Центры христианского паломничества.: В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное

Центры христианского паломничества

Центры христианского паломничества.:  В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное

.

В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большая часть центров паломничества связана с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в разных районах Земли.

Наиболее почитаемые находятся в Европе: Рим, Бари (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др.

Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати. Кроме того, у каждого народа или жителей определенной местности существуют свои объекты для поклонения.

Так, жители Каринтии (Австрия) почитают Святую Гемму, они совершают паломничество в город Гурк, где Святая Гемма жила, построила храм, в крипте которого и была похоронена в XIII в.

Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известные из них — терновый венец (находится в Париже в соборе Нотр-Дам), плащаница (хранится в кафедральном соборе Турина в Италии). Еще одна святыня — капли крови Иисуса Христа (ими смочен кусок шкуры агнца, которая находится в базилике Святой Крови в бельгийском городе Брюгге).

Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, нашла в Иерусалиме крест, на котором был распят Иисус Христос.

Она способствовала распространению христианства, а позднее крест и найденные ею святые гвозди и копье, пронзившее Христа, разошлись по всему миру, положив начало известным центрам паломничества.

Это Константинополь (ныне Стамбул), Александрия, Дамаск, Кипр, Закавказье (Грузия и Армения) и др.

Многие центры христианского паломничества связаны с именем Девы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Две трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места явления образа Марии. Одно из таких чудес произошло в XIX в. в небольшом малопримечательном селе Лурд, что расположено на юге Франции.

Образ Пресвятой Девы явился здешней девушке. С тех пор интерес к этому месту не ослабевает. Миллионы паломников стекаются сюда в ожидании новых явлений. Они посещают Грот-де-Массабь- ель, где предстало видение, и комплекс наземных и подземных церквей вокруг него.

Сегодня Лурд — второй после Рима культовый центр по числу христиан-пилигримов (4,6 млн человек в год).

Подобные святые места существуют в Испании (Монсеррат — черная скульптура Мадонны), Португалии (Фатима, Мадонна с сердцем), Мексике.

Наиболее известные черные изображения Мадонны находятся в Австрии, Швейцарии, Германии. В Польше паломники устремляются в Ясна- Гуру, чтобы поклониться национальной святыне — иконе Чснстоховской Черной Мадонны. Поляки считают ее своей заступницей и приписывают ей чудеса и благодеяния. В отдельные праздничные дни Ясна-Гуру посещают до 300 тыс. человек.

Кроме Иисуса Христа и Богоматери в христианстве почитаются многие святые. Места, связанные с их именами, также являются центрами паломничества. Например, Неаполь известен у пилигримов прежде всего благодаря Святому Януарию — покровителю города.

В великолепно оформленной капелле собора Сан-Джсннаро хранятся череп святого и сосуды с его запекшейся кровью, обладающей загадочным свойством периодически плавиться. Впервые этот феномен был отмечен в IV в. и с тех повторяется несколько раз в году.

В Марселе находится христианская святыня — череп Святого Базилия.

Крупнейшим центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн христиан-богомольцсв. В Вечном городе находятся всемирно известные соборы. Один из них — Сан-Джованни-ин-Латсрано — был основан в IV в.

, неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Его величают «матерь и глава всех церквей Рима и земли».

В нем собраны священные реликвии: головы святых Истра и Павла, иудейский Ковчег Завета, святой жезл Аарона, накидка Марии, часть стола, за которым проходила Тайная Вечеря, перекладина «истинного креста». До наших дней сохранилась Святая лестница.

Она была привезена из иерусалимского дворца Пилата; по преданию, по ней Иисуса Христа вели на казнь. Подняться по 28 мраморным ступеням можно, лишь преклонив колена. В настоящее время Сан-Джованни-ин-Латсрано является кафедральным собором Рима.

В пределах Рима находится государство-город Ватикан — центр католической церкви, резиденция ее главы — Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием.

Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира. По обычаю они прикладываются губами к стопе знаменитой скульптуры Святого Петра как Предводителя Апостолов, уже стершейся от поцелуев нескольких поколений богомольцев.

Особенно многолюдно в Ватикане в праздник католической Пасхи, когда Папа благословляет толпу собравшихся на площади Святого Петра. Благословенное слово верховного Отца всех католиков с особой силой проникает в души и сердца верующих.

Раз в 25 лет открываются правые Ворота Святого Петра в Соборе Святого Петра и каждый верующий считает за счастье войти в храм через эти ворота. Последний раз это случилось в 2000 г.

Названные христианские святыни — это, конечно, малая часть их перечня. Такого количества и разнообразия предметов культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии.

Мусульмане имеют свои центры религиозного притяжения. Главным среди них считается Мекка в Саудовской Аравии. Слово «мекка» стало синонимом паломничества далеко за пределами мусульманского мира, но лишь приверженцам ислама разрешается посещать священный город, где согласно религиозному учению родился пророк Мухаммед.

В праздник курбан-байрам исповедующие ислам стягиваются к храму Кааба. Он представляет собой большой куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В его основе находится почти правильный квадрат, одна диагональ которого проходит с севера на юг, другая — с запада на восток.

В углу Каабы находится черный камень, вероятно, метеоритного происхождения. 11о преданию, его поместил туда сам Мухаммед. Кааба расположена в мечети аль-Харам — самом большом в мире храме под открытым небом. Каждый год на богомолье на его территории собираются до 2 млн человек.

Они входят в храм через Врата мира, сняв обувь и переступив правой ногой через порог, медленно проходят извилистыми коридорами мимо залов и ниш, где в молитвенной позе читают Коран целые семьи, и приближаются к главному пространству храма. В его центре помещена Кааба.

Паломники семь раз обходят вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прежде чем прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Мусульмане совершают этот ритуал, прикрыв тело белым ихрамом — двумя кусками ткани определенной длины.

Традиция предписывает паломникам брать ихрам домой, чтобы использовать его как погребальный саван. Путешествие в Мекку является одной из основных обязанностей мусульман. Другая их святыня находится в городе Медина, также расположенном в Саудовской Аравии.

