Диалектическая концепция развития: Эта концепция является наиболее серьезной и аргументированной из

Диалектика как философская концепция развития

Диалектическая концепция развития: Эта концепция является наиболее серьезной и аргументированной из

План:

Введение

1. Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

2. Основные принципы и законы диалектики

3. Альтернативы диалектики

Заключение

Литература

Введение

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам. Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие — подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

1.Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика как понятие употребляется в трёх значениях:

1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.

3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.

В историческом плане принято выделять три формы диалектики: стихийная диалектика Древней Греции, идеалистическая диалектика немецкой классической философии и материалистическая диалектика XIX века.

Само понятие диалектика родилось в древнегреческой философии, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение полемизировать, убеждать, обосновывать свою точку зрения. Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Выдающимся диалектиком является Гераклит. Диалектика у него — это концепция непрерывного изменения, которое мыслится им в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая и новая.

Диалектике Гераклита присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей, совпадения абсолютного и относительного. Обращая внимание на источник изменения и развития, Гераклит по-прежнему оставлял в тени проблему поступательности развития. Его мысль была сосредоточена в основном на повторяемости и круговороте.

Он еще не ставит проблемы скачкообразности процесса развития вещей и явлений, перехода одного качества в другое, в свою противоположность. В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма (от лат. sensus — восприятие, чувство). Он учил о совпадении судьбы, необходимости и разума, развивая учение о единстве противоположностей.

Его диалектика наивна, но правильна, разработана в общей форме и не дошла до частностей.

Гераклит — первый греческий философ, вышедший за рамки чисто натуралистических построений мистики чисел и религиозно-этических исканий. Он сделал во многом успешную попытку определить единую объективно-логическую закономерность, лежащую в основе всякого процесса и состояния.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. Он противопоставил мышление чувственно-воспринимаемому, подметил неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия. Он отводил главную роль в познании мышлению. Зенон впервые попытались выработать понятие единого бытия и сделали его основой философствования.

Единое бытие понимается у него как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присущее в каждом мельчайшем элементе действительности. Оно исключает любую множественность вещей в их движении. Зенон разработал сорок апорий, направленных против движения и против множественности вещей.

Он указал на противоречивость конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.

Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают не как итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей, которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связанной с человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, но и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей.

В отличие от Платона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. Он ввел термин «противоположности».

Аристотель, стремясь познать сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставил отношение общего к частному.

Он первым создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.

В средние века диалектика становится одной из теологических дисциплин, включавших в себя логику и силлогистику. Несмотря на господство в целом метафизического мировоззрения, философия Нового времени также выдвигает целый ряд замечательных диалектических идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

Особое место диалектика приобретает в работах представителей немецкой классической философии, т.к. именно здесь впервые в истории философии была разработана целостная диалектическая концепция развития, поколебавшая господство метафизического метода.

Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Однако, у истоков этого метода, предлагая порой не менее интересные и неортодоксальные ее разновидности, стоит все же Кант с его антиномикой чистого разума.

Диалектический метод пронизывает все разделы гегелевской системы философии.

Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Сами противоречия Гегель понимал как столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения.

Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия.

Оно полагается Гегелем как внутренний импульс развития духа, который шаг за шагом переходит от простого к сложному, от непосредственного к опосредствованному, от абстрактного к конкретному и все более полному и истинному результату. Такое прогрессирующее движение вперед придает процессу мышления характер постепенно восходящего ряда развития.

Высшая ступень развития включает в себя, таким образом, низшую, а последняя отменяется в ней именно в этом двойственном смысле. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.

В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Таким образом, Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики.

В философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность.

2. Основные принципы и законы диалектики

Издавна в истории философии под принципами понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказательстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как основополагающее суждение о бытии.

В качестве принципов объяснения мира как единого Космоса у древних мыслителей выступали идеи о стихиях, первоначалах природы (вода, воздух, огонь). Идеалисты навязывали принципы природе, выводили их из мышления, а не из внешнего мира. Таков гегелевский принцип разумной действительности.

Между тем, как и любые явления сознания, принципы вторичны. Они – продукт философского познания действительности. В отличии от понятий диалектики ее принципы суть наиболее общие идеи. Идея – это особая форма мысли.

В ней не только в концентрированном виде выражено мировоззренческое знание, но и дается нормативная ориентация познавательной и практической деятельности человека. Среди основных идей материалистической диалектики особо выделяется принципы всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития.

Закон – это объективное, необходимое и существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Как общее отношение для всей совокупности явлений закон не терпит исключений.

При одних и тех же условиях действие закона непременно и однозначно.

Именно данные особенности объективных законов природы и общества позволяют человеку сознательно использовать их в своей практической деятельности.

В зависимости от пространства действия различают законы специфические (функционирующие в какой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в целом природе или обществу) и всеобщие, или законы диалектики.

Как элементы материалистической диалектики ее законы выражают универсальные существенные связи бытия.

Выступая по своей логической форме в виде суждений, законы диалектики являются отношением единства противоположных категорий: сущности и явления, качества и количества, возможности и действительности, отдельного и общего.

Закон единства и борьбы противоположности — основной закон диалектики. Этот закон определяется как суть, ядро диалектики, так как он раскрывает самую существенную сторону развития – его источник и причину.

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Основные понятия закона – понятие диалектических противоположностей. Это такие две стороны единого, целостного предмета, явления, процесса, которые взаимно определяют и вместе с тем отрицают, исключают друг друга в своем существовании: в математике – плюс и минус; в физике – положительное и отрицательное.

Единство противоположностей временно. Борьба противоположностей абсолютна. Взаимоотношение единства и борьба противоположностей составляет противоречия. Развития рассматривается как процесс возникновения, развития и разрешения противоречия.

Противоречия бывают:

Внутренние – характеризуют противоборство, столкновение сторон, тенденций внутри самого предмета.

Внешние – это противоречия между различными предметами. Определяющими противоречиями являются внутренние.

Основные противоречие – это противоречие, определяющее всю совокупность других противоложностей.

Не основные – это производное противоречие, результат и следствие основного.

Антагонистические противоречия – это противоречия между классами и другими социальными группами, характеризующиеся особой остротой, резкой враждебностью между ними. Нередко формой разрешения таких противоречий является социальные революции.

Неантагонические противоречия – это противоречие разрешение которых возможно на путях реформ, эволюционных преобразований, это усовершенствование предмета, процесса, явления.

Неантагонические противоречия можно в соответствующих условиях перерабатывать в антагоническое, и наоборот, антогонизм может ослабевать, превращаться в неантагонистическое противоречие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает внутренний механизм развития, показывает, как непосредственно происходит этот процесс.

Основные категории, посредством которых выражается содержание закона, — это качество, количество, мера, свойство, диалектический скачок.

Качество характеризуется внутреннюю определенность предмета, тождественную бытию предмета, самому его существованию. Исчезновение качества ведет к исчезновению предмета или превращению его в другой предмет.

Количество – это внешняя определенность предмета, изменение которой в некоторых границах не влечет за собой изменения. Количественные характеристики включают такие показатели, как мера, объем, степень развития того или иного предмета или явления.

Границы, в которых изменение количества происходит без изменения качества, называется мерой. А точка, в которой происходит изменение качества и переход его в новое качественное состояние, — это узловые точки меры.

Сущность закона состоит в том, что при накоплении количества и достижении узловой точки меры происходит переход одного качественного состояния в другое. Возникшее новое качество открывает новые возможности для количественного роста.

Этот процесс перехода осуществляется посредством диалектического скачка. Форма или тип скачка зависит от особенностей развивающегося предмета.

Закон отрицания отрицания показывает направление тенденции развития. Диалектическое отрицание – это такой вид отрицания, который указывает на связь, преемственность между предшествующими и последующими ступенями развития.

Диалектическое отрицание характеризуется такой чертой как объективность. Субъективного отрицания не бывает, существуют субъективное мнение, субъективная оценка. Отрицание по своей оценке объективно. Вторая его характеристика – всеобщность.

Все в мире происходит через отрицание одних элементов, сторон, свойств развивающегося предмета и возникновение новых сторон, свойств. И, наконец, третьей характеристикой диалектического отрицания является его специфичность.

