Диалектическая логика Гегеля: Что касается обратного смещения акцента с интуиции на понятие,

Часть 3. Познание истины по Гегелю

Диалектическая логика Гегеля:  Что касается обратного смещения акцента с интуиции на понятие,

Валерий Бетурлакин, 2002

на правах рукописи

Литература

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) выдвинул в качестве главной формы познания понятие, усомнившись в абсолютном характере созерцания или интуиции. Эта позиция была описана в предисловии к опубликованной в 1807 г. работе Гегеля «Феноменология духа».

Это произведение считается одним из самых «темных» (в силу гиперконцентрации идей) в творчестве немецкого философа, но именно в нем содержится действительно вся гегелевская философия.

Что касается смещения акцента с интуиции на понятие, то это было связано с важным пересмотром Гегелем самой сути понятия: которое он определял не как обобщенное представление (в традиционной логике), а как развернутое понимание существа дела.

У Шеллинга, например, понятие может свидетельствовать лишь об «общих признаках» изучаемого предмета, процесса, явления, а в суть происходящего мы проникаем с помощью интуиции как непосредственного, внепонятийного постижения истины.

С точки зрения Гегеля, в познании все происходит принципиально иначе: существо дела мы постигаем как раз при помощи понятий, а не путем прямого созерцания истины. Мышление в понятиях, согласно Гегелю, вполне способно постигать истину, но для этого ему надо опираться на противоречия.

Таким образом, Гегель представляет разум как способность постигать и разрешать противоречия, для этого ему пришлось обосновать новый взгляд на саму суть противоречий, ведь традиционная логика видела в противоречии синоним непонимания и заблуждения, а Гегель утверждал противоположное. Противоречие у него становится орудием истины, а отсутствие противоречий – симптомом заблуждения.

Гегель развивал ту мысль всей немецкой классики, согласно которой мы должны постигать действительность в ее же собственных формах. Таким образом, если в мире существенную роль играет единство противоположностей, то постигать его мы должны в форме логических противоречий.

Гегель был первым, кто заговорил об объективных противоречиях, выражающих противоречивость самой действительности (при этом он отличает объективные противоречия от таких, которые являются следствием нашей ошибки).

Гегель доказывал, что для человеческого мышления нет никаких границ, кроме границ практически освоенного человеком, поэтому всякий предел для нашего разума – это только относительный исторический рубеж.

Условием всесилия разума, как считал Гегель, является его способность преодолевать противоречия: например, противоречивость движения обнаруживает себя в разуме человека в форме противоречия между прерывностью и непрерывностью.

При созерцании окружающего мира это противоречие обнаружить невозможно (так как в созерцании нам дана сплошная непрерывность) – сам факт дискретности движения, а также пространства и времени мы открываем только благодаря аналитической, расчленяющей способности рассудка.

Видно, что единство прерывности и непрерывности как единство противоположностей схватывает только разум, который в свою очередь является противоречивым единством созерцания и рефлексии.Таким образом, высшей познавательной способностью человека, согласно Гегелю, является разум, а орудием разумного познания – понятия.

Поскольку понятия немыслимы без противоречий, то высшей формой логики у Гегеля оказывается диалектика; можно проследить, как теория познания у него оборачивается логикой, а логика, в свою очередь, диалектикой – в учении Гегеля они совпадают.

Теория познания, логика и диалектика, с точки зрения Гегеля, по большому счету должны заниматься одним и тем же предметом – системой категорий. Теперь рассмотрим содержание гегелевской диалектики более подробно.

Если у Сократа или Платона диалектика выступала как искусство вести философскую дискуссию, то Гегель понимает диалектику как логику идей; как восхождение от абстрактных (бедных, односторонних) идей ко все более конкретным (многообразным).

Таким образом, диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, вывод одних идей из других – Гегель полагал, что в исходной идее содержится все то, что из нее дедуцируется.

Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива; диалектика как движение идей по своей внутренней природе есть противоречие – здесь Гегель не принимал формальную логику, считающую еще подобно Аристотелю, что «…Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными…». Гегель, конечно же, понимал, что мыслить следует логически, но, тем не менее, формальной логикой был недоволен.В отличие от представителей прежней метафизики Гегель не считает возможным получить истину всю и сразу. Более того, истина у Гегеля не исчерпывается готовым результатом: истина (по Гегелю) есть результат вместе со своим становлением. Истина – это процесс. Тем самым, Гегель ввел в философию понятие относительной истины и, благодаря этому, история (история познания, в частности) перестает быть историей простых ошибок и заблуждений, как это считал, к примеру, Бэкон. Она превращается в процесс уточнения относительных истин и их развития, без чего невозможна никакая наука. При этом высшую истину открывает, согласно Гегелю, философия – именно она выявляет подлинную суть и смысл бытия, в то время как искусство, религия и естествознание только приближают нас к истинному знанию. Искусство и религия, по мнению Гегеля, не в состоянии отвлечься от образов и аллегорий, а наука, уже овладев понятием, застревает на анализе природных явлений, не проникая в подлинный источник и причину мироздания; и только философия раскрывает перед нами истинную картину происходящего, а именно то, что основу мира составляет само мышление.

Логическая культура философа-диалектика, согласно Гегелю, позволяет ему понять тот факт, что наше мышление и основа мира есть одно и то же. Таким образом, Гегель сформулировал принцип тождества бытия и мышления, имея в виду то, что скрытая для обычного восприятия основа мира есть не что иное, как развивающееся мышление, и в своем познании мы должны восходить по категориальным ступеням, потому что таков ход развития этого субъективного надындивидуального мышления. Согласно Гегелю, категории выражают ступени познания от простого чувственного содержания до уровня теоретической науки и философии.