Медина — современный арабский город с шсстиполосными автомагистралями. По сравнению с Меккой земля здесь плодороднее, поэтому город утопает в зелени. Мечеть в Медине уступает по размеру храму аль- Харам, но отличается удивительной красотой.

Розовый гранит украшен изразцами и мозаикой, чеканными узорами и золотом. Посреди мечети огорожены место, где, по существующему поверью, жил и учил Мухаммед, глинобитная хижина, где он отдыхал и питался, и могила, где пророк был погребен.

Святыни Мекки и Медины имеют общеисламское значение.

Page 3

.

Буддизм — одна из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Он возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э.

и распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири.

Буддийское вероучение зиждется на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, благодаря мудрости и высшим моральным ценностям.

Ортодоксальные буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане или мусульмане. Однако они имеют свои святыни и предпринимают к ним индивидуальные путешествия в поисках духовного совершенства. До присоединения Тибета к Китаю в 1953 г. тысячи паломников отправлялись в долгий и опасный путь в священный город Лхаса.

Он расположен в Гималаях на высоте 3650 м. Здесь находятся монастырь и дворец Далай-ламы — духовного главы буддистов, В просторном многоэтажном дворцовом комплексе, возведенном в XVII в., насчитывается свыше I тыс. помещений, не менее Ю тыс. предметов поклонения и 20 тыс. статуй. Дворец был зимней резиденцией главы Тибета до 1959 г.

, пока нынешний Далай-лама XIV не эмигрировал в Индию.

Другая святыня буддийского мира расположена в городе Каиди (Шри- Ланка).

В самом центре города на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом храм Далида Малигака, в котором как величайшее сокровище хранится левый клык Будды.

По мнению верующих, это главное достояние страны, залог и гарантия ее суверенитета. Сегодня, кроме предметов, связанных с жизнью Будды, почитаются и его образы.

Центрами притяжения буддийских паломников являются многочисленные статуи Будды. Они достигают гигантских размеров и производят сильное впечатление. В японском городе Нара, недалеко от Осаки, в монастыре Тодайдзи, находится известная достопримечательность Японии — бронзовая статуя Великого Будды. К сожалению, талибами в Афганистане были разрушены самые крупные в мире изваяния Будды.

Источник: https://bstudy.net/722637/turizm/tsentry_hristianskogo_palomnichestva

Религиозный туризм. Иерусалим центры христианского паломничества

Центры христианского паломничества.:  В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное

Паломничество — это хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Зарождение паломничества связано с формированием в мире основных религиозных течений.

Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и международным.

Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико.

Это связано с тем, что паломники оставляют в стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей.

Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

В нашей стране религиозный туризм в настоящее время недостаточно развит.

Сохранившиеся до наших дней культовые постройки могут служить важными объектами религиозного туризма и паломничества в современной России. Среди них есть памятники различных эпох, начиная с XII — XIII вв.

и кончая XIX в., отражающие всю историю русского культового зодчества, неразрывно связанную с историей и культурой Российской империи.

Целесообразно выделить из них наиболее значимые объекты посещения религиозного туризма и основные места паломничества. В большей своей части они совпадают, и их можно включать в маршруты, как религиозного туризма, так и паломничества (либо совмещенных групп). Несовпадающие объекты характеризуются тем, что не отвечают цели поездки или туристов, или паломников.

Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России конфессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Два последних направления на туристическом рынке отсутствуют.

По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления:

а) монастыри и святыни, расположенные в России.

б) ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма).

б) дальнего зарубежья.

Паломнические поездки по России можно условно разбить на:

а) однодневные

б) 2 — 3 дневные

в) длительные

Религиозный туризм имеет три формы:

а) паломничество

б) экскурсионные туры по религиозной тематике

в) специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

По религиозным канонам паломническая поездка должна продолжаться не менее десяти дней и чаще всего приходится на религиозные праздники.

Экскурсионные туры по религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей.

Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого.

Индустрия религиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

* предприятия размещения — совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);

* предприятия питания — совокупность специализированных предприятий общественного питания;

* транспортные предприятия;

* религиозные объекты показа:

— культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);

— природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);

— объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр — это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников.

В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр — более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций.

Например, старейший монастырь Москвы, Свято_Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно.

Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого_либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни[10].

Иерусалим — крупнейший религиозный центр мира. Особое место среди мировых культовых центров занимает Иерусалим- святое место для приверженцев трех религий — иудаизма, христианства и ислама.

Евреи, исповедывающие иудаизм — наиболее раннюю монотеистическую религию, из которой во многом проистекает христианство, — едут в Священный город, чтобы побывать у Стены плача. Здесь, на небольшой площади перед Стеной, они скорбят о некогда разрушенном арабами храме.

Одетые во все черное ортодоксы раскачиваются в соответствии с внутренним ритмом своих обращений к Богу Яхве[15].

Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Самым важным пунктом их паломнической программы является храм Воскресения — главная святыня христианского мира.

Наиболее сильное впечатление остается у паломников, посетивших Иерусалим в канун Пасхи, когда в Святую Субботу в храме Воскресения совершается «схождение Благодатного Огня».

Мусульмане имеют в Иерусалиме свои знамения. Местом их притяжения является мечеть Омара — самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений.

Ее купол символизирует священную скалу, с которой, согласно религиозным представлениям, пророк Мухаммед вознесся на небеса.

Зычный крик муэдзина, многократно усиленный динамиками, пять раз в день разносится над холмами древнего города, призывая верующих к молитве[17].

Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли.

Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др.

Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них — терновый венец — находится в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII в.

Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи.

Ежегодно на этот крупнейший форум католической молоки съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

Другая святыня — капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находится в бельгийском городе Брюгге. Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу Тьери Эльзасскому.

По возвращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию. Раз в год в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге.

В ней принимают участие тысячи паломников.

Крест с надписью «Иисус из Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашла в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронзившее Христа.

Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известным центрам паломничества. Отдельные части «истинного креста» остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попади в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.

С точки зрения географии паломничества специальный интерес представляют чудотворные «черные» иконы и скульптуры Мадонны (Черная Мадонна), притягивающие широкие потоки пилигримов. На некоторых иконах лицо и руки Мадонны со временем потемнели от копоти свечей или химической реакции в краске.