То есть отрицание всегда осуществляется специфическим способом, определяемым как внутренней природой развивающегося предмета, так и условиями, в которых осуществляется процесс развития.

Схематическим выражением данного закона является спираль, раскрывающая и преемственность, цикличность, повторение каких-либо ступеней развития, и поступательность в развитии.

3.Альтернативы диалектики

Диалектический метод по своей сущности альтернативен метафизическому и эклектическому. Диалектика как способ мышления и миропонимания также противопоставляется софистике.

Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления «за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса».

Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития — диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е.

как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь.

Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Экстремизм в любом деле также метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности, хочет найти единственное средство для социальных преобразований.

Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только «со своей колокольни». Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.

Эклектика (греч. еklego — выбираю) — метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях.

Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разностороннего содержания. На определенном этапе познания реальных объектов это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая «имеет отношения к делу».

В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект.

Однако в целом такой метод мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и представлений концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.

Софистика – это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Наиболее распространенный софистический прием – подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения.

Заключение

Особенности диалектики как миропонимания и способа мышления были и остаются предметом пристального философского внимания, так как во-первых существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых надо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы по созданию теории диалектики, как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя и на сегодняшний день она остается незавершенной.

В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления.

Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и «розовых очков», следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком — значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

Литература:

1. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. — Мн.: ООО «Современная школа», 2005. — 544 с.

2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие., Ростов-н/Д: Феникс, 2000 — 512 с.

3. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – Мн.: Выш. шк., 2003. — 541 с.

4. Канке В.А. Философия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 352 с.

5. Тихонравов Ю.В. Философия. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 304 с.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_05/272.htm

Исторические типы философии. Учебно-методическое пособие. Раздел II. Диалектическая концепция развития (Дмитрий Котусов)

Диалектическая концепция развития: Эта концепция является наиболее серьезной и аргументированной из

При рассмотрении данного раздела необходимо прежде всего определить понятия бытия и диалектики, а затем для углубления понимания сущности диалектики следует сопоставить ее с разными формами антидиалектики.

Нужно понять, что центральным принципом диалектики является принцип противоречивости бытия во всем его многообразии.

Противоречивы дух и материя, природа и общество, пространственно-временные отношения и связи, взаимодействия и процессы развития.

Диалектический подход к исследованию бытия противостоит догматическому (не допускающему истинности противоположных идей) и релятивистскому подходу, согласно которому наше знание субъективно, относительно, противоречиво и не отражает подлинного бытия.

Диалектический подход противостоит также софистике, в соответствии с которой противоречивое понимание вещей, процессов является результатом логических ухищрений и искусно скрываемых ошибок в обосновании идей. Диалектический метод также противостоит эклектике, в рамках которой допускается в мышлении сочетание объективно несовместимого.

Антидиалектический подход к объектам связан с эклектическим смещением существенного и несущественного, отсутствием учета в связи с изменением условий перехода существенного в несущественное и наоборот.

В этом разделе открывается возможность подробного изучения основных категорий, законов и принципов диалектики. Вначале требуется осмыслить понятия сходства и различия и их разнообразных форм. Важную роль здесь играют категории единичного и всеобщего, общего и отличительного, особенного.

Анализируя различия, выделяют такие его формы, как разность и противоположность (полярная, неполярная). Далее переходят к осмыслению такой сложной синтетической категории диалектики, как противоречие. Противоречие является синтезом противоположных сторон, объектов, единством тождества и противоположности соотносимых явлений.

Не менее важно усвоить, что принцип противоречия допускает существование противоположных свойств в одном предмете, взятом в одном и том же отношении.

Далее следует обратить внимание на определения понятий существенного и несущественного в вещах, выясните их отношения к понятию общего и отличительного, единичного и всеобщего.

При этом необходимо понять, что всякое явление содержит в себе как существенное, сущность, так и несущественное, акциденцию, что явление богаче сущности, а сущность главная сторона явления.

Затем переходите к изучению соотношения сущности и закона, осознав, что сущность вещи представляет собой организованную совокупность законов ее возникновения, существования и уничтожения.

Закон, являясь «частицей» сущности, реализуется в разных формах, оставаясь всегда отношением необходимости между сущностями разного рода. Имеет смысл остановиться на различении законов по сферам их действия, а также по их внутренней структуре.

Изучая диалектику содержания и формы, следует понять, что категории содержание и форма, с одной стороны, синтезируют понятия состав, элементы, структура, функции, а с другой – анализируют их с точки зрения существенности, выделяя основное и неосновное, существенное и несущественное.

В этой связи содержание – это совокупность элементов, взаимодействий, процессов, входящих в основу, в существенную устойчивость предмета. Форма же (точнее, акцидентальная форма) представляет собой относительно устойчивую определенность несущественной, неосновной стороны элементов, структуры и функций данного целого.

При этом, раскрывая диалектику содержания и формы, важно понять, что форма может быть относительно нейтральной, а может и оказать значительное позитивное или негативное влияние на развитие объекта.

Обратите внимание, что разрешение противоречия между формой и содержанием является важным фактором повышения эффективности человеческой деятельности в ускорении процессов развития. Согласно диалектике бытия, в измененных условиях существенное становится несущественным и наоборот.

Следующий важный момент – различение понятий детерминизм и индетерминизм. Детерминизм представляет собой учение о связи, в котором утверждается ее объективный, всеобщий и закономерный характер. Индетерминизм отрицает либо объективность, либо всеобщность и закономерность, либо все это вместе взятое в зависимости от его формы.

Детерминизм существует в различных формах, например, следует отличать диалектический детерминизм от метафизического, например, «лапласовского». Далее необходимо осознать смысл таких важных понятий для данной темы, как связь и несвязанность, детерминация и зависимость, индетерминация, «нейтральность» и независимость.

Сделайте акцент на рассмотрении разнообразных форм связи. Важно выделить такую форму связи, как необходимость, которая противопоставляется, как правило, случайности как особой форме несвязанности. Перейдите к изучению таких форм связи, как действия и обоснование («связь состояний»).

При этом важную роль играют, с одной стороны, следующие категории: действие, акция, реакция, эффект, взаимодействие. Не менее важны категории: основание, основывание, основанное, потенциальное и актуальное бытие, возможность и действительность.

Рассматривая взаимодействие и взаимосвязь состояний сквозь призму необходимости и и возможности, уделите внимание таким формам возможности, как формальная и реальная, абстрактная и конкретная.

Анализируя наиболее богатую по содержанию и сложную категорию – категорию причинности, или причинно-следствен-ной связи, следует осознать системный характер всякой причины и ее противоречивые временные характеристики.

Особенно обратите внимание на то, что реальная причина представляет собой развивающееся взаимодействие. Изучая эту категорию, найдите примеры, которые могут свидетельствовать о разнообразии форм причинной и непричинной связи.

Среди непричинных форм связи обратите внимание на функциональную, кондициональную связь, а среди причинных форм – на производящую и порождающую причинность.

Важной формой связи является системообразующая связь, для понимания которой необходимо иметь представление о таких категориях, как часть и целое, элементы, структура, функция, система, системообразующие отношения.

Отношение между целым и частями есть прежде всего отношение между-содержащим и содержимым, между включающим и включенным. Элементы представляют собой объекты, связанные с другими объектами, составляющие в единстве сложный комплекс, а структура есть относительно устойчивый способ строения и связи элементов целого.

Понятие структуры отражает упорядоченность и организованность внутренних сторон, компонентов целого.

Усвоив вышеназванные категории, переходите к осмыслению диалектического взаимодействия между элементами и структурой, между структурой и функцией целого. Все это непосредственно подводит к пониманию системообразующей связи. Для осмысления этого принципа рассмотрите понятие система.

Система – это множество элементов, обладающих устойчивым строением и связью, структурой, которая обеспечивает выполнение особой функции данного целого.

Сущность системного подхода в диалектике заключается в том, чтобы рассмотреть объект нашего познания или практического действия многосторонне и в то же время во внутреннем единстве, с точки зрения детерминации его внешних отношений, а также с его особыми элементами и структурой.

