических знаний и навыков.

Уничтожение среды обитания зашло столь далеко и так хорошо заметно для обывателя, что беспокойство и даже страх делают его более восприимчивым к экологической информации и к природоохранным вопросам в особенности.

Важнейшей задачей современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитания у школьников экологической культуры.

Начальная школа играет важную роль в системе экологического образования и воспитания. Именно здесь дети впервые попадают в научный мир знаний о природе.

Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желания трудиться на пользу природы.

Именно мы учителя с первых дней в школе должны закладывать основы экологической культуры. Работаю по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Натальи Федоровны Виноградовой.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

   Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности в исследовательской работе – это один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, были определены цели и задачи.

Цель: развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения;

стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника.

Задачи:

— обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;- развитие творческой исследовательской активности детей;

— стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

— ознакомление с научной, художественной картиной мира;
— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности: 

 • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); 

• компетентность в социально-производственной сфере (приобретение навыков общения и организации труда);

 • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.); 

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях).

  Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п. Идет подготовительная работа к созданию экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. 

Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:

 — предметная – на уроках окружающего мира;

 — межпредметная — экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках математики, литературного чтения и др.;

 — внеурочная — различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

— классные и библиотечные часы;

— исследовательская работа (проектная деятельность)

– научные исследования школьников под руководством учителей;

— экологические праздники и мероприятия;

— участие в экологических конкурсах, конференциях;

— практическая помощь природе — кормушки, скворечники, субботники;

— походы и экскурсии.

 У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.

Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине, семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися — это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях. 

Считаю целесообразным проводить следующие мероприятия по реализации программы: 

  1. Исследовательская деятельность учащихся. Участие в конкурсах и конференциях.

  2. Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий: 

«День птиц», конкурсные программы, викторины, проведение акций: «Приведем в порядок планету», «Красота своими руками», «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

3. Участие в экологических конкурсах, конференциях. 

4. Практическая реализация экологической работы: субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичья столовая»), походы и экскурсии. Практическая помощь окружающей природе.

 5. Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: школьная спартакиада «В здоровом теле…». Развитие у детей навыков здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела.  

 6. Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: по благоустройству пришкольной территории; озеленение школы и учебных кабинетов.

7. Проведение школьной экологической конференции.

8. Составление гербария «Растения поселка, парка», создание памяток по уходу за комнатными растениями.

Литература:

  1. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.- Москва: «ЦГЛ» 2003

  2. Грибов Н. Д. Как человек исследует, изучает, использует природу.- Волгоград: Учитель, 2004

  3. Агаларова П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников.// Начальная школа.- № 12.-2007

  4. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.// Начальная школа.- №10.-2000

Источник: https://multiurok.ru/files/stat-ia-ekologhichieskoie-vospitaniie-i-obuchieniie-v-nachal-nykh-klassakh.html

Экологическое воспитание в школе с учетом ФГОС

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Само понятие «экологическое воспитание» в образовании – достаточно ново. Еще в советское время к экологическим проблемам подходили с добрым оптимизмом и призывами заботиться о «Братьях наших меньших». Но так, чтобы в условиях ФГОС….

Да, природу любили, берегли, призывали к ее защите.

Педагоги средних школ уделяли внимание экологии, на уроках природоведения, во внеклассной деятельности, на классных часах, но до масштабов «SOS» и тревожных колоколов мы добрались только сейчас.

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось не только технологическим прогрессом, но и серьезным ухудшением состояния окружающей среды. У всего есть свои позитивные и негативные стороны – у технического прогресса негатив не просто неприятен, он губителен для человечества и для народа.

Экологический кризис готов достигнуть своего пика. Он будет достигнут, если мы все дружно не скажем  «стоп, экологию надо спасать» . И спасать ее придется нашему будущему поколению.

Тем, кто сегодня, с рюкзаком за спиной, идет в школу, чтобы научиться тому, как устроен этот мир, что мир от него ждет.

Роль школы в экологическом воспитании

Общество поставило перед собой задачу – воспитать поколение, которое понимает проблемы экологии, имеет достаточно знаний, а самое главное, ощущает свою ответственность перед окружающим миром, ощущает себя его частью.

Экологическое образование в школе приобрело высокую актуальность. Да, экология – не математика. Ее не учат в специально отведенные часы, не заучивают правила.

Но в процессе всего обучения, ученики встречают с эковоспитанием каждый день, на многих предметах, в учебной и во внеклассной деятельности школы.

Как осуществляется экологическое воспитание?

  1. В классе. Даже если в вашей программе нет предмета «экология», будьте уверены, что экологическое воспитание плотно и умело, интегрировано в базовые школьные предметы. В начальной школе мы встречаем его в природоведении, в литературе (много детских писателей уделяли этой проблеме весомую часть своего творчества), на уроках ОБЖ, а также, в какой-то доле на уроках ИЗО, музыки и физкультуры. В средних и старших классах экологические проблемы всплывают так же, на уроках, приобретая уже более реалистичные (а также менее оптимистичные) черты. Уроки химии, физики, географии, биологии, а также уроки литературы – они просто наполнены экологическим смыслом, в той или иной мере доступным для ребенка. Помимо стандартных уроков не забудем про классные часы. Работа по экологическому воспитанию в классе проводится в соответствии с планированием с учетом требований ФГОС.
  2. Внеурочная деятельность. Основной уклон педагоги делают на нее. В непринужденной внеклассной обстановке дети показывают себя более готовыми к восприятию, более открытыми для развития экологической культуры. Экскурсии, ролевые и дидактические игры, экологические акции, конкурсы и опыты в естественной и искусственной среде, а также выставки, смотры, собрания с родителями и совместные проекты детей и родителей – это и есть внеклассная деятельность.