Наиболее известные черные изображения Мадонны находятся в Австрии, Швейцарии, Германии. В Польше паломники устремляются в Ясна-Гуру, чтобы поклониться национальной святыне — иконе Ченстоховской Черной Мадонны. Поляки считают ее своей заступницей и приписывают ей чудеса и благодеяния.

В отдельные праздничные дни Ясна-Гуру посещают до 300 тыс. человек.

В пределах Рима находится государство-город Ватикан — центр католической церкви, резиденция ее главы — Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием. Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира.

Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии мира.

Источник: https://poisk-ru.ru/s13861t4.html

География религиозного и паломнического туризма

Центры христианского паломничества.:  В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др.

Для географического изучения широкой и весьма пёстрой картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

· христианская Европа,

· Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными религиями,

· Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными местными религиями,

· Северная Африка с преобладанием ислама,

· Западная и Восточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий,

· Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,

· Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, Джайнизма, сикхизма и ислама,

· Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма,

· Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства,

· Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма),

· Средняя Азия с господством ислама.

Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли.

Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др.

Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Крупнейшим центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн. христиан-богомольцев. В Вечном городе находятся всемирно известные соборы.

В пределах Рима находится государство-город Ватикан – центр католической церкви, резиденция – Папы Римского.

В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием.

Центры паломничества мусульман. Мусульмане имеют свои центры религиозного притяжения. Главным среди них считается г. Мекка в Саудовской Аравии. Путешествие в Мекку является одной из основных обязанностей мусульман. Другая их святыня находится в г. Медина, также расположенном в Саудовской Аравии. Святыни Мекки и Медины имеют общеисламское значение.

Центры буддистского паломничества. Буддизм – одна из трёх мировых религий, наряду с христианством и исламом. Ортодоксальные буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане или мусульмане.

Однако они имеют свои святыни и предпринимают к ним индивидуальные путешествия в поисках духовного совершенства. Вплоть до присоединения Тибета к Китаю в 1951 г. тысячи паломников отправлялись в долгий и опасный путь в священный г. Лхаса, что расположен в Гималаях на высоте 3650 м.

Здесь находятся монастырь и дворец Далай-ламы – духовного главы буддистов. Другая святыня буддистского мира расположена в г. Канди (Шри-Ланка).

Центрами притяжения буддистских паломников являются многочисленные статуи Будды. Они достигают гигантских размеров и производят сильное впечатление. В японском г. Нара, недалеко от Осаки, в монастыре Тодайдзи, находится известная достопримечательность Японии – бронзовая статуя Великого Будды.

Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики.

Такие поездки обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам.

По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщаться к духовным традициям.

Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляют интерес к Иордании. В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос.

Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию – наследницу великой Византии, колыбель православия, с её горными монастырями, монашеской республикой Афон, и Ватикан – центр католической церкви.

Религиозные достопримечательности привлекают туристов и во Францию.

География научного туризма с религиоведческими целями.Свои потоки формирует научный туризм с религиоведческими целями. Туристы устремляются к центрам не только монотеистических существующих религий, но и в страны с богатым политеистическим прошлым.

Это, – прежде всего Египет, а также Италия и Греция. Особый научный религиоведческий интерес представляет Восток – Индия, Китай, Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географию религиозного туризма и делают его потоки более полнокровными.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/1-78397.html

Мировые центры религиозного туризма

Центры христианского паломничества.:  В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное
 

   В российской и зарубежной литературе высказываются разные точки зрения на соотношение понятий «паломничество» и «туризм». Существует много концепций паломничества и туризма, иногда эти явления противопоставляются друг другу.

С точки зрения ЮНВТО, паломничество, как и экскурсирнно-познавательные поездки по святым местам, может быть отнесено к туризму. Специалисты, отстаивающие иную точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике.

Отсутствует единство мнений среди специалистов и по вопросу о том, что такое паломничество, каковы его признаки и отличительные черты.

     Исследования феномена паломничества носят междисциплинарный характер. Паломничество может входить в круг интересов богословов, религиоведов, философов, социологов, культурологов, антропологов, этнографов, географов и т.д.

     Паломничество в разных религиях и странах мира имеет много общего, в частности это касается мотиваций поездок. Феноменом в масштабах всей Земли является пешее паломничество.

Считается, что дойти пешком до монастыря, храма и храмового комплекса, святилища, своими силами подняться на святую гору даст больше духовных заслуг, чем приехать транспортом. Человек в буквальном смысле идет к Богу.

Можно привести много примеров пешего паломничества от Японии до Ирландии.

     Вместе с тем имеются и различия в понимании и толковании паломничества. Даже слова, которые переводятся на русский язык как «паломничество», лишь условно можно назвать синонимами. В православии в России употребляется слово паломничество, в западном христианстве — pilgrimage, в исламе — хадж и умра, в индуизме — тиртха-ятра.

В эти слова вкладывается разное значение. Например, выражение «тиртха-ятра» можно перевести на русский язык как «шествие (ятра) к святыне (тиртха)», однако дословно это выражение переводится как «путешествие к броду». Слово «тиртха» имеет много значений и их оттенков, однако они тесно связаны между собой.

Это паломнический центр, священный водоем (колодец), святая вода, полученная в результате совершения ритуала, монашеский орден. Буквально «тиртха» означает «брод» через океан страданий, в которых пребывает человек.

Тиртха-ятра может обозначать не только физическое перемещение человека в пространстве и во времени, но и внутренние усилия человека, находящегося в глубокой медитации. В этом смысле он тоже идет к высшим силам, но в результате работы над собой.

     Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. В большинстве случаев паломник является глубоко религиозным человеком с уже сложившейся системой ценностей.

 Он готов на время поступиться привычным образом жизни, кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения духовных и нравственных целей.

Он часто движим стремлением выразить благодарность высшим силам за блага, ниспосланные ими, и преданность вере, испытать собственные намерения и способности к подвижничеству, обрести смысл жизни.

     Паломничество подразумевает выполнение добровольно взятых на себя обязательств по преодолению трудностей. Оно символизирует готовность человека пожертвовать временным, иллюзорным и преходящим материальным во имя вечного духовного.