Английский философ, логик и социолог Карл Раймунд Поппер (1902-1994), комментируя гегелевскую диалектику, считал, что она обладает рядом существенных недостатков, таких как «неопределенная и туманная манера речи», «расплывчатость суждений», «нескромность в притязаниях», «огромные претензии», схематизм, малая подкрепленность наукой и др. Впрочем, Поппер критически относился и к диалектике вообще (а не только к диалектике Гегеля) отмечая, что она – лишь один из возможных методов, который применяется в «некоторых ограниченных областях», и что «диалектическая схема часто оказывается уместной», а диалектический метод бывает «иногда вполне пригодным».

Диалектика Гегеля кратко и понятно, с примерами

Диалектическая логика Гегеля:  Что касается обратного смещения акцента с интуиции на понятие,

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано.

В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент.

С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис — синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез».

Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е.

некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека.

Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость.

Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис.

Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига.

В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

1. Философия Франкфуртской школы: Эрих Фромм

2. Философия постмодернизма кратко и понятно

3. В чем сущность и смысл исторического процесса?

4. Топ-5 политиков, убитых за то, что хотели сделать этот мир лучше

5. Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6226bb482677a2e6493600/5a678ea49b403c6678746753

Диалектическая логика Гегеля

Диалектическая логика Гегеля:  Что касается обратного смещения акцента с интуиции на понятие,

Система абсолютного идеализма и

Завершением и кульминацией немецкого идеализма стала философия Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831).

Творческий гений и энциклопедическая образованность этого мыслителя позволили ему глубоко осмыслить и синтезировать важнейшие завоевания не только своих идейных предшественников — Канта, Фихте, Шеллинга, но и всей европейской философии и создать монистичную по исходным принципам, грандиозную по широте охваченных областей систему абсолютного (объективного) идеализма, и диалектическую логику как стройную теорию развития мышления. Ни один из выдающихся философов после Гегеля не прошел мимо проблем, поставленных в его учении.

Основными трудами обширного философского наследия Гегеля, в которых изложено содержание системы и дается обоснование метода ее построения, являются: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по эстетике», «Лекции по истории философии».

Гегель сам назвал свою философию абсолютным идеализмом, так как исходным принципом создаваемой им системы объяснения мира он избрал абсолютную идею, или что тоже самое — субстанциональный разум.

Исходный абсолют, т.е.

понятие для обозначения безусловного, вечного, бесконечного, деятельного начала, которое не зависит ни от чего другого, самодостаточно, Гегель определял как первооснову всего существующего в мире.

Абсолютный идеализм философии Гегеля обусловлен стремлением его автора охватить все многообразие природного и духовного мира (универсум) единым основанием, а добытые человечеством к тому времени знания об универсуме связать в систематическое единство. Для осуществления такого замысла Гегель счел неприемлемыми в качестве исходных принципы построения философских систем идейных предшественников и подверг их основательной критике.

Субстанциональная основа мира есть, по Гегелю, диалектическое тождество мышления и бытия, в котором изначально наличествует различие между субъектом и объектом, т.к. абсолютная идея у Гегеля и объективна, и она же одновременно есть субъект.

При обосновании исходных принципов своей системы (абсолютной идеи и диалектического тождества мышления и бытия) Гегель рассматривает мышление не как субъективную человеческую деятельность, а как независимый от человека субстанциональный разум, как духовную основу всего реального мира.

Соответственно этому и диалектическое тождество (единство, включающее в себя момент различия) бытия и мышления есть, по Гегелю, выражение сущности опять-таки мышления, которое может мыслить самое себя, и становясь предметом мысли, тем самым раздваивается на объективное и субъективное, и обнаруживает в себе внутренний импульс саморазвития.

Первооснова всего сущего в мире, по Гегелю, может быть только объективно-духовной, но вместе с тем сходной с человеческим мышлением. В противном случае она (первооснова) была бы недоступна для познания.

Универсальная, всеохватывающая первооснова мира или субстанция, по Гегелю, есть абсолютная идея. Первое и основное определение ее — она есть субстанциональный разум. «Разум, — писал Гегель, — есть субстанция, а именно то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие» /5, с. 10/.

Как первооснова всего абсолютная идея обладает атрибутом всеобщности, по отношению к которому все прочее есть либо конечная единичность (природа), либо особенное (общество). Абсолютная идея есть всеобщее родовое начало всего, что существует в универсуме, она есть «подлинно всеобщее всего природного и также всего духовного,

выходит за пределы всех их и составляет основание всего» /6, с. 122/.

Последовательно проводя в своей системе панлогизм, т.е. доктрину тождества мышления и бытия с приоритетом мышления, Гегель тем самым, мистифицирует реальные факты объективизации мышления человека в результатах его деятельности.

Но вместе с тем он стремится всесторонне исследовать и глубоко раскрыть диалектику мышления, рассматривает абсолютную идею как саморазвивающуюся в процессе самопознания по внутренне присущим ей логическим законам.

В процессе саморазвития идея проходит три стадии, каждую из которых Гегель раскрывает в одной из трех основных частей своей системы: 1) в логике, 2) в философии, природы, 3) в философии духа. Последняя включает в себя философию истории, права, искусства, религии, историю философии.

В самых общих чертах стадии саморазвития абсолютной идеи в системе Гегеля представлены так. На первой стадии идея пребывает внутри самой себя, в сфере «чистого мышления».

Здесь идея есть и то, что мыслит (субъект), и то, что мыслится (объект) в их диалектическом единстве, она есть мышление, которое не может не стремиться к познанию самого себя в форме понятий, где все определения мысли развертываются из нее самой.

Это — сфера логики, в которой протекает ничем субъективно не замутненное самодвижение понятия.

Поскольку в исходном принципе системы Гегель абсолютизировал мышление, он неизбежно абсолютизирует и основную форму мышления — понятие. Оно, по его учению, представляет собой «бесконечную, творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником» /1, с. 245/.

