Декарт — методическое сомнение и доверие разуму: Жизнь. Француз Рене Декарт (Rene Descartes, 1596-1650) изучал

Декарт — методическое сомнение и доверие разуму

Декарт - методическое сомнение и доверие разуму:  Жизнь. Француз Рене Декарт (Rene Descartes, 1596-1650) изучал

Лекция 9.

Проблема субстанции и гносеологические дискуссии философии Нового Времени.

План.

1. Ф. Бэкон как родоначальник европейской науки, идолы разума, индуктивный метод познания.

2. Рене Декарт как основатель рационалистической методологии познания.Учение о методе.

3. Этика и учение о субстанции Б. Спинозы.

4. Сенсуализм Локка, учение о превичных и вторичных качествах.

5. Субъективный идеализм Беркли.

Литература.

1) Нарский Э. В. Западноевропейская философия XVIII в. – М., 1975.

2) Нарский Э. В. Западноевропейская философия XVII в. – М., 1973.

3) Соколов В. В. Европейская философия XV – XVIII вв. – М., 1974.

Социально-экономические, идейные предпосылки философии Нового Времени.

XVII век является переломным в европейской истории. Развивается капитализм, происходит перестройка экономической, социальной и политической жизни.

Первые буржуазные революции (в Нидерлан­дах и Англии) отгремели именно в этом столетии. Не менее ра­дикальные события развивались и в сфере духа. Здесь на первый план вышла наука. Ее стремительное развитие в XVII в.

по праву именуется научной революцией. Достижения в этой сфере были велики и многообразны:

Становление экспериментально-математического естествознания

И. Кеплер (1571—1630) формулирует законы движения планет (Солнечной системы).

Г. Галилей (1564—1642) закладывает основы классической фи­зики. Он объявляет решительную войну схоластике и телеологии; настаивает на экспериментальном изучении сил природы и их математическом описании.

Э. Торичелли (1577—1644) открывает атмосферное давление.

Р. Бойль (1627—1691) создает основы аналитической химии, вводит понятие химического элемента, изучает свойства газов.

И. Ньютон (1643—1727) формулирует классические законы механики, открывает закон всемирного тяготения, создает корпускулярную теорию света и т.д.

С развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научных исследований. На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч empeiria — опыт) — направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности научно организованный опыт или эксперимент.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности.

• К отличительным особенностям развития западноевропейской философии XVII в. обычно относят следующие ориентация на гносеологические проблемы; главная задача – философии разработка методологии науки;

• в онтологии центральной оказывается проблема субстан­ции (Декарт, Спиноза, Лейбниц);

• в области взаимоотношений с религией большинство фи­лософов переходит на позиции пантеизма и деизма;

• поставив в центр своих философских систем мыслящего
субъекта, философы XVII в. начали утверждать приоритет
человеческого разума
не только в познании, но и в области
нравственности, политики, права и других социальных образований.

Ф. Бэкон

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (15611626).В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опы­тов для обнаружения истины.

Он считал, что философия должна иметь прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господство­вать над природой можно, только подчиняясь ее законам. Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание сила».

Могуществен тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, явля­ется наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый дол­жен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения еди­ничных фактов кшироким обобщениям, т.е. применять индук­тивный метод познания.

В своем трактате «Новый органон» Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он возжег факел новой науки — методологии экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно собрать богатую жатву научных открытий.

Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков».

«Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей (склонность к принятию желаемого за действительное, доверие непосредственному опыту, не основанное на более тщательном изучении того, какими в действительности являются воспринимаемые вещи);

«Призраки пещеры» заклю­чаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от вос­питания, вкусов, привычек отдельных людей;

«Призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячи­ми представлениями и мнениями без критического к ним отноше­ния; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был».

«Призраки театра» — склонность слепо верить авторитетам.

Обращает на себя внимание тот принципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Наука состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию и философию.

Бэкон стоял на пози­ции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естест­венным светом разума.

Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом..

Универсальный метод науки — индукция.Очистив разум от идолов, следует выбрать надежный источник познания. Таковым, по Ф. Бэкону, может быть только практический опыт, эксперимент. Философ ориентирует науку на поиск своих открытий не и древних текстах, а в поле, мастерской, в природе.

При этом из всех общенаучных методов познания наибольшим доверием Ф. Бэкона пользуется индукция, которую он стремится превратить в универсальный метод науки. (Индукция — это способ рассуждения, при котором общий вывод делается m основе обобщения ряда частных посылок.

) Устанавливать законы в какой-либо области можно только двигаясь от изучения единичных фактов к общим положениям.

