Цель и задачи диссертационного исследования: Целью диссертационного исследования является разработка предложений

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель и задачи диссертационного исследования: Целью диссертационного исследования является разработка предложений

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (организационно-управленческой, административно-технологической, консультационной и информационно-аналитической, проектной, научно-исследовательской и педагогической).

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:

· проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ;

· обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии;

· разработка нормативных методических и производственных документов.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовка и защита магистерской диссертации являются непре­менными условиями итоговой государственной аттестации магистра, завершающего обучение по направлению 081100 «Государ­ственное и муниципальное управление». При выполнении магистерской диссертации магистрант должен показать глубокие теорети­ческие знания, умение ис­пользовать современные методы научных исследований, применять достижения науки и техники, четко и логично излагать свои мысли, обобщать и фор­мулировать выводы и предложения.

Цель диссертационного исследования:

— систематизация, закрепление, расширение теоретических и практических знаний по направлению, применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;

— развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в магистерской диссертации проблем и вопросов;

— выяснение подготовленности магистранта к самостоятельной работе в условиях быстро меняющихся экономических, управленческих и законотворческих процессов.

Магистерская диссертация выполняется на материалах изучения деятельности конкретного объекта, которым может быть организация (учреждение) государственного или муниципального управления. В ней должны быть разработаны вопросы совершенствования структуры и методов управления процессами или объектами.

Выполнение магистерской диссертации предполагает решить следующие задачи:

1) вооружить магистранта глубокими теоретическими знаниями, что достигается путем изучения специальной литературы по избранной теме. В процессе изучения приобретаются навыки выявления не­решенных проблем и предложений отдельных авторов по их реше­нию, а также формируется собственное мнение магистранта по реше­нию проблемы;

2) научить магистранта использовать современные методы научных исследований, в том числе при проведении различных расчетов. Магистрант должен уметь проанализировать конкретные данные органи­зации (учреждения) или процесса, дать профессиональную оценку происходящим явлениям, сделать правильные выводы по анализируемым данным;

3) выявить способности магистранта правильно применять теоретические знания при решении конкретных задач, его умение предложить пути решения проблем, научно обосновать рекомендации;

4) научить будущего магистра излагать свои мысли четко, грамотно и в строгой логической последовательности, уметь отста­ивать свои взгляды, аргументировать предложения.

магистерской диссертации должно соответствовать следующим основным требованиям:

• отражение актуальной проблемы управления с систематизацией причин ее возникновения, факторов и направлений, а также механизмов и методов решения;

• обоснованность выводов и предложений с помощью результатов анализа деятельности объекта исследования в сравнении с аналогами, среднероссийскими показателями, зарубежным опытом;

• практическая значимость рекомендаций, подтвержденная расчетами социально-экономической эффективности;

оформление в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к структуре и правилам оформления отчета о научно-исследовательской работе.

Магистерская диссертация независимо от избранной темы должна иметь следующие структуру и объемы (табл. 1).

В соответствии с традиционной структурой магистерской диссертации в каждой главе должно быть, как правило, по 2-3 параграфа. План диссертации следует согласовывать с научным руководителем, в процессе работы он мо­жет уточняться.

Таблица 1 Структура и объем магистерской диссертации

Наименование разделов Объем, количество страниц
Введение 3-5
Глава 1 — теоретическая часть 20-28
Глава 2 — аналитическая часть 20-28
Глава 3 — проектно-конструкторская часть 20-28
Заключение 3-5
Библиографический список (не менее 100 наименований) 3-5
Приложения (по усмотрению автора)
ИТОГО 90-100

Научный руководитель магистерской диссертации:

1) оказывает диссертанту помощь в выборе и формулировании темы магистерской диссертации, определении объекта исследования;

2) выдает магистранту задание на магистерскую диссертацию с указанием сроков его окончания и представления к защите;

3) помогает диссертанту в составлении плана и календарного графика работы, в выборе направления и методики проведения исследований;

4) рекомендует магистранту необходимую научную литературу или разъясняет технологию поиска теоретических источников и фак­тических материалов;

5) проводит регулярные консультации и контролирует ход вы­полнения магистерской диссертации;

6) дает оценку окончательному варианту работы в виде отзыва руководителя (см. приложение Е).

Успешное выполнение магистерской диссертации зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполне­ния отдельных этапов. Можно выделить следующие этапы:

1. Выбор темы магистерской диссертации и ее утверждение на кафедре.

2. Изучение теоретических основ темы магистерской диссертации, заключающееся в подборе научной литературы, составлении библиографического списка и плана исследования.

3. Написание и представление научному руководителю главы 1 магистерской диссертации.

4. Подготовка главы 2 магистерской диссертации.

5. Доработка глав 1 и 2, а также разработка главы 3 не позднее, чем за полтора месяца до ориентировочной даты защиты магистерской диссертации.

6. Доработка и оформление магистерской диссертации в окончательном варианте и представление его научному руководителю не позд­нее чем за три недели до ориентировочной даты защиты магистерской диссертации.

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Выбор темы и составление плана исследования

Темы магистерских диссертаций выбираются из списка, рекомендованного кафедрой.

Выбрав тему, магистрант должен уяснить, в чем заключаются цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Для этого надо опреде­лить, в чем заключаются сущность предлагаемой для разработки проблемы, ее новизна и актуальность, теоретическая и практичес­кая ценность.