Анализируя диалектическую концепцию развития, прежде всего нужно разобраться в понятии развития, уяснить место развития среди многообразных форм движения, изменений. Процессы развития носят сложный и противоречивый характер как по их сущности, так и по направленности и причинам.

Противоречивый характер направленности процессов развития отражается в законе отрицания отрицания. Этот закон указывает на то, что во всяком процессе развития происходит отрицание при сохранении общей основы, осуществляется единство изменчивости и устойчивости, преемственности и поступательности.

Помимо этого, любое развитие представляет собой единство поступательного и возвращающегося движения, приближающегося (вплоть до восстановления) к ранее достигнутым ступеням развития. Кроме того, во всяком процессе развития изменяется форма его реализации, вплоть до противоположной.

Например, переход от прогресса к регрессу.

Рассмотрение закона перехода количественных изменений в качественные начинают с определения следующих категорий: количество, качество, мера. Особое внимание следует обратить на категорию мера, обозначающую количественный интервал, в рамках которого сохраняется старое качество и при выходе за который возникает новое качество.

Осмыслив существо закона и его применимость к процессам развития в природе и обществе, к материальному и духовному развитию, обратите внимание на те специфические условия, в которых реализуется этот закон. В этом случае можно избежать абсолютизации роли количественных изменений в возникновении качественно новых явлений духа и материи, общества и природы.

Рассматриваемый закон отражает «механизм» процесса развития, его структурно-содержательный аспект.

После изучения содержательной стороны процесса развития, его направленности, процессуального состава и структуры рассматривается вопрос об источнике развития, его причине. Существенную роль играет закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон говорит о том, что источником развития является не какой-либо один отдельно взятый фактор и даже не простое множество различных факторов, а множество взаимно противодействующих сил, неравных по своей величине. В случае равенства этих сил по величине объект находится в состоянии покоя. При этом борьба сил сохраняется.

Необходимо осознать, что борьба противоположных сил носит абсолютный характер, а их единство, равенство – относительный.

При изучении закона единства и борьбы противоположностей обратите внимание на то, что предметы и явления содержат в себе не одно, а одновременно множество противоречий, в связи с чем нужно уметь найти среди них основное.

При анализе ступеней развития противоречия следует особо выделить высшую ступень их обострения (конфликт) и раскрыть механизм его разрешения, который происходит путем ликвидации одной из сторон или через их взаимоуничтожение, взаимослияние.

Нужно осмыслить основные группы противоречий современного мира. При этом следует специально остановиться на противоречиях современного общества, обратить внимание на конкретные противоречия в каждой сфере жизни общества: экономической, социальной, политической, духовной и материальной.

Необходимо осознать степень остроты этих противоречий, их причины, стремиться найти пути к их позитивному разрешению.

1. Что такое диалектика? Каковы основные законы и категории диалектики?

2. Кто стоял у истоков античной диалектики?

3. Чем характеризуется развитие? Является ли регресс развитием?

4. Каковы особенности метафизической концепции развития?

5. Что означает слово «метафизика»? Кем был введен в философский оборот этот термин?

6. Кто является крупнейшим представителем идеалистической диалектики?

7. На чем строится материалистическая диалектика? Чем она отличается от идеалистической диалектики?

8. Какие существуют диалектические и метафизические концепции развития?

9. Как соотносятся диалектика, логика и теория познания?

10. В чем разница между формой и содержанием, сущностью и явлением?

1. Взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени:

1) связь

2) изолированность

3) случайность

4) релятивизм

2. «Развитие есть процесс, посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе», – говорил:

1) Кант

2) Шеллинг;

3) Энгельс;

4) Гегель.

3. Диалектика, с точки зрения этого мыслителя, есть:

1) развитие общества;

2) саморазвитие природы;

3) саморазвитие понятия;

4) развитие человека.

4. Бытие и ничто в своем тождестве в его философии образуют третье понятие:

1) качество;

2) количество;

3) мера;

4 становление.

5. «Диалектику природы» написал:

1) Гегель;

2) Маркс;

3) Энгельс;

4) Ленин.

6. В ней автор дает:

1) классификацию форм движения материи;

2) классификацию форм сознания;

3) характеристику форм мышления;

4) классификацию естественных и гуманитарных наук.

7. Диалектической концепции развития противостоит:

1) идеалистическая;

2) плюралистическая;

3) метафизическая;

4) монистическая.

8. Подлинное развитие, согласно Гегелю, идет через появление:

1) новой формы;

2) нового содержания;

3) нового количества;

4) нового качества.

9. Прогресс есть:

1) круговое движение в процессе развития;

2) нисходящая стадия развития;

3) восходящая стадия развития;

4) спиралевидное движение в процессе развития.

10. Регресс есть:

1) восходящая стадия развития;

2) спиралевидное движение в процессе развития;

3) нисходящая стадия развития;

4) круговое движение в процессе развития.

11. Какое из свойств несущественно для развития?

1) направленность;

2) необратимость;

3) качественность

4) монотонность.

12. В диалектике Фихте единство противоположностей Я и не-Я обеспечивает:

1) оно;

2) сверх-Я;

3) сверх-Оно

4) Я неделимое, абсолютное.

13. Высшим видом отрицания является:

1) отрицание-снятие;

2) отрицание синтез;

3) отрицание-трансформация;

4) отрицание-деление.

14. Различие, доведенное до предела, есть:

1) противоречие;

2) противоположность;

3) инобытие;

4) количественное изменение.

15. Скачок есть:

1) переход от одного качества к другому;

2) переход от одного количества к другому;

3) изменение состояния предмета в рамках одного качества;

4) переход количественных изменений в качественные.

16. Скачки различаются, прежде всего, по:

1) характеру протекания;

2) времени их протекания;

3) отношению к количественным изменениям;

4) формам движения материи.

17. Какая из философских школ отрицала существование движения?

1) киники;

2) пифагорейцы;

3) элеаты;

4) софисты.

18. Эволюционистская модель развития выдвинута:

1) Гегелем;

2) Фейерабендом;

3) Виндельбандом;

4) Спенсером.

19. Теория, понимающая развитие как постепенное количественное изменение; и отрицающая скачкообразные переходы количественных изменений в качественные, называется:

1) вульгарный материализм;

2) вульгарный эволюционизм;

3) вульгарный детерминизм;

4) эмерджентизм.

20. Диалектическая модель, абсолютизирующая скачкообразный характер развития называется:

1) эволюционизм;

2) вульгарный эволюционизм;

3) преформизм;

4) эмерджентизм.

21. Марксизм не говорит о такой форме движения материи, как:

1) социальная;

2) общественная;

3) механическая;

4) биологическая.

22. Человек, по Фейербаху, должен вести свое происхождение от:

1) неба;

2) земли;

3) человека;

4) природы.

23. Гегель: «Постичь то, что есть – вот в чем задача философии, ибо то, что есть, есть:

1) мир;

2) природа;

3) разум;

4) человек.

24. Какой из признаков не является основным для развития?

1) необратимость;

2) качественные изменения;

3) количественные изменения;

4) направленность.

25. Виднейшим представителем градуалистской модели развития был:

1) Фихте;

2) Шеллинг;

3) Дарвин;

4) Спенсер.

26. Он провозглашал и обосновывал положение о:

1) всеобщей постепенной эволюции всей природы;

2) всеобщей постепенной эволюции человеческого общества;

3) скачкообразный характер природы;

4) скачкообразный характер человеческого общества.

1. Шиповская Л. П., Мамедов А. А. Философия. Классический курс лекций. – М.: ЛЕНАНД, 2016.

2. Миронов В. В. Философия. Учебник для вузов. М., Норма, 2017.

3. Панин А. В., Алексеев П. В. Философия. М., Проспект, 2017.

4. Спиркин А. Г. Философия: учебник для студентов вузов. М., Юрайт, 2014.

5. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. М., 1970.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1958.

Темы докладов, курсовых работ и рефератов

1. Диалектика как философское учение о развитии. Материалистическая и идеалистическая диалектика.

2. Диалектическая и метафизическая концепции развития. Развитие, регресс и прогресс.

3. Диалектика Гегеля. Учение Гегеля о развитии.