Определяя индукцию как истинный метод, Ф. Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции (при которой суждение о частном случае выносится на основе общего правила) и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных и не отрываться от опыта, эксперимента.

Т.о., Бэкон — основоположник ме­тодологии опытного научного исследования. Он предложил целую программу просвещения людей и борьбы против невежества и предрассудков.

Декарт — методическое сомнение и доверие разуму.

Жизнь. Француз Рене Декарт (Rene Descartes, 1596—1650) изучал схоласти­ческую философию в иезуитской коллегии Ла-Флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует на­дежное основание.

Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был ка­толиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В круг его интересов входила верховая езда, музыка, фехтование и танцы.

В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сфор­мулировал основные идеи своего метода. Спустя десять лет он перебрался в Гол­ландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине.

Шведская зима оказалась для него слишком су­ровой, он заболел и умер в феврале 1650 г.

Труды. Его основные произведения включают Рассуждение о методе (Discours de la methode, 1637) и Метафизические размышлении.

Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве на­учного идеала рассматривает дедуктивную систему. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.

Если философия должна быть дедуктивной системой типа Ев­клидовой геометрии, то тогда необходимо найти полностью определенные и истинные предпосылки (аксиомы).

Этот научный идеал, заимствованный Декартом из математи­ки и выражающий некоторые особенности научного метода, под­водит его к вопросу о том, как можно найти абсолютно очевид­ные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы.

Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомне­ние. Оно является средством исключения всех положений, в кото­рых мы можем логически сомневаться, и средством поиска поло­жений, которые логически несомненны.

Именно такие бесспор­ные положения мы можем использовать в качестве предпосылок нашей дедуктивной системы.

Методическое сомнение, таким образом, нацелено на нахож­дение не того, в чем обоснованно или необоснованно можно сомне­ваться, а того, в чем логически возможно сомневаться. Методиче­ское сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктив­ной философской системы.

1) Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действи­тельно были и остаются несогласными по многим вопросам.

2) Как обстоят дела с нашими чувственными восприятиями? Возможно ли логически сомневаться в них? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная.

Следовательно, мы обладаем двумя противореча­щими друг другу чувственными впечатлениями об одной и той же
вещи. На практике мы доверяем одним ощущениям больше, чем другим.

Мы убеждаемся в том, что, например, башня на самом деле оказывается квадратной, потому что она выглядит квадрат­ной, когда мы подойдем к ней ближе, хотя и выглядит круглой издалека. Более того, практически мы можем попросить других лю­дей проверить, правильно ли мы думаем, что мы видим.

Следова­тельно, на практике мы не имеем, как правило, проблем с опре­делением того, является ли в действительности башня круглой или квадратной.

Но этот пример показывает, что наши чувства могут ошибать­ся и что мы не обладаем иными средствами проверки нашего чувст­венного впечатления, кроме как с помощью другого чувственного впе­чатления.

Однако если может ошибаться одно чувственное впечат­ление, то тогда в принципе может ошибаться и другое впечатление, которое мы используем для проверки первого.

И если мы пожелаем проверить это другое, «контрольное», впечатление, те мы должны снова использовать третье чувственное впечатление, которое также может быть в принципе ошибочным. Это может повторяться до бесконечности. Следовательно, логически возможно сомневать­ся во всех чувственных впечатлениях.

Итак, наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно оче­видными предпосылками для дедуктивной философской системы.

3) В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. Эти состояния определенно явля­ются чувственными восприятиями. По этой причине он может в принципе сомневаться в том, в каком состоянии он находится.

4) Наконец Декарт рассматривает логику, где он снова приме­няет методическое сомнение к используемому в ней критерию.

У нас нет других способов проверки рассуждения, как прибегнуть к другим рассуждениям. И если может быть ошибочным первое рассуждение, то тогда могут быть ошибочными и другие рассуж­дения.

Таким образом, мы, в принципе, можем сомневаться в логических аргументах.

Мы видели, что, применяя ме­тодическое сомнение, Декарт опровергает претензии философии, чувственного восприятия и логики на обоснованное знание. Ни один из этих видов знания не является абсолютно определенным для использования в качестве предпосылки в дедуктивной фило­софской системе, которую он хочет создать

Существует ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневать­ся? Да, отвечает. Декарт. В принципе мы не можем сомневаться в том, что обладаем сознанием, и в том, что существуем.

Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Мы, следовательно, имеем «кандидата», который выдержал испытание.