Рабочий план составляется при непосредственном участии научного руководителя магистранта и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования.

Возможно, что в основу такого замысла будет положена гипотеза, т.е. предположение, изложенное на основе, как интуиции (предчувствия), так и предварительно разработанной версии (т.е.

сообщения чего-либо и целях предварительного объяснения).

Рабочий план имеет произвольную форму. Обычно он состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутрен­ней логикой исследования данной темы и позволяющих по месту их положения в плане судить об уместности и значимости этих час­тей.

План должен быть гиб­ким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспек­ты, возникающие в процессе разработки темы.



Источник: https://infopedia.su/6x814d.html

Определение цели и задач диссертационного исследования

Цель и задачи диссертационного исследования: Целью диссертационного исследования является разработка предложений

Непосредственными характеристиками научно- исследовательской деятельности являются цель и задачи исследования.

Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить и каким будет этот результат.

Цель работы может быть определена слишком общо.

Например, почти в каждой диссертации по педагогике может быть дано следующее определение цели: «Разработать педагогические условия по активизации процесса обучения и воспитания учащихся».

Отсюда видно, что цель работы – это фактически расширенное изложение названия работы. Однако, нужно стремиться к более четкой и конкретной формулировке цели. Например,

1) определены педагогические условия воспитания интеллектуальных мотивов учителя и выявления приемов познавательной активности студентов.

2) изучить средства формирования творческого отношения студентов к усвоению профессиональных знаний.

Автор должен много поработать над формулировкой цели своей диссертации, добиваясь, чтобы она звучала четко и красиво, а, главное – действительно отражала цель, кот он поставил перед собой.

Правильно сформулированная цель диссертации сразу раскрывает перед читателем (в том числе экспертом) основную сущность исследования раскрывает перед читателем (в том числе экспертом) основную сущность исследования.

В то же время вводить в целевую установку чрезмерную детализацию, не следует, так как это входит уже в описание задач диссертации. Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи.

Под задачей в теории познания понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Задачи диссертационного исследования обычно формулируются в одном из двух вариантов:

1 вариант. Более простой и менее строгий, хотя и допустимый для кандидатской диссертации – когда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Пример: «Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике». Задачи:

1) выявить особенности коррекции математических знаний как части учебного процесса;

2) выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;

3) разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;

4) проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.

В данном случае чётко просматривается этапная, временная структура построения задач исследования – каждая следующая задача может решаться только на основе решения предыдущей.

2 вариант. Более сложный и строгий и более предпочтительный. Задачи формулируются также, как относительно самостоятельные, законченные части исследования. Но здесь временная последовательность прямо не просматривается.

Задачи тут выступают как необходимость решения отдельных подпроблем по отношению к проблеме исследования, и как частные цели (подцели) по отношения к общей цели исследования.

Пример; диссертация «Педагогическая импровизация в деятельности учителя». Задачи:

1) выявить природу и движущие силы педагогической импровизации;

2) определить виды педагогической импровизации, критерии оценки ее эффективности и функции в процессе обучения;

3) установить структурные компоненты импровизационной готовности учителя;

4) выявить способы и условия формирования импровизационной готовности учителя.

Важный этап работы – определение логики общего пути исследования. Это определение основных шагов, ведущих к решению проблемы и выполнению цели исследовательской работы. Разумеется, каждая проблема специфична и требует от исследователя интуиции и творчества.

Однако вполне возможно обозначить общий ход исследования, как определенный ориентир для исследовательской деятельности, по которым можно было бы сверять свой путь и судить о качестве исследования по ходу его развертывания.

Намечая логику исследования, ученый формулирует ряд частных задач, которые в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Пример: цель – выявить дидактические условия формирования культуры учебной деятельности студентов и определить пути их создания в процессе обучения и воспитания студентов. Ряд задач (отражающих логику исследования):

1) изучить состояние культуры учебной деятельности студентов;

2) проанализировать понятие «культура учебной деятельности»;

3) определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы дидактические условия формирования культуры учения;

4) разработать методические рекомендации для преподавателей по управлению развитием культуры учебной деятельности студентов.

Во введении и автореферате диссертации автор дает 4-5 основ задач. Более детальное перечисление задач дается в начале каждой из глав диссертации.

Источник: https://studopedia.su/15_39163_opredelenie-tseli-i-zadach-dissertatsionnogo-issledovaniya.html

Контрольные элементы диссертации

Цель и задачи диссертационного исследования: Целью диссертационного исследования является разработка предложений

К контрольным элементам диссертации как правило относят «квалификационную часть». В ней показываются все элементы диссертации, описываются все этапы исследования, приводится общая характеристика всей работы. Иными словами, это краткий обзор на весь процесс исследования.

Из квалификационной части должны быть понятны следующие элементы диссертации: идея работы, предмет и объект исследования, четко поставленные цели и задачи и так далее.

То есть после ознакомления можно оценить смысл всего исследования, его ценность, научность, а также можно узнать квалификационные возможности автора научного труда, его логичность изложения, ясность мыслительного процесса и четкость формулировок.

Во время исследований не нужно записывать все данные и научные факты, в диссертации очень важен процесс анализа и осмысления всех процессов. Фундаментом для анализа и осмысления находится идея и замысел автора, в контексте которых будут рассматриваться известные данные и прочая информация.

Идея для написания диссертации, может родиться из простых наблюдений за окружающим миром, а также в ходе другой научной деятельности либо конкретных потребностях человека.