Содержательными формами проявления саморазвивающейся в логическом процессе идеи, по терминологии Гегеля, ее определениями являются общие понятия — философские категории: «бытие», «сущность», «понятие».

«Наука логики» начинается с учения о бытии. Категорию «бытие» Гегель трактует как существование вообще вечной идеи в непосредственной элементарной форме.

Понятие «чистое бытие» как начало всего настолько неопределенно, что оно оказывается тождественным своей отрицательной противоположности — понятию «ничто», «небытие» — и может переходить в «ничто», т.е. в мыслимый, но не существующий предмет.

Но поскольку он мыслится, следовательно, для мысли он уже существует, хотя так же лишен определенности.

Такой взаимопереход противоположностей («бытия» и «ничто») Гегель обозначает категорией «становление», под которой понимается «безудержное движение», присущее идее «беспокойство внутри себя». Становление, по Гегелю, расщепляется и может быть как созидательным, так и разрушительным. При переходе от «бытия» к «небытию» это уничтожение, а от «небытия» к «бытию» — возникновение.

В категории «становление» осуществляется снятие отрицательности «чистого бытия» и «ничто»: они и упразднены и сохранены в «наличном бытии», которое всегда есть единство возникновения и уничтожения.

Этот закон занимает особое место в построении философской системы Гегеля. Как уже отмечено, система имеет три составляющих ее части: первая — «Логика», которая выступает как тезис, вторая — «Философия природы» — как антитезис, третья — «Философия духа» — как синтез. В свою очередь каждая из трех составных частей имеет три раздела.

«Логика» состоит из учения (1) о бытии, (2) о сущности, (3) о понятии. «Философия природы» имеет три раздела: (1) механизм, (2) химизм, (3) организм. Аналогично «Философия духа» подразделяется на субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. первых разделов каждой из частей системы имеет в ней значение тезиса, вторых разделов — антитезиса, третьих — синтеза.

Следует особо отметить, что третий раздел третьей части системы — учение об абсолютном духе — есть не просто один из многих синтезов триадичных категорий, а высший синтез субъективного и объективного духа, в результате которого обретена «абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея» /1, с. 340/.

Таким высшим синтезом, в котором абсолютная идея постигла сама себя, Гегель считал свою философию.

Вторая триада системных категорий первой части «Науки ло­гики» выведена Гегелем из категории «наличного бытия», которое обладает внутренней определенностью, т.е. качеством. Качество у Гегеля тождественно с бытием, ибо нечто перестает быть тем, что оно есть, как только утрачивает качество. В единстве с качеством выявляется и внешняя определенность наличного, бытия — количество.

Количественная определенность в отличие от качественной не тождественна с бытием и поэтому количественные изменения в не­которых пределах не ведут к изменениям качества. Границы сохра­нения единства противоположностей — качества и количества -Гегель выражает категорией «мера».

Выход количественных изменений за границы меры приводит к изменению качества, которое осущест­вляется скачком, перерывом постепенности. Уловить момент перехода одного качества в другое задача не из легких.

«Коварство» перехода количества в качество заметили еще древние мыслители, когда ставили вопросы — создает ли прибавление одного пшеничного зерна кучу, становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос.

Сформулировав в общезначимой форме закон взаимного превра­щения количества в качество, Гегель тем самым глубоко раскрыл одну из существенных сторон процесса развития — его механизм, как совершается возникновение нового качества.

Великим теоретическим достижением философии Гегеля, которое изложено в разделе о сущности, является учение о противоречии как источнике саморазвития идеи посредством самодвижения, понятий в логическом процессе.

В силу принципа тождества мышления и бытия Гегель считал, что и «все вещи противоречивы в самих себе», что противоречия «есть корень всякого движения и жизненности» /7, с.

65, 519/, что они внутренне присущи идее на всех стадиях ее развития.

Противоречие, будучи источником всякого движения, развития, по Гегелю, не является чем-то готовым, застывшим, а есть, как и все сущее в этом мире, становящееся, развивающееся. Схематично зарождение противоречий в сфере понятий у Гегеля представлено так: тождество — существенное различие — противоположности.

В каждой триаде системных категорий (чистое бытие — небытие- становление; качество — количество — мера; явление — сущность — действительность; субъективный — объективный — абсолютный дух) в первых двух категориях противоречие наличествует и как взаимоотрицание противоположностей, и как их синтез или снятие противоречия третьей категорией. При этом синтезирующая категория сама оказывается беременной противоречием, становится основанием нового единства, взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Вторая стадия саморазвития абсолюта есть инобытие идеи в природе, которая изложена в «Философии природы». «Идея приходит к такой сущности, которая является ее прямой противоположностью, — к природе, где «идея существует в форме внешнего обнаружения» /6, с. 104/.

Обычно природа, по мысли Гегеля, всегда «служила и служит предметом удивления … лишь благодаря богатству и многообразию ее образований. Однако это богатство,

взятое независимо от уровня раскрытия в нем идеи, не представляет собой интереса для разума, оно (богатство многообразия) доставляет нам лишь зрелище случайности в тумане неопределенности» /6, с. 318/.

Но как считает Гегель, за этим видимым беспорядком в природе сокрыт закон, всеобщее, которые не существуют внешним образом и не могут быть восприняты непосредственно.

Главным назначением философии природы Гегель считает поиск постоянного, устойчивого, что остается одним и тем же во множестве единичных явлений, постижение единства в многообразии природы, познание всеобщего в каждом из явлений.

Природа для Гегеля — это такой слепок духа, в котором есть всеобщая связь и жизнь, но сам дух скован, существует в ней подспудно и даже противостоит ей. Души возникают только тогда, когда духу удается вырваться из под костной материи.