  Дидактическая игра на тему экология в старших группах ДОУ

Экологическое образование в начальной школе

Дети приходят в школу совсем еще наивными и чистыми созданиями. Они гораздо более чувствительны ко всему, включая проблемы экологии.

Младшие школьники не имеют достаточного представления о том, какие поступки и поведение людей действуют на природу разрушающе, но минимальные понятия они уже усвоили в дошкольном учреждении.

 Дети очень тонко переживают беседы о том, как (к примеру) страдают детеныши зверей, у которых охотник убил маму, сопереживают рыбкам, которым трудно дышать в загрязненном водоеме.  Они еще добры, им не все равно. Поэтому так важно не упустить этот момент, чтобы дать взрослеющим малышам верные понятия и ориентиры.

Экологическое воспитание в начальных классах имеет свою особенность – процесс воспитания должен стать более комплексным.

У детей меняется ведущий вид деятельности (с игровой на учебную), наглядно-образное мышление сменяется абстрактным, развивается потребность к труду в природе, но соответствующих знаний и умений им все еще не хватает.

Поэтому формы и методы воспитания все еще строятся на играх, экспериментах, наблюдениях, опытах в сопровождении бесед.

Курс «Человек и Мир»

Основная роль в эковоспитании младших школьников принадлежит курсу  «Мир и Человек» (рекомендовано ФГОС) . Основная функция курса – не дать ребенку готовые знания, а научить его добывать самостоятельно.

Те знания, которые нужны ему для нравственного ориентирования, для отношений с окружающей средой. Курс состоит из трех блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и здоровье».

Он призывает педагогов создать для учащихся необходимую образовательную среду.

(«Образовательная среда – естественное и искусственно созданное социокультурное окружение ученика, которое включает различные виды средств и содержания образования, способные обеспечить продуктивную деятельность ученика» (по А.В.Хуторскому).

Экологическое воспитание в средних и старших классах

Отношение старших школьников к природе имеет свои специфические особенности. Если младшим свойственно эмоциональное отношение, то отношение подростков становится более прагматичным.

Они начинают осознавать материальную ценность природных ресурсов. Это так же хорошо, как плохо. Учащиеся средних классов начинают воспринимать природу, как объект охраны. Начинают осознавать степень своей ответственности перед природой.

Дети 5-9 классов уже отлично осознают цель, мотивы охраны окружающей среды.

  Книга Николаевой С.Н. экологическое воспитание дошкольников — методика

Основные тенденции экологического воспитания в старших классах

  1. Акцент на формировании экологических представлений;
  2. Формирование бережного отношения к природе;
  3. Акцент на формировании стратегии и технологии взаимодействия людей и окружающего мира. Ориентация на экологические проблемы определенной местности.

Педагогическая работа с учащимися старших классах осуществляется также через проектную деятельность. В процессе такой работы, коллектив класса разбивается на малые группы, где каждый ее член зависит от других и учится работать в команде. Проекты бывают разными, порой охватывающие большое количество групп в нескольких классах одновременно.

Чтобы экологическое воспитание школьников стало полным, в работу включаются кружки, факультативы, тематические клубы в учебных, а также во внешкольных заведениях. Чтобы выработать у подрастающих граждан свой экологический стиль мышления, экологическую культуру педагогическая работа должна проводиться планомерно и комплексно.

Экологическое воспитание молодежи (10-11 класс)

Экологическое воспитание молодежи в школе носит скорее научный, свободный характер, нежели дидактико-педагогический. Уже тот факт, что 10-11 классы в нашей школе не являются обязательными, говорит о том, что молодые люди имеют уже свободу выбора, суждений и ориентиров.

Для молодых людей 16-17 лет характерна учебно-профессиональная деятельность. Ко всему, что изучают, они подходят с уже сформированными профессиональными ориентирами. Поэтому для формирования у них ответственного отношения к природе необходимо:

  1. Развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
  2. Формировать социально ценные мотивы отношения личности к природе;
  3. Раскрывать универсальную ценность природы;
  4. Привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного края;
  5. Формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения;
  6. Побуждать учащихся к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой;
  7. Привлекать учащихся к контролю и оценке социальных результатов природоохранной деятельности.

Формы экологической работы соответствуют возрасту и знаниям ребят. Это, обычно, организация и координация проведения мероприятий, праздников, акций. Если мы говорим об исследовательской работе, то она имеет более анализирующий характер и практическую направленность.

Источник: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/eco-shkolnikov

Сообщение на тему: «Экологическое образование и воспитание в начальной школе»

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Экологическое образование и воспитание в начальной школе

Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас без преувеличения можно сказать, что большинство людей на планете лишены всяких экологических знаний и навыков.

