ДВИЖЕНИЕ ПО СЕЛЬСКИМ ДОРОГАМ: Рекомендуется пользоваться только пассажирским транспортом (рейсовые

5.5. Обслуживание автобусным транспортом сельского

ДВИЖЕНИЕ ПО СЕЛЬСКИМ ДОРОГАМ:  Рекомендуется пользоваться только пассажирским транспортом (рейсовые

НАСЕЛЕНИЯ

Повышение уровня транспортного обслуживания сель­ских жителей — важная социальная задача государственного значе­ния.

В настоящее время практически все центральные усадьбы бывших совхозов и колхозов связаны автобусным движением с рай­онными и областными центрами, причем 85 % дорог имеют твердое и усовершенствованное покрытие. Но это относится только к цен­тральным усадьбам, т. е.

достаточно крупным сельским населен­ным пунктам. Многие же деревни, особенно в центре России, не говоря уже о хуторах и фермерских хозяйствах, лишены круглого­дично проезжих дорог.

Чтобы создать устойчивые автотранспортные связи в сельской местности, включая организацию регулярных автобусных маршру­тов, необходимо развитие сети областных и местных автомобиль­ных дорог, а также производство подвижного состава повышенной проходимости для сельской местности.

Необходимым уровнем транспортного обслуживания сельских жителей в современных условиях целесообразно принять такой, при котором регулярному обслуживанию автобусами подлежат все населенные пункты, в которых проживает 20 и более жителей.

Об­служиваемыми считаются населенные пункты, расположенные на расстоянии не более одного километра от трассы пассажирского со­общения.

Важной особенностью маршрутизации в сельской местно­сти является необходимость обеспечения рационального и полного охвата автобусным сообщением всех населенных пунктов района, приближение трасс маршрутов к населенным пунктам с целью со­кращения общих затрат времени на поездку.

На первом этапе по­строения маршрутной сети населенные пункты, не входящие в суще­ствующую сферу автобусных сообщений, соединяются с ближайшим населенным пунктом, имеющим постоянные транспортные связи. Формирование маршрутной сети района строится на обеспечении беспересадочного сообщения: населенный пункт — центральная усадьба (крупный населенный пункт) — районный центр. Районный центр, в свою очередь, соединяется с областным.

Качество управленческой деятельности становится весьма важ­ным фактором улучшения транспортного обслуживания сельского населения, повышения эффективности использования транспорта, при этом планирование перевозок и организация движения автобу­сов имеют свои характерные особенности, связанные с сезонно­стью целого ряда работ и их концентрацией по месяцам года, спе­цификой расселения, временем начала и окончания трудового дня, размещением школ, культурно-бытовых объектов, железнодорож­ных станций, речных портов и пристаней.

При изучении спроса на перевозки в сельских районах приме­няют анкетный, билетно-опросный и табличный методы. С учетом значительных колебаний спроса на перевозки по дням недели об­следования проводятся в течение пяти дней (четверг, пятница, суб­бота, воскресенье, понедельник).

Нормирование скоростей и времени простоев на промежуточ­ных остановках маршрутов в сельской местности проводится пре­имущественно хронометражным методом или с помощью прибо­ров (тахографов).

Сложностью в такой работе, кроме специфики дорожных условий, является накопление достаточного числа на­блюдений.

В этих условиях можно пользоваться результатами пробного рейса, выполняемого в соответствии с требованиями Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

Необходимо отметить, что действующая система управления пассажирским автомобильным транспортом в сельской местности на всех ее уровнях далеко не оптимальна. Одним из факторов ее совершенствования является улучшение составления расписаний движения, определяющих работу всех подразделений АТП, связан­ных с планированием, организацией, управлением, учетом и кон­тролем.

В связи с различными условиями работы автобусов по об­служиванию сельского населения, маршрутные расписания долж­ны составляться: для внутрихозяйственных перевозок и доставки школьников; перевозки пассажиров между населенными пунктами; перевозки пассажиров между центральными усадьбами хозяйств и крупными населенными пунктами; перевозки пассажиров из цен­тральных усадеб и населенных пунктов в районные и областные центры, на ближайшие железнодорожные станции, к речным и мор­ским пристаням, аэропортам; для обслуживания агропромышлен­ных комплексов и промышленных предприятий; расположенных в сельской местности. При составлении расписаний движения ав­тобусов необходимо согласовать время прибытия и отправления на внутрирайонных маршрутах с областными. В комплексе должна обеспечиваться возможность жителей района утром выехать в об­ластной центр, а вечером возвратиться к месту жительства. В связи с возможным резким изменением пассажиропотоков, а также изме­нениями условий движений, маршрутные расписания составляют отдельно на рабочие, субботние и воскресные дни с учетом изме­нений их по сезонам года. Эксплуатационная скорость дифферен­цируется по периодам суток.

Количество работающих на маршруте автобусов определяется из условия полного освоения возникающего спроса на перевозки, а тип их определяется размерами, стабильностью пассажиропото­ков и дорожными условиями.

При установлении времени работы автобусов и систем организации труда водителей следует не завы­шать время нахождения их на маршруте, а согласовывать его с уче­том режима работы предприятий, ферм, школ и т. д. Как правило, движение автобусов на маршруте необходимо начинать с обоих конечных пунктов.

При достаточной длине маршрутов целесооб­разно применять комбинированное обслуживание маршрута двумя АТП, что дает возможность сокращать нулевые пробеги и устра­нять непроизводительные рейсы.