Поскольку «природа — это отчужденный от себя дух» /2, с.21/, то непосредственного развития в ней нет. Есть лишь многообразная игра ее форм» /5, с.51/, внешне наблюдаемый «кругооборот», свидетельствующий о творческом «бессилии природы» /2, с.32/.

Bсe неравноценные между собой ступени природы (с точки зрения зрелости скрытого в них духа) порождены общей для них духовной причиной. Отсюда вытекало отрицательное отношение Гегеля к проблеме самозарождения живого, отрицание им филогенеза в органической эволюции /2, с.

356/, признание лишь видимости развития органических форм.

Отрицание Гегелем саморазвития природы привело его натурфилософию к отрыву от диалектических концепций уже складывавшихся в ряде областей естествознания, к созданию мертвых умозрительных конструкций, во многом ошибочных. Вопреки научно установленным фактам он отрицает атомизм, отвергает физические гипотезы света, считая свет «налично сущей чистой силой наполнения пространства» /2, с. 117/.

Хотя натурфилософия в период создания ее Гегелем уже изжила себя, ему все же удалось высказать ряд глубоких положений о связи движения, материи, времени, пространства, раскрыть диалектику их дискретности и непрерывности» /2, с .43, 95/.

Гегель выводит материю из категорий пространства, времени и движения как их диалектическое единство»: «… точно так же, как нет движения без материи, — пишет он, — так не существует материи без движения», «лишь в движении пространство и время действительны» /2, с.59-60/.

Третья часть системы Гегеля — философия духа. Философия духа построена и изложена по принципу триадичности. В ней мировой разум (идея) развивается как: а) субъективный, б) объективный, в) абсолютный дух.

В свою очередь субъективный дух выступает во-первых, как душа человека, рассматриваемая в разделе — антропология; во-вторых, как сознание, которое отличает себя от телесности, — феноменология; в-третьих, как дух, практически подчиняющий себе предметный мир, — психология.

Учение об объективном духе также представляет три стадии его развития: первая — право, вторая — мораль, третья — нравственность, и, наконец, на стадии абсолютного дух опять-таки развивается по триаде: 1) искусство, 2) религия, 3) философия.

В процессе развития субъект-объектного отношения Гегель выделял три ступени. На начальной ступени — это сознание как таковое, когда объект противостоит субъекту как внешняя реальность и определяет содержание сознания. Сознание оказывается только созерцающим, рассудочным и не способно преодолеть свою противоположность объекту.

Вторая ступень — самосознание. Третью ступень развития субъективного духа увенчивает разум. На этой ступени объект принадлежит субъекту, становясь его мыслью, выраженной в чистом понятии. Посредством этого сознание постигает явление духовной сущности мира, что все действительное разумно, и самое себя как выявление этой сущности, что все разумное действительно.

Рассматривая формы деятельности индивидуального человеческого духа (отдел психология) Гегель представляет их во взаимосвязи, переходах от низших к высшим, в процессе развития. Причем, это касается не только духа в целом. Ни одна ступень не предполагается как нечто готовое, заранее данное, а как возникающее, развивающееся.

Это относится и к ступеням развития теоретического духа — созерцание, представление, память, воображение, мышление, а также практического духа — чувство, влечение, счастье.

Решая проблему единства теоретического и практического духа, Гегель приводит решающие для опровержения агностицизма доводы в пользу принципа познаваемости мира и разрабатывает учение об истине как процессе, движущей силой которого выступает противоречие субъективности и объективности.

С каждой из трех основных ступеней развития субъективного духа соотносительными в системе Гегеля являются формы развития надиндивидуальной, социальной жизни духа — объективного духа. Его проявлениями выступают: 1) право, 2) мораль, 3) нравственность.

С концепцией философии права созвучна гегелевская философия истории, основное положение которой сводится к тому, что «всемирная история есть прогресс, в осознании свободы»
/5, с.19/.

Поскольку свобода есть сущность духа, она, по мысли Гегеля, не может не осуществляться в историческом процессе.

Но осознание человеком свободы и, следовательно, ее осуществление происходит постепенно на протяжении многих веков, благодаря чему человек становится действительно свободным.

Всемирную историю Гегель разделил на три эпохи: восточную, античную и германо-христианскую. В восточном мире, как полагал Гегель, человек не осознавал, что свобода составляет его сущность, поэтому все там рабы. В древний Греции и Риме часть людей осознала свою сущность и стала свободной, не осознавшие остались рабами.

Самосознание, которое предпочитает жизнь свободе, утверждал Гегель, вступает в отношение рабства. Искажая действительное отношение, основу рабовладельческого общества он усматривает в рабском сознании части людей этого общества.

И только в христианском мире, особенно в Германии, народы которой осознали свою духовную сущность, они достигли свободы, вершины общественного прогресса.

Осуществление свободы как сущности духа на стадиях субъективного и объективного духа, по Гегелю, было неполным. Как пояснял Гегель, все, что говорилось до сих пор о ступенях духа, говорил не сам дух, а говорили за его спиной.

Полная свобода достижима только на стадии абсолютного духа, который после­довательно проявляет себя и проходит три ступени развития: 1-я — искусство, 2-я — религия, 3-я — философия. В искусстве абсолютный дух предстает в чувственном образе, который связан с материальным элементом.

В чувственной непосредственности этой связи Гегель видит ущербность данной формы абсолютного духа и связывает его со второй, более высокой ступенью — религией откровения. Искусство как низшая ступень абсолютного духа выводится им из потребности религии.

В «Феноменологии духа» он включил искусство как форму духа в раздел о религии и ут­верждал, что уровень развития искусства у народов зависит от уровня религиозного развития.

В религии, полагал Гегель, абсолютный дух проявляет себя в форме представления. Если это представление содержит в себе чуждое мысли, чувственное, потустороннее, то это безобразный идол. Почитание его Гегель оценивал как идолопоклонство. Иначе все обстоит в религии откровения — христианстве.

