Единое — это материальная субстанция: Первым философом часто называют Фалеса из города Милета. Фалес

Античная философия

Единое — это материальная субстанция: Первым философом часто называют Фалеса из города Милета. Фалес

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Античная философия

    1. Античная натурфилософия

    2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля

      1. Философия Сократа

      2. Философия Платона

      3. Философия Аристотеля

    3. Эллинистическая философия

  2. Философия о человеке

  3. Список литературы

  1. Античная философия

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII – VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры.

Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях, также состоявших у истоков философии. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая.

Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.

Многое и единое. Вся история развития философии складывается из поиска ответов на актуальные, значимые и довольно сложные вопросы. Речь идет о вопросах, которые требуют разрешения. Такие вопросы греки называли проблемами. Философия имеет проблемный характер, это всегда творческий поиск.

Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого. В следствии родилась гениальная философская идея: многое надо увидеть (греки именно так выражались, увидеть) как одно. Одно, объединяющее в себе многое, называли единым.

Единое – это материальная субстанция. Первым философом часто называют Фалеса из города Милета. Фалес разрешил головоломку заявив, что началом всего является вода.

Ученик Фалеса Анаксимен считал началом всего воздух. Гераклит признал началом всего огонь. Анаксимандр считал, что все произошло из беспредельного вещества, которое он называл апейроном.

Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю.

Все указанные философы использовали один и тот же способ понимания многого: они считали, что в основе мира находится материальная субстанция. Субстанция есть то, что не нуждается для своего объяснения в другом.

Конечно, нельзя все объяснить исходя из одной (или нескольких) материальных, т.е. вещественных, субстанций, но первые философы были правы в другом: имея дело со многим, полезно искать общее.

Единое – это числа. Пифагор. Пифагор не отказался от четырех субстанций – огня, воды земли и воздуха, но стремился найти их первоосновы, каковыми он считал числа. Пифагор везде как первичную рассматривает числовую сторону дела. А это означает, что все надо соизмерять, в том числе свои усилия.

Числа позволяют нам описывать самые различные по качеству явления, используя единообразный подход.

Многое не существует. Сюрпризы элеатов. Мудрейшие философы Парменид и Зенон не только утверждали, но и доказывали, что многое вообще не существует. Мнение о реальности многого является облаком чувств. Нельзя слепо доверять чувствам и свои мнения надо обосновывать.

Неужели действительно можно доказать, что многое не существует? Элеаты рассуждали таким образом. 1. Вопреки чувствам и впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма (а это сумма нулей) никак не даст конечную вещь.

Если же вещи конечны, то между двумя вещами всегда есть третья вещь, отсюда следует противоречие, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Выходит, что, возможно, непротиворечивым утверждением будет такое: в мире нет множественности, нет отдельных вещей, он один и един, целокупен.

Греки называли такое высказывание – парадоксом. 2. Если нет отдельных вещей, то нет и движения, ибо движение, как изменение положения вещей. Снова парадокс.

Рассуждение элеатов произвели на греческих философов неизгладимое впечатление. Они сознавали, что попали в безвыходное положение. Рассуждения элеатов они расценивали как апории (а, т.е. – нет, и пора – щели). Для ищущих впечатлительных греков такое положение дел было невыносимым.

Единое – это атомы и пустота. Лучшие греческие философы заметили, что элеаты в своих рассуждениях делят рассматриваемую реальность до бесконечности.

Левкипп и Демокрит нашли радикальный выход: Они стали утверждать, что существуют неделимые фрагменты (атомы) вещества, пространства и времени. Любая вещь состоит из атомов и пустоты.

Каждая вещь состоит из определенного, не бесконечного числа атомов и промежутков пустоты.

Представления, развитые атомистами, позволили объяснить множество явлений природы, но «подвела» теорема Пифагора (π=3,14 – это противоречит концепции атомистов, а противоречия в философии не допустимы).

Вывод: первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека. По этой причине их называют натурфилософами, т.е. философами природы.