Уничтожение среды обитания зашло столь далеко и так хорошо заметно для обывателя, что беспокойство и даже страх делают его более восприимчивым к экологической информации и к природоохранным вопросам в особенности.

Важнейшей задачей современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитания у школьников экологической культуры.

Начальная школа играет важную роль в системе экологического образования и воспитания. Именно здесь дети впервые попадают в научный мир знаний о природе.

Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желания трудиться на пользу природы.

Именно мы учителя с первых дней в школе должны закладывать основы экологической культуры. Работаю по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Натальи Федоровны Виноградовой.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся. Они успешно применяют приёмы анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности в исследовательской работе – это один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, были определены цели и задачи.

Цель: развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения;

стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника.

Задачи:

— обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;

— развитие творческой исследовательской активности детей;

— стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

— ознакомление с научной, художественной картиной мира;

— вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:

• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);

• компетентность в социально-производственной сфере (приобретение навыков общения и организации труда);

• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);

• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях).

Особое значение приобретает экологическое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в природоохранных акциях, моделирование экологических ситуаций, развитие прикладных экологических навыков, эмоционально-эстетического восприятия природы. Предпочтение отдается активным формам деятельности: походы, экскурсии, исследовательские работы и т.п. Идет подготовительная работа к созданию экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Все это позволяет реализовывать экологическое образование и воспитание учащихся в следующих формах:

— предметная – на уроках окружающего мира;

— межпредметная — экологическое содержание уроков – практическая реализация принципа интеграции – внедрение экологического образования и воспитания на уроках математики, литературного чтения и др.;

— внеурочная — различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:

— классные и библиотечные часы;

— исследовательская работа (проектная деятельность)

– научные исследования школьников под руководством учителей;

— экологические праздники и мероприятия;

— участие в экологических конкурсах, конференциях;

— практическая помощь природе — кормушки, скворечники, субботники;

— походы и экскурсии.

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты.

Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине, семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися — это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Считаю целесообразным проводить следующие мероприятия по реализации программы:

Исследовательская деятельность учащихся. Участие в конкурсах и конференциях.

Организация и проведение разнообразных экологических праздников и мероприятий:

«День птиц», конкурсные программы, викторины, проведение акций: «Приведем в порядок планету», «Красота своими руками», «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

3. Участие в экологических конкурсах, конференциях.

4. Практическая реализация экологической работы: субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичья столовая»), походы и экскурсии. Практическая помощь окружающей природе.

5. Здоровьесберегающая составляющая экологического воспитания: школьная спартакиада «В здоровом теле…». Развитие у детей навыков здоровьесбережения, правильного отношения к экологии собственного тела.

6. Комплекс мероприятий «Экология вокруг нас»: по благоустройству пришкольной территории; озеленение школы и учебных кабинетов.

7. Проведение школьной экологической конференции.

8. Составление гербария «Растения поселка, парка», создание памяток по уходу за комнатными растениями.

Источник: https://infourok.ru/user/2016291/blog/soobschenie-na-temu-ekologicheskoe-obrazovanie-i-vospitanie-v-nachalnoy-shkole-43547.html

Экологическое образование в начальной школе

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Мария Сергеева
Экологическое образование в начальной школе

а) организация природоохранной работы по экологическому воспитанию детей.

Экологическое воспитание является важным и необходимым элементом в формировании отношения человека к окружающей природе, миру, к человеку и обществу в целом. Оно должно решать проблемы нравственности, этики и эстетики, обращаясь к рассудку, чувствам и впечатлениям человека.

Нельзя воспитать доброе и бережное отношение детей к материальным и духовным памятникам народа без воспитания бережного отношения к природе, так как культура народа всегда неразрывно связана с природой родного края.

Школа играет важную роль в экологическом воспитании, особенно если оно осуществляется вместе с родителями.

Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов XX столетия, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «Природоведение».

Прежде оно входило составной частью в курс родного языка. Теперь это самостоятельный предмет. Он изучается на протяжении четырёх лет. Для обучения природоведению разработаны такие программы: 1 – 2 классы – а) Бибик Н., Коваль Н. «Я и Украина. Окружающий мир. 1-2классы», б) Ильченко В., Гуз К. «Я и Украина», в) Арцишевский Р.

и др. «Я и Украина»; 3 – 4 классы – а) Байбара Т. «Я и Украина. Природоведение», в) Бибик Н. «Гражданское образование», в) «Я і довкілля», в) Арцишевский Р. “Я и Украина”. На основе этих программ разработаны такие учебники: в первом классе по учебнику «Окошечко», авторы Бибик Н., Коваль Н.

, предмет «Я и Украина», один час в неделю; во втором классе – учебник «Я и Украина», авторы – Бибик, Коваль, предмет – «Я и Украина», один час в неделю; в третьем и четвёртом классах – учебник «Я и Украина», авторы Бибик, Коваль, два часа в неделю – предметы «Природоведение» и «Гражданская оборона».

Основная цель курса – дать детям первые сведения о предметах и явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, о том, как зависит от природы труд людей и как он сам влияет на неё; воспитать любовь к родной природе, стремление беречь её, умножать её богатства. В начальной школе закладывается по сути фундамент экологического мировоззрения, без которого сейчас невозможно представить себе подлинно образованного и культурного современного человека.