В нем представление о потустороннем будто бы наполнено философским содержанием: бог-дух есть и субстанция, и творец мира, и его духовная сущность. Бог, как писал Гегель, открывается нам двояким образом: как природа и как дух. Оба эти лика суть его храмы, которые он наполняет и в которых он присутствует.

Но человеческий рассудок разъединяет и противопоставляет эти храмы. А вот религия откровения верит в их тождество при сохранении различия. В этом Гегель видел сходство религии откровения со своей философией.

И действительно, то, что в религии откровения выступает как вера, в системе Гегеля получило философское обоснование как диалектическое тождество мышления и бытия, духа и природы. Поэтому Л.Фейербах имел основание характеризовать идеалистическую систему Гегеля как утонченную теологию.

Завершающей ступенью абсолютного духа в системе Гегеля выступает его философская наука.

В отличие от других наук, по­ложения которых основаны на наблюдениях, экспериментах и которые могут быть дополнены, изменены или опровергнуты, философская наука наук, по Гегелю, имеет дело с понятиями, выражающими всеобщую сущность всего сущего, и поэтому может дать абсолютное знание о мире, постигнуть абсолютную истину.

Постижение абсолюта представлено в системе Гегеля как процесс самопознания абсолютной идеей самой себя, который получает завершение. Цель саморазвития абсолютной идеи оказывается достигнутой, абсолютная истина обретена в философии Гегеля, дальнейшее развитие какой-нибудь субстанции становится невозможным.

В учении об абсолютном духе особенно остро выявились противоречия между догматическим содержанием системы абсолютного идеализма и диалектической логикой Гегеля, разрушающей все догматическое.

Диалектическая логика Гегеля как метод, с помощью которого создана система абсолютного идеализма, не является чем-то внешним по отношению системы, а есть имманентный принцип, душа содержания. В силу этого гегелевская диалектика разработана как диалектика идеалистическая.

В диалектике понятий Гегелем лишь гениально угадана диалектика вещей, поэтому идеалистическая диалектика нуждалась в критической переработке с позиций философского материализма.

Источник: https://studopedia.su/8_29610_dialekticheskaya-logika-gegelya.html

4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля

Диалектическая логика Гегеля:  Что касается обратного смещения акцента с интуиции на понятие,

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru198

Таким образом, высшей познавательной способностью человека, согласно Гегелю, является разум, а орудием разумного познания — понятия. А поскольку понятия немыслимы без противоречий, то высшей формой логики у Гегеля оказывается диалектика. Мы видим, как теория познания оборачивается у Гегеля логикой, а логика, в свою очередь, диалектикой. И действительно, в учении Гегеля они совпадают.

Теория познания, логика и диалектика, с точки зрения Гегеля, по большому счету, должны заниматься одним и тем же предметом, а именно системой категорий.

В «Науке логики», Гегель обрисовывает контуры указанной системы категорий. Согласно Гегелю,

категории выражают ступени познания от простого чувственного созерцания до уровня теоретической науки. Дело в том, что Гегель, в отличие от представителей прежней метафизики, не считает возможным получить истину всю и сразу. Более того, у Гегеля истина не исчерпывается готовым результатом. Она, согласно

476

Гегелю, есть результат вместе со своим становлением. Истина — это процесс. Тем самым Гегель вводит в философию понятие относительной истины.

И благодаря этому, история, и история познания в частности, перестает быть историей простых ошибок и заблуждений, как это считал, к примеру, Ф. Бекон.

Она превращается в процесс уточнения относительных истин и их развития, без чего невозможна никакая наука.

Высшую истину, согласно Гегелю, нам открывает философия. Именно философия, пройдя свой собственный путь развития, выявляет подлинную суть и смысл бытия. В то время как искусство, религия и естествознание только приближают нас к истинному знанию. Искусство и религия, по мнению Гегеля, не в состоянии отвлечься от образов и аллегорий в разговоре об основе мира.

А наука, уже овладев понятием, застревает на анализе отдельных природных явлений, не проникая к подлинному источнику и причине мироздания. Естествознание, по Гегелю, не может окончательно встать на точку зрения всеобщего.

И только философия, считает Гегель, раскрывает перед нами истинную картину происходящего, а именно то, что основу мира составляет подлинно всеобщее — само мышление.

Логическая культура философа-диалектика, согласно Гегелю, позволяет ему понять тот факт, что наше мышление и основа мира есть одно и то же. Таким образом Гегель формулирует принцип тождества бытия и мышления, имея в виду то, что скрытая для обычного восприятия основа мира есть не что иное, как развивающееся мышление.

И мы должны восходить в своем познании по категориальным ступеням потому, что таков ход развития этого объективного, надындивидуального Мышления. Принимая в молодые годы пантеизм своего друга Шеллинга, зрелый Гегель, как мы уже говорили, переходит на точку зрения объективного идеализма.

Тот же путь в своей духовной эволюции проделал, напомним, и Шеллинг. Но у позднего Шеллинга идеальное начало мира — это ветхозаветный мистический Бог, тогда как у Гегеля основой мира является Абсолютный Дух В форме Понятия.

Гегель тоже именует эту основу Богом, однако у него мало общего с традиционной христианской точкой зрения на Создателя. Недаром объективный идеализм Гегеля часто называют панлогизмом.

Итак, «Наука логики» — это сердцевина учения Гегеля, в которой идет речь об идеальной основе бытия

477

и способе ее саморазвития. Причем в «Науке логики» этот процесс представлен в той ясной логической форме, которая открывается только философу, и только тому философу, который занимается диалектической логикой.

А диалектическая логика — это как раз та универсальная наука, в которой, согласно Гегелю, сошлись теория познания, логика и диалектика. И речь в ней идет, как мы уже сказали, о развитии Абсолютного Духа, которое выражается в восхождении от абстрактного к конкретному, т. е.