     Паломничество занимает важное место в религиозной системе, одной из подсистем общества. Религия может играть большую, а подчас доминирующую роль в жизни общества (средневековые Европа и Россия; многие мусульманские страны, Индия в наши дни) или иметь второстепенное значение. Церковь даже подвергалась репрессиям со стороны государства (СССР, Монголия, Китай, Камбоджа, КНДР в XX в.).

     Религия представляет собой единство религиозного сознания (религиозных доктрины и психологии людей), специфических действий (культа) и религиозных организаций. Паломничество имеет отношение ко всем трем компонентам религии.

Его необходимость отмечается в доктринах ряда религий и осознается отдельными людьми. Сотрудникам туристских фирм, другим специалистам, работающим с туристами, важно знать основные идейные доктрины существующих религий.

Прямо или косвенно они влияют на паломнические мотивации людей, их действия во время паломничества.

     Паломничество тесно связано с культом. С одной стороны, в паломничестве люди совершают те же действия, что и обычно. Скажем, верующие в России могут участвовать в крестном ходе как в своем городе, так и в отдаленном православном монастыре, который они посещают.

С другой стороны, паломничество часто связано с особыми культовыми действиями, мероприятиями, ритуалами. Например, во время хаджа в Мекку мусульмане семь раз обходят святилище Кааба против часовой стрелки.

Индусы-паломники, стекающиеся со всей Индии в священный город Варанаси, совершают ритуальное омовение в Ганге, а в Рамешвараме — в Индийском океане.

     Как уже отмечалось, паломнические поездки верующих обусловлены разными мотивациями. В религиозном мировоззрении, наряду с индивидуальными мотивациями, существует и санкционированная священными писаниями необходимость совершения паломничества.

Один из пяти столпов ислама предписывает необходимость каждому мусульманину хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в Мекку, священный город мусульман, находящийся в Саудовской Аравии.

Согласно священным писаниям буддизма, Будда, покидая этот мир, завещал своим последователям посещать места его рождения, просветления, первой проповеди и ухода в паринирвану. Посещение святых мест дает большие духовные заслуги.

     В разных странах и религиях паломничество совершают миллионы человек. Оно стало неотъемлемой частью социально-культурного ландшафта многих стран мира. Ученые выделяют следующие 11 макрорегионов паломничества.

     1) православные республики СНГ: Россия, Украина, Беларусь, Молдова;

     2) зарубежная Европа с доминированием католицизма и протестантизма с его многочисленными течениями;

     3) Северная Америка с доминирующим положением христианства;

     4) Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными народными верованиями коренного населения;

     5) Северная Африка с преобладанием ислама;

     6) Восточная и частично Западная Африка с преобладанием ислама и наличием центров христианства и традиционных народных верований;

     7) Западная Азия с доминированием ислама и анклавами христианства и иудаизма;

     8) Южная Азия с распространением индуизма, буддизма и ислама, а также центрами христианства, сикхизма и джайнизма;

     9) Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, наличием христианства и анклавамииндуизма;

     10) Восточная Азия с господством буддизма, христианства, синтоизма, участками христианства и ислама;

     11) Средняя Азия с господством ислама; Центральная Азия (Тибет) с преобладанием буддизма.

     Индустрия религиозного туризма

     Индустрия регигиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

      В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

  1. предприятия размещения — совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);
  2. предприятия питания — совокупность специализированных предприятий общественного питания;
  3. транспортные предприятия;
  4. религиозные объекты показа:
  • культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);
  • природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);
  • объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).

     В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр — это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников.

В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр — более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций.

Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно.

Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.  

     Европа

     В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связанно с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли.

Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим  (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др.

Миллионы паломников устремляться в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться в исходящей от них благодати.

     Особенно почитаемы у христиан реликвии, священные с крестными муками смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них – терновый венец — находиться в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XXII  в.

Венец находится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они проводятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 1985г.

Ежегодно на этот крупнейший форум католической молодежи съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

     По преданию, тело Иисуса после смерти было обернуто в кусок льняной ткани, пропитанной миром и елеем, и помещено в пещеру в скале. Саван бережно сохранили и стали ему поклоняться как священной реликвии. Однако на протяжении последующих веков было создано немало его подделок. К середине XIX в. Осталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность.

Самая известная среди них  — — саван, подаренный Людовику Савойскому в XV в. При пристальном рассмотрении на ткани видны очертания ранами и ссадинами на теле. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина (Италия). Один рез в четверть века она выставляется на всеобщее обозрение. В такие годы Турин посещают до 3млн паломников. В 1978 г.

Люди выстаивали в очереди по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.

     Другая святыня — капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находятся в бельгийском городе Брюгге. Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу Тьерри Эльзасскому. По возвращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию.

Сегодня каждую пятницу священную кровь в хрустальном сосуде моно увидеть, а во время праздника Дней крови – поцеловать святыню. Раз в год в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная Процессия проходит по улицам Брюгге.

В ней принимают участие тысячи паломников.

     Крест с надписью «Иисус из Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашли в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства.

Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронизавшее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известных центрам паломничества. Отдельные части «Истинного креста» остались в Константинополе (совр.

Стамбул), другие попалив Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.

     Многие Центры христианского  паломничества связаны с именем Демы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Две трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются  в места явления образа Марии. Однако из таких чудес произошло в XIX в. В небольшом мало примечательном селе Лурд, что расположено на юге Франции.

Образ Пресвятой Девы явился местной девушке. С тех пор интерес к этому месту не ослабевает. Миллионы паломников стекаются сюда  в ожидании новых явлений. Они посещают Грот-де-Массабьель, где предстало видение, и комплекс неземных и подземных церквей вокруг него. Сегодня Лурд – второй после Рима культовый центр по числу христиан — пилигримов (4,6 млн. человек в год).

Подобные святые места существуют в Испании, Португалии.

Источник: https://www.freepapers.ru/107/mirovye-centry-religioznogo-turizma/34896.220889.list1.html

§ 3. География религиозного туризма

Центры христианского паломничества.:  В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное

Историяпаломничества. Существенноевлияние на туристские потокиоказывает религиозная мотивация. Историярелигиозноготуризма уходит корнями в века.