4. Генезис и развитие античной диалектики.

5. Законы, категории и принципы диалектики.

6. Закон перехода количественных изменений в качественные. Теория и практика.

7. Понятие диалектического отрицания и формы его проявления.

8. Субъективный фактор и социальное развитие.

9. Система категорий диалектики в процессе познания и преобразования действительности.

10. Сельскохозяйственное производство и диалектика противоречий.

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%94_%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%90_%D0%B8_%D0%B4%D1%80_%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5/3

Философия — Кальной И.И — Стр 20

Диалектическая концепция развития: Эта концепция является наиболее серьезной и аргументированной из

191И. И. Кальной. Философия

Выражением прогресса традиционно считают такие процессы, как индустриализация, урбанизация, модернизация и лишь недавно человечество осознало, что обратной стороной всего этого является ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство, рост напряженности между развитыми и развивающимися странами.

Непрерывный экономический рост привел к исчерпанию многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития, вплоть до «нулевого роста».

И поэтому одной из главных задач –не только философии, но и науки, политики является пересмотр оснований прогресса, поиск его оптимального критерия.

4. Основные философские концепции развития бытия в мире

Среди множества философских концепций развития бытия в мире наиболее содержательными и впечатляющими являются: диалектическая; эволюционная; структуралистская; синергетическая.

Диалектическая концепция развития

Эта концепция является наиболее серьезной и аргументированной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Маркса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей

ипринципов, важнейшими из которых являются:

1.Идея всеобщей связи и зависимости в мире. Мир есть систематическое взаимосвязанное единство, целостность.

2.Идея саморазвития. Мир развивается не потому, что его ктото или что-то внешне к этому побуждает, толкает, а потому, что он сам порождает источник своего развития.

3.Идея изначальной противоречивости системы. Она и выступает как источник развития. Суть противоречивости системы состоит в том, что она есть лишь общий план, контур будущего, которое имманентно присутствует в существующих формах, демонстрируя противоречие между тем, что есть и тем, что должно быть.

Разрешение противоречия означает завершение цикла конкрет-

ного этапа развития.

Развитие как процесс объясняется и описывается через действие законов диалектики: закона единства и противостояния противо-

192И. И. Кальной. Философия

положностей; закона взаимного перехода количественных и качественных изменений; закона отрицания отрицания.

Диалектическое развитие строго подчиняется законам, а не воле человека.

Понимание мира как диалектически развивающегося целого имело свои достоинства. Однако, с развитием наших представлений о мире, с появлением новых данных из области естествознания и общественной жизни, появилось основание утверждать, что диалектика — это не универсальная концепция.

Она годится для объяснения многих процессов развития, но есть феномены развития, которые нельзя ни объяснить, ни понять с помощью диалектики.

Например, в развитии живой природы принято считать межвидовую борьбу проявлением общего закона противоречивости жизни. Однако биологи доказали, что не всегда переход от одного качественного состояния к другому происходит таким путем.

Ученые выдвинули предположение о вмешательстве других факторов, в частности генных мутаций.

Или, как доказывает социальная практика, диалектическая теория уже исчерпала себя при объяснении общества. Социальные трансформации сейчас настолько разнообразны, что диалектика не в состоянии объяснить все источники, причины, механизмы социальных изменений, ибо диалектика не в состоянии освоить сознательно-волевой фактор. Она пасует перед субъективной реальностью бытия в мире.

Поэтому, высоко оценивая диалектическую концепцию развития, приходится делать вывод, что она не является универсальной, а лишь частично и в определенных случаях объясняет механизмы и особенности развития бытия в мире.

Эволюционная концепция развития

В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов.

Классический эволюционизм ориентирован на вопросы: Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете?

Как объяснить бесконечное многообразие живых форм и удивительную приспособленность живых существо к среде обитания?

Каковы движущие силы и направления эволюции? Как возник человек?

К каким последствиям может привести освоение человеком живой оболочки Земли — биосферы?

Движущими силами развития в эволюционной концепции выступают: наследственная изменчивость; борьба за существование; естественный отбор.

Особый интерес вызвало положение о борьбе за существование и ее формах. Ч. Дарвин выделял три таких формы: внутривидовая борьба; межвидовая борьба; борьба с неблагоприятными условиями среды обитания.

Самый живой отклик классический эволюционизм нашел в социологии, которая, проходя свое становление, нуждалась в объяснительных схемах и принципах.

Пытаясь найти метафору, объясняющую общество и его изменения, социологи уподобили общество организму.

Вначале эта аналогия использовалась лишь в качестве методологического инструмента, но затем общество стали рассматривать как реальный организм, но только общественный.

Считалось, что подобно живым организмам, общество состоит из различных элементов (клеток-индивидов), собранных в более сложные единицы (органы-институты), которые объединены сетью детерминирующих связей (органическая анатомия — социальные связи).

Этот первый, примитивный социальный биологизм был впоследствии теоретически скорректирован. В частности, Г.

Спенсер исходил из того, что социальная революция составляет часть общей революции, представляющей изначально внутренне направленный процесс появления все более сложных социальных форм. В основе этого процесса лежит взаимодействие дифференциации и интеграции.

Дифференциация неизбежна по мере усложнения системы. Интеграция же отбирает наиболее устойчивые структурные связи, обеспечивающие сопротивление окружающей среды.

Особого внимания заслуживает тезис эволюционной концепции о корректирующем влиянии социальной среды, а также утверждение о том, что различные антагонизмы — классовая борьба, экономическая конкуренция, военные столкновения являются видами борьбы за существование.

Эволюционизм имеет различные «версии», однако сейчас он не играет заметной роли в методологии обществознания уступив место другим концепциям развития.

194И. И. Кальной. Философия

Структуралистическая концепция развития

Главным в этой теории является убеждение, что в основе развития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и самотождественность системы.

Структурализм утверждает, что существуют изначальные, первичные структуры, на основании которых, через их модификации, можно объяснить все многообразие ныне существующих видов. К примеру, существует общая для всех ныне существующих языков первичная структура.

Она может быть сведена в некий первичный язык — праязык, из которого вышли ныне существующие языковые группы, семьи, диалекты и т. д. Но у всего этого многообразия есть общее. Это общее представлено структурой языка.

В биологии, в XVIII веке бытовала версия, что существует только одно идеальное животное, имеющее определенную структуру, а все остальные виды — есть его модификации.

Единый план строения можно обнаружить и в различных феноменах живой природы, общества, культуры.

К примеру, как бы не различались такие природные соединения, как минералы, доказано, что все они отличаются различными способами организации кристаллической решетки.

Изучая современную семью и семью древнего общества, этнографы находят, что именно вторая выступает по отношению к первой в качестве первичной. Ее элементарная структура — это тот минимум, который собственно и составляет сущность семьи.

Для структурализма принципиальным является утверждение — структура главнее истории. Это означает, что развитие во времени считается несущественным типом изменений, а на первое место ставятся структурные преобразования.

Структурными трансформациями можно объяснить многие факты развития, особенно в социальной сфере, но далеко не все и не всегда, ибо основная идея структурализма — подобие не только упрощает гносеологическую ситуацию, но подчас и искажает ее.

Синергетическая концепция развития

Синергетика возникла как попытка найти альтернативы существующим концепциям развития, которые исчерпали свои возмож-

ности в объяснении возникновения и развития сложноорганизованных систем.

Исходным понятием синергетики является понятие хаоса. Хаос традиционно рассматривается как деструктивное начало, которое должно быть упорядочено. Синергетика считает, что в хаосе таится источник развития, который может привести к конструктивным результатам.

Синергетика, в отличие от других концепций развития, возвращает в лоно теории понятие случайности, реабилитирует его. Если в диалектической концепции и в классическом эволюционизме случайность рассматривалась как второстепенный и не имеющий значение фактор, забывающийся, стирающийся по прошествии времени, то синергетика поднимает случайность до уровня необходимости.

Такие состояния, как неустойчивость, нарушенное равновесие также объявляются синергетикой как нормальное и естественное состояние.

Классические концепции понимают развитие как поступательное и безальтернативное движение. Развитие подчиняется строгому закону причинности. По причинным цепочкам ход развития может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. Развитие ретросказуемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее — настоящим.