В зависимости от мощности пас­сажиропотоков в отдельные дни недели вводятся экспрессные и ско­ростные рейсы для доставки сельских жителей в пункты массового тяготения (рынок, цирк, театр и т. п.).

В последние годы все большее распространение получили внутрихозяйственные перевозки сельских жителей к местам их ра­боты автобусами. Для таких целей в основном выделяются автобу­сы, ПАЗ и КАвЗ.

Использование автобусов вместо открытых бор­товых автомобилей и транспортных тракторных прицепов, как это часто бывает, способствует существенному повышению произво­дительности труда, укрепляет дисциплину, создавая заинтересо­ванность в работе, сокращая текучесть кадров, уменьшая заболе­ваемость.

Внутрихозяйственные перевозки должны осуществляться по графикам на установленных маршрутах.

В первую очередь авто­бусными маршрутами связываются места жительства с животно­водческими фермами и местами дойки, полевыми станами и ово­щеводческими плантациями.

В осенне-зимний период потребность в автобусных перевозках, связанных с полевыми работами, резко сокращается, но при отсутствии регулярного автобусного сообще­ния появляется необходимость доставки детей в школы и обратно.

Для работы на автобусах, занятых во внутрихозяйственных пе­ревозках, привлекаются водители, проживающие, как правило, в на­селенных пунктах этого хозяйства и прошедшие программу специ­альной подготовки и стажировки. Такие автобусы целесообразно брать на арендный подряд из ближайших АТП. Взаимоотношения между автотранспортными и сельскими предприятиями по предос­тавлению автобусов регулируются годовыми договорами.

На прочих маршрутах пассажиры приобретают билеты или че­рез кассы, или у водителей (реже у кондукторов). На сельских маршрутах кассовые пункты могут размещаться в помещениях, предоставленных администрацией сельских предприятий и обору­дованных телефонной связью. Кассирами-диспетчерами могут быть работники-совместители или пенсионеры.

Оплата повремен­ная — от 30 мин до 1 ч за каждое прибытие автобуса, но не более 8 ч/сут. В функции кассира-диспетчера входит: продажа билетов; предоставление водителю кассовой ведомости; проверка билетов у пассажиров; отметка времени прибытия и отправления автобусов.

В зависимости от суммы сборов, но не реже одного раза за пяти­дневку кассир обязан перечислять на счет АТП (объединения авто­вокзалов) доходы. Один раз в месяц он отчитывается перед бухгал­терией по корешкам и остаткам билетов в сравнении с перечислен­ными суммами по квитанциям и получает в подотчет билеты.

Создание таких кассовых пунктов позволяет, кроме увеличения сбора проездной платы, оперативно информировать пассажиров и диспетчерскую службу о состоянии перевозок, принимать меры по оперативному управлению движением.

Для улучшения транспортного обслуживая сельских жителей не­обходимы соответствующие транспортные средства, отвечающие условиям эксплуатации на селе.

Автобусы ПАЗ-672 и КАвЗ-685 не могут успешно эксплуатироваться на грунтовых дорогах вследст­вие их низкой проходимости и отсутствия условий для провоза ба­гажа. Даже полноприводные модели (ПАЗ-3201) обладают невысо­кой проходимостью.

Тип автобуса «сельский » официально введен в типаж автобусов как базовый.

В 1989 г. началось серийное производство сельского автобуса малого класса ПАЭ-3205 (рис. 5.17). Это автобус с колесной фор­мулой 4×2, обладающий достаточной проходимостью в условиях

сельской местности (углы свеса соответственно 25° и 18°, увеличен угол поворота колес и уменьшен радиус поворота до 7,6 м), боль­шими удобствами для пассажиров (высота подножки снижена до 430 мм, ширина дверей увеличена до 726 мм, снижен уровень шума до 8 дБ), возможностью перевозить багаж (дополнительная задняя дверь и, по требованию пассажира, площадка для размещения ба­гажа). На базе автобуса ПАЭ-3205 должны производиться модифи­кации: полноприводная ПАЭ-3206 — для грунтовых дорог; горная, южная, северная.

По применяемому типу подвижного состава перевоз­ки пассажиров в сельской местности можно подразделить на мар­шрутные и внутрихозяйственные.

При этом перевозки населения с грузом должны предусматриваться как по дорогам с твердым по­крытием, на которых целесообразно использовать автобусы малого и среднего класса, так и по грунтовым дорогам, на которых долж­ны использоваться полноприводные автобусы малого класса.

Во всех классах следует предусматривать багажные отсеки под полом или грузовые площадки в салоне. Все сельские автобусы должны иметь северные и горные модификации.

Среди сельских перевозок в особую группу выделяются пере­возки пассажиров на горных маршрутах в связи с повышенными требованиями к безопасности движения.

К категории «горный маршрут » относятся маршруты, проходящие в горной местности и включающие участки дорог с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами, а именно: кривые с радиусами в плане, равными 100 м и менее в количестве шести и более на 1 км пути; продольные уклоны более 60 % и протяжен­ностью 2 км и более; выпуклые кривые продольного профиля с ра­диусом менее 1500 м и вогнутые кривые с радиусами менее 1200 м, участки, на которых расстояние видимости поверхности дороги менее 60 м и встречного автомобиля менее 120 м. Таково опреде­ление горного маршрута согласно методике Министерства транс­порта РФ.