Ранние,надежно засвидетельствованныесведения о путешествиях с культовымицелями относятся кпериоду Античности. Древние греки иримляне посещали святилищаи храмы. Самый известный культовый центрЭллады находилсяв Дельфах.

Он имел общегреческое значениеблагодаря своемуоракулу. Многочисленные странникиприходили сюда, чтобы предсказанияжрицы-прорицательницы Пифии.

Вэпоху Средневековья миграция порелигиозным мотивам, продолжаяразвиваться, приобретает новые черты.Паломничество принимаетмассовый характер в своеобразной формеКрестовых походов.Они предпринимались под знаменем борьбыпротив «неверных» (мусульман) иосвобождения от них святых мест христиан.

Паломническоедвижение заметно расширяется в XVи особенно в XVIв. Вместе с ростом его масштабовусиливается неоднородность потоков.Для многих из тех, кто отправлялся наСвятую землю, паломничество служилолишь прикрытием для реализации своихинтересов, подчас очень далеких отвероисповедания.

Среди пилигримов былидворяне, искавшие посвящения в рыцарив Иерусалиме у Гроба Господня, политическиеи военные агенты королей, стремящиесяовладеть оккультными знаниями, творческиеличности, например Юстус Тенеллус иВильгельм Постель, которые по поручениюкороля Франции Франциска IIсобирали в Палестине рукописи дляпарижской библиотеки, наконец, купцы,путешествующие с торговыми целями.

ВXIXв. «священные путешествия» принимаюторганизованные формы. Начиная с 1861 г.ежегодно во Франции снаряжалсяпаломнический караван в знак покаянияза преступления республиканскогоправительства против церкви. Число егоучастников достигало 300—400 человек. Сконца 1870-х годов францисканцы сталиотправлять такие же караваны из Вены иМюнхена.

Сегодня, как имного веков назад, религиозные убежденияявляются одним из главных мотивовпутешествий. Каждый год свыше 200 млн.человек в мире совершают паломничество.Из них 150 млн. христиан, 20—30 млн. индуистов,40 млн. буддистов, мусульман, синтоистови др.

Верующие странствуют для поклонениясвятыням в надежде обрести душевноеспокойствие, избавиться от тяжкогонедуга, ощутить единение с духовноблизкими людьми.

Они отправляются впуть, чтобы исполнить наложеннуюепитимью, воздать хвалу высшим силамза обретенную благодать или простовыразить благодарность вере, наполняющейих жизнь смыслом.

Для географическогоизучения широкой и весьма пестройкартины паломничества используетсярайонирование. В мире выделяются 11макрорегионов паломничества:

  • христианская Европа,

  • Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными другими религиями,

  • Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями,

  • Северная Африка с преобладанием ислама,

  • Западная и Восточная Африка, где господствует ислам и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий,

  • Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,

  • Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама,

  • Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма,

  • Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства,

  • Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма), Средняя Азия с господством ислама.

Каждый макрорегионизвестен прежде всего мировыми центамипаломничества. Они принимают международныепотоки верующих и нередко совмещаютрелигиозную специализацию с функциямиадминистративного, промышленного,культурного и туристского центров.Кроме того, в макрорегионах существуютобъекты религиозного поклонениянационального и местного значения.

Иерусалим— крупнейший религиозный центр мира.Особоеместо среди мировых культовых центровзанимает Иерусалим— святое место дляприверженцев трех религий — иудаизма,христианства и ислама.

Евреи, исповедывающиеиудаизм — наиболее раннюю монотеистическуюрелигию, из которой во многом проистекаетхристианство, — едут в Священный город,чтобы побывать у Стены плача. Здесь, нанебольшой площади перед Стеной, онискорбят о некогда разрушенном арабамихраме.

Одетые во все черное ортодоксыраскачиваются в соответствии с внутреннимритмом своих обращений к Богу Яхве.

Для христианИерусалим связан с земным пребываниемИисуса Христа. Самым важным пунктом ихпаломнической программы является храмВоскресения — главная святыняхристианского мира.

Каждый верующийстремится посетить этот храм, поклонитьсяего реликвиям — Голгофе, камню Помазания,Живоносному Гробу Господня — и помолиться.Склеп, символизирующий место захороненияСына Божия, плотно окружен молельнямиразных христианских конфессий.

Римскиекатолики возносят славу Богу рядом сосклоненными в скорбном молчанииармянскими священнослужителями. Тутже шепчут слова молитвы сирийскиеортодоксы.

В приделе, наполненном душнымладанным дымом и характерными африканскимиритмами хорового пения, отправляют своиобряды эфиопы. В другом хоре, чторасположен по соседству, молятся греки.Никто никому не мешает, каждыйсконцентрирован на своем.

Наиболее сильноевпечатление остается у паломников,посетивших Иерусалим в канун Пасхи,когда в Святую Субботу в храме Воскресениясовершается «схождение БлагодатногоОгня». Для верующих это событие имеетособый смысл и означает, что Господьдарует человечеству еще один год жизни.

В часовню, возведенную непосредственнонад Гробом Господня, входит иерусалимскийпатриарх. Двери опечатываются. Околоних несут караул стражники. Многочисленныехристиане-паломники, прибывшие со всегомира, с затаенным волнением ждут выходапатриарха.

Наконец, он появляется сгорящими свечами, от которых собравшиесяс восторженными криками, со слезамирадости на глазах зажигают свои свечи.

Мусульмане имеютв Иерусалиме свои знамения. Местом ихпритяжения является мечеть Омара —самое старое из дошедших до наших днейисламских культовых строений.

Ее куполсимволизирует священную скалу, с которой,согласно религиозным представлениям,пророк Мухаммед вознесся на небеса.

Зычный крик муэдзина, многократноусиленный динамиками, пять раз в деньразносится над холмами древнего города,призывая верующих к молитве.

Центрыхристианского паломничества.Вотличие от Иерусалима, воплощающего всебе удивительное разнообразиерелигиозныхсвязей, большинство центров паломничествасвязано с однойрелигией. В христианском мире существуетмного святых мест вразличных районах Земли.