Идеей можно назвать не только само желание исследовать что-либо, но и понимание конкретных целей и возможного итога всей работы.

Идея диссертации

Идея диссертации – это изложение цели, возможного результата в перспективе, методы достижения цели и пути решения выбранной проблемы. Уточнение путей и алгоритмов приближающих конечную цель исследования.

Отдельным элементом формирования идеи диссертация является выдвижение гипотезы. Гипотеза объясняет научному сообществу способы решения представленной проблемы, а также возможность достижения определенных и конкретных результатов.

Весь последующий научный труд должен будет подтвердить правоту выдвинутой ранее гипотезы и идеи в целом. Каждая гипотеза выдвигается ради последующего объяснения и подтверждения какого-либо ранее необъяснимого явления или действия, догадки.

Формирование гипотезы основывается на достоверных и проверенных знаниях, а эти знания можно подтвердить с помощью опыта или эксперимента, после чего появляется почва для образования теории.

Недоработкой многих авторов научных трудов является выдвижение всего одной гипотезы, но основная масса сложных объектов нуждается в выдвижении и доказывании нескольких гипотез.

Более того, выдвинутые гипотезы могут конкурировать друг с другом, то есть доказывать один и тот же процесс по-разному. Именно такая конкуренция является залогом успешного проведения исследования. На практике авторы выдвигают несколько гипотез, но не используют их в своих работах.

Автору необходимо понимать, что не всегда решение проблемы может быть единственным, поэтому очень важно сформулировать несколько вариантов развития исследования и возможные исходы.

Позднее, в процессе исследования, какие-то выдвинутые гипотезы подтвердятся, а какие-то гипотезы не найдут своего подтверждения. Исходя из этого, можно будет скорректировать дальнейшую работу над исследованием той или иной проблемы.

Процесс формулирования и выдвижения гипотезы можно описать в основной части диссертации, в которой будет описан основной ход работы. Это сделает всю работу более интересной и даже захватывающей. В начале написания диссертации можно описать основную гипотезу, которая в дальнейшем, в ходе работы, полностью подтвердилась.

Помимо формулировки идеи, темы и гипотез необходимо определится с объектом и предметом исследования, с этим как правило возникают небольшие трудности. Для преодоления трудностей нужно понимать разницу между объектом и предметом исследования.

Чаще всего, диссертанты понимают оба понятия как синонимы, и понятия не особо отличаются друг от друга. Именно из-за этого недопонимания соискатели обозначают за объект широкую деятельность исследования, а за предмет – узкую деятельность исследования.

Это неправильно и это считается серьезной ошибкой в написании диссертации.

Объект научного исследования

Объектом научного исследования выступает то, что необходимо исследовать. Это может быть определенный объект, некоторое явление, которое провоцирует поставленную проблему.

Объектом можно назвать связи, свойства и отношения, которые происходят без субъекта. Субъектом в этом процессе выступает сам исследователь.

Очень важно, чтобы объект исследования всегда находился в поле науки, и ни в коем случае не должен выходить за рамки этого поля.

Предметом научного исследования выступают определенные научные знания, которые формирует субъект проводящий исследование. Знания должны на прямую касаться объекта исследования и находится в рамках науки. Предметом исследования можно назвать ту точку зрения, опираясь на которую диссертант проводит свои исследования.

Предмет может являться производным объекта, и именно на предмете исследования должен сконцентрировать свое внимание автор научного труда. В своей работе соискателю необходимо выявить свойства, признаки объекта, опираясь на выбранный путь исследования.

Одинаковый предмет может быть рассмотрен в разных науках и с разных точке зрения. Элементарный пример это наше с вами общество, которое изучается в истории, социологии и других науках, при этом все науки изучающие общество имеют свои предметы изучения.

Объект изучения должен определять свойства, связи и некие законы, а предмет должен определять конкретные границы, внутри которых будет проходить изучение и исследование данного объекта. На примере можно рассмотреть следующие объекты и предметы исследований.

Объектом исследования может стать определенная технология, а ее предметом станут специфические особенности и тонкости. Объектом может стать сложная система, ее предметом могут быть закономерности развития и организации. Объектом может выступить обычный стол, а его предметом изучения могут стать особенности его устойчивости.

У каждого объекта могут быть несколько предметов изучения, но в диссертации необходимо определиться и остановиться с одним определенным предметом для более плотного изучения.

Чаще всего соискателям удается определить лишь объект изучения, с определением предмета возникают трудности. Сумев определить и объект и предмет изучения, работа автора будет носить целенаправленный характер и станет более конкретной и четко сформулированной.

Цель и задачи диссертационного исследования

Поле того, как будут сформулированы предмет и объект изучения можно переходить к постановке цели и задач исследования. Под целью исследования следует понимать конечный результат, то есть то, ради чего было задумано исследование, то, к чему должен в итоге прийти диссертант. Цель определяется вначале всего исследования, и по ходу всей деятельности редко меняется.

Измениться может только постановка и формулировка цели. Походу всего исследования необходимо сверять содержание диссертации с целью исследования, так как есть вероятность отклониться от заданного курса. Формулировка цели исследования может начинаться со слов «разработать», «обосновать» либо «выявить».

Очень важно, своей формулировкой не запутать ни себя, ни окружающих, делая конечную цель непонятной и размазанной. 