Важно, что, изучая курс природоведения, дети начинают использовать методы, свойственные любой естественной науке: они наблюдают, ставят опыты, проводят практические работы. Так что этот курс имеет широкое значение и как первый подход к естественнонаучному знанию и его методам.

Экологическое образование в школьных учреждениях может проводиться как в комнатной обстановке, так и на природе: в сквере, в саду, в лесу, на водоёме и т. д.

Наблюдения над жизнью природы под руководством учителя дают очень много для развития ребёнка. Сказки, рассказы, яркие красочные герои не могут заменить наблюдений природных явлений, изменяющихся по временам года.

Такие наблюдения дают детям нужные им навыки, знания и определяют бережное отношение к природе.

Как же организовать природоохранную работу по экологическому воспитанию детей?

Прежде всего необходимо, чтобы воспитатели были достаточно компетентны в области педагогики и психологии, владели краеведческим материалом, знали особенности местной природы, причём не столько названия цветочных растений, кустарников, деревьев, насекомых, птиц, зверей, сколько специфику и образ жизни, поведение и значение для человека.

Занятия в помещении, в школьных условиях могут быть самыми разнообразными. Это и чтение рассказов о растениях, жизни птиц и зверей, экологические сказки, беседы о природе родного края; рисование детьми любимых животных и растений и т. д. ; наблюдения за растениями и животными под руководством учителя.

Эффективна такая форма работы, как знакомство детей с экологическими сказками, так как наиболее полно можно использовать средства эмоционального воздействия на психику ребёнка, прививая любовь к природе и бережное отношение к ней.

Детям нравится содержание экологических сказок, потому что растения и животные разговаривают, совершают хорошие и плохие поступки, вызывающие у детей сочувствие, радость, нежность или гнев, досаду недовольство.

Экологические сказки учат детей не быть равнодушными, побуждают к размышлению, развивают положительные эмоции, воспитывают бережное отношение к природе, формируют правильное поведение в парке, сквере, в лесу и т. д.

Большое значение имеют прогулки с учителем по аллеям, паркам, в лесу, на побережье водоёмов.

б) перспективы развития.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности, понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст.

Начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов XX столетия, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «Природоведение».

Современные тенденции развития экологического образования в отечественной и зарубежной практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, координирующую роль возьмёт на себя один из альтернативных интегрированных современных курсов экологической направленности, в содержании которых в ограниченной связи представлены естественнонаучные и социальные компоненты содержания. Типология моделей в русле экологизации прошла определённый путь становления: от однопредметной – к многопредметной и комбинированной, смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.

Тенденции развития содержания экологического образования: максимальный учёт возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опора на идеи комплексной экологии – биологической, глобальной, социальной и экологии человека. Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования.

Пересмотр и обновление содержания образования в начальной школе не могли не затронуть педагогических технологий экологического образования, отвечающих на вопросы: как учить? как воспитывать нравственные эстетические отношения к окружающей деятельности? Как формировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Однако поиски современных технологий образования в области окружающей среды позволяют назвать несколько наиболее эффективных форм и методов организации этого процесса.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskoe-obrazovanie-v-nachalnoi-shkole.html

Экологическое воспитание в начальной школе

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Люди-человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.

(Н. Заболоцкий)

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н.Н. Моисеев)

Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития че-ловека на протяжении всей его жизни.

Особую роль в этом процессе занимают детские годы – дошкольный и в особенности младший школьный возраст. В наши дни под влиянием новейших психолого-педагогических исследований и передовой педагогической практики идёт переосмысление роли и значимости этого возрастного этапа в системе общешкольного образования.

Детство — это период бурного развития ребёнка, ин-тенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём; формирование многогранных отношений к природе и людям.

Отсюда — непременный спутник детской любозна-тельности — вопрос “Почему” и общепринятое утверждение о том, что этот возраст — возраст “Почемучек”.

Исследования психологов В.В. Давыдова, Л.Н. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной, С.Д. Дерябо и других доказали возможность формирования у младших школьников значительно более высокого уровня психологического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном отношении.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосыл-ки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образова-ния на этом возрастном этапе.

Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и со-циального окружения человека. Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.

Это сложное комплексное образование и в связи с этим один учебный предмет,формирующий в основном естественно-научные знания, в том числе и знания побиологической экологии (естествознание), справится с формированием многогранных отношений младших школьников к природной и социальной среде не может. Важная роль в экологическом образовании отводится межпредметным связям. Оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели, а координирующую роль возьмёт на себя предмет естественно-научного цикла. Особую роль играет введение в обучение элементов экологической направленности: (валеологии, ОБЖ).

Современная экология исследует экосистемную структуру природы Земли, природные законы, которые определяют условия жизни и существования человека и общества, социально-экологические и нравственные принципы природопользования. Поэтому содержательную сущность комплекс ой экологии составляют экосистемы разного уровня: организм — среда; природное сообщество — среда; человек — окружающая среда.

У младших школьников на этой основе может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным ценностям, в том числе к себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды. Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя, по образному выражению психологов, сплав знаний, чувств и действий, поэтому оно должно включать в себя, кроме научно-познавательного компонента, целостные, нормативные и практически-деятельностные компонеты.