Но один из ведущих теоретиков в области синергетики, И. Пригожин, обосновывает положение о том, что идея нестабильности существенно теснит идею детерминизма.

Она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность.

И такие понятия, как нестабильность и непредсказуемость стали играть немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала между социальными науками и науками о природе.

Идея нестабильности означает, что траектории многих систем неустойчивы и мы не можем предсказывать их развитие на длительный отрезок. И.

Пригожин называет эти интервалы «темпоральной экспонентой» и говорит, что после того, как мы переходим в новый интервал, информация о предыдущем может исчезнуть.

Наше знание — это всего лишь небольшое окно в универсум и из-за нестабильности мира нам следует отказаться даже от меч-

196И. И. Кальной. Философия

ты об исчерпывающем знании. Заглядывая в это окно, мы можем, конечно, экстраполировать имеющиеся знания за границы нашего видения и строить догадки по поводу того, каким мог быть механизм, управляющий динамикой универсума, но не более того.

В традиционной картине мира обусловленности отсутствует всякий риск, ибо протекание событий одновариантно и прогнозируемо. Синергетика же постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность выбора с мерой ответственности за этот выбор.

Основные идеи синергетики:

из хаоса может возникнуть новая структурно организованная определенность с новым вектором своего развития;сложноорганизованные и самоорганизующиеся системы не могут развиваться по строго определенным законам, ибо в них большую роль играют моменты спонтанности и случайности; заявляющие о себе в точке «бифуркации».для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Эволюционный путь не является единственным;

Синергетика является одновременно и методом, и наукой об управлении сложноорганизованными системами. Главным рычагом этого управления является не сила, а правильная направленность, «архитектура» воздействия на сложноорганизованную среду.

Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают основание утверждать, что развитие — это особый тип изменений, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем.

Многообразие природных и социальных феноменов не было дано изначально, а появилось в результате развития некоего исходного количества видов и форм.

Поэтому невозможно понять мир вне контекста развития, но сам процесс развития становится все более комплексным и сложным, и объяснить его исходя из какой-либо одной теоретической модели практически невозможно.

Контрольные вопросы и задания

1.Определите понятие «изменение».

2.Какие могут быть виды изменений?

3.Какое изменение можно назвать развитием?

4.Определите понятие «развитие» и дайте характеристику его основных признаков.

5.Оцените философскую категорию «становление» как переход от одной определенности бытия к другой.

6.Определив развитие как особый тип изменения, следует выявить цель, источник и механизм развития; определить его критерий.

7.Дайте характеристику основных принципов развития и определите их методологическое значение.

8.Сформулируйте 4 (четыре) правила принципа причинности.

9.Определите отношение к концепциям детерминизма и индетерминиз-

ма.

10.Дайте определение закона как философской категории.

11.По каким основаниям можно осуществить классификацию законов?

12.Раскройте содержание закона единства и борьбы (противостояния) противоположностей через его собственные категории и определите методологическое значение этого закона.

13.Раскройте содержание закона перехода количественных изменений в качественные через его собственные категории и определите методологическое значение этого закона.

14.Раскройте содержание закона отрицания отрицания через его собственные категории и определите методологическое значение этого закона.

15.Определите критерий развития, дайте оценку соотношения «прогрессрегресс».

16.Дайте характеристику и оценку диалектической концепции развития.

17.Определите достоинства и недостатки эволюционной концепции развития.

18.Определите возможности структуралистской концепции развития.

19.Дайте характеристику и оценку синергетической концепции развития.

20.Можно ли одну из заявленных концепций рассматривать в качестве в

качестве универсальной? Аргументируйте свою позицию.

Литература

Основная

1.Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. М., 1989.

2.Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.

3.Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

198И. И. Кальной. Философия

Дополнительная

1.Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX столетий. М., 1989.

2.Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3.Кевбрин Б. Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М., 1998.

4.Ковалев А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. М., 1999.

5.Миклин А. М., Подольский А. В. Категория развития в марксистской философии. М., 1980.

6.Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

7.Мячин Ю. Н. Категория «развитие» (теоретические и методологические аспекты). Оренбург, 1993.

8.Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.

9.Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.

10.Развитие как регулятивный принцип. Ростов-н-Дону, 1991.

11.Самоорганизаия в природе и обществе. Л., 1998.

12.Силин А. А. Концепция развития в философии и естествознании // Философские науки. 1997. № 2.

Глава XII

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ

1.Проблема сознания в историко-философской традиции.

2.Отражение и его эволюция. Психика и сознание.

3.Структуры психики и структуры сознания.

4.Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

5.Формы общественного сознания.

Ключевые понятия

Душа — внутренний мир человека, состояние его сущностных сил.

Знание — адекватное отражение бытия в мире в форме представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий.

Идеальное — бытие в мире, отраженное в психике или сознании. Это субъективный образ объективного мира.

Идеология — система деятельности по освоению мира в интересах господствующих сил данного общества.

Информация — сообщение о характере взаимодействующих объектов бытия в мире.

Норма — образец поведения, матрица регламента взаимосвязи

ивзаимодействия в системе «природа–общество–человек» Общественная психология — непосредственное отражение бы-

тия в сознании людей на уровне эмоций и чувств.

Общественное сознание — целостное образование, обладающее внутренней структурой, которая включает уровни теоретического и обыденного сознания, идеологии и общественной психологии, а

200И. И. Кальной. Философия

также формы политического, правового, эстетического, нравственного, религиозного, научного и философского сознания.

Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме образа

ипроектирование (творчество) на этой основе новой реальности. Сущностные силы человека – совокупность интеллекта, чувств

человека и его воли.

Творчество — сознательная деятельность человека, проектирующая и создающая нечто качественное новое в соответствии с потребностями человека и с учетом объективных законов развития мира.

Ценностный ориентир — ось сознания, обеспечивающая определенную направленность человека на мир своего бытия и регулирующая мотив его деятельности.

Назначение главы XII заключается в том, чтобы раскрыть природу и сущность сознания; исследовать его историко-философс- кий генезис; рассмотреть эволюцию отражения до психики; выявить качественное отличие психики человека и животного; раскрыть структуры психики и сознания, выявив их взаимосвязь; рассмотреть взаимосвязь общественного и индивидуального сознания, установив их специфику.

Проблема сознания находится в центре внимания профессионалов и любителей различных областей знания, но несмотря на их усилия продолжает хранить свою тайну. Современный человек владеет информацией о макромире, силой мысли проник в микромир, осваивает мегамир, но все еще плохо знает свое сознание.

Остается открытым вопрос об истоках сознания. Одни рассуждают о случайности сознания. Другие рассматривают сознание в качестве атрибута космоса. Третьи космос рассматривают как атрибут сознания. Четвертые утверждают, что сознание есть творение Бога. Пятые обосновывают концепцию сознания как результата эволюции Вселенной.

Приемлемого ответа пока нет, ибо сознание проходит по реестру метафизических проблем и относится к разряду т. н. «вечных» философских вопросов, решение которых находится в зависимости от потребностей и возможностей своей исторической эпохи.

Источник: https://studfile.net/preview/1096645/page:20/

Философия — Кальной И.И.. Философи я

Диалектическая концепция развития: Эта концепция является наиболее серьезной и аргументированной из

Скачать 3.42 Mb.
НазваниеФилософи я
АнкорФилософия — Кальной И.И..pdf
Дата03.02.2017
Размер3.42 Mb.
Формат файла
Имя файлаФилософия — Кальной И.И..pdf
ТипУчебное пособие#2031
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница19 из 44
Подборка по базе: Эссе по основам философии..docx, Мир философии Часть 1.doc, Тема 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ.docx, эссе Лузан Основы философии.docx, Основы философии.docx, Практические задания по философии Бекишевой Е.И.docx, Ответы по философии.docx, эссе по философии.docx, шпора по философии.docx, Реферат Философия.docx.3. Развитие и его критерийПрогресс и регресс — те характеристики процесса развития,которые имеют отчетливо оценочный подтекст. Чаще всего под прогрессом понимают тип направления развития, характеризую- щийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применитель- но к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно,регресс понимается как нечто противоположное прогрессу.Деление процессов на прогрессивные и регрессивные исходя из такого определения затруднено, ибо предполагает предваритель- ное согласие по вопросу о том, что такое «низшее и высшее», «бо- лее и менее совершенное». Выйти из затруднительного положения можно, лишь предположив, что прогресс и регресс связаны с оп- ределенной целью развития. Прогресс — это развитие по пути приближения к своему идеальному состоянию, а регресс — удале- ние от него.Особую значимость идея прогресса имеет в социальной облас- ти. Человечество всегда было одержимо стремлением сделать жизнь лучше, чем она есть. Стремление к должному и есть про- гресс. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут,является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от бе- зысходности.