от простого и одностороннего к развитому и целостному, или же к системе.

Таким образом, если отвлечься от гегелевского идеализма, то окажется, что диалектическая логика — это наука о том, как возможно системное, научно-теоретическое мышление, или, иначе говоря, как можно подняться от обыденного взгляда на мир к его научному пониманию.

Как мы видим, познание истины из индивидуально-психологического явления, каким оно было у философов Нового времени, в немецкой классике постепенно превращается в исторический процесс. Уже в наукоучении Фихте эмпирический субъект способен познавать только с помощью тех духовных орудий, которыми его наделяют трансцендентальный субъект.

Что касается Гегеля, то он пытается воссоздать ступени постижения истины не столько индивидом, сколько родом, родовым субъектом. Соответственно, процесс восхождения от абстрактного к конкретному становится у него законом познания в масштабах всего человечества, а на почве идеалистической мистификации — законом самопознания Абсолютного Духа.

Логика, согласно Гегелю, есть собственная организация Мышления, как оно существует до сотворения мира и всякого «конечного духа», т. е. человека. Чтобы прийти к самосознанию и к свободе, это Мышление отчуждает себя сначала в природе, где дух присутствует в бессознательном состоянии, а затем в истории, благодаря которой дух приходит к самосознанию.

Этот процесс Гегель анализирует в своих работах «Философия природы» и «Философия истории». Но «Философия природы» Гегеля — наименее интересная и наиболее устаревшая часть его философии. Этого не скажешь о его «Философии истории», к рассмотрению которой мы вскоре перейдем.

Однако перед этим рассмотрим самый сложный раздел гегелевского учения — «Философию духа».

478

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2003. — 880 с. — («Gаuudeamus»).

Источник: https://studfile.net/preview/8977112/page:70/

реферат Диалектическая логика Гегеля

Диалектическая логика Гегеля:  Что касается обратного смещения акцента с интуиции на понятие,

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

РЕФЕРАТ

Диалектическая логика Гегеля.

Выполнила: Панкова М.А.

Курс: 2

Группа: 2МТ151бз

Руководитель: Сорокина Н.В.

2017 г.

Оглавление

TOC \o «1-3» \h \z \uВведение3

1. Система гегелевской философии5

2. Диалектика Гегеля7

Заключение12

Список используемой литературы и источников13

ВВЕДЕНИЕ

Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении.

Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории — важные составляющие философии Гегеля. Главное, не учитываются положения философии Гегеля, находящиеся в инобытии для нее.

Если очень хочется использовать термин «система», то следует признать Энциклопедию философских наук частной системой, подсистемой — это, например, система реальных наук философии или энциклопедическая система. Но это — не система (всей) философии Гегеля.

Диалектика Гегеля — это распространение не только на общество, но и на природу ключевых идей христианского понимания бога и человека.

Гегель сам обращал внимание на то, что основной принцип диалектики, утверждающий изменчивый и преходящий характер всех конечных вещей, соответствует представлению о всемогуществе бога.

Однако более близким основанием его диалектики было не само по себе абстрактное, бедное «определениями» христианское представление о боге и даже не связанное с ним представление о человеке, а именно являющееся их развитием и конкретизацией христианское истолкование истории.

1. Система гегелевской философии

Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Собственные этапы диалектической философии — диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия.

Они обусловлены различными процессами: соответственно, феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи, обуславливающими различные фазы (сферы) и процессы постижения, а также, соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: напр.

, сейчас уже можно говорить о завершенной науке логики (хотя нельзя говорить об ее окончательном наполнении).

Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются, соответственно, познанием понятия единства различности и не различности и постижением отсутствия единства различенности и не различенности.

Единство двух этапов диалектической философии — единство не противоречия — обуславливает истинностную ее мощь, определяющую ее совершенное познание и мощнейшие технологии.

Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля» имеет два понимания.

Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением.

Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания).

Диалектическая философия (в) философии Гегеля — начинающаяся непосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная философия Гегеля. Познание совпало с бытием, в двуединстве могло быть изложено и было актуализировано. (Отсюда следует гегелевское представление о познании бытия через понятие, в частности, о том, что оно является истиной нечто; так что в понятии нет никакой мистики.)

Таким образом, в современной диалектической философии и в Новейшей философии используются два различающихся термина: «философия Гегеля» — диалектическое учение, и «диалектическая философия Гегеля» — составляющая учения великого мыслителя; а в недиалектическом смысле можно говорить лишь о философии Гегеля (и о ее собственном воспроизведении).

Но следует все же отметить, что воспроизведение диалектической философии Гегеля (как составляющей) есть продолжение и развитие непосредственно философии Гегеля. Поэтому также можно сказать, что воспроизведение диалектической философии Гегеля есть воспроизведение философии Гегеля (напр., в объективной сфере).

Иными словами, для Новейшей философии развитие диалектической философии Гегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющая исследования бытия Изначальностью и положениями миросоздания, а развитие философии Гегеля есть Новейшая философия, в частности, дополняющая содержания Энциклопедии и областей диалектического познания.

Наука идеи — всеобщее постижение. Если рассмотреть употребление термина «наука» в труде «Наука логики», то следует обратить внимание на то, что, во-первых, Гегель делает акцент на опыте, но не на эксперименте.

Иными словами, великий мыслитель, в первую очередь, определяет сверхчувственность некоторой науки, а не ее рациональность (свойственную обычным наукам).

Во-вторых, эта, отдельно действующая наука, согласно Гегелю, — царство духа, что дает понимание кардинального отличия науки от общепринятых наук и от науки логики или логики как науки (о логике философских наук и о формальной логике здесь речь вообще не идет).