Зачастую, многие соискатели совершают грубейшую ошибку, подменяя научную цель работы практической. Конечно бывают исключения когда это сделать необходимо, но диссертация — это в первую очередь научный труд, то есть говорить надо исключительно о науке, а не о практике.

После формулировки цели, необходимо поставить целый ряд задач. Но задачи к концу исследований могут видоизмениться, так как в некоторых случаях не всегда получается найти решение задачи с помощью известных способов. Замена способа решения поставленной задачи, может изменить саму задачу.

Также задача может измениться в связи с тем, что результаты могут не оправдать желание. Авторы диссертационных работ порой ставят слишком много задач, но этого делать не стоит. Достаточно будет трех-четырех четко сформулированных задач, хотя в докторской диссертации допустимо и большее количество поставленных задач.

Задачи формулируются с помощью слов: изучить, установить, описать, выявить и составить, а также должны быть в форме перечисления. Грамотно поставленная задача заметно облегчает жизнь автору, так как названия глав в самой диссертации и будут сформулированные задачи.

Выводы в диссертации должны четко показать, что все поставленные в начале исследования задачи полностью решены и доказаны.

Задачей может стать изучение конкретного явления или события, развитие процесса, но изучение теории и практики научной области – это основа для написания всех научных работ, то есть это задачей быть не может.

Помимо этого, не стоит включать в задачи диссертации уточнение понятийного аппарата, так как это необходимо автору для личного использования, и в кандидатских диссертациях эта задача не может быть главной, как и не может помочь чем-то науке.

У большинства российских авторов диссертаций проглядывается очень слабая методологическая культура.

Некоторые считают это просто формальностью, но на практике методы применить не могут, как и обосновать их целесообразность, более того знают методы только по названиям.

Это объясняется тем, что в школе не преподают методологию как отдельный предмет, а в вузах этой науке уделяют мизерное внимание. Не все соискатели обучаются или обучались в аспирантуре, где и уделяется большое внимание методологической культуре.

Все соискатели начинают свою работу не с нуля, так как до них вероятно уже проводились какие-то исследование в выбранной области, возможно существуют готовые чьи-то наработки, который могут стать основой для будущих исследователей.

Вся существующая информация, на которой строится работа, это теории, концепции, называются методологической основой.

В начальной главе автор может ссылаться на все известные теории, добытые из литературных источников, но во время написания методологических основ, необходимо указать только одну или две работы предшествующих исследователей, на данные которых ссылается автор в своей работе.

В советское время точку зрения каждого исследователя, ученого и научного сотрудника определял диалектический и исторический материализм, который распространялся на все научные сферы и на любые этапы исследований.

Сегодня необходимо освоить минимум методов научного познания, а также верно использовать их в процессе работы над диссертацией. Такие методы делятся на два вида: общенаучные и специальные. К общенаучным можно отнести дедукцию, эксперименты, индукцию, обобщение и другие.

К специальным методам относят те методы, которые применяются в определённой области знаний.

Необходимо уделить пристальное внимание к правильности выбора методов, с помощью которых будет осуществляться исследование. Также нужно обратить внимание на способность автора диссертации корректно и верно обосновать свой выбор, а также умение проверить правильность результата другими способами.

Выбранные методы нужно написать во введении к диссертации. В каждой главе нужно обосновать тот или иной выбор метода, а также желательный и полученный результат применения метода.

Лучше всего не откладывать это на потом, так как во время защиты своей работы соискателей часто спрашивают, какими методами они воспользовались и получили те или иные результаты.

Методы научного познания близко контактируют друг с другом, но некоторые эксперты выделяют особую группу эмпирически-теоретических методов, с помощью которых можно осуществить исследование.

Эмпирические методы познания

Наблюдение — основывается преимущественно на работе органов чувств и на его материальную деятельность. Главной задачей этого метода является выявление и фиксация поведения объекта в обычных условиях, исходя из исследования.

Существует несколько требований к наблюдению: целенаправленность, планомерность, активность и систематичность. Как правило результаты наблюдений не должны зависеть от наблюдателя и его желаний. Метод дает сырую информацию о свойствах и отношениях предметов исследования.

Во время наблюдения можно использовать специальные приборы, которые усиливают органы чувств, но нисколько не искажают реальной картины.

Эксперимент

Эксперимент – это частный случай наблюдения. Эксперимент должен пониматься как намеренное вмешательство в традиционные условия пребывания предметов или явлений.

К примеру исследование поведения определенного объекта в экстремальных условиях, исследование определенных реакций вызванных искусственным путем не нарушая и не осложняя процесс жизнедеятельности объекта.

Провести эксперимент можно не один раз, более того эксперименты можно проводить и с заменителем объекта, с его моделью.

Метод сравнение опирается на определении отличий и сходств предметов. Данный метод осуществляется только при наличии чего-то общего у предметов или явлений, а само сравнение происходит только по важным критериям.

Метод измерения осуществляется только при наличии у предмета определенного числового значения. Единственное важное требование к методу измерения – это точность и наличие приборов для измерения.

Эмпирически-теоретические методы исследования

Метод аналогия проводится между схожими предметами по нескольким определенным критериям, после чего делается вывод о наличии у предмета конкретного признака. Одним из главных требований является сходство предметов по как можно большему количеству признаков. С течением времени обнаружив сходство, аналогия позволяет выдвинуть более смелые предложения о возможном развитии предмета.

