ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ: , введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к

Социальная статика и динамика О. Конта

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ: , введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к

Определение 1

Социальная статика — это социологическая дисциплина, изучающая взаимоотношения элементов общества, сохраняющиеся при всех исторических условиях.

Социальная статика — это изучение общественного порядка. Конт видел общество как единое целое, стабильность и функционирование которого обеспечивается тремя элементами — государством, семьей и религией.

Задачей социальной статики является систематическое изучение взаимосвязей между компонентами социальной системы и факторами, обеспечивающими социальный порядок, изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями социальной системы.

Как и многие иные социологи, Конт начинает анализировать «социальную статику» именно с семьи, рассматривая ее как основную ячейку социального организма. Согласно О. Конту семья действует как стихийный источник нравственного воспитания, естественная основа политической организации.

Переломный момент семьи, ее распад сравним с гибелью всего общества. Семья является первичной, естественно развивающейся, основанной на силе чувств формой объединения людей, из которой вырастают более широкие сообщества: племя, люди и т. д.

Человек приобретает свои социальные качества преимущественно в семье.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Как самая устойчивая ячейка общества, семья выполняет важнейшие функции: социализация, сохранение культурного наследия, координация устремлений разных поколений, обеспечение баланса между традициями и инновациями. Конт воспроизводит консервативные аргументы о положении и роли женщин в семье, обосновывает неравенство между мужчинами и женщинами.

Вместе с семьей главным условием существования общественного организма считается разделение по трудовому признаку, формирующееся под воздействием естественных потребностей всего общества.

Именно на основе разделения труда создается и со временем усложняется совокупность различных социальных групп и классов, формируется связь между какими-то отдельными семьями, а также формируется солидарность, терпимость и нравственность.

Несмотря на мнения либеральных сторонников свободной конкуренции, Конт полагал, что все экономические связи сами по себе не могут гарантировать стабильность всего общества, не могут обуздать разрушительного влияния эгоизма, злости и агрессивности, а потому они обязательно должны сосуществовать с политическим принуждением.

Но, стоит отметить, даже этого будет недостаточно для эффективного и прогрессивного функционирования социума. Это можно объяснить тем, что социальная связь предполагает наличие единства верований, религиозных убеждений и возникающих социальных чувств. Это абсолютно необходимое соглашение обеспечивается религией и церковью.

Данное обстоятельство предполагает, что просто необходимо существование различных специальных институтов, регулирующих поведение людей, можно сказать, изнутри, с помощью мира чувств и эмоций.

Социолог пришел к тому, что существует необходимость сохранения имеющейся религии и новой Церкви, объектом поклонения которой станет человечество в целом, а Священное Писание — «позитивная философия».

Такая религия объединит разум и чувства.

Социальная динамика

Определение 2

Социальная динамика — это законы развития и деформации существующих социальных систем.

Социальная динамика подразумевает, что эволюция разума человека является основой всего исторического развития социума.

Развитие общества представляется в виде перехода от одной стадии развития человеческого сознания к другой стадии. Здесь имеет место быть проявление «закона трех стадий».

Эти стадии соответствуют формам социальной структуры, политики, экономики:

  • теологическая;
  • метафизическая;
  • позитивная.

Теологическая стадия обычно разделяется на три периода:

  • фетишизм; с ним люди приписывали жизненные свойства многим внешним объектам, которые были неодушевленными, и видели в них богов. На данном этапе абсолютно все явления рассматривались в качестве результата деятельности и влияния сверхъестественных сил.
  • многобожие (Греция и Рим); оно смогло дать жизнь фиктивным существам, вмешательство которых объяснило абсолютно все, что происходило (Зевс, Гера, Юпитер). Гармония формируется между средневековым государством и определенной религией.
  • монотеизм; он повлиял на формирование гармоничного порядка в обществе, создание эффективных и очень важных, но консервативных институтов.

Но, стоит отметить, совершенство разума человека в какое-то время все равно должно было столкнуться с некой догматической системой богословских теорий, которые охватывали практически все структуры системы общества. Важно, что порядок здесь становится тормозом самого прогресса.

Для метафизической стадии характерно разрушение старых правил, верований — основ общественного порядка, некой реформации, просвещения. Стоит отметить, что это привело к упадку самой власти, снижению влияния правящих классов и даже религии.

Современное общество, которое полностью погружено в анархию, замечает необходимость в формировании новой идеологии, которая сможет заменить ложные, придуманные доктрины и осуществить интегрируемую социальную роль.