Нормативный аспект содержания — это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природе социуме.

Серьёзный резерв развития экологического образования представляет региональный компонент, который я постоянно использую в работе над экологическим воспитанием учащихся.

Бок о бок с усилением регионального компонента экосодержания важную роль играет использование элементов народной культуры — этно-педагогики, приобщающих детей к традициям бережного, благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью древних жителей нашей Родины, грамотному и разумному природопользованию. Народная педагогика как одна из важнейших составляющих народной традиционной культуры изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, нравственность и уважение к человеку как носителю народной мудрости, заботе о его здоровье — главнейшей проблеме современности.

Эпиграфом к описанию процесса обучения экологии могут быть слова В.А. Сухомлинского, с большой чуткостью относящегося к специфике детского познания и воспитания: “Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках”.

Работая над экологическим воспитанием детей, применяю современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников.

Проблема экологического воспитания, над которой я работаю несколько лет, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках естествознания стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.

Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе. “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды.

А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река — для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы — чтобы приносить побольше мёда”.

Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу.

У младших школьников отношение к природе в первую очередь проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников I да и II классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённую стратегию поведения — им интересно узнать вообще что-то новое.

Во-вторых, приобретённое умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои “почему”.

А.П. Пахомов (кандидат психологических наук, доцент МГЛУ) считает, что есть несколько путей к формированию мотивации к овладению экологическими знаниями.

Во-первых, значительно “эгоистическое мотивирование”. Хорошо известно, что в нашей стране регионов с благоприятной экологической обстановкой мало.

Это в первую очередь отражается на здоровье ребёнка (аллергические заболевания). Запрет на потребление некоторых самых любимых продуктов (цитрусовых, сладостей) вызывает дискомфорт у детей.

Все эти факты дают возможность на примерах убедить детей в необходимости их причастности к решению экологических проблем.

Во-вторых, это путь создания мотивации у младших школьников к овладению экологических знаний — это обращение к их естественному желанию завоевать авторитет взрослых. Например, умение объяснять взрослым хорошо усвоенную детьми связь между плохо закрывающимся краном на кухне и пересыханием водоёмов, загрязнение воздуха и т.д.

В-третьих, использование игровых методов обучения. Такой подход является естественным для данного возраста.

И я, как преподаватель, опираюсь на возможности, определяемые важным видом деятельности, характерным для данного возраста.

Ведь младший школьный возраст специфичен тем, что его можно рассматривать как переходный период, когда ведущей деятельностью является игровая деятельность, к периоду, когда ведущей деятельностью является учебная.

Уже в первые минуты знакомства со своими учениками я стараюсь вовлечь их в удивительный мир природы. Создаю соответствующую для этого атмосферу классной комнаты. На стенах и подставках — комнатные растения; помещены они в аккуратные горшочки. Аквариум — удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений.

На стенах — нарисованные акварельными краска-ми картинки — козлик среди пёстрого луга, лягушата на кувшинках на пруду — работа мамы одной ученицы. Классный уголок ”Радуга”. В шкафах аккуратно расставлены альбомы, оформленные с помощью родителей класса: “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень”; гербарии лекарственных растений, луговых трав, плодовых деревьев.

Всё это — на основе местного материала (региональный компонент).

Дети в первые же дни знакомятся с правилами обращения с комнатными растениями, рыбками.

Важным аспектом экологического воспитания я вижу в просвещении родителей моих учеников.

Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: значение для развития, роста и умственных способностей ребёнка полезной пищи, физических упражнений, закалки; умение вести себя в природе, бережно к ней относится. Провожу родительские собрания на различные экологические темы (Приложение № 1).

Игра как форма воспитания выполняет функции нравственного и экологического просвещения; развивает физические данные, прививает чувство взаимовыручки, силу воли; развивает полезные качества. В игре дети учатся применять имеющиеся у них навыки. Всё это вместе взятое оказывает существенное положительное влияние на здоровье детей.

Систематически провожу с детьми уроки здоровья. Особое внимание уделяю соблюдению детьми режима дня в различное время года. Стараюсь на практических примерах убедить детей осознано следить за своим здоровьем.

В этом существенную помощь оказывают уроки естествознания. Разработан целый цикл уроков, связанных со здоровьем детей, а также большое внимание уделяется экологии, гигиене, валеологии.

Перед детьми ставится конкретный вопрос: “Что ты должен делать для того, чтобы быть здоровым? Чего ты не должен делать, чтобы быть здоровым?”.

Если во главу угла поставлены интересы детей, их физическое и нравственное здоровье, то решаются многие, казалось бы неразрешимые проблемы. Дети постепенно понимают значимость своего здоровья. Уясняем, что “Чистота — залог здоровья”.

В классе 4 отряда: “Экологи”, “Санитары”, “Юные инспектора порядка”, “Помощники учителя”. Работа каждого отряда направлена на соблюдение санитарно-гигиенических норм, на сохранение здоровья друг друга.

В течение недели каждый отряд выполняет свою работу: экологи следят за чистотой и поливом комнатных расте-ний; ухаживают за рыбками. Помощники учителя содержат в порядке классную доску и следят за чистотой и порядком на партах.