Метод абстрагирование дает возможность отвлечься мысленно от предметов, их свойств, которые не существуют в природе. В тоже время можно выделить конкретные стороны предмета, необходимые для дальнейшего исследования. Главными условиями этого метода являются объективность и конкретика. С помощью абстрагирования можно построить некую конструкцию в форме теории или гипотезы.

Метод формализация опирается на исследовании отображений объектов с помощью математического, химического и других языков. При этом увеличивается эффективность наблюдения, обеспечивая краткостью и четкостью материала, однозначную трактовку различных терминов.

Следующий метод — анализ. Анализ – это специальное исследование предмета путем разложения на части и синтеза в какой-то целый предмет. Выделяют несколько видов анализа. 1) Прямой вид анализа, один из самых простых.

Выделяя отдельные части предмета необходимо обнаружить и выделить его свойства, провести некоторые измерения и зафиксировать информацию лежащую на поверхности. 2) Возвратный вид анализа подразумевает определенные операции и синтез проводимый не механическим путем. Базой такого анализа могут стать теоретические познания и соображения, а также некая закономерность.

3) Структурно-генетический анализ выполняет сложные вычисления в самой главной части предмета, которая влияет на все процессы и свойства предмета.

Метод индукция основывается на выводах, на основе которых строятся теоретические знания. Движение мысли идет от меньшего к большему, то есть зная часть класса, можно сделать вывод о всем классе. Индукция на прямую связана с экспериментом и опытом.

Метод дедукция используется для обоснования и объяснения теории, которая была получена с помощью индуктивного метода. Движение мысли идет от большего значения к меньшему, что способствует исследованию конкретных явлений.

Теоретические методы исследования

Метод перехода от абстрактного к конкретному дает возможность разделить объект и описать происходящее с помощью различный понятий и суждений. Затем движение идет от абстрактного познания к более конкретному, мысленно придавая объекту его целостность и многогранность.

Метод идеализация применяется в научном исследовании, в котором используются конкретные идеальные предметы не существующие в реальном мире.

Конструирование этих объектов называется идеализацией, с помощью которой можно отсечь ненужные свойства, мешающие изучить процесс.

Чтобы упростить сложные механизмы и системы был придуман этот метод, позволяющий выявить связи и отношения, сформулировать закон.

Метод Формализация изучает предметы и объекты с помощью отображения содержимого в знаковой форме. Метод осуществляется при помощи математического, химического и других языков.

Формализация с помощью обобщенного подхода позволяет ощутить всю полноту исследуемой области. Этому методу присущи краткость и лаконичность, однозначность и фиксация знаний, что позволяет четко и строго рассуждать, и доказывать.

Метод наиболее эффективен при правильном выделении содержимого объекта.

Автору диссертации необходимо выбрать из общенаучных и специфических методов те, которые понадобятся ему в процессе проведения исследования. Огромным плюсом послужит применение в исследовании сложных объектов частных методов.

В диссертации могут использоваться более сложные, производные методы, но кандидату нужно знать хотя бы минимум.

Данный список методов познания может помочь автору на любых стадиях написания диссертации, но не стоит откладывать это дело в долгий ящик.

Источник: https://disshelp.ru/elementy-dissertacii.html

Постановка целей и задач диссертации, как правильно поставить цель исследования

Цель и задачи диссертационного исследования: Целью диссертационного исследования является разработка предложений

Дата: 13.06.2019

Цели и задачи диссертации, как правильно написать цели исследования

Грамотность составления диссертации  зависит от правильного определения направления целей и задач исследования. Такой подход поможет соискателю ученой степени детально раскрыть тему научной работы и решить поставленные проблемы.

Цели, задачи и методы диссертации

Цели исследования отображают желаемый конечный результат по выбранному объекту диссертации, пересекаясь с последним. Суть задач научной работы – алгоритм/пошаговое руководство достижения поставленных целей.

Примечание. Цели будущей диссертации составляются параллельно с описанием актуальности темы исследования.

Особенности целей исследования в магистерской и кандидатской диссертации

Формулировка цели научной работы идентична названию темы диссертации. Выражается фразами-преамбулами «выявить», «разработать», «исследовать», «обосновать/доказать» и т.д.

Основные характеристики:

  1. описание особенностей нового явления
  2. изучение свойств у предмета исследования
  3. выявление и анализ закономерностей, присущих рассматриваемому объекту

Как правильно задать и определить цель научной работы

Цель любой диссертации (докторская/кандидатская/магистерская) составляется на основе проблематики исследования, определяемой темой научной работы.

Обратите внимание! Соискатель ученой степени формулирует цели четко, ясно и лаконично. Запрещается использование общих фраз и абстрактных утверждений. Автору диссертации допускается употребление глаголов в неопределенной форме или начинать предложения с имен существительных (пример – «выявление», «определение», «демонстрация» и т.д.)

Советы по определению целей диссертационной работы.

  • Аргументированные доказательства отсутствия правильного подхода к решению имеющейся проблемы в предыдущих исследованиях. Автор указывает список конкретных сфер, требующих дальнейшего усовершенствования
  • Экспериментальные методы, проверенные на практике и подтверждающие правильность выбора целей научной работы
  • Изучение работ по смежной тематике и анализ перспектив развития, высказанных другими учеными прошлых лет – подсказка, позволяющая сформулировать правильные цели будущей диссертации.