Хотя и в таком разрушении можно найти положительные черты (человек становится свободным, формируются новые экономические и политические нормы, правила, принципы, идеалы и т. д.). Но «метафизический дух» считается проявлением существующих сомнений, имеющегося эгоизма, моральной развращенности и, можно сказать, политического беспорядка.

Последней в классификации Конта идет эпоха позитивизма. Сущность «позитивной» эпохи, которая, по мнению Конта, зародилась в 1800 году, отражается в сильной трансформации всех мыслительных направлений и ориентаций.

Основные черты позитивизма: распространение и расширение науки, формирование позитивной теории, новых концепций.

Вообще, индустриальная система способна заменить военную, которая характерна больше для богословской эпохи.

Важно, что гармоничное и единообразное существование и развитие всех компонентов жизни точно гарантирует применение многих научных достижений. Причем применяться они будут только на благо всего человечества.

Интересно, что такая «позитивная» эра имеет следующие характеристики: альтруизм побеждает над эгоизмом; растут социальные чувства людей; создается легкая и приятная жизнь; происходит довольно бурное развитие материальной культуры социума; формируется справедливость и наступает мир.

Итак, человеческая мысль может сосредоточить свое внимание не на сверхъестественном и не на понятном и полном объяснении с помощью каких-то абстрактных категорий, а только на законах, которые представляют наблюдаемые связи каких-то определенных явлений.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_statika_i_dinamika_o_konta/

Учение О. Конта о социальной статике и социальной динамике

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ: , введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к

Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, являющихся главными понятиями его социологии. Оба эти понятия заимствуются из биологии.

Социальная статика и динамика — это как бы анатомия и физиология общественного организма, причем первая изучает явления общественного строения, вторая — процессы общественной жизни, ее развитие. Статическому и динамическому состоянию общества у Конта соответствуют понятия «порядок» и «прогресс».

Задачей статической социологии Конт считал изучение взаимодействий, которые происходят постоянно между различными частями общественной системы. По его мнению, отдельные социальные элементы не имеют безусловного и независимого существования, а тесно связаны между собой и могут быть поняты только в единстве.

В этом отношении принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, составляет основной закон социальной статики.

Исследование принципов, определяющих структуру общества, обеспечивающих гармонию и порядок, неразрывно связано у Конта с социальной политикой, которая должна эти принципы реализовать. В своем анализе он прежде всего обращал внимание на основные общественные институты — семью, государство, религию.

Причем Конт рассматривал их с точки зрения функций и роли в деле социальной интеграции общественной жизни. При этом рассуждения французского мыслителя носили во многом консервативный характер, где будущее представлялось ему в виде романтически идеализированного прошлого.

Государство, как основной выразитель «общественного духа», выступает у него как орган социальной солидарности, а подчинение ему является священным долгом индивида. Государство, как блюститель общественного порядка, выполняет, по Конту, экономические, политические и моральные функции.

Причем последние он считал самыми важными[1].

Социальная динамика Конта, над которой он больше всего работал, носит более историко-философский, нежели социологический характер.

Основную идею социальной динамики он видел в постепенном развитии, эволюции человечества.

Социальная динамика выступала как позитивная теория общественного процесса, а ее краеугольным камнем являлся закон о трех стадиях развития человеческого ума, которому соответствуют стадии развития истории.

Как следует из его социальной динамики, «умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества».

Или, как он отмечал, «история человеческого ума выступает естественною и постоянною руководительницею всего исторического изучения человечества».

Таким образом, закон трех фазисов умственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества.

Как бы ни было велико общественное значение типов миросозерцания, из них невозможно вывести всю полноту явлений социальной жизни.

Причем саму историю миросозерцания Конт представляет так, как будто в ней все дело сводится лишь к одному объяснению явлений природы, а это — всего лишь одна из сторон общего культурного и социального развития человечества. Нельзя не отметить и то, что сам факт умственного развития является фактом психологическим, а не социологическим.

Вместе с тем Конт утверждал, что «совокупность материального развития должна неизбежно идти по пути не только аналогичному, но и совершенно соответствующему тому пути, по которому идет умственное развитие».

Рассматривая социологические воззрения Конта, нельзя не остановиться на одной из центральных проблем социологии — проблеме взаимоотношений личности и общества. Проблема взаимодействия личности и общества проходит через всю историю общественной мысли.

Предметом острых дискуссий и разногласий она стала и в только что нарождающейся науке — социологии. Следует отметить одно обстоятельство, определившее подход Конта к решению данного вопроса, а вернее — определившее его резкий антииндивидуализм.