В декартовой формулировке этот канди­дат имеет форму утверждения: «Я мыслю, следовательно, я суще­ствую»

Конечно, этого утверждения мало для построения целой де­дуктивной системы. Дополнительные утверждения Декарта связа­ны с его доказательством существования Бога. Из представления о совершенном он делает заключение о существовании совершен­ного существа, Бога.

Декарт исходит из того, что он имеет представление о Со­вершенном Существе, Боге, хотя сознает, что сам он не яв­ляется совершенным. В противном случае он не был бы пе­реполнен сомнением и неопределенностью. (Совершенному существу не были бы известны сомнение и неопределенность, которые присущи Декарту).

Далее он предполагает, что следствие не может содержать больше, чем содержится в при­чине. (Когда нечто причиняет другое, то в этом другом не мо­жет содержаться больше того, что есть в причине).

Он интерпретирует это так, что представление о Совершенном Существе не может быть порождено чем-то несовершенным (так как он рассматривает представление о совершенстве как совершенное представление). В силу того, что он сам является несовершенным, он не может быть причиной этого представления. Этой причиной может быть только Совершенное Существо.

Поскольку Декарт действительно об­ладает представлением о Совершенном Существе, то это пред­ставление должно быть, следовательно, причинено Совер­шенным Существом, то есть Богом. Следовательно, Бог суще­ствует.

Две самостоятельные сущности: «мышление» и «протяженность».

Мышление» в итоге оказывается у Декарта самостоятельной сущностью, или субстанцией.

Второй субстанцией, составляющей основу нашего мира, является «протяженность» (т.е. все, что обладает таким свойством). Двойственным мир оказывается потому, что между двумя субстанциями нет ничего общего. Между ними нет и гра­ниц.

Мысль не может ни ограничить протяженную вещь, ни вообще как-либо взаимодействовать с ней, равно как и наобо­рот. Они как бы свободно проникают друг в друга, не соприка­саясь. (Это типичный пример философского дуализма.

) Но как же мышление и протяженность (идеальное и материальное) согласуются в человеке? Тут Декарт вынужден постули­ровать, что мышление с бытием может объединить лишь сам Бог.

Правила рационалистической методологии Декарт считает, что основ­ные разумные идеи нашей души не приобретенные (хотя есть и такие), а врожденные. Человек усматривает их «внутренним зрением», т.е.

интеллектуальной интуицией в силу их отчетливо­сти, ясности, самоочевидности. Таковы, в частности, идеи Бога, пространства, времени, суждения типа «целое больше части» и т.д.

Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилами логики, считает Декарт, из этих идей можно вывести всё остальное знание.

Общие правила рационалистической методологии Р. Декарт определяет следующим образом:

(1) допускать в качестве исходных положений только то, что
самоочевидно и не дает никакого повода к сомнению;

(2) сложную проблему следует разлагать на отдельные, пре­
дельно простые задачи (правило анализа);

(3) последовательно переходить от выделенных в анализе
простых и самоочевидных элементов ко все более слож­ным (правило синтеза);

(4) составлять полные, без пропусков перечни исследуемых
элементов.

Таким образом, интеллектуальная интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого — основной путь познания. В своей рационалистической методологии Р. Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к частным положениям.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/35700.html

Правила метода и методические сомнения у Декарта

Декарт - методическое сомнение и доверие разуму:  Жизнь. Француз Рене Декарт (Rene Descartes, 1596-1650) изучал

Другое видение новой науки мы находим у французского философа Рене Декарта (1596-1650). Как и Бэкон, Декарт видит бесплодность и бесполезность предшествующей схоластической учености, как и Бэкон, он убежден, что для создания новой науки необходим надежный метод познания.

Два принципа, по мысли Декарта, должны быть положены в основу нового метода познания – принцип сомнения и принцип рациональной самоочевидности.

Декарт, в противоположность Бэкону, создает дедуктивный метод познания и кладет начало рационализму и вообще новому типу культуры, опирающейся на рациональные основания.

При этом следует иметь в виду, что декартово сомнение имеет более глубокий смысл, чем просто сомнение и поиск доказательств обоснованности или необоснованности уже известных научных положений.

Оно предполагает поиск и отбрасывание того, в чем логически возможно сомневаться.

Декарт, как и вся философия Нового времени, вплоть до Гегеля, считает, что субъектом познания является индивид, наделенный чувственными и рациональными способностями к познанию.

В связи с этим перед философией стоит задача выяснить, какие виды знания могут дать нам достоверное знание, на что должна опираться наука, чтобы её выводы давали истинное знание и могли служить руководством к практическому действию.