190

И. И. Кальной. Философия

Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой ан- тичности. Платон в «Законах» рассуждает об эволюции социаль- ной организации, которая продвигается от зарождения к более совершенным формам.

Прогресс государства, по Аристотелю, есть развитие от семьи и первобытной общины к греческому полису. Вэпоху Возрождения и в условиях Нового времени идею прогресса связывают с мерой свободы и нравственности людей.В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной «религией»

европейской цивилизации.

Она восторжествовала в науке, фило- софии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма можно считать реальное улучшение жизни в Европе. Тогда же кон- цепция прогресса становится и предметом специального философ- ского осмысления.

В ней выделяют такие основополагающие ас- пекты: необратимость времени, текущего линейно и обеспечива- ющего непрерывность прошлого, настоящего и будущего;

направленность движения, в котором ни одна стадия не повторя- ется; кумулятивность развития, которое протекает либо револю- ционно, либо эволюционно; дифференциация фаз процесса раз- вития; имманентность причин развития.Предполагалось.

что на последней ступени развития полнос- тью осуществятся такие ожидания, как счастье, справедливость,равенство и подлинная свобода людей.

Критерием социального прогресса, начиная с Нового времени,считается мера человеческой свободы, а в качестве универсально- го средства прогресса — рационализация всех сфер человеческой жизни.Таким образом, прогресс и регресс есть ценностные характери- стики процесса развития.

Из этого не следует, что критерии про- гресса полностью относительны. Их относительность обусловле- на не субъективной оценкой того или другого человека, а време- нем и возможностями исторической эпохи.

Никто не станет оспаривать тот факт, что прогресс науки и тех- ники привел к увеличению продолжительности жизни людей,уменьшению числа неизлечимых болезней. Люди в XX в. облада- ют большим потенциалом полезных знаний, чем их предки вXVIII столетии, значительно сократились затраты на выполнение многих видов работ, сократилось время на передвижение в про- странстве, увеличилась продолжительность жизни человека. 191

И. И. Кальной. Философия

Выражением прогресса традиционно считают такие процессы,

как индустриализация, урбанизация, модернизация и лишь недав- но человечество осознало, что обратной стороной всего этого яв- ляется ухудшение экологии, перенаселенность, перепроизводство,

рост напряженности между развитыми и развивающимися стра- нами.

Непрерывный экономический рост привел к исчерпанию многих видов природных ресурсов и поставил человечество перед необходимостью регулирования развития, вплоть до «нулевого роста».

И поэтому одной из главных задач –не только философии,но и науки, политики является пересмотр оснований прогресса,поиск его оптимального критерия.

4. Основные философские концепции развития

бытия в миреСреди множества философских концепций развития бытия в мире наиболее содержательными и впечатляющими являются: диалекти- ческая; эволюционная; структуралистская; синергетическая.

Диалектическая концепция развития

Эта концепция является наиболее серьезной и аргументирован- ной из представленных и опирается на работы Г. Гегеля и К. Мар- кса. Ее можно изобразить в виде системы основополагающих идей и принципов, важнейшими из которых являются:1. Идея всеобщей связи и зависимости в мире. Мир есть систе- матическое взаимосвязанное единство, целостность.2.

Идея саморазвития. Мир развивается не потому, что его кто- то или что-то внешне к этому побуждает, толкает, а потому, что он сам порождает источник своего развития.3. Идея изначальной противоречивости системы. Она и высту- пает как источник развития.

Суть противоречивости системы со- стоит в том, что она есть лишь общий план, контур будущего, ко- торое имманентно присутствует в существующих формах, демон- стрируя противоречие между тем, что есть и тем, что должно быть.Разрешение противоречия означает завершение цикла конкрет- ного этапа развития.

Развитие как процесс объясняется и описывается через действие законов диалектики: закона единства и противостояния противо- 192

И. И. Кальной. Философия

положностей; закона взаимного перехода количественных и каче- ственных изменений; закона отрицания отрицания.Диалектическое развитие строго подчиняется законам, а не воле человека.Понимание мира как диалектически развивающегося целого имело свои достоинства.

Однако, с развитием наших представле- ний о мире, с появлением новых данных из области естествозна- ния и общественной жизни, появилось основание утверждать, что диалектика — это не универсальная концепция.

Она годится для объяснения многих процессов развития, но есть феномены развития, которые нельзя ни объяснить, ни понять с помощью диалектики. Например, в развитии живой природы при- нято считать межвидовую борьбу проявлением общего закона противоречивости жизни.

Однако биологи доказали, что не все- гда переход от одного качественного состояния к другому проис- ходит таким путем. Ученые выдвинули предположение о вмеша- тельстве других факторов, в частности генных мутаций.

Или, как доказывает социальная практика, диалектическая те- ория уже исчерпала себя при объяснении общества. Социальные трансформации сейчас настолько разнообразны, что диалектика не в состоянии объяснить все источники, причины, механизмы социальных изменений, ибо диалектика не в состоянии освоить сознательно-волевой фактор.

Она пасует перед субъективной ре- альностью бытия в мире.Поэтому, высоко оценивая диалектическую концепцию разви- тия, приходится делать вывод, что она не является универсаль- ной, а лишь частично и в определенных случаях объясняет меха- низмы и особенности развития бытия в мире.

Эволюционная концепция развития

В основе этой концепции развития лежит гипотеза Ч. Дарвина об эволюции животных и растительных видов.

Классический эволюционизм ориентирован на вопросы:Как возникла и развивалась жизнь на нашей планете?Как объяснить бесконечное многообразие живых форм и уди- вительную приспособленность живых существо к среде обитания?Каковы движущие силы и направления эволюции?Как возник человек? К каким последствиям может привести освоение человеком живой оболочки Земли — биосферы?Движущими силами развития в эволюционной концепции выс- тупают: наследственная изменчивость; борьба за существование;естественный отбор.Особый интерес вызвало положение о борьбе за существова- ние и ее формах. Ч. Дарвин выделял три таких формы: внутриви- довая борьба; межвидовая борьба; борьба с неблагоприятными условиями среды обитания.Самый живой отклик классический эволюционизм нашел в со- циологии, которая, проходя свое становление, нуждалась в объяснительных схемах и принципах. Пытаясь найти метафору,

объясняющую общество и его изменения, социологи уподобили об- щество организму. Вначале эта аналогия использовалась лишь в ка- честве методологического инструмента, но затем общество стали рассматривать как реальный организм, но только общественный.

Считалось, что подобно живым организмам, общество состо- ит из различных элементов (клеток-индивидов), собранных в бо- лее сложные единицы (органы-институты), которые объединены сетью детерминирующих связей (органическая анатомия — соци- альные связи).

Этот первый, примитивный социальный биологизм был впос- ледствии теоретически скорректирован. В частности, Г. Спенсер исходил из того, что социальная революция составляет часть об- щей революции, представляющей изначально внутренне направ- ленный процесс появления все более сложных социальных форм.

В основе этого процесса лежит взаимодействие дифференциации и интеграции. Дифференциация неизбежна по мере усложнения системы. Интеграция же отбирает наиболее устойчивые структур- ные связи, обеспечивающие сопротивление окружающей среды.

Особого внимания заслуживает тезис эволюционной концеп- ции о корректирующем влиянии социальной среды, а также ут- верждение о том, что различные антагонизмы — классовая борь- ба, экономическая конкуренция, военные столкновения являются видами борьбы за существование.