Дело в том, что научная реакция против политической метафизики, философских спекуляций XVIII в.

по поводу принципов общественного и государственного устройства, которая подготовила почву для развития положительной науки об обществе (социальной физики), была в то же время и реакцией против индивидуализма.

В целом мыслители стояли на двух взаимоисключающих позициях: «человек делает самого себя и делает общество» и «общество само себя делает и делает человека».

Именно вторая тенденция определяла воззрение Конта, который считал, что не может быть общества, если ты провозглашаешь суверенитет каждого индивидуального разума и в «реорганизованном обществе будут существовать лишь обязанности».

Право личности, как отмечал Конт, это «безнравственное и анархическое понятие». Вообще, как следует из его логики, индивидуальный человек есть простая абстракция, реально только общество.

Антииндивидуализм Конта особенно усилился в более поздний период его творчества. Основатель социологии прямо заявлял: «Люди — суть не только отдельные существа, а органы Великого Существа». Он считал, что индивидуалистическая доктрина XVIII в. только разъединяет людей и, как следствие, должна быть заменена принципом общительности (солидарности), который их сближает.

Идеологию общительности (солидарности), единения людей, Конт заимствовал у средневекового католицизма. По логике вещей позитивная философия Конта должна практически только завершить дело, которое было начато идеологией католицизма. На позитивном этапе развития человеческого познания роль духовенства переходит ученым.

Попытка соединить несоединимое: идеологию католицизма (в научной обработке) и принципы новой позитивной науки (социологии) привели к тому, что Конт был враждебно принят как консервативными мыслителями, ориентированных на прошлое, так и либерально настроенными представителями социальных наук. Первые отвергали основателя позитивизма за вольнодумство, атеизм и известный про- грессивизм (эволюционизм), а вторые — за то, что он изгонял свободу из человеческого общества, был одним из идейных вдохновителей борьбы против индивидуализма.

Несмотря на теоретический характер, социология Конта была ориентирована на практические потребности общественной жизни. Сам Конт мечтал о реорганизации общества, которую считал возможной при условии хорошего знания законов, управляющих общественными явлениями, и лишь такую науку он считал вполне достигшей положительной ступени.

Таким образом, основатель позитивной философии верил в возможность изменения социальных процессов путем человеческой деятельности. Управление он рассматривал как искусство использования научной теории в практических целях. По меткому замечанию одного из исследователей, Конт «разрывался между двуедиными требованиями порядка и прогресса».

Признавая за социологией право быть теоретической основой практического воздействия на общество, Конт тем самым допускал возможность этого воздействия со стороны человека на общественное развитие. Хотя это в общем и противоречило исходной позиции понимания общества как организма.

Допуская возможность воздействия человека на ход общественной жизни, он указывал на ту цель, какую человек при этом должен ставить — речь фактически идет о формировании общественного идеала.

Социологию, как науку о законах общественной жизни, Конт во второй период своей деятельности дополнил политикой, понимаемой как учение о правильных принципах общественного устройства.

Не случайно поэтому, что «научный позитивизм» у Конта все более склонялся к субъективному методу, с помощью которого процесс добывания истины сводился к одному источнику, а именно — собственному разуму. Последнее, безусловно, противоречило его первоначальному представлению о позитивном методе, который должен был опираться прежде всего на опыт и наблюдения.

Социологическая концепция Конта, особенно по меркам современной социологии, ориентированной в значительной степени на прагматическое использование знаний, несвободна от многих недостатков, и его роль в социологии весьма противоречива.

Во-первых, его замысел создания положительной науки, базирующейся на наблюдении и опытном знании, так и остался замыслом. Конт предложил лишь проект будущей социологии, но не науку, которую ни ему, ни его ближайшим преемникам так и не удалось создать.

Во-вторых, особую критику вызывает (и на это обращали внимание еще его современники) его учение о закономерностях общественного развития, которое сводилось лишь к умственному развитию человечества и практически не было связано с социально-экономической структурой.

В-третьих, по «меркам научной социологии» его религиозный мессианизм, который пронизывал практически все «позитивное учение», никак не вписывается в структуру современного знания.

У Конта мы сталкиваемся с парадоксом.

С одной стороны, ориентация на создание «новой науки» об обществе, базирующейся на естественнонаучной модели, а с другой — способ построения и связанное с ним содержание новой научной дисциплины настолько отличались от принципов классического естествознания, что контовскую социологию с большим трудом (если это вообще возможно) можно подвести под естественнонаучный тип.