К организации работы автобусов на таких маршрутах предъяв­ляются дополнительные требования, которые сводятся к следую­щему. Необходимо проводить постоянное обследование трассы маршрута с выделением опасных мест. Утверждение маршрута должно проходить в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности на автобусном маршруте.

Если маршрут не отвечает этим требованиям, необходимо прекратить движение. К работе на горных маршрутах допускаются только водители категории Д со стажем работы не менее двух лет и предварительной стажировкой на маршрутах. Не допускаются к работе водители, нарушавшие трудовую и транспортную дисциплину.

У водителя должна быть схема маршрута с указанием опасных участков и ежедневная ин­формация о состоянии дорог и метеоусловиях. Необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей. К эксплуатации на горных маршрутах не допускаются автобусы с пробегом с начала эксплуатации более 200 тыс.км. Салон автобуса оборудуется сред­ствами безопасности.

Техническое обслуживание автобусов прово­дится особенно тщательно. В путевом листе делается отметка «тех­нически исправен, допущен для работы в горных условиях».

Что касается развития пассажирских перевозок в сельской ме­стности, то необходимо отметить, что в России утверждена разра­ботанная Северо-Кавказским филиалом НИИАТ Методика плани­рования комплексного развития системы автобусных перевозок в сельской местности, которая и действует в настоящее время.

Ме­тодика включает разделы: анализ состояния транспортного обслу­живания населения в сельской местности; постановка целей и задач развития системы пассажирских перевозок на планируемый пери­од; разработка мероприятий по комплексному развитию системы автобусных перевозок населения в сельской местности; потреб­ность в ресурсном обеспечении; ожидаемая эффективность реали­зации. Комплексная система разрабатывается для трех уровней управления: административный район — область (край) — республи­ка. Проекты региональных программ разрабатываются территори­альными подразделениями автомобильного транспорта.

Целью анализа состояния транспортного обслуживания населе­ния является установление тенденций и выявление диспропорций в развитии системы автобусных перевозок, определение возможно­стей и направлений развития их в сельской местности.

В процессе анализа проводится оценка охвата населенных пунктов и населения сельской местности регулярным автобусным сообщением; рассчи­тывается средний уровень транспортной обеспеченности на селе; осуществляется сопоставительная оценка транспортного обслужи­вания, выявляются диспропорции и причины их возникновения в развитии перевозок по районам области; определяются и уточня­ются основные задачи по развитию системы перевозок сельского населения по районам и по области в целом.

Показателями уровня обслуживания транспортом сельских жи­телей является:

  1. Охват сельских населенных пунктов регулярным автобусным сообщением, %,

Кс = ДО® -100/(5.46) где Мса — число сельских населенных пунктов, имеющих круглого­дичное автобусное сообщение;

Ыс — общее число сельских населенных пунктов в обслуживае­мом районе.

  1. Охват сельского населения регулярным автобусным сообще­нием, %,

КН=К*ЖС-100/КЖС, (5.47)

где — численность сельских жителей в населенных пунктах,

имеющих круглогодичное автобусное сообщение, чел.;

Кжс — общая численность сельского населения обслуживаемо­го района, чел.

  1. Уровень транспортной обеспеченности во внегородском движении Уто оценивается числом предоставляемых пассажирских место-километров на тысячу жителей,

у то = (5-48)

/=1

где п — число внегородских маршрутов;

гр/ — среднесуточное число оборотных рейсов на /-м маршруте; /ш — протяженность /-го маршрута (для междугородных — протя­женность участка маршрута, связывающего населенные пунк­ты района с ближайшим городом областного подчинения);

Источник: https://studfile.net/preview/5609178/page:35/

Об утверждении правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте (утратил силу на основании приказа Минтранса России от 31.05.2013 N 195), Приказ Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 года №200

ДВИЖЕНИЕ ПО СЕЛЬСКИМ ДОРОГАМ:  Рекомендуется пользоваться только пассажирским транспортом (рейсовые

____________________________________________________________________Утратил силу на основании

приказа Минтранса России от 31 мая 2013 года N 195

____________________________________________________________________

В целях обеспечения дальнейшего совершенствования организации пассажирских перевозок Министерство автомобильного транспорта РСФСР приказывает:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

2. Республиканским объединениям и главным управлениям автомобильного транспорта, Республиканскому объединению «Росмежавтовокзал», транспортным управлениям, управлениям пассажирского автомобильного транспорта, производственным объединениям автовокзалов и пассажирских автостанций, пассажирским автотранспортным предприятиям:

2.1. Принять к руководству и исполнению Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте;

2.2. Организовать изучение указанных Правил всеми работниками, имеющими отношение к организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

3. Главному пассажирскому управлению, Республиканскому объединению «Росмежавтовокзал», НИИАТ оказывать методическую помощь подведомственным Министерству предприятиям и организациям в решении вопросов, связанных с применением Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

МинистрЕ.Г.Трубицын

Общие положения

1.

Настоящие правила устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки (в дальнейшем именуемых «автотранспортные предприятия и организации»).

2. Правила обязательны для выполнения всеми работниками системы Министерства, имеющими отношение к работе пассажирского автотранспорта.

3. Основными задачами автотранспортных предприятий и организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:

— полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;

— обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;

— выполнение планов пассажирских перевозок;

— эффективное использование транспортных средств, неуклонное повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов;

— обобщение и распространение передовых методов работы.