Но наиболеепочитаемые среди них находятсяв Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд(Франция), Фатима (Португалия), Варшава(Польша), Монсеррат (Испания) идр.

Миллионы паломников устремляютсяв эти центры в надежде увидетьчудесное явление или поклонитьсясвященным реликвиям иприобщиться к исходящей от них благодати.

Особеннопочитаемы у христиан реликвии, связанныес крестнымимуками и смертью Иисуса Христа. Наиболееизвестное из них— терновый венец — находится в Париже,всоборе Нотр-Дам. Онбыл продан константинопольскимимператором французскомукоролю в XIIIв.

Венец покоится на хрустальном кольце,и еговыставляют для поклонения в СтрастнуюПятницу при стечении большогочисла пилигримов. Много паломниковсобирается здесь и вовремя Всемирных дней христианскоймолодежи. Они проводятсяпо инициативе Папы Римского ИоаннаПавла IIначиная с 85г.

Ежегодно на этот крупнейший форумкатолической молокисъезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

Попреданию, тело Иисуса после смерти былообернуто в кусокльняной ткани, пропитанной мирром иелеем, и помещено в пещерув скале. Саван бережно сохранили и сталиему поклоняться каксвященной реликвии. Однако на протяжениипоследующих вековбыло создано немало его подделок.

Ксередине XIXв. осталось 42 плащаницы, претендующихна подлинность. Самая известнаясреди них — саван, подаренный ЛюдовикуСавойскому в XVв. припристальном рассмотрении на ткани видныочертания мужчиныс терновым венцом на голове и многочисленнымиранами и ссадинамина теле.

Плащаница хранится в серебряномбронированномларце в кафедральном соборе Турина(Италия).Один раз в четвертьвека она выставляется на всеобщееобозрение. В такие годы Туринпосещают до 3 млн. паломников. В 1978 г.

люди выстаивали в очередипо 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.

Другаясвятыня — капли крови, традиционноприписываемые Иисусу Христу, находитсяв бельгийском городе Брюгге.Некогдаиерусалимский патриарх передал их вдар крестоносцу графу ТьериЭльзасскому. По возвращении из походаон выстроил капеллу, гденадлежало хранить реликвию.

Сегоднякаждую пятницу священнуюкровь в хрустальном сосуде можно увидеть,а во время праздникаДней крови — поцеловать святыню. Раз вгод в четверг на Страстной неделереликвия в красивом ларце из серебра изолотавыносится из капеллы. Торжественнаяпроцессия проходит по улицамБрюгге.

В ней принимают участие тысячипаломников.

Крестс надписью «Иисус из Назарета ЦарьИудейский», на которомраспяли Иисуса Христа, нашла в ИерусалимеСвятая Елена, матьримского императора КонстантинаВеликого, содействовавшегораспространению христианства. Она жеотыскала несколько святыхгвоздей и копье, пронзившее Христа.

Современем эти реликвииразошлись по всему христианскому миру,положив начало известнымцентрам паломничества. Отдельные части«истинного креста»остались в Константинополе (совр.Стамбул), другие попадив Александрию, Дамаск, Антиохию (совр.Антакья), а также на Кипри в Закавказье.

Многиецентры христианского паломничествасвязаны с именемДевы Марии. Ее культ особенно развит укатоликов. Две трети из 6 тыс. святынь вЕвропе посвящены Богоматери. Широкиепотокипилигримов направляются в места явленияобраза Марии. Одно изтаких чудес произошло в XIXв. в небольшом малопримечательномселе Лурд,чторасположено на юге Франции.

ОбразПресвятойДевы явился местной девушке. С тех поринтерес к этому месту неослабевает. Миллионы паломников стекаютсясюда в ожидании новых явлений. Онипосещают Грот-де-Массабьель, где предсталовидение,и комплекс наземных и подземных церквейвокруг него. СегодняЛурд — второй после Рима культовыйцентр по числу христиан-пилигримов(4,6 млн. человек в год).

Подобные святыеместасуществуют в Испании, Португалии,Мексике.

Сдавних времен люди стремились изобразитьто, во что надлежаловерить. Они создавали статуи, иконы,которые становились предметом поклонениямногочисленных паломников.

Некоторыеиз них неожиданно начинают плакать илиулыбаться, иногда их головы украшаютвенки из неувядающих цветов. Эти феноменыизучаютсяучеными, но они пока не могут дать имнаучное объяснение.

Верующие же усматривают в том проявлениебожественногоначала.

Сточки зрения географии паломничестваспециальный интереспредставляют чудотворные «черные»иконы и скульптуры Мадонны(Черная Мадонна), притягивающие широкиепотоки пилигримов.На некоторых иконах лицо и руки Мадоннысо временемпотемнели от копоти свечей или химическойреакции в краске.

Какие-то статуи Девы Марии изначальнобыли выполнены из темных пород дерева.Наиболее известные черные изображенияМадоннынаходятся в Австрии, Швейцарии, Германии.В Польше паломникиустремляются в Ясна-Гуру,чтобыпоклониться национальнойсвятыне — иконе Ченстоховской ЧернойМадонны.

Полякисчитают ее своей заступницей и приписываютей чудеса и благодеяния.В отдельные праздничные дни Ясна-Гурупосещают до300 тыс. человек.

Кромекульта Иисуса Христа и Богоматери, вхристианстве почитаютсямногие святые. Места, связанные сихименами, такжеявляются центрами паломничества.

Например, Неапольизвестенупилигримов прежде всего благодаряСвятому Януарию, покровителюгорода.

В великолепно оформленнойкапелле собора Сан-Дженнарохранятся череп святого и сосуды с егозапекшейсякровью, обладающей загадочным свойствомпериодически плавится.Впервые этот феномен был отмечен в IVв. и с тех пор теряетсянесколько раз в году.

Крупнейшимцентром христианского паломничества,где можно поклонитьсясразу многим святыням, является Рим.Ежегодноего посещают8 млн. христиан-богомольцев. В Вечномгороде находятся смирноизвестные соборы. Один из них —Сан-Джованни-ин-Латерано был основан вIVв.

, неоднократно разрушался и вновьвосстанавливался.Его величают «матерью и главой всехцерквей Римаи земли».