Кроме того, консервативно-охранительные моменты его политических идей также не соответствуют в целом либерально-демократическому духу социологии. И, наконец, к этому следует добавить и явный антииндивидуализм социологической концепции Конта.

Вместе с тем, Конт сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени.

Критикуя умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной мысли, апеллируя к положительному, опытному знанию и историко-сравнительному методу исследования, признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, обращая внимание на изучение структуры общественной жизни, он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания. Многие идеи и понятия, выдвинутые Контом, прочно вошли в систему социологического знания. К таким идеям принадлежит взгляд на общество как на органическое целое, развитый в органи- цистских теориях, а позже в социологической концепции Э. Дюркгейма, а затем в структурном функционализме Т. Парсонса. Весьма плодотворным было разграничение законов развития и функционирования общества, поиск факторов, определяющих историческое развитие и социальную интеграцию (солидарность) и ряд других аспектов.

Источник: https://studme.org/259950/sotsiologiya/uchenie_konta_sotsialnoy_statike_sotsialnoy_dinamike

Социальная статика и социальная динамика

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ: , введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к

О. Конт, разрабатывая новую науку об обществе, выделил в ее структуре два основных раздела: социальную статику и социальную динамику. Образцом для основателя социологии послужила физика, достижения и методы которой он оценивал очень высоко. Предложенные О. Контом разделы социологии соответствуют двум частям его известного лозунга «Порядок и прогресс».

Объектом социальной статики является общество в состоянии покоя. Это своего рода социальная анатомия, изучающая строение социального организма. Цель социальной статики состоит в открытии законов социального порядка.

Социальная динамика изучает общество в движении. Ее можно назвать социальной физиологией, так как она исследует функционирование общественного организма.

Основной задачей для социальной динамики является выявление законов социального прогресса.

Социальная статика О. Конта стремится выявить «структуру коллективного существа». Она призвана обнаружить условия существования человеческих сообществ и открыть соответствующие законы порядка и гармонии. О. Конт рассматривает такие социальные элементы, как индивид, семья и общество в целом (человечество). Индивид, по О.

Конту, является социальным существом, которое предназначено для жизни в обществе. Однако, помимо естественных социальных инстинктов, индивид наделен от природы эгоистическими устремлениями. Поэтому для того, чтобы стать полноценным членом общества, индивиду следует пройти определенную подготовку. Необходимые знания и навыки совместной жизни можно получить в семье.

Семья, утверждает О. Конт, это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других.

Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим. Идеалом для О.

Конта была традиционная патриархальная семья, где существуют иерархия и субординация.

Семья является лишь первым этапом на пути к подлинному «коллективному существу» (человечеству). Позднее возникают такие социальные формы, как племя, нация и государство. О. Конт полагает, что общество образуется из совокупности семей.

Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени социальной солидарности О. Конт использует понятие социального консенсуса (согласия). Идея консенсуса является основной идеей социальной статики.

Французский мыслитель стремится выявить базовые механизмы, обеспечивающие социальную интеграцию. Таким механизмом социолог считает разделение труда. До О. Конта данный феномен рассматривали преимущественно в экономической плоскости.

Теоретик позитивизма одним из первых обратил внимание на социальные последствия разделения труда, назвав его самым главным условием нашей социальной жизни. Именно разделение труда, утверждает социолог, лежит в основе социальной солидарности. Оно способствует росту и усложнению социального организма.

Разделение труда развивает социальный инстинкт, внушая каждой семье чувство зависимости от других и осознание собственной значимости. В результате каждая семья начинает считать себя частью общественной системы.

Помимо рассмотренных нами благотворных последствий, разделение труда может вызвать и определенные патологии в работе социального организма.

Обретя гипертрофированные формы, разделение труда способно привести к распаду общества, к его разложению на множество изолированных групп.

Чрезмерная специализация трудовой деятельности, наделяя индивида знаниями и навыками в одной сфере, делает его неумелым и неспособным во всех остальных. Когда человек думает только о своем частном интересе, он теряет из виду интерес общественный.

Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря управлению. О.

Конт видел в управлении социальную функцию, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов. О.

Конт видел в управлении естественную, необходимую функцию, сформировавшуюся самопроизвольно вместе с самим обществом. Управление, по его мнению, является наиболее общей социальной функцией, подчиняющей себе все остальные.