Постановка научной задачи диссертации

Задачами диссертации являются следующие показатели:

  1. аргументированные доказательства актуальности выбранной проблемы исследования
  2. использование современных методик и других инструментов, позволяющих решить теоретические/практические вопросы
  3. обоснование и выявление направленности имеющихся предложений и рекомендаций, включая их экономическую эффективность
  4. формулировка полученных выводов на фоне проведенных опытов/исследований/экспериментов
  5. развитие навыков самостоятельной работы с методическими материалами и научной литературой (умение грамотно и грамотно излагать собственные мысли, систематизировать изученную информацию, выполнять требуемые расчеты/выстраивать диаграммы и т.д.)

Обратите внимание! Соискатели ученой степени часто путают задачи и методы исследования. Запрещается указывать отдельными пунктами подробный процесс проведения экспериментов  или изучения литературных источников. Такое описание будет уместно в разделе «Задачи исследования».

Чтобы понять разницу между этими двумя понятиями, ознакомьтесь с примером цели и задач магистерской диссертации.

Где указываются цели и задачи в диссертации

В большинстве научно-исследовательских работ, цели и задачи диссертации указываются в начале документа (раздел Введение). Для улучшения восприятия информации и упрощения работы автора, задачи следует размещать в строгом соответствии со структурой документа.

Другие варианты размещения целей/задач научной работы:

  • до описания проблематики темы диссертации
  • после обозначения субъекта/объекта исследования

Соискателю ученой степени рекомендуется уточнить особенности оформления этих пунктов у научного руководителя.

Распространенные ошибки при выявлении целей и задач

Перечень часто встречаемых ошибок в составлении целей/задач диссертации

  1. формулировка целей вырвана из контекста и не соответствует с темой научной работы, ее проблематикой и субъектом/объектом исследования
  2. цель обозначена автором в «неизвестном формате», не отображающим конечный/ожидаемый результат
  3. цели и задачи дублируются между собой (при их составлении используются синонимы)
  4. задачи вырваны из основного контекста диссертации (обособлены от основной структуры документа)
  5. перечень задач оформлен как план проведения исследования («провести проверку», «выполнить разработку» и т.д.)

Компания «Диссертация» оказывает услуги по написанию магистерских/кандидатских/докторских научных работ, курсовых проектов и дипломов. Мы гарантируем «прозрачность» сделки, удобную (поэтапную) оплату заказа и полное соответствие требованиям ВАК и ГОСТ. Будем рады помочь вам.

Источник: https://Dissertatsija.com/poleznoe/pomosh-po-napisaniy/celi-i-zadachi-dissertacii/

Цель и задачи диссертационного исследования

Цель и задачи диссертационного исследования: Целью диссертационного исследования является разработка предложений

                                                                                                         На правах рукописи

Шинкарюк Денис Александрович

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

(финансово-правовое исследование)

Специальность 12.00.14 – административное право,

финансовое право, информационное право.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Омск-2008

Диссертация выполнена на кафедре государственного и муниципального права Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Костюков Александр Николаевич
Официальные оппоненты:  доктор юридических наук, профессор Карасева Марина Валентиновна кандидат юридических наук, Косицина Лариса Александровна
Ведущая организация: Уральская государственная юридическая академия

Защита состоится «30» октября 2008 г. в 11 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета ДМ 212.179.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского по адресу: 644089, г. Омск, ул. 50 лет Профсоюзов, д. 100, учебный корпус 7 (юридический факультет), зал заседаний Ученого совета, ауд. 315.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского по адресу: 644077, г. Омск, пр. Мира, д. 55А, учебный корпус 2.

Автореферат разослан «25» сентября 2008  г.

Ученый секретарь диссертационного совета                           И.В. Глазунова

I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Налоговое законодательство, в силу его значимости для государства в целом, всегда являлось предметом пристального внимания всех слоев общества.

Несмотря на то, что в современном виде оно появилось с принятием в 1998 году части первой Налогового кодекса Российской Федерации, правотворческая деятельность по внесению изменений в законодательство о налогах и сборах не прекращается и по сегодняшний день.

И если на первых этапах задачей ученых финансистов и законодателя являлось формирование основ налогового законодательства, создание основных его институтов и механизмов, а также непосредственная разработка системы налогов и сборов, то в настоящее время усилия и тех, и других направлены на доведение правовых конструкций до совершенства, отладку созданных механизмов и совершенствование существующих обязательных платежей.

На современном этапе экономического развития Российской Федерации особо актуальной является проблема своевременного пополнения бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, обеспечение финансирования федеральных, региональных и местных потребностей.

Налоги – основной источник доходов государства, за счет которых формируется до 80 % федерального бюджета.

Общий объем доходов федерального бюджета в 2007 году утвержден в размере 6 965 317 200 тысяч рублей, налоговые доходы предусмотрены в размере 4 242 963 000 тысяч рублей, что составляет 61 % от общего объема доходов федерального бюджета[1].

В 2008 году объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 8 056 875 884 тысяч рублей, из них налоговые доходы 4 586 209 152 тысяч рублей или 57 % от общего объема доходов федерального бюджета[2]. При этом фактически налоги в Российской Федерации уплачивает лишь половина налогоплательщиков.

Число налогоплательщиков, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих «нулевую» отчетность, по состоянию на начало 2004 года составило 1 458 725 организаций и 967 691 индивидуальных предпринимателей[3].