Ведь, как и Бэкон, Декарт считает, что наука нужна нам, прежде всего для обустройства и переустройства нашей жизни и потому достоверность знания имеет, прежде всего, практическое значение.

Путем логических заключений Декарт приходит к выводу, что эмпирические знания, то есть знания, приобретенные в опыте, не могут служить прочным основанием науки.Впрочем, доводы эти были известны уже античности. Возможно ли сомневаться в данных органов чувств? – спрашивает Декарт и отвечает утвердительно.

На расстоянии четырехугольная труба кажется нам круглой, железнодорожные рельсы сходятся вдали, нас могут посещать галлюцинации и тому подобные явления.

На практике, конечно, мы можем скорректировать наши ощущения и восприятия и установить истину, но логически несомненно, что чувства могут нас обманывать, а проверить их показания мы можем только с помощью других чувственных восприятий.

Но если чувства нас обманули один раз, то где гарантия, что новые чувственные восприятия не являются ошибочными. Исходя из этого, Декарт делает заключение о невозможности положить в основание науки чувственный опыт, а, следовательно, и индуктивный метод.

Декарт убежден, что основанием нового метода и новой науки может быть только разум.Конечно, и разум может ошибаться, но это происходит в силу того, что мы не критически относимся нашего мышления, не систематичны в самом мышлении.

Только в мышлении мы можем найти критерий истины, только в сознании, в таком его элементе, как самосознание, мы можем найти основание, в котором, в принципе, мы не можем сомневаться. Таким, лишенным сомнения, в принципе, является наша убежденность в самом мышлении, а следовательно – и своем существовании: «Я мыслю, следовательно, я существую».

У Декарта же оно приобретает характер «кредо», то есть такого положения, которое кладется в основу всей философии Декарта. В работе «Рассуждение о методе» Декарт формулирует четыре правила своего дедуктивного метода,которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:
1.

принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению (правило очевидности);
2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие (правило анализа);
3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным (правило синтеза);
4.

требует полноты перечисления, систематизации как познанного (составлять всеохватывающие перечни), так и познаваемого (правило перечисления). Т.е., интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного.

В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук. Три последних правила имеют не столь принципиальное значение и по существу совпадают с правилами метода Бэкона.

Почему Декарт исходит из принципа самоочевидности? Декарт сам является математиком, а в это время именно математика и опирающаяся на нее механика занимают господствующее положение в науке.

А в основу математики, как известно, положены аксиомы, на которые и опирается все здание математики.

Стоит изменить аксиомы, и сразу или рухнет или будет выглядеть совсем по-другому (к примеру, геометрии Евклида и Лобачевского) все здание науки.

Но возникает еще один важный для рационалистического метода вопрос, который Декарт должен разрешить: откуда у разума ясность относительно первичных аксиом, исходных пунктов, отправных, далее невыводимых положений? Эти положения, по мысли Декарта, являются интуитивными.

При этом под интуицией Декарт понимает не что-то мистическое, выходящее за пределы разума, «…а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, , которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция…».

Кроме того, Декарт вводит в свою философию врожденные идеи: мыслящей субстанции изначально присущи некоторые общие понятия, идеи, которые являются врожденными, а не приобретенными в опыте. К таким идеям он относит идею Бога, идеи чисел и фигур и т.д. Эти истины являются воплощением естественного света разума, и они тоже служат исходными положениями для дедукции.

Таким образом, в противоположность Бэкону, Декарт последовательно проводит принцип рационализма, и критерий истинности наших знаний видит в разуме и только в разуме.

Наука, чтобы быть истинной, должна начинать с самоочевидных идей, доступных разуму, с помощью рациональной интуиции и используя дедукцию систематично и последовательно строить все свое здание.

Последователями Декарта в его рационализме были голландский философ Б.Спиноза (1632-1677) и немецкий философ Г.-В.Лейбниц (1646-1716).

Они, как и Декарт, полагали, что только разум может быть источником истины и только ясность и самоочевидность могут служить критерием истины, в противоположность эмпирикам, полагающим источником истины опыт, а критерием истины – наблюдаемость и эмпирическая наблюдаемость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_69268_pravila-metoda-i-metodicheskie-somneniya-u-dekarta.html

Рене Декарт

Декарт - методическое сомнение и доверие разуму:  Жизнь. Француз Рене Декарт (Rene Descartes, 1596-1650) изучал

Рене Декарт – математик, философ, физиолог, механик и физик, чьи идеи и открытия сыграли большую роль в развитии сразу нескольких научных отраслей. Он разработал алгебраическую символику, которую мы используем и по сей день, стал «отцом» аналитической геометрии, заложил основы для становления рефлексологии, создал механицизм в физике – и это далеко не все достижения.