Базовыми классами современного общества, по мнению теоретика позитивизма, являются патрициат и пролетариат. Структура данных классов неоднородна. Она представлена различными социальными слоями.

Так, патрициат включает в себя банкиров, управляющих капиталами, предпринимателей, осуществляющих непосредственное руководство той или иной деятельностью. Предприниматели в свою очередь делятся на промышленных и сельскохозяйственных.

Пролетариат, будучи также внутренне дифференцированным, является более однородной социальной категорией, чем патрициат.

О. Конт уже в первой половине XIX века обратил внимание на проблему классового противостояния. Социолог выражал озабоченность в связи с тяжелым положением рабочего класса, находящегося под экономическим и политическим гнетом патрициата. В проектируемом О.

Контом обществе будущего (социократии) данная проблема исчезнет благодаря правильной организации совместной жизни и эффективному управлению. На смену напряженности и конфликту придут взаимное уважение и признание.

Пролетарии перестанут быть рабами и превратятся в служащих, получающих достойную заработную плату.

Французский мыслитель выступал против теории разделения властей своего соотечественника Ш. Монтескье, согласно которой государственная власть должна быть представлена тремя ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. О. Конт разделял власть на духовную и мирскую.

При этом в идеальном обществе, по его мнению, ведущая роль должна принадлежать духовной власти. Образцом в этом смысле О. Конт считал политическое устройство средневековой Европы, где духовная власть принадлежала священникам, а мирская – военным. Великая французская революция разрушила баланс между властями.

Духовная власть была полностью поглощена властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. Однако, О. Конт верил, что в обществе будущего гармония в политической организации будет восстановлена.

Мирская власть будет принадлежать «индустриалам» (всем, имеющим отношение к промышленности), а духовная – «ученым», которые призваны стать новыми духовными владыками общества.

Согласно О. Конту, структура общества, изучаемая социальной статикой, принципиально не меняется. Время от времени органические периоды сменяются критическими. Однако, прогресс, рассматриваемый основателем социологии как развитие порядка, необратим.

Если социальная статика изучает общественный порядок, то социальная динамика занимается исследованием изменений, происходящих в этом порядке. Данные изменения, согласно О. Конту, носят прогрессивный характер. Следовательно, социальная динамика – это теория прогресса.

Французский социолог считал прогресс специфической чертой человеческого общества, которая отличает его от животных сообществ. Среди предпосылок социального прогресса О.

Конт выделял такие естественные факторы, как климат, прирост населения, продолжительность жизни, а также некий врожденный инстинкт человека к самосовершенствованию.

Другой (определяющей) предпосылкой прогресса, по О. Конту, является прогресс человеческого разума. В обществе одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Определяющую роль в этом процессе О. Конт отводит таким «институтам-хранителям», как собственность и язык.

Собственность представляет собой результаты человеческой деятельности, а язык – продукт человеческого разума. И собственность, и язык подчиняются закону накопления. Цивилизация прогрессирует, потому что достижения в мате­риальной и интеллектуальной сферах не исчезают вместе со своими создателями. Человечество существует благодаря традициям, преемственности поколений.

Собственность – это накопление материальных ценностей. Язык есть хранилище культуры, духовного наследия наших предков.

О. Конт далек от мысли о том, что прогресс представляет собой постепенное движение к совершенному общественному состоянию.

Французский социолог разработал более сложную концепцию социального прогресса, согласно которой путь к общественному идеалу предполагает и временные остановки, и вынужденные откаты назад.

В истории органические периоды, когда человечество постепенно движется к грядущему «золотому веку», чередуются с критическими, когда преемственность нарушается.

Главный законом социального прогресса, по О. Конту, является сформулированный им еще в 1822 году «закон трех стадий». Суть данного закона заключается в том, что человеческий разум, а, следовательно, и общество, проходит в своем развитии три стадии: теологическую, или вымышленную, метафизическую, или абстрактную, и позитивную, или научную.

Теологическая стадия (древность и раннее средневековье) рассматривается О. Контом как предварительная.

Она характеризуется господством религиозно-мифологического сознания и включает в себя три фазиса (этапа): фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывают жизнь и самостоятельную деятельность предметам внешнего мира.

Они поклоняются неодушевленным предметам (Солнцу, Луне, звездам и др.), обладающим, по их мнению, магической силой.

Политеизм основан на вере в существование многих богов. Каждое явление объясняется действием того или иного сверхъестественного существа.

Особенно ярко этот период проявился в Древней Греции и Риме, где создавалось поэтическое мировоззрение, способствующее развитию художественного творчества, но неспособное руководить практикой. В этом О.