В 2007 году, согласно опросам общественного мнения, около 25% населения страны считают приемлемым не платить налоги, если можно уклониться от их уплаты[4]. Поэтому вопрос четкого, без неясностей и двусмысленностей правового регулирования взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков (налоговых агентов), возникающих в сфере налогообложения, был и в настоящее время остается одним из основных вопросов построения правового государства и возможности дальнейшего продолжения экономических реформ.

Поскольку деятельность государства связана с изъятием у физических и юридических лиц принадлежащего им на праве собственности имущества, то это неизбежно создает конфликтные ситуации. Разрешению возникающих противоречий между государством и налогоплательщиками до недавнего времени было отдано преимущественно судебным органам государства.

Однако загруженность судебных инстанций, а также высокий показатель количества случаев, когда действия налоговых органов признаются неправомерными, выявили необходимость введения дополнительных средств разрешения противоречий, возникающих при применении законодательства о налогах и сборах.

В числе таких средств может выступать и институт досудебного урегулирования налоговых споров.

В идеале нормативно-правовое регулирование досудебного разрешения налоговых споров должно создавать условия целостного, последовательного, рационального и успешного выполнения фискальных задач государства, с одной стороны, и обеспечение охраны прав и законных интересов налогоплательщиков и совершенствование правовых гарантий от должностных злоупотреблений, с другой.

Правовое регулирование досудебного разрешения налоговых споров на сегодняшний день остается малоизученным. Вместе с тем исследование данного вопроса имеет как теоретическую (с целью выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства), так и практическую (для защиты прав налогоплательщиков и интересов государства) необходимость.

Отсутствие полноценного налогового законодательства привело к тому, что основные положения о досудебном разрешении налоговых споров до принятия Налогового кодекса Российской Федерации не были в достаточной степени отражены на законодательном уровне, а в основном вырабатывались в процессе правоприменительной деятельности.

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепил ряд мер, направленных на разрешение конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками. Однако это не изменило ситуацию коренным образом.

Недостаточность научного и теоретического материала, противоречивость и неслаженность федерального законодательства в области регулирования порядка разрешения налоговых споров обуславливают, в числе других причин, «самодеятельность» правоприменителей в данной сфере общественных отношений.

Именно поэтому научная разработка таких категорий, как налоговый спор, досудебное урегулирование налоговых споров, процедура их разрешения способна внести значительный вклад в теорию финансового и, в частности, налогового права, а также усовершенствовать правоприменительную налоговую практику.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на актуальность исследования механизмов урегулирования налоговых споров, обнаруживается слабая научная разработанность проблемы. В учебных пособиях по финансовому и налоговому праву механизму разрешения налоговых споров уделяется незначительное внимание.

Теоретические работы, посвященные комплексному изучению налоговых споров и механизму их разрешения, отсутствуют. Лишь в работах И.В. Цветкова[5] предпринимались попытки выделения признаков, отличающих налоговые споры от иных споров (например, гражданских) и проведения их классификации.

Г.В. Петрова в рамках своих научных исследований также обращалась к вопросу классификации налоговых споров[6].

Существующим проблемам разрешения налоговых споров уделено внимание в работах С.Г. Пелеяева и В.М. Зарипова[7].

Отдельные недостатки досудебной процедуры урегулирования налоговых споров отмечались А.С. Жильцовым[8].

В связи с неразработанностью проблемы налоговых споров и механизма их разрешения в финансово-правовой науке, автор в процессе проведения исследования опирался, прежде всего, на труды ученых по общей теории права, административного, конституционного и гражданского права: С.С.

Алексеева, В.С. Бахраха, Н.А. Бобровой, С.Н. Братуся, В.В. Витрянского, Н.В. Витрука, С.А. Герасименко, А.Б. Годес, Б.М. Лазарева, А.В. Малько, А.В. Мицкевича, В.А. Мусина, А.П. Сергеева, Ю.Н. Старилова, Ю.К. Толстого, Р.О. Халфиной, Г.Ф. Шершеневича, Ц.А. Ямпольской, В.Ф.

Яковлева.

Особое внимание было уделено работам в области финансового и, в частности, налогового права таких ученых, как: А.В. Брызгалин, Е.М. Гиссин, А.С. Емельянов, С.В.Запольский, Е.А. Имыкшенова, М.В. Карасева, Ю.А. Крохина, Н.П.

Кучерявенко, М.В. Кустова, О.А. Ногина, М.Ю. Орлов, С.Г. Пепеляев, М.А. Перепелица, В.В. Попов, Е.А. Ровинский, О.В. Староверова, О.А. Тарасенко, М.В. Титова, Н.И. Химичева, С.Д. Цыпкин, Н.А. Шевелева, Н.Д. Эриашвили, В.А.

Яговкина и других.

и выводы исследования базируются на трудах А.П. Балакиной, Т.А. Гусевой, А.С. Жильцова, В.М. Зарипова, И.С. Иванова, Е.Б. Лупарева, Г.В. Петровой, В.В. Семинихина, А.А. Тадеева, Д.Е. Фадеева, И.В. Цветкова и др.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе возникновения и разрешения налоговых споров.

Предметом диссертационного исследования является законодательство о налогах и сборах, научно-практические концепции, а также правоприменительная практика по вопросам разрешения налоговых споров в досудебном порядке.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель настоящей работы – всестороннее научно-практическое исследование налоговых споров; анализ понятия и признаков налогового спора; изучение механизма досудебного урегулирования налоговых споров и, как следствие, разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики в сфере досудебного урегулирования налоговых споров.