    1. Высокий интеллектуализм Сократа,

Платона и Аристотеля

1.2.1 Философия Сократа

Духовная революция Сократа. Сократ совершил в философии коренной переворот.

Натурфилософы бились над разрешением проблемы: что такое природа и последняя реальность вещей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична человеку, Сократ переиначивает основное философское вопрошание: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот. В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому, что человек есть существо познающее, разумное.

Сущность человека – душа. Этика Сократа. Человека отличает от других существ душа, считает Сократ.

Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым и моральным, добродетельным.

Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, даже физическое насилие не может ее разрушить. А это означает, что человек становится свободным. В этом и состоит его счастье.

Этика Сократа, имела в становлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов.

Диалектика Сократа. Диалектика – искусство достижения философских истин. В этом отношении Сократ также был большим новатором.

Для Сократа диалектика являлась искусством постановки вопросов и нахождения ответов на них. При этом достаточно отчетливо выделяются три этапа: 1. Дисквалификация себя и собеседника.

«Я знаю, что ничего не знаю». Сократ; 2. Ирония; 3. Рождение мысли, душа порождает истину.

Диалектика Сократа сохраняет свое значение до настоящих дней.

1.2.2 Философия Платона

Концепция идей. Платон – выдающийся мыслитель античности, ученик Сократа. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей.

Идея – это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Проблему единого и многого Платон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое.

По поводу расположения идей возможны три главных ответа:

1. Идеи находятся в физических вещах;

2. Идеи – это творение ума человека, следовательно, они находятся в уме человека;

3. Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Гиперуранцией (дословно: по ту сторону неба).

Платон придерживался третей точки зрения, хотя она представляется нам парадоксальной.

Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причиной всего прекрасного как в мире, так и в жизни людей. Благо, по Платону, это – мировой принцип.

Три главных случая использования концепции идей:

1. Космология. Бог – мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, существо одаренное совершенством идей, в частности математических;

2. Антропология Платона. Концепция любви. У каждого человека есть тело и душа. Душа – главная часть человека, благодаря ней он познает идеи, в этом состоит добродетель.

Душа реализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Проще всего быть умеренным, сложнее мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только познание, но и любовь.

Любовь по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным;

3. Учение об обществе. идея общественного благоустройства – это идея справедливости;

1.2.3 Философия Аристотеля

Учение о форме и четырех причинах. Аристотель – великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение.

Платон встретился с большими трудностями при осмыслении природы идей, а Аристотель стремился разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию, перенеся акцент с идеи на форму. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. Сложнее обстоит дело с человеком, его материя – это кости и мясо, а форма – душа.

Что важнее – материя или форма? На первый взгляд, кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия.

Всего причин четыре: формальная – сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие.

Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Понятие принадлежит уму человека, следовательно, что форма – это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

В учении о форме Аристотель существенно переработал концепцию идей Платона. Еще более оригинален был Аристотель в развитых им концепциях динамизма и цели.

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уделять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности в действительность.

Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, причем содержательнейшим образом, проблема цели (учение о цели называют телеологией). Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты. Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества.

Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичность бытия. Бог Аристотеля – это перводвигатель и великолепный ум. Как и все доброе и красивое, он притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, финальная причина.

Аристотель – основатель логики. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. Ее обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке.

1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету;

2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными;

3. Закон тождества: А есть А.

Еще Аристотель гордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе – особенное, третье – вывод. Например, — (1) Если все люди смертны (2) и все греки – люди, (3) то все греки смертны.

Этика Аристотеля. Что такое счастье? Для Аристотеля этика в отличие от физики и математики есть практическая наука. Последней целью и последним благом является счастье.

Счастье для Аристотеля – это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией. Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудостью.

Аристотель особенно высоко ценил следующие добродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

Вывод: Школа Сократа – Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. А Аристотель в свою очередь развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.

    1. Эллинистическая философия

Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию, возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами.

Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил.

Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье.

Избавление от всех несчастий видели, прежде всего, в автаркии (самодостаточности), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

Кинизм (цинизм). Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем – Диоген Синопский. Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде.