Конт видел причину слабого развития материальной культуры в древности.

Когда люди начинают замечать в различных явлениях закономерность, постоянство их отношений, тогда политеизм сменяется монотеизмом. Причину всех явлений усматривают в деятельности одного трансцендентного существа. Эпоха монотеизма – это эпоха христианства.

Религия одного бога изменяет образ мира, политические и общественные отношения, обычаи, мораль. О. Конт писал о гармоничных отношениях между средневековым государством и религией. Католицизм теоретик позитивизма считал творцом «величайшего до сего времени политического шедевра человеческой мудрости».[13] Именно в Средневековье О.

Конт призывает искать образцы некоторых социальных учреждений.

Основным мирским занятием на теологической стадии являются завоевательные войны. Духовная власть принадлежит священникам, мирская – военным. Наиболее распространенной в этих условиях формой правления выступает наследственная монархия.

Метафизическая стадия(ок. 1300-1800) характеризуется господством абстрактного сознания и значительной ролью умозрения и фантазии. Размышления философов этой эпохи туманны и далеки от реальности.

В объяснении основных закономерностей природы и общества метафизика опирается уже не на сверхъестественные факторы, как теология, а на некие «сущности или олицетворенные абстракции».[14] О. Конт рассматривал эту стадию как переходную.

Для нее характерно разрушение старых верований.

Важнейшими вехами этой эпохи О. Конт считал Реформацию, философию Просвещения, Великую французскую революцию. Негативная критическая философия привела к упадку всех авторитетов: религии, государства, семьи и др.

Люди получили возможность свободно выражать свое мнение. Однако, замены исчезающим традиционным ценностям, по мнению мыслителя, предложено не было.

«Метафизический дух», родившийся в эту эпоху, стал причиной морального и политического беспорядка.

На метафизической стадии духовная власть находится в руках философов-метафизиков. Она поглощена мирской властью, которой распоряжаются юристы и публицисты. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

В позитивном состоянии, утверждает О. Конт, человеческий разум отказывается от притязаний на абсолютное знание. Ученые более не занимаются поиском первопри­чин социальных и природных явлений. Отныне их главная задача состоит в том, чтобы посредством наблюдения обнаружить естественные законы.

В позитивную эпоху духовное управление переходит в руки ученых. Мирская власть, имеющая подчиненный характер, отходит к «индустриалам». Основным видом деятельности становится промышленность, которая носит мирный характер.

Роль знаний и наук резко возрастает. Характерными чертами позитивной стадии О.

Конт считает победу альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающей все более легкую и приятную жизнь, справедливость и мир.

Согласно О. Конту, позитивная стадия должна была начаться сразу после Великой французской революции. Однако, революция имела лишь разрушительные последствия. В некотором смысле, полагал О. Конт, она все еще продолжается.

Основатель социологии без лишней скромности считал свой «Курс позитивной философии» теоретической основой реформ, позволяющих обществу перейти на высшую ступень эволюции. Этот труд должен положить начало политическим преобразованиям, главная задача которых – переустройство общество и государства в соответствии с позитивным состоянием человеческого разума.

Духовную власть следует отделить от мирской, равенство заменить иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей.

Р. Арон назвал О. Конта «философом в социологии и социологом в философии». Основным положением учения «отца социологии» он считает идею о единстве человечества. Р. Арон считает, что интеллектуальное наследие О.

Конта представлено результатами осуществления трех ключевых замыслов: замысла реформатора, стремящегося усовершенствовать общество в соответствии с духом позитивизма; замысла философа, синтезирующего методы и результаты наук; и замысла человека, назначающего себя жрецом новой религии – религии человечества.

О. Конт оставил глубокий след в истории социально-гуманитарного знания. Его основная заслуга, по нашему мнению, заключалась в органичном синтезе ряда идей, положивших начало новой науки – социологии.

Большинство из этих представлений принадлежит не самому О. Конту, а его предшественникам (А. Сен-Симону, Ж.А.Н. Кондорсе, Ш. Монтескье, А.Р.Ж. Тюрго, Ж.Б. Боссюэ и др.). Однако, именно О.

Конт сумел объединить эти идеи таким образом, что они стали единым целым.

Вопросы и задания по теме

1. Какие этапы принято выделять в развитии взглядов О. Конта? Охарактеризуйте их.

2. Секретарем какого известного ученого был О. Конт с 1817 по 1824 гг.?