Санитары не стесняются сделать строгое замечание тем, кто забыл обрезать ногти, причесаться, подстричься, тем, кто неряшливо выглядит. Инспектора порядка на-поминают своим товарищам, что громко кричать и бегать по классу нельзя.

Таким образом, дети сами стараются обеспечить в классе спокойный психологический климат, следят за здоровьем своим и другого. В конце недели делятся своими впечатлениями о прошедшей неделе, делают выводы, ведут откровенный разговор о том, как нужно вести себя в коллективе, в классе, чтобы не пострадало своё здоровье и здоровье товарища.

Интересно проходят в классе внеклассные мероприятия, направленные на экологию здоровья. Например, “Игра — путешествие в город чистоты и порядка” (материал С.И. Якименко “Красота — сестра добра”). В результате, дети делают вывод, что “грязнулями становятся ленивые люди”.

“Мальчик этот был упрямым, Маму слушать не хотел. Неумытым по утрам был,

И, конечно, заболел”.

“Грязь и неряшливость в одежде — это пренебрежение к своему здоровью”. “Нечистоплотность — это неуважение к окружающим и, в первую очередь, к себе.”

Большую роль в заботе о здоровье и жизни школьников играют уроки ОБЖ. Я использую учебник А.А. Усачёва и А.Н. Березина. Материал учебника дан в интересной форме, направлен на осозна-ние детьми необходимости относиться бережно к своему здоровью и своей жизни.

По мнению гигиенистов, на 40 % здоровье, особенно детей, зависит от питания, от того, что употребляет человек в пищу, и как он это делает. Поэтому я знакомлю детей, а также их родителей с правилами питания (валеологией).

  1. Распущенность по отношению к еде, проявляющаяся в переедании и последующем ожирении, в последствии приводит к различным болезням.
  2. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний.

Целью моих бесед стало также следующее:

  • Ознакомление школьников и их родителей с элементарными требованиями гигиены питания.
  • Знакомство со значением пищи для роста детей, их физического и умственного развития; с режимом питания школьников; со значением полезных продуктов; вред чрезмерного увлечения сладостями и хлебобулочными изделиями; польза тёплой и жидкой пищи; вред употребления еды всухомятку.
  • Знакомство с требованиями гигиены и правилами поведения за столом.

На практическом занятии на интегрированном уроке “Естествознание — трудовое обучение”, к которому дети подобрали и принесли из дома “полезную пищу”, был накрыт стол, продемонстрированы правила поведения за столом во время еды.

Во время прогулок, экскурсий слежу за правильным дыханием детей, закрытым ртом.

Стараюсь проводить уроки интересно, используя межпредметные связи; практические опыты, творческие работы детей, экологические экскурсии.

Например, изучая тему “Почва”, знакомлю учеников с определением этого понятия. Исследуем: функции почвы, снабжение растений питанием и водой. Без этого погибли бы растения, животные, человек (цепочка взаимосвязи). Состав почвы: песок, глина, гумус. Гумус — перегнившие рас тения и животные.

Опытным путём определяем, что в почве есть воздух и вода.

Таким образом, путём исследований и практических опытов дети первоначально знакомятся с почвой.

Следующий этап в системе уроков по данной теме – экскурсия на сельскохозяйственное поле. Во время экскурсии агроном объясняет детям, что для того, чтобы улучшить плодородный состав почвы, применяют различные операции: вспахивание, боронование, лущение, полив и снегозадержание, удобрение, севооборот, операции по защите и охране почвы.

В дальнейшем эта работа продолжается на уроках сельскохозяйственного труда, где дети сами обрабатывают почву, ухаживают за всходами.

При освоении любого вида работ по выращиванию растений ребёнок вначале осознаёт, что он должен делать и как — какими приёмами, с помощью каких приспособлений и инструментов. Причём так, чтобы не травмировать себя и своих товарищей.

Перед выполнением работы веду подготовительную разъяснительную работу, беседу, чтобы дети поняли, какое значение для существования растения имеет эта работа, почему её надо выполнять именно так, а не иначе.

Выполняем с детьми лексическое значение слова “Земля”.

Дети сравнивают значения слов: “почва” и “земля”, находят отличие. Изучая тему “Вода в при-роде”, также особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов. Разработала темы интегрированных уроков (Приложение № 2).

Изучая тему “Вода в природе”, также особое внимание уделяю экологическому воспитанию по сохранению чистоты наших водоёмов. Провожу интегрированные уроки (Приложение № 3).

В 1 классе ввожу игровые моменты, например, заочная экскурсия на речку.

Синеет речка перед нами, Летают чайки над волнами. А чтобы эти чайки Могли на воду сесть Должны очистить речку мы

От мусора, который в ней есть.

Дети удочкой “ловят” из “речки” предметы: банки, бумажки, стёкла и т.д. и объясняют, почему в реку нельзя бросать мусор.

Во 2 и 3 классах, работая по этой же теме, дети знакомятся с состоянием воды: твёрдое, газообразное; с круговоротом воды в природе; с методами очистки воды; с экологическими задачами по охране водоёмов от загрязнения их отходами от фабрик и заводов; говорим об экономном, бережном расходовании воды в хозяйстве. На уроках русского языка дети пишут сочинения: “Путешествие капельки”, “Снежинка на моей ладони”, “Волшебный хрусталик льда”.