Эволюционизм имеет различные «версии», однако сейчас он не играет заметной роли в методологии обществознания уступив ме- сто другим концепциям развития.

Глава XI

193 194

И. И. Кальной. Философия

Структуралистическая концепция развитияГлавным в этой теории является убеждение, что в основе раз- вития изменяется структура объекта. Под структурой понимают устойчивые элементы и отношения между ними, обеспечивающие целостность и самотождественность системы. Структурализм ут- верждает, что существуют изначальные, первичные структуры, на основании которых, через их модификации, можно объяснить все многообразие ныне существующих видов. К примеру, существует общая для всех ныне существующих языков первичная структура.Она может быть сведена в некий первичный язык — праязык, из которого вышли ныне существующие языковые группы, семьи,диалекты и т. д. Но у всего этого многообразия есть общее. Это общее представлено структурой языка.В биологии, в XVIII веке бытовала версия, что существует толь- ко одно идеальное животное, имеющее определенную структуру,

а все остальные виды — есть его модификации. Единый план стро- ения можно обнаружить и в различных феноменах живой приро- ды, общества, культуры. К примеру, как бы не различались такие природные соединения, как минералы, доказано, что все они от- личаются различными способами организации кристаллической решетки.

Изучая современную семью и семью древнего общества, этног- рафы находят, что именно вторая выступает по отношению к пер- вой в качестве первичной. Ее элементарная структура — это тот минимум, который собственно и составляет сущность семьи.Для структурализма принципиальным является утверждение —структура главнее истории.

Это означает, что развитие во време- ни считается несущественным типом изменений, а на первое мес- то ставятся структурные преобразования.

Структурными транс- формациями можно объяснить многие факты развития, особенно в социальной сфере, но далеко не все и не всегда, ибо основная идея структурализма — подобие не только упрощает гносеологи- ческую ситуацию, но подчас и искажает ее.

Синергетическая концепция развития

Синергетика возникла как попытка найти альтернативы суще- ствующим концепциям развития, которые исчерпали свои возмож- ности в объяснении возникновения и развития сложноорганизо- ванных систем.Исходным понятием синергетики является понятие хаоса. Хаос традиционно рассматривается как деструктивное начало, которое должно быть упорядочено.

Синергетика считает, что в хаосе та- ится источник развития, который может привести к конструктив- ным результатам.Синергетика, в отличие от других концепций развития, возвра- щает в лоно теории понятие случайности, реабилитирует его.

Если в диалектической концепции и в классическом эволюционизме случайность рассматривалась как второстепенный и не имеющий значение фактор, забывающийся, стирающийся по прошествии времени, то синергетика поднимает случайность до уровня необ- ходимости.

Такие состояния, как неустойчивость, нарушенное равновесие также объявляются синергетикой как нормальное и естественное состояние.Классические концепции понимают развитие как поступатель- ное и безальтернативное движение. Развитие подчиняется строго- му закону причинности.

По причинным цепочкам ход развития может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. Развитие ретросказуемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым,а будущее — настоящим.

Но один из ведущих теоретиков в области синергетики, И. При- гожин, обосновывает положение о том, что идея нестабильности существенно теснит идею детерминизма.

Она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятельность. И такие понятия, как нестабильность и непредсказуемость стали играть не- маловажную роль в преодолении той разобщенности, которая все- гда существовала между социальными науками и науками о при- роде.

Идея нестабильности означает, что траектории многих систем неустойчивы и мы не можем предсказывать их развитие на дли- тельный отрезок. И.

Пригожин называет эти интервалы «темпо- ральной экспонентой» и говорит, что после того, как мы перехо- дим в новый интервал, информация о предыдущем может исчез- нуть.

Наше знание — это всего лишь небольшое окно в универсум и из-за нестабильности мира нам следует отказаться даже от меч-

Глава XI

195 196

И. И. Кальной. Философия

ты об исчерпывающем знании. Заглядывая в это окно, мы можем,конечно, экстраполировать имеющиеся знания за границы наше- го видения и строить догадки по поводу того, каким мог быть механизм, управляющий динамикой универсума, но не более того.

В традиционной картине мира обусловленности отсутствует всякий риск, ибо протекание событий одновариантно и прогнози- руемо. Синергетика же постулирует многовариантное видение мира, которое раскрывает перед человечеством возможность вы- бора с мерой ответственности за этот выбор.

Основные идеи синергетики:из хаоса может возникнуть новая структурно организован- ная определенность с новым вектором своего развития;сложноорганизованные и самоорганизующиеся системы не могут развиваться по строго определенным законам, ибо в них большую роль играют моменты спонтанности и слу- чайности; заявляющие о себе в точке «бифуркации».для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Эволюционный путь не является единствен- ным;Синергетика является одновременно и методом, и наукой об управлении сложноорганизованными системами. Главным рыча- гом этого управления является не сила, а правильная направленность,«архитектура» воздействия на сложноорганизованную среду.

Рассмотренные различные аспекты проблемы развития дают

основание утверждать, что развитие — это особый тип измене-
ний, благодаря которым мы получили тот мир, в котором живем.
Многообразие природных и социальных феноменов не было дано из-
начально, а появилось в результате развития некоего исходного ко-
личества видов и форм. Поэтому невозможно понять мир вне кон-
текста развития, но сам процесс развития становится все более
комплексным и сложным, и объяснить его исходя из какой-либо од-
ной теоретической модели практически невозможно.
Контрольные вопросы и задания1. Определите понятие «изменение».2. Какие могут быть виды изменений?3. Какое изменение можно назвать развитием?4. Определите понятие «развитие» и дайте характеристику его основных признаков. 5. Оцените философскую категорию «становление» как переход от одной определенности бытия к другой.

6. Определив развитие как особый тип изменения, следует выявить цель,

источник и механизм развития; определить его критерий.7. Дайте характеристику основных принципов развития и определите их методологическое значение.8. Сформулируйте 4 (четыре) правила принципа причинности.9. Определите отношение к концепциям детерминизма и индетерминиз- ма.10. Дайте определение закона как философской категории.11.

По каким основаниям можно осуществить классификацию законов?12. Раскройте содержание закона единства и борьбы (противостояния)противоположностей через его собственные категории и определите методологическое значение этого закона.13.

Раскройте содержание закона перехода количественных изменений в качественные через его собственные категории и определите методо- логическое значение этого закона.14. Раскройте содержание закона отрицания отрицания через его собствен- ные категории и определите методологическое значение этого зако- на.15.

Определите критерий развития, дайте оценку соотношения «прогресс- регресс».16. Дайте характеристику и оценку диалектической концепции развития.17. Определите достоинства и недостатки эволюционной концепции раз- вития.18. Определите возможности структуралистской концепции развития.19.

Дайте характеристику и оценку синергетической концепции разви- тия.20. Можно ли одну из заявленных концепций рассматривать в качестве в качестве универсальной? Аргументируйте свою позицию.

Литература

Основная1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. М., 1989.2. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001.3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Глава XI

197 198

И. И. Кальной. Философия

Дополнительная
1. Богомолов А. С. Идея развития в буржуазной философии XIX иXX столетий. М., 1989.

2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3. Кевбрин Б. Ф. Развитие. Детерминизм. Закон. М., 1998.
4. Ковалев А. М. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. М., 1999.
5. Миклин А. М., Подольский А. В. Категория развития в марксистской философии. М., 1980.
6. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.
7. Мячин Ю. Н. Категория «развитие» (теоретические и методологичес- кие аспекты). Оренбург, 1993.
8. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1995. № 1.
9. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.10. Развитие как регулятивный принцип. Ростов-н-Дону, 1991.11. Самоорганизаия в природе и обществе. Л., 1998.

12. Силин А. А. Концепция развития в философии и естествознании // Фи- лософские науки. 1997. № 2.

Глава XII1   …   15   16   17   18   19   20   21   22   …   44

Источник: https://topuch.ru/filosofi-ya/index19.html

Диалектическая концепция развития

Диалектическая концепция развития: Эта концепция является наиболее серьезной и аргументированной из

Диалектика стала учением, в котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположностей, в развитии и переходах из одного состояния в другое.