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Вольтера;

в) А. Сен-Симона;

г) Ш. Монтескье;

д) Г. Гегеля;

е) Р. Оуэна.

3. В какой работе О. Конт обосновывает введение религии человечества?

а) «Система позитивной политики»;

б) «Позитивистский катехизис»;

в) «План работ, необходимых для переустройства общества»;

г) «Курс позитивной философии»;

д) «Социология как предмет изучения»;

е) «Социальная статистика».

4. Какое влияние на формирование социологической концепции О. Конта оказали идеи Ш. Монтескье, Ж. Кондорсе и Ж.Б. Боссюэ?

5. Основателем какого философского направления является О. Конт?

а) скептицизм;

б) инструментализм;

в) логический атомизм;

г) философия жизни;

д) позитивизм;

е) экзистенциализм.

6. Почему О. Конта считают родоначальником позитивизма?

7. В чем О. Конт видел преимущества позитивного мышления перед традиционным, догматическим ходом рассуждения?

8. Назовите критерии, которые использовал О. Конт при создании своей классификации наук.

9. Какая из нижеприведенных последовательностей соответствует иерархии наук, разработанной Огюстом Контом?

а) математика, астрономия, физика, химия, биология, социология;

б) социология, психология, биология, физика, механика, астрономия, математика;

в) философия, культурология, экономика, юриспруденция, социология, этика;

г) математика, астрономия, физика, химия, биология, психология, социология.

10. Абстрактные науки, по О. Конту, – это науки…

а) применяющие известные законы к частным областям;

б) изучающие законы определенных категорий явлений;

в) отвлеченные от своего предмета и не имеющие, следовательно, никакой практической пользы;

г) изучающие общество.

11. Почему в классификации наук О. Конта не нашлось места философии, психологии и политической экономии?

12. К какой группе наук, согласно контовской классификации, принадлежит социология?

а) к абстрактным;

б) к прикладным;

в) к конкретным;

г) к фундаментальным;

д) к естественным;

е) к гуманитарным.

13. Как называлась работа О. Конта, в которой в 1839 г. впервые было употреблено слово «социология»?

а) «Система позитивной политики»;

б) «Позитивистский катехизис»;

в) «План работ, необходимых для переустройства общества»;

г) «Курс позитивной философии»;

д) «Социология как предмет изучения»;

е) «Социальная статистика».

14. Охарактеризуйте объективный метод О. Конта.

15. В чем специфика субъективного метода, предложенного О. Контом?

16. Как соотносятся между собой принципы объективного и субъективного методов О. Конта?

17. Какие методы являются основными для социологии, по мнению О. Конта? Опишите их.

18. На какие части (разделы) О. Конт делил свою социологию?

а) социальную статику, социальную динамику и социальную генетику;

б) социальную статику и социальную динамику;

в) социальную физику и социальную статистику;

г) социальную генетику, социальную механику и общую социологию.

19. Что, по мнению О. Конта, изучает социальная статика?

а) законы социального порядка;

б) законы прогресса;

в) законы происхождения общества;

г) законы социального взаимодействия.

20. Какой социальный механизм, по мнению О. Конта, обеспечивает единство общества?

21. В чем состоит основная задача управления, по О. Конту?

22. Как О. Конт относился к концепции разделения властей Ш. Монтескье. Опишите представления основателя социологии об идеальном соотношении властей.

23. Что изучает социальная динамика О. Конта?

а) законы социального порядка;

б) законы прогресса;

в) законы происхождения общества;

г) законы социального взаимодействия.

24. В чем суть «закона трех стадий» Огюста Конта?

а) происходит рационализация общественной жизни, целерациональные и ценностно-рациональные действия становятся наиболее распространенными;

б) каждый человеческий разум в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную;

в) каждое общество в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную;

г) социальные факты обладают независимым существованием и оказывают на индивидов принудительное воздействие;

д) верно все вышеперечисленное.

25. На какие этапы, по мнению Конта, распадается теологическая стадия развития общества (согласно «закону трех стадий»)?

а) на фетишизм, политеизм и монотеизм;

б) на органический и критический периоды;

в) на эпоху богов, эпоху героев и эпоху людей;

г) на религиозную, спекулятивную и научную стадии.

26. Охарактеризуйте вклад О. Конта в развитие социологического знания.

ГЛАВА 3.