Детство и юность

Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами.

Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей.

Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.

Портрет Рене Декарта

С ранних лет Рене демонстрировал поразительную любознательность и стремление к получению знаний. При этом у него было хрупкое здоровье.

Первое образование мальчик получил в иезуитской коллегии Ла Флеш. Это образовательное учреждение отличалось строгим режимом, но Декарту, учитывая состояние здоровья, делали в этом режиме послабления.

К примеру, мог просыпаться позже, чем другие ученики.

Как и в большинстве колледжей того времени, в Ла Флеш образование носил религиозный характер. И хотя учеба много значила для юного Декарта, такая направленность образовательной системы зародила и укрепила в нем критичное отношение к философским авторитетам того времени.

Рене Декарт в молодости

Завершив учебу в коллегии, Рене отправился в Пуатье, где получил степень бакалавра в области права.

Затем некоторое время провел во французской столице, а в 1617 году поступил на военную службу.

Математик участвовал в военных действиях на территории Голландии, в то время поглощенной революцией, а также в непродолжительном сражении за Прагу. В Голландии Декарт подружился с физиком Исааком Бекманом.

Потом Рене еще некоторое время жил в Париже, а когда о его смелых идеях узнали последователи иезуитов, отправился обратно в Голландию, где прожил 20 лет. На протяжении жизни подвергался гонению и нападкам со стороны церкви за прогрессивные идеи, опережавшие уровень развития науки XVI-XVII веков.

Философия

Философскому учению Рене Декарта был свойственен дуализм: он полагал, что существует и идеальная субстанция, и материальная. И то, и другое начала признавались им самостоятельными.

Концепция Рене Декарта также предполагает признание наличия в нашем мире двух видов сущностей: мыслящей и протяженной. Ученый полагал, что источником обеих сущностей является Бог.

Он формирует их по одинаковым законам, творит материю параллельно с ее покоем и движением, а также сохраняет субстанции.

Философский трактат Рене Декарта

Своеобразный универсальный метод познания Рене Декарт видел в рационализме.

При этом само познание ученый считал предпосылкой к тому, что человек будет господствовать над силами природы.

Возможности разума по Декарту скованы несовершенством человека, его отличиями от совершенного Бога. Рассуждение Рене о познании в таком ключе, по сути, заложило базу рационализма.

Рене Декарт в молодости

Исходным пунктом большинства поисков Рене Декарта в области философии было сомнение в правдивости, безошибочности знаний, относящихся к общепризнанным.

Цитата Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» обусловлена этими рассуждениями. Философ заявлял, что каждый человек может сомневаться в существовании своего тела и даже внешнего мира в целом.

Но при этом однозначно существующим останется это сомнение.

Математика и физика

Главным философско-математическим результатом работы Рене Декарта стало написание книги «Рассуждение о методе». Книга содержала несколько приложений. Одно приложение содержало азы аналитической геометрии. Другое приложение включало в себя правила изучения оптических приборов и явлений, достижения Декарта в этой отрасли (впервые правильно составил закон преломления света) и так далее.

Рене Декарт составил закон преломления света

Ученый ввел используемый сейчас показатель степени, черту над выражением, которое взято под корень, начал обозначать неизвестные символами «x, y, z», а постоянные величины – символами «a, b, c». Математик также разработал каноническую форму уравнений, которая и сегодня используется при решении (когда в правой части уравнения оказывается нуль).

Система координат Рене Декарта

Еще одно достижение Рене Декарта, важное для совершенствования математики и физики, это разработка системы координат.

Ученый ввел ее для того, чтобы сделать возможным описание геометрических свойств тел и кривых на языке классической алгебры.

Другими словами, именно Рене Декарт сделал возможным анализ уравнения кривой в Декартовой системе координат, частным случаем которой является известная прямоугольная система. Это нововведение также позволило гораздо подробней и точней трактовать отрицательные числа.

Математик исследовал алгебраические и «механические» функции, при этом утверждая, что единого метода для изучения трансцендентных функций нет. Декарт преимущественно изучал вещественные числа, однако начал принимать во внимание и комплексные. Он ввел понятие мнимых отрицательных корней, сопряженных с понятием комплексных чисел. 

Исследования в области математики, геометрии, оптики и физики впоследствии стали основой научных трудов Эйлера, Ньютона и ряда других ученых. Все математики второй половины XVII века основывали свои теории на работах Рене Декарта.