Не подкрепленные должным интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела. Поэтому латиняне называли киников циниками. Постепенно слово «циник» приобрело негативное значение.

В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто- напросто очень бедная, жалкая, выраженная форма философствования.

Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анализе упомянутых философских школ следует иметь ввиду, что их представители четко различали три составные части философии: физику, логику и этику.

Эпикуреизм: счастье – это умеренное наслаждение. Основателем эпикуреизма является Эпикур.

Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут самопроизвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий.

Логика. Мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание познания. Мир дан человеку в его очевидности.

Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений.

Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов.

Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.

Стоицизм: счастье это жизнь в соответствии с космическим законом. Основателем стоицизма является Зенон из Кития.

Физика. Космос – это огненный организм, огненная всепроникающая пневма. Природа это бог, бог есть вся природа (пантеизм).

Логика. Посредством чувств человек постигает ощущения, посредством ума выводы, центр же познания находится в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это смысл слова и предложения.

Этика. Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическим законами. Разница в том, что, как выразился Сенека, «хотящего судьба ведет, нехотящего – тащит».

Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными. Основателями являлись Пиррон Элидский и Секст Эмпирик. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека не состоятельна, чувства лживы, разум противоречив.

Этика. Перед лицом постоянно изменяющего мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

Неоплатонизм. Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или неоплатонизм. Виднейшим из неоплатоников был Плотин. Он учил философии, в которой платонизм дополнялся восточного происхождения мистикой.

Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, В каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекрасней костной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое-Благо.

Неоплатонизм является последним всплеском античной философии. Плотин призывал к Единому-Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась на высокой ноте Единого-Блага.

Вывод: киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.

2.Философия человека

Основные воззрения на природу человека:

1.Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосм.

2.Начиная с Сократа, философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.

3.В средневековой философии главное размежевание проходит не столько между телом и душой человека, сколько между «плотским человеком» и «духовным человеком». Природа человека понимается как трехчастная: тело – душа – дух.

Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства.

Философский стиль православия восходит к Платону и Плотину, в нем много интуитивно-чувственного, подчеркивая единства истины, красоты и добра, без установления в этом триединстве каких-либо приоритетов.

Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому – человек понимается как субъект воли. Философский стиль протестантизма основывается на нововременной философии с ее выделением личностного начала.

4.В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души – это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три – рассудок, способность суждения, разум.

5.Наряду с только, что рассмотренной концепцией «хомо сапиенс» (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Суть каждого человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Маркса, понимается в общественном смысле.

6.Последние изобретение философии Нового времени – это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставится страсть, лидерство, вино, курение, буйство фантазии и импровизации, протест против послушания и вообще всякой хилости.

7.Философия XX века продолжает поиск подлинности человека. Феноменолог Гуссерль провозглашает подлинной природой человека опыт его сознания – образование эйдосов, понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни.

8.Герменевтики считают, что истинность человека реализуется его существовании в мире, понимании мира, преодоление потаенности вещи, слияние ее границ с границами человека, каковыми выступают его временность, забота, страх и реализуемая в этой связи активность.

9.Философы-аналитики видят в человеке существо, активно реализующее свои языковые способности. В сфере языка человек решает что, почему и как следует делать.

10.Согласно постмодернистам, человек – существо, бунтующее в поисках возвышенного и избавления от удушающих объятий однообразного, одномерного, скучного, коллективного, тоталитарного. Человек может понять существующие общественные нормы лишь в том случае, если он постоянно от них отодвигается, иначе говоря, деконструирует их.

К уже рассмотренным интерпретациям человека добавим еще одну, которая привлекает внимание в течение всего XX века.

Речь идет о философии бессознательного, развитой австрийским врачем-психатром и философом Зигмундом Фрейдом.

Лишь Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение, они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом.

идея Фрейда была довольно простой: человек – существо эротическое. Глубинная сущность человека – сексуальное величие – либидо. Это величие приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами.

Сексуальные влечения вытесняются из сознания, они становятся бессознательными, проявляясь в сновидениях, в различного рода нерациональных действиях, неврозах.