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2751; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-44779.html

1.4. Социальная статика и социальная динамика по Конту

ДИНАМИКА И СТАТИКА СОЦИАЛЬНЫЕ: , введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к

Любойобъект, по Конту, может изучаться с двухточек зрения: статической и динамической.Это относится и к изучению социальнойсистемы. Поэтому социология делится вего доктрине на две части: социальнуюстатику и социальную динамику.

Длясоциальной статики высшая цель -обнаружение законов социального порядка,для социальной динамики — законовпрогресса.

Социальная статика — тосоциальная анатомия, изучающая строениесоциального организма, социальнаядинамика — социальная физиология,изучающая его функционирование. Объектпервой из них — общества «в состояниипокоя», объект второй — общества «всостоянии движения».

Сравнительнаяоценка важности этих двух разделовсоциологии у Конта менялась: если в«Курсе» он утверждал, что наиболееважная часть социологии — социальнаядинамика, то в «Системе» — что этосоциальная статика.

Социальнаястатика выделяет «структуру коллективногосущества» и исследует условиясуществования, присущие всем человеческимобществам, и соответствующие законыгармонии[4].Эти условия касаются индивида, семьи,общества (человечества).

Индивид,по Конту, как уже отмечалось, естественными необходимым образом предназначенжить в обществе; но и эгоистическиесклонности у него также носят естественныйхарактер. «Подлинный социологическийэлемент» — не индивид, а семья.

Семья- это школа социальной жизни, в которойиндивид учится повиноваться и управлять,жить в гармонии с другими и для других.Она прививает чувство социальнойпреемственности и понимание зависимостиот прошлых поколений, связывая прошлоес будущим: «…

Всегда будет чрезвычайноважно, чтобы человек не думал, что онродился вчера…». Будучи микросоциальнойсистемой, семья предполагает иерархиюи субординацию: женщина в ней должнаповиноваться мужчине, а младшие — старшим.

Семья — основной элемент, из которого ипо образцу которого строится общество.

Обществообразуется из совокупности семей; в немстадия семейного существованияперерастает в стадию политическогосуществования.

Семья, племя, нация,государство — все это фазы ассоциациив последовательном стремлении кчеловечеству.

Но семья — это «союз»,основанный на инстинктивных, эмоциональныхпривязанностях, а не «ассоциация) Чтокасается собственно социальныхобразований, то они предполагаютпреимущественно кооперацию, основаннуюна разделении труда.

Разделениетруда, по Конту, не только экономический,но фундаментальный социальный факт,«самое главное условие нашей социальнойжизни». Именно разделение труда лежитв основе социальной солидарности, атакже увеличения размера и растущейсложности социального организма.

Оноразвивает социальный инстинкт, внушаякаждой семье, чувство зависимости отвсех других и своей собственнойзначимости, так что каждая семья можетсчитать себя выполняющей важную инеотделимую от всей системы общественнуюфункцию.

Правда, в отличие от экономистов,Конт считает, что кооперация, основаннаяна разделении труда, не создает общество,а предполагает его предшествующеесуществование.

Солидарность,присущая всем живым объектам, в обществедостигает наивысшей степени. Дляобозначения этой степени и спецификисоциальной солидарности в человеческомобществе Конт со временем начинаетиспользовать понятие социальногоконсенсуса (согласия). Консенсус в еготеории — «основная идея социальнойстатики».

Социальнаядинамика — это теория прогресса. Понятиепрогресса характерно только длячеловеческих обществ, составляет ихспецифику и позволяет отделить социологиюот биологии.

Прогресс здесь возможенблагодаря тему, что, в отличие от обществживотных, одни поколения могут передаватьдругим накопленные материальные идуховные богатства.

Конт оговаривается,что прогресс не равнозначен безграничномуросту счастья и человеческого совершенства,отмечая, что последнее понятие лучшезаменить понятием «развития».

Социальнаядинамика лишена оптимизма, так как онапризнает возможность и даже необходимостьотклонений. В истории «органические»периоды чередуются с «критическими»,когда преемственность нарушается. И,тем не менее, социальное развитие вцелом у Конта изображается каксовершенствование, улучшение, прогресс.

Контпостоянно подчеркивает непрерывный ипреемственный характер прогресса.Подобно тому, как социальная статикавыявляет солидарность в пространстве,социальная динамика выявляет солидарностьво времени[5].

Социальнаядинамика рассматривает каждоепоследовательное состояние обществакак результат предыдущего и необходимыйисточник будущего, так как, согласноаксиоме Лейбница, «настоящее беременнобудущим».

Источник: https://studfile.net/preview/2688670/page:4/

Scicenter1
Добавить комментарий