В нем собраны священныереликвии: головы святых Петраи Павла, иудейский Ковчег Завета, святойжезл Аарона, накидкаМарии, часть стола, за которым проходилаТайная Вечеря,перекладина «истинного креста». Донаших дней сохранилась святаялестница.

Она была привезена изиерусалимского дворца Пилата. Попреданию, по ней вывели Иисуса Христана казнь. Поднятьсяпо 28 мраморным ступеням можно, лишьпреклонив лена.В настоящее время Сан-Джованни-ин-Латераноявляется кафедральнымсобором Рима.

Впределах Рима находится государство-городВатикан— центркатолическойцеркви, резиденция ее главы — ПапыРимского. В Ватиканесосредоточены ценнейшие сокровищакультуры, в частностисобор Святого Петра, поражающий своимвеличием и великолепием.Миллионы паломников стекаются сюда совсего мира.

По обычаюони прикладываются губами к стопезнаменитой скульптурыПредводителя Апостолов, уже стершейсяот поцелуев несколькихпоколений богомольцев. Особенномноголюдно в Ватикане в праздниккатолической Пасхи, когда Папаблагословляет толпу собравшихся наплощади Святого Петра.

Благословенноеслово ВерховногоОтца всех католиков с особой силойпроникает в души исердцаверующих.

Вышеназванныехристианские святыни не исчерпываютполногоих перечня. Такого количества иразнообразия предметов и месткультового поклонения, как в христианстве,нет ни в одной другойрелигии мира.

Центрыпаломничества мусульман.Мусульманеимеют свои центрырелигиозного притяжения. Главным срединих считается МеккавСаудовской Аравии. Слово «мекка» сталосинонимом паломничествадалеко за пределами мусульманскогомира, но лишь приверженцамислама разрешается посещать священныйгород, где, согласнорелигиозному учению, родился пророкМухаммед.

В праздниккурбан-байрам исповедующие исламстягиваются к храму Кааба. Он представляетсобой большой грубый куб, сложенный изсеро-зеленых гранитных блоков.

В основеего — почти правильный квадрат, однадиагональ которого проходит с северана юг, а другая — с запада на восток, чтосвидетельствует об определенном,изначально заложенном астрономическомсмысле.

В углу Каабы находится черныйкамень, вероятно, метеоритногопроисхождения. По преданию, его поместилтуда сам Мухаммед.

Кааба расположенав мечети аль-Харам — самом большом вмире храме под открытым небом. Каждыйгод на богомолье на его территориисобираются до 2 млн. человек.

Они входятв храм через Врата мира, сняв обувь ипереступив правой ногой через порог,медленно проходят извилистыми коридорамимимо залов и ниш, где в молитвенной позечитают Коран целые семьи, и приближаютсяк главному пространству храма. В центреего помещена Кааба.

Паломники семь разобходят вокруг Каабы в направлениипротив часовой стрелки, прежде чемприкоснуться к черному камню и поцеловатьего. Мусульмане совершают этот ритуал,прикрыв тело белым ихрамом — двумякусками ткани определенной длины.

Традиция предписывает паломникам братьихрам домой, чтобы позже использоватьего как погребальный саван. Путешествиев Мекку является одной из основныхобязанностей мусульман. Другая ихсвятыня находится в г. Медина, такжерасположенном в Саудовской Аравии.

Медина— современныйарабский город, с шестиполоснымиавтомагистралями. По сравнению с Меккойземля здесь плодороднее, поэтому городутопает в зелени. Мечеть в Медине уступаетпо размеру храму аль-Харам, но отличаетсяудивительной красотой.

Розовый гранитукрашен изразцами и мозаикой, чеканнымиузорами и золотом. Посреди мечетиогорожены место, где, по существующемуповерью, жил и учил Мухаммед, глинобитнаяхижина, где он отдыхал и питался, имогила, где пророк был погребен.

СвятыниМекки и Медины имеют общеисламскоезначение.

Центрыбуддийского паломничества.Буддизм— одна из трех мировых религий, нарядус Христианством и исламом. Он возник вДревней Индии в VI—Vвв. до н. э.

и затем распространился вЮго-Восточной и Центральной Азии, отчастив Средней Азии и Сибири.

Буддийскоевероучение зиждется на внутреннемстремлении человека к духовному озарению(нирване), которое достигается с помощьюмедитации, мудрости и высших моральныхценностей.

Ортодоксальныебуддисты не совершают паломничества втом числе, какой вкладывают в негохристиане или мусульмане. Однако ониимеют свои святыни и предпринимают кним индивидуальные путешествия в поискахдуховного совершенства. Вплоть доприсоединения Тибета к Китаю в 1951 г.тысячи паломников отправлялись в долгийи опасный путь в священный г.

Лхаса,чторасположен в Гималаях на высоте 3650 м.Здесь находятся монастырь и дворецДалай-ламы — духовного главы буддистов.В просторном многоэтажном дворцовомкомплексе, возведенном в ХVIIв., насчитывается свыше 1000 разныхпомещений, не менее 10тыс. предметовпоклонения и 20 тыс. статуй. Дворец былзимней резиденцией главы Тибета до 1959г.

, пока нынешний Далай-лама XIVне эмигрировал в Индию.

Другаясвятыня буддийского мира расположенав г. Канди(Шри-Ланка).В самом центре города на берегуискусственного озера стоит обнесенныйрвом храм Далида Малигава, в которомкак величайшее сокровище хранится левыйклык Будды. По мнению верующих, это —главное достояние страны, залог игарантия ее суверенитета.

Историяреликвии таинственна. По преданию, вмомент кремации иного тела Будды одиниз его учеников выхватил из погребальногокора зуб. В течение восьми веков онхранился в Индии, затем с началомМеждоусобных войн зуб в целях безопасностибыл переправлен на Шри-Ланку. Туда егопривезла, спрятав в своей прическе,индийская принцесса Хемалатха.

Каждый год в концеиюля — начале августа в Канди проходятпышные торжества Перахера по случаювыноса священной реликвии из храма. Вних принимают участие буддисты со всегомира.

На богато украшенном слоне святынюпровозят по улицам города. ПроцессияЗуба напоминает карнавальное шествиес факельщиками, музыкантами, танцорамии слонами.