Метод Декарта

Ученый полагал, что опыт необходим лишь для помощи разуму в тех ситуациях, когда прийти к истине исключительно размышлениями невозможно. Через всю научную жизнь Декарт пронес четыре основные составляющие метода поиска истины:

  1. Начинать необходимо из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям. С того, противоположное чему даже невозможно допустить.
  2. Любая проблема должна разделяться на столько мелких частей, сколько потребуется, чтобы добиться ее продуктивного решения.
  3. Начинать следует с простого, от которого нужно постепенно передвигаться ко все более сложному.
  4. На каждом этапе необходимо перепроверять правильность составленных умозаключений, чтобы по результатам исследования быть уверенным в объективности полученных знаний.

Исследователи отмечают, что эти правила, которые Декарт неизменно использовал, создавая труды, ярко демонстрируют стремление европейской культуры XVII века к отказу от устаревших правил и к построению новой, прогрессивной и объективной науки.

Личная жизнь

О личной жизни Рене Декарта известно мало. Современники утверждали, что в обществе он был высокомерным и молчаливым, предпочитал уединение компаниям, однако в кругу близких людей мог проявлять поразительную активность в общении. Жены у Рене, по всей видимости, не было.

Статуя Рене Декарта

В зрелом возрасте он был влюблен в служанку, которая родила ему дочь Франсину. Девочка была незаконно рожденной, однако Декарт сильно ее полюбил. В пятилетнем возрасте Франсина скончалась из-за скарлатины. Ее смерть ученый назвал самой большой трагедией своей жизни.

Смерть

На протяжении многих лет Рене Декарт подвергался травле за свежий взгляд на науку. В 1649 году он переехал в Стокгольм, куда его пригласила шведская королева Кристина. С последней Декарт много лет переписывался.

Кристина поражалась гению ученого и обещала ему спокойную жизнь в столице своего государства. Увы, жизнью в Стокгольме Рене наслаждался недолго: вскоре после переезда он простудился. Простуда быстро переросла в воспаление легких.

Ученый ушел в мир иной 11 февраля 1650 года.

Могила Рене Декарта

Существует мнение о том, что Декарт умер не из-за пневмонии, а по причине отравления.

В роли отравителей могли выступать агенты католической церкви, которой было не по нраву присутствие вольномыслящего ученого рядом с королевой Швеции.

Последнюю католическая церковь намеревалась обратить в свою веру, что и случилось через четыре года после смерти Рене. Объективных подтверждений эта версия на сегодняшний день не получила, однако к ней склоняются многие исследователи.

Цитаты

  • Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
  • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
  • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.
  • Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
  • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Библиография

  • Философия духа и материи Рене Декарта
  • Правила для руководства ума
  • Разыскание истины посредством естественного света
  • Мир, или Трактат о свете
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
  • Первоначала философии
  • Описание человеческого тела. об образовании животного
  • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть
  • Страсти души
  • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом
  • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора
  • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции
  • Беседа с Бурманом
  • Геометрия
  • Космогония: Два трактата
  • Первоначала философии
  • Размышления о первой философии

Абхишек Баччан

Актёр, продюсер, телеведущий

Источник: https://24smi.org/celebrity/5000-dekart.html

Рене Декарт — краткая биография и его открытия

Декарт - методическое сомнение и доверие разуму:  Жизнь. Француз Рене Декарт (Rene Descartes, 1596-1650) изучал

Биография Рене Декарта заслуживает особого внимания, поскольку это был величайший человек. Его труды касались области философии, математики, механики, физики и физиологии.

Он считается создателем аналитического вида геометрической науки с алгебраической символикой. Это гениальный философ, изучение открытий и идей которого нужно каждому.

Кем был Рене, каков его социальный портрет, чем знаменит, какое философское направление представлял, какие разделял взгляды и какие достижения сделал? Об этом и многом другом расскажем кратко и понятно в данной статье.

  • Краткая биография
  • Философия Декарта
  • Основные идеи и открытия Декарта
  • Математика
  • Биология
  • Психология
  • Медицина
  • Лучшие книги Рене Декарта
  • Интересные факты из жизни Рене Декарта

Краткая биография

Рене Декарт (Rene Descartes) (годы жизни 1596 — 1650) — знаменитый француз Нового времени, изучавший разделы математики, философии, физики, физиологии, метафизики, человек, который изучал аналитический вид геометрии, алгебраический вид символики и новоевропейский рационализм.

Его биография, как и всех современников, интересна. Он родился на свет в конце марта 1596 года в небольшом французском городке Лаэ на востоке Турень. Жил в семье советника и причислялся к членам древнего, но разорившегося рода дворян де Карт, который позднее дал название новому течению в философии — картезианскому сомнению или картезий.