Диалектика исследует наиболее общие, универсальные, существенные связи и отношения, присущие всем процессам и явлениям объективного мира.

Структурные связи бытия раскрываются с помощью таких категорий диалектики, как причина и следствие, случайность и необходимость, сущность и явление, возможность, вероятность, действительность, закон.

Одной из форм проявления всеобщей, универсальной связи является причинно-следственная связь, которая в философском познании оформилась в один из фундаментальных принципов — принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все явления окружающего мира детерминированы, т.

е. возникают, развиваются, разрушаются и погибают в результате действия определенных причин. Детерминизм в гипертрофированном виде может перейти в фатализм как веру в предопределенность всех событий в мире и истории.

Это представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу. Отказ от принципа детерминизма, т.е. индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность причинной связи.

При индетерминизме “возможны” самые невероятные, необусловленные причинами явления — вплоть до “чуда”.

Категория причины применяется в философии для обозначения явления, которое в определенных условиях с необходимостью вызывает, обусловливает другое явление, называемое следствием. Фундаментальной чертой причинности, отличающей ее от остальных форм связи, является генетический характер этой зависимости — причина порождает следствие.

Но диалектическое взаимодействие между причиной и следствием состоит в том, что следствие не пассивно по отношению к своей причине, оно оказывает активное обратное воздействие на породившую его причину.

Так, болезнь (причина) приводит к снижению аппетита (следствие), что в свою очередь снижает сопротивляемость организма и усугубляет течение болезни.

Причина и следствие находятся между собой в состоянии взаимоперехода и образуют бесконечную причинно-следственную цепь, в которой всякое явление по отношению к предыдущему является следствием, а по отношению к последующему причиной.

Важной философской проблемой является классификация причин, которую можно проводить по ряду оснований, выделяя динамические (однозначные) и статистические (вероятностные) причины, объективные и субъективные, общие и частные, внутренние и внешние, существенные и несущественные, главные и второстепенные. В общественно-исторической практике большую роль в реализации событий играет повод, который можно определить как несущественную, внешнюю причину.

Категории необходимости и случайности отражают качественно особые связи объективного мира, которые не охватываются другими категориями. Под необходимостью понимается то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей и отношений, что обусловлено всем предшествующим развитием и в силу этого неизбежно происходит или обязательно должно произойти.

Под случайностью понимается явление, которое непосредственно вытекает не из сущности, не из внутреннего закономерного развития данного процесса, а из его внешних связей и отношений. Случайное — это то, что могло произойти, а могло не произойти. Категории необходимости и случайности предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга.

Они составляют два полюса одной связи: ни случайность, ни необходимость в реальной действительности не выступают в чистом виде. Важнейшим моментом диалектической связи необходимости и случайности является возможность их перехода друг в друга. Так, одно и то же событие или явление в одном отношении выступает как необходимое, а в другом как случайное.

Момент связи необходимости и случайности выявляется в характеристике случайности как формы проявления необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Так, открытие неевклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии XIX в.

Именно поэтому независимо от Лобачевского неевклидова геометрия была открыта Больяи и Гауссом.

Развитие также представляет собой процесс взаимосвязи возможности и действительности. В начале новое существует в недрах старого как нечто еще не сложившееся, как потенция, возможность возникновения и развития. Только при определенных условиях новое побеждает и становится действительностью.

Любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное и дальнейшим порождением этой новой действительностью новых возможностей. Категория действительности имеет два основных значения. В широком смысле под действительностью понимается весь объективно существующий мир.

В узком смысле действительность представляет собой реализованную возможность. С этой позиции возможность можно понимать как скрытую тенденцию возникновения и развития наличной действительности. Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции.

Таким образом, если действительность, говоря словами Гегеля, есть “актуальное бытие”, то возможность — “потенциальное бытие”, это будущее, содержащееся в настоящем.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей.

Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, бесчисленное множество объективно присущих ей возможностей, которые можно разделить на реальные, конкретные и формальные, абстрактные.

Реальные, конкретные возможности подготовлены всем ходом развития вещей и процессов и соответствуют объективной необходимости, для их реализации сложились нужные условия. Абстрактные или формальные возможности — это возможности, для осуществления которых нет в данной действительности соответствующих условий. В их реализации может сыграть роль очень редкий случай.

Абстрактные возможности не тождественны невозможности, т.е. тому, что несовместимо с законами природы. Например, нельзя на улице встретить Сократа, найти “философский камень”, эликсир бессмертия и т.д. Соотношение возможности и действительности находит свое количественное выражение в категории вероятности, характеризующей степень реализации возможности, ее близость к действительности. Всякая реальная возможность имеет какую-то хотя бы минимальную вероятность превращения в действительность. Если эта вероятность равна нулю, то возможность тождественна невозможности, а при вероятности, равной единице, возможность становится действительностью.

Предметы и явления объективного мира имеют как внешнюю сторону, доступную нашему непосредственному восприятию, так и сторону внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения. Эта раздвоенность свойств и характеристик предмета выражается в категориях сущности и явления.

Эти категории отражают одну и ту же реальность, но отражают ее с различной глубиной и полнотой, поэтому сущность и явление непосредственно не совпадают.

Если категория сущности фиксирует внутреннюю, устойчивую, относительно скрытую сторону явлений, предметов и процессов, то явление — это внешняя, менее устойчивая, чем сущность, сторона предметов и процессов, которая может быть воспринята непосредственно органами чувств в процессе наблюдения.

Сущность же того или иного явления раскрывается на уровне рационального, абстрактно-логического познания. Так, при помощи чувственного восприятия человек не в состоянии схватить движение со скоростью 300 тыс. км в секунду, не может видеть инфракрасного излучения, слышать ультразвук, но мышление фиксирует и раскрывает сущность этих процессов.

Явление и сущность находятся в неразрывном единстве и не существуют одно без другого. Внутренняя сторона предметов и процессов определяет их внешнюю сторону, составляет их основу, а внешняя так или иначе выражает внутреннюю. Сущность всегда присутствует в явлении, каким бы поверхностным оно ни было.

Но сущность скрыта, не видна, не лежит на поверхности, а “является” через свою противоположность. Диалектика сущности и явления состоит также в том, что сущность лишь приблизительно, неполно охватывает явление. Явление богаче сущности, так как включает в себя все бесконечное разнообразие свойств, признаков и характеристик предмета или процесса.

Категория сущности, отражающая устойчивое, необходимое, близка к категории закона, которую Гегель, внесший значительный вклад в разработку категории закона, определил как “отношение между сущностями”.

На современном уровне категориального понимания закон выражает необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между явлениями объективного мира. Закон может отражать связи между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Множество законов реального мира можно классифицировать по специфике форм движения, например физические, химические, биологические, социальные законы, по степени общности законы делятся на частные, общие и всеобщие.

Существуют законы взаимодействия, выражающие связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями, например закон всемирного тяготения, закон отражения света, законы вращения планет. Наряду с этими законами, существуют законы развития, определяющие характер, направленность и результат процесса развития, например, биогенетический закон Геккеля.

По формам действия выделяют динамические и статистические законы, различающиеся по характеру вытекающих из них предсказаний. В законах динамического типа предсказания имеют точно определённый, однозначный характер.

Так, в механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость, то по ним можно точно определить положение и скорость движения тела в любой момент времени. Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов и в которых можно абстрагироваться от целого ряда случайных факторов.

В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в коллективах или массовых событиях (напр., большого числа молекул в газе, особей в биологических популяциях, людей в социальных коллективах).

Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Можно сказать, что динамические законы оказываются предельным случаем статистических, когда вероятность становится достоверностью.

Применительно к естествознанию более применимы динамические закономерности, так как оно имеет дело с точно известными силами и законами движения тел под их воздействием. В более сложных ситуациях приходится учитывать воздействие множества случайных факторов и обращаться к статистическим законам.

Среди законов развития особое значение для философского познания мира имеют законы диалектики, которые выражают наиболее универсальные, всеобщие закономерности процесса развития, охватывающего природный, общественный и духовный мир.

Источник: https://studopedia.su/4_16436_dialekticheskaya-kontseptsiya-razvitiya.html

Scicenter1
Добавить комментарий