4. Настоящие Правила должны обеспечить:

— слаженную работу всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкую организацию движения;

— доставку пассажиров в кратчайшие сроки;

— необходимые удобства пассажирам и высокую культуру их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;

— безопасность движения;

— эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта;

— высокую производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;

— выполнение государственного плана перевозок и основных технико-эксплуатационных, финансово-экономических показателей работы пассажирского автотранспорта.

5. Организация пассажирских перевозок включает:

— систематическое изучение пассажиропотоков;

— разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов; выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;

— нормирование скоростей движения автобусов;

— выбор систем организации движения автобусов с использованием рациональных режимов труда водителей;

— составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию;

— координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

— управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;

— обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути;

— разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского, пригородного и междугородного сообщений.

6. Для проведения экономического анализа организации различных видов пассажирских перевозок, выявления низкорентабельных и убыточных маршрутов автотранспортные предприятия должны использовать «Методику определения себестоимости и рентабельности отдельных видов пассажирских перевозок и междугородных автобусных маршрутов» (Приложение 1).

Основные требования, предъявляемые к работникам пассажирского автотранспорта

7. Лица, поступающие для работы на предприятия и в организации пассажирского автотранспорта, в пределах возложенных на них служебных обязанностей должны знать и строго выполнять:

— Устав автомобильного транспорта РСФСР;

— Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР;

— настоящие Правила;

— Правила дорожного движения;

— Инструкцию по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

— Памятку водителю автобуса по обеспечению безопасности перевозок пассажиров;

— Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;

— инструкции по технике безопасности и производственной санитарии;

— должностные инструкции;

— другие руководящие указания в области пассажирских перевозок.

https://www.youtube.com/watch?v=TbUhBmEOovw

Работники автотранспортных предприятий и организаций подвергаются периодическим проверкам знаний указанных документов.

8. Водители, назначаемые для работы на автобусах и легковых таксомоторах, обязаны пройти стажирование и спецподготовку в установленном порядке.

9. Работники пассажирского автотранспорта при исполнении служебных обязанностей должны быть опрятно одеты и содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.

Работники, для которых установлена форменная одежда, к исполнению служебных обязанностей без нее не допускаются.

Классификация автобусных маршрутов

10. Автобусный маршрут представляет собой установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Перевозки пассажиров на маршруте осуществляются по утвержденным расписаниям движения.

11. Автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные.

К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным — проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, к междугородным — за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые и внутриреспубликанские (АССР), начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, края, автономной республики, межобластные, межкраевые (проходящие через территорию двух и более областей, краев и автономных республик), межреспубликанские — проходящие на территории двух и более союзных республик.

Среди пригородных и междугородных выделяют сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два и более районных центра между собой в случае, если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.

С учетом повышенных требований к безопасности движения в горной местности в качестве особой категории автобусных маршрутов выделяются горные. Отнесение автобусных маршрутов к категории горных производится в соответствии с Методикой определения горных автобусных маршрутов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР (указание от 06.03.80 N 43-ц).

12. Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных — в течение определенного периода времени (сезона).

Порядок организации автобусных маршрутов

13. Организация новых автобусных маршрутов производится в порядке, установленном ст.76 Устава автомобильного транспорта РСФСР:

13.1. Городских, пригородных — транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта) по согласованию с исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов;

13.2. Междугородных:

— в пределах области, края, автономной республики транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта) по согласованию с соответствующими Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов;

— между областями — Министерством автомобильного транспорта РСФСР;

13.3. Межреспубликанских — Министерством автомобильного транспорта РСФСР по согласованию с органами управления автомобильным транспортом других союзных республик.

Об открытии маршрутов Министерство, транспортные управления (управления пассажирского автомобильного транспорта) издают приказы (указания).

14. Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:

— определить потребность в перевозках пассажиров по этому маршруту (предполагаемый устойчивый пассажиропоток);

— выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия;

— составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

15. Новые маршруты открываются при наличии устойчивого пассажиропотока и условий, обеспечивающих безопасность движения.

16. При открытии маршрутов должны предусматриваться:

— расположение начальных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;

— обеспечение транспортной связи для наибольшего числа пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пунктами города;

— использование типа автобусов, соответствующего виду перевозок;

— средства контроля за регулярностью движения;

— обеспечение координированного движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта;

— применение на междугородных маршрутах эффективных систем организации движения.

17.

Выбор трассы автобусного маршрута производится при обязательном соблюдении следующих требований:

— соответствия типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, ледовых и паромных переправ «Требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах» (Приложение 2), строительным нормам и правилам (СНиП);

— соответствия общего веса автобуса с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты, расположенные на маршруте.

18.

В случае, когда признано целесообразным открыть автобусный маршрут, службой эксплуатации в порядке, определенном Инструкцией по заполнению паспорта автобусного маршрута (Приложение 3), составляется паспорт маршрута по установленной форме (Приложение 4), разрабатывается расписание движения автобусов, которое утверждается в установленном порядке.

В паспорт включаются сведения, характеризующие маршрут: наличие линейных сооружений, остановочных пунктов, расстояния между ними, стоимость проезда, состояние дороги и др.

19.