В-третьих, поэтому, в труде «Наука логики» некоторая наука выступает не как исследование, а как «имеющаяся идентификация»: понимание Логики, не изначальной объективности, моментов мышления (а не мышления) и т.д.

Таким образом, надо оговаривать особое значение термина «наука» (в настоящее время выделяемого курсивом), особенно, в приложении к термину «философия».

Наука (всегда курс.) или наука идеи (введенное синтетическое название) — система всеобщего постижения, полагаемая идеей и ведущая к философии.

В первую очередь, следует понимать, что наука полагается идеей и включается в науку логики, является ее образующей составляющей. (При этом требуется учитывать сложность композиции сфер познания в гегелевской философии.

Так, в современной диалектической философии произведена отдельная идентификация взаимно связанных терминов «Логика», «Логика», «логика», «диалектическая логика», «феноменология логики», «наука» и [синтезирующая] «наука логики»).

Следует также понимать, что наука диалектически актуализируется не как (некоторая конкретная) наука (без курсива), в частности, философская (например, этика), а, согласно труду Гегеля «Наука логики», как наука вообще, диалектическая область, ведущая к постижению философии и объективности.

Поэтому наука является началом пути к философии, но и, в определенном смысле, ее опосредованной частью; философия образует науку и науки, но только наука представляет философию. И ясно, что наука – не философия, наука служит актуализации знаний и представляет философию в бытии.

Именно в науке определяется начало для науки логики, т.е. вне последней, но в ее образующей составляющей (здесь имеется указанная Гегелем, но не раскрытая, хитрость начала, теперь, же следует сказать — одна из его хитростей), и науку логики следует начинать с неопределенного непосредственного (см. п. «С чего следует начинать науку» труда Гегеля «Наука логики»).

Наука является началом пути к философии и представляет философию в бытии. Наука «являет себя как некоторый завитый в себя круг, в начало которого (в простое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при этом круг этот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, …есть начало некоторого нового члена. Фрагменты этой цепи суть отдельные науки.

Одним из основных методов науки является метод определенного отрицания. Наука понимается в смысле постижения и в смысле постижения:

— в первом смысле наука есть постижение (всеобще объективное само, соотносимое с мышлением). Наука, согласно Гегелю, есть духа действительность и царство, которое он создает себе в своей собственной стихии»;

— во втором смысле наука есть диалектическое постижение (познание диалектической философии, соотносимое с диалектикой). Наука есть исследование и изложение определенной актуализации философии в бытии.

В Новейшей философии, когда познание движется уже на уровне феноменологий идеи, наука понимается и как движение в действительном разума. Поэтому наука определяет (но не полагает) не только науку логики, но в Новейшей философии и науки-логики-продолжение.

Теперь, в силу Второго акта осознания себя идеей, науку следует начинать сызнова.

Началом движения далее является новое (второе) начало или порожденное из первого (второе) неопределенное непосредственное — неопределенно непосредственная область, включающая наличное бытие в самое себя как часть и обозначенная как «Начала…», — которое, во-первых, является и вторым началом (продолжения) науки, которой придется отразить весь процесс абстракции, проделываемый заново идеей (науки-логики-продолжение), и началом современной науки, и, во-вторых, есть отрицание отрицания, и пронзающее идею теперь и полагающее, в частности, основание нового движения (развития) философии Гегеля — ее воспроизведение.

Гегелевская философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др.

Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий.

Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.

Система диалектической философии есть достояние самой философии. Понимание системы диалектической философии Гегеля или диалектической философии, очевидно, относимой к термину «философия» (что, собственно, следует из обсуждаемого названия), связано с пониманием, в первую очередь, самой философии…

Но бесспорным является и то, что довлеющее материалистическое мировоззрение и установившиеся в философских науках догмы по ряду причин еще не позволят общественному сознанию (а, следовательно, и отдельно личностным сознаниям) признать философию саму и выйти из узости восприятия мира, в которой понимание системы диалектической философии Гегеля просто невозможно. Поэтому общедоступное понимание системы диалектической философии пока остается невозможным.

Субстанциальная форма духа перестроилась — современная диалектическая философия, и уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое — увядающие листья исчезнут. И диалектическое познание займет свое место; а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает…

2. Диалектика Гегеля

Основное достижение Гегеля — разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии, единстве и противостоянии противоположностей.

Здесь Гегель опирается на своих предшественников — Канта, Фихте и современника Шеллинга. Но их идеи он воспринимает критично. Он не признает кантовскую «вещь в себе» — тут, по его мнению, сущность отрывается от явлений.

В действительности же сущность является, а явление существенно. Не разделяет он и учение об априорных формах сознания. Сознание, по Гегелю, диалектично отражает бытие, которое развивается. Следовательно, логика совпадает с диалектикой.

Таким образом, у Гегеля диалектика применяется и к бытию, и к мышлению.

Принимая идею Фихте об активности Абсолютного Субъекта, Гегель критикует его за субъективизм. У Шеллинга он заимствует принцип тождества объекта и субъекта, по учению об «интеллектуальной интуиции» противопоставляет свою систему диалектической логики. В ней он отказывается от аристотелевского закона не противоречия (закон формальной логики).

Итак, как же выглядит диалектика Гегеля?

Ее исходное положение — принцип тождества бытия и мышления (объекта и субъекта). «Понятие», по мнению Гегеля, не просто субъективное порождение человеческого сознания. Существует «Абсолютное понятие» («Абсолютная Идея»), в котором осуществлено тождество субъекта и объекта.

Оно, разумеется, отличается от субъективных человеческих понятий. Если это Понятие — Идея изначально является тождеством своих противоположностей, то его развитие должно подчиняться законам диалектики. Вот почему логика и диалектика совпадают в едином учении о развитии.

Абсолютная Идея (Мировой Разум) есть наивысшее состояние бытия. Это — Логос, или Бог, который у Гегеля понимается внеличностно — абстрактно и пантеистически.