Достижение этой цели требует последовательного решения следующих задач:

– определение понятия и признаков налогового спора;

– проведение классификации налоговых споров;

– определение субъектного состава досудебного урегулирования налоговых споров;

– проведение анализа порядка досудебного урегулирования налоговых споров;

– разработка научно обоснованных рекомендаций и практических предложений по совершенствованию налогового законодательства в части, имеющей отношение к досудебному урегулированию налоговых споров.

Методологическая и источниковедческая базы исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, основаны на общенаучных методах и совокупности частно-научных методов познания.

В ходе работы над диссертацией использовались методы анализа, синтеза, системно-структурный, сравнительный, логический, структурно-функциональный, формально-юридический, метод правового моделирования.

Положения и выводы диссертации основываются на изучении Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, а также иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок досудебного разрешения налоговых споров.

Эмпирическую базу исследования составляют акты Высшего арбитражного суда РФ, судебные постановления федеральных арбитражных судов, практика деятельности налоговых органов в сфере досудебного урегулирования налоговых споров.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в науке финансового права проводится комплексное диссертационное исследование проблемы досудебного урегулирования налоговых споров.

Дается определение налогового спора и характеристика содержания налогового спора как института налогового права.

Анализируется на основе обширного нормативного материала процедура досудебного урегулирования налогового спора.

Новизна научно-теоретического подхода в данном исследовании выражается в круге выявленных проблем и противоречий, в предложенных подходах к их разрешению. В работе сформулированы предложения по совершенствованию налогового законодательства, отличающиеся существенной новизной и направленные на повышение эффективности досудебного урегулирования налоговых споров.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Налоговый спор представляет собой разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего.

2. Основными элементами юридической конструкции налогового спора являются: стороны налогового спора, предмет налогового спора и основание спора.

Под сторонами налогового спора предлагается рассматривать участников налогового правоотношения, между которыми может возникнуть налоговый спор.

Критерием, используя который можно определить какие из участников налоговых отношений могут быть субъектами налогового спора, является возможность отнесения их (участников) к категории властных или подконтрольных.

При этом существование налогового спора возможно только при одновременном участии как властного, так и подконтрольного субъекта. Существование налогового спора между равнозначными субъектами налоговых отношений невозможно.

Предметом налогового спора является установление законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) властного субъекта.

Под основанием налоговых споров понимается ограниченная группа юридических фактов – действий, с наличием которых налоговое законодательство связывает возможность возникновения, изменения или прекращения прав у сторон налогового спора.

3. Разработана научная классификация налоговых споров по следующим критериям:

– по основанию налогового спора;

– по инициатору налогового спора;

– по обязательности досудебного урегулирования;

– по сфере возникновения налогового спора.

4. Субъектами досудебного урегулирования налоговых споров являются: на стороне подконтрольного субъекта – налогоплательщик (налоговый агент); на стороне властного субъекта – налоговый орган, таможенный орган при перемещении товаров через таможенную границу РФ в части налога на добавленную стоимость.

Включение других публичных субъектов в перечень субъектов досудебного урегулирования налогового спора является спорным и необоснованно расширяет перечень властных субъектов, имеющих право принимать участие при досудебном разрешении налогового спора как самостоятельные субъекты.

5. Налоговое законодательство содержит три относительно самостоятельных процедуры досудебного урегулирования налоговых споров:

– общий порядок досудебного урегулирования налоговых споров;

– специальный порядок урегулирования налоговых споров, возникающих в связи с проведением налоговых проверок;

– специальный порядок урегулирования налоговых споров, возникающих в связи с рассмотрением дел о налоговых правонарушениях, выявленных при осуществлении иных мероприятий налогового контроля.

6. Совершенствование налогового законодательства в области досудебного урегулирования налоговых споров возможно путем создания единой (универсальной) процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.

7. Повышение эффективности досудебного урегулирования налоговых споров возможно путем создания специальных механизмов, используемых при досудебном урегулировании налоговых споров. А именно:

— наделение органа, принимающего решение по итогам досудебного урегулирования налогового спора, специальными полномочиями, которые касаются сумм, подлежащих взысканию с налогоплательщика;

— изменение срока уплаты налога и сбора, а также пеней, предусмотренное главой 9 Налогового кодекса РФ.

8. При досудебном урегулировании налоговых споров существует необходимость наделения подконтрольного субъекта эффективными правомочиями на стадии досудебного урегулирования налоговых споров. Среди них:

— право налогоплательщика на ознакомление с материалами налоговой проверки;

— право на отложение заседания Комиссии при наличии уважительных причин;

— право налогоплательщика на изменение своей позиции в ходе досудебного урегулирования налогового спора.

9. Для повышения эффективности досудебного урегулирования налоговых споров необходимо создание специального субъекта, рассматривающего споры в досудебном порядке.

10. Существует необходимость усиления контроля за действиями налогового органа. Для чего требуется:

— изменение критериев оценки деятельности налоговых органов;

— введение ответственности должностных лиц налогового органа, принимающих решение по результатам рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке;

— создание специального органа либо наделение существующих финансовых органов функцией контроля за действиями налоговых органов;

— создание института компенсации налогоплательщику за незаконное изъятие денежных средств.

Источник: https://studopedia.net/16_45677_tsel-i-zadachi-dissertatsionnogo-issledovaniya.html

Scicenter1
Добавить комментарий