Если для улучшения обслуживания пассажиров необходимо дополнительно обустроить маршрут линейными сооружениями, одновременно с паспортом разрабатывается план мероприятий по обустройству маршрута с указанием сроков выполнения соответствующих работ, который утверждается одновременно с паспортом. По мере принятия в эксплуатацию новых линейных сооружений вносятся дополнения в паспорт маршрута.

20. В зависимости от величины пассажиропотока, дорожных условий при обустройстве автобусного маршрута должно предусматриваться наличие:

— площадок для разворота и отстоя автобусов в начальных и конечных пунктах маршрута, автопавильонов, а в крупных пассажирообразующих пунктах — пассажирских автостанций;

— городских пассажирских автостанций на начальных или конечных пунктах маршрутов;

— посадочных площадок и автопавильонов на промежуточных остановочных пунктах маршрута;

— специальных площадок для заезда — «карманов», посадочных площадок, автопавильонов и в зависимости от размера пассажирооборота — автостанций и автовокзалов на остановочных пунктах пригородных и междугородных маршрутов.

21. В зависимости от величины и распределения пассажиропотоков на маршруте работу автобусов организуют с обычным, полуэкспрессным (скорым) или экспрессным режимом движения или с режимом движения по системе спаренных рейсов.

При обычном режиме движения остановка автобусов является обязательной на всех остановочных пунктах.

При полуэкспрессном режиме движения автобусы останавливаются лишь на отдельных установленных остановочных пунктах.

Автобусы-экспрессы на городских, пригородных маршрутах следуют от начального до конечного пункта без промежуточных остановок.

Движение на междугородных маршрутах в экспрессном и полуэкспрессном режиме организуется на основе «Методики повышения скоростей движения автобусов в междугородном сообщении» (Приложение 5), а на городских маршрутах в полуэкспрессном режиме в соответствии с «Методическими указаниями по организации полуэкспрессных автобусных маршрутов в городах» (Приложение 6).

Мероприятия по повышению скоростей движения автобусов разрабатываются автотранспортными предприятиями и организациями на основе «Методики повышения скоростей движения автобусов в междугородном сообщении», а для городских маршрутов — «Методологии выявления резервов повышения скоростей сообщения автобусов и путей их реализации» (Приложение 7).

На маршрутах, остановочные пункты которых характеризуются большим пассажирообменом, движение автобусов организуется по системе спаренных рейсов.

При этом движение каждой пары автобусов на маршруте осуществляется по единому графику (расписанию) и их подача на посадку и отправление от начального остановочного пункта производится одновременно, практически без интервалов.

Режим движения по системе спаренных рейсов применяется, как правило, в часы «пик».

При наличии значительного и устойчивого пассажиропотока на какой-либо части маршрута в пределах указанной части маршрута организуются укороченные рейсы.

Экспрессные, полуэкспрессные и укороченные рейсы или маршруты могут быть постоянными или временными (по сезонам года или в течение определенных установленных часов дня, в часы «пик»).

22. Каждому автобусному маршруту транспортное управление присваивает определенный порядковый номер *: городским — от N 1 до 99; пригородным — от N 100 до N 499; междугородным — от N 500 и выше.

—————-

* Нумерация городских и пригородных маршрутов ведется по каждому городу. Междугородные маршруты имеют единую нумерацию по области.

Цифры на трафаретах, указывающих номера маршрутов (рейсов) с экспрессным и скорым режимом движения автобусов, обозначаются красным цветом с добавлением соответственно буквы «Э» и «С», а укороченных — красным цветом с добавлением буквы «К».

23. Остановочные пункты городских автобусных маршрутов должны размещаться вблизи пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов: жилых массивов, предприятий, культурно-бытовых учреждений, торговых центров, мест массового отдыха, железнодорожных станций, речных и морских портов, аэропортов, станций метрополитена и т.д.

24. В зависимости от специфики пассажиропотока и его периодических изменений промежуточные остановочные пункты по времени работы подразделяются на постоянные, временные и «по требованию».

Постоянные остановочные пункты устанавливаются в местах с устойчивым и значительным пассажирооборотом, и остановка автобуса на них обязательна.

Временные остановочные пункты устанавливаются при неустойчивом пассажирообороте. В часы уменьшения пассажирооборота автобусы на них не останавливаются. Временные остановочные пункты устанавливаются также в случаях ремонта дорожного полотна на отдельных участках маршрута и в других подобных случаях.

Остановочные пункты по требованию пассажиров устанавливаются в местах с малым и неустойчивым пассажирооборотом.

Минимальное расстояние между останавочными пунктами на обычных городских маршрутах должно составлять 300 — 400 м, максимальное — не более 800 — 1000 м.

25. Перед открытием автобусного маршрута предприятия и организации, указанные в п. 13 настоящих Правил, создают по согласованию с местными Советами народных депутатов комиссии с участием представителей дорожных органов и Государственной автомобильной инспекции.

Комиссии обследуют условия организации перевозок на маршруте и составляют акт о готовности маршрута к началу автобусного движения.

При наличии недостатков комиссия определяет в акте меры по их устранению с указанием сроков и ответственных лиц.

Маршрут открывается после устранения недостатков, отмеченных в акте.

26. Об открытии или изменении городских маршрутов население оповещается через местную печать, радио и специальными объявлениями в автобусах и на остановочных пунктах не позднее чем за три дня, а междугородных и пригородных — не позднее чем за пять дней.