Оно перерастает во всеобщийкрасочный праздник, продолжающийся 10дней.

Хотясам Сиддхартха Гаутама, считающийсяоснователем буддизма, выступал противпоклонения образам и владения материальнымиблагами, буддийская церковь на протяжениивеков смогла накопить несметныесокровища, состоящие из подношенийверующих. Вплоть до Iв. н. э. в памятниках буддийского искусстваБудда не изображался. Запечатлевалисьлишь символы, имевшие отношение к егоучению. Сегодня, кроме предметов,связанных с его жизнью, почитаются иобразы Будды.

Центрамипритяжения буддийских паломниковявляются многочисленные статуи Будды.Они достигают гигантских размеров ипроизводят сильное впечатление. Вяпонском г. Нара,недалекоот Осаки, в монастыре Тодайдзи, находитсяизвестная достопримечательность Японии— бронзовая статуя Великого Будды.Сидячая фигура достигает в высоту 16 м.

Правая рука Будды с открытой ладоньюпротянута вперед в знак благословения,положение левой руки символизируетисполнение желаний. Рядом с Буддойустановлена деревянная колонна снебольшим отверстием, через котороекаждый паломник пытается пролезть. Поубеждению верующих, в случае успеха онокажется в раю. Пилигримы стекаютсясюда по два, по три, иногда поодиночке.

Их легко можно отличить в толпе туристов.

Географияэкскурсионного туризма религиознойтематики.Близкиепаломничеству потоки формируютсяэкскурсионным туризмом религиознойтематики. Такие поездки обычно не стольпродолжительны, как странствия верующих,рассчитаны на детей и взрослых,организуются в любое время года и непривязаны к культовым праздникам.

Еслидля богомольца важен духовный момент,то турист отправляется в путешествиепо Святым местам с культурно-познавательнойцелью. В некоторых турах одновременномогут участвовать как паломники, так итуристы.

По маршруту они посещаюткультовые святыни и архитектурныепамятники прошлого, что позволяетсветским людям приобщиться к духовнымтрадициям. Проведение подобных туровтребует скрупулезной подготовки. Группаподбирается особенно тщательно, чтобыв нее не попали люди, которым абсолютночужды вера и уважение к церкви.

Еесопровождают хорошо знающий темуэкскурсовод, желательно человек верующий,и представитель церкви. С помощьюпоследнего собравшиеся получаютпредставление о духовных ценностях.

Помимо Израиля сего раннехристианскими и мусульманскимипамятниками, туристы такого родапроявляют интерес к Иордании. В историихристианства эта земля упоминается вВетхом и Новом Заветах. Здесь протекаетрека Иордан, в водах которой крестилсяХристос.

Широкие туристские потоки сознакомительными целями направляютсяв Грецию — наследницу великой Византии,колыбель православия, с ее горнымимонастырями, монашеской республикойАфон, и в Ватикан — центр католическойцеркви. Религиозные достопримечательностипривлекают туристов Францию.

57% памятников,составляющих ее национальное достояниеи находящихся под охраной государства(включая придорожные кресты и надгробия),представляют религиозные объекты,действующие культовые или памятные.

В странах бывшегосоциалистического лагеря религиозноенаправление в туризме стало развиватьсясравнительно недавно, в результатепереосмысления роли религии в жизниобщества. Долгими десятилетиямигосударство искореняло религию, чтобызаменить ее коммунистической идеологией.

В таких условиях религия была обреченана выживание и не могла оказыватьсколько-нибудь заметное влияние натуризм. Святыни, в лучшем случае,рассматривались как эстетическипривлекательные места для иностранныхтуристов. Сегодня картина постепенноменяется.

У населения растет потребностьв духовных ценностях, усиливаетсяинтерес к памятникам религиознойкультуры, жизни церкви, в частностимонастырей, ставших важными центрамидуховного возрождения.

Религия, всеглубже проникая в общественные отношения,отрывает новые горизонты для туристскихобменов.

Географиянаучного туризма с религиоведческимицелями. Своипотоки формирует научный туризм срелигиоведческими целями. Туристыустремляются к центрам не толькомонотеистических существующих религий,но и в страны с богатым политеистическимпрошлым.

Это — прежде всего Египет, атакже Италия и Греция. Особый научныйрелигиоведческий интерес представляетсток — Индия, Китай, Япония.

Поездкиспециалистов немногочисленны, но онирасширяют географию религиозноготуризма и делают его потоки в целомболее полнокровными.

В связи с ростомспроса на религиозные туры за рубежомпоявились фирмы, специализирующиесяна организации путешествий в сотрудничествес церковью.

Последняя, принимая вовнимание гуманистическую направленностьтуризма, для привлечения клиентурыопубликовала документ под названием«Моленья-прощенья, паломничества и иххудожественный и архитектурный аспект».

Он распространяется, в частности, вПольше и других странах Центральной иВосточной Европы через религиознуюпрессу, с помощью деловых партнеров потуризму, а также на выставках и биржах.Таким путем церковь и соответствующиефирмы участвуют в формировании туристскихпотоков.

Разного родаорганизации и учреждения, в свою очередь,оказывают влияние на их направленность.Во Франции существует Фонд по культурными международным мероприятиям в горах,призванный защищать и пропагандироватькультурное наследие страны.

На средствагосударственных и муниципальных структурон провел реставрацию часовен и церквейв отдаленных горных местностях иразвернул рекламу для привлечениявнимания и интереса туристов к ним.

Кроме этого Фонда, во Франции образованаНациональная ассоциация директоровепархий по паломничеству, объединяющаяфранцузских и зарубежных религиозныхдеятелей.

В союзе с профессионаламитуризма она прилагает усилия к улучшениюдуховных, моральных и техническихусловий для паломничества, а такжеготовит организаторов и руководителейтуристского дела. Большую помощь храмамв приеме индивидуальных туристов ипаломников оказывает Ассоциациясвященников Святых мест. Развитиюрелигиозного туризма уделяется вниманиеи в других странах.

Источник: https://studfile.net/preview/5265685/page:37/

Scicenter1
Добавить комментарий