По жизни он был классический представитель дворянства. С малых лет обучался в иезуитской коллегии Ла Флеш. Здесь его обучали не естественным наукам, а религии. Именно поэтому Декарт пародоксально потерял интерес к схоластическому течению философии.

В коллегии он завел дружбу с будущим математиком Мерсенном, и они вместе стали участниками научного сообщества. Окончив коллегию, Рене стал студентом Пуатьейского университета и в 1616 году получил бакалавриат по праву. В 1617 году он встал в ряды армии и исследовал Европу.

В 1618 году философ познакомился с человеком, который смог повлиять на его взгляды. Этим человеком стал Исаак Бекман, считавшийся физиком и натурфилософом. Именно он повлиял на молодого человека и тот стал углубляться в математический вид рассуждений и универсальных методов познания.

В 1628 году иезуиты узнали о вольнолюбии Декарта, и он был осужден за ересь. Именно тогда преследуемый ученый покидает французскую землю и переезжает в голландский городок. Однако и здесь он не нашел свой дом и стал часто переезжать.

В 1634 году Рене написал первый трактат «Мир», но не стал его публиковать, боясь расправы от церкви. В 1637 году ученый опубликовал «Рассуждение о методе», которую позднее назвали трудом философской мысли Новой Европы.

Основной его труд был издан в 1641 году — «Размышления о первой философии», а спустя 3 года вышла работа «Первоначала философии». Последняя работа была издана за год до смерти — в 1649 году. «Страсти души» сильно смогли повлиять на мысль Европы.

Кроме философских трактатов, Рене занимался математикой и издавал по ней свои труды. В 1637 году он издал труд по геометрии и ввел новый метод изучения координат.

В 1650 году ученый переезжает в Стокгольм по приглашению шведской королевы. Из-за жесткого графика работы в королевстве и холодного климата, он умер от пневмонии. Есть версия, что Рене погиб из-за отравления мышьяком, чтобы королева не стала еретичкой.

После смерти его работы долго не публиковались. Более того, их запрещали читать и изучать. Только спустя столетие люди познакомились с его публикациями. В 1667 году тело ученого отвезли на родину и захоронили там.

Философия Декарта

Французский дворянин, вдохновившись работами своих современников, хотел разработать универсальный метод научного познания жизни.

В своих трактатах он использовал антисхоластический метод, поскольку Декарт критиковал схоластику и шел рационалистическим путем по пути познания картины мира, в отличие от своего друга Бекона, который изучал природу эмпирическим методом.

Рене говорил, что открытия делаются не чувствами, а разумом. Именно он направляет опыт в нужное русло и делает процесс изучения реальности рациональным. Отсюда его теории рационализма.

Суть его философских трактатов, учения и теории познания в следующем:

  1. Познание появляется от незнания и инертным образом достигает правды.
  2. Разум должен быть основой дедуктивного знания для выведения всех необходимых следствий. Дедукция требуется, поскольку вывод не всегда понятен. Она является движением мысли от общего к частному и действием разума, с помощью которого делаются все заключения и неизвестное становится известным.

На основе своих суждений Декарту удалось вывести три правила:

  • все вопросы обязаны содержать неизвестное звено;
  • неизвестное звено обязано обладать характерными особенностями для правильного истолкования метода;
  • каждый вопрос обязан содержать и некое известное.

По его мнению, сомнение — исходный путь рационалистического метода познания. Его философия была направлена не на уничтожение знаний, а на избавление человечества от идолов с предрассудками.

К тому же, мышление является исходной точкой интеллектуального мышления, и только оно позволяет выявить абсолютную и непосредственную достоверность знания. Только рационалистический метод поможет науке развиваться и превратить ее в важную сферу деятельности людей.

Несмотря на развернутость и ясность его философского течения, его методология имеет противоречия. Дело в том, что Декарт был гносеологом, но хотел уйти от гносеологии и перейти к онтологии. Мышление, по его мнению, открыто внешнему миру.

Также, несмотря на отрицание некоторых идей современников, он брал идеи платонизма как главный атрибут знаний и ввел учение о врожденной идее — божественной, числовой, фигурной идее.

Основные идеи и открытия Декарта

Рене Декарт известен не только как философ и разработчик универсального дедуктивного метода по рационалистической теории, предполагавший наличие в разуме людей врожденной числовой, фигурной идеи и идеи о Боге.

Ученый изучал этику, дуализм. Он был видным математиком, биологом, психологом и медиком и сделал грандиозные открытия в этих областях.