27. После открытия маршрута автотранспортное предприятие организует систематический контроль за организацией перевозок и обслуживанием пассажиров на нем, уточняет направление маршрута, расположение остановочных пунктов, частоту движения, контролирует наполнение автобусов на отдельных участках и эффективность использования подвижного состава.

28. Изменение маршрута производится применительно к порядку, предусмотренному п. 25 настоящих Правил.

29. При изменении обстановки движения на маршруте и отсутствии возможности принять меры по обеспечению безопасности движения автотранспортные организации временно прекращают движение и уведомляют об этом исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.

Нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах

30. Нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах (установление оптимальных норм времени пробега автобусов между остановочными пунктами) является одним из важных компонентов организации пассажирских перевозок.

Нормирование скоростей движения должно производиться с учетом требований п.4 настоящих Правил.

31. Автотранспортные предприятия и организации проводят нормирование скоростей движения автобусов на маршрутах согласно следующим документам;

— городских — по «Методике нормирования скоростей движения автобусов на городских маршрутах» (Приложение 8);

— междугородных и пригородных — в соответствии с «Руководством по нормированию скоростей движения автобусов при междугородных автобусных перевозках» (Приложение 9).

32. Нормирование скоростей проводят при открытии маршрута, а также (вне очереди) при изменении его трассы, замене подвижного состава и изменении условий движения.

33. На действующих маршрутах нормирование скоростей проводят в следующие сроки:

— городских и пригородных — не реже одного раза в два года. На маршрутах, проходящих в горной местности и по неусовершенствованным покрытиям, нормирование осуществляется на основании обследования и проведения пробного рейса на реже двух раз в год (в весенне-летний и осенне-зимний периоды);

— междугородных внутриобластных, межобластных и межреспубликанских — не реже одного раза в два года.

Обследование и изучение пассажирских потоков

34. Для повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения эффективного использования подвижного состава автотранспортные предприятия и организации обязаны систематически обследовать и изучать пассажиропотоки по дням недели и месяцам года как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети.

35. Предприятия и организации, имеющие право открытия автобусных маршрутов (п. 13 настоящих Правил), ежегодно составляют и утверждают планы обследования пассажиропотоков, в которых определяют сроки его проведения.

36. Обследование пассажиропотоков проводится сплошное и выборочное.

Сплошное обследование осуществляется одновременно на всех маршрутах одного или нескольких видов пассажирского транспорта, выборочное — на отдельных маршрутах или рейсах маршрутов.

37. Устанавливается следующая периодичность проведения обследований пассажиропотоков на автобусном транспорте:

— сплошное на всей городской, пригородной и междугородной маршрутной сети — не реже одного раза в три года. Рекомендуется проводить на всех видах городского или внегородского транспорта;

— выборочное на отдельных городских, пригородных и междугородных маршрутах — не реже двух раз в год (в осенне-зимний и весенне-летний периоды), а также при возникших резких изменениях пассажиропотока;

— на вновь открытых маршрутах обследование проводят после трех — четырех месяцев регулярной работы автобусов.

38. Существующие методы получения данных о пассажиропотоках на автобусных маршрутах подразделяются на отчетно-статистические и натурные.

39. Отчетно-статистический метод применяется при анализе данных о выручке от перевозки пассажиров на маршрутах и проданных билетах.

Систематический анализ этим методом отчетных данных о проданных билетах и выручке не только не исключает периодического проведения натурных обследований пассажиропотоков, но является основой для их организации.

Натурное обследование проводится анкетным, талонным, счетно-табличным, таблично-опросным или глазомерным методами согласно Инструкции по изучению пассажиропотоков (Приложение 10).

Для обследования пассажиропотоков на городских, пригородных и междугородных маршрутах небольшой протяженности в первую очередь должен применяться табличный метод, основанный на опросе пассажиров в автобусе и обеспечивающий при сравнительно небольших затратах получение наиболее полных сведений о пассажиропотоках и в том числе данных, характеризующих распределение поездок пассажиров между остановочными пунктами маршрутов, пересадки пассажиров и своевременность осуществления перевозок.

На междугородных маршрутах большой протяженности целесообразно применять анкетный метод (заполнение специальных анкет учетчиками в подвижном составе).

40.

Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы, отдельных маршрутов, составления расписаний движения автобусов, организации экспрессных, полуэкспрессных, укороченных и спаренных рейсов, выбора типа автобусов, распределения их по маршрутам, назначения остановочных пунктов и используется для разработки мероприятий по улучшению обслуживания населения в часы «пик» в соответствии с «Методическими указаниями по совершенствованию транспортного обслуживания населения городов в часы «пик» (Приложение 11).

Организация труда водителей и кондукторов

41. Организация труда водителей и кондукторов должна обеспечивать:

— четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров;

— безопасность перевозок пассажиров;

— полное использование нормы рабочего времени за учетный период;

— соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи;

— высокую производительность труда.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/9028678

Аттестация ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

ДВИЖЕНИЕ ПО СЕЛЬСКИМ ДОРОГАМ:  Рекомендуется пользоваться только пассажирским транспортом (рейсовые

Вопрос 1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа производятся при условии посадки и высадки пассажиров (выберите правильный ответ):

1. Только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок 2.

Только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в соответствии с расписаниями для каждого остановочного пункта

3.