Путь избавления от неврозов – это анализ психики, сначала обнаруживают бессознательное, а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов.

Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Демонстрирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними.

Философия не прекращает попытки создания целостной концепции человека, т.к. необходимо объединять и обобщать все данные о человеке. Каждая из наших философских систем содержит в себе определенную философию человека.

Вместе с тем просто-напросто не существует особой философии, которая была бы именно философией человека.

Так как же объединить одиннадцать интерпретаций человека? Разве они образуют целое? Да, образуют, ибо между ними существуют определенные связи: стоит выбросить одну из интерпретаций, как общая картина природы человека сразу потускнеет.

Основные выводы:

1. Человек уникален, и универсален. Человек – венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо – ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

2. Человек – это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека – это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.

3. Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический – все это объединено каждой конкретной личностью.

4. Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.

5. Человек – существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедрится в будущее, где его ожидают опасности, риск оказывается в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.

6. Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошая развитая философская база.

7. Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность.

3.Список литературы

Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2003. – 272с.: ил.

Источник: https://textarchive.ru/c-1885526.html

Читать

Единое — это материальная субстанция: Первым философом часто называют Фалеса из города Милета. Фалес
sh: 1: —format=html: not found

Annotation

Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования.

и структура учебника соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Содержит вопросы и задания к каждой главе, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы.

Для студентов средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.

В. А. Канке

От автора

Введение

Раздел 1

1. Античная философия

1.1 Античная натурфилософия

1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля

1.3. Эллинистическая философия

2. Средневековая философия

3. Философия нового времени

3.1. Философия эпохи Возрождения

3.2. Философия от Декарта до Канта (XYII–XYIII ВВ.)

3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) Гегель против Канта

4. Философия наших дней

4.1. О состоянии современной философии

4.2. Феноменология

4.3. Герменевтика

4.4. Аналитическая философия

4.5. Постмодернизм

4.6. Философия в России

4.7. Восточная философия

Раздел 2

5. Основания философствования

6. Философия человека, общества и истории

6.1. Философия человека

6.2. Философия общества

6.3. Философия истории

7. Философия как аксиология

7.1. Учение о ценности

7.2. Философия искусства

7.3. Философия практики

8. Философия познания и науки

8.1. Философия познания

8.2. Философия науки

9. Философия языка

10. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

11. Философия природы

12. Второй пол и философия

13. Философия образования

Заключение. Философия в современном мире

Приложение 1

Приложение 2. Советы студентам

Приложение 3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 6. Методические заметки (для преподавателей)

Приложение 7. Годы жизни выдающихся философов(в хронологическом порядке)

Приложение 8

Приложение 9. Выдающиеся философы xx века

Литература[1]

Словарь-указатель

Именной указатель

notes

1

В. А. Канке

Основы философии

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов средних специальных учебных заведений

Посвящаю моим родителям

От автора

Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей истории человечества. Но в последние годы интерес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубоким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных изменениях в философском образовании.

Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяется по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы.

Переход к массовому изучению философии оказался исключительно трудным делом, требующим совершенно новых учебников и учебных пособий.

Очевидно, что они должны быть рассчитаны на преподавание философии как универсального учения, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств.

Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения — научного, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообразном мире.

Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования.

Во-первых, это доступность учебника студенту среднего специального учебного заведения и учащемуся-старшекласснику. Во-вторых, доступность не должна достигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса.

В-третьих, книга призвана давать достаточно полное представление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все остальное.

В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной — при самом ответственном отношении к этому термину — философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных курсов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых, книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действительно волнует молодежь.

Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата — студента среднего специального учебного заведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы надеяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудиторию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном.

Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства.

Москва — Обнинск сентябрь 1998 г.

Введение

Что такое философия?

Смысл слова «философия»

В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми.

Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но великим народом Древней Греции.

Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие.

Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл.

Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл.

Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.

Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Источник: https://files.litmir.me/br/?b=240788&p=5

Scicenter1
Добавить комментарий