Курс учебника “Живое слово” насыщен научно-позновательными рассказами экологического характера. С.А. Рубинштеин писал: “Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Понять — значит обрести знание, такое знание, которое обретает суть вещей, соединяет нечто ранее известное с ещё неизвестным, превращает ранее разрушенное в систему…”

Эта система ориентирована на применение знаний, необходима при работе с текстом экологического содержания. Здесь я применяю такие учебные действия, как подчёркивание, выписывание, заучивание отрывков о природе наизусть, трансформацию, эквивалентные замены.

При использовании данных выше учебных действий, понимание ребёнка постепенно поднимается с низкого уровня — обнаружения и вычисления смысловых единиц — к высокому — интерпретации общего смысла полученной информации. Такими текстами являются тексты о воде, воздухе, почве, растениях, животных.

Например, урок по теме: Г. Скребицкий “Лебеди” (Приложение № 4).

Дети сочиняют свои рассказы, небольшие стихотворения, сказки на тему “Природа”.

детских сочинений о природе говорит о растущем уровне развития ребёнка, ново-го понимания, осознания им окружающего мира в соединении с его внутренним миром. Составила темы сочинений, связанных с экологическим воспитанием (Приложение № 5).

Наша школа находится в селе, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Осенью мы ходим на экскурсию в парк, который находится в 5 мин. ходьбы от школы.

Наблюдаем за осенними изменениями в природе, играем в познавательные игры: “Найди дерево по его приметам”. Например: “У этого дерева белый ствол с чёрными отметинами, листья с мелкими зубчиками; осенью желтеют, семена — серёжки”. Конечно, это берёза. Читаем стихотворение.

“Берёза, моя, берёзонька, берёза моя белая, берёза кудрявая. Стоишь, ты, берёзонька посередь долинушки…”

Во время экскурсии собираем осенние листья. На уроках технологии выполняем работу из осенних листьев: “Осенний ковёр”, “На поляне”, “Бабочки” и другие.

Весной выходим за околицу села, это тоже недалеко от школы. Находим первые весенние цветы — подснежники. А вот и муравей греет спинку на солнышке и первый жучок ползёт по листочку. Пусть себе ползут, у них свои заботы.

На школьном дворе есть уголок, где появилась полянка ромашки. Я объясняю детям, какое лечебное свойство имеет ромашка, как её правильно собирать и сушить.

Но самая интересная экскурсия — это, конечно же, на речку. Дети знают, что по территории нашего села протекают речки Егорлык и Ташла. На берегу реки Егорлык растёт ива. (В переводе с латинского “близко вода”).

Полюбовались течением реки, понаблюдали за суетливыми лягушками.

После каждой экскурсии обязательно задаю вопросы:

  • Что дало вам общение с природой?
  • Стал ли ты добрее, богаче душой?
  • Какую помощь вы, школьники, можете оказать природе?

На уроках математики использую задачи на экологическую тему (Приложение № 6). Некоторые из этих задач я составила сама, другие собрала из журнала “Начальная школа”, газеты “1 сентября”. Работа над такими заданиями не только вырабатывает математические способности, но и способствует экологическому образованию.

Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Системой работы с детьми стали традиционные праздники “Золотая осень. День осенних именин”, “Проводы зимы.

Зимние именины”, “Весна-красна”, “Встречаем лето”. Эти праздники мы проводим в классе каждый год. Но по мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения. Готовимся к празднику заранее.

Родители — самые активные участники в подготовке и проведении этих мероприятий.

Дети любят готовить различные конкурсы, соревнования. Одной из таких работ стала книжка-раскладушка по временам года. Дети оформили замечательные книжки, в которые поместили стихотворения, рассказы, рисунки, загадки и даже кроссворды (Приложение № 6).

С большим интересом ребята участвовали в создании фенологического календаря, подбирали пословицы о временах года, загадки, описание погоды, народные приметы.

Для полноценного экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью, внутреннему состоянию, т.е. совершенствование своего “я”. Понимание окружающей природы, мироощущение не может быть оторванным от самопознания ребёнка, которое является неотъемлемой частью сознания человека.

Полноценное самосознание и осознание окружающего мира не может быть полноценным, если человек неполноценен физически, т. е., если он испытывает болезнь или слабость. Для укрепления здоровья детей в своей практике я использую различные физические упражнения, а также упражнения на релаксацию.

Познавая себя, ребёнок осознаёт, понимает себя как уникальное творение природы. Познать себя ребёнок может, обратив свою психическую деятельность на самого себя.

Я учу своих воспитанников слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; осознавать себя как уникальное творение природы; осмысливать и оценивать свои поступки и поступки другого; понимать своё собственное эмоциональное состояние и настроение другого; уметь противостоять опасностям окружающей среды; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно.

Альберт Швейцер, эльзасский мыслитель, говорил, что “человек становится этичным только тогда, когда всякая жизнь для него священна, будь то жизнь растения, животного или жизнь другого человека”. Отсюда вытекает этическая система состояния из трёх уровней: уважение к человеку, уважение к жизни, уважение в Миру.

Для меня, школьного учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда.

Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за маленькую речку Ташлу, на берегах которой часто устраивают свалки мусора; за наш Безопасненский парк, половина которого сгорела от небрежно брошенной спички; за луга за селом, трава на которых выжигается просто так, ради игры. Дети должны сердцем почувствовать: не сохраним Природу — не будет Родины.

14.02.2006

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312830/

Экологическое воспитание младших школьников

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

Школа призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, умеющего жить в относительной гармонии. Даны темы экологического направления и распределены на курс начальной школы.

      МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»

«Экологическое воспитание младших школьников»

(формы и методы)

                                                               Выполнила:

                                                               учитель начальных классов 

                                                               Матвеева Е. М.

2017г.

  1. Проблемы современного экологического воспитания

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами  что съесть? чем обогреться? и как сохранить природу?

Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.

Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, 2017 год в России объявлен годом экологии.

Цель этого решения – привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны.          

      Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.

Экологическая грамотность сегодня необходима всем.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

 В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение.

Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

  Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е.

доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг.

Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Экологическое воспитание должно быть систематическим и  регулярным.

Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой,  районом.

На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.

Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях, вот например, на ваших экологических чтениях мы подготовили работу: «Будь природе другом! (правила поведения в лесу). 

  1. Формы и методы формирования экологического опыта

у младших школьников.

 Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.

  • Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования: а) традиционные;

    б) активные, инновационные.

  • межпредметная — экологическое содержание уроков –– внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
  • внеурочная — различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа — педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе — кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

“Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить во всяком  мероприятии.

Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.

Для себя я разработала темы экологического направления и распределила их на курс начальной школы.

1 класс

Изучаемый материал

1

Осенняя экскурсия  в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы

2

Природа в загадках. Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов

Праздничная программа “Золотая осень» Коллективная работа- панно “ Составление осеннего букета. ”

3

Сбор корма для птиц.

4

Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»

5

Изготовление кормушек для птиц.

6

Чтение книг о птицах.

7

Беседа «Братья наши меньшие – кошки и собаки».

8

Презентация «Мой любимый питомец»

9

Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов.

10

Зимняя экскурсия в лес. Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница – Зима…”

11

Беседа «Лес –наше богатство».Правила поведения в лесу.

12

Птицы нашего края. Презентация “Перелётные  птицы”

13

Презентация “Весна, весна на улице…” Конкурс рисунков .

14

Аппликация «Весенний цветок- подснежник”. Беседа о весенних цветах.

15

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

16

Беседа  «Какой бывает дождик»

17

Народные приметы

18

Беседа «Люблю берёзу русскую» Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)

19

Экологическая тропа « Я познаю свой край»

2 класс

Изучаемый материал

1

Правила поведения в природе

2

Осенняя экскурсия в природу

3

Беседа «Вода – это жизнь»

Презентация «Путешествие капельки»

4

Посадка деревьев и кустарников

5

Беседа «Путешествие плодов и семян»

6

Сбор плодов и семян для птиц

7

Изготовление кормушек для птиц

8

Чтение книг о природе

9

Зимняя экскурсия в лес

10

Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»

11

Праздник «Зимушка – зима»

12

Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала

13

Игры — загадки

14

Игры — соревнования

15

Викторина «Аптека под ногами»

16

Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)

17

Экскурсия «Первые приметы весны»

18

Комнатные растения в классе и дома

19

Работа на пришкольном участке.

20

Беседа «Нужен ли дождевой червь»

21

Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”

22

Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»

3 класс

Изучаемый материал

1

Сбор природного материала на экскурсии в осень

2

Конкурс поделок из природного материала

3

Природа в стихах

4

Природа в загадках (явления природы)

5

Чтение книг о природе

6

Посадка растений

7

Беседа «Чем богат наш край»

8

Изготовление и развешивание кормушек

9

Викторина «Растения нашего края»

10

Конкурс рисунков  «Сказки новогоднего  леса»

11

«Красная книга» – сигнал опасности

12

Игра «Путешествие в зимний лес»

13

Полезные ископаемые нашего края

14

«Красная книга Алтая»

15

Весенняя экскурсия в лес.

16

Заповедники и заказники

17

Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”

18

Чтение книг о природе

19

Итоговое занятие «Времена года»

4 класс

Изучаемый материал

1

Экскурсия в природу «Природные ориентиры»

2

Посадка растений

3

Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”

4

Выпуск газеты «Экология родного края»

5

Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.

6

Беседа «По заповедникам России»

7

Праздник «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

8

Школьникам об охране недр

9

Задачи по экологии

10

Кроссворды о природе

11

Разработка плакатов об охране природы

12

Знакомство с «Законом об охране природы»

13

Знакомство с картинами художников — пейзажистов

14

Устный журнал “Незваные гости нашего сада”

15

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

16

Агитбригада «Учитесь любить природу!» (обращение к первоклассникам)

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:

— игры – путешествия.

(«Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)

— этические беседы по экологии

 (темы  «О чём поют птицы»,  «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)

— день природы .

Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант,  затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы.

Это и  сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети  приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Заключение

     Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

    Формирование экологического сознания — важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

Вот некоторые моменты из нашей жизни, содержащие экологическое направление.  (показ слайдов )

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна–

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/nachalnaya-shkola/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov

Scicenter1
Добавить комментарий