В установленных остановочных пунктах и (или) в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок по требованию пассажиров

3. П. 3, 4 и 5 ст. 19 Устава автомобильного транспорта прямо устанавливают правильность ответа по варианту 3, а прочие варианты сужают разрешительную область Устава

Вопрос 2. Регулярное автобусное движение на участках дорог V категории может быть организовано (выберите правильный ответ):

1. В целях осуществления автобусных перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2 2.

В целях осуществления автобусных перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам автобусами, относящимися к категориям транспортных средств М2 и М3, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия

3.

В целях осуществления автобусных перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия

3. П. 61 Правил обеспечения безопасности перевозок, установленных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7

Вопрос 3. Организация автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров, проходящего через нерегулируемый ж/д переезд (выберите правильный ответ):

1. Запрещается на дорогах V категории 2. Осуществляется на дорогах I-IV категорий при условии отсутствия пересечения вблизи иных автомобильных дорог

3. Осуществляется по согласованию с владельцем переезда на дорогах всех категорий

3. П. 63 Правил обеспечения безопасности перевозок, установленных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7

Вопрос 4. Субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан обеспечить каждого водителя следующими документами (выберите правильный ответ):

1. Графиком суточного и недельного изменения пассажиропотока
2. Схемой маршрута с указанием опасных участков 3. Схемой расположения мест организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания

4. Инструкцией о режиме работы при увеличении интенсивности транспортных и пешеходных потоков и при дорожных заторах

2. П. 62 Правил обеспечения безопасности перевозок, установленных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7

Вопрос 5. При перевозках пассажиров в междугородном сообщении на маршрутах регулярных перевозок и перевозок по заказам багаж должен размещаться (выберите правильный ответ):

1. В багажных отсеках автобусов (или) в специальных прицепах
2. В багажных отсеках автобусов либо перевозиться отдельно в багажных автомобилях или в специальных прицепах 3. В багажных отсеках, а также в салоне автобуса

4. В багажных отсеках и (или) в специальных прицепах, а также в ограниченном количестве в салоне автобуса

2. П. 69 Правил обеспечения безопасности перевозок, установленных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7

Вопрос 6. Перевозка пассажиров и багажа по заказу за плату осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании (выберите правильный ответ):

1. Оформленного путевого листа 2. Договора на предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц

3. Договора фрахтования, заключенного в письменной форме или заказа-наряда

3. Ст. 27 Устава автомобильного транспорта

Вопрос 7. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется (выберите правильный ответ):

1. Билетом 2. Квитанцией о приеме денежных средств 3. Багажной квитанцией

4. Квитанцией на провоз ручной клади

1. Ст. 20 Устава автомобильного транспорта. Билет — это перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются Правилами перевозок пассажиров

Вопрос 8. Стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, должна осуществляться (выберите правильный ответ):

1. С нуля часов до шести часов утра в отсутствие водителя на парковках, соответствующим требованиям, установленным Минтрансом России 2.

С двадцати двух часов вечера до шести часов утра в отсутствие водителя на парковках, соответствующим требованиям, установленным Минтрансом России

3.

В ночное время в отсутствие водителя на парковках, соответствующим требованиям, установленным Минтрансом России

В предложенных вариантах нет ответа соответствующего действующим нормам и в соответствии с п. 37 приказа N 106 этот вопрос не должен включаться в тестовое задание. Однако некоторые аттестационные комиссии в тестовое задание его включают и считают правильным 2 вариант, который был правильным до 29 декабря 2017 года.

Источник: https://xn--g1afkd6e.xn--p1ai/ugadn/aat_pdf/03.php

Обеспечение безопасности движения маршрутного пассажирского транспорта

ДВИЖЕНИЕ ПО СЕЛЬСКИМ ДОРОГАМ:  Рекомендуется пользоваться только пассажирским транспортом (рейсовые

Приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами.

Основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются:

– выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов);

– содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии;

– обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;

– организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.

Массовые перевозки пассажиров городским транспортом, их быстрота, безопасность и экономичность имеют решающее значение для удобства населения.

Эффективность этих перевозок, с одной стороны, зависит от качества их организации транспортными предприятиями, с другой — от общего уровня организации дорожного движения, поскольку маршрутный пассажирский транспорт, как правило, не имеет изолированных путей сообщения. В понятие маршрутного пассажирского транспорта входят трамваи, маршрутные автобусы и троллейбусы.

Необходимыми условиями обеспечения безопасности массовых пассажирских перевозок являются исправные пассажирские транспортные средства, соответствующие дорожным условиям и объему перевозок; высокая квалификация и дисциплинированность водителей и всего служебного персонала; исправные дороги с необходимым обустройством; рациональная организация дорожного движения с предоставлением в необходимых случаях приоритета общественному маршрутному транспорту.

Развитие маршрутного пассажирского транспорта не только выдвигает ряд задач перед специалистами по организации дорожного движения, но само оказывает весьма существенное влияние на весь процесс дорожного движения.

Четкая работа маршрутного пассажирского транспорта позволяет сократить пользование индивидуальными автомобилями в первую очередь для трудовых поездок и этим снизить загрузку дорожной сети. Таким образом, четкая организация пассажирских перевозок и движения подвижного состава на маршрутах является в настоящее время глобальным вопросом для организации всего городского движения.

Общественный транспорт обеспечивает значительно более экономное использование дорожной сети, чем индивидуальные автомобили.