Именно с ним философ связывает процесс развития, который у него имеет чисто духовный источник. Сначала — диалектика идей, затем – диалектика вещей.

Таким образом, саморазвитие Абсолютной Идеи лежит в основе развития природы, общества и мышления человека.

Цель этого движения — достижение высшей точки синтеза — абсолютного духа, где разрешаются все противоречия.

Причину развития Гегель усматривает в противостоянии противоположностей, которые заключены как в самой Абсолютной Идее, так и в ее порождениях – природных вещах. Гегель формулирует абстрактную формулу любого процесса развития: тезис (утверждение) — антитезис (отрицание) — синтез (отрицание предыдущего отрицания).

На третьей стадии — стадии синтеза – происходит преодоление противоположностей (тезис-антитезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл.

И так будет повторяться бесконечно, до тех пор, пока все противоречия внутри объекта либо субъекта не будут сняты и гармонизированы в высшем синтезе.

Таким образом, в диалектическом учении Гегеля указаны — источник развития, трехчленная формула развития и его основные законы:

— единства и взаимопроникновения противоположностей;

— перехода количественных изменений в качественные;

— отрицания отрицания.

В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.

Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.

Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, — это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования.

Метод — отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс.

Поэтому истина — это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.

Утверждение о представлении системы философии Гегеля как трех отделов, якобы образующих три основные ступени развития абсолютной идеи (логика, философия природы и философия духа), или еще каких-либо совокупностей трудов Гегеля, опровергается актуализацией воспроизведения философии Гегеля, ибо современные реальные науки философии, образующие Вторую Энциклопедию философских наук, также создаются на основе системы философии Гегеля, но вне его Энциклопедии философских наук.

Современная диалектическая философия отличается от диалектической философии Гегеля наличествующим привнесенным противоречием себя идеи и последующим развитием духа, т.е. познанием на более высокой ступени. Относительно этого сам Гегель написал следующее.

«В своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие — прежнее, но вновь рожденное из знания — есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование.

Современная диалектическая философия является образующей для Новейшей философии, но имеет себя оппозицию — российскую диалектику.

Современная диалектическая философия — завершающаяся актуализация диалектической философии.

Она должна быть, с одной стороны, разделением понятия имеющегося диалектического представления и бытия (или сознания и бытия), а, с другой стороны, согласно Гегелю, «в своем уходе в себя он [дух] погружен в ночной мрак своего самосознания, но его исчезнувшее наличное бытие сохранено в этом мраке; и это снятое наличное бытие — прежнее, но вновь рожденное из знания — есть новое наличное бытие, некоторый новый мир и духовное формообразование. В нем дух должен столь же не предвзято начинать сызнова, придерживаясь его непосредственности, и заново вырастить себя из него, словно все предшествующее было потеряно для него, и словно он ничему не научился из опыта предшествующих духов… все же начинает он на ступени более высокой. И только при этом содержание уже оказывается на ступени более высокой. В философии Гегеля для современной диалектической философии идея, сознание, бытие и категориальности структурированы и позиционированы как в развитии вообще, так и относительно друг друга.

Таким образом, философию Г.Гегеля, можно считать венцом немецкой классической философии. Принципы диалектичности и историчности мышления, сформулированные и реализованные в философии Гегеля, были восприняты и материалистически интерпретированы в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, философия Гегеля — это классика первой половины XIX столетия. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история.

А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух (или мышление человечества, мировая духовная культура), развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику, историзм и рационализм.

По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, — абсолют. Абсолют – Бог – есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание» (т.е. философия) является поэтому «самосознанием Бога» в человеке. Сущность Бога, так как он является мировым духом – есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления.

Философия понимается Г.Гегелем как наука о всеобщем и законах диалектического развития духа («абсолютной идеи» или мирового разума). Суть философского познания Гегель видит в понятийном «схватывании» сущности вещей и явлений.

Идеалистическая философская система Г.Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога (т.е.

духа) до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения (мира) к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце системы Гегеля снова оказывается логика, совершаемая на этот раз Богом (духом) в человеке.

Философия понимается Г.Гегелем как наука о всеобщем. Он рассматривает движение духа как диалектическое развитие.

Согласно Гегелю, развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чистое внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, таким образом, создает чудовищное противоречие. Суть философского познания Гегель видит в понятийном «схватывании» сущности вещей и явлений.

Подлинным философским методом Г. Гегель считает диалектику. Он сформулировал основные принципы и законы диалектики, как учения о развитии. Это закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество. По этим принципам и законам развивается дух.

Раскрывая общие принципы диалектического подхода в развитии мирового духа, Г. Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассматривая отдельные ее этапы как становление мирового духа.

Эта своеобразная лестница, согласно Гегелю, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития духа. На вершине этой лестницы, по Гегелю, достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, т.е. сфера логики. У Г.

Гегеля понятия, будучи односторонними обобщениями, преодолевают в себе противоположности на этом этапе развития духа, пока не достигается высший синтез, т.е. абсолютная истина.

По мнению Гегеля, история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Собственную философскую систему Г. Гегель считал венцом развития всей западной философии, в которой мировой дух полностью постигает свою природу и законы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. — М.: АСТ: Астрель, 2005. – 414 с.

Вишневский М.И. Философия. Минск: Вышэйшая школа, 2008. — 480 с.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М. 1990. – 524 с.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — Т. 3. Философия духа. — М.: Мысль, 1997.

Давыдов О.В. Диалектика тождества и различия субъективности в философии Г.В.Ф. Гегеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2011. № 6 (12): в 3-х ч. Ч. III. C. 77-79.

Кабанов П.Г. Философия: Учебное пособие. — Томск: ТомГУ. – 2003. – 204 с.

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. — 520 с.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-447080571

Scicenter1
Добавить комментарий