Математика

Если говорить кратко, по этой науке Декарт выпустил в 1637 году большой труд «Геометрия», где создал понятие функции с переменной величиной.

Эту величину он представлял в виде части переменной длины, имеющей постоянное направление точки координат, описывающей кривую, и части непрерывной переменной в совокупности чисел, которые выражают данный отрезок.

Также Рене стал первым, кто стал изучать свойства уравнения, формулы и вместе с П. Ферма изучал аналитический вид геометрии, сформулировав метод координат.

Биология

В области биологии ученый тоже прославился. Он исследовал строение всего организма зверей и их малышей на стадии внутриутробного роста и первым попытался разузнать произвольное с непроизвольным движением и его суть.

Кроме того, он занимался схемой рефлекторов и реакций на их основе, изучал центробежную с центростремительной дугой. Открыл рефлекторы и реакции как понятие.

Психология

В области психологии он сделал самое большое открытие, которое позднее дало толчок к изучению поведения животных и концепции человека. Ему удалось ввести понятие рефлекс и разработать принцип, по которому он осуществляется.

Ученый создал декартову схему, которая выглядела как работающий механизм в организме. По его размышлениям, телу не нужна душа и оно может работать без нее. Кроме того, ему удалось изучить систему страстей тела и выявить, что это регулятор психической жизни живого существа.

Медицина

Изучая животных, Рене пытался сформулировать, как работает хребет с почками, легким, сердцем и другими органами. Конечно, подобными исследованиями занимались и его современники.

Ученый же дал объяснение механизма работы глаза человека с точки зрения закона оптики. Эти размышления были результативными и дали толчок к дальнейшим исследованиям глаз.

Лучшие книги Рене Декарта

Рене Декарт написал немало познавательных книг и философских трактатов.

Среди наиболее известных и часто читаемых произведений можно назвать:

  • «Рассуждение о методе» 1637 г.;
  • «Размышления о первой философии» 1641 г.;
  • «Геометрия» 1637 г.;
  • «Правила для руководства ума»;
  • «Страсти души» 1649 г.;
  • «Первоначала философии» 1644 г.;
  • «Разыскание истины»;
  • «Человек»;
  • «Ключи философских записей»;
  • «Космогония».

Интересные факты из жизни Рене Декарта

Еще несколько любопытных фактов из биографии ученого:

  1. Если давать краткое содержание его детства, то Рене Декарт воспитывался бабушкой, поскольку его мать рано ушла из жизни, а отец уезжал на заработки в город и навещал его крайне редко.
  2. Город, где появился будущий ученый, был переименован в честь него. Сегодня его называют — Декарт.
  3. Рене с самого детства задавал взрослым множество вопросов. Из-за этого отец его часто звал будущим философом.
  4. Ученый с малых лет получал религиозное воспитание и образование, что негативно повлияло на его сердце и отношение к религии и церкви.
  5. Рене принадлежал старинному дворянскому роду, но обедневшему.
  6. Когда Рене пошел на армейскую службу, ему даже довелось поучаствовать в сражении за Прагу при Тридцатилетней войне. Впоследствии он даже отказался не получать армейское жалование, лишь бы ему позволили не участвовать в парадах и учениях и не отвлекали от исследований.
  7. Декарт имел дочь, которая родилась вне брака, но она умерла в детстве. Это серьезно подкосило здоровье и повлияло на мысли ученого.
  8. Система координат, которую он изобрел, сегодня используется по всему миру и зовется декартовой.
  9. Ученый активно исследовал все существующие науки и переписывался со многими великими современниками того времени.
  10. Декарт был великим математиком, физиком и физиологом. Интересно, что помимо этих наук, он исследовал метеорологию и астрономию.
  11. Когда ученый узнал, что Галилея Галилео преследовала инквизиция, он стал опасаться публиковать свои труды. Об этом он писал Мерсенну, ближайшему другу детства.
  12. Интересно, что Декарт был первым, кто изобрел удобную нумерацию кресел в театре. Сегодня она до сих пор используется.
  13. Кардинал Ришелье, когда Декарт публиковался во Франции, не препятствовал его деятельности. Наоборот, он ему активно в этом помогал.
  14. Декарт с самого детства был слаб на здоровье. Он часто заболевал и вообще не отличался крепостью духа.

В целом, Рене Декарт был видным ученым и философом, сделал большие открытия в области математики, биологии, психологии и медицине. Его вклад в науку неоценим.

Источник: https://1001student.ru/istoriya/rene-dekart.html

Scicenter1
Добавить комментарий