В таблице 3.1 приведено сравнение использования площади дороги и провозной способности наземного пассажирского городского транспорта по сравнению с легковым автомобилем.

В последние годы специалистами выдвигаются обоснованные предложения по решению транспортной проблемы в центральных частях больших городов путем более широкого и эффективного использования общественного транспорта.

Таблица 3.1 – Сравнительные характеристики маршрутного пассажирского транспорта по сравнению с легковым автомобилем

Транспортное средствоИспользование вместимости, %Численность перевозимых пассажировПлощадь полосы дороги, занимаемая одним пассажиром, м2  Провозная способность, тыс. чел./ч
в неподвижном состояниипри скорости 50 км/ч
Легковой автомобиль3,721,81,4
Среднее1,410,762,5
Автобус0,43,5
1,08,8
Скоростной трамвай0,31,6
0,83,9

Это позволяет вводить ограничения для индивидуальных автомобилей на наиболее загруженных магистралях, особенно в часы пик.

При организации движения маршрутного пассажирского транспорта необходимо учитывать, что одной из главных задач транспортного обслуживания городского населения является обеспечение приемлемых затрат времени на передвижение от мест проживания до работы. Поэтому основной целью мероприятий по организации дорожного движения является повышение скорости сообщения при обеспечении безопасности дорожного движения.

Открытие автобусного маршрута производится после обследования маршрута специально создаваемой комиссией.

Владельцы автобусов обязаны:

– составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков;

– разработать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами;

– обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег (в случае рейсов большой протяженности), схемой маршрута с указанием опасных участков;

– выбрать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок с учетом дорожных условий и метеоусловий. Весовые (полная масса и нагрузка на ось) и габаритные параметры автобусов должны соответствовать фактической технической категории дорог на маршрутах перевозок, грузоподъемности и габаритам расположенных на них мостов, эстакад, путепроводов, других искусственных сооружений;

– установить графики выпуска автобусов на линию с учетом изменения пассажиропотоков по дням недели и часам суток в целях обеспечения перевозок пассажиров без нарушения норм вместимости;

– организовать контроль соблюдения графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

При перевозках на городских и пригородных маршрутах численность пассажиров в автобусе не должна превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско-экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) — числа мест для сидения. На междугородных маршрутах багаж пассажиров (кроме ручной клади) при наличии багажных отсеков размешается только в них.

Автобусы, используемые на международных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами для контроля соблюдения установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей и режимов движения.

Тахографы (рисунок 3.1) производятся двух типоразмеров: круглые, устанавливаемые в гнездо спидометра и радиоформата, устанавливаемые в гнездо автомагнитолы.

По типу тахографы бывают цифровые и элекронно-механические. Тахограф регистрирует скорость движения, пройденный путь и режим труда и отдыха водителя.

Анализ данных тахографии позволяет владельцам предприятий оценить квалификацию водителей.

Рисунок 3.1 – Конструкции тахографов

На сегодняшний день, весь вновь производимый транспорт, который обязан быть оборудован тахографом, согласно соглашению ЕСТР, выпускается с завода только с цифровым тахографом или, как его принято называть согласно документам ЕСТР: — контрольное устройство, исключение составляет только транспорт, который продается в государства не входящие в состав Евросоюза. Принципиальное отличие цифрового тахографа от электронного, это наличие энергонезависимой памяти, способной хранить информацию в течение 1 года, и очень серьёзная защита от несанкционированного доступа к данным, записанным в память.

Доступ к памяти осуществляется при помощи 4-х видов «ключей», или смарт-карт: — это карта Водителя — она сохраняет данные за последние 28 суток; карта Мастера — позволяет настраивать тахограф и изменять его основные функциональные параметры; карта Администратора автопредприятия — позволяет считывать данные о рейсах автомобилей, которые принадлежат данному автопредприятию, а также закрывать эти данные от доступа другим администраторам; и карта Инспектора, которая позволяет считать из памяти тахографа допущенные водителем нарушения (например, скоростного режима или режима труда и отдыха) и произошедшие сбои в работе оборудования (например, отключение питания или датчика скорости).

Для обеспечения безопасности движения оборудовать автобус тахографом рекомендуется при любых перевозках. При этом основным фактором, способствующим повышению дисциплины водителя, будет являться регулярный анализ данных, зафиксированных тахографом и связанных с режимами труда и отдыха водителя и скоростным режимом движения.

Запрещается отклонение от заранее согласованных (утвержденных) маршрутов движения автобусов, производство остановок в местах, не предусмотренных графиком движения, превышение установленных скоростных режимов движения.

Перевозки пассажиров в регулярном городском, пригородном и междугородном сообщении. Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписание (изменять время движения на маршруте, его участках).

Не допускается сокращение предусмотренного графиком времени отдыха водителей, прибывших в промежуточный или конечный пункт маршрута (автовокзал, автостанцию) или нарушение этого графика.

Если время опоздания не позволяет соблюсти установленную продолжительность рабочего времени, организуется укороченный рейс, замена водителя или изыскивается иное решение, исключающее управление автобусом сверх нормативной продолжительности рабочей смены.

Источник: https://studopedia.ru/7_31452_obespechenie-bezopasnosti-dvizheniya-marshrutnogo-passazhirskogo-transporta.html

Scicenter1
